Если только для себя то зачем ты. Задачи слайд Продолжить знакомство с ранним творчеством М


Романтизм в творчестве М.Горького.

Анализ рассказа "Старуха Изергиль"

Цели

1. Развитие мыслительных способностей учащихся.

2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения.

3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.

Задачи слайд

    Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького;

    Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;

    Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;

    Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

Ход урока.

«Если только для себя, то зачем ты?» слайд

I. Организационный момент

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

II. Основная часть

1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.

Приём корзинка « - Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.»

Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Слайд

2 . Романтизмом окутано всё произведение. Романтические герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

Какие природные образы вы могли бы выделить? (Море, небо, ветер, тучи, луна);

Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (Эпитеты, олицетворение, метафору);

Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

Каково композиционное решение рассказа?

Слайд

Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

4 . Анализ легенды о Ларре. Слайд

    Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь)

    Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла?

    Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут?

    В чем суть конфликта людей и Ларры?

    «Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!»

    Слайд Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

    В чем трагедия бессмертия Ларры?

5. Анализ легенды о Данко. Слайд

    Портретная характеристика, детали и их функции.

    Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?

    Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном и том же значении употреблен эпитет или нет?

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Таблица 1

В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

Презирает людей, относится к

помочь им

ним высокомерно, не считается

2. Толпа - герой

конфликт

конфликт

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

подавить гордыню

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей

Берет от жизни и людей все, но

жизнью ради спасения людей

ничего не отдает взамен

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма,

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям,

Зло, преступление

добрые поступки

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,

Антиидеал, осуждает его

смелость, подвиг ради любви к

поступки, античеловеческую

сущность

7. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным). Слайд

Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль. Слайд

Учащиеся самостоятельно отмечают, проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

Слайд

III. Вывод по уроку. Подведение итогов урока.

Слайд Возвращаемся к задачам занятия

Домашнее задание Слайд

IV. Домашнее задание:

    Чтение пьесы

    Рассмотреть историю создания пьесы А М Горького “На дне”; жанр произведения, конфликт.

Т.Н.Толмачева

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №17»

г. Губкин

Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция.

Цели :

    Выявление художественной идеи легенд о Данко и Ларре, мифологических источников легенд, особенностей поэтики. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, учебником, таблицами и терминами.

    Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения.

    Формирование у учащихся нравственных качеств личности, гуманистических взглядов и убеждений.

Задачи:

    Продолжить знакомство с творчеством М. Горького;

    Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;

    Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;

    Рассмотреть отличительные признаки неоромантизма на примере изучаемого произведения.

Оборудование :

Эпиграфы к уроку:

(Древняя мудрость)

Ход урока

    Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенд.

Тема урока: « Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция».

С произведением М. Горького вы уже познакомились дома. Сегодня мы попытаемся разобраться в его особенностях. Давайте вместе обозначим задачи урока.

Учитель. Одним из важнейших вопросов в творчестве М. Горького является вопрос: «Что есть человек?» В своих первых рассказах писатель внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и в качестве заглавий для некоторых произведений берет имена героев-рассказчиков.

На раннем этапе творчества Горького интересует не столько характер, личность, как проявление индивидуального в человеке, сколько некая универсальное понятие человеческой природы, познать которую стремится писатель. Таким образом, свои первые произведения Горький создает как бы под знаком собирания воистину человеческого. Стремясь создавать жизненные ориентиры, Горький во многих ранних рассказах активно использует мифологические, в том числе библейские образы, мотивы, понятия.

Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Проблемой нашего урока будет вопрос: « Что есть человек по Горькому?»

Эпиграфом к нашему уроку, на мой взгляд, подойдут такие слова: «Если только для себя, то зачем ты?»

Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизма, назовите его отличительные особенности.

Примечание:

Романтизм художественный метод , сложившийся в начале XIX века в Германии. Для романтизма характерны особый интерес

к личности, её отношение к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального, «двоемирие».

Назовите отличительные черты романтизма в рассказе.

II. Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы.

1. Какова композиция рассказа? (Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль», «Легенда о Данко». Все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).

2. Какой приём лежит в основе построения рассказа? (Приём антитезы: легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей – Данко и Ларры).

3. Являются ли они необыкновенными личностями? (Данко и Ларра – личности исключительные. Данко – воплощение идеального типа, «Прометея», заявлен автором как «лучший из всех», а в описании Ларры присутствуют эпитеты, более подходящие для описания животного: «ловок», «хищен», «жесток», «эгоистичен».)

