Главная мысль произведения старик и море. Cочинение «Анализ «Старик и море» Хемингуэя


Подчеркнуто реалистическая основа повести требует оценки каждого мелкого внутреннего эпизода с непременным учетом реального психологического и физического состояния героя. Больше того, отдельный эпизод и даже отдельную художественную деталь приходится рассматривать в совокупности с другими тематически связанными деталями и непременно в общем контексте повествования. Только так можно выяснить, например, действительно ли звучат в повести ноты поражения. Реквизит, реалии быта также очень важны не только в плане художественной достоверности и убедительности, но и в философском плане.

Однако их философское значение имеет подчиненный характер по отношению к соответствующей роли живой природы и образов действующих лиц. Стремление абсолютизировать характеристику той или иной реалии быта, например паруса, подставить на ее место человека далеко не всегда оказывается оправданным. Философское значение скудости вещей и их характеристик в повести состоит прежде всего в том, чтобы подчеркнуть: речь идет о самых основах человеческого существования, данных в максимально обнаженной форме. Дело осложняется тем, что в множестве отдельных деталей зачастую находит свое отражение не одна тема, а несколько, причем все они, в сущности, взаимосвязаны.

В «Старике и море» мы действительно находим не символы, а реалистический рассказ о жизни одного человека. Но то, как живет этот человек, как он мыслит и чувствует, как он действует, заставляет задуматься о принципах человеческого существования, об отношении к жизни. Малочисленность действующих лиц переднего плана, скудость вещного оформления не приводит к разрушению общественных и прочих связей, не создает впечатления единственности. Просто эти связи находят в повести особенную форму выявления и отражения, придают содержанию характер общности. Нельзя требовать от небольшого философского произведения демон--" страции социальных связей, общественной структуры, которая исключается самой его формой. Вот почему нам представляется неправомерным механическое сопоставление «Старика» с большими романами Хемингуэя, а позиция критиков, сожалеющих об узости повести,- весьма уязвимой. Хемингуэй за свою долгую творческую жизнь написал о многом. Конечно, не все его темы и не все, даже важнейшие, проблемы века получили в «Старике» отражение. Но некоторые существенные аспекты человеческого бытия были в этой маленькой повести философски обобщены и освещены с позиций торжествующего гуманизма.

В центре повести находится фигура старого рыбака Сантьяго. Это не обыкновенный старик. Так он сам говорит о себе, а в процессе ознакомления с действием читатель успевает убедиться в справедливости этой самохарактеристики. Образ старика с первых строк обретает черты приподнятости, героизма. Это настоящий человек, живущий в соответствии с собственным трудовым этическим кодексом, но как будто обреченный на поражение. Проблема победы и поражения, едва ли не первая, естественно возникающая в повести: «Старик рыбачил один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы». Это первые слова произведения. На восемьдесят пятый день старик поймал огромного марлина, но не смог доставить добычу домой... Рыбу съели акулы. Кажется, старик вновь потерпел поражение. Это впечатление усугубляется тем, что герою, лишившемуся добычи, пришлось к тому же вынести страдания, которые сломили бы человека послабее. Если учесть философский характер повести, тема победы и поражения обретает особую важность.

В дальнейшем нотам отчаяния, усталости, поражения неизменно отчетливо противопоставляется победный мотив. Устанавливается не равновесие победы и поражения, а торжество победного, оптимистического начала. Измученный борьбой с марлином, Сантьяго мысленно обращается к нему: «Ты губишь меня, рыба,- думал старик.- Это, конечно, твое право. Ни разу в жизни я не видел существа более громадного, прекрасного, спокойного и благородного, чем ты. Ну что же, убей меня. Мне уже все равно, кто кого убьет». Но есть разница между тем, что думает человек, находящийся на пределе своих сил, и тем, что он делает. А ведь старик даже в мыслях не позволяет себе отчаиваться. Он как некогда Роберт Джордан, все время контролирует работу своего сознания. «Опять у тебя путается в голове, старик»,- непосредственно продолжается только что приведенная цитата, и на той же странице говорится, как Сантьяго, чувствуя, что «жизнь в нем замирает», действует и побеждает, причем не только рыбу, но и собственную слабость, усталость и старость: «Он собрал всю свою боль, и весь остаток своих сил, и всю свою давно утраченную гордость, и кинул их на поединок с муками," которые терпела рыба, и тогда она перевернулась на бок и тихонько поплыла на боку, едва не доставая мечом до обшивки лодки; она чуть было не проплыла мимо, длинная, широкая, серебряная, перевитая фиолетовыми полосами, и казалось, что ей не будет конца».

Ноты отчаяния вновь звучат, когда на рыбу нападают акулы. Кажется даже, что напрасными были все муки старика, все его упорство и настойчивость: «Дела мои шли слишком хорошо. Дальше так не могло продолжаться.

То, что в конкретно-событийном плане представляется поражением, в плане нравственном, в плане философского обобщения оказывается победой. Вся повесть превращается в демонстрацию непобедимости человека даже тогда, когда внешние условия против неге, когда на его долю выпадают невероятные трудности и страдания.! Критики часто сравнивают «Старика» с «Непобежденным». Там человек тоже не сдается до конца. Но между этими двумя произведениями существует принципиальное различие. Мануэль, при всех своих замечательных качествах, является воплощением того «кодекса», который дает одиночке возможность выстоять против враждебного мира. Мужество матадора как бы обращено на самое себя. Со стариком дело обстоит иначе. Здесь наступает время обратиться к вопросу о том, для чего все в мире, к вопросу о смысле жизни, то есть к одной из центральных проблем философской повести Хемингуэя.
Этот момент особенно важен, так как в послевоенной зарубежной литературе многократно ставилась проблема победы и поражения. Сартр, Камю и другие писатели, представляющие разные направления экзистенциалистской философии, обрекают своих героев на поражение, подчеркивают тщетность человеческих усилий. В американской критике есть попытки объявить экзистенциалистом и Хемингуэя.

