Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина Бедная Лиза


Проверка домашнего задания

Сообщение о Н.М.Карамзине: Карамзин-поэт, Карамзин-публицист, Карамзин-историк

Слово учителя о сентиментализме

Во второй половине 18 века возникает новое литературное направление «сентиментализм». В перевод с англ.яз. означает «чувствительный», «трогательный». Его главою в России принято считать Н.М.Карамзина, а само направление нередко определяют как русский «дворянский» сентиментализм. Однако некоторые исследователи карамзинисткому течению противопоставляют «демократический» сентиментализм во главе с Радищевым. Сентиментализм возник на Западе в период разложения феодально-крепостных отношений. Исторические предпосылки диктуют появление определенных принципов в эстетике сентиментализма. Давайте вспомним, что было главной задачей искусства для классицистов? (для классицистов главной задачей искусства было прославление государства)

А в центре внимания сентиментализмов находится человек, притом не человек вообще, а данный конкретный человек, во всем своеобразии его индивидуальной личности. Ценность его обусловлена не принадлежностью к высшим классам, а личными достоинствами. Положительными героями большинства сентиментальных произведений являются представителями средних и низших классов. Обычно в центре произведений разочарованный герой, который сетует на судьбу, проливает море слёз. Задача писателя - вызвать к нему сострадание. Изображается повседневная жизнь человека. Местом действия являются маленькие городки, деревни. Излюбленные места встреч героев - тихие, уединенные места (развалины, кладбища).

Внутренний мир человека, его психология, оттенки настроений - доминирующие темы большинства произведений.

Новое содержание влечет за собой появление новых форм: ведущими становятся жанры семейного психологического романа, дневника, исповеди, путевых записок. На смену поэзии и драматургии приходит проза. Слог становится чувствительным, напевным, эмоциональным. Получили развитие «слезной» драмы и комической оперы.

В произведениях сентиментализма очень важен голос рассказчика. В статье «Что нужно автору?», ставшей манифестом русского сентиментализма, Н.М.Карамзин писал: «Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого - и если сердце твое не обольётся кровью, ставь перо, или оно изобразит нам холодную мрачность души твоей».

Представители сентиментализма:

Англия: Лоренс Стерн «Сентиментальное путешествие», роман «Тристам Шенди», Ричардсон «Кларисса Гарлоу»;

Германия: Гёте «Страдания юного Вертера»;

Франция: Жан-Жак Руссо «Юлия, или Новая Элоиза»;

Россия: Н.М.Карамзин, А.Н.Радищев, Н.А.Львов, М.Н.Муравьёв, молодой В.А.Жуковский

Зарождение русского сентиментализма в 60-е годы объясняется тем, что в общественной жизни начинает играть немаловажную роль люди «третьего чина».

Анализ повести «Бедная Лиза»

- Одним из самых ярких произведений сентиментализма является повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» (1792 г.).

Обратимся к словам Е.Осетрова «Б.Л.» - это образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе».

Вы прочитали повесть дома и, наверное, задумались над теми проблемами, которые ставит автор в своем произведении. Давайте с вами выясним, какой является основная тема и идея этого произведения. Посмотрим, как представлены образы главных героев повести. Попробуем дать объяснение поступкам главных героев (при ответе на вопросы обязательно пользоваться текстом).

Как бы определили тему этой повести? (тема поисков личного счастья). Эта тема была новой для лит-ры того времени. Мы уже говорили, что писатели-сентименталисты ставят в центр внимания частного, отдельного человека.

Кто же герои этой повести? (молодая девушка Лиза, её мать, молодой человек Эраст)

Что представляет собой жизнь Лизы с матерью до встречи с Эрастом? (Лиза «трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и все сие продавала в Москве»)

В чем же состоит достоинство личности Лизы и ее родителей? (отец - «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь»; мать верна памяти мужа, воспитывает дочь в строгих нравственных понятиях, в частности, внушает ей правило: «кормиться трудами своими и ничего не брать даром», Лиза - чистая, открытая, верная в любви, заботливая дочь, добродетельная)

Какими эпитетами и с какой целью Карамзин наделяет свою героиню? (бедная, прекрасная, любезная, нежная, услужливая, робкая, несчастная).

