Фонд жилище югры. Зимний дом хантов - срубная полуземлянка


Национальные жилища Хантов и Манси. В конце девятнадцатого века У.Т. Сирелиус описал около тридцати типов жилых построек Хантов и Манси. А так-же и хозяйственные сооружения для хранения продуктов и вещей, для приготовления пищи, для животных.

Их можно насчитать более двадцати разновидностей. С добрый десяток наберется и так называемых культовых построек – священных амбарчиков, домиков для рожениц, для изображений умерших, общественных зданий. Правда, многие эти постройки при разном назначении схожи по конструкции, но тем не менее разнообразие их удивительно.

Много-ли построек имеет одна хантыйская семья? У охотников-рыболовов бывает по четыре сезонных поселения и на каждом – особое жилье, а оленевод, куда ни приедет, везде ставит только чум. Любая постройка для человека или животного называется кат, хот (хант.). К этому слову добавляются определения – берестяная, земляная, дощатая; ее сезонность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; иногда размер и форма, а так же назначение – собачья, оленья.

Одни из них были стационарными, то есть стояли постоянно на одном месте, а другие – переносными, которые можно было легко ставить и разбирать. ность – зимняя, весенняя, летняя, осенняя; иногда размер и форма, а так же назначение – собачья, оленья.

Было и передвижное жилище – большая крытая лодка. На охоте и в пути часто пользуются простейшими типами «домов». Например, зимой делают снежную нору – согым. Снег на стоянке сбрасывается в одну кучу, и в ней с боку выкапывается проход. Внутренние стены нужно быстро закрепить, для чего их вначале немного подтаивают с помощью костра и бересты. Спальные места, т. е. просто землю, покрывают еловыми ветками.

Веткипихты мягче, но их не то что стелить - даже рубить нельзя; считалось, что это дерево злого духа. Прежде чем отправиться на покой, вход в нору затыкают снятой одеждой, берестой или мхом. Если ночует несколько человек, то в снежной куче выкапывается широкая яма, которая накрывается всеми лыжами, имеющимися в группе, а поверх - снегом. Как только снег замерзает, лыжи вынимаются. Иногда яму делают столь широкой, что для крыши требуются два ряда лыж и их в середине ямы подпирают столбами. Перед снежной ямой иногда ставили заслон.

Заслоны как зимой, так и летом строили самые разные. Наиболее простой способ: найти два дерева, отстоящие друг от друга на несколько шагов (или вбить в землю два стояка с развилками), положить на них перекладину, прислонить к ней елки либо шесты, а поверх настелить ветки, берестяное полотнище или траву.

Если остановка длительная или людей много, то ставят два таких заслона, обращенных открытыми сторонами друг к другу. Между ними оставляют проход, где разводят костер, чтобы тепло шло в обе стороны. Иногда здесь устраивали кострище для копчения рыбы.

Следующий шаг к усовершенствованию - установка заслонов вплотную друг к другу и вход через специальное дверное отверстие. Очаг по-прежнему находится в середине, но для выхода дыма необходимо отверстие в крыше. Это уже шалаш, который на лучших промысловых угодьях строят более прочным - из бревен и досок, чтобы он служил несколько лет.

Более капитальными были постройки с каркасом из бревен. Их ставили на земле или выкапывали под них яму, и тогда получалась землянка либо полу земляка. Следы таких жилищ археологи связывают с далекими предками ханты - еще эпохи неолита (4-5 тыс. лет назад).

Основой таких каркасных жилищ были опорные столбы, которые сходились вверху, образуя пирамиду, иногда усеченную. Эта основная идея разрабатывалась и усовершенствовалась во многих направлениях.

Количество столбов могло быть от 4 до 12; ставились они непосредственно на землю либо на невы‐сокий сруб из бревен и по-разному соединялись вверху, покрывались цельными или расколотыми бревнами, а сверху землей, дерном или мхом; наконец, были различия и во внутреннем устройстве. При определенной комбинации этих признаков получался тот или иной тип жилища.

