Абхазский государственный драматический театр им. С


Первая абхазская театральная студия, организацией которой занимался известный деятель национальной культуры, педагог и просветитель, знаток абхазского музыкального фольклора К. Дзидзария, была открыта в 1929 году. Ее руководителем и преподавателем официально был назначен режиссер и педагог В.И.Домогаров. Совместно с К.Дзидзария в абхазских селах они отобрали талантливых молодых людей, ставших первыми профессиональными актерами, а впоследствии и народными артистами Абхазии и Грузии, выдающимися мастерами абхазской сцены – А.Агрба, Р.Агрба, Л.Касландзия, Ш.Пачалия, Е.Шакирбай, А.Аргун-Коношок, М.Кове и другие.

27 ноября 1931 года силами студийцев состояла премьера спектакля «Киараз» по одноименной пьесе С.Чанба «Киараз» о героических подвигах абхазских революционеров и борцов против грузинских меньшевиков. А 20 января 1932 года Абхазская театральная студия показала свой второй спектакль – комедию Гоголя «Ревизор». Оба спектакля были с восторгом приняты абхазской публикой и молодым правительством во главе с Совнаркомом Н.Лакоба.

Силами творческого коллектива в марте 1941 года была осуществлена постановка шекспировского «Отелло», ставшей серьезным испытанием и на многие годы визитной карточкой молодого тогда еще театрального коллектива.

Последовательному творческому развитию профессионального абхазского театра был нанесен огромный ущерб в сталинско-бериевские времена репрессий, когда в Абхазии несколькими этапами прокатилась волна массовых арестов и расстрелов видных общественных и государственных деятелей, представителей творческой интеллигенции.

С начала 60-х годов прошлого века начинается заметный подъем профессионального уровня абхазского национального театрального искусства, прежде всего, благодаря приходу в театр молодого талантливого режиссера Нелли Эшба. С ее творчеством связан целый период в развитии абхазского театра. Спектакли «Призраки» Д.Гулиа, «Голый король» Е.Шварца, «Дон Карлос» Ф.Шиллера стали этапными в истории театра.

Приход нового режиссера Валерия Кове в Абхазский театр стал желанным для большинства актерского состава театра.Новые постановки своеобразным языком действия, формой, метафорами, выразительными средствами коренным образом отличались от всего предыдущего и стали своего рода поворотным этапом в истории Абхазского театра («Горе от ума» А.Грибоедова, «Жизнь есть сон» К.Кальдерона, «Махаз» Ф.Искандера и др.)

Сегодня театр возрождает многие утраченные исторические черты облика Абхазии, отражая их в своих постановках. Пройдя сложный путь становления, Абхазский государственный драматический театр им.С. Чанба стал устойчивым символом Абхазии на все времена. Его почетная миссия – вклад в абхазское искусство, а отличительная особенность – история Абхазии на сцене.

История продолжается, театр отвечает современным проблемам, репертуар Абхазского государственного драматического театра радует своего зрителя новаторскими идеями и проектами, над созданием которых работают молодые абхазские режиссеры М.Аргун и А.Шамба.

Директор Абхазского государственного драматического театра - заслуженный артист Кабардино-Балкарии Адгур Чинчорович Джения .

Художественный руководитель - народный артист Республики Абхазия, заслуженный деятель искусств Кабардино – Балкарии, кавалер ордена «Ахьӡ-Аҧша» («Честь и Слава») II степени Валерий Михайлович Кове

«Любой спектакль, помимо незаурядной трактовки, динамичной постановки, должен отвечать на тот или иной вопрос, что такое театр и привносить в это общетеатральное движение свою крупицу» - считает В.М.Кове.

Истоки абхазской театральной культуры - в народных играх, обрядах, устном народном творчестве (выступления певцов-сатириков - ахьдзыртвью, комиков - кечеков и др.). С 1915 в Сухуме ставились любительские спектакли. В 1918 в Сухумской учительской семинарии по инициативе поэта Д. И. Гулиа был создан литературно-драматический кружок.

После установления в А. Советской власти (1921) начала работать театральная труппа под рук. Д. И. Гулиа. В 1928 открыт абхазский сектор Сухумского театра. В 1930 в Сухуми начались занятия во вновь созданной абхазской драматической студии, на базе которой в том же году открыт Абхазский национальный театр.

