Египетский музей в Каире. Каирский египетский музей — сокровищница древней истории Куда перенесут из каирского музея экспонаты древности


Находящийся в северной части , Египетский музей кажется почти таким же архаичным, как и цивилизация, о которой он рассказывает. Основанный в 1858 году Огюстом Мариеттом, который раскопал в и несколько крупнейших храмов Верхнего Египта (а позже был похоронен на территории музея), он уже давно перерос имеющееся здание, в котором сейчас едва хватает места для размещения артефактов фараоновской эпохи. Если уделять каждому экспонату по одной минуте, то понадобится девять месяцев, чтобы осмотреть все 136 тысяч памятников.

Ещё 40 тысяч скрыты в подвалах, многие из них уже поглотил мягкий грунт, так что требуются новые раскопки уже под самим зданием. Возле сейчас строится новое большое здание Египетского музея, в нём будет размещена часть экспонатов нынешнего собрания. Планируется, что он должен открыться в конце 2015 года. В то же время, несмотря на беспорядок, плохое освещение и недостаточное количество сопровождающих надписей в старом музее, богатство коллекции делает его одним из немногих по-настоящему великих музеев мира, который ни один посетитель Каира не может пропустить.

Одного трёх, четырёхчасового посещения достаточно, чтобы просмотреть выставку сокровищ Тутанхамона и некоторые другие шедевры. У каждого посетителя есть свои любимые объекты, но в список стоит включить на первом этаже залы амарнского искусства (залы 3 и 8), самые лучшие статуи Древнего, Среднего и Нового царств (залы 42, 32, 22 и 12) и предметы из нубийского тайника (зал 44). На втором этаже файюмские портреты (зал 14), модели из гробниц (залы 37, 32 и 27) и, конечно, зал мумий (зал 56), хотя за вход в него берут дополнительную плату.

Прежде чем войти в музей, обратите внимание на пруд перед главным входом. Водные лилии, растущие там, – это редкие сейчас голубые лотосы, растение с психотропными свойствами, которое применялось древними египтянами в качестве лекарства. Судя по некоторым и фрескам и рельефам, они погружали цветы лотоса в вино.

Когда вы войдёте в музей, вам, возможно, предложат экскурсию в сопровождении гида, которая обычно продолжается два часа (около 60 фунтов в час), хотя музей заслуживает, по меньшей мере, шестичасового осмотра. Экскурсоводы великолепно знают свой предмет и помогут вам разобраться в увиденном, а если вы посещаете музей небольшой группой, их услуги окажутся вовсе не такими уж дорогими. Другой вариант – вы можете взять напрокат аудио-гид с записанной на плёнку экскурсией (20 фунтов на английском, арабском или французском), на его панели есть кнопки с номерами экспонатов, о которых идёт речь.

Однако, поскольку экспонаты нумеровались в соответствии с по меньшей мере двумя различными системами, не говоря уже о новых номерах, используемых аудио-гидом, дело сильно усложняется. Некоторые объекты имеют сейчас уже по три различных номера, и часто на них нет никаких других этикеток. Самый лучший из опубликованных путеводителей по музею – Illustrated Guide to the Egyptian Museum (150 фунтов) с большим количеством фотографий самых лучших экспонатов музея.

Памятники в нём описаны не в том порядке, как они представлены в экспозиции, но в конце есть иллюстрированный указатель, который поможет вам сориентироваться в тексте книги. Кроме того, эта книга – прекрасный сувенир на память о посещении музея. Вход в кафе-ресторан, расположенное на первом этаже, – через магазин сувениров с внешней стороны музея.

Первый этаж египетского музея

Экспозиция организована в более или менее выдержанном хронологическом порядке, поэтому, направляясь по часовой стрелке от входа по внешним галереям, вы пройдёте через Древнее, Среднее и Новое царство, а завершите осмотр Поздним и Греко-римским периодами в восточном крыле. Это правильный с точки зрения истории и искусствоведения, но очень утомительный подход.

Более простой способ осмотра заключается в том, чтобы пройти через Атриум, который охватывает всю эпоху цивилизации фараонов, до прекрасного зала Амарнской эпохи в северном крыле, а затем вернуться и пройти через отделы, которые вам наиболее интересны, или подняться на второй этаж на выставку, посвящённую Тутанхамону.

Для того, чтобы охватить оба варианта, в статье разделён нижний этаж на шесть секций: Атриум, Древнее, Среднее и Новое царство, зал Амарнской эпохи и восточное крыло. Какой бы маршрут вы ни выбрали, стоит начать с фойе Атриума (зал № 43), где начинается повествование о династиях фараонов.

  • Ротонда и Атриум

В Ротонде, расположенной внутри музейного вестибюля, представлены монументальные скульптуры различных эпох, в частности, стоящие по углам три колосса Рамсеса II (XIX династия) и статуя Аменхотепа, сына царского архитектора Хапу, жившего в период правления XVIII династии. Здесь же, в северо-западном углу, находятся шестнадцать маленьких деревянных и каменных статуй чиновника XXIV века до нашей эры по имени Ибу, изображающие его в различные периоды жизни.

Слева от двери известняковая статуя сидящего фараона Джосера (№ 106), установленная в сердабе его ступенчатой пирамиды в Саккаре в XXVII веке до нашей эры и вывезенная археологами 4600 лет спустя. Те, кто считает правление Джосера началом эпохи Древнего царства, называют предшествующий период Раннединастическим или Архаическим.

Реальное начало династического правления увековечено на знаменитом экспонате, находящемся в зале № 43, при входе в Атриум. На палетке Нармера (декоративном варианте плоской плитки, которая использовалась для растирания красок) запечатлено объединение двух царств (около 3100 года до нашей эры) правителем по имени Нармер или Менес. На одной стороне памятника правитель в белой короне Верхнего Египта поражает врага булавой, в то время как сокол (Хор) держит другого пленника и попирает ногами геральдический символ Нижнего Египта – папирус.

Обратная сторона изображает, как правитель в красной короне осматривает тела убитых, а также разрушает крепость в облике быка. Два яруса изображений разделены фигурами мифических животных с переплетёнными шеями, которых удерживают от борьбы бородатые мужчины, – символ политических достижений властителя. Вдоль боковых стен зала стоят две похоронные ладьи из (Сенусерт III – XII династия).

Спускаясь в зал № 33, который представляет собой Атриум музея, вы увидите пирамидионы (замковые камни пирамид) из Дашура и саркофаги эпохи Нового царства. Затмевая саркофаги Тутмоса I и царицы Хатшепсут (относящийся к периоду, когда она ещё не стала фараоном), стоит саркофаг Мернептаха (№ 213), увенчанный фигурой самого фараона в виде Осириса и украшенный рельефным изображением богини неба Нут, своими объятиями защищающей правителя. Но стремление Мернептаха к бессмертию не осуществилось. Когда в 1939 году саркофаг был обнаружен в Танисе, в нём находился гроб Псусеннеса, правителя XXI династии, чья покрытая золотом мумия выставлена сейчас на верхнем этаже.

В центре Атриума находится фрагмент расписанного красками пола из царского дворца в Тель-эль-Амарне (XVIII династия). По поросшим тростником берегам реки, изобилующей рыбой и водными птицами, бродят коровы и другие животные. Это прекрасный пример лирического натурализма искусства Амарнского периода. Чтобы узнать больше об этой революционной эпохе в истории фараонов, поднимитесь наверх мимо невозмутимых колоссов Аменхотепа III, царицы Тии и их трёх дочерей, предшественников Ахетатона и Нефертити, изображения которых находятся в северном крыле.

Но сначала вы должны пройти через зал № 13, в котором (справа) находится победная стела Мернептаха, известная также как стела Израиля. Свое название она получила по фразе из рассказа о завоеваниях Мернептаха – «Израиль опустошён, его семени нет». Это единственное известное нам упоминание Израиля в текстах Древнего Египта.

Именно поэтому многие верят, что Исход имел место именно в годы правления Мернептаха, сына Рамсеса II (XIX династия), хотя в последнее время эта точка зрения подвергается всё большей критике. На другой стороне расположена более ранняя надпись, повествующая о деяниях Аменхотепа III (отца Эхнатона), совершённых во славу бога Амона, которого его сын впоследствии отверг. В другом конце зала находится модель типичного египетского дома из раскопок Телль-эль-Амарны, недолговечной столицы Эхнатона и Нефертити, которым оказана честь иметь собственную отдельную экспозицию в залах № 8 и 3, немного дальше.

  • Залы Древнего царства

Юго-западный угол первого этажа посвящён Древнему царству (около 2700-2181 годы до нашей эры), когда фараоны III и VI династий правили Египтом из Мемфиса и строили свои пирамиды. Вдоль центрального крыла залов № 46-47 стоят погребальные статуи важных вельмож и их слуг (обычай заживо хоронить слуг вместе с господином прервался с завершением второй династии). Рельеф из храма Усеркафа (зал № 47, с северной стороны от входа в зал № 48) является первым известным нам примером изображения картин природы в декоре царских погребальных сооружений. Хорошо различимы фигуры пёстрого зимородка, пурпурной камышницы и священного ибиса.

Вдоль северной стены зала № 47 выставлены шесть деревянных панелей из гробницы Хесира с изображениями этого старшего писца фараонов III династии, который одновременно является самым ранним из известных нам зубных врачей. В зале № 47 выставлены также ушебти – статуэтки рабочих, которые изображены приготавливающими пищу (№ 52 и 53). Здесь же находятся происходящие из храма в Гизе три сланцевых скульптурных триады Менкаура из его долинного храма в Гизе: фараон изображён рядом с Хатхор и богиней Афродитопольского нома. Пара алебастровых плит с изображением львов у четвёртого столба на северной стороне, возможно, использовалась для жертвоприношений или возлияний в конце эпохи II династии.