Что представляет собой жизнь Эраста? («Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою; он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали»)

Сюжет повести основан на истории любви Лизы и Эраста. Как ЯКарамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми? (вначале их любовь была платоническая, чистая, непорочная, но затем Эраст уже не довольствуется чистыми объятиями, а Лиза видит своё счастье в довольстве Эраста)

Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусит светских забав» Эраста? (Для Лизы это чувство было всем смыслом ее жизни, а для Эраста простот очередная забава. Лиза поверила Эрасту. Отныне она подчиняется его воле, даже тогда, когда доброе сердце и здравый рассудок подсказывают ей поведение поротивоположное: скрывает от матери свидания с Эрастом, грехопадение, а после отъезда Эраста - силу тоски своей)

Возможна ли любовь между крестьянкой и барином? (кажется невозможной. В самом начале знакомства с Эрастом Лиза не допускает мысли о её возможности: мать, увидев Эраста, говорит дочери: «Если бы жених твой был таков!». Все Лизино сердце затрепетало…»Матушка! Матушка! Как этому статься? Он барин, а между крестьянами…- Лиза не договорила речи своей». После того, как Эраст побывал в доме Лизы, она думает: «Если бы тот, кто теперь занимает мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом…Мечта!» В разговоре с Эрастом после его обещаний забрать Лизу к себе после смерти матери девушка возражает: «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем»

- «Почему же?»

- «Я крестьянка»)

Как вы понимаете название повести? (бедная - несчастная)

Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «Настраивают» на определенные события (описание Симонова монастыря в начале повести настраивают на трагический финал повести; Лиза на берегу Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы, когда Лиза считает себя преступницей, потому что она потеряла невинность, непорочность)

Автор любит Лизу, восхищается ею, глубоко переживает её грехопадение, пытается объяснить причины его и смягчить тяжесть осуждения, готов даже оправдать и простить её, Эраста же он неоднократно словами Лизы называет жестоким, и это оправдано, хотя Лиза в этот эпитет вкладывает несколько иной смысл. Всему происходящему он дает свои оценки, которые объективны)

Понравилась ли вам повесть? Чем?

Д.з.:

1. Сообщение о сентиментализме

2. Почему «Бедная Лиза» является произведением сентиментализма? (письменный ответ)

Рефлексия

Знал-узнал-хочу узнать (ЗУХ)

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «БЕДНАЯ ЛИЗА»

1. Вступление.

«Бедная Лиза» — произведение сентиментализма.

2. Основная часть.

2.1 Лиза — главная героиня повести.

2.2 Сословное неравенство героев — основная причина трагедии.

2.3 «И крестьянки любить умеют!»

3. Заключение.

Тема маленького человека.

При нём [Карамзине] и вследствие его влияний тяжёлый педантизм и школярство сменили сентиментальностью и светскою лёгкостью.

В.Белинский

Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» — первое произведение русской литературы, наиболее ярко воплощающее в себе основные черты такого литературного направления, как сентиментализм.

Сюжет повести очень прост: это история любви бедной крестьянки Лизы к молодому дворянину, который оставляет её ради брака по расчёту. В итоге девушка бросается в пруд, не видя смысла жить без любимого.

Новшество, введённое Карамзиным, — появление в повести рассказчика, который в многочисленных лирических отступлениях выражает свою грусть и заставляет нас сопереживать. Карамзин не стыдится своих слёз и призывает к тому же читателей. Но не только сердечные терзания и слёзы автора заставляют нас проникнуться этой нехитрой историей.

Даже мельчайшие подробности в описании природы вызывают отклик в душах читателей. Ведь известно, что в окрестностях старого монастыря над Москвой- рекой очень любил прогуливаться и сам Карамзин, а после выхода произведения в свет за монастырским прудом с его старыми ивами закрепилось название «Лизин пруд».

В произведениях сентиментализма нет строго положительных или отрицательных героев. Так и герои Карамзина — живые люди со своими достоинствами и пороками. Не отрицая

Лиза совсем не похожа на типичную «пушкинскую» или «тургеневскую» девушку. Она не воплощает женский идеал автора. Для Карамзина она символ душевности человека, его естественности и искренности.

Писатель подчёркивает, что девушка не читала о любви даже в романах, поэтому чувство настолько сильно завладело её сердцем, поэтому предательство любимого привело её в такое отчаяние. Любовь Лизы, бедной необразованной девушки к знатному юноше «с изрядным умом», — борьба настоящих чувств с социальными предрассудками.

С самого начала эта история была обречена на трагический финал, потому как слишком значимо было сословное неравенство главных героев. Но автор, описывая судьбу молодых людей, расставляет акценты так, что становится понятно его личное отношение к происходящему.