4 . Анализ легенды о Ларре

    Кто является главным героем первой легенды?

    Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

    Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле)

    Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, эгоизм, себялюбие)

    Чем отличается гордость от гордыни?

Примечание:

Гордость чувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордыня н епомерная гордость, чрезмерное высокое мнение о себе.

    Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры.

    К чему приводит эгоизм героя? (к преступлению)

    Работа в группах. Инсценировка эпизода «Суд над Ларрой» и его анализ.

Ребята, а сейчас мы посмотрим сцену суда над Ларрой, которую подготовила 1-я творческая группа. Это было их домашним заданием.

    Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

    Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого?

    А теперь обратимся к тексту и найдем ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания. В этом нам помогут текстологи, готовившие это задание дома. (…Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и всё искал чего-то на своей груди, хватаясь за неё руками… И снова он упал на землю и долго бился головой об неё. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы… В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…)

    Вот такая жизнь для героя. Это наказание или свобода? (Да, это страшное наказание. Ларра обречен на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Лару того, ради чего, по его мнению, стоило жить – права жить по собственному закону.)

    Каково отношение автора к Ларре? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал).

    Давайте вспомним страницы Библии и ответим на вопрос: кто из известных героев был подвержен подобному наказанию? Мы обратимся за помощью к мифологам из 3-ей творческой группы.

Мифологи: Нам кажется, что такому же наказанию подвергается сын Адама и Евы Каин, который совершает грех братоубийства, за что наказан одиночеством .

« И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.»

    На примере Ларры Горький представил нам антиидеал героя. А кто же является выразителем идеалистического представления о человеке?

6. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой М.Горького о Данко. И снова обратимся к мифологам.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону»

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер. [ 1: II ,3–18]

б) Какие фрагменты легенды о Данко соответствуют библейскому сказанию? Своими открытиями с нами поделятся ребята из группы исследователей, которые готовили ответ дома.

В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру во спасение).

Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории ? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко, испытывая любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

    Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (Огромная любовь к людям, желание помочь им, готовность принести себя в жертву ради спасения других.)

    Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии.)

    Как складываются отношения между Данко и толпой? Обратимся снова к текстологам.

Работа с текстом. (Сначала люди «посмотрели и увидали, что он лучший из всех». . Народ верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они «стали роптать на Данко» , так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. «Люди в гневе обрушились на Данко» потому что они устали, обессилели, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко «вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло». Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы также лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

    Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

7 . Самостоятельная работа. Учащиеся сопоставляют образы Данко и Ларры, заполняя графы таблицы. По окончании работы – самопроверка таблицы. (Примерный вариант проецируется на экран).

Таблица

Образы Данко и Ларры в рассказе М. Горького

Критерии

Данко

Ларра

1) Отношение

к людям

«Он любил людей и думал, что…без него они погибнут»

Презрительно-высокомерное («…кроме себя, не видит ничего… У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого»)

2) Толпа - герой

«Дружно пошли все за ним – верили в него» «…в злобе и гневе обрушились на Данко… и стали упрекать его в неумении управлять ими…»

Открытое противостояние («А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше…»)

3) Отличительная черта характера

Альтруизм

Чрезмерная гордость, полная свобода действий

4) Отношение к жизни

Кто ничего не делает, с тем ничего не станется.

«У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого…И вот он стал жить, вольный, как птица.»

5) Легенда и современность

Что имеется ввиду?

Актуальность образа?

6) Поступки, совершаемые героями

Подвиг, саможертвование жизнью во имя спасения людей («разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце…»)

Преступление, убийство той, что отвергла сына орла

«гордый смельчак Данко», великое горящее сердце Данко.

«Красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». «Он был ловок, хищен, силён, жесток… И нет ему места среди людей.»

    Вернемся к проблемному вопросу урока: «Что есть человек по Горькому?»

    А как вы понимаете слова эпиграфа к уроку: «Если только для себя, то зачем ты?»

8. Рефлексия

  • Подвиг Данко – это великий поступок, он останется примером и ориентиром для всех нас. И пусть свет его сердца не затухнет никогда.

На память о нашем уроке – эти символические сердечки.

