«Боярыня Морозова. Процесс работы над тематической картиной


Слайд 2

Биография

Феодо́сия (в иночестве Феодо́ра) Проко́фьевнаМоро́зова (в девичестве Соковнина́) (1632-1675, Боровск) - верховная дворцовая боярыня, деятель старообрядчества. Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина. В 17 лет вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, представителя рода Морозовых, родственников правящей семьи Романовых, царского спальника и дядьку царевича, владельца усадьбы Зюзино под Москвой. . Практически же всем богатством Г.И. Морозова распоряжалась боярыня Морозова. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни, была приближённой царя Алексея Михайловича.

Слайд 3

Деятельность Боярыни Морозовой

Боярыня Морозова была одной из противников реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества - протопопом Аввакумом. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.

Слайд 4

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме(миниатюра XIX века)

  • Слайд 5

    “Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.”

    Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. От решительных действий царя удерживало, видимо, высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося согласно старообрядческим преданиям 6 декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.

    Слайд 6

    “Арест”

    В ночь на 14 ноября1671 года боярыня Морозова была арестована архимандритом Чудового монастыря Иоакимом и оставлена под домашним арестом, а всё её состояние конфисковано. Через несколько дней она была перевезена в Чудов монастырь откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Однако, несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду. В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных «старой вере» священников. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Глеб.

    Слайд 7

    В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Согласно жития Морозовой, в это время уже был готов костёр для её сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущённых возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.

    Слайд 8

    “Смерть”

    По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Пафнутьево-Боровском монастыре, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. Евдокия Урусова скончалась 11 сентября1675 года от полного истощения. Феодосия Морозова таже была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 1 ноября1675 года. Феодосия Морозова (в иночестве Феодора) почитается старообрядческой церковью как святая.

    Слайд 9

    Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Феодосии Морозовой, княгини Евдокии Урусовой, Марии Даниловой и прочих с ними пострадавших в Боровске.

    Слайд 10

    Василий Суриков. Галерея живописи. “Рука боярыни Морозовой.” Этюд

  • Слайд 11

    Боярыня Морозова(картина Сурикова В.И., 1887 год, ГТГ)

  • Слайд 12

    Часто так получается, что знаменитые люди, попав на историческое полотно, теряют свои реальные черты и превращаются в мифологемы, в некие цельные образы, созданные фантазией художника и встающие перед глазами при каждом упоминании о них. Кто не знает боярыню Морозову? Ее знают все и в то же время знают совсем немного про Феодосью Прокопьевну Морозову, реальную женщину, известную последовательницу старообрядчества. Мы, ученики 9 класса, считаем, что каждый человек должен обязательно помнить женщин, прославившихся на сцене и в кино, женщин сильных и мужественных, которые на самом деле совершили подвиг, такие как Феодосья Прокопьевна Морозова.

    Посмотреть все слайды

    «Суть исторической картины – угадывание», – говорил Суриков. Василий Иванович вошел в историю русского художественного искусства как исторический живописец. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Историю боярыни Морозовой Суриков впервые услышал в детстве от своей крестной О.М. Дурандиной, знающей о знаменитой раскольнице по рассказам живших там раскольников, либо по одному из рукописных "житий" о ней, распространенных в Сибири. Этот потрясающий образ запал в его душу и художественную память.исторический живописец


    Среди картин мастера «Боярыня Морозова» занимает едва ли не главное место. Картина была показана впервые на выставке 1887 года в Петербурге, когда Суриков стал уже известным художником, автором «Утра стрелецкой казни» и «Меншикова в Березове». Тем не менее новое произведение вызвало весьма различные отклики. Только три человека оценили картину положительно: писатели В. Короленко, В. Гаршин и художественный критик В. Стасов. Всеобщее признание пришло к ней, как почти ко всякому шедевру, значительно позднее. Когда хотят понять художественное произведение, решают три вопроса. 1.Во-первых, определяют, что хотел сказать автор картиной. 2.Во-вторых, как он высказал свою мысль изобразительно. 3. Третий вопрос: что же получилось? В чем смысл и значение произведения? Итак, постараемся определить задачу Сурикова в картине «Боярыня Морозова». Посмотрим, каков сюжет картины?


    Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон Раскол русской православной церкви неразрывно связан с этими двумя людьми Обратимся сначала к русской истории трехсотлетней давности. Царь Алексей Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную реформу, которая предписывала некоторые изменения, в том числе и в церковных обрядах. Например, если раньше люди крестились двумя перстами, то теперь нужно было креститься тремя. Подобные нововведения вызвали недовольство в народе, перешедшее в противоборство церковной реформе, нередко доходившее до фанатизма. Произошел раскол. Тех, кто не хотел подчиниться царскому указу, называли раскольниками. Вскоре их начали жестоко преследовать – отправляли в ссылку, бросали в земляные ямы или подвалы с крысами, сжигали живьем.