Среди наиболее впечатляющих экспонатов зала № 46 – статуэтки хранителя царского гардероба карлика Хнумхотепа, человека с деформированной головой и сгорбленной спиной, страдавшего, по-видимому, болезнью Потта (№ 54 и 65). Фрагменты бородки Сфинкса находятся в конце вестибюля (зал № 51), слева под лестницей (№ 6031). Ещё один осколок метровой длины находится в . Бородка, видимо, имела длину 5 метров до того, как она была разбита на куски войсками мамлюков и солдатами Наполеона во время тренировочных стрельб. Кроме того, в зале № 51 находится скульптурная голова фараона V династии Усеркафа (№ 6051), представляющая собой самую раннюю из известных на данный момент статуй размером больше натурального.

У входа в зал № 41 рельефы из гробницы эпохи V династии в Мейдуме (.№ 25) изображают охоту в пустыне и различные виды сельскохозяйственных работ. На другой плите (№ 59) из гробницы V династии в Саккаре мы видим взвешивание, обмолот и сортировку зерна, работу стеклодува и резчика статуй. Изображённые на этих рельефах женщины одеты в длинные платья, мужчины – в набедренных повязках, а иногда вообще без одежды (можно видеть, что обряд обрезания входил в число египетских обычаев). Зал № 42 может похвастаться великолепной статуей Хефрена, его голова увенчана изображением Хора (№ 37).

Статуя, привезённая из долинного храма Хефрена в Гизе, вырезана из чёрного диорита, а белые мраморные вкрапления удачно подчёркивают мускулы ног и сжатого кулака фараона. Не менее впечатляющей является стоящая слева деревянная статуя Каапера (№ 40) – фигура полного человека с задумчивым взглядом, которую арабы, работавшие на раскопках в Саккаре, назвали «шейх аль-балад», поскольку он походил на их деревенского старосту. Одна из двух недавно восстановленных деревянных статуй справа (№ 123 и № 124), возможно, изображает этого же человека. Отметим также примечательную статую писца (№ 43), разложившего свиток папируса на коленях.

На стенах зала № 31 находятся выполненные на песчанике рельефы, найденные в Вади-Марага на , возле древних мест добычи бирюзы. Парные известняковые статуи Ранофера символизируют его двойной статус верховного жреца бога Птаха и бога Сокара в Мемфисе. Статуи выглядят почти идентичными, отличаясь лишь париками и набёдренными повязками, обе они были созданы в царских мастерских, возможно, одним и тем же скульптором.

В зале № 32 доминируют выполненные в натуральную величину статуи царевича Рахотепа и его супруги Неферт из их мастабы в Мейдуме (IV династия). Кожа царевича окрашена в кирпично-красный цвет, его жены – кремово-жёлтая; такое различие распространено в египетском искусстве. Неферт одета в парик и диадему, её плечи окутаны прозрачным покрывалом. На царевиче простая набёдренная повязка, обёрнутая вокруг талии. Обратите внимание на находящееся слева живое изображение карлика Сенеба и его семьи (№ 39).

Лицо хранителя царского гардероба, которого обнимает супруга, выглядит умиротворённым; их обнажённые дети подносят пальцы к губам. Во второй нише по левую сторону висит яркий и живой образец настенной живописи, известный под названием «Мейдумские гуси» (III-IV династии). Расцвет Древнего царства представлен всего лишь статуей Ти слева (№ 49), период заката этой эпохи гораздо богаче памятниками: непосредственно рядом со входом стоят древнейшие из известных нам металлических скульптур (около 2300 год до нашей эры) – статуи Пепи I и его сына.

Выставленная в зале № 37 мебель царицы Хетепхерес была восстановлена из кучи золота и обломков сгнившего дерева. Хетепхерес – супруга Снофру и мать Хеопса – была похоронена возле пирамиды своего сына в Гизе; вместе с ней в гробницу поместили носилки, золотые сосуды и ложе с балдахином. Кроме того, в том же зале, в отдельной витрине находится крошечная статуэтка Хеопса, единственное известное нам портретное изображение фараона – строителя Великой пирамиды.

  • Залы Среднего царства

В зале № 26 вы попадаете в эпоху Среднего царства, когда при правлении XII династии была установлена централизованная власть и возобновилось строительство пирамид (около 1991-1786 годах до нашей эры). Мрачная реликвия предшествующей эпохи внутренних смут (завершивших Первый переходный период) находится справа. Это статуя Ментухотепа Небхепетра с огромными ступнями (символ власти), телом чёрного цвета, скрещёнными на груди руками и курчавой бородкой (черты, характерные для изображений Осириса).

В древности она была спрятана в подземной камере возле поминального храма Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри и впоследствии случайно обнаружена Говардом Картером, лошадь которого провалилась сквозь крышу. На противоположной стороне зала стоит саркофаг Даги (№ 34). Если бы мумия владельца всё ещё находилась в нём, то она могла бы с помощью пары «глаз», нарисованных на внутренней стороне стенки гроба, любоваться стоящими у входа в зал № 21 статуями царицы Нофрет в облегающем платье и парике богини Хатхор.

Статуэтки в глубине зала № 22 поражают нетипичной живостью своих лиц, контрастирующей с маниакальным застывшим взглядом деревянной статуи Нахти справа. В зале также выставлены портретные изображения Аменемхета III и Сенусерта I, но прежде всего ваше внимание привлечёт погребальная камера Хархотепа из Дейр эль-Бахри в середине зала, которая внутри покрыта живописными сценами, заклинаниями и текстами.

Вокруг камеры стоят десять известняковых статуй Сенусерта из его пирамидного комплекса в Лиште. По сравнению со статуей того же фараона, изготовленной из древесины кедра и стоящей в витрине справа от вас (№ 88), эти скульптуры очень формальны. На тронах этих статуй изображены разные варианты символа единства сематауи: Хапи, бог Нила, или Хор и Сет с переплетёнными стеблями растений – символами Обеих земель.

Основную идею египетской государственности выражает уникальная двойная статуя Аменемхета III (№ 508) в зале № 16. Парные фигуры – персонификации нильского божества, подносящего своему народу рыб на подносах, – могут символизировать Верхний и Нижний или самого фараона и его божественную сущность ка. Когда вы выходите из залов Среднего царства, вас провожают взглядом стоящие слева пять сфинксов с львиными головами и человеческими лицами. Эпоха анархии – Второй переходный период и вторжение гиксосов – в экспозиции не представлены.

  • Залы Нового царства

Перейдя в зал № 11, вы попадаете в Новое царство – эпоху возрождения власти фараонов и расширения империи при XVIII и XIX династиях (около 1567-1200 годах до нашей эры). Объединяющая Африку и Азию египетская империя была создана Тутмосом III, которому пришлось долго ждать своей очереди, пока в качестве фараона правила его совсем не воинственная мачеха Хатшепсут. В музее находится колонна из её великого храма в Дейр-эль-Бахри: сверху на посетителей властно смотрит скульптурная голова Хатшепсут, увенчанная короной (№ 94). С левой стороны зала находится необычная статуя ка фараона Хора (№ 75), установленная на наклонном основании, символизирующем его посмертные скитания.

В зале № 12 вы увидите статую Тутмоса III (№ 62) из аспидного сланца, а также другие шедевры искусства эпохи XVIII династии. В задней части зала, в священном ковчеге из разрушенного храма Тутмоса III в Дейр-эль-Бахри находится статуя богини Хатхор в образе коровы, выходящей из зарослей папируса. Сам Тутмос изображён спереди статуи, под головой богини, а также на фреске сбоку, где он сосёт молоко, как младенец. Справа от ковчега – каменная статуя визиря Хатшепсут Сененмута (№ 418) с дочерью царицы Нефрура, во второй нише справа – меньшая по размеру статуя этой же пары.

Отношения между царицей, её дочерью и визирем вызывают множество различных спекуляций. К тому же периоду относится фрагмент рельефа из Дейр-аль-Бахри (вторая ниша слева) с изображением экспедиции в Пунт. На нём изображена страдающая слоновой болезнью царица Пунта и её осёл, а также царица Хатшепсут, наблюдающая за ними во время путешествия в эту сказочную страну.

Справа от рельефа стоит статуя бога Хонеу из серого гранита с локоном волос, символизирующих юность, и лицом (как принято считать) мальчика-фараона Тутанхамона. Она была вывезена из храма лунного бога в Карнаке. По обе стороны от этой скульптуры и «Пунтского рельефа» стоят две статуи мужчины по имени Аменхотеп, изображающие его в виде юного писца незнатного происхождения и восьмидесятилетнего жреца, удостоенного почестей за управление крупномасштабным строительством, наподобие сооружения «Колоссов Мемнона».

Перед тем как повернуть за угол в северное крыло, вы увидите две статуи львиноголовой Сехмет, найденные в Карнаке. В зале № 6 господствуют царственные сфинксы с головами Хатшепсут и членов её семьи. Некоторые из рельефов на южной стене привезены из гробницы Майа в Саккаре. Гробница была открыта в девятнадцатом веке, затем потеряна и снова найдена в 1986 году. Зал № 8 в значительной степени является дополнением к залу Амарнской эпохи, в нём также находится монументальная двойная статуя Амона и Мут, разбитая на куски средневековыми каменотёсами и с любовью собранная из фрагментов, долгое время валявшихся в подвалах музея в Карнаке, где памятник первоначально и стоял. Те части, которые не удалось вставить в головоломку, выставлены в стенде позади скульптуры.

