Дошкольное образование в италии. Школы Италии


Сегодня в России официально наступила осень, а это значит, что для школьников и студентов начался новый учебный год. Со скучными лекциями, сложными контрольными и домашними заданиями, которые так хочется променять на еще один денек на улице. Или для современных детей пара часов игры на Playstation предпочтительней?

И тут вы думаете: «А причем тут Россия? Разве итальянские школьники не отправились сегодня грызть гранит науки?»… А вот фигушки Здесь у осени свои сроки - она приходит 21 сентября, а уходит 20 декабря. Следовательно, и школы в Италииоткрываются позже.

Сколько школ в Италии?

В отличие от русских учеников, маленькие итальянцы не проводят всю свою жизнь в одном учебном заведении. Если для россиян перевод ребенка из одной школы в другую, скорее, вынужденная мера, то здесь это норма. Практически каждый ребенок в Италии проходит по следующим этапам школьной жизни:

  • Scuola dell ’ infanzia (или scuola materna , asilo) - еще одно учреждение для детей, которых не с кем оставить дома в течение дня. Проще говоря, детский сад. Сюда приходят малыши в возрасте от 3-х до 5-ти лет. Подобные «школы» могут контролироваться как государством, так и церковью, или же быть частными. Ребята получают основы образования - учатся читать, писать и считать.
  • Scuola elementare (или s cuola primaria) - начальная школа, обучение в которой длится 5 лет. В это время дети изучают итальянский и английский языки, историю, географию, математику, музыку и даже основы католицмзма. Впрочем, от последней дисциплины можно отказаться.
  • Scuola media (или scuola secondaria di 1 grado ) - средняя школа. Вообще среднее образование в Италии делится на 2 этапа, и scuola media является первым из них. Здесь ребятам 11-13-ти лет продолжают преподавать те же дисциплины, которые они изучали в начальной школе, но к ним добавляется второй язык, а количество учебных часов увеличивается. По завершении 3-х лет обучения будущие выпускники должны сдать экзамен и получить диплом licenza media.

  • Scuola superiore (или scuola secondaria di 2 grado ) - это вторая ступень средней школы, которая длится на 2 года дольше, чем scuola media , и имеет определенную квалификацию. Это может быть классический лицей, в котором упор делается на изучение латинского и греческих языков, лицей с художественной или музыкальной направленностью, экономический или технический лицеи и т.д. В общем, предполагается, что уже к 14 годам подросток должен определиться с тем, чем он будет заниматься в дальнейшем. Но, как это часто бывает, выбор направленности лицея может сильно отличаться от выбора университета и профессии.

Финалом средней школы служит получение диплома зрелости (diploma di maturità), с которым можно поступать в вуз.

Учебный год по-итальянски

Как я уже сказала, итальянцы начинают учиться во второй половине сентября, а заканчивается учебный год в июне. Каникулы приходятся на (чаще всего с 23 декабря до 6 января) и (в марте или апреле) - два больших католических праздника. В январе и июне родителям учеников выдаются так называемые «pagelle» - табели успеваемости их детей.

Режим дня школьника в Италии мало чем отличается от режима дня наших маленьких соотечественников. Занятия начинаются ровно в 8 или 8:30. В некоторых школах родители сами решают, будут ли их дети учиться в субботу или ограничатся пятидневкой. Во втором случае учебный день заканчивается в 16:30.

А вот родительских собраний в нашем понимании в Италии нет - каждый родитель заранее договаривается о встрече с учителем, и успехи ребенка обсуждаются исключительно с глазу на глаз.

P . S . С каждым годом растет количество желающих получить высшее образование заграницей, и Италия часто оказывается в списке стран, куда иностранные абитуриенты отправляются за дипломом. В я расскажу о том, как работает система образования в Италии в отношении вузов и как жителю другой страны получить здесь высшее образование.

Средняя школа в Италии состоит из следующих ступеней образования:

  • начальная школа (обучение в течение 5 лет);
  • первая ступень средней школы (3 года обучения);
  • вторая ступень средней школы (5 лет обучения).

Для иностранных граждан среднее образование доступно только при учебе в международных школах либо частных пансионатах. Обучение в Италии начинается по достижении ребенком 6-летнего возраста. Первые две ступени среднего образования (scuola elementare) являются бесплатными. Предметы, которые изучаются в рамках начального образования (это арифметика, чтение, письмо, изобразительное искусство и музыка) обязательны для изучения. Выборочным в начальной школе является только изучение религиозных основ. За время прохождения учебы в начальной школе обычно иностранные ученики полностью осваивают итальянский язык и могут продолжать образование наравне с итальянцами. Также обычно в местных школах обязательно изучается один иностранный язык. Школьная неделя составляет около 30 часов (5 учебных дней). В конце каждой ступени обучения производится обязательное тестирование на предмет оценки полученных знаний. Примечательно, что вместо бальной шкалы, как в России, итальянские учебные заведения используют словесную шкалу оценивания («отлично», «хорошо» и т.д.).

В обычных муниципальных школах Италии по традиции в одном классе обучается большое количество детей. В частных обычно комплектация классов меньше, но само количество подобных учреждений в стране невелико – всего 5% от общего числа средних учебных заведений. Кроме того, неудобством обучения в частных школах Италии является то, что они не имеют права выдавать сертификат о получении полного среднего образования. Таким образом, выпускникам приходится после окончания сдавать отдельно государственные экзамены на получение сертификата. Но, при этом, программа обучения в частной школе зачастую идентична муниципальной.

После пяти лет, проведенных в начальной школе, ученики сдают экзамены в устной и письменной форме, и получают свой первый аттестат - diploma di licenza elementare. После этого они переходят в среднюю школу, где учатся примерно до 14 лет. Там итальянские школьники изучают географию, историю, иностранный язык, естественные науки, музыку, искусство и родной язык. Система ежегодной экзаменации в средней школе больше напоминает зачетную – экзамены сдаются не на оценку, а по принципу «зачтено» - «не зачтено». После окончания средней школы сдаются обязательные экзамены: итальянский и иностранный языки, а также математика (все в письменной форме). По остальным предметам предусмотрены устные экзамены.

После окончания средней школы, выпускники могут продолжить обучение, но уже на уровне высшей средней школы – в специализированных учебных заведениях различных профессиональных направлений (аналоги профессионально-технических училищ, лицеев, школ искусств). Обычно выпускаются из них примерно в возраст 19 лет.

Этап подготовки к обучению в высших учебных заведениях Италии начинается во время учебы в лицеях. В целом, они подразделяются такие заведения на три вида:

  • классический лицей (используют программы обучения длительностью в 5 лет с уклоном в гуманитарные дисциплины, хотя и естественные науки присутствуют в программе);
  • естественнонаучный лицей (предлагают программу подготовки учеников с углубленным изучением естественных наук);
  • лингвистический лицей (с углубленным изучением языков, литературы и истории цивилизаций);
  • технический лицей (институт) – готовит тех, кто планирует связать свое будущее с техническими дисциплинами и инженерной деятельностью.

Подготовку по другим профессиональным направлениям осуществляют специальные учебные заведения соответствующего профиля: школы искусств, артистические лицеи, профессиональные институты.

Несмотря на четкую градацию по направлениям, во всех типах этих учебных заведений действует пятилетняя программа обучения с обязательными для всех предметами: латынью, историей, философией, итальянской литературой, математикой, физикой и естественными науками. По окончании такого учебного заведения, после сдачи итоговых экзаменов, выпускник получает диплом, именуемый Diploma di Maturita, соответствующего направления – классический, научный, лингвистический, технический. С 1998 года правильным наименованием этой степени образования стало «Diploma di Esame di State conclusivo del corso di...» с дальнейшим указанием специализации. Этот диплом открывает выпускникам двери в любое высшее учебное заведение Италии.


