Главная тема произведения фома гордеев. В чем трагедия Фомы Гордеева по М


Знаменитый пролетарский писатель Максим Горький в своей повести «Фома Гордеев» продолжил тему разоблачения нечеловеческой тяги к наживе и обогащению любой ценой, начатую классиками русской литературы Салтыковым-Щедриным и Островским. Во время своей работы над повестью писатель обозначил ее, как «новую форму бытия в литературе». Прочитав «Фому Гордеева» известный американский писатель Джек Лондон дал ей характеристику в качестве «большой» и «целительной» книги «утверждающей добро».

В своем произведении Максим Горький со всей резкостью и прямотой осуждает зарождающийся новый класс беспринципных «дельцов» в России, которые ради собственной наживы готовы пожертвовать жизнями миллионов людей, обрекая их на голодную смерть и попирая элементарные человеческие нормы взаимопонимания и помощи. Писатель показал, как в среде новоявленных нуворишей рождаются настоящие «хищники» готовые к уничтожению конкурентов.

В повести Горький концентрирует внимание читателей на главных человеческих пороках, которые изнутри подрывают новоиспеченных «хозяев жизни». Их общество обречено, но всеми силами пытается удержать свою власть любыми доступными способами. Почему «новая буржуазия» стала на путь вырождения? Это прекрасно описано Горьким на примере семьи Гордеевых.

Отцом рода является Игнат Гордеев, на котором держится весь семейный бизнес. Этот человек прошел путь от водолива до владельца пароходов. Игнат очень сильный и властный мужчина, внутри которого бушуют нешуточные страсти. В нем одновременно живут три личности – опытный, расчетливый бизнесмен, безудержный пропойца и истовый христианин. У него не дрогнет сердце при потоплении своих барж в результате ледохода. Игнат может выделить огромную сумму денег на возведение приюта для бездомных, но, в это же время, прогулять состояние с друзьями и собутыльниками. Старший Гордеев не жалеет заработанного капитала и считает, что деньги, как пришли так и уйдут.

Сын Игната Фома вырос одиноким и нелюдимым молодым человеком. Его отец понимает, что наследник совсем не годится для продолжения семейного дела. Гордеев младший растет ленивым и необразованным юношей, а после смерти Игната не знает, как ему дальше жить.

У Фомы есть крестный по фамилии Маякин, который очень любит деньги и пытается внушить крестнику, что настоящее счастье в богатстве. Из-за этого Фому терзают еще большие сомнения. Он не видит в крестном единомышленника, так как относится к деньгам пренебрежительно. Для него – это бесполезный мусор.

Со временем Фома становится бунтарем, протестующим против окружающих его нуворишей и стяжателей. Он часто затевает драки, уничтожает нажитое отцом имущество и даже является причиной гибели людей, которые работают на семейных предприятиях.

Через образ Фомы Гордеева писатель пытался показать бессмысленность бунта, не имеющего под собой идеологической основы. В повести Горькому удалось довольно объемно показать типичные образы капиталистов того времени.

Ананий Щуров – это предприниматель старой закалки, который относится к деньгам с трепетом, но терпеть не может ничего нового. В свое время он стал богатым в результате совершенных им преступных деяний. Горький рисует его образ в самых негативных тонах, в качестве злобного пережитка из прошлого.

Намного более неоднозначен владелец заводов Яков Маякин, который пользуется большим авторитетом у купечества. Его ценят за ум и рассудительность. Маякин время от времени любит похвалиться своей старинной родословной. Это типичный представитель зарождающейся буржуазии, которой не чужда политическая деятельность. Для него все люди делятся на две категории – господа и рабы. К первым он относит именно буржуазию. Богатые люди, в случае общей опасности, умеют сплотиться, чтобы защитить свои капиталы.

Методы идеологического влияния

В результате долгих бесед с Фомой Гордеевым он доводит молодого человека до полного безумия. Маякин внушает наследнику капиталов ценности, которые тому абсолютно чужды. В итоге Фома становится чужаком в «волчьей стае властителей мира».

Главная идея книги

Произведение Максима Горького «Фома Гордеев» стало продолжением традиций русского реализма в литературе конца XIX века. Главной идеей повести является показ внутреннего разложения российской буржуазии и обреченность капиталистического строя. Горький со всей жестокой откровенностью показал новых «хозяев жизни», среди которых было много представителей зарождающегося класса капиталистов.
В книге основным выразителем их идей выступает Яков Маякин. Но, все же, главным героем повести стал Фома Гордеев. Краткое содержание этого произведения доказывает, что здоровый и энергичный молодой человек, который не может найти применения своим идеям и мыслям, обречен на трагическую судьбу. Жизнь будет его больно бить, пока не забьет до смерти. Фома чувствует себя чужим, как среди представителей зарождающейся буржуазии, так и в обществе простых людей. Горький показал весь трагизм этого персонажа, но не со злобой, а с сочувствием к нему.

Тему, начатую в «Фоме Гордееве» писатель продолжил в своих знаковых произведениях «Васса Железнова», «Дело Артамоновых» и «Очерки об Америке».

Анализ произведения

Формально главный герой повести относится к буржуазии, но в отличие от типичных представителей этого нового для России класса, не стал «хищником», а обладает многими положительными человеческими качествами. Чем больше Фома Гордеев общается с новыми «хозяевами жизни», тем более чувствует к ним отвращение. Со временем это чувство превращается в протест.

На празднике у Кононова главный герой откровенно высказывает все свои мысли прямо в глаза купцам и заводчикам. Он говорит им о том, что благодаря их «усилиям» народ голодает и бедствует, в то время, когда богачи пухнут от переедания и пьянства. Фома упрекает их в бессовестности и безбожие по отношению к своим работникам. В результате его же крестный Маякин называет Гордеева тронутым умом.

С помощью главного героя Горький пытается вскрыть все проблемы, существующие в буржуазном обществе. Одно из важных мест в книге занимает зарождающийся пролетариат, в среде которого появляются свои искренние и честные лидеры, готовые повести за собой народ не просто на бессмысленный бунт, а на смену существующего уклада жизни.

Рассказ Максима Горького “Старуха Изергиль” не похож на другие произведения автора, так как в сюжете присутствует мистическая тема.

В своей пьесе “На дне” Максим Горький изображает жизнь самых низких слоев общества, обреченных терпеть лишения и невзгоды.

После первой публикации «Фомы Гордеева» богатый купец Бугров из Нижнего Новгорода назвал писателя опасным для государства человеком, а книгу – крайне вредной. Кроме этого, он выразился, что таким, как Горький, самое место в Сибири.