Слева от лестницы в зале № 10 обратите внимание на цветной рельеф на плите из храма Рамсеса II в Мемфисе (№ 769), который изображает царя, приводящего к покорности врагов Египта. В мотиве, повторяющемся на дюжинах храмовых пилонов, царь держит за волосы ливийца, нубийца и сирийца и замахивается топором. Фараоны династии Рамессидов, которые никогда сами не сражались, особенно любили такие рельефы.

Зал завершается художественным ребусом (№ 6245): статуя Рамсеса II изображает царя в виде ребёнка с приложенным к губам пальцем и растением в руке, его защищает бог Солнца Ра. Имя бога в комбинации со словами «ребёнок» (мес) и «растение» (су) образует имя фараона. Из зала № 10 вы можете продолжить знакомство с Новым царством в восточном крыле или подняться по лестнице в галерею Тутанхамона на следующем этаже.

  • Зал Амарнской эпохи

Зал № 3 и большая часть примыкающего к нему зала № 8 посвящены Амарнскому периоду: эпохе разрыва с вековыми традициями, которая продлилась ещё некоторое время после окончания правления фараона Эхнатона (около 1379-1362 годах до нашей эры) и царицы Нефертити. Отвергнув Амона и других фиванских богов, они провозгласили культ единого бога – Атона, построили новую столицу в в Среднем Египте, чтобы избавиться от старой бюрократии, и оставили после себя загадочные произведения искусства.

От стен зала № 3 на вас смотрят четыре колоссальные статуи Эхнатона. Их вытянутые головы и лица, пухлые губы и раздувшиеся ноздри, округлые бёдра и живот наводят на мысль о гермафродите или о первобытной богине земли. Поскольку эти же особенности свойственны также изображениям его супруги и детей на некоторых стелах (в левой нише и в витринах напротив) и гробничных рельефах, существует теория, что художественный стиль Амарнской эпохи отражает какую-то физическую аномалию Эхнатона (или членов царской семьи), а надписи намекают на какие-то извращения.

Противники этой гипотезы возражают: голова Нефертити, хранящаяся в , доказывает, что это был только стилистический приём. Ещё одна особенность амарнского искусства заключалась в выраженном интересе к частной жизни: стела с изображением царской семьи (№ 167 в зале № 8) изображает Эхнатона держащим на руках старшую дочь Меритатон, в то время как Нефертити качает в колыбели её сестёр. Впервые в египетском искусстве появляется, например, сцена завтрака. Мастера Амарнской эпохи концентрировали своё внимание на земном мире, а не на традиционных сюжетах, связанных с загробной жизнью.

Искусство наполняется новой жизненной силой – обратите внимание на свободные мазки кисти на фрагментах фрески со сценами на болоте, представленными на стенах зала № 3. В расположенной слева от входа в зал витрине «А» выставлены некоторые из документов Амарнского архива (остальные находятся в Лондоне и Берлине). В них содержатся просьбы прислать войска, чтобы помочь сторонникам фараона в Палестине, рассказано о последствиях его смерти и поисках союзников, которые вела Нефертити, чтобы бороться с теми, кто побуждал Тутанхамона повернуть амарнскую революцию вспять. Эти клинописные таблички в обожжённых глиняных «конвертах» хранились в архиве дипломатического ведомства Амарны.

Гроб Эхнатона с инкрустацией из сердолика, золота и стекла можно увидеть в зале № 8, его крышка выставлена рядом с золотой обкладкой нижней части. Эти сокровища исчезли из музея в период между 1915 и 1931 годом, но были обнаружены в в 1980 году. Сейчас золотой декор восстановлен и помещён на плексигласовую модель, имеющую предполагаемую форму первоначального гроба.

  • Восточное крыло

Побудительным мотивом пройти дальше из залов Нового царства в восточное крыло может стать находящаяся в зале № 15 статуя супруги Нахт Мина (№ 71), выглядящая очень сексуально. В зале № 14 выставлена огромная алебастровая статуя Сети I, чувственная моделировка лица которой вызывает в памяти бюст Нефертити.

Вероятно, что изначально фараон был изображён в немесе – головном уборе, который мы можем видеть на погребальной маске Тутанхамона. Ещё большее впечатление производит отреставрированная тройная статуя из розового гранита, изображающая Рамсеса III, которого коронуют Хор и Сет, воплощающие соответственно порядок и хаос.

Новое царство постепенно приходило в упадок во время правления XX династии и погибло при XXI династии. За ним последовал так называемый Поздний период, когда у власти находились преимущественно иноземные правители. К этому времени относится выставленная в центре зала № 30 статуя Аменирдис-старшей, которую фараон поставил во главе фиванских жриц Амона.

На голове Аменирдис, одетой как царица Нового царства, – соколиный головной убор, украшенный уреем, который некогда увенчивала корона Хатхор с солнечным диском и рогами. Наиболее запоминающейся из многочисленных статуй богов в зале № 24 является изображение беременной самки гиппопотама – богини деторождения Таурт (или Тоэрит).

Залы № 34 и 35 освещают Греко-римский период (с 332 года до нашей эры), когда принципы классического искусства начали активно проникать в символизм Древнего Египта. Характерный для эпохи сплав стилей демонстрируют причудливые статуи и саркофаги в зале № 49. Зал № 44 используется для проведения временных выставок.

Второй этаж египетского музея

Самой значительной частью экспозиции второго этажа являются залы с сокровищами Тутанхамона, которые занимают лучшие площади. После осмотра этих предметов всё, кроме мумий и нескольких шедевров, кажется тусклым, хотя и в других залах есть артефакты, не уступающие выставленным внизу. Для их осмотра приходите в музей в какой-нибудь другой день.

  • Залы Тутанхамона

Набор погребальной утвари фараона-мальчика Тутанхамона включает в себя 1700 предметов, которые заполняют дюжину залов. Учитывая краткость его правления (1361-1352 годы до нашей эры) и небольшие размеры его гробницы в Долине Царей, бесценные сокровища, которые, как кажется, должны были принадлежать, по меньшей мере, таким великим фараонам, как Рамсес и Сети, ещё больше поражают воображение.

Тутанхамон просто перешёл на сторону фиванской контрреволюции, которая уничтожила амарнскую культуру и восстановила прежнее могущество культа Амона и его жрецов. Однако влияние Амарны очевидно в некоторых экспонатах, которые расставлены примерно так же, как они находились в гробнице: сундуки и статуи (зал № 45) перед мебелью (залы № 40, 35, 30, 25,15, 10), ковчеги (залы № 9-7) и золотые изделия (зал № 3).

Рядом с ними украшения (зал № 4) и другие сокровища из различных гробниц (залы № 2 и 13). Большинство посетителей устремляются к последним четырём залам (залы № 2, 3 и 4 закрываются на пятнадцать минут раньше остальных), игнорируя указанную только что последовательность. Если вы принадлежите к числу таких посетителей, пропустите приведённое ниже детальное описание.

Когда члены экспедиции Говарда Картера в 1922 году проникли в запечатанный коридор гробницы, они обнаружили переднюю камеру, буквально набитую ларцами и обломками вещей, оставленных грабителями. Здесь находились также две статуи ка Тутанхамона в натуральную величину (стоят у входа в зал № 45), черная цвет кожи которых символизирует возрождение царя. Непосредственно за ними находятся золотые статуи Тутанхамона, изображающие его охотящимся с гарпуном.

В зале № 35 главным экспонатом является позолоченный трон с ручками в виде крылатых змеев и ножками в виде звериных лап (№ 179). На спинке изображена царственная пара, отдыхающая в лучах солнца-Атона. Имена супругов приведены в принятой для амарнской эпохи форме, что позволяет отнести трон к тому периоду, когда Тутанхамон всё ещё придерживался солнцепоклоннического культа.

В число других мирских предметов, которые фараон-мальчик взял с собой в иной мир, входит изготовленный из чёрного дерева и слоновой кости набор для игры в сенет, похожей на наши шашки (№ 49). Множество фигурок-ушебти должны были выполнять задания, которые боги могли дать фараону в ином мире (по сторонам от входа в зал № 34).

В зале № 30 находится ларец с «Посохами пленных» (№ 187), изображения на котором, инкрустированные чёрным деревом и слоновой костью, символизируют единство севера и юга. Бюст фараона-мальчика, рождающегося из лотоса (№ 118), свидетельствует о сохранении влияния амарнского стиля во время правления Тутанхамона. Церемониальный трон (№ 181) в зале № 25 является прототипом епископских кресел в Христианской церкви. Его спинка украшена роскошной инкрустацией из чёрного дерева и золота, но выглядит оно неудобным. Более типичны для времён фараонов деревянное кресло и скамеечки для ног, а также богато украшенный комод.

Одежда и притирания царя хранились в двух великолепных сундуках. На крышке и боковых стенках «Расписного ларя» (№ 186) в зале № 20 он изображён охотящимся на страусов и антилоп или уничтожающим сирийское войско со своей боевой колесницы, показанной больше натуральной величины. Торцевые панели показывают фараона в облике сфинкса, попирающего врагов.

В отличие от воинственных изображений Тутанхамона на других предметах сцена на крышке «Инкрустированного ларя» выполнена в амарнском стиле: Анхесенамон (дочь Нефертити и Эхнатона) подносит лотос, папирус и мандрагору своему супругу в окружении цветущих маков, гранатов и васильков. В золотом ковчеге, украшенном идиллическими сценами семейной жизни, когда-то находились статуи Тутанхамона и его жены Анхесенамон, которые были украдены в древности.

