Диалектика души план-конспект урока на тему. Диалектика души героев романа Л
Диалектика души - это один из терминов, употребляемых в литературоведении. При его упоминании чаще всего речь идет о художественных образах, которые даны писателем в их развитии и внутренних противоречиях и рассмотрены им наиболее детально. Особенно ярко диалектика души героев представлена у великого русского писателя Л. Н. Толстого.
Искусство рассуждения
Прежде чем разобраться в значении рассматриваемого нами объекта, целесообразным будет определиться с толкованием термина «диалектика». Он пришел к нам из Древней Греции и в переводе означает «искусство вести спор, умение рассуждать».
Так назывался один из философских методов - метод аргументации, а еще и способ, форма теоретического мышления, призванные исследовать те противоречия, что обнаруживаются в самом содержании этого мышления.
Этот метод следует из «Диалогов» Платона, где два или больше участников, имеющих различные мнения, стремятся найти истину, обмениваясь своими мыслями. В результате происходит движение вперед, развитие, и «в споре рождается истина».
В художественном произведении
В литературоведении диалектика души - это понятие, с помощью которого обозначают воспроизводимые в произведении в деталях процессы: сначала зарождения, а затем и формирования у героев:
- мыслей;
- чувств;
- настроений;
- ощущений;
- их взаимодействия;
- изменения;
- развития одних из других.
А также это понятие включает в себя и описание самого психического процесса, показ его форм и закономерностей. Например, как любовь перерастает в ненависть или же любовь развивается из симпатии. Яркими примерами является диалектика души в романе «Война и мир» Л. Толстого, которая отражается во внутренних монологах Пьера Безухова, Андрея Болконского, Николая Ростова.
Рассматриваемый нам термин был введен Н. Г. Чернышевским, когда он писал рецензию на повести Л. Н. Толстого "Детство", "Отрочество" и "Военные рассказы", опубликованные в журнале «Современник».
Диалектика души у Толстого
Герои произведений Льва Толстого - люди сложные, интересные, наполненные противоречиями. Автор не просто описывает их в определенные моменты жизни, он показывает развитие их судеб, характеров, личности. Именно этот принцип писателя и называют в литературе диалектикой души.
Создавая образы героев, автор рассматривал восприятие ими происходящего в мире через призму нравственных ценностей. При этом герои близки ему, так как в произведениях чувствуется его собственный нравственный и духовный поиск, стремление к самосовершенствованию.
Тонкий психологизм
У Л. Толстого диалектика души находит отражение и в оригинальности выбираемых им средств изобразительного психологизма, являвшихся новаторскими для русской литературы того времени. Эти приемы не потеряли актуальности и в наши дни. Они вызывают восхищение глубиной психологического анализа и описания влияния событий на изменение личности героев, будь то их нравственное падение или возвышение.
Например, писатель использовал внутренние монологи героев, как бы подслушивая их мысли, как в описании монолога князя Андрея под аустерлицким небом. Изображая неожиданные повороты в судьбах, автор раскрывал новые глубины в их душах через восприятие самих героев. Иллюстрацией к этому является влюбленность Наташи Ростовой в Анатоля Курагина или духовное перерождение Пьера Безухова, побывавшего в плену у французов.
Толстым также использовались и сновидения, с помощью которых он старался донести детализированные впечатления Пьера, получаемые им от окружающего мира, показать, на чем именно заостряется его внимание.
Через страдания и борьбу
Диалектика души в романе «Война и мир» раскрывается и через изменение героев, через их духовный рост, который происходит в процессе внутренней борьбы и страданий. Им сопутствуют радости, горести, разочарования, взлеты и падения. То есть автор показывает героев в непростые для них минуты жизни, тем самым раскрывая все стороны их личности, в том числе и неприглядные.
Через страдания проходят все главные герои бессмертной эпопеи Толстого, каждый по-своему, с присущими каждому из них взглядами на жизнь, привычками, нравственными установками, классовыми предрассудками, отношением к миру и окружающим.