Вот как строят на Вахе мыг-хат - «земляной дом». Он выделяется над землей только своей верхней частью, а нижняя углублена на 40-50 см. Длина ямы около 6 м, ширина около 4 м. Над ямой по углам ставят четыре столба, на них вверху кладут продольные и поперечные перекладины. Они служат «матками» будущего потолка и одновременно опорой для будущих стен.

Для получения стен вначале ставят в наклон на расстоянии шага друг от друга столбы, которые верхними концами опираются на упомянутые перекладины. Два встречных бревна противоположных стен соединяются еще одной перекладиной.

На боковых стенах бревна в середине высоты скрепляются поперечной перекладиной во всю длину будущего дома. Теперь, когда готова решетчатая основа потолка и стен, на нее накладывают жерди, а затем уже все сооружение засыпают землей.

Снаружи оно выглядит как усеченная пирамида. Посередине крыши оставлено отверстие - это окно. Его закрывают гладкой прозрачной льдиной. Стены у дома - наклонные, и в одной из них - дверка. Открывается она не вбок, а вверх, т. е. чем-то похожа на западню в погребе.

Идея такой землянки зародилась, видимо, у многих народов независимо друг от друга. Ее строили кроме ханты и манси их ближние соседи селькупы и кеты, более дальние -эвенки, алтайцы и якуты, на Дальнем Востоке - нивхи и даже индейцы Северо-Западной Америки.

Полом в таких жилищах была сама земля. Поначалу и для спальных мест просто оставляли у стен невынутую землю - возвышение, которое затем стали обшивать досками, так что получались нары. В древности огонь разводили в середине жилища и дым выходил через отверстие вверху, в крыше.

Только потом его стали закрывать и превратили в окно. Это стало возможным, когда появился очаг типа камина - чувал, стоящий в углу у двери. Его основное преимущество - наличие трубы, выводящей дым из жилого помещения. Собственно, чувал и состоит из одной широкой трубы. Для нее использовали полое дерево и ставили по кругу прутья, обмазанные глиной. В нижней части трубы - зев, где разводят огонь и подвешивают на перекладине котел.

О чувале сложена загадка: «Внутри гнилого дерева рыжая лиса бежит». Он хорошо обогревает дом, но только пока в нем горят дрова. Зимой чувал топят целый день, на ночь трубу затыкают. В фольклоре вокруг широкой трубы чувала завязано немало сюжетных узелков. Герой то заглядывает в нее, чтобы узнать о происходящем в доме, то намеренно роняет снежинку и гасит огонь. На улице ставили глинобитную печь для выпечки хлеба.

На первоначальных этапах своей истории ханты, как и многие до них, строили землянки различного типа. Преобладали среди них землянки с каркасом из бревен или досок. Из них появились в последующем срубные жилища - дома в традиционном понимании слова для цивилизованных стран. Хотя, по мировоззрению ханты, дом - это все, что окружает человека в жизни… Избы ханты рубили из леса, стыки бревен конопатили мхом, другими материалами.

Собственно технология строительства рубленого дома мало изменилась за прошедшие годы. Соседствуя на протяжении веков с ненцами, ханты заимствовали у последних и максимально приспособленный для кочевья чум - переносное жилище кочевников-оленеводов. В основе своей хантыйский чум подобен ненецкому, отличаясь от него лишь в деталях. В чуме нередко живут две-три семьи, и, естественно, жизнь регулируется морально-этическими нормами народа, выработанными за века, правилами внутриродового поведения, эстетикой быта и бытия. Чум еще не так давно покрывали листами бересты, шкурами оленя, брезентом.

В настоящее время он преимущественно покрывается сшитыми шкурами оленя и брезентом. Во временных постройках на спальные места настилали циновки и шкуры. В постоянных жилищах имелись нары, также застилаемые. Полог из ткани изолировал семью и, кроме того, защищал от холода и комаров. Своего рода «микрожилищем» для ребенка служила колыбель - деревянная или берестяная. Непременной принадлежностью каждого дома был столик на низких или высоких ножках.

Для хранения домашней утвари и одежды устраивали полки и подставки, вбивали в стены деревянные штыри. Каждый предмет находился на отведенном ему месте, некоторые мужские и женские вещи хранились раздельно.

Разнообразны были хозяйственные постройки: амбары - дощатые или бревенчатые, навесы для вяления и копчения рыбы и мяса, конические и односкатные хранилища.