И в знак того, что мы вместе пришли к единому мнению о сущности поднятого вопроса, о том, каким должен быть человек в жизни, давайте зажжём и поднимем наши символические сердца.

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем: «Можно ли назвать Данко героем?», «Какого человека можно назвать красивым?», «Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?»

ЛИТЕРАТУРА

    Библия. – М.: Российское Библейское Общество, 1992.

    Горький, М. Избранные сочинения. – М. : «Художественная литература», 19 86 .

    Ожегов, С.И. и Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.

    Соловьева, Ф.Е. Уроки литературы. – М.: «Русское слово», 2011.

    slovar.lib.ru

Цели

1. Развитие мыслительных способностей учащихся.

2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения.

3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, взглядов и убеждений.

Задачи слайд

1. Продолжить знакомство с ранним творчеством М. Горького;

2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;

3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;

4. Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

Ход урока.

«Если только для себя, то зачем ты?» слайд

I. Организационный момент

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.

II. Основная часть

1. Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер.

Приём корзинка « - Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизму, назовите его отличительные особенности.»

Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Слайд

2 . Романтизмом окутано всё произведение. Романтические герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом). Беседа по вопросам:


В какое время суток происходят события в рассказе? Почему? (Старуха Изергиль рассказывает легенды ночью. Ночь – это самое таинственное, романтическое время суток);

Какие природные образы вы могли бы выделить? (Море, небо, ветер, тучи, луна);

Какие художественные средства использовал автор в изображении природы? (Эпитеты, олицетворение, метафору);

Почему именно таким показан пейзаж в рассказе? (Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Но природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском, ночном, таинственном, может реализовать себя героиня, рассказывающая легенды о Ларре и Данко.

3. Композиция рассказа “Старуха Изергиль”.

Каково композиционное решение рассказа?

Слайд

Как вы считаете, с какой целью писатель использовал такой прием в рассказе? (В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа).

Сколько частей в композиции вы могли бы выделить? (Три части: 1 часть – легенда о Ларре; 2 часть – история жизни и любви Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

4 . Анализ легенды о Ларре. Слайд

Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь)

Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла?

Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут?

В чем суть конфликта людей и Ларры?

«Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!»

Слайд Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

5. Анализ легенды о Данко. Слайд

Портретная характеристика, детали и их функции.

Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?

Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном и том же значении употреблен эпитет или нет?

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко. Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.


Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

б) Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь к людям, желание помочь им)

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

6. После анализа легенды о Ларре и Данко самостоятельная работа учащихся. Учащиеся сопоставляют Данко и Ларру, выводы записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Таблица 1

В результате работы учащихся с таблицей может получиться следующее:

Сопоставление образов Данко и Ларры

Критерии

Данко

Ларра

1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

Презирает людей, относится к

помочь им

ним высокомерно, не считается

2. Толпа - герой

конфликт

конфликт

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

подавить гордыню

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей

Берет от жизни и людей все, но

жизнью ради спасения людей

ничего не отдает взамен

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма,

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям,

Зло, преступление

добрые поступки

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,

Антиидеал, осуждает его

смелость, подвиг ради любви к

поступки, античеловеческую

сущность

7. Но рассказ называется “Старуха Изергиль”. Как вы думаете, почему именно так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной героиней рассказа является все-таки старуха Изергиль, а легенда нужна для того, чтобы понять ее характер, понять, что для нее является важным, главным). Слайд

Легенды обрамляют историю жизни и любви старухи Изергиль. Слайд

Учащиеся самостоятельно отмечают, проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха Изергиль относит себя к Данко, так как считает, что смыслом ее жизни была любовь)

Как вы считаете, почему именно к Ларре относит Горький старуху Изергиль? (ее любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив человека, она сразу же забыла о нем)

Слайд

III. Вывод по уроку. Подведение итогов урока.

Слайд Возвращаемся к задачам занятия

Домашнее задание Слайд

IV. Домашнее задание:

Чтение пьесы Рассмотреть историю создания пьесы А М Горького “На дне”; жанр произведения, конфликт.

  • Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;

  • Рассмотреть отличительные признаки романтизма на изучаемом произведении.

  • «Если только для себя, то зачем ты?»

    М. Горький

    Романтизм

    Возник в начале IX века и постепенно был вытеснен реализмом.

    Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

    Композиция рассказа

    «Старуха Изергиль»

    Первая часть – легенда о Ларре

    Вторая часть – Жизнь Изергиль

    Третья часть – Легенда о Данко

    Легенда о Ларре


    • Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь)

    • Важно ли, что Ларра – сын женщины и орла?

    • Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут?

    • В чем суть конфликта людей и Ларры?

    • «Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Прокомментируйте с точки зрения смысла легенды, с точки зрения горьковского ницшеанства.

    • В чем трагедия бессмертия Ларры?


    Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.

    Гордость –
    • Чувство собственного достоинства, самоуважения.

    • Высоко мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.

    Гордыня - непомерная гордость.

    Легенда о Данко


    • Портретная характеристика, детали и их функции.

    • Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?

    • Изергиль называет «гордым» и Ларру, и Данко. В одном и том же значении употреблен эпитет или нет?


    Жизнь Изергиль



    Если ты только для себя, то зачем ты?

    Интервью с Эдуардом Георгиевским

    Окончил Московский медицинский институт. С 1966 по 1970 год работал врачом на острове Сахалин, а затем тридцать пять лет в Тульской областной больнице. Заслуженный врач РФ. Автор нескольких поэтических и прозаических сборников.

    Публиковался в альманахах «Тула», «День тульской поэзии», в сборнике «Иван-озеро», в межрегиональном литературно-художественном и публицистическом журнале «Приокские зори». Основатель, составитель и главный редактор литературного альманаха «На крыльях Пегаса». Награжден медалью «100 лет со дня рождения Мусы Джалиля». Член Союза писателей России и Международного сообщества писательских союзов

    Эдуард Павлович, во-первых, разрешите поздравить Вас с юбилеем и пожелать Вам крепкого здоровья, семейного благополучия и творческих успехов. За Вашими плечами большая жизнь. Что более всего в ней запомнилось?

    — Спасибо за поздравление, за память обо мне, ведь прошло немало времени с того первого интервью. Моя память хранит, как мне кажется, много интересного, всего и не скажешь в коротком интервью. Но более всего мне помнится начало моей деятельности как врача в городе Углегорске Сахалинской области, куда я был направлен после окончания 1-го Московского мединститута в 1966 году. Правильно было бы сказать не «направлен», а прибыл по собственному желанию, т.к. природа острова Сахалин давно меня как туриста привлекала. Я добился направления. Помню свое первое дежурство в больнице, своего первого больного, которого удалось спасти. Кстати говоря, этот «сахалинский» период описан в моей автобиографической повести «Своя стезя», которая вышла с дополнительным тиражом в 200 экз. в 2012 году. В памяти остались события, которые нельзя забыть,— это присвоение звания «Заслуженный врач РФ» и вручение билета члена Союза писателей России. Ну и, конечно, моя первая книга стихов « Мне по душе невиданный простор».

    Вы всю жизнь служили медицине и литературе. А вставал ли когда вопрос: Быть или не быть? То есть, служить или не служить? И довольны ли Вы тем, что сделали как в медицине, так и в литературе?

    — Просто работать за деньги легко человека научить — в институтах можно подготовить достаточно грамотных специалистов, будь то учитель, инженер или врач. Для того и существуют в обществе, государстве высшие учебные заведения. Но мне думается, что становятся лучшими те, кто нашел себя в каком — либо деле, т.е. пошел учиться по велению души и сердца, одним словом, по призванию. Правда, известно немало случаев, когда человек окончил один институт или даже два, становится в жизни совсем другим специалистом в прямом смысле этого слова. Я это объясняю тем, что природа человека берет свое, и это я называю счастьем, когда человек с гордостью говорит, что это дело — «мое». А на вторую часть вопроса я ответил выше.

    В прошлом нашем с Вами интервью Вы говорили, цитирую: — Мое глубокое убеждение, что недалеко то время, когда люди будут страдать от накопленного богатства. Быть богатым станет не модным. И тогда на первое место опять выйдет духовное развитие личности. Сейчас духовность оттеснена. Думаю, временно. Она опять восторжествует. Вот тогда и появятся новые отечественные гиганты мысли и слова. Прошло пять лет, изменилось ли Ваше мнение по этому вопросу?