То есть образы писателем прописываются не поверхностно, а воспринимаются как реально существовавшие люди, которым сопереживаешь, с которыми вместе радуешься, набираешься жизненного опыта и открываешь для себя что-то новое.
Наивный юноша
Особенно ярко диалектика души в романе «Война и мир» просматривается через изображение развития одного из главных героев - Пьера Безухова. Автор знакомит нас с ним в самом начале произведения как с одним из посетителей модного салона Анны Шерер. По мнению экспертов, образ Пьера весьма близок Толстому в плане того, что через него выражены многие важные мысли и направления духовных исканий автора.
Жизнь и характер Пьера, как князя Андрея и Наташи, изображены в динамике, то есть в непрекращающемся развитии. Толстым делается акцент на почти детской доверчивости, доброте, искренности и чистоте мыслей юного Безухова. Сначала он без сопротивления и даже с удовольствием идет на поводу у окружающих, подчиняется им, наивно веря в их благосклонность и доброжелательность.
Так он попадает в сети князя Василия и становится добычей для масонов. Всех их привлекает в Пьере его большое состояние. По словам автора, повиновение для молодого человека было не то что добродетелью, а воспринималось им как истинное счастье.
От великого человека до антихриста
Одним из заблуждений молодого Пьера являлось его увлечение Наполеоном Бонапартом, стремление подражать ему. Сначала он восторгается французом, называя его великим человеком, защитником революционных завоеваний, представляет себя в роли благодетеля, а в будущем и освободителя крестьян.
Затем, в 1812 году, он хочет уже избавить всех от Бонапарта, называя его антихристом. Стремление героя к возвышению над окружающими, пусть и во имя благородных целей, в итоге загоняет его в духовный тупик. Здесь автор на примере молодого человека подводит читателя к мысли о том, что несостоятельными являются и слепое повиновение воле других, и такой взгляд на жизнь, который признает за одними безусловное право повелевать, а за остальными - обязанность находиться у них в подчинении.
Ценность «негероической» жизни
Молодой Безухов выступает в романе в качестве представителя интеллектуальной элиты российских дворян. Он с презрением относится ко всему «понятному» и «близкому», то есть к повседневной жизни, лишенной глобальных идей и возвышенных устремлений. Толстой называет это «оптическим самообманом», отчужденностью, неспособностью увидеть бесконечное и великое в простом, возможностью видеть в нем лишь мелкое, бессмысленное, житейское, ограниченное.
Здесь у Толстого диалектика души героя отражена в духовном прозрении Пьера. Ему удалось постичь ценность обыденной, «негероической» жизни. После испытанных в плену унижений и увиденной изнанки отношений между людьми, после открытия им духовности в обычных русских людях, таких как Платон Каратаев, Пьер многое усвоил для себя.
Он понял наконец, что счастье находится внутри самого человека, в удовлетворении его насущных потребностей. По словам Толстого, его герой научился видеть вечное, великое и бесконечное во всем окружающем. Он бросил трубу, через которую до этого смотрел поверх голов людей.
Однако поиск истины дается Пьеру совсем не просто. Сопровождающая этот поиск нравственная напряженность в кризисные моменты еще больше усиливается. Нередко молодой человек ощущает неприятие окружающего мира, людей и самого себя. Все видится ему отвратительным, запутанным, бессмысленным. Но за бурными приступами отчаяния следует просветление. Пьер снова глядит на мир глазами счастливого человека, который постиг мудрость и простоту человеческих отношений.
Новый Пьер
Во время пребывания в плену Безухов в первый раз испытал чувство полного единения с окружающим миром. Снизошедшее на него просветление он ощущает и после освобождения - мироздание видится ему благоустроенным и разумным. Автор отмечает, что теперь у героя нет никаких планов, он не имеет цели, но имеет веру, но не в слова, мысли и правила, а веру в живого Бога, которого он постоянно ощущает.