Карамзин не только ценит душевные стремления, переживания и умение любить выше, чем материальные блага и положение в обществе. Именно в неспособности любить, испытывать по-настоящему глубокое

чувство он видит причину этой трагедии. «И крестьянки любить умеют!« — этой фразой Карамзин обратил внимание читателей на радости и проблемы простого человека. Никакое социальное превосходство не может оправдать героя и избавить его от ответственности за свои поступки.

Считая невозможным, чтобы одни люди распоряжались жизнью других, писатель отрицал крепостное право и первостепенной своей задачей считал умение привлечь внимание к людям слабым и безгласным.

Гуманизм, сопереживание, неравнодушие к социальным проблемам — вот те чувства, которые старается разбудить в своих читателях автор. Литература конца 18 века постепенно отходит от гражданской тематики и сосредотачивает своё внимание на теме личности, судьбе отдельно взятого человека с его внутренним миром, страстными желаниями и простыми радостями.

В конце 18 века ведущим литературным направлением в России был сентиментализм, как и классицизм, пришедший к нам из Европы. Главой и пропагандистом сентиментального направления в русской литературе по праву можно считать Н. М. Карамзина. Его «Письма русского путешественника» и повести – образец сентиментализма. Так, повесть «Бедная Лиза» (1792) построена в соответствии с основными законами этого направления. Тем не менее, писатель отошёл от некоторых канонов сентиментализма европейского.
В произведениях классицизма были достойны изображения цари, вельможи, полководцы, то есть люди, выполнявшие важную государственную миссию. Сентиментализм же проповедовал ценность отдельной личности, пусть даже незначительной в государственных масштабах. Поэтому главной героиней повести Карамзин сделал бедную крестьянку Лизу, рано оставшуюся без отца-кормильца и живущую с матерью в хижине. По-мнению сентименталистов, способностью глубоко чувствовать, доброжелательно воспринимать окружающий мир обладают как люди высшего сословия, так и низкого происхождения, «ибо и крестьянки любить умеют».
У писателя-сентименталиста не было цели точно отображать действительность. Лизин заработок от продажи цветов и вязанья, на который живут крестьянки, не мог их обеспечить. Но Карамзин изображает жизнь, не стараясь передать всё реалистично. Его цель – пробудить в читателе сострадание. Эта повесть впервые в русской литературе заставила читателя сердцем почувствовать трагизм жизни.
Уже современники отмечали новизну героя «Бедной Лизы» - Эраста. В 1790-е годы соблюдался принцип строгого деления героев на положительных и отрицательных. Эраст, погубивший Лизу, вопреки этому принципу не воспринимался злодеем. Легкомысленный, но мечтательный юноша не обманывает девушку. Сначала он питает искренние нежные чувства к наивной поселянке. Не задумываясь о будущем, он полагает, что не причинит зла Лизе, будет всегда рядом с ней, как брат с сестрой, и они будут счастливы вместе.
Изменился и язык в произведениях сентиментализма. Речь героев «освободилась» от большого количества старославянизмов, стала более простой, близкой к разговорной. В то же время стала насыщенной красивыми эпитетами, риторическим оборотами, восклицаниями. Речь Лизы и её матери витиеватая, философичная («Ах, Лиза! - говорила она. - Как все хорошо у господа бога!.. Ах, Лиза! Кто бы захотел умереть, если бы иногда не было нам горя!»; ««Думай о приятной минуте, в которую опять мы увидимся». - «Буду, буду думать об ней! Ах, если бы она пришла скорее! Любезный, милый Эраст! Помни, помни свою бедную Лизу, которая любит тебя более, нежели самое себя!»).
Цель такого языка – воздействовать на душу читателя, пробудить в ней гуманные чувства. Так, в речи повествователя «Бедной Лизы» мы слышим изобилие междометий, уменьшительно-ласкательных форм, восклицаний, риторических обращений: «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают моё сердце и заставляют меня проливать слёзы нежной скорби!»; «Прекрасная бедная Лиза с старушкою своей»; «Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв её в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: «Прости, Лиза!» Какая трогательная картина!»
Большое внимание сентименталисты уделяли изображению природы. События часто разворачивались на фоне живописных пейзажей: в лесу, на берегу реки, в поле. Чувствительные натуры, герои сентименталистских произведений, остро воспринимали красоту природы. В европейском сентиментализме предполагалось, что близкий к природе, «естественный» человек обладает только чистыми чувствами; что природа способна возвысить душу человека. Но Карамзин попытался оспорить точку зрения западных мыслителей.
«Бедная Лиза» начинается с описания Симонова монастыря и его окрестностей. Так автор связал настоящее и прошлое Москвы с историей обычного человека. События разворачиваются в Москве и на природе. «Натура», то есть природа, вслед за рассказчиком пристально «наблюдает» за историей любви Лизы и Эраста. Но она остаётся глуха и слепа к переживаниям героини.
Природа не останавливает страсти юноши и девушки в роковой момент: «ни одной звёздочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения». Даже напротив – «мрак вечера питал желания». Непонятное происходит с душой Лизы: «Мне показалось, что я умираю, что душа моя... Нет, не умею сказать этого!». Близость Лизы к природе не помогает ей в спасении души: она словно отдаёт душу Эрасту. Гроза разражается лишь после – «казалось, вся натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». Лиза пугается грома, «как преступница». Она воспринимает гром как кару, но природа ничего не подсказала ей ранее.
В момент прощания Лизы с Эрастом природа по-прежнему прекрасна, величественна, но равнодушна к героям: «Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба… вся натура пребывала в молчании». «Молчание» натуры в трагическую для Лизы минуту расставания подчёркнуто в повести. Природа и здесь ничего не подсказывает девушке, не спасает её от разочарования.
Расцвет русского сентиментализма приходится на 1790-е годы. Признанный пропагандист этого направления Карамзин развивал в своих произведениях главную мысль: просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие страдания и чужие заботы.