В последнем процитированном абзаце мысли старика не случайно сливаются с мыслями автора. Смысл происходящего заключается в утверждении концепции: жизнь - это борьбу. Только в такой беспрерывной борьбе требующей крайнего напряжения физических и нравственных сил, человек полностью ощущает себя человеком, обретает счастье. Самоутверждение человека само по себе оптимистично.

Тема: Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи «Старик и море». Художественное новаторство Э.Хемингуэя.

Цель: В процессе аналитической беседы по тексту повести помочь учащимся понять глубокий философский смысл повести «Старик и море», определить художественное своеобразие и систему символов произведения, ознакомить учащихся с понятием «повесть-притча».

Вырабатывать у учащихся аналитическое мышление, умение обобщать, высказывать свою точку зрения, делать выводы с использованием цитатного материала, т.е обучение интерпретации текста.

Формировать высокие моральные ценности, воспитывать силу воли, стойкость к окружающим невзгодам, понимание того, что человек – часть Природы.

Оборудование: портрет писателя, текст художественного произведения, иллюстрации к повести Э.Хемингуэя «Старик и море», мультимедийная презентация.

Прогнозируемые результаты: учащиеся дают определение понятия «повесть-притча»; объясняют, почему произведение «Старик и море» называют повестью-притчей о человеке; выражают личное отношение к проблемам, которые поднимаются в книге, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Эпиграф

Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение.

Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.

Э. Хемингуэй.

Жить и верить в свои силы, в человека,

любить человека - вот что делает человека непобедимым.

Э. Хемингуэй

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и умений

III. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение цели и задач урока.

Вступительное слово учителя

Всегда ли вы задумываетесь над тем, что мировая художественная литература - создание всего человечества, а не одной нации? А значит, русская литература лишь ветвь на огромном дереве мировой литературы. Незнание творчества зарубежных писателей и поэтов существенно обедняет культуру молодых людей. Знание отечественной и мировой литературы даёт вам возможность, сопоставляя исторические эпохи, творчество писателей, делать выводы, помогающие глубоко и полно раскрыть идейно-художественный смысл произведений. Когда-то его чёрно-белый портрет висел в каждой интеллигентной «хрущёвке». Свитер, седая борода, прищуренный взгляд. Охотник на львов, рыб и красивых женщин, в конце концов - на самого себя. Эрнест Хемингуэй. У этого имени есть запах. Оно пахнет солью и снегом. Оно пахнет кровью, печалью и счастьем. Потому что теперь мы точно знаем - человека победить нельзя. Этот писатель повлиял на несколько поколений людей больше, чем их родители, даже больше, чем война. Он родился более ста лет назад. Но он - наш современник.

Книги Э. Хемингуэя на протяжении многих десятилетий привлекают внимание. Многочисленные читатели и критики открывают все новые черты его творчества, теряются перед тайной «авторского стиля», выступают с противоречивыми суждениями о произведениях писателя. Большую часть этих противоречивых откликов вызывает философская повесть-притча «Старик и море», в которой Э. Хемингуэй обращается к вечным темам: человек и природа, человек и общество, преемственность поколений. Его стиль, краткий и насыщенный, значительно повлиял на литературу XX в. три произведения - «И восходит солнце» («Фиеста»), «Прощай, оружие!» и «Старик и море» - отражают разные этапы творческого роста писателя, эволюции его художественных принципов. Повесть «Старик и море» оказалась крупным событием литературной жизни и по уровню художественного мастерства, и по проблематике.

Эта небольшая по объёму, но чрезвычайно ёмкая повесть стоит особняком в творчестве Хемингуэя. Её можно определить как философскую притчу, но при этом образы её, поднимающиеся до символических обобщений, имеют подчёркнуто конкретный, почти осязаемый характер.

Сегодня на уроке мы определим основные мотивы повести «Старик и море», проследим, как в повести отражается авторская позиция Э. Хемингуэя; подумаем над тем, в чем заключен гуманистический пафос произведения.

IV. Работа над темой урока

Учитель: Для успешной работы на уроке нам необходимо повторить ряд теоретических положений:

    притча - произведение с четко выраженной моралью, поучительной идеей;

    подтекст скрытый смысл произведения, вытекающий из словесных значений;

    пафос произведения – эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя ;

    л ейтмотив – ведущий мотив, который повторяется на протяжении всего произведения.

Философское начало повести:

    Вера писателя в человека и силу его духа («Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения»);

    Утверждение необходимости братства людей;

    Трагический взгляд на удел человека, чьи усилия перебороть судьбу в конечном счёте ни к чему не приводят.

    Постановка проблемных вопросов урока

Учитель. На первый взгляд сюжет повести не отличается сложностью. Старик Сантьяго, герой произведения, в поисках удачного улова отправляется далеко в открытое море. Ему повезло: попалась огромная рыба. Эта рыба настолько велика и сильна, что старику стоило немалых трудов победить ее. Но на обратном пути акулы обгладывают большую рыбу, и старик доставляет на берег только ее скелет. Поединок окончен. Но есть ли в нем победитель? А если да, то кто? И вообще, о чем эта повесть? О единоборстве человека и рыбы? О силе или бессилии человека? О трагедии одиночества в мире? И в чем, наконец, пафос произведения? Чтобы ответить на эти вопросы мы обратимся к анализу текста.

    Определение стилевых особенностей повести «Старик и море»

Учитель. Отличительными чертами стиля повести «Старик и море» являются локальность и диалогичность. В основе локальности лежит избирательность, которая предполагает отбрасывание всего лишнего, загромождающего повествование, мешающего динамичности и развертыванию сюжета. Стремясь к локальности повествования, Хемингуэй широко использует подтекст, умолчания. Он сосредотачивает внимание читателей на каком-то одном ключевом слове. Это приводит к фрагментарности повествования, к быстрой замене монолога диалогом. Организовать же произведение в художественно целое помогают лейтмотивы. Прочитайте подготовленные отрывки из повести «Старик и море» (предварительные индивидуальные задания). Определите основные лейтмотивы. Какую идейную нагрузку они несут? Как выражается в них авторская позиция?

