Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…


Умру я скоро анализ стихотворения Некрасова по плану

1. История создания . В 1866 г. Некрасов получил анонимное письмо, в котором неизвестный обвинял поэта в неискренности и отказе от демократических идеалов.

Поводом для анонимки, скорее всего, стало произведение "Бокал заздравный поднимая..." (1866 г.), которое Некрасов посвятил усмирителю восстания в Польше - генералу М. Н. Муравьеву.

Поэт написал хвалебную оду с целью спасти журнал "Современник", но издание все равно закрыли, а демократические круги расценили поступок Некрасова как подлость и предательство. Ответом поэта на все обвинения стало стихотворение "Умру я скоро..." (1867 г.).

2. Жанр произведения - элегия.

3. Основная тема стихотворения - покаяние автора перед Родиной. признается, что оставляет России "жалкое наследство". Он перечисляет причины этого. Детство поэта было очень тяжелым, омраченным беспощадной тиранией отца. Молодость прошла "в мучительной борьбе". Некрасов голодал, был вынужден за копейки давать уроки и писать стихотворения на заказ. Все это оставило "неизгладимый след" в душе поэта и заставило его обратиться к страданиям простого народа.

Некрасов с гневом отвергает обвинения о продажности ("не торговал я лирой"). Однако в случае опасности его лира могла издавать "звук неверный" (вероятно, намек на оду Муравьеву). Начало серьезной литературной карьеры было для Некрасова счастливым временем. У него появилось множество единомышленников ("дружная семья"), разделяющих демократические взгляды. Постепенно "семья" распадалась: друзья изменяли взгляды, подвергались наказанию со стороны власти, умирали.

К настоящему времени Некрасов осознал, что остался совершенно один в окружении многочисленных врагов. Суровая жизнь не позволила поэту сделать многое из задуманного. Он мечтал пробудить в народе осознание собственного несправедливого положения, но признается, что слишком любил самого себя. Некрасов строго оценивает свою деятельность. Он заявляет, что "к цели шел колеблющимся шагом" и "не жертвовал собой".

Творчество никак не повлияло на ситуацию в стране. Единственное, что смог сделать поэт - выразить свою безграничную любовь к России. За сохранение этой великой любви Некрасов просит Родину простить все его невольные прегрешения.

4. Композиция . Произведение состоит из трех частей. В первой автор рассказывает о своем тяжелом детстве и юности. Вторая часть - сожаление об утраченных друзьях. Заключительная часть - горькое покаяние Некрасова. Все три части связаны рефреном: "За каплю крови, общую с народом".

5. Размер стихотворения - пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства . В произведении широко представлены эпитеты ("роковым", "неумолимый", "изумляющий") и метафоры ("жалкое наследство", "земной предел", "луч сознанья"). На высокую степень переживаний поэта указывает большое количество восклицаний. Ядром стихотворения является уже упоминающийся рефрен с центральным символом - "каплей крови", связывающей поэта с простым русским народом.

7. Главная мысль произведения заключается в оправдании Некрасова перед страной. Поэт излишне строг к себе. Его творчество оказало огромное влияние на русскую общественную мысль и побудило многих людей к деятельности по улучшению положения крестьянства.

Пытаясь спасти «Современник» от угрожающего ему закрытия, Некрасов прочел в Английском клубе стихотворное послание Муравьеву-Вешателю, от которого зависела судьба журнала. Глубочайшие переживания поэта, связанные с этим поступком, отразились и в настоящих стихах.

«Умру я скоро…» - одно из произведений так называемой «покаянной» лирики Некрасова: поэт казнит себя за то, что для защиты от полицейских и цензурных гонений он иногда льстил представителям власти. Страстное самообличение свидетельствовало о глубине передовых убеждений поэта. Цитируя их, В.И. Ленин писал: «Некрасов по той же личной слабости грешил нотками либерального угодничества, но сам же горько оплакивая свои «грехи» и публично каялся в них».

