Достопримечательности Вильнюса – самый полный список, цены, фото, личный опыт. Основные музеи вильнюса Музей жертв геноцида


Музеи Вильнюса: музеи искусств, музеи-заповедники, краеведческие, изобразительных искусств, художественные, современные музеи. Телефоны, официальные сайты, адреса основных музеев и галерей Вильнюса.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру
  • В 2009 г. главный город Литвы - цветущий Вильнюс - наряду с австрийским Линцем гордо принял звание культурной столицы Европы. Историческая часть Вильнюса взята под контроль ЮНЕСКО и оглашена объектом Всемирного культурно-исторического наследия человечества. Литовская столица хранит в своих стенах многовековую историю и богатый культурный фонд. Всего в городе насчитывается около шестидесяти музеев всевозможных профилей и направлений, полноценно демонстрирующих богатство народного достояния Литвы.

    Главнейшими корифеями литовской культуры и истории выступают Литовский художественный музей и Национальный музей Литвы. Оба учреждения располагают огромнейшими фондами, а помимо музейной деятельности работают в качестве научно-исследовательских центров.

    В Художественном музее представлена обширная коллекция предметов искусства Литвы и зарубежных стран, а также великолепное собрание народного творчества. Помимо постоянных экспозиций в музее часто проводятся временные выставки современных художников. Лучшие из их работ поступательно пополняют музейные фонды. В состав Художественного музея входит Вильнюсская картинная галерея, Музей дворца Радзивиллов, Музей прикладного искусства, Национальная галерея искусств, а также ряд учреждений «некартинного» формата: Музей часов, Музей янтаря, Музей миниатюр и т. д.

    Национальный музей Литвы тоже состоит из множества филиалов, демонстрирующих уникальные археологические, исторические и этнографические ценности Литвы. Так, к посещению открыты башня замка Гедиминаса, здания старого и нового арсеналов, дом сигнаторов, а также перечень именных музеев и усадеб, посвященных знаменитым общественным деятелям Литвы. Вышеперечисленные музеи позволяют полноценно прочувствовать уникальность и самобытность великой страны.

    Литовская столица хранит в своих стенах многовековую историю и богатый культурный фонд. Всего в городе насчитывается около шестидесяти музеев всевозможных профилей и направлений, полноценно демонстрирующих богатство народного достояния Литвы.

    Есть в Вильнюсе и довольно необычный музей со сложной и даже трагичной историей. Это Государственный еврейский музей Виленского гаона, экспонирующий аксессуары еврейской этнической культуры, старые фотографии и рукописи, печатные книги и произведения искусств. В музее работают несколько постоянных выставок, повествующих о трагической судьбе евреев еще до начала Второй мировой. А уж в ходе войны их удел и без того всем известен: трагедия Холокоста истребила 95 % евреев Литвы, что составляет близко к 200 тыс. душ.

    Кстати, в Вильнюсе есть музей, полностью посвященный тематике геноцида. Так он и называется - Музей жертв геноцида.

    Отвлечься от тяжелых тем поможет светлый и радостный Музей театра, музыки и кино. Он находится в историческом здании - малом дворце Радзивиллов, на месте бывшего виленского городского театра. В музее представлена редкая коллекция механических музыкальных инструментов, киноаппаратуры, произведений сценографии, сценических костюмов и театральных кукол, а также фотографии, рукописи и ретроспективы знаменитых литовских деятелей искусства.

    А еще в Вильнюсе есть Музей таможни и Центральный музей полиции. Оказывается, даже этим ведомствам в Литве есть что показать. Кстати, эти музеи можно посетить абсолютно бесплатно.

    • Где остановиться: самый большой выбор отелей в Вильнюсе . Желающим совместить богатую экскурсионку, спокойный отдых и оздоровление - в
  • Годом основания Литовского художественного музея считается 1933. В настоящее время его собрание насчитывает более 200300 экспонатов, которые находятся в следующих музейных подразделениях:

    · Вильнюсской картинной галерее , располагающейся в графском дворце Ходкевичей по улице Диджёйи (Большой), в домостроении №4. Экспозиция галереи размещена в неоклассическом интерьере дворца и включает произведения литовских мастеров XVI-XX столетий. Традицией галереи является проведение выставок, поэтических вечеров, концертов классической музыки;

    · Музее прикладного искусства , размещенном в здании Старого арсенала по улице Арсенало (Арсенальной), в доме №3а. В его коллекции – произведения мастеров литовского и зарубежного искусства XII-XX столетий. В здании постоянно проводятся тематические выставки, музыкальные концерты;