    Книги были исправлены, для их рассмотрения и утверждения Никон в 1656 году созвал новый собор, на котором вместе с русскими архипастырями присутствовали и два восточных патриарха, как «носители истинной православной веры». Собор одобрил исправленные книги и постановил вводить их во всех церквях, а прежние книги отбирать и сжигать. Таким образом, Никону удалось заручиться поддержкой Греческой (Византийской) Церкви, считавшейся «Матерью Церкви Русской». С этого момента, собственно говоря, и начался раскол русской православной церкви. Старорусская Церковь Официальная Русская Православная Церковь Богослужение совершать только по старым (преимущественно иосифовским книгам. Богослужение совершать только по исправленным («никсоновским») книгам. Креститься и благословлять только двумя пальцами (указательным и средним), сложенными вместе. Креститься и благословлять только тремя пальцами (большим, указательным и средним), сложенными в щепотку Крест почитать только восьмиконечный.Крест почитать только четырёхконечный 3. С крестным ходом вокруг храма идти с востока на запад.С крестным ходом вокруг храма идти с запада на восток. Имя Спасителя писать: «Исус».Имя Спасителя писать: «Иисус». «Аллилуйя» петь дважды.«Аллилуйя» петь трижды. Иконам поклоняться только старым или списанным со старых. Иконам поклоняться только списанным с древних греческих оригиналов. Служить литургию на семи просфорах.Служить литургию на пяти просфорах. В восьмом члене Символа Веры следует читать: «И в Духа Святаго Господа истинного и животворящего». Нет информации.


    П. Е. Мясоедов (). Сожжение протопопа Аввакума.


    Боярыня Ф.П. Морозова тесно связала свою судьбу с ревнителями старой веры, поддерживала неистового протопопа Аввакума - главного врага никониан, а по возвращении последнего из ссылки в 1662 году поселила его у себя. К этому времени она овдовела и осталась единственной распорядительницей огромных богатств мужа. Ее дом все больше стал походить на прибежище для старообрядцев, фактически же он стал своего рода раскольничьим монастырем. Именно такой раскольницей стала боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы. Царь повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать у нее имения и земли. Он предлагал ей свободу и возвращение богатства, если она отречется от своих взглядов, но Морозова была непоколебима. Тогда ее выслали из Москвы и вскоре убили. Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме (миниатюра XIX века


    Суриков изобразил героиню, когда ее везли на крестьянских дровнях по московским улицам то ли на допрос, то ли уже в ссылку. В русской действительности можно найти много примеров, когда люди жертвовали собою ради идеи, что было важнейшей национальной чертой народа. История Морозовой давала возможность выразить и прославить эту черту, тем и привлекла мастера ее трагедия. Таким образом, главной задачей Суриков считал воплощение идеи самопожертвования ради убеждений. Он окружил Морозову различными людьми – взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами, боярами и нищими, странниками и монахинями, купцами и ремесленниками, попами и стрельцами, – чтобы показать, как народ относится к подвигу Морозовой. Вторая задача стала не менее грандиозной, чем первая. Соединение двух задач рождало третью – воплотить образ русского народа в трагический, напряженный момент жизни.




    Вы только представьте себе тридцать раз переделывать и изменять не детали, а основу замысла! Художник начал с эскиза, где намечена композиция и достаточно подробно изображены главные герои картины. Первый эскиз Суриков сделал еще в 1881 году, а непосредственную работу над картиной начал лишь три года спустя. За последующие два года он выполнил более тридцати карандашных и акварельных эскизов в поисках наиболее выразительного решения. От эскиза к эскизу он менял направление движения брёвен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов вправо), менял положение фигуры Морозовой. В первом эскизе она сидела на возвышении, а в картине изображена на соломе; в эскизе подняла левую руку, а в картине правую; исключал или, напротив, добавлял людей в толпе. Все это говорит о редкой углубленности работы Сурикова, который в процессе создания картины не только стремился к изобразительному совершенству, но и уточнял свое понимание события, а главное выстраивал идейно-смысловое содержание произведения.


    Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Портретный этюд был написан всего за два часа.


    Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова: Три года для нее материал собирал. В типе боярыни Морозовой - тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степан Феодоровичем, стрельцом-то с черной бородой. Она к старой вере стала склоняться. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. В Третьяковке этот этюд (этюд "Голова боярыни Морозовой", переданный в дар Третьяковской галерее в 1910 г.), как я ее написал.


    "Боярыня Морозова". Образ боярыни. «...я на картине сперва толпу нарисовал, а ее после»..Суриков долго не находил нужную натуру, хотя исполнил несколько этюдов отдельные головы и сидящие в санях фигуры. Одежда, поза, жест, положение фигуры в санях все было определено в предварительных работах, не хватало только лица. "... И как ни напишу ее лицо толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось». И этому веришь. Уж слишком ярки и выразительны оказались образы в толпе, и они оттесняли лицо Морозовой.


