Что фантастического в сказке снежная королева. Реальное и фантастическое в сказке “Cнежная королева”


Я очень люблю читать сказки, потому что там есть волшебство и чудеса, неожиданности и самые невероятные приключения. Реальное и фантастическое так сильно переплетаются в сказках, что иногда и не разберешь, где кончается одно и начинается другое. Вот, к примеру, сказка X. К. Андерсена “Снежная королева”. Главные герои сказки – обыкновенные мальчик и девочка. Они любят играть и секретничать, катаются на санках и выращивают цветы. И бабушка их – обычная старушка, беспокоящаяся о своих внуках и бесконечно любящая их. Но вот повеяло холодом,

И в окно заглянула Снежная королева – таинственная, бесчувственная, прекрасная. А вот безобразничающие ученики тролля разбили дьявольское зеркало, и коварные осколки попадают в глаза и сердца добрым и честным людям всей земли, делая их жестокими, злыми, бессердечными. Маленькая разбойница, принцесса и принц, говорящие животные – это лишь часть тех чудес, которыми наполнена замечательная сказочная история о силе любви и дружбе, надежде и верности.
Нам так хочется верить, что волшебство и удивительные приключения встречаются не только в сказках, но и в реальной жизни, и “Снежная королева” X. К. Андерсена помогает нам надеяться на встречу с этими чудесами.

Место работы, должность: — МОУ СОШ п. Индустриальный Екатериновского района Саратовской области.

Регион: — Саратовская область

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — основное общее образование

Целевая аудитория: — Учитель (преподаватель)

Класс(ы): — 5 класс

Предмет(ы): — Литература

Цель урока: — Цели урока: Формировать навыки анализа художественного произведения, развивать навык вдумчивого чтения; Углубить и обогатить нравственные понятия. Способствовать становлению эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру; Способствовать развитию фантазии, воображения, творчества учащихся. Цели, ориентированные на развитие личности учащегося: Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировтать своё мнение. Содействовать развитию умения общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности, формирование умения работать в группе. Способствовать формированию различных компетентностей (познавательной, личностной, социальной, коммуникативной и др.)

Тип урока: — Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории): — 21

Используемые учебники и учебные пособия: —

Г.С. Меркин "Литература. 5 класс"

Используемая методическая литература: —

Используемое оборудование: —

 Технические средства оснащения(музыкальный и визуальный ряд);  Мультимедийный продукт;  Карточки с заданиями

Используемые ЦОР: —

презентация

Краткое описание: — Урок – путешествие с применением технологии компетентностного подхода

1. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталия Викторовна. Я сегодня проведу у вас урок литературы. Вы знаете, ребята, несмотря на то, что мы с вами едва знакомы, у нас наверняка, много общего. Я люблю петь. А вы? рисовать, читать стихи, дружу с компьютером, и просто обожаю сказки. Удивительно, но столько творческих натур я ещё никогда не встречала. И сегодня, я думаю, нам представится возможность проявить свои таланты в творческих группах за нашим творческим столом. А я хочу сообщить вам ещё о том, что я очень люблю путешествовать. А вы? Ну тогда у нас сегодня всё получится и я предлагаю вам вместе со мной отправиться в далёкую прекрасную страну Данию. Вы что - нибудь знаете об этой стране?

Она расположена на полуострове Ютландия. Это морская страна. Из любого места на суше до морского побережья не более 60 км. А восточный берег буквально изрезан заливами и бухтами. А это столица Дании - Копенгаген, один из старейших европейских городов, ему более 800 лет. Это крупнейший торговый порт. Мы приближаемся к центру города. Здесь, в центре города, напротив городской ратуши, установлен памятник великому сказочнику Х.К.Андерсену. Вы слышали что - нибудь о нём?

2. Актуализация знаний.

Андерсен родился 2 апреля 1805 года в старом датском городке Оденсе. Отец его был простым башмачником, мать - прачкой. Семья жила очень бедно, но для маленького Андерсена всё превращалось в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Он умел радоваться всему: сухому моху, рассыпающему из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, незамысловатому цветку подорожника, каждой травинке, наполненной пахучим соком, и очень любил цветы, особенно розы. Но самым интересным и важным в жизни Андерсена были истории и сказки, которые по вечерам рассказывали старшие. Рано или поздно талант, доброта, сила, смелость победят. Даже если люди, которым они свойственны, родились в нищете. Так случилось и с Андерсеном и пройдя через все тернии жизни, он стал великим сказочником, известном во всём мире. Знаете ли вы, что Андерсен за свою жизнь написал более 170 сказок? Наверняка многие из его сказок знакомы и вам. Попробуйте их назвать. « Что такое сказка? Настоящая сказка?» — задал однажды вопрос отцу маленький Андерсен. Тот ему ответил: «Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся». Иными словами, это связь реального мира с фантастическим. Как вы понимаете слово фантастический? Фантастический - значит волшебный, воображаемый, это мир сказочной мечты, мир морских чудищ, сирен и русалок. А что значит мир реальный? Это мир, в котором мы живём.