    · Национальной художественной галерее , устроенной в домостроении №22 по проспекту Конституциёс (Конституции). Галерея выполняет функцию современного культурного центра. В ее собрании – живописные, скульптурные, графические, фото-шедевры мастеров XX-XXI столетий. В помещении галереи постоянно проводятся лекционные мероприятия, временные выставки;

    · Дворце Радзивиллов , расположенном по улице Вильняус (Вильнюсской), в домостроении №24. В музейном фонде Дворца представлены шедевры европейского изобразительно искусства, а также портретная коллекция Радзивиллов. Во Дворце нередко проводятся тематические выставки;

    · Художественном музее Витаутаса Касюлиса , устроенном в домостроении №1 по улице А. Гоштауто. В музейную коллекцию входят свыше 950 полотен, а также личные вещи знаменитого литовского художника.

    2. Национальный музей Литвы

    Музей организован в 1952 году у подножия Замковой горы. Музейные экспозиции расположены в:

    · Старом Арсенале (улица Арсенало, домостроение №3) – археологическая коллекция с предметами, относящимися к периоду от II тысячелетия до н.э. до XIII столетия;

    · Новом Арсенале (улица Арсенало, домостроение №1) – экспонаты, посвященные истории Литвы и национальной этнической культуры;

    5. Музеи Вильнюсского университета

    Музейная коллекция Вильнюсского университета признается одной из богатейших университетских коллекций в Европе. Собрание насчитывает тысячи экспонатов, находящихся в:

    · , устроенном в капелле Св. Анны на улице Святого Йоно, в домостроении №12;

    · Музее истории медицины , экспозиции которого расположены на улице М. Чюрлёнио, в доме №21;

    · Музее А. Мицкевича , размещенном на улице Бернардину (Бернандинцев), в домостроении №11;

    · Музее химического факультета , организованном на улице Наугардуко (Новгородской), в доме №24;

    · Зоологическом музее , коллекции которого размещены на улице М. Чюрлёнио, в домостроении №21/27;

    · Музее физики , расположенном на аллее Саулетякё (Восхода), в доме №9;

    · Музее литовских математиков , размещенном по адресу: улица Наугардуко (Новгородская), домостроение №24;

    · Музее минералогии и геологии , собрание которого расположено на ул. М. Чюрлёнио, в домостроении №21/27.

    6.

    Коллекции этого музея размещены на улице Св. Миколо (Святого Николая) в домостроении №8. Среди экспонатов представлен солнечный камень разнообразных видов и размеров, в том числе, экземпляры с включениями раковин, насекомых, растений.

    7. Галерея кузнечного мастерства Ужупе

    В этом музее, размещенном в домостроении №26 по улице Ужупе, экспонируются коллекции старинного кузнечного инструментария. В помещениях галереи мастера демонстрируют свои изделия, кроме того, в них постоянно проводятся продажи этой уникальной продукции.

    8. Музей еврейства Виленского Гаона

    Реконструированное в 1990 году, это музейное учреждение располагает в Вильнюсе тремя подразделениями:

    · экспозицией, посвященной Холокосту, размещенной на улице Паменкальне, в домостроении №12;

    · комплексом толерантности на улице Наугардуко (Новгородской), в доме №10/2;

    · мемориальными объектами на ул. Пилимо (Набережной), в домостроении №4.


    9. Мемориальные музеи

    Для Вильнюса характерно значительное число мемориальных объектов, посвященных памяти выдающихся личностей. Подобные культурные учреждения представлены:

    · Литературным музеем А. Пушкина , расположенным на улице Субачяус, в домостроении №124 (бывшей вилле сына величайшего поэта);

    · Музеем писателя В. Креве-Мицкявичюса , находящимся на улице Тауро, в доме №10;

    · Кабинетом писателя А. Венцловы , размещенным в домостроении №34 на улице Паменкальне;

    · Музеем писателя В. Миколайтиса-Путинаса , устроенным в доме №10/3 на улице Тауро;

    · Музеем Ю. и М. Шлапялисов , организованным на улице Пилес (Замковой), в домостроении №40;

    · Квартирой певицы Б. Гринцявичюте , расположенной на улице Венуоле (Монашеской), в доме №12/1;

    · Музее художника М. Чюрлениса , размещенным на улице Савичаус, в домостроении №11.

    10. Экспозиция церковного наследия

    Редкая коллекция церковной утвари и предметов искусства, имеющих религиозный характер, расположена в домостроении № 9 по ул. Миколо (Святого Николая).

