Горе от ума судьба проказница. Истинный патриотизм в произведении А.С


Интерактивная выставка одной книги к дню рождения Грибоедова А. С.

Александр Сергеевич Грибоедов – известный русский писатель, поэт, драматург, блестящий дипломат, статский советник, автор легендарной пьесы в стихах «Горе от ума», был потомком старинного дворянского рода. Родился в Москве 15 января (4 января по ст. ст.) 1795 г., с ранних лет проявил себя чрезвычайно развитым, причем разносторонне, ребенком. Обеспеченные родители постарались дать ему прекрасное домашнее воспитание, а в 1803 г. Александр стал воспитанником Московского университетского благородного пансиона. В одиннадцатилетнем возрасте он был уже студентом Московского университета (словесного отделения). Став в 1808 г. кандидатом словесных наук, Грибоедов заканчивает еще два отделения – нравственно-политическое и физико-математическое. Александр Сергеевич стал одним из образованнейших людей среди своих современников, знал около десятка иностранных языков, был очень одарен музыкально.

С началом Отечественной войны 1812 г. Грибоедов влился в ряды добровольцев, но непосредственно в военных действиях ему участвовать не приходилось. В звании корнета Грибоедов в 1815 г. нес службу в кавалерийском полку, находившемся в резерве. К этому времени относятся первые литературные опыты – комедия «Молодые супруги», представлявшая собой перевод французской пьесы, статья «О кавалерийских резервах», «Письмо из Брест-Литовска к издателю».

В начале 1816 г. А. Грибоедов выходит в отставку и приезжает жить в Санкт-Петербург. Работая в коллегии иностранных дел, он продолжает занятия на новом для себя писательском поприще, делает переводы, вливается в театрально-литературные круги. Именно в этом городе судьба подарила ему знакомство с А. Пушкиным. В 1817 г. А. Грибоедов попробовал силы в драматургии, написав комедии «Своя семья» и «Студент».

В 1818 г. Грибоедова назначили на должность секретаря царского поверенного, возглавлявшего русскую миссию в Тегеране, и это в корне изменило его дальнейшую биографию. Высылку на чужбину Александра Сергеевича расценивали как наказание за то, что он выступил секундантом в скандальной дуэли со смертельным исходом. Пребывание в иранском Тебризе (Тавризе) действительно было тягостным для начинающего писателя.

Зимой 1822 г. новым местом службы Грибоедова стал Тифлис, а новым начальником – генерал А.П. Ермолов, чрезвычайный и полномочный посол в Тегеране, командующий русскими войсками на Кавказе, при котором Грибоедов был секретарем по дипломатической части. Именно в Грузии он написал первый и второй акты комедии «Горя от ума». Третий и четвертый акты были сочинены уже в России: весной 1823 г. Грибоедов уехал с Кавказа в отпуск на родину. В 1824 г. в Санкт-Петербурге была поставлена последняя точка в произведении, путь которого к известности оказался тернист. Комедия не могла быть опубликована из-за запрета цензуры и расходилась в рукописных списках. Только небольшие фрагменты «проскользнули» в печать: их в 1825 г. включил в номер альманах «Русская Талия». Детище Грибоедова получило высокую оценку А.С. Пушкина.

Грибоедов планировал предпринять путешествие в Европу, однако в мае 1825 г. ему пришлось срочно возвратиться на службу в Тифлис. В январе 1826 г. в связи с делом декабристов его арестовали, держали в крепости, после чего доставили в Петербург: фамилия писателя несколько раз всплывала на допросах, к тому же при обысках находили рукописные копии его комедии. Тем не менее за отсутствием доказательств следствию пришлось освободить Грибоедова, и в сентябре 1826 г. он вернулся к выполнению служебных обязанностей.

В 1828 г. был подписан Туркманчайский мирный договор, соответствовавший интересам России. Он сыграл в биографии литератора определенную роль: Грибоедов принимал участие в его заключении и доставил в Петербург текст соглашения. За заслуги талантливому дипломату была пожалована новая должность - полномочного министра (посла) России в Персии. В своем назначении Александр Сергеевич видел «политическую ссылку», планы на реализацию многочисленных творческих замыслов рушились. С тяжелым сердцем в июне 1828 г. Грибоедов покидает Петербург.

Добираясь до места службы, в течение нескольких месяцев он жил в Тифлисе, где в августе состоялось его венчание с 16-летней Ниной Чавчавадзе. В Персию он уехал уже с молодой супругой. В стране и за ее пределами существовали силы, которых не устраивало усиливавшееся влияние России, которые культивировали в сознании местного населения неприязнь к ее представителям. 30 января 1829 г. находившееся в Тегеране русское посольство подверглось жестокому нападению озверевшей толпы, и одной из его жертв стал А.С. Грибоедов, которого изуродовали до такой степени, что опознали потом только по характерному шраму на руке. Тело увезли в Тифлис, где последним его пристанищем стал грот при церкви Св. Давида.






