Что дала соня раскольникову. Соня и Раскольников в «Преступлении и наказании» – их воскресила любовь


Е.И.НИКИТИНА,
г. Ульяновск

Анализ эпизода художественного произведения как жанр ученических сочинений

Известно, что материал для сочинений на литературную тему надо искать прежде всего и главным образом в самом литературном произведении, внимательно его читая и перечитывая, открывая в нем все новые и новые глубины, вникая в особенности его формы. С этих позиций анализ эпизода как один из жанров школьных сочинений, бесспорно, полезен и заслуживает активного внедрения его в широкую практику школы. Но для того чтобы анализ эпизода не подменялся простым пересказом его, этому виду творческой работы, как и любому другому, надо учить. Цель данной статьи – показать некоторые особенности и практический пример организации сочинений данного вида.
При подготовке к первому из них учащимся сообщаются необходимые теоретические сведения.
«Эпизод – отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью» (Словарь литературоведческих терминов).
Обратим внимание на слово известной в значении «относительной»: полной самостоятельностью и законченностью эпизод не обладает; в противном случае это был бы не эпизод, а нечто другое, например, вставная повесть или новелла. Эпизод же – часть сложного целого; он вплетен в художественную ткань произведения и бесчисленными зримыми и незримыми нитями связан как с предыдущим содержанием его, так и с последующим. Отсюда: анализ эпизода – это не только осмысление его идейно-тематического содержания и своеобразия художественной формы, но и выяснение, мотивация связей данной части произведения с другими. Связи эти могут быть тематическими (конкретизация, углубление, расширение темы), идейными (развитие определенной идеи или идей в нескольких эпизодах), композиционными (разбираемый эпизод – тот или другой элемент композиции). Разумеется, такое деление связей условно, допустимо только в учебных целях; в произведении же, представляющем единое целое, тема, идея, композиция взаимосвязаны. Из сказанного следует очень важный для каждого учащегося вывод: анализ эпизода предполагает хорошее знание текста всего произведения .
Из чего же практически складывается анализ эпизода?

На первом этапе работы – внимательное (и неоднократное) чтение эпизода; продумывание и мотивация его связей с предшествующим и последующим содержанием всего произведения; оформление вспомогательной записи по образцу:

Согласно этой записи на соответствующих страницах текста делаются закладки, пометки.
Главное, конечно, ответ на вопросы: какую роль играет эпизод в развитии темы, идеи произведения; что мы узнали из его содержания о герое или героях его, какие приемы создания образа здесь использованы; в чем художественное своеобразие разбираемого фрагмента? Ответ на последний вопрос предполагает достаточную тренировку учащихся в лингвистическом (комплексном) анализе текста. Вот где и методически, и филологически интегрируются занятия по литературе, русскому языку и развитию речи.
Иногда уместно предположение типа: если бы в данном эпизоде что-то было не совсем так, как есть, то как бы это сказалось на последующем развитии действий (событий)?

Возьмем для примера тот эпизод из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», который условно можно озаглавить предложением «Раскольников открывает свою тайну Соне» (часть пятая, глава IV).
Название эпизода, соответствуя содержанию главы, сразу заставляет нас задуматься над вопросом: почему Раскольников доверяет свою тайну именно Соне? Ведь у него есть прекрасный друг – Разумихин, сестра, любящая мать. Почему же не им, а посторонней, «чужой» девушке, по виду больше похожей на девочку, нежели на взрослого человека, доверяет он свою тайну? Поиски ответа на этот вопрос побуждают нас обратиться к тем предыдущим эпизодам и сценам, где о Соне говорят другие персонажи романа, или она сама «живет и действует». Это рассказ Мармеладова о Соне; Соня у постели умирающего отца; Соня у Раскольникова; Раскольников у Сони (первое посещение).

Чтобы показать значение эпизода для последующего развития событий, надо определить сцены, которые без выбранной для анализа были бы невозможны. В данном случае это реакция Раскольникова на предложение следователя Порфирия Петровича учинить явку с повинной и явка Раскольникова с повинной. Получается следующая композиционная схема сочинения:

Из предыдущих и последующих эпизодов отбирается и кратко комментируется только то, что имеет непосредственное отношение к содержанию анализируемой сцены, в данном случае «сцены сознания», как называет ее литературный критик Н.Н. Страхов 1 . Эпизод же, предложенный для анализа, ученики читают несколько раз (с карандашом в руке), продумывая примерно следующие вопросы: 1. Как Раскольников пытался убедить Соню в «законности» своего преступления? 2. Как реагировала Соня на все эти попытки? Почему? 3. Что советует Раскольникову Соня? Чем этот совет предопределен? 4. Какой вывод следует из анализа эпизода? 5. Какие особенности языка данного фрагмента вы можете отметить? Чем они, по-вашему, обусловлены?

Развернутые ответы на эти вопросы и составят основу будущего сочинения. Приведем один из возможных вариантов его (автор Елена Никитина).

