Где начинается развитие событий матренин двор. Солженицын «Матрёнин двор


Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 1

1. Рассказ «Матрёнин двор»:

Б) основан на художественном вымысле;

В) основан на рассказах очевидцев, содержит элементы вымысла.

2. Повествование в рассказе ведётся:

А) от первого лица;

Б) от третьего лица;

В) двумя рассказчиками.

3. Функция экспозиции в рассказе:

А) познакомить читателя с главными героями;

Б) заинтриговать читателя тайной, объясняющей медленное движение поезда по отрезку железнодорожного пути;

В) ознакомить с местом действия и указать на причастность повествователя к произошедшим

событиям.

4. Повествователь поселился в Тальново, надеясь найти патриархальную Россию:

А) и огорчился, увидев, что жители недоброжелательны по отношению друг к другу;

Б) и ни о чём не пожалел, потому что узнал народную мудрость и душевность жителей Тальново;

В) и остался жить там навсегда.

5. Повествователь, уделяя внимание бытоописанию, говоря о немолодой кошке, козе, о мышах и тараканах, вольготно живущих в доме Матрёны:

А) не одобрял неаккуратность хозяйки, хотя и не говорил ей об этом, чтобы не обидеть;

Б) подчеркнул, что доброе сердце Матрёны жалело всё живое, и она приютила в доме тех,

кто нуждался в её сострадании;

В) показал подробности деревенского житья.

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 2

1. В отличие от подробного описания Фаддея, портрет Матрёны скуп на детали:

«Обвязанное старческим слинявшим платочком смотрело на меня в непрямых мягких отсветах лампы круглое лицо Матрёны…» Это позволяет:

Б) указать на принадлежность её к деревенским жителям;

В) увидеть глубокий подтекст в описании Матрёны: её сущность раскрывает не портрет, а то, как она живёт и общается с людьми.

2. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (), называется:

3. О чем говорит автор: «Но потому, должно быть, пришла она к нашим предкам из самого каменного века, что, протопленная раз на досветьи, весь день хранит в себе теплый корм и пойло для скота, пищу и воду для человека. И спать тепло».

5. Чем судьба рассказчика повести «Матренин двор» напоминает судьбу автора А. Солженицына?

5. Когда был написан рассказ «Матрёнин двор»?

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 3

1. Матрёна рассказала повествователю Игнатичу историю своей горькой жизни:

А) так как ей не с кем было поговорить;

Б) потому что ему тоже пришлось пережить трудные времена, и он научился понимать и сострадать;

В) потому что хотела, чтобы её пожалели.

2. Недолгое знакомство с Матрёной позволило автору понять её характер. Он была:

А) добрая, деликатная, отзывчивая;

Б) замкнутая, неразговорчивая;

В) хитрая, меркантильная.

3. Почему Матрёне тяжело было отдавать горницу при жизни ?

4. Кем хотел работать рассказчик в деревне?

5. Укажите, от чьего лица ведётся повествование в рассказе Солженицына «Матрёнин двор»

В) объективное повествование

Г) посторонний наблюдатель

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 4

А) ходила за святой водой на Крещение;

Б) заплакала, услышав романсы Глинки по радио, принимая сердцем эту музыку;

В) согласилась отдать горницу на слом.

2. Основная тема рассказа:

А) месть Фаддея Матрёне;

Б) отчуждённость Матрёны, жившей замкнуто и одиноко;

В) разрушение двора Матрёны как приюта доброты, любви и всепрощения.

3. Проснувшись когда-то ночью в дыму, что кинулась спасать Матрёна ?

4. Золовка, после смерти Матрёны, сказала про неё: «…глупая, помогала чужим бесплатно». А были ли люди для Матрены чужими? Как называется это чувство, на котором и держится до сих пор Русь, по мнению Солженицына?

5. Укажите второе название рассказа Солженицына «Матрёнин двор»

А) « Случай на станции Кречетовка»

Б) «Пожар»

В) «Не стоит село без праведников»

Г) «привычное дело»

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 5

А) выделить у героя основательность, достойность, крепость.

Б) показать стойкость когда-то «смоляного богатыря», который не растратил душевную доброту щедрость;

В) ярче выявить злобу, ненависть, жадность героя.

2. Повествователь это:

А) художественно-обобщённый персонаж, показывающий полную картину событий;

Б) действующее лицо рассказа, со своей историей жизни, самохарактеристикой и речью;

В) нейтральный рассказчик.

3. Чем кормила Матрёна своего жильца ?

4. Продолжите. «Но отнюдь не была Матрёна бесстрашной. Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше всего почему-то….»

а) «Село Торфопродукт»


б) «Не стоит село без праведника»

в) «Беспритульная Матрена»

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 6

1. Изображая плач родственниц по погибшей Матрёне,

А) показывает близость героев к русскому национальному эпосу;

Б) показывает трагичность событий;

В) раскрывает сущность сестёр героини, которые в плаче спорят за наследство Матрёны.

2. Трагическим предзнаменованием событий можно считать:

А) пропажу колченогой кошки;

Б) потерю дома и всего, что с ним связано;

В) разлад в отношениях с сёстрами.

3. Матрёниным часам было 27 лет и они все время спешили, почему это не беспокоило хозяйку ?

4. Кто такая Кира?

5. В чем заключается трагедия финала? Что хочет нам сказать автор? Что его беспокоит ?

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 7

1. Солженицын называет Матрёну праведницей, без которой не стоит село, согласно пословице. К такому выводу он пришёл:

А) так как Матрёна всегда говорила правильные слова, к её мнению прислушивались;

Б) потому что Матрёна соблюдала христианские обычаи;

В) когда образ Матрёны стал ему понятен, близок, как и жизнь её без гонки за добром, за нарядами.

