Анализ романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»


Дальше все шло по простому принципу. Надвигалось первое испытание, в чем оно состояло пока неизвестно, но глядя на то как активно готовились приезжие участники турнира, ни к чему хорошему не вело. По тренировочным залам было страшно ходить, так как то тут там летали заклятья или что-нибудь взрывалось, поэтому практическим занятиям профессора Дуглс приходилось проводить в классах. Но это еще полбеды, настоящая проблема была в том, что любопытные были слишком...любопытными.
Гвендолин приходилось бегать с одного этажа на другой, при этом укрываясь от взглядов учеников тех и других школ. Но эта беготня имела свой смысл: честно, девочка просто убегала от двух людей. Первый, конечно, был Блейк, который оказался очень приставучим, а второй-это Расмус; уж кто-кто, а от него Гвен укрывалась умышленно, боясь, чтобы тот даже не увидел ее, но иногда когда она убегала прочь, девочке казалось, что в спину ей устремлен именно его взгляд. Единственное место где была тишь да гладь- это архив умного кентавра, в который вообще редко кто заходил; явно другие участники были слишком умными для посещения местных библиотек, но это даже радовало.
К тому же, только в библиотеке Гвен могла мирно поспать в глубоком, немного пыльном кресле, и знать, что ее никто не тронет, пока она "учится"...

*****
-Значит участвуешь в турнире?-спросила Память, внимательно выслушав девочку до конца.-Хм...а это интересно!
-Думаешь?-спросила девочка, добавляя в свой подсознательный мир немного декора: гирлянды из снежинок и площадку для тренировок магией.
-Разумеется.-покивал тот.-Это отличная возможность показать, что у тебя есть огромный потенциал, и попрактиковать парочку интересных заклятий.
-Заклятий?-радостно спросила Гвен, чуть ли не попрыгав от счастья, что ее наконец научат чему-нибудь интересному.-Какие?
-Очень интересных.-улыбнулась Память.-Но некоторые из них сложны в произношении и на них понадобится время, а вот ЭТОМУ я обучу тебя прямо сейчас.
-Этому?-в недоумении повторила девочка.
-Да, и ещё, Гвен, я думаю, что фехтованию ты просто обязана научиться.
-Эээээ?!-воскликнула Гвен.-Зачем?!
-Фехтование-основа самозащиты.-пояснила Память.-Ты обязана учиться защите, не только с помощью магии. Поверь, магия не всегда лучший друг в бою. Сейчас, в ваше время, есть много усовершенствановых заклятий, которые могут заблокировать ваши способности. Случай в Третьем мире и твое проклятие тому доказательство.
Гвен нехотя кивнула вспоминая те неприятные моменты, когда она корчилась от малейшей боли в сердце, словно ее сжимали тиски; и когда ее друзей заперли в огненном круге, и они не могли оттуда выбраться, так как пламя блокировало их способности. И если бы не лед Гвен...кто знает, чем бы это кончилось.
-Но фехтование...-заныла девочка.-Это же...!
-Хм...-задумалась Память. Серьезно так.-Думаю, мы можем сделать так, чтобы тебе не пришлось сражаться мечом...
-Так ты думаешь, что все-таки фехтование - это глупо?.-обрадовалась Гвен, подумав что тот передумал, но тут ее ждал облом.
-Нет, что ты.-усмехнулся тот.-Просто думал, чтобы вместо одного клинка- дать тебе два, для лучшей самозащиты.
-Ты издеваешься?!!-воскликнула девочка, но тот ее уже не слушал:
-А теперь перейдем к заклятию, которому я тебя научу.-сказала Память.-Слушай очень внимательно, Гвендолин. Это заклятие не трудное, но требует большой сосредоточенности. А называется оно "donum angelus", которое переводится как....

Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно плоскую остроту, мало напоминающую прежний умственный фейерверк. Ему противостоит знакомая «холодная вежливость» дяди.