Строились также укрытия для собак, сараи с дымокурами для оленей, загоны для лошадей, стайки и хлева. Для привязывания лошадей или оленей устанавливали столбы, во время жертвоприношений к ним привязывали жертвенных животных.

Кроме бытовых существовали общественные и культовые сооружения. В «общественном доме» хранились изображения предков дайной социальной группы, устраивались праздники или собрания. Наряду с «гостевыми домами» они упоминаются в фольклоре. Существовали особые постройки для менструирующих женщин и рожениц - так называемые «маленькие дома».

В поселках или глухих, труднодоступных местах строились амбарчики для хранения предметов культа. У северных групп обских угров имелись миниатюрные домики, в которые помещали изображения умерших. В некоторых местах строили навесы для храпения медвежьих черепов.

Поселения могли состоять из одного дома, из нескольких домов и крепостей-городков. Объем селений в большей степени определялся космогоническими воззрениями народа, чем социальными потребностями. Практиковавшаяся в недалеком прошлом политика «укрупнения» населенных пунктов сегодня уходит в прошлое, и обдорские ханты начинают ставить дома в тайге, на берегах рек, как и встарь.

Большинство хантов традиционно вели полуоседлый образ жизни, переезжая из постоянных зимних поселений в сезонные, расположенные на промысловых угодьях. Зимний дом хантов - это срубная полуземлянка, причем наземный сруб невысокий: в 6-10 бревен (до 2 метров высотой), с печью-чувалом и просторными нарами вдоль стен.

Чтобы построить такой мыг хат - «земляной дом» - нужно сначала вырыть яму размером примерно 6 х 4 м, а глубиной 50-60 см, а иногда и до 1 м. Над ямой по углам ставят четыре столба, на них вверху кладут продольные и поперечные перекладины. Они служат «матками» будущего потолка и одновременно опорой для будущих стен. Для получения стен вначале ставят в наклон на расстоянии шага друг от друга столбы, которые верхними концами опираются на упомянутые перекладины. Следующие этапы строительства вы можете определить сами, рассматривая срубную полуземлянку в ЭТНОМИРе - ее строительство велось по традиционной технологии хантов.

Вариантов такого жилища могло быть множество. Количество столбов могло быть от 4 до 12; ставились они непосредственно на землю либо на невысокий сруб из бревен и по-разному соединялись вверху; покрывались цельными или расколотыми бревнами, а сверху землей, дерном или мхом; наконец, были различия и во внутреннем устройстве, и в крыше - она могла быть плоской, односкатной, двухскатной на коньковом стояке, двухскатной коньковой и т.д.

Пол в таком жилище - земляной, первоначально земляными были и нары вдоль стен - ханты просто оставляли у стен невынутую землю - возвышение, которое затем стали обшивать досками, так что получались нары.

В древности огонь разводили в середине жилища и дым выходил через отверстие вверху, в крыше. Только потом его стали закрывать и превратили в окно, которое закрывали гладкой прозрачной льдиной. Появление окна стало возможным, когда появился очаг типа камина - чувал, стоящий в углу у двери. Об устройстве чувала вам подробно расскажет экскурсовод во время экскурсии и вы поймете загадку «Внутри гнилого дерева рыжая лиса бежит».

Если вас не интересуют подробности, можно просто самостоятельно рассмотреть этот компактный дом, представить себе образ жизни хантов, сделать фотографии - Парк народов Сибири и Дальнего Востока открыт для самостоятельного посещения гостями ЭТНОМИРа круглогодично.

Традиционное жилище кочевниковЧум – жилище коренных
жителей Ямала

Традиционное жилище жителей городов

Многоэтажный
дом

Актуальность темы исследования

Сегодня, ханты находится на грани
«перерождения», обезличивания в общем
«котле» проживающих на Севере народов.
Традиции ханты, манси и селькупов
забываются, «сглаживаются», становятся
«преданьем старины глубокой» .
Изучение культуры коренных народов поможет
обществу сохранить бесценные знания и
грамотно использовать их в будущем при
проектирование жилья, одежды и в других
областях науки.