Высшее образование Италии

Если вы раздумываете над получением высшего образования в Европе, Италия – одно из самых лучших мест для этого. Преимущества здешнего обучения следующие:

  • в предоставлении высшего образования по специальностям в области дизайна и моды Италии нет равных;
  • стоимость обучения в государственных ВУЗах Италии сравнительно невысокая – ежегодно она составляет около 500 евро (частные университеты устанавливают расценки на учебу самостоятельно, обычно в пределах от 8 до 25 тысяч евро);
  • итальянский язык очень легок в изучении;
  • кроме того, обучение в университетах возможно как на итальянском, так и на английском языке;
  • стиль жизни и эмоциональность итальянцев, как нации, очень близки нам по духу.

В целом система высшего образования в этой стране подразделяется на два сектора – университетский и неуниверситетский. Второй предполагает обучение в двух направлениях:

1.Искусство (всевозможные школы дизайна, консерватории, академии изящных искусств, которые находятся в ведении Министерства образования и Совета по вопросам национального культурного наследия).

2.Профессиональное обучение, которое осуществляется под эгидой местных властей.

Университетский сектор образования имеет разветвленную структуру как по вертикали (количество всевозможных уровней подготовки и ученых степеней), так и по горизонтали (специализации, количество преподаваемых дисциплин и направлений учебы). На нем следует остановиться подробнее далее. Стоит отметить, что обучение в ВУЗах Италии чаще всего осуществляется, как можно логично предположить, на итальянском языке. Английские программы обучения можно найти в частных университетах, а также различных школах дизайна, учениками которых являются преимущественно иностранцы. Для того чтобы ваши шансы на поступление в итальянский университет возросли, стоит задуматься о прохождении обучения в одной из языковых школ этой страны.

Дизайнерское образование в Италии

Всем известно, что Италия – неоспоримый мировой лидер в модной индустрии. Потому, конечно же, сюда едет огромное количество будущих дизайнеров, модельеров, историков костюма, чтобы получить высшее образование в этой области. Обучение в школах дизайна этой страны возможно на различных уровнях – от полноценного первого высшего образования до краткосрочных летних курсов по дизайну интерьера, ландшафтному дизайну, дизайну костюма, управлению брендом, дизайну аксессуаров и множеству других направлений моды и дизайна. Соответственно, срок обучения в таких школах может составлять от двух недель до четырех лет. После их окончания, выпускнику предоставляется сертификат слушателя курсов, бакалавра или магистра в области моды, в зависимости от выбранного типа обучения. В этом направление чаще всего используют английский язык, в качестве основного, на котором производится обучение.

Особенности итальянских университетов

Большая часть тех, кто получает высшее образование в Италии, делает это в местных университетах. Всего их на территории страны 56, из которых 9 – независимые частные ВУЗы, имеющие лицензию Министерства образования. Университеты Италии славятся своими традициями, многие которых остаются неизменными со времен Средневековья. Так, например, в каждом университете существует свой колоритный обряд принятия в студенческое братство новичков, а также традиционные праздничные элементы костюмов.

Университеты Италии отличаются активным использованием так называемой «кредитной системы» или CFU. Обычно кредитом называют эквивалент пройденным 25 часам обучения. За год в среднем студент зарабатывает порядка 60 кредитов. Соответственно, для того чтобы получить первую степень высшего образования – Laurea, студенту нужно набрать около 180 кредитов (пройти 3 года обучения). При этом некоторые из университетов практикуют так называемый «двойной цикл» для получения первой степени – студент учится по 5-6 лет. Обычно это актуально для таких направлений, как архитектура, медицина, стоматология и ветеринария.

Первая степень оконченного высшего образования в Италии также именуется Laurea, она соответствует степени бакалавра и предполагает в среднем 4-5 лет учебы в зависимости от специальности. Для гуманитарных дисциплин 4 лет достаточно, а вот для химиков, к примеру, срок обучения составляет 5 лет.

За все время учебы итальянские студенты прослушивают курсы по 20 дисциплинам, как основным, так и факультативным. Посещение лекций и семинаров в системе высшего образования Италии – обязательно, ведь на нем построена сама «кредитная система». Поэтому студенты сами отмечают в зачетках количество прослушанных часов по каждому предмету. Как и во многих странах, по окончании обучения выпускник обязан защитить дипломную работу. Вот что интересно: в Италии базисом для дипломной оценки служит средний балл за все сданные экзамены, а уже по результатам защиты дипломной работы, преподавательская комиссия может эту оценку повысить или понизить. Зато учеба в итальянских университетах не требует нервотрепки со сроками сдачи всех экзаменов в срок – учиться здесь можно сколько душе угодно, никто вас торопить не станет. Такой подход, как ни удивительно, не только не расслабляет студентов, но и учит организованности и ответственности.

Следующей университетской степенью является докторантура. Основным требованием для поступления на курс является практика по специальности в течение трех лет. Кроме того, при поступлении необходимо сдавать вступительное тестирование. Успешно прошедшие его могут претендовать на получение стипендии. Докторанты занимаются научно-исследовательскими изысканиями, как в ВУЗах Италии, так и за границей, а по завершении трех лет могут получить докторскую степень.

Начало учебного года в итальянских университетах обычно припадает на октябрь-ноябрь, хотя частные учебные заведения могут практиковать начало учебы и в январе. Длится он до мая-июня. В отличие от нашей системы образования, в год итальянские студенты сдают три экзаменационные сессии. В это время сдаются как обязательные экзамены (на каждом факультете свой список таких дисциплин), так и те, которые решет сдавать сам студент. В этом вопросе итальянские ВУЗы довольно либеральны – время сдачи того или иного экзамена определяет сам экзаменуемый. При этом, подготовка к экзаменам в Италии – серьезный труд, предполагающий большое количество самостоятельных занятий, поскольку на лекциях студенты получают только малую часть знаний по предмету. Еще одна особенность – ни по одному предмету вы не найдете экзаменационных билетов, они сдаются как в устной так и в письменной форме. Преподаватель каждой дисциплины имеет свои консультационные часы, когда вы сможете посоветоваться с ним по вопросам подготовки к сдаче экзамена, литературе, которая сможет пригодиться и особенностях изучения того или иного предмета. Кроме этого, при университетах существуют консультационные центры, помогающие студентам в подобных вопросах. А если уж становится совсем трудно, можно подать заявку на кураторство, и к вам прикрепят отдельного куратора по предмету.

Требования к поступающим в итальянские ВУЗы

Как уже стало понятно, основной принцип высшего образования в Италии – академическая свобода. Она позволяет поступить в университет любому желающему, который соответствует основным требованиям для абитуриентов. Иностранные граждане при поступлении не сдают вступительных экзаменов, им достаточно предъявить сертификат о получении полного среднего образования.

Однако для российских абитуриентов, к сожалению, все не так просто. Из-за разницы в учебных программах, аттестат о среднем

образовании, выданный в любой российской школе, не является в Италии свидетельством об окончании полной средней школы. Наши выпускники, чтобы поступить на первый курс итальянского университета, должны проучиться либо 1 год в российском или иностранном ВУЗе, либо пройти обучение в выпускном классе итальянской школы. Кроме того, все университеты Италии имеют собственное тестирование на знание языка, включающее в себя грамматику, перевод и устное интервью с преподавателем. Но сдать международный экзамен на знание итальянского либо английского не помешает. Это понадобится для получения студенческой визы в Италию.

Для того чтобы пройти обучение в школах дизайна и моды, напротив, придется выдержать экзамены и жесткий конкурс среди поступающих, поскольку это образование очень престижно во всем мире. Кроме того, потребуется предоставить на суд вступительной комиссии собственное портфолио.

Чтобы получить студенческую визу в Италию, кроме экзамена по языку, необходимо подтвердить собственные образовательные документы – аттестат либо диплом. Сделать это можно в Отделе легализации, который находится при посольстве или консульстве Италии.

Система среднего образования

Начальная школас 6 до 11 лет

Начальная школа подразделяется на 2 ступени - scuola elementare 1 и scuola elementare 2. Обе эти ступени являются бесплатными для всех. По окончании начальной школы учащиеся сдают письменный и устный экзамены.