Оба противника, не признаваясь друг другу и самим себе, немного устали. Враждебность сменилась взаимным интересом. Павел Петрович «…раз даже приблизил свое раздушенное <…> лицо к микроскопу, для того чтобы посмотреть, как прозрачная инфузория глотала зеленую пылинку…». Слово «даже» здесь вполне уместно. Впервые он решил полюбопытствовать, на чем строит аргументы его противник. И тем не менее, на этот раз пребывание в доме Кирсановых завершается для Базарова дуэлью. «Я верю, что вам нельзя было избегнуть этого поединка, который… до некоторой степени объясняется одним лишь постоянным антагонизмом ваших взаимных воззрений», – путаясь в словах, произносит по окончании дуэли Николай Петрович. Непроизвольно выговаривает самое главное. «Антагонизм воззрений» участвовал «до некоторой степени» и вряд ли бы привел к поединку. Если бы не… Фенечка.

«Фенечке нравился Базаров», но и она ему нравилась. Он держался с нею «вольнее и развязнее», их сблизило «отсутствие всего дворянского». Описанные в начале главы посещения, разговоры, медицинская помощь – свидетельства все увеличивающейся взаимной симпатии. Симпатии, которая неизбежно переросла бы в чувство. Если б оно объяснялось объективными причинами, а не сваливалось, порой назло нам, с неба; «болезнью», от которой нет спасения. Так и Фенечка искренне полюбила немолодого Николая Петровича. И вовсе случайно оказалась на месте свидания в саду, в той самой беседке, где когда-то познакомилась с учтивым деликатным гостем. По итогу этой встречи Базаров имеет основания иронически поздравлять себя «с формальным поступлением в Селадоны». Теперь герой ведет себя попросту непорядочно, грубо, по-лакейски заигрывая. В журнальном варианте романа сдержанный Тургенев прямо говорил: «Ему (Базарову ) и в голову не пришло, что он в этом самом доме нарушил все правила гостеприимства». Литературоведы раскрыли здесь психологическую подоплеку – потерпев поражение с аристократкой Одинцовой, он хочет проверить, не легче ли завоевать чувства бедной простодушной Фенечки. Оказывается, в любви просто не бывает. «Грешно вам, Евгений Васильич», – произносит женщина с «неподдельным упреком».


Павел Петрович потребовал поединка. Он захватил даже палку, чтобы любыми путями сделать дуэль неизбежной. Самим фактом вызова старший Кирсанов отошел уже от своих аристократических «принсипов». Тургенев передает реплику старого слуги, который был «по-своему аристократ, не хуже Павла Петровича». Не кровавый поединок поразил Прокофьича: он «толковал, что и в его время благородные господа дирывались». Щепетильному хранителю устоев не пришелся по душе выбор соперника: «дирывались» «только благородные господа между собою». Настоящему аристократу не следовало снисходить до простолюдина: «а этаких прощелыг за грубость <…> на конюшне отодрать велели».

«Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали!» – возмущается Базаров после того, как за его противником захлопнулась дверь. «…Вот что значит с феодалами пожить. Сам в феодалы попадешь и в рыцарских турнирах участвовать будешь», – пытается он объяснить себя в разговоре с Аркадием. Раздражение, как обычно у героя, маскирует внутреннее недоумение и растерянность. Пришлось и ему, в свою очередь, убедиться в ограниченности собственных «прынципов». Оказывается, есть ситуации, когда только поединком можно отстоять свое достоинство: «Отказать было невозможно; ведь он меня, чего доброго, ударил бы и тогда (Базаров побледнел при одной этой мысли; вся его гордость так и поднялась на дыбы)…»

В середине века дуэль уже переходила в разряд анахронизмов, отчасти даже смешных. Перо Тургенева рисует множество юмористических подробностей. Начинается дуэль приглашением в секунданты Петра-камердинера, который «уж конечно, малый честный», но перетрусил до крайности. А заканчивается трагикомической раною «в ляжку» Павла Петровича, надевшего, будто нарочно, «белые панталоны». Меж тем эпизод поединка – важнейший в идейном развитии романа. Важно не то, что Базаров «не трусил», как и Павел Петрович. Силу духа, присущую обоим героям, Тургенев отмечал и ранее. Дуэль помогает преодолеть внутреннюю ограниченность. На поединке, когда взаимное отторжение, казалось, достигло предела, меж дуэлянтами возникают простые человеческие отношения. Базаров обращается к Павлу Петровичу как к доброму знакомому: «А согласитесь, Павел Петрович, что поединок наш необычаен до смешного. Вы посмотрите только на физиономию нашего секунданта». Кирсанов вдруг соглашается: «Вы правы… Экая глупая физиономия».

