Анализ главы 20 21 отцы и дети. Базаров и аркадий поколение молодых


Показав в своем романе “Отцы и дети” тип нового героя демократа-разночинца, материалиста и нигилиста Базарова, И. С. Тургенев показывает и то, что, как любой думающий человек, герой не может оставаться на одних и тех же позициях при различных обстоятельствах своей жизни. Базаров не слепой фанатик идеи, не догматик он тоже способен сомневаться, переживать, разочаровываться. Поражение в любви стало для героя первым ударом. Он, отрицавший все романтические чувства, как мальчишка, признался в любви Анне Сергеевне, но она отказалась от его любви,

Испугавшись за свое душевное спокойствие и комфорт. Самолюбие Базарова уязвлено настолько, что это стало началом его душевного кризиса, периода тяжких сомнений и неуверенности в себе.
Сцена у стога как раз является свидетельством этого душевного кризиса. Базаров и Аркадий отдыхают в усадьбе у родителей Базарова. Осипа на краю ямы, оставшейся от кирпичного сарая, напоминает Базарову детство и невольно заставляет его сожалеть о прежних безмятежных временах. “Я не понимал тогда, что я не скучал от того, что был ребенком”. Ему скучно в доме родителей, ему чужды их мелкие хозяйственные заботы. Что беспокоит самого Базарова? “.Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела, до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет.” Ощущение собственной незначительности и ненужности на этом свете заставляет героя сомневаться в своем предназначении. Каков смысл его жизни и работы, что останется после него? Если крестьянин “Филипп будет жить в белой избе, а из меня лопух расти будет”, легче ли от этого герою? Лезть из кожи ради мужика, который “даже спасибо не скажет”, в этом ли смысл революционно-демократического движения? Базаров не уверен в своих силах, и единственное, чем он может гордиться, так это тем, что “сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает”. Отрицая “глухую жизнь, какую ведут здесь “отцы”, Базаров ничего не может ей противопоставить. На вопрос Аркадия, на какой же стороне правда, Базаров говорит, что может ответить, “как эхо: где?”. Он отрицает человеческую мораль, сводя все к силе примитивных ощущений: “Отчего мне нравится химия? Отчего ты любишь яблоки? тоже в силу ощущения”. Он отказывает человечеству в более глубоком познании мира: “Глубже этого люди все равно не проникнут”. А тот вздор, что он несет о Пушкине и якобы о его стихах, показывает насколько одностороннее его естественнонаучное образование. Сцена заканчивается размолвкой с Аркадием, когда сердца обоих молодых людей охватывает “какое-то почти враждебное чувство”. Аркадий впервые протестует против “деспотизма”! Базарова, смеющегося над его “красивой” фразой. Он возмущен тем, что Базаров назвал его дядю идиотом, и не только из родственного чувства, но и из чувства справедливости. Не появись отец Базарова, друзья, возможно, подрались бы. Бестактность, бесцеремонность Евгения задевает чувства Аркадия, что еще раз подтверждает, что изначально они чужды друг другу. “Никакая дружба долго не выдержит таких столкновений”, говорит автор.
Этот эпизод глубже раскрывает и перелом в мироощущении Базарова и неизбежность и с Аркадием расхождения. Базарову больше нечего добиваться в этой жизни, и нелепая его смерть не будет случайностью это закономерный финал, который автор считает единственно достойным неординарного героя.


(No Ratings Yet)