По их результатам выдаётся аттестат об окончании начальной школы (diploma di licenza elementare) . На этом этапе изучают чтение, письмо, рисование, арифметику, музыку - эти предметы являются обязательными, по желанию изучается лишь религия. Учебные планы обычно включают также изучение одного иностранного языка.

Средняя младшая школа (scuola media) с 11 до 14 лет

На этом этапе школьники изучают итальянский язык, историю, географию, математику и естественные науки, иностранный язык, искусство и музыку.

Средняя старшая школас 14 до 18 лет

На данном этапе учащиеся решают, учиться ли им по обычной программе и готовиться к поступлению в ВУЗ, либо совмещать свое обучение с профессиональной подготовкой.

Вариант 1: Учащийся решает продолжить свое обучение по обычной программе. В этом случае учащиеся продолжают свое обучение в лицеях, главной задачей которых является подготовка учащегося к поступлению в Университет. Лицеи делятся по профилю:

  • классические лицеи;

Система образования в Италии: высшее, школьное и дошкольное

Система образования в Италии постоянно изменяется на протяжении уже многих лет. И в настоящий момент образование в стране проходит очередной цикл реформирования, цель которого повысить уровень обучения в стране и привести систему образования в соответствие к европейским стандартам.

Образование в Италии находится под жестким контролем государственных органов. Министерство образования самостоятельно разрабатывает все школьные учебные программы и обеспечивает материальную базу на всех уровнях, следит за уровнем подготовленности учительского состава и устраивает конкурсные тесты для желающих занять должность преподавателя в государственном учреждении.

Высшие учебные организации пользуются более широкой автономией и могут сами составлять учебные программы. Государство также держит под контролем процесс обучения в частных школах и проверяет качество полученных там знаний.

Хотя Италию и не относят к лидерам в сфере образования, это идеальная страна для тех, кто хочет посвятить себя музыке, дизайну или живописи.

Дошкольное

Дошкольное образование в Италии не является обязательным. Согласно данным статистики, ситуация с дошкольным образованием в Италии довольно печальная. В стране остро чувствуется нехватка дошкольных организаций.

По количеству учреждений Италия занимает одно из последних мест среди стран Европы. Такая ситуация объясняется давней традицией воспитывать детей дома.

Но сейчас многие женщины работаю наравне с мужчинами, а декретный отпуск длится всего 5 месяцев. Это привело к тому, что с 2009 года в Италии широко практикуется создание так называемых семейных детских садиков. Обучение в таких заведениях довольно дорогое, но в сложившейся ситуации это единственный выход.

Для того чтобы открыть семейный детсад, будущий воспитатель должен иметь педагогическое образование, а помещение, где будут проходить занятия, должно соответствовать нормам безопасности.

Некоторые государственные учреждения дошкольного образования предлагают родителям доставку детишек из дома в садик на собственном транспорте, что существенно экономит время. Однако забирать своих детей родителям приходится уже самостоятельно.

Образовательная программа дошкольных организаций направлена на:

  • Знакомство с окружающим миром;
  • Развитие риторики и словарного запаса ребенка;
  • Физическое развитие ребенка;
  • Получение элементарных знаний по иностранному языку;
  • Развитие самостоятельности и индивидуальности.

Программа некоторых дошкольных учреждений включает в себя дополнительные уроки по кулинарии, занятия в бассейне. Ребята занимаются музыкой, лепкой, рисованием, танцами. Более старшим детям преподают основы работы с компьютерами.

Также существуют детские садики, организованные монахинями. Тут в стандартную программу обучения включают молитвы, пение псалмов и организацию религиозных праздников.

Школьное

Система школьного образования в Италии отличается от других систем европейских стран. Школьное обучение делится на следующие этапы:

  • Начальная школа;
  • Старшая школа.

Начальная школа

Начальная школа подразделяется на два уровня. Принимают детей в школу в возрасте 5 - 6 лет, и длится процесс обучения пять лет. На этом этапе детям преподают основы арифметики, чтения, грамотности, вокала и рисования.

По желанию родителей могут вводиться дополнительные занятия по основам религии. По окончании начальной школы детям выдают аттестат об образовании.

Средняя школа

По завершении начального этапа обучения, учащиеся сдают экзамены и на их основе переводятся в среднюю школу, где учатся на протяжении трех лет. Данный курс образования включает в себя занятия по итальянскому языку, математике, истории, химии, географии, искусству, биологии, иностранному языку.

В конце каждого года сдаются экзамены, но оценка по ним не ставится - результаты выставляются по системе «сдал или не сдал». По окончании всего этапа обучения в средней школе сдаются обязательные государственные экзамены по всем предметам. По итальянскому и иностранному языку и по математике экзамен проходит в письменной форме, а по другим предметам - в устной.

Старшая школа

При переходе в старшую школу ученик должен решить - совмещать ли процесс обучения с профессиональной подготовкой или же учиться по обычной школьной программе и готовится к поступлению в высшее учебное заведение.

Подготовка к поступлению в вузы проходит в лицеях, где подросток получает теоретические знания. В стране представлены следующие типы лицеев:

  • Артистические;

Подробней EduNews.ru

Начальное образование в Италии и запись ребенка в школу

Всем, у кого есть маленькие дети известно, как трудно в настоящее время отдать ребёнка в детский сад. Если вы домохозяйка или у вас много родственников, которым вы доверяете, то эта проблема может вас и не коснуться.

Но вопрос о детских дошкольных учреждениях образования стоит остро и в Италии. Здесь детских садов не хватает на всех детей, поэтому правительство планирует построить больше, но на это, как и на всё нужны деньги. Независимо от того, на каких основаниях вы пребываете в Италии: легально или нет, все дети имеют право получать качественное образование, в том числе и дошкольное.

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИТАЛИИ

Так же, как и в других странах, ваш ребёнок в Италии может посещать ясли, если ему от 6-ти месяцев и до 3-х лет, и детский сад, если ему от 3-х до 6-ти лет. И ясли, и детский сад призваны помочь детям адаптироваться в социуме, научиться общению с детьми, а также выполняют воспитательные функции, прививают эстетические вкусы, нравственные основы, учат первым главным азам.

Если на летние месяцы у вас нет возможности сидеть с ребёнком, то за отдельную плату вы можете отдать его в летний центр. Услуги яслей не предоставляются на период выходных и государственных праздников. Работают они до 16.30 дня.

Стоимость

Ясли в зависимости от того, сколько вы зарабатываете в месяц, стоят 5,16-260, 00 евро. ­то нормальная цена сопоставимая с большинством яслей в Санкт-Петербурге. Если у вас по какой-то причине нет возможности забрать ребёнка во время, то в яслях предоставляется платная услуга воспитательницы, которая может посидеть с ним ещё лишний час.

Стоит такая услуга в районе 52 евро. Детский сад же в Италии обойдётся вам 5, 16-154, 94 евро в месяц.

Питание

В Италии детские сады и ясли не оборудованы своими собственными столовыми, где бы готовилась еда для детишек. Существуют отдельные общие столовые, откуда еда направляется в каждый детский сад и ясли.

Таким образом, обеспечивается гарантия того, что все дети потребляют качественную полезную пищу. Еда для детей готовится только из лучших продуктов без добавления каких-либо вредных примесей. Но и питание выплачивается родителями отдельно, стоит оно 2,58 евро.

Кормят детей три раза в течение периода пребывания в саду: дети завтракают, обедают и подкрепляются полдником.

Другие услуги

Если ваше дошкольное учреждение находится далеко от вашего места жительства, а собственного средства передвижения у вас нет, то вы имеете право отправлять своего ребёнка в сад или школу школьным автобусом. Но при этом имейте в виду, что всякий раз вы должны встречать его из школы и забирать из детского сада. При этом платить за такую удобную услугу вы будете 26-37 евро в месяц.