2. Какими словами начинается рассказ «Матрёнин двор»?

3. Что связывает рассказ «Матрёнин двор» и?

4. Как первоначально назывался рассказ «Матрёнин двор»?

5. Что висело «на стене для красоты» в доме у Матрёны?

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 8

1. Матрёна варила еду в трёх чугунках. В одном – себе, в другом – Игнатичу, а в третьем -…?

3. Какое верное средство было у Матрёны, чтобы вернуть себе доброе расположение духа?

4. Какое событие или предзнаменование произошло с Матрёной в Крещение?

5. Назовите полное имя Матрёны.

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 9

1. Какую часть дома завещала Матрёна своей воспитаннице Кире ?

2. О каком историческом периоде идёт речь в рас­сказе?

а) после революции

б) после Отечественной войны

3. Какая музыка, услышанная по радио, понравилась Матрёне ?

4. Какую погоду называла Матрёна дуЕль?

5. «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрёны. У тех людей всегда лица хороши, кто ….» Продолжите.

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 10

1. О чём думал Фаддей, стоя у гробов убитых им сына и женщины, которую он когда-то любил?

2. Какова основная идея рассказа?

а) изображение тяжести жизни крестьянства колхоз­ных деревень

б) трагическая судьба деревенской женщины

в) утрата обществом духовных и нравственных основ

г) отображение типа чудака в русском обществе

3. Продолжи : «Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый ….»

4.

5. Какие художественные детали помогают автору создать образ главной героини?

а) колченогая кошка

б) картофельный суп

в) большая русская печка

г) безмолвная, но живая толпа фикусов

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 11

1. В чём заключается смысл названия рассказа?

а) рассказ назван по месту действия

б) Матренин двор - символ особого устройства жиз­ни, особого мира

в) символ разрушения мира духовности, добра и ми­лосердия в русской деревне

2. Какова основная мысль этой повести? Что вкладывает Солженицын в образ старухи Матрены ?

3. Какова особенность системы образов рассказа?

а) построена по принципу парности персонажей

б) герои, окружающие Матрену, эгоистичны, черствы, они пользовались добротой главной героини

в) подчеркивает одиночество главной героини

г) призвана выделить характер главной героини

4. Напишите, какой была судьба Матрены.

5. Как жила Матрена? Счастлива ли она была в жизни ?

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 12

1. Почему у Матрены не было детей?

2. О чем беспокоился Фаддей после смерти сына и бывшей любимой женщины?

3. Что завещала Матрена ?

4. Как можно охарактеризовать образ главной геро­ини?

а) наивная, смешная и глупая женщина, всю жизнь бесплатно проработавшая за других

б) нелепая, бедная, убогая, всеми оставленная старуха

в) праведница, ничем не погрешившая против зако­нов нравственности

а) в художественных деталях

б) в портрете

в) характер описания события, положенного в основу рассказа

д) внутренние монологи героини

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 13

1. К какому из типов традиционной тематической классификации относится этот рассказ?

1) Деревенская 2) военная проза 3) интеллектуальная проза 4) городская проза

2. К какому типу литературных героев можно отнести Матрёну?

1) лишний человек, 2) маленький человек, 3) преждевременный человек 4) праведный человек

3. Рассказ «Матрёнин двор» написан в традициях:

4. Эпизод разрушения дома является:

1) завязкой 2) экспозицией 3) кульминацией 4) развязкой

5. Традиции какого древнего жанра можно обнаружить в рассказе «Матрёнин двор»?

1) притчи 2) былины 3) эпоса 4) жития

Солженицын «Матрёнин двор»

Вариант 14

1. Каково первоначальное название рассказа?

1) «Жизнь не по лжи» 2) «Не стоит село без праведника» 3) «Быть добру!» 4) «Смерть Матрёны»

2. Конкретный субъект повествования, обозначенный местоимением «я» и первым лицом глагола, действующее лицо произведения, посредник между образом автора и читателем называется:

3. Встречающиеся в рассказе слова «неуладкой» , «к ужоткому», «горница» называются:

1) профессиональными 2) диалектными 3) словами с переносным значением

4. Назовите приём, который использует автор, изображая характеры Матрёны и Фаддея:

1) антитеза 2) зеркальная композиция 3) сопоставление

5. Приём расположения образов с постепенным нарастанием значимости, который использует автор в финале рассказа (село - город - вся земля наша ), называется:

1) гипербола 2) градация 3) антитеза 4) сопоставление

Ответы:

Вариант 1

1 – а

3 – в

4 – а

5 – б

Вариант 2

2- градация

3 - О русской печке.

Вариант 3

3. «Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда, ни добра своего не жалела Матрёна никогда. И горница эта всё равно была завещана Кире. Но жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет».

4. учителем

Вариант 4

3. Она стала валить на пол фикусы, чтоб не задохнулись от дыма.

4. Праведниками

Вариант 5

1. в

2. 2.

3. «Картовь необлупленная», «суп картонный» или каша ячневая.

4. Поезда.

5. б

Вариант 6

3. Лишь бы не отставали, чтоб утром не запоздниться».

4. Воспитанница

5. Гибнет Матрёна – гибнет Матрёнин двор – Матрёнин мир – особый мир праведника. Мир духовности, добра, милосердия, о котором писали ещё и. Никто не задумывается даже, что с уходом Матрёны уходит из жизни что-то ценное и важное. Праведница Матрёна – нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу ». Завершающие слова рассказа возвращают к первоначальному названию – «Не стоит село без праведника » и наполняют рассказ о крестьянке Матрёне глубоким обобщающим, философским смыслом. Село – символ нравственной жизни, национальных корней человека, село – вся Россия.

Вариант 7

1. В

2. «На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани, еще добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход как бы до ощупи».

3. Именно он дал ему такое название.

4. Не стоит село без праведника».

