Фильмы эльдара рязанова, которые стыдно не знать. Самые яркие цитаты эльдара рязанова и героев его фильмов Кадр из фильма "Служебный роман"


Как и должно быть у великого комедиографа, фильмы Эльдара Рязанова столь же смешные, сколько и грустные. Неслучайно собственные книги о кино режиссер так и озаглавил: «Грустное лицо комедии» и «Смешные невеселые истории». Через юмор и лирику режиссер идет к драме и даже трагедии. В образах чудаковатых персонажей его фильмов просматриваются итоги вечных конфликтов внутреннего и внешнего мира, а комичные завязки приводят героев то к необходимости пересмотра ценностей, то к риторическим вопросам о жизни. Что любопытно, комедиографом Рязанов стал едва ли не вопреки своей воле - классик юмористического жанра сталинского образца Иван Пырьев буквально заставил (и то лишь с четвертой попытки) молодого постановщика взяться за «Карнавальную ночь». Правда, вряд ли Пырьев, чьи герои не знали уныния, мог предположить, что его «наследник» добавит в жизнеутверждающий жанр нотки интеллигентской меланхолии.

Однако фильмы Рязанова - это не только комедии, но еще и сказки. Режиссера справедливо называют «творцом советского фольклора». Вместе с постоянным соавтором, сценаристом Эмилем Брагинским, Рязанов регулярно брал истории и образы из жизни, затем придавал им форму устойчивых сюжетов и, наконец, щедро украшал элементами романтики и лиризма (пространство действия поэтизируется, а героев обязательно ждет хэппи-энд). Благодаря такому подходу на стыке реальности и вымысла в кинематографе Рязанова отражались узнаваемые советские и российские архетипы: интеллигенты, мелкие служащие, бюрократы, бомжи, «новые русские». Обыденная действительность в фильмах режиссера узнаваема и в то же время идеализирована, и в этом, вероятно, и заключается причина постоянной востребованности его картин у самого широкого зрителя.

Эксцентрика и социальная сатира


Взаимосвязанные комедийные стихии, присутствующие во всех фильмах Рязанова, - это эксцентрика и сатира. Режиссер регулярно обращался к пародийному изображению реальности, стремясь таким образом высмеять существующие порядки. Экстентричен Игорь Ильинский в «Карнавальной ночи», который создает карикатурный образ бюрократа и высмеивает тем самым тенденцию мелочной регламентации государством общественной жизни. Гротескна завязка « » - герой оказывается в такой же квартире, как и его собственная, только в другом городе. При этом социально-политическая критика тоже очевидна - сатира на советские традиции градостроительства и в целом формальное, пренебрежительное отношение государства к человеку. В «Гараже» довольно условная перипетия служит поводом для реконструкции схемы работы тоталитаризма, где комфортные условия существования одних неотделимы от ущемления других. Нельзя, однако, не отметить, что лучшие работы Рязанова - те, где эксцентрика не обострена до крайности, а социальная сатира выражена не буквальным, а эзоповым языком. Начиная с «Забытой мелодии для флейты», эти элементы выражаются более ярко. Итог всем известен - с появлением такого крена лучшие фильмы режиссера остались позади.

Гуманизация: маленькие люди и эффект отождествления


Эльдару Рязанову удалось гуманизировать советский кинематограф. Идя вразрез пафосной героической традиции революционного авангарда и сталинского академизма, режиссер вернул на экраны «маленького человека» в лице романтичных бедолаг, скромных служащих, незадачливых интеллигентов и современных Дон Кихотов. Обращаясь к канонам, сложившимся еще благодаря Пушкину и Гоголю, Рязанов из картины в картину лепил портрет человека невысокого социального положения, ничем с виду не выдающегося, но доброго, по-своему обаятельного и заслуживающего собственной доли счастья. Как итог, в то время, как одна часть многомиллионной рязановской аудитории могла ассоциировать себя с героями, другая не могла им не сочувствовать. Что интересно, отчасти то же касается и условно отрицательных героев: разного рода проходимцев, карьеристов, снобов, бюрократов и прочих «мымр». Даже разоблачая их, режиссер стремился найти в них нечто человеческое, достойное понимания и снисхождения.

Камерность и поэзия города


Красной нитью через все творчество Рязанова проходит своего рода конфликт пространств. Большая часть действия в его картинах разворачивается в декорациях привычной зрителю бытовой среды: квартирах стандартной планировки, помещениях учреждений и НИИ, ресторанах, вокзалах и тому подобном. Ограниченными пространствами в «Иронии судьбы», «Гараже» и «Дорогой Елене Сергеевне» режиссер словно бы подчеркивает состояние несвободы, в котором мы застаем героев. При этом надо отметить, что пространства эти всегда тщательно продуманы и переполнены предметами-метафорами, не только служащими красноречивыми приметами своей эпохи, но и дополняющими характеристики героев.