Мы помним, как горячо обсуждали они крестьянский вопрос. Каждый из них был убежден, что только ему досконально известно, в чем нуждается и о чем думает русский мужик. Перед началом дуэли Базаров замечает мужика, прошедшего мимо него и Петра не поклонившись. Мгновение после дуэли он возвращается. Крестьянин на этот раз снимает шапку с внешне покорным видом, подтверждающим мысль об его «патриархальности». Прежде Павел Петрович этим бы удовлетворился. Но теперь вдруг задает своему вечному оппоненту заинтересованный вопрос: «Как вы полагаете, что думает теперь о нас этот человек?» В ответе Базарова звучит недоумение совершенно искреннее: «Кто ж его знает!» Молодой нигилист отказывается от монополии на истину не только для себя. Он готов признать, что и «темный» мужик обладает сложным духовным миром: «Кто его поймет? Он сам себя не понимает». «Понимание» вообще ключевое слово данного эпизода: «Каждый из них сознавал, что другой его понимает».

После дуэли герои словно меняются местами. Базаров уже не желает думать об участи Фенечки. Увидев ее расстроенное личико в окне, «пропадет пожалуй», – сказал он про себя <…>, – Ну, выдерется как-нибудь!» Напротив, Павел Петрович показывает чуждый ему прежде демократизм. «Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме», – заявляет он брату, требуя, чтобы тот узаконил наконец отношения с Фенечкой. «Ты это говоришь, Павел? ты, которого я считал <…> непреклонным противником подобных браков!» – поражается Николай Петрович. Он не ведает, что этой просьбе предшествовала проникновенная сцена между братом и Фенечкой, напоминающая главу рыцарского романа. «Это преодоление своей поздней любви и отказ от нее: отказ, лишенный эгоизма, поднимающий простенькую Фенечку на высоту Прекрасной Дамы, которой верят, не сомневаясь, которой служат, не надеясь на взаимность».

Смерть Базарова

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-1.jpg" alt=">Испытание дуэлью… Работу выполнил: Гавриков Александр ученик"> Испытание дуэлью… Работу выполнил: Гавриков Александр ученик 8 «б» класса Руководитель: Ярцева Е. В. учитель русского языка и литературы

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-2.jpg" alt="> 1799 - 1837 г. «Всё, что грозит гибелью, "> 1799 - 1837 г. «Всё, что грозит гибелью, для человека привлекательно» А. С. Пушкин

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-3.jpg" alt="> «Россия – единственная в мире страна, которая не перестаёт скорбеть по своим поэтам…"> «Россия – единственная в мире страна, которая не перестаёт скорбеть по своим поэтам… Только в России убийство Поэта равно Богоубийству» Серена Витале

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-4.jpg" alt="> Дуэль – романтическое приключение или безжалостное убийство? ">

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-5.jpg" alt="> ОБЪЕКТ исследования – произведения А. С. Пушкина: ">

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-6.jpg" alt="> ПРЕДМЕТ исследования – критические статьи и монографии литературоведов, изучавших и "> ПРЕДМЕТ исследования – критические статьи и монографии литературоведов, изучавших и изучающих жизнь и творчество поэта; анкетные данные, полученные в результате социологического опроса 39 информантов. ГИПОТЕЗА исследования заключается в предположении, что дуэль, как один из способов решения проблем по защите прав, чести и достоинства человека, существует и в наши дни.

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-7.jpg" alt="> ЦЕЛЬ исследования - на основе сопоставительного анализа художественных произведений А. С."> ЦЕЛЬ исследования - на основе сопоставительного анализа художественных произведений А. С. Пушкина, исходя из заключений пушкинистов о роли дуэли в жизни поэта и писателя, систематизировать знания о дуэли как исторической реалии жизни российского дворянства и реальности наших дней. ЗАДАЧИ исследования: 1. Расширить знания о дуэли как о исторической реалии жизни российского дворянства 18 века, в том числе А. С. Пушкина. 2. На основе сопоставительного анализа проследить, как изображается дуэль в произведениях Пушкина, и её влияние на судьбы героев. 3. Методом социологического опроса выяснить: знают ли современные школьники, что такое дуэль и существует ли она в наши дни?

