Большая энциклопедия нефти и газа. Основные причины поведенческих реакций человека и животных


1.Реакция оппозиции или протеста . В раннем дошкольном возрасте она может возникнуть при ограничении активности ребенка, при чрезмерном или насильственном кормлении, при преждевременном или неумеренно строгом приучении к горшку, У старших детей в основе реакции протеста - глубокая обида, ущемленное самолюбие, недовольство, озлобленность, возникающие из-за чрезмерных требований, непосильных нагрузок, утраты или недостатка внимания, несправедливых или жестоких наказаний. 2.Реакции активного протеста. Непослушание, грубость, разрушительные действия, вызывающее или агрессивное поведение. 3.Реакции пассивного протеста. Отказ от еды, уход из дома, попытки самоубийства, отказ от речи (мутизм), энурез, энкопрез, повторные рвоты, запоры, насильственный кашель, замаскированная враждебность к «обидчику», замкнутость, нарушение эмоционального контакта. 4.Реакция отказа. Самые ее типичные проявления встречаются в раннем возрасте. Она возникает в связи с утратой ребенком чувства безопасности, неудовлетворенной потребностью в общении с эмоционально значимой фигурой. Наиболее выраженные проявления этой реакции - неподвижность, заторможенность, отсутствие стремления к общению, исчезновение реакций на происходящее вокруг. Утрачивается желание играть, наслаждаться сладостями. Появляются подавленность, расстройство сна, утрата аппетита. Способствует возникновению этой реакции ослабленность соматическими заболеваниями. 5.Реакция имитации. Она характеризуется копированием поведения наиболее авторитетного для ребенка лица. Ребенок может подражать активности взрослого или поведению референтной группы (асоциальной компании детей). Нарушение поведения возникает, когда копируются асоциальные формы поведения (сквернословие, хулиганские поступки, воровство, бродяжничество), аддиктивное поведение (курение,вдыхание летучих веществ, употребление алкоголя). Эта реакция особенно упорно повторяется и приводит к более глубокой дезадаптации, если развивается на фоне расторможенных влечений или сама провоцирует преждевременное развитие инстинктивных проявлений (например, сексуальных). 6.Реакция компенсации. Может возникнуть как форма психологической защиты, при которой разочарованные своей неудачей в одной сфере дети стремятся достичь больших успехов в других областях. Эта реакция может лечь в основу нарушений поведения, если ребенок, не сумевший проявить себя в школе, станет укреплять свой авторитет за счет асоциального поведения (хулиганства, воровства и т. д.). 7.Реакция гиперкомпенсации. Отличается от предыдущей тем, что свою неспособность или свой дефект дети преодолевают за счет сверхусилий в наиболее трудной для них области деятельности. Если пугливый подросток будет пытаться гиперкомпенсировать свой страх нападениями на других подростков или опасной ездой на велосипеде, мотоцикле, автомобиле (угоняя их у владельцев), то таким образом эта реакция станет механизмом развития нарушенного поведения. 8.Реакция эмансипации. Это стремление высвободиться из-под опеки родителей, воспитателей и вообще всех взрослых. Способствует появлению этой реакции мелочная опека, лишение самостоятельности, постоянное давление, отношение к подростку как к несмышленому маленькому ребенку. Реакция эмансипации проявляется скрытым сопротивлением порядкам или попытками уйти из-под контроля взрослых. В первом случае это игнорирование советов, указаний и инструкций, непринятие помощи, упрямые попытки делать все самостоятельно, отвержение правил и норм, установленных взрослыми. Во втором случае это попытки устройства самостоятельной жизни. 9.Реакция группирования. Осуществляется созданием неформальных групп сверстников и подростков, несколько старших или младших по возрасту. Эти группы обычно отличаются определенной стойкостью. Наиболее склонны к объединению подростки, запущенные и безнадзорные. Активность таких групп нередко носит антисоциальный характер (хулиганство, мошенничество, воровство). 11.Реакции увлечения. Тесно связаны с влечениями, наклонностями, интересами личности и проявляются удовлетворением некоторых потребностей, побуждений. Выделяют информативно-коммуникативные увлечения (удовлетворение жажды получения новых сведений, потребности в контактах, позволяющих обмениваться новой информацией); увлечения, основанные на удовлетворении чувства азарта (возникающие при различных играх, в особенности на деньги или другой «интерес»); эгоцентрические увлечения , позволяющие быть в центре внимания (участие в художественной самодеятельности, спортивных выступлениях) и т. д. Постоянная сосредоточенность на хобби, аффективная заряженность в процессе осуществления своего увлечения позволяют эти реакции в ряде случаев рассматривать как сверхценные образования (осуществление сверхценных идей). Болезненный характер этих увлечений подтверждается также нелепостью цели, которую ставит перед собой подросток (составить коллекцию лапок насекомых, осколков посуды), непродуктивностью увлечения (отсутствуют завершенные итоги того, на что могут быть потрачены годы.

Наиболее часто встречаются в детском и младшем подростковом возрасте следующие поведенческие реакции:

  • а) реакция отказа как отсутствие или снижение стремления к контактам с окружающими (часто возникает при отрыве от семьи, особенно у инфантильных подростков) ;
  • б) реакция оппозиции, вызванная чрезмерными требованиями к ребенку и выражающаяся в виде нарочито грубого поведения, а также в отказе от еды, уходе из дома, суицидальном поведении;
  • в) реакция имитации - стремление подражать во всем определенному лицу;
  • г) реакция компенсации - желание восполнить свои слабости и недостатки в одной области за счет успехов в другой;
  • д) реакция гиперкомпенсации - стремление к успехам именно в той области, где имеются наибольшие слабости.

К поведенческим реакциям, свойственным преимущественно подросткам и часто обусловленным особенностями подросткового возраста, относятся:

  • а) реакция эмансипации - потребность освобождения от контроля и опеки взрослых, стремление к независимости и утверждении себя как личности; одним из проявлений такой реакции является непослушание, грубость;
  • б) реакция группирования со сверстниками - стремление объединения в неформальные группы и антисоциальный образ жизни как одна из форм протеста против привычного уклада жизни и опеки со стороны старших (социально позитивной и негативной направленности);
  • в) хобби-реакция - различные увлечения, носящие асоциальный и антисоциальный характер;
  • г) реакции, обусловленные сексуальным влечением, - беспорядочные сексуальные связи, сексуальные перверсии.

Говорить о девиантном поведении как о самостоятельном микросо- циально-психологическом явлении можно лишь при отсутствии пограничной психической патологии, иначе девиация должна расцениваться как признак патологии, но в любом случае при девиации сохраняется связь с личностными проявлениями и непатологическими отклонениями. К ним преимущественно относятся такие формы, как психологические особенности пубертатного возраста, возрастные непатологические ситуационно-личностные реакции, особенности характера (акцентуации), социально-педагогическая запущенность.

Структура индивидуального девиантного поведения складывается из поступка, имеющего объективные и субъективные признаки и направленного на определенный объект, а также мотивов и целей. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для тех, кто принимает такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание, интерес и т.д. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы, особенно если он вырос в нормальной среде, где такие действия осуждаются. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение со стороны «нормальных», вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ними. Это социальное отчуждение способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными.

Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки детей и подростков, которые складываются в определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которого начинается уголовная ответственность . Сюда относят мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, угоны велосипедов, мошенничество, мелкие кражи. К этой же форме относятся прогулы, срывы уроков, нарушение общественного порядка, хулиганство.

Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению внутреннего самоконтроля. Таким образом, можно сделать вывод о том, что делинквентное поведение так или иначе сопряжено с криминальным поведением, которое в первую очередь направлено на нарушение норм общественной жизни, отраженных в законах.

Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижении возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного законодательства. Криминальному поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентного поведения.

К криминогенным проявлениям относят социальные отклонения, выражающиеся в преступных уголовно наказуемых действиях, когда несовершеннолетний становится субъектом преступления, которое рассматривается следственными и судебными органами, представляет серьезную общественную опасность.

Весьма важное значение для понимания причин преступного поведения подростков имеет такая категория, как конформизм, - безоговорочное согласие с взглядами группы, подчинение им, а подчас и слепое повиновение ее нормам и ценностям. Рассмотрение криминального поведения несовершеннолетних с точки зрения конформизма дает возможность более правильно объяснить такие случаи, когда индивид совершает правонарушение, невыгодное для его личности, например хулиганство и другие преступления, совершенные в группе. Главную роль при этом играет не достижение внешних целей, а психологическое стремление к одобрению со стороны группы или ее лидеров, чье отношение высоко ценится данной личностью.

Исследования показывают, что для многих несовершеннолетних, вставших на путь правонарушений, характерна деформация социальных позиций, присущих их возрасту: отсутствие или преждевременная утрата официальных позиций (ученик, член трудового коллектива и т.п.), одновременное расширение неофициальных позиций, связанных с участием в неформальных объединениях и, главное, с повышением личностной значимости последних.