Раскольников открывает Соне свою тайну

(Анализ эпизода из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», часть пятая, глава IV)

Приступая к анализу эпизода, невольно задаешь себе вопрос: почему Раскольников открывает свою тайну именно Соне? Что ему известно об этой «худенькой, малого роста девушке лет восемнадцати», «с кроткими голубыми глазами»?
Впервые о судьбе Сони Раскольников узнает из рассказа ее отца – Мармеладова: Соня – мученица; она продает себя, чтобы спасти семью. Вскоре волей случая Раскольников оказывается свидетелем гибели Мармеладова, и тут он воочию видит: Соня – единственная опора нищей, осиротевшей семьи. Только с ней могут быть связаны хоть какие-то надежды на лучшее. Только она все вынесет и вытерпит. Поэтому, когда Соня приходит к Раскольникову, чтобы пригласить его на похороны отца и на поминки, он рекомендует ее матери, сестре, Разумихину и Зосимову, бывшим тут же, в его каморке, как человека, достойного уважения, и сам к ней относится именно так. Вечером того же дня Раскольников впервые идет к Соне домой с твердым намерением рассказать ей о том, что терзает его душу. Однако главным в их встрече на сей раз оказалось чтение Соней для Раскольникова (по его же просьбе) евангельской легенды о воскрешении Лазаря: Раскольников мечтал о своем воскрешении, только не физическом, а духовном, нравственном. Трепетное волнение Сони при чтении легенды убеждает Раскольникова в ее глубокой, искренней религиозности. Здесь же он узнает, что Соня и убитая им Лизавета дружили и основой их дружбы была набожность. Заметим, кстати: Соня хорошо знает Библию и о Боге всегда говорит как о всемогущей силе. Но при всем при этом она «тоже преступила», и Раскольников как бы предупреждает ее: «Нам вместе идти, по одной дороге».
И вот « сцена сознания» (так называет ее литературный критик и друг Ф.М. Достоевского Н.Н. Страхов), сцена, которая, по его же словам, является «лучшей и центральной» во всем романе.
Раскольников приходит к Соне с ясно осознанной целью: убедить ее в «законности» своего незаконного поступка. Для этого он приготовил примеры из окружающей жизни и из истории. Суть примера из жизни: если бы Соне было известно, что от мерзостей Лужина погибнет вся семья и она «в придачу», и от нее бы зависело, жить ли Лужину и погибнуть семье или, сохраняя семью, уничтожить Лужина, то как бы она решила эту задачу? Суть примера из истории: допустим, Наполеону для начала его «монументальной, блестящей карьеры» нужны были бы деньги, которые лежат в сундуке у «смешной старушонки», и, значит, старушонку эту надо убить... Пошел бы он на это? Ответы на вопросы в обоих случаях очевидны; примеры, казалось бы, такие простые, убедительные. Однако Соне они непонятны: она и помыслить не может, чтобы где-то почему-то убийство кого-то было бы неотвратимым, «обоснованным», и просит Раскольникова не приводить ей примеров, а сказать обо всем «прямо».
Раскольников делает еще один «хитрый» ход, заявляя, что он будто бы большой приятель того, кто убил Лизавету, и рассказывает, как это «нечаянно» получилось.
Теперь уже все ясно, тайное становится явным, но Соня все равно не верит в страшную правду: Раскольников, человек, который «отдает последнее», в ее представлении не может быть убийцей! Если же такое все-таки случилось, то причины преступления, по ее понятиям, могли быть только или материального характера («Ты голоден... ты – чтобы матери помочь?»), или религиозного («От Бога отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!..»).
Первое Раскольников отвергает. Остается второе: «Бог поразил». Но что значит такое наказание для искренне религиозной Сони? Самое большое, самое страшное несчастье. И для нее Раскольников не преступник, а человек, несчастнее которого никого в целом свете нет. Вот почему она испытывает к нему не отвращение, чего бы следовало ожидать после его признания в убийстве женщин, а глубочайшее сострадание. Вот почему она готова вместе с ним «пойти в каторгу».
И Раскольников, по определению Страхова, «гордый, высокоумный Раскольников», обращается к бедной девочке за советом: «Ну, что теперь делать, говори!».
Совет Сони Раскольникову предопределен ее натурой, ее верностью христианской морали: повиниться перед Богом, перед землей, которую осквернил своим преступлением, перед людьми, от которых отдалился; «страдание принять и искупить себя им» . Дальнейшее развитие событий покажет: этот совет Раскольников принял, что внутренне подготовило его затем согласиться с предложением следователя Порфирия Петровича – «учинить явку с повинною».
Сцена сознания – своеобразный психологический поединок. И что же получилось в результате его? Раскольников, как ни пытался, не смог убедить Соню в «справедливости» совершенного им убийства. Менялись его планы, расчеты, тон, подходы, приемы, настроение, а результат оставался неизменным: Соня не понимала и не принимала его «теории». Она какой была в начале сцены, такой осталась и в конце ее: верящей в Бога, в особое, высокое предназначение человека («Это человек-то вошь?»), готовой принести себя в жертву другому.
Жизнь победила надуманную казуистику Раскольникова; он «терпит глубокое потрясение» (Н.Страхов). В этом – идея «сцены сознания».
Для участников ее – Раскольникова и Сони – она сопряжена с огромными моральными нагрузками. Страницы, на которых описана эта сцена, пестрят словами страдание, мучение, ужас, испуг, мучительное сознание, мучительная нерешительность, ужасная минута, в мучительной тоске, ощущение оледенило душу, страшное бессилие и т.п.
Читая сцену сознания, понимаешь: память Раскольникова хранит все детали его преступления, что, возможно, помимо его воли «прорывается» в сравнениях. Минута, когда Раскольников почувствовал, что дальше объяснение откладывать нельзя, «была ужасно похожа, в его ощущении, на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор». Испуг Сони, только что «угадавшей» убийцу, выражение ее лица, глаз, поза, стремление «отстраниться» от беды, «оттолкнуть» ее от себя руками напомнили Раскольникову Лизавету в то время, когда он «приближался к ней с топором».
О человеке, совесть которого не запятнана ничем, говорят: «Невинен, как ребенок». Возможно, поэтому невиновность «нечаянно» убитой Лизаветы подчеркнута в романе сравнением ее с маленькими детьми. Когда Раскольников приближался к ней с топором, она «отходила от него к стене, выставив вперед руку, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети , когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет, отстраняются назад и, протягивая вперед ручонку, готовятся заплакать». Очень емкое сравнение!
Нельзя не сказать еще о том, что основой «сцены сознания» является психологический диалог, мастером которого и был автор романа – писатель-реалист, тонкий психолог Федор Михайлович Достоевский.