    В селе Преображенском, на старообрядческом кладбище - ведь вот где ее нашел. Была у меня одна знакомая старушка - Степанида Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили - у них молитвенный дом там был. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Там в Преображенском все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Нравилось им, что я казак и не курю. И вот приехала к ним начетчица с Урала - Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину - она всех победила. Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, как лев"... (Слова восходят к посланию Аввакума Ф. Т. Морозовой, княжне Е. П. Урусовой и М. Г. Даниловой в Боровск: "Персты же рук твоих тонкостны и действенны очи же твои молниеносны "; "везде им являвшаяся яко лев лисицам"; см.: Памятники истории старообрядчества XVII века. Л., 1927, кн. 1, вып. 1, стб. 409, 417 (Русская историческая библиотека, т. 39). Первоначально письма Аввакума к Морозовой были опубликованы приложением к статье Н. С. Тихонравова "Боярыня Морозова: Эпизод из истории русского раскола" (Рус. вести, 1865, 9).) Это протопоп Аввакум сказал про Морозову, и больше про нее ничего нет."


    Справа от боярыни идет ее родная сестра княгиня Урусова в белом вышитом платке, ниспадающем из-под шапочки. В это время она уже решилась на такой же поступок (Урусова погибла вскоре после Морозовой), но художник намеренно не выделяет этот момент, а Урусову изображает в профиль и не слишком разрабатывает ее образ, тогда как гораздо менее значительные персонажи даны в фас с отчетливой характеристикой их эмоционального состояния.


    Странник. В нем выразилось активное, хотя и несколько отрешенное, переживание трагедии. Странник ушел в себя, углубился в думу, быть может, уже не столько о самой Морозовой, сколько о чем-то общем. Это тип народного философа, который не просто наблюдает событие, а стремится объяснить его и прозреть будущее.


    В. Суриков. "Юродивый, сидящий на снегу." Эскиз к историческому полотну "Боярыня Морозова" 1885 год. Холст, масло. Сложным путем шел мастер и к теме Юродивого. Это также типичный персонаж старой Руси. Юродивые обрекали себя на тяжкие физические страдания голодали, ходили полуголые зимой и летом. Народ верил им и покровительствовал. Именно поэтому Суриков отвел Юродивому столь видное место в картине и связал его с Морозовой одинаковым жестом двуперстия.


    Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова: "А юродивого я на толкучке нашел. Огурцами он там торговал. Вижу - он. Такой вот череп у таких людей бывает. Я говорю - идем. Еле уговорил его. Идет он за мной, все через тумбы перескакивает. Я оглядываюсь, а он качает головой - ничего, мол, не обману. В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер. Алкоголики ведь они все. Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели.


    Я ему три рубля дал. Это для него большие деньги были. А он первым делом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был. Икона у меня была нарисована, так он все на нее крестился, говорил: Теперь я всей толкучке расскажу, какие иконы бывают".






    Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова: А священника у меня в толпе помните? Это целый тип у меня создан. Это когда меня из Бузима еще учиться посылали, раз я с дьячком ехал - Варсонофием, (Варсонофий - Варсонофий Семенович Закоурцев, дьячок сухобузимской Троицкой церкви. Запечатлен в этюде для "Боярыни Морозовой" "Голова священника".) - мне восемь лет было. У него тут косички подвязаны. Въезжаем мы в село Погорелое. Он говорит: Ты, Вася, подержи лошадей, я зайду в Капернаум". Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул. Ну, говорит, Вася, ты правь". Я дорогу знал. А он сел на грядку, ноги свесил. Отопьет из штофа и на свет посмотрит… всю дорогу пел. Да в штоф все смотрел. Не закусывая пил. Только утром его привез в Красноярск. Всю ночь так ехали. А дорога опасная - горные спуски. А утром в городе на нас люди смотрят - смеются.


    Диагональная композиция дала автору еще одну возможность – с большим эффектом показать движение саней. Известен рассказ Сурикова, как он дважды менял размер полотна и написал картину только на третьем холсте, все время увеличивая его снизу и стремясь к тому, чтобы «сани пошли». Суриков говорил: «В движении есть живые точки, а есть мертвые. Это настоящая математика. Сидящие в санях фигуры держат их на месте. Надо было найти расстояние от рамы до саней, чтобы пустить их в ход. Чуть меньше расстояние сани стоят. А мне Толстой с женой, когда «Морозову» смотрели, говорят: «Внизу надо срезать, низ не нужен, мешает». А там ничего убавить нельзя сани не поедут».


    А как снег писал: «Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. Как снег глубокий выпадет, попросишь во дворе на розвальнях проехать, чтобы снег развалило, а потом начнешь колею писать. И чувствуешь здесь всю бедность красок... А на снегу все пропитано светом. Все в рефлексах лиловых и розовых».




    "Боярыня Морозова". Значение картины. Разбирая споры и толки об этом полотне (оно было главным событием пятнадцатой передвижной выставки), Н. П. Кончаловская, внучка Сурикова, приводит среди прочих отзыв В. М. Гаршина: «Картина Сурикова удивительно ярко представляет эту замечательную женщину. Всякий, кто знает ее печальную историю, я уверен в том, навсегда будет покорен художником и не будет в состоянии представить себе Федосью Прокопьевну иначе, как она изображена на его картине».[Цит. по кн.: Кончаловская Наталья. Дар бесценный. М., С. 151.] Современникам трудно быть беспристрастными, и предсказания их сбываются не часто. Но Гаршин оказался хорошим пророком. За те сто без малого лет, которые отделяют нас от пятнадцатой выставки передвижников, суриковская Морозова стала «вечным спутником» всякого русского человека. «Иначе» действительно не представить себе эту женщину XVII в., готовую на муки и смерть ради дела, в правоте которого она убеждена. Но почему именно суриковская Морозова стала иконографическим каноном и историческим типом? Прежде всего потому, что художник был верен исторической правде.