Имеют место и «качественные» особенности проявления делинквентного поведения в различном возрасте. Нарушения социального поведения в раннем возрасте, вероятно, представляют собой проблемы психического развития ребенка или невротические реакции, носящие преходящий характер. Например, воровство ребенка пяти лет может быть связано с гиперактивностью, невротической потребностью во внимании и любви, реакцией на утрату близкого человека, задержкой в интеллектуальном развитии, невозможностью получить необходимые питание и вещи.

С момента поступления в школу ситуация принципиально меняется - начинается этап интенсивной социализации личности в условиях возросших психических возможностей ребенка. С этого времени определенные действия ребенка действительно можно рассматривать как приближенные к противоправным. В младшем школьном возрасте (6-11 лет) криминальное поведение может проявляться в следующих формах: мелкое хулиганство, побеги из дома, воровство.

Противоправные действия в подростковом возрасте (12-16 лет) являются еще более осознанными и произвольными. Наряду с «типичными» для данного возраста нарушениями, такими как хулиганство, приобрели широкое распространение новые их формы: торговля наркотиками, вымогательство, мошенничество, грабежи и разбойные нападения. По статистике, большая часть преступлений, совершенных подростками, - групповые. В группе снижается страх наказания, резко усиливаются агрессия и жестокость, снижается критичность к происходящему и к себе.

Е. В. Змановская по детерминации выделяет следующее группы подростков-право- нарушителей .

Первую группу представляют подростки, у которых вследствие ряда причин оказываются неразвитыми высшие чувства (совесть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким) или представления о добре и зле, что искажает их эмоциональную реакцию на поступки.

Ко второй группе можно отнести подростков с гипертрофированными возрастными реакциями, что указывает на преходящий характер их оппозиционного и антисоциального поведения (при прочих благоприятных условиях).

Третью группу составляютте, кто устойчивей воспроизводит делинквентное поведение своего непосредственного окружения и для кого такое поведение является привычно нормальным (с отрицательным образом самого себя, отсутствием навыков самоконтроля, слаборазвитой совестью, потребительским отношением к людям).

К четвертой группе относят подростков с психическими и невротическими расстройствами (у них наряду с криминальным поведением присутствуют болезненные симптомы или признаки интеллектуального недоразвития).

Наконец, выделяется пятая группа подростков, сознательно выбирающих криминальное поведение (не страдающих психическими расстройствами, обладающих достаточным самоконтролем и понимающих последствия своего выбора).

Аддиктивное поведение - один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.

Термин аддикция (от англ, addiction - склонность, пагубная привычка, зависимость) первоначально применялся к описанию поведения людей, зависимых от химических веществ, таких как никотин, алкоголь, наркотики. По мнению Б. И. Муры и Б. Д. Файна, зависимое поведение - это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества в целях изменения психического состояния. В широком смысле под зависимостью авторы понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации» .

Таким образом, можно сказать, что зависимость свойственна всем людям. Однако в отдельных случаях может наблюдаться нарушение баланса нормативных отношений к агенту зависимости. Вследствие этого понятие «зависимость» увязывается с чрезмерной или патологической привязанностью к чему-либо или кому-либо, т.е. объекту или агенту зависимости.

Понятие аддиктивности Н. П. Фетискин рассматривает в двух контекстах, различая химические и нехимические аддикции. В первом случае зависимое поведение - это аутодеструктивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества в целях изменения психического состояния. Субъективно оно переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность. Во втором случае аддиктивное поведение - это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации . К нехимическим аддикциям относят сверхценные увлечения: азартные и компьютерные игры, Интернет-зависимость, фанатизм различного рода, трудоголизм, а также любовные и сексуальные аддикиции.

Аддиктивные личности характеризуются инфантилизмом. Н. П. Фетискин пишет: «Для психологически зрелой личности мир представляется ареной, на которой можно творить и воплощать свои желания, тогда как для аддикта мир выглядит тюрьмой, вырваться из которой позволяет не поступок, а уход из реальности любым доступным образом. Согласно такому представлению, аддикция - это в той или иной мере уклонение от взрослой ответственности, свойственной психологически зрелой личности» .

На наш взгляд, при обсуждении данной проблемы можно говорить не только о психологической, но и о социальной незрелости личности, ведь аддикты отличаются эгоизмом и отсутствием потребности реализации социальных контактов, они замыкаются на себе и объекте своей страсти, не считаются с нормами, предъявляемыми обществом.

Таким образом, разрушительный характер аддикции проявляется в том, что отвлечение от переживаний и трудностей посредством изменения состояния сознания становится стилем жизни, и подросток оказывается в ловушке из-за постоянного ухода от реальной действительности.

В некоторых исследованиях в качестве отдельного типа девиантного поведения называют агрессивное поведение. Слово «агрессия» происходит от латинского aggredi, что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала XIX в. агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее значение этого слова изменилось, стало более узким. В настоящее время под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих, причем в этом понятии объединяются различные по форме и результатам акты поведения: от таких актов, как злые шутки, сплетни, враждебные фантазии, до бандитизма и убийств .

Проявления агрессии весьма разнообразны. Различают ее различные типы, виды и формы. В табл. 3.2 представлена классификация, разработанная А. Бассом и А. Дарки .

Таблица 3.2

Виды агрессии

агрессии

Поведенческие проявления агрессивного поведения

Негативизм

Оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета и руководства (от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов)

Раздражение

Склонность к раздражению, вспыльчивости, резкости, грубости при малейшем возбуждении

Подозрительность

Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям из-за убеждения, что окружающие намерены причинить вред

Проявление зависти к окружающим, обусловленное чувством гнева, недовольства кем-то конкретным или всем миром за действительные или мнимые страдания

Аутоагрессия, или чувство вины

Отношения и действия по отношению к себе и окружающим, связанные с возможным убеждением обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо (вредно, злобно или бессовестно)

В зависимости от цели Басс и Дарки выделяют прямую и косвенную агрессию. Прямая агрессия имеет целью причинение боли или повреждения другому человеку. Косвенная агрессия может иметь целью притеснение другого человека, желание вызвать у него испуг или страх.

Агрессивное поведение детей имеет свои особенности в зависимости от возрастной категории, к которой относится ребенок. Агрессивные действия у него можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся управлению взрослыми. Выражается это вспышками злости или гнева, сопровождающимися криком, брыканием, кусанием, драчливостью.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннего напряжения, в том числе и в драке, ругани и пр. Помимо этого агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки или по крайней мере словесных угроз, тем более что для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя в глазах окружающих с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения, отражающей нормы, принятые в определенных социальных группах.

В подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности.

Агрессивные подростки при всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относятся бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдаются крайняя самооценка (максимально положительная либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Широкое рассмотрение отклонений от нормы позволяет трактовать их и в положительном контексте, таковым, например, являются творчество и одаренность 1 . В сфере дополнительного образования детей творчество является наиболее действенным методом интервенции девиантного поведения. В творческой деятельности создается альтернативное пространство самореализации личности, но необходимо помнить, что творчество подростков и молодежи также может носить асоциальный и даже антисоциальный характер. Разновидности творчества с позиций социальной нормативности представлены в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Типология творчества с позиций социальной нормативности

1 Толстых Н. Н. Изучение мотивации подростков, имеющих пагубные привычки // Вопросы психологии. 1989. № 2. С. 123-135.

Виды

творче

ства

Социально

одобряемое

Социально

нейтральное

Социально неодобряемое

асоциальное

антисоциаль

Техническое творчество

Моделирование; изобретательство; рационализаторство

Изобретательство «в стол» (без реализации), технократизм

Изобретательство в корыстных целях

Изобретательство в преступных целях

Организационное

творчество

Бизнес, политическая активность, участие в общественных организациях и движениях; туризм

Организация

флэш-мобов,

массовых

мероприятий

без нарушения

социальных

Деструктивная организаторская деятельность: срыв уроков, организация бойкотов, проведение несанкционированных митингов

Создание преступных сообществ

Компьютерное

творчество

Компьютерная графика, графический дизайн, компьютерная инженерия

Троллинг (нагнетание конфликтов, оскорбления, нарушение этики сетевого взаимодействия)

Киберпреступления (хакерство, распространение порнографии и другие интернет-преступления)

Как различные виды творчества, так и различные виды нежелательных для общества проявлений, суть формы социальной активности. При всей их общественной разнозначности имеется нечто общее, позволяющее уловить их единство: нестандартность, нешаблонность поступков, выход за рамки привычного, за пределы нормы. «Творчество осуществимо и объяснимо только как выход за пределы всякой заранее данной ограниченности, как результат способности со временем преодолеть любой заранее данный предел, создать принципиально новую возможность». Творчество потому и является таковым, что в нем непременно нарушаются какие-то существенные нормы деятельности, т.е. обнаруживается, по существу, систематическое отклонение от нормы. Важно задать этим отклонениям социально одобряемый характер.