    Чтение и комментирование отрывков из повести «Старик и море»

Учащиеся с помощью учителя определяют основные лейтмотивы повести:

- мотив необыкновенной рыбы (человек - неотъемлемая часть природы, однако старик Сантьяго вынужден считаться с законами общества ; перед ними часто отступает красота природы, и человек обречен на конфликт с ее гармонией);

- мотив одиночества (Сантьяго одинок, оставаясь наедине с природой, одинок он и среди людей; но именно одиночество заставляет старика находить в себе силы, которые помогают ему выйти победителем в борьбе с окружающим миром);

- мотив бейсбола (в мире, где особенно ценится богатство и везение, неудачникам жить холодно и неуютно);

- мотив мальчика и львов (очень важна преемственность поколений, ведь жизнь старика продолжается в судьбе мальчика; мотив львов выражает извечное стремление человека к подвигу, обретению новых горизонтов).

Учитель. Обратите внимание, что лейтмотивы в повести взаимопроникают и переплетаются. Как вы считаете, для чего писателю необходимо это переплетение лейтмотивов? (Хемингуэй стремится показать жизнь со всеми ее сложностями и противоречиями.)

Особенно отчетливо единство и борьба противоположных начал проявляется в образе Сантьяго. Давайте поговорим об этом «необыкновенном старике».

Посмотреть видеоролик и кинофильма «Старик и море».

Беседа с учащимися по вопросам. Анализ текста.

Кратко передайте содержание произведения. Какие страницы повести привлекли ваше особое внимание?

Какова, по-вашему, тема произведения?

Следует подчеркнуть, что тема повести «Старик и море» – характерная для всех произведений зрелого Хемингуэя тема человеческого мужества. Мужество, огромная духовная сила – единственное достояние старого рыбака Сантьяго; у него даже глаза, «цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается».

В чем проявилось мужество главного героя?

В тяжелом поединке с гигантской рыбой Сантьяго не теряет самообладания, спокойной воли выстоять вопреки старчески слабеющим мускулам и боли многочисленных ран. Изнемогая от непрестанного нападения акул, он говорит себе: «…человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Вопрос личного мужества для Хемингуэя – важнейший вопрос всей его жизни. Только в борьбе обретает он самосознание и видит в ней единственную форму осмысленного, достойного существования: «Драться, драться, пока не умру».

В чем проявляется глубокий психологизм повествования?

Несложный сюжет повести лишен внешней занимательности. Как обычно в произведениях этого писателя, напряженность повествования создается изображением душевного состояния человека, глубоких, интенсивных переживаний, сменяющих друг друга размышлений.

В своем одиноком плавании старик как будто с особой силой почувствовал всю богатую, многокрасочную жизнь, в чем-то щедрую, а в чем-то враждебную к нему, как и ко всем другим.

В изображении Хемингуэя самым значительным и всеобъемлющим представлено человеческое ощущение своего единства со вселенной, со всей живой и неживой природой. Единоборство с необыкновенной рыбой, которым увенчалось мастерство рыбака Сантьяго, связало его с ней как с другом, чье упорство дает ему возможность измерить собственную стойкость.

Но еще более волнует его сознание того, что оба они принадлежат к одному миру, в котором каждое явление приобретает смысл лишь через другое. Это вызывает у старика долгие раздумья о противоестественности того разрушения, которое сопутствует борьбе за существование: «Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!» «Я многого не понимаю, – подумал он. – Но как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну и звезды. Достаточно того, что мы вымогаем пищу у моря и убиваем своих собратьев».

Докажите, что повесть «Старик и море» проникнута гуманизмом.

Мысли простого человека, главного героя произведения, о мироздании, об устройстве бытия отражают и знание жизни, и теплое сочувствие к людям.

Показывая своего героя одиноким в его тяжелых буднях, писатель тем не менее не делает его индивидуалистом. В море Сантьяго постоянно вспоминает мальчика Манолина – своего верного и надежного помощника. Суровый закон борьбы за существование разлучает их: день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь уже явно … «самый что ни на есть невезучий», и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю.

Но это не мешает трогательной, настоящей дружбе старика и мальчика. Да и со всеми «хорошими людьми» – тружениками рыбацкого поселка – Сантьяго связывает взаимная симпатия и чувство товарищества.

Почему рассказ о мужественном человеке наполнен грустью?

Пройдя почти до конца свой жизненный путь, старый рыбак не видит возможности реального человеческого счастья. «Хотел бы я купить себе немножко счастья, если его где-нибудь продают… А на что его купишь? – спросил он себя. – Разве его купишь на потерянный гарпун, сломанный нож и покалеченные руки?»

Герою Хемингуэя жизнь дана как будто для того, чтобы ощутить её очарование, всю подспудную красоту мира, вызывающую в человеке мечты, которые никогда не осуществляются и с годами постепенно умирают. «Ему теперь уже больше не снились ни бури, ни женщины, ни великие события, ни огромные рыбы, ни драки, ни состязания в силе, ни жена», – говорится о Сантьяго. Отходит все, что могло бы стать действительной радостью, остаются лишь грезы, прекрасные, но пустые, далекие от реальности: «Ему снились только далекие страны и львята, выходящие на берег».

Мужество не приносит человеку удачи и счастья. Оно имеет смысл лишь как признак человеческого достоинства, само по себе, без конкретного назначения. Рыба, победа над которой сулила хороший доход, далеко не лишний для старого беспомощного рыбака, растерзана акулами. И самый подвиг Сантьяго – подвиг как самоцель – вызывает у него лишь чувство опустошенности, утомления: «Ты устал, старик… Душа у тебя устала».

По словам известного критика И. Кашкина, «гуманизм Хемингуэя – это безрадостный стоический гуманизм, гуманизм внутренней победы ценой неизменного поражения». Так решаются в данном произведении общечеловеческие проблемы: вопросы человеческого счастья, молодости и старости, отношений человека и природы.