Цели проекта: 1. Исследование характеров героев комедии их отношение к прогрессу. 2. Приведение примеров горя от ума на примерах XX –XXI века. 3. Подборка двойников героев комедии XIX-XX- XXI века через ассоциативный ряд известных лиц, персонажей произведений и кинофильмов.










Фамусов – богатый дворянин; Фамусов – богатый дворянин; Молчалин – секретарь Фамусова; Молчалин – секретарь Фамусова; Полковник Скалозуб; Полковник Скалозуб; Семья Горичей; Семья Горичей; Князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми; Князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми; Графиня бабушка и внучка Хрюмины; Графиня бабушка и внучка Хрюмины; Загорецкий и Репетилов; Загорецкий и Репетилов; Старуха Хлестова – свояченица Фамусова Старуха Хлестова – свояченица Фамусова


Типичный представитель московского дворянства. Ярый ненавистник просвещения. Ему принадлежат слова о «сумасшествии» Чацкого: «ученье – вот чума, ученость – вот причина». «Низкопоклонник, льстец», человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. К своим крестьянам он относится без малейшего уважения. Он называет их и «петушками», и «фомками», и «чурбанами», и ленивыми «тетерями». Помещик прекрасно осознает свое привилегированное положение, но, чтобы его еще сделать спокойным и долгим, окружает себя зависимыми людьми. Типичный представитель московского дворянства. Ярый ненавистник просвещения. Ему принадлежат слова о «сумасшествии» Чацкого: «ученье – вот чума, ученость – вот причина». «Низкопоклонник, льстец», человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. К своим крестьянам он относится без малейшего уважения. Он называет их и «петушками», и «фомками», и «чурбанами», и ленивыми «тетерями». Помещик прекрасно осознает свое привилегированное положение, но, чтобы его еще сделать спокойным и долгим, окружает себя зависимыми людьми.






Типичный представитель аракчеевской армейской среды. В его облике нет ничего карикатурного: исторически он вполне правдив. Цель своей службы он видит не в защите отечества от посягательств врага, а достижении богатства и знатности. Типичный представитель аракчеевской армейской среды. В его облике нет ничего карикатурного: исторически он вполне правдив. Цель своей службы он видит не в защите отечества от посягательств врага, а достижении богатства и знатности.


Жалкий подхалим и льстец, безвольный и жалкий, он пытается подслужиться к господам, изображая «любовь» к Софье. Он поступает подло, но сам не замечает этой подлости. Он недостоин не только любви девушки, но даже её уважения. Это низкий и неприятный человек, никому не внушающий доверия. Жалкий подхалим и льстец, безвольный и жалкий, он пытается подслужиться к господам, изображая «любовь» к Софье. Он поступает подло, но сам не замечает этой подлости. Он недостоин не только любви девушки, но даже её уважения. Это низкий и неприятный человек, никому не внушающий доверия.








Чацкий Умный, пылкий, страстный, решительный, упрямый «чувствителен, весел и остер», пересмеивает всех, спорит, «честная, деятельная натура, притом еще натура борца», будущий декабрист, представитель «века нынешнего». Умный, пылкий, страстный, решительный, упрямый «чувствителен, весел и остер», пересмеивает всех, спорит, «честная, деятельная натура, притом еще натура борца», будущий декабрист, представитель «века нынешнего».




Софья Умная, начитанная, полюбила недостойного, защищает его, страдает. Глубоко в душе нежная, ранимая, чистая, но испорчена фамусовским воспитанием… Умная, начитанная, полюбила недостойного, защищает его, страдает. Глубоко в душе нежная, ранимая, чистая, но испорчена фамусовским воспитанием…


Вывод первый Вывод первый Герои комедии представляют «век нынешний» и «век минувший»,лишь образ Софьи промежуточный, так как её характер типичен для девушек всех времён. Герои комедии представляют «век нынешний» и «век минувший»,лишь образ Софьи промежуточный, так как её характер типичен для девушек всех времён.


Вывод второй Характеры героев, их поступки и их взаимоотношения, описанные в комедии, встречаются и сегодня, следовательно, комедия бессмертна. Характеры героев, их поступки и их взаимоотношения, описанные в комедии, встречаются и сегодня, следовательно, комедия бессмертна.


ГОРЕ ОТ УМА? лит. ũmas «смысл», вероятно, заимств. из слав. Родственно лит. aumuõ «разум», возм., связано со ст.- слав. авити «явно». лит. ũmas «смысл», вероятно, заимств. из слав. Родственно лит. aumuõ «разум», возм., связано со ст.- слав. авити «явно». лит.ũmasлит.aumuõст.- слав.явно лит.ũmasлит.aumuõст.- слав.явно


26


27


28


29


30


31


32


33


34


35


36


37


38


ВЫВОД ТРЕТИЙ 39 Каждый продукт деятельности ума несёт как положительные, так и отрицательные стороны, следовательно, действительно бывает горе от ума. Каждый продукт деятельности ума несёт как положительные, так и отрицательные стороны, следовательно, действительно бывает горе от ума.