5. Рублёвые плакаты о книжной торговле и об урожае.

Вариант 8

1. Козе.

2. Об электричестве.

3. Работа.

4. Пропал котелок со святой водой.

5. Григорьева Матрёна Васильевна.

Вариант 9

1. Горницу.

2. г) 1956 год

2. Романсы Глинки.

3. Метель.

4. «В ладах с совестью своей».

Вариант 10

1. «Высокий лоб его был омрачён тяжёлой думой, но дума эта была – спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».

2. в)

3. «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село».

4. В чем сила и слабость Матрены? Что понял для себя Игнатич?

5. д) «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка

Вариант 11

1. в

2. нравственный идеал писателя, на котором должна основываться жизнь общества. Все поступки и помыслы Матрёны были освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим. Судьба Матрёны прочно связана с судьбой русской деревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них «не стоять селу »

Вариант 12

1. Умирали

2. спасти брёвна горницы от огня и от козней Матрёновых сестёр».

3. Истинный смысл жизни, скромной

4. В

Анализ рассказа «Матренин двор» включает в себя характеристику его персонажей, краткое содержание, историю создания, раскрытие главной мысли и проблем, которые затронул автор произведения.

По утверждению Солженицына, рассказ основан на реальных событиях, «полностью автобиографичен».

В центре повествования – картина жизни русского села 50-х гг. ХХ века, проблема деревни, рассуждения на тему главных человеческих ценностей, вопросы добра, справедливости и сострадания, проблема труда, умение пойти на выручку ближнему, который оказался в трудной ситуации. Всеми этими качествами обладает праведник, без которого «не стоит село».

История создания «Матрёнина двора»

Изначально заглавие повести звучало так: «Не стоит село без праведника». Конечный вариант был предложен на редакционном обсуждении в 1962 году Александром Твардовским. Писатель отметил, что смысл названия не должен быть нравоучительным. В ответ Солженицын добродушно заключил, что ему не везет с названиями.

Александр Исаевич Солженицын (1918 — 2008)

Работа над рассказом велась в течение нескольких месяцев – с июля по декабрь 1959 года. Написал его Солженицын в 1961 году.

В январе 1962 года во время первого редакционного обсуждения Твардовский убеждал автора, а заодно и самого себя в том, что произведение не стоит печатать. И все же рукопись он попросил оставить в редакции. В итоге рассказ увидел свет в 1963 г. в «Новом мире».

Примечательно, что жизнь и смерть Матрены Васильевны Захаровой отражены в этом произведении максимально правдиво – именно так, как это было на самом деле. Настоящее название деревни – Мильцево, находится она в Купловском районе Владимирской области.

Критики тепло встретили работу автора, высоко оценив ее художественную ценность. Суть произведения Солженицына очень точно охарактеризовал А. Твардовский: необразованная, простая женщина, рядовая труженица, старая крестьянка… разве может такой человек привлекать столь большое внимание и любопытство?

Может, потому что ее внутренний мир очень богат и возвышен, наделен лучшими человеческими качествами, и на его фоне тускнеет все мирское, материальное, пустое. За эти слова Солженицын был очень признателен Твардовскому. В письме к нему автор отметил важность его слов для себя, а также указал на глубину его писательского взгляда, от которого не утаилась основная мысль произведения – история о любящей и страдающей женщине.

Жанр и идея произведения А. И. Солженицына

«Матренин двор» относится к жанру рассказа. Это повествовательный эпический жанр, основными признаками которого является малый объем и единство события.

Произведение Солженицына повествует о несправедливо жестокой судьбе простого человека, о быте деревенских жителей, о советских порядках 50-х годов прошлого века, когда после смерти Сталина осиротевший российский народ не понимал, как ему жить дальше.

Повествование ведется от лица Игнатьича, который на протяжении всего сюжета, как нам кажется, выступает лишь в роли отвлеченного наблюдателя.

Описание и характеристика главных героев

Список действующих лиц рассказа немногочисленный, сводится он к нескольким персонажам.

Матрена Григорьева – женщина преклонных лет, крестьянка, которая всю жизнь проработала в колхозе и которую освободили от тяжелого ручного труда ввиду серьезной болезни.

Она всегда старалась помогать людям, пусть даже незнакомым. Когда рассказчик приходит к ней, чтобы арендовать жилье, автор отмечает скромность и бескорыстие этой женщины.

Матрена никогда не искала жильца намеренно, не стремилась нажиться на этом. Все ее имущество состояло из цветов, старой кошки и козы. Самоотверженность Матрены не ведает границ. Даже ее супружеский союз с братом жениха объясняется желанием помогать. Так как мать у них умерла, работу по дому выполнять было некому, тогда Матрена взяла на себя эту ношу.

У крестьянки родилось шестеро детей, но все они умерли в раннем возрасте. Поэтому женщина занялась воспитанием Киры, младшей дочери Фаддея. Матрена работала с раннего утра да позднего вечера, но никогда и ни перед кем не выказывала своего недовольства, не жаловалась на усталость, не роптала на судьбу.

Ко всем она была добра и отзывчива. Она никогда не жаловалась, не хотела быть для кого-то в тягость. Подросшей Кире Матрена решала отдать свою горницу, но для этого нужно было разделить дом. Во время переезда вещи Фаддея застряли на железной дороге, и женщина погибла под колесами поезда. С этого момента не стало человека, способного на бескорыстную помощь.

Тем временем родственники Матрены думали только о наживе, о том, как разделить вещи, оставшиеся от нее. Крестьянка сильно отличалась от остальных жителей деревни. Это был тот самый праведник – единственный, незаменимый и такой незаметный для окружающих людей.