Еще в 1961 году известный советский философ и психолог В.Ф. Асмус в статье «Чтение как труд и творчество» писал: «Творческий результат чтения в каждом отдельном случае зависит от многого, в том числе от общей культуры, знаний не только литературы, но и других видов искусства» (Вопросы литературы. 1961. № 2).
Уместно ли использование других видов искусств, например, живописи, при анализе эпизода из художественного произведения?
Думается, уместно, если есть возможность сопоставления произведений живописи, в том числе иллюстраций, с эпизодами, выбранными для анализа. Как правило, обращение к другим видам искусства будет целесообразным в дополнение к уже проведенному анализу эпизода; иначе основное средство литературы – слово – может оказаться не в центре нашего внимания, а где-то на периферии.

1 Учащимся предлагается в распечатке фрагмент из второй статьи Н.Н. Страхова «Преступление и наказание» от слов «Сцена сознания есть лучшая и центральная сцена всего романа» до слов «Вот и весь душевный процесс Раскольникова».

Еще один урок на популярный сюжет. Анализ 4 глав 4 м 5 частей романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Сама очень люблю эти эпизоды. Считаю их ключевыми в романе. Да и в жизни каждого человека они помогают разобраться. Что такое "грех", "преступление"7 Что делать грешнику? Как избавиться от последствий? Как получить силу жить дальше? Где найти выход? На эти философские вопросы мы ищем с 10-классниками ответы. Достоевский призывает задуматься, да и направление мыслей выбрано правильно.

В презентации я подобрала иллюстрации к роману (именно этих сцен) разных авторов.

Буду рада, если мои материалы вам пригодятся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обрести Христа – значит обрести собственную душу.

Ф.М. Достоевский

Нравственный образец и идеал у меня один – Христос.

Ф.М. Достоевский

Для него человек есть не только

психологическое, но и духовное существо.

Н. Бердяев

Тема урока: «Раскольников и Соня Мармеладова. «Правда» Сони Мармеладовой». Анализ эпизода.

Цель урока – определить, в чем «правда» Сони Мармеладовой; проследить, как на протяжении эпизода меняется взгляд Раскольникова на «преступление» Сонечки; осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока.

Ход урока

  1. Организация начала урока – 1 мин.
  1. Мотивация начала урока

Учитель читает «Заповеди блаженства» (Мф.5:3-8)

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженные чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Как эти слова отражают то, что происходит в романе? Можно ли эти слова отнести к Сонечке или Раскольникову?

  1. Беседа по тексту гл.IV части 4 романа.

Какие события предшествуют этой встрече?

Зачем Раскольников идет к Соне? Как он сам объясняет свой первый визит к Сонечке?

Обращаем внимание на детали , пытаемся их объяснить: Раскольников, « стараясь не глядеть на нее » прошел в комнату…Соня, « совсем растерявшаяся, вся в невыразимом волнении »; « краска бросилась в ее бледное лицо »; « ей было и тошно, и стыдно, и сладко ». Обратить внимание на символику цвета: дом «зеленого цвета», «желтоватые обои». Именно с этого визита начинается возрождение Раскольникова

Может быть, он хочет найти объяснение и своему преступлению?

(Он идет к Соне, как к человеку, тоже совершившему преступление. Но в тот момент Раскольников еще не замечал разницы между своим и ее преступлением. Он хотел понять, как она с этим живет. Что дальше?)

Почему Раскольников беспощаден в своих вопросах и прогнозах?

(Никому ты этим не помогаешь, и никого ни от чего не спасаешь», - говорит он Соне, но, думается, говорит и сам себе. Мы знаем, что, убив старуху, Раскольников тоже никому этим не помог и никого ни от чего не спас).

Как можно объяснить поведение Раскольникова, «бесцеремонно осматривающего комнату»?

Наверное, он осуждает подобную жизнь, поэтому и говорит с ней, «не подымая на нее глаз».

Он хочет понять, как она, преступница, живет, чем она дышит, что поддерживает ее, во имя чего она преступила. Но, глядя на нее, он смягчается: голос его вдруг стал «тихим и ласковым», «смотрит почти с содраганием».

  1. Анализ диалога Сони и Раскольникова

Вдумайтесь в рассуждение Сони об окружающих ее людях, о Катерине Ивановне. Как она раскрывается в них?

(Соня обладает удивительным нравственным чутьем на доброту и правду, редким умением видеть в людях прежде всего их лучшие качества).

Почему Раскольников продолжает свой «допрос», хотя, кажется, понимает, почему и ради чего она так живет?

Он подводит к мысли: «С Полечкой, наверное, то же будет»; доводя ее до исступления. Она, «как отчаянная», громко крикнула, как будто ее «ножом ранили», по ее лицу пробежали судороги», потом она горько-горько заплакала.

Раскольников слышит: «Бог такого ужаса не допустит» - и пытается уверить себя в ее сумасшествии. «Разве в здравом рассудке можно так рассуждать, как она? Что она, уж не чуда ли ждет? Разве все это не признаки помешательства?»

Почему Раскольников, считая Соню «великой грешницей», поклонился ей?

Раскольников еще раз убеждает себя, что она не в себе. «Вот и исход! Вот и объяснение исхода! Юродивая!» - в этом контексте и появляется Новый Завет. Обратим внимание, что ситуация нагнетается Раскольниковым, он настойчиво требует прочитать ему «про воскресение Лазаря». Почему? Недоумевает и Соня: Зачем Вам? Ведь Вы не веруете?...»

  1. Чтение и анализ Библейского повествования о воскресении Лазаря.