Как вы можете объяснить название повести? Почему не «Старик и рыба»? Можно ли считать название своеобразным символом?

Найдите описание рыбы в тексе. Какое чувство она вызывает у героя? У читателя?

В центре повествования – поединок. Подберите синонимы к этому слову. Какое из слов больше подходит к изображённой ситуации? (Единоборство, битва, сражение, дуэль, поединок, война, бой…)

В повести Хемингуэя перед нами дуэль или поединок (причем старик называет своего соперника другом). «Её судьба была оставаться в темной глубине океана, вдали от всяческих ловушек, приманок и людского коварства. Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти её там, куда не проникал ни один человек. Теперь мы связаны друг с другом», – говорит старик.

Каким вы представляете себе старика, какова его предыстория? Как описывает его автор?

«Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается». «На руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих шрамов не было».

Опишите лодку: «парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка»

Как относится герой к миру и как мир относится к нему?

Сантьяго привык везде и всюду обходиться своими силами, он «мастер» и «хозяин», знающий свое дело. Старик сам называет себя «необыкновенным». На его душе нет грехов, он наивен и по-детски доверчив. Для него мир наполнен друзьями: «Море и ветер – мои друзья», «Рыба – она тоже мне друг». На берегу его ждет и верит в него мальчик. Рыбаки на Террасе подсмеиваются над ним, грустят, глядя на него, те, кто постарше, – тревожатся о нем.

О море старик «постоянно думал как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них».

Уничтожит человек природу – погибнет сам. Что заставляет человека вступать в поединок?

Если отвечать словами авторов, то получится следующее . «Может быть, мне не нужно было становиться рыбаком, – думал он (старик). – Но ведь для этого я родился». Необходимость, судьба, работа, рыбацкая гордость… «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» – это мнение старика или позиция автора, идея его произведения?

Нарисуйте портрет старика Сантьяго. Можно ли по нему определить отношение автора к герою рассказа?

Герой повести Хемингуэя – сильный, дружелюбный, смелый, упорный человек, которого «нельзя победить». «Кто тебя победил, старик? Никто. Просто я слишком далеко ушел в море». Каким был в начале повести, таким и остался.

Как относились к старику в поселке?

84 дня старика Сантьяго преследует неудача. Скажите, как может вести себя человек, который попал в полосу невезения?

Человек может разувериться в своих силах , озлобиться против всего ми ра или стремиться искать новые возможности.

Как поступает старик Сантьяго?

Он бросает вызов судьбе , ищет новые возможности.

Верит ли Сантьяго в свою удачу ?

Да, верит в удачу и надеется на успех.

Когда старик получил прозвище Чемпион? С какой целью автор, несмотря на локальность повествования, так подробно рассказывает о поединке Сантьяго с негром, самым сильным человеком в порту?

Хемингуэй подчеркивает, что старик Сантьяго обладает огромной силой духа, умением выстоять.

Когда Сантьяго пригодится это умение бороться?

Три дня в открытом море старик будет бороться со своими сомнениями, слабостью, голодом, болью; он сможет укротить необыкновенную рыбу; вступит в единоборство с акулами .

Акулы нападают беспрерывно, и у старика остается все меньше сил . О чем же думает Сантьяго в такой тяжелой ситуации?

«Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но победить его невозможно».

«Вот теперь они меня одолели. Я слишком стар, чтобы убивать акул дубинкой. Но я буду сражаться, покуда у меня есть весла, дубинка и румпель».

Проком м ентируйте высказывания Сантьяго.

Старик Сантьяго не падает духом, он верит в себя, в свои силы, верит в свою звезду.

Старик доставил к берегу только обглоданный акулами скелет огромной рыбы. Можно ли сказать, что он вернулся домой ни с чем?

Нет, ведь все случившееся для старика Сантьяго это приобретение жизненного опыта и мудрости, открытие в себе очень важных качеств.

Изменилось ли отношение к старику Сантьяго в поселке?

Рыбаки с большим уважением смотрели на старика, на длинный белый позвоночник бывшей рыбы с огромным хвостом на конце, а Манолино восхищается мужеством и стойкостью Сантьяго.

Каковы его рассуждения о счастье?

Какой художественный принцип использует Эрнест Хемингуэй при написании своих произведений, объясняя его так: «Если писатель хорошо знает то, о чём пишет, он может опустить много из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель ощутит всё опущенное так же остро, как если бы писатель сказал об этом?» (Принцип айсберга)

Словарная работа

«Принцип айсберга», провозглашённый Хемингуэем. Согласно этому принципу в тексте должна быть выражена одна десятая смысла, девять десятых - в подтексте. «Принцип айсберга» по собственному определению писателя: художественный текст произведения подобен той часть айсберга, которую видно над поверхностью воды. Писатель широко использует намёки, подтекст, рассчитывая на читательский домысел.

Учитель. В личности каждого человека есть нечто, определяющее все остальное. Невозможно представить себе Э.Хемингуэя, который простил бы своему герою скрадерность, вероломство или трусость. Какими нравственными принципами наделил писатель старика Сантьяго?

Задание: продолжите предложение, в котором отразится итог нашей беседы.

Сантьяго – настоящий человек, ему присущи

(прогнозируемые ответы учащихся)

    простота и чувство собственного достоинства;

    мудрость и рассудительность;

    вера в себя и вера в людей;

    сила духа и мужество;

    доброта и безграничная любовь к жизни;

    умение видеть и ценить красоту.

Учитель. Эти высокие нравственные принципы, судя по прожитой им жизни, Э.Хемингуэй считал обязательными и для самого себя.

Совсем не случайно повесть кончается не лейтмотивом необыкновенной рыбы или же одиночества. В финале повести переплетаются и взаимодействуют два лейтмотива: мальчика и львов. Диалогичность стиля отсутствует, уступая место диалогу как символу единения людей, возрождения старика к жизни:

« - Теперь мы опять будем рыбачить вместе.

- Нет. Я - несчастливый. Мне больше не везет.

- Да наплевать мне на это везенье! - сказал мальчик. – Я тебе принесу счастье.