Урок литературы для 8 класса по повести

Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»

Тема: «Черты сентиментализма в повести Н.М.Карамзина

«Бедная Лиза»

Цели урока:

Образовательные:

Познакомить с личностью писателя Н.М.Карамзина, дать понятие сентиментализма как литературного направления, его основных принципов изображения героя; проиллюстрировать их на примере повести.

Развивающие:

Способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Ход урока

I .1) Организационный момент .

Здравствуйте, ребята. Настройтесь на хорошую работу. Я приглашаю вас на откровенный разговор.

Слайд1,2. Запишите, пожалуйста, тему урока: «Черты сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Эпиграфом к уроку мы берем слова Е.Осетрова: «Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное не внешним событиям, а «чувствительной» душе».

Чтобы определиться с целями урока, прочитайте еще раз тему и выделите ключевые слова (черты сентиментализма).

Итак, ключевыми являются слова « черты сентиментализма», вы верно определили. Но чтобы выявить эти черты, что, по-вашему, для этого нужно?

Слайд 3. Во-первых, познакомиться с сентиментализмом как литературным направлением, назвать его черты.

Во-вторых, проанализировать повесть и отыскать в ней черты сентиментализма.

2) Прослушивание песни «Любовь – волшебная страна»

Пока слушаете песню, выпишите, на ваш взгляд, главные, ключевые слова.

Как вы думаете, почему урок по повести Н.М.Карамзина “Бедная Лиза” мы начали с прослушивания этой песни? Как связаны между собой повесть Карамзина и песня? (речь идет о любви, о том, что волнует сердца)
- Какие слова вы записали себе, слушая песню? (ключевыми являются слова « любовь, счастье, обман, волшебная страна и т.д.)

3)Беседа.

Насколько прочитанное произведение отличается от тех, которые обсуждались на предыдущих уроках? (язык повести намного ближе нам, ее легче читать, чем произведения тех русских авторов, с которыми вы знакомились до Карамзина).

II . Знакомство с личностью Н.М.Карамзина.

Слайд 4. Весь творческий путь Николая Михайловича Карамзина как литератора-художника и даже журналиста замыкается в короткий, чуть более чем десятилетний, промежуток времени с 1791 по 1803 г. После этого 23 года жизни Карамзин отдал профессиональной историографии - созданию 12-томной «Истории Государства Российского».

Слайд 5. Тем не менее тринадцати лет литературного творчества оказалось достаточно для того, чтобы приобрести славу великого писателя, реформатора русской литературы и языка, ознаменовать своим именем целый большой период развития русской литературы.

Слайд 6. , выдающийся литературный критик говорит, что Карамзин создал русскую публику, которой до него не было, создал читателей - а так как без читателей литература немыслима, то смело можно сказать, что литература, в современном значении этого слова, началась у нас с эпохи Карамзина и началась именно благодаря его знаниям, энергии, тонкому вкусу и незаурядному таланту: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество... повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта», повести, в которых «как в зеркале, верно отражается жизнь сердца... как она существовала для людей того времени». «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности», - писал А.С. Пушкин.