Некрасов в своем стихотворении просил, чтобы родина за все его простила. Но мы не слышим ни плача, ни всхлипываний. В нем звучит мужественный голос поэта. Он исполнен решимостью к внутренней борьбе и не снимает с себя обвинений, но и показывает причину, которая заставила его пойти на такой унизительной безнравственный шаг: общество.

Для того, чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть великолепие языка, автор употребляет изобразительные средства тропы. Понять чувства раскаяния, душевного состояния помогают эпитеты «робкая тишина», «гнетущие впечатления», «неизгладимый след», «неутомимый рок», «звук неверный».

Многосоюзие, присутствующее в стихотворении, передает душевное состояние автора, придает плавность происходящему. С их помощью мы видим, как тяжело, горько, тоскливо на душе Николая Алексеевича.

За то, что я остался одиноким,
Что я ни в ком опоры не имел,
Что я, друзей теряя с каждым годом,
Врагов встречал все больше на пути…

Стихотворению придает наибольшую выразительность, мелодичность перекрестная рифма.

Умру я скоро жалкое наследство,
О родина! Оставлю я тебе.
Под гнетом роковым провел я детство
И молодость в мучительной борьбе.

Передать душевное состояние героя, подчеркнуть великолепие языка помогают многочисленные междометия.

Стихотворение «Умру я скоро…» посвящается неизвестному другу, приславшему стихотворение «Не может быть». Этим другом была поэтесса О.В. Мартынова (Павлова). В своем стихотворении она отклоняла клеветнические упреки в неискренности, которым ни раз подвергался Некрасов со стороны литературных врагов. Оценивая творческий путь Некрасова, могу от себя заметить, что я не заметила за ним жажды личной выгоды. По-моему, он стремился только к одному: спасти «Современник».

Стихотворение "Умру я скоро" написано в 1867, оно было последнее в жизни Некрасова.

Мнимые чувства, возникшие у поэта, формируют чувство вины, что просматривается между строк стихотворения. Если быть точнее, то "Умру я скоро" является исповедью поэта за все, что он сделал не так, как требуют заповеди.

Взглянув глазами героя, можно выделить, что он, как и автор, вспоминает всю прожитую жизнь. Когда он говорит про свою семью, сразу ощущается чувство растерянности. Также в строчках Некрасов просит о пощаде у родины.

Для того, чтобы увеличить воздействие, в области эстетики, автор применяет изобретательские средства. А для того, чтобы понять раскаяние души, можно понять при помощи используемых фраз таких как: " робкая тишина", " звук неверный" и многие другие.

Выбранный способ передачи чувств, а именно многосоюзие, служит следствием плавности всего вокруг происходящего. С их помощью, мы ощущаем как горько и тоскливо на душе Николая. Но не стоит забывать и о рифме, которая придаёт стихотворению мелодичность и в какой-то мере выразительность.

Также Некрасов использует междометия, дабы передать все черты характера главного героя произведения и подчёркивает великолепие великого языка.

Данное стихотворение, автор написал одному неизвестному другу, который прислал Николаю собственное стихотворение "Не может быть". А как оказалось, этим неизвестным другом оказалась поэтесса Мартынова (девичья фамилия Павлова). В своём стихотворении она попыталась отогнать всю клевету от Некрасова, которую создавали его завистники.

С моей точки зрения, Некрасов своим стихотворением пытался показать всем, что он не имел какой-то собственной выгоды. Он хотел, чтобы каждый, кто читает его произведения, представлял современный мир и пытался спасти его.

По плану. С цитатами.

Картинка к стихотворению Умру я скоро

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Брюсова Родной язык

    Валерий Яковлевич Брюсов – это один из самых ярких представителей символизма в России. Несмотря на то, что он любил затрагивать философские вопросы в своих произведениях, Брюсов всегда предпочитал выражаться как можно более

  • Анализ стихотворения Цветаевой Молитва по плану

    Многие поэты обладают неким даром предвиденья, они уже с ранних пор ощущали, что ждет их в дальнейшей жизни, и в большинстве случаев это были труднейшие испытания. Таким же чувством обладала русская поэтесса Марина Цветаева, которая

  • Анализ стихотворения Полонского Дорога 9 класс

    Поражает своим многообразием поэзия Якова Полонского: в его творчестве встречается любовная, пейзажная и философская лирика. Глубокий анализ поведения человека, который потерял смысл жизни, показан в стихотворении «Дорога». Творчество

  • Анализ стихотворения Несжатая полоса Некрасова

    Николай Алексеевич Некрасов вырос в родовой усадьбе, в окружении природы. Поэт любил природу, восхищался её красотой. Там же, в усадьбе, будущий поэт ежедневно наблюдал за суровой жизнью крепостных.