    (улица Аграсту, 15), Художественный музей (улица Горького, 55), Картинная галерея в здании Кафедрального собора (площадь Гедиминаса), Историко-этнографический музей (ул. Врублевского, 1), Музей истории Вильнюса в башне Гедимина , Музей театра и музыки (улица Траку 2), Мемориальный дом-музей Ф. Э. Дзержинского в небольшом деревянном доме, где Дзержинский жил в 1895 году , оборудовал здесь тайную типографию, затем скрывался после побега из ссылки в 1902 году (улица Паупё, 26), Дом-музей А. Мицкевича (переулок Пилес, 11), Литературный музей им. А. С. Пушкина в бывшем имении сына поэта (улица Субачяус 124), Атеистический музей (иначе Музей атеизма) в бывшем костёле Святого Казимира (улица Горького, 74), а также Мебельная выставка (улица Горького, 36) и Постоянная строительная выставка, позднее преобразованная в Музей архитектуры (улица Шветимо, 13) .

    Литовский художественный музей

    Вильнюсский государственный художественный музей был создан на основе действовавшего с 1933 года городского музея в 1941 году . В 1966 году он был преобразован в Художественный музей Литвы; экспозиции размещались в ратуше и (с 1956 года) в Картинной галерее в недействовавшем в то время Кафедральном соборе , с 1967 года в новом здании Дворца художественных выставок (ныне Центр современного искусства ; ул. Вокечю , 2) и в филиалах в Вильнюсе, Паланге и других городах. После реорганизаций 1990-х годов в настоящее время в состав музея входят :

    Национальному художественному музею принадлежат также Музей часов и Галерея Пранаса Домшайтиса в Клайпеде , Музей янтаря в Паланге , Музей миниатюр в Юодкранте , открытый в 1976 году , прекративший работать и возобновлённый летом 2007 года , Художественный музей Витаутаса Касюлиса в Вильнюсе.

    Национальный музей Литвы


    Основан в 1952 году как Историко-этнографический музей; в 1965 году обосновался в отреставрированном здании Нового Арсенала у подножия Замковой горы. С Национальный музей Литвы ; ул. Арсенало (Arsenalo g. 1 ).

    Экпозиции размещены:

    Государственный еврейский музей Виленского Гаона

    Музеи Вильнюсского университета

    Музеи самоуправления города Вильнюса

    Прочие музеи

    • Музей алмазов на ул. Вокечю, 11
    • Музей церковного наследия на ул. Шв. Миколо , 9
    • Музей архитектуры , действовавший до 2006 года в костёле св. Михаила (приказом министра культуры Литвы был ликвидирован ).
    • Музей железных дорог , существующий с 1966 года и с 1 июня 2011 года разместившийся на втором этаже исторического здания ж/д вокзала (1861); учредитель и спонсор музея - акционерное общество «Литовские железные дороги» („Lietuvos geležinkeliai“ ) Экспозиция занимает площадь 800 м² и состоит из трёх основных зон: информационной, где располагаются экспонаты (в целом ок. 9000 экз.); культурной, где проходят мероприятия; образовательной, где можно увидеть движущиеся модели поездов.
    • Музей энергетики и техники Литвы , на набережной реки Вилии по ул. Ринктинес (Rinktinės g. 2 ), открыт в 2003 году в здании бывшей первой вильнюсской теплоэлектростанции , действовавшей в 1903-1998 годах ; к сентябрю 2008 года преобразован в Музей техники Литвы (Lietuvos technikos muziejus ) . Реконструированный музей открылся 22 сентября 2008 года .
    • Музей Литовского радио и телевидения на ул. С. Конарскё (Konarskio g. 49 )
    • Музей Банка Литвы , основан в 1994 году , в 1999 году разместился со своими экспозициями, посвящёнными банковскому делу и нумизматике , на улице Тоторю (Totorių g. 2/8 ) ).
    • Музей жертв геноцида , учреждён в 1992 году , реорганизован в 1997 году. Располагается в здании на пр. Гедиминаса , где до августа 1991 года размещался КГБ .
    • Музей пограничников , на пр. Саванорю (Savanorių pr. 2 ) .
    • Таможенный музей
    • Музей игрушек (с декабря 2012).
    • Белорусский музей в Вильно , существовавший с 1921 по 1945 годы.

    Напишите отзыв о статье "Музеи Вильнюса"

    Ссылки

    • (англ.)

