Чем похоже и чем различается столичное и поместное дворянство в романе «Евгений Онегин»? Онегин и столичное дворянское общество. Один день из жизни Онегина Евгений онегин столичное и поместное дворянство сравнение


Онегин и столичное дворянское общество. Один день из жизни Онегина.

Цели урока:

1. углубить представление учащихся о романе, об эпохе, изображенной в нём;

2. определить, как Пушкин относится к дворянству;

3. совершенствовать навыки анализа художественного текста;

4. развивать устную речь, умение выделять главное, сравнивать;

Межпредметные связи: история, искусство.

Ход урока

    Оргмомент

2.Повторение ранее изученного материала.

Прежде, чем мы начнем работать по теме урока, давайте разделимся на 2 группы. Пропускным билетом для учащихся на урок является правильный ответ на блиц-опрос.

Узнайте, кому из героев принадлежат слова автора: Онегину или Ленскому?

«Дожив без цели, без трудов до 26 годов…»

«Он сердцем милый был невежда…»

«Глупо мне мешать его минутному блаженству…»

«Он из Германии туманной привез учености плоды…»

«В любви считаясь инвалидом…»

«Поклонник Канта и поэт…

«Короче, русская хандра им овладела понемногу…»

«И кудри черные до плеч…»

«Но труд упорный ему был тошен…»

«Он разделял ее забавы…»

3. Подготовка к восприятию темы урока

Слово учителя:

Да, великий русский критик В.Г. Белинский не случайно назвал роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». По роману можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20-х годах 19 века.Итак, тема нашего урока: «Дворянство в романе А. Пушкина «Евгений Онегин».

Сообщение учащегося «История дворянского класса»

Образы дворян занимают центральное место в романе «Евгений Онегин». Наши главные герои – представители дворянства. Пушкин правдиво изображает ту среду, в которой живут герои.

3. Работа по теме урока (анализ романа)

Слово учителя:

Пушкин описал один день Онегина, но в нём смог обобщить всю жизнь петербургского дворянства. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе, в жизни.

Итак, петербургская жизнь тороплива, ярка и пестра, насыщена событиями.

На балах разыгрывались драмы страстей, интриги, совершались сделки, устраивались карьеры.

Задание классу.

1. Какими представлены дядя Онегина и отец Татьяны? Какие черты их характера выделяет Пушкин?

(добродушные лентяи, сельские прожигатели жизни;

характерно убожество духовных интересов; Ларин был

« добрый малый» , он не читал книг, хозяйство доверил жене. Дядя Онегина « с ключницей бранился, мух давил »)

    Расскажите историю жизни Прасковьи Лариной.

    Чем отличаются герои от Онегина?

4.Слово учителя.

Подтемой нашего урока является « Один день из жизни Онегина».

Давайте поставим перед нами такие цели:

Мы должны выразительно прочитать I главу и прокомментировать ее;

Определить место главы в композиции романа;

Будем работать над образом Евгения Онегина, понаблюдаем над жизнью дворянской интеллигенции;

Будем работать вдумчиво, собрано; чтобы уметь к концу урока составить план в тетради и ответить на проблемный вопрос:

« Но был ли счастлив мой Евгений?»

(Эпизод из жизни героя: Онегин едет в деревню к умирающему дяде)

Что бросается в глаза в характере языка в первых строках романа?

(необычная простота повествования, « разговорный тон», легкость повествования, чувствуется добрая шутка, ирония).

4.- По мере работы с текстом составим ментальную карту :

День Онегина

Прогулки по бульварам (недремлющий брегет)

Бал (шум,гам)

Обед в ресторане (блюда заграничной кухни)

Посещение театра Возвращение (двойной лорнет)

5.Работа по группам (Класс делится на 3 группы,каждый получает задание для поиска информации в тексте)

Бесцельные прогулки по бульварам .
Бульвар в 19 веке находился на Невском проспекте. До

14.00 –это было место для утренней прогулки людей

ветского общества.

Обед в ресторане.
Описание обеда подчеркивает перечень блюд сплошь

нерусской кухни. Пушкин высмеивает французские

названия-пристрастия ко всему заграничному

Вывод: В данных строфах отражаются типичные стороны жизни

петербургской светской молодежи.

3.Посещение театра.