Пройденные Пьером Безуховым этапы заблуждений, разочарований, сменявших периоды духовного просветления, не рассматриваются как нравственная деградация, возвращение на более низкий уровень самосознания. Его путь - это сложная спираль, у которой каждый виток возводит героя на новый уровень духовной высоты.
Апогеем раскрытия диалектики души в романе является знакомство в его заключительных строках с новым Пьером Безуховым. Это человек, который убежден в собственной нравственной правоте, но при этом он не стоит на месте, а видит один из возможных путей своего развития и его взаимосвязь с новой, грядущей эпохой и новыми жизненными обстоятельствами.
«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться и ошибаться, начинать и ррррать и вечно бороться. А спокойствие - душевная подлость», - сказал Л. Н. Толстой, и это высказывание можно применить к его лучшим героям, таким, как Андрей Болконский, Пьер Безухое, Наташа Ростова, княжна Марья. Они изображены «ищущими людьми, стремящимися к высокой цели, к самосовершенствованию. Автор романа-эпопеи «Война и мир» признает, что человеку свойственно ошибаться, но главное - это способность понять ложность своих целей и найти силы измениться.
В течение почти всего произведения читатель наблюдает за жизнью главного героя - Андрея Болконского. Так как же изменяется философия князя Андрея и через какие события он проходит по воле автора?
Первый раз читатель встречается с Андреем Болконским в салоне Анны Павловны Шерер. Мы его видим «скучающим», «равнодушно» слушающим гостей хозяйки салона. Автор описывает героя и отмечает, что это был «невысокий» молодой человек, весьма «красивый», с «усталым» взглядом. С людьми, которые ему неприятны своей неестественностью, неискренностью, он разговаривает резко, «с холодной учтивостью», произносит фразы «сухо-неприятно». Но совершенно другим он предстает перед нами в разговоре с Пьером. С ним он искренен и высказывает свои сокровенные мысли, так как относится к Пьеру «ласково и нежно». Именно из этого разговора мы узнаем, что князю Андрею хочется вырваться из того «заколдованного круга» салонов, приемных, гостиных, так как ему нужно реализовать себя, а в светском обществе для него это невозможно. Князь Андрей решает ехать на войну 1805 года, чтобы достичь славы (он хочет «спасти армию»). Он считает, что великие личности, такие, как Наполеон, Александр I, Кутузов, могут решать судьбы миллионов, и верит, что благодаря ему русские войска победят. Он ставит себя над солдатами (над народом), так как чувствует свое превосходство. Лицо его на службе «выражало больше довольства собой», а взгляд стал оживленнее и веселее, нежели в салоне Анны Павловны Шерер. У Болконского появляется возможность проявить себя на войне, и он полностью отдается службе. Свой интерес он видел «в общем ходе военного. дела» и, в отличие от других военных, не стремился получить награды, но принять участие в битве и именно там, подвергаясь опасности под пулями, совершить . Больше всего князь Андрей мечтает о-том, чтобы приняли его план военных действий, то есть чтобы русская армия победила, но обязательно благодаря ему.
Он на самом деле совершает подвиг, останавливая бегущую армию, но его ранят, и он неожиданно видит «высокое», «бесконечное небо» и понимает, что «все пустое». Князь Андрей разочаровывается в Наполеоне, который оказался всего лишь «маленьким», слабым человеком на военной службе, где надеялся найти себя князь Андрей. После раны и плена Андрей возвращается на родину. Он приезжает в имение отца Лысые Горы в тот момент, когда начались роды у его жены. Но она умирает, и на лице ее как будто остается наивный вопрос: «Что вы со мной сделали?» Маленькая княгиня была светской женщиной и искренне верила в единственность таких (светских) отношений. Потому она даже в семейном кругу обращалась к Андрею так, как - будто они находятся в свете. Ее мужа раздражает это, он целует ей руку, как у «посторонней», его удивляет то, что она не видит искусственности такого обращения, но не говорит ей об этом. «Маленькая княгиня» мучается холодностью со стороны князя Андрея, так как искренне любит его и не может понять причину такого обхождения с нею. Болконский ведет себя слишком жестоко, эгоистично. В этом-то его и упрекают маленькая княгиня и автор. Но такое трагическое событие в его жизни сильно влияет на него и оставляет в душе след: Болконский, возможно, впервые чувствует себя виноватым, и это важный этап в перерождении его личности.