Объект исследования

культура народа ханты

Предмет исследования

Жилище ханты – чум

Гипотеза исследования

Предположим, что изучая культуру народа
ханты, мы поймём, что форма постройки
жилища не случайна, так как она может быть
связана с мировоззрением народа, его образом
жизни

Задачи исследования

- Познакомиться с литературой;
- Посетить интернат;
- Обнаружить связь архитектурной формы
чума с культурой ханты.

Характеристика народа ханты

Среди ханты
выделяются
три этнографические
группы
(северные, южные
и восточные),
отличающиеся
диалектами, самоназваниями,
особенностями в хозяйстве и культуре

Образ жизни ханты

- Речное рыболовство;
- Таёжная охота;
- Оленеводство.

Женщины занимаются

- Выделкой шкур;
- Шитьём одежды из оленьего меха;
- Вышивкой бисером

Конструкция чума

Зимние капитальные постройки были либо каркасными,
углублёнными в землю, пирамидальной или усечённопирамидальной формы, либо срубными.
Оленеводы в тундре жили на стойбищах в чумах,
крытые накрывали покрышками из оленьих шкур или
бересты.
В конструкции чума нет мелочей.
Коническая форма хорошо
приспособлена к особенностям
ландшафта открытой тундры. Он
устойчив при ветрах.
С крутой поверхности чума легко скатывается
снег

Конструкция чума

Коническая конструкция чума
выверена веками.
Она предельно проста, все
детали - незаменимы.
Три длинных шеста расставляются по кругу, и
скрепляются вверху сухожилием оленя. Затем в каркас
вставляются остальные жерди. Чум покрывается
нюками.
Летний вариант покрышки
изготавливался из
бересты. Трудоёмкий
процесс изготовления
такого нюка занимал иногда
весь летний период.
Зимний вариант покрышек - оленьи шкуры.
Сегодня кочевники используют брезент,
сукно.

Внутреннее пространство чума

Зимний чум тундровики
ставят в укрытых от ветра
местах. Где рядом есть река
для ловли рыбы, где под
снегом много ягеля и где есть
топливо для очага.
Центральное место в чуме – это очаг. В былые
времена это открытый костер, сегодня
металлическая печка.
Чум условно делится на мужскую и
женскую половины. На мужской
половине размещаются охотничьи
принадлежности, здесь хозяева
встречают гостей. На женской
половине размещается вся
домашняя утварь, продукты
питания, одежда, колыбель.

Вертикальная модель мира и чум

Вертикальная модель– это сравнение
строения мира с деревом, древом жизни.
Верхний мир – это крона, средний мирствол, подземный мир – корни. Вообще
растения в культуре ханты занимают
особое место, в частности, деревья.
Вертикальная модель мира объясняет строение
чума. Верхнее отверстие в чуме предназначено
для свободного общения с богами. Отсутствие
окон объясняется тем, что существа нижнего
мира могут подсматривать в окна и этим
приносить вред людям.

Выводы

Прикоснувшись к истории и культуре, я понял, что форма
постройки жилища не случайна, как с точки зрения
физических законов, так как и с точки зрения верования
народа.

Ханты-мансийское традиционное жилище

Исследование дома хантов и манси, проводится на примере переносного типа жилищ, присущего в основном оленеводам Сибири. У обских угров была коническая постройка, с деревянным каркасом и войлочными стенами, - чум (См. Прил., рис.1).

Этот тип постройки наилучшим образом соответствовал хозяйству оленеводов. Было очень удобно, при кочевании, перевозить с места на место эту легкую, просто собирающуюся конструкцию. Обычно установка дома занимала у хантов менее сорока минут.

Чум начинали строить с основного центрального шеста (кутоп-юх ), который считался священным (по некоторым данным, священным считался шест, находившийся напротив входа в жилище). Один шест вкладывали в развилку другого, следом по-очереди с двух сторон укладывались остальные слеги, которые составляли каркас постройки [Тахтуева А.М., 1895: 43].

Очаг (чувал ) сооружался посередине из нескольких плоских камней или железного листа, обложенного по краям толстыми бревнами. Сооружение было таково, что диаметр основания составлял примерно девять метров, а на верху, в точке соприкосновения жердей, оставалось неприкрытое шкурами отверстие, которое служило выходом для дыма.