3. Объявление темы и цели урока.

Насколько же Андерсену удалось выполнить завет отца и соединить, казалось бы, несоединимое, мы и узнаем сегодня, открыв страницу одной из самых известных его сказок «Снежная королева». Итак, переведём стрелки наших часов на зимнее время. Вот так. Видите? Пошел снег. Снежный вихрь подхватил снежинки и закружил их в своём танце. Возможно, среди этих снежинок носятся по воздуху и осколки зеркала злого Тролля… Как? Вы не слышали эту историю? Тогда послушаем её. Но прежде чем я познакомлю вас с этой историей, за творческий стол отправится 1 группа — мастера слова. Они сегодня будут учиться создавать синквейн. Инструкция у вас на столе. Внимательно изучите её и приступайте к работе.

4. Работа с текстом

4.1.Чтение текста учителем.

4.2.Анализ текста.

Вопросы: — Кто же главное действующее лицо этой истории? Тролль - великан(в германо - скандинавской мифологии). Они обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Тролли, как правило, вредят людям, похищают у них скот, оказываются людоедами.

А что же мы можем сказать о тролле в сказке Андерсена? Тролль - дявол, злой дух, сатана, абсолютное воплощение зла? А каким вы себе его представляете? Опишите его. Какими красками вы написали бы его портрет? А каким нарисовала тролля наша творческая группа? Расскажите, что вы создавали? — Чему учит тролль своих учеников? - видеть в окружающем мире и в людях только самое плохое и безобразное.

— Какое средство выбрал дьявол для достижения своей цели? (зачитайте)…Он смастерил такое зеркало…. Зеркало - средство обезобразить подлинный облик человека. «Скоро не осталось ни одной страны, ни одного человека, которые бы не отразились в нём в искажённом виде.» Какими становились люди, попадающие под власть тролля?(начинали видеть только дурные стороны жизни и становились насмешливыми, злыми, бессердечными, чёрствыми, эгоистичными, равнодушными, завистливыми, жадным. Посмотрите, сколько эпитетов мы с вами подобрали. Но ведь мы не найдём их у автора. Откуда же мы знаем про эти человеческие качества? Да, ребята, к сожалению, эти качества встречаются не только в сказочном, но и в реальном мире.

А вы знаете таких людей, которые до сих пор носят в своём сердце осколки зеркала? А может, это именно они топчут цветы, ломают деревья, мучают животных, причиняют людям зло и обиды, обзывают и оскорбляют их? А может и кому - то из вас в сердце попали осколки зеркала злого тролля? Я этому очень рада. — Ребята, а как вы думаете, почему зеркало разбилось? Оно выскочило из рук слуг тролля в тот момент, когда он хотел посмеяться над самим творцом. Автор не позволил им сделать это.Почему? Да потому что для Андерсена, как для христианина, в творце, в Боге - воплощено абсолютное добро, которое зеркало не могло вместить и исказить. Значит, настоящее добро не по силам даже могущественному троллю! Если бы мы захотели нарисовать добро, каким бы мы его изобразили? - таково задание нашим художникам и ещё одна творческая группа отправляется за творческий стол.

Однако, ОСКОЛКИ НАДЕЛАЛИ БОЛЬШЕ БЕД, ЧЕМ САМО ЗЕРКАЛО. Какую из этих бед вы считаете самой ужасной? Почему?(«некоторым людям осколки попадали прямо в сердце. И это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда.») Почему сердце, в которое попадает осколок, становится ледяным (а не железным, не каменным)? Как вы понимаете эпитет ледяное сердце?(холодное, лишённое тепла, жизни).Тогда как мы назовём сердце, способное прийти на помощь другу, умеющее сострадать? - Горячим. У кого из героев сказки сердце оказалось ледяным? А у кого горячим?

А теперь, ребята, давайте подумаем, случайно ли такое вступление к сказке. Ведь основное действие ещё не началось. Можем ли мы сказать, о чём будет идти речь в основном действии? О ледяном и горячем сердце, о добре и зле и о том, насколько они живучи в реальном мире. И прежде чем перейти к знакомству с главными героями, дадим задание группе «аналитиков», т. е. людям, желающим поразмышлять. Есть среди нас такие? Тогда прошу за творческий стол. У вас на карточке изложено задание. Вы должны его выполнить. Желаю успеха!

История 2. — Кто такие Кай и Герда? Что является их богатством?(любовь друг к другу, куст роз.) — Как относились дети друг к другу до несчастья с Каем? (они любили друг друга как брат и сестра.) они чувствовали себя счастливыми. Примеры из текста. — Почему именно розы были единственными цветами, росшими в доме у детей? Выбирите верное утверждение.

a. Они просто любили розы

b. Потому что это любимые цветы родителей

c. В доме просто очень тесно

d. Роза - символ любви и преданности.

