Царевна и царица красота истинная и ложная. Тема красоты в сказке А


Сочинение

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» - талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью. Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Только видит: вьётся вьюга,

Снег валится на поля,

Вся белёшенька земля.

Царевна-дочь - воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно Отдана.

Мне всех милей Королевич Елисей.

Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.

А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота - это жизнь, исполненная добра.

Много замечательных творений нам оставил . Среди них есть сказки, знакомые нам с детства. Вот с одной из них мы познакомились на литературе и сделали анализ царицы из рисунка по . Теперь необходимо сделать характеристику героев сказки о мертвой царевне и семи богатырях, ответив на вопрос, в чем превосходство молодой девушки над ее мачехой.

Сказка о мертвой царевне: царица

Для того, чтобы ответить на вопрос в чем же превосходство царевны над царицей, сделаем обеих героинь. В сказке Пушкина царица описывается нам, как женщина красивая, стройная, но очень гордая, да еще и ревнивая и с больным самолюбием. Вот хочется ей быть единственной красавицей во всем мире и все тут. Готова она на все, чтобы так и было. Решается даже на убийство царевны, чьей мачехой она является. Она не задумываясь, приказывает отдать девушку на растерзания зверям. Не добившись желаемого, собственноручно относит отравленное яблоко, съев которое молодая героиня умирает. Но в сказке всегда добро побеждает, вот и явился к царевне ее жених и своей любовью исцелил девушку. А вот сама царица, узнав, что и в этот раз ее замысел не удался, умирает от злости, гнева и от отчаяния.

Царевна же была противоположностью своей мачехе. Она была тоже красивая девушка, но на этом их сходство заканчивалось, ведь в противовес царице, девушка была доброй, милой, трудолюбивой и скромной. Ей было все равно единственной ли красавицей будет она или нет. Для царевны важнее всего быть красивой душой, а своей внешней красоте она не придает никакого значения.

В чем же превосходство девушки над царицей в сказке Пушкина? Конечно же, превосходство в молодости, в доброте душевной, в человеческих качествах, а не в зверских намерениях. И я очень рада, что героиня выжила, еще и вышла замуж за любимого человека, а вот царица получила по заслугам и мне ее совершенно не жалко.

Сочинение на тему: в чем превосходство царевны над царицей в «Сказке о мертвой царевне»

4.8 (96.67%) 6 votes

Сочинение на тему царица и царевна в «сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. ПУШКИНА Характеристика царевны из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Сочинение по сказке «Царевна-Лягушка»

Тема. А.С.Пушкин. Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

Цель :

    выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;

    развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;

    воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Актуализация знаний учащихся.

1. Организационный момент.

Любим мы читать и слушать
Сказки и стихи про дружбу,
Ритм ногами отбивать
И героев оживлять.
Здравствуй, сказка и рассказ,
Что готовишь нам сейчас? /хором/

2. Вводная часть. Вступительное слово учителя:

Есть имена, как солнце!
Имена – как музыка!
Как яблони в расцвете!
Я говорю о Пушкине: поэте,
Действительном в любые времена.

Так говорил писатель 20 века И. Северянин, и я с ним совершенно согласна. Ребята, а какие сказки А.С. Пушкина вы знаете?(ответы детей)

А с какой сказкой А.С. Пушкина мы познакомились на предыдущих уроках?

(Со сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях.)

II. Тема урока, постановка целей и задач.

Для того, чтобы определить тему нашего урока, вам нужно отгадать кроссворд. Работаем в парах.

Ключевое слово. «ОБРАЗЫ»

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА(5. В художественном произведении: тип, характер. )

-Как вы думаете, чьи Образы мы рассмотрим на уроке? (ответы детей)

Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока.(ответы детей)

Верно, тема нашего сегодняшнего урока « Образы царевны и царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина» .

Сегодня на уроке мы должны проанализировать образы царевны и царицы в сказке и понять в чем смысл противопоставления героинь, каково отношение автора к героиням, ну и, конечно, рассмотреть ваше отношение к данным образам.

А какие два человеческих качества ярко проявляются через образы этих героинь?

(добро и зло)

3. Анализ содержания сказки.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ

Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу и царевну.

На партах у вас таблица, которую вы должны заполнить «Какими автор показывает в сказке обеих героинь»

Назовите слова, характеризующие ЦАРИЦУ. Прочитайте их. С 85.

Давайте запишем их в таблицу:

    высока

    стройна

    бела

    умна

    горда

    ломлива

    своенравна

    ревнива

А теперь назовите и запишите слова, которыми автор описывает ЦАРЕВНУ:

    белолица

    черноброва

    нраву кроткого

    добрая

    скромная

    трудолюбивая

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

Умна

горда

ломлива

своенравна

ревнива

    нраву кроткого

    добрая

    скромная

    трудолюбивая

4. Лексическая работа

Скажите, как вы понимаете слова:

Нрав – характер, душевные качества.

Кроткий – незлобливый, покорный, смирный.

Гордый – сознающий своё превосходство.

Ломлива (от глагола «ломаться» – упряма, капризна.

Своенравный – упрямый, поступающий так, как вздумается.

Ревнива здесь: мучительно желающая быть лучшей.

Какие качества вы еще можете добавить от себя каждой героине? Назовите.

Запишите в таблицу.

А какие общие черты их соединяют? (Обе царского происхождения)

Какие средства выразительности использует автор, показывая образы царицы и царевны? СРАВНЕНИЕ

Теперь немного отдохнем – проведем физкультминутку “Сказки Пушкина”:

Раз-два-три-четыре!
Петушок сидел на спице!
Раз-два-три-четыре!
Было чудо у царицы!
Раз-два-три-четыре!
Рыбка говорить могла!
Раз-два-три-четыре!
Наказал попа Балда!
Раз-два-три-четыре!
Сказки Пушкина мы любим,
Никогда их не забудем!