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИТАЛИИ

Как уже говорилось, абсолютно все дети в Италии должны получить образование, даже если у них нет итальянского гражданства. Но здесь есть одна небольшая проблема, связанная с тем, что если вы находитесь на территории Италии нелегально, медики обслуживать вас и вашего ребёнка не будут.

Поэтому будьте осторожны, когда увозите своё чадо на родину повидаться с родными. Проблема состоит в том, что обязательным условием принятия вашего ребёнка обратно в школу в Италии является справка о его хорошем состоянии здоровья, то бишь, не подцепил ли он что-нибудь на большой земле.

Школа в Италии делится на начальную, среднюю и высшую. Обязательным в Италии является начальное и среднее образование, как у нас - базовое.

По прошествии 8 классов ребёнок уже сам в состоянии выбрать себе будущую профессию и приступить к дальнейшему обучению, а может и вовсе пойти работать. ­то вполне законно. При этом ваша задача заключается в том, чтобы поддержать ребёнка и направить его в нужное русло, помочь ему определиться и свыкнуться с новой ролью.

Система образования

В начальной школе уроки ведут два преподавателя. Здесь система включает уроки математики, языка, чтения, музыки, рисования, физкультуры и др. А также весьма важным для итальянского образования является изучение истории и теории католического вероисповедания.

Изучение музыки базируется на обучении детей игры на простейших музыкальных инструментах.

Школьной формы в Италии не существует, все дети и подростки там одеваются, как хотят, в пределах разумного, конечно.

Старшие классы в итальянских школах объединяют в себе обычную школьную программу с программой конкретной профессиональной направленности, которую в праве выбрать каждый ученик самостоятельно. Окончив высшую школу, ребёнок может идти работать по профессии или получать высшее образование. Не запрещается и изменять профессиональное направление.

Для того, чтобы отправить ребёнка в школу необходимо:

1. Все документы и заявления, которые вы будете подавать должны быть на итальянском языке. Нужно подать запрос в школу, в которую будет ходить ваш ребёнок и предоставить документы из бывшей школы, если он уже где-то учился.

Ваш ребёнок либо пойдёт в класс, в который он ходил, либо в следующий, если он какой-то класс уже закончил. Но иногда случается так, что педагогический совет в соответствии с уровнем знаний ребёнка может отправить его в другой класс. К документам необходимо приложить справку о выполненных прививках, если она имеется, если же нет, то запросить её в местном отделе здравоохранения.

2. Если ваш ребёнок плохо знает итальянский, и это вызовет затруднение в процессе обучения, то вы можете записать его на курсы итальянского языка, которые предоставляются государственными органами.

3. Обозначьте, на какое время ваш ребёнок будет определён в школу. В итальянских школах, как и других, есть группы продленного дня, и если у вас есть необходимость, вы можете записать туда ребёнка.

4. Если вы не хотите, чтобы ваш ребёнок изучал католицизм, вам предоставят возможность выбора какого-нибудь другого предмета.

5. И, наконец, стоит отметить, что в Италии ученикам приходится носить с собою очень много тяжёлых учебников, поэтому, если у вас есть возможность, обзаведитесь специальной сумкой на колёсиках, чтобы облегчить физические нагрузки для своего ребёнка.

Образование | 30.12.2011 |

Комментарии к публикации (0) :

Пока что нет ни одного комментария к этой публикации. Будь первым!

Оставлять свои комментарии могут только зарегистрированные пользователи!

РЕГИСТРАЦИЯ занимает всего 1 минуту и введена с целью облегчить и ускорить работу пользователей.

Зарегистрировавшись на сайте, Вы получаете массу преимуществ:

1. Вам не нужно будет каждый раз писать свое имя при комментировании публикаций.

2. Уведомление об ответе в разделе Юридическая консультация прийдет на Ваш E-mail.

3. Вы сможете подписаться на любимые темы и следить за их развитием.

4. Вы сможете участвовать в конкурсах и получать призы.

5. Вы сможете переписываться с другими участниками сайта.

6. Вы получите доступ к закрытым ресурсам сайта.

И многое другое. Станьте участником нашего клуба, нажимайте РЕГИСТРАЦИЯ.

2010 - 2015 Клуб любителей Италии "Моя Италия" v. 4.01 Тексты статей защищены авторским правом. Разработчик - Павел Черныш & Studio "Computerra"

Выбирая тот или иной профиль, ученик фактически определяется со своей будущей профессией. Как правило, большинство выпускников лицеев поступают в ВУЗ.

Вариант 2: Учащиеся помимо школьного образования получают какую-либо профессию. Получить такой вид образования можно в так называемых «институтах» или колледжах. По окончании учащиеся получают аттестат о среднем образовании (diploma di maturita) и свидетельство о профессиональной квалификации.

Система высшего образования

Система высшего образования Италии представлена университетами, техническими университетами, университетскими колледжами и академиями.

Первая ступень высшего образования - C. D. U. (Corsi di Diploma Universitario) - аналог степени бакалавра. Обучение длится 3 года и состоит из обязательных, дополнительных предметов и практики.

Вторая ступень высшего образования - C. L. (Corsi di Laurea) . Длится от 4 до 5 лет, в зависимости от специальности. Медицину и фармацевтику изучают 6 лет.

Третья ступень высшего образования - Corsi di Dottorato di Ricerca, DR и Corsi di Perfezionamento - исследовательские докторские программы и курсы постдипломной специализации, или профессионального мастерства. Ее можно пройти как в Университетах, так и в специализированных учебных заведениях - Scuole di Specializzazione. По окончании выдается диплом специалиста или степень доктора.

Как поступить в итальянский ВУЗ иностранному студенту?

Требования:

  • законченное среднее образование
  • знание языка

Иностранным абитуриентам не надо сдавать экзаменов, но, как правило, российского среднего образования недостаточно для поступления в итальянский университет, надо закончить минимум один курс в российском вузе. Каждый итальянский университет имеет собственную систему тестирования по языку, хотя принимаются и результаты официального языкового экзамена CILS.

Высшее образование в Италии

Сегодня образование в Италии популярно в первую очередь благодаря высшим учебным заведениям в области искусства, моды и дизайна. Дипломы, полученные в Италии по данным специальностям, считаются одними из самых престижных в мире.

В Италии 47 государственных университетов и 9 независимых, имеющих государственную лицензию. Большинство государственных вузов ведут преподавание на итальянском языке. Частные университеты преподают в основном на английском языке и придерживаются общеевропейской системы бакалавриат-магистратура.

Программы обучения

Laurea (C.L.)

Для получения первого диплома laurea (C.L.) , соответствующего уровню "бакалавр" требуется учиться четыре-шесть лет. В частности, филологи могут получить эту степень через четыре года, химики и архитекторы - через пять лет, а медики - через шесть.

Diploma universitario (C.D.U.)

Следующая степень, соответствующая магистерской, называется Diploma universitario (C.D.U.) . Курс длится два - три года. Существует также двухлетний курс специализации Scuole dirette a fini speciali, по итогам которого можно получить степень, аналогичную C.D.U.

За учебный период студенту необходимо изучить 19-20 дисциплин, включая факультативные. Посещение занятий обязательное, и студенты даже отмечают дни посещения лекций и семинаров в своих зачетках. По завершении курса любого уровня учащиеся защищают дипломную работу.

После трех лет практики по специальности выпускник университета может поступить в докторантуру. Для этого нужно пройти вступительный тест. Докторанты обычно ведут исследовательскую работу в разных вузах, включая зарубежные.

Защитившиеся получают степень доктора.

Лучшие вузы Италии.

В этом университете можно изучать архитектуру, экономику и бизнес, право, фармацевтику, информатику, инженерные науки, иностранные языки и литературу, географию, философию, физику, социологию и другие дисциплины.