  • Мура Б. И. Нехимические аддикции. СПб. : Питер, 2000.
  • Фетискин Н. П. Психология аддиктивного поведения: науч.-метод, издание. М. -Кострома, 2005.
  • Фетискин Н. П. Психология аддиктивного поведения. С. 36.
  • Ковальчук М. А. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация:учеб, пособие. М. : ВЛАДОС, 2014.
  • Опросник А. Басса и А. Дарки // Практикум по психологии состояний: учеб, пособие / под ред. О. А. Прохорова. СПб. : Речь, 2004.
  • Две категории реакций были выделены как Лейнгом и Стефаном (Leung & Stephan, 1998,2000), так и Райтом и Тэйлором (Wright & Taylor, 1998) - открытая реакция на несправедливость и отсутствие открытой реакции. Поведенческая реакция на несправедливость включает четыре этапа. Во-первых, ситуация определяется как несправедливая. На этом этапе человек приходит к выводу, что он заслуживает иного результата или лучшего обращения, чем то, которое имело место (Crosby, 1976). По мнению Джоста (Jost, 1995; Jost & Banaji, 1994), некоторые люди не чув­ствуют несправедливости, оправдывая существующую систему, что связано с от­сутствием революционного классового сознания, недостатком общения тех, с кем несправедливо обходятся, и низким уровнем групповой идентичности. Другая при­чина заключается в том, что желание верить в справедливое устройство мира так­же заставляет людей считать, что им не следует страдать от несправедливости (Lerner, 1980).

    Фернхэм (Furnhara, 1985), например, обнаружил, что в период апартеида в Южной Африке чернокожие демонстрировали большую склонность верить в спра­ведливое мироустройство, чем их собратья в Великобритании. Вера чернокожих южноафриканцев в справедливое мироустройство уменьшала их восприимчивость к несправедливому обращению, и, возможно, это делало их поведенческие реакции на несправедливость социальной системы менее выраженными. Наконец, как от­мечалось выше, определенные культурные установки могут смягчать остроту не­справедливости. Представление о карме в Индии является основой веры в предо­пределенность страдания и приглушает ощущение несправедливости, Таким обра­зом, если несправедливость не определяется как таковая, то поведенческая реакция на нее может отсутствовать.

    На втором этапе виновник обвиняется в совершенной несправедливости. Атри­буция вины предполагает принятие решения о том, что индивид или группа несут ответственность за несправедливость, их действия были предумышленными и зло­намеренными (Tedeschi & Nesler, 1993). Атрибуция вины обычно связана с чув­ством гнева, по крайней мере на Западе (Quigley & Tedeschi, 1996). Иногда атри­буция вины себе или окружающим является ошибочной (Jost, 1995; Jost & Banaji, 1994). В таком случае, несмотря на то что несправедливость не остается неза­меченной, мер в отношении виновника не предпринимается, поскольку на него не возлагают ответственность за совершенную несправедливость. Подобным образом, когда тот, кто несет ответственность за несправедливость, признает свою вину в происшедшем, восприятие несправедливости становится не столь острым и пре­дупреждает возможные реакции (Bies, 1987; Davidson & Friedman, 1998).


    Подобным образом, исследование, проведенное в Японии, показывает, что при­несение виновником извинений за содеянное может смягчить негативную реакцию на несправедливость (Ohbuchi, Kameda & Agaric, 1989). В ходе исследования сту­денты, получившие незаслуженную негативную оценку со стороны другого студен­та, реагировали на нее менее агрессивно, если обидчик извинился за свои заблуж­дения, которые привели к несправедливой оценке.

    В исследовании, которое учитывает ряд аспектов двух названных этапов, Фрой-денталер и Минула (Frcudenthaler & Mikula, 1998) обнаружили, что у австрий­ских женщин чувство несправедливости по поводу разделения домашних обязанно­стей, определялось ощущением нарушения их прав и атрибуцией вины партнеру, при этом оправдывающие партнера обстоятельства не принимались во внимание. В предыдущем разделе мы говорили о том, что вообще нарушитель чаще обвиня­ется в своем недостойном поведении в индивидуалистической, чем в коллекти­вистской культуре. Однако остается непонятным, существуют ли культурные различия в результативности компенсаторного поведения, связанного с совер­шенным проступком, такого как объяснение своего дурного поведения или при­несение извинений.

    На третьем этапе человек должен прийти к пониманию того, что в его интере­сах или в интересах его группы отреагировать на несправедливость определенны­ми действиями, а не бездействием. Однако следует отметить, что порой люди реа­гируют на несправедливость спонтанно, почти не обдумывая свое поведение.

    На четвертом этапе человек должен реализовать свое решение. В соответствии с теорией мобилизации ресурсов, определенные типы поведенческих реакций воз­можны лишь при наличии у индивида, с которым обошлись несправедливо, опре­деленных ресурсов (Klandermans, 1989; Martin, Brickman & Murray, 1984; Tilly, 1978). Эти теоретики утверждают, что, например, коллективный протест неосуще­ствим при отсутствии необходимых ресурсов (время, сцлы, деньги, поддержка). Возможно, это положение следует рассматривать более широко. Вообще люди вряд ли будут реагировать на несправедливость определенными действиями, если у них отсутствуют соответствующие ресурсы. Подобным образом, если человек считает, что его поведенческая реакция на несправедливость бессмысленна и не приведет ни к какому результату, вряд ли он станет что-либо предпринимать (Klandermans, 1989). Может быть, уместно отметить, что поведенческая реакция на несправедли­вость не обязательно должна быть конструктивной, осмысленной и результатив­ной в глазах субъекта поведения. Месть, агрессия, бесчинства и деструктивный протест, например, могут принести глубокое удовлетворение тем, кто прибегает к соответствующему поведению, несмотря на то что ситуация, которая породила несправедливость, в результате такого поведения может остаться прежней. Таким образом, если люди не считают, что они заслуживают лучшей участи, не обвиняют обидчика, не считают, что в их интересах предпринять определенные действия, не имеют в своем распоряжении ресурсов, необходимых для реализации определен­ного поведения, или не верят, что их поведение приведет к желаемому результату, они бездействуют. Разумеется, отсутствие поведенческой реакции не означает отсутствия психологической реакции.

    Мы рассмотрели ряд причин, по которым диапазон поведенческих реакций представителей коллективистской культуры может быть достаточно узок. Их стремление к избеганию конфликтов ведет к подавлению поведенческих реакций. В коллективистских обществах, таких как Япония и Таиланд, преобладает вто­ричный контроль (изменение самого себя в соответствии с окружением), в инди­видуалистических же обществах, таких как США, предпочтение отдается первич­ному контролю (изменение окружения в соответствии с собственной личностью) (McCartyetal., 1999; Weisz, Rothbaum & Blackburn, 1984), и это еще одна причи­на, по которой поведенческие реакции в коллективистских обществах менее вы­ражены.

    Подводя итог, можно сказать, что культура может оказывать влияние на про­цессы, лежащие в основе поведенческих реакций на несправедливость, на любой стадии. Судя по всему, у представителей коллективистских культур не обращают внимание на незначительные проявления несправедливости со стороны членов мы-группы в интересах сохранения гармонии. Вероятно, они более восприимчивы к объяснениям и извинениям, чем представители индивидуалистических культур. Даже если несправедливость замечена, существует достаточно много обстоя­тельств, с учетом которых представители коллективистских культур могут решить, что цена реакции на несправедливость неоправданно высока по сравнению с ре­зультатами. Кроме того, возможно, деструктивная реакция рассматривается ими как бессмысленная и бесполезная. При этом представители коллективистских культур, по-видимому, чаще, чем представители индивидуалистических культур, реагируют па несправедливость конструктивно.

    Как уже говорилось выше, акцент на эгалитаризме и справедливости в культу­рах с незначительной дистанцией по отношению к власти с высокой степенью ве­роятности может привести к деструктивному поведению представителей такой культуры, как реакции на несправедливость. В культурах, где дистанция по отно­шению к власти значительна, люди с высоким общественным положением могут особенно остро реагировать на несправедливость, поскольку они, очевидно, не ожидают ее и, как правило, располагают необходимыми для реакции властью и ресурсами. Люди с низким социальным статусом в таких культурах, скорее всего, подобны коллективистам в их стремлении не ощущать несправедливость или не реагировать на нее, поскольку их реакция может нарушить нормы иерархии и по­влечь угрозу возмездия. Фатализм, который присущ культурам с высокими пока­зателями дистанции по отношению к власти, тоже способствует нежеланию реа­гировать на несправедливость Qost, 1995). В культурах, в которых дистанция по отношению к власти значительна, реакция на несправедливость, очевидно, во мно­гом зависит от уровня возможностей человека, в отличие от культур, где дистан­ция по отношению к власти невелика.

    (раздражение, гнев, тревога, страх, уныние, печаль и т.д.)

    Физиологическая реакция

    (возбуждение вегетативной нервной системы, выброс гормонов, нейрохимические изменения и т.п.)

    Поведенческая реакция

    (попытки справиться со стрессом, например, ударить кого-то, заняться самобичеванием, обратиться за помощью, решить проблему, выразить эмоции и т.п.)

    Рис. 4. Уровни реакций на стресс

    ступа неконтролируемого бешенства. Такая реакция типич­на, например, в том случае, если на пути к достижению желаемой цели возникает непреодолимое или труднопрео­долимое препятствие (в психологии для обозначения такой ситуации используется термин «фрустрация»). Пожалуй, наиболее распространенной эмоциональной реакцией на стресс является эмоция страха той или иной интен­сивности. Иногда стресс ухудшает настроение, вызывая уныние и грусть. Такая реакция особенно характерна в стрессовой ситуации, которую невозможно изменить. Эмоциональные реакции на стресс могут приводить как к положительным, так и к отрицательным последствиям. Даже отрицательные эмоции, возникающие при стрессе, могут служить важным целям. Например, подобно физи­ческой боли, неприятные эмоции могут сигнализировать о неблагополучии и необходимости что-то предпринять.