Игнатьич является прототипом писателя. В свое время герой отбывал ссылку, затем его оправдали. С тех пор мужчина задался целью отыскать тихий уголок, где можно провести остаток жизни в покое и безмятежности, работая простым школьным учителем. Свое пристанище Игнатьич нашел у Матрены.

Рассказчик – закрытый человек, которому не нравится излишнее внимание и долгие разговоры. Всему этому он предпочитает тишину и покой. Между тем с Матреной ему удалось найти общий язык, однако в силу того, что в людях он разбирался плохо, смысл жизни крестьянки он смог постичь только после ее смерти.

Фаддей – бывший жених Матрены, брат Ефима. В юности он собирался на ней жениться, но ушел в армию, и вестей о нем не было три года. Тогда Матрену отдали замуж за Ефима. Вернувшись, Фаддей чуть было не зарубил топором брата и Матрену, но вовремя образумился.

Герой отличается жестокостью и несдержанностью. Не дождавшись смерти Матрены, он стал требовать у нее часть дома для дочери с мужем. Таким образом, именно Фаддей виноват в гибели Матрены, которая попала под поезд, помогая родным растаскивать свой дом по частям. На похоронах его не было.

Рассказ поделен на три части. В первой говорится о судьбе Игнатьича, о том, что он является бывшим заключенным и теперь работает школьным учителем. Сейчас он нуждается в тихом пристанище, которое с удовольствием предоставляет ему добрая Матрена.

Во второй части рассказывается про тяжелые события в судьбе крестьянки, про юность главной героини и о том, что война забрала у нее возлюбленного и ей пришлось связать свою судьбу с нелюбимым человеком, братом ее жениха.

В третьем эпизоде Игнатьич узнает о смерти бедной крестьянки, рассказывает о похоронах и поминках. Родственники выдавливают из себя слезы, потому что того требуют обстоятельства. В них нет искренности, их мысли заняты лишь тем, как выгодней для себя разделить имущество погибшей.

Проблемы и аргументы произведения

Матрена – человек, который не требует награды за свои светлые дела, она готова на самопожертвование ради блага другого человека. Ее не замечают, не ценят и не стараются понять. Вся жизнь Матрены полна страданий, начиная с юности, когда ей пришлось соединить судьбу с нелюбимым человеком, пережить боль утраты, заканчивая зрелостью и старостью с их частыми болезнями и тяжелым ручным трудом.

Смысл жизни героини – в тяжелом труде, в нем она забывает обо всех горестях и проблемах. Отрадой для нее является забота о других, помощь, сострадание и любовь к людям. В этом и заключается основная тема рассказа.

Проблематика произведения сводится к вопросам нравственности. Дело в том, что в деревне материальные ценности ставятся выше духовных, они превалируют над человечностью.

Сложность характера Матрены, возвышенность ее души недоступны для понимания алчных людей, окружающих героиню. Ими движет жажда накопительства и наживы, которая застилает им взор и не дает увидеть доброту, искренность и самоотверженность крестьянки.

Матрена служит примером тому, что сложности и тяготы жизни закаляют сильного духом человека, сломить его они неспособны. После гибели главной героини все, что она выстраивала, начинает рушиться: дом растаскивают по кускам, разделяют остатки жалкого имущества, двор оставляют на произвол судьбы. Никто не видит, какая ужасная потеря произошла, какой прекрасный человек покинул этот мир.

Автор показывает бренность материального, учит не судить людей по деньгам и регалиям. Истинный смысл заложен в нравственном облике. Он сохраняется в нашей памяти даже после смерти человека, от которого исходил этот удивительный свет искренности, любви и милосердия.

Летом 1956 г. в срединную Россию из азиатских лагерей возвращается герой рассказа Игнатьич. В рассказе он наделен функцией повествователя. Герой работает учителем в сельской школе и поселяется в деревне Тальново в избе шестидесятилетней Матрены Васильевны Григорьевой. Квартирант и хозяйка оказываются людьми, духовно близкими друг другу. В рассказе Игнатьича о повседневной жизни Матрены, в оценках окружающих ее людей, в ее поступках, суждениях и воспоминаниях о пережитом перед читателем раскрывается судьба героини и ее внутренний мир. Судьба Матрены, ее образ становятся для героя символом судьбы и образом самой России.

Зимой родственники мужа Матрены забирают у героини часть дома — горницу. При перевозке разобранной горницы Матрена Васильевна гибнет на железнодорожном переезде под колесами паровоза, пытаясь помочь мужчинам вывезти с переезда застрявшие сани с бревнами. Матрена предстает в рассказе как нравственный идеал, как воплощение вытесняемых ходом истории высоких духовных и нравственных начал народной жизни. Она — в глазах героя-повествователя — из тех праведников, на которых мир стоит.

Своими жанровыми особенностями рассказ Солженицына приближается к очерку и восходит к тургеневской традиции «Записок охотника». Наряду с этим, «Матренин двор» как бы продолжает традицию лесковских повествований о русских праведниках. В авторском варианте рассказ так и назывался — «Не стоит село без праведника», но впервые был опубликован под названием «Матренин двор».

Судьба героя-повествователя рассказа Солженицына «Матренин двор» соотнесена с судьбами героев рассказа «Один день Ивана Денисовича». Игнатьич как бы продолжает судьбу Шухова и его товарищей-лагерников. В его истории рассказывается, что ждет заключенных в жизни после освобождения. Поэтому первой важной проблемой в рассказе становится проблема выбора героем своего места в мире.

Игнатьич, проведший десять лет в тюрьме и лагере, после жизни в ссылке в «пыльной горячей пустыне», стремится обосноваться в тихом уголке России, «где не обидно бы и жить и умереть». Герой хочет найти такое место на родной земле, которое сохранило бы неизменными исконные черты и приметы народной жизни. Игнатьич надеется обрести в традиционном, устоявшем под разрушительным воздействием неумолимого хода истории, национальном укладе жизни духовную и нравственную опору, душевный покой. Он обретает его в деревне Тальново, поселившись в избе Матрены Васильевны.