С другой стороны в среде рабочих произведение пролетарского писателя перечитывали по многу раз и использовали его в качестве пропагандистской литературы. Один из старых подпольщиков Березовский вспоминал, что во время собраний их организации они не раз читали отрывки из «Фомы Гордеева».

Страницы этой повести пропитаны жгучими словами ненависти к несправедливости и нечеловеческим условиям жизни в среде рабочего класса. На этой книге было воспитано несколько поколений будущих российских революционеров.

На самостоятельное изучение «Тема раскрепощенной любви в повести «Фома Гордеев»

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Критика повести М. Горького «Фома Гордеев»

http:///crit/povest-foma-gorddev-kritika

В новых исторических условиях становится более глубоким и всеобъемлющим и реализм Горького. Писатель обратился в своих произведениях к анализу жизни разных классов и социальных слоев русского общества.

В повести «Фома Гордеев» (1899) писатель впервые дал широкую и разностороннюю картину капиталистического строя. Сам Горький признавал, что для него это - переход «к новой форме литературного бытия… ».

Широко и выпукло выписаны Горьким типические фигуру капиталистов. Писатель сумел сочетать индивидуальное своеобразие каждого из героев с их социальной сущностью.

Ананий Щуров олицетворяет собой вчерашний день русского капитализма с его откровенным хищничеством, отсталостью, прямолинейной реакционностью. Он враг технического прогресса. Разбогатевший ценой преступлений, он выступает в романе яростным и злобным врагом народа .

Более сложен образ заводчика Якова Маякнна. Горький пишет, что Маякнн пользовался среди купечества уважением, «славой «мозгового» человека и очень любил ставить на вид древность своего рода». Маякин - своеобразный идеолог буржуазии , рвущейся к политической власти. Людей он делит на рабов, обреченных всегда подчиняться, и господ, призванных повелевать. Господами, повелевающими в стране, должны быть, по его мнению, капиталисты. Жизненная философия Маякина раскрывается в его афоризмах .


«Жизнь, брат Фома, - говорит он своему воспитаннику, - очень просто поставлена: или всех грызи, или лежи в грязи… Тут, брат, подходя к человеку, держи в левой руке мед, а в правой нож…»

Из мира маякиных и щуровых Горький выделяет Фому Гордеева. Горький писал, что повесть «должна быть широкой, содержательной картиной современности» и в то же время на фоне ее должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его…».

Фома тоже принадлежит к буржуазному классу. Но он не успел превратиться в хищного стяжателя, ему свойственны простые и естественные человеческие чувства.

Жестокие, отвратительные нравы капиталистического мира, подлость и преступления его хозяев производят на Фому Гордеева потрясающее впечатление, и он восстает против этого мира. На празднестве у Кононове Фома бросает в лицо купцам и фабрикантам гневные слова: «Вы не жизнь строили - вы помойную яму сделали! Грязищу и духоту развели вы делами своими. Есть у вас совесть? Помните вы бога? Пятак - ваш бог! А совесть вы прогнали… Куда вы ее прогнали? Кровопийцы! Чужой силой живете… чужими руками работаете! Сколько народу кровью плакало от великих дел ваших?»

Но бунт Фомы бесцелен и бесплоден. Горячая, искренняя речь Фомы на празднестве кончается тем, что Маякнн объявляет его сумасшедшим.

Бунт Фомы показал, что буржуазия не только отвратительна, но и неизлечимо больна. Знаменательно, что уже в «Фоме Гордееве» наряду с образами капиталистов появляются образы пролетариев. Они даны еще бегло, мимоходом. Но в противовес волчьим законам мира маякиных в их среде господствуют единение и товарищество. Рисуя рабочих, писатель чувствует в них ту силу, которая призвана уничтожать власть щуровых и маякиных.

Один из нижегородских купцов - Бугров так отзывался о Горьком и его повести: «Это вредный сочинитель, книжка против нашего сословия написана. Таких - в Сибирь ссылать, подальше, на самый край».

Повесть в такой степени была проникнута ненавистью к буржуазному миру, что стала действенным средством революционной пропаганды. Березовский вспоминает: «Мы, старые подпольщики, очень часто читали рабочим на наших подпольных собраниях такое произведение Алексея Максимовича, как «Фома Гордеев», особенно последнюю главу - сцену на пароходе.

Почему же мы читали эту сцену? Да потому, что жгучие слова ненависти, которыми пропитаны эти страницы, рабочие воспринимали как сигналы борьбы не только с самодержавием, но и с буржуазией».

http:///p_Analiz_povesti_Foma_Gordeev_Gor-kogo_M_Yu

Анализ повести "Фома Гордеев" Горького

В повести «Фома Гордеев» Горький продолжил традиционную тему русской классической литературы - разоблачение античеловеческого характера власти денег (, -Щедрин и др.). Работу над повестью он считал «переходом к новой форме литературного бытия». Джек Лондон назвал произведение «большой книгой»: «...в ней не только простор России, но и широта жизни». Это «целительная книга», ибо «она утверждает добро».

Повесть была подготовлена развитием русского реализма второй половины XIX века. Её тема - внутреннее разложение буржуазного класса, историческая обречённость миропорядка. Среди «хозяев жизни» особое, возможно, важнейшее место занимают буржуа новой формации, такие, как Яков Маякин - «идеолог» нового купечества. Однако повесть называется «Фома Гордеев». Почему? Горький отвечает: «Эта повесть... должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне её должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи, как Геркулеса, победившего гидр, свалила бы с ног туча комаров». Фома не совместим с миром собственников и должен «выломиться» из него. Этот образ явно романтизирован писателем.


Горький продолжил тему в «Очерках об Америке», повести «Дело Артамоновых», пьесе «Васса Железнова» и других произведениях.

http:///citaty/gorkii-citaty/501-povest-foma-gordeev. html

(цитаты)

Первое крупное произведение Горького посвящено русскому купечеству. «Эта повесть должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне ее должен бешено биться энергичный, здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно, жизнь давит его, он видит, что героям нет в ней места, их сваливают с ног, мелочи», - писал Горький своему издателю.

Писатель рисует разных представителей предпринимательского мира. Ананий Щуров - купец патриархального типа, в прошлом фальшивомонетчик и убийца. Он чувствует себя хозяином, не признает новшеств, ненавидит свободу.

Ананий Щуров

Высокий лоб старика весь изрезан морщинами. Седые, курчавые пряди волос покрывали его виски и острые уши; голубые, спокойные глаза придавали верхней части лица его выражение мудрое, благообразное. Но губы у него были толсты, красны и казались чужими на его лице.