Огарок уже давно догорал в кривом подсвечнике,

освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу,

странно сошедшихся за чтением Вечной книги.

Ф.М. Достоевский

Задание: при чтении выпишите в тетрадь поведение Сони и Раскольникова во время чтения.

Соня: руки дрожали, голоса не хватало, не выговаривала первого слова, но с третьего слова голос зазвенел и порвался, как натянутая струна, стыдится, что голос дрогнет, дух пересекало, в груди восторженное волнение, вся дрожала. И вдруг вся преобразилась. Соня читает, желая, чтобы он, ослепленный и неверующий, уверовал в Бога. И дрожала от радостного ожидания…от чуда?

Раскольников: грубо и раздражительно настаивал на чтении, понимал, что это ее тайна, с волнением смотрел на нее, слушает и понимает, как Иисус любит тех, кто страдает. «Иисус прослезился» - именно в это время Раскольников обернулся и увидел, что Соня «дрожит в лихорадке». Раскольников ожидал этого. Почему? Уж не чуда ли воскрешения ждет он от Сонечки?

Приводя текст Евангелия от Иоанна, Достоевский курсивом выделил слова «Я есмь Воскресение и жизнь». Как Вы думаете, почему?

(Ученики должны понять, что Соня, глубоко верующая, «переступила» ради блага голодных детей, думала не о себе, а о своих ближних. Она поступила так потому, что не могла бездействовать. Раскольников, слушая ее рассказ о Катерине Ивановне, ее проникновенное чтение Евангелия, изменил свое мнение о Соне. Любовью христианской любит Соня людей. Раскольников, не верящий в Бога, мечтающий о «славе и власти» «над всей тварью дрожащею и над всем муравейником», понял правду Сони, ее жертвенность, ее чистоту).

Почему Раскольников выбирает именно этот отрывок для чтения?

Как вспоминается имя Лизаветы? Что могло связывать Соню и Лизавету? Почему Соня считает, что Лизавета «Бога узрит»?

Раскаялся ли Раскольников после общения с Соней и чтения Евангелия?

Какую роль играет этот эпизод в романе?

  1. Анализ IV главы части 5 романа.

В чем Раскольников хочет убедить Соню? (с.424)

Как Соня отвечает на его вопросы? Каков смысл этого ответа?

(принципиально разный подход к человеку: для Раскольникова все люди – или «твари дрожащие», или «властелины»; для Сони каждый человек – творение Божие, и жизнь его – во власти Создателя, перед Которым он сам несет ответственность. Вмешательство чужой воли здесь недопустимо, оно равносильно преступлению и будет наказано самым страшным – отлучением от Бога, нарушением своей гармонии с миром, чувством одиночества, отторженности от людей, страшными муками совести.)

Зачем Раскольников хочет рассказать Соне об убийстве?

  1. Чтение сцены признания Раскольникова

Как Соня принимает признание Раскольникова?

В чем видит Раскольников свою вину, признаваясь Соне?

Почему Соня считает, что Раскольникова «Бог…дьяволу предал!»?

(Выслушав его исповедь, Соня поняла, что произошла страшная подмена ценностей: истинное, Божие было заменено в душе Раскольникова дьявольским. Рассудочная, бездушная теория, этот мрачный катехизис стал его верой и законом)

Почему Раскольников говорит, что «для себя убил» и «себя убил, а не старушонку»?

Какой совет дает Соня Родиону? (с.438) Почему Соня зовет его повиниться?

(Соне абсолютно ясен единственный путь спасения – через покаяние и искупление страданием. Но она понимает, что ему одному не справиться со своей гордыней, и готова идти с ним до конца, да и себя она считает грешницей)

  1. Подведение итогов урока

Почему Раскольников после признания стал «беспримерно несчастнее, чем прежде»?

Почему Раскольников не принял от Сони крест?

Вспоминая «Заповеди блаженства», как теперь вы ответите на вопрос?

Живший своей бесчеловечной идеей, не верящий в Бога, он изменился лишь в эпилоге романа, приняв в свою душу веру. Как известно, сам писатель тоже не сразу пришел к этому. Пребывание его на каторге заставило задуматься над сутью православия, его значением для русского человека и для России. «Обрести Христа – значит обрести собственную душу» - вот вывод, к которому приходит Достоевский.

Завершаем урок обсуждением вопроса: можем ли мы говорить о том, что Раскольников обрел душу?

  1. Домашнее задание
  1. Раскаялся ли Раскольников в своем преступлении? Когда это произошло?