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-8.jpg" alt="> «Дуэль» - слово французского происхождения, означающее поединок, происходящий по определённым правилам,"> «Дуэль» - слово французского происхождения, означающее поединок, происходящий по определённым правилам, между двумя противниками по вызову одного из них, с применением оружия.

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-9.jpg" alt="> 1907 г. – поединок на каком-либо оружии между двумя лицами, оскорбителем"> 1907 г. – поединок на каком-либо оружии между двумя лицами, оскорбителем и оскорблённым. 1933 г. - поединок между двумя лицами, обставленный определенными условиями и формальностями; является пережитком чисто феодальных представлений о чести и способах ее защиты.

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-10.jpg" alt=">Истоки дуэли исследователи отыскивают в рыцарских турнирах, типичных для европейского средневековья. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-11.jpg" alt="> XVIII – IXX в. честь, достоинство, благородство ">

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-12.jpg" alt="> Запрещалось вызывать на дуэль: Родных, к которым относились сыновья, отцы,"> Запрещалось вызывать на дуэль: Родных, к которым относились сыновья, отцы, деды, внуки, дяди, племянники, братья. Двоюродный брат уже мог быть вызван. Категорически запрещались дуэли между кредитором и должником.

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-13.jpg" alt=">После революции 1917 г. – дуэли были отменены «как пережиток прошлого» . ">

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-14.jpg" alt=">Дуэль - неотъемлемая часть быта российского дворянства XVIII в. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-15.jpg" alt=">История дуэлей Пушкина – история его жизни. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-16.jpg" alt="> Пущин Иванович Сын сенатора Ивана Петровича Пущина и Александры Михайловны."> Пущин Иванович Сын сенатора Ивана Петровича Пущина и Александры Михайловны. Образование получил в Царскосельском лицее. Член Союза спасения и Союза благоденствия. Последние годы жизни Пущин провёл в имении жены Марьино в Бронницах, где и умер.

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-17.jpg" alt="> Жуковский Василий Андреевич Русский поэт, один из основоположников "> Жуковский Василий Андреевич Русский поэт, один из основоположников романтизма в русской поэзии, переводчик, критик. Действительный член Императорской Российской академии, почётный член Императорской Академии наук и впоследствии ординарный академик по Отделению русского языка и словесности, тайный советник.

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-18.jpg" alt=">Пётр Андреевич Вяземский Князь, русский поэт, литературный критик,"> Пётр Андреевич Вяземский Князь, русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель. Происходил из древнего княжеского рода Вяземских; сын действительного тайного советника, нижегородского и пензенского наместника, князя Андрея Ивановича Вяземского и княгини Евгении Ивановны Вяземской. Вяземский получил прекрасное домашнее образование, в 1805 -06 гг. учился в Петербургском иезуитском пансионе и пансионе при Педагогическом институте. В 1805 г. поступил на службу в Межевую канцелярию юнкером. Рано начал пробовать перо.

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-19.jpg" alt=">Жорж Шарль де Геккерн Дантес ">

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-20.jpg" alt=">Тема дуэли коснулась не только жизни. А. С. Пушкина, но и его"> Тема дуэли коснулась не только жизни. А. С. Пушкина, но и его творчества. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина. Выстрел» (1830) «Евгений Онегин» (1823 -1832) «Каменный гость» (1830) «Капитанская дочка» (1836)

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-21.jpg" alt="> Дуэль проявление средства защиты достоинства оскорблённого человека бессмысленность"> Дуэль проявление средства защиты достоинства оскорблённого человека бессмысленность и архаичность

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-22.jpg" alt=">Главными были суть и результат, а не обряды экстремальная ситуация, по"> Главными были суть и результат, а не обряды экстремальная ситуация, по мнению писателя, изменяет человека, открывая его настоящее лицо

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-23.jpg" alt=">Ритуальный характер дуэли лишает участников свободы воли ">

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-24.jpg" alt="> Вызов на дуэль благородство человека особенности характера "> Вызов на дуэль благородство человека особенности характера защита чести и (неуравновешенность или достоинства задиристость, боязнь быть осуждённым мнением общества) желание потешить своё самолюбие