От свободы - погибнет человек, как червь, житель недр земных, гибнет на солнце... От свободы человек погибнет!

Яков Маякин - человек «железный» и при этом «мозговой». Он способен думать шире, чем требуют его личные интересы, он чувствует значение своего класса. Это своеобразный идейный наставник купечества. В рассуждениях Маякина есть переклички с социальной философией Фридриха Ницше.

Яков Маякин

Яков Маякин - низенький, худой, юркий, с огненно-рыжей клинообразной бородкой - так смотрел зеленоватыми глазами, точно говорил всем и каждому:

«Ничего, сударь мой, не беспокойтесь! Я вас понимаю, но ежели вы меня не тронете - не выдам...»

Голова у него была похоже на яйцо и уродливо велика. Высокий лоб, изрезанный морщинами, сливался с лысиной, и казалось, что у этого человека два лица - одно проницательное и умное, с длинным хрящеватым носом, всем видимое, а над ним - другое, без глаз, с одними только морщинами, но за ними Маякин как бы прятал и глаза и губы, - прятал до времени, а когда оно наступит, Маякин посмотрит на мир иными глазами, улыбнется другой улыбкой.

Среди купечества он пользовался уважением, славой «мозгового» человека и очень любил ставить на вид древность своей породы, говоря сиплым голосом:

Мы, маякины, еще при матушке Екатерине купцами были, - стало быть, я - человек чистой крови...

Прежде всего, Фома, уж ежели ты живешь на сей земле, то обязан надо всем происходящим вокруг тебя думать. Зачем? А дабы от неразумения твоего не потерпеть тебе и не мог ты повредить людям по глупости твоей. Теперь: у каждого человеческого дела два лица, Фома. Одно на виду у всех - это фальшивое, другое спрятано - оно-то и есть настоящее. Его и нужно уметь найти, дабы понять смысл дела...

А кто, по нынешним дням, самые сильные люди? Купец в государстве первая сила, потому что с ним - миллионы! Так ли?

Игнат, - человек умный и волевой. Он сумел сохранить любовь к жизни, стремление к кипучей деятельности, жажду борьбы. Но в моменты духовного кризиса он опускается, не имея сил контролировать себя.

Игнат Гордеев

Сильный, красивый и неглупый, он был одним из тех людей, которым всегда и во всем сопутствует удача - не потому, что они талантливы и трудолюбивы, а скорее потому, что, обладая огромным запасом энергии, они по пути к своим целям не умеют - даже не могут - задумываться над выбором средств и не знают иного закона, кроме своего желания.

Жалеть людей надо... это ты хорошо делаешь! Только - нужно с разумом жалеть... Сначала посмотри на человека, узнай, какой в нем толк, какая от него может быть польза? И ежели видишь - сильный, способный к делу человек, - пожалей, помоги ему. А ежели который слабый, к делу не склонен - плюнь на него, пройди мимо.

Человек должен себя беречь для своего дела и путь к своему делу твердо знать... Человек, брат, тот же лоцман на судне... В молодости, как в половодье, - иди прямо! Везде тебе дорога... Но - знай время, когда и за правеж взяться надо...

Фома Гордеев - незаурядная личность. Он оказался чужим в купеческом мире. Человек честный, искренний, стремящийся к справедливости, он пытается вырваться на свободу, но происходит это лишь ценой гибели. Столкнувшись с действительностью, построенной на обмане, преступлении, алчности , Фома Гордеев впадает в еще большее отчаяние и не видит выхода из тупика.

Он унаследовал многое от матери, которая чувствовала в жизни какую-то фальшь.

Улыбка редко являлась на овальном, строго правильном лице его жены, - всегда она думала о чем-то, и в голубых ее глазах, холодно спокойных, порой сверкало что-то темное, нелюдимое. В свободное от занятий по хозяйству время она садилась у окна самой большой комнаты в доме и неподвижно, молча сидела тут по два, по три часа. Лицо ее обращено на улицу, но взгляд был так безучастен ко всему, что жило и двигалось за окном, и в то же время был так сосредоточенно глубок, как будто она смотрела внутрь себя. И походка у нее была странная - Наталья двигалась по просторным комнатам дома медленно и осторожно, как будто что-то невидимое стесняло свободу ее движений.

Фома Гордеев

Жадно питалась душа его красотой народного творчества.

Целые дни Фома проводил на капитанском мостике рядом с отцом. Молча, широко раскрытыми глазами смотрел он на бесконечную панораму берегов, и ему казалось, что он движется по широкой серебряной тропе в те чудесные царства, где живут чародеи и богатыри сказок.

Даже когда Фоме минуло девятнадцать лет, - было в нем что-то детское, наивное, отличавшее его от сверстников.

Он сам чувствовал в себе что-то особенное, от дичавшее его от сверстников, но тоже не мог понять - что это такое? И подозрительно следил за собой...

Смерть отца ошеломила Фому и наполнила его странным ощущением: в душу ему влилась тишина, - тяжелая, неподвижная тишина, безответно поглощавшая все звуки жизни.

Однообразные речи старика скоро достигли того, на что были рассчитаны: Фома вслушался в них и уяснил себе цель в жизни. Нужно быть лучше других, - затвердил он, и возбужденное стариком честолюбие глубоко въелось в его сердце...

Я этак жить не могу... Точно гири на меня навешаны... Я хочу жить свободно... чтобы самому все знать... я буду искать жизнь себе...

О, с-сволочи! - воскликнул Гордеев, качая головой. - Что вы сделали? Не жизнь вы сделали - тюрьму... Не порядок вы устроили - цепи на человека выковали... Душно, тесно, повернуться негде живой душе... Погибает человек!.. Душегубы вы... Понимаете ли, что только терпением человеческим вы живы?

Недавно Фома явился на улицах города. Он какой-то истертый, измятый и полоумный. Почти всегда выпивши, он появляется - то мрачный, с нахмуренными бровями и с опущенной на грудь головой, то улыбающийся жалкой и грустной улыбкой блаженненького. Иногда он буянит, но это редко случается. Живет он у сестры на дворе, во флигельке... Знающие его купцы и горожане часто смеются над ним. Идет Фома по улице, и вдруг кто-нибудь кричит ему:

Эй ты, пророк! Подь сюда.

Фома очень редко подходит к зовущему его, - он избегает людей и не любит говорить с ними.

Скрытая полемика с христианскими идеями Достоевского (и не только Достоевского) содержится и в истории жизни и гибели Якова Филимонова.

