Антонио гауди - гениальный архитектор, великий модернист. Архитектура Барселоны – модерн в компании каталонской готики Барселона дом в стиле модерн


Архитектура в стиле модерн – это общий тренд для значительной части Каталонии и конкретно для Барселоны. На сегодняшний день в городе около сотни зданий в стиле модерн, которыми хочется любоваться и фотографировать.

Представляем 10 самых красивых зданий Барселоны , которые не должны пройти незамеченными для любознательного туриста.

Дворец каталонской музыки (Palau de la Música)

Это одна из наиболее известных работ испанского архитектора Луиса Доменека-и-Монтанера. Его начали строить в 1905 году, и оно должно было стать новым домом для каталонского хора. Это действительно здание, поражающее своей красотой. Наблюдатель непроизвольно останавливает свой взгляд на многочисленных проработанных деталях, любуясь скрупулезной работой мастеров, которые возводили это произведение искусства каталонского модерна. Кроме того, это единственный в Европе концертный зал с естественным освещением.

Taquilla.com
globo-rojo.com

Дом Бальо (Casa Batlló)

Без сомнения, это один из самых фотографируемых туристических объектов в Барселоне. Строительство этого жилого дома проходило в период с 1904 по 1906 гг. У дома оригинальный живой фасад, сочетающий цветовые переливы, интересные фактурные балконы и чешуйчатую крышу. Это работа легендарного Антони Гауди, который реализовал проект для магната текстильной промышленности Жозепа Бальо-и-Касановаса.


thepetitewanderess.com
getyourguide.com

Больничный комплекс Сант-Пау (Hospital de Sant Pau)

Здание недавно было отреставрировано, но это чудо модерна не растеряло своей индивидуальности и ослепительной красоты, несмотря на то, что были такие опасения. Здание больницы Святого Павла напоминает об архитектуре восточных дворцов, которым свойственна роскошь форм и богатое украшение золотом. Это еще одна работа Доменека-и-Монтанера. Вместе с Домом каталонской музыки больница Сант-Пау внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.


barcelona-home.com
eumusic.coop

Дом Льео-и-Морера (Casa Lleó i Morera)

Очередной шедевр каталонского модерна авторства Доменека-и-Монтанера, в который он превратил обычный дом Casa Rocamora, принадлежащий около 40 лет семье фабрикантов Морера. Здание было построено в 1864 году, а в 1902 году Франческа Морера поручила архитектору его реконструкцию. В 1904 году она скончалась, и работу в 1906 году пришлось принимать уже ее сыну Альберту Льео-и-Морера. Чтобы увековечить память об этой семье в здании, архитектор вплел в орнамент здания изображения львов (Lleó) и тутовых деревьев (Morera).


© Bjorn Grotting/photoshelter.com
promptguides.com

Дом Кумалат (Casa Comalat)

Это здание не очень известно по сравнению с вышеупомянутыми, но его архитектурные достоинства неоспоримы. Это работа архитектора Сальвадора Валери-и-Пупурулла, который смог соединить в одном здании сразу два фасада в разных стилях. Один фасад выполнен в роскошном стиле с заимствованиями из рококо, другой менее помпезен, однако притягивает взгляд симпатичными балконами и красивой лепниной.


wikimedia.org

Дом Фустера (Casa Fuster)

Эта великолепное здание построено в 1908 году по проекту Луиса Доменика-и-Монтанера. Оно выглядит необычайно величественно благодаря высококачественному мрамору. Сто лет назад это был один из самых дорогих домов в городе, а сегодня здание занимает отель – Hotel Casa Fuster.


hotelescenter.es
hearteningjourneys.wordpress.com

Дом Мила (Casa Milà)

Еще одна яркая архитектурная достопримечательность Барселоны, которая как магнит притягивает многочисленных туристов с фотокамерами. Это работа Антонио Гауди, здание строилось с 1906 по 1910 гг. В 1984 году оно было внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, став при этом одним из первых строений XX века, удостоенных этой чести. Оригинальность фасада дома Мила в том, что оно полностью сделано из камня и не имеет ни одной прямой линии.


hotel-r.net
© Claudia Leverentz

Дом Гранель (Casa Granell)