Приложение

Евангелие От Иоанна

Глава 11

  1. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее.
  2. Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миром и отерла ноги Его волосами своими.
  3. Сестры послали сказать Ему: Господи! Вот, кого Ты любишь, болен.
  4. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославиться чрез нее Сын Божий.
  5. Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря.
  6. Когда же услышал, что он болен, то пробыл два дня на том месте, где находился.
  7. После этого сказал ученикам: пойдем опять в Иудею.
  8. Ученики сказали Ему: Равви! Давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?
  9. Иисус отвечал: не двенадцать ли часов во дне? Кто ходит днем, тот не спотыкается, потому что видит свет мира сего;
  10. А кто ходит ночью, спотыкается, потому что нет света с ним.
  11. Сказав это, говорит им потом: Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его.
  12. Ученики Его сказали: Господи! Если уснул, то выздоровеет.
  13. Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном.
  14. Тогда Иисус сказал им прямо: Лазарь умер;
  15. И радуюсь за Вас, что Меня не было там, дабы Вы уверовали; но пойдем к нему.
  16. Тогда Фома, иначе называемый Близнец, сказал ученикам: пойдем и мы умрем с Ним.
  17. Иисус, пришед, нашел, что он уже четыре дня в гробе.
  18. Вифания же была близ Иерусалима, стадиях в пятнадцати,
  19. И многие из Иудеев пришли к Марфе и Марии – утешать их в печали о брате их.
  20. Марфа, услышавши, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
  21. Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой;
  22. Но и теперь знаю, что, чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
  23. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой.
  24. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
  25. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет;
  26. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?
  27. Она говорила Ему: так, Господи! Я верую, что Ты Христос Сын Божий, грядущий в мир.
  28. Сказавши это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
  29. Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
  30. Иисус еще не входил в селение, но был на том месте, где встретила Его Марфа.
  31. Иудеи, которые были с нею в доме и утешали ее, видя, что Мария поспешно встала и вышла, пошли за нею, полагая, что она пошла на гроб – плакать там.
  32. Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидевши Его, пала к ногам Его и сказала Ему: Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
  33. Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился,
  34. И сказал: где Вы положили его? Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри.
  35. Иисус прослезился.
  36. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его!
  37. А некоторые из них сказали: не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер?
  38. Иисус же, опять скорбя внутренно, приходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней.
  39. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! Уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе.
  40. Иисус говорит ей: не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию?
  41. Итак отняли камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! Благодарю Тебя, что Ты услышал Меня.
  42. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня.
  43. Сказав это, Он воззвал громким голосом: Лазарь! Иди вон.
  44. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет.
  45. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него…

Сначала он говорит о том, что знает, кто убил старуху и Лизавету, говорит, что он знаком с этим человеком. Соня с ужасом слушает его откровения и вдруг понимает, что убийца перед ней и это он – Родион Раскольников. И вот здесь проявляется вся сущность Сони – человека очень тонко чувствующего, жалеющего и берущего на себя весь ужас этого мира. В ней нет осуждения, есть только бесконечная жалость к Раскольникову. «Что вы, что вы это над собой сделали! Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» - это говорит Соня. После этого Раскольников начинает рассказывать Соне о своей теории, о своем «праве», о том, что «хотел сделаться Наполеоном». Но все это звучит как-то мелко и неубедительно в сравнении с горем Сони и ее ужасом перед преступлением и болью за Раскольникова. Она не очень слушает его и, наверное, не все понимает из его «теории». Ее переполняет жалость к этому человеку. На вопрос Раскольникова что же ему теперь делать, она советует ему покаяться и предлагает ему надеть крест. Потом этот кипарисный крестик будет с Раскольниковым, когда он сознается в преступлении. «Возьми его, это мой крест! Мы вместе его понесем». Этими словами она бескорыстно и искренне предлагает ему разделить с ней последствия преступления, предлагает помощь и раскаяние. Но Раскольников еще не готов для раскаяния, он уходит к себе. Признание Соне не облегчает его состояние, он пока ничего не может решить. Решение придет только после третьей встречи с Соней. Третий визит Раскольникова к Соне Третий визит Раскольникова к Соне – самая короткая из их встреч. Причем здесь герои меньше разговаривают и больше действуют. Раскольников решается признаться в своем преступлении. Но сделать это ему по-прежнему очень трудно и он ищет близкого человека, который был бы рядом. В семье он не может найти такого человека и, видимо, сам не хочет нанести такой удар по семье. Остается один единственный близкий ему человек – Соня. Он опять что-то говорит, но соня чувствует, что все его слова это «напускное», а на самом деле в его душе «волнение и страх». В этой сцене опять возникает крест и на это раз Раскольников надевает его. «Я за твоими крестами, Соня», говорит он ей. И она надевает на него кипарисный крест. Второй крест, который принадлежал Лизавете она оставляет себе. Она опять самоотверженно разделяет тяжелую моральную ношу Раскольникова. Раскольников не разрешает Соне идти с ним, останавливает ее и идет один. Раскольников видит ее уже после площади, где он стоял на коленях под насмешками людей. Он понимает, что она тайно пошла за ним, не потому что сомневалась в его желании сознаться, а потому, что как настоящий друг стремилась быть с ним до конца. Это окончательно уверяет его в правильности его поступка и он идет и заявляет о своем преступлении. Мне кажется, что главная роль в понимании Раскольниковым своего преступления и решении признаться играет именно Соня Мармеладова. Только ее поддержка дает силы Раскольникову и на суде и на каторге. И именно она помогает придти герою к моральному возрождению.

Вера Есликовская

Вера Николаевна ЕСЛИКОВСКАЯ - учитель литературы МОУ СОШ № 60 г. Барнаула.

Признание Раскольникова Соне в убийстве

Материалы к анализу эпизода

Этот урок проводился в 10-м классе обычной барнаульской школы, находящейся в социально неблагополучном районе. Здесь нет модных сегодня новых технологий - вы увидите череду вопросов по тексту эпизода и ответов на них. Кому-то такое построение урока - беседа по произведению - покажется излишне традиционным, но для моих детей, среди которых много нечитающих или с трудом разбирающихся в сложных текстах, оно “срабатывает”. Ученики признаются, что после таких уроков хочется перечитать текст, а в сущности, прочитать его впервые, уже понимая, о чём идёт речь. Кроме этого, на уроке-беседе исключён столь пугающий ребят момент контроля, никто ни на чём их не ловит, поэтому у них нет никакого психологического зажима. Мы просто сидим в классе и просто разговариваем, иногда записывая в тетрадь важную мысль. В ходе таких разговоров постепенно формируется умение ставить вопросы, замечать детали, соотносить друг с другом элементы текста. А самое главное - возникает желание читать.

Р азговор на уроке начинаем с вопросов “для разбега”:

Сколько раз Раскольников приходит к Соне? А в дом старухи? Сколько встреч у него с Порфирием Петровичем?