Образ этот также свидетельствует о силе Горького как художника, чуткого к различным идейно-нравственным исканиям народной массы. Яков - возвышенная натура, он привлекает своей одухотворенностью. Но искания его окрашены в христианские тона покорности. Неудивительно, что жизнь сломила Якова. Его трагедия - как бы демонстрация несостоятельности христианской философии и этики.

Горький наблюдал и другой социально-психологический тип - тип человека, идущего «сверху» на «дно», - наблюдал и остро интересовался им. Ибо и этот тип был выражением определенных процессов, происходящих в буржуазном обществе. Иногда такое выпадение из социальной колеи было связано просто с деградацией буржуазной личности, иногда было результатом своеобразного недовольства, бунтарства, мятежа тех, кого Горький впоследствии назовет «блудными детьми» буржуазии.

Таким «блудным сыном» своего класса является Фома Гордеев.

Это один из наиболее колоритных образов, созданных молодым Горьким. Писатель дал герою романа имя апостола, который прославился своим скептически недоверчивым умом. Сознательно ли это сделал Горький - трудно сказать. Как бы то ни было, нежелание ничего принимать на веру - даже от наиболее почитаемых авторитетов, готовность бестрепетно вложить персты в любые язвы образуют главную черту Фомы Гордеева. В его сердце живет дух обличения. И весь роман построен на столкновении этого человека с миром «лавочников».

Правда, Фому трудно считать положительным героем, ибо, резко и гневно нападая на окружающих, он снял с себя нравственную ответственность за устройство собственной жизни. Его анархические дебоши, совершаемые в компании всякого рода авантюристов и представителей богемы, влекут за собой страдания и гибель ни в чем не повинных людей. «Баржу № 9-й разбили. Человеку спину перешибли, - а одного совсем нет, так что, пожалуй, утоп...» - докладывает о подвигах Фомы его крестному отцу Маякину капитан одного из гордеевских пароходов.

Однако есть в этом неприкаянном, лишнем человеке и какое-то здоровое нравственное начало, заставляющее его с презрением отворачиваться от той морали и жизненной программы, которые навязывает ему философ купеческого мира Маякин. В конце романа Фома духовно сломлен, царство маякиных превратило его в юродивого. Но в стихийном мятеже этой личности, сохранившей в себе, при всех своих слабостях, какой-то элемент народного представления об истине и справедливости, было своего рода предупреждение - суровое предупреждение! - господствующим классам.

Новым молодым героем своего времени является пролетарий Павел Грачев («Трое»).

Этот замечательный и до сих пор не вполне оцененный образ, в сущности, гораздо более значителен, нежели образ Нила из пьесы «Мещане». Павел многогранней, одухотворенней, более вдумчив, внимательней к людям; он - талантлив. В этом образе воссозданы весьма существенные, яркие черты молодого рабочего, постепенно, в результате мучительных испытаний, наблюдений и размышлений приходящего к пониманию механики общества, к пониманию необходимости борьбы.

Романы «Фома Гордеев» и «Трое» интересны не только тем, что в них запечатлено разнообразие путей, открывавшихся в конце XIX века перед вступающими в жизнь молодыми людьми, но и широкими картинами социальной действительности, разнообразными типами хозяев. Из этих типов наиболее значителен Маякин, показанный смело, тонко и правдиво, во всем своем «блеске» - Маякин умен, деятелен, красноречив - и во всей своей духовной нищете: весь его «блеск» служит, в конце концов, звериной проповеди пожирания слабых сильными.

Два первых романа Горького с их новаторским, революционным духом, с их глубоко аналитическим подходом к действительности были не только выдающимися образцами критического реализма, но уже содержали в себе отчетливые признаки социалистического реализма.

Источники:

  • Горький М. Избранное/ Предисл. Н. Н. Жегалова; Ил. Б. А. Дехтерева.- М.: Дет. лит., 1985.- 686 с., ил., 9 л. ил.
  • Аннотация : В том вошли избранные произведения М. Горького: повести «Детство» И «В людях», рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Песня о Соколе», «Однажды осенью», «Коновалов», «Бывшие люди» и др.

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Билет № 25 «Романы воспитания» горького9Фома Гордеев, Мать, Трое)

Роман воспитания или воспитательный роман (нем. Bildungsroman) — тип романа, получивший распространение в литературе немецкого Просвещения. Его содержанием является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя. Прежде всего необходимо строго выделить момент существенного становления человека. Все движение романа, все изображенные в нем события и приключения перемещают героя в пространстве, перемещают его на ступенях лестницы социальной иерархии: из нищего он становится богачом, из безродного бродяги — дворянином; герой то удаляется, то приближается к своей цели — к невесте, к победе, к богатству и т. п. События меняют его судьбу, меняют его положение в жизни и в обществе, но сам он при этом остается неизменным и равным себе самому.

В своих сочинениях Горький по-своему возвращается к классическому первоисточнику — традициям просветительского «романа воспитания». Традиции и воскрешаются, и обновляются. Оптимистический пафос горьковских произведений почерпнут не только в доброй «естественной» сущности человека, но прежде всего в движущейся истории, которой становится постепенно сопричастен герой.

В течение 1899—1901 гг. появляются первые романы Горького — «Фома Гордеев» и «Трое». В них интенсивно развивается тенденция к «расширению границ», наметившаяся в малой прозе 90-х годов. Но освоение крупных жанровых форм не было только художественным сдвигом. В центре обоих произведений снова оказываются анархические бунтари — Фома Гордеев и Илья Лунев (в «Троих»), многим близкие ранним горьковским героям. Однако они значительно глубже вписаны в свое историческое время. Российская действительность впервые у Горького предстает в кругу основных социальных проблем времени. Писатель размышляет над сменой общественных эпох, судьбами буржуазного уклада в России — животрепещущими вопросами, ставшими в ту пору предметом спора между марксистами и народниками, и в своих решениях приближается к первым.

"Фома Гордеев"

Роман "Фома Гордеев" как своеобразный итог творческих исканий Горького 90-х гг

На рубеже веков, в 1899 году, Горький публикует свой роман "Фома Гордеев". Это широкая, содержательная картина современности, в которой повествуется о набирающей силы русской буржуазии.