В последующие годы театр включал в репертуар национальную драматургию, инсценировки народных сказаний и легенд, пьесы, посвященные современности (драматурги С. Я. Чанба, В. В. Агрба, Ш. А. Пачулиа и др.). Ставится классическая драматургия (Шекспир, Гоголь, Горький). В числе работ театра: "Призраки" Д. И. Гулиа, "Данакай" М. А. Лакербая, "Моя лучшая роль" М. А. Лакербая и В. К. Крахта, "Перед восходом солнца" Г. А. Габуния, "В глухой старине" Д. Х. Дарсалия.

В 1967 театру было присвоено имя Самсона Чанба.

Немногочисленные абхазские народные театральные коллективы, руководимые выдающимся абхазским поэтом, прозаиком, драматургом и ученым Дмитрием Гулиа в Сухуме и педагогом Плаоном Шакрылом в Очамчире, начинали свои первые шаги на сцене еще до установления советской власти в Абхазии и подвергались постоянным угрозам со стороны меньшевистского правительства Грузии.

Прошли тяжкие годы и сегодня Абхазский театр — один из лучших профессиональных коллективов Кавказа радует зрителей интересными постановками не только абхазских авторов, но и произведений классиков мировой драматургии, среди которых: Шекспир, Шиллер, Еврипид, Софокл, Гоголь, Лопе де Вега, Гольдон, Мольер, Гарсиа Лорка, Островский, Горький, Брехт, Кальдерон, Грибоедов и др.

Абхазский советский театр, вобрав в себя лучшие традиции мировой театральной культуры, стал развиваться самостоятельно, прокладывая свою дорогу к вершинам искусства. Героический, воинственный дух абхазского народа, его любовь к веселью и юмору, получили яркое сценическое воплощение.

Театр много сделал для развития абхазской оригинальной национальной драматургии. Его репертуар состоял из произведений Д. Гулиа, С. Чанба, Д. Дарсалиа, Муты Кове, М. Лакербай, Г. Гулиа, В. Агрба, К. Агумаа, А. Ласуриа, Ш. Пачалиа, Ш. Чкадуа, Р. Джопуа, Н. Тарба, А. Гогуа, Ш. Сангулиа, Д. Ахуба, Ш. Басариа, Г. Гублиа, А. Мукба, Ш. Аджинджала, А. Аргун, М. Чамагуа. Немалая заслуга в развитии абхазского театра принадлежит общественному деятелю и педагогу К. Дзидзариа - первому организатору драмстудии. Вообще надо сказать, что со дня организации абхазского профессионального театра в его творческую атмосферу включились многие известные драматурги, режиссеры, композиторы, художники, принимавшие непосредственное участие в становлении национального театрального искусства республики. Среди них особое место занимают русский режиссер Василий Иванович Домогаров и его ученики - основоположники абхазской национальной режиссуры Азиз Агрба, Шарах Пачалиа и Кадыр Карал-оглы. В 70-е годы в театр пришли талантливые режиссеры, окончившие вузы Москвы, Ленинграда, Тбилиси,- Нелли Эшба, Дмитрий Картава, Михаил Мархолиа, Хута Джопуа, Николай Чиковани, Валерий Кове, Н. Мукба и др.

За годы своего существования Абхазский театр накопил большой творческий опыт, утвердилась своя традиция ставить спектакли как героико-романтические, так и комедийные. Абхазским актерам старшего и младшего поколений одинаково подвластны и героические, и комедийные образы. В театре уже четко сформировались героико-романтические и сатирико-гротесковые традиции. Абхазская сцена по праву гордится такими замечательными актерами старшего поколения, как Шарах Пачалиа, Азиз Агрба, Леурсан Касландзиа, Разанбей Агрба, Екатерина Шакербай, Анна Аргун-Коношок, Минадора Зухба, Марица Пачалиа, Михаил Кове, Иван Кокоскериа, Джарнас Амкуаб, Самсон Кобахиа, Вера Дбар, которые за свои заслуги удостоены почетного звания народных артистов Абхазии и Грузии. Семью основоположников абхазского профессионального театра пополнила целая плеяда не менее талантливых актеров, среди которых Нурбей Камкиа, Софа Агумаа, Этери Когониа, Шалва Гицба, Чинчор Джениа, Виолетта Маан, Амиран Таниа, Олег Лагвилава, а также Алексей Ермолов, Сергей Саканиа, Рушни Джопуа, Леонид Авидзба, Нелли Лакоба, Заира Амкуаб-Ермолова, Мажара Зухба, Л. Гицба, 3. Чанба, С. Габниа и др. Под своды абхазского театра по достоинству заняли свои места и молодые актеры - Г. Тарба, С. Сангулиа, А. Даутиа, Т. Гамгиа, Т. Чамагуа, Р. Дбар, К. Хагба, Т. Авидзба, И. Когониа, Р. Сабуа, Л. Ванача, Е. Когониа, С. Начкебиа, Л. Ахба, В. Ардзинба, Л. Джикирба и др.