От подголовников из слоновой кости в зале № 15 совершенно логичным будет перейти к позолоченным ложам, посвящённым богам, изображения которых в виде животных вырезаны на стойках (№ 183, 221 и 732 в зале № 10). В следующем зале № 9 находится священный ковчег Анубиса (№ 54), который несли перед похоронной процессией фараона: защитник мёртвых изображён в виде бдительного шакала с позолоченными ушами и серебряными когтями.

В выставленных дальше четырёх алебастровых сосудах с крышками, помещённых в алебастровый же ларец (№ 176), хранились внутренности умершего фараона. Этот ларец, в свою очередь, стоял внутри следующего экспоната – золотого сундука с крышкой и статуями богинь-защитниц Исиды, Нефтиды, Селкет и Нейт (№ 177). В залах № 7 и 8 выставлены четыре позолоченных ковчега, которые помещались один в другой, наподобие русской матрёшки; в них находился саркофаг Тутанхамона.

Во всегда заполненном посетителями зале № 3 выставлено золото Тутанхамона, часть которого периодически выставляется за рубежом. Когда сокровища находятся в , то основное внимание привлекает знаменитая погребальная маска с головным убором немес, инкрустированная лазуритом, кварцем и обсидианом.

Внутренние антропоморфные гробы украшены этими же материалами, они изображают мальчика-царя с руками, сложенными, как у Осириса, под защитой выполненных в технике перегородчатой эмали крыльев богинь Уаджет, Нехбет, Исиды и Нефтиды. На мумии Тутанхамона (которая остаётся в его гробнице в Долине Царей) были найдены многочисленные амулеты, эмалевые парадные доспехи со вставками из стекла и сердолика, нагрудные украшения с драгоценными камнями и пара золотых сандалий – всё это выставлено здесь.

Следующий зал ювелирных изделий поражает воображение. Золотая голова сокола эпохи VI династии (когда-то прикреплённая к медному телу) из Иераконполиса считается звездой коллекции, но серьезную конкуренцию ей составляют корона и ожерелье царевны Хнумит, а также диадема и нагрудные украшения царевны Сатхатхор. Рядом с телом последней в её гробнице в Дашуре были найдены аметистовый пояс и ножной браслет Меререт, ещё одной царевны XII династии.

Церемониальный топор Яхмоса увековечивает память об изгнании из Египта гиксосов. Топор был найден в гробнице его матери, царицы Аххотеп. Из того же тайника, обнаруженного Мариеттом в 1859 году, происходит и составной браслет из лазурита и причудливые золотые мухи с выпуклыми глазами – Орден Доблести, награда за храбрость.

Ко времени XXI-XXII династий, когда северный Египет управлялся из Дельты, относится экспонат № 787, выставленный в зале № 2. Из трёх царских захоронений, раскопанных Монте в 1939 году, самой богатой была гробница Псамметиха I, изготовленный из электра, гроб которого был обнаружен в саркофаге Мернептаха (находится на нижнем этаже). Его золотое ожерелье в стиле эпохи Нового царства изготовлено из нескольких рядов дисковидных подвесок.

Между залом № 8 и Атриумом стоят две деревянные колесницы, обнаруженные в передней камере гробницы Тутанхамона. Они были предназначены для торжественных церемоний, их позолоченные рельефы изображают связанных азиатов и нубийцев. Настоящие боевые колесницы фараонов были легче и прочнее. Завершив осмотр сокровищ Тутанхамона, вы можете пройти либо в Зал мумий в западном крыле, либо в другие залы.

  • Мумии музея

В южной части второго этажа музея находятся два зала, где выставлены мумии. В зале № 53 находятся мумифицированные животные и птицы из различных некрополей Египта. Они свидетельствуют о распространённости анималистических культов в конце языческой эры, когда их приверженцы бальзамировали всё: от быков до мышей и рыб.

Современные египтяне смотрят на эти свидетельства суеверности своих предков спокойно, но выставка человеческих останков оскорбляла чувства многих из них, что и привело к закрытию Садатом знаменитого Зала мумий (раньше – зал № 52) в 1981 году. С тех пор Египетский музей и институт Гетти работали над восстановлением сильно повреждённых мумий царей. Результаты их работы в настоящее время выставлены в зале № 56, для входа в который требуется купить отдельный билет (70 фунтов, для студентов – 35 фунтов; закрывается в 18:30).

Здесь выставлены одиннадцать царских мумий (с подробными пояснениями; экспонаты расположены в хронологическом порядке, если обходить зал против часовой стрелки), в том чисел останки некоторых самых знаменитых фараонов, в частности, великих завоевателей XIX династии Сети I и его сына Рамсеса II. Последний имел гораздо менее атлетическое телосложение, чем то, которое можно увидеть у его колоссальных статуй в Мемфисе и других местах. Здесь находится и мумия сына Рамсеса, Мернептаха, которого многие считают фараоном библейского Исхода. Если у вас нет особого интереса к мумиям, не стоит платить так много, чтобы их увидеть.

Все мумии хранятся в запечатанных контейнерах с контролируемой влажностью, и большая часть из них выглядит очень мирно. Тутмос II и Тутмос IV кажутся спящими, у многих сохранились волосы. Вьющиеся локоны и красивое лицо царицы Хенуттауи, возможно, указывают на её нубийское происхождение. Из уважения к умершим, экскурсии здесь не разрешаются, приглушённый гул голосов посетителей прерывается только периодическими призывами: «Пожалуйста, соблюдайте тишину!».

Мумии были обнаружены в царском тайнике в Дейр-эль-Бахри и в одном из помещений гробницы Аменхотепа II, где тела были перезахоронены во время правления XXI династии, чтобы уберечь их от грабителей. Чтобы увидеть, что мумия внутри пустая, посмотрите в правую ноздрю Рамсеса V – с такого угла вы можете заглянуть внутрь непосредственно сквозь отверстие в черепе.

  • Другие залы музея

Чтобы осмотреть оставшуюся часть экспозиции в хронологическом порядке, вы должны начать с зала № 43 (над Атриумом) и двигаться по часовой стрелке, как и на первом этаже. Но, поскольку большинство посетителей попадают сюда из залов Тутанхамона, мы описываем западное и восточное крыло именно с этой точки.

Начав с западного крыла, обратите внимание на «Скарабеев сердца», которых помещали на горла мумий. На них наносили слова заклятия, призывающего сердце умершего не свидетельствовать против него или неё во время Суда Осириса (зал № 6). В числе множества предметов из царских гробниц XVIII династии в зале № 12 мумии ребёнка и газели (витрина I); парики жрецов и коробки для париков (витрина L); два леопарда из тайника гробницы Аменемхета II (№ 3842) и колесница Тутмоса IV (№ 4113). В зале № 17 представлена утварь из частных гробниц, в частности, усыпальницы Сеннеджема из посёлка работников возле Долины Царей.

С мастерством, отточенным на строительстве царских гробниц, Сеннеджем вырубил для себя стильный склеп на двери гробницы (№ 215), он изображён играющим в сенет. На саркофаге его сына Хонсу изображены львы Рути – божества текущего и прошедшего дня, – поддерживающие восходящее солнце, и Анубис, бальзамирующий его тело под покровительством Исиды и Нефтиды.

В коридоре выставлены ларцы с канопами и гробы, во внутренних залах модели времён Среднего царства. Из гробницы Мекетра в Фивах происходят великолепные фигурки и жанровые сценки (зал № 27): женщина, несущая на голове кувшин с вином (№ 74), крестьяне, которые ловят рыбу сетью с тростниковых лодок (№ 75), скот, который гонят мимо хозяина (№ 76). В зале № 32 сравните модели лодок с полной командой матросов (витрина F) с солнечными барками без моряков, предназначенных для путешествия в вечность (витрина Е). Любители солдатиков восхитятся фалангами нубийских лучников и египетских воинов из гробницы принца Месехти в (зал № 37).

Южное крыло музея лучше всего осматривать, передвигаясь быстрым шагом. В средней секции представлена модель погребального комплекса, показывающая, как пирамиды и их храмы были связаны с Нилом (зал № 48), и кожаный похоронный балдахин царицы XXI династии, украшенный красно-зелёными квадратами, расположенными в шахматном порядке (№ 3848, возле юго-восточной лестницы в зале № 50). Более впечатляющи две экспозиции в центральной части: недавние находки и забытые сокровища, выставленные возле зала № 54, а также зал № 43 – предметы из гробницы Юйи и Туйи.

Самыми красивыми из этих предметов являются позолоченная маска Туйи с драгоценными камнями, их антропоморфные гробы и статуи этой супружеской пары. Как родители царицы Тии (жены Аменхотепа III) они были похоронены в Долине Царей, их гробница была найдена нетронутой в конце девятнадцатого века. За входом в зал № 42 обратите внимание на стенную панель из синей фаянсовой плитки, происходящую из поминального храма Джосера в Саккаре (№ 17).

В зале № 48 около перил открытой галереи над Ротондой находится витрина (№ 144) с каменной головой матери Эхнатона царицы Тии, которая предвосхищает амарнский стиль, и статуэтки «танцующие карлики», изображающие экваториальных пигмеев. В той же витрине находится великолепная, очень живая статуэтка нубийской женщины (возможно, тоже царицы Тии) с причёской из косичек, выглядящей очень современно.

Если вы пришли из северного крыла, то восточное крыло для вас открывается залом № 14, в котором выставлены пара мумий и очень реалистичные, но плохо освещённые файюмские портреты, найденные археологом Флиндерсом Питри в Хаваре. Портреты, относящиеся к Римскому периоду (100-250 годы), выполнялись в технике энкаустики (красители смешивались с расплавленным воском) с живой натуры, а после смерти изображённого человека их клали на лицо его мумии.