    Примечания

    1. Памятная книжка Виленской губернии на 1915 год. Вильна: Губернская типография. 1915. С. 52, 129, 130.
    2. А. Медонис. Туристу о Вильнюсе. Вильнюс: Минтис, 1965. С. 87-99.
    3. А. Папшис. Вильнюс. Вильнюс: Минтис. С. 139-140.
    4. (лит.)
    5. (англ.)
    6. (англ.)
    7. (англ.)
    8. . Vilnius tourism . Вильнюсский информационный туристический центр (2013). Проверено 29 декабря 2013.
    9. . Nacionalinis muziejus Lietuvos Didžiosios Kunigaikštystės valdovų rūmai (27 августа 2013). Проверено 29 декабря 2013.
    10. (англ.)
    11. . Музеи Литвы . Литовский художественный музей, Ассоциация музеев Литвы (10.04.2013). Проверено 1 января 2014.
    12. (лит.)
    13. (англ.)
    14. (англ.)
    15. Savickienė, Daiva (лит.) . Vilniaus miesto savivaldybė (18 сентября 2008). Проверено 15 октября 2008. . )
    16. (лит.) (недоступная ссылка - история ) (2008.09.22). Проверено 15 октября 2008. . )
    17. (лит.)
    18. (англ.)
    19. Фанайлова, Е. . Радио «Свобода» (26 марта 2015). Проверено 27 марта 2015.
    20. (англ.)
    21. (лит.) (рус.)

    Отрывок, характеризующий Музеи Вильнюса

    – Нет Бонапарте. Есть император! Sacre nom… [Чорт возьми…] – сердито крикнул он.
    – Чорт его дери вашего императора!
    И Долохов по русски, грубо, по солдатски обругался и, вскинув ружье, отошел прочь.
    – Пойдемте, Иван Лукич, – сказал он ротному.
    – Вот так по хранцузски, – заговорили солдаты в цепи. – Ну ка ты, Сидоров!
    Сидоров подмигнул и, обращаясь к французам, начал часто, часто лепетать непонятные слова:
    – Кари, мала, тафа, сафи, мутер, каска, – лопотал он, стараясь придавать выразительные интонации своему голосу.
    – Го, го, го! ха ха, ха, ха! Ух! Ух! – раздался между солдатами грохот такого здорового и веселого хохота, невольно через цепь сообщившегося и французам, что после этого нужно было, казалось, разрядить ружья, взорвать заряды и разойтись поскорее всем по домам.
    Но ружья остались заряжены, бойницы в домах и укреплениях так же грозно смотрели вперед и так же, как прежде, остались друг против друга обращенные, снятые с передков пушки.