Сцена из фильма «Служебный роман» (1977)

Контрастом клаустрофобическим пространствам служат более редкие натурные кадры. Рязанов - режиссер-урбанист, которому удалось создать на экране свое, лирическое видение города, будь то Львов, Кострома, Ленинград или Москва. Скажем, в «Служебном романе» режиссер и оператор Владимир Нахабцев сумели выхватить особую поэзию в хаотичном ритме жизни столицы. А осенние кадры присыпанных первым снегом улиц, пожалуй, до сих пор продолжают работать на романтический образ Москвы.

Афоризмы


Еще один секрет популярности фильмов Рязанова - обилие реплик, моментально уходивших с экрана в народ. «Есть установка весело встретить Новый год»; «Начальство надо знать в лицо»; «Тебя посодют, а ты не воруй»; «Я за машину родину продал»; «Зарплата у меня хорошая. Маленькая, но хорошая» - на каждую из картин режиссера приходятся десятки подобных афоризмов. Появлялись они самыми разными путями: одни рождались за письменным столом, другие были случайно подслушаны, третьи становились актерским экспромтом. Так или иначе, в них в концентрированном виде сосредоточился талант Рязанова и его соавторов улавливать и передавать особенности характера персонажа и окружающих его условий. Иными словами, режиссер прекрасно понимал, что одна точная реплика порой может быть выигрышней и информативней целого эпизода.

Коллективный герой


Эта черта фильмов Рязанова, вероятно, корнями восходит к творчеству его мастера, Сергея Эйзенштейна. Конечно, «коллективного главного героя» в той радикальной форме, что присутствует в «Броненосце “Потемкине”», у Рязанова не встретишь, но, тем не менее, склонность режиссера к многофигурным композициям очевидна. Например, уже в «Карнавальной ночи» вопрос главного героя дискуссионен - хотя большинству зрителей таковой кажется Лена Крылова-Гурченко, сам Рязанов считал ведущим персонажем Огурцова-Ильинского. В «Иронии судьбы», «Служебном романе» и «Вокзале для двоих» главного героя можно назвать парным - два персонажа, выступая поначалу антагонистами, постепенно обнаруживают все большее сходство, становясь неразделимыми. В других картинах - в «Гараже», «Небесах обетованных» и «Старых клячах» - границы единого главного героя размываются и вовсе на полдюжины персонажей, вместе образующих единый портрет той или иной социальной или возрастной группы. Рязанов даже называл роли в этих картинах «эпизодическими главными» ролями.

Работа с актером и россыпь звезд


На съемках фильма «Гараж» (1979)

Как и , Рязанов - актерский режиссер, для которого важнее всего исполнитель в кадре. Что понятно, ведь центральная тема его творчества - человек и человеческие взаимоотношения на фоне исторических перипетий и специфических социальных обстоятельств. Широко известно, что Рязанову удавалось подружиться с большинством актеров. Как правило, это был важный шаг перед началом совместной работы. При этом на площадке режиссер отличался серьезностью и повышенной требовательностью, считая, что отклик у зрителя актер может вызвать, только если будет «полностью влезать в шкуру персонажа» и при этом «выкладываться до конца, не щадя себя ни в чем». Впрочем, это не мешало спонтанности. «Я очень люблю подобные “отсебятины”, когда они действительно импровизационны, не запланированы» - говорил Рязанов. Именно так родились некоторые известные эпизоды - например, знаменитая фраза Юрия Яковлева в «Иронии судьбы»: «О, тепленькая пошла!».

Учитывая, что кинокарьера Рязанова продлилась более полувека, примечательно, что в его картинах сыграли свои лучшие роли десятки крупнейших кинозвезд нескольких кинематографических эпох. В 50-е - Николай Рыбников и Юрий Белов, в «оттепель» 60-х - Олег Борисов и Иннокентий Смоктуновский, в «застойные» 70-80-е - Андрей Мягков и Андрей Миронов, Алиса Фрейндлих и Лариса Гузеева, Никита Михалков и Олег Басилашвили, в перестройку - Леонид Филатов и Марина Неёлова. У Рязанова дебютировали Сергей Юрский и Анатолий Папанов, Людмила Гурченко и Лариса Голубкина. Ветераны экрана, звезды 20-30-х Игорь Ильинский, Эраст Гарин и Николай Крючков, обрели у него второй дыхание. Он же раскрыл драматический потенциал комиков Юрия Никулина, Евгения Леонова и Евгения Евстигнеева. Наконец, постоянными участниками его картин стали такие характерные исполнители, как Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Юрий Яковлев, Георгий Бурков и Светлана Немоляева. Не правда ли, поразительно, сколь высокая концентрация знаковых имен пришлась всего лишь на одну режиссерскую биографию.