    "Боярыня Морозова" идеально воплощает замечательные мысли, однажды высказанные И.Е. Репиным: "В душе русского человека есть черта особого, скрытого героизма … он лежит под спудом личности, он невидим. Но это - величайшая сила жизни, она двигает горами… Она сливается всецело со своей идеей, "не страшится умереть". Вот где ее величайшая сила: она не боится смерти".




    Интернет ресурсы html jizni-boyaryini-morozovoy jizni-boyaryini-morozovoy ucoz.ru/publ/istorija_sobytija_i_ljudi/istorija_sobytija_i_ljudi/zagadki_bojaryni_ morozovoj/ ucoz.ru/publ/istorija_sobytija_i_ljudi/istorija_sobytija_i_ljudi/zagadki_bojaryni_ morozovoj/

    Здесь и сама Морозова, и множество других людей, поразному относящихся к происходящему событию. Здесь
    лица сочувственные: в одних читается тревога, в других –
    сострадание, в третьих – печальное смирение, и лица
    безразличные, насмешливые, любопытствующие, и лица
    суровые, задумчивые.

    Картина – словно единый многоголосый хор, в
    котором звучат и голоса страстной мольбы, и
    возгласы отчаяния, и выкрики угроз, и вздохи
    сочувствия, и всплески злорадного смеха. Всё это
    сложное переплетение человеческих страстей
    выражает борьбу, происходившую в самой жизни.

    Чтобы понять картину, нужно знать о тех событиях,
    которым она посвящена. Боярыня Морозова была
    видной раскольницей. Раскол – это религиозное
    движение, распространившееся на Руси в XYII веке.
    Раскольники были яростными защитниками старины,
    они боролись за сохранение отсталых обычаев.

    Суриков взял тот
    момент из жизни
    Морозовой, когда её,
    закованную в
    кандалы и
    брошенную в сани,
    провозят по
    многолюдным улицам
    Москвы. Царь и его
    слуги надеялись
    таким образом
    публично опозорить
    знаменитую
    раскольницу.

    Сколько призывной силы во вскинутой руке
    Морозовой, поднимающей вверх два пальца,
    - символ старой веры (раскольники
    крестились двумя пальцами – перстами

    набросок

    Ей отвечает
    своим
    двуперстием
    юродивый

    В толпе мы
    видим людей
    разных
    возрастов и
    сословий,
    разного
    душевного
    склада.
    Посмотрите, ни
    одно лицо не
    похоже на
    другое, у
    каждого свое
    выражение. А
    как
    многообразны и
    не похожи друг
    на друга жесты
    людей!

    За санями,
    увозящими
    боярыню –
    заступницу,
    тянется
    рука
    нищенки,
    словно
    повисшая в
    воздухе.

    эскиз

    Спокойно и
    крепко
    сжимают
    посох руки
    странника.

    Руки молодой
    боярышни
    печально
    опустились. Рядом
    с ней растерянно
    скрестила руки на
    груди другая
    молодая женщина,
    а у старухи, подле
    неё, свой особый
    привычный
    горестный жест,
    много перенёсшего
    в жизни человека.

    Этюды

    Кроме эскизов, Суриков исполнил
    десятки этюдов маслом, акварелью и
    карандашом. В его работе над картиной
    наиболее ярко выразился натурный
    метод. Художник для каждого
    персонажа искал реальный прототип в
    жизни, конкретных людей, писал с них
    этюды и уже по ним изображал фигуру
    в картине.

    Думая о
    красоте,
    помнил и
    трагедию, а
    думая о
    трагедии,
    помнил о
    красоте

    Бегущий подросток

    От эскиза к эскизу он менял направление движения дровен (они
    шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из
    эскизов – вправо), менял положение фигуры Морозовой.

    художник в своей картине изображает рядом резко
    отличающиеся друг от друга типы и характеры, он
    использует противопоставления или, как мы говорим,
    контрасты. Контраст – это величайшее средство
    выразительности в искусстве. Особыми возможностями
    и в противопоставлении различных человеческих
    образов располагает тематическая картина.

    Сани с боярыней уедут, а народ, добрый, отзывчивый,
    мечтающий о справедливости и не знающий, где её
    найти, останется. Этим художник подчёркивает ту
    мысль, что главный герой картины – народ, а не
    отдельная личность, как бы сильна она не была.