Развитие Абхазского театра в ХХ веке

Театр в 20-ых - 40-ых гг. XX в.

Изначальные годы были для Абхазского театра годами поисков. Ставились спектакли, в которых можно было услышать голоса героев разных эпох, национальностей и мировоззрений, но и среди такого многообразия в театре все же главенствовала национальная драматургия, ибо зритель всегда стремился увидеть жизнь своего народа, его прошлое и настоящее. Так, видное место в репертуаре тех лет заняли пьесы Самсона Чанба, видного абхазского прозаика, драматурга и общественного деятеля, имя которого и носит абхазский театр, - это «Апсны-ханым», «Киараз». Параллельно с ними шли и пьесы других абхазских драматургов: «В глухой старине» Д. Дарсалиа, «Во тьме» П. Шакрыл, «Инапха Кягуа» Муты Кове, «Восстание в Лыхнах» В. Агрба, «66 год» Г. Гулиа, «Овраг Сабыды» М. Лакербай и другие произведения, ставшие вехами в истории Абхазского театра. В те годы театр ставит «Ревизора» Н. Гоголя, «Доходное место» А. Островского, «Овечий источник» Лопе де Вега, «Анзора» С. Шаншиашвили, «Гибель эскадры» А. Корнейчука и многие другие этапные спектакли, снискавшие большую любовь и признание зрителей.

В марте 1941 года в театре была поставлена трагедия Шекспира «Отелло»: в роли Отелло Леварса Касландзиа, в роли Яго Ш. Пачалиа. Очаровательна и достоверна была в исполнении Анны Аргун-Коношок Дездемона.

В годы войны главные усилия были направлены театром на создание героико-романтических спектаклей, рассказывавших о борьбе советского народа с фашистскими захватчиками, и потому внимание национальных драматургов было обращено на события, связанные с оккупацией горных селений Кавказа. Стойкость и мужество абхазских крестьян, поднявшихся против врага, явились главной темой спектакля «Скала героя» Г. Гулиа (1943) и «Большая земля» К. Агумаа (1945).

В эти же годы театр ставит и комедийные спектакли, стремясь дать людям возможность посмеяться и забыть хоть на миг о душевных и физических ранах, нанесенных войной. В день празднования 20-летия установления Советской власти в Абхазии (4 марта 1941 год) состоялась премьера спектакля «Жених» осетинского драматурга М. Шавлохова. В спектакле, поставленном Ш. Пачалиа, впервые раскрылись интересные вокальные и пластические возможности абхазских актеров. Комедийную линию, начатую в «Женихе», продолжили спектакли «Ханума» А. Цагарели и «Любовь актрисы» Н. Микава.

Героическая тема столкновения больших и сильных характеров всегда привлекала внимание Абхазского театра. Образы волевых, мужественных людей показаны еще на заре становления Абхазского театра в таких спектаклях, как «Глухая старина» Д. Дарсалиа и «Амхаджир» С. Чанба.

В 1947 году, 27 июня, в театре состоялась премьера драмы Шиллера «Коварство и любовь» (режиссер Ш. Пачалиа). В спектакле были убедительно раскрыты социальная сущность героев и их взаимоотношения, глубоко прослежены внутренняя ограниченность и безнадежность тех людей, которые руководят государством и своей недальновидностью приносят несчастье обществу.