Камео


Продолжая актерскую тему, вспомним о Рязанова. Начиная с «Дайте жалобную книгу», режиссер частенько появлялся в кадре собственных картин в микроскопических и, как правило, бессловесных ролях. Некоторые из таких камео - не более чем шутки «для своих». Другие символичны: например, в «Дорогой Елене Сергеевне» Рязанов появляется в образе соседа, требующего, чтобы подростки прекратили шум - так режиссер напрямую говорит о своем конфликте с молодым поколением. Третий род камео несет весомую сюжетную функцию. Так, в «Гараже» герой Рязанова, проспавший все интриги, оказывается тем самым «счастливым нашим», кого по жребию исключают из кооператива. Но, пожалуй, самое известное камео режиссера - в «Иронии судьбы», где он на несколько секунд появляется в качестве попутчика Жени Лукашина.

Песни и музыка


Сцена из фильма «Карнавальная ночь» (1956)

Неотъемлемый элемент кинематографа Рязанова - песни. Так повелось с «Карнавальной ночи», являвшейся, по сути, мюзиклом, продолжавшим традицию фильмов Григория Александрова и Ивана Пырьева, - герои рано или поздно начинают петь. Музыкальность оправдывается сюжетом: персонажи оказываются участниками сценического действия или, найдя в углу гитару, через песню пытаются высказать сокровенное. Количество хитов, вышедших из рязановских картин, исчисляется десятками: новогодний гимн «Пять минут» из «Карнавальной ночи», «Вальс Деточкина» из «Берегись автомобиля», «Со мною вот что происходит» из «Иронии судьбы», «У природы нет плохой погоды» из «Служебного романа», «Не бойтесь жизнь переменить» из «Вокзала на двоих» и многие другие. Здесь Рязанов нашел знаменитых соавторов: Анатолия Лепина, Андрея Петрова и Микаэла Таривердиева - композиторов, склонных именно к песенной форме. Петров сотрудничал с Рязановым дольше всех - почти сорок лет на четырнадцати лентах. Секрет столь долговечного союза, надо полагать, в особой лирической интонации и определенной мере иллюстративности, идеально подходивших кинематографу Рязанова.

Трудоголизм


Эльдара Рязанова часто называют счастливым режиссером. Еще бы, ведь он практически не знал простоев, сняв за полвека двадцать пять игровых полнометражных картин (это помимо работы на телевидении, литературной деятельности и поэзии). При этом Рязанов, как и все его коллеги, сталкивался с прелестями советского кинопроизводства: цензура, вмешательство государства в творческий процесс и даже запреты («Человек ниоткуда» долгое время пролежал на полке). Причина же столь завидной производительности, надо полагать, проста. И она не только в стабильном успехе в прокате и статусе мэтра, что до определенной степени облегчало запуск новых проектов. Сам Рязанов объяснял свою работоспособность здоровьем и невозможностью не творить: «Когда я снимаю фильмы, мне просто некогда болеть. Как только фильм кончается, болезнь и хвороба начинает выползать из всех щелей. Поэтому для меня - это рецепт только для меня - мне надо все время работать».

кинорежиссер, сценарист и писатель, народный артист СССР Эльдар Рязанов .

В детстве Рязанов хотел стать моряком - путешествовать по далеким экзотическим странам, а потом описывать свои приключения в книгах. Он даже подал документы в Одесское мореходное училище, но ответа не дождался (шла война). Тогда юноша поступил во ВГИК, закончил его с отличием и начал работать в кинематографе. А мечты о литературе со временем сбылись: артист издал несколько книг - повестей, размышлений, мемуаров, сборников стихов.

Но славу и любовь зрителей Эльдару Рязанову принесли его картины.

«Берегись автомобиля» (1966)

Комедия стала первой совместной работой Эльдара Рязанова и драматурга Эмиля Брагинского . В основу сценария лег народный миф о «советском Робин Гуде», который угонял машины у «живущих на нетрудовые расходы», продавал их, а все вырученные средства отдавал в детские дома. Как рассказывал сам режиссер, они с Брагинским очень хотели познакомиться с этим героем, пытались его найти, обращались с запросами в милицию. Но, как выяснилось, реального Деточкина просто не существовало.

В 2012 году в Самаре, на родине Рязанова, открыли памятник Юрию Деточкину - непримиримому борцу за справедливость.

Фото: Кадр из фильма «Берегись автомобиля»

«Старики-разбойники» (1971)

Этот советский киношедевр тоже создали Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский. В центре сюжета парочка немолодых, но очень деятельных стариков: следователь Мячиков (Юрий Никулин ), которого хотят отправить на пенсию (за 2 месяца он не раскрыл ни одного дела), и его друг - инженер Воробьев (Евгений Евстигнеев ). Авантюристы решают устроить преступление века, а потом самим же его и раскрыть, чтобы Мячикова оставили на работе.