Интересное здание в стиле модерн (1902-1904), построенное по проекту Херони Феррана Гранель-и-Манреса. Архитектура этого здания привлекательна сочетанием элементов: камня и металла, различных оттенков фасада и оконных ставен, фактурной лепнины, плитки, мозаики и ковки.


lameva.barcelona.cat

Дом Ровиральта (Casa Roviralta)

Белоснежные стены дома Ровиральта притягивают взгляд всех прохожих, и большая удача застать его в солнечную погоду, когда контраст белого и коричневого раскрывается в полной мере. Это здание называют «белым монахом», потому что раньше этот дом был собственностью общины монахов доминиканцев. Позже он был приобретен каталонским бизнесменом Теодором Ровиральта. Над реставрацией здания с 1903 по 1913 работал архитектор Хоан Рубио-и-Бельвер, который практически полностью трансформировал его.

Рубио сохранил оригинальную структуру и планировку дома, чтобы сделать его виллой в стиле модерн, дополнив верандами, галереями, часовней. Оконные и дверные рамы сделаны из кирпича и керамики, создавая резкий контраст с белоснежными стенами. В солнечные часы на одной из стен появляется латинская надпись, напоминающая о течении времени.


barcelonacheckin.com
epdlp.com

Март 16th, 2013 admin


Каталонский модернизм – это художественное историко-георгафическое название, главным образом связанное с каталонской архитектурой конца XIX — начала XX века. Основные идеи и приемы Каталонского модерна присутствуют также в скульптуре, живописи и декоративных искусствах. Концепции и приемы Каталонского модерна органично вписываются в общеевропейские архитектурные течения того времени — арт нуво, югендстиль и другие. В Испании модернизм приобретает свои отличительные черты и, в первую очередь, ассоциируется со столицей Каталонии — городом Барселона. Каталанский модернизм оказал большое влияние на другие провинции Испании: например, архитектор Виктор Бельтри (Víctor Beltrí) прославился своими произведениями в стиле модерн в городе Картахена, провинция Мурсия. Можно упомянуть и такие испанские города как Комильяс (Comillas), Новельда (Novelda), Асторга (Astorga), Мелилья (Melilla) и Леон (León), которые украшают произведения в стиле каталонского модерна.

Свой след в истории каталонского модерна оставили художники Рамон Касас (Ramón Casas), Сантьяго Русиньоль (Santiago Rusiñol), Хоакин Суньер (Joaquín Sunyer), Ерменехильдо Англада Камараса (Hermenegildo Anglada Camarasa), Жоан Бруль (Joan Brull), Рикард Канальс (Ricard Canals), Хавьер Госе (Xavier Gosé), Хосе Мария Серт (José María Sert), Мигель Утрильо (Miguel Utrillo) и другие.

Творческие и личностные контакты связывали каталонских художников с их единомышленниками — французскими авангардистами. Барселонское кафе «Четыре Кота» (Els Quatre Gats) было местом их встреч и творческих дискуссий. Кстати, именно здесь в 1900 году была организована первая персональная выставка художника Пабло Руиса Пикассо (Pablo Ruiz Picasso). Музей Пабло Пикассо в Барселоне расположен на улице Монткада (C/Montcada) 15-23. Стоимость входного билета – 11 €.

Фото: Наталья Пенкина. Кафе «Четыре Кота»

Каталанские архитекторы модернисты Элиэс Рохент-и-Амат (Elies Rogent i Amat), Луис Доменек-и-Монтанер (Lluís Domènech i Montaner), Жозеп Пуч-и-Кадафалк (Josep Puig i Cadafalch), Антонио Гауди (Antonio Gaudí) и другие, развивали свою особую архитектурную художественную вселенную. Модернизм отрицает, главенствовавший в первой половине XIX века стиль промышленной архитектуры, развивая новые архитектурные формы. Основой модерна в архитектуре становится ее Величество Природа. Природа присутствует везде: в материалах, которые используются для строительства, в формах зданий и сооружений, в деталях и образах, которые используются в декорировании фасадов. Архитекторы с легкостью размещают на фасадах своих зданий фигуры зверей, птиц, бабочек, растения и цветы. В украшении фасадов и интерьеров широко применяется мозаика и керамика. Огромного размера мифические и сказочные персонажи вдруг возникают на фронтонах и карнизах зданий. Окна и балконы украшаются коваными решетками, повторяющими растительные мотивы.