Чем же объясняется такой выбор героя?

Герой рассказа отказывается принять страшный бесчеловечный абсурд существования, ставший нормой жизни современников и имеющий многообразные проявления в повседневном укладе жизни людей. Это с беспощадностью публициста показывает Солженицын в рассказе «Матренин двор». Одним из примеров являются безалаберные, разрушающие природу действия председателя колхоза, получившего за успешное уничтожение вековых лесов звание Героя Социалистического Труда.

Следствием ненормального хода истории, алогичного уклада жизни является и трагическая судьба героя. Абсурдность, противоестественность нового жизненного уклада особенно заметна в городах и промышленных поселках. Поэтому герой стремится в глубинку России, хочет «поселиться... навсегда» «где-нибудь подальше от железной дороги». Железная дорога — традиционный для русской классической литературы символ бездушной, несущей разрушение и гибель человеку современной цивилизации. В таком значении железная дорога предстает и в рассказе Солженицына.

Поначалу желание героя кажется неосуществимым. Он с горечью замечает и в жизни деревни Высокое Поле, и в поселке Торфопродукт («Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!» — говорит рассказчик о названии поселка) страшные реалии нового уклада жизни. Поэтому деревня Тальново, дом Матрены и сама она становятся для героя последней надеждой, последней возможностью осуществления его мечты. Матренин двор становится для героя желанным воплощением той России, найти которую было столь важно для него.

В Матрене Игнатьич видит духовный и нравственный идеал русского человека. Какие же черты характера, свойства личности Матрены позволяют видеть в ней воплощение вытесняемых ходом истории высоких духовных и нравственных начал народной жизни? При помощи каких приемов повествования создается в рассказе образ героини?

Прежде всего, мы видим Матрену в обыденной обстановке, в череде ежедневных забот и дел. Описывая поступки героини, рассказчик стремится проникнуть в их скрытый смысл, понять их мотивы.

В рассказе о первой встрече Игнатьича и Матрены мы видим искренность, простоту, некорыстолюбивость героини. «Я только потом узнал, — говорит рассказчик, — что год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. Потому что пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги — за палочки». Но Матрена не стремится заполучить выгодного квартиранта. Она опасается, что не сумеет угодить новому человеку, что ему не понравится в ее доме, о чем прямо и говорит герою. Но Матрена довольна, когда Игнатьич все же остается у нее, потому что с новым человеком приходит конец ее одиночеству.

Матрене присущи внутренний такт и деликатность. Вставая задолго до постояльца, она «тихо, вежливо, стараясь не шуметь, топила русскую печь, ходила доить козу», «к себе она гостей по вечерам не звала, уважая мои занятия»,— говорит Игнатьич. В Матрене отсутствует «бабье любопытство», она «не досаждала никакими расспросами» герою. Особенно подкупает Игнатьича доброжелательность Матрены, ее доброта раскрывается в обезоруживающей «лучезарной улыбке», преображающей весь облик героини. «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»,— заключает рассказчик.

«Дела звали к жизни»,— говорит о Матрене рассказчик. Работа становится для героини и способом восстановления мира в ее душе. «У нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа»,— отмечает повествователь.

Работая в колхозе, Матрена не получала за свой труд ничего, помогая односельчанам, отказывалась от денег. Ее труд бескорыстен. Работать для Матрены так же естественно, как дышать. Поэтому брать деньги за свой труд героиня считает неудобным и невозможным.

Новым способом создания образа Матрены становится введение в повествование воспоминаний героини. В них демонстрируются новые грани ее личности, в них героиня раскрывается сполна.

Из воспоминаний Матрены мы узнаем, что в молодости она, подобно героине Некрасова, остановила на скаку коня. Матрена способна на решительный, даже отчаянный поступок, но за этим стоит не любовь к риску, не безрассудство, а стремление отвести беду. Желанием отвести беду, помочь людям будет продиктовано поведение героини в последние минуты жизни перед гибелью, когда она бросилась помогать мужикам вытаскивать застрявшие на железнодорожном переезде сани. Матрена остается верна себе до конца.

«Но отнюдь не была Матрена бесстрашной», — отмечает рассказчик. «Боялась она пожара, боялась „молоньи“, а больше всего почему-то — поезда». От одного вида поезда Матрену «в жар бросает, коленки трясутся». Панический страх, испытываемый Матреной от одного вида поезда, вызывающий вначале улыбку, к концу рассказа, после гибели героини под его колесами, обретает значение трагически верного предчувствия.

В воспоминаниях героини о пережитом открывается, что она обладает чувством собственного достоинства, не может снести оскорбления и решительно протестует, когда муж поднял на нее руку.

Начавшаяся Первая мировая война разлучает ее с любимым человеком, Фаддеем, и предопределяет все последующее трагическое течение Матрениной жизни. За три года в жизни России происходят новые трагедии: «И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся». Перевернулась и жизнь Матрены. Как и вся страна, Матрена оказывается перед «страшным выбором»: она должна выбрать свою судьбу, ответить на вопрос: как жить дальше? К Матрене посватался младший брат Фаддея, Ефим. Героиня вышла за него замуж — начала новую жизнь, выбрала свою судьбу. Но выбор был ошибочен. Через полгода возвращается из плена Фаддей. В гибельной игре охвативших его страстей Фаддей готов убить Матрену и ее избранника. Но Фаддея останавливает нравственный запрет, еще существующий в жизни, — он не решается пойти против брата.

Для героини нет пути назад. Выбор Матрены не приносит ей счастья. Новая жизнь не складывается, брак ее бесплоден .