Фото: Кадр из фильма «Старики-разбойники»

«Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975)

Впервые двухсерийный художественный фильм показали 1 января 1976 года, а со временем сложилась добрая традиция транслировать комедию именно в новогодние дни.

Пьесу о «пьяных приключениях» Жени Лукашина Брагинский и Рязанов написали еще в 1969 году - к тому моменту, как ее экранизировали, спектакль уже шел в нескольких театрах. Но оглушительный успех авторам принес именно фильм - за него режиссер, сценарист, композитор Микаэл Таривердиев и исполнители главных ролей - Андрей Мягков и Барбара Брыльска - были награждены Государственной премией СССР.

Фото: Кадр из фильма «Ирония судьбы или С легким паром!»

«Служебный роман» (1977)

Комедия была снята в 1977 году, а в 1978-м стала лидером советского кинопроката, ее посмотрели свыше 58 млн зрителей.

Сначала появилась пьеса о взаимоотношениях 40-летнего застенчивого Новосельцева и «мымры» Калугиной, его строгой начальницы - «Сослуживцы». Одноименный спектакль шел в театрах с таким успехом, что авторы (Рязанов и Брагинский) решили снять кино - так и появился «Служебный роман».

Фото: Кадр из фильма «Служебный роман»

«Жестокий романс» (1984)

Художественный фильм стал второй экранизацией в СССР «Бесприданницы» Островского, а журнал «Советский экран» назвал его в 1984 году лучшим фильмом года.

Критики по-разному оценивали работу Рязанова. Кто-то был недоволен актерской игрой молодой Ларисы Гузеевой (дебютировавшей в картине), а Евгений Данилович Сурков, опубликовавший статью в «Литературной газете», был возмущен тем, что главная героиня «попела, поплясала с гостями, а потом пошла в каюту к Паратову и отдалась ему».

Режиссер в своем следующем фильме («Забытая мелодия для флейты») ответил кинокритику - имя отрицательной героини Рязанова, Евгении Даниловны Суровой, очень созвучно с именем обидчика.

Фото: Кадр из фильма «Жестокий романс»

В Москве на 89-м году жизни скончался Эльдар Рязанов. Режиссер оставил после себя около 30 фильмов, каждый из которых становился хитом советского и российского кинопроката. Многие картины Рязанова разошлись на цитаты, его фильмы, снятые более 40 лет назад, до сих пор смотрятся на одном дыхании и можно с полной уверенностью утверждать, что нет зрителя в России, который не знал бы имени этого режиссера…

Сам Рязанов отзывался о себе скромно: “Я себя никогда не ощущал классиком – ни кино, ни литературы “, – говорил народный артист СССР.

Музыкальная комедия “Карнавальная ночь” , вышедшая в широкий прокат в 1956 году, считается первым художественным фильмом Эльдара Рязанова.

Несмотря на скепсис худсовета, назвавшего отснятый режиссером черновой материал “скучным и бездарным”, картина имела невероятный по тем временам успех у зрителей: на нее было продано свыше 48 млн билетов. Молодая актриса Людмила Гурченко, исполнившая в “Карнавальной ночи” одну из главных ролей, по словам критиков, в одночасье стала звездой.

Фильм “Гусарская баллада” , одним из главных героев которого был знаменитый в народе поручик Ржевский (роль Юрия Яковлева), снимали к 150-й годовщине Бородинской битвы, а его премьера прошла в Москве в кинотеатре “Россия” 7 сентября 1962 года.

На роль Шурочки Азаровой, которую с блеском сыграла Лариса Голубкина (это был ее дебют в кино), пробовались также Светлана Немоляева и Алиса Фрейндлих.

В 1966 году зрителям была представлена лирическая комедия Эльдара Рязанова “Берегись автомобиля” , которую он снял по повести Эмиля Брагинского.

По воспоминаниям режиссера, сюжет был основан на популярной в те годы легенде о “народном Робин Гуде”, который угонял и продавал автомобили “расхитителей социалистической собственности”, а деньги переводил в детские дома.

Как впоследствии выяснили Рязанов и Брагинский, история о благородном похитителе оказалась полностью вымышленной.

“Этот тип поднял руку на самое святое, что у нас есть – на Конституцию!” – говорит один из героев фильма.

В итальянском варианте комедия “Невероятные приключения итальянцев в России “, снятая в 1973 году Эльдаром Рязановым и Франко Проспери, называлась “Одна безумная, безумная, безумная гонка по России” – Una matta, matta, matta corsa in Rusia.

Рассказывают, что продюсер Дино ди Лаурентис, первоначально ознакомившись со сценарием, написанным дуэтом Рязанов-Брагинский, объявил его полной ерундой, которую итальянский зритель смотреть не станет.

По требованию ди Лаурентиса Рязанов переписал сценарий, превратив его фильм-погоню с разнообразными трюками и сценами с живым львом.