    Композиционное противопоставление усиливается и колоритом. В
    цветовом решении толпы много ярких красок. Одежды горожанок расшиты
    богатыми узорами. Даже передок и дуга саней расписаны. Художник словно
    любуется всей этой праздничной красотой, в которой выразилась мечта народа
    о радостной, светлой жизни. Только боярыня Морозова одета во всё чёрное.
    Подчёркнутый белизной снега чёрный цвет её шубы контрастирует с нарядной
    яркостью одежд толпы. Он настраивает нас на суровый лад, создаёт ощущение
    драмы. Попробуйте мысленно “ переодеть” неистовую раскольницу во чтонибудь яркое, пёстрое, и вы почувствуете, что драматический строй картины
    нарушится.

    Кроме обычных способностей и знаний,
    художник, создавая полотна на темы
    истории своего народа, должен
    обладать редким качеством – умением
    проникать в дух прошлой жизни.
    Костюмы, виды города и прочие
    внешние черты можно почерпнуть в
    музеях и книгах, облик героев увидеть в
    жизни, но из этого еще не сделать
    историческую картину. Нужно уметь
    почувствовать, внутренне ощутить
    течение давно ушедшей жизни.

    Биография Феодо́сия (в иночестве Феодо́ра) Проко́фьевна Моро́зова (в девичестве Соковнина́) (, Боровск) верховная дворцовая боярыня, деятель старообрядчества. Дочь окольничего Прокопия Фёдоровича Соковнина. В 17 лет вышла замуж за Глеба Ивановича Морозова, представителя рода Морозовых, родственников правящей семьи Романовых, царского спальника и дядьку царевича, владельца усадьбы Зюзино под Москвой.. Практически же всем богатством Г.И. Морозова распоряжалась боярыня Морозова. По воспоминаниям современников, Морозова совершала торжественные выезды в серебряной карете, в упряжке которой находилось 6 или 12 лошадей, в сопровождении нескольких сотен (до трёхсот) слуг. При царском дворце Феодосия занимала чин верховой боярыни, была приближённой царя Алексея Михайловича БоровскстарообрядчестваокольничегоГлеба Ивановича МорозоваРомановыхдядькуЗюзиноМосквойкаретеАлексея Михайловича БоровскстарообрядчестваокольничегоГлеба Ивановича МорозоваРомановыхдядькуЗюзиноМосквойкаретеАлексея Михайловича


    Деятельность Боярыни Морозовой Боярыня Морозова была одной из противников реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества протопопом Аввакумом. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Боярыня Морозова была одной из противников реформ патриарха Никона, тесно общалась с апологетом старообрядчества протопопом Аввакумом. Феодосия Морозова занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих и юродивых. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов.реформ патриарха Никона Аввакумомюродивыхвласяницуреформ патриарха Никона Аввакумомюродивыхвласяницу




    Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. От решительных действий царя удерживало, видимо, высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося согласно старообрядческим преданиям 6 декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий. Царь Алексей Михайлович, всецело поддерживающий церковные реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья из её вотчины. От решительных действий царя удерживало, видимо, высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны. Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося согласно старообрядческим преданиям 6 декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.Алексей Михайлович1670 годаАлексей Михайлович1670 года


    АрестАрест В ночь на 14 ноября 1671 года боярыня Морозова была арестована архимандритом Чудового монастыря Иоакимом и оставлена под домашним арестом, а всё её состояние конфисковано. Через несколько дней она была перевезена в Чудов монастырь откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Однако, несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду. В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных «старой вере» священников. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Глеб. В ночь на 14 ноября 1671 года боярыня Морозова была арестована архимандритом Чудового монастыря Иоакимом и оставлена под домашним арестом, а всё её состояние конфисковано. Через несколько дней она была перевезена в Чудов монастырь откуда после допросов её перевезли на подворье Псково-Печерского монастыря. Однако, несмотря на строгую стражу, Морозова продолжала поддерживать общение с внешним миром, ей передавали еду и одежду. В заключении она получала письма от протопопа Аввакума и смогла даже причаститься у одного из верных «старой вере» священников. Вскоре после ареста Феодосии скончался её сын Глеб.14 ноября1671 годаархимандритомЧудов монастырьПсково-Печерского монастыряпричаститьсясвященников14 ноября1671 годаархимандритомЧудов монастырьПсково-Печерского монастыряпричаститьсясвященников


    В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Согласно жития Морозовой, в это время уже был готов костёр для её сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущённых возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна. В конце 1674 года боярыня Морозова, её сестра Евдокия Урусова и их сподвижница жена стрелецкого полковника Мария Данилова были приведены на Ямской двор, где пытками на дыбе их пытались переубедить в верности старообрядчеству. Согласно жития Морозовой, в это время уже был готов костёр для её сожжения, но Феодосию спасло заступничество бояр, возмущённых возможностью казни представительницы одного из шестнадцати высших аристократических семейств Московского государства. Также за Феодосию заступилась сестра царя Алексея Михайловича царевна Ирина Михайловна.1674 года дыбеаристократическихИрина Михайловна1674 года дыбеаристократическихИрина Михайловна