Отмечаем, что во всех этих случаях налицо присущий фольклору мотив троичности, при этом выявляется одна композиционная закономерность: первый визит Раскольников наносит, делая “пробу” (завязка), вторая встреча выполняет функцию кульминации, третья - развязки.

В словаре В.И. Даля слово “проба” имеет значения: “опыт, испытанье, испыт, попытка, искус, искушенье; всякое действие для узнанья качества чего-либо, опыта, каково что, нельзя ли, можно ли”. Значит, Раскольников - экспериментатор, который проводит исследование, опыт, при личном участии и с риском для себя.

Во всех перечисленных выше встречах кульминационной является вторая. Эпизод, который мы разбираем, не исключение. Мы знаем по предыдущему опыту, что в эпизоде, тем более ключевом, отражены ведущие идеи, образы, мотивы всего произведения.

Проведём эксперимент, который поможет нам либо подтвердить, либо опровергнуть данное предположение. Перечитаем описание комнаты Сони, данное в предыдущей части (ч. 4, гл. IV). Автор подчёркивает, что один угол комнаты безобразно тупой, а другой очень острый. Попробуйте нарисовать этот неправильный четырёхугольник, в котором острый угол противоположен тупому. На что похожа фигура, получившаяся у вас?

Среди ответов учащихся звучит слово “топор”, причём “каменный топор”. Предлагаю соединить между собой противоположные углы - получается крест. Обращаем внимание, что в комнате почти нет мебели, а перечисленные предметы обстановки обладают многозначной символикой. Кровать вводит мотив сна и смерти (одр); стол - “престол”, жертвенник; на столе “синенькая скатерть” - покров Богородицы; свеча - символ живой души и молитвы; Евангелие - благая весть о спасении.

Кроме того, острый угол комнаты почти не виден. С чем ассоциируется этот “тёмный угол”?

Ребята отвечают, что это означает неизвестность, загадку.

Для кого эта загадка? Кто или что является загадкой?

И Раскольников, и Соня пытаются разгадать “тайну” друг друга.

Для чего Раскольников приходит к Соне? Зачем ему нужно именно Соне рассказать, кто убил Лизавету? Почему именно Лизавету?

Раскольников давно “избрал” Соню, ещё тогда, когда впервые услышал о ней от Мармеладова.
В Соне он хочет видеть единомышленника, который разделит с ним ответственность и страдание. Но для этого ему нужно объяснить Соне, почему он убил Лизавету.

С какими мыслями герой выходит от Мармеладовых? Глава, предшествовавшая свиданию, завершается мысленным восклицанием Раскольникова: “Ну-тка, Софья Семёновна, посмотрим, что вы станете теперь говорить!” В чём смысл этой фразы?

Вероятно, Соня, по мнению Раскольникова, должна убедиться в неверности своих прежних представлений о мире. Свиданию предшествует эпизод с Лужиным, где она была обвинена в краже сторублёвого кредитного билета. Только заступничество Лебезятникова и Раскольникова спасло Соню от тюрьмы.

В чём должен был убедить Соню эпизод с Лу­жиным?

Раскольников хочет доказать Соне, что Бог не спасёт. Действовать нужно самим.

Что более всего беспокоит героя в предстоящем разговоре с Соней?

Признание в убийстве Лизаветы.

Почему ему трудно в этом признаться именно Соне? Почему он собирается сообщить Cоне о Лизавете, а не об Алене Ивановне? Вспомним, чем завершается первое свидание Раскольникова с Соней.

На вопрос Сони: “Что же, что же делать?” - Раскольников отвечает, что нужно “страдание взять на себя”. Разуверившись в Небесном, Раскольников решает изменить мир, защитить униженных и оскорблённых, стать мессией. В этом походе он собирается сделать Соню союзницей, но между ними стоит Лизавета.

Как показано состояние героев в начале сцены?

Раскольникова “почти придавило” “мучительное сознание своего бессилия перед необходимостью”. Соня сидит, закрыв лицо руками (выражение отчаяния и растерянности). Герои идут навстречу друг другу, она встаёт - он садится. Герои оказываются в том же положении, что и накануне (“точь-в-точь как вчера”). Но это подчёркнутое сходство положений призвано более ярко показать зеркальную противоположность первой и второй встречи Раскольникова с Соней.

Кто вёл диалог в первой сцене? Каков был тон Раскольникова? Как воспринимала его Соня?

В первое свидание с Соней Раскольников ведёт себя почти бесцеремонно. Он даже не сразу замечает, что Соня стоит, а он сидит. Он приглашает её сесть, как будто он хозяин, а не гость. Тон его назидательный. Герой задаёт Соне вопросы, как судья, и именно “судьёй и решителем своей участи” воспринимает его дрожащая в страхе Соня. Во второй сцене страх и дрожь характеризуют состояние Раскольникова. Теперь Соня должна решить его участь.

Как организуется диалог во второй сцене?

Раскольников задаёт Соне вопросы, а Соня молчит. Молчание выбивает у Раскольникова почву из-под ног, он начинает путаться. История с Лужиным вселила в героя надежду, что Соня, оказавшаяся в положении ветхозаветного героя Иова, не выдержит и возропщет. Эта надежда как будто небезосновательна. Кроткая Соня, готовая “с терпением и почти безропотностью” переносить всё, в первый раз испытала “чувство беспомощности и обиды”. Раскольников в сцене с Лужиным выступает в роли спасителя Сони (“Что бы со мной без вас-то было!” Ср.: “Что ж бы я без Бога-то была!”).

Раскольников задаёт Соне вопрос-искушение: “Лужину ли жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне? ...Как бы вы решили: кому из них умереть? Я вас спрашиваю” .

Предлагаю ответить на этот вопрос учащимся. Многие из них выносят смертный приговор Лужину. А затем вместе читаем ответ Сони: “Да ведь я Божьего промысла знать не могу… И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?”