Пережив тяжелую утрату, Андрей остается в своем имении Богучарово и погружается в хозяйственные дела: одним из первых осуществляет реформу о вольных хлебопашцах, выписывает ученую бабку, чтобы та помогала при родах, организовывает обучение крестьянских детей грамоте. Этому предшествует разговор с Пьером, в котором он рассказывает о своей новой философии: в жизни существуют только два несчастья - угрызения совести и болезнь, а счастье - «отсутствие» этих бед. Пьер же противопоставляет этим идеям идеи масонские. Этот разговор тоже произвел сильное впечатление на Андрея, и у него зародилась идея об активной деятельности.
Переломным моментом в становлении души Андрея Болконского является поездка в Рязань и ночь в Отрадном, когда он впервые встречается с семьей Ростовых и с Наташей. Он неожиданно открывает для себя то, что жизнь в 31 год не кончена и что все впереди. По дороге обратно он видит дуб, который ранее удивил его своей черствостью и неподчинением силе весны, любви. Раньше Болконский был согласен с этим старым дубом, но после встречи с Наташей, ночи в Отрадном преображается, возрождается душа князя Андрея. Изменяется и дуб, который расцвел и подчинился естественному потоку жизни. Главный герой решает жить не только для себя, но и для других, чтобы «все знали» его.
Так начинается карьера, служба Болконского. Он сошелся со Сперанским и долго работал над «Правами лиц». После второй встречи с Наташей Болконский понимает всю неестественность, а главное, незаинтересованность Сперанского и его кружка в работе над законами. Ему (главному герою) открылись их личные, индивидуалистические цели. А это сразу отталкивает Болконского от государственной службы, так как главное для героя - истинная польза государству. Также герой убеждается в невозможности сверхличности управлять миллионами людей и решать их судьбы. Болконский понимает, что история творится с помощью масс людей, ему открывается понятие «равной истории».
Если в Аустерлицком сражении он чувствовал себя «выше, над всеми», то в Бородинском сражении становится «одним из многих». Болконский говорит о едином чувстве и у солдат, и у Кутузова, и у него самого.
Вторая рана, оказавшаяся смертельной, окончательно открывает ему глаза на жизнь. Он осознает в себе «любовь и сострадание» к врагам, то есть наконец постигает смысл христианской любви. Тогда-то он и осознает всю жестокость разрыва с Наташей, которая перенесла его в «чуждый» для него мир радостей и обогатила его душу. Болконский прощает и начинает любить ее с еще большей силой, но ему не суждено выжить.
В финале произведения Болконский постигает высшее счастье «любви, христианской», индивидуалистическое в его характере исчезает, он осознает истины, казавшиеся ему чуждыми, проникается любовью ко всему человечеству, но, чем сильнее она становится, тем меньше он способен на любовь человеческую к конкретному близкому человеку. Болконский перед смертью почувствовал себя ближе к высшему миру, и потому он хочет расстаться с земным: «проснуться от жизни» и присоединиться к вселенской любви.
Н. Г. Чернышевский назвал изображение исканий героев «диалектикой души», то есть Толстой описывает в своем романе все моменты развития человека, и именно это для него важно. Болконский достиг высшего уровня развития личности. Герой достигает идеальной любви, которой нет места в реальности, поэтому умирает. Умирает так же, как и Базаров. Писарев сказал по поводу смерти героя романа «Отцы и дети», что «героя трудно было дальше пристроить». То же и с Болконским. Он не мог вернуться в земную жизнь, познав великие истины. Поэтому смерть героя неизбежна.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » «ДИАЛЕКТИКА ДУШИ» ГЕРОЕВ Л. Н. ТОЛСТОГО (Князь Андрей Болконский) . И в закладках появилось готовое сочинение.Роман-эпопея Л. Толстого "Война и мир" подробно описывает исторические события, которые крепко переплетаются с необыкновенными судьбами главных героев, влияя на их образ жизни, мышление, заставляя задуматься над самыми важными вопросами бытия. Любимых персонажей Лев Николаевич награждает диалектикой души, подробное изображение которой и составляет большую часть произведения.