  1. В 40-е-50-е года XIX века И. С. Тургенев создал несколько произведений, объединенных в один сборник под названием “Записки охотника”. “Бирюк” – рассказ из этого сборника. Написан его автор в виде...
  2. НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА – героиня комедии И. С.Тургенева “Месяц в деревне” (1848-1869, первонач. редакции под назв. “Студент”, “Две женщины”). Н. П.Ислаева – молодая хозяйка “дворянского гнезда” – является соперницей юной воспитанницы...
  3. Герой романа Федор Иванович Лаврецкий духовно близок Тургеневу и симпатичен ему. Автор наделил героя незаурядным умом и чутким сердцем, вложил в его уста свои задушевные мысли о родине, об ушедшей...
  4. По определению А. И. Герцена, “Записки охотника” Ивана Сергеевича Тургенева явились “поэтически написанным обвинительным актом крепостничеству”. Крепостник Стегунов из рассказа “Два помещика”, казалось бы, милейший и добрейший человек, “низенький, пухленький,...
  5. Федор Иванович Лаврецкий глубокий, умный и по-настоящему порядочный человек, движимый стремлением к самосовершенствованию, поисками полезного дела, в котором он мог бы приложить свой ум и талант. Страстно любящий Россию и...
  6. Роман “Дворянское гнездо” был написан в 1858 году. В 50-х годах Тургенев пишет ряд повестей, в которых освещает преимущественно интимную, психологическую тематику. В большинстве из них затрагиваются проблемы счастья и...
  7. КУЗОВКИН – герой комедии И. С.Тургенева “Нахлебник” (1848; ценз. назв. “Чужой хлеб”, 1957). Василии Семеныч К.- нахлебник, бедный дворянин, более двадцати лет проживающий на хлебах в имении Кориных-Елецких. Судьба К....
  8. Я в первый раз встретился с душой Совершенно честной и прямой. И. С. Тургенев Однажды мне довелось услышать разговор двух старшеклассников. Говорили о Тургеневе. Один сказал, что Тургенева легко читать:...
  9. Ургенев был характерным представителем классической русской литературы, которая всегда ставила перед собой социальные задачи, играла важную общественную роль. Он по праву гордился своими “Записками охотника”, которые способствовали освобождению крепостных крестьян....
  10. Роман Тургенева “Отцы и дети” создавался в 60-х годах XIX века. Это время и отражено в романе. Как это происходило и в общественной жизни той эпохи, в романе развивается конфликт...
  11. Аркадий и Базаров очень непохожие люди, и дружба, возникшая между ними, тем удивительней. Несмотря на принадлежность молодых людей к одной эпохе, они очень разные. Необходимо учесть, что они изначально принадлежат...
  12. Определим вначале композиционное и содержательное значение данного эпизода, в котором происходит решающее объяснение героев, окончательно проясняются их отношения, более того, поведение г. Н. Н. в сцене свидания оказывает влияние и...
  13. С именем И. С. Тургенева в нашем сознании связано представление о великолепном мастере слова, в совершенстве владеющем богатствами русского языка, рисующем изумительно точные картины русской природы и жизни русских людей....
  14. Обратимся к 1-2 историям и проследим, как они рождались,- а это происходит чуть ли не на наших глазах. Автор помогает следить за рождением быличек, и будем внимательны к его подсказке....
  15. В последние годы жизни Тургенев создал свои знаменитые “Стихотворения в прозе”, совершенно своеобразные произведения, короткие этюды, в которых лирика и публицистика органически слились. Это – изложенные в высокохудожественной форме глубокие...
  16. Рассказ “Хорь и Калиныч” начинает цикл “Записки охотника”. Этот очерк был напечатан в обновленном журнале “Современник”, и его публикацией Тургенев совершил переворот в художественном решении темы народа. “Хорь и Калиныч”...
  17. Многое привлекало Тургенева в его герое: внутренняя независимость, последовательность, стойкость в отстаивании своих убеждений, критическое отношение к действительности. Но многое все же писателя или прямо отталкивало, или внушало очень серьезные...
  18. Способность чутко угадывать назревшие в русском обществе проблемы и противоречия – важная отличительная чзрта Тургенева-писателя. В романе “Отцы и дети” воссоздана эпоха, предшествовавшая отмене крепостного права, – действие начинается 20...

К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861. Появился роман в февральской книге журнала «Русский вестник» за 1862 год. «Отцы и дети» - произведение, отразившее целый этап в историческом развитии России второй половины 19 века.

Действие романа происходит в 1859 году, а эпилог рассказывает о событиях, произошедших после отмены крепостного права. Одним из важнейших исторических явлений этой поры была борьба буржуазно-дворянского либерализма с демократами. Этот конфликт и послужил основой романа Тургенева. Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил не только сюжет, но и композицию произведения. Центральное место в романе занимает образ Евгения Базарова, представителя революционной демократии. Как и Чацкий в «Горе от ума», главный герой резко противопоставлен всем действующим лицам. Он - человек из иной среды, и это проявляется во взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, друзьями, любимой женщиной.