Фото: Наталья Пенкина. Каталонский мордерн

Музей каталонского модернизма расположен в Барселоне на улице Бальмес, 48 (C/ Balmes, 48). В будние дни и субботу работает с 10:00 до 20:00, в воскресенье с 10:00 до 14:00. Стоимость входного билета – 10 €. Адрес в

В конце XIX века , после Всемирной выставки 1888 года Барселону ждал неконтролируемый рост и необыкновенный момент в развитии архитектуры. В эти годы архитектурные стили ассоциировались с социальным статусом , иметь дом в модернистском стиле означало принадлежность к самому богатому классу.

Для этого, архитекторы, чтобы удовлетворить прихоти и пожелания своих клиентов , начали создавать здания с уникальным и особенным стилем , используя цветочные орнаменты, кованные украшения, волнообразные формы, витражи, фрески, керамическую мозаику и многое другое.

Начиная с Эшампле...

Самым модернистским районом Барселоны, без сомнения, можно считать : здесь вас ждут самые знаковые здания города. С чего начать? Вы можете отправиться на Площадь Каталонии и отттуда двигаться по одной из самых известных улиц города, . Первыми зданиями на вашем пути окажутся Унион и Феникс , построенный между 1927 и 1931 годами архитекторами Эусеби Бона Пуч и Фредериком Марсом , и Дворец Малагрида , построенный в 1905-1908 годах Жоакином Кодином .

Немного впереди и слева вас ждет знаменитое Яблоко раздора , именно в этой части проспекта представлены три работы, созданные тремя выдающимися архитекторами каталонского модернизма: Дом Лео Морера Луиса Доменека-и-Монтанера , Дом Амалье архитектора Ж. Пуч-и-Кадафалька и, конечно, de Gaudí .


Экскурсии по Барселоне

Предлагаем вам с нашими друзьями - командой Трипстер:) Ребята предлагают захватывающие и увлекательные экскурсии от местных жителей в разных точках мира. Они уверены, что никто не сможет рассказать о всех загадках и прелестях города лучше тех, кто там проживает. Предлагаем вам ознакомиться с возможными экскурсиями и турами на их сайте.

October 20th, 2013

Я очень люблю стиль модерн - в архитектуре и дизайне. В Барселоне в этом плане есть чем поживиться. На сравнительно коротком отрезке времени, именуемом Каталонским Возрождением, было создано несколько шедевров. И есть один очень знаменитый творец, который оставил после себя особенно богатое наследство в самом конце этого благостного для страны периода...
Дома Гауди, самого известного архитектора на Пиренейском полуострове обязательны к посещению всем любителям стиля модерн... Всего он оставил 18 объектов после себя.

Из жилых домов - наиболее известны 2 - Дом Костей и Дом-Пещера. Когда я планировала поездку, у меня был выбор - какой из двух домов Гауди посмотреть. Я остановилась на "Пещере", потому что именно это здание считается самым совершенным и безукоризненно выполненным архитектурным сооружением Гауди даже с точки зрения сегодняшнего дня.

Этот дом стал к тому же последней из четырех построек Гауди на проспекте Грасиа и второй из сохранившихся. Считается, что свои устремления автор не мог со всей полнотой воплотить в архитектуре другого дома (Костей), где от архитектора требовалось только проведение реконструкции. А потому только здесь архитектор смог выразить полностью свое виденье планировки здания с подвала до крыши.

Многочисленные отзывы - заклинали нас идти именно в "пещеру", так как там внутри гораздо интересней, в отличие от "дома костей". В "пещере" доступна для обзора - квартира домовладельцев, целый этаж со всей обстановкой того времени... Об этой квартире уже был пост в сообществе и очень красивый, я только надеюсь рассказать об этом памятнике искусства - по своему.

дом Мила (Casa Mila), «Ла Педрера» (La Pedrera) - это последняя завершённая работа Гауди. Хотя она имеет несколько названий, но второе - народное - «каменоломня» или «каменная пещера» мне кажется наиболее верным.

Горы, море и пустыня были основной символикой этого проекта.

Гауди назвал фасад "ископаемая волна в одном обширном море камня". Антонио Гауди соеденил особенности каталонской архитектуры (национальную готику ) с входившим тогда в моду стилем модерн.