  • Анализ стихотворения Некрасова Блажен незлобивый поэт

    Некрасов, как и другие поэты в своем творчестве очень часто затрагивал тему поэта и поэзии, а именно назначения поэта. Именно об этом идет речь в данном произведении. Стихотворение написано в 1852г., спустя год, после смерти Гоголя.

Пытаясь спасти «Современник» от угрожающего ему закрытия, Некрасов прочел в Английском клубе стихотворное послание Муравьеву-Вешателю, от которого зависела судьба журнала. Глубочайшие переживания поэта, связанные с этим поступком, отразились и в настоящих стихах.

«Умру я скоро…» — одно из произведений так называемой «покаянной» лирики Некрасова: поэт казнит себя за то, что для защиты от полицейских и цензурных гонений он иногда льстил представителям власти. Страстное самообличение свидетельствовало о глубине передовых убеждений поэта. Цитируя их, В.И. Ленин писал: «Некрасов по той же личной слабости грешил нотками либерального угодничества, но сам же горько оплакивая свои «грехи» и публично каялся в них» .
Некрасов в своем стихотворении просил, чтобы родина за все его простила. Но мы не слышим ни плача, ни всхлипываний. В нем звучит мужественный голос поэта. Он исполнен решимостью к внутренней борьбе и не снимает с себя обвинений, но и показывает причину, которая заставила его пойти на такой унизительной безнравственный шаг: общество.

Для того, чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть великолепие языка, автор употребляет изобразительные средства тропы. Понять чувства раскаяния, душевного состояния помогают эпитеты «робкая тишина», «гнетущие впечатления», «неизгладимый след», «неутомимый рок», «звук неверный».

Многосоюзие, присутствующее в стихотворении, передает душевное состояние автора, придает плавность происходящему. С их помощью мы видим, как тяжело, горько, тоскливо на душе Николая Алексеевича.

Стихотворению придает наибольшую выразительность, мелодичность перекрестная рифма.

Передать душевное состояние героя, подчеркнуть великолепие языка помогают многочисленные междометия.

Стихотворение «Умру я скоро…» посвящается неизвестному другу, приславшему стихотворение «Не может быть». Этим другом была поэтесса О.В. Мартынова (Павлова). В своем стихотворении она отклоняла клеветнические упреки в неискренности, которым ни раз подвергался Некрасов со стороны литературных врагов. Оценивая творческий путь Некрасова, могу от себя заметить, что я не заметила за ним жажды личной выгоды. По-моему, он стремился только к одному: спасти «Современник».

Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!

Творчество народного поэта Н.А. Некрасова одно из самых сильно повлиявших на формирование русской литературы и осознания себя в этом мире народных крепостнических масс. Посвятив себя творчеству ради народа и для народа, он запоминается многим как поэт сопереживающий. понимающий людские страдания. Его поэзия обладает неким шармом, точной атмосферностью нашей страны, которую мало кто мог описать так умело и точно…

Стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» написано в 1867 году,не задолго до смерти поэта, и является заключительным, своего родом последним, подводящим итоговую черту.

Это исповедь, крик души, полный горечи и раскаяния, но и некой духовной самоиронии, доброй, и вызывающей лёгкую улыбку.

Настроение уныния и одиночества задают метафоры и эпитеты жесткие и колкие.