Писатель широко и выпукло рисует представителей предпринимательского вида. Он знакомит нас с купцами патриархального типа, крупными воротилами, такими, как Ананий Щуров. Когда-то этот "хитрый, старый черт" был фальшивомонетчиком и убийцей, теперь он стал торговцем леса и пароходчиком, скопивший на грабежах и обманах солидные капиталы, и чувствует себя владыкой. Он не принимает ничего нового, распространение машин, ненавидит всяческие свободы. По словам Маякина, он похож на хитрую и коварную лису: "…Возведет очи в небеса, а лапу тебе за пазуху запустит да кошель то и вытащит…"

Рядом с ним умный волевой Игнат Гордеев, в прошлом водолив, а теперь владелец трех пароходов и десятка барж. Он одержим страстью к наживе, отличается огромной жизненной энергией, с которой мечется по торговым делам, улавливая золото, но Игнат знал тяжелый бурлакский труд, он выходец из народа, у него жажда деятельности. Есть у него неудержимая тяга к жизни. А главное - его душа мятежно вскипает и бросает порой в сторону от наживы. И тогда он начинает пить и распутничать, раскидывать свои богатства, будь то пароход, баржа или деньги.

Яркой является фигура Якова Маякина, который считает, что ценность всякого человека определяется наличными капиталами. Маякин считает купцов первой силой в государстве, он очень умен, расчетлив и циничен. Он делит людей на хозяев и на бессловесную массу - простые кирпичи, строительный материал в руках хозяев.

Показано в романе и молодое поколение купечества. К нему принадлежат Тарас и Любовь Маякины и Африкан Смолин. Они должны унаследовать дело и идеи Якова на новом этапе. Но они лишь внешне отличаются от отцов образованностью, европейской культурой. Но Тарас Маякин распрощался с мечтами юности и является владельцем судового производства в Сибири. И от Африкана Смолина, "жулика первой степени", ничего передового ждать нельзя.

Но Горький поставил задачу показать человека, ищущего дело по силам и широкого простора для свободной и честной жизни. Такой личностью является Фома Гордеев. Он унаследовал многое от молчаливой замкнутой матери, которая остро чувствовала фальшь. Буйство и безудержность он перенял от отца. Нянька ввела мальчика в мир чудесных сказок и легенд. Сказалось на нем и общение с матросами. И вот окружающие начинают замечать в Фоме что-то не свое "ведь ты ужасно не похож на купца", - замечает Люба. "Есть в вас что-то особенное", - говорит Софья. Это что-то страшно пугает Игната. Но действительность сделала свое дело. Яков Маякин внушал ему: "…или всех грызи или лежи в грязи". Глядя на Фому, капитан "Прилежного" заметил: "…хорошей породы щенок, с первой же охоты - добрый пес". Но Фома испытывает недовольство собой, склонность к разгулу. Жизнь, построенная на обмане, жадность ввергают его в отчаяние, он не видит выхода из тупика. Уничтожены мысли о чистой любви, когда он разуверился в Софье Медынской. Восторг он переживает только во время подъема затонувшей баржи. "Душно мне, - восклицает Фома.- Ведь разве это жизнь? Разве так живут? Душа у меня болит! И оттого болит, что - не мирится!" Фома становится блудным сыном в своей среде. Оказавшись на пароходе Илья Муромец в окружении именитых купцов, он чувствует безмерность претензий и начинает бунтовать, он бросает слова отвращения: "Не жизнь вы сделали - тюрьму…" он терпит поражение, связи с купечеством прерваны.

Фома связан и объявлен сумасшедшим. Но чувствуется его торжество в словах: " Правду не свяжешь, врешь!" трагедия Фомы Гордеева в том, что он не хотел жить по волчьим законам, он верил в радостный, честный труд. А по убеждению Ежова, "будущее принадлежит людям честного труда".

Фома Гордеев пребывает на протяжении всего сюжета в процессе становления собственной личности. То есть, перед нами типичный, что называется, роман воспитания (непременное его условие, по Бахтину, в том, что образ героя - величина переменная). Фома Гордеев - сын зажиточного купца, который становится наследником огромного состояния и должен теперь продолжать дело своего отца. Начиная с момента рождения и далее он в своей жизни будет взаимодействовать с людьми, которые, так или иначе должны повлиять на становление его личности. С одной стороны, Фому воспитывают отец и крёстный, учащие его, так сказать, премудростям купеческого дела и прагматической философии жизни, смысл которой, если рассматривать очень утрированно, в том, чтобы быть хозяином и преумножать капитал. С другой стороны, перед Фомой постоянно маячит дочка его крёстного Люба, эту самую философию презирающая (накопление капитала она считает делом бессмысленным). К этому двойному влиянию привносится вещь, унаследованная Горьким от европейского натурализма: влияние на героя не только среды, но и наследственности. Так сложилось, что у Фомы, помимо сильного, волевого отца, была совершенно другого характера мать, которая, казалось бы, проявила пассивность и полное безразличие к жизни. Поэтому Фома в общем-то отлично справляется с обязанностями купца, у него достаточно крутой норов, он может дать подзатыльник, прикрикнуть, забыть, что перед ним живой человек. Но есть в нём и нечто другое - то, что подмечает отец, который говорит "нет, есть в тебе что-то не от моей крови". И эта раздвоенность в личности Фомы приводит его, ясное дело, к конфликту - как внешнему (конфликт со средой, с существующим порядком жизни человека), так и внутреннему (вопрос самоопределения: кто я такой, для чего я родился, для чего я пришёл в этот мир?).

Вопрос самоопределения мучает героя постоянно. И именно с ним связаны ключевые темы (проблемы, мотивы) романа. Это и неприятие автором существующего социального строя, порождающего такого вот лишнего человека как Фома - человека, не находящего смысла в жизни, - и критика купеческой среды, купечества как класса якобы лучшего, высшего, господствующего, класса, который поведёт Россию вперёд.

«Трое»1901 г.

Основная проблема повести — выбор жизненного пути. Горький рассказывает о разных путях трех товарищей детства: Якова Филимонова — сына буфетчика, Ильи Лунева, привезенного в город из деревни, и Павла Грачева — сына кузнеца. Подобно Алеше Пешкову, живя в бедности и нищете, окруженные жадными и завистливыми людьми, все трое страстно увлекались чтением книг, рыцарских романов, уносивших их воображение в «страну чудесных вымыслов». Однако возвышавшиеся до небес неприступные замки, сверкающие золотом дворцы и подвиги рыцарей не могли заслонить от юных героев окружающую их бедность, грязь, грубость, пьянство, жадность, зависть. Одних это подавляло, других заставляло сопротивляться, искать выход.