Сглаженные формы стекают с крыши, как вода с речных порогов, заставляя взгляд скользить вниз по череде водоворотов.


Хотя в здании несущими являются прежде всего - колонны, но глыбы камня для постройки дома были такими тяжёлыми, что для перемещения их требовался специальный транспорт. И это едва не привело подрядчика к банкротству. Каждый камень приходилось поднимать не один раз, прежде чем он ляг на место.


Это своего рода гора, созданная человеком, с пещерами, открывающимися на фасаде. Тема – морские водоросли, повисшие на напоминающих утёсы выступах фасада... Изначально Гауди планировал все балконы украсить пышной растительностью, что бы смягчить каменный фасад. Но и сейчас дом вполне украшен листьями и растениями - только чугунными.



Почти все они были изготовлены по проекту Гауди в русле одной из сильнейших ремесленных традиций Каталонии. Ворота и ограда содержат бесконечное повторение отлитых из чугуна цветов пальмы. Авторство нескольких проектов ограждений, предназначенных для украшения балконов дома Милa, принадлежит коллеге Гауди - Жузепо-Марии Хухолю. Однако и они были сделаны при непосредственном участии Гауди. Архитектор лично присутствовал не только при литье ограждения, но и при предварительном изготовлении болванок и время от времени вносил коррективы в орнамент.

Одна из историй повествует о том, как он довёл до слёз скульптора, заставляя вновь и вновь переделывать работу, и наконец сам взял в руки резец и изваял декоративную розу, предназначенную для украшения верхней части фасада. Скульптор вырезал конкретную розу с натуры, а Гауди требовалась квинтэссенция розы. Он убирал детали, пока изображение не превратилось в идеал, в розу вообще, застывшую в момент своего расцвета.


Эта роза должна была символизировать жену его клиента, с которой хотел наладить отношения и которая изначально была против его участия в строительстве здания.

С другой стороны - многие описывают розу на его здании - как символ богоматери. Возможно второе предположение ближе к истине, нежли красивое посвящение прекрасной синьоре. Дело в том, что Гауди намеревался разместить еще несколько посвящений святой Деве Марии (в том числе в виде скульптурной композиции в специальной нише на крыше). К тому моменту архитектор стал очень религиозен. Однако в Барселоне поднялась ожесточенная кампания против духовенства, приведшая к поджогам монастырей и кровопролитию. И осторожный владелец дома (племянник мэра Барселоны и депутат) не решился воплотить замыслы Гауди до конца, а про розу сочинил красивую романтическую историю:)
От этого замысла осталась только надпись через весь фасад на латинском языке.



Возможно, Педрера - это лучшее и наиболее полное архитектурное выражение концепции верности природе, которую исповедовал Гауди. В его проектах нет ни одной прямой линии, нет их и в природе. К сожалению, впоследствии конфигурация квартир внутри здания была значительно выпрямлена.


Сам Гауди сказал про своё произведение: "... исчезнут углы, и материя щедро предстанет в своих астральных округлостях: солнце проникнет сюда со всех четырех сторон и возникнет образ рая... так, мой дворец станет светлее света".


Что бы сделать "пещеру" более светлой и наполненной воздухом - Гауди сконструировал два внутренних двора и шесть световых колодцев... Перекрытие внутреннего дворика, имеющего в плане округлую форму, представляет собой своеобразную копию конструкции главного собора Барселоны, выполненного в готическом стиле.

Для справедливости напишу, что все расчеты для сооружения новой конструкции были произведены помощниками архитектора- Хайме Байо и Каналетой по эскизам Гауди. А опоры конструкции были рассчитаны Хайме Байо, братом работавшего с Гауди подрядчика Байо, который в то время в Школе архитектуры преподавал сопротивление материалов.

В 1984 году "пещера", "дом Мила" был включён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Давайте же зайдем и посмотрим, что внутри...






Экскурсия начинается на самом деле - сверху, где под самой крышей находится музей архитектора.