Институт Марангони (Istituto Marangoni) - одно из самых старейших и известнейших частных высших учебных заведений моды и дизайна не только в Италии, но и во всем мире. Из его стен вышли такие имена, как Franco Moschino, Domenico Dolce, Allessandra Fachinetti, Stephano Gurriero и многие другие.

Институт Марангони был основан в Милане в 1935 г. Здесь же, зародилась индустрия модной одежды pret-a-porter . В Милане также располагаются офисы ведущих компаний – производителей дизайнерской мебели. Здание института находится в сердце престижного района Милана, всего в нескольких шагах от via Montenapoleone (центральной улицы мира моды) и via Durini, нового центра дизайна в Милане.

Именно здесь расположены головные офисы всемирно известных модных домов и дизайнерских компаний. Так же институт имеет филиалы в Париже и Лондоне.

Domus Academy была основана в 1982 итальянскими архитекторами с целью подготовить профессионалов в области дизайна. Как известно, Италия – страна, где зарождалась архитектура, где применялись последние научные достижения, чтобы сделать жизнь комфортной. Именно в Древнем Риме впервые появились виадуки, амфитеатры, отопительные системы, прозрачное стекло и многое другое.

NABA (NUOVA ACCADEMIA DI BELLE ARTI) - новая академия изящных искусств, основана в 1980 году группой известных итальянских художников: Gianni Colombo, Lucio del Pezzo, Emilio Tadini, Guido Ballo. Название "Новая Академия" было дано, чтобы показать, что школа использует новые подходы к обучению. Академия расположена в Милане в историческом районе Каналов,- одном из оживленных районов города.

NABA является негосударственным учебным заведением единственным, имеющим государственную аккредитацию - дипломы NABA признаются Министерством образования Италии NABA также является членом Европейской организации Институтов Искусства (ELIA - European League of Institutes of the Art) . NABA проводит подготовку студентов и профессионалов в области дизайна, моды и текстиля, театрального дизайна, графического дизайна и его управления, медиа дизайна и визуального искусства. Изучение основных предметов по визуальной и графической репрезентации происходит с использованием новейших цифровых технологий.

Академия сотрудничает с такими известными и престижными дизайнерскими брендами, как Alcantara, Coveri, Fiat Auto, Fiera Milano International, Guzzini, Krizia, La Perla, L"Oreal, Luxottica, Max Mara, Miss Sixty, Frau, Swarovski.

Университет Урбино (Universita degli studi di Urbino)

Престижный университет Урбино, один из самых древних университетов мира, основан в 1506 году. В настоящее время в университете – 11 факультетов (экономики; права; образования; окружающей среды; литературы и философии; математики, физики и естественных наук; современных языков и литературы; фармацевтики; политологии; социологии; спорта) , 52 института, в нем обучается более 20 000 студентов.

Некоторые Вузы Италии известны своей специализацией. Например, медицину лучше всего изучать в университете Салерно. Болонский университет славится своим факультетом права.

Для тех, кто хочет стать дизайнером, лучше поступать в Европейский институт дизайна в Милане.

Языковые школы.

Всемирно известный языковой центр International House имеет более 120 школ по всему миру. Школа Dilit была открыта в Риме в 1974 году и вот уже более 30 лет принимает тысячи желающих выучить итальянский язык и увидеть Вечный город.

Eurocentres - расположен в историческом центре Флоренции. Школа предлагает качественное и эффективное изучение иностранных языков, секрет которого кроется в безупречно продуманной программе обучения.

Школа Lunguadue, расположенная на одной из самой оживленной улице Милана Buenos Aeros- пользуется большой популярностью.

Школа Linguaviva расположена во Флоренции и Сиракузах (Сицилия) . Школа предлагает самые разнообразные программы изучения итальянского языка,- от академической до комбинированной, включая «вкусный» курс с уроками итальянской кухни, а так же изучение дизайна и искусства.

Материал с сайта tmestate.com

Система образования Италии: дошкольное, среднее и высшее

Система образования в Италииявляется подконтрольной государству, она прямо зависит от Министерства образования, которое финансово содержит школы всех уровней и контролирует учебу в частных заведениях. Также оно самостоятельно разрабатывает, а затем доводит до обучающих учреждений учебные программы.

Нанимают учителей (по всем предметным дисциплинам) в школы, контролируемые государством, на преподавательские должности через конкурсы. В отличие от среднего,высшее образование в Италии(академии, вузы, и т.д.) имеют право на личную независимую организацию учебного процесса, они самостоятельно составляют образовательные программы, однако обеспечиваются финансово Министерством образования. В большинстве из них, чтобы поддержать высокий уровень образования в сфере получения профессий, введены итоговые экзаменационные испытания.

Современная система образования в Италиипостоянно реформируются с целью ее улучшения. В данное время проводится очередное ее изменение, призванное состыковать итальянскую учебу с общеевропейской.

Ступени и виды образования

Учеба в Италии, как и везде, имеет ступенчатую структуру, где итальянцы обучаются, начиная с самого нежного возраста и до приобретения профессии. Однако тут образовательные этапы также не оканчиваются, ведь в этом государстве можно учиться дополнительно при желании. Итак, схема обучения в Италии имеет следующую структуру:

  1. Дошкольное воспитание (la scuola Materna) – проводится обучение малышей в возрасте 3-6 лет;
  2. Школьное образование:
  3. Начальные классы (la scuola Elementare) – здесь учатся дети 6-10 лет;
  4. Средние классы (la scuola Media) – получают образование подростки 11-13 лет;
  5. Среднее образование:
  6. Высшие классы (la scuola Superiore) – проводится обучение тинэйджеры 14-19 лет;
  7. Лицеи – подготавливают учеников к поступлению в вузы и университеты;
  8. Высшее образование:
  9. Университетская группа (частные, государственные университеты, вузы для иностранцев, высшие школы, университеты телекоммуникаций)
  10. Неуниверситетская группа (высшие школы прикладных и изящных искусств, дизайна, национальные академии, консерватории, хореографические училища. А также: школы интегрированного обучения по техническим узким направлениями, дипломатии, архивному, военному делу, школы переводчиков) ;
  11. Академии (учреждения культуры, объединения по изучению истории, учебные центры, литературные институты, иностранные ведомства)

Дошкольное образование в Италии

Воспитание детей в данном государстве начинается, как и во многих других, с малого возраста. Уже с 3 до 6 лет малыши могут пойти обучаться в школы раннего развития (scuola Materna) . Это аналог российских детских садов, в которых маленькие итальянцы учатся общению между собой, играют, развиваются физически на спортивных занятиях. Одним словом, в этот период у малышей происходит закладывание основ социальной адаптации и подготовка к школьному обучению.

Дошкольное воспитание в Италииво многих детских заведениях проводится по методике знаменитой М. Монтессори. Кроме них также широко распространены католические детские группы при церквях, где образование малышей возложено на монахинь.

В них, помимо основных образовательных уклонов, особое внимание уделяется воспитанию духовности, миропонимания, основам христианства и веры. Здесь придерживаются традиционных способов воспитания.

Школьное образование

Школьное образование в Италиипредполагает начало обучения в шесть лет. Оно разделено на две группы по возрастам и степени сложности обучения.

Начальные классы (la scuola Elementare)обучают детей 6-10 лет. Этобесплатное образование в Италии, обязательное для всех маленьких итальянцев, здесь изучаются такие дисциплины: чтение, родной язык и письмо на нем, арифметика, рисование, музыка и другие.

Религия - предмет не обязательный, ее изучают на добровольных началах. Образовательные графики в начальных классах всегда включают хотя бы один иностранный язык. Учеба детей данного возраста длится ежедневно по 6 часов и 5 дней в неделю.

В качестве оценок выставляются «отлично», «удовлетворительно», «хорошо», а не отметки в цифрах, как в России.

Примечательно то, что во всех школах первой и второй ступеней дети могут получитьинклюзивное образование в Италии, т.е. ребята, чьи физические возможности ограничены, учатся в одной группе со своими здоровыми ровесниками по общей программе. Если это невозможно по серьезной причине, то для такого ребенка создают индивидуальный график.