Поразительное разнообразие египетского пантеона эпохи позднего язычества демонстрируется статуями божеств в зале № 19. Крошечные статуэтки заслуживают внимательного осмотра, особенно статуэтки беременной самки гиппопотама – богини Таурт (в витрине С), Гарпократа (Хора-ребёнка), Тота с головой Ибиса и бога-карлика Птах-Сокара (всё – в витрине Е), а также Бэса, выглядящего почти как мексиканский божок (в витрине Р). В витрине V в центре зала обратите внимание на изображение Хора из золота и серебра, по всей видимости, служившее саркофагом для мумии сокола.

Следующий зал посвящён остраконам и папирусам. Остраконы представляли собой кусочки известняка или глиняные черепки, на которых наносились рисунки или малозначительные надписи. Папирус использовался для законченных произведений искусства и записи ценных текстов.

Кроме Книги мёртвых (залы 1 и 24) и Книги Амдуат (где изображена церемония взвешивания сердца, № 6335 в южной части зала № 29), обратите внимание на Сатирический папирус (№ 232 в витрине 9 на северной стороне), на котором изображены кошки, прислуживающие мышам. На изображениях, созданных в Гиксосский период, кошки представляют собой египтян, а мыши – их правителей, которые пришли из стран, прежде входивших в состав Египетской державы.

Изображение намекает на то, что правление иностранцев в Египте воспринималось как противоестественное. В зале № 29 выставлен также письменный прибор писца и краски и кисти художника (возле двери на другом конце). В следующем зале № 34 находятся музыкальные инструменты и статуэтки играющих на них людей.

В коридоре (зал № 33) стоят два интересных кресла: сиденье из амарнского туалета выставлено в витрине «О» возле двери, а в витрине «S» – кресло для родов, очень похожее на то, что используется в наше время. В зале № 39 выставлены стеклянные изделия, мозаика и статуэтки Греко-римского периода, а в зале № 44 – фаянсовая облицовка стен в месопотамском стиле из дворцов Рамсеса II и III.

Вконтакте

Каирский музей – величайшая на земле коллекция египетских древностей. В этой сокровищнице хранится несколько тысячелетий истории Египта, богатства, не имеющие цены.

Каирский или Египетский музей был основан в 1900 году, хотя начало его коллекции было положено еще в 1835 году. Тогда власти Египта организовали «Службу древностей Египта», в обязанности которой входило спасать бесценные артефакты, разграбление которых постоянно велось в местах археологических раскопок. Так стали появляться первые будущие экспонаты коллекции.

Египтолог Огюст Мариет, сотрудник египетского отдела Лувра, приехал в Страну пирамид собирать экспонаты для музея, да так и остался здесь до конца дней. Это именно ему принадлежит честь создания первого музея древнеегипетских шедевров, открытого в 1858 году в Булаке. Двадцать лет спустя, в 1878 году, после наводнения, экспонаты перевезли во дворец Исмаила-Паши в Гизе, где они и оставались до открытия Каирского музея в 1902 году.

Новое здание для главной сокровищницы страны было построено по проекту французского архитектора Марселя Дюнона на центральной площади столицы Египта, Тахрир, и выдержано в неоклассическом стиле. На двух этажах музея сегодня находится более 150 000 экспонатов – таким количеством древнеегипетских артефактов больше не владеет ни один музей в мире.

Главный зал музея на первом этаже – это собрание гробниц, саркофагов, каменных барельефов и статуй, из которых особое внимание – у внушительного размера статуй фараона Аменхотепа III и его жены Тии.

Среди экспонатов музея – древние свитки и манускрипты, бесценные реликвии, амулеты, предметы искусства и домашнего обихода, а также мумии фараонов и членов их семей. Однако, главной гордостью Каирского музея является коллекция из гробницы фараона Тутанхамона. Эта единственная гробница фараона, найденная не тронутой в 1922 году в Долине Царей, поистине бесценна. Особое внимание привлекают драгоценности, найденные среди вещей покойного правителя, украшения, а также знаменитая посмертная золота маска Тутанхамона.



В самом центре Каира на площади Тахрир находится одно из крупнейших хранилищ исторических артефактов – Каирский музей. Коллекция музея размещена в более чем ста залах, в которых выставлено свыше ста тысяч археологических находок. Столь высокой концентрацией экспонатов не может похвастать ни один музей мира.

История создания музея

Основу богатейшего в мире собрания египетских древностей заложил французский учёный Огюст Мариет, основатель и первый руководитель Каирского музея. Увлёкшись египтологией под влиянием своего друга и родственника, знаменитого Шампольона, Мариет поступил на работу в Луврский музей, а в 1850 году был направлен в Египет для поисков древних рукописей.


Вместо поисков в библиотечных архивах молодой египтолог с энтузиазмом приступил к раскопкам мемфисского некрополя в Саккаре, а также в других местах. Свои находки учёный отсылал в Лувр. Ему принадлежит честь открытия Аллеи сфинксов и Серапеума, некрополя священных быков Аписов.












Вернувшись во Францию, Мариет продолжил работу в Лувре, но уже в 1858 году правитель Египта Саид-паша предложил ему возглавить египетскую Службу древностей. Приехав в Египет, Мариет повёл энергичную борьбу с расхищением древних артефактов, не забывая об археологических изысканиях. Под его руководством Большой сфинкс был окончательно расчищен от вековых песчаных наносов. В 1859 году в каирском пригороде Булаке по ходатайству учёного было построено специальное здание для археологических находок. Так было положено начало коллекции Каирского музея.


В 1878 году во время наводнения здание музея было частично затоплено, многие экспонаты пострадали. После этого было решено построить новое большое здание в более безопасном месте, а коллекция была перевезена на хранение во дворец правителя Египта Исмаила-паши.


За заслуги перед египтологией Мариет был избран членом ряда европейских академий, а египетские власти удостоили его титула паши. Умер Огюст Мариет в 1881 году. Прах учёного, согласно его завещанию, покоится в саркофаге во дворе Каирского музея.


Нынешнее здание было построено в 1900 году, а два года спустя музей принял первых посетителей.


С тех пор коллекция музея непрерывно пополняется. Однако были в его истории и чёрные моменты. Во время «арабской весны» в 2011 году в ходе народной демонстрации мародёры разгромили несколько витрин и похитили по меньшей мере 18 экспонатов. Грабёж пресекли другие участники демонстрации, после чего военные взяли музей под свою охрану.

Экспозиция музея

Чтобы осмотреть все экспонаты Каирского музея, потребуется несколько лет. Даже специалисты время от времени находят в его запасниках нечто совершенно новое для себя. Поэтому остановимся на самых интересных из хранящихся здесь артефактов.


Экспонаты музея размещены по хронологическому и тематическому принципу. У входа посетителя встречают внушительные статуи Аменхотепа III и его супруги Тии. Изображение царицы не уступает по размерам скульптуре фараона, что противоречит египетской традиции.



На первом этаже хранятся статуи всех размеров, относящиеся к периоду от Додинастической эпохи до римского завоевания. Здесь же находятся фрагменты Большого сфинкса – части накладной бороды и урея, изображения кобры с короны фараона.


Особый интерес представляют скульптурные изображения фараонов древнейшей эпохи – статуя строителя первой пирамиды Джосера, единственное сохранившееся изображение Хеопса – статуэтка из слоновой кости, а также великолепный образец древнеегипетского искусства – диоритовое изваяние фараона Хафра. Своей величественностью выделяется 10-метровая статуя Рамзеса II из розового гранита.



К эпохе Древнего царства относится погребальный инвентарь из гробницы царицы Хетепхерес, матери Хеопса. Найденная в 1925 году усыпальница оказалась нетронутой. Сделанные в ней находки, среди которых паланкин царицы, её ложе, драгоценные шкатулки и украшения, дают представление о роскоши, окружавшей семью фараона.


Незабываемое впечатление произведёт посещение «зала мумий», где посетитель оказывается лицом к лицу с владыками Египта, среди которых легендарные Сети I, Рамзес II, Тутмос III, Аменхотеп II, завоеватели и строители, оставившие после себя величественные архитектурные памятники. В зале поддерживается особый микроклимат, способствующий сохранности мумий.



Большую ценность представляют артефакты эпохи правления фараона-реформатора Эхнатона, который попытался заменить традиционную религию египтян культом единого солнечного бога Атона. Всего за несколько лет Эхнатон выстроил новую столицу, Ахетатона, которая была покинута после смерти фараона, а имя его было проклято жрецами. Всякая память о нём уничтожалась, однако в развалинах Ахетатона сохранилось множество произведений искусства эпохи Эхнатона.


Фараон был реформатором не только в сфере религии. Застывшие каноны искусства во время его царствования были нарушены, скульптурные и живописные изображения людей и животных отличаются выразительностью, естественностью, отсутствием идеализации. Это была настоящая революция в искусстве. К этому периоду относится знаменитое изображение царицы Нефертити.

Гробница Тутанхамона

Настоящей жемчужиной музея является собрание предметов из гробницы Тутанхамона, единственной царской усыпальницы, оставшейся нетронутой. Всего в гробнице было обнаружено более 3500 предметов, половина из которых выставлена в залах музея.


В усыпальнице содержалось всё, что может понадобиться фараону в загробной жизни – предметы мебели, посуда, украшения, письменные принадлежности, даже царская колесница. Шедевром мебельного искусства является вырезанный из дерева позолоченный трон, усыпанный драгоценными камнями. Здесь же выставлены статуя Тутанхамона, изображённого стоящим на спине пантеры, его охотничье оружие, даже рубашка и сандалии, в которых он был похоронен.


В музее экспонируются четыре деревянных саркофага. В них, вложенных друг в друга, находился последний, золотой, содержавший мумию фараона. Здесь же выставлены небольшие золотые саркофаги, предназначенные для внутренностей усопшего.