В 1941 г. вновь началась мировая война, и в жизни Матрены вновь повторилась пережитая в Первую мировую войну трагедия. Как в первую войну Матрена потеряла любимого, так во вторую теряет мужа. Неумолимый ход времени обрекает на гибель Матренин двор: «Гнила и старела когда-то шумная, а теперь пустынная изба — и старела в ней беспритульная Матрена».

Солженицын усиливает этот мотив, показывая, что страшный бесчеловечный абсурд существования, ставший нормой жизни людей в новую историческую эпоху и спасения от которого искал герой в доме Матрены, не миновал героиню. Новый уклад неотступно вторгается в жизнь Матрены. Одиннадцать послевоенных лет колхозной жизни были отмечены агрессивной бесчеловечной тупостью и цинизмом колхозных порядков. Кажется, что над Матреной и ее односельчанами проводился эксперимент на выживание: в колхозе не платили деньги за труд, «обрезали» личные огороды, не выделяли покосов для скота, лишали топлива на зиму. Торжеством абсурдности колхозной жизни предстает в рассказе перечисление имущества Матрены, многие годы проработавшей в колхозе: «грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы». Но Матрена сумела преодолеть все тяготы и лишения и сохранить неизменным мир своей души.

Дом Матрены, его хозяйка предстают противостоящими окружающему миру, утвердившемуся в нем алогичному и противоестественному укладу жизни. Мир людей чувствует это и жестоко мстит Матрене.

Этот мотив получает сюжетное развитие в истории разрушения Матренина двора. Вопреки судьбе, обрекшей ее на одиночество, Матрена десять лет воспитывала дочь Фаддея, Киру, и стала для нее второй матерью. Матрена решила: после ее смерти полдома, горница, должны перейти в наследство Кире. Но Фаддей, с которым Матрена хотела когда-то соединить свою жизнь, решает забрать горницу при жизни ее хозяйки.

В действиях Фаддея и его помощников Солженицын усматривает проявление торжества нового уклада жизни. Новый уклад сформировал особое отношение к миру, определил новый характер человеческих взаимосвязей. Страшная бесчеловечность и абсурдность существования людей раскрывается автором в утвердившейся в сознании современников подмене понятий, когда «добром» «страшно называет язык наш имущество наше». В сюжете рассказа это «добро» оборачивается всесокрушающим злом. Погоня за таким «добром», которое «терять считается перед людьми постыдно и глупо», оборачивается в рассказе иной, неизмеримо большей потерей добра подлинного и непреходящего: мир теряет доброго прекрасного человека — Матрену, в жизни утрачиваются высокие духовные и нравственные начала. Отчаянная и безоглядная погоня за «добром-имуществом» несет гибель душе человека, востребует к жизни страшные разрушительные свойства человеческой натуры — эгоизм, жестокость, алчность, агрессивность, жадность, цинизм, мелочность. Все эти низменные страсти проявятся в людях, окружающих Матрену, определяя их поведение в истории разрушения ее дома и гибели ее самой. Душа Матрены, ее внутренний мир противопоставляется душам и внутреннему миру окружающих ее людей. Душа Матрены прекрасна потому, считает Солженицын, что целью жизни Матрены было не добро-имущество, а добро-любовь.

Дом Матрены становится в рассказе Солженицына символом гармоничного традиционного уклада крестьянской жизни, высоких духовных и нравственных ценностей, хранительницей которых является Матрена. Поэтому она и дом неразделимы. Героиня интуитивно ощущает это: «жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. ...для Матрены было это — конец ее жизни всей»,— заключает рассказчик. Но иначе считает Фаддей и его помощники. Гибельные страсти героя уже ничто не сдерживает — на их пути больше нет прежде существовавших нравственных запретов. Они «знали, что ее дом можно сломать и при жизни».

Матренин двор, в котором герой рассказа обрел духовную и нравственную опору, становится последним оплотом традиционного национального уклада жизни, так и не сумевшего устоять под разрушительным воздействием неумолимого хода истории.

Разрушение дома Матрены становится в рассказе символом нарушения естественного хода исторического времени, чреватого катастрофическими потрясениями. Тем самым гибель Матренина двора становится обвинением новой исторической эпохе.

Заключительным аккордом в создании образа героини становится в финале рассказа, уже после гибели Матрены, сопоставление ее с окружающими людьми. Трагическая гибель Матрены должна была потрясти людей, заставить их задуматься, пробудить их души, стряхнуть пелену с глаз. Но этого не происходит. Новый уклад жизни опустошил души людей, их сердца очерствели, в них нет места состраданию, сопереживанию, подлинной скорби. Это показывает Солженицын на обрядах прощания, похорон, поминок Матрены. Обряды утрачивают свой высокий скорбный трагический смысл, от них осталась лишь окостеневшая форма, механически повторяемая участниками. Трагедия смерти не способна остановить в людях их меркантильных и тщеславных устремлений.

Одиночество Матрены при жизни после ее смерти обретает особый и новый смысл. Она одинока потому, что духовный и нравственный мир Матрены объективно, помимо воли героини, противостоит ценностям мира окружающих ее людей. Мир Матрены был для них чужд и непонятен, вызывал раздражение и осуждение. Так образ Матрены позволяет автору показать в рассказе нравственное неблагополучие и духовную опустошенность современного общества.

Знакомство повествователя с людьми, окружающими Матрену, помогает ему до конца понять высокое предназначение ее в мире людей. Матрена, не скопившая имущества, вынесшая жестокие испытания и устоявшая духом, есть «тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Творчество русского советского прозаика А. И. Солженицына относится к наиболее ярким и значимым страницам нашей литературы. Главная заслуга его перед читателями заключается в том, что автор заставил народ задуматься о своём прошлом, о мрачных страницах истории, рассказал жестокую правду о многих антигуманных порядках советского режима и вскрыл истоки бездуховности последующих - послеперестроечных - поколений. Рассказ «Матрёнин двор» в этом плане наиболее показателен.