Что дети узнали о Снежной королеве из рассказа бабушки? Она как - нибудь характеризует Снежную королеву? Опишите Снежную королеву глазами Кая., который смотрит на неё из окна. —

Чего испугался Кай, впервые увидев Снежную королеву? Он пугается её холодных глаз. — Объясните, почему в первый раз Снежная королева пришла не к Герде, а к Каю? - ведь осколок ещё не попал в его сердце. Напомним, что Кай ещё ничего не знает о Снежной королеве, добра она или зла., но уже говорит: « Я посажу её на тёплую печку, она и растает» С какой интонацией произнёс он эти слова? Как эти слова характеризуют Кая? Почему бабушка прерывает его?(что - то в словах внука ей не нравится, может быть, слишком гневная интонация? Может быть слишком поспешное желание причинить зло другому?)

— Можно ли предположить, что Снежная королева чувствовала в Кае что - то родственное, понимала, что в его сердце есть место крошечному, но злу? Мстит ли ему Снежная королева или относится к нему как к своему? Можно ли представить, что осколок зеркала попал бы в сердце Герды? Почему вы так думаете? Её искренняя любовь и доброта не подвластны злым силам. А в жизни всегда так бывает? Как быть, если зло оказывается сильнее? (Нужно бороться) После поцелуя Снежной королевы Кай стал другим. Докажите это. Доказывать это будут наши аналитики. Найдите примеры в тексте. Мы можем что - нибудь добавить? — почему автор говорит о нём «Бедняжка Кай»?(Перед нами другой мальчишка: грубый. Злой, жестокий. И близкие и чужие люди становятся для Кая предметом насмешек.. его уже не радует тепло, краски окружающего мира. Ему нравятся холодные снежинки, но не потому, что они были очень красивы или походили на роскошные цветы. Каю они теперь кажутся гораздо интереснее настоящих цветов. Его привлекает то, что они хорошо сделаны. «И какая точность! Ни одной кривой линии!» — восклицает он. А что на ваш взгляд, красивее, — розы или снежинки?(точность линий и форм и естественность) Человек, который не видит прекрасного в людях, природе, не умеет любить, — человек с холодными чувствами, холодным сердцем. Таким и становится Кай. Иной видится теперь ему и Снежная королева. Зачитать. — Почему же теперь он не боится её холодных глаз, её ледяного взгляда?(потому что сам стал таким!)

Как вы думаете, что же может спасти Кая от этого холодного плена? Конечно же, любовь Герды. Но об этом вы узнаете уже на следующем уроке. Если бы вам представилась уникальная возможность написать письмо Каю, в котором вы можете сказать ему всё, что вы теперь о нём думаете. О чем бы вы ему написали?

Рефлексия.

Итак, ребята, наше путешествие по сказочной Дании подходит к концу. Пора подвести итоги и заполнить таблицу. Что нового вы узнали сегодня?, где побывали? что же мы узнали, чему научились? что же сказка Андерсена помогла нам понять и увидеть в нашем, уже реальном мире? (Что зло ещё существует в разных его проявлениях, и с ним надо бороться, а для этого надо прежде всего изжить в себе и чёрствость, и эгоизм, и злобу, и желание посмеяться над кем - то и самим быть нравственнее, чище, добрее»

Не думайте, что холод длится вечность,

Его растопит теплота сердец.

Восторжествует в мире человечность,

Любовь и доброта всему венец!

(Стрелки перевожу на весну. Цветы распускаются).

Цветы улыбок ярко расцветают.

Сбывается заветная мечта.

И льды непонимания растают

Растопит их людская теплота.

Наш урок подходит к концу. Я хочу всех вас поблагодарить за активную работу на уроке и за великолепную атмосферу сотрудничества. А ещё я хочу вам кое - в чём признаться. Скажу вам правду, не тая: теперь вы все - мои друзья! Домашнее задание на выбор:

Нарисуйте добро, зло, счастье. Каким вы себе их представляете?

Сочинить синквейны «Герда», «Снежная королева»

Подобрать пословицы о добре и зле, записать их в тетрадь.

Файлы:
Размер файла: 52224 байт.