Рязанов любил играть в своих картинах эпизодические роли. В “Невероятных приключениях” он появился в фильме в образе доктора на крыле самолёта, который отбивал лёд с заледенелого мафиози.


Диалог из фильма:

– А вы что, не знаете, что я по происхождению русский – Да?

– А что, разве не заметно?

– Очень заметно! У вас прекрасный украинский акцент!

“Ирония судьбы, или С легким паром” (1975) до сих пор считается одним из самых популярных советских фильмов и традиционно демонстрируется по российскому телевидению под Новый год.

Фильм снят по пьесе “С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь”, которая была написана в 1969 году и к моменту выхода картины в прокат шла в различных театрах.

Сыгравшую одну из главных ролей польскую актрису Барбару Брыльску дублировала Валентина Талызина, но ее имени нет в титрах, как и указания на то, что песни за героев Брыльской и Мягкова исполняли Алла Пугачева и Сергей Никитин.

Сам Эльдар Рязанов сыграл в фильме пассажира в самолёте, на которого постоянно сваливается спящий Лукашин.

Диалог из фильма:

– Нет, я серьезно. У нас иметь собственное мнение особенно трудно. А вдруг оно ошибочное? Ошибки врачей дорого обходятся людям. – Да… Ошибки учителей менее заметны, но в конечном счёте они обходятся людям не менее дорого.

Фильм “Служебный роман” , вышедший на экраны в 1977 году, был экранизацией пьесы “Сослуживцы”, написанной в 1971 году Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским.

Слова к знаменитой песне “У природы нет плохой погоды” на музыку Андрея Петрова были написаны самим Рязановым.

Во время съёмок “Служебного романа” песни исполнял сам Андрей Мягков (в “Иронии судьбы” за него пел Сергей Никитин).

“Если бы не было статистики, мы бы даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем”, – говорит главный герой фильма Анатолий Ефремович Новосельцев.

В фильме “Гараж” (1979), основанном на реальных событиях, Рязанов не изменил себе и вновь снялся в эпизодической роли. Герой Рязанова – начальник отдела насекомых, который проспал все собрание кооператива, облокотившись на чучело бегемота.

“Гараж”, вышедший в прокат в 1979 году, повествует о заседании гаражного кооператива, на котором нужно решить, кого из присутствующих лишить гаража. Действие происходит в СССР в конце 1970-х годов в вымышленном НИИ “Охраны животных от окружающей среды”.

Цитаты из фильма:

– Машинисту крана была выплачена премия, которая проведена строго по смете как оплата дневного сторожа. Дневной сторож был оплачен, строго по смете, как укладка асфальта, а работы по укладке асфальта были оплачены, строго по смете, как работы по озеленению.

– Чем ты занимаешься, аспиранточка? Изучаешь серебристого журавля, а он, между прочим, гнездится за границей… Этот журавль в небе – вообще не наша птица.

– Серебристый журавль – птица тёмная. Она газет не читает и поэтому представления не имеет, наша она или капиталистическая.

Главные роли в фильме “Вокзал для двоих” сыграли Олег Басилашвили и Людмила Гурченко.

Картина участвовала в официальной конкурсной программе Каннского кинофестиваля 1983 года.

“Жестокий романс” снят в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского “Бесприданница”. Для Ларисы Гузеевой роль Ларисы Огудаловой стала кинодебютом.


“Забытая мелодия для флейты” , вышедшая в 1987 году, снята по пьесе “Аморальная история”, которую Рязанов написал в соавторстве с Брагинским. Главные роли исполнили Леонид Филатов, Татьяна Догилева и Ирина Купченко в главных ролях.


Диалог из фильма:

– Ветчины у меня, извините, нет. Чем вы меня ещё обольщали?

– Ой, икра есть как раз! Кабачковая!

Рязанов о себе:

Я считаю, что человек должен оставаться самим собой всегда и делать то, что он считает нужным. Я много раз входил в моду, выходил из нее, но никогда не делал ничего для того, чтобы быть модным. Иногда я был модным, иногда не был модным, потом опять становился модным. Каждый человек должен выражать себя, если ему есть, чего выражать “.

Про себя могу сказать одно – я всегда делал такие фильмы, которые я сам, как зритель, хотел бы увидеть. Когда я смотрел такую картину, сделанную другим, я всегда жалел, что это не я ее поставил “, – говорил Рязанов несколько лет назад.

От репрессий – к комедиям: долгая жизнь Рязанова

Будущий режиссер родился 19 ноября 1927 года в Куйбышеве (сейчас – Самара). Там жили родители матери Рязанова в девичестве Софьи Шустерман. Александр Рязанов с супругой работали в советском торговом представительстве в Тегеране. Там Рязанов провел первые годы жизни.