Прекрасный образец диалектики души мы можем найти в таком персонаже, как князь Андрей Болконский.
Впервые этот герой предстает перед читателем в салоне Анны Павловны Шерер. Там читатель застает его скучающим, равнодушным к разговорам гостей. Кумиром Андрея является Наполеон, оттого он не находит общего языка с присутствующими. Пьер Безухов, близкий знакомый Болконского, разделяет его взгляды, из разговора с ним и становится ясно, что князю безмерно надоели светские вечера, он стремится проявить себя на войне. Жена так же приелась Болконскому, в ней он видит лишь часть того общества, из которого старается вырваться. На войне Андрея не особо интересуют награды, его мечта - совершить великий подвиг, поэтому он полностью отдается службе. Подобный шанс ему предоставляется в Аустерлицком сражении. Князь со знаменем ведёт армию на врага, но его ранят, и он неожиданно видит "высокое, бесконечное небо". В этот переломный момент Андрей разочаровывается в Наполеоне, осознает никчемность своих желаний. Он находит новый смысл существования в проявлении любви к близким людям, заботе о них, но, к сожалению, его жена его умирает при родах. От этого Болконский уходит в себя и занимается лишь благоустройством имения. Здесь он много читает и работает, однако не чувствует себя живым. Но Болконский убеждается в бесполезности своей деятельности, когда встречается с Аракчеевым и Сперанским. Важным моментом в становлении души Андрея является поздка в Отрадное, где происходит судьбоносная встреча & он знакомится с Наташей Ростовой. В любви к девушке он открывает новые горизонты, понимает, что жизнь ещё не кончена, что многое впереди. Измена Наташи глубоко ранит князя, он снова отправляется на службу. Во время Бородинского сражения герой совершает подвиг перед самим собой. Если в Аустерлицком сражении он чувствовал себя "выше, над всеми", то здесь становится "одним из многих". Проблема поиска смысла жизни находит своё завершение во время Бородинской битвы. Близость смерти, возникшая вследствие получения тяжелого ранения, дала Болконскому понимание того, что любовь к людям и самопожертвование - главное в жизни. Не зря автор отмечает, что Андрей прощает Наташу, которую неожиданно встречает перед смертью. Тяжело ему даётся осознание приближающейся гибели, но он принимает ее и уходит с миром в сердце.