Главным сокровищем экспозиции, а, возможно, и всего музея, является золотая посмертная маска фараона, украшенная лазурью. Маска отлично сохранилась и прекрасно передаёт черты лица древнего владыки. Маска Тутанхамона – это своеобразная визитная карточка Каирского музея и один из символов Египта.



Несколько часов путешествия сквозь время мимо витрин Каирского музея оставят неизгладимые воспоминания. Даже после поверхностного знакомства с невероятно богатой коллекцией становится понятным, почему Каирский музей часто называют главной достопримечательностью Египта.

В наших путешествиях мы редко посещаем музеи, но иногда бывает. В мире есть интересные исторические музеи с невероятными экспонатами, рассказывающими истории городов и стран, людей и событий. Каирский египетский музей - один из них. Признаюсь, что, если бы мы поехали в Каир самостоятельно, то не посетили бы его. Перед поездкой я ничего не знала о музее и его коллекциях и знала только то, что там запрещено фотографировать, длинные очереди, чтобы попасть, и что на его посещение стоит выделять чуть ли не целый день. Но обстоятельства сложились так, что Каирский египетский музей стал основной достопримечательностью на ровне с пирамидами. Все фотографии, представленные ниже, сделаны мной, но до написания этой заметки я знала только единицы экспонатов. Потому пришлось проделать немалую работу, чтобы не просто показать вам коллекцию музея, но и рассказать о том, что мы видели. Так что побуду я немного гидом для своих любимых читателей:)

Второй день экскурсионной программы "Каир 2 дня" от туроператора . 15 марта 2018 года, Египет, Каир. Предыдущие и этой поездки.
01.


Второй день начался в 7 утра со столовой отеля «Катаракт» в Каире. После чего группа встретилась с гидом, погрузилась в автобус, и мы поехали на встречу первой достопримечательности - музею. В автобусе нас встретил новый гид - Ахмед - он и проведет все экскурсии. Теперь его очередь развлекать туристов рассказами о постройке пирамид, а основной наш гид Мухаммед в это время занимался только организационными вопросами. Ахмед дал название нашей группе из 20 человек и 3 маленьких детей "Алладин", на это слово мы должны будем сбегаться к гиду, если он требует своего внимания. Русский у него был похуже и, несмотря на то, что мы с мамой пересели ближе, понять его речь было сложнее. Да и по поводу пирамид Ахмед рассказывал давно устоявшиеся байки и даже не заикнулся о новом открытии - еще одном способе, как могли строить пирамиды, к которому сейчас больше склоняются ученые, но пока этот вариант в процессе поиска доказательств.

В 8:45 наш автобус подъехал к воротам музея, и мы вышли на большую и шумную от толп туристов территорию, которая встретила нас небольшим Сфинксом. Я думала, что Сфинкс в Египте один, а оказалось таких статуй и памятников довольно много.
02.

Каирский музей был открыт в 1902 году. Это крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства - около 160 тысяч экспонатов, собранный в более, чем 100 залах.
03.

Музей еще был закрыт для посещения, но очередь из желающих попасть туда тянулась на более, чем 50 метров и в 4 ряда. Ахмед сказал, что у нас есть 15 минут на погулять по территории, пока он с Мухаммедом организуют входные билеты и аудиогиды. По словам гида, все монументы, стоящие на улицы, подлинные и оригинальные, и их можно посмотреть совершенно бесплатно.
04.

05.

Мы прогулялись до общественного туалета. Запах почувствовали издалека. Туалет страшненький и не сказала бы, что чистый, хотя уборщицы мыли полы, когда мы туда вошли. Такое ощущение сложилось, что египтянки считают, что, чем больше воды на полу, тем он чище. А я боялась запачкать свои белые тапки)) Туалетную бумагу уборщица оторвала голыми руками, отставив до этого швабру и ведро. Бумажкой я не воспользовалась, хотя и не отношу себя к брезгливым. Выходя, я решила даже руки не мыть, чтобы побыстрее покинуть вонючее помещение, но уборщица больших размеров (как меня три) преградила дорогу и показала на умывальник. Надзиратель, блин)) Ладно, вымыла руки, вытерла о штаны и хочу выйти, а эта египтянка тянет руку со словами "мани-мани". Гид вроде говорил, что туалет бесплатный, но эта дама явно не хотела меня выпускать. Я достала 5 фунтов, которые специально для таких целей положила в отдельный карман, и дала ей. Она улыбнулась, очень обрадовалась и выпустила меня. А тут следом мама выходит из кабинки и африканка к ней. "Не," - говорю, - "она со мной". Уборщица махнула рукой и пропустила.

После этого приключения мы вернулись к группе, где гид раздавал всем билеты и аудиогиды. С помощью такого себе плеера-рации Ахмед сможет доносить нам полезную информацию в очень шумном музее и собирать нас кодовым словом "Алладин", если кто потеряется.

Стоимость входного билета в музей составила 120 египетских фунтов и была включена в программу экскурсии в Каир. Хотя я вот сейчас вспоминаю, что на одном из туристических сайтов Египта, видела цену в 60 фунтов и даже с надписью для туристов, хм... Если хотите фотографировать внутри, то нужен отдельный билет за 50 фунтов (3 доллара) и гид позаботится о том, чтобы приобрести его для вас. Также перед экскурсией гид рекомендовал купить диск с фото и видео из музея.
06.

Еще немного в очереди, проверка билетов, сканирование вещей и прохождение через сканирующие ворота для людей, и мы внутри.
07.

В первом зале, он же главный, мы остановились всего возле одного стенда, хотя зал очень большой и с немалым количеством экспонатов. Похоже, что Ахмед рассказывал про письменность египтян, но понять, а тем более подойти ближе было невозможно.
08.

Потому я отвлеклась на другие экспонаты.
09.

Каменный саркофаг.
10.

11.

Колоссальная статуя фараона Аменхотепа III с его женой царицей Тией и их дочерью Хенутане в главном зале музея. Время правления Аменхотепа III рассматривается как один из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации. С одной стороны, он почитал традиционных египетских богов и сооружал им роскошные храмы, с другой стороны, именно в его эпохе, когда царское самообожествление достигло невиданного размаха, лежат корни грядущей амарнской реформы (поклонение одному богу Амону).
12.

За этими великими статуями мы поднялись по лестнице на второй этаж. Гид, молодец, повел нас в ту сторону, куда не пошли остальные туристические группы, поэтому людей пока встречалось немного.

Скульптурная диада Амона и Мут из Карнака. Найдены в храме Амона в Карнаке, бывшего на протяжении почти двух с половиной тысячелетий главным национальным святилищем страны. Голова царицы, выполненная из твёрдого, превосходного кристаллического известняка, была лишь одним из более ста обломков грандиозной диады, изображающей бога Амона и его супругу, богиню Мут. Изначальная высота памятника достигала 4,15 м. Задняя часть скульптурной группы, где находились опорные столбы статуй, увы, утеряна, так как представляла наибольшую ценность для грабителей; с ней утеряна и большая часть надписей, некогда находившихся на памятнике. В образе Амона был изображён Хоремхеб - последний царь XVIII династии, до воцарения - известный военачальник эпохи правления Эхнатона. В облике Мут - его официальная супруга Мутноджемет - царица непростой судьбы, не просто более знатная по рождению, чем её супруг, но и принадлежавшая к высшей знати: её старшей сестрой, судя по всему, была сама Нефертити.
13.

Эта плита была найдена в королевской гробнице 18-й династии, период 1356-1340 гг. до н.э. На ней изображен фараон Эхнатон, сын Аменхотепа III. Женой его была Нефертити. И считается, что Эхнатон был отцом Тутанхамона, хотя все его изображения были только с женой и дочерьми. Сюжет на плите: фараон со своей семьёй совершает подношения Атону. Атон представлен солнечным диском и лучами солнца, заканчивающиеся ладонями.
14.

Эхнатон привел свой народ к единому богу - Атону - Солнцу, отменив царившее в стране многобожие. Его можно считать первой личностью в мировой истории, о которой документально известно её поклонение Единому Богу. Но после смерти фараона жрецы быстро вернули свое влияние и постарались уничтожить все следы строптивого правителя. Я очень удивилась, когда узнала, что личность Эхнатона стала прототипом для образа вымышленного фараона из книги Болеслава Пруса "Фараон", которая давно стоит в моем книжном шкафу на видном месте, сверкая позолоченными буквами. Придется почитать-таки:)

Оскверненный королевский гроб Эхнатона. В гробнице тела фараона не оказалось. Его саркофаг был разрушен, но восстановлен археологами.
15.

16.

17.

После зала Эхнатона мы снова спустились вниз. Гиду пришлось водить нас кругами, так как возле некоторых экспонатов уже собирались другие группы. И опять сфинкс. Вспомнилось, что гид рассказывал про женщину фараона, вроде Хатшепсут, и это сфинкс с ее изображением. Но дальше будет еще один экспонат, посвященный ей, который мы увидели, уже направляясь на выход, и гид не обратил наше внимание на него.
18.

Еще один пустой зал.
19.

21.

И вновь мы поднялись на второй этаж. Некоторые залы стояли пустынными, без людей, хотя уверена, интересных вещей они хранят тоже не мало. Если бы не группа, я бы точно сюда забрела.
22.

Вид на главный зал и центральный вход со второго этажа.
23.

Некоторые лица нашей группы во главе с дядей Муратом... кроме кошки конечно))
24.

Но это не кошка, а Анубис. Статуя Анубиса изображена в виде лежачего шакала и была прикреплена к крыше погребальной камеры Тутанхамона.

