Cочинение «Когда воскресает Раскольников. Умения, необходимые для успешного написания сочинений Что помогает раскольникову воскреснуть для новой жизни


Анализ эпизода "Признаниев убийстве Родиона Раскольникова Соне Мармеладовой» из романа Ф.Достоевского «Преступление и наказание»"

Тип урока: урок закрепления и совершенствования знаний

Форма проведения: урок-практикум

Цели:

  • формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций;
  • развитие читательской культуры и понимания авторской позиции.

Задачи:

1.Образовательная:

  • повторить и обобщить изученное по теме "Анализ эпизода";
  • знать строение эпизода, сюжетные и внесюжетные элементы, определение эпизода, роль эпизода в тексте; схему анализа эпизода;
  • уметь анализировать эпизод из романа « Война и мир», определять его роль в романе, интерпретировать текст.

* Дать навыки литературного анализа.

* Обратить внимание учащихся на стилистику Л.Н. Толстого как образец литературной речи.

2.Развивающая:

  • обогащение и усложнение словарного запаса; усиление коммуникативных свойств речи;
  • развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать.

3.Воспитательная:

Основной метод : эвристическая беседа с элементами самостоятельной поисковой деятельности

Методы:

Репродуктивный, проблемный.

Организационные формы обучения:

Фронтальная, индивидуальная

Оборудование: мультимедийный проектор, текст художественного произведения - эпизод из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» « Лунная ночь в Отрадном»

ХОД УРОКА

Эпиграф.

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»

Ев. от Матфея гл. 9 ст. 13

1 Организационный момент.

Эмоциональное погружение в урок через вопросы ассоциативного характера.

Учитель.

Мир наполнен красками, звуками, эмоциями. Человек лишь тогда в полной мере откроет мир для себя, если сможет одновременно и видеть, и слышать, и чувствовать. Сегодня вы прочитали один из самых трудных эпизодов романа Ф Достоевского «Преступление и наказание» Как настроение? Дайте словесное описание своему настроению.

Какое впечатление у вас сложилось о писателе после прочтения данного эпизода?

(предполагаемые ответы : тонкий психолог, чувствует природу, человек глубоких душевных переживаний)

2 Целеполагание.

Вступительное слово учителя .

"Преступление и наказание" — это роман Достоевского, который уже более столетия служит поводом для напряженных раздумий о цене человеческой жизни, о моральных границах своеволия, о том, сколько в человеке от дьявола, а сколько — от Бога.

В названии романа три слова. Второе слово (союз и) заставляет задуматься, что следует непосредственно за преступлением?

Мы обратимся к одному из самых важных эпизодов романа - к первому посещению Раскольниковым Сони (ч. IV, гл. 4

На партах в помощь учащимся - инструкция по работе над анализом эпизода.

Учитель.

Давайте вспомним, что такое эпизод?

Предполагаемые ответы

(Эпизод- это отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью.)

(Эпизод - небольшая часть литературного произведения, играющая в развитии сюжета определённую роль. Содержание эпизода составляют поступки персонажей, небольшие происшествия или крупное событие, дающее новое направление развитию сюжета, который в крупных произведениях строится на сцеплении ряда эпизодов.)

Учитель.

Эпизод должен быть проанализирован как в своих связях с целым произведением, так и изнутри.

ОПРЕДЕЛИ место и роль эпизода.

УСТАНОВИ «ближайшие» связи:

что ему предшествует. что идёт за ним, какую функцию он выполняет (изображение события, характеристика среды, героя.);

«далёкие» связи : перекличка с другими эпизодами, удалёнными друг от друга в пространственном плане; одна и та же ситуация, но с разными героями; один и тот же герой, но в другой ситуации; перекличка с другими произведениями.

Словарная работа (показ слайда).

Художественная деталь (от фр. detail- часть, подробность) - значимая подробность,частность, позволяющая передать эмоциональное и смысловое

Учитель

Определите художественные детали в данном эпизоде.

Как вы думаете, ребята, деталь может выступать в качестве чего-нибудь другого в художественном произведении?

(Да, как символическая деталь).

Символ (от греч.symbolon- знак, примета) - один из видов тропа, слов, которые получают в художественном тексте кроме своих основных (словарных, предметных) значений еще и новые(переносные).

Учитель

- Почему Раскольников остановил свой выбор для признания в совершённом на Соне?
(4 глава
IV части)

Для Раскольникова Соня - олицетворение человеколюбия, жертвенности. Ей, «блуднице», кланяется он до земли во время этого свидания. «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился», - говорит он Соне.(стр. 317)

В её судьбе он видит воплощение бесчеловечного, несправедливого мира, сравнивает её жребий и участь Дуни, готовой ради любви к брату «продать» себя Лужину. Поэтому и восклицает: «Вечная Сонечка, пока мир стоит!»

3 Мотивация познавательной деятельности

Учитель

Известно, как велико значение первой фразы художественного текста

Что ж, давайте откроем тексты и прочитаем начало этой главы.

Обращаю внимание на то, что повествование ведётся по нарастающей, т.е. налицо восходящая градация.)

"... Он бродил в темноте и недоумении,... отворилась какая-то дверь, он схватился за нее машинально... Родион вошел в переднюю, тут, на продавленном стуле... стояла свеча".

Эта сцена, по-моему, немаловажна: Раскольников идет из темноты на свет из Сониной комнаты. Она, как Иисус, выводящий из темноты, смерти Лазаря, освещает дорогу Родиону. Ион идет за ней, ведь пойти больше некуда.

Учитель

Обратите внимание на отбор лексики в этом описании. Что сказано о доме?

(Дом был на канаве, он был трехэтажным, старым, зеленого цвета, вход на узкую и темную лестницу - в углу дома; сказано, что Раскольников бродил в темноте. Это достаточно традиционное для Достоевского описание Петербурга.)

Учитель

Какие эмоции вызывает у вас этот фрагмент?

(Неприязнь, ощущение нищеты, все это угнетает.)

4 Формирование умения композиционного анализа текст

Учитель

Теперь прочитаем описание комнаты Сони.

«Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с четырьмя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть было нельзя хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей комнате почти совсем не было мебели. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

Учитель

А какие ощущения возникают у вас при чтении этого фрагмента?