Чердак располагается над последним перекрытием. Он представляет собой перегородчатые кирпичные арки, форма которых повторяет линию подвешенной цепи. План конструкции оказался настолько сложным, что пришлось придавать аркам и пролетам самую разную форму. Для того чтобы арки воспринимались как элементы единой композиции, Гауди распорядился соединить их между собой витой продольной балкой, выполненной из трех рядов кирпичной кладки.
Форуму этих арок переняли и другие известные архитекторы того времени. Например, архитектор Хосе Пуиг приезжал посмотреть и уточнить - с какой точки конструкции нужно начинать сооружение арки, которую Гауди именовал "уравновешенной".



здесь показаны детали планировки здания, чертежи, макеты и даже фильмы о его творчестве...


Потом можно зайти на крышу или спуститься вниз - в жилую квартиру с предметами обстановки стиля модерн.

Сначала я покажу личные апартаменты, а потом - свожу Вас на крышу:)


Некоторые переходы внутри здания - так же открыты для осмотра...

Гауди был не просто архитектором - он продумал весь дизайн - от стульев до дверных ручек.




Мебель Гауди конструировал сам, придерживаясь той же тории текучести. Образцом совершенства он считал куриное яйцо.





Он так же собственноручно лепил восковую модель шестигранной плитки для тротуара, которую впервые применили на стройке дома Батльо. Когда эти плитки с рельефом укладываются по семь штук, получается три изображения: водоросль, раковина и морская звезда.
В его доме - все продумано до мельчайших деталей... Я навсегда осталась под большим впечатлением от увиденного...



К сожалению, после его смерти владелица (не взлюбившая архитектора жена владельца дома) - полностью изменила интерьер после смерти архитектора, оставив не затронутыми только детали фурнитуры здания...



Правда после реставрации здания банком Каталонии - квартира на предпоследнем этаже приобрела вид типичных апартаментов дворянской семьи начала XXв.


А часть мебели из квартиры владельцев сейчас стоит в доме-музее Гауди в Парке Гуэль. Например, эта.


Но изучать интерьер и предметы декора было настолько же увлекательно как и осматривать само здание, хотя они относятся у разным периодам одного стиля...


Музей-квартира занимает 2 жилых квартиры на 4-м этаже здания.










Это кухня



кофемолка, а не мясорубка!:)


кофейник или чайник? того времени


Гладильная



а как Вам этот чемодан для одежды?

В конце осмотра есть детская, в которой самым интересным экспонатом я нашла - шкаф с миниатюрными моделями комнат...

А теперь - поднимемся на крышу:)





На крыше дома есть терраса, которая позволяет любоваться каменным «зверинцем», состоящем из вентиляционных труб, шахт, лестниц, садов, цветущих над глубокими дворами, таинственных и тревожных монстров в капюшонах.







Формы этих элементов не являются совсем безумными - они в принципе отвечают своей утилитарной функции, хотя и были конечно существенно приукрашены... Вентиляции в здании Гауди отводил больше значение - тут много дымоходов и вентиляционных труб.


Многие из них выложены мозаикой тренкадис из фрагментов битой керамики, гальки, мрамора и стекла.




До сих пор спорят - в этих скульптурах отражена тема природных мотивов (пещер, моря, подводного мира) или же архитектор придал им сходство со всеми известными персонажами сказок...



Сам архитектор сказал, что формы этих труб перекликаются с очертаниями гор, окружающих Барселону, которые можно увидеть с крыши этого дома.


Да, виды от туда - просто замечательные!



В конце осмотра жилой квартиры есть сувенирный с очень неплохими альбомами по искусству и интересными изделиями в стиле Гауди...



Это жилой дом то есть там до сих пор живут люди. Не знаю как они терпят присутствие толп туристов, но жить в таком доме наверное - очень интересно)





Его работа представляет собой имитацию жизни космоса, внутри которого люди должны проходить через мистическо-первобытное существование...

Здание расположено на пересечении бульвара Пассеч-де-Грасиа с улицей Карре-де-Провенса (адрес Pg. De Gracia, 92,

В 1870 году он поступил в Барселонское архитектурное училище, в 1878-м он получает диплом и открывает свою архитектурную мастерскую.