Элемент погребальной камеры. Образ этой статуи считается принадлежит Великой жене царя Тутанхамона - Анхесенамон - египетской царицы XVIII династии, сестры и главной супруги Тутанхамона, третьей дочери фараона Эхнатона и его жены Нефертити. Родилась около 1354 или 1353 года до н. э.
25.

Носилки для фараона.
26.

Ложе фараона.
27.

Туалет фараона.
28.

Этот зал полностью посвящен одному фараону - Тутанхамону. Невольное восхищение вызывает его позолоченный трон, украшенный драгоценными камнями. На спинке есть изображение фараона и его юной жены.
29.

Изображение на одной из боковых стен сундука. Гид рассказывал, что эту картину многие заказывают, чтобы повесить у себя дома, но я плохой слушатель)) Здесь также изображен Тутанхамон.
30.

Какие чудесные тапочки, действительно, произведение искусства. В них был похоронен Тутанхамон.
31.

Здесь же было два отдельных зала с вещами Тутанхамона, найденными при раскопках. Нам дали 15 минут свободного времени для их изучения. В основном это были золотые статуэтки, посуда и украшения. А самым известным экспонатом является погребальная маска фараона, которая выставлена в музее для всеобщего обозрения, но фотографировать ее запрещено (наверно потому что золотая), хотя вы без проблем найдете фотографии в интернете. Некоторые пытались фотографировать на мобильный и многим это удается. Мне же не повезло с двумя немецкими старухами, которые увидев, что я направляю смартфон в сторону маски, подняли такой крик, что все обернулись, а не только смотрящий, - фашистки, блин, надо было их сфотографировать))

Деревянный бюст мальчика-короля Тутанхамона, найденный в его могиле. Он поднялся на трон в возрасте 9-10 лет в 1333 году до н.э. Это очень интригующий артефакт. Заметили разницу между торсом и головой? По-видимому, это манекен молодого фараона, используемый для пошива одежды. Кажется странным, что это было похоронено с фараоном. Теперь он смотрит на всех проходящих мимо туристов, которым явно намного лучше, чем стоять в этой стеклянной коробке))
32.

А вот такая статуя, ее копия, стояла у нас в отеле Хилтон. Их кстати пара, были найдены в небольшой входной комнате гробницы Тутанхамона в Долине Царей. Похожи они на часовых и были идентифицированы как статуи «Ка» или представления его души или духа. Обе фигуры носят килт с очень серьезной гофрировкой.
33.

Нам дали 15 минут свободного времени еще раз обойти зал Тутанхамона и посетить зал мумий животных. Может здесь где-то был и зал царских мумий? Все наши пошли сначала в зал мумий животных, а потом просто ожидали неподалеку от гида. Или я все-таки что-то прослушала? Хотя гид показывал нам мумию человеческого зародыша, на которого, чтобы увидеть, нужно было присветить фонариком, а фотографировать со вспышкой запрещено. Может это и был зал мумий? Хотя нет, вычитала, что из уважения к умершим, экскурсии здесь не разрешаются. Но хотя бы подвести и сказать "идите туда" гид мог. Сейчас смотрю на схему расположения залов. Зал мумий животных № 53 и зал царских мумий № 56 (на некоторых картах даже не отмечен) расположены по разные стороны, совершенно не рядом. Почему карты в музее не выдают?

В общем, мы попали в зал мумифицированных животных и птиц из различных некрополей Египта. Они свидетельствуют о распространённости анималистических культов в конце языческой эры, когда их приверженцы бальзамировали всё: от быков до мышей и рыб.
35.

36.

37.

38.

Просто забавный элемент))
39.

После мы еще погуляли по второму этажу и позаглядывали на первый. В этом зале похоже проходит реставрация одного из экспонатов. Интересно, это что-то новенькое нашли...
40.

Еще один зал. Экскурсовод рассказывает про украшения, принадлежащие какой-то египетской царице. Не припомню, чтобы мы сюда заходили.
41.

Зал с каменными саркофагами. Здесь мы тоже не были.
42.

Точка встречи с гидом - атриум с видом на центральный вход.
43.

Здесь же расположен зал № 48, посвященный Туйи и Иуйи.
44.

Погребальные маски Туйи и Иуйи. Туйи вместе со своим мужем Иуйи были погребены в Долине царей. Этой небывалой чести они удостоились, потому что были родителями Великой Царской супруги Аменхотепа III фараона 18 династии, а также потому, что занимали высокие посты при Эхнатоне. Погребальная маска Туйи выполнена из холста, штукатурки, золота, алебастра и стекловидного сплава. Ее высота 40 см. Изначально маску покрыли черным покровом, который можно видеть на парике. Погребальная маска Иуйи изготовлена из картонажа и позолоты.
45.

Потом мы очень быстро промчались мимо рядов с саркофагами.
46.

47.

И спустились снова на первый уровень.
48.

Фрагмент стены с рельефами. Но в этой фотографии я запечатлела нашу группу с детьми. Здесь их двое, а вообще у одной семьи было трое маленьких детей. Объясните, зачем таких малышей брать на подобные экскурсии. Я многое не поняла из того, что видела там, а что они поймут и запомнят ли. Да и сами взрослые хоть что-то вспомнят из этой поездки, кроме того, как меняли подгузники, успокаивали ревущих детей и постоянное их кормили и развлекали.
49.

Один из множества рельефных рисунков изображает похоже подношение еды фараону. А если включить фантазию, так вообще можно представить такое себе египетское меню на обед)) К примеру, первый мужчина справа несет горшок, внизу какие-то элементы и птицы - значит это куринный суп; второй несет блюдо, а внизу рыба нарисована - значит жаренная рыбка и т.д.))
50.

Этот экспонат носит название "Сидящий писец" и относится к знаменитым произведениям искусства Древнего Египта. Грамотность была доступна немногим в Древнем Египте. В целом статуя писца придерживается канонических форм, но автор решил отделить руки и торс от каменной глыбы. Чертам лица также приданы личностные характеристики. Взгляд писца устремлен вдаль. Он размышляет. Левой рукой он придерживает папирус, а в правой - палочка для письма. Статую нашли в Саккаре в 1893 году во время проведения археологических раскопок. Сделана она из известняка. Высота - 51 см. Датируется первой половиной Пятой династии (середина XXV века до н.э.).
51.

А эта статуя примечательна своими глазами. Они будто живого человека. Глаза изготовлены из алебастра, хрусталя, черного камня с медным ободком, который имитирует подводку. Это статуя жреца Каапера (Сельский староста). Изготовлена из сикоморы (один из видов рода фикус). Деревянные статуи были распространены в Древнем царстве. Материал более податливый, чем камень, но менее долговечный. Поэтому мало деревянных статуй того времени сохранилось до нашего времени.
52.

Диоритовая статуя Хафра (Хефрена). Это четвёртый фараон Египта из IV династии, строитель второй по величине пирамиды в Гизе, к которой мы скоро отправимся. Кроме того, ему приписывается сооружение Великого Сфинкса (следовательно, его лицо было прототипом изображённого на Сфинксе).
53.

Но больше всего мне понравилось, что египетские школьники приходят в этот музей делать зарисовки экспонатов. И их мы встречали очень часто и много. Вот как надо в музей ходить, а то все на смартфоны фотографируют)) Хотя так многое не покажешь, да и чтобы основное зарисовать, одного дня мало будет)
54.

Девочка делает зарисовку статуи смотрителя пирамид Ниусерра и Нефериркара, которого звали Ти. Это копия статуи, найденной в 1865 году в Саккаре.
55.

Иногда бывают интересны не только экспонаты музеев, но и сами музеи, носящие дух истории в своих каменных стенах.
56.

Сплошные сфинксы.
57.

Этот экспонат гид обошел и не прокомментировал. Но я нашла в интернете, что это голова статуи царицы Хатшепсут, женщины-фараона Нового царства Древнего Египта из XVIII династии. Она считается одним из самых известных египетских правителей наряду с Тутанхамоном, Рамсесом II и Клеопатрой VII. Эта голова статуи была найдена в Дэйр-эль-Бахри в храме, который Хатшепсут построила в период своего правления. Хатшепсут предстает в виде бога Осириса с бородой и короной. Лицо статуи окрашено в красный цвет. Этот цвет использовался только на мужских статуях. Предполагается, что голову украшала двойная корона Белая Верхнего и Красная Нижнего Египта. Чуть выше мы останавливались возле сфинкса с ее лицом.
58.

Вот и всё. Беглое знакомство с историей Египта и поднятие воспоминаний со школьных учебников завершилось. Гид провёл нас мимо торговых рядов на выходе из музея без остановки, забрал у нас аудиогиды, и мы снова сели в автобус для дальнейшей поездки к следующей достопримечательности.
59.

Пока писала статью, нашла информацию по поводу стоимости билета, и таки да, вход стоит для приезжих 60 фунтов, а 120 фунтов - это стоимость входа в зал царских мумий. И вот этого точно не было в программе. Египтяне, блин, одним словом, - вруны, которых свет еще не видывал. Также совершенно не понравилось односторонне общение с гидом по средством аудиогида: звук шипел, гул в музее все-равно был слышен через наушники, а гид нарочно тараторил так, что несмотря на его вроде бы хороший русский, что-либо разобрать было невозможно. Сами представьте, когда тебе все эти незнакомые имена и даты, описанные выше, вкладывают в уши без остановки на фоне общего шума, только и слышишь "Алладин", "Тутанхамон" и всё))

На осмотр музея у нас ушло чуть больше, чем полтора часа, в 11:00 мы были на пути к пирамидам. Этого так мало для такой богатой коллекции. Обойти более, чем 100 залов даже не представляется возможным. Считается, что потребуется несколько лет, чтобы осмотреть все экспонаты Каирского музея. С экскурсией и гидом вы это сделаете намного быстрее, однако самостоятельно выйдет более осознанно, когда будет время не только сфотографировать экспонат, но и почитать таблички, и рассмотреть детали. Я смогла осознать, где была и что видела, только сейчас, когда занялась выбором фото и поискам описаний к ним. Надеюсь, кому-то поможет моя заметка заранее ознакомится с музеем и не совершить моих ошибок.