Слайд 7. Произведения Карамзина пользовались огромным успехом не только у «образованных» читателей, но и у читателей простого звания. Один из современников писателя так отзывался о популярности карамзинской прозы: «Что может быть слаще для господина Карамзина?.. Мужики, мастеровые, монахи, солдаты – все о нём знают, все любят его!...»

Слайд 8. Вот в чём видел секрет литературного творчества Карамзин: «Говорят, что автору нужны талант и знания: острый проницательный разум, живое воображение и прочее. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей…»

*Выделите в этом высказывании главную мысль и запишите в тетрадь.

Слайд 9. Все современники и литературные потомки видели в Карамзине первооткрывателя и реформатора, совершившего переворот в русской литературе. Карамзин пришел в русскую жизнь одновременно с проникновением первых сентименталистских веяний в русскую литературу. Сентиментализм – литературное направление, отмеченное повышенным интересом к человеческому чувству, эмоциональному восприятию окружающего мира. Сентименталисты по-новому оценивали человека: способен ли он на большие, искренние и глубокие переживания.

Чего вы ждёте от произведений сентиментализма? (Ученики высказывают такие предположения: это будут произведения, “красиво написанные”; это лёгкие, “спокойные” произведения; в них будет рассказываться о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях).

Слайд 10 .- Более наглядно показать отличительные признаки сентиментализма нам помогут произведения живописи, ведь сентиментализм, как и классицизм, проявлялся не только в литературе, но и в других видах искусства. Посмотрите на два портрета Екатерины II. Автор одного из них – художник-классицист, автор другого – сентименталист. Определите, к какому направлению принадлежит каждый портрет, и попытайтесь обосновать свою точку зрения. (Ученики безошибочно определяют, что портрет, выполненный Ф.Рокотовым, классицистический, а произведение В.Боровиковского принадлежит сентиментализму, и доказывают своё мнение, сравнивая фон, колорит, композицию картин, позу, одежду, выражение лица Екатерины на каждом портрете).

Слайд 11,12. Запись определения сентиментализма.

Слайд 13. В «Московском журнале» в 1792 была напечатана повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Это произведение принесло автору известность и популярность. За короткое время она переиздавалась 6 раз. Показателем того литературного потрясения, каким явилась его повесть для русской художественной прозы, стала волна подражаний, захлестнувшая русскую литературу на рубеже XVIII-XIX вв. Одна за другой появляются повести, варьирующие карамзинский сюжет: «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора, «Прекрасная Татьяна» В. Измайлова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова. »).

Почему повесть, написанная в 1792, имела небывалый успех? Что нашла в ней публика? (Публика сострадала простым людям, сочувствовала жертвам страстей).

III . Анализ повести «Бедная Лиза»

С этой точки зрения мы и будем рассматривать героев повести Карамзина «Бедная Лиза». Но перед тем, как мы окунёмся в сюжет произведения, проверим, насколько вы внимательно читали текст. (Слайды 14,15,16,17 )

    Город, в котором происходят описываемые события? (Москва)

    Главные герои повести. (Лиза, Эраст, мать Лизы)

    Какие цветы и по какой цене продавала Лиза весной в Москве? (ландыши, 5 копеек)

    Стакан какого напитка выпил Эраст из рук Лизиной матери? (молоко)

    О чем договаривается Эраст с Лизиной матерью, чтобы оберечь девушку от походов в город? (о продаже ее работ Эрасту)

    Прошло несколько недель. Причина покрасневших от слез глаз Лизы? (сватовство сына богатого крестьянина из соседней деревни)

    Сколько дней подряд Эраст не приходил к Лизе?(5)

    Что поведал Эраст Лизе, придя к ней после долгого отсутствия? (он идет на войну, отправляется в поход)

    Прошло два месяца. Лиза отправилась в Москву за розовой водой. Что произошло в этот день? (Лиза встретила Эраста)

    Почему Эраст должен был жениться на «пожилой богатой вдове»? (поправить свое материальное положение)

    Как поступила Лиза со злополучными 100 рублями, которыми хотел откупиться Эраст? (отправила их матери вместе с известием о своей смерти)

    Как сложилась жизнь Эраста? (он до конца дней своих был несчастлив)

    Пейзаж. А теперь совершим небольшую прогулку по окрестностям Москвы. Учащиеся находят в начале повести строки, описывающие объекты.