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-25.jpg" alt=">Русские женщины знали толк в дуэлях. ">

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-26.jpg" alt=">Современные школьницы тоже активно пытаются выяснять отношения, но при помощи кулаков ">

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-27.jpg" alt="> Дуэль – глазами моих одноклассников. в этом учебном году,"> Дуэль – глазами моих одноклассников. в этом учебном году, защищали свою честь и достоинство, вызывая обидчика «на стрелку» 8 мальчиков и 5 девочек, дрались, отстаивая свою честь и достоинство 7 мальчиков и 7 девочек, были наблюдателями в выяснении отношений между «дуэлянтами» 14 мальчиков и 15 девочек, после драки были поставлены на внутришкольный учёт 4 учащихся. Опрошены уч-ся 8 –ых классов.

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-28.jpg" alt="> Человечество до сих пор пытается выяснять конфликты посредством схваток один на один ">

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-29.jpg" alt="> В современном обществе дуэль приобретает новые формы: автомобильные гонки (drag race)"> В современном обществе дуэль приобретает новые формы: автомобильные гонки (drag race) виртуальные сражения (дуэли в Unreal Tournament, Half Life) обнародование фактов личной жизни через социальные сети и средства массовой информации публичные дебаты политических оппонентов

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-30.jpg" alt="> С точки зрения современного законодательства, дуэль - является преступлением."> С точки зрения современного законодательства, дуэль - является преступлением. «никто не имеет права рисковать своей жизнью ссоры ради, так как жизнь каждого гражданина принадлежит Отечеству» Наполеон Бонапарт

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-31.jpg" alt="> классификация деяния литературных персонажей А. С. Пушкина с точки зрения современного"> классификация деяния литературных персонажей А. С. Пушкина с точки зрения современного уголовного кодекса РФ Сильвио, Граф Б. (Сильвио словесно оскорбил Графа Б. , Граф Б. дал пощёчину Сильвио) – были бы осуждены по ст. 130 п. 1 (оскорбление чести и достоинства) Наказание - либо штраф до 40 тыс. рублей; либо штраф в размере зар. платы за 3 мес. ; либо исправительные работы сроком до 6 мес.

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-32.jpg" alt="> Е. Онегин, Дон Гуан, Дантес – были бы осуждены по ст."> Е. Онегин, Дон Гуан, Дантес – были бы осуждены по ст. 111 ч. 4 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего, ставшее причиной смерти; наказание - лишение свободы на срок до 15 лет Ленский, Дон Карлос, Гринёв, А. С. Пушкин – по ст. 119 - угроза убийством, наказание - обязательные работы на срок от 180 до 240 часов, либо ограничение свободы на срок до 2 лет, либо арест на срок до 6 месяцев.

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-33.jpg" alt=">В законодательстве современной России дуэль не упоминается и прямо не запрещена "> В законодательстве современной России дуэль не упоминается и прямо не запрещена Парагвай законодательство делает единственное исключение для лиц, завещавших свои органы медицинским или научным учреждениям

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-34.jpg" alt=">Но всегда ли суд выносит справедливое решение? ">

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-35.jpg" alt="> Дуэль – это не романтическое приключение, но и назвать её безжалостным убийством"> Дуэль – это не романтическое приключение, но и назвать её безжалостным убийством тоже нельзя. Дуэль - это любопытнейший казус, когда мораль и право постоянно противоречат другу, когда понятие о защите чести и достоинства с оружием в руках сталкивается с неизменным стремлением государства регулировать эти вопросы правовыми средствами

Src="https://present5.com/presentation/3/184815005_281248557.pdf-img/184815005_281248557.pdf-36.jpg" alt=">СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ">

В 1251 году настоятель аббатства Мо и настоятель аббатства Святой Марии в Йорке вступили друг с другом в борьбу за право владения некоторым прибыльным бизнесом. При этом настоятели не просто спорили — это был настоящий бой.

В соответствии с английским законодательством, если суд оказывался не в состоянии решить вопрос собственности, его урегулировали с помощью поединка. Каждый участник нанимал бойца (champion) — в то время существовал рынок воинов, репутация лучших из которых могла запросто напугать другую сторону и заставить отказаться от решения сражаться.