Эпизод «Сцена у стога» расположен приблизительно в середине романа. В этой сцене Базаров вступает в конфликт со своим другом Аркадием. Здесь раскрывается и характер Базарова, и истинные взгляды Кирсанова.

Действие происходит в имении родителей Базарова. Сцена у стога является тем моментом, с которого Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, будучи друзьями, стали отдаляться друг от друга. Между героями возникает непонимание и даже некая вражда. Если до этого Аркадий во всем соглашается с Базаровым (пусть на словах, а не в душе), то теперь он вступает с ним в спор.

Эпизод имеет свою композицию, в нем выделяются сюжетные элементы. Экспозицией выступает пейзажная зарисовка жаркого летнего полдня, вызывающего состояние дремоты и скуки. Герои отдыхают в тени стога сена. Завязкой является начало диалога молодых людей о детстве и родителях Базарова. Происходит развитие диалога, разговор заходит о любви и ненависти, о том, каким должен быть настоящий человек, по мнению Базарова. Напряжение между героями возрастает из-за несовпадения мнений. Наступает кульминационный момент, молодые люди готовы подраться - Аркадий шутя и робея, увидев серьезное и зловещее лицо Базарова, а Базаров – с полной готовностью к предстоящей драке. Развязкой действия является появление Василия Ивановича, отца Базарова, который снимает напряжение ситуации своей добродушной фразой: «А! Вот вы куда забрались!».

Этот эпизод показывает, что Аркадий и Евгений – совершенно разные люди, как в отношении к жизни, так и по социальному положению. Базаров – разночинец-демократ, а Аркадий все же примыкает к либеральному лагерю родственников- аристократов.

Герои изображаются в сравнении и в противопоставлении друг к другу - не как представители одного идеологического направления, а как носители и проповедники разных истин. Базаров не изменился со дня первого знакомства с читателем. Аркадий же, напротив, меняет свою позицию, становясь на сторону дяди и даже говоря его словами: «Послушать тебя сегодня, поневоле согласишься с теми, которые упрекают нас в отсутствии принципов».

Евгений Базаров, видя поколебавшегося Аркадия, называет его размазней, нежной душой. Он выявляет в друге робость и нерешительность, слабость и неуверенность в себе. Аркадий действительно занимает слабую позицию. Он неуверен и робок, он не может с такой же твердостью и безразличной напористостью, как Базаров, отстаивать свое мнение.

Однако автор не может принять и сторону Базарова, который грубо обходится с Аркадием, как бы вымещая на друге свою внутреннюю тревогу и боль, связанную с появлением в его жизни Анны Сергеевны Одинцовой.

«Ты нежная душа, размазня… Ты робеешь, мало на себя надеешься», - говорит Базаров Аркадию. Но у него самого эта же робость проявляется в отношении к Одинцовой. «Принципов вообще нет…, а есть ощущения», - настаивает Евгений, но и у этого героя с некоторых пор появились принципы, во имя которых он решил сладить с собою и со своим «романтизмом».

Грубость и категоричность, цинизм и агрессия Базарова раскрывается в каждой его реплике: «Сам себя не сломал, так и бабенка не сломает!», «Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть», «Какую клевету ни взведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того», «Говорить красиво – неприлично». В завершении всего герой называет Павла Петровича идиотом.

Аркадий с тревогой и возмущением слушает друга, пытается опровергнуть его мнение. Несмотря на то, что Аркадий менее уверен в себе, в данном эпизоде он справедливее и честнее Базарова. Кирсанов уже не обманывает ни самого себя, ни друга, высказывая свое несогласие с ним.

Главный художественный прием, используемый в данном эпизоде, – антитеза. Значимость эпизода заключается в том, что он показывает поколебавшиеся взгляды обоих героев: как у Аркадия, так и у Базарова. Последний, чувствуя тревогу, пробужденную вдовой Одинцовой, не сдерживается и срывается на друге. Примером тому являются его грубые и агрессивные высказывания. Этим показана злоба и трагичность героя: он одинок, у него нет ни любви, ни друзей, ни единомышленников.