Слайд 18 . Повесть «Бедная Лиза» начинается с описания окрестностей Симонова монастыря, сопряженных в ассоциативной памяти автора-повествователя с «воспоминанием о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы». Последуем и мы вслед за писателем на экскурсию по окрестностям Москвы. «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты,» - утверждает автор в начале повести.

Слайд 19. Симонов монастырь. Зачитаем строки Карамзина: «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей <...>: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах <...>. Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые <...> наделяют алчную Москву хлебом».

Слайд 20. Москва-река. «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные».

Слайд 21 . Данилов монастырь. «Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь»…

Слайд 22. Воробьёвы горы – «… ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы».

Слайд 23 . Село Коломенское. «На левой стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

Эту экскурсию мы завершим высказыванием автора: «Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, - стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. <...> Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества - печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного Бога ожидала помощи в любых своих бедствиях».

*Какое настроение создаёт у вас пейзаж? Какова его роль в повести? (Автор не только знакомит с местом действия, но и передаёт читателям печальное настроение, предвещающее трагическое развитие событий. Необычность пейзажа в том, что он имеет духовно-эмоциональный характер.)

*Почему описание окрестностей предваряет сюжет повести? Что противопоставляет рассказчик в этом пейзаже? (Изображая окрестности Москвы, автор противопоставляет «алчную» Москву с «ужасной громадой домов» и прекрасную естественную природу, описанную при помощи эпитетов «цветущие», «светлая», «легкие». Эта тема получит продолжение в сюжете повести.)

Повесть «Бедная Лиза» написана на классический сюжет о любви представителей разных сословий: ее герои - дворянин Эраст и крестьянка Лиза - не могут быть счастливы не только в силу нравственных причин, но и по социальным условиям жизни.

*Назовите известные вам произведения, в которых авторы затрагивают тему «Любовь и социальное неравенство». («Золушка», «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Барышня-крестьянка»)

*Что означает слово «бедная» в названии произведения? Это слово может быть понято двояко (слайд 24 ): указание на социальное положение героини или отношение к ней автора? Подберите синонимы. (Слово «бедная» передаёт читателю отношение к героине автора.)

*Только ли сословные барьеры разделяют героев? Чтобы ответить на этот вопрос, сопоставим героев.(Слайд 25 )

2)Сопоставление героев (Слайд 26 )

Найдите слова и выражения, характеризующие героев, заполните таблицу.

Лиза

Эраст

Имя Елизавета означает «почитающая Бога»

Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная… крестьянка.

Имя Эраст означает «возлюбленный»

Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии…

    Сделайте вывод о том, только ли социальные барьеры разделяют героев. (Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры.)

Определяем по тексту повести, какие ценности значимы в каждом из миров героев. Два ученика записывают на доске версии, предлагаемые учащимися. На доске и в тетради фиксируется запись:

“Мир Лизы”

“Мир Эраста”

деревня

деньги

идиллия

обман

природа

город

цветы

рассудок

ландыши

большой свет

старушка-мать

алчность

чувства

Москва

слёзы

громада

пастушок

3)Образ Лизы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Расскажите о Лизе. Какой мы видим главную героиню в родительской семье? Чему научили ее родители?

Лиза была послушной дочерью, во всем помогала матери. Была скромной, совестливой, не была жадной к деньгам: «Мне не надобно лишнего».

«Плачевная судьба бедной Лизы», «прекрасная, любезная Лиза», «нежная Лиза».

Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

« Ты кормила меня своей грудью и ходила за мною, когда я была ребенком, теперь пришла моя очередь за тобой смотреть». «Бог дал мне руки, чтобы работать».

Чем занималась Лиза целыми днями?

Работала: продавала ландыши и ягоды; вязала чулки; ткала холсты.

А почему Лизе пришлось работать?

Потому что отец (Иван) умер. До смерти он много работал, был зажиточным поселянином, пахал землю, вел трезвый образ жизни.

Что можете сказать о матери Лизы?

Как, по-вашему, она воспитывала дочь?

С какой целью образ матери Лизы введён в повесть?

Добрая старушка, чувствительная. Горестная вдова, ей пошел 6 –ой де сяток. Дочь воспитывала правильно, не позволяла брать лишних денег, а лишь то, что честно заработала. «Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром». Всё лучшее, что было в Лизе (порядочность, трудолюбие, благонравие, умение верно и преданно любить, глубоко чувствовать), – плод воспитания её матери. Мать выступает в роли наставницы, ангела – хранителя своей дочери.