Людям не казалось это варварством, так как было частью юридического процесса. Представитель суда присутствовал во время битвы, называл имя монарха и проводил определенный ритуал, в ходе которого призывал Бога вмешаться и принести победу стороне, честной в своих претензиях. Учитывая особенности того времени, вероятно, бои проходили на импровизированной арене. Но в более поздние времена суд поединком в Англии начали проводить на специальных аренах (the lists) с трибунами для зрителей.

Несмотря на то что настоятель аббатства Мо заплатил больше, его боец сражался плохо. Когда стало понятно, что поражение неизбежно, представители враждующих настоятелей пришли к соглашению.

Испытание огнем и водой

Хотя события, описываемые в «Игре престолов» и «Монти Пайтон», вымышлены, ситуации, в которых один подозреваемый оказывался перед лицом божественного суда, были очень распространены.

Разнообразие испытаний, которым судьи и общество подвергали подозреваемых в беззаконии, ограничивалось лишь людским воображением. В средневековой Европе обвиняемым в совершении преступления оставляли ожог раскаленным железом или топили в пруду. В примере из Библии священник испытывал женщину, обвиненную в прелюбодеянии с помощью «горькой воды», которая якобы влияла на виновных и невиновных женщин по-разному. В Индии в 1800-х годах существовало другое жестокая пытка. Человека подвешивали на гигантский столб, а к его ногам цепляли груз (огромное количество глины), затем вздергивали. В Либерии организации правозащитников обнаружили существующую по сей день практику прижигания подозреваемых раскаленным мачете. В каждом рассмотренном случае это было не наказание за преступление, а пытка.

Поить людей ядом, клеймить тех, кто не утонул во время утопления, и призывать Бога, чтобы оставил невредимым того, кто подвергся ожогу горячим железом… звучит как ритуальная бойня. Тем не менее, зачастую это был обоснованный процесс.

В средневековой Европе, например, основным способом совершения суда (часто в сельской местности, где не было судей или формальных судебных процессов) в ответ на обвинение просили подозреваемого, свидетелей или тех, кто знал подозреваемого, поклясться в его или ее виновности или невиновности. Эти клятвы были обращены к Богу и составляли часть длительного ритуального процесса, который некоторые ученые сегодня сравнивают с детектором лжи. Судьи прибегали к испытаниям только тогда, когда давшие клятву противоречили друг другу, когда подозреваемый считался ненадежным или когда не вызывал доверия по другим причинам.

По существу, люди просили Бога вынести решение только тогда, когда сами не могли сделать это.

Теория Лисона (Leeson’s theory)

Ученые отмечают, что вера в «имманентную справедливость» была обычным явлением, обращение к божественному суду считалось более авторитетным и что небольшие сообщества были не в состоянии позволить вероятному преступнику выйти на свободу из-за отсутствия доказательств его вины. Возможно поэтому европейцы так часто урегулировали споры, обращаясь к Богу с просьбой совершить чудо.

Но даже тогда, когда люди прибегали к пыткам, редко это был смертный приговор. Удивительно, проверка данных, описывающих такие случае в Европе, демонстрирует, что большинство подозреваемых, подвергшихся пыткам, были признаны невиновными.

Как такое возможно? Почему было так много людей, которым пришлось доказать свою невиновность через пытку раскаленным железом?

По крайней мере относительно Европы есть подозрение, что священники манипулировали результатами. Божий суд длился несколько дней и подразумевал соблюдение строгих ритуалов, но, как отмечает экономист Питер Лисон (Peter Leeson), следование инструкциям давало священникам свободу действий. Травмы от горячего железа можно было перевязать, а священник через три дня проверял, может быть, Бог исцелил их. Согласитесь, очень субъективное суждение. Священники и судьи также редко подвергали женщин испытанию водой. Вероятно потому, что у женщин (в среднем) более высокий процент жира в организме, что делает их более плавучими, чем мужчин, и тот факт, что они не тонули, подтверждал их виновность.