Кто помнит, чему отдавал предпочтение Пушкин в

период петербургской жизни? (завсегдатай театра, знаток

и ценитель игры актеров).

Что говорит поэт о театре и актерах? (дает

характеристику театральному репертуару)

Как воспевает Пушкин балет? (в воображении читателей возникают живые картины. Театр находился на Театральной площади, на месте нынешней Консерватории. Спектакль - в 17.00).

Как ведет себя Онегин в театре? (небрежно озирается, раскланивается с мужчинами, двойной лорнет наводит на незнакомых дам).

Вывод: Впервые в строках об Онегине упоминается его усталость от жизни, его неудовлетворенность ею).
VII. Комментированное чтение дальше I главы.

1. Возвращение домой.
- Прочитаем описание кабинета Онегина?

Какие вещи здесь попадаются? (янтарь, бронза, фарфор, духи в граненом хрустале, гребни, пилочки и т.д.)

Подобно перечислению блюд в ресторане Пушкин воссоздает обстановку жизни молодого человека петербургского света.
2. Онегин едет на бал.

Когда Онегин возвращается домой? («Уж...барабаном пробужден», - это сигналы в 6.00 утренней побудки солдат в казармах)
- Начинается трудовой день большого города. А день Евгения Онегина только подошел к концу.

- « И завтра снова, как вчера»... Эта строфа обобщает ряд прошедших картин, указывая, что прошедший день был обычным днем Онегина.
- Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?»

А что происходит с Онегиным? (хандра, неудовлетворенность жизнью,

скука, однообразие разочаровывает).

Чем же пытался занять себя герой? (стал читать, пытался взяться за перо,

но это усилило разочарование, вызвало скептическое отношение ко всему)

Кто же виноват, что Онегин стал таким, ничего не умеет, ничем не занят?

VIII. Итоги урока .
- Что мы узнали о герое из I главы? (Узнали о происхождении, воспитании, образовании и образе жизни героя).
- Выяснили, какая среда его окружает и формирует его взгляды и вкусы. Изображен не только отдельный герой, а типичный характер эпохи, в этом реализм романа.
- Характер I главы позволяет сказать, что перед нами экспозиция (вступление) романа. Впереди, очевидно, будут события, жизненные столкновения, и в них личность героя раскроется полнее, масштабнее.

IХ. Домашнее задание.

1. Выразительное чтение II главы.

2. Сделать закладки в тексте: быт Лариных, портрет Ольги, образ Ленского.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин обрисовывает различные уклады русской жизни: блестящего светского Петербурга, патриархальной Москвы, поместных дворян.

Поместное дворянство поэт представляет нам прежде всего в описании семейства Лариных. Это «простая, русская семья», радушная, хлебосольная, верная «привычкам милой старины»:

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Поблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ,

Зевая, слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три...

В жизненной истории Татьяниной матери нам открывается бесхитростная судьба уездной барышни. В юности она любила романы (хоть и не читала их), имела «светские» манеры, «вздыхала» о гвардейском сержанте, однако замужество изменило ее привычки и характер. Муж увез ее в деревню, где она занялась домом и хозяйством, навсегда забросив «корсет, альбом, княжну Полину, Стишков чувствительных тетрадь». Постепенно Ларина привыкла к новому образу жизни и даже стала довольна судьбой:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь —

Все это мужа не спросясь.

Типичной уездной барышней в романе предстает и Ольга. «Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела...» — это обычная, посредственная девушка, простодушная и невинная как в своем незнании жизни, так и в своих чувствах. Ей не свойственны глубокие раздумья, сильные чувства, какая-либо рефлексия. Потеряв Ленского, она вскоре вышла замуж. Как заметил Белинский, из грациозной и милой девочки она «сделалась дюжинною барынею, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время».

Описание быта семейства Лариных, девичества Татьяниной матери, ее жизни в браке, ее власти над своим супругом насквозь проникнуто авторской иронией, однако в иронии этой «так много любви». Подсмеиваясь над своими героями, Пушкин признает значение тех духовных ценностей, которые присутствуют в их жизни. В семье Лариных царит любовь, мудрость («муж любил ее сердечно»), радость дружеского общения («Под вечер иногда сходилась Соседей добрая семья...»).