    Позитивной эмоциональной реакцией на стресс явля­ется, прежде всего, общее эмоциональное возбуждение, связанное с выбросом энергии на стадии мобилизации ре­сурсов (резистентности). Как показывают многочислен­ные исследования, эффективность выполнения задачи растет с ростом эмоционального возбуждения. Однако уве­личение эффективности происходит до определенного предела, после которого возбуждение достигает такой силы, что становится разрушительным. Уровень возбуж­дения, которому соответствует самый высокий показатель продуктивности деятельности, называется оптимальным уровнем возбуждения. Этот оптимальный уровень разли­чен для разных задач. Отчасти он зависит от сложности задачи. Общее правило таково, что чем сложнее задача, тем ниже оптимальный уровень возбуждения.

    Поведенческая реакция. Поведенческая реакция на стресс прежде всего включает в себя действия по его пре­одолению. Преодоление стресса - это действия, направ­ленные на то, чтобы противостоять, уменьшить или вытерпеть требования окружающей среды, вызвавшей стресс. Люди справляются со стрессами множеством раз­личных способов. Выбор человеком той или иной страте­гии преодоления зависит от целого ряда факторов, как обусловленных внешними обстоятельствами, так и индиви­дуальными особенностями самого человека. Важно заме­тить, что именно от стратегии преодоления в значительной степени зависит, будут ли последствия каждого конкрет­ного стресса позитивными или негативными.

    Все поведенческие реакции на стресс можно разделить на два полюса: реакция бегства (как правило, бессозна­тельная) и реакция борьбы (как правило, осознанная).

    К последней можно отнести так называемые копинг-механизмы (или механизмы совладания). По определе­нию Р. Лазаруса, копинг-механизмы - это стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуации пси­хологической угрозы. Эти стратегии носят активный ха­рактер, в значительной мере определяют успешную или неуспешную адаптацию человека в новой, субъективно сложной ситуации. Копинг-механизмы охватывают когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы функционирования личности и реализуются в следую­щих формах.

    а) в когнитивной (познавательной) сфере:

      отвлечение или переключение мыслей на другие темы;

      принятие ситуации как чего-то неизбежного (фило­софия смирения);

      снижение серьезности создавшейся ситуации с по­мощью юмора, иронии;

      проблемный анализ сложившейся ситуации, обду­мывание стратегии своего поведения;

      сравнение себя с другими, находящимися в относи­тельно худшем положении;

      придание личностного смысла создавшейся ситуа­ции, например, отношение к сложившейся ситуации как к вызову судьбы или проверке стойкости духа.

    б) в эмоциональной сфере:

      отреагирование отрицательных эмоций в разумной, приемлемой форме;

      подавление отрицательных эмоций с сохранением самообладания, самоконтроля;

    в) в поведенческой сфере:

      отвлечение - обращение к какой-либо деятель­ности;

      проявление альтруизма - забота о других, когда соб­ственные потребности отодвигаются на второй план;

      активная защита - действия, направленные на из­менение ситуации;

      активный поиск эмоциональной поддержки - стремление быть выслушанным, встретить содей­ствие и понимание.

    Существуют и бессознательные реакции, направлен­ные, прежде всего, на уход от разрешения стрессовой си­туации. К ним относятся механизмы психологической защиты, представление о которых первоначально было сформировано в рамках психоаналитической теории (впер­вые этот термин появился в 1894 г. в работе 3. Фрейда «За­щитные нейропсихозы»). Эти механизмы направлены на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить трав­мирующие моменты воздействия стресса на личность.

    Вспомните басню И. Крылова «Лиса и виноград». Лисе было легче объявить виноград незрелым, чем признаться даже самой себе в том, что она не может его достать.

    На сегодняшний день специалистам известно более двадцати видов механизмов психологической защиты. Среди них можно назвать:

    Вытеснение - невозможность вспомнить какое-либо событие, либо воспринять какую-либо информацию в связи с травмирующим характером этой информации;

      отрицание - защитный механизм, при котором раз­личные факты, содержащие в себе угрозу для человека, от­рицаются или не воспринимаются им;

      проекцию - неосознанное наделение другого чело­века собственными чертами и свойствами, перенос своих чувств и переживаний на другого человека или в другую ситуацию;

      регрессию - переход к более ранним, менее зрелым и адекватным образцам поведения;

      рационализацию - построение приемлемых мо­ральных, логичных обоснований для объяснения и оправ­дания неприемлемых импульсивных форм поведения;

      сублимацию - направление энергии на социально одобряемые, как правило, творческие сферы человечес­кой деятельности;

      подавление - изгнание из памяти неприятных, вы­зывающих неудовольствие воспоминаний, образов, мыс­лей, желаний; и др.

    Несмотря на различия между конкретными видами защит, их функции сходны. Они состоят в смягчении трав­мирующего воздействия нежелательных событий на пси­хику, снижении уровня личностной тревоги, сохранении устойчивости и неизменности представлений личнос­ти о себе.

    Согласно ряду исследований, у зрелых, гармоничных личностей среди реакций на стресс преобладают механиз­мы совладания, в то время как у незрелых, дисгармонич­ных, инфантильных личностей - механизмы психоло­гических защит.

    Вернемся к вопросу влияния индивидуальных и лич­ностных особенностей человека на возникновение и раз­витие стресса.

    Влияние индивидуальных и личностных особенностей человека на возникновение и развитие стресса

    Многочисленными исследованиями установлена зави­симость развития психологического стресса от следующих индивидуальных и личностных характеристик человека: возраста, общего состояния здоровья, типа нервного реа­гирования и темперамента, локуса контроля, психологи­ческой выносливости (устойчивости) и самооценки.

      Возраст. Установлено, что наиболее уязвимы перед стрессовым воздействием дети и люди пожилого возрас­та. Как правило, их отличает высокий уровень тревоги и напряжения, недостаточно эффективная адаптация к из­меняющимся условиям, длительная эмоциональная реак­ция на стресс, быстрая истощаемость внутренних ресурсов.

      Общее состояние здоровья. Очевидно, что люди, имеющие крепкое здоровье, в целом лучше адаптируются к изменяющимся условиям окружающей действительно­сти, легче переносят негативные физиологические изме­нения, возникающие в организме под воздействием стрессора, имеют больший запас внутренних ресурсов для поддержания фазы резистентности. У людей, страдающих заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, гипертонической болезнью, бронхиаль­ной астмой, нервно-психическими расстройствами и рядом других заболеваний, под воздействием стресса про­исходит резкое обострение этих заболеваний, влекущее за собой тяжелые последствия для их здоровья.

      Тип нервного реагирования и темперамент. Индиви­дуальная реакция человека на стрессовое воздействие в значительной мере предопределена врожденными свой­ствами его нервной системы. Понятие типов нервной сис­темы (или типов высшей нервной деятельности) было вве­дено И. Павловым. Первоначально рассматривались два ос­новных типа нервной системы: сильный и слабый. Сильный тип, в свою очередь, подразделялся на уравновешенный и неуравновешенный; а уравновешенный - на подвижный и инертный. Указанные типы были сопоставлены с клас­сическими представлениями о типах темперамента.

    Рис. 5. Соотношение типов ВНД и темперамента

    Темперамент - это совокупность соответствующих ди­намических свойств поведения, своеобразно сочетающих­ся в каждом индивиде (Гиппенрейтер, 2002). Согласно мнению большинства исследователей, темперамент - это врожденный биологический фундамент, на котором формируется целостная личность. Он отражает энергетику и динамические аспекты поведения человека, такие как подвижность, темп и ритмичность реакций, а также эмоциональность. В научно-популярной литературе по психологии часто можно встретить упоминание о четырех типах темперамента (рис. 5): сангвиник (сильный, уравно­вешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравнове­шенный, инертный), холерик (сильный, неуравновешен­ный) и меланхолик (слабый). Указанные типы темперамента впервые были описаны Гиппократом, а в дальнейшем представления о них были развиты многочисленными исследователями в области физиологии и психологии. В настоящее время такое пред­ставление о темпераменте имеет в большей мере истори­ческую, чем научную ценность, так как в действительности совокупность динамических свойств поведения человека и их сочетания значительно многообразнее. Тем не менее, опираясь на указанную типологию, можно в общих чертах рассмотреть влияние темперамента на развитие стрессо­вой реакции у человека.

    Темперамент характеризуется в основном энергетичес­ким резервом личности и скоростью обменных процессов. От него зависит, каким способом реализуются действия и не зависит их содержательная сторона. Например, влия­ние темперамента на внимание отражается на устойчиво­сти и переключаемости внимания. Влияя на память, темперамент определяет скорость запоминания, легкость воспоминания и прочность сохранения. А его влияние на мышление проявляется в беглости мыслительных опера­ций. Эффективность решения задач не всегда соотносит­ся с высокой скоростью мыслительных операций. Порой неторопливый меланхолик, тщательно обдумывающий свои действия, достигает лучших результатов, чем сверх­скоростной холерик.В экстремальной ситуации влияние темперамента на спо­соб и эффективность деятельности усиливается: человек попадает под управление врожденных программ своего тем­перамента, требующих минимального энергетического уровня и времени регулирования.