(Приблизительно те же, что и при описании дома. Удивительно, как в таких условиях может жить человек. Тяжелая, гнетущая атмосфера («низкий потолок»), отсутствие воздуха («душно и угарно»), темнота, грязь, сырость, неправильные формы - все это безобразно и ужасно.) это тот мир, в котором задавлен и обездолен человек

Учитель

Как бы ты поступил, если бы оказался на месте Раскольникова?
Решился бы в такой ситуации на покаяние?

Действительно, впечатления не самые приятные. Жизнь Сони похожа на ее комнату. Уродство жилья соответствует уродству жизни. Думаю, справедливость этого высказывания не вызывает сомнения.

Учитель

С чем у вас ассоциируется слова «темнота», «дверь»?

(Недоумение, потемки - это состояние Раскольникова не только в этом эпизоде (человек, который ищет квартиру в темном помещении), это его состояние вообще (человек, ищущий правильный путь). Здесь можно нащупать и авторский голос, поскольку символика достаточно прозрачна и формально эти слова принадлежат повествователю. Чрезвычайно важно и то, что Соня сама открывает дверь Раскольникову, а тот машинально хватается за нее. Конечно, и это символично. Дверь - это выход из какого-то замкнутого пространства, а на уровне символа - выход из ситуации.)

Учитель

Какими художественными средствами писатель достигает глубины в раскрытии психологии своих героев?

(Пейзаж, художественная деталь, символы, персонажи, портретная характеристика…)

Разговор начинается «сразу». Его результатом является отречение Раскольникова от теории, так как он преклонился перед «всем страданием человеческим» без различия человеческих «существ» и «разрядов».

Соня - падшая. Сознание этого полностью выжгло в ней всякую гордыню…, её душа открыта бесконечному - ненасытимому состраданию и покаянному чувству…

Когда Раскольников признаётся ей в убийстве, первым движением её души становится сострадание: «Вдруг, точно пронзённая, она вздрогнула, вскрикнула и бросилась ему на шею, обняла его и крепко-крепко сжала его руками».

Учитель

Согласно теории, Раскольников делит людей на две группы - высший и низший разряд. К какому разряду, по-вашему, он относит Соню?

(Соню он относит все же ко второй группе.) Она не способна на бунт в том смысле, как это понимает Раскольников.

Раскольников пытается ее презирать за несоответствие своей теории.

Он ведет себя с Соней достаточно грубо.)

Учитель

Но этот разговор необычайно сложен и для него самого. Что об этом свидетельствует?

Какую функцию в тексте выполняет многоточие ? Приведите примеры из текста

(Здесь огромное количество пауз, растянутость во времени, обилие многоточий (прерывистость, поиск формулировки, неуверенность, недосказанность), невозможность найти общий язык;

постепенное нарастание эмоциональности - шепот переходит в плач, плач в рыдания, затем у Сони начинается горячка; эта сцена - наивысший момент в эмоциональной напряженности.)

Учитель

Мы понимаем, что Раскольников, несмотря на свою теорию, не до конца ей последователен. Он хотел бы быть суровым обличителем, презирающим «тварь дрожащую», но это у него получается не полностью. Об этом свидетельствуют приведенные вами факты.

Итак, мы выяснили, что Раскольников не полностью владеет ситуацией. В связи с этим еще один вопрос: однороден ли диалог Сони и Раскольникова в смысле лидерства? Как меняются взаимоотношения между ними?

Приведите примеры из текста.

(Нет, диалог не однороден. Поведение Раскольникова постоянно меняется: он то нападает на Соню (в этом случае на первый план выходит логика, которая связана с теорией), то сочувствует ей (правда сердца - истинная правда) . Например, «Он приветливо, почти с состраданием посмотрел на нее с минуту. Какая вы худенькая! Вон, какая у вас рука! Совсем прозрачная. Пальцы, как у мертвой». А затем: «Ну да уж конечно! - произнес он отрывисто, и выражение лица его, и звук его голоса опять вдруг переменились». Раскольников напоминает Соне обо всем том, о чем она не желает думать: о побоях Катерины Ивановны, о том, что будет с Поленькой, что будет с ней самой. Раскольников доводит ее до критического состояния: она «почти в отчаянии схватилась за голову», «страшный испуг», «страшная тоска», «горько-горько зарыдала». Раскольников: «чуть не с насмешкой», «с каким-то злорадством ответил, засмеялся». Это издевательство над ней достигает кульминации во фразах: «Не каждый день получаете-то?» Происходит смена агрессии и сочувствия у Раскольникова: колебания в его теории. Он сам не может быть до конца последовательным в своей теории.)

Давайте зачитаем фрагмент текста, в котором это описывается.

Учитель

Что, по вашему, означает поцелуй ног? Чем можно объяснить такое поведение Раскольникова? Связано ли это с его теорией?

(Возможный ответ:

Теория запрещает сострадать, жизнь - вынуждает. Теория начинает рассыпаться. На прошлом уроке мы говорили о том, что гуманизм Раскольникова - абстрактный: любовь ко всем предполагает жестокость по отношению к конкретному живому человеку .)

Учитель

Итак, поцелуй ног - еще одно свидетельство несостоятельности теории Раскольникова.

Но «кроткие голубые глаза» Сони «могут сверкать таким огнём, таким суровым энергетическим чувством». За её кротостью и смирением скрывается сила духа, вера. Она не принимает бесчеловечной теории Раскольникова, для неё, готовой к состраданию, человек не может быть «вошью». Правоту Сони чувствует Раскольников, поэтому «страшна была ему Соня. Соня представляла собою неумолимый приговор, решение без перемены». Соня читала Раскольникову евангельский эпизод о воскрешении Лазаря для того, чтобы пробудить в нём веру, обратить его к людям.

Прозвучало Божественное Слово о величайшем чуде - воскрешении Лазаря. Звучание Слова было истинным - оно шло из любящего, сострадающего сердца, к человеку, стоящему на грани, чтобы уверовать…

Опять в Раскольникове говорят две мысли разом:

Мы вместе прокляты, всё кончено, в одиночку нам не выдержать, надо вместе идти «по одной дороге». Надо нести проклятье и «страдание взять на себя!»

Страдание понести (пойти на каторгу).

Учитель

Почему чтение Евангелия является кульминацией романа?