    СмертьСмерть По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Пафнутьево-Боровском монастыре, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. Евдокия Урусова скончалась 11 сентября 1675 года от полного истощения. Феодосия Морозова таже была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 1 ноября 1675 года. Феодосия Морозова (в иночестве Феодора) почитается старообрядческой церковью как святая. По распоряжению Алексея Михайловича она сама и её сестра, княгиня Урусова, высланы в Боровск, где были заточены в земляную тюрьму в Пафнутьево-Боровском монастыре, а 14 их слуг за принадлежность к старой вере в конце июня 1675 года сожгли в срубе. Евдокия Урусова скончалась 11 сентября 1675 года от полного истощения. Феодосия Морозова таже была уморена голодом и, попросив перед смертью своего тюремщика вымыть в реке свою рубаху, чтобы умереть в чистой сорочке, скончалась 1 ноября 1675 года. Феодосия Морозова (в иночестве Феодора) почитается старообрядческой церковью как святая. БоровскПафнутьево-Боровском монастыресожгли в срубе11 сентября1675 года1 ноября1675 года старообрядческой БоровскПафнутьево-Боровском монастыресожгли в срубе11 сентября1675 года1 ноября1675 года старообрядческой



    Часто так получается, что знаменитые люди, попав на историческое полотно, теряют свои реальные черты и превращаются в мифологемы, в некие цельные образы, созданные фантазией художника и встающие перед глазами при каждом упоминании о них. Кто не знает боярыню Морозову? Ее знают все и в то же время знают совсем немного про Феодосью Прокопьевну Морозову, реальную женщину, известную последовательницу старообрядчества. Часто так получается, что знаменитые люди, попав на историческое полотно, теряют свои реальные черты и превращаются в мифологемы, в некие цельные образы, созданные фантазией художника и встающие перед глазами при каждом упоминании о них. Кто не знает боярыню Морозову? Ее знают все и в то же время знают совсем немного про Феодосью Прокопьевну Морозову, реальную женщину, известную последовательницу старообрядчества. Мы, ученики 9 класса, считаем, что каждый человек должен обязательно помнить женщин, прославившихся на сцене и в кино, женщин сильных и мужественных, которые на самом деле совершили подвиг, такие как Феодосья Прокопьевна Морозова. Мы, ученики 9 класса, считаем, что каждый человек должен обязательно помнить женщин, прославившихся на сцене и в кино, женщин сильных и мужественных, которые на самом деле совершили подвиг, такие как Феодосья Прокопьевна Морозова.

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    Василий Иванович Суриков «Боярыня Морозова». Масло. 1887. Презентацию подготовила: Никитушкина Г.В Москва 2015 г.

    2 слайд

    Описание слайда:

    «Суть исторической картины – угадывание», – говорил Суриков. Василий Иванович вошел в историю русского художественного искусства как исторический живописец. В своих картинах он пытался отобразить историю «движимую и творимую самим народом». Историю боярыни Морозовой Суриков впервые услышал в детстве от своей крестной О.М. Дурандиной, знающей о знаменитой раскольнице по рассказам живших там раскольников, либо по одному из рукописных "житий" о ней, распространенных в Сибири. Этот потрясающий образ запал в его душу и художественную память.

    3 слайд

    Описание слайда:

    Среди картин мастера «Боярыня Морозова» занимает едва ли не главное место. Картина была показана впервые на выставке 1887 года в Петербурге, когда Суриков стал уже известным художником, автором «Утра стрелецкой казни» и «Меншикова в Березове». Тем не менее новое произведение вызвало весьма различные отклики. Только три человека оценили картину положительно: писатели В. Короленко, В. Гаршин и художественный критик В. Стасов. Всеобщее признание пришло к ней, как почти ко всякому шедевру, значительно позднее. Когда хотят понять художественное произведение, решают три вопроса. Во-первых, определяют, что хотел сказать автор картиной. Во-вторых, как он высказал свою мысль изобразительно. Третий вопрос: что же получилось? В чем смысл и значение произведения? Итак, постараемся определить задачу Сурикова в картине «Боярыня Морозова». Посмотрим, каков сюжет картины?

    4 слайд

    Описание слайда:

    Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон Раскол русской православной церкви неразрывно связан с этими двумя людьми Обратимся сначала к русской истории трехсотлетней давности. Царь Алексей Михайлович под давлением патриарха Никона провел церковную реформу, которая предписывала некоторые изменения, в том числе и в церковных обрядах. Например, если раньше люди крестились двумя перстами, то теперь нужно было креститься тремя. Подобные нововведения вызвали недовольство в народе, перешедшее в противоборство церковной реформе, нередко доходившее до фанатизма. Произошел раскол. Тех, кто не хотел подчиниться царскому указу, называли раскольниками. Вскоре их начали жестоко преследовать – отправляли в ссылку, бросали в земляные ямы или подвалы с крысами, сжигали живьем.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Церковный Собор 1654 года (Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. Кившенко, 1880 г

    6 слайд

    Описание слайда:

    Книги были исправлены, для их рассмотрения и утверждения Никон в 1656 году созвал новый собор, на котором вместе с русскими архипастырями присутствовали и два восточных патриарха, как «носители истинной православной веры». Собор одобрил исправленные книги и постановил вводить их во всех церквях, а прежние книги отбирать и сжигать. Таким образом, Никону удалось заручиться поддержкой Греческой (Византийской) Церкви, считавшейся «Матерью Церкви Русской». С этого момента, собственно говоря, и начался раскол русской православной церкви. СтарорусскаяЦерковь Официальная Русская Православная Церковь Богослужение совершать только по старым (преимущественноиосифовскимкнигам. Богослужение совершать только по исправленным («никоновским») книгам. Креститься и благословлять только двумя пальцами (указательным и средним), сложенными вместе. Креститься и благословлять только тремя пальцами (большим, указательным и средним), сложенными вщепотку Крест почитать тольковомьмиконечный. Крест почитать толькочетырёхконечный3. С крестнымходомвокругхрама идти с востока на запад. С крестным ходом вокруг храма идти с запада на восток. ИмяСпасителяписать: «Исус». Имя Спасителя писать: «Иисус». «Аллилуйя» петь дважды. «Аллилуйя» петь трижды. Иконам поклоняться только старым или списанным со старых. Иконам поклоняться только списанным с древних греческих оригиналов. Служитьлитургиюнасемипросфорах. Служить литургию на пяти просфорах. В восьмом члене СимволаВерыследуетчитать: «И в ДухаСвятагоГосподаистиннагоиживотворящаго». Нет информации.

    7 слайд

    Описание слайда:

    8 слайд

    Описание слайда:

    Боярыня Ф.П. Морозова тесно связала свою судьбу с ревнителями старой веры, поддерживала неистового протопопа Аввакума - главного врага никониан, а по возвращении последнего из ссылки в 1662 году поселила его у себя. К этому времени она овдовела и осталась единственной распорядительницей огромных богатств мужа. Ее дом все больше стал походить на прибежище для старообрядцев, фактически же он стал своего рода раскольничьим монастырем. Именно такой раскольницей стала боярыня Морозова, человек необычайной духовной силы. Царь повелел арестовать непокорную боярыню, отобрать у нее имения и земли. Он предлагал ей свободу и возвращение богатства, если она отречется от своих взглядов, но Морозова была непоколебима. Тогда ее выслали из Москвы и вскоре убили. Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме (миниатюра XIX века

    9 слайд

    Описание слайда:

    Суриков изобразил героиню, когда ее везли на крестьянских дровнях по московским улицам то ли на допрос, то ли уже в ссылку. В русской действительности можно найти много примеров, когда люди жертвовали собою ради идеи, что было важнейшей национальной чертой народа. История Морозовой давала возможность выразить и прославить эту черту, тем и привлекла мастера ее трагедия. Таким образом, главной задачей Суриков считал воплощение идеи самопожертвования ради убеждений. Он окружил Морозову различными людьми – взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами, боярами и нищими, странниками и монахинями, купцами и ремесленниками, попами и стрельцами, – чтобы показать, как народ относится к подвигу Морозовой. Вторая задача стала не менее грандиозной, чем первая. Соединение двух задач рождало третью – воплотить образ русского народа в трагический, напряженный момент жизни.

    10 слайд

    Описание слайда:

    11 слайд

    Описание слайда:

    Вы только представьте себе - тридцать раз переделывать и изменять не детали, а основу замысла! Художник начал с эскиза, где намечена композиция и достаточно подробно изображены главные герои картины. Первый эскиз Суриков сделал еще в 1881 году, а непосредственную работу над картиной начал лишь три года спустя. За последующие два года он выполнил более тридцати карандашных и акварельных эскизов в поисках наиболее выразительного решения. От эскиза к эскизу он менял направление движения брёвен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов - вправо), менял положение фигуры Морозовой. В первом эскизе она сидела на возвышении, а в картине изображена на соломе; в эскизе подняла левую руку, а в картине - правую; исключал или, напротив, добавлял людей в толпе. Все это говорит о редкой углубленности работы Сурикова, который в процессе создания картины не только стремился к изобразительному совершенству, но и уточнял свое понимание события, а главное - выстраивал идейно-смысловое содержание произведения.

    12 слайд

    Описание слайда:

    Суриков вспоминал, что ключ к образу главной героини дала увиденная однажды ворона с чёрным крылом, которая билась о снег. Образ боярыни срисован со старообрядки, которую художник встретил у Рогожского кладбища. Портретный этюд был написан всего за два часа.

    13 слайд

    Описание слайда:

    Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова: Три года для нее материал собирал. В типе боярыни Морозовой - тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степан Феодоровичем, стрельцом-то с черной бородой. Она к старой вере стала склоняться. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. В Третьяковке этот этюд (этюд "Голова боярыни Морозовой", переданный в дар Третьяковской галерее в 1910 г.), как я ее написал.