В сороковые годы театр ставит спектакли «Искренняя любовь» А. Ласуриа, «Проделки Скалена» Мольера, «Призраки» Д. Гулиа, «Салуман» Ш. Пачалиа, «Люди доброй воли» Г. Мдивани, «Честь семьи» Г. Мухтарова, «Потопленные камни» И. Мосашвили и другие, ставшие этапными в истории абхазского театра. Коллектив неоднократно поднимал в своих постановках темы любви, защиты Родины, революции, труда, войны, словом, театр никогда не оставался в стороне от жизни.

Говоря об Абхазском театре, нельзя не сказать о его особом пристрастии к сатирическому жанру. Беспощадная сатира, используемая с давних времен в искусстве шутников-акечаков (истоки абхазского театра), все больше стала занимать определенное место в репертуаре театра. И в 1954 году он ставит сатирическую комедию белорусского драматурга В. Макаенка «Камни в печени» (режиссер Аз. Агрба).

Включает в свой репертуар театр и пьесы, рассказывающие о дореволюционном прошлом, и потому на его сцене с большим успехом долгое время шел спектакль «Последние» М. Горького.

Театр в 50-ых – 60 ых гг. XX в.

Впервые в 1954 году театр осуществляет гастрольную поездку на Северный Кавказ, в Черкесскую автономную область. В ее городах и селах спектакли были приняты тепло и радушно. Внимание критиков привлекли такие спектакли гастрольного репертуара, как «Отелло» Шекспира, «Без вины виноватые» А. Островского и «Ханума» А. Цагарели. После же возвращения с гастролей театр начинает работать над новыми спектаклями и в результате сценическую жизнь получает спектакль «Гунда» Ш. Пачалиа, возобновляется спектакль «Гибель эскадры» А. Корнейчука, идет историческая драма «Черные гости» Г. Гулиа, повествующая о событиях, имевших место в Абхазии за два года до присоединения ее к России.

40-летие Октября Абхазский театр встретил премьерой спектакля «Кремлевские куранты» Н. Погодина (режиссер Аз. Агрба). В роли Ленина выступил народный артист ГССР и Абхазской АССР Р. Агрба.

1957 год явился для Абхазского театра годом творческого испытания, ибо в дни Октябрьских торжеств он принял участие в Декаде абхазской литературы и искусства в Тбилиси. В эти дни искусствовед Н. Шалуташвили писала: «Абхазский драматический театр на декаде в столице Грузии показал тбилисскому зрителю три спектакля: «Измену» А. Сумбатова-Южина, «Гунду» Ш. Пачалиа и «Отелло» Шекспира. Вдумчивый выбор репертуара высоко был оценен зрителями. Спектакли произвели волнующее впечатление и продемонстрировали разнообразие и богатство абхазского театрального искусства».

После успешного завершения гастролей театр начинает работать с удвоенной энергией. Так, в течение 1958 года он ставит несколько новых спектаклей, среди которых «Буря» Войновича (режиссер Г. Суликашвили), «Семья преступника» Джакометти (режиссер Ш. Пачалиа), «Дом № 12» А. Хватландзиа и X. Джопуа (режиссер Г. Суликашвили), «Победа» С. Чанба и В. Агрба (режиссер Аз. Агрба). А в 1959 году режиссер Г. Суликашвили осуществляет постановку спектакля «Медея» Еврипида, который явился поистине триумфом творческих сил театра. Кстати, надо отметить и то, что Абхазский театр раньше всех театров страны обратился к этой античной трагедии. Глубоко трагический образ Медеи создала Минадора Зухба, а в роли Язона предстал перед зрителями Шарах Пачалиа.

Начало 60-х годов для Абхазского театра было особенно творческим, плодотворным. Театр показывает сразу несколько новых спектаклей в постановке режиссера Нелли Эшба. Среди них «Призраки» Д. Гулиа, «Такая любовь» П. Когоута, «Современная трагедия» Эбролидзе, «Голый король» Е. Шварца, «Иван-абхазец» М. Чамагуа, «Песню нелегко сложить» Н. Тарба, которые явились новой страницей в летописи театрального искусства абхазского народа. В те годы его репертуар состоял в основном из произведений абхазской национальной драматургии. Это «Ясное небо» Ш. Басариа, «Трещина» и «Дочь Ажвейпшаа» Р. Джопуа, «Искупление» Д. Ахуба, «С тобой моя любовь» Г. Гублна, «Перед рассветом» А. Лагвилава и многие другие спектакли, которые были поставлены режиссерами Аз. Агрба, Г. Суликашвили и X. Джопуа. Абхазский театр никогда не порывал связи с переводной драматургией. Его репертуар включал в себя такие спектакли как, «Кровавая свадьба» Г. Лорки (режиссер X. Джопуа), «Чудак» Н. Хикмета (режиссер Н. Чиковании), «Совесть» Д. Павловой (режиссер М. Мархолиа).