    — Наоборот, еще более укрепилось. Вы посмотрите, в какое время мы живем. И в каком обществе. В обществе потребления. Это означает, что на первом месте еда и одежда, а духовное развитие — не обязательно. Откуда берутся бездушные люди, становится понятным. Еще когда Максим Горький говорил: «Если ты не за себя, то кто за тебя?…» Этим самым он подчеркивал, что личность должна быть самостоятельной. Но далее он продолжал: «Но если ты только за себя, то зачем ты?». А этим он подчеркивал социальную значимость личности, которая, понятно, не должна быть эгоистом, а должна вмещать в себя сопереживание, сострадание, сочувствие и т.д., т.е. личность — это когда человек одухотворенный. Отсюда слова — оценки: душевный человек, добрый человек, душа-человек.

    Вы не один год являетесь заместителем руководителя литературного объединения «Пегас». В 2016 году, кстати, в Год литературы, тульские писатели лишились своего здания — Дома творчества на Каминского, в котором Вы не один год проводили занятия с пегасовцами. Как сегодня обстоят дела, занятия проводятся?

    — Более 3 мес. назад из писательской организации было направлено письмо министру культуры Тульской области с просьбой предложить помещение для дальнейшего существования областного литературного объединения «Пегас» при писательской организации. До сих пор никакого ответа не получено. Я думаю, что не случайно министерство культуры и образования было переименовано в министерство культуры и туризма. Дело в том, что все усилия это министерство тратит на развитие туризма. Дело нужное, но зачем же культуру забывать. Кстати говоря, слово «культура» первоначально означало «воспитание», но потом трансформировалось в «образование». Так зачем же о нем забывать. Разве работа министерства заключается только в том, чтобы разъезжать по районам области и вручать почетные грамоты и благодарственные письма? Постепенное вымывание духовности и культуры — это прямой путь к вырождению нации и государства. Тот факт, что писательская организация и областное литературное объединение «Пегас» при ней лишились Дома творчества да еще в Год литературы, говорит о том, что министерству на все наплевать. Иначе сказать нельзя.

    Недавно вышел очередной номер альманаха «Пегас». Вы его бессменный руководитель и составитель. Но ведь эта работа отнимает много времени, за которое Вы, может быть, написали бы новую повесть или прекрасные стихи. Вам времени не жалко?

    — Жалко, конечно. Я все никак не начну вторую книгу повести «Своя стезя». Первая книга была, проще говоря, про медицину, а вторая — по моему замыслу — про литературу. Судьба распорядилась так, что я существовал в одной ипостаси (врач), а сейчас существую в другой — как писатель. Однако наш альманах «На крыльях «Пегаса» и «Пегасик» как приложение к нему — тоже интересная работа для меня как главного редактора. Ведь через меня проходят рукописи 35—40 авторов каждого номера. Я читаю их тексты, иногда правлю их с согласия автора. Эта работа мне многое дает. Подход дифференцированный — кому-то надо помочь, кого-то покритиковать. Как правило, мы находим консенсус. Ведь главная задача этих изданий — популяризация творчества членов областного литературного объединения «Пегас» при тульской писательской организации.

    В наше сегодняшнее коммерческое время каждый желающий может за свой счет издать книги, а затем требовать приема в Союз писателей. Не кажется ли Вам, что сегодня в литературе торжество тех, кто хочет быть писателем, а не тех, кто может?

    — В наше время можно напечатать за свой счет сколько угодно и чего угодно. Все-таки я глубоко верю, что правда всегда побеждает ложь. Правда, на это уходит иногда много времени, но как иначе. Правдой, верой жив человек. Как говорит русская пословица, «Шила в мешке не утаишь». Рано или поздно (вот, что значит фактор времени!) становится известно, кто есть кто. Так называемые «успешные» писатели, чьи книги выходят тиражом 40—50 тысяч экземпляров, все это — пена, которую унесет ветер или она сама канет в Лету. Все-таки классика есть классика, а все эти «фэнтези» не что иное, как забавное чтиво, но не литература. Задача истиной литературы — воспитывать (а в последующем и подпитывать) в человеке чувства добра и справедливости, наполнять душу светлыми мыслями, оптимизмом, верой в светлое будущее. В Союз писателей приходят люди добровольно, по зову души и сердца, кто считает это делом всей своей жизни, люди безусловно творческие, в ком зажглась искра Божия. Вот они и являются движущей силой, а «временщики» или становятся графоманами, или «исписываются».