    Объехав всю линию войск от правого до левого фланга, князь Андрей поднялся на ту батарею, с которой, по словам штаб офицера, всё поле было видно. Здесь он слез с лошади и остановился у крайнего из четырех снятых с передков орудий. Впереди орудий ходил часовой артиллерист, вытянувшийся было перед офицером, но по сделанному ему знаку возобновивший свое равномерное, скучливое хождение. Сзади орудий стояли передки, еще сзади коновязь и костры артиллеристов. Налево, недалеко от крайнего орудия, был новый плетеный шалашик, из которого слышались оживленные офицерские голоса.
    Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск и большей части неприятеля. Прямо против батареи, на горизонте противоположного бугра, виднелась деревня Шенграбен; левее и правее можно было различить в трех местах, среди дыма их костров, массы французских войск, которых, очевидно, большая часть находилась в самой деревне и за горою. Левее деревни, в дыму, казалось что то похожее на батарею, но простым глазом нельзя было рассмотреть хорошенько. Правый фланг наш располагался на довольно крутом возвышении, которое господствовало над позицией французов. По нем расположена была наша пехота, и на самом краю видны были драгуны. В центре, где и находилась та батарея Тушина, с которой рассматривал позицию князь Андрей, был самый отлогий и прямой спуск и подъем к ручью, отделявшему нас от Шенграбена. Налево войска наши примыкали к лесу, где дымились костры нашей, рубившей дрова, пехоты. Линия французов была шире нашей, и ясно было, что французы легко могли обойти нас с обеих сторон. Сзади нашей позиции был крутой и глубокий овраг, по которому трудно было отступать артиллерии и коннице. Князь Андрей, облокотясь на пушку и достав бумажник, начертил для себя план расположения войск. В двух местах он карандашом поставил заметки, намереваясь сообщить их Багратиону. Он предполагал, во первых, сосредоточить всю артиллерию в центре и, во вторых, кавалерию перевести назад, на ту сторону оврага. Князь Андрей, постоянно находясь при главнокомандующем, следя за движениями масс и общими распоряжениями и постоянно занимаясь историческими описаниями сражений, и в этом предстоящем деле невольно соображал будущий ход военных действий только в общих чертах. Ему представлялись лишь следующего рода крупные случайности: «Ежели неприятель поведет атаку на правый фланг, – говорил он сам себе, – Киевский гренадерский и Подольский егерский должны будут удерживать свою позицию до тех пор, пока резервы центра не подойдут к ним. В этом случае драгуны могут ударить во фланг и опрокинуть их. В случае же атаки на центр, мы выставляем на этом возвышении центральную батарею и под ее прикрытием стягиваем левый фланг и отступаем до оврага эшелонами», рассуждал он сам с собою…
    Всё время, что он был на батарее у орудия, он, как это часто бывает, не переставая, слышал звуки голосов офицеров, говоривших в балагане, но не понимал ни одного слова из того, что они говорили. Вдруг звук голосов из балагана поразил его таким задушевным тоном, что он невольно стал прислушиваться.
    – Нет, голубчик, – говорил приятный и как будто знакомый князю Андрею голос, – я говорю, что коли бы возможно было знать, что будет после смерти, тогда бы и смерти из нас никто не боялся. Так то, голубчик.
    Другой, более молодой голос перебил его:
    – Да бойся, не бойся, всё равно, – не минуешь.
    – А всё боишься! Эх вы, ученые люди, – сказал третий мужественный голос, перебивая обоих. – То то вы, артиллеристы, и учены очень оттого, что всё с собой свезти можно, и водочки и закусочки.
    И владелец мужественного голоса, видимо, пехотный офицер, засмеялся.
    – А всё боишься, – продолжал первый знакомый голос. – Боишься неизвестности, вот чего. Как там ни говори, что душа на небо пойдет… ведь это мы знаем, что неба нет, a сфера одна.
    Опять мужественный голос перебил артиллериста.
    – Ну, угостите же травником то вашим, Тушин, – сказал он.
    «А, это тот самый капитан, который без сапог стоял у маркитанта», подумал князь Андрей, с удовольствием признавая приятный философствовавший голос.
    – Травничку можно, – сказал Тушин, – а всё таки будущую жизнь постигнуть…
    Он не договорил. В это время в воздухе послышался свист; ближе, ближе, быстрее и слышнее, слышнее и быстрее, и ядро, как будто не договорив всего, что нужно было, с нечеловеческою силой взрывая брызги, шлепнулось в землю недалеко от балагана. Земля как будто ахнула от страшного удара.
    В то же мгновение из балагана выскочил прежде всех маленький Тушин с закушенною на бок трубочкой; доброе, умное лицо его было несколько бледно. За ним вышел владетель мужественного голоса, молодцоватый пехотный офицер, и побежал к своей роте, на бегу застегиваясь.