(« И он, он - тоже ослеплённый и неверующий,- он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да! да! сейчас же, теперь же…» Действительно, в душу Раскольникова постепенно начали прорастать ростки веры: против своей воли он выполняет наказ Сони просить прощение у всех на перекрёстке.)

Учитель

Почему именно Соне доверил Достоевский прочесть Евангелие?

(Софья - Премудрость Божия; в ней Раскольников глазами Достоевского увидел страдание человеческое, и, как Мария Магдалина Христу, поцеловал её ногу. «Вдруг он весь быстро наклонился и, припав к полу, поцеловал её ногу…- Я не тебе поклонился, я всему страданию поклонился.»- часть 4, глава 4.)

Учитель

А как же Соня приняла признание Раскольникова в убийстве?

(«Нет, нет тебя несчастнее теперь в целом свете! - воскликнула она… и вдруг заплакала навзрыд, как в истерике…Страдание принять и искупить себя им, вот что надо…Есть на тебе крест?...На, возьми вот этот, кипарисный…Возьми…ведь мой! - упрашивала она. - Вместе и крест понесём!... Как пойдёшь на страдание, тогда и наденешь. Придешь ко мне я надену на тебя, помолимся и пойдём.»)

Соня просит Раскольникова раскаяться и пойти на страдания на каторгу, чтобы искупить свой грех, достигнуть душевной гармонии.

Учитель

Раскольников просит прочесть из Евангелия о воскрешении Лазаря, почему именно эту сцену?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте послушаем главы о воскрешении Лазаря из Библии. Затем найдем аналогии в романе.

Откройте страницы, где находятся выдержки из Евангелия. Карандашом отмечайте аналогии, различия, постарайтесь уловить глубокий смысл библейских глав. Читаем: " Гл. 11. Воскрешение Лазаря. Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестре её. Сестры послали оказать Ему: Господи! вот, кого ты любишь, болен. Иисус, услышав то, сказал: эта болезнь не к смерти, но к славе Божий, да прославитесь через неё сын Божий. Ученики сказали: Иудеи искали побить тебя камнями, и ты опять идешь туда? Иисус отвечал: не 12 ли голов во дне? кто ходит днем тот не спотыкается, потому-то видит свет мира сего: А кто ходит ночью спотыкается, потому что нет света с ним. Лазарь уснул, и я иду разбудить его, Иисус пришел туда и нашел, что он уже 4 дня в гробе.

Иисус говорит Марку: Воскреснет брат твой: я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если умрет, оживет. И всякий живущий и верующий в меня не умрет вовек...

Иисус говорит: Отнимите камень. Сестре умирающего, Марфа, говорит ему: Господи! Уже смердит, Иисус говорит ей: Не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божью? и так отними камень от пещеры, где лежал умерший. Иисус же возвел очи к небу и сказал: Отче! благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь меня: но сказал еще для народа, здесь стоящего, чтоб поверили, что Ты послал Меня.

Сказав это,он воззвал громким голосом: Лазарь, иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами. Иисус говорит: что развяжите его, пусть идет. Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус

Учитель

На какие моменты вы обратили внимание при чтении?

Ученики.

Мария и Марфа искренне верили в воскрешение Лазаря и поэтому Иисус помог им.

Маленькая, безутешная Соня гораздо сильнее духовна Родиона, она может выслушать и понять, она дает совет покаяться, признаться в убийстве. Она верит в Бога, верит, что Бог даст силы Раскольникову начать новую жизнь.

Учитель

Читая «Преступление и наказание», вы познакомились с большей частью этой притчи. О чем она повествует?

Меняется ли как-то поведение персонажей?

(Соня преображается. Она - лидер в этом диалоге (зачитываются примеры). Бог для нее все. В нем - ее истинная сила и правда. Раскольников отступает «на второй план».)

Учитель

Этот эпизод очень и очень символичен. В чем его символика? На этот вопрос вы можете ответить, если свяжете этот эпизод с последующим текстом (мы учимся анализу эпизода!).

(Нужно обратиться к эпилогу. В нем - намек на возрождение Раскольникова. Поэтому мы можем его считать воскресшим Лазарем. «Правда» Сонечки оказывается правильней, и это в финале понимает Раскольников.)

Он приходит к такой же грешнице, как он сам, " а пуще всего тем ты грешнице, что понапрасну, умертвила и продала себя". Родион еще не понимает как Соня до сих пор еще жива от позора и стыда. Он не понимает, что значит жить, жить не для себя, а для других. Этому ее учит Бог, она верит, это его сила поддерживает Соню. Раскольников считает ее юродивой, но все же просит прочесть о Лазаре.

И самая главная сцена: признание Родиона Соне. Он не объявляет, открыто, он тянет, не торопиться, как бы играя с Соней: "Так не может угадать-то? - спросил он вдруг с тем ощущением, как бы бросался в низ с колокольни. - Нет, - чуть слышно прошептала Соня. - Погляди-ка хорошенько. Угадала? - Господи! - вырвался ужасный вопль из груди ее. Бессильно упала на постель,... Но через мгновение быстро приподнялась, быстро придвинулась к нему, схватила его за обе руки и крепко сжимая их, как в тисках, тонкими своими пальцами, стала опять неподвижна, точно приклеившись, смотреть в его лицо".

Вот она вся Соня. Сколько силы, мужества, ясности ума в таком поступке. Она этим жестом навеки связала себя с ним, готова разделить с ним его горе его грех.

Она берт на себя ответственность за судьбу Родиона, как Иисус исцеляет Лазаря и вселяет веру в иудеев, видевших чудо и пошедших за ним.

Исследовательская работа (групповое задание)

Ты - художник-иллюстратор и работаешь над оформлением печатного издания романа Достоевского. Рисуя портрет Сони Мармеладовой, на каких деталях ее внешности остановишься, что и как захочешь изобразить?

Учитель

Обратимся к словарю. Какова роль символа?

Важным образом света в мифологии являются свеча, лампа и лампада.Свеча - как образ духовного света во тьме невежества, она является важнейшим символом христианских традиций, являясь эмблемой Христа, Церкви, Благодати, Веры и Свидетельства. В более частном смысле свеча краткостью своего существования символизирует одинокую, трепетную, человеческую душу .