Ещё одним ярким примером может служить Пьер Безухов. Путь героя очень сложен, его характер складывается прямо на наших глазах. Юноша, отец которого является одним из богатейших людей в стране, приезжает из-за границы после нескольких лет учебы. Впервые появляется он, как и Андрей Болконский, у Анны Шерер. За границей юноша проникся бонапартизмом, поэтому в салоне к молодому человеку относятся с некой опаской. Долгое время Пьер пребывает в скуке, стараясь убить время, участвует в кутежах компании Долохова и корит себя за это. Вскоре после прибытия сына в Россию смерть забирает старого графа Безухов, и по его завещанию Пьер наследует огромные богатства. Пользуясь растерянностью юноши, князь Василий Курагин устраивает свадьбу Пьера и своей дочери Элен - бездушной и хитроумной светской красавицы. Новоиспеченного графа Безухова внезапно "полюбил" свет, и Пьер искренне верит такому отношению. Живя по инерции, он приходит к катастрофе - встречается на дуэли с Долоховым, считая его любовником жены. Все отчетливее начинают проявляться нравственные терзания Пьера. Выход граф стремится найти в самосовершенствовании. Неудивительно, что атеист Безухов становится масоном, надеясь таким образом приступить у борьбе с мировым злом. Безухов ищет полезной общественной деятельности, но наивный и доверчивый он не замечает, как все становится только хуже. Граф пытается преобразовать орден масонов, направить их работу на достижение общего блага, но и здесь он терпит поражение, видя истинную сущность русского масонства. Война 1812 года выводит Пьера из нового нравственного кризиса. Всенародный патриотический подъем захватывает графа, исчезает вера в величие Наполеона. Пьер решает увидеть Бородинское сражение своими глазами. Событие производит переворот в его душе. Он впервые чувствует себя не жалким богатеем или неисправимым неудачником, а частицей своего народа. Под влиянием пережитого Пьер решается на необдуманный поступок - убить Наполеона, чтобы спасти Россию. Приехав в захваченную Москву, Пьер участвует в спасении девочки, потерявшейся во время пожара, вступается за женщину, начав драку с французами, за что попадает в плен. Переломным моментом в судьбе Пьера становиться эпизод казни. Перенесенная трагедия снова вынуждает Пьера прибегнуть к душевным исканиям, к поиску нового смысла жизни. Не долго длятся в этот раз переживания графа. Будучи в плену, под влиянием простого и доброго Платона Каратаева, в нем снова просыпаются духовные силы и любовь к жизни. В Каратаеве Пьер видит мирное, духовное начало, привлекает его и воплощение в Платоне черт всего русского крестьянства. Этот персонаж помог Пьеру взглянуть на мир заново, дав понять, что смысл жизни - в самой жизни. Именно в плену Безухов обретает веру в Бога, понимает, как по-настоящему ценить свое существование. Вскоре Пьеру все же удается спастись из плена. И вот, в его жизнь входит Наташа. В итоге, их трудные, неординарные жизненные пути сошлись. Им пришлось пройти множество испытаний, которые и подготовили их к любви.
Пьер и Андрей являются любимыми мужскими героями Толстого в этом произведении. Писатель далек от идеализации этих персонажей, они совершают ошибки, иногда очень серьезные. Но пройдя тяжёлый жизненный путь, они становятся высокодуховными людьми. Именно диалектика души показывает внутреннюю красоту героев Л. Толстого.
В своей эпопее «Война и мир» Л. Толстой сумел создать неповторимые образы, сосредоточившись в становлении героев как личностей, духовному развитию каждого. Толстой показал, как самые жизненные впечатления или события оказываются решающими, вызывают моментальные изменения в жизненной позиции героя, в его представлении о мире и самого себя в этом мире. Писатель сделал в литературе открытие, которое впоследствии назвали «диалектикой души» Толстого.
Толстой различает два основных состояния в человеческой душе: то, что делает человека человеком, моральный ее сущность, устойчивое и неизменное, и ненастоящее, то, что накладывает общество (светский этикет, желание карьерного роста и соблюдения внешних приличий). «История души» — так называется процесс, в течение которого человек проходит взлеты и падения и, избавившись от лишней «возни», в результате становится настоящим. Такой герой наиболее важный для автора, поэтому Толстой стремится ощутить и показать человека в самые ответственные моменты его жизни.
Например, таким переломным этапом для Пьера Безухова является 1812 год, особенно его пребывания в плену. Именно тогда, потерпев различных лишений, Пьер научился ценить по-настоящему жизнь. Там же, встретившись с Платоном Каратевим, он приходит к выводу, что все несчастья человеческие возникают «не из-за недостатка, а из-за избытка». Каратаев живет в полном согласии со всем миром. Ему присуще стремление изменить окружающую среду, переделать его в соответствии с каких-то абстрактных идеалов. Он чувствует частью единого природного организма, живет легко и радостно, что в значительной степени влияет и на мировосприятие Пьера Безухова. Благодаря Платону и другим солдатам Пьер присоединяется к народной мудрости, достигает внутренней свободы и покоя.