Однако уже в 1930-е годы отец будущего режиссера получил распределение в Москве, куда и переехал с семьей. Вскоре после переезда в Москву отец и мать режиссера разошлись. Впоследствии отец завел новую семью. В 1938 году Александр Рязанов был репрессирован, всего он отсидел в тюрьме больше 17 лет.

Эльдара воспитывала мать, а затем и отчим.

Подростковые годы режиссера пришлись на Великую Отечественную войну. К ее началу ему было всего 14 лет.

В различных биографиях отмечают любовь Рязанова к чтению. Например, чтобы ходить в библиотеку, в третьем классе он подделал справку, выдав себя за пятиклассника.

Первые работы

Рязанов после школы поступает во ВГИК, причем он смог попасть в мастерскую известного в то время режиссера Григория Козинцева, снявшего “Шинель”, “Новый Вавилон”, “Гамлета” и другие фильмы.

Рязанов также учился и другого знаменитого режиссера – Сергея Эйзенштейна. С ним он много общался, ходил к нему в гости.

В 1950 году Рязанов закочнил ВГИК. Его выпускной работой стала документальная лента “Они учатся в Москве” в соавторстве с однокурсницей Зоей Фоминой. Она стала первой супругой режисера, однако этот брак распался. В этом браке родилась дочь Ольга.

Сразу после института Рязанов устроился работать в Центральную студию документальных фильмов. Там он снимал сюжеты для киножурналов “Пионерия”, “Советский спорт” и “Новости дня”.

Лишь пять лет спустя Рязанов ушел работать на “Мосфильм”. Первой его крупной работой на “Мосфильме” стал широкоэкранный фильм-концерт “Весенние голоса”, который он поставил вместе с Сергеем Гуровым.

Руководитель студии Ивань Пырьев внимательно следил за работой Рязанова. Он и уговорил своего подчиненного снять фильм “Карнавальная ночь”, ставший дебютом Рязанова в игровом кино. Фильм стал самым кассовым в 1956 году. Он же сделал знаменитой молодую актрису Людмилу Гурченко. Да и сам Рязанов превратился в звезду, за творчеством которой стал следить весь СССР.

После “Карнавальной ночи” последовало множество комедий Рязанова, которые также оказывались успешными. В 1958 году вышла “Девушка без адреса”, в 1961 году – “Человек ниоткуда”, а еще через год – знаменитая “Гусарская баллада”. В съемках “Гусарской баллады” Рязанову опять помогал Пырьев, который уговорил сняться в картине Юрия Яковлева. Самому режисеру пришлось убеждать киноначальство в том, что фильм романтизируют российскую историю.

На “Мосфильме” Рязанов познакомился и со своей второй женой Ниной Скуйбиной, работавшей там редактором. С ней он прожил до ее смерти в 1994 году.

Литературное творчество

Детская мечта Рязанова о писательской карьере также сбылась. В 1960-е годы он начал активно сотрудничать со сценаристом Эмилем Брагинским. Именно в соавторстве с ним были написаны сценарии для многих знаменитых работ Рязанова.

Первым совместным фильмом Рязанова и Брагинского стала картина “Берегись автомобиля”, вышедшая на экраны в 1966 году. В основе фильма лежит история о советском “Робин Гуде”, воровавшим машины расхитетелей госсобственности. В итоге, история оказалась выдуманной. Но Брагинский с Рязановым смогли прописать все повороты сюжета, диалоги и перепитии характеров героев так, чтобы зритель в них поверил.

Рязанов и Брагинский закрепили успех множеством других фильмов. Они стали соавторами сценариев таких фильмов, как “Зигзаг удачи”, “Служебный роман”, “Старики-разбойники”, “Невероятные приключения итальянцев в России”, “Вокзал для двоих”, “Гараж” и “Иронии судьбы, или с легким паром!”.

В 1977 году вышли книги Рязанова “Грустное лицо комедии” и “Эти несерьезные, несерьезные фильмы”. До этого в виде книге был опубликован и “Зигзаг удачи”.

Зрелые годы

Постепенно вокруг Рязанова начинает складываться круг единомышленников, в который вошли известные актеры советского времени: Юрий Яковлев, Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев, Валентина Талызина, Лия Ахеджакова, Андрей Мягков, Олег Басилашвили и другие.

В 1970-1980-е годы Рязанов много работает на телевидении. Он вел программу “Кинопанорама”, а также создавал авторские телепередачи, среди которых оказались, например, “Парижские тайны Эльдара Рязанова” и “Разговоры на свежем воздухе”.

Помимо этого он преподавал на Высших курсах режиссеров и сценаристов.

В 1991 году вышла трагикомедия “Небеса обетованные”, а затем поставленной по собственной пьесе “Предсказание”. В 2000 году Рязанов снял трагикомедию “Старые клячи”.

Последними фильмами режиссера стали сказка “Андерсен. Жизнь без любви” и “Карнавальная ночь – 2”.