- А что скажут твои родные?

- Неважно. Я ведь поймал вчера две рыбы. Но теперь мы будем рыбачить с тобою вместе, потому что мне многому еще надо научиться».

Связь поколений не прерывается, вечно стремление человека к мечте. И как доказательство этого заключительные слова повести: «Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы».

    Коллективная работа по составлению схемы «”Старик и море” - философская повесть» (с комментариями учителя)

«Старик и море» - философская повесть

Пафос

Гуманность

«Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну и звёзды.

Достаточно того, что мы вымогаем пищу у моря

И убиваем своих братьев»

«Человек не для того создан,

Чтобы терпеть поражения.

Человека можно уничтожить,

Но его нельзя победить»

Обобщение учителя

- В новелле «Старик и море» мастер сумел в лаконичной форме пересказать и осмыслить извечную трагедию человеческого существования. Героем этого гениального в его простоте творения Хемингуэй избирает рыбака Сантьяго - старика, иссушённого солнцем и изглоданного морем. Сантьяго всю жизнь мечтал о сказочной удаче - и она неожиданно приходит к нему в обличье неслыханной, огромного размера рыбы, клюнувшей на приманку. Основная часть новеллы - описание многочасового поединка старика и рыбы в открытом океане, поединка, который ведётся по-честному, на равных. В символическом плане этот поединок прочитывается как извечная борьба человека с природными стихиями, с самим бытиём. В момент, когда старик победил рыбу, его лодку окружают акулы и объедают её остова.

Название произведения вызывает определённые ассоциации, намекает на главные проблемы: человек и природа, смертное и вечное, безобразное и прекрасное и т. п. Союз «и» объединяет и вместе с тем противопоставляет эти понятия. Герои и события повести конкретизируют эти ассоциации, углубляют и заостряют заявленные в названии проблемы. Старик символизирует человеческий опыт и вместе с тем его ограниченность. рядом со старым рыбаком автор изображает маленького мальчика, который учится, перенимает опыт у Сантьяго.

Безрадостная мораль повести-притчи - в самом её тексте: человек в поединке с бытиём осуждён на поражение. Но он обязан вести борьбу до конца. только один человек смог понять Сантьяго - мальчик, его ученик. Когда-нибудь мальчику тоже улыбнётся удача. В этом - надежда и утешение старого рыбака. «человека можно уничтожить,- думает он,- но его нельзя победить». Когда старик засыпает, ему снятся львы,- символ силы духа и молодость.

Такие суждения о жизни, о жестоком мире и месте человека в нём снискали Э. Хемингуэю репутацию философа, проповедующего новый стоицизм.

Э. Хемингуэй говорил о повести-притче «Старик и море»: «Я попытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, настоящих акул. И если мне удалось сделать это достаточно хорошо и правдиво, они, конечно, могут быть истолкованы по-разному».

Как вы «истолковываете» образы этой повести?

В рассуждениях старика совершенно отсутствует высокомерие человека по отношению к миру природы. Птицы, рыбы, животные – это его родня, между ними и стариком нет грани: они так же борются за жизнь, так же страдают, так же любят друг друга. И человек, если он воспринимает себя как часть окружающего мира (у старика и глаза цвета моря!), никогда не будет в нём одинок.

Хемингуэй приводит читателя к мысли о неразрывном единстве всего живого на земле.

V. Подведение итогов урока

    Что поражает в личности Эрнеста Хемингуэя? Можно ли назвать писателя «человеком борющимся»?

    Назовите книги, принадлежащие перу Хемингуэя.

    Что такое «метод айсберга» в творчестве писателя?

    Каковы философские проблемы повести «Старик и море».

Обобщение учителя

- Повесть Хемингуэя «Старик и море» - одна из вершин американской и мировой словесности XX в. Книга двуплановая. С одной стороны, это вполне реалистически-достоверный рассказ о том, как старый рыбак Сантьяго поймал огромную рыбу, как стая акул набросилась на эту рыбу, и старику не удалось отбить свою добычу, и на берег он привёз только рыбий остов. Но за реалистической тканью повествования явственно проступает иное, обобщённое, эпически-сказочное начало. Оно ощутимо в намеренной гиперболизации ситуации и деталей: рыба слишком огромна, акул слишком много, от рыбы ничего не осталось - скелет обглодан начисто, старик сражается один со стаей акул.

Эта книга с её универсальной проблематикой, казалось бы, никак не связана с тогдашней злобой дня. Описанное здесь могло произойти в любой стране и в любое время. Тем не менее её появление именно в эту эпоху вполне закономерно. Она удивительно вписывается в американскую литературу 1950-х гг. только молодые бунтари оперируют броскими фактами, а Хемингуэй - философскими категориями. Его небольшая повесть - это не протест против существующего миропорядка, а его философское отрицание.

Сегодня на уроке мы говорили о произведении, наполненном глубоким философским смыслом. О чем же повесть Э. Хемингуэя «Старик и море»? В чем идея произведения? (прогнозируемые ответы)

    Повесть «Старик и море» о подлинном мужестве человека, его воле и силе духа.

    Повесть об умении достойно идти по своему часто тернистому и не всегда радостному жизненному пути.

    Произведение о вечном стремлении человека к подвигу, преодолении самого себя.

    Идея произведения заключена в высказывании старика Сантьяго: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но победить его невозможно».

Гуманистический пафос произведения выражен в словах Э. Хемингуэя, которые мы взяли эпиграфом к нашему уроку: «Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот что делает человека непобедимым».

    Домашнее задание

Написать сочинение-размышление на тему «Человека можно уничтожить, но победить невозможно»


В повести Э.Хемингуэя"Старик и море"затронуто множество актуальных для настоящего времени проблем. Например, одной из таких проблем является поиск себя. Очень важно не только обладать внутренней силой, умением осознавать красоту и величие окружающего мира, но и своего места в нем. Главный герой - старик, ловящий рыбу, отречен от общества людей и довольствуется одиночеством, океаном. Сантьяго ушел очень далеко в поисках себя, и в результате постиг настоящее христианское смирение. Он считает, что смысл его жизни - его работа, ловля рыбы. У каждого человека на свете есть свое предназначение, поэтому рыбак рождается рыбаком, а рыба - рыбой. Очень важную роль в жизни человека играют поиски себя, своего предназначения. Именно эта тема является одной из ключевых в повести Э.Хемингуэя "Старик и море".