4) Образ Эраста.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Расскажите об Эрасте. Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы?На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

Молодой человек, довольно богатый дворянин; с изрядным разумом; добрым сердцем, но слабым и ветреным. Матери казался хорошим добрым барином. Эраст новый герой для русской литературы. Карамзин, создавая образ Эраста, стремится показать психологию человека, отмечая положительные и отрицательные стороны его характера («изрядный разум», «доброе сердце», но в то же время сердце «слабое и ветреное»). Светская рассеянная жизнь, поиск удовольствий сделали Эраста скучающим и пресыщенным человеком.

Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

Вел рассеянный образ жизни. Думал о своем удовольствии; искал его в светских забавах, но не находил; скучал и жаловался на судьбу.

При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

Лиза продавала в городе ландыши. Он хотел купить за 1 рубль, а она просила за 5 копеек.

Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

Эраст на время хочет оставить свет. «Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. ... натура призывает в свои объятия, к чистым радостям».

Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

Лиза – с потупленным взором, с огненными щеками, с трепещущим сердцем.

Он – с розовыми губами.

Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

Он узнал, что любим страстно новым, чистым, открытым чувством.

Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

Лиза была влюблена, и все ей казалось красивым и прекрасным. Чисты и непорочны были их чувства.

5) Взаимоотношения героев.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

«Ей не надобно ничего сказывать. Старые люди бывают подозрительны».

Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

Обязательно должны знать, с кем встречается их дочь.

Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

Самые добрые: «Я буду жить с Лизой как брат с сестрой, не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив».

«Безрассудный молодой человек! Зна ешь ли ты свое сердце? Всегда ли мо жешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?»

Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

«Сейчас надлежало погибнуть непорочности. Ах, Лиза, Лиза, где ангел-хранитель твой? Где твоя невинность?»

«Исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви…»

Чем закончились отношения героев?

Эраст сообщает, что женится на другой; дает Лизе 100 рублей и просит слугу вывести Лизу из кабинета.

Какова судьба героев? Был ли счастлив Эраст?

Лиза бросается в пруд, так как Эраст обманул ее, воспользовавшись ее молодостью и доверчивостью. А Эраст, обанкротившись, вынужден был жениться на старой вдове. Эраст несчастлив, так как женился без любви.

IV . Подведение итогов.

Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью?

Слайд 27 - Какова роль пейзажа в повести? (Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Примеры эмоциональной наполненности пейзажной зарисовки: меланхолический осенний пейзаж вступления, предвещающий общую трагическую развязку повести, картина ясного, росистого майского утра, которым происходит объяснение в любви Лизы и Эраста, и картина страшной ночной грозы, сопровождающая начало трагического перелома в судьбе героини. Так пейзаж из обычного фона действия превратился в средство психологической характеристики героев и обрел «соотнесенность с внутренним миром человека как некое зеркало души»).

Слайд 28. - Дайте характеристику образу рассказчика? (Образ автора-повествователя включён в образную структуру повести на правах ее полноценного героя и действующего (говорящего) лица, - это своеобразный эстетический центр всей повествовательной структуры, к которому стягиваются все ее смысловые и формальные уровни, поскольку автор-повествователь - это единственный посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю).

Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют»? (С образом бедной Лизы соединяется идея внесословной ценности человеческой личности)

Почему «Бедная Лиза» является произведением, относящимся к сентиментализму? (Так как в нем прослеживаются все особенности сентиментализма : основная тематика повести – любовная; идейная основа- протест против испорченности аристократического общества;

в повести выражен просветительский характер, резко противопоставляется деревня городу;

в основе эстетики – подражание природе, идеализация патриархального быта;

герои более индивидуализированы; их чувства становятся центральной эстетической категорией повести; идиллическая жизнь героини - на лоне природы; духовный мир простолюдинки богат, в ней - культ врожденной нравственной чистоты; автор представляет героиню в движениях души, мыслях, чувствах , стремлениях).

Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? (По мнению В. Н. Топорова, «впервые в русской литературе художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».)

Таким образом, на страницах повести автор говорит о разной любви: с одной стороны – любовь-дружба, с другой – любовь-страсть, тем самым показывая многоликость этого чувства и как бы давая понять, что оно может быть как прекрасно, так и опасно.

V . Итоги урока. Выставление оценок. Домашнее задание: Письмо герою (Лизе или Эрасту)

Приложение

Карточка №1

1.Расскажите о Лизе.

2. Какой мы видим главную героиню в родительской семье?

3.Чему научили ее родители?

5.Каковы взаимоотношения между матерью и дочерью?