В сцене у стога мы слышим наиболее резкие, парадоксальные и просто несправедливые выпады Базарова. Но не потому ли они звучат, что ему нестерпимо тяжело? Все его раздражает – и родители, и Аркадий с его красивыми словами и банальными мыслями. Может быть, в момент душевной катастрофы, когда так нужна дружеская рука и понимающий собеседник, герою особенно тяжко осознавать свое одиночество? Базаров понимает, что друга-то у него и нет, что собеседник его не понимает и понять не может, что он один во всем мире с своей болью и тоской.

Автор заканчивает эпизод словами: «Но никакая дружба долго не выдержит таких столкновений», подчеркивая тем самым, что дружба между героями с этого дня закончилась.


Анализ сцены разговора Базарова и Аркадия под стогом сена
в произведении И.С. Тургенева «Отцы и дети»
В середине 19 векав России появляется большое количество прогрессивной молодежи, обостряетсявечный конфликт «отцов и детей». В это переломное время И.С.Тургенев и написалсвой роман «Отцы и дети». В композиции произведения разговор Базарова сАркадием под стогом сена занимает одно из ключевых мест. Именно здесь Базароввыражает свое отношение к жизни, смерти, сути бытия.
Евгений произноситздесь следующий монолог: «Узенькое местечко, которое я занимаю, до тогокрохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и дела до менянет, и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожно мала передвечностью, где меня не было и не будет… А в этом атоме, в этой математическойточке кровь обращается, мозг работает, что-то хочет тоже… Что за безобразие?Что за пустяки?» Таким образом, вся философия, все революционные идеивнезапно оказываются лишь частным случаем, пылинкой перед лицом вечности.
Оказавшись подвлиянием стихийного чувства, Базаров ощутил ничтожность человеческого бытия перед вечностью. От микроскопа его потянуло ктелескопу, рассматриванию неба, хотя он сам, издеваясь над романтиками,говорил, что глядит в небо лишь тогда, когда ему хочется чихнуть.
Базаров размышляето человеческом ничтожестве перед бесконечным космосом. Его не утешает суждениео человеке как «мыслящем тростнике», которому, единственному из всехсуществ на земле, дано осознать величие Вселенной и собственное ничтожествоперед ней. Так начинается бунт Базарова против самих основ бытия. Роковыевопросы стихийности и драматизма, любви и познания, смысла жизни и тайны смертине получают теперь ответа для героя в исследованиях естественных наук, неслучайно его тянет к философии. Прежний взгляд на человека как на неизменнуюбиологическую сущность оказался теперь бессильным перед сложностьючеловеческого бытия. Ощутив свое ничтожество перед природой, космосом, Базаровпересматривает свое отношение к общественному прогрессу, о чем говорит его тирадао лопухе.
Базаров ощутилабсурд бытия, ничтожество человека перед стихийными силами природы. БунтЕвгения - это его озлобленность, раздраженность, его постоянные мысли о смерти.Этим и объясняется поведение, подобное рискованному передвижению у пропасти,«бездны». Герой утрачивает чувство дозволенности, хочет заглянуть зачерту, за которую нельзя заглянуть простому смертному.
Базаров начинаетзадумываться о человеческой слабости перед слепыми силами природы, онеизбежности смерти, мысли о которой по-новому позволяют оценивать сущностьчеловеческой жизни. Перед нами другой человек, не тот прежний холодный нигилист,который рвался в бой, «наломать побольше дров», перестроить мир подсебя. Новый Базаров начинает задумываться о тайне жизни, а она не объясняетсяникакими материалистическими теориями.

Анализ эпизода «У стога сена» из романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Сцена «У стога сена» в XXI главе романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» не имеет сюжетно – образующей роли. Базаров приезжает к родителям после его объяснения с Одинцовой, отказавшей ему во взаимности. Самолюбию главного героя был нанесен сокрушительный удар. Эпизод разговора Аркадия с Базаровым призван показать внутреннее состояние нигилиста после его поражения в любви.