Несмотря на то, что "старик рыбачил один на своей лодке вот уже восемьдесят четыре дня и не поймал ни одной рыбы", ему удается в конце концов поймать огромного марлина, но рыбу съедают акулы и Сантьяго терпит поражение.

Проблема победы и поражения прослеживается на протяжении всей повести и является неотъемлемой его частью.

Также, автор касается такой проблемы как религия. По рассуждениям старика, мы видим что он считает себя далеким от религии, но тем не менее, в трудный момент ловли рыбы он читает молитвы. Таким образом, Э.Хемингуэй затрагивает тему принадлежности к религии, отношения к ней.

Из рассуждений старика мы можем наблюдать несгибаемую волю, житейскую мудрость человека, рассудительность и еще множество качеств, отсутствием которых страдает современное общество. Сантьяго весьма справедливо созидает окружающий мир: "Дела мои шли слишком хорошо. Дальше так не могло продолжаться".

«Старик и море» - книга о человеке, который не сдается

Существует множество фотопортретов известного американского писателя Эрнеста Хемингуэя. На одном из них камера запечатлела писателя на палубе его яхты «Пилар». Обнаженный по пояс мужчина высокого роста смотрит прямо на солнце. В его легкой улыбке и прищуренных глазах светится радость жизни и вера в свою счастливую звезду. Его лицо и вся мощная фигура - живое олицетворение мужской силы, отваги и несгибаемой воли. Таким Хемингуэй был в жизни, такими были и герои его лучших произведений. Редко кто из людей среднего и старшего поколения не «переболел» Хемингуэем в юности. Притягивала не только его лаконичная и выразительная проза, но и удивительная судьба, испытавшая великого американца войной, любовью, неистовыми страстями и приключениями.

В 1946 году на Кубе, которая стала для американского писателя

Эрнеста Хемингуэя вторым домом, им была написана знаменитая повесть-притча «Старик и море» - лирическое повествование о старом рыбаке, который поймал, а потом упустил самую большую рыбу в своей жизни. Соотечественник Хемингуэя, писатель-гуманист Уильям Фолкнер, так отзывался о повести: «Его лучшая вещь. Возможно, время покажет, что это самое лучшее из всего написанного нами - его и моими современниками. На этот раз они создавали сами себя, лепили себя из собственной глины; побеждали друг друга, терпели поражения друг друга, чтобы доказать себе, какие они стойкие. На этот раз писатель написал о жалости - о чем-то, что создало всех: старика, который должен был поймать рыбу, а потом потерять ее; рыбу, которая должна была стать его добычей, а потом пропасть; акул, которые должны были отобрать ее у старика, - создало их всех, любило и жалело. Все правильно. И, слава Богу, то, что создало, что любит и жалеет Хемингуэя и меня, не велело ему говорить об этом дальше».

Повесть пользовалась огромным успехом не только у соотечественников, она вызвала мировой резонанс. В 1953 году Хемингуэй получил за нее Пулитцеровскую премию. А в 1954 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе «за повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море», а также за влияние на современную прозу».

Поединок старика с огромной рыбой, которая долго носила его лодку по Гольфстриму, стал для автора поводом рассказать о достоинстве человека, о горечи и счастье победителя, оставшегося с обглоданным акулами остовом рыбы. Рыбак Сантьяго подтвердил часто повторяющуюся в книгах Хемингуэя истину - «Победитель не получает ничего», тем не менее, образ главного героя повести, старого кубинца Сантьяго, увлекает уже с самых первых страниц.

Старик Сантьяго «был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря ». Его руки были покрыты старыми, «как трещины в давно уже безводной пустыне» шрамами, прорезанными бечевой, когда он вытаскивал большую рыбу. Но свежих шрамов не было. Все в этом старике было старое, кроме глаз. Это были «веселые глаза человека, который не сдается». А между тем ему было от чего прийти в уныние. Вот уже восемьдесят четыре дня он рыбачил совсем один на своей лодке в Гольфстриме, но не поймал ни одной рыбы. Первые сорок дней с ним был мальчик Манолин. Но день за днем не приносил улова, и родители отослали мальчика от «самого что ни на есть невезучего» старика-неудачника на другую лодку, «которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю». Манолину тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращался без улова, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести снасти или багор, гарпун и обернутый вокруг мачты парус. На восемьдесят пятый день рано утром старик отправляется на очередную рыбалку. И на этот раз он «верит в удачу». Плавание и рыбная ловля все еще доставляют старику радость. Он любит море, думает о нем с нежностью, как о женщине, которая «дарит великие милости». Любит он и птиц, и рыб, обитающих в бездонной зеленой толще. Насадив на крючки приманку, он медленно плывет по течению, мысленно общается с птицами, с рыбами. Привыкший к одиночеству, вслух разговаривает сам с собой. Природа, океан воспринимаются им как живое существо.

Но вот начинается серьезный лов, и все внимание Сантьяго сосредоточивается на леске, ее состоянии: он чутко улавливает, что происходит в глубине, как реагирует рыба на наколотую на крючок наживку. Наконец один из зеленых прутьев дрогнул: это значит, что на глубине ста морских саженей марлин стал пожирать сардин. Леска начинает уходить вниз, скользя у него между пальцев, и он ощущает огромную тяжесть, которая влечёт её за собой. Разворачивается драматический многочасовой поединок между Сантьяго и огромной рыбой.