    Чем же отличаются друг от друга люди, имеющие раз­ный темперамент? Прежде всего, у них разная эмоцио­нальная организация, проявляющаяся в чувственной подвижности и в склонности лиц разных темпераментов реагировать на ситуацию преимущественно одной из врож­денных эмоций, которые отличаются только мощностью. Холерик особенно склонен к проявлению отрицательных эмоций гнева и ярости, сангвиник предрасположен к поло­жительным эмоциям; флегматик вообще не склонен к бур­ному эмоциональному реагированию, хотя потенциально он, подобно сангвинику, тяготеет к эмоциям положитель­ным, а меланхолик быстро поддается отрицательным эмо­циям страха и тревоги.

    Ярко характеризуют указанные типы темперамента обоб­щенные бытовые определения: про холериков говорят, что они эмоционально взрывчаты, про сангвиников, что они отличаются эмоциональной живостью, про флегматиков - эмоционально невыразительны, а меланхоликов считают эмоционально чуткими и ранимыми (Грановская, 2004).

    Холерики и сангвиники лучше справляются с задачами, в которых есть место творчеству, флегматики и меланхоли­ки-с задачами, требующими жестко регламентирован­ного выполнения.

    В целом, люди с сильным типом высшей нервной дея­тельности легче переносят воздействие стрессовой ситуа­ции, чаще используют активные способы преодоления, совладания, в то время как люди со слабым типом нервной системы склонны к избеганию, уходу от стрессового воз­действия, перекладыванию ответственности на других людей или внешние обстоятельства. Максимально бурная, стеническая (раздражение, гнев, ярость) эмоциональная реакция на стресс свойственна людям с холерическим тем­пераментом, особенно остро они реагируют на возникно­вение внезапного препятствия на пути к достижению по­ставленной цели. Тем не менее, они хорошо справляются со срочными неожиданными задачами, так как наличие сильных эмоций «подстегивает» их к активной деятельно­сти. У сангвиников эмоциональный фон немного более спокойный: их эмоции быстро возникают, имеют среднюю силу и малую продолжительность. Источником стресса для обоих типов скорее будет однообразие, монотонность, ску­ка, чем события, требующие активных действий и вызыва­ющие сильные эмоции. Флегматиком чувства овладевают медленно. Он даже приторможен в эмоциях. Ему не нужно делать над собой усилий, чтобы сохранить хладнокровие, поэтому ему легко удержаться от поспешного решения. В ситуации стресса флегматик хорошо справится с отрабо­танными, стереотипными действиями, в то же время не сто­ит ожидать от него эффективных решений в условиях быстро меняющейся обстановки. Наиболее тяжело стресс перено­сят меланхолики. Они изначально склонны к эмоциям страха и тревоги, их чувства носят затяжной характер, страдания кажутся невыносимыми и выше всяких утеше­ний. При необходимости действовать в стрессовой ситуа­ции меланхолики будут демонстрировать отсутствие энергии и настойчивости, но их преимуществом может стать высокий самоконтроль.

    Как уже было отмечено, следует иметь в виду, что ука­занная типология темперамента является упрощенной схе­мой, далеко не исчерпывающей возможные особенности темперамента каждого конкретного человека.

    Для того, что бы определить тип темперамента, мы пред­лагаем вам воспользоваться следующей методикой Айзенка (Кокс, 1981).

    Инструкция: Вам необходимо ответить «Да» или «Нет» на предложенные ниже вопросы.

      Нравится ли Вам оживление и суета вокруг Вас?

      Часто ли бывает у Вас беспокойное чувство, что Вам что-либо хочется, а Вы не знаете что?

      Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

      Чувствуете ли Вы себя иногда счастливым, а иногда пе­чальным без какой-либо причины?

      Вы обычно держитесь «в тени» в компаниях?

      Всегда ли Вы в детстве делали незамедлительно и безро­потно то, что Вам приказывали?

      Бывает ли у Вас дурное настроение?

      Когда Вас втягивают в ссору, предпочитаете ли Вы отмол­чаться, надеясь, что все обойдется?

      Легко ли Вы поддаетесь переменам настроения?

      Нравится ли Вам находиться среди людей?

      Часто ли Вы теряли сон из-за своих тревог?

      Упрямитесь ли Вы иногда?

      Могли бы Вы назвать себя бесчестным?

      Часто ли Вам приходят хорошие мысли слишком поздно?

      Предпочитаете ли Вы работать в одиночестве?

      Часто ли Вы чувствуете себя усталым и апатичным без се­рьезной причины?

      Вы по натуре живой человек?

      Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?

      Часто ли Вам что-то надоедает, и Вы чувствуете себя «сы­тым по горло»?

      Чувствуете ли Вы себя неловко в какой-либо иной одеж­де, кроме повседневной?

      Часто ли Ваши мысли отвлекаются, когда Вы пытаетесь сосредоточить на чем-то свое внимание?

      Можете ли Вы быстро выразить Ваши мысли словами?

      Часто ли Вы погружены в собственные мысли?

      Полностью ли Вы свободны от всяких предрассудков?

      Нравятся ли Вам первоапрельские шутки?

      Часто ли Вы думаете о своей работе?

      Очень ли Вы любите вкусно поесть?

      Нуждаетесь ли Вы в дружеском расположении человека, чтобы выговориться, когда раздражены?

      Очень ли Вам неприятно брать взаймы или продавать что-нибудь, когда Вы нуждаетесь в деньгах?

      Хвастаетесь ли Вы иногда?

      Очень ли Вы чувствительны к некоторым вещам?

      Предпочли бы Вы остаться в одиночестве дома, чем пой­ти на скучную вечеринку?

      Бываете ли Вы иногда таким беспокойным, что не можете усидеть на месте?

      Склонны ли Вы планировать свои дела тщательно и даже раньше, чем следовало бы?

      Бывают ли у Вас головокружения?

    3 6. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения их?

      Справляетесь ли Вы с делом лучше, обдумав его самостоя­тельно, а не обсуждая с другими?

      Бывает ли у Вас когда-либо одышка, даже если Вы не де­лали никакой тяжелой работы?

      Можно ли сказать, что Вы человек, которого не волнует, чтобы все было как нужно?

      Беспокоят ли Вас ваши нервы?

      Предпочитаете ли Вы больше строить планы, чем дей­ствовать?

      Откладываете ли Вы иногда на завтра то, что должны сде­лать сегодня?

      Нервничаете ли Вы в местах, подобных лифту, метро, тун­нелю?

      При знакомстве Вы обычно первыми проявляете инициа­тиву?

      Бывают ли у Вас сильные головные боли?

      Считаете ли Вы обычно, что все само собой уладится и придет в норму?

      Трудно ли Вам заснуть ночью?

      Лгали Вы когда-нибудь в своей жизни?

      Говорите ли Вы иногда первое, что придет в голову?

      Долго ли Вы переживаете после произошедшего конфуза?

      Замкнуты ли Вы обычно со всеми, кроме близких друзей?

      Часто ли с Вами случаются неприятности?

      Любите ли Вы рассказывать забавные истории друзьям?

    5 4. Предпочитаете ли Вы больше выигрывать, чем проигрывать?

      Часто ли Вы чувствуете себя неловко в обществе людей выше Вас по положению?

      Когда обстоятельства против Вас, думаете ли Вы обычно, что стоит еще что-либо предпринять?

      Часто ли у Вас «сосет под ложечкой» перед важным делом?

    Обработка теста

    Ответы нужно просчитать по двум шкалам «X» и «Y», затем найти точку пересечения. Та область, где находится точка пересечения, и есть ваш темперамент. Например, если по шка­ле X = 10,anoY = 13, то точка пересечения будет лежать в области «Флегматик»; или если точка X = 20, a Y = 3, то точ­ка пересечения будет лежать в области «Холерик».

    Ключи

    Шкала «X»

    13 - да

    22 - да

    25 - да

    32 - да

    51 - да

    53 - да

    Шкала «¥»

    2 - нет

    Психология стресса

    Таблица результатов

    Y обидчивый

    тревожный

    беспокойный

    неподатливый

    агрессивный

    неуравновешенный

    возбудимый

    пессимистичный

    переменчивый

    замкнутый

    импульсивный

    необщительный

    оптимистичный

    активный

    меланхолик

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

    13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24

    флегматик

    сангвиник

    пассивный

    общительный

    старательный

    открытый

    вдумчивый

    разговорчивый

    миролюбивый

    доступный

    сдержанный

    беспечный

    надежный

    уравновешенный

    беззаботный

    спокойный 24

    Y инициативный

    Локус контроля. Локус контроля определяет, на­сколько эффективно человек может контролировать окружающую обстановку и влиять на ее изменение. По­зиции людей по этому вопросу располагаются между дву­мя крайними точками: внешним (экстернальным) и внутренним (интернальным) локусом контроля. Экстер-налы воспринимают большинство происходящих собы­тий как результат случайности или действия внешних сил, неподвластных человеку. Интернат, наоборот, считает, что только некоторые события находятся вне сферы челове­ческого влияния. Даже катастрофические события, с их точки зрения, могут быть предотвращены хорошо проду­манными действиями человека. Интерналы располагают более эффективными когнитивными копинг-механизма-ми. Они тратят существенную часть своей умственной энергии на получение информации, позволяющей им влиять на значимые для них события. Интерналы имеют также выраженную тенденцию разрабатывать конкрет­ные планы действий в тех или иных ситуациях. Таким образом, они могут развивать умение владеть собой на­столько, что это позволяет им более успешно справлять­ся со стрессовыми ситуациями.