В 1967 году на сцене Абхазского театра впервые появляется драматургия Б. Брехта. Молодой режиссер М. Мархолиа ставит спектакль «Господин Пунтила и его слуга Матти», где с особой силой выявилось творческое дарование актеров среднего поколения театра-С. Саканиа (Пунтила), Ш. Гицба (Матти) и других.

Абхазский театр не изменяя своим прежним традициям, ведет углубленный поиск изучения психологии человека, его отношения к окружающему миру. Свидетельством тому являются спектакли «Дон Карлос» Шиллера, «Песнь о скале» Б. Шинкуба, «Лесная песня» Леси Украинки, «Снегурочка» А. Островского, «Старшая сестра» А. Володина, «День взаймы» А. Гогуа (все в постановке Н. Эшба), а также «Аламыс» А. Мукба (режиссер Ш. Пачалиа), «Мари Октябрь» Ж. Робера, «Горянка» Р. Гамзатова, «Шаги» Р. Джопуа, «Не беспокойся, мама!» Н. Думбадзе (режиссер Д. Кортава), «Приведения» Ибсена, «Дуэль» М. Байджиева, «Сейдык» А. Аргуна и М. Мархолиа (режиссер М. Мархолиа), которые шли с неизменным успехом на абхазской сцене, волнуя воображение людей разных поколений. Кстати, «Лесная песня» Л. Украинки, поставленная Н. Эшба, была удостоена Диплома II степени на Всесоюзном смотре драматургии народов СССР.

Театр в 70-е гг. XX в.

Новые страницы в истории театрального искусства Абхазии вписали гастроли Абхазского театра в Тбилиси (1971 год), а затем, на братской Украине (Киев, Днепропетровск, Николаев в 1972 году). Они продемонстрировали зрелость мастеров абхазской сцены, их умение языком искусства воздействовать на умы и сердца взыскательных зрителей.

А в 1973 году абхазский театр, возглавляемый главным режиссером Нелли Эшба, осуществил гастрольную поездку в Москву, где были показаны спектакли «Песня о скале» Б. Шинкуба, «Дон Карлос» Шиллера, «Не беспокойся, мама!» Н. Думбадзе, «Женская честь» И. Папаскири, «Снегурочка» А. Островского и «Лесная песня» Л. Украинки. Московские гастроли подтвердили творческую подготовленность Абхазского театра, который своими спектаклями утверждает идеи нравственной чистоты, патриотизма и гражданственности.

В новом театральном сезоне (1973-1974 год) главным режиссером театра становится Дмитрий Кортава. В период с 1974 по 1976 год театр показал зрителям спектакли «Белые флаги» Н. Думбадзе, «Трамвай Желание» Т. Уильямса, «Алоу сердится» Ш. Чкадуа, «Всемогущий Мазлоу» Ш. Пачалиа, «Антигона» Ж. Ануя, «В солнечное затмение» А. Мукба (режиссер Д. Кортава), «Прежде, чем пропоет петух» И. Буковчана, «Песня о ранении» А. Аргуна, «Дело» А. Сухово-Кобылина (режиссер М. Мархолиа).

В 70-е годы театр осуществляет ряд интересных постановок, среди которых «А там - как хотите...» Б. Шинкуба, «Премия» А. Гельмана, «Голос родника» Ш. Аджинджала, «Дочь солнца» Н. Тарба, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского, «Тень» Е. Шварца, «Когда все двери открыты» А. Мукба, «Электра» Софокла, «Эмигрант из Брисбена» Ж. Шехаде, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Кукла» Ш. Чкадуа, «Переполох в лесу» Р. Джопуа, «Пока арба не перевернулась» О. Иоселиани и другие. А в декабре 1979 года состоялась премьера спектакля «Замшевый пиджак» болгарского драматурга С. Стратиева. Постановку этой сатирической комедии осуществила творческая группа из Болгарии, в составе которой были режиссер-постановщик Дмитрий Стоянов, художник Атанас Вельянов и композитор Эмиль Джамджиев.