Старик пытается подтянуть леску, но у него ничего не получается. Наоборот, рыба тянет, как на буксире, лодку за собой, медленно смещаясь к северо-западу. Проходит около четырех часов. Близится полдень. Так не может продолжаться вечно, размышляет старик, скоро рыба умрет и тогда ее можно будет подтянуть. Но рыба оказывается слишком живучей. «Хотелось бы мне на нее взглянуть, - думает старик. - Хотелось бы мне на нее поглядеть хоть одним глазком, тогда я бы знал, с кем имею дело». Старик разговаривает с рыбой, как с существом, наделенным разумом, хотя пока он ее еще не видит, а только чувствует ее тяжесть: «Худо тебе, рыба? - спрашивает он. - Видит бог, мне и самому не легче ». « Рыба, - говорит старик, - я тебя очень люблю и уважаю. Но я убью тебя...» Сантьяго борется с рыбой, терпеливо ждет, когда она выбьется из сил.

Проходит ночь. Рыба тянет лодку все дальше от берега. Старик. устал, он крепко сжимает веревку, перекинутую через плечо. Ему нельзя отвлекаться. Ему очень жаль, что рядом нет Манолина, который бы ему помог. «Нельзя, чтобы в старости человек оставался один, - внушает он себе...- Но это неизбежно». Мысль о рыбе ни на секунду не покидает его. Иногда ему становится ее жалко. «Ну не чудо ли эта рыба, один Бог знает, сколько лет она прожила на свете. Никогда еще мне не попадалась такая сильная рыба. И подумать только, как странно она себя ведет. Может быть, потому не прыгает, что уж очень умна». Вновь и вновь сожалеет он, что рядом с ним нет его юного помощника. Подкрепившись выловленным сырым тунцом, он продолжает мысленно разговаривать с рыбой. «Я с тобой не расстанусь, пока не умру», - говорит ей старик.

Впервые ему приходится сражаться с такой огромной рыбой в одиночку. Не веруя в Бога, он читает десять раз молитву «Отче наш». Он чувствует себя лучше, но боль в руке не уменьшается. Он понимает, что рыба огромная, что ему необходимо беречь силы. «Хоть это несправедливо, - убеждает он себя, - но я докажу ей, на что способен человек и что он может вынести». Сантьяго называет себя «необыкновенным стариком» и должен это подтвердить.

Проходит еще один день. Чтобы как-то отвлечься, он вспоминает об играх в бейсбольных лигах. Вспоминает, как когда-то в таверне Касабланки мерился силой с могучим негром, самым сильным человеком в порту, как целые сутки просидели они за столом, не опуская рук, и как он, в конце концов, взял верх. Он еще не раз участвовал в подобных поединках, побеждал, но потом бросил это дело, решив, что правая рука ему нужна для рыбной ловли.

Наступает последний акт поединка Сантьяго с огромной рыбой. Старик чувствует, что эта рыба - достойный противник, и понимает, что должен ее убить, чтобы выжить самому. И единственное его оружие в этом поединке - воля и разум.

И рыба, и старик выбились из сил. Оба невыносимо страдают. «Ты убиваешь меня, рыба... Но ты имеешь на это право», - признает старик. Но все же Сантьяго побеждает рыбу. Он «собрал всю свою боль, и весь остаток сил, и всю свою давно утраченную гордость и бросил все это против мук, которые терпела рыба, и тогда она перевернулась и тихонько поплыла на боку, едва не доставая мечом до борта лодки; она чуть было не проплыла мимо, длинная, широкая, серебряная, перевитая фиолетовыми полосами, и казалось, что ей не будет конца». Подняв гарпун, старик изо всех сил, какие только в нем остались, вонзает его рыбе в бок. Он чувствует, как железо входит ей в мякоть, и всаживает его все глубже и глубже...

Теперь старик привязывает рыбу к лодке и начинает движение к берегу. Мысленно он прикидывает: рыба весит не менее полутора тысяч фунтов, которые можно продать по тридцати центов за фунт. Имея в виду знаменитого игрока бейсбола, он говорит себе: «Думаю, что великий Ди Маджио мог бы сегодня мною гордиться». И пусть у него руки еще кровоточат, он устал, измучен, но он одолел рыбу. Направление ветра указывает ему, в какую сторону плыть, чтобы добраться до дома. Но тут его подстерегает новая опасность. Учуяв запах крови, появляется первая акула и устремляется вслед за лодкой и привязанной к ней рыбой. Она спешит, потому что добыча близко. Она приблизилась к корме, ее пасть впилась в кожу и мясо рыбы, стала ее раздирать. В ярости и злобе, собрав все силы, старик ударил ее гарпуном. Вскоре она погружается на дно, утащив с собой и гарпун, и часть веревки, и огромный кусок рыбы.

«Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения, - произносит старик слова, ставшие хрестоматийными. - Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».

Он подкрепляется куском мяса выловленной рыбы в той ее части, где побывали зубы акулы. И в этот момент он замечает плавники целой стаи пятнистых хищниц. Они приближаются с огромной скоростью. Старик встречает их, подняв весло с привязанным к нему ножом... А в полночь «он сражался с акулами снова и на этот раз знал, что борьба бесполезна. Они напали на него целой стаей, а он видел лишь полосы на воде, которые прочерчивали их плавники, и свечение, когда они кидались рвать рыбу. Он бил дубинкой по головам и слышал, как лязгают челюсти и как сотрясается лодка, когда они хватают рыбу снизу. Он отчаянно бил дубинкой по чему-то невидимому, что только мог слышать и осязать, и вдруг почувствовал, как что-то ухватило дубинку, и дубинки не стало». Наконец акулы отстали. Им уже нечего было есть.