В теплое время года, слеги накрывали покрышками, сделанными из вываренной бересты. Летом чум у всех народов Западной Сибири ставили без углубления. Пол был земляной или укрытый циновками из прутьев. Спали ханты-манси на нарубленных хвойных ветках, укрытых оленьими шкурами. Зимой же природной поверхностью служил снег. Поверх каркаса укладывалось четыре слоя покрышки, сшитой из оленей шкуры (наружная покрышка мехом наверх, внутренняя - мехом вниз). Края полога чума обкладывались снегом, землей и дерном для большей герметичности.

Строгой ориентации по странам света у этих народов нет: чум ставили входом к реке либо в направлении кочевания, в подветренную сторону, иногда кочевники ставили свои постройки кругом или полукругом, а дымокуры с оленями посередине [Соколова З.П., 1998: 10].

Соотнесение модели мира с домом

"Мировоззрение народа… в чем оно проявляется? Каковы его составляющие? Мифология, обрядность, атрибутика, поведенческие нормы, отношение к природе… все эти аспекты бытия реализуются в традиционных обществах на разных социальных уровнях" [Гемуев И.Н., 1990: 3].

Мифология обской ветви финно-угорских народов определяет не только картину мира, мировоззрение и социальную структуру хантов и манси, но и "Космос" внутри жилого пространства. В религиозно-мифологических представлениях манси космос включает три сферы (вертикальное строение): верхний мир, средний и земной.

Небесный, верхний мир - сфера обитания бога демиурга Нуми-Торума (хант. Торыма ), по воле которого была создана земля. Судя по основному космогоническому мифу, гагара, посланная Нуми-Торумом, достала со дна океана комок ила, который затем увеличился до размеров Земли [Гемуев И.Н., 1991: 6; Хомич Л.В., 1976: 18]. Бог демиург создал богатырей первой генерации, но позже за неподобающее поведение уничтожил. Богатыри второй генерации превратились в духов-покровителей сообществ людей, объединенных сознанием единства происхождения. Далее Нуми-Торум создал лесных великанов, животных, и, наконец, людей, после чего удалился от дел и передал правление одному из сыновей.

Мир-сусне-хум "объезжающий на коне свои угодья", младший из сыновей верховного бога, управляет жизнью людей, и обитает на втором, земном уровне, а также еще множество локальных божеств живут в среднем мире. В подземном царстве живет бог болезней и смерти - Куль-отыр и подчиненные ему существа [Гемуев И.Н., 1991: 6; Хомич Л.В., 1976: 21].

Под землей жили плохие и вредные духи, на верху обитали верховные боги, но "членение жилища на три сферы отчетливо соотносится со спецификой пребывания в нем человека" [Гемуев И.Н., 1991: 26]. Мужчина вхож на чистую территорию богов, в то время, как женщина имела право находится в жилом пространстве, но лишь тогда, когда она почти была равна чистому человеку, то есть, когда она не рожает и не менструирует. В эти же периоды ей надлежит обитать в специальных маленьких домиках (мань-кол ), которые ассоциируются с неким преддверием нижнего мира.

Зонирование жилища манси в горизонтальной плоскости целесообразно начать с южной (противоположной входу) святой стены (мул ). Это место отождествляется с верхней частью чума, там хранятся семейные фетиши и другие святыни: пубы, иттерма, талисманы. Пространство у мула с внутренней и наружной стороны запретно для женщины. Снаружи перед мулом непременно вкопан столб для привязывания жертвенного животного (анквыл ). Обычно у мула ставятся угощения для Мир-сусне-хума и домашних, совершаются кровавые жертвоприношения. Очевидно, что мул сильно задействован в сакральной практике.

С другой стороны от мула находилась привходовая, северная зона жилища. Очаг, как правило, находился в правом от входа углу или посередине. В промежутке между чувалом и правой стеной находилось изображение Самсай-ойки - духа нижнего мира, функцией которого была охрана входа, порога.