Два человека, которым мир обязан созданием Каирского музея , сохранившего творения великих мастеров древности, никогда не встречались. Один из них - Мохаммед Али , правитель Египта первой половины ХIХ века, албанец по происхождению, обучившийся грамоте уже в достаточно зрелом возрасте, в 1835 своим декретом запретил вывоз древних памятников из страны без специального разрешения правительства. Другой - француз Огюст Мариетт , который в 1850 прибыл пароходом в Александрию с намерением приобрести коптские и сирийские церковные рукописи, не зная, что незадолго до этого коптский патриарх запретил вывоз этих раритетов из страны.

Египет покорил Мариетта, магнетизм древних образов полностью овладел им, и он начал раскопки в Саккаре. Неожиданные открытия настолько поглотили его, что Мариетт забывает о первоначальной цели своей поездки, однако он прекрасно осознает, что все добытые с таким трудом артефакты должны быть сохранены для современников и потомков. Для этого нужно контролировать проводимые раскопки и найти место для хранения и экспозиции найденного. Так родились существующие по сей день Служба древностей Египта и Каирский музей , которые Мариетт возглавил в 1858.

Первое здание музея располагалось в квартале Булак, на берегу Нила , в доме, где поселился Мариетт со своей семьей. Там он открыл четыре зала экспозиции египетских древностей. Количество ценных находок, в том числе и золотых ювелирных изделий, постоянно росло. Для их размещения было необходимо новое здание, но, как всегда, возникли финансовые трудности. Несмотря на огромные усилия Мариетта, который питал беззаветную любовь к Египту, его целеустремленность и дипломатию, решить этот вопрос не получалось, а старому зданию угрожали ежегодные разливы Нила. Мариетт снискал любовь и уважение правителей Египта, он был приглашен на торжественную церемонию открытия Суэцкого канала, написал историю, которая легла в основу либретто известной оперы «Аида», удостоился титула «паша», но до самой смерти так и не увидел нового здания.

Мариетт умер в 1881, саркофаг с его телом похоронили в саду музея Булак. Через десять лет коллекция переедет в Гизу, в старую резиденцию хедива Исмаила, саркофаг Мариетта последует туда же, и только в 1902 сбудется наконец его мечта о создании музея в центре столицы - Каире . Здание было построено на площади Эль-Тахрир по проекту французского архитектора. В саду нового музея Мариетт обретет свое последнее пристанище, над его мраморным саркофагом, расположенным с левой стороны от входа, поднимется его бронзовая статуя во весь рост, в традиционном египетском костюме конца XIX века, в османской феске на голове. Вокруг - бюсты крупнейших египтологов мира, среди них - скульптурный портрет выдающегося русского ученого начала ХХ века В. С. Голенищева. В саду выставлены и находки Мариетта - сфинкс Тутмоса III из красного гранита, обелиск Рамсеса II и другие произведения монументального искусства. Огромный вестибюль, около ста залов, расположенных на двух этажах, сто пятьдесят тысяч экспонатов и тридцать тысяч предметов в запасниках, охватывающих пяти тысячелетнюю историю Древнего Египта, - вот что представляет собой Каирский музей.

Его коллекция уникальна. Переходя из зала в зал, посетитель совершает незабываемое путешествие в загадочный мир древней цивилизации, колыбели человеческой культуры, поражающей изобилием и великолепием своих рукотворных деяний. Экспонаты расположены по тематическому и хронологическому принципу. На первом этаже - шедевры каменной скульптуры из известняка, базальта, гранита начиная с додинастического и до грека- римского времени. Среди них - знаменитая статуя фараона Хафра , строителя второй по величине пирамиды в Гизе, сделанная из темно-зеленого диорита со светлыми прожилками, скульптурная композиция фараона Микерина, показанного в окружении богинь.


Поражает своей красотой и тонкостью исполнения скульптурная группа супружеской пары царевича Рахотепа и его жены Нофрет из раскрашенного известняка. Удивительна деревянная статуя Каапера, получившая название «Сельский староста»: в момент находки рабочие Мариетта были поражены сходством черт статуи с лицом старосты их села.

Отдельный зал посвящен сокровищам царицы Хетепхерес, матери фараона Хеопса, построившего самую знаменитую пирамиду. Среди них - кресло, огромное ложе, носилки, покрытые листовым золотом, шкатулка, украшенная инкрустацией из камней в виде крыльев бабочки, с двадцатью серебряными браслетами. Здесь же - массивные саркофаги различных эпох из красного и черного гранита, лодки фараонов из ценных пород дерева, гранитные сфинксы фараонов. В отдельном зале - колоссы фараона-еретика Эхнатона и статуи его жены Нефертити, с известностью и красотой которой может соперничать разве что Джоконда Леонардо да Винчи. Вот далеко не полный перечень того, что может увидеть посетитель на первом этаже экспозиции.

Несомненный шедевр коллекции - сокровища Тутанхамона, ставшие сенсацией начала ХХ века. Поражает даже не обилие золота, хотя одна лишь маска Тутанхамона весит одиннадцать килограммов, а высочайшее качество ювелирной работы с благородным металлом, драгоценными камнями и ценнейшими породами дерева. Украшения Тутанхамона, в числе которых широкие золотые ожерелья, инкрустированные бирюзой, лапис-лазуритом и кораллом, массивные серьги, пекторали с мифологическими сюжетами, не имеют равных. Мебель выполнена с особым изяществом, даже огромные обитые золотом ковчеги, внутрь которых ставили саркофаг, восхищают тонкостью своего исполнения. Полна лиризма сцена на спинке кресла Тутанхамона, показывающая любящую чету юных правителей огромной страны.

Обилие уникальных предметов искусства, источающих удивительную энергетику образов, уже с момента открытия гробницы порождало множество загадок, фантазий и легенд. Рентгенографический анализ мумии Тутанхамона, проведенный совсем недавно, показал несомненное родство с фараоном-реформатором Эхнатоном, который был его отцом. Установлена и причина смерти Тутанхамона - падение с колесницы во время охоты, в результате чего был получен открытый перелом коленной чашечки и случилась вспышка вируса малярии в организме. Даже при высоком уровне развития древнеегипетской медицины спасти фараона не удалось, он умер в возрасте 18 лет.

Тех, кто после осмотра коллекции Тутанхамона, решится зайти в соседний зал, где хранятся сокровища фараонов от XXI египетской династии (XI-X века до н. э.) до римского времени ожидает еще одно чудо. Если коллекции Тутанхамона было суждено объехать полмира, восхищая людей разных возрастов и национальностей, то золотые и серебряные изделия, найденные в Танисе, известны гораздо меньше. Самыми впечатляющими являются сокровища из погребения фараона Псусеннеса I, правившего в 1045-994 до н. э. И его приближенных. Среди шедевров ювелирного искусства - широкие ожерелья с подвесками и пекторали из золота, инкрустированные сердоликом, лазуритом, зеленым полевым шпатом, яшмой.

Бесценны чаши из серебра и электрума в виде цветка или с цветочными мотивами, найденные в гробнице Унджедбауенджеда, полководца Псусеннеса I, сосуды для ритуальных возлияний, золотые статуэтки богинь, золотые погребальные маски фараонов. Уникальны два саркофага из серебра, которое особенно ценилось в Египте, ибо золота у фараона, по свидетельству правителей соседних стран, было столько же, сколько песка под ногами, серебряных же изделий - единицы. Один саркофаг длиной 185 сантиметров принадлежит Псусеннесу I . Маска фараона декорирована золотом, придающим объем и изящество его лицу. В другом, покоился фараон Шешонк II. Длина его саркофага 190 сантиметров, на месте погребальной маски - голова божественного сокола.


В отдельном зале, где поддерживаются специальная температура и влажность, хранятся мумии многих известных фараонов Египта. Они были найдены в некрополе Курны в 1871 братьями Абд эль-Расул, которые в течение многих лет хранили тайну своей находки и наживались на торговле сокровищами. Время от времени под покровом ночи их вытаскивали из тайника и сбывали на черном рынке. Прекратить грабеж помогла ссора между братьями из- за дележа добычи. Мумии, тщательно спрятанные жрецами, спустя тысячелетия были подняты на поверхность и срочно погружены на корабль, который взял курс на север, чтобы доставить находки в Каирский музей. На всем пути следования корабля по обоим берегам Нила стояли жители окрестных деревень. Мужчины палили из ружей, салютуя своим знаменитым предкам, а женщины, как будто сошедшие с древнеегипетских рельефов и папирусов, с непокрытыми головами и распущенными волосами оплакивали мумии, провожая их к погребению, точно так же, как это делали в Египте много веков назад.

В середине III тысячелетия до н.э. на стенах пирамид фараонов были начертаны слова: «О фараон, ты не ушел мертвым, ты ушел живым» . Автор этого текста даже не подозревал, какое продолжение жизни ждет владельцев пирамид и гробниц. И хотя имена тех, кто строил, ваял и творил для своих фараонов, исчезли в водовороте истории, дух Древнего Египта витает в стенах Каирского музея. Здесь ощущается великая духовная сила древней цивилизации, любовь к своей стране, феномен непохожего ни на какие другие культуры государства.