Из всех героев романа «Война и мир» именно Безухова, по моему мнению, можно назвать правдоискателем. Пьер — человек интеллектуальный, ищет ответы на главные нравственные, философские, социальные вопросы, стремится выяснить, в чем же заключается смысл человеческого бытия. Герой Толстого добрый, самоотверженный, бескорыстный. Он далек от материальных интересов, ведь у него есть удивительная способность не «заражаться» подлостью, корыстолюбием и другими пороками общества, окружавших его. И все же лишь чувство причастности к народу, осознание общего национального бедствия как личного горя открывает перед Пьером новые идеалы. Вскоре Безухов находит долгожданное счастье рядом с Наташей, которую втайне даже от самого себя любил всю жизнь.
Глубокое внутреннее перерождение происходит с Андреем Волконским. Разговор Андрея с Пьером на пароме, встреча со старым дубом, ночь в Отрадном, любовь к Наташе, второе ранение — все эти события вызывают резкие перемены в его духовном состоянии. Подобные изменения происходят и с Наташей Ростовой, и с ее братом Николаем, и с Марией — все любимые герои Толстого проходят долгий путь, прежде чем избавиться от всего искусственного, что у них было, найти наконец себе.
По моему мнению, не случайно в романе все любимые герои автора допускают трагических ошибок.Очевидно, писателю важно видеть, как они искупают свою вину, как сами осознают эти ошибки.
Князь Андрей идет на войну 1805 года, потому что устал от светской болтовни, он ищет чего-то настоящего. Волконский, как и его кумир Наполеон, очень хочет найти «свой Тулон». Однако мечта и реальная жизнь заметно различаются, особенно когда князь Андрей оказывается на поле боя. Андрей Волконский, как и Наполеон в битве у Арколи, подхватил знамя на поле Аустерлица и повел за собой войска. Но флаг этот, в его мечтах так гордо трепетал над его головой, на деле оказался лишь тяжелой и неудобной палкой: «Князь Андрей опять схватил знамя и, волоча его за древко, бежал с батальоном». Толстой отрицает и понятие красивой смерти, поэтому даже описание ранения героя дано в очень резкой форме: «Будто с размаху крепким кием кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного больно это было, а главное, неприятно … »Война бессмысленна, и стремление уподобиться Наполеона, человека, который ее решила, автор не принимает. Наверное, именно поэтому, уже раненый князь Андрей, лежа на поле боя, видит над собой высокое, чистое небо — символ истины: «Как же я не видел прежде этого высокого неба? И какой же я счастливый, что узнал его наконец. Так, все обман, все обман, кроме этого бесконечного неба ». Князь Андрей отказывается избранного пути, славы и символа этой славы — Наполеона. Он находит другие ценности: счастье просто жить, видеть небо — быть.
Герой выздоравливает и возвращается в семейное имение. Он едет к семье, к своей «маленькой княгини», от которой он когда-то бежал и которая вот-вот должна родить. Однако Лиза умирает во время родов. Душа Андрея в смятении: он страдает из-за чувства вины перед женой. Князь Андрей признается Пьеру: «Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: угрызения совести и болезнь. И счастье есть только отсутствие этих двух зол ». Под Аустерлицем герой понял великую истину: бесконечная ценность — это жизнь. Но несчастьем в жизни могут быть не только болезнь или смерть, но и беспокойная совесть. Перед битвой князь Андрей готов был за минуту славы заплатить любую цену. Но когда умерла жена, он понял, что ни Тулон не стоит жизни близкого человека. После разговора на пароме с Пьером Везухова о смысле бытия, о назначении человека Андрей наконец чувствует, что он открыт для людей. Видимо, поэтому и появляется в его жизни Наташа Ростова, чья естественная внутренняя красота способна возродить душу Волконского в новых чувств.
Диалектика души в произведениях Л.Н.Толстого
Л.Н. Толстой известен не только как гениальный писатель, но и как удивительно глубокий и тонкий психолог. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» открыл миру галерею бессмертных образов. Благодаря тонкому мастерству писателя-психолога, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души.