Театр в 80-е гг. XX в.

В последние годы Абхазский театр усилил творческие связи с зарубежными коллегами. В середине восьмидесятых годов в Сухум была приглашена постановочная группа из Словакии. Известный словацкий режиссер Милан Бобула осуществил на сцене Абхазского театра постановку пьесы И. Буковчана «Очевидец», а абхазский режиссер Д. Кортава поставил на сцене национального театра в Кошице драму А. Аргуна «Да не погаснет мой очаг!». Позднее на сцене Абхазского театра выступил словацкий театр из города Мартин.

Обращается Абхазский театр и к теме революционного преобразования жизни в спектаклях «Похищение луны» К. Гамсахурдиа, «Проблеск» Р. Джопуа, «Горы смотрятся в море» А. Аргун, «Лучи далекого солнца» Э. Сим-Сима, постановку, которых осуществили режиссеры Л. Мирцхулава, Д. Кортава и В. Кове.

Большим событием явилось награждение коллектива правительственной наградой - орденом «Знак Почета».

После долгого творческого перерыва в театральной жизни республики на суд зрителей была представлена трагедия У. Шекспира «Король Лир». Спектакль по праву был принят тепло и радушно абхазским зрителем. Роль короля Лира блестяще исполнил народный артист СССР Шарах Пачалиа. Это сценическое полотно было признано одним из лучших спектаклей на Всесоюзном шекспировском фестивале, проходившем в столице Армении - Ереване. Позднее спектакль был показан в столице Адыгеи - Майкопе.

Когда заходит речь о взаимообогащении национальных культур, прежде всего вспоминается тот факт, что Абхазский театр всегда включал в свой репертуар пьесы народов нашей страны. На его сцене шли спектакли: «Мгновение над пропастью» Н. Мирошниченко, «Святая святых» И. Друцэ, «Чинарский манифест» А. Чхеидзе, «Похожий на льва» Р. Ибрагимбекова, «Берег» Ю. Бондарева, «Двадцать минут с ангелом» А. Вампилова, «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехта и др. Во всех спектаклях, поставленных режиссерами М. Мархолиа, В. Кове, А. Мукба, театр показывал столкновение человеческих судеб, черпал материал удивительной глубины и силы, показывая на сцене жизнь общества, бессмертие духа самого народа.

В середине 80-х годов театр ставит спектакли из абхазской жизни и среди них «Белый портфель» Ш. Аджинджала, «Царь Леон I» Аз. Агрба, а в 1986 году инсценировку романа Б. Шинкуба «Последний из ушедших» (постановка народного артиста УССР, заслуженный деятель искусств РСФСР и Абхазской АССР, лауреат Государственной премии УССР им. Шевченко Виктор Терентьев).

Еще в 30-е годы Абхазский театр обращался к испанской классической драматургии, ставил на своей сцене спектакль «Овечий источник» Лопе де Вега. И вот спустя полвека он вновь обратился к испанской классике. На этот раз главный режиссер Абхазского театра В. Кове осуществил постановку пьесы «Жизнь - есть сон» П. Кальдерона.

70-летию Октября была посвящена историческая драма Ш. Аджинджала «Четвертое марта».

Надо сказать, что сценическая палитра Абхазского театра интересна и многообразна и в этом немалая заслуга переводчиков мировой драматургии на абхазский язык, среди которых Михаил Гочуа, Платон Шакрыл, Ясон Чочуа, Шарах Пачалиа, Азиз Агрба, Николай Квициниа, Джума Ахуба, Нелли Тарба, Этери Когониа. Геннадий Аламиа, Алексей Аргун, Владимир Цвинариа и др.

Искусство Абхазского театра всегда находило путь к сердцам многонационального зрителя.

Бесспорно, что Абхазский театр на долгие годы сохранит свою художественную силу и свежесть тематики, а будущее театра пройдет под знаком верности жизненной правде, объемного охвата явлений нашей действительности.

Интересна история здания. В 1912 году на этом месте купцом Иоакимом Алоизи былы построены гостиница «Гранд-отель» на 30 мест и театр на 670 мест. В 1921 гостиница была переименована в «Бзыбь», а театр – в Государственный театр Абхазии. В 1942 году оба здания сгорели.