Разговор друзей начинается с разглядывания осины «на краю ямы». Это один из многозначительных образов. После фиаско в отношениях с Одинцовой в душе Базарова посеяно зерно сомнения и разочарования в себе, в своих возможностях. Теперь осина как «талисман» больше не действует. Евгений Васильевич чувствует разрушение привычной для себя цельности натуры.

Говоря о родителях, ведущих приземленный образ жизни, Базаров делится с Аркадием своими размышлениями о смысле человеческой жизни. Гордая натура Базарова не хочет мириться с бренностью, тщетностью своего существования. Герой ощущает «скуку да злость». Злость от того, что не может простить слабости, которая появилась, по его мнению, в признании Одинцовой. Он был уверен в своей силе, исключительности и отказ Анны Сергеевны разрушает уверенность Базарова в себе.

С этого эпизода становится все более явным тот внутренний надлом Базарова, который образовался после его «поражения» в любви, Не желая признавать себя побежденным, он прибегает к грубости, а картина с муравьем, тащившем полумертвую муху, даже ободряет его. Эта картина, казалось бы, укрепляет веру Базарова в себя, его надежды на то, что он сумеет побороть свою болезнь – страсть к «бабенке». Снова, как и в начале романа Евгений Васильевич надевает на себя маску нарачитой грубости.

Базаров, которому кажется, что тему любви он закрыл для себя, снова возвращается к философским размышлениям о смысле человеческой жизни, о своем предназначении: есть, пить – не его удел, ему «хочется с людьми возиться».

Базаров думает, что он «настоящий человек», так как не признается ни Аркадию, ни самому себе, что «спасовал» перед женщиной. Когда Евгений Васильевич говорит о том, что «последний мужик» будет жить «в белой избе», а из него «лопух расти будет», тем самым он не соглашается на безвестное существование.Гордыня Базарова безмерна.

Уязвленность самолюбия, которая не перестает мучить Базарова, приводит его к крайней степени пессимизму: человек заслуживает « в двадцать раз хуже любой клеветы». Он все более и более раздражается. Его не успокаивает, в отличие от Аркадия, безмятежное наблюдение за кленовым листом и бабочкой.»Сухой кленовый лист» и «бабочка» - символы смерти и жизни, печали и веселья. Базаров с его душевным надломом не может по-прежнему радоваться жизни. Им все больше овладевает злость, до такой степени, что он собирается серьезно подраться с Аркадием. Раздражение, обида – чувства, разрушительные для сердца.

Главный герой романа так и не смог победить страстность своего сердца, не сумел восстановить цельность своей натуры.

Сцена «У стога сена» как раз и являет начало того внутреннего надлома, который и приведет Базарова к трагическому исходу.

Федотова Юля 10 «В»

К работе над романом Тургенев приступил в начале августа 1860 года, а закончил его в июле 1861. Появился роман в февральской книге журнала «Русский вестник» за 1862 год. «Отцы и дети» - произведение, отразившее целый этап в историческом развитии России второй половины 19 века.

Действие романа происходит в 1859 году, а эпилог рассказывает о событиях, произошедших после отмены крепостного права. Одним из важнейших исторических явлений этой поры была борьба буржуазно-дворянского либерализма с демократами. Этот конфликт и послужил основой романа Тургенева. Пристальный интерес писателя к человеку 60-х годов определил не только сюжет, но и композицию произведения. Центральное место в романе занимает образ Евгения Базарова, представителя революционной демократии. Как и Чацкий в «Горе от ума», главный герой резко противопоставлен всем действующим лицам. Он - человек из иной среды, и это проявляется во взглядах, словах, во взаимоотношениях с родителями, друзьями, любимой женщиной.

Эпизод «Сцена у стога» расположен приблизительно в середине романа. В этой сцене Базаров вступает в конфликт со своим другом Аркадием. Здесь раскрывается и характер Базарова, и истинные взгляды Кирсанова.