    Психологическая выносливость (устойчивость)*. К психологической выносливости специалисты относят целый ряд факторов, среди которых уже отмеченные ранее локус контроля и самооценка, а также уровень критичнос­ти, оптимизм, наличие внутренних конфликтов, убеждения и моральные ценности, влияющие на придание личност­ного смысла стрессовой ситуации.

    Каждый человек обладает своей индивидуальной спо­собностью справляться со стрессовой ситуацией. У каж­дого есть свой «пороговый уровень» стресса. Критичность отражает степень важности для человека безопасности, стабильности и предсказуемости событий. Чем важнее для человека чувство безопасности, стабильности и предска­зуемости, тем болезненнее он будет переносить стрессовое событие. Отмечено также, что люди оптимистичные, жиз­нерадостные психологически более выносливы. Большое значение имеет личностное понимание человеком смысла происходящего стрессового события. Известный психиатр В. Франки убедительно показал в своих работах (в частно­сти, в книге «Человек в поисках смысла»), что человек мо­_оло вынести все, что угодно, если видит в этом смысл.

    Самооценка. Самооценка - это оценка своих воз­можностей. Если люди оценивают себя и, соответственно, свои возможности достаточно высоко, то вероятно, что они будут воспринимать стрессовые ситуации как преодолимые, а следовательно, менее тяжелые в плане эмоционального реагирования. Таким образом, при возникновении стрес­_о люди с адекватно высокой самооценкой справляются с ним лучше, чем люди с низкой самооценкой, что дает им дополнительную информацию о своих возможностях и, в свою очередь, способствует дальнейшему укреплению их самооценки.

    Сталкиваясь с трудными ситуациями, человек повсед­невно приспосабливается к окружающей его физической и социальной среде. Психологический стресс - это поня­тие, используемое для обозначения широкого круга эмо­циональных состояний и действий человека, возникающих в качестве ответа на разнообразные экстремальные воздей­ствия (стрессоры).

    На развитие психологического стресса оказывают влия­ние многочисленные факторы, среди которых можно отме­тить характеристики стрессового события, интерпретацию события человеком, влияние прошлого опыта человека, осведомленность (информированность) о ситуации, инди­видуальные и личностные особенности человека. В свою очередь, стресс оказывает воздействие на психические процессы человека, в частности на высшие психические функции.

    Человек реагирует на стрессовое воздействие на физи­_ологическом, эмоциональном и поведенческом уровне. От вида реагирования, в частности от выбора стратегии пре­одоления, в значительной степени зависит, какими будут последствия каждого конкретного стресса.

    Вопросы и задания к главе 4:

      Что такое психологический стресс?

      Приведите примеры психических стрессоров.

      Назовите виды (уровни) реакций на стресс.

      Какие эмоции возникают у человека в стрессовой ситуации?

      Есть ли однозначная зависимость между типом стресса и конкретными эмоциями?

      Назовите факторы, оказывающие влияние на разви­тие психологического стресса.

      Какие индивидуальные и личностные особенности человека влияют на развитие психологического стресса?

    Лекция

    Влияние стресса на жизнь человека

    Позитивное влияние стресса на человека.

    Негативное влияние стресса.

    Влияние стресса на организм человека.

    Стресс - это сложное явление, про которое трудно сказать сразу, полез­но оно для человека или вредно.

    С одной стороны, без того, что мы называем стрессо­вой реакцией, человек бы не мог выживать - просто по­тому, что не смог бы реагировать нате изменения, которые окружающий мир преподносит ему ежедневно. Без стрес­са люди не смогли бы поймать мамонта, догнать уходящий автобус, спрятаться от опасности. В этом контексте можно говорить о стрессе как о бесценном подарке природы, польза и даже жизненная необходимость которого очевидна.

    С другой стороны, стресс может являться и часто явля­ется причиной психологических проблем и проблем со здоровьем. В этой главе нам предстоит разобраться в том, когда стресс бывает полезен, а когда вреден для человека.

    Позитивное влияние стресса на человека

    Помимо очевидной природной «полезности» стресса можно говорить о том, что человек, переживая стресс, мо­жет получить еще косвенные (не предусмотренные при­родой) выгоды:

    Повышение уровня стрессоустойчивости. Существу­ет выражение «После этого мне ничего не страшно» - то есть, побывав в какой-то напряженной (а теперь мы уже скажем - стрессовой) ситуации, человек приобретает на­вык справляться с другими ситуациями, с которыми он сталкивается или столкнется в будущем.

    С этим связана и еще одна польза стресса:

    Развитие личностных качеств, или личностный рост. Приобретая опыт совладания с трудными жизненными ситуациями, человек может не только повысить свою ус­тойчивость к стрессу, но и открыть в себе качества, о кото­рых ни он, ни окружающие просто не подозревали.

    Еще одна польза стресса может состоять в том, что позволяет реализовать потребность в напряжении сил. Так, например, представители экстремальных видов спорта, по сути, специально вызывают стресс, удовлетворяя свои по­требности в острых ощущениях.

    Негативное влияние стресса

    Негативное влияние стресса - тема часто обсуждаемая. О вреде стресса пишут газеты и журналы, мы слышим об этом по радио, видим по телевидению, обсуждаем с дру­зьями и знакомыми. Но когда встает вопрос о том, в чем же состоит этот вред, мы затрудняемся ответить. Попро­буем разобраться, чем же стресс вреден.

    Среди негативных последствий стресса обычно выде­ляют следующие:

    Ухудшение выполнения задачи . Часто стресс отрица­тельно сказывается на эффективности выполнения какой-либо деятельности. Так, согласно теории Роя Баумейстера (Эмоциональный стресс, 1970), внимание к выполняемой деятельности нарушается двумя способами. Во-первых, высокая степень напряжения может отвлекать внимание от выполняемых действий, а во-вторых, если деятель­ность хорошо знакома и выполняется почти автоматичес­ки, приводить к излишней концентрации внимания на отдельных операциях, что также может ухудшить ее вы­полнение.

    Нарушение когнитивных (мыслительных) функций.

    Различные исследования показали, что стресс приводит к нарушению когнитивных процессов (там же), в частности: усиливает тенденцию к поспешному принятию решения, без рассмотрения всех возможных вариантов; способству­ет хаотичному, плохо организованному перебору различ­ных возможностей. У некоторых людей высокий уровень эмоционального и физиологического возбуждения приво­дит к ухудшению гибкости мышления, концентрации и запоминания. Разберемся, как это происходит.

    К познавательным процессам относятся: ощущение, восприятие, представление, воображение, внимание, па­мять, мышление и др.

    В первую очередь стресс действует на особенности ощу­щений и восприятия, а также на процесс внимания. Для того чтобы понять характер этого воздействия, вспомним фазы реакции на стресс (по Г. Селье):

      Фаза тревоги - это первичный ответ организма на действие стрессоров.

      Фаза резистентности {сопротивления) - максималь­ная мобилизация внутренних ресурсов.

      Фаза истощения - резкое снижение сопротивляемо­сти организма, истощение ресурсов.

    Первой фазе соответствует психологическая реакция шока, которая может сопровождаться острыми реакция­ми на стресс. В этом состоянии осуществление всех выс­ших психических функций предельно затруднено. Может возникнуть существенное сужение зоны внимания, изме­нение восприятия, притупление ощущений вплоть до их полного отсутствия. Заметно снижаются мыслительные способности.

    Во второй фазе происходит мобилизация всех психичес­ких ресурсов. Ощущения и восприятие, внимание, память, мышление приобретают характер, узконаправленный на преодоление возникшей стрессовой ситуации, на адапта­цию к новым условиям, то есть происходит обострение указанных процессов в отношении стрессовой ситуации с одновременным притуплением их в отношении остальных событий действительности.

    В третьей фазе происходит истощение ресурсов, влеку­щее за собой общее снижение психической активности.

    Осуществление всех высших психических функций на этом этапе снова затрудняется, особенно страдают процессы внимания и мышления. Воспоминания приобретают из­бирательный характер: какие-то моменты стрессового со­бытия могут быть вытеснены из памяти, а какие-то, напротив, вспоминаться особенно ярко.

    В дальнейшем, если ситуация нормализуется, происхо­дит постепенное восстановление как физиологического, так и психического состояния человека. В некоторых слу­чаях сила стрессового воздействия либо особенности его переживания человеком таковы, что восстановление до-стрессового состояния не происходит, возникают негатив­ные последствия стресса. Случаи, когда стресс становится опасным, мы подробно рассмотрим в следующих главах этого учебного пособия.