Как замечает В. Непомнящий, кульминацией эпизода Лариных является надгробная надпись: «Смиренный грешник, Дмитрий Ларин, Господний раб и бригадир, Под камнем сим вкушает мир». В этих строчках сфокусировано мировосприятие самого Пушкина, особенности натуры его, его шкала жизненных ценностей, где приоритет отдается простой православной жизни, любви, браку, семье.

Развлечения поместных дворян Пушкин перечисляет, изображая деревенскую жизнь Онегина и Ленского.

Прогулки, чтенье, сон глубокой,

Лесная тень, журчанье струй,

Порой белянки черноокой

Младой и свежий поцелуй,

Узде послушный конь ретивый,

Обед довольно прихотливый,

Бутылка светлого вина,

Уединенье, тишина...

Но, отдавая должное простым душевным отношениям в семье Лариных и прелестям деревенского быта, поэт находит и недостатки в «милой сердцу старине». Так, Пушкин подчеркивает низкий интеллектуальный уровень помещиков, их невысокие духовные запросы. Интересы их не идут далее домашних забот, хозяйственных дел, предметом разговора является «сенокос», «псарня», рассказы о «своей родне».

Наиболее характерно герои эти очерчены в сцене бала, устроенного в доме Лариных по случаю именин Татьяны:

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов, считая

От тридцати до двух годов;

Уездный франтик Петушков,

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком...

И отставной советник Флянов,

Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

Здесь Пушкин создает образы в русле литературной традиции. Он обрисовывает человеческие типы, уже известные читателям, и одновременно создает новые, яркие, характерные, запоминающиеся образы.

Так, Скотинины, «чета седая», отсылают нас к героям комедии Фонвизина «Недоросль». Советник Флянов напоминает нам грибоедовского Загорецкого: «Тяжелый сплетник, старый плут, Обжора, взяточник и шут». «Уездный франтик» Петушков затем как будто перевоплощается в Манилова в поэме Гоголя «Мертвые души». «Задорный» Буянов, «в пуху, в картузе с козырьком» — портрет Ноздрева. Гвоздин, «хозяин превосходный, Владелец нищих мужиков», как будто предваряет «бережливого хозяина» Плюшкина.

Среда эта глубоко чужда Татьяне, недаром все эти люди напоминают ей чудовищ. Д. Благой считал, что в образах чудовищ, привидевшихся героине во сне, дана карикатура на мелкопоместное дворянство. Если мы сопоставим два отрывка из романа, то действительно увидим явное сходство в описаниях. Во сне Татьяна видит «гостей», сидящих за столом:

Лай, хохот, пенье, свист и хлоп,

Людская молвь и конский топ!

Примерно «та же картина» предстает перед нами, в описании именин, устроенных в доме Лариных:

Лай мосек, чмоканье девиц,

Шум, хохот, давка у порога,

Поклоны, шарканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

Критически оценивает поэт и нравы поместных дворян. Так, Зарецкий, известный сплетник, дуэлист, «отец семейства холостой», умеет «умного дурачить славно», «расчетливо смолчать», «друзей поссорить молодых И на барьер поставить их, Иль помириться их заставить, Дабы позавтракать втроем, И после тайно обесславить...» Ложь, интриги, сплетни, зависть — всего этого предостаточно в тихой уездной жизни.

Зарецкий вмешивается в ссору Онегина и Ленского и уже одним своим участием начинает «разжигать страсти». И разыгрывается страшная драма между приятелями, происходит дуэль, исходом которой становится гибель Ленского:

Мгновенным холодом облит,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его... напрасно:

Его уж нет. Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасной

Увял на утренней заре,

Потух огнь на алтаре!..

Таким образом, «суд молвы», «общественное мненье», «законы чести» — вечные и неизменные категории у Пушкина почти для всех укладов русской жизни. И поместное дворянство здесь — не исключение. Жизнь в имениях, среди красот русской природы, течет неспешно и уединенно, настраивая обитателей их на лирический лад, но жизнь эта полна драматизма. Здесь также разыгрываются свои трагедии и рушатся юношеские мечты.

Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

Примерный текст сочинения

В романе «Евгений Онегин» Пушкин с замечательной полнотой развернул картины русской жизни первой четверти XIX века. Перед глазами читателя живой, движущейся панорамой проходят надменный роскошный Петербург, милая сердцу каждого русского человека древняя Москва, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают, разочаровываются, погибают пушкинские герои. И та среда, которая их породила, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.