6.В чем Лиза видит свой долг перед матерью?

7.Чем занималась Лиза целыми днями?

8.Почему Лизе пришлось работать?

9.Что можете сказать о матери?

10.Как, по-вашему, она воспитывала дочь? С какой целью образ матери Лизы введен в повесть?

11.Похожа ли она на современных матерей?

Карточка №2

1.Расскажите об Эрасте.

Каким предстал он перед вами, перед матерью Лизы? На ваш взгляд, Эраст – это положительный или отрицательный герой?

2.Что мы узнаем об Эрасте до встречи с Лизой?

3.При каких обстоятельствах произошла встреча Эраста и Лизы?

4.Как понимать слова героя: « Натура призывает меня в свои объятия»?

5.Как Карамзин показывает развитие чувства между молодыми людьми?

6.Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить светских забав Эраста?

7.Чувства героев, их состояние тесно связаны с природой. Докажите, что описания природы «готовят» героев и читателей, «настраивают» их на определенные события.

Карточка №3

1.Как вы думаете, почему Эраст не захотел, чтобы мать Лизы знала об их встречах?

2.Вы тоже считаете, что родители не должны знать о таких встречах?

3.Какие помыслы были у Эраста? Хотел ли он ей навредить?

5.Когда и почему отношение Эраста к Лизе резко переменилось?

8.Чем закончились отношения героев? Какова их судьба? Был ли счастлив Эраст?

Повесть Бедная Лиза была написана Карамзиным в 1792 году. Во многом она соответствует европейским образцам, из-за чего вызвала шок в России и превратила Карамзина в самого популярного писателя .

В центре этой повести - любовь крестьянки и дворянина, причем описание крестьянки является почти революционным. До этого в русской литературе сложилось два стереотипных описания крестьян: либо это несчастные угнетаемые рабы, либо комичные, грубые и тупые существа, которых и людьми-то не назовешь. Но Карамзин подошел к описанию крестьян совершенно по-другому. Лизе не нужно сочувствовать, у нее нет помещика, и никто ее не угнетает. В повести также нет ничего комического. Зато есть знаменитая фраза И крестьянки любить умеют , перевернувшая сознание людей того времени, т.к. они наконец поняли, что крестьяне - это тоже люди, имеющие свои чувства.

Черты сентиментализма в «Бедной Лизе»

На самом деле, типично крестьянского в этой повести очень мало. Образы Лизы и ее матери не соответствуют реальности (крестьянка, даже государственная, не могла заниматься лишь тем, что продавать в городе цветочки), имена героев также взяты не из крестьянских реалий России, а из традиций европейского сентиментализма (Лиза является производным от имен Элоиза или Луиза, типичных для европейских романов).

В основе повести лежит общечеловеческая идея: каждому человеку хочется счастья . Поэтому главным героем повести можно даже назвать Эраста, а не Лизу, ведь он влюблен, мечтает об идеальных отношениях и даже не помышляет о чем-то плотском и низменном, желая жить с Лизою, как брат с сестрою . Однако Карамзин считает, что такая чистая платоническая любовь не может выжить в реальном мире. Поэтому кульминация повести - потеря Лизой невинности. После этого Эраст перестает ее любить так же чисто, поскольку она больше не идеал, она стала такой же, как и прочие женщины в его жизни. Он начинает ее обманывать, отношения рвутся. В итоге Эраст женится на богатой женщине, преследуя при этом лишь корыстные цели, не будучи влюбленным в нее.

Когда Лиза узнает об этом, приехав в город, она оказывается вне себя от горя. Считая, что ей больше незачем жить, т.к. любовь ее разрушена, несчастная девушка бросается в пруд. Этот ход подчеркивает, что повесть написана в традициях сентиментализма , ведь Лизой движут исключительно чувства, и Карамзин делает сильный упор на описание чувств героев «Бедной Лизы» . С точки зрения разума, ничего критического с ней не случилось - она не беременна, не опозорена перед обществом... Логически, топиться незачем. Но Лиза думает сердцем, а не рассудком.

Одной из задач Карамзина было заставить читателя поверить, что герои существовали на самом деле, что история реальна. Он несколько раз повторяет, что пишет не повесть, а печальную быль . Четко указываются время и место действия. И Карамзин своего добился: люди поверили. Пруд, в котором якобы утопилась Лиза, стал местом массовых самоубийств девушек, которые разочаровались в любви. Пруд даже пришлось оцепить, из-за чего возникла интересная эпиграмма.