Прослеживая три судьбы, Горький полемизирует с Толстым и Достоевским, с их философией смирения и непротивления. Жертвой смирения становится Яков Филимонов: неспособный к сопротивлению («Чтобы жить в этой жизни, надо иметь бока железные, сердце железное»), он уходит в религию, в бесплодные размышления о боге и дьяволе, о жизни и смерти. Внутренне опустошенный, больной чахоткой, покорившийся отцу, разбогатевшему в результате ограбления умирающего старика, Яков в полном смирении становится за стойку отцовского буфета.

Подобно Фоме Гордееву, Илья Лунев взбунтовался против окружающих его сытых, довольных и процветающих людей, вся жизнь которых — ложь, подлость и преступление. «Вот если бы я мог… уничтожить вас… всех!.. Кабы знал я, какой силой раздавить вас можно! Не знаю!..» Илья действительно не знал, какая сила сможет разрушить отвратительный буржуазно-собственнический мир. В этом была его трагедия. И все же это трагедия возрождения, а не гибели. Здесь важно заметить вот что: если Фома Гордеев, признав свое поражение в схватке с купцами, их силе противопоставил свою слабость («пропал… не от вашей силы… а от своей слабости»), то Илья все же считал себя сильным. Он лишь признает, что сам он оказался оторванным от той большой силы, которую он чувствовал в Павле Грачеве и его товарищах.

Итак, Илья Лунев — крестьянский паренек, ставший купцом. Но его история — это не история созревания купца, а история освобождения от всего купеческого и мещанского. Он сумел разбогатеть, но сумел и разорвать с тем миром, морали которого он было подчинился.

Совсем по-особому складывается жизненный путь третьего товарища — Павла Грачева. Он, как Илья, рано осиротел, с детства начал трудиться, — скачала у сапожника, затем — в типографии, работал слесарем-водопроводчиком. Жизнь была трудной, полуголодной, однако его не прельстила перспектива стать хозяином мастерской, как советовал ему Илья, предлагая деньги на обзаведение. Павел остался рабочим человеком. Познакомившись с социал-демократкой Софьей Медведевой, он связал свою судьбу с революционерами.

Павел Грачев еще не стал настоящим героем своего времени. В нем Горький еще только угадывает тип пролетарского революционера, каким станут Нил («Мещане»), Павел Власов и другие герои романа «Мать» и пьесы «Враги». Однако важно отметить, что путь борьбы за счастье людей труда Горький уже тогда связывал с революционной социал-демократией, с рабочим классом.

Из лекций:

Илья Лунёв совершает убийство, но оно спонтанное. Он убивает старикашку, который покупает ласки женщины, которую он любит. Это убийство-сопротивление порочному устройству мира. В повести есть суд над проституткой, но в отличие от Катюши Масловой(«Воскресение») , она совершила преступление.

«Мать»

«Мать» —повесть, написанная в 1906 году во время путешествия Горького в США.

В повести отразились идеи «богостроительства», литературного евангелизма. Горький использовал библейские образы, сравнивает героев то с ангелами, то с апостолами, первомайская демонстрация названа «крестным ходом», главного героя автор сравнивает с Христом. Однако, заповеди сильно переосмысливаются героями, и в итоге из-за повести против самого Горького было заведено уголовное дело с обвинением в богохульстве.

Из лекции: «Мать» надо рассматривать в духе религиозном. Горький в это время начинает рассуждать над религией для народа, богостроительством. Это система, при которой будут обожествляться силы народа, творческие силы. Горький в новой социалистической теории обретает спасительную силу жизни. Андрей -очень яркий, восторженный человек, сопротивляющийся жестокости.

Процесс коренной ломки общественного мировоззрения, развернувшийся в русском обществе в данный период, небезызвестная борьба между новыми материалистическими и идеалистическими философскими течениями, возникшими на рубеже 19-20 веков, - все это не могло не найти отражения в литературных произведениях той эпохи. Творчество Горького не является здесь исключением. Оно явило собой отклик на события времени, когда менялось само понятие героического, когда протест против существующего строя стал делом каждого здравомыслящего человека. Роман "Мать" обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям; произведение проникнуто пафосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии. За "героической борьбой нового поколения революционеров" не замечали (или не хотели замечать) живых людей с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. Горький в произведении затрагивает самые высокие человеческие стремления: к свободе, к познанию сущего. Героические события революционного движения — непременное условие, источник духовного преображения горьковских героев. Однако глубоко ошибочно проводить прямую аналогию между идеями пролетарской освободительной борьбы и ростом сознания действующих лиц романа. “Мать” — художественное произведение: все здесь определено человеческими взаимоотношениями и характерами. Сами герои живут психологически напряженно и многогранно. А понять путь Ниловны можно лишь с учетом ее сложных поисков. Многое в них созвучно и сегодняшнему дню. Уже в первоначальной зарисовке слободки выделена главная черта беспросветного существования рабочих — “застарелое чувство подстерегающей злобы”, перед которой отступали “одинокие искры неумелой, бессильной мысли”. В звероподобном поведении Михаила Власова бессознательная тоска оборачивалась беспредельно разросшейся, “наследственной... болезнью души”. Вполне объяснимой реакцией Пелагеи Ниловны оказались страх, замкнутость. И после смерти мужа для вдовы потекла “странная, молчаливая жизнь, полная смутных дум и опасений, все возрастающих”. Сообщение сына о его политической позиции уничтожило горе и подозрение Ниловны, вызвав привычный для нее отклик: “Опасаться надо людей — ненавидят все друг друга! Живут жадностью, живут завистью. Все рады зло сделать”. Вот исходное душевное состояние Власовой, тем более мучительное, что ей приходится глубоко таить врожденные чувства любви и нежности. Материнское начало оскорблено, попрано жестокими социальными условиями.

Внутреннее действие романа начинается с первых признаков возрождения женщины-матери, а набирает высоту — в расцвете ее природного дара любви. С ним писатель связывает будущее человеческих отношений вообще. Нередко поведение Ниловны объясняется тем, что слепая привязанность ее к сыну сменяется осмыслением революционных идей и устремлений. Но это не совсем так. Для Горького человеческое сознание основано на мыслях человека, его эмоциях.

Мужание Ниловны — борца — это мужание человека, новые убеждения взращены самоотверженным сердцем женщины. Материнская любовь — почва, смысл ее революционной практики. На первый взгляд, развитие сюжета в романе продиктовано появлением в доме Власовых Андрея Находки, Наташи, Николая Весовщикова и других. Но сколько здесь авторской прозорливости в выборе психологической ситуации! Находка и Наташа, по разным причинам лишены родительского тепла. Чуткая Ниловна сразу это понимает, проникаясь к ним участием. Сцена первого знакомства с друзьями Павла по борьбе успокаивает испугавшуюся было Власову, позволяя впервые ощутить необходимость для Находки и Наташи заботы о них. Этот эпизод венчается пробуждением у всех троих подлинной радости дружеских, доверительных отношений. Находка начинает мечтать о встрече с родной, давно бросившей его матерью, прощая ей невольную, быть может, жестокость к себе: “Родить трудно, научить человека добру еще труднее...” Наташа тоже проникается к Ниловне полным доверием.