История создания и автобиографические мотивы

Итак, история создания и анализ. «Матренин двор» относится к рассказам, хотя по своим размерам значительно превышает традиционные рамки упомянутого Написан он был в 1959 году, а напечатан - благодаря стараниям и хлопотам Твардовского, редактора самого прогрессивного на то время литературного журнала «Новый мир» - в 1963 г. Четыре года ожиданий - совсем небольшой срок для писателя, отсидевшего в лагерях с клеймом «враг народа» и опального после публикации «Одного дня Ивана Денисовича».

Продолжим анализ. «Матренин двор» прогрессивная критика считает даже более сильной и значительным произведением, чем «Один день…». Если в истории о судьбе зэка Шухова читателя захватывала новизна материала, смелость выбора темы и её изложения, обличительная сила, то повествование о Матрёне поражает изумительным языком, мастерским владением живым русским словом и тем высочайшим нравственным зарядом, чистой духовностью, которыми наполнены страницы произведения. Солженицын планировал назвать рассказ так: «Не стоит село без праведника», чтобы главная тема и идея были заявлены изначально. Но цензура едва ли пропустила бы столь эпатажное для советской атеистической идеологии название, потому эти слова писатель вставил в конец своего произведения, озаглавив его по имени героини. Впрочем, рассказ только выиграл от перестановки.

Что ещё важно отметить, продолжая анализ? «Матренин двор» относят к так называемой деревенской литературе, справедливо отмечая его основополагающее значение для этого направления в русском словесном искусстве. Принципиальность и художественная правдивость автора, твёрдая нравственная позиция и обострённая совестливость, невозможность идти на компромиссы, как того требовали цензоры и конъюнктура, стали причиной дальнейшего замалчивания рассказа, с одной стороны, и ярким, живым примером для писателей - современников Солженицына, с другой. как нельзя более полно соотносится с тематикой произведения. Да и нельзя было иначе, повествуя о праведнице Матрёне, пожилой крестьянке из сельца Тальново, живущей в самой что ни на есть «нутряной», исконно русской глубинке.

С прототипом героини Солженицын был знаком лично. По сути, он рассказывает о себе - бывшем военном, десятилетие проведшем в лагерях и на поселении, безмерно уставшем от тягот и несправедливостей жизни и жаждущем отдохнуть душой в спокойной и немудрёной провинциальной тишине. И Матрёна Васильевна Григорьева - это Матрёна Захарова из деревеньки Мильцево, в избе у которой снимал Александр Исаевич угол. А жизнь Матрёны из рассказа - несколько художественно обобщённая судьба реальной простой русской женщины.

Тема и идея произведения

Кто читал рассказ, того не затруднит и анализ. «Матренин двор» - своего рода притча о бессребренице, женщине потрясающей доброты и незлобливости. Вся её жизнь - служение людям. Она проработала в колхозе за «палочки-трудодни», потеряла здоровье, а пенсию не получала. Ездить в город, хлопотать трудно ей, да и не по душе жаловаться, плакаться, тем более что-то требовать. Зато когда требует выйти на работы по уборке урожая или прополке, как бы плохо себя ни чувствовала Матрёна, а все-таки шла, помогала общему делу. И коли соседи просили подсобить картошку копать - также себя вела. Никогда не брала платы за труд, радовалась от души чужому богатому урожаю и не завидовала, когда своя картошка была мелкой, словно кормовая.

«Матренин двор» - сочинение, основанное на наблюдениях автора за загадочной русской душой. Именно такая душа у героини. Внешне невзрачная, живущая крайне бедно, почти нище, она необыкновенно богата и красива своим внутренним миром, своей просветлённостью. Никогда не гналась за богатством, и всё добро её - коза, серая колченогая кошка, фикусы в горнице да тараканы. Не имея своих детей, она подняла и воспитала Киру - дочь бывшего жениха. Ей отдаёт она часть избы, а при перевозке, помогая, гибнет под колёсами поезда.

Анализ произведения «Матренин двор» помогает выявить интересную закономерность. При жизни люди, подобные Матрёне Васильевне, вызывают в окружающих и родственниках недоумение, раздражение, осуждение. Те же сёстры героини, «оплакивая» её, сокрушаются, что ничего не осталось после неё из вещей или иного богатства, им и поживиться-то нечем. Но с её смертью будто погас в деревне какой-то огонёк, будто темнее, скучнее, грустнее стало. Ведь была Матрёна той праведницей, на которой держится мир, и без которой не стоит ни село, ни город, ни сама Земля.

Да, Матрёна - немощная старуха. Но что будет с нами, когда такие вот последние хранители человечности, духовности, сердечности и доброты исчезнут? Вот об этом и предлагает нам писатель задуматься…

«Магренип двор»


Действие рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» происходит в середине 50-х годов XX века. Изложенные в нем события показаны глазами рассказчика, человека необычного, мечтающего затеряться в самой нутряной России, в то время как основная масса населения хочет перебраться в большие города. Позже читатель поймет причины, по которым герой стремится в глубинку: он сидел в тюрьме и хочет спокойной жизни.

Герой едет учительствовать в небольшое местечко «Торф-продукт», из которого, как иронично замечает автор, было трудно уехать. Ни однообразные бараки, ни ветхие пятиэтажки не привлекают главного героя. Наконец, он находит себе жилье в деревне «Тальново». Так читатель знакомится с главной героиней произведения -- одинокой больной женщиной Матреной. Живет она в темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое нельзя было ничего разглядеть, и двумя яркими плакатами о книжной торговле и урожае. Контраст этих деталей интерьера очевиден. В нем предугадывается одна из ключевых проблем, поднятых в произведении, - конфликт между показной бравадой официальной хроники событий и реальной жизнью обычных русских людей. В рассказе звучит глубокое понимание этого трагического несоответствия.