Права маленьких итальянцев-инвалидов на получение любого образования не ограничиваются. Классы в школах часто большие, исключением бываютчастные школы в Италии, где группы обучающихся значительно меньше.

В них предметная программа точно такая же, как в государственных, однако эти учреждения не имеют возможности выдавать свои аттестаты. Ребенок, прошедший обучение в платной частной школе будет обязан сдать экзамены в государственных школах.

По завершении обучения в данной пятилетке ученики сдают два вида экзаменов по некоторым предметам – устные и письменные. После чего получают аттестаты выпускников начальной школы.

Средняя школа в Италии (la scuola Media)предназначена для преподнесения знаний подросткам 11-13 лет, окончившими первый школьный этап. Помимо основных уроков к программе добавляются итальянский язык, искусство, музыка, естественные науки и география, также тут не забывают уделять внимание иностранным языкам.

В отличие от первой пятилетки экзамены тут сдаются каждый год, если школьник сдает их неудовлетворительно, то остается на второй год. Когда обучение в этой ступени подходит к концу, учениками сдаются письменные аттестации по итальянскому письму и речи, иностранному языку, математике.

По прочим предметам также нужно аттестоваться, но уже устно. При успешной сдаче можно поступить в высшую школу. Обучение на этом этапе также бесплатное и обязательное.

Среднее образование

Среднее образование в Италииподразделяется на такие ступени:

Высшая школа (la scuola Superiore)

Принимает к себе успешных выпускников средней школы. Здесь проводится обучение тинэйджеров до 19 лет. Такие образовательныеколледжи Италииявляются аналогом наших колледжей, профессиональных училищ, технических институтов, школ искусств, лицеев.

Однако обучение и проверка знаний тут очень серьезные, за пятилетний срок учебы отсеивается практически половина всех студентов. Особой популярностью в последнее время пользуетсяшкола дизайна в Италии, что проводитсяобучение дизайну.

Лицеи

Эти учебные заведения занимаются подготовкой студентов к поступлению в высшие институты. Они существуют трех типов - классические, естественнонаучные, лингвистические. Все они включают в свою программу изучение родной литературы, латыни, естественных наук, физики, математики и истории. По завершении учебы в них сдаются аттестационные экзамены, а студентам выдаются аттестаты зрелости

Высшее образование

Система высшего образования в Италииобширна, она разделена на 2 группы:

  • Университетская;
  • Неуниверситетская.

Высшее образование в Италии в первой группе подразумевает 60 государственных вузов для итальянских студентов, 2 – дляобучения в Италии для иностранцев, 17 частных учебных организаций с государственной аккредитацией, 6 последипломных высших школ, а также 6 вузов телекоммуникаций и телематики.

Вторая группа подразумевает 4 типа различных заведений. Это школы переводчиков (высшие) , школы дизайна, Школы искусств (среди них направления – школы искусств, хореографические, прикладных, изящных искусств, а также консерватории для получениямузыкального образования в Италиии национальные академии) , интегрированные учебные заведения (по узким техническим направлениям, дипломатии, медицине для получения высшегомедицинского образования в Италии, архивному делу, военному делу) . Контроль последней группы в основной степени осуществляется соответствующими ведомствами, а не Министерством образования.

Длительность обучения на многих факультетах определяется в пять лет, для медицинских специальностей - шесть. В окончании сдаются аттестационные экзамены, студенты получают дипломы при их успешной сдаче.Обучение в государственных вузах Италии стоитоколо 800 евро в год, в частных на порядок дороже.

Образование для русских в Италии

Помимо итальянского населения в государстве проживают различные малые группы других народностей. Для русской этнической группы работаютрусские школы в Италии, где учеба и основные предметы проводятся на родном языке. Однако для поступления в вузпридется сдать экзамены на знание языка.

Высшееобразование в Италии для русскихвозможно при условии адаптации учебных программ. Из-за того, что итальянцы в школе в среднем учатся 13 лет, а россияне – 11, на первый курс местных университетов принимают лишь тех студентов, которые помимо полного школьного курса отучились не менее 2 лет в высшем российском заведении. При этом, совершенно не важно, на какой специальности.

Российские дипломы в Италииимеют тот же «вес», что и в России. При наличии такого документа студент может подавать заявление сразу в магистратуру, чтобы продолжить образование по той же специальности. Также возможно изучение другой профессии с первого курса.

Итальянская республика - Государство в Южной Европе, в центре Средиземного моря, на перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, что является исключительно важным фактором в развитии экономики страны во все эпохи. Столица государства - Рим. Италия - демократическая парламентская республика во главе с президентом. Исполнительная власть в стране принадлежит Совету министров.

Для того, чтобы иметь общее представление об атмосфере, в которой становилось, формировалось и продолжает развиваться образование в Италии, представим краткую характеристику страны, её экономики и состава населения, которые являются формирующей базой для развития общества, культуры, истории.

Около 67% населения Италии - горожане. Почти все жители страны (93%) - итальянцы. Как и во многих других развитых странах, в Италии в последние десятилетия снижаются рождаемость и естественный прирост населения, сокращается средний размер семьи, нация стареет. Экономически активное население насчитывает 22,8 млн. человек, из них 12% составляют безработные или молодежь, ищущая первую работу. Многие выезжают за границу в поисках заработка. На данный момент, в связи с большим потоком мигрантов, уже сама Италия использует труд иностранных рабочих. Высока численность легальных иммигрантов, а нелегальная иммиграция из наиболее неблагополучных стран в последнее время представляет серьезную социальную проблему и бросает вызов всему укладу жизни.

История становления детского сада в Италии уходит своими корнями в далекое прошлое. Эта организация пережила эволюцию, в процессе которой смогла утвердить свои образовательные задачи, преодолев функции, направленные только на уход и присмотр за ребёнком, и достичь уровня первой ступени школьного образования.

"Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства" - "Детский Сад" - более привычное название для российской системы образования - как учреждение, берёт своё начало в 1968 году, принятием закона № 444 от 18 марта 1968 года, благодаря которому, после долгих дискуссий, была прервана традиция незаинтересованности государства в этой возрастной категории детей, которой до сего момента занимались только церковные приходы, религиозные организации и муниципалитеты.

Вместе с тем, учреждения подобного типа уже существовали с момента промышленной Революции, (XVIII век), когда ручной труд женщин в промышленности начал забирать их из дома и вследствие этого возникла необходимость присмотра за детьми дошкольного возраста в некотором определенном месте в часы работы их матерей. Появились "Комнаты ухода за детьми" - "Sale di Custodia", ясли - "Asili" - дословно - убежища для детей, ставшие прототипами современных детских садов.

Заслуга создания первых детских дошкольных учреждений, в которых наряду с другими видами воспитания с детьми проводили элементарное обучение (беседы воспитателей о природе, рассказывание сказок, чтение детских книг и так далее) на практике принадлежит английскому социалисту - утописту - Роберту Оуэну. Данный опыт работы впоследствии был перенесён в Великобританию, а далее во Францию и в Германию.

В 1839 году, благодаря деятельности немецкого педагога, Фредерика Фребеля, родились "Детские Сады", получившие широкое распространение и долгую жизнь.

В Италии инициатива по созданию детских садов принадлежит священнику Ферранте Апорти (1791 - 1858), который был уверен, что многие беды человека происходят от его невежества, и видел свою миссию в образовании молодёжи всех возрастов. В 1828 году в Кремоне (город в итальянской области Ломбардия), он открыл первое "Убежище для детей" ("Asilo d"infanzia"), в которое на платной основе принимались малыши с двух с половиной лет. Позже был открыт детский сад, финансируемый австрийским государством и сельская школа для детей. Инициатива распространилась в таких регионах, как: Ломбардия, Венето, Тоскана, Эмилия-Романья.