Здание театра возведено в 1952 году по проекту архитектора М. Чхиквадзе на месте старого, Фасад театра украшают скульптурные портреты выдающихся деятелей грузинского театрального искусства. На пьедестале у главного входа расположен бюст основоположника абхазской драматургии, выдающегося писателя и общественного деятеля Абхазии Самсона Чанба. Театральная площадь украшена необычным фонтаном с мифическими грифонами, из пасти которых льются сверкающие струи воды. Абхазский театр был создан с приходом Советской власти. До революции абхазы не имели своего национального театра. Было лишь не¬сколько любительских коллективов, которые в тех условиях не могли перерасти в профессиональный театр.

Первая абхазская передвижная театральная труппа была организована Д. И. Гулиа в 1921 году. В 1929 году создается постоянный абхазский национальный театр.

Зрительный зал, рассчитанный на 700 мест, радиофицирован. Спектакли идут с радиопереводом на русский язык. На сцене театра успешно ставятся такие произведения как классической, так и современной драматургии.

Главный режиссер театра – Валерий Кове, закончил ГИТИС, так же как и Римас Туминас, в 1979 году. Сегодня Кове известен и на родине, и в мире. Он много лет бессменно возглавляет Абхазский драматический театр им.С.Чанба, переживая со своей страной все горести и радости. Среди его постановок «Берег» Бондарева, «Жизнь есть сон» Кальдерона, «Юлий Цезарь» Шекспира, «Кьоджинские перепалки» Гольдони, «Махаз» Искандера, «Гуарапский писарь» М. Бгажба, «Самоубица» Н.Эрдмана и многие другие.

С момента основания в театре работают абхазские и грузинские труппы. Среди лучших постановок: абхазская труппа - "Анзор" Шаншиашвили (1930), "Ашхаджыр" Чанбы (1928), "Ревизор" Гоголя (1932), "Овечий источник" Лопе де Вега (1934), "Гибель эскадры" Корнейчука (1937), "Отелло" Шекспира (1941), "Коварство и любовь" Шиллера (1947), "Последние" Горького (1954), "Гунда" Пачалиа (1957), "Песня о скале" по Шинкубе, "Дон Карлос" Шиллера (обе в 1971), "Алоу сердится" Чкадуа (1974), "Дело" Сухово-Кобылина (1975); грузинская труппа - "Сурамская крепость" по Чонкадзе (1930), "Разгром" Фадеева (1935), "Ромео и Джульетта" Шекспира (1936), "Уриель Акоста" Гуцкова (1940), "Горы высокие" по Пшавела, "Учитель танцев" Лопе де Вега (обе в 1971), "Киквидзе" Дарассли, "Каса маре" Друцэ (обе в 1973), "Караман женится" Гсцадзе (1974).
В грузинской труппе (1962): нар. арт. Груз. ССР М.Чубинидзе, Л.Чедия, засл.
арт. Т.Хорава, В.Нинидзе, Г.Почхуа, Г.Санадзе, Н.Кипиани, В.Непаридзе, Т.Болквадзе.
Большое значение для становления мастерства обеих трупп имела деятельность В.И.Домогарова, А.Хоравы, А.Васадзе, А.Тавзарашвили. В разные годы в театре работали режиссёры: В. Кушиташвили, С. Челидзе, А. Агрба, Ш. Пачалиа, Г. Суликашвили, Н.Эшба, Х.Джопуа, Г.Журули, Г.Габуниа, Ю. Какулиа, Л. Паксашвили, С. Мревлишвили и др. В 1967 театру присвоено имя писателя С.Я.Чанбы.
В труппах (1975): народные артисты Грузинской ССР и Абхазской АССР А. Агрба, Р. Агрба, А. Аргун-Коношок, М. Зухба, Т. Болквадзе, Л. Касландзиа, Н. Кипиани, И. Кокоскериа, М. Кове, Ш. Пачалиа, М. Чубинидзе, заслуженные артисты Грузинской ССР и Абхазской АССР С. Агумаа, А. Бокучава, С. Каландадзе, Н. Камкиа, С. Пачкориа, Г. Ратиани и др. С 1973 главный режиссёр абхазской труппы заслуженный деятель искусств Абхазской АССР Д. Кортава, грузинской - Д. Кобахидзе.