Афоризмы из комедии Афоризмы из комедии Дым Отечества нам сладок и приятен. Дым Отечества нам сладок и приятен. Служить бы рад, прислуживаться тошно. Служить бы рад, прислуживаться тошно. А судьи кто? А судьи кто? Злые языки страшнее пистолета. Злые языки страшнее пистолета. Минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев и барская любовь. Минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев и барская любовь. Счастливые часов не наблюдают. Счастливые часов не наблюдают.


А горе ждет из-за угла. А горе ждет из-за угла. Герой… Не моего романа. Герой… Не моего романа. Мне только бы досталось в генералы! Мне только бы досталось в генералы! Иметь детей кому ума не доставало. Иметь детей кому ума не доставало. Карету мне, карету! Карету мне, карету! Ба! Знакомые все лица! Ба! Знакомые все лица! Хотя животные, а все-таки цари! Хотя животные, а все-таки цари!











Класс: 9

“Все это поражает, завлекает, приковывает внимание...”. Так писал о “Горе от ума” А.С.Грибоедова А.А.Бестужев. Запрещенная к печати и постановке на сцене театра, комедия или, по определению самого автора, сценическая поэма пользовалась бешеной популярностью. Текст неоднократно переписывался от руки, заучивался наизусть, А.С.Грибоедова приглашали “на вечер” для чтения своего шедевра. Критики спорили о нем, восхищались, осуждали, хвалили, критиковали…Популярность “сценической поэмы” вполне объяснима: идеи декабризма в русском обществе, противостояние “века нынешнего и века минувшего”, отличная от классицизма система персонажей..Но как порой бывает сложно объяснить сегодняшним школьникам, в чем же именно состоит горе персонажей комедии и почему это горе берет свои истоки от ума. Но попытаться все же стоит. Итак, Горе от ума или “Всем глупым – счастье от безумья, всем умным – горе от ума” .

Первое на что обращаем внимание школьников – это название произведения. Само название комедии “Горе от ума” уже указывает на то, что герои комедии терпят горе от своего ума. Однако первоначально Грибоедов назвал свое произведение “Горе уму”. В чем смысл данного изменения? Выслушаем ответы детей и, по возможности, приведем их к “общему знаменателю”. Первоначальный вариант названия давал понять, что горе только у умных людей. Горя может и не быть, если нет ума. Итоговый вариант названия комедии акцентирует внимание читателя на сильных героях с понятием ума, но претерпевающих горе т. к. они не могут должным образом распорядиться своим умом.

Грибоедов в письме П.А.Катенину указывал: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека”. Кого имел в виду Грибоедов? Вроде бы ответ очевиден: Чацкого. Следовательно, другие герои пьесы - глупцы. Но так ли это на самом деле? Здравомыслие и ум проявляются в поступках человека. Обратимся к поступкам героев.

Чацкий – отсутствовал три года, не писал писем, вдруг примчался в дом Фамусова с признанием в любви Софьи (обратим внимание на возраст героини); не делает официального предложения, конфликтует с Фамусовым (отцом Софьи), ревнует к Скалозубу и Молчалину, упрекает Софью в холодности; убедившись, что ему предпочли Молчалина, начинает критиковать и высмеивать гостей Фамусова на балу, где сам Чацкий лишь гость; случайно став свидетелем признаний Молчалина к Лизе, не щадит чувства Софьи (любимой), уезжает оскорбленный. Так какой же умный поступок совершил герой? Никакой! Но следует ли Чацкому отказать в уме? Разумеется, нет. Ведь он – человек образованный, мыслящий по передовому и прогрессивно для своего времени, просто он молод, горяч, влюблен, обижен.... Отсюда и нелепость поступков, и нелогичность действий, и странность поведения.

Хотя Пушкин отказывал Чацкому в уме, считая его поведение неприемлемым для умного человека, ведь умный человек не “станет метать бисер перед свиньями”, не поставит сам себя в смешное и глупое положение.

Фамусов – влиятельный вельможа, сановник, уважаемый человек в обществе; почитает нормы и правила поведения в обществе, растил Чацкого, когда тот остался без родителей, помогал ему налаживать нужные связи, учил жизни, наставлял. Вернувшемуся Чацкому дает толковые и дельные советы, как лучше устроиться в этой жизни; дорожит своим реноме успешного и безупречного человека. Так разве перед нами глупец? Нет. Но поступки.… Не видит, что творится под самым его носом (связь Софьи и Молчалина), не понимает опасности исходящей от Чацкого, позволяет семейному скандалу стать достоянием общества. Почему же умный человек ведет себя, как мальчишка?