    14 слайд

    Описание слайда:

    "Боярыня Морозова". Образ боярыни. «...я на картине сперва толпу нарисовал, а ее после» ..Суриков долго не находил нужную натуру, хотя исполнил несколько этюдов - отдельные головы и сидящие в санях фигуры. Одежда, поза, жест, положение фигуры в санях - все было определено в предварительных работах, не хватало только лица. "... И как ни напишу ее лицо - толпа бьет. Очень трудно ее лицо было найти. Ведь сколько времени я его искал. Все лицо мелко было. В толпе терялось». И этому веришь. Уж слишком ярки и выразительны оказались образы в толпе, и они оттесняли лицо Морозовой.

    15 слайд

    Описание слайда:

    В селе Преображенском, на старообрядческом кладбище - ведь вот где ее нашел. Была у меня одна знакомая старушка - Степанида Варфоломеевна, из старообрядок. Они в Медвежьем переулке жили - у них молитвенный дом там был. А потом их на Преображенское кладбище выселили. Там в Преображенском все меня знали. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Нравилось им, что я казак и не курю. И вот приехала к ним начетчица с Урала - Анастасия Михайловна. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. И как вставил ее в картину - она всех победила. „Персты рук твоих тонкостны, а очи твои молниеносны. Кидаешься ты на врагов, как лев"... (Слова восходят к посланию Аввакума Ф. Т. Морозовой, княжне Е. П. Урусовой и М. Г. Даниловой в Боровск: "Персты же рук твоих тонкостны и действенны <...> очи же твои молниеносны <...>"; "везде им <никонианам> являвшаяся яко лев лисицам"; см.: Памятники истории старообрядчества XVII века. Л., 1927, кн. 1, вып. 1, стб. 409, 417 (Русская историческая библиотека, т. 39). Первоначально письма Аввакума к Морозовой были опубликованы приложением к статье Н. С. Тихонравова "Боярыня Морозова: Эпизод из истории русского раскола" (Рус. вести, 1865, № 9).) Это протопоп Аввакум сказал про Морозову, и больше про нее ничего нет."

    16 слайд

    Описание слайда:

    Справа от боярыни идет ее родная сестра княгиня Урусова в белом вышитом платке, ниспадающем из-под шапочки. В это время она уже решилась на такой же поступок (Урусова погибла вскоре после Морозовой), но художник намеренно не выделяет этот момент, а Урусову изображает в профиль и не слишком разрабатывает ее образ, тогда как гораздо менее значительные персонажи даны в фас с отчетливой характеристикой их эмоционального состояния.

    17 слайд

    Описание слайда:

    Странник. В нем выразилось активное, хотя и несколько отрешенное, переживание трагедии. Странник ушел в себя, углубился в думу, быть может, уже не столько о самой Морозовой, сколько о чем-то общем. Это тип народного философа, который не просто наблюдает событие, а стремится объяснить его и прозреть будущее.

    18 слайд

    Описание слайда:

    В. Суриков. "Юродивый, сидящий на снегу." Эскиз к историческому полотну "Боярыня Морозова" 1885 год. Холст, масло. Сложным путем шел мастер и к теме Юродивого. Это также типичный персонаж старой Руси. Юродивые обрекали себя на тяжкие физические страдания - голодали, ходили полуголые зимой и летом. Народ верил им и покровительствовал. Именно поэтому Суриков отвел Юродивому столь видное место в картине и связал его с Морозовой одинаковым жестом двуперстия.

    19 слайд

    Описание слайда:

    Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова: "А юродивого я на толкучке нашел. Огурцами он там торговал. Вижу - он. Такой вот череп у таких людей бывает. Я говорю - идем. Еле уговорил его. Идет он за мной, все через тумбы перескакивает. Я оглядываюсь, а он качает головой - ничего, мол, не обману. В начале зимы было. Снег талый. Я его на снегу так и писал. Водки ему дал и водкой ноги натер. Алкоголики ведь они все. Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Ноги у него даже посинели.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Я ему три рубля дал. Это для него большие деньги были. А он первым делом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был. Икона у меня была нарисована, так он все на нее крестился, говорил: „Теперь я всей толкучке расскажу, какие иконы бывают".

    21 слайд

    Описание слайда:

    Многие этюды Сурикова по выразительности и живописному мастерству ни в чем не уступают его большим картинам.

    22 слайд

    Описание слайда:

    23 слайд

    Описание слайда:

    Из воспоминаний Василия Ивановича Сурикова: А священника у меня в толпе помните? Это целый тип у меня создан. Это когда меня из Бузима еще учиться посылали, раз я с дьячком ехал - Варсонофием, (Варсонофий - Варсонофий Семенович Закоурцев, дьячок сухобузимской Троицкой церкви. Запечатлен в этюде для "Боярыни Морозовой" "Голова священника".) - мне восемь лет было. У него тут косички подвязаны. Въезжаем мы в село Погорелое. Он говорит: „Ты, Вася, подержи лошадей, я зайду в Капернаум". Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул. „Ну, говорит, Вася, ты правь". Я дорогу знал. А он сел на грядку, ноги свесил. Отопьет из штофа и на свет посмотрит… всю дорогу пел. Да в штоф все смотрел. Не закусывая пил. Только утром его привез в Красноярск. Всю ночь так ехали. А дорога опасная - горные спуски. А утром в городе на нас люди смотрят - смеются.