Спустя полвека Детские сады Фрёбеля появились и в Италии - этому благоприятствовала заинтересованность политической элиты того времени, подтверждение чего мы находим в циркулярном письме министра образования Коппино от 17 сентября 1885 года.

Высока важность деятельности сестёр Розы и Каролины Агацци, которые открыли в 1895 году в Момпиано, первую Материнскую Школу, дав ей такое название, поскольку считали, что воспитательница должна вызывать роль и образ матери и школьная среда должна принимать ребёнка так, как семейная среда. Методы работы, которые использовались - методы инструментальной педагогики (Джон Дьюи), известные и применяемые уже во многих европейских странах. Суть состояла в том, что маленькие дети уже самого раннего возраста приучались делать всё самостоятельно, преимущественно в виде игры, развивая свободную деятельность ребёнка и его творческий потенциал. В одном из своих трудов Роза Агацци подчёркивала важность создания функциональной материальной среды для развития ребёнка. Она писала: "Очень странно, что в процессе нынешнего пробуждения осознанности по отношению к детству, не отозвался авторитетный голос, призывающий планировщиков и архитекторов прислушаться не к собственной фантазии, а к тем, кто живет детством и знает его нужды" .

Образовательная модель сестёр Агацци имела огромный успех в Италии и в общих чертах можно утверждать, что ею следовали вплоть до конца XX века, тем более, что даже само название "Материнское школа" было принято законом, учреждающим государственную школу в 1968 году.

Другим известным деятелем в области дошкольного образования, оставившим после себя огромный вклад в педагогику, была Мария Монтессори, которая, работая, как медик, с умственно - отсталыми детьми, адоптировала методы, ею созданные, для детей, развивающихся нормально, и получила оптимальные результаты. В 1907 году, в одном из самых густонаселённых и бедных кварталах Рима - Сан Лоренцо, она открыла первый Дом Детей, для малышей от трех до шести лет, в работе с которыми она применяла свой метод научной педагогики, ставший в 1909 году публикацией, принятой с огромным энтузиазмом в Европе и во всём мире . Метод Марии Монтессори берёт своё начало в новой концепции детства, утверждающей, что в предоставленной ребёнку свободе самовыражения находятся семена развития и роста.

Многие посетителей Дома Ребёнка имели возможность наблюдать за детьми, занимающимися своей деятельностью спокойно и радостно без стимулов в виде поощрений или подавления в виде наказаний.

Развитие интеллектуальных способностей ребёнка подготавливалось сенсорным воспитанием, вследствие чего малыш мог свободно манипулировать тем материалом, который выбирал, который помогал ему самостоятельно исправлять свои ошибки, без помощи воспитательницы. Школы Монтессори распространились в Италии и во всем мире, особенно в Северной Америке. Индия была настолько заинтересована новой методикой образования, что пригласила педагога - новатора читать курс лекций во время второй мировой войны.

Можно утверждать, что Монтессори была признана миром, как педагог, "освободивший" ребёнка.

18 марта 1968 года был принят закон, учредивший Материнскую школу на государственном уровне, и утвержден многолетний план создания дошкольных организаций данного формата по всей территории Италии, особенно на юге страны. Начался период бурного развития школьной системы образования: начальная школа повсеместно расширяла своё расписание до полного рабочего дня, открывались ясли, муниципалитеты учреждали школьные столовые, ремонтировали старые структуры и возводили новые здания. Однако, Материнская школа, так же, как и сейчас, не являлась обязательной ступенью начального образования, и возможность записи ребёнка в данную организацию, особенно в густонаселенных районах, была связана с реальной возможностью ёмкости структуры, c преподавательским составом и с экономическими возможностями Муниципалитета.

Закон 1968 года знаменовал решительный переход от восприятия Материнской Школы как места приема детей и ухода за ними, к школе с четко обозначенными целями, задачами, содержанием, методами. В изданных Руководящих принципах (Orientamenti) хотя и чувствовалось направление, укрепленное годами предыдущей практики, уже вырисовывалась школа новой формации. В них содержались рекомендации по использованию более прогрессивных методов дидактики, содействующих развитию ребёнка. Указывались образовательные программы, области, как сферы действия и деятельности, для достижения ребёнком собственных целей, согласно собственному ритму. Именно Руководящие принципы признают за детьми неотъемлемые права, гарантированные всем Конституцией - право на воспитание и обучение и знаменуют, таким образом, эволюцию Материнской школы в Школу Детства, так, как называется она сейчас. В Руководящих принципах подчёркнуто центральное место ребёнка, признано разнообразие, обращено внимание на психофизическое благополучие воспитанников. Для положительного результата работы, как существенные, выделяются: гибкость в организации деятельности, диалог с родителями, коллегиальность как руководящий принцип в работе педагогического состава, строительство позитивных отношений с близлежащими организациями .

В указе 1991 года "Scuola Materna" - "Материнская Школа" чаще всего упоминается как "Scuola dell"Infanzia" - "Школа Детства", поскольку это название "наиболее соответствует развитию, характеризующему данную структуру в настоящий момент" .

Закон № 53, принятый в 2003 признаёт Школу Детства первой ступенью образовательного процесса, который должен затрагивать всю жизнь человека, определяя её особые задачи и функции в качестве основных для полноценного развития человека во всех его направлениях, в отношения преемственности с последующими ступенями образования. Школа Детства способствует эмоциональному, психомоторному, когнитивному, моральному, религиозному и социальному развитию ребёнка, учит строить отношения в социуме, раскрывает творческий потенциал и личностное самоопределение . италия дошкольный образование монтессори

Рекомендации, в соответствии с тем, что уже выражено в Руководящих принципах, описывают воспитательную среду как место приобретения практического опыта, как первый и необыкновенно важный подход к культуре, естественно, в формах, соответствующих умственному и психическому развитию ребенка. Рекомендуется игра как фактор развития ребенка и канал коммуникации, возможность исследования и поиска, получение сенсорного опыта, а так же продвижение, постепенное и корректное, к символическим представлениям неформальной деятельности с одной стороны, и начало пути по освоению конкретных знаний с другой .

Школа Детства, основываясь на ценностях воспитания и обучения, опираясь на знания по дошкольному воспитанию, представленные в итальянской и иностранной педагогической литературе, реализует министерские проекты. Сегодня она стала флагманом итальянской школьной системы, привлекая к себе внимание многих стран Европы и Мира.

Согласно последним исследованиям, Школу Детства посещает почти 98% итальянских малышей. Этот факт указывает на исключительную важность начального образования ребёнка, полноценного развития его способностей, его таланта социализировать, его личностного и социального возрастания.

Дошкольные учреждения в Италии на данный момент можно условно поделить на государственные (коммунальные) и частные, принадлежащие, чаще всего, Католической Церкви - Монашеским Орденам, Религиозным организациям. Существуют также сады и ясли, открытые при конкретных учреждениях, фабриках, фирмах (asilo o/e asilo nido aziendale) или различных Ассоциациях. Развита система альтернативных детских учреждений, таких как: микро-ясли ("micro nido") - частное учреждение для 12-15 детей; семейные ясли ("nido famiglia") - мама со специальной подготовкой и всеми необходимыми разрешениями принимает у себя дома группу из 3-4 детей; включённые ясли ("nido integrato"); ясли (ясельная группа) в составе детского сада; беби-паркинг ("baby parking"); детский центр ("сеПго infanzia").

Итальянские детские сады и школы, центры образования и культуры, существуют, работают и развиваются во многих странах мира - там, где живут итальянцы, там, где есть большие или маленькие диаспоры этого народа. В данном контексте интересно упомянуть такой феномен, как итальянская эмиграция, когда в период с 1861 по 1976 год, с момента создания Италии, из страны эмигрировали около 13 миллионов человек . Многие отправлялись в страны северной Европы, в США, Канаду, в страны Латинской Америки.

Согласно статистическим данным на 2014 год, в России проживает около 3000 тысяч итальянцев. Кто - то живет и работает один, но многие приезжают с семьями, либо создают свои семьи здесь, воспитывая детей в культурных традициях двух или более народов .