Изменяется и сама хозяйка дома. Теперь она и видит, и чувствует все по-другому, по-новому. Ее размышления и мечты о жизни становятся сходными с мечтами молодежи. Лишь озлобленный и мрачный Николай Весовщиков воспринимается здесь резким диссонансом. Этого человека Ниловна долго будет чуждаться.

Далее в романе следует развитие отношений Власовой с новыми товарищами сына. Знакомство с другими членами кружка вызывает у Ниловны неоднородные чувства и раздумья, и они, пусть даже разные по характеру люди, одинаково интересуют ее. Некогда одинокая, отчужденная от людей, мать начинает жить эмоционально насыщенно.

Влечение Ниловны к человеку воспринимается как восстановление естественных, здоровых проявлений личности. Встрепенулась душа бедной женщины, открыв для себя добро и красоту. Но тем болезненнее переживает теперь она опасность, угрожающую сыну и его друзьям. Так перед Ниловной встает главный вопрос: с кем быть ей? Но этот вопрос будет не единственным, ведь для героев романа программа борьбы только зарождается, и их ждет еще множество испытаний: это и аресты Павла, суд и снова бесконечные тяготы жизни. Проходя через все это с огромной материнской любовью в сердце, Ниловна находит ответ на вопрос: “Можно ли любить без веры? Нет!” Чистое чувство всегда основано на вере, сопряжено с душевной чистотой, самоотдачей. Только поэтому рождаются небывалые силы человека. Ниловна не разделяет любовь и жалость. Жалость здесь не унизительная забота о слабом, а результат глубокого понимания испытаний, трудностей, выпавших на долю сильных. Гордиться ими и помогать — вечные основы любви, в том числе и материнской.

Разделы: Литература

Класс: 11

Цель: нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горького «Фома Гордеев»;

Задачи:

  • отражение исторической обстановки в повести Горького; картины купеческой жизни;
  • «лишние» люди, их ограниченность и «туподушие», «они указали, чем я не должен быть…»;
  • развивать интерес к исследовательской работе, уметь самостоятельно делать выводы, обобщения, сравнивать.

Оборудование:

1) М.Горький. «Фома Гордеев».Москва 1977год. (тексты).
2) Презентация к уроку.
3) Проектор.
4) Иллюстрации к произведению.
5) Русская литература 20 века. 11класс.Практикум для общеобразовательных учреждений. Под ред. Ю.И. Лыссого. М. Мнемозина, 1998 год.

Что вы сделали? Нет, не жизнь вы сделали, а тюрьму…
Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали.
Душно, тесно, повернуться негде живой душе.
Погибает человек!

Горький М. «Фома Гордеев»

Нет уж, я сам себе место выберу.

Горький М. «Фома Гордеев»

ХОД УРОКА

– Раскрывая тему урока, доказывая правильность выбранных эпиграфов, определите цель урока. (Поиски смысла жизни, своего «я», своего места в ней)

– В повести Горького «Фома Гордеев» (1899) представлена широкая картина русской жизни, современником, которой был сам автор. Писателя всегда волновали человеческие запросы. Самое главное – ему близко стремление к полнокровной счастливой жизни. Большинство героев не осуществляет это стремление. Это воспринимается как драма личности. Стремление героя к полнокровной жизни воплощено Горьким в повести «Фома Гордеев».
Герой протестует против лжи и лицемерия, его давит «тесная» жизнь, он ищет дела по силам, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов, спивается и очень просто может стать обитателем ночлежки, похожей на ту, которую показал Горький в пьесе «На дне».

– Каждая группа провела свои поиски, сделала выводы по повести в рамках темы и теперь вам предоставляется право защитить свои задания.

1 группа – гл. 1, стр.47-49 (ученик Кузнецов)

– Горький начинает свою повесть с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве.
Почему? Что это дает для понимания образа главного героя?
– Расскажите о нем (об отце) (происхождение, соц.положение, образ жизни, отличительные черты характера) и о матери.
– Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы Островского «Гроза»? Какую разницу вы увидели?
Мятежный дух родителей в большей степени проявился в Фоме. Родители еще не осознавали того, что их беспокоит. Происходящее вокруг заставляет задуматься Фому над тем, какое же место ему в жизни уготовано, т.е. каково его собственное «я» в жизни. Мучительный вопрос о смысле жизни мог бы встать перед отцом и матерью, если бы жили
они в другое, более позднее время.

Ответ к вопросу 2. Первые уроки жизни Фоме дал отец. Часто он говорил Фоме: «Надо учить тебя жить».
Однажды мечтательный мальчик попал с отцом на пароход, где перед ним развернулась новая жизнь. На все смотрел он широко раскрыв глаза, ему казалось, что он движется по широкой тропе в чудесную страну сказок. Обо всем он спрашивал отца, тот как умел, объяснял ему. Однажды мальчик передал разговор лоцмана с командой об отце. И Игнат тогда решил, что пора
учить сына жизни.

В рассказах отца было что-то ясное, понятное, Фоме нравилось, что отец его сильный, ловкий. Сердце его забилось сильно и горячо. С тех пор он стал более внимательным к окружающему, чувствовал все обостренно, все, волновавшее душу, возбуждало в нем новые смутные ощущения и желания. Ко всему относился Фома серьезно, вдумчиво. Неопределенностью характера, мечтательностью, любопытством, задумчивостью он походил на мать. Он чувствовал в себе что-то особенное, отличавшее его от сверстников, но тоже не мог понять – что это такое? И подозрительно следил за собой. Это повлияло на него, но не определило жизненного пути четко, определенно.

Уже первые уроки жизни заставляют Фому задуматься о собственном назначении, вызывают стремление жить не по указке.
– Кто дает Фоме первые серьезные уроки жизни? (Отец)
– Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?

Обобщение. Главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства. Мечтательный и вдумчивый Фома, отвергая устоявшиеся жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.

– В каких произведениях мы встречались с уроками отцов? Чему они учили? (Пушкин А.С. «Капитанская дочка» – «Береги честь смолоду», Гоголь Н.В. «Мертвые души» – «копи копейку…».)
– Близка ли мораль Игната Фоме? (Он прислушивался, стал более внимательным. Протестует, хотя протест еще стихийный).