Я очень люблю читать сказки, потому что там есть волшебство и чудеса, неожиданности и самые невероятные приключения. Реальное и фантастическое так сильно переплетаются в сказках, что иногда и не разберешь, где кончается одно и начинается другое. Вот, к примеру, сказка X. К. Андерсена «Снежная королева». Главные герои сказки - обыкновенные мальчик и девочка. Они любят играть и секретничать, катаются на санках и выращивают цветы. И бабушка их - обычная старушка, беспокоящаяся о своих внуках и бесконечно любящая их. Но вот повеяло холодом, и в окно заглянула Снежная королева - таинственная, бесчувственная, прекрасная. А вот безобразничающие ученики тролля разбили дьявольское зеркало, и коварные осколки попадают в глаза и сердца добрым и честным людям всей земли, делая их жестокими, злыми, бессердечными. Маленькая разбойница, принцесса и принц, говорящие животные - это лишь часть тех чудес, которыми наполнена замечательная сказочная история о силе любви и дружбе, надежде и верности.
Нам так хочется верить, что волшебство и удивительные приключения встречаются не только в сказках, но и в реальной жизни, и «Снежная королева» X. К. Андерсена помогает нам надеяться на встречу с этими чудесами.

Другие работы по теме:

Герда дат. Gerda героиня сказки Х. К. Андерсена Снежная королева Г. нормальная естественная девочка в плену мифа в отличие от своего названного братца Кая победившая злые силы.

Зимними ночами когда на небе ярко светит луна а на улице воет и свищет ветер внося неразбериху в белый рой кружащихся сверкающих снежинок ко мне в окно часто заглядывает. Снежная королева из сказки X. К.

Брауде, Л. Ю. Ханс Кристиан Андерсен / Л. Ю. Брауде. М. : Просвещение, 1987.(Биогр писателя). 83. 3(4Дан) А242-1

Сказки Андерсена являются единственными датскими произведениями, вошедшими в мировую литературу. Время не лишило их жизненной силы, и они пересекли все национальные границы.

Борьба добра со злом - основной конфликт народной сказки. Известные собиратели народных сказок братья Гримм первыми в истории литературы по-научному подошли к изучению фольклора.

В этой сказке В. В. Бианки рассказывается о защитных приспособлениях животных. В основе сюжета - первая охота неопытного самонадеянного щенка. Щенок один отправляется в лес. Там он видит вполне реальных жуков, гусениц, бабочек, ящериц, птиц. Как и положено в сказке, все они разговаривают, но внешность и поведение их правдоподобны.

Дюймовочка Дюймовочка - крошечная девочка всего «с дюйм ростом», фантастическое существо, воплощение доброты, мужества, терпения, постоянства. Д. с честью выходит из тяжелых испытаний, пока она находится среди отвратительных жаб, майских жуков и мышей. За это Д. ожидает справедливая награда - счастливая безмятежная жизнь в царстве эльфов.

Во всех сказках датского сказочника Г. Х. Андерсена побеждают добро, любовь, верность, искренность. Герои его сказок отважны, бесхитростны, поэтому, пройдя через всевозможные испытания, они обогащаются жизненным опытом, обретают множество друзей, разрушают злые чары и выходят победителями.

В этой сказке Г. К. Андерсена повествуется об оловянном солдатике-неудачнике. У него только одна нога: «…его отливали последним, и на вторую ногу олова не хватило». Впрочем, он и на одной ноге стоял твёрдо. Твёрдость стала чертой его характера. Он смело отправляется в опасное плавание на бумажной лодочке, хладнокровно выдерживает натиск крысы, путешествует в животе рыбы.

В этой сказке братьев Вильгельма и Якоба Гримм повествуется о том, как одной девочке достался чудесный горшочек. Стоило ему только сказать: «Раз, два, три, горшочек, вари!» - и вкусная каша готова. Зажили безбедно мать с дочерью. Однажды девочка ушла из дома, а мать велела горшочку варить, но как остановить его - забыла.

(по сказкам Г.Х.Андерсена) Писатель Г. Х. Андерсен утверждал, что сказки - «с блеском, лучшее в мире золото, то золото, которое блещет огоньком в детских глазах, звенит смехом из детских уст и уст родителей»; писатель с волшебным зрением, под взглядом которого самые простые вещи превращаются в сказку: оловянный солдатик, обломок бутылки, обломок штопальной иглы, воротничок, серебряная монета, мяч, ножницы и многое другое.

Известный немецкий писатель - романтик, художник, музыкант Эрнст Теодор Амадей Гофман написал много рассказов и повестей, в которых фантастическое объединяется с реальностью настолько крепко, что сложно определить границу. Фантастическое в произведениях Гофмана настолько притягивает и зачаровывает, что начинаешь воспринимать рассказанное, как реально существующее.

(По сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева») Сказка о Снежной королеве - моя любимая сказка Г. Х. Андерсена. Я читала ее многократно, и каждый раз приключения маленькой Герди принуждали волноваться. Но больше всего я сочувствовала Каю, в сердце которого угодил осколок зеркала тролля.

(по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева») Начинается эта волшебная сказка рассказом о злом тролле, который со своими приспешниками создал страшное зеркало, которое потом разрушило не одну человеческую жизнь. А потом читатель узнает о мальчике Кае и девочке Герде, которым через их бедность не было места на земле поиграться, но их садиком был небольшой ящик с розами на крыше.