    Князь Андрей верхом остановился на батарее, глядя на дым орудия, из которого вылетело ядро. Глаза его разбегались по обширному пространству. Он видел только, что прежде неподвижные массы французов заколыхались, и что налево действительно была батарея. На ней еще не разошелся дымок. Французские два конные, вероятно, адъютанта, проскакали по горе. Под гору, вероятно, для усиления цепи, двигалась явственно видневшаяся небольшая колонна неприятеля. Еще дым первого выстрела не рассеялся, как показался другой дымок и выстрел. Сраженье началось. Князь Андрей повернул лошадь и поскакал назад в Грунт отыскивать князя Багратиона. Сзади себя он слышал, как канонада становилась чаще и громче. Видно, наши начинали отвечать. Внизу, в том месте, где проезжали парламентеры, послышались ружейные выстрелы.
    Лемарруа (Le Marierois) с грозным письмом Бонапарта только что прискакал к Мюрату, и пристыженный Мюрат, желая загладить свою ошибку, тотчас же двинул свои войска на центр и в обход обоих флангов, надеясь еще до вечера и до прибытия императора раздавить ничтожный, стоявший перед ним, отряд.
    «Началось! Вот оно!» думал князь Андрей, чувствуя, как кровь чаще начинала приливать к его сердцу. «Но где же? Как же выразится мой Тулон?» думал он.
    Проезжая между тех же рот, которые ели кашу и пили водку четверть часа тому назад, он везде видел одни и те же быстрые движения строившихся и разбиравших ружья солдат, и на всех лицах узнавал он то чувство оживления, которое было в его сердце. «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» говорило лицо каждого солдата и офицера.
    Не доехав еще до строившегося укрепления, он увидел в вечернем свете пасмурного осеннего дня подвигавшихся ему навстречу верховых. Передовой, в бурке и картузе со смушками, ехал на белой лошади. Это был князь Багратион. Князь Андрей остановился, ожидая его. Князь Багратион приостановил свою лошадь и, узнав князя Андрея, кивнул ему головой. Он продолжал смотреть вперед в то время, как князь Андрей говорил ему то, что он видел.
    Выражение: «началось! вот оно!» было даже и на крепком карем лице князя Багратиона с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами. Князь Андрей с беспокойным любопытством вглядывался в это неподвижное лицо, и ему хотелось знать, думает ли и чувствует, и что думает, что чувствует этот человек в эту минуту? «Есть ли вообще что нибудь там, за этим неподвижным лицом?» спрашивал себя князь Андрей, глядя на него. Князь Багратион наклонил голову, в знак согласия на слова князя Андрея, и сказал: «Хорошо», с таким выражением, как будто всё то, что происходило и что ему сообщали, было именно то, что он уже предвидел. Князь Андрей, запихавшись от быстроты езды, говорил быстро. Князь Багратион произносил слова с своим восточным акцентом особенно медленно, как бы внушая, что торопиться некуда. Он тронул, однако, рысью свою лошадь по направлению к батарее Тушина. Князь Андрей вместе с свитой поехал за ним. За князем Багратионом ехали: свитский офицер, личный адъютант князя, Жерков, ординарец, дежурный штаб офицер на энглизированной красивой лошади и статский чиновник, аудитор, который из любопытства попросился ехать в сражение. Аудитор, полный мужчина с полным лицом, с наивною улыбкой радости оглядывался вокруг, трясясь на своей лошади, представляя странный вид в своей камлотовой шинели на фурштатском седле среди гусар, казаков и адъютантов.
    – Вот хочет сраженье посмотреть, – сказал Жерков Болконскому, указывая на аудитора, – да под ложечкой уж заболело.
    – Ну, полно вам, – проговорил аудитор с сияющею, наивною и вместе хитрою улыбкой, как будто ему лестно было, что он составлял предмет шуток Жеркова, и как будто он нарочно старался казаться глупее, чем он был в самом деле.
    – Tres drole, mon monsieur prince, [Очень забавно, мой господин князь,] – сказал дежурный штаб офицер. (Он помнил, что по французски как то особенно говорится титул князь, и никак не мог наладить.)
    В это время они все уже подъезжали к батарее Тушина, и впереди их ударилось ядро.
    – Что ж это упало? – наивно улыбаясь, спросил аудитор.
    – Лепешки французские, – сказал Жерков.
    – Этим то бьют, значит? – спросил аудитор. – Страсть то какая!
    И он, казалось, распускался весь от удовольствия. Едва он договорил, как опять раздался неожиданно страшный свист, вдруг прекратившийся ударом во что то жидкое, и ш ш ш шлеп – казак, ехавший несколько правее и сзади аудитора, с лошадью рухнулся на землю. Жерков и дежурный штаб офицер пригнулись к седлам и прочь поворотили лошадей. Аудитор остановился против казака, со внимательным любопытством рассматривая его. Казак был мертв, лошадь еще билась.
    Князь Багратион, прищурившись, оглянулся и, увидав причину происшедшего замешательства, равнодушно отвернулся, как будто говоря: стоит ли глупостями заниматься! Он остановил лошадь, с приемом хорошего ездока, несколько перегнулся и выправил зацепившуюся за бурку шпагу. Шпага была старинная, не такая, какие носились теперь. Князь Андрей вспомнил рассказ о том, как Суворов в Италии подарил свою шпагу Багратиону, и ему в эту минуту особенно приятно было это воспоминание. Они подъехали к той самой батарее, у которой стоял Болконский, когда рассматривал поле сражения.
    – Чья рота? – спросил князь Багратион у фейерверкера, стоявшего у ящиков.
    Он спрашивал: чья рота? а в сущности он спрашивал: уж не робеете ли вы тут? И фейерверкер понял это.
    – Капитана Тушина, ваше превосходительство, – вытягиваясь, закричал веселым голосом рыжий, с покрытым веснушками лицом, фейерверкер.
    – Так, так, – проговорил Багратион, что то соображая, и мимо передков проехал к крайнему орудию.
    В то время как он подъезжал, из орудия этого, оглушая его и свиту, зазвенел выстрел, и в дыму, вдруг окружившем орудие, видны были артиллеристы, подхватившие пушку и, торопливо напрягаясь, накатывавшие ее на прежнее место. Широкоплечий, огромный солдат 1 й с банником, широко расставив ноги, отскочил к колесу. 2 й трясущейся рукой клал заряд в дуло. Небольшой сутуловатый человек, офицер Тушин, спотыкнувшись на хобот, выбежал вперед, не замечая генерала и выглядывая из под маленькой ручки.
    – Еще две линии прибавь, как раз так будет, – закричал он тоненьким голоском, которому он старался придать молодцоватость, не шедшую к его фигуре. – Второе! – пропищал он. – Круши, Медведев!
    Багратион окликнул офицера, и Тушин, робким и неловким движением, совсем не так, как салютуют военные, а так, как благословляют священники, приложив три пальца к козырьку, подошел к генералу. Хотя орудия Тушина были назначены для того, чтоб обстреливать лощину, он стрелял брандскугелями по видневшейся впереди деревне Шенграбен, перед которой выдвигались большие массы французов.
    Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять, и он, посоветовавшись с своим фельдфебелем Захарченком, к которому имел большое уважение, решил, что хорошо было бы зажечь деревню. «Хорошо!» сказал Багратион на доклад офицера и стал оглядывать всё открывавшееся перед ним поле сражения, как бы что то соображая. С правой стороны ближе всего подошли французы. Пониже высоты, на которой стоял Киевский полк, в лощине речки слышалась хватающая за душу перекатная трескотня ружей, и гораздо правее, за драгунами, свитский офицер указывал князю на обходившую наш фланг колонну французов. Налево горизонт ограничивался близким лесом. Князь Багратион приказал двум баталионам из центра итти на подкрепление направо. Свитский офицер осмелился заметить князю, что по уходе этих баталионов орудия останутся без прикрытия. Князь Багратион обернулся к свитскому офицеру и тусклыми глазами посмотрел на него молча. Князю Андрею казалось, что замечание свитского офицера было справедливо и что действительно сказать было нечего. Но в это время прискакал адъютант от полкового командира, бывшего в лощине, с известием, что огромные массы французов шли низом, что полк расстроен и отступает к киевским гренадерам. Князь Багратион наклонил голову в знак согласия и одобрения. Шагом поехал он направо и послал адъютанта к драгунам с приказанием атаковать французов. Но посланный туда адъютант приехал через полчаса с известием, что драгунский полковой командир уже отступил за овраг, ибо против него был направлен сильный огонь, и он понапрасну терял людей и потому спешил стрелков в лес.
    – Хорошо! – сказал Багратион.