В 1957 г. Ле Корбюзье называет Гауди «конструктором ХХ в.“. а современная критика подчеркивает его удивительную способность сочетать в себе таланты строителя, скульптора, художника и архитектора. Гауди проработал 48 лет. Основная часть его пректов сделана для Барселоны и осуществлена в ней. Его архитектура далека от общепринятой. Образцом совершенства он считал куриное яйцо. Дон Антонио вел скромный образ жизни: питался в основном салатом и дешевыми фруктами, смешивая их с молоком. Носил всегда один и тот же костюм. Прохожие на улицах принимали его за нищего и подавали милостыню. Он жил в своем мире, отрекшись от всего мирского. “ Чтобы избежать разочарований, не надо поддаваться иллюзиям“, — оправдывался он, утверждая при этом, что каждый человек должен иметь Родину, а семья — свой дом.

“ Снимать дом — все равно что иммигрировать», — убеждал Гауди других, всю свою жизнь не имевший ни семьи, ни своего дома. Всю свою жизнь он провел в Каталонии, лишь один раз оставив ее в 1887 году на короткое время.

Его, казавшиеся окружающим безумными проекты финансировал богатый промышленник-хлопкопроизводитель Дон Эусебио Гуэль.

Благодаря Антонио Гауди Барселона не похожа ни на один другой город в мире.

7 июня 1926 года в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. В тот же день под него попал неизвестный нищий старик. Он умер в приюте для бездомных и должен был быть похоронен в общей могиле. Совершенно случайно его узнала пожилая женщина. Это был Антонио Гауди — гениальный архитектор, великий модернист, самый известный и самый любимый гражданин Барселоны, создавший ее облик и ее символ. Человек, жизнь которого — мистика и тайна.

КОРОЛЬ ЖЕЛЕЗА

Несколько личностей сделали Барселону такой, какая она есть, — начиная с Ганнибала и императора Августа.

Но один человек, почти наш современник, окончательно определил облик города, его стиль. Его звали Антонио Гауди.

Его называли по-разному: король железа, король архитектуры, король модерна. Он создал свое королевство в стиле модерн и лучшую его часть — в Барселоне.

Гауди родился в семье мастеров. Его отец, его дедушка, отец его дедушки и дедушка его прадедушки были котельщиками. И делали котлы любой сложности без всяких чертежей. Поэтому стремление что-нибудь выковать у Гауди — наследственное. Он тоже всю жизнь строил без чертежей, поэтому ни у кого не получалось достраивать его проекты. Всю свою жизнь Гауди был человеком очень религиозным и мистически настроенным. Он много молился, совершенно не следил за своим внешним видом и все время хотел строить церкви. Но судьба играла и этим человеком, и его творениями.

КОРОЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

На улице Ноу-де-ла-Рамбла стоит дворец Гуэль. Дон Эусебио Гуэль, граф, промышленник и весьма состоятельный человек, был постоянным заказчиком и покровителем Гауди. Чем и прославился в веках. На улице Каролинас, где 30-летний Гауди построил нечто пряничное, мавритански-башенное, расписное и шахматное, с ягодками, листочками, шишечками и клеточками — Каса Винсенс. А по-нашему — дом Мануэля Винсенса-и-Монтанера. Случилось это в 1883 году, когда в европейской архитектуре стиль модерн только-только проклевывался, а в Испании даже не намечался. Потому-то Гауди и считают отцом «арт нуво», модерна в архитектуре.

Следующий шедевр Гауди носит название «Павильоны Гуэль». Это остатки бывшего поместья графа Гуэля, которые включают весьма замысловатую, кирпично-чешуйчатую конюшню и кованые ворота с экстравагантными драконами. Теперь это место носит название «Дворец Педральбес».

КОРОЛЬ МОДЕРНА

Гауди крупно повезло. И не только с заказчиками и покровителями, но и с местом, и временем. Он появился в Барселоне, когда Каталония обрела независимость, и город стремительно преображался. В 1860 году барселонцы разрушили городскую стену, потом сломали мрачную крепость Сьютаделью, а на ее месте устроили красивый парк с фонтанами и музеями. Гауди тоже не остался в стороне: еще студентом он вместе со своим учителем построил в парке грандиозное сооружение под названием «Каскад » — нечто среднее между водопадом и триумфальной аркой.