Основными средствами психологического изображения в романе «Война и мир» являются внутренние монологи и психологические портреты.
Образ Пьера Безухова является одним из самых важных в романе. Автор знакомит нас со своим героем уже с первых страниц произведения, в салоне Анны Павловны Шерер. Современники отмечали заметное сходство межу персонажем и автором. Действительно, Пьер Безухов выражает многие заветные мысли писателя. Но отождествлять их во всем не следует.
Образ Пьера Безухова, как и образы Наташи Ростовой и Андрея Болконского, дан в динамике, то есть в постоянном развитии. Лев Толстой делает акцент на искренности, детской доверчивости, доброте и чистоте помыслов своего героя. Пьер охотно и даже радостно подчиняется чужой воле, наивно веря в благосклонность окружающих. Он становится жертвой корыстолюбивого князя Василия и легкой добычей для лукавых масонов, также неравнодушных к его состоянию. Толстой замечает: повиновение «даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем».
Одно из нравственных заблуждений молодого Безухова – бессознательная потребность подражать Наполеону. В первых главах романа он восторгается «великим человеком», считая его защитником завоеваний французской революции, позже радуется своей роли «благодетеля», а в перспективе – и «освободителя» крестьян, в 1812 году хочет избавить людей от Наполеона, «Антихриста». Стремление возвыситься над людьми, даже продиктованное благородными целями, неизменно приводит его в духовный тупик. По мнению Толстого, и слепое повиновение чужой воле, и болезненное самомнение равно несостоятельны: в основе того и другого – безнравственный взгляд на жизнь, признающий за одними людьми право повелевать, а за другими – обязанность подчиняться.
Юный Пьер – представитель интеллектуальной дворянской элиты России, с презрением относившейся к «близкому» и «понятному». Толстой подчеркивает «оптический самообман» героя, отчужденного от повседневной жизни: в обыденном он не способен рассмотреть великое и бесконечное, видит только «одно ограниченное, мелкое, житейское, бессмысленное». Духовное прозрение Пьера – это постижение ценности обычной, «негероической» жизни. Испытав плен, унижения, увидев изнанку человеческих отношений и высокую духовность в обычном русском мужике Платоне Каратаеве, он понял, что счастье – в самом человеке, в «удовлетворении потребностей». «… Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем и потому… бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей», - подчеркивает Толстой.
На каждом этапе своего духовного развития Пьер мучительно решает философские вопросы, от которых «нельзя отделаться». Это самые простые и самые неразрешимые вопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?» Напряженность нравственных поисков усиливается в кризисные моменты. Пьер нередко испытывает «отвращение ко всему окружающему», все в нем самом и в людях представляется ему «запутанным, бессмысленным и отвратительным». Но после бурных приступов отчаяния Пьер вновь смотрит на мир глазами счастливого человека, постигшего мудрую простоту человеческих отношений.
Находясь в плену, Пьер впервые ощутил чувство полного слияния с миром: «и все это мое, и все это во мне, и все это я». Радостное просветление он продолжает чувствовать и после освобождения – все мироздание кажется ему разумным и «благоустроенным». Толстой отмечает: «планов теперь он не делал никаких…», «не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру – не веру в слова, правила и мысли, но веру в живого, всегда ощутимого Бога».
Пока человек жив, утверждал Толстой, он идет по пути разочарований, обретений и новых потерь. Это относится и к Пьеру Безухову. Периоды заблуждений и разочарований, сменявшие духовное просветление, не были нравственной деградацией героя, возвращением героя на более низкий уровень нравственного самосознания. Духовное развитие Пьера – сложная спираль, каждый новый виток выводит героя на новую духовную высоту.
В эпилоге романа Толстой не только знакомит читателя с «новым» Пьером, убежденным в своей нравственной правоте, но и намечает один из возможных путей его нравственного движения, связанного с новой эпохой и новыми обстоятельствами жизни.
Психологизм романа "Война и мир"