Когда старик входил в бухту, все уже спали. Сняв мачту и завязав парус, он ощутил всю меру своей усталости. За кормой его лодки вздымался огромный хвост рыбы. От нее остался лишь обглоданный белый скелет. Он вошел в хижину, лег на кровать и уснул. Рыбак еще спал, когда к нему зашел Манолин. Он уверяет старика, что отныне они будут рыбачить вместе, потому что ему надо еще многому научиться у него. Он верит, что принесет Сантьяго удачу. «Они одолели меня, Манолин, - жалуется Сантьяго. - Они меня победили». Но мальчик успокаивает старика, возражая: «Но сама-то она ведь не смогла тебя одолеть! Рыба ведь тебя не одолела!» Да, рыба не смогла одолеть Сантьяго. Это он победил рыбу, а вместе с ней - и старость, и душевную боль. Победил потому, что думал не о своей удаче и не о себе, а об этой рыбе, которой причиняет боль; о звездах и львах, которых видел, когда еще плавал юнгой на паруснике к берегам Африки; о своей нелегкой жизни. Он победил, потому что смысл жизни видел в борьбе, умел переносить страдания и никогда не терять надежду.

Повесть Хемингуэя написана в форме рассуждений, воспоминаний старика Сантьяго, его разговора с самим собой. В репликах этого мудрого человека немало афоризмов, которые подчеркивают кредо Хемингуэя - писателя и сильною, мужественного человека: «Никогда ни о чем не жалей. Никогда не считай потерь», «...человек не для того создан, чтобы терпеть поражения. Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Стоически следуя своему представлению о чести и достоинстве, старик Сантьяго даже в своем поражении сумел одержать безусловную победу. Он был настоящим человеком, который не сдается.

Повесть «Старик и море» была закончена Хемингуэем в 1951 году. В ней писатель постарался передать читателям весь свой жизненный и литературный опыт. Хемингуэй создавал повесть долго, кропотливо выписывая каждый эпизод, каждое размышление и наблюдение своего, во многом лирического, героя. Затем он делился написанным с женой Мэри, и только по мурашкам на её коже понимал, насколько хорош сделанный им отрывок. По признанию самого писателя, повесть «Старик и море» вполне могла бы стать большим романом, со множеством действующих лиц (преимущественно рыбаков) и сюжетных линий. Однако всё это уже было в литературе до него. Хемингуэю же хотелось создать нечто иное: повесть-притчу, повесть-символ, повесть-жизнь.

На уровне художественной идеи «Старик и море» тесно связан со 103 псалмом Давида, воспевающим Бога как Творца неба и земли, и всех тварей, населяющих нашу планету. Библейские реминисценции прослеживаются в повести и в образах главных героев (мальчик носит имя Манолин – уменьшительно-ласкательное сокращение от Эммануила, одного из имён Иисуса Христа; старика зовут Сантьяго – точно так же, как и святого Иакова, и ветхозаветного Иакова, бросившего вызов самому Богу), и в рассуждениях старика о жизни, человеке, грехах, и в чтении им основных христианских молитв – «Отче наш» и «Богородицы».

Художественная проблематика повести заключается в показе внутренней силы человека и его умении не только осознавать красоту и величие окружающего мира, но и своего места в нём. Огромный океан, в который уходит старик, - это символический образ как нашего вещного пространства, так и духовной жизни человека. Огромная рыба, с которой сражается рыбак, носит двоякий символический характер: с одной стороны – это собирательный образ всех рыб, пойманных когда-то Сантьяго, образ предназначенного ему Богом дела, с другой – это образ самого Создателя, обитающего в каждом своём творении, умершего ради людей, воскресшего и живущего в душах верующих.

Старик считает, что далёк от религии, но в трудный момент ловли он читает молитвы и обещает прочесть ещё, если Пресвятая Дева сделает так, чтобы рыба умерла. Рассуждения Сантьяго о жизни просты и безыскусны. Он и сам внешне такой: старый, измождённый, довольствующийся малым – простой едой, бедной хижиной, постелью, заправленной газетами.

День за днём изматывая в океане большую рыбу, старик не думает о том, как ему больно или тяжело от режущих руки и спину бечевок. Нет. Он пытается сохранить свои силы для решающего боя. Он ловит в море тунца и летучих рыб и ест их сырыми, даже несмотря на отсутствие чувства голода. Он заставляет себя спать, чтобы набраться сил. Он использует все подручные средства для сражения с акулами, покушающимися на его рыбу. И ещё он разговаривает, оценивает, вспоминает. Постоянно. В том числе и с рыбой – и живой, и мёртвой.

Когда от морской красавицы остаётся изуродованная туша, старику становится не по себе. Он не знает, как вести себя с рыбой. Убив одной из прекраснейших созданий этого мира, Сантьяго оправдывает свой поступок тем, что рыба насытит его и других людей. Растёрзанная акулами добыча лишается этого простого, житейского смысла. Старик извиняется перед рыбой за то, что всё получилось так нехорошо.

В отличие от многих классических литературных произведений в «Старике и море» отсутствует критика чего бы то ни было. Хемингуэй не считает себя вправе судить окружающих. Главная цель писателя – показать, как устроен наш мир, в котором рыбак рождается рыбаком, а рыба – рыбой. Они не враги друг другу, они – друзья, но смысл жизни рыбака в убийстве рыбы, и по другому, увы, нельзя.

Каждый раз, когда старик сталкивается с морскими обитателями, он проявляет себя человеком любящим, жалеющим и уважающим каждое создание Божие. Он волнуется за птиц, которым тяжело добывать себе пропитание, наслаждается любовными играми морских свинок, испытывает сочувствие к марлину, который лишился своей подруги по его вине. К большой рыбе старик относится с чувством глубокого уважения. Он признаёт в ней достойного соперника, который может и победить в решающей схватке.

Свои неудачи старик встречает с поистине христианским смирением. Он не жалуется, не ропщет, он молча делает свою работу, а когда на него нападает небольшая разговорчивость, вовремя приказывает себе вернуться к действительности и заняться делом. Потеряв свой улов в неравной схватке с акулами, старик чувствует себя побеждённым, но это ощущение наполняет его душу невероятной лёгкостью.

Кто же тебя победил, старик?, - спрашивает он самого себя и тут же даёт ответ. – Никто. Просто я слишком далеко ушёл в море. В этом простом рассуждении видна несгибаемая воля и настоящая житейская мудрость человека, познавшего всю необъятность окружающего мира и своё место в нём, место хоть и маленькое, но почётное.