Действие происходит в имении родителей Базарова. Сцена у стога является тем моментом, с которого Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, будучи друзьями, стали отдаляться друг от друга. Между героями возникает непонимание и даже некая вражда. Если до этого Аркадий во всем соглашается с Базаровым (пусть на словах, а не в душе), то теперь он вступает с ним в спор.

Эпизод имеет свою композицию, в нем выделяются сюжетные элементы. Экспозицией выступает пейзажная зарисовка жаркого летнего полдня, вызывающего состояние дремоты и скуки. Герои отдыхают в тени стога сена. Завязкой является начало диалога молодых людей о детстве и родителях Базарова. Происходит развитие диалога, разговор заходит о любви и ненависти, о том, каким должен быть настоящий человек, по мнению Базарова. Напряжение между героями возрастает из-за несовпадения мнений. Наступает кульминационный момент, молодые люди готовы подраться - Аркадий шутя и робея, увидев серьезное и зловещее лицо Базарова, а Базаров – с полной готовностью к предстоящей драке. Развязкой действия является появление Василия Ивановича, отца Базарова, который снимает напряжение ситуации своей добродушной фразой: «А! Вот вы куда забрались!».

Этот эпизод показывает, что Аркадий и Евгений – совершенно разные люди, как в отношении к жизни, так и по социальному положению. Базаров – разночинец-демократ, а Аркадий все же примыкает к либеральному лагерю родственников- аристократов.

Герои изображаются в сравнении и в противопоставлении друг к другу - не как представители одного идеологического направления, а как носители и проповедники разных истин. Базаров не изменился со дня первого знакомства с читателем. Аркадий же, напротив, меняет свою позицию, становясь на сторону дяди и даже говоря его словами: «Послушать тебя сегодня, поневоле согласишься с теми, которые упрекают нас в отсутствии принципов».

Евгений Базаров, видя поколебавшегося Аркадия, называет его размазней, нежной душой. Он выявляет в друге робость и нерешительность, слабость и неуверенность в себе. Аркадий действительно занимает слабую позицию. Он неуверен и робок, он не может с такой же твердостью и безразличной напористостью, как Базаров, отстаивать свое мнение.

«Ты нежная душа, размазня… Ты робеешь, мало на себя надеешься», - говорит Базаров Аркадию. Но у него самого эта же робость проявляется в отношении к Одинцовой. «Принципов вообще нет…, а есть ощущения», - настаивает Евгений, но и у этого героя с некоторых пор появились принципы, во имя которых он решил сладить с собою и со своим «романтизмом».

Грубость и категоричность, цинизм и агрессия Базарова раскрывается в каждой его реплике: «Сам себя не сломал, так и бабенка не сломает!», «Настоящий человек тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть», «Какую клевету ни взведи на человека, он, в сущности, заслуживает в двадцать раз хуже того», «Говорить красиво – неприлично». В завершении всего герой называет Павла Петровича идиотом.

Аркадий с тревогой и возмущением слушает друга, пытается опровергнуть его мнение. Несмотря на то, что Аркадий менее уверен в себе, в данном эпизоде он справедливее и честнее Базарова. Кирсанов уже не обманывает ни самого себя, ни друга, высказывая свое несогласие с ним.

Главный художественный прием, используемый в данном эпизоде, – антитеза. Значимость эпизода заключается в том, что он показывает поколебавшиеся взгляды обоих героев: как у Аркадия, так и у Базарова. Последний, чувствуя тревогу, пробужденную вдовой Одинцовой, не сдерживается и срывается на друге. Примером тому являются его грубые и агрессивные высказывания. Этим показана злоба и трагичность героя: он одинок, у него нет ни любви, ни друзей, ни единомышленников.

В сцене у стога мы слышим наиболее резкие, парадоксальные и просто несправедливые выпады Базарова. Но не потому ли они звучат, что ему нестерпимо тяжело? Все его раздражает – и родители, и Аркадий с его красивыми словами и банальными мыслями. Может быть, в момент душевной катастрофы, когда так нужна дружеская рука и понимающий собеседник, герою особенно тяжко осознавать свое одиночество? Базаров понимает, что друга-то у него и нет, что собеседник его не понимает и понять не может, что он один во всем мире с своей болью и тоской.