Взгляд поэта устремлен в давно минувшее…

Вспоминает то, что порою согревало его сердце, и как ни прискорбно, таких теплых воспоминаний ничтожно мало. В конце пути он брошен теми, кто был дорого, и теми, кто его так и не принял…

Он страдает. осознавая, что за жизнь успел лишь малую долю, чего бы хотел сделать, и пытается исповедоваться и раскаяться, хоть и ему непросто говорить об этом.

Его страдания заключается в его отличности от других поэтов, его уникальности и неклассическом слоге. Его лирическая песня полна навеянных скорой смертью сожалений о невыполненным долгом не только перед собой, но и перед всем русским народом:

И до народа не дошла она…

Однако, как бы грустно не звучала его прощальная пеня, в ней слышатся и добрые, светлые нотки.

Он говорит слова любви, обращенные к Родине, нахлынувшие чувства переполняют лирического героя, он просит прощения за дела совершенные и так и несовершенные. Он сожалеет об оставленном «жалком наследстве» после себя, сетует на невозможность унять бурные и неподвластные процессы разлагающие его родную страну.

Автор беспощадно казнит себя, обвиняя в не полною жертвенности, преданности, но всё же просит прощения. И как мне кажется, он в значительной мере преуменьшает свою роль в русской классической литературе. Некрасов внёс в кладезь лирических богатств России недюжий вклад, посвяти себя борьбе с народными угнетателями, отстаивания моральных патриотических идеалов, преданности и истинной любви к родине.

«Умру я скоро. Жалкое наследство…» Н.Некрасов

«Умру я скоро. Жалкое наследство…» Николай Некрасов

Посвящается неизвестному
другу, приславшему мне сти-
отворение «Не может быть»

Умру я скоро. Жалкое наследство,
О родина! оставлю я тебе.
Под гнетом роковым провел я детство
И молодость — в мучительной борьбе.
Недолгая нас буря укрепляет,
Хоть ею мы мгновенно смущены,
Но долгая — навеки поселяет
В душе привычки робкой тишины.
На мне года гнетущих впечатлений
Оставили неизгладимый след.
Как мало знал свободных вдохновений,
О родина! печальный твой поэт!
Каких преград не встретил мимоходом
С своей угрюмой музой на пути.
И малый труд в заслугу мне сочти!


Когда грозил неумолимый рок,
Моя рука. Давно я одинок;
Вначале шел я с дружною семьею,
Но где они, друзья мои, теперь?
Одни давно рассталися со мною,
Перед другими сам я запер дверь;
Те жребием постигнуты жестоким,
А те прешли уже земной предел…
За то, что я остался одиноким,
Что я ни в ком опоры не имел,
Что я, друзей теряя с каждым годом,
Встречал врагов всё больше на пути —
За каплю крови, общую с народом,
Прости меня, о родина! прости!


Терпеньем изумляющий народ!
На путь, которым бог тебя ведет,
Но, жизнь любя, к ее минутным благам
Прикованный привычкой и средой,
Я к цели шел колеблющимся шагом,
Я для нее не жертвовал собой,
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
К тебе, моя родная сторона!
Ее умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! прости.

Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»

Произведение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» написано в 1867 году. Некрасов посвятил его «неизвестному другу», приславшему поэту стихотворение собственного сочинения под названием «Не может быть». В нем аноним выражал протест против слухов, призванных опорочить Николая Алексеевича. Кто же решился поддержать Некрасова, но при этом предпочел оставить в тайне имя? По мнению литературоведов, автор «Не может быть» — Ольга Петровна Мартынова, писательница 50-90-х годов XIX столетия. Женщина творила под несколькими псевдонимами — Ольга П. Павлова Ольга, Павлова О. П-а Ольга. О том, что посвящение Николаю Алексеевичу принадлежит именно ее перу, исследователи узнали из дневника матери писательницы — Ольги Васильевны Мартыновой. Там же указана дата создания «Не может быть» — шестое февраля 1866 года. Ольга Петровна была увлечена творчеством Некрасова. Кроме того, из дневника ее матери становится понятно, что женщина лично знала знаменитого литератора.