    Кроме того, сильный стресс может приводить человека в состояние ошеломления и смятения, то есть к шоку. В таком состоянии люди чувствуют себя эмоционально оцепеневшими, они вяло и безразлично реагируют на ок­ружающие события. Их поведение становится ригидным, автоматическим, стереотипным.

    Истощение. Истощение может быть физическим, психическим и эмоциональным. Физическое истощение характеризуется хронической усталостью, слабостью, упадком сил. Психическое истощение проявляется в рез­ко отрицательных оценках себя, своей деятельности и жиз­ни в целом. Эмоциональное истощение приводит к чувству безнадежности, беспомощности и загнанности. Истоще­ние обычно возникает в результате воздействия стрессора чрезмерной интенсивности либо в результате хроническо­го стресса.

    Отсроченные реакции, посттравматическое стрессовое расстройство. Последствия стресса не обязательно прояв­ляются сразу. Между стрессовой ситуацией и результата­ми ее воздействия может пройти некоторое время. Пост­травматический стресс - это нарушения поведения, связанные со стрессовой ситуацией, которые проявляют­ся, когда стресс уже прошел. Отсроченные последствия стрессов будут рассмотрены в последующих главах.

    Влияние стресса на организм человека

    Природа устроила организм человека целесообразно, с огромным запасом прочности, приспособив его для дол­гой и здоровой жизни. Но, к сожалению, она не могла предвидеть грядущий рост цивилизации и культуры, ото­рвавших человеческое существование от природных кор­ней, превративших для современного человека многие эмоции из средства выживания в дикой природе в инстру­мент саморазрушения. Интересные сравнения приводит в своей книге «Защита от стресса» М.Е. Сандомирский, ука­зывая на то, что такие эмоции, как, например, гнев или страх, биологически оправданы, полезны. Они подготав­ливают организм, чтобы «выжать» все возможное из мышц, вступая в схватку или спасаясь бегством. Этот рас­смотренный нами ранее механизм унаследован от далеких предков и работает одинаково и у животных, и у человека. Но если неандертальцу, одетому в звериные шкуры и воо­руженному каменным топором, этот механизм помогал одолеть в бою врага или убежать от свирепого хищника, то нашему современнику, в костюме и при галстуке, воору­женному лишь телефонной трубкой и ручкой, он создает одни проблемы, ибо вступает в противоречие с правилами жизни современного общества. Ведь в большинстве слу­чаев проявлять физическую агрессию против собеседни­ка, вызвавшего негативную эмоцию, увы, нельзя. Да и быстрые ноги не помогут в решении сегодняшних про­блем. Но при этом, сидя за столом в офисе, столкнувшись с неприятной, эмоционально значимой информацией, че­ловек внутренне напрягается: и давление повышается, и пульс зашкаливает, чтобы обеспечить мышцы энергией. Мышцы напрягаются, готовясь к действию, а действия не происходит. Физиологические же сдвиги в виде неизрас­ходованной, невостребованной подготовки к несовершив-шемуся действию, остаются.

    Если бы стресс ограничивался только дискомфортны­ми ощущениями (увеличением мышечного напряжения, потоотделения, одышкой и состоянием беспокойства), даже это негативно сказывалось бы на человеке. К сожа­лению, хронические стрессы приводят к развитию серьез­ных заболеваний.

    Сердечно-сосудистая система. Как уже отмечалось, стресс обусловливает повышение артериального давления. Влияние стресса на сердечно-сосудистую систему очевид­но. Кроме того, стресс воздействует и непосредственно на сердце. Увеличивается, благодаря влиянию симпатичес­кого отдела автономной нервной системы и вышеуказан­ных гормонов, число его сокращений и сердечный выброс. При стрессе в организме повышается уровень холестери­на, сыворотки крови и других жирных кислот. Холестерин, находящийся в крови, накапливается на стенках кровенос­ных сосудов, нарушая ток крови в различных участках тела. При нарушении кровотока в сердце высок риск развития ишемической болезни сердца или смерти от инфаркта миокарда, вызванного недостаточным снабжением серд­ца кислородом.

    Иммунная система. Самый важный компонент иммун­ной системы - лейкоциты (белые кровяные клетки). Лейкоциты делятся на 3 группы: фагоциты и два вида лим­фоцитов (Т-клетки и В-клетки). Все эти группы клеток выполняют одну задачу: они идентифицируют и разруша­ют вещества, инородные организму. Здоровью человека угрожает любой фактор, понижающий количество лейко­цитов. Стресс относится именно к таким факторам.

    Доктор Кандейс Перт, нейрофизиолог, глава отдела био­химии мозга в национальном институте психического здо­ровья, изучал химические вещества, передающие сигналы от нервных клеток к мозгу и от мозга к частям тела. Он об­наружил, что сотни таких передатчиков (нейропептидов) производятся непосредственно мозгом. А некоторые из этих веществ в небольших количествах продуцируются макрофагами (лейкоцитами, которые уничтожают вирусы и бактерии). Так как релаксация и некоторые формы ви­зуализации способствуют выработке нейропептидов (на­пример, бета-эндорфинов), можно целенаправленно стимулировать их выработку, укрепляя, таким образом, иммунную систему. Ожидаемый результат - уменьшение болезней.

    При лечении рака учитывается влияние сознания на тело, поскольку современные исследователи склонны под­черкивать роль стресса в развитии рака. Больных раком учат представлять себе, как Т-лимфоциты атакуют рако­вые клетки. Применение навыков визуализации и других методов релаксации основано на резонном предположе­нии, что если под действием стресса число лимфоцитов уменьшается, то при релаксации их число увеличивается. В результате иммунная система может в какой-то степени контролировать раковые клетки. Однако следует признать, что такой способ лечения рака не является общепризнан­ным и применяется только экспериментально.

    Пищеварительная система. В результате стресса умень­шается секреция слюны во рту. Именно поэтому, когда мы волнуемся, то ощущаем, что во рту у нас все пересохло. Из-за того, что в результате стресса могут начаться неконтро­лируемые сокращения мышц пищевода, возможны трудности с глотанием.

    Во время хронического стресса выделение норадрена­лина вызывает спазм капилляров желудка, что препятству­ет выделению слизи и разрушает защитный слизистый барьер на стенках желудка. Без этой преграды соляная кис­лота (содержание которой во время стресса возрастает) разъедает ткань и может достигать кровеносных сосудов, что приводит к образованию кровоточащей язвы.

    Из-за того, что в результате стресса меняется ритм со­кращений толстой и тонкой кишок, может возникать диа­рея (если перистальтика станет слишком быстрой) или запор (если перистальтика замедлится).

    Современная медицина все нарушения в области желч­ных и поджелудочных протоков, панкреатит, любые про­блемы с желудком связывает со стрессом.

    Мускулатура. Под воздействием стресса мышцы на­прягаются. Некоторые люди выглядят так, будто посто­янно готовы защищаться или проявлять агрессию, они постоянно «на взводе». Такое мышечное напряжение на­зывается «зажимом». В самом деле, как часто человек чувствует себя (после конфликта, в кризисной ситуации или просто к концу рабочего дня, недели) подавленным, «измотанным», уставшим как «выжатый лимон». Не слу­чайно существуют народные выражения для описания эмоциональных состояний: «как гору с плеч», «взвалить ношу», «одеть хомут на шею». Это тяжесть не только в пе­реносном смысле, но и физическое ощущение тяжести, остаточное мышечное напряжение, связанное с неотреагированными эмоциями.

    Перечисленные примеры относятся к скелетным мыш­цам. Стресс отражается и на функционировании гладких мышц (см. ранее механизм увеличения артериального дав­ления, расстройства перистальтики). Так, мигренозные головные боли - это результат сокращения и расширения сонных артерий на одной стороне головы. Фаза сокраще­ния (продром) часто сопровождается повышенной свето­вой и шумовой чувствительностью, раздражительностью, румянцем или бледностью кожи. Когда артерии расширя­ются, определенные химические вещества возбуждают прилежащие нервные окончания, вызывая боль. Головные боли, вызванные мышечным напряжением в результате стресса, могут охватывать лоб, челюсти и даже шею.

    Как и в случае головных болей, вызванных напряжени­ем мышц, хронический стресс вызывает спазмы мышц и боль в спине.

    Кожа. В стрессовой ситуации усиливается потоотделе­ние, а температура кожной поверхности снижается. Так как норадреналин вызывает сокращение стенок кровенос­ных сосудов, находящихся на поверхности кожи рук и ног, то во время стресса пальцы рук и ног мерзнут больше, чем обычно. Кроме этого из-за сужения сосудов кожа блед­неет. Таким образом, кожа нервных, тревожных, подвер­женных частым стрессам людей холодная, слегка влажная и бледная.

    Половая система. Длительное выделение глюкокорти­коидов приводит к существенному снижению продукции тестостерона, что снижает половое влечение и ведет к им­потенции. Стресс считают одной из причин нарушения менструального цикла у женщин, следствием чего явля­ется нарушение репродуктивной функции.