Учитель : Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики : Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учител ь: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики : Ненависть, зависть.

Учитель : Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить

Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

Учитель: Откуда же такие замечательные качества у царевны?

Ученики: от матери

Перечитаем начало сказки и посмотрим какой она была.

Ждет - пождет с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Учитель: Какие главные качества характера мы видим?

Ученики: Любовь и верность.

Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?

Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.

А сейчас для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых наиболее видна яркая характеристика образов героинь.

6. Анализ эпизодов.

Эпизод .“Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…” (Выразительное чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Богатыри, пленившись её скромностью и красотой приютили её в своем доме

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА

И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали;

Учитель: Выделите глаголы, которые говорят о её приветливости, скромности

Ученики: Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась

Учитель : какой же была речь девушки, что сразу стало понятно, что она царевна?

Ученики: Приветливой, доброй, красивой.

Учитель Значит речь может быть визитной карточкой человека характеризировать его и вызывать соответствующее к нему отношение

Учитель: Можем ли мы про царицу сказать, что она добрая и трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Учитель: А как досталось зеркало царице? (Приданое)

Учитель Чем стало для неё зеркало?

Ученики: Оно стало единственным собеседником

Учитель: Почему только с зеркалом она была весела?

Ученики Ей хотелось слышать от него о своей красоте.

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА ПО РОЛЯМ С ОЗВУЧИВАНИЕМ МУЛЬИТФИЛЬМА.

IV. Подведение итогов урока.

1. Фронтальная беседа.

Проанализировав сказку, мы увидели, что царица-мачеха противопоставлена царевне.

Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).

Обобщите образы в синквейне. Работа в парах.

Пары с номером один напишут синквейн о царице, а с номером два – о царевне.

2.Создание синквейна.

Проверка, зачитывание 2 синквейнов с места.

Рефлексия

На партах у вас лежат яблочки, если вы были активны на уроки, поднимите их красной стороной ко мне, если считаете, что были менее активны поднимите зелёной стороной.

Сюжет "Мертвой царевны" очень распространен в русском фольклоре. Рассмотрим, как он реализуется в сказке А. С. Пушкина. Царица-мачеха внешне очень красива, “высока, стройна, бела”. Но “горда, ломлива, своенравна и ревнива”. Искренней и веселой она бывает только с зеркальцем своим. Интересно, что зеркало у Пушкина является не просто предметом, в котором разглядывает свое лицо царица. Оно отражает прежде всего внутренние качества, душу; именно в разговорах с зеркальцем мы узнаем нрав царицы. Мачеха не только грубая, злая, “баба гневная”, но еще завистливая и жестокая. За свои злодеяния она понесла заслуженное наказание, причем наказание в ней самой, никто не сделал ей ничего плохого, она умерла “от злости ”.

Образ царевны создается по принципу антитезы. Если царица “горда, ломлива, своенравна и ревнива”, то царевна, напротив, “нраву кроткого”. Красота молодой царевны подобна цветку, который рос тихо и незаметно, а когда расцвел, сразу поразил всех своей красотой. Ее характеристика строится и на отношении к ней других персонажей: Чернавки, Королевича Елисея, Богатырей, даже пса Соколко. Царевна добра к окружающим, заботлива, верна своему жениху, трудолюбива. Пушкиным ни разу не сказано, что царевна смотрит в зеркало, но оно, тем не менее, знает и ценит ее красоту, потому что она равноценна ее душе.

Мотив несоответствия внешней красоты и внутренних качеств еще раз возникает в сцене с яблоком. Мачеха как бы передала падчерице свой "портрет".

Таким образом, конфликтом, движущим сюжет, является "соперничество" красоты внешней и красоты внутренней. Пушкин здесь смотрит на женщину так же, как народ: внешняя красота сама по себе не вызывает в народном самосознании уважения и восхищения. Гораздо важнее внутренняя красота.

Близок к сказке такой жанр, как сказ. Тема красоты в сказах Бажова связана прежде всего с образом Хозяйки Медной горы. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Не только необыкновенная красота, но и чудесные помощники, выполняющие все ее распоряжения. Живет она в прекрасном подземном дворце. Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.

Главные герои сказов - простые люди. Положительные герои фольклора, добрый молодец и красная девица, должны быть обязательно красивы, а красота их описывается в соответствии с представлениями народа. Сходные красочные описания находим в сказах Бажова. Но есть и другие описания. Во внешности Настасьи, невесты Степана, подчеркнута в первую очередь не внешняя красота, а человечность. Простенькая, обыкновенная девушка явно противопоставлена Хозяйке, но она побеждает свою всемогущую соперницу. Прямой поединок невесты Данилы-мастера Кати и Хозяйки описан в сказе “Каменный цветок”. Автор восхищается ее смелостью, решительностью. Даже “каменную девку” покоряет сила любви, самоотверженность, верность героини.

Тепло и красота человеческой души побеждают блестящую, холодную красоту Хозяйки. Металл, камень в одежде, волосах, даже в поведении не раз подчеркивают ее холодность. Мотив противопоставления живого тепла и мертвого камня встречается не только в описании героев, но и в противопоставлении живой природы мертвому, хотя и очень красивому, камню.

Таким образом, Пушкин и Бажов продолжают народную традицию, прославляя идеалы нравственной красоты, противопоставляют ее красоте показной, внешней, не имеющей внутреннего содержания.