«Умру я скоро. Жалкое наследство…» — подведение жизненных итогов. Стихотворение принято относить к так называемой покаянной лирике Некрасова. Среди ее наиболее известных образцов — «Рыцарь на час «, «Памяти Добролюбова «, «Я за то глубоко презираю себя…». Главная тема стихотворений — попытка преодоления внутреннего разлада. Николаю Алексеевичу нередко казалось, что он не в полной мере соответствует высокому идеалу человека и поэта. «Умру я скоро. Жалкое наследство…» — стихотворение-исповедь, преисполненное душевной болью, раскаянием, душевными терзаниями. В нем поэт рассуждает о родине, народе, друзьях, творчестве.

Первая часть произведения — рассказ о детстве и молодости лирического героя. Некрасов повествует о революционных настроениях, царивших в просвещенном обществе. Поэт сравнивает их с бурей. По мнению Николая Алексеевича, если она длится недолго, то способна укрепить бойцов. Вот только в России противостояние с властью затянулось. Люди привыкли молчать. Такая ситуация породила гнетущие впечатления у лирического героя, которые оставили в душе его неизгладимый след. Вторая часть содержит рассуждения на тему не всегда правильного использования лиры. По словам лирического героя, порой она издавала неверные звуки. Скорей всего, Некрасов имеет в виду те стихотворения, которые он написал не столько по велению Музы, сколько для того, чтобы журнал «Современник», издаваемый им, смог удержаться на плаву. Также во второй части лирический герой рассказывает о своем тотальном одиночестве. Многие друзья безвозвратно потеряны. Все больше становится врагов. В заключении лирический герой сокрушается, что недостаточно посредством творчества сделал для русского народа.

В каждой части Некрасов повторяет строку: «За каплю крови, общую с народом…». С ее помощью он подчеркивает свое малое, но все-таки родство с простыми людьми — рабочими, крестьянами. Кроме того, на протяжении всего стихотворения лирический герой обращается к родине и просит у нее прощения.

Художественный анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»

С детства знакомы нам проникновенные стихи Николая Алексеевича Некрасова. Гражданский пафос и высокая художественность его произведений, глубокое проникновение в жизнь человека поставили Некрасова в ряд крупнейших русских писателей девятнадцатого века.
Судьба родины, её победы и поражения, успехи и жизненные трудности всегда волновали творческую интеллигенцию России. Великий поэт Некрасов не исключение из числа таких людей. И неудивительно, что тема любви к родной земле проходит через всё творчество этого поэта.
Некрасову очень тяжело было видеть страдания других людей, особенно, если дело касалось женщин и детей. На мой взгляд, этот поэт - один из ярых защитников обездоленных и обиженных жизнью, он считает своим долгом рассказать миру об этом.
Стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» являет собой размышление автора над тем, в чём же смысл жизни и что им уже достигнуто. Тема поэта и поэзии также очень ярко прослеживается в этом произведении. Думая над тем, что останется после смерти, автор приходит к выводу, как мало сделано им. Но в одном он убеждён: ему никогда не приходилось делать того, что от него ждут другие, однако были моменты, когда поэт вынужден был говорить совсем не то, да и не так:
Не торговал я лирой, но, бывало,
Когда грозил неумолимый рок,
У лиры звук неверный исторгала
Моя рука…
Своим достоинством лирический герой, прежде всего, считает своё единство с народом. Размышляя о собственной жизни, он приходит к мысли, что много было страданий и боли. Сначала его окружали близкие и родные люди, но судьба распорядилась так, что одни давно расстались с героем, перед другими он сам вынужден был закрыть дверь: «те жребием постигнуты жестоким, а те прешли уже земной предел…» Лирический герой одинок и, может быть, хотел бы всё исправить, но теперь это невозможно.
Кроме того, данное стихотворение представляет собой обращение к родине, любовь к которой безгранична. Только эта чувство и заставило поэта говорить о страданиях русского народа:
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым бог тебя ведёт…
Но излишнее малодушие и стремление к минутным благам сделали невозможным искренность и желание помочь родной земле. «И песнь моя бесследно пролетела, и до народа не дошла она…» - говорит поэт. Он чувствует свою вину перед Родиной, перед бесследно ушедшими годами. Молодость прошла и силы для борьбы кончаются. Много этих сил было потрачено на битвы, не принёсшие побед.
Поэт чувствует, что с каждым уходящим годом его чувства становятся всё беднее и беднее. Он с тоской говорит о равнодушии, которое зарождается в его душе. и только любовь к Родине делает героя настоящим:
За то, что я, черствея с каждым годом,
Её умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! прости.
В художественном плане стихотворение замечательно тем, что в тексте автор очень часто использует яркие эпитеты: «гнев роковой, мучительная борьба, робкая тишина, печальный поэт, угрюмая Муза, колеблющийся шаг, жестокий жребий…» Мы видим, что данное выразительное средство придает тексту большую образность.
Кроме того, автор использует олицетворение и обращение к родине как к живому существу, что ещё раз указывает на отношение автора к ней:
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
Синтаксической особенностью данного произведения является большое количество восклицательных предложений. В данном случае они свидетельствуют об эмоциональном подъёме и указывают на настроение лирического героя.
На мой взгляд, на автобиографичность стихотворения указывают размышления о собственной жизни и неудачах, которые постигли поэта. Некрасов не только выразитель чаяний крестьян, но ещё и тонкий проникновенный лирик. Для него тема поэта и поэзии, тема родины, тема русского народа, тема смысла жизни тесно переплетаются.
Стихотворение поэта проникнуто светлым чувством, несмотря на чувство тоски, которое испытывает лирический герой, ибо он безгранично любит родину, становится частью её. И его жизнь уже немыслима вне этой удивительной красоты.
По моему мнению, лирика этого великого русского поэта никогда не будет забыта, ибо в своих стихотворениях он отражал те чувства и переживания, которые свойственны и близки для каждого человека.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Некрасов Н.А. / Лирика / Художественный анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Послушайте стихотворение Некрасова Умру я скоро