Как воспринимает Раскольников ответ Сони?

Это приговор, вынесенный ему и его идее. Тон героя после этого меняется (“Я это прощения просил, Соня…”).

Как передаётся напряжённость разговора в этой сцене?

Здесь много пауз, молчания (“спросил через минуту”, “прошло пять минут”). Состояние героя характеризуют жесты (“закрыл лицо руками”), дей­ствия (“Вдруг он побледнел, встал со стула, посмотрел на Соню и, ничего не выговорив, пересел машинально на её постель”).

Обращаю внимание учащихся, что “та минута”, в которую Раскольников чувствует неизбежность, неотвратимость своего признания, ассоциативно связана со сценой убийства: “Эта минута была ужасно похожа в его ощущении на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор, и почувствовал, что уже «ни мгновения нельзя было терять более»”. Как и в сцене убийства, Раскольников “не понимал того, что теперь с ним делалось”. Соня при этом испытывает такое же состояние ужаса, какое охватило Раскольникова в момент убийства.

Как Раскольников объясняет Соне, почему убил Лизавету? В чём особенность речевого построения этого объяснения?

Обилие многоточий свидетельствует о том, с каким трудом произносит Раскольников слова признания. Ключевое слово здесь - “убить”. При этом Раскольников выступает и в роли убийцы, и в роли жертвы.

В чём смысл соотнесения в сознании Раскольникова Сони и Лизаветы?

Соня в момент признания реагирует на героя почти так же, как Лизавета. В лице Сони Раскольников увидел лицо Лизаветы, и это ощущение “оледенило его душу”. Это говорит о том, что Раскольников подсознательно чувствует, что на месте Лизаветы могла оказаться Соня. Поведение Лизаветы в момент убийства напоминает Раскольникову поведение маленьких детей, “когда они вдруг начинаются чего-нибудь пугаться”. Так же по-детски ведёт себя в момент признания Соня, и “точно такой же испуг показался” и в лице Раскольникова.

В чём смысл такого сходства героев с детьми?

“Дети - образ Христов: «Сих есть царство Божие». Он велел их чтить и любить, они будущее человечество”, - говорит Раскольников при первой встрече с Соней. Дети воплощают собой чистоту и более всего нуждаются в защите. В Раскольникове совмещаются убийца и ребёнок.

“Вдруг, точно пронзённая («пронзить» - проткнуть, нанести рану острым предметом; мотив топора, убийства), она вздрогнула, вскрикнула и бросилась, сама не зная для чего, перед ним на колени. - Что вы, что вы это над собой сделали! - отчаянно проговорила она и, вскочив с колен, бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками”. Коленопреклонение Сони напоминает коленопреклонение Раскольникова в эпизоде первого свидания. Но Раскольников подчёркивает, что поклонился не Соне, а “всему страданию человеческому”, а Соня поклонилась страданию именно Раскольникова. В поклонении Раскольникова, наряду с состраданием, проявляется гордыня, Соней же руководит одно “ненасытимое сострадание”.

В реакции Сони звучит библейский мотив братства и прощения: “И побежал Исав к нему навстречу и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали [оба]” (Быт. 33, 4). Кроме того, в фольклоре поцелуй воскрешает из мёртвых (“Давно уже незнакомое ему чувство волной хлынуло ему в душу и разом размягчило её. Он не сопротивлялся ему: две слезы выкатились из его глаз и повисли на ресницах”). Если в первой сцене Раскольников чувствует себя защитником, покровителем Сони (“Я тебя избрал”), то в эпизоде признания он сам ищет спасения в Соне (“Так не оставишь меня, Соня?”).

Какие мотивы своего преступления называет Раскольников? Какой из них ведущий? Что помогает это определить?

Монолог Раскольникова сопровождается автор­скими ремарками, передающими состояние героя и слушающей его Сони. По мере того как герой приближается к обоснованию своего права на убийство, он всё более возбуждается (“Глаза его горели лихорадочным огнём. Он почти начинал бредить…”; “Лихорадка вполне охватила его. Он был в каком-то мрачном восторге... Соня поняла, что этот мрачный катехизис стал его верой и законом”). Какой вывод можно сделать из этих наблюдений?

Ведущим мотивом преступления было стремление Раскольникова подтвердить свою принадлежность к “высшему разряду” (“…мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…”).

Означает ли это, что все ранее названные Раскольниковым мотивы не имеют значения? Какие фрагменты романа в таком случае оказались бы лишними?

Если допустить, что самоиспытание героя - единственный мотив убийства, тогда становятся ненужными такие эпизоды романа, как исповедь Мармеладова, сон Раскольникова о забитой лошади, письмо матери героя, встреча его с пьяной девочкой на бульваре.

Как Соня объясняет причину преступления Раскольникова?

Соня видит причины страдания героя в безбожии: “От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!” Раскольников сам неоднократно указывает на руководящую роль дьявола в его мыслях и поступках (“Кстати, Соня, это когда я в темноте-то лежал и мне всё представлялось, это ведь дьявол смущал меня? а?”; “А старушонку эту чёрт убил, а не я”).

В рассказе Раскольникова о том, как он пришёл к решению убить старуху, можно выделить обозначенные в святоотеческой литературе четыре ступени греха: 1) помышлять о грехе; 2) соглашаться с помышлением; 3) выражать словом помышление; 4) исполнять помышление делом.

Наряду с мотивом убийства в этой сцене звучит мотив самоубийства (“Я себя убил, а не старушонку! Тут так-таки разом и ухлопал себя, навеки!”).

Чем заканчивается эпизод?