    Тут мы расскажем про музеи для детей разного возраста — от трех лет и старше.

    Башня Гедимина. Музей и смотровая площадка

    Это развлечение для всей семьи. — символ Вильнюса, и хотя бы раз стоит подняться на смотровую площадку, чтобы оценить панораму города. При посещении башни вы сможете
    — пройтись по мощеной булыжником дорожке или прокатиться на фуникулере — выбор за вами,
    — ознакомиться с экспозицией музея замка (три выставочных зала не перегружены экспонатами),
    — подняться по винтовой леснице на смотровую площадку,
    — полюбоваться панорамой города. Если заготовите однолитовые монеты, сможете рассмотреть понравившиеся объекты в телескоп.

    Музей в башне на горе Гедимина

    Адрес:
    Arsenalo g. 5

    Время работы музея:
    с апреля по сентябрь - ежедневно с 10:00 до 21:00
    с октября по март - ежедневно с 10:00 до 18:00

    Цена билетов:
    взрослые - 5 евро
    учащиеся - 2,5 евро

    Если ваш ребенок — натура романтичная, интересуется скелетами и привидениями, сводите его в подземелья Кафедрального собора. На экскурсии вы увидите королевскую усыпальницу, в которой покоится прах двух королей польских и великих князей литовских – Александра Ягеллона и Владислава Вазы, а также двух жен Жигимонта Августа – Елизаветы и Барбары Радзивилл. Также там находятся языческие жертвенники дохристианской эпохи, пол самого первого Кафедрального собора времен Ягайлы и древнейшая в Литве фреска конца XIV – начала XV века.

    Посетить подземелья можно только с экскурсоводом.

    Если у вас ребенок в коляске, учитывайте, что ее придется оставить наверху.

    Экскурсии на русском языке проводят по средам и пятницам в 16:00, на английском — вторник, четверг, суббота в 16:00.

    Подземелья Кафедрального собора относятся к Музею церковного наследия. К нему также относится колокольня Кафедрального собора, которую тоже рекомендуем посетить.

    Можно взять один билет за 10 евро (льготный — 5 евро) на посещение всех трех объектов, или билет за 7,50 евро (льготный — 4 евро) на любые два объекта, или за 4,50 евро (2,5о евро) посетить один объект.

    Билет действителен в течение недели.