Означает свет во тьме жизни, озарение, живительную силу Солнца, а также неверную жизнь, которую так же легко погасить, мимолетность. Свечи, зажигаемые, когда человек умер, освещают эту тьму смерти, олицетворяя свет мира предстоящего . Лампа означает жизнь, свет Бога, бессмертие, мудрость, интеллект, указание пути, звезду. Дух, правда, ум - качества, ассоциируемые со светом. Кроме того, лампа - это жизнь отдельного человека в ее мимолетности; дела добрые, бросающие свет во тьму; воспоминание. Лампы или лампада , стоящие на алтаре или у образа, олицетворяют постоянное присутствие божественной силы. Свеча, лампа и лампада представляют важный образ света в мифологии. Свеча - как образ духовного света во тьме невежества, а краткостью своего существования она символизирует одинокую, трепетную, человеческую душу. Означает свет во тьме жизни, озарение, живительную силу Солнца, а также неверную жизнь, которую так же легко погасить, мимолетность. Лампа означает жизнь, свет Бога, бессмертие, мудрость, интеллект, указание пути, звезду. Дух, правда, ум - качества, ассоциируемые со светом. Кроме того, лампа - это жизнь отдельного человека в ее мимолетности.Лампы или лампада, стоящие на алтаре или у образа, олицетворяют постоянное присутствие божественной силы.

1) Описание глаз Сони передаёт её глубокую веру, набожность и её внутреннюю силу духа. «Соня молчала, он стоял подле нее и ждал ответа.

2) - Что ж бы я без бога-то была? - быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами , и крепко стиснула рукой его руку» (Ч.4, IV, с.385). Взгляд отражает степень веры, возмущение сомнением Раскольникова в Сониной вере. Засверкавшие глаза Сони - символ истинной веры .

3) «С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и неправильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза , могущие сверкать таким огнем , таким суровым энергическим чувством, в это маленькое тело, еще дрожавшее от негодования и гнева, и все это казалось ему более и более странным, почти невозможным» (Ч.4, IV, с.385). Здесь взгляд Сони раскрывает её внутреннюю силу и энергетику, которыми одарил её Бог. Взгляд символизирует внутреннюю силу духа .

4) «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги».

Вопрос здоровьясбережения в контексте урока

Какие мысли, чувства возникают у вас при виде этого огарка?

(Ответы учащихся).

Сонина свеча будет освещать дорогу, " и кто ходит днем, не спотыкается". Значит не зря Родион пришел именно к ней он не знал, что в ней помощи и поддержка, она не бросит, она поймет. Он благодарит ее. Впервые за последние годы жизни Родион расчувствовался. "Давно уже незнакомое чувство волной хлынуло в его душу и разум размягчило ее. Он не сопротивлялся ему: Две слезы выкатились из ее глаз и повисли на ресницах

5 Лабораторная работа

Цветовое восприятие чувств.

В эпизоде основным цветом является жёлтый: в комнате Сони - желтоватые обои

Психологи говорят, что жёлтый цвет - это символ лёгкости, непринуждённости, общительности, раскованности, смелости и любознательности. Такая яркая характеристика! Почему же при чтении романа нас так гнетёт цвет солнца? Когда слышишь продолжительный, однообразный звук, кажется, что он проникает в тебя, заполняя каждую клеточку. Так же убивающе действует и обилие какого-то одного цвета. Он как будто накапливается внутри и уже оттуда угнетающе действует на мозг.

В романе очень мало красок, и ни один цвет, кроме жёлтого, не повторяется много раз.

Если вспомнить, что «жёлтый дом» означало - сумасшедший дом, то символика жёлтого цвета становится очевидной. Ведь недаром же Свидригайлов называет Петербург городом полусумасшедших.

Запишите ключевые слова, которые передавали бы ваши чувства, ощущения при чтении эпизода «Покаяние Раскольникова»: омерзение, гнев, неприятие, жалость, ужас, сочувствие…

Обращаю внимание на эпиграф к уроку.

Как вы понимаете смысл этой христианской заповеди?

6 Итог урока.

Учитель.

Ну что же, попытайтесь обобщить все, о чем мы говорили сегодня. Какие выводы можно сделать о роли этого эпизода в романе?

Предполагаемые ответы учеников.

(Этот эпизод - ключевой, переломный. В нем встречаются персонажи - носители разных «теорий». Раскольников начинает осознавать несостоятельность своей и истинность сониной «теории». «Сонечкина правда» в том, что она «переступает» только через себя. Раскольников - преступает закон этого мира. Для Сони спасение в религии, в Боге. Она стремится прежде всего к духовному совершенству, а не к переделке существующего мира насильственным путем. Кроме того, здесь обращается внимание на то, что именно благодаря Соне станет возможным возрождение Раскольникова (намек на это есть в эпилоге). После этой встречи Раскольников во всем признается Соне и отдаст себя в руки правосудию. Каторга станет своеобразным очищением от грехов. (Воспоминания самого Достоевского о каторге.) Сонечка, носительница христианских ценностей, способна спасти «заблудившегося» Раскольникова.

Эпизод ч. 4, гл. 4. позволяет нам понять функцию этого персонажа и суть «сонечкиной правды». Именно она наиболее близка авторской точке зрения. Преступить другого - для нее значит - погубить себя. В этом она и противопоставлена Раскольникову, который все время, с самого начала романа меряет свое преступление ее преступлением, стараясь оправдать себя).

Учитель.

На сегодняшнем уроке мы углубили знания об анализе эпизода. Внимательно проанализировав гл. 4 ч. 4, мы смогли значительно приблизиться к пониманию идеи романа «Преступление и наказание». Безусловно, применяя лишь анализ эпизода, всей сложности этого произведения не понять. Это лишь один из путей постижения авторского замысла.

Важно запомнить и то, что не любой эпизод настолько значим. Эпизод же: «Первое посещение Раскольниковым Сони Мармеладовой», как мы выяснили, имеет огромное значение для всего текста, это ключевой фрагмент романа.

Во имя чего «преступила» Соня?