(по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева») В сказке Г. Х. Андерсена Снежная королева - величественная и могучая. Она может засыпать мир снегом, заморозить все вокруг, но страшнее всего - сделать сердце человека ледяным и жестоким. На вид королева очень красива («Глаза ее сияли, как звезды…»).

В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное - жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое - его грёзы о подземном царстве гномов.

В этой сказке Г. К. Андерсен поведал необыкновенную историю преданных друг другу и однажды разлучённых Кая и Герды. Это произошло потому, что осколок волшебного кривого зеркала, обладавшего свойством превращать доброе в злое, попал Каю сначала в глаз, а затем в сердце. Мальчик стал чёрствым и бездушным эгоистом.

Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Бедный принц, владеющий маленьким королевством, захотел жениться на дочери императора. Он отправил ей в подарок драгоценную розу с чудесным ароматом и соловья. Но гордячка не оценила подарка, ибо они были живые, а не искустно сделанные. Тогда принц поступил к императору на службу свинопасом, и за поцелуи продал принцессе волшебный гошочек, который вызванивал мелодию и мог показать, что у кого готовится, и трещотку, воспроизводящую все вальсы и польки мира.

Автор: Андерсен Ханс Кристиан. В королевство короля-модника прибыли двое обманщиков. Они обещали выткать чудную ткань, невидимую для глупцов и тех, кто не на своем месте сидит. Получая от короля материалы, деньги и почести, они не только «соткали» ткань, но и «сшили» костюм - хотя никакого костюма не было, высланные на проверку чиновники, да и сам король, не хотели признаваться, что ничего не видят.

Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Один принц желал взять в жены только настоящую принцессу. В бурю к ним постучалась девушка, вся мокрая и жалкая, но утверждающая, что она - настоящая принцесса! В ходе проверки королева уложила ее на 20 тюфяков + 20 перин, под которые положила горошину. Утром гостья пожаловалась на плохой сон, ибо всю ночь ей что-то очень мешало и наставило синяков по всему телу.

Гордость за народ в сказке Н.С. Лескова "Левша" Автор: Лесков Н.С. Самая большая проблема, раскрытая Лесковым в сказе «Левша» - это проблема невостребованности талантов русского народа.

Смысл названия сказки Андерсена "Снежная королева" Автор: Андерсен Г.-Х. Прочитав сказку Г.Х.Андерсена «Снежная королева», я задумался: «Почему она так называется?»

«Щелкунчик и Мышиный король» Э. Т. А. Гофмана - это рождественская сказка в сказке. В этом произведении реальное (жизнь семьи Штальбаумов) и сказочное (история Щелкунчика) переплетаются так искусно, что порой теряешься в догадках: то ли война игрушек и мышей приснилась Мари, то ли это было на самом деле...

В чём превосходство царевны над царицей в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях?" А.С. Пушкина? Автор: Пушкин А.С. У Александра Сергеевича Пушкина много сказок, поэм и стихов. Одна из них «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Сказка повествует о вражде царевны и царицы. Как и во всех сказках, здесь добро побеждает зло.

Андерсен, Ханс Кристиан (Andersen, Hans Christian) (1805–1875), датский писатель. Андерсену принадлежат романы, пьесы, книги путевых заметок, стихотворения, однако в литературе он остался прежде всего как автор сказок и историй.

Давно, более ста лет назад, в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл в номере тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: "Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену" - и отнес тросточку на почту.

Никто не написал такого количества автобиографий, как Ханс Кристиан Андерсен. Каждая его сказка - это или воспоминание о детстве, как, например, "Гадкий утенок", или рассказ о своих родителях, или повествование о собственных переживаниях.

Главная идея сказки Андерсена «Снежная королева» — это любовь.

Основная мысль в том, что настоящее чувство способно помочь преодолеть невозможное, даже чудо способно сотворить. Преданность, дружба и самоотверженность преодолевают все преграды и способны растопить даже самое холодное сердце.

Почему сказка «Снежная королева так называется?

Сказка называется «Снежная королева», потому что глав­ное событие, на котором строится сюжет - это похищение Кая Снежной королевой. Сказка состоит из семи историй.

Девочка Герда и мальчик Кай. Они жили в соседних домах и любили друг друга как брат и сестра. Они ходили друг к другу в гости по крыше и любили играть на скамейке под розами, которые росли в ящиках на водосточных желобах.

«Снежная королева» реальное и фантастическое в сказке

Андерсен своей сказкой говорит читателю, что если человек хочет чего-то добиться, если этот человек добр и сердечен, то ему будут помогать и природа, и люди, человек обязательно достигнет своей цели.

Герде в чертогах Снежной Королевы помогла вера в Бога, молитва, верность своей любви, мужество, верность. Её горячие слёзы растопили ледяное сердце Кая, он ожил и вспомнил Герду. Каю помогли льдинки: они затанцевали и потом сами сложились в слово «вечность».