В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же «однообразна и пестра» жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состояли в поисках новых, еще не приевшихся развлечений. Желание перемен заставляет Евгения уехать в деревню, затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов. Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей «равнодушною княгиней», хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.

Здесь можно встретить и проласовых, «заслуживших известность низостью души», и «перекрахмаленных нахалов», и «диктаторов бальных», и пожилых дам «в чепцах и розах, с виду злых», и «девиц, не улыбающихся лиц». Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по строгим правилам благопристойного лицемерия, играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской. Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище…

Та же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими сатирическими красками рисует Пушкин коллективный портрет московского барства:

Но в них не видно перемены,

Все в них на старый образец:

У тетушки княжны Елены

Все тот же тюлевый чепец;

Все белится Лукерья Львовна,

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп…

В этом описании обращает на себя внимание настойчивое повторение мелких бытовых деталей, их неизменность. А это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.

Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор,

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно…

В шумном московском свете задают тон «франты записные», «гусары отпускные», «архивны юноши», самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится суетная жизнь, лишенная всякого внутреннего содержания.

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели,

Любили русские качели,

Подблюдны песни, хоровод…

Авторскую симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным обычаям, радушие и хлебосольство. Но Пушкин вовсе не идеализирует патриархальный мир деревенских помещиков. Наоборот, именно для этого круга определяющей чертой становится ужасающая примитивность интересов, которая проявляется и в обычных темах разговоров, и в занятиях, и в абсолютно пустой и бесцельно прожитой жизни. Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны? Только тем, что был простой и добрый малый", «в халате ел и пил» и «умер в час перед обедом». Аналогично проходит в деревенской глуши жизнь дяди Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил». Этим добродушным лентяям Пушкин противопоставляет энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строфах умещается вся ее духовная биография, состоящая в довольно быстром перерождении жеманной сентиментальной барышни в заправскую полновластную помещицу, портрет которой мы видим в романе.

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь -

Все это мужа не спросясь.

С своей супругою дородной

Приехал толстый Пустяков;

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков…

Эти герои настолько примитивны, что не требуют развернутой характеристики, которая может заключаться даже в одной фамилии. Интересы этих людей ограничиваются поглощением пищи и разговорами «о вине, о псарне, о своей родне». Почему же Татьяна стремится из роскошного Петербурга в этот скудный, убогий мирок? Наверное, потому, что он ей привычен, здесь можно не скрывать своих чувств, не играть роль великолепной светской княгини. Здесь можно погрузиться в привычный мир книг и чудесной сельской природы. Но Татьяна остается в свете, прекрасно видя его пустоту. Онегин тоже не в состоянии порвать с обществом, не принимая его. Несчастливые судьбы героев романа являются результатом их конфликта и со столичным, и с провинциальным обществом, которое, однако, порождает в их душах покорность мнению света, благодаря которой друзья стреляются на дуэли, а любящие друг друга люди расстаются.

Значит, широкое и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг актуальных социальных и нравственных проблем 20-х годов XIX столетия.

Сочинение

В романе "Евгений Онегин" Пушкин с замечательной полнотой развернул картины русской жизни первой четверти XIX века. Перед глазами читателя живой, движущейся панорамой проходят надменный роскошный Петербург, милая сердцу каждого русского человека древняя Москва, уютные деревенские усадьбы, прекрасная в своей изменчивости природа. На этом фоне любят, страдают, разочаровываются, погибают пушкинские герои. И та среда, которая их породила, и та атмосфера, в которой проходит их жизнь, нашли глубокое и полное отображение в романе.

В первой главе романа, знакомя читателя со своим героем, Пушкин детально описывает его обычный день, заполненный до предела посещениями ресторанов, театров и балов. Так же "однообразна и пестра" жизнь других молодых петербургских аристократов, все заботы которых состояли в поисках новых, еще не приевшихся развлечений. Желание перемен заставляет Евгения уехать в деревню, затем, после убийства Ленского, он отправляется в путешествие, из которого возвращается в привычную обстановку петербургских салонов. Здесь происходит его встреча с Татьяной, ставшей "равнодушною княгиней", хозяйкой изысканной гостиной, где собирается высшая знать Петербурга.