Да, путь Сони - это путь христианки, это путь к Христу как идеалу, это жизнь во Христе. Замечательный русский православный философ И.А. Ильин называет такую жизнь пребыванием в «Божием луче» и всяком выпадение, выхождение из него ощущает очень остро, строго судит себя за это, обозначает словом «грех» и всеми силами души стремится к покаянию, очищению… Выделите корень в словах покаяние, покаяться. Какое отношение он имеет к библейской легенде и Каине и Авеле.

7 Объяснение домашнего задания.

Написание эссе (групповое)

1 Что помогает Раскольникову воскреснуть для «новой жизни

2 Будет ли счастье после страдания?

Учитель

А теперь, ребята, давайте попытаемся определить, в чем заключается жанровое своеобразие эссе. Перед вами разноцветные лепестки, на которых написаны слова, фразы, относящиеся и не относящиеся к эссе. Сейчас нам с вами необходимо убрать лишние лепестки.

На лепестках написаны следующие слова и фразы: фантазия, образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, характеристика героя, воспроизведение фактов, подробный анализ произведения, литературоведческий анализ, сочетание художественного и научного стилей, структурное соотношение частей является жестким, вывод вытекает из анализа произведения, структурное соотношение частей не является жестким.

Педагог. Я убираю этот лепесток, потому что подробный анализ произведения не нужен при написании эссе. Вы продолжаете.

Ребята убирают лишние лепестки и в результате остаются только лепестки с надписями: образность, ассоциации, раздумья, переживания, впечатления, структурное соотношение частей выкладывают в форме цветка вокруг круга с надписью ЭССЕ.

Педагог. Спасибо, мы с вами справились с заданием.

7 Рефлексия

Через страдание к счастью Счастье-это душевная гармония.

« жизнь по законам

сердца и религиозной веры».

Христианская тема.

Разделы: Литература

ПЛАН УРОКА

Тема: “Воскрешение души Родиона Раскольникова”

Цели урока:

1. Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос – что делать, чтоб изменить существующий миропорядок

2.Выработать навык осмысления текста через элементы текста, цитаты, детали, ключевые слова.

3.Научить ценить такие качества как любовь, жалость, сострадание, терпение и вера.

Оборудование: Мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Беседа по вопросам домашнего задания.

Вспомните и проследите жизнь Раскольникова. По какому принципу он живет?

По какому принципу живет Соня Мармеладова?

Вывод: В романе противопоставляются две “правды”: теория Раскольникова не освещенная любовью к человеку, и жизнь Сони по нормам человечности и человеколюбия.

Р АС К О Л Ь Н И К О В

Он не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия над другими. “Идея” и преступление рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляет героя презирать себя за человечность и чуткость, считая это проявлением слабости

Она идет другой дорогой. Она смиряется и страдает. Жизнь Сони строится по законам cамо- пожертвования. Она хочет, прежде всего, сама быть лучше. В позоре и унижении, в условиях, казалось бы, исключающих всякую моральную чистоту, она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собою, ради спасения других идет на позор и унижение.

Изменился ли Раскольников к концу романа? Что об этом говорится в эпилоге?

“Но он не Раскаивался в своем преступлении.”;

“но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашел их так глупыми и безобразными, как казалось они ему в то роковое время…”

“Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною”

Вывод: Значит, он просто “сделал явку с повинной”, но не раскаялся. Оказывается, до сих пор продолжает его преследовать его страшная теория. Он бы сам хотел раскаяться, но “идея” не пускает. Значит, он продолжает делить людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”. Вот почему между ним и другими арестантами стена непонимания, ведь наш герой относит себя ко второй категории. Нет да нет, в его взглядах и манерах это проявляется. Нет ли в эпилоге моменты, доказывающие нам обратное.

II. Работа над отрывком эпилога “Шла уже вторая неделя после святой… отошел от окна”

а) внимательное чтение отрывка;
б) найдите ключевое слово отрывка;
в) что же туда вложил Достоевский? (радость, боль и неожиданное для себя открытие);
г) составление словесных рядов (существительных); обращение внимания на слово “окно”; составление клайстера; (воздух, открытие, вид, свежесть, простор…);
д) нахождение выразительных средств; е) роль пейзажа в раскрытии основной идеи; (“ясные, весенние дни”, вторая неделя после святой, “широкая окрестность”) ;
и) анализ отрывка учеником (индивидуальное задание сильному ученику).

Анализ текста, написанный ученицей 10 класса Леной Федоровой.

“Ясный весенний день”, “вторая неделя после святой” - читаем мы в этом отрывке. Что же несет такой день? Эти строки свидетельствуют нам, что должно произойти что-то необычное, новое. Что это?

Уже при первом чтении отрывка в глаза бросается метафоричный глагол “пронзило”, “что-то пронзило… сердце”. Невольно в голову приходит эпизод из сказки Г. Х. Андерсена “Снежная королева”, когда сердце Кая, благодаря Герде ожило, оттаяло. Кая тоже “что-то пронзило”, что он даже вскрикнул. Может, с Родионом тоже произойдет такое изменение? Этому способствует многое. Весна, когда все оживает, пробуждается. Вторая неделя после святой, т.е. после воскресения Христа, праведника, учителя. “Отворили окна”. Значит, путь для воскрешения души открыт, и наш герой готов принять ритуал очищения. Он пришел к этому через страдания, любовь Сони, болезнь, наконец, заставившее перевернуться его сознание. “Он вздрогнул и поскорее отошел”. Вздрогнул оттого, что сделал для себя открытие, что его теория ошибочна, т.е. одолел в себе зло, что он тоже способен на большое чувство. Чувство любви, которое проснулось в нем к той самой безмолвной Соне, которая часто ходит под его окнами, чтоб “хоть издали посмотреть на окна палаты”.

Не воскреснуть он не мог. Не зря же в его руках оказалось Евангелие, пусть его страницы пока не открыты, но все же они приняты героем. Это по-своему христианский оберег, указатель пути истинного. Через ассонанс на (а), (о) передается величие и сила ожившего чувства, а цветопись – зеленый благословляет его на постоянную вечную жизнь.

Мне кажется, это здорово. Человек возродился! Воссоединился с родом человеческим, научился ценить и любить других людей.

Каждый человек, придя в мир людей, вырабатывает свой принцип жизни, и он должен основываться на традициях православия, на народных традициях. Только тогда он не будет чувствовать себя одиноко в этом огромном мире. И мне хочется закончить свой анализ словами одного из десяти заповедей Христа: “Возлюби ближнего своего”.