Концовкой автор хочет сказать, что зло истощит свои силы так же, как кончается зима. Наступит весна, человек вернётся в свой дом, но его душевный опыт станет богаче. Человек повзрослеет, и хорошо, если взрослый останется так же чист сердцем и душою, как ребёнок.

Разделы: Литература

Класс: 5

Тип урока: обобщение изученного с элементами лекции и инсценирования.

Цели:

  • обобщение и углубление изученного по творчеству Х.К.Андерсена с учетом литературоведческих знаний; обучение умению находить связь между фантастическим и реальным миром в литературных произведениях;
  • развитие монологической речи учащихся; умение сравнивать, анализировать, обобщать;
  • воспитание у учащихся доброты, самопожертвования, сострадания.

Звучит “Вальс-фантазия” М.И. Глинки.

Когда мы читаем или изучаем сказки, над нами витает фантазия. Вот и сегодня она пришла к нам в звуках “Вальса – фантазии” Глинки, который вы только что услышали.

Слово учителя.

Все мы, люди, родом из детства. Мы, уже седые, вспоминаем свое детство, как волшебный сон. И, наверное, ребята, вам родители иногда говорят: “Как бы я хотела оказаться на твоем месте, стать такой же маленькой, как ты”. Счастливы те дети, у которых есть бабушки, особенно если бабушки перед сном рассказывают волшебные сказки. Мы любим сказки со счастливым концом, но не все сказки такие. Как больно сердцу, когда мы узнаем о смерти Русалочки. Как жалко стойкого оловянного солдатика, который по шалости злого мальчишки расплавился в огне.

Так, через сказки мы постигаем жизнь. А жизнь наша – это постоянные переходы от реального в фантастический мир, из фантастического в реальный, порой очень суровый.

И, конечно же, нам нужны сказки. Маленький Андерсен задавал себе вопрос: “Что такое сказка? Настоящая сказка?” Задал он этот вопрос и отцу. Тот ему ответил: “Если сказка настоящая, в ней прекрасно сочетаются действительная жизнь и та, к которой мы стремимся”.

И Андерсен сумел в своих сказках соединить, казалось бы, несоединимое – фантастический и реальный мир.

А что такое реальный мир? Нас с вами окружает реальный мир: класс, знакомые и незнакомые лица, книги. Но вот мы пришли домой, открыли книгу – и попали в фантастический мир, мир морских чудищ, русалок и сказочных существ.

Знаменитые сказочники очень многое взяли из фольклора: мифов, сказок, обычаев. Не боялся делать этого и Андерсен. Он знал рассказ о русалке, которая якобы заплыла за прорванную штормом дамбу у голландского города Эдем и была поймана, жила в монастыре города Харлема, занималась ткачеством и была похоронена по христианскому обряду.

Знал он и другой рассказ. В середине XVII века в проливе, отделяющем Ньюфаундленд от Лабрадора, рыбаки поймали в сеть человека-рыбу с серой кожей, густой бородой и белокурыми волосами. Он разорвал сеть и исчез в пучине.

Как вы думаете, какая сказка была создана Андерсеном по этим рассказам? Что вам особенно понравилось в этой сказке? Где здесь фантастическое? А есть ли в сказке место реальному миру? Похожи ли русалки на людей? (Люди наделили фантастическое существо своим характером. Русалки так же, как и люди, мучаются, страдают оттого, что их не любят, оттого, что мир бывает так жесток. Как нам горько читать о смерти Русалочки, но как верят в нее. Без веры нельзя. Так переплетаются в сказке реальное и фантастическое.

Символом столицы Дании – Копенгагена – стала бронзовая русалка. Сидит она на каменной глыбе у входа в копенгагенский порт, как бы приветствуя заходящие сюда корабли. Моряки со всего света дарят ей цветы, считая, что это приносит счастье.

Очень похожа биография Андерсена с сюжетом сказки “Гадкий утенок”. Так или иначе, именно в детстве Андерсена – главные истоки его творчества: “Он очень медленно взрослел и с годами не отдалялся от того, чем живет детство. В 16 лет он так же самозабвенно играл в куклы – куклы-артисты, как и шестилетним ребенком”.

Изображая в сказке этих птиц, Андерсен имел в виду людей, ведь некоторых из них, живя в своем “птичнике”, ничего не видя, хвалят свое и порочат чужое.

Рано или поздно талант, доброта, сила, смелость победят, даже если люди, которым они свойственны, родились в нищете.

В сказке “Ребячья болтовня” прелестная маленькая девочка, в которую не вбили, а “вцеловали” спесь, рассуждает о том, что в ней течет “настоящая” кровь, а в ком ее нет, из того ничего не выйдет: “Читай, старайся, учись, сколько хочешь, но если в тебе нет настоящей крови, толку не выйдет.” А уж из тех, чье имя кончается на “сен”, – прибавила она, – никогда ничего не выйдет путного”.