За сломанной городской стеной возник новый район, прозванный Эйшампле, то есть Расширение. Здесь могли воплощаться самые дерзкие архитектурные проекты, самые необычные замыслы. Квартал, в котором архитекторы упражнялись в остроумии, получил название «Квартал Раздоров». Его дома — один затейливее другого — стали хрестоматией стиля модерн. Первый вклад Гауди в стиль нового квартала — Каса Кальвет (каса — дом, а Кальвет — очередное семейство фабрикантов, на этот раз текстильных). В том же «Квартале раздоров», на проспекте Грасиа, Гауди дал волю фантазии на полную катушку. Каса Батло — это полный модерн. Каса Мила — следующий шедевр Гауди — в народе называют Ла Педрера. Он находится на том же проспекте Грасиа. Дом похож на бетонную волну, захлестывающую тротуар, на дикую скалу, вырастающую посреди улицы. Гауди сказал, что фантастические формы Педреры «перекликаются с контурами окружающих Барселону гор, которые видны с крыши этого дома». Изнутри дом производит гораздо большее впечатление, особенно внутренний дворик и чердак, где устроен музей Гауди.

Под самой крышей вырезана каменная роза, рядом с ней — слова молитвы.

Ла Педрера — один из самых знаменитых в мире домов. Часть его занимает каталонский банк, часть составляют жилые квартиры. Принадлежит он по-прежнему семье Мила, для которой когда-то был построен. Раз в год все члены семьи съезжаются в Барселону, чтобы сфотографироваться возле своего дома.

Парк Гуэль — самое жизнерадостное произведение Гауди.

Граф купил огромный участок земли, чтобы построить на нем город будущего, город-сад. Однако города не получилось: под застройку было продано только два земельных участка. Зато парк получился отличный. Гауди успел соорудить эстакады для машин и пешеходные дорожки, спрятанные в причудливых галереях, парящую над парком площадь, витиеватые лестницы и пряничные домики у входа. Посередине всего возвышается Зал Ста Колонн, который должен был стать рынком. Все в парке струится, все извивается — и дорожки, и мостики, и скамейки, украшенные мозаикой из керамики.

В парке — только два дома, и один из них стал последним пристанищем Гауди. Он жил в маленьком садовом павильоне, занимая одну из его комнат, скромную до минимализма. Впрочем, Гауди никогда не обращал внимания на свое жилище и на себя самого. Он ходил в одежде, которая попадалась под руку, не меняя ее годами, — экономка лишь следила за ее чистотой. Дом служил для него только ночлегом, все остальное время он проводил на стройках.Теперь в садовом домике открыт музей Гауди. Там собрано множество красивых вещей, созданных им для разных интерьеров.

ИСКУПИТЕЛЬНЫЙ ХРАМ

Самым главным своим детищем Гауди считал храм. Саграда Фамилиа, Искупительный храм Святого семейства, начал строиться еще в 1882 году как обычный собор.

Но тут появился Гауди, взял на себя руководство работами и начал возводить нечто невиданное и неслыханное со 170-метровыми башнями, фантастическими формами, спиральными лестницами, вырастающими из стен скульптурами, с мозаиками — уже не из обломков плитки, а из венецианского стекла. Во Врата Надежды вмурована каменная глыба со священной для каталонцев горы Монтсеррат. Когда была закончена крипта, Гауди заторопился. Он почти переселился из парка Гуэль в Саграду, жил в крохотной каморке при стройке, выглядел как оборванец, ел только тогда, когда кто-то из учеников совал хлеб прямо в руки. Гауди был одержим, он хотел поскорее закончить собор, потому что в его голове уже громоздились новые замыслы.

Ему было 74 года.

В это время Барселона жила своей обычной жизнью. В сильно разросшемся за времена Расширения городе был пущен трамвай. Первый ярко-красный вагон поехал по рельсам 7 июня 1926 года. В тот же день под него попал неизвестный нищий старик. Его отвезли в новую больницу Святого Креста — красивый комплекс, построенный в стиле модерн вечным соперником Гауди архитектором Доменек-и-Монтанером неподалеку от строящегося храма Саграда Фамилиа. Старик умер, не приходя в себя, в больничном приюте для нищих. Как всех бродяг, его должны были через несколько дней похоронить в общей могиле. Никто не забеспокоился, когда Гауди не появился на стройке: последнее время он неважно себя чувствовал. Ничего не заподозрила и экономка: он нередко оставался ночевать в храме. Только через три дня его начали искать, но успели лишь спасти от общей могилы.