Далее шло разделение пространства по социальному признаку. Как правило, оно олицетворяет половозрастную иерархию. Наиболее почетным местом (мули палом ), предназначенным для гостей (мужчин), был пал (нары) у мула, находившийся в близости от угловых нар хозяев. Дальше к двери (открывающейся части чума) размещались члены семьи и родственник, причем, мужское население размещалось ближе к чувалу, а женское - к выходу.

Выше приведенными примерами, И.Н. Гемуев доказывает, что ханты-мансийский дом в миниатюре повторяет образ Вселенной в том виде, в котором он существует в традиционном мировоззрении. Исследователь очень четко распределил самые священные центры, которые представляют собой полярные зоны: синтез верхних полок и мула, и соединение подземного мира с порогом и входом в жилище. Недаром, при строительстве нового дома, принесение кровавой жертвы или закапывание останков жертвенного животного под порогом, наблюдается практически у всех народов России, ведущих традиционный образ жизни.

"Приобщение к космосу, космизация личности, что в традиционном обществе прямо соответствует ее становлению, переходу от бесхитростно-детского к взрослому, "ответственному перед богом и людьми" состоянию напрямую связано у манси с созданием собственной семьи, дома. В этом смысле дом, который сам по себе является слепком Космоса, объективно основан на его принципах" [Гемуев И.Н., 1990: 219]. Человек пытается создать гармонинию своего мира, посредством упорядоточения и наложения своего видения картины мира на структуру своего дома.

У народов ханты и манси мифология практически одинаковая. Разница заключается в некоторых названиях богов и в том, что у хантов существует представление, о подобии всех трех миров, то есть они считали, что на небесном и подземном уровнях существует такая же деятельность, как и на среднем, отличие состоит только в том, что в поземном мире все происходит наоборот (у лошади шкура вывернута мясом наружу, а мехом вниз).

Трехэтажное строение вселенной и ее проекция на жилище однотипна, однако, это не единственное членение пространства дома у хантов. Имеют место еще воззрения о горизонтальном (линейном) делении, согласно которому верхний мир - это южная часть, куда впадает Обь. Одновременно нижний мир - это часть, где-то на северо-западе, близь моря, именно оттуда к людям приходят духи, приносящие болезнь.

Рассмотрим подробней распределение мест в жилище хантов. В чуме, от входа к дальней стенке проходит разделительная полоса, именно на ней, в центре сделан очаг. За очагом - наклонный шест (сымзы ), к нему от входа идут над кострищем два горизонтальных шеста, на них поперечный стержень, продеваемый в отверстия крюка для подвешивания котла. "Слева и справа от разделительной полосы - съемные доски пола, далее по бокам - подстилки из циновок и оленьих шкур. Участок около входа - для дров, напротив входа - священный, на разделительной полосе - кухонный, на досках - обеденный, на подстилках - спальный" [Хомич Л.В., 1995: 124].

Как отмечает Л.В. Хомич, наиболее почетное место - в середине левой половины, там находятся супруги-хозяева, затем - в середине правой половины, где размещают гостей. Зона, длящаяся от середины к сымзы - место неженатых мужчин или стариков-родителей, ближе к входу, как у манси, - незамужних женщин. Очевидно одинаковое отношение у всех народов Сибири к женщине, ее определенная роль и месторасположение в жилом пространстве дома. В этом заключается проекция социальной сферы на план жилища в традиционной культуре.

Ханты и манси очень трепетно относились к окружающему миру. Они не считали себя умнее животного, единственное различие человека и зверя было в неравных физических возможностях того или иного. Перед тем как срубить дерево, люди долго извинялись пере ним. Срубали же лишь сухие деревья.

Считалось, что у дерева была живая, но беспомощная душа, более того, дерево являлось связующим звеном с небесным миром, так как макушка дерева застревала в облаках, а корни уходили глубоко в землю. Поэтому именно древесина является главным строительным материалом, символизируя место, определенное для человека в космосе.

Обские угры, выбрав главным образом себе в качестве жилья коническую конструкцию, старались, с помощью архитектурных принципов, упорядочить свою модель мира. Жилище было связано со всеми тремя мирами и имело свое четкое расположение в космическом представлении вселенной. Эти основные положения космогонической модели мира народов ханты и манси, переносятся на модель жилого дома.