III. Работа над иллюстрацией к роману “Преступление и наказание”. Худ. И.Глазунов.

– Какой эпизод текста отразил художник на рисунке? (Чтение отрывка. В этой сцене мы видим торжество любви и добра.)

Как это передает на Достоевский? (Через действия, глаголы, характеризующие героев. О Раскольникове: “сам не знал”, “что-то подхватило”, “бросило”, “плакал и обнимал”. О Соне: “ужасно испугалась”, “лицо помертвело”, “вскочила”, “задрожала”, “все поняла”, “ в глазах засветило счастье”, “поняла, что он любит”.)

Найдите эпитет, который неоднократно использует автор. (Бесконечные.)

IV. Прослушивание православной музыки.

V. Вывод.

Сцена любовного признания без единого слова, где мы видим и раскаяние, и воскресение души героя. Эта сцена убеждает нас в том, что не насилие спасет мир, а красота и любовь. В этом непреходящая ценность гениального творения Достоевского, которое способно оздоровить нравственно искалеченное общество.

VI. Домашнее задание.

1. Расшифруйте схему

2. Нарисуйте символы героев.

Жили в этом жестоком мире два человека: Родион и Соня.

Злые мысли одолевали Родиона. Он видел себя всемогущим творцом, властелином. Поставил себя выше большинства людей, назвав их “тварями дрожащими”. И Бог наказал его одиночеством. Жил он среди людей, но такой одинокий. Некуда было идти и некому раскрыть свою душу, пока не появилась Соня. Она своей любовью раскрыла глаза Родиону. И пошли они по широкой дороге жизни.

Козлова Таня (10 кл.)

Соню я хочу представить в виде свечи. Свеча – это жертва, жертвоприношение. Соня тоже приносит себя в жертву, жертвует честью ради спасения от голодной смерти братьев и сестер; жертвует своей свободой (едет в Сибирь), чтобы вернуть Раскольникова к жизни, к жизни в мире людей. Раскольников – заблудший путник, который под влиянием “теории” сбился с пути.

Кубикова Люда (10 кл.)

Соня – домашний очаг. От нее веет теплом. У ее очага греются все: и Мармеладов, и Катерина Ивановна, и арестанты…. Именно тепло ее очага воскрешает Родиона Раскольникова.

А Раскольникова я хочу изобразить в виде сердца, сердца под камнем. Камень это “теория на право сильной личности”, которая не дает большому сердцу Родиона (я уверена, у него большое сердце, он не раз доказывал это) свободно биться.

Федорова Лена (10 кл.)

Соня – солнце. Несет тепло, свет. Раскольников – пещера, в пещере темно, как в душе Родиона, но есть тропинка, куда она ведет?..

Павлов Дима (10 кл)


9. Что помогает Раскольникову воскреснуть для «новой жизни» и какие герои русской литературы через мучительные поиски ответов на важнейшие вопросы возвращались к подлинной жизни?

Раскольников воскрес для «новой жизни» благодаря Соне Мармеладовой, которая пробудила в нем все человеческие качества, чувство любви «заключало бесконечные источники жизни для другого».

Любовь дала новые силы Раскольникову для борьбы с жестоким миром, у героя появился «новый» смысл жизни. Благодаря христианской идее искупления грехов Раскольников убедился в аморальности своей теории и начал путь к «новой жизни».

Тернистый путь через мучительные поиски ответов на важные вопросы проходит Андрей Болконский в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир». Ему нужно было увидеть «небо Аустерлица», услышать фразу своего кумира: «Вот она прекрасная смерть», пережить смерть жены, чтобы разочароваться в великой личности Наполеона Бонапарта, перестать мечтать о «своем Тулоне», а позже придти к пониманию истинных ценностей жизни. Как и Родион Раскольников, князь Андрей верил в способность «сверхчеловека» распоряжаться судьбами людей, но благодаря тяжелым испытаниям судьбы разочаровался в своих идеях. Андрей Болконский воскрес для «новой жизни» после встречи с Наташей Ростовой. Подобно Соне Мармеладовой, Наташа пробудила в князе Андрее все прежние желания и радости жизни.

В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» главный герой, Евгений Васильевич Базаров, проходит испытания любовью и смертью, прежде чем отказаться от своих идей нигилизма(«В теперешнее время полезнее всего отрицание, -мы отрицаем»). Евгений Васильевич переживает тяжелый духовный кризис, когда на практике видит несостоятельность своих взглядов: сначала он уверен, что «любовь - белиберда, непростительная дурь», а после признается Одинцовой в своих чувствах: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…». Духовные ценности восторжествовали над материальными, и Евгений Базаров осознал бесцельность разрушения и неоспоримость моральных принципов – всё это произошло благодаря мучительному поиску себя.

Таким образом, герои романов «Отцы и дети», «Война и мир», «Преступление и наказание» прошли тяжелый путь духовных исканий, прежде чем пришли к подлинной жизни. На всех трех героев повлияла любовь, но если Родиону Раскольникову и Андрею Болконскому она помогла постичь истинные ценности и идеалы, то Евгения Базарова любовь сломала, разрушила его взгляды, благодаря чему он возвратился к подлинной жизни.

Обновлено: 2018-03-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Что помогает Раскольникову воскреснуть для «новой жизни» и какие герои русской литературы через мучительные поиски ответов на важнейшие вопросы возвращались к подлинной жизни?

Наказание для Раскольникова на­ступает не после преступления, а значительно раньше. Оно нача­лось с момента зарождения «безобразной мечты» и состояло в постоянной нравственной тревоге, в му­чениях совести. Неспособность Раскольникова вынес­ти преступление - самое главное для Достоевского доказательство ложности его теории. Терпят кру­шение логические построения героя романа, его рационализм. Как писал Г. А. Вялый, теория гос­подствует над Раскольниковым, «подчиняет его себе, становится его страстью, второй натурой, но именно второй; натура первая, первичная ей не подчи­няется, вступает с ней в борьбу, и ареной этой борьбы становится психология человека».

В конечном счете Раскольников ощущает свою вину не перед законом, а перед собственной сове­стью, перед убитой им Лизаветой, перед Сонечкой, матерью, Дуней, перед теми, кто видел, как опустился он на колени «среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с на­слаждением и счастьем».