Грустно слушал из-за двери эти слова бедный мальчик, для которого огромным счастьем было хоть в щелочку поглядеть на разряженных, веселящихся детей. Его фамилия как раз кончалась на “сен”, как и у всех простых людей. Потом он стал замечательным и знаменитым скульптором, в центре города создали музей Торвальдсена.

Наверное, не раз в своем детстве слышал подобные речи и другой мальчик с фамилией на “сен”, который потом стал великим сказочником. Имя его известно всему миру – Ханс Кристиан Андерсен.

Итак, послушаем рассказ о лучшем сказочнике мира – Х.К. Андерсене (рассказавает ученица).

Ханс Кристиан Андерсен всю свою жизнь умел радоваться, хотя детство его не давало для этого никаких оснований. Родился он в старом датском городе Оденсе, в семье сапожника. Семья жила бедно, но все для маленького Андерсена превращалось в чудо. Он вырезал из бумаги фигурки и играл с ними в театр. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо разрастался лук, и несколько газонов на окнах. В них цвели тюльпаны. Их запах сливался с перезвоном колоколов, стуком отцовского сапожного молотка, лихой дробью барабанщиков около казармы, свистом флейты бродячего музыканта и хриплыми песнями матросов.

Во всем этом разнообразии людей, красок и звуков, окружавших тихого мальчика, он находил повод для того, чтобы выдумывать всякие истории.

В доме Андерсенов у мальчика был только один благодарный слушатель - старый кот по имени Карл. Но Карл страдал крупным недостатком – он часто засыпал, не дослушав до конца какую-нибудь интересную сказку. Кошачьи годы, как говорится, брали свое.

Но мальчик не сердился на старого кота. Он все ему прощал за то, что Карл никогда не позволял себе усомниться в существовании колдуний, хитреца Клунпе-Думпе, догадливых трубочистов, говорящих цветов и лягушек с бриллиантовыми коронами на голове.

Первые сказки мальчик услышал от отца и старушек из соседней богадельни (богадельня - дом для одиноких старых людей). Весь день эти старушки пряли, сгорбившись, серую шерсть и бормотали свои нехитрые рассказы. Мальчик переделывал эти рассказы по-своему, украшал их, как бы раскрашивал свежими красками, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их, но уже от себя, старушкам. А те только ахали и шептались между собой, что маленький Кристиан слишком умен.

Маленький Кристиан умел радоваться всему интересному и хорошему, что попадается на каждой тропинке и на каждом шагу. Разве не интересен сухой мох, рассыпающий из своих кувшинчиков изумрудную пыльцу, или цветок подорожника, похожий на сиреневое украшение? Разве не прекрасна каждая травинка, наполненная пахучим соком, и каждое летучее семечко липы? Из него обязательно вырастет могучее дерево.

Да мало ли что увидишь у себя под ногами! Обо всем этом можно писать рассказы и сказки, такие сказки, что люди будут только качать головами от удивления и говорить друг другу: “Откуда только взялся такой благословенный дар у этого долговязого сына башмачника из Оденсе? Должно быть, он все-таки колдун!”

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Андерсен отпросился у матери и на жалкие сбереженные гроши уехал в столицу Дании Копенгаген, чтобы стать актером; но актера из него не вышло. Зато некоторые из его пьес получили одобрение в театре, и он получил стипендию и право обучения в Латинской школе.

В 20 лет он решил, что главное в его жизни – поэзия. Написал несколько книжек стихов.

За свою жизнь он совершил 29 путешествий, побывал во многих странах Европы, в Азии и даже добрался до Африки. В 1835 году вышел первый сборник его сказок. Они быстро облетели весь свет. О корнях своей сказки лучше всех сказал в своем стихотворении сам Андерсен:

В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало;
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя…

Работа над текстом сказки.

Сегодня мы с вами будем работать над текстом сказки “Снежная королева”. Эта сказка была особенно дорога автору еще потому, что волшебное в ней соседствует с реальным, с жизнью самого Андерсена. Огород матери сказочника, по его словам, и теперь еще цветет в сказке “Снежная королева”.