Здесь можно встретить и проласовых, "заслуживших известность низостью души", и "перекрахмаленных нахалов", и "диктаторов бальных", и пожилых дам "в чепцах и розах, с виду злых", и "девиц, не улыбающихся лиц". Это типичные завсегдатаи петербургских салонов, в которых царят надменность, чопорность, холодность и скука. Эти люди живут по строгим правилам благопристойного лицемерия, играя какую-нибудь роль. Их лица, как и живые чувства, скрыты бесстрастной маской. Это порождает пустоту мыслей, холодность сердец, зависть, сплетни, злобу. Поэтому такая горечь слышится в словах Татьяны, обращенных к Евгению:

А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них? Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище...

Та же праздность, пустота и однообразие заполняют московские салоны, где гостят Ларины. Яркими сатирическими красками рисует Пушкин коллективный портрет московского барства:

Но в них не видно перемены,
Все в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп...

В этом описании обращает на себя внимание настойчивое повторение мелких бытовых деталей, их неизменность. А это создает ощущение застойности жизни, которая остановилась в своем развитии. Естественно, здесь ведутся пустые, бессодержательные разговоры, которых не может понять своей чуткой душой Татьяна.

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор,
Все в них так бледно, равнодушно;
Они клевещут даже скучно...

В шумном московском свете задают тон "франты записные", "гусары отпускные", "архивны юноши", самодовольные кузины. В вихре музыки и танцев проносится суетная жизнь, лишенная всякого внутреннего содержания.

Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели,
Любили русские качели,
Подблюдны песни, хоровод... Авторскую симпатию вызывают простота и естественность их поведения, близость к народным обычаям, радушие и хлебосольство. Но Пушкин вовсе не идеализирует патриархальный мир деревенских помещиков. Наоборот, именно для этого круга определяющей чертой становится ужасающая примитивность интересов, которая проявляется и в обычных темах разговоров, и в занятиях, и в абсолютно пустой и бесцельно прожитой жизни. Чем, например, запоминается покойный отец Татьяны? Только тем, что был простой и добрый малый", "в халате ел и пил" и "умер в час перед обедом". Аналогично проходит в деревенской глуши жизнь дяди Онегина, который "лет сорок с ключницей бранился, смотрел в окно и мух давил". Этим добродушным лентяям Пушкин противопоставляет энергичную и хозяйственную мать Татьяны. В нескольких строфах умещается вся ее духовная биография, состоящая в довольно быстром перерождении жеманной сентиментальной барышни в заправскую полновластную помещицу, портрет которой мы видим в романе.

Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь —
Все это мужа не спросясь.

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков...

Эти герои настолько примитивны, что не требуют развернутой характеристики, которая может заключаться даже в одной фамилии. Интересы этих людей ограничиваются поглощением пищи и разговорами "о вине, о псарне, о своей родне". Почему же Татьяна стремится из роскошного Петербурга в этот скудный, убогий мирок? Наверное, потому, что он ей привычен, здесь можно не скрывать своих чувств, не играть роль великолепной светской княгини. Здесь можно погрузиться в привычный мир книг и чудесной сельской природы. Но Татьяна остается в свете, прекрасно видя его пустоту. Онегин тоже не в состоянии порвать с обществом, не принимая его. Несчастливые судьбы героев романа являются результатом их конфликта и со столичным, и с провинциальным обществом, которое, однако, порождает в их душах покорность мнению света, благодаря которой друзья стреляются на дуэли, а любящие друг друга люди расстаются.

Значит, широкое и полное изображение всех групп дворянства в романе играет важную роль в мотивировке поступков героев, их судеб, вводит читателя в круг актуальных социальных и нравственных проблем 20-х годов XIX столетия.

Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгении Онегин»

Многие страницы романа «Евгений Онегин» посвящены изображению столичного и провинциального дворянства - образу жизни, нравам и вкусам.

Поэт был противником домашнего образования. Поверхностное обучение («чему-нибудь и как-нибудь») становится началом поверхностного отношения молодых дворян к искусству (Онегин зевает в театре) и литературе («Не мог он ямба от хорея... отличить»), причиной «тоскующей лени», неспособности к труду.