Священники могли фальсифицировать результаты, потому что хотели подвергнуть испытаниям в качестве наказания людей, чья вина была недоказуема. Или Божий суд мог бы быть более милосердным наказанием, особенно в ситуации несправедливых законов. Когда пятьдесят человек, охотившихся на оленей, принадлежавших королю Вильгельму Руфусу, подверглись испытанию судом Божьим, он, как утверждается в источниках, крикнул: «Что это? Справедливость суда Божьего? Погубить человека, который после всего продолжает верить».

Теория Лисона, однако, заключается в том, что священники успешно использовали жестокие пытки, чтобы определить, кто виноват. Среди набожного населения только невинные люди будут просить доказать свою невиновность через суровое испытание. Это объясняет, почему священники обычно истолковывали результаты таким образом, что признавали подозреваемого невиновным. Если бы каждая пытка заканчивалась чудом, конечно же, люди стали бы относиться скептически.

Еще одна проблема — атеисты. Ключом к решению этих проблем, как предполагает Лисон, стало то, что священники (сознательно или бессознательно) осуждали нужное количество людей. Если слишком много людей выбирали испытание судом Божьим, это был признак того, что общество настроено скептически, значит, священник должен осудить больше людей, чтобы вновь привить страх Божий и сдержать неверующих. Результаты одного из исследований европейских пыток показали, что 63% подозреваемых были признаны невиновными. Возможно, это и есть правильное соотношение.

Длительные религиозные ритуалы во время испытания судом Божьим также дали священникам достаточно времени, что отпугнуть скептиков и распознать неверующих. Перед испытанием подозреваемые в течение трех дней жили, как монахи, и «их щедро поливали святой водой и обращали с помощью длинных молитв в подобие древних праведников ». В день церемонии священники делали заявление, вроде такого: «Я заклинаю тебя живым Богом, что ты покажешь свою чистоту» и напоминали людям, что Бог «освободил трех молодых людей из огненной печи и сделал свободной Сусанну от ложного обвинения». Должно быть, это было убедительно.

И если сегодня пытки кажутся безнадежно неточным способом идентификации преступников, то стоит взглянуть на надежность нынешней системы правосудия: одна команда юристов и исследователей обнаружила, что 4% американских заключенных-смертников в период с 1973 по 2004 годы были ошибочно осуждены.

За честь, богатство и доверие

Использование пыток достигло пика в европейском обществе примерно в период с 800 по 1300 годы. Пытки были христианизированной языческой традицией и представителям духовенства удалось наконец доказать, что Церковь не поддерживала такой метод правосудия лишь в 2015 году. Они утверждали, что грешно требовать Бога совершить чудо. При отсутствии авторитета Церкви пытки постепенно утратили легитимность и были заменены судом присяжных.

Ученые, как правило, связывают снижение количества пыток с ростом грамотности населения, распространением науки и рационализма. Хотя ученые, рассматривающие этот факт с экономической точки зрения, предполагают, что пытки перестали использовать, когда у государства появились ресурсы и полномочия для содержания судов присяжных, которые изучали доказательства. Кроме того, пытки были «племенной традицией» и исчезли «с появлением городов и сел с системой самоуправления, чьи городские уставы в значительной степени основывались на возрождении римского права», — пишет исследователь Ричард У. Ларивьер (Richard W. Lariviere). Пока у населенных пунктов не было достаточно ресурсов для поддержания профессиональной судебной системы и сильного правительства, тяжелые пытки зачастую становились лучшим и самым доступным юридическим инструментом.

Эта мысль справедлива и для суда поединком.

Испытания поединком (дуэль) были менее распространены, чем пытки, но их подъем и падение в Европе пришлось на одно и то же время. В подобных поединках в основном решались имущественные споры: ситуации а-ля «он сказал, она сказала», когда судья или местный орган власти не мог разрешить разногласия двух сторон.

В отличие от пыток, в случае с испытаниями боем ученые не могут выстроить теорию о том, как устанавливалась правда. В теории Бог должен был помочь честной стороне одержать победу. На практике же самый сильный воин или человек с деньгами, который могу нанять лучшего воина, выигрывал дело. Еще в одном историческом примере, оказавшемся недостойным романтизации, испытания боем обычно заканчивались тем, что один из бойцов сдавался и судьи часто следили за тем, чтобы бойцы использовали более слабое оружие, например, дубинки, во избежании смертельного исхода.

Тем не менее, Лисон приходит к выводы, что испытания боем были очень полезны. И их пользу могут оценить экономисты.