  1. Какой характер должен быть, по вашему мнению, у человека, который так начинает свою сказку: “Ну, начнем! Вот дойдем до конца сказки, тогда будем знать больше, чем теперь. Жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол…”? Чем похоже это начало на другие сказки, известные вам, а чем – нет? Можно ли определить по этому началу, что сказка – не русская?
  2. У тролля, говорил Андерсен, была своя школа. Чему учили в этой школе? Докажите, что сказочник не так относится к жизни и людям, как тролль и его ученики.
  3. Какое зло причиняли людям осколки волшебного зеркала?
  4. Автор заканчивает первую сказку словами: “И много осколков зеркала все еще летало по свету. Послушаем же про них”. Мы уже знаем, что от этих осколков приходит беда: сердца людей превращаются в куски льда. Это, конечно, сказочное выражение, и мы понимаем, что “лед” этот особенный, не такой, как на катке. Подумайте и скажите, о ком из героев сказок Андерсена можно сказать, что их сердца – словно ледяные.
  5. Для чего две семьи устроили себе “сад” в деревянных ящиках? Что это был за сад? Понятно, почему разводили коренья для супа и зелень, но зачем посадили розовые кусты?
  6. Как начинается рассказ о Снежной королеве? Послушаем, что говорят о ней бабушка, Герда и Кай. (Инсценировка эпизода). Посмотрите, Кай еще почти ничего не знает о Снежной королеве: добра она или зла, каков ее характер, но он уже говорит: “Я посажу ее на теплую печку, и она растает”. Как эти слова характеризуют Кая?
  7. Какой увидел Кай Снежную королеву в первый раз? Как вы понимаете слова сказочника: “ Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира”? Похожи ли ледяные узоры Снежной королевы на морозных окнах на розовые кусты в садике детей?
  8. Чем вам запомнился рассказ о том, как осколок зеркала тролля попал в глаз Каю? Переживает ли сказочник это событие или ему все равно? Докажите свое мнение.
  9. Почему так испугалась Герда, когда Кай сорвал две розы и бросил их? Что сделал Кай, заметив ее испуг?
  10. Как описывается в сказке второе появление Снежной королевы? Какой теперь видит ее Кай? Что сказал Кай, когда Снежная королева его поцеловала? О чем он вспомнил? А о чем не вспомнил?

Почему именно Кай стал пленником Снежной королевы? Заметьте, Снежная королева вовсе не мстит Каю за его дерзкие слова, она ласкова с ним, как со своим. Ведь невозможно было бы представить, чтобы осколок попал в сердце Герды, а Кай, если можно так выразиться, удобная мишень для такого осколка, он имеет предрасположение к будущей перемене, происшедшей с ним.

“А салазки! Не забудь мои салазки!”- это не просто влияние осколка и поцелуя. Кай, как видим, не все забывает из прежней жизни: он забывает Герду, бабушку, домашних, но про салазки не забывает. Может быть, именно поэтому Снежная королева потом обещает ему не только весь свет, но и коньки. Здесь не только замечательный юмор Андерсена, но и нечто другое. Кай знает очень много для своего возраста, не только четыре действия арифметики и даже дроби; но чего-то очень важного он не знает. Чего же он не знает?

  1. Что же было с Гердой после исчезновения Кая? Кто ей сочувствовал? А сказочник? Найдите строчки, доказывающие это.
  2. Герда попадает в прекрасный цветник женщины, умевшей колдовать. Там было очень красиво, но что-то могло насторожить с первого же дня. Что именно? Чем вдруг оказалась похожа добрая старушка-волшебница на Снежную королеву?
  3. Не правда ли, положение Герды напоминает положение Кая? Оба под влиянием колдовства забыли друг о друге. В чем же разница?
  4. Как ведет себя Герда, услышав рассказ ворона о принцессе и мальчике, которого она считает Каем?
  5. Как описывается королевский дворец? Докажите, что сказочник подсмеивается над придворными порядками.
  6. Нравится ли вам маленькая разбойница? Давайте посмотрим, остается ли она все время одной и той же или изменяется? Чем объясняется перемена в маленькой разбойнице?
  7. Добрая или злая маленькая разбойница? Почему она помогла Герде? О чем рассказала Герда маленькой разбойнице? (О Снежной королеве Герда ничего не знает). Расскажите сами от имени Герды.
  8. Почему спасение Кая финка считает самым трудным испытанием для Герды?
  9. Почему Герда оказалась сильнее Снежной королевы? В чем сила Герды?
  10. Как ей удалось разрушить чары Снежной королевы и освободить Кая?
  11. Маленькая разбойница при новой встрече говорит Каю: “Ах ты, бродяга! Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света? ” Как бы вы ответили на вопрос маленькой разбойницы?
  12. Встреча с Гердой сильно повлияла на маленькую разбойницу. А как, по вашему мнению, изменится Кай после всей этой истории? В конце сказки Кай и Герда заметили, что выросли. Только ли ростом стали они больше, или Андерсен хочет еще что-то сказать о своих героях?

“Хотела бы я знать, стоишь ли ты того, чтобы за тобой бегали на край света!”

“Стоит!”– утверждает всем своим творчеством Андерсен. Человек всегда стоит того, чтобы за него бороться, даже если он совсем “пропащий”!

Герда, маленькая, слабая девочка, оказалась сильнее могущественной повелительницы царства льдов и снегов. Сила Герды в ее мужестве, бесстрашии, в ее вере в собственные силы, в умении преодолевать препятствия.

В этой сказке “чувство одерживает победу над холодным разумом”.