    Стресс может вызвать выкидыш у беременной женщи­ны. Согласно исследованиям 70% женщин, имевших вы­кидыши, испытали, по крайней мере, одну стрессовую ситуацию за 4-5 месяцев до этого.

    Теперь, когда у вас есть представление о том, как организм реагирует на стресс, вы можете изучить свою собственную реакцию. Отметьте в таблице, как часто у вас проявляется определенный физический синдром, а потом подсчитайте общую сумму набранных за ответы баллов.

    Усталость/Истощение

    Сухость во рту

    Тремор рук

    Боли в спине

    Боли в шее

    Скрежетание зубами

    Головокружение

    Кожа, идущая пятнами

    Учащенное биение сердца

    Расстройства пищеварения

    Пониженное давление

    Гипервентиляция

    Боли в суставах

    Усталость/Истощение

    Сухость во рту

    Тремор рук

    Боли в спине

    Боли в шее

    Жевательные движения челюстей

    Скрежетание зубами

    Ощущение тяжести в груди или в области сердца

    Головокружение

    Нарушение менструального цикла (для женщин)

    Кожа, идущая пятнами

    Учащенное биение сердца

    Расстройства пищеварения

    Пониженное давление

    Гипервентиляция

    Боли в суставах

    40-75 баллов - ваши шансы заболеть из-за стресса мини­мальны;

    76-100 баллов - существует небольшая вероятность, что вы заболеете из-за стресса;

    101-150 баллов - высокая вероятность заболеть из-за стресса; более 150 баллов - вероятно, стресс уже сказался на вашем здоровье.

    Сделанные вами выводы важны для того, чтобы сфор­мировать собственную стратегию поведения. Нужно не только понимать фундаментальную потребность в осуще­ствлении своих стремлений, но и знать, каким образом гар­монично сочетать ее с унаследованными возможностями. Ведь количество врожденной адаптационной энергии у разных людей неодинаково.

    Завершить данный раздел хочется напоминанием пра­вила «тотальной утилизации», или, как образно назвал его американский психолог Р. Альперт (он же философ Рам Дасс), правила «зерна на мельницу». Все, что бы ни про­исходило с человеком, он может использовать, осмысли­вать, перерабатывать, как мельница перемалывает зерно. И события, происходящие в жизни человека, пусть даже неприятные, и негативные мысли о них - всего лишь «зер­но на мельницу», которое надо утилизировать, «перемо­лоть» в себе, чтобы сохранить здоровье и двигаться дальше. В процессе внутренней работы над собой человек может и должен выработать стрессоустойчивость, или, выражаясь словами К.Г. Юнга, «готовность, что бы ни произошло, принять это СПОКОЙНО».

    Итак, стресс имеет свои позитивные и негативные сто­роны. Главным полезным свойством стресса является, ра­зумеется, его природная функция адаптации человека к новым условиям. Помимо этого, к «полезным» последстви­ям стресса можно отнести повышение уровня стрессоустой-чивости, развитие личностных качеств и личностный рост, реализацию потребности в напряжении сил.

    Стресс становится вредным, когда он слишком силь­ный или когда длится слишком долго.

    Среди негативных последствий стресса ухудшение вы­полнения поставленных задач, нарушение мыслительных функций, истощение, отстроченные психические реакции, в том числе посттравматическое стрессовое расстройство, нарушения психического здоровья и психологические про­блемы. Стресс считается основным виновником в разви­тии психосоматических заболеваний.

    Вопросы

    1.Каковы негативные последствия стресса для чело­века?

    2.Какое позитивное влияние оказывает стресс на жизнь человека?

    3.Вспомните два случая из своей жизни: один - когда стресс вам помогал в вашей жизненной ситуации, вто­рой - когда состояние стресса негативно сказывалось на данной ситуации. В первом случае рассмотрите, в чем со­стояло положительное влияние стресса, а во втором - на чем именно стресс сказывался отрицательно. В чем для вас состояла разница в переживании этих двух стрессо­вых ситуаций?

    И.П. Павлов за основу своей классификации поведения взял биологические потребности, на реализацию которых направлено пове­дение. Он выделял (инстинкт рассматривается как генетически закрепленная, выработанная в процессе развития вида комбинация безусловных безусловных рефлексов):

    1) индивидуальные инстинкты – пищевой, агрессивный, активно-оборонительный и пассивно-оборонительный, рефлекс свободы, исследовательский рефлекс, рефлекс игры;

    2) видовые инстинкты – половой и родительский.

    Поведенческие реакции человека могут быть вызваны (причины) :

    1. Воздействием на организм физиологически значимых раздра­жителей из внешней или внутренней среды (безусловные и условные раздражители).

    2. Возникновением потребностей (или формированием доминант­ного состояния определенного нервного центра).

    Согласно И.П. Павлову, потребность – это фундамент поведения и психики, детерминанта поведения, или рефлекс цели, «слепая сила», побуждающая организм к определенному поведению.

    Классификация потребностей П.В. Симонова .

    1) биологические или витальные потребности, направленные на сохранение целостности ор­ганизма и вида (потребности в еде, питье, во сне и т.д.);

    2) со­циальные (или зоосоциальные) потребности, в том числе потребность чело­века принадлежать к определенной группе и следовать поведенчес­ким, нравственным и эстетическим нормам общества;

    3) идеальные потребности, или потребности познания и творчества, включая потреб­ность человека в познании мира и своего места в нем, в познании смысла жизни, потребность в новой информации, потребность в воо­руженности знаниями.

    А. Маслоу различал следующие виды потребностей (и их иерархию) (популярны на западе).

    1). Физиологические потребности. 2). Потребность в безопасности 3). Потребность любить и принадлежать кому-то. 4). Потребность в самоуважении. 5). Потребность в самореализации.

    Мотива­ция (по Котляру) – это эмоционально окрашенное состояние, возникающее на осно­ве определенной потребности и формирующее поведение, направленное на удовлетворение данной потребности. Классифицируются на – биологические (по др. низшие, витальные), социальные и идеальные (высшие), патологические (потребности в никотине, наркотиках, алкоголе).

    В любой мотивации выделяют две составляющие: энергетическую (отражает меру напряжения потребности) и направляющую (специфика или семантическое содержание) потребности.

    Для любой мотивации характерно две фазы : фаза детекции появ­ления потребности и фаза запуска и реализации специализированного целенаправленного поведения в отношении тех внешних объектов, которые способны удовлетворить данную потребность. Первая фаза инициирует вторую.



    Физиологические процессы, происходящие при формировании мотиваций:

    1. Активация двигательной системы (увеличивается двигательная активность).

    2. Повышение тонуса симпатической нервной системы (за счет импульсов, идущих от лимбической системы к гипоталамусу и грудному отделу спинного мозга) (повышение АД, притока крови к мышцам и т.д).

    3. Рост активности афферентных систем, что выражается в снижении сен­сорных порогов, в усилении ориентировочных реакций.

    4. Рост поисковой активности (вторая фаза мотивации), которая носит целенаправленный характер.

    5 Актуализация памяти.

    6. Изменение электрической активности мозга

    7. Возникновение субъективных эмоциональных переживаний

    Теории формирования биологических мотиваций .

    1. Периферические - в мозге биологические мотивации возникают на основе интерпретации сигналов, поступающих от периферических органов. При этом считается, что мотивации возникают в результате стремления орга­низма избежать неприятных ощущений, сопровождающих различные побуждения.

    2. Гуморальные - биологические мотивации возникают в результате изменения химического состава крови и других жидких сред организма.

    3. Центральная - появление мотиваций за счет возбуждения нервных центров.

    3.1 Мотивационная теория двух центров . Она предполагает, что мотивации возникают в результате реципрокной работы двух центров, например, центра голода и центра насыщения, или центра жажды и центра насыщения водой.

    3.2 Гипоталамическая теория , тесно связанная с гуморальной теорией. Предполагает, что в глубоких структурах мозга (прежде всего, в гипоталамусе) имеются хеморецепторы, специализирующиеся на восприятии изменений содержания определенных химических веществ в крови. Поэтому такие структуры (и в первую очередь – гипоталамус) выпол­няют роль центра мотивационных состояний.



    3.3 Лимбическая теория - помимо гипоталамических структур важную роль в формировании мотиваций играет лимбическая система мозга. Она вовлекается в процесс под влиянием возбуждения латеральных ядер гипоталамуса. Кроме того, возбуждение гипоталамуса охватывает и ретикуляр­ную формацию, результатом чего является генерализованная активация коры головного мозга.

    Общие представления о формировании потребностно-мотивационного состо­яния.

    Афферентная информация от соответствующих рецепторов поступает в три области мозга. Во-первых, в кору больших полушарий, в которой определяется доми­нирующая потребность и с помощью которой происходит возбуждение лимбической системы мозга. Во-вторых, в лимбическую систему, которая запускает эмоциональ­ные реакции. И, в-третьих, в гипоталамус, который получает также сигналы от коры больших полушарий и возбуждает мотивационные нейроны, актив­ность которых, в свою очередь достигает коры больших полушарий. На основании всей этой информации кора запускает действие, направленное на реализа­цию потребностей. Оценка конечного результата действия сопровож­дается соответствующими эмоциями.