В феодальной Европе было трудно покупать и продавать землю. В Англии, например, монарх владел всей землей и раздавал права на землю лордам, которые имели право передать или продать часть своей земли менее значительным представителям общества. Так как число людей, интересовавшихся одним и тем же участком земли, было велико, ее было сложно продать.

Когда кто-то оспаривал право собственности, суд поединком создавал новую ситуацию: человек готов был потратить огромные деньги, чтобы получить землю. Такой человек мог потратить больше денег на бойца или нанять всех бойцов и выиграть спор. С точки зрения экономики, это был лучший возможный исход неразрешимого спора.

Однако поединки вне правовой системы были гораздо более распространенным явлением. Самые известные дуэли датируются эпохой итальянского Возрождения. Их создатели придумали ряд формальных правил поединка для разрешения спора, предназначенных для предотвращения бесконечных конфликтов и охватывающие целые поколения вендетты. Правила были разработаны, чтобы ограничить преимущество хороших бойцов. Немного проще стало с появлением дуэльных пистолетов, плохая точность которых делала победу в поединке сравнимой с удачей в жеребьевке. Как пишет журналист Артур Криштал (Arthur Krystal): «Поединок чести должен был сократить бесконтрольное насилие… заставить людей дважды подумать, прежде чем прибегнуть к насилию».

Это не сработало. Дуэли стали символом статуса, как сегодня наличие iPhone. Иногда поединки представляли собой претенциозные шоу; Марк Твен (Mark Twain) однажды съязвил, что зрители на дуэлях во Франции сидят прямо на дуэлянтах для их собственной безопасности. Но если говорить серьезно, люди умирали за честь. Только в период с 1589 по 1610 годы в дуэлях погибло около 6000 французов. В США журналисты и конгрессмены погибали по той же причине с завидной регулярностью. Все мы знаем о Гамильтоне. Авраам Линкольн принял дуэльный вызов, который был предотвращен в последний момент благодаря дипломатии его друга.

Вот почему современные люди часто воспринимают дуэли как социальное явление с участием помутненных рассудком людей, умирающих из-за глупых разногласий. (Представьте себе, как вы и ваш друг спорите о последнем фильме Marvel).


Но как и в случае с пытками, историки и экономисты, искавшие причины такого безумия, пришли к интересным выводам. Экономисты Роберт Райт (Robert Wright) и Кристофер Кингстон (Chtistopher Kingston), к примеру, считают, что понятие чести в американском юге было не глупостью, туманным понятием, а вполне конкретным экономическим фактором, и институт дуэлей был важным неформальным юридическим учреждением.

Понимание причин начинается с признания того, что владельцы плантаций постоянно занимали деньги. Они инвестировали огромные суммы, чтобы посадить сельскохозяйственные культуры на продажу, а зарабатывали лишь раз в сезон. В то же время суды и правовая система имели ограниченные возможности для разрешения долговых споров. Быть человеком чести значило быть добросовестным по отношению к своим долговым обязательствам — необходимое условие деловых операций.

Но почему именно дуэль? С одной стороны, она была публичной. Газеты сообщали о предстоящих дуэлях. И информация о них быстро распространялась. При отсутствии хорошо функционирующих судов, тот, кто чувствовал себя притесненным владельцем плантации или ростовщиком, воспринимал вызов на дуэль как средство правовой защиты. Это был публичный вызов их деловой репутации.

Принимая вызов, честный человек (возможно, он оказался не в состоянии погасить задолженность из-за неудачного урожая) получал шанс доказать свою честность. А так как формальности дуэли и необходимость считать секунды занимали много времени, появилась возможность договориться о компромиссе, прежде чем дуэль имела место в действительности.

Вместо заключения

В нашем мире, как и в вымышленном мире «Игры престолов» испытания поединком, дуэли и пытки кажутся абсурдными, несправедливыми предрассудками. Таковыми они и являются. Тем не менее во многих отношениях, учитывая ограниченность времени, они могли предложить лучший путь разрешения спора, несмотря на возможность злоупотребления.

Как бы банально это не звучало, но стоит учитывать, что многие аспекты современной правовой системы могут показаться столь же абсурдными историкам будущего.