Но как же тяжело дается Раскольникову нрав­ственная кара! Роман состоит из шести частей. О преступлении речь идет только в первой части, а остальные пять посвящены проблеме наказания. Сле­довательно, почти весь роман написан для того, чтобы как можно подробнее, углубленнее иссле­довать тайны души человека, осмелившегося про­лить кровь, и теперь в тяжких страданиях и муках (нравственных, не физических) расплачивающегося за великий грех перед людьми и Богом.

Не следует думать, что Раскольников сразу по­нимает и принимает крах своей теории. Да, он не смог вынести преступления, но ему долгое время представлялось, что это всего лишь доказательство его личной слабости, а вовсе не самой по себе теории, которая не вызывает у Раскольникова ни­каких сомнений. И даже на каторге он по-преж­нему убежден в своей правоте: «...он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаха, который со всяким мог случиться».

Раскольников все еще терзается мыслью не о своем преступлении, а о том, что не вынес его. Настоящие властители, Наполеоны, «вынесли свои шаги и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг».

И только Соня Мармеладова, вечная Сонечка смогла спасти его, спасти его душу. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечный ис­точник жизни для сердца другого». Только теперь, лишь в самом конце романа, воскресает Расколь­ников: «Он знал это, чувствовал всем обновленным существом своим...»

Правда, впереди много испытаний, за новую жизнь надо еще заплатить великим, будущим подвигом. Но об истории постепенного обновления человека, перерождения его, Достоевский писать не стал, по­тому что, объяснял он, заканчивая роман, «это могло бы составить тему нового рассказа».

На самой последней странице «Преступления и наказания» о Раскольникове было сказано: «...он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь...» Последняя фраза выделена потому что считаем ее чрезвычайно важ­ной. Это, собственно, главный урок, который вынес Раскольников, итог его внутренних терзаний, сомне­ний, борьбы с самим собою. Арифметика, логика, отвлеченные доводы рассудка. Достоевский приводит своего героя к иным ценностям. Побежда­ет человеческая натура, побеждает жизнь.


Вопрос: Что помогает Раскольникову воскреснуть для «новой жизни»?

Ответ: Воскреснуть для новой жизни Раскольникову помогает принятие христианской любви.

Первый вариант ответа

Раскольникову воскреснуть для «новой жизни» помогает любовь Сони.

Второй вариант ответа

Раскольников воскресает для новой жизни, потому что его сердце наполнено новым чувством. Это не чувство пустоты и одиночества. Это светлое чувство – любовь «заключало бесконечные источники жизни для другого». Любовь дала новые силы Раскольникову для борьбы с жестоким миром, у героя появился «новый» смысл жизни.

Третий вариант ответа

Раскольников создал бесчеловечную теорию деления людей на «сильных мира сего» и «тварей дрожащих», позволяющую «кровь по совести». Раскольников воплощает свою теорию в жизнь, убив старуху–процентщицу, но то, что он сделал, мучает его неимоверно. Он испытывает испепеляющие его душу муки совести, что говорит о том, что нравственно он не погиб окончательно. Раскольников сумел отказаться от столь жестокой теории с помощью Сони Мармеладовой. Соня является носительницей христианской нравственности, она считает, что нужно смириться, что надо начинать менять мир к лучшему с себя. Столкнувшись с таким мировоззрением Раскольников постепенно меняется, воскресает для «новой жизни».

Четвертый вариант ответа

Раскольникову помогает воскреснуть к новой жизни любовь и преданность Сони Мармеладовой, ее убежденность и непоколебимая уверенность в истинности именно христианских ценностей: любви к ближнему, самопожертвования ради близкого человека. Тот факт, что Соня отправляется вместе с ним на каторгу, делит с ним все трудности и лишения жизни в том суровом мире становится причиной того, что Раскольников поверил в искренность ее чувств. Более того, он принимает ее ценности и отказывается от не дававших ему покоя идей. Именно своими поступками и силой своих чувств Соня помогает Раскольникову поверить, что именно христианские ценности помогают человеку выжить в суровом и жестоком мире.



Возможные темы

· Как в приведенном фрагменте раскрывается характер Плюшкина?

· В чем схожи и чем отличаются Печорин и Вернер?

· Почему советы Чацкого пришлись не по душе Наталье Дмитриевне и ее мужу?

· Как высказывания и поведение героев в данном фрагменте помогают понять сущность их характеров (разговор Базарова и Аркадия)?

· С какой целью Софья «выдумывает» и рассказывает свой сон? (Грибоедов, «Горе от ума»)

· В чем проявляются парадоксы личности Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

На поле Куликовом

Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы - ночной и зарубежной -

Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь...

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль...

Летит, летит степная кобылица



И мнет ковыль...

И нет конца! Мелькают версты, кручи...

Останови!

Идут, идут испуганные тучи,

Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь!

Вопрос: «Как вы понимаете проблематику стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво»?

Ответ:

Поэт изобразил исторический путь Руси. История – лишь повод говорить о настоящем родины, её судьбе. Поэт понимает, что Россию ожидают многочисленные испытания, но историю не остановить. Поэт будет всегда с Родиной на всём её пути.

Первый вариант ответа

Второй вариант ответа

Стихотворение из цикла «На поле Куликовом» посвящено одному из самых значительных событий русской истории – Куликовской битве. Для поэта она имела не столько военное или политическое, но более всего духовное значение. А.А. Блок предвидел наступление трагического времени в России, поэтому обратился к Куликовской битве. Это стихотворение не только о Куликовской битве, но и о судьбе России. Настоящее волнует поэта и в прошедшем он ищет ответы на свои вопросы.

Третий вариант ответа

Стихотворение А. Блока – одно из стихотворений цикла «На поле Куликовом» – не только о Куликовской битве, но и о судьбе России. Используя образ несущейся вскачь степной кобылицы, поэт изобразил исторический путь Руси, на котором Куликовская битва – лишь одно из великих событий русской истории. Никаких примет исторического сражения в данном стихотворении нет (хотя в дальнейшем Блок назовёт Непрядву, Дон, Мамая), и это ещё раз подтверждает, что история – лишь повод говорить о настоящем родины, её судьбе: «И вечный бой…», «Покоя нет…». «Степная кобылица», мнущая ковыль, в стихотворении напоминает о гоголевской Руси – «птице–тройке», также несущейся неведомо куда. Поэт понимает, что Россию ожидают многочисленные испытания («Идут, идут испуганные тучи,//Закат в крови!»), но историю не остановить. Самое же главное, мне кажется, в том, что поэт, для которого Русь – «Жена моя!», будет всегда с Родиной на всём её пути: «До боли// Нам ясен долгий путь!»