Задание 2-ой группе.

Уроки жизни продолжаются.
– Кто же еще имел сильное влияние на Фому? Кто пытался по-своему повернуть Фому? (Крестный, Яков Маякин) .
– Чему же учил крестника Яков Маякин?

Дополняем схему «Буду я тебя, Фома, учить»
– гл. Ш, 1У, У, Х., гл.4 стр.76,78,80,90,93, гл.5 стр. 93-94,95
– Чем заканчиваются отношения Якова Маякина и Фомы Гордеева и вместе с тем купеческая жизнь, деятельность Фомы? Нарастание неприязни между ними.
– Принимает ли Фома уроки жизни Якова? (Отвергает. Фоме, как он говорил, хотелось быть похожим на человека. Он чувствовал глухую неприязнь к Маякину,т.к. не принимает его жизненных принципов. Никакой радости ни от денег, ни от своей деятельности он не чувствовал. Вначале происходит внутренний разрыв, а после встречи на пароходе – окончательный, открыто. Он чувствует себя сильным, способным на что-то большое.)

4. Какое значение для понимания идейного содержания повести имеет сцена купеческого гуляния на пароходе купца Кононова?

– Каким предстает купечество? Чему они Фому учат?
– Принесло ли это удовлетворение Фоме?

а) Все ярче рисует Горький картины того, как «бешено бьется», как «ищет дела по силам» человек, а его сваливают с ног мелочи». Фома Гордеев – личность, вступившая в борьбу со своей средой. Как в Гоголевском «Ревизоре» на теплоходе – сцене проходят образы всего цвета города. Речь Фомы, как на экране выувечивает сущность каждого.

б) – Зачитывают речь Маякина и Фомы (инсценировка) гл.13 стр.229-233
в) (ответ учащихся)
г) – Речь Фомы обличительная, он каждому говорит правду. А всегда ли правду приятно слушать? (нет)

Фома противопоставлен другим купцам, этим неблагородным собирателям денег. Он выше себе подобных, потому что он «протестует» и «обличает», а
не следует законам, их правде.
– Чему они учат? к вопросу 4

Мы зачитали финал повести – торжественный обед в честь спуска на воду парохода Кононова «Илья Муромец». Перед нами целая галерея образов купцов. Не ограничена власть хозяев города, откровенно говорящих о своей позиции, стремящихся везде быть первыми – Маякин, Кононов, Щуров, Гущин, Бобров и др., а некоторые и вовсе без имени и фамилии. Чувствуется какая-то тревога. И вот перед этими людьми Фома произносит свою обличительную речь. Его наполняют разноречивые чувства (сказать какие) гл.13. Но выплеснутая правда не приносит Фоме облегчения, она «раздавила» обличителя. И вместо моральной победы он казался сам себя теперь чужим и непонимающим того, что он сделал этим людям и зачем. Купцы не могут его понять, т.к. ими владеет только жажда наживы любыми способами, стяжательство, косность. Таким быть они учат Фому. Он оказался один. Купцы не понимают Фому, потому что их мораль Фомы. Он не находит ни одной живой души, способной понять его, дать ему хоть капельку любви.

5. В повести, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, выходцев из той же купеческой среды, ровесников Фомы. Зачем автор рассказывает о Любе М., Африкане Смолине, Николае Ежове?
– Пытаются ли они научить Фому чему-то?
– Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
(ответ) Фома стремится максимально приблизиться к людям, вызывающим у него острый интерес.

Рассказы о ровесниках Фомы

Все они разные, во всех он разочаровывается, чувствует их опустошенность, а хочет видеть в них правду. Он пугается, что есть эта правда, что есть что-то такое неведомое. Фома пытается понять, зачем живет, но не находит ответа. Горький знал, что есть в человеке ценности, утрата которых есть нравственная гибель человека.
В общении с разными людьми. Характер Фомы проявляется по-разному. Он пренебрежительно относится к бедным, во время воровства яблоко он впервые ощутил власть над людьми и силу денег. Странности характера проявляются во многом, он мечтательный, любит заниматься самокопанием. Ему интересно и любопытно сравнивать встречающихся людей с собой. Все они пытаются чему-то учить Фому, а он стремится жить не по указке, а ищет «себя», свое место в жизни (вспомнить эпизод с собой).
Обобщение. Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Неудовлетворенность их жизнью – явление временное. Они более образованы, но их хищническая натура прикрыта дорогой одеждой, да хорошими внешними манерами. Но жизненные принципы, их философия остались теми же.
Пустозвона и Емелю Ежова Фома быстро понял, тот слишком далеко от народа, о котором он говорит постоянно.
Только Фома до конца пошел против волчьих законов своей среды. Романтические представления о жизни натолкнулись на реальную жизнь, законы которой он не может понять и объяснить, но жить по ним не желает.
Гневно, как умеет, он протестует против лжи и лицемерия, пытается найти свое место в жизни, свое «я», чтобы чувствовать себя человеком. Он пытается найти людей, которые живут и думают по-другому.
Не сумев найти таких, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из тупика жизни, разуверился во всех и вся.
Таким образом, Фома пополняет галерею лишних людей.
– Назовите их. Кто они? (Мцыри, Евгений Онегин, Печорин, Базаров и др.)
– Предположите возможное будущее Фомы с учетом исторического процесса этого времени.
– Когда писалась повесть? Что это за время? (1899 г.)

Вывод: На рубеже веков, такой герой, как Фома – не типичен ни как купец, ни как представитель своего класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках, современности. Так и не нашел он своей дороги, своего «я». На рубеже веков не нашлось человека, который бы помог Фоме найти свое «я» был единомышленником. Бросая вызов своему классу, обвиняя его в том, что там нет жизни живой душе, выбирая свой путь, Фома так и не нашел его (путь).

– Удалось ли Горькому показать такого человека?
– А почему? (Не учился, не читал, он ничего не делал)
– Знал ли Фома для чего живет? Для чего он создан? (Вот Ежов, Смолин нашли свое «я», у них не было такого восприятия жизни, как у Фомы.)

– Вы тоже сейчас стоите на пороге жизни, вы должны выбрать свой путь, свою дорогу жизни. Мы не должны быть такими, как Фома, нужно сразу ставить большую, яркую цель в жизни.

Рефлексия

Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Домашнее задание:

1. Составить таблицу схему «Образная система героев повести по отношению к главному действующему лицу.
2. Роман «Мать» читать.