Другим, не менее ярким противоречием в рассказе выступает контраст между предельной нищетой крестьянского быта, среди которого проходит жизнь Матрены, и богатства ее глубокого внутреннего мира. Женщина всю жизнь проработала в колхозе, а теперь не получает даже пенсии ни за свой труд, ни по утере кормильца. И добиться этой пенсии из-за бюрократизма практически невозможно. Несмотря на это, она не утратила жалости, человечности, любви к природе: выращивает фикусы, подобрала колченогую кошку. Автор подчеркивает в своей героине смиренное, беззлобное отношение к жизни. Она никого не обвиняет в своем бедственном положении, ничего не требует.

Солженицын постоянно подчеркивает, что жизнь Матрены могла сложиться по-другому, ведь дом ее был построен для большой семьи: на табуретках вместо фикусов могли бы сидеть деги и внуки. Через описание жизни Матрены мы узнаем

о нелегком быте крестьянства. Из продуктов в деревне одна картошка да ячневая крупа. В магазине продают только маргарин да комбинированный жир. Лишь раз в году для пастуха покупает Матрена в сельпо местные «деликатесы», которые сама не ест: рыбные консервы, сахар да масло. А уж когда справила она пальто из ношеной железнодорожной шинели да пенсию начала получать, соседи ей стали даже завидовать. Эта деталь не только свидетельствует о нищенском положении всех жителей поселка, но и приоткрывает свет на неприглядные отношения между людьми.

Парадоксально, но в поселке с названием «Торфопродукт» у людей не хватает на зиму даже торфа. Торф, которого вокруг уйма, продавался только начальству да по одной машине - учителям, врачам, рабочим завода. Когда герой рассказывает об этом, у него щемит сердце: страшно подумать, до какой степени забитости и униженности можно довести в России простого человека. По такой же бестолковости хозяйственной жизни не может Матрена завести корову. Травы кругом - море, а косить ее без разрешения нельзя. Вот и приходится старой больной женщине выискивать траву для козы по островкам среди болота. А уж для коровы сена взять негде.

А.И. Солженицын последовательно показывает, с какими трудностями сопряжена жизнь обыкновенной работящей жен-щины-крестьянки. Если и попытается она поправить свое бедственное положение, всюду оказываются препоны и запреты.

В то же время в образе Матрены А.И. Солженицын воплотил лучшие черты русской женщины. Рассказчик часто любуется ее доброй улыбкой, замечает, что лекарством от всех бед для героини была работа, в которую она с легкостью включалась: то копала картошку, то отправлялась по ягоды в дальний лес. 11е сразу, только во второй части рассказа, узнаем мы о прошлой жизни Матрены: было у нее шестеро детей. Одиннадцать лет ждала она с войны пропавшего без вести мужа, который и верен ей, как выяснилось, не был.

В рассказе А.И. Солженицына то и дело звучит резкая критика местных властей: на носу зима, а председатель колхоза говорит о чем угодно, кроме топлива. Секретаря сельсовета вообще на месте не сыщешь, а уж если и получишь какую-нибудь бумажку, то ее потом придется переделывать, так как работают все эти люди, призванные обеспечивать в стране законность и порядок, спустя рукава, а управы на них не найдешь. С возмущением пишет А.И. Солженицын о том, что новый председатель «первым делом обрезал всем инвалидам огороды», хоть обрезанные сотки все равно пустовали за забором.

Даже травы на колхозной земле не имела права накосить Матрена, а зато когда случалась в колхозе проблема, приходила к ней жена председателя и, не здороваясь, требовала выйти на работу, да еще и со своими вилами. Помогала Матрена не только колхозу, но и соседям.

Рядом художественных деталей А.И. Солженицын подчеркивает в рассказе, как далеки достижения цивилизации от реальной жизни крестьянина в российской глубинке. Об изобретении новых машин и искусственных спутников Земли слушают по радио как о чудесах света, от которых ни толку ни проку не прибавится. Все также вилами будут грузить крестьяне торф да есть пустую картошку или кашу.

Также попутно рассказывает А.И. Солженицын и о ситуации в школьном образовании: круглый двоечник Антошка Григорьев даже и не пытался что-либо учить: знал, что все равно переведут в следующий класс, так как главное для школы - не качество знаний учащихся, а борьба за «высокий процент успеваемости».

Трагический конец рассказа подготовлен в ходе развития сюжета примечательной деталью: у Матрены кто-то украл котелок со святой водой на водосвятии: «Всегда у нее бывала святая вода, а на этот год не стало».

Помимо жестокости государственной власти и ее представителей по отношению к человеку, А.И. Солженицын поднимает проблему людской черствости по отношению к ближнему. Родственники Матрены заставляют ее разобрать и отдать племяннице (приемной дочери) горницу. После этого сестры Матрены обругали ее дурой, а со двора пропала колченогая кошка- последняя отрада старой женщины.

Вывозя горницу, гибнет на переезде под колесами поезда и сама Матрена. С горечью в сердце рассказывает автор, как слетелись разругавшиеся с ней перед смертью сестры Матрены делить ее убогое наследство: избу, козу, сундук да двести похоронных рублей.

Только лишь фраза одной старухи переводит план повествования из бытового в бытийный: «Две загадки в мире есть: как родился - не помню, как умру - не знаю». Ославили люди Матрену и после смерти. Пошли разговоры о том, что муж ее не любил, гулял от нее, да и вообще глупая она была, так как бесплатно людям огороды вскапывала, а своего имущества так и не нажила. Авторскую же точку зрения предельно емко выражает фраза: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село».