“Оба сидели рядом, грустные и убитые…” Убитые - значит, не просто мёртвые, а принявшие смерть по чьей-то воле. Оба героя выступают в роли убийцы (самоубийцы) и жертвы одновременно, оба сидят на кровати (смертном одре), но тут же вновь звучит мотив воскрешения. Залог его в любви Сони. Раскольников “чувствовал, что в ней вся его надежда и весь исход”.

Какой выход предлагает Соня Раскольникову?

Она призывает его к покаянию и принятию страдания как очищения от греха, искупления.

Готов ли Раскольников принять такой выход?

Нет. Он ещё надеется одолеть судьбу. Убийственная теория ещё не перестала владеть его сознанием. Раскольников ещё не считает, что совершил преступление, поэтому и отказывается от креста, который хочет ему отдать Соня.

Домашнее задание: я прошу ребят кратко записать в виде связного текста то, о чём мы сегодня говорили. С проверки этих текстов начнётся следующий урок.

В романе «Преступление и наказание» Соня и Раскольников являются основными действующими лицами. Через образы этих героев Фёдор Михайлович пытается донести до нас главную идею произведения, найти ответы на жизненно важные вопросы бытия.

На первый взгляд, между Соней Мармеладовой и Родионом Раскольниковым нет ничего общего. Их жизненные дороги переплетаются неожиданно и сливаются в одну.

Раскольников – бедный студент, забросивший учёбу на юридическом факультете, создавший страшную теорию о праве сильной личности и замысливший жестокое убийство. Человек образованный, гордый и тщеславный, он замкнут и необщителен. Его мечта ‒ стать Наполеоном.

Софья Семёновна Мармеладова – робкое «забитое» существо, по воле рока оказывается на самом дне. Восемнадцатилетняя девушка необразованна, бедна и несчастна. Не имея другой возможности заработать, она торгует своим телом. Вести подобный образ жизни её заставила жалость и любовь к близким и родным людям.

У героев разные характеры, разный круг общения, уровень образования, но одинаково несчастная участь «униженных и оскорблённых».

Их объединяет совершённое преступление. Оба преступили нравственную черту и оказались отверженными. Раскольников убивает людей ради идеи и славы, Соня нарушает законы морали, спасая от голодной смерти свою семью. Соня страдает под тяжестью греха, а Раскольников не чувствует себя виноватым. Но их непреодолимо тянет друг к другу…

Этапы отношений

Знакомство

Странное стечение обстоятельств, случайная встреча сталкивает героев романа. Их отношения развиваются поэтапно.

Родион Раскольников узнаёт о существовании Сони из запутанного рассказа пьяного Мармеладова. Судьба девушки заинтересовала героя. Их знакомство произошло гораздо позже и при достаточно трагических обстоятельствах. Молодые люди встречаются в комнате семьи Мармеладовых. Тесный проходной угол, умирающий чиновник, несчастная Катерина Ивановна, испуганные дети – вот обстановка первого свидания героев. Родион Раскольников бесцеремонно разглядывает девушку, которая вошла, «робко озираясь». Она же готова умереть от стыда за свой непристойный и неуместный наряд.

Свидания

Дороги Сони и Раскольникова в романе «Преступление и наказание» часто пересекаются как будто совершенно случайно. Сначала Родион Раскольников помогает девушке. Он отдаёт ей последние деньги на похороны отца, разоблачает подлый замысел Лужина, пытавшегося обвинить Соню в воровстве. В сердце молодого человека ещё нет места для большой любви, но ему всё больше хочется общаться с Соней Мармеладовой. Его поведение кажется странным. Избегая общения с людьми, расставшись с родными, он идёт именно к Соне и только ей признаётся в своём страшном преступлении. Раскольников чувствует внутреннюю силу, о которой не подозревала и сама героиня.

Жалость к преступнику

Родион Раскольников и Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» два отверженных человека. Их спасение друг в друге. Наверное, поэтому истерзанная сомнениями душа героя тянется к обездоленной Соне. Он идёт к ней, чтобы пожалеть, хотя сам не меньше нуждается в сострадании. «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём», – думает Раскольников. Неожиданно Соня открывается для Родиона с другой стороны. Она не пугается его признания, не впадает в истерику. Девушка читает вслух библию «Историю о воскресении Лазаря» и плачет от жалости к любимому человеку:«Что вы, что вы это над собой сделали! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!» Сила убеждения Сони такова, что заставляет покориться. Родион Раскольников по совету подруги идёт в участок и делает чистосердечное признание. На протяжении всего пути он чувствует присутствие Сони, её незримую поддержку и любовь.

Любовь и преданность

Соня – натура глубокая и сильная. Полюбив человека, она готова для него на всё. Не задумываясь, девушка едет за осуждённым Раскольниковым в Сибирь, решив находиться рядом долгие восемь лет каторги. Её жертвенность поражает читателя, но оставляет равнодушным главного героя. Доброта Сони находит отклик в душах самых жестоких преступников. Они радуются её появлению, обращаясь к ней, говорят: «Мать ты наша, нежная, болезная». Родион Раскольников по-прежнему холоден и груб при свиданиях. Его чувства проснулись только после того, как Соня тяжело заболела и слегла. Раскольников вдруг понимает, что она стала ему необходимой и желанной. Любовь и преданность слабой девушки сумели растопить застывшее сердце преступника и пробудить в нём добрые стороны его души. Ф. М. Достоевский показывает нам, как, пережив преступление и наказание, их воскресила любовь.

Победа добра

Книга великого писателя заставляет задуматься над вечными вопросами бытия, поверить в силу настоящей любви. Она учит нас добру, вере и милосердию. Доброта слабой Сони оказалась гораздо сильнее того зла, которое поселилось в душе Раскольникова. Она всесильна. «Мягкое и слабое побеждает твёрдое и сильное», – сказал Лао-цзы.

Тест по произведению