Возможные темы

· Каким предстает лирический герой стихотворения В.Маяковского «Лиличка»?

· Каково внутреннее состояние лирического героя, ожидающего Прекрасную Даму?

· Какие чувства лирического героя нашли отражение в стихотворении А.Твардовского «Памяти матери»?

· Почему размышления поэта о прощании с молодостью, так трагично звучащие в стихотворении С Есенина «Не жалею, не зову, не плачу», завершаются светло и спокойно?

Вопросы, на которые отвечает эксперт, проверяя правильность вашего ответа (С1, С3)

· Дает ли выпускник прямой связный ответ на поставленный вопрос?

· Формулирует ли свою обоснованную точку зрения (если это требуется заданием)?

· Приводит ли выпускник убедительные аргументы? Насколько глубоко он проникает в сущность авторской идеи и умеет истолковать ее?

· Подтверждает ли свои выводы текстом, не подменяет ли анализ пересказом текста?

· Допускает ли фактические ошибки?

· Допускает ли речевые ошибки?

Задания С2, С4 оцениваются по одному критерию «Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов».

Требования к ответу

· Формулирование прямого связного ответа на вопрос с опорой на авторскую позицию.

· Привлечение литературного контекста с указанием двух произведений и их авторов (в одном примере допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст. При указании авторов инициалы необходимы только для различения однофамильцев или родственников, если это существенно для адекватного восприятия содержания ответа).

· Обоснование выбора этих произведений для сопоставления.

· Убедительное сопоставление выбранных произведений с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответ на вопрос (тезис)


Задание С2.

Вопрос. О чем заставляет задуматься история «сына орла» в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» и каким героям русской литературы было присуще чувство превосходства над другими?

Первый вариант ответа

История сына орла заставляет задуматься о том, как надо любить.

Второй вариант ответа

История «сына орла» в рассказе М. Горького заставляет задуматься о человеке, оторванного от общества, а Лира превратился в тень из–за своего эгоизма и гордости. «Сына орла» обрек на гибель его презрение к людям, он ставил себя выше других людей и ему дозволено все, ему дорога только личная свобода. То было утверждение права на господство личности, противостоящей массы. Но вольные люди отвергли индивидуалиста – убийцу осудили на вечное одиночество.

Третий вариант ответа

История «Сына орла» в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» заставляет читателя вспомнить о таких пороках, свойственных человеку, как гордость, презрение, жестокость и единоличие. В определенной степени, подобные стороны характера можно заметить, приглядевшись к Андрею Балконскому из романа–эпопеи «Война и мир», или же к Базарову – нарушителю спокойствия романа «Отцы и дети».

Четвертый вариант ответа

Легенда о Ларре из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» затрагивает проблему человеческой гордыни, чувства превосходства над окружающими. История «сына орла» побуждает читателя к раздумью о месте человека в мире, о месте человека среди людей. Безусловно, человек должен любить, уважать себя, понимать собственную значимость, но при этом он должен сохранять уважение и любовь к окружающим его людям, ибо человек – частица мира, а не обособленное от него существо. Возвышаясь над окружающими, человек неизменно обрекает себя на одиночество, а это самая страшная доля, которая может встретиться на его пути. Чувство собственного превосходства было присуще Раскольникову («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) и Печорину («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова) Судьбы этих литературных героев складывались весьма трагично, что во многом объяснятся их обособленностью от мира, индивидуализмом и высокомерием.

Возможные темы

· В каких произведениях русской литературы изображены герои-антиподы и в чем этих героев можно сопоставить с участниками данной сцены «Горя от ума» (Чацкий – Платон Михайлович и Наталья Дмитриевна)?

· В каких произведениях русских писателей XIX века герои полемизируют друг с другом и в чем их споры можно сопоставить со спором Базарова и Аркадия?

· В каких произведениях русской литературы представлены образы провинциальных помещиков и в чем этих персонажей можно сопоставить с Плюшкиным?

· В каких произведениях отечественной классики изображены герои, связанные приятельскими отношениями, и в чем эти герои могут быть сопоставлены с Печориным и Вернером?

Задание С4.

Вопрос. В каких произведениях русские писатели обращались к теме Родины и в чём эти произведения созвучны стихотворению А.А.Блока?

Первый вариант ответа

К теме родины неоднократно обращались в своем творчестве А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, С.А. Есенин.

Второй вариант ответа

К теме прошлого и настоящего России обращались многие русские поэты: М.Ю. Лермонтов в стихотворениях «Родина» и «Бородино», А.С. Пушкин в поэмах «Полтава», «Медный всадник» и др.

Третий вариант ответа:

Исторические события, ставшие судьбой родной земли, – темы стихотворений Лермонтова «Бородино» и поэмы Твардовского «Василий Тёркин», однако ближе всех Блоку, несомненно, Н.В.Гоголь, создавший в поэме «Мёртвые души» образ Руси – птицы–тройки, которая, как и «степная кобылица» у Блока «несётся вскачь».

· В каких произведениях русской поэзии звучит тема любви и в чем эти произведения созвучны стихотворению В.Маяковского «Лиличка»?

· В творчестве каких русских поэтов созданы идеальные женские образы и в чем эти образы созвучны образу блоковской Прекрасной Дамы?

· В каких произведениях русской литературы создается образ матери и в чем эти произведения близки стихотворению А.Твардовского «Памяти матери»?

· В каких произведениях русских поэтов звучит мотив быстротечности жизни и в чем эти произведения созвучны стихотворению С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

Вопросы, на которые отвечает эксперт, проверяя правильность вашего ответа

· Каков объем указанного выпускником контекста?

· Насколько убедительно обоснован выбор произведений, указанных выпускником?

· Сопоставлены ли указанные выпускником произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа?

· Допускает ли выпускник фактические ошибки?