    Сейчас в литературных СМИ часто поднимается вопрос о смене руководителя Союза писателей России. Многие тульские писатели говорят, что сегодня и в Туле назрела такая же необходимость. Кто сегодня, на Ваш взгляд, должен возглавить писательское сообщество — гений слова, человек с писательским именем, или человек, скажем так, в литературе малоталантливый, но закулисный вдохновитель и организатор литературного процесса?

    — Безусловно, ротация кадров — это естественный процесс. Не надо только ломать через колено. Что касается нашей писательской организации, то откровенно скажу, что если бы не Пахомов Виктор Федорович, писатель широко известный в России, то наша организация давно бы самораспустилась в период с лихих девяностых до наших дней. Несмотря на трудности, Пахомов В. Ф. сумел не только сохранить писательскую организацию, но и преумножить ее работоспособность. За 20 с лишним лет было написано много новых книг поэтами и прозаиками, проводились встречи писателей со студентами, военнослужащими, были выезды в районы области для встреч с читателями и т.д., т.п. И все это в критическое для страны время и на общественных началах. Я хорошо помню, что для того, чтобы поощрить меня за активную работу в писательской организации мне приходилось самому покупать бланк Почетной грамоты, из собственных средств оплачивался телефон — таково было безденежье организации. А нужного внимания со стороны администрации области как не было, так и нет до сего времени. В этой связи хочется повториться, что даже в Год литературы писатели лишились своего Дома творчества. Спрашивается: «За что?». На мой взгляд, в нашей стране идет ползучий процесс вымывания духовности, расползается деятельность так называемой «мягкой силы». Наше гражданское общество еще не созрело. Если к этому добавить то время, в котором мы живем, то получается, что нынче в «моде» преуспевающие. Есть действительно преуспевающие, но они любят свою родину, и ими гордится она. А есть люди, которым хочется «порулить». Как правило, все они администраторы с билетом члена Союза писателей в кармане. Во времена Толстого, Тургенева и других не было никаких союзов писателей. Но были гении от матушки — природы. И они стали классикой, примером для подражания. А сейчас все хотят руководить, стать чиновниками. Именно чинуши не дают свободно дышать в России. Руководителем организации писателей должен быть человек с литературным именем и большим опытом общения с писателями. Его задача — передать накопленный опыт молодым писателям, подготовить достойную замену себе. Он должен определить кандидата на руководителя и предложить его писательской организации, но ни в коем случае не навязывание сверху. Все решает собрание — высший руководящий орган. Это и есть настоящая ротация, так сохраняется преемственность, так сохраняется писательская организация.

    В одном из интервью Вы говорили: — Какое время, такие и песни. Сегодня одни ругают наше время, а другие восхваляют. Вы с кем — с первыми или вторыми?

    — Мне думается, что наше время это своеобразный переходный период. Фифти-фифти: много позитива и не меньше негатива. Идет атака на классический добротный консерватизм по всем фронтам литературы и искусства. Хочется чего-то новенького, а чего — никто определенно не знает. Пробуются какие-то варианты, которые, оказывается, не годятся, тогда выдвигаются новые и т.д. Это какой-то период экспериментов, который отодвигает здоровый консерватизм все дальше и дальше от человека. К чему приведет этот переходный период, никто не может сказать. На мой взгляд, мы опять вернемся к классике, жаль только потерянного времени. Во главе угла деятельности писателя всегда был человек с его сильными сторонами и слабостями. Сильных людей восхваляют, слабых поддерживают. Это так всегда было на Руси. Но если человека еще обижает и власть, особенно на местах, то писатель становится на сторону обиженного, но это нельзя назвать противостоянием. В демократическом обществе справедливая, здоровая критика должна приветствоваться, поддерживаться, а иначе как быть в гуще народа, для чего тогда Народный фронт.

    Над чем сейчас работаете?

    — В моих планах в этом году издать альбом песен с нотами на мои стихи под названием «От сердца к сердцу - 2», выпустить очередной диск песен на мои стихи и, наконец, написать несколько глав второй книги повести «Своя стезя».

    Чтобы Вы, Эдуард Павлович, пожелали молодому поколению?

    Молодым везде у нас дорога. Только надо правильно выбрать дорогу, свою стезю. Пусть каждый идет своей дорогой, не забывая при этом слова А. М. Горького, повторюсь: «Если ты не за себя, то кто за тебя? Но если ты только за себя, то зачем ты?»

    Геннадий Маркин,

    член Союза писателей России,

    г. Щекино