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Умру я скоро

Сочинение

Н. А. Некрасов — великий русский поэт-реалист. В середине 19 века общество активно искало пути развития России, в этот период шло формирование революционной демократии, возглавляемой Белинским и Герценом. Некрасов по своим взглядам был близок к революционерам-демократам, он отводил поэзии особую роль в жизни общества. Некрасов являлся продолжателем лучших тем русской поэзии — патриотизма, гражданственности и гуманности. Гражданственность Некрасова тесно связана с его пониманием назначения поэта. Являясь активным участником спора «спокойного искусства» и «карающей лиры», поэт создаёт множество произведений, воспевающих идеал общественного деятеля, который проникнут беспредельной любовью к Родине, способен отдать за неё жизнь.

Очень важна в поэзии Некрасова так называемая «покаянная лирика». Это попытки преодоления трагического разлада с самим собой, ведь всю жизнь Некрасов стремился к идеалу, но часто ему казалось, что он не достоин высокого звания поэта и человека. Одним из таких стихотворений является «Умру я скоро. Жалкое наследство…»

Стихотворение написано в 1867 году и посвящено «неизвестному другу», который прислал Некрасову свое стихотворение «Не может быть». Это стихотворение-исповедь, полное трагизма, боли, горечи, душевных терзаний. Темой раздумий лирического героя является судьба Родины, народ, любимые, друзья. Написано оно классическим стихотворным размером — ямбом. Многочисленные пиррихии придают ему несколько элегическое звучание, наполняют грустью.