Русский драматический театр находится в Абхазии,в городе Сухум. Открылся он в 1981 году и назывался Государственный русский театр юного зрителя. А в 1990 году его переименовали в русский театр.В репертуаре театра классическая и современная драматургия, также детские спектакли.

После грузино-абхазской войны здание театра было разрушено, а труппа утрачена. Но в период с 2000 по 2007 год его отремонтировали, коллектив актеров был собран. Труппа сейчас немногочисленна, но зато состоит из ярких индивидуальностей.Сейчас русский драматический театр привлекает очень много зрителей Абхазии, также и туристов. Актеры труппы выезжают на гастроли, они объездили уже много стран и городов.В 2009 году здание театра капитально отремонтировали и переоборудовали. Теперь зал может вместить 500 зрителей.

Абхазский государственный драматический театр имени С.Чанба

Это главный драматический театр Республики Абхазия, носящий имя писателя и государственного деятеля, основоположника абхазской драматургии Самсона Чанба.

Театр был открыт в 1912 году при небольшой, но престижной гостинице «Гранд-отель». До революции владельцем и гостиницы, и театра был сухумский купец 1-ой гильдии Иоаким Алоизи, но в 1921 году гостиница стала называться «Бзыбь», а в 1931 году театр Алоизи был переименован в Государственный театр Абхазии. В 1967 году театру было присвоено имя Самсона Чанба.

В 1943 году в результате атаки немецкой авиации здание полностью сгорело, но в 1952 году его реконструировали (архитектор М. Чхиквадзе), вследствие чего комплекс старинных зданий, построенных в стиле модерн, сильно изменился, превратившись во внушительное строение а-ля «сталинский ампир».

Однако театр по-прежнему причудливо красив. В зрительном зале 700 мест, он радиофицирован, и спектакли идут с переводом на русский язык. Коллектив театра неоднократно принимал участие в международных театральных фестивалях и конкурсах. В репертуаре театра как классические, так и современные пьесы. Также это одно из немногих мест, где можно увидеть постановки по произведениям абхазских драматургов.

Один из главных символов культуры и искусства Абхазии.

Виртуальная прогулка по окрестностям драмтеатра — новая часть Sputnik Абхазия, цикла панорам об Абхазии.

Подсказки:

  • Вращайте панораму в любом направлении при помощи правой клавиши мыши.
  • Приближайте и удаляйте объекты, используя колесико мыши
  • Прочитайте об Абхазском драмтеатре в описании ниже.

Абхазский драматический театр

Первую передвижную труппу абхазского театра организовал в 1921 году основоположник абхазской литературы .

История становления драмтеатра неразрывно связана с выпускниками первой абхазской театральной студии. Азиз Агрба, Шарах Пачалиа, Леварса Касландзия, Анна Аргун-Коношок, Разинбей Агрба, Екатерина Шакирбай, Минадора Зухба, Михаил Кове, Муты Кове создали актерскую школу, которой по праву гордится театральная сцена Абхазии.

© Sputnik Илона Хварцкия

В 1912 году было построено здание театра на 670 мест при гостинице "Гранд-отель" по проекту архитектора Саркисова. Театр и гостиница принадлежали сухумскому купцу первой гильдии Алоизи. При гостинице также располагались ресторан, гараж с автомобилями напрокат, синематограф "Олимпия", казино и два магазина. Напротив гостиницы была устроена площадка для катания на роликах и небольшой парк.

С 1921 года театр Алоизи был переименован в первый Гостеатр Абхазии, а гостиница "Гранд-отель" с 1930-х годов стала называться "Бзыбь". В 1945 году в обоих зданиях произошел пожар. Открытие реконструированного здания состоялось 1 мая 1950 года. С того времени комплекс строений театра и гостиницы стал представлять собой нынешний Абхазский драматический театр имени Самсона Чанба.

© Sputnik / Томас Тхайцук

В 2014 году произошло событие, которого ждали пять лет. После вновь открыл свои двери. Художественный руководитель и главный режиссер театра Валерий Кове представил спектакль под названием , который состоит из наиболее ярких фрагментов девяти пьес. Среди них - "Последний из ушедших" Баграта Шинкуба, "Бешеные деньги" Александра Островского, "Махаз" , "Гуарапский писарь" Михаила Бгажба, "Жизнь есть сон" Педро Кальдерона.