Завершив краткий исторический экскурс дошкольного образования в Италии, переводя определенные термины в дословном переводе, далее, в тексте данной работы, мы заменим название "Школа Детства" на "Детский Сад", поскольку оно более привычно для восприятия, и в то же время нисколько не противоречит сути исследуемого феномена.

В следующем параграфе представим итальянскую школу в Москве, центр сосредоточения итальянской культуры для детей дошкольного и школьного возраста и их родителей, а также базу нашего исследования.

Система образования в Италии является подконтрольной государству, она прямо зависит от Министерства образования, которое финансово содержит школы всех уровней и контролирует учебу в частных заведениях. Также оно самостоятельно разрабатывает, а затем доводит до обучающих учреждений учебные программы. Нанимают учителей (по всем предметным дисциплинам) в школы, контролируемые государством, на преподавательские должности через конкурсы. В отличие от среднего, высшее образование в Италии (академии, вузы, и т.д.) имеют право на личную независимую организацию учебного процесса, они самостоятельно составляют образовательные программы, однако обеспечиваются финансово Министерством образования. В большинстве из них, чтобы поддержать высокий уровень образования в сфере получения профессий, введены итоговые экзаменационные испытания.

Современная система образования в Италии постоянно реформируются с целью ее улучшения. В данное время проводится очередное ее изменение, призванное состыковать итальянскую учебу с общеевропейской.

Ступени и виды образования

Учеба в Италии, как и везде, имеет ступенчатую структуру, где итальянцы обучаются, начиная с самого нежного возраста и до приобретения профессии. Однако тут образовательные этапы также не оканчиваются, ведь в этом государстве можно учиться дополнительно при желании. Итак, схема обучения в Италии имеет следующую структуру:


Воспитание детей в данном государстве начинается, как и во многих других, с малого возраста. Уже с 3 до 6 лет малыши могут пойти обучаться в школы раннего развития (scuola Materna). Это аналог российских детских садов, в которых маленькие итальянцы учатся общению между собой, играют, развиваются физически на спортивных занятиях. Одним словом, в этот период у малышей происходит закладывание основ социальной адаптации и подготовка к школьному обучению.

Дошкольное воспитание в Италии во многих детских заведениях проводится по методике знаменитой М.Монтессори. Кроме них также широко распространены католические детские группы при церквях, где образование малышей возложено на монахинь. В них, помимо основных образовательных уклонов, особое внимание уделяется воспитанию духовности, миропонимания, основам христианства и веры. Здесь придерживаются традиционных способов воспитания.

Школьное образование

Школьное образование в Италии предполагает начало обучения в шесть лет. Оно разделено на две группы по возрастам и степени сложности обучения.

Начальные классы (la scuola Elementare) обучают детей 6-10 лет. Это бесплатное образование в Италии, обязательное для всех маленьких итальянцев, здесь изучаются такие дисциплины: чтение, родной язык и письмо на нем, арифметика, рисование, музыка и другие. Религия — предмет не обязательный, ее изучают на добровольных началах. Образовательные графики в начальных классах всегда включают хотя бы один иностранный язык. Учеба детей данного возраста длится ежедневно по 6 часов и 5 дней в неделю. В качестве оценок выставляются «отлично», «удовлетворительно», «хорошо», а не отметки в цифрах, как в России.

Примечательно то, что во всех школах первой и второй ступеней дети могут получить инклюзивное образование в Италии, т.е. ребята, чьи физические возможности ограничены, учатся в одной группе со своими здоровыми ровесниками по общей программе. Если это невозможно по серьезной причине, то для такого ребенка создают индивидуальный график. Права маленьких итальянцев-инвалидов на получение любого образования не ограничиваются. Классы в школах часто большие, исключением бывают частные школы в Италии, где группы обучающихся значительно меньше. В них предметная программа точно такая же, как в государственных, однако эти учреждения не имеют возможности выдавать свои аттестаты. Ребенок, прошедший обучение в платной частной школе будет обязан сдать экзамены в государственных школах.

По завершении обучения в данной пятилетке ученики сдают два вида экзаменов по некоторым предметам – устные и письменные. После чего получают аттестаты выпускников начальной школы.

Средняя школа в Италии (la scuola Media) предназначена для преподнесения знаний подросткам 11-13 лет, окончившими первый школьный этап. Помимо основных уроков к программе добавляются итальянский язык, искусство, музыка, естественные науки и география, также тут не забывают уделять внимание иностранным языкам. В отличие от первой пятилетки экзамены тут сдаются каждый год, если школьник сдает их неудовлетворительно, то остается на второй год. Когда обучение в этой ступени подходит к концу, учениками сдаются письменные аттестации по итальянскому письму и речи, иностранному языку, математике. По прочим предметам также нужно аттестоваться, но уже устно. При успешной сдаче можно поступить в высшую школу. Обучение на этом этапе также бесплатное и обязательное.

Среднее образование

Среднее образование в Италии подразделяется на такие ступени:

Высшая школа (la scuola Superiore)

Принимает к себе успешных выпускников средней школы. Здесь проводится обучение тинэйджеров до 19 лет. Такие образовательные колледжи Италии являются аналогом наших колледжей, профессиональных училищ, технических институтов, школ искусств, лицеев. Однако обучение и проверка знаний тут очень серьезные, за пятилетний срок учебы отсеивается практически половина всех студентов. Особой популярностью в последнее время пользуется школа дизайна в Италии, что проводится обучение дизайну.

Лицеи

Эти учебные заведения занимаются подготовкой студентов к поступлению в высшие институты. Они существуют трех типов — классические, естественнонаучные, лингвистические. Все они включают в свою программу изучение родной литературы, латыни, естественных наук, физики, математики и истории. По завершении учебы в них сдаются аттестационные экзамены, а студентам выдаются аттестаты зрелости

Высшее образование

Система высшего образования в Италии обширна, она разделена на 2 группы:

  • Университетская;
  • Неуниверситетская.

Высшее образование в Италии в первой группе подразумевает 60 государственных вузов для итальянских студентов, 2 – для обучения в Италии для иностранцев, 17 частных учебных организаций с государственной аккредитацией, 6 последипломных высших школ, а также 6 вузов телекоммуникаций и телематики.

Вторая группа подразумевает 4 типа различных заведений. Это школы переводчиков (высшие), школы дизайна, Школы искусств (среди них направления – школы искусств, хореографические, прикладных, изящных искусств, а также консерватории для получения музыкального образования в Италии и национальные академии), интегрированные учебные заведения (по узким техническим направлениям, дипломатии, медицине для получения высшего медицинского образования в Италии, архивному делу, военному делу). Контроль последней группы в основной степени осуществляется соответствующими ведомствами, а не Министерством образования.

Длительность обучения на многих факультетах определяется в пять лет, для медицинских специальностей — шесть. В окончании сдаются аттестационные экзамены, студенты получают дипломы при их успешной сдаче. Обучение в государственных вузах Италии стоит около 800 евро в год, в частных на порядок дороже.

Образование для русских в Италии

Помимо итальянского населения в государстве проживают различные малые группы других народностей. Для русской этнической группы работают русские школы в Италии, где учеба и основные предметы проводятся на родном языке. Однако для поступления в вуз придется сдать экзамены на знание языка.

Высшее образование в Италии для русских возможно при условии адаптации учебных программ. Из-за того, что итальянцы в школе в среднем учатся 13 лет, а россияне – 11, на первый курс местных университетов принимают лишь тех студентов, которые помимо полного школьного курса отучились не менее 2 лет в высшем российском заведении. При этом, совершенно не важно, на какой специальности.

Российские дипломы в Италии имеют тот же «вес», что и в России. При наличии такого документа студент может подавать заявление сразу в магистратуру, чтобы продолжить образование по той же специальности. Также возможно изучение другой профессии с первого курса.