Рязанов также был президентом Российской академии кинематографических искусств “Ника”, а также основателем киноклуба Эльдара Рязанова.

Рязанов снял около 30 фильмов и получил множество премий и наград.

Он был женат в третий раз на киноредакторе Эмме Абайдуллиной.

Эльдар Рязанов Фото: Instagram

Кинорежиссер Эльдар Рязанов скончался в Москве на 89-ом году жизни. На его счету – около 30 фильмов, среди них такие известные, как "Берегись автомобиля", "Ирония судьбы, или С легким паром", "Служебный роман", "Гараж" и др.

"Ирония судьбы, или С легким паром!" – один из самых популярных советских фильмов. С "Иронии судьбы" в творчестве Рязанова начался период фильмов, в которых соединяются комическое и серьезное, которые приближаются к мелодраме и даже к трагикомедии. Фильм снимали в феврале-марте 1975 года и снега уже практически не было. В качестве снега были использованы ватные шарики из аптек, мелко-нарезанная бумага и прочие материалы. По фильму Надя - учительница русского языка, но вместо слова "я забыла надеть праздничное платье" она говорит "Я забыла одеть праздничное платье".

"Карнавальная ночь" – первый фильм Эльдара Рязанова фильм, вышедший на широкий экран кинотеатров, и вторая роль Людмилы Гурченко (после дебюта в фильме "Дорога правды"). Фильм стал лидером советского кинопроката в 1956 году с общим числом проданных билетов в 48,64 млн. штук. По трагическому совпадению, исполнитель одной из главных ролей в одном из самых "новогодних" фильмов, Юрий Белов, скончался в канун Нового года - 31 декабря 1991 года.

"Гусарская баллада" – советский художественный фильм-кинокомедия, поставленный на Московской ордена Ленина киностудии "Мосфильм" в 1962 году Эльдаром Рязановым по пьесе Александра Гладкова "Давным-давно". Дебют в кино актрисы Ларисы Голубкиной. Фильм был снят специально к 150-й годовщине Бородинской битвы. На съемках фильма была использована небольшая часть костюмов, пошитых для "Войны и мира".

"Берегись автомобиля" – советский художественный фильм, поставленный на киностудии "Мосфильм" в 1966 году Эльдаром Рязановым. Лирическая комедия стала первой совместной работой Эльдара Рязанова и кинодраматурга Эмиля Брагинского. Как вспоминал впоследствии режиссер, в основу сюжета легла "бродячая легенда" тех лет – о человеке, который угонял машины у людей, живущих на нетрудовые доходы (взяточников, спекулянтов, расхитителей социалистической собственности и т. п.), продавал их, а деньги переводил в детские дома. Историю эту Рязанов и Брагинский слышали в разных городах - в Москве, Ленинграде, Одессе; желая услышать ее из первых уст, обращались в различные правоохранительные учреждения, но оказалось, что история целиком вымышлена: "Просто народ выдумал легенду о современном благородном разбойнике – Робине Гуде, в которой выдал желаемое за действительное".

"Невероятные приключения итальянцев в России" - совместный советско-итальянский комедийно-приключенческий кинофильм в жанре буффонады, снятый в 1973 году режиссерами Эльдаром Рязановым и Франко Проспери. После принятия "Закона об информации" получил оценку 12+ (для зрителей, достигших возраста 12 лет). В СССР фильм за первый год проката посмотрели около 50 млн зрителей. Для съемок взрыва бензоколонки художник Михаил Богданов воздвиг бензоколонку, которая ничем не отличалась от настоящей. В результате многие автомобили подъезжали заправиться.

"Служебный роман" - советский художественный фильм, лирическая трагикомедия в двух сериях режиссера Эльдара Рязанова. Актеры для фильма были подобраны очень быстро, поскольку у Рязанова оставались своеобразные "резервы" после кинопроб в других его картинах: Светлана Немоляева пробовалась на роль Нади в фильме "Ирония судьбы, или С легким паром!", в нем же были в числе претендентов на роли Олег Басилашвили (должен был играть Ипполита, но накануне съемок у него умер отец) и Алиса Фрейндлих (которая пробовалась также в фильмах Рязанова "Гусарская баллада" и "Зигзаг удачи"). С "Иронией судьбы" связано также и появление в "Служебном романе" Андрея Мягкова и Лии Ахеджаковой. По словам Рязанова, сцена "романтического застолья" Калугиной и Новосельцева у нее дома – исключительная импровизация этих двух актеров, сыгранная на высшем уровне. Также импровизацией была сцена обращения Новосельцева с "рационализаторским предложением" к Калугиной, на торжестве у Самохвалова.