Стихотворение состоит из трех частей. Первая часть — рассуждение об исторической судьбе Родины. Начинается она со зловещего, мрачного пророчества: «Умру я скоро». Но лирический герой сожалеет лишь о том, что оставит родине только «жалкое наследство». Это наследство — поэтические строки, созданные в тяжелые для России времена. «Года гнетущих впечатлений… оставили неизгладимый след» в душе лирического героя. Под «гнетом роковым» подразумеваются годы терзающего страну крепостного права, «мучительная борьба» — подъём революционно — демократического движения. Революционная борьба сравнивается с бурей, но она должна быть недолгой, лишь тогда она «укрепляет». Лирический герой сожалеет, что происходящее в России — долгая буря, нужны радикальные меры, иначе в душе поселяются «привычки робкой тишины». Именно поэтому «мало знал свободных вдохновений» сам Некрасов. Восклицание «О родина! «наполнено патетикой и, в то же время, трагизмом. Жесткая цензура тех лет сделала Музу угрюмой, источник вдохновения иссяк. Безотрадность и печаль поселилась в душе. Ряд эпитетов своей семантикой дополняет создавшееся тягостное впечатление, ощущение отчаянья: «жалкое», «роковым», «мучительной», «робкой», «гнетущих», «печальный», «угрюмый». Лирический герой стремится искупить свою вину перед родиной, вновь звучит формула, ставшая лейтмотивом некрасовской лирики: «за каплю крови, общую с народом».

Вторая часть — самообвинение в преступлениях против таланта и совести. «У лиры звук неверный исторгала… Моя рука…». Устами лирического героя Некрасов сокрушается, что не все свои стихи он создал, будучи окрыленным вдохновением. Многие поэтические строки написаны лишь с целью поддержать зажатый цензурой журнал «Современник». Мотив одиночества звучит все явственней: «Давно я одинок». Лирический герой скорбит о безвременном расставании со своими друзьями, передовыми современниками, которые пожертвовали собой за общие интересы. Кто-то из его единомышленников поплатился за прогрессивные взгляды свободой: «те жребием постигнуты жестоким»; кто-то — своей жизнью: «А те прешли уже земной предел». Кто-то же добровольно свернул с пути борьбы, изменив идеалам демократии. Перед такими герой «сам… запер дверь».

И вновь звучат слова покаяния:

За то, что я остался одиноким,

Что я ни в ком свободы не имел,

Что я, друзей теряя с каждым годом,

Встречал врагов все больше на пути…

Анафора помогает прочувствовать силу душевных страданий. Кажется, что Некрасов высказывает своё сожаление, что не смог сам пойти в своей борьбе до конца, отдать себя без остатка. Поэтому опять искренне и горько звучит: «Прости меня, о родина, прости!..». Вновь звучат мрачные, исполненные безнадежностью эпитеты: «неумолимый», «жестоким», «одиноким».

Третья часть — самая напряженная по накалу душевных страстей. Сколько гордости и горя в его переживаниях! Так можно чувствовать, лишь обладая богатым и очень невеселым жизненным опытом, зная, как часто и легко жизнь губит прекрасные возможности, калечит и уродует прекрасных людей. Высказывается некрасовское понимание темы поэта и поэзии: «Я призван был воспеть твои страданья, // Терпеньем изумляющий народ!». Назначение поэзии, прежде всего, связывается с защитой народных интересов. Лирический герой думает о борьбе, он участвует в борьбе, но уже понимает, что сделал мало, потому что не был стойким и последовательным, суровым к себе до конца: «Я к цели шел колеблющимся шагом, // Я для себя не жертвовал собой». Упрекая себя за то, что «не жертвовал собой», герой все-таки «к цели шел». С помощью инверсии слово «шел» выделяется интонационно. Сила героя — в искренности сурового суда над собой, не знающего смягчающих обстоятельств. Это не поза, не рисовка, а настоящее раскаянье. Он мучается оттого, что, будучи «к минутным благам» прикованным «привычкой и средой», сделал не все, что было предначертано. Поэтому «песнь бесследно пролетела». В этом безысходном, отчаянном покаянии звучит светлая нота, символизирующая его истинный патриотизм, который нашел отражение в творчестве. «Одна любовь сказаться в ней успела // к тебе, моя родная сторона!» Именно у родины просит лирический герой прощения. Обращение-восклицание «о родина!» встречается в тексте четырежды, раскрывая весь эмоциональный накал.

Поэт беспощаден к себе, но вклад его в русскую литературу огромен. Смысл его жизни и творчества — отчаянная, непримиримая борьба с народными угнетателями.