Описывая образ жизни столичного «повесы» (утренняя прогулка на бульваре, обед в модном ресторане, посещение театра и, наконец, поездка на бал), автор в своих отступлениях дает очерк светских нравов («Причудницы большого света!»).

У автора вызывают презрение нравы, царящие в среде «светской черни»: распространенный в этой среде «хладнокровный разврат», отношение к любви как к «науке», показная добродетель и «модная спесь» светских дам:

Они, суровым поведеньем

Пугая робкую любовь,

Ее привлечь умели вновь...

В среде «светской черни» искажены и опошлены такие высокие понятия, как любовь и дружба. «Друзья» из числа светской черни лицемерны, а подчас и опасны.

Незаурядные, духовно свободные, мыслящие натуры плохо вписываются в ограничительные рамки светской лжеморали:

Пылких душ неосторожность

Самолюбивую ничтожность

Иль оскорбляет, иль смешит...

Светская среда отвергает независимые умы и приветствует посредственность. «Общество» одобряет тех,

Кто странным снам не предавался,

Кто черни светской не чуждался,

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

Л в тридцать выгодно женат...

Однако к числу столичных дворян относятся также представители старинной знати, в среде которых ценятся образованность и ум, благородство манер, строгий вкус, неприятие пошлого и вульгарного - словом, все то, что принято связывать с понятием аристократизма. Став княгиней, Татьяна «твердо в роль свою вошла», стала подлинной аристократкой. Она научилась владеть собой, сдерживать свои чувства: «Как сильно ни была она / Удивлена, поражена... В ней сохранился тот же тон...» Повествуя о вечерах в доме князя N. Пушкин воссоздает особую атмосферу этих светских раутов, на которых присутствовал «цвет столицы». Автор любуется «порядком стройным олигархических бесед», описывает непринужденную беседу гостей, в которой нет «глупого жеманства», пошлых тем или «вечных истин».

Столичное дворянство - это среда, в которой много лет вращался Онегин. Здесь формировался его характер, отсюда он вынес жизненные привычки, надолго определившие его судьбу.

Поместное дворянство представлено в романе, прежде всего семьей Лариных, а также соседями Онегина (которых он избегал, опасаясь разговоров «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне»). На примере семьи Лариных автор рассказывает о быте поместных дворян, о круге их чтения, вкусах и привычках. Ларина-старшая вышла замуж против своей воли, по настоянию родителей. Вначале она «рвалась и плакала», оказавшись в деревне; верная девическим привычкам, она носила узкий корсет, писала чувствительные стихи, называла служанок на французский лад, но позднее привыкла к своей новой жизни и освоилась в роли хозяйки. Как многие провинциальные помещицы, Ларина «самодержавно» управляла своим супругом и деятельно занималась хозяйством:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы...

Патриархальный уклад жизни сближает помещиков с простым народом. Татьяна умывается снегом, как крестьянские девушки. Самый близкий человек для нее - няня, простая крестьянка. Супруги Ларины соблюдают посты и празднуют масленицу, любят «круглые качели», хоровод и подблюдные песни. Их дом всегда открыт для гостей. Если Онегин, живя в Петербурге, питался исключительно блюдами французской или английской кухни, то в семье Лариных принята традиционная русская еда. Онегин по нескольку часов проводил перед зеркалом. Ларин «в халате ел и пил», его жена носила шлафрок и чепец. Описывая смерть Ларина, автор пишет не без иронии: «Он умер в час перед обедом...», подчеркивая характерную особенность поместной жизни: время всех событий (даже смерти) отсчитывают от времени еды. «Привычки милой старины» сохранились в семье Лариных, и после смерти отца. Ларина-старшая осталась такой же радушной хозяйкой.

Однако жизнь в провинции имеет и свои отрицательные стороны. Прежде всего, это оторванность от мира, культурное отставание от жизни столиц. На именины Татьяны автор приводит весь «цвет» провинциального дворянства - пустяковых, буяновых, скотининых, петушковых... Пушкин не случайно использует здесь «определяющие» фамилии, которые напоминают об угасшей литературной традиции XVIII века: на «пир огромный» явились персонажи минувшего века.

Описывая в своем романе дворянское сословие, Пушкин избегает однозначных оценок. Уездная глубинка, как и столичный свет, пронизана противоречивыми влияниями прошлого и настоящего, отражает светлые и темные стороны жизни.