"Дайте жалобную книгу" – советский художественный фильм, поставленный на киностудии "Мосфильм" в 1964 году. В фильме участвует знаменитая тройка актеров: Вицин, Никулин, Моргунов. Они играют работников магазина, которые любят выпить и похулиганить (Труса, Балбеса и Бывалого). И все это случается с ними в ресторане "Одуванчик". В фильме герои поют песню "Ну выйди, Татьяна…" на мотив мексиканской песни "Cielito Lindo".

"Вокзал для двоих" – советский мелодраматический кинофильм режиссера Эльдара Рязанова 1982 года. Главные роли исполнили Олег Басилашвили и Людмила Гурченко. Участник официальной конкурсной программы Каннского кинофестиваля 1983 года. Первой снималась финальная сцена, где главные герои бегут по полю к колонии. По словам Людмилы Гурченко, съемки проходили "где-то в Люберцах" при 28-градусном морозе. В фильме использованы фрагменты песен "Яблони в цвету" Е. Мартынова, "Прощай" А. Челентано, "Старинные часы" Р. Паулса, "Москва – Одесса" В. Высоцкого с ансамблем "Мелодия" под управлением Г. Гараняна и других.

"Жестокий романс" – советский художественный фильм режиссера Эльдара Рязанова, снятый в 1984 году по мотивам пьесы Александра Островского "Бесприданница". Третья советская экранизация пьесы. Главную роль сыграла Лариса Гузеева, для которой этот фильм стал дебютом в кино. "Жестокий романс" – попытка Эльдара Рязанова выйти за пределы комедийного жанра. Несмотря на зрительский успех, фильм вызвал гневную отповедь со стороны литературно и театрально ориентированных критиков, обвинивших его создателей в опошлении исходной пьесы и в глумлении над русской классикой.

18 ноября известному режиссеру Эльдару Рязанову исполнился бы 91 год. Сотни миллионов людей любят его за фильмы «Берегись автомобиля», «Невероятные приключения итальянцев», «Забытая мелодия для флейты», а показ «Иронии судьбы» накануне новогодней ночи стал традицией на много лет. Накануне дня рождения режиссера телеканал «Интер» покажет 4 фильма, снятые Рязановым.

17 ноября в 8.45 смотрите «Гусарскую балладу», в 10.45 — фильм «Девушка баз адреса», в 12.30 — «Дайте жалобную книгу», а 14.10 — «Берегись автомобиля».

Мы собрали самые яркие цитаты Эльдара Рязанова и героев его фильмов.

Правила жизни Эльдара Рязанова

— Где есть юмор — там есть и правда.
— Неважных периодов в жизни не бывает.
— Те, кто постоянно ругает наше поколение, кажется, забыли, кто его вырастил.
— Дети не могут быть разменной картой политиков.
— Когда робкие люди выходят из себя, их следует остерегаться.
— Чтобы узнали все, достаточно рассказать кому-нибудь одному.
— Люди делятся на тех, кто доживает до пенсии, и на остальных.
— Есть вещи, которые не должны приносить денежную прибыль. Потому что они приносят другую прибыль — не материальную, а духовную. Ее никакими деньгами измерить нельзя.
— Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворенность. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей.
— Что меня трогало в пятидесятые, шестидесятые, семидесятые и восьмидесятые — это же трогало и огромное количество людей, большинство. Сегодня таких, как я, все меньше и меньше. Феллини в восьмидесятых говорил: «Мой зритель уже умер». Это ужасная правда.

Правила жизни героев Рязанова

— Я и сам шутить не люблю, и людям не дам
— Бабу-Ягу со стороны брать не будем — воспитаем в своём коллективе
— Товарищи! Есть установка весело встретить новый год! Мы должны провести наш новогодний вечер так, чтобы никто бы ничего бы не мог сказать
— Если человек морально разложился, об этом надо прямо сказать, а не смеяться, понимаете ли.
(«Карнавальная ночь»)

— Какая гадость эта ваша заливная рыба!
— На правду нельзя обижаться, даже если она горькая.
(«Ирония судьбы»)

— Стойте! Не поднимайте руки! Вы их всю жизнь потом не отмоете!
— Если женщина с такими внешними данными борется за правду, она наверняка не замужем.
(«Гараж»)

— Сто грамм не стопкран: дернешь — не остановишься!
(«Вокзал для двоих»)
— Грудь вперёд!
— Грудь? Вы мне льстите, Вера.
— Вам все льстят!

Тихо вокруг, только не спит барсук.
Уши свои он повесил на сук и тихо танцует вокруг.

— А как же цирк?
— Цирка мне вполне хватает в жизни.

— Мало того, что вы враль, трус и нахал, — вы ещё и драчун!
— Да, я крепкий орешек!
(«Служебный роман»)

— Жениться надо на сироте.
— Тебя посодют, а ты не воруй!
— Человек как никто из живых существ любит себе создавать дополнительные трудности
— Слушай, я здорово набрался. Я должен положить себя в горизонтальное положение
(«Берегись автомобиля»)