    Фреска XIV века в подземельях Кафедрального собора

    Адрес:
    Кафедральный собор

    Цена билета в подземелья:
    взрослый — 4,50 евро,
    льготный — 2,50 евро.

    Колокольня кафедрального собора

    Данный музей будет интересен как взрослым, так и детям младшего и среднего школьного возраста. Можно побродить по самому зданию, посмотреть различные экспозиции, коллекцию ретро-автомобилей. Но самая интересная часть музея — интерактивная экспозиция, демонстрирующая физические законы и явления.

    Поскольку музей расположен в здании бывшей электростанции, в нем много лесниц и опасных проемов — за маленьким ребенком нужен постоянный контроль. Коляску придется оставить у кассы.


    Демонстрация законов физики в Музее энергетики и техники

    Адрес музея:
    Rinktines g., 2.

    Время работы:
    Вт, Ср, Пт, Сб: с 10:00 до 17:00,
    Чт – 10:00-19:00.

    Цена билетов:
    Взрослым – 3 евро,
    школьникам – 1,5 евро (по субботам дети до 16 лет без родителей допускаются бесплатно).

    Музей денег

    Прогуливаясь по проспекту Гедимина, загляните в . Совершенно бесплатно вы, во-первых, интересно проведете время, во-вторых, обогатите себя и ребенка новыми знаниями.

    Концепция музея – давать информацию для разных возрастов и на разных уровнях, для лучшего восприятия используются различные способы: текст и картинки, форма игры или теста, можно посмотреть фильм, послушать рассказ аудио-гида (в том числе на русском языке). Этот музей будет интересен в первую очередь детям среднего и старшего школьного возраста.

    С ребенком дошкольного возраста тоже можно идти — вряд ли он что-то поймет, но в музее много интерактивных и ярких экспонатов, маленькому ребенку будет интересно.


    Музей денег

    Адрес музея:
    Totorių g. 2/8

    Музей открыт:
    С 1 апреля по 31 октября: вторник-пятница 10:00–19:00; суббота 11:00-18:00.
    С 1 ноября по 31 марта: вторник-пятница 9:00-18:00; суббота 10:00-17:00.

    Вход свободный.

    Музей жертв геноцида

    Направляясь по проспекту Гедимина в сторону литовского Сейма, вы дойдете до бывшего здания КГБ, где сейчас располагаются различные государственные инстанции, а в боковой пристройке находится . Возможно кто-то посчитает странной идею посещения такого музея с ребенком, но для детей старшего возраста это может стать хорошим уроком истории. Музей занимает помещения, в которых находилась внутренняя тюрьма КГБ (а также гестапо), так что само здание и его интерьеры являются самым важным экспонатом.


    Комната прослушивания телефонных разговоров в Музее жертв геноцида

    Адрес музея:
    Aukų g. 2A (боковая пристройка здания, находящегося на площади Лукишкю).

    Время работы:
    Пн, Вт – выходной,
    Ср, Чт, Пт, Сб – 10:00-18:00,
    Вс – 10:00-17:00.

    Цена билетов:
    взрослым – 4 евро
    школьникам, студентам и пенсионерам – 1 евро,
    детям до 7 лет – бесплатно.
    Стоимость экскурсии на иностранном языке - 20 евро.

    Музей игрушек

    Спустившись с горы Гедимина в сторону парка и пройдя через него, как раз подойдете ко входу в . Он открылся в Вильнюсе в 2012 году и быстро стал популярным у родителей с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это не просто музей, а большая игровая площадка (насколько позволяет площадь) — в музее можно играть почти со всем, что попадается на глаза. Родителям будет интересно посмотреть экспозицию игрушек советских времен.


    В музее игрушек найдется занятие и большим, и маленьким

    Адрес музея:
    угол улиц Šiltadaržio g.2 / B. Radvilaitės g.7.

    Пн. – выходной
    Вт, Ср, Чт – 14:00–18:00 (билеты продают до 17:00)
    Пт. 14:00–20:00 (билеты продают до 19:00)
    Сб, Вс. – 11:00–16:00 (билеты продают до 15:00)

    Вс, Пн. – выходной
    Вт, Ср. 12:00–20:00 (билеты продают до 19:00)
    Чт, Пт. 12:00–18:00 (билеты продают до 17:00)
    Сб. 11:00–16:00 (билеты продают до 15:00)

    Цена билета - 4 евро,
    дети до 2 лет - бесплатно,
    дети от 2 до 18 лет, студенты, пекнсионеры,
    люди с ограниченными возможностями - 3 евро,
    многодетным семьям (от 5 человек) - по 2,5 евро.

    Еще про Вильнюс для детей