Софья – “сильная натура, живой ум, страстность и женская мягкость” по словам И.А.Гончарова. Для девушки начала XIX века она очень прогрессивна и умна. Она сама выбирает себе возлюбленного, и это не “золотой мешок” Скалозуб, а неприметный и далеко небогатый Молчалин (секретарь Фамусова); Софья не стыдится своего выбора, почти не скрывает его, ради личного счастья она готова пойти до конца: не позволить вмешаться Чацкому и решить ее судьбу Фамусову. По сути дела Софья бунтует, бунтует против норм и законов московского общества, и хотя ее бунт ограничивается лишь личностно-семейной сферой, это все же бунт. Но умная и верная Софья ошибается в самом главном: в выборе возлюбленного. Приспособленчество Молчалина она принимает за уважение к людям, его желание угождать – за самоотверженность, подхалимство – за глубину и тонкость чувств, и даже бедность и зависимое положение Молчалина только украшают его в глазах Софьи. Разочарование ее будет болезненным. Оно усугубится предательством Молчалина (любовное признание Лизе).

Молчалин – “вот он на цыпочках и не богат словами” по определению Чацкого, бесправный секретарь Фамусова, мечтающий выбиться в люди. А для этого все средства хороши. Чацкий откровенно издевается и над самим Молчалиным, и над его жизненной позицией (угождать всем людям без остатка; находить покровителей). Но издеваться-то легко: сам Чацкий – человек довольно состоятельный, нужными связями его обеспечил Фамусов, а вот Молчалину надеяться и опереться не на кого. Ему придется всего добиваться своими силами, он без поддержки борется за богатство, силу и власть. Но кого можно упрекнуть за желание “дойти до степеней известных”? Для умного и хитрого Молчалина все средства хороши. И он уже близок к своей первой цели: стать незаменимым для Фамусова, “обрасти” покровителями, стать полноправным членом фамусовского общества, благодаря женитьбе на Софье. А уж остальное – “дело техники”. И как глупо сам Молчалин разрушает все, что с таким трудом достиг. Не совладав со своими чувствами и эмоциями, признается в любви Лизе. И разве умный человек поставит на карту любовной страсти все свои старания?! Теперь для него потеряны и Софья, и дом Фамусова, и честолюбивые мечты и планы.

Лиза – на первый взгляд лишь служанка Софьи, помогающая своей госпоже в любовных тайнах. Но если посмотреть по внимательнее, то Лиза из простой служанки превращается в доверенное лицо и подругу Софьи. Она не банальная субретка, а скорее “Дубль-Героиня”. Предусмотрительная Лиза связывает свое будущее не с Фамусовым (“минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь”), не с красавцем Молчалиным, а именно с Софьей. Именно от Софьи Лиза рассчитывает получить определенные блага, потому служит верно и осмотрительно. Но и лизин рационализм не приводит ее к цели. Она становится “жертвой” глупостей и ошибок других.

Получается, что основные герои комедии – умные люди, у каждого свой ум, и свое понимание ума. Можно сделать выводы. Данные определения предложили сами учащиеся.

  • Фамусов – властно-поучительный ум;
  • Чацкий – общественно-просвещенный ум;
  • Софья – целеустремленный, решительный ум;
  • Молчалин – честолюбивый ум;
  • Лиза – рациональный, рассудительный ум.

Беда лишь в том, что умные герои в силу разных обстоятельств совершают отнюдь не умные поступки и в финале пьесы остаются ни с чем.

Так что же у нас получается? Все носители 5 ведущих типов ума (по определению школьников) терпят крах, их ум им не помогает добиться поставленной цели и обрести счастье. Выходит, целью Грибоедова было стремление развенчать ум как основу счастья. Но тогда должно быть то, что противопоставляется уму. Однако никакого “противопоставления” нет! Можно, конечно, предположить, что Грибоедов хотел развенчать либо “старый”, либо “новый” типы ума, но в сюжете комедии оба типа ума терпят крах.

Чтобы в этом разобраться, давайте решим, что лежит в основе конфликта пьесы. Ученики дают ответы, которые парирует учитель.

- столкновение двух идейных позиций: декабризма (Чацкий) и старого дворянства (фамусовское общество). Но где же именно столкновение ? Есть нападки Чацкого и уверенность общества, что он сумасшедший.

- любовная драма Софьи. Но это слишком мелко для данной комедии, к тому же Софью не получает никто, конфликт остается не разрешенным.

Проблема человеческого счастья и его отношение с миром. Каждый из носителей того или иного типа ума стремится к счастью, понимает его по-своему и не обретает его.

Почему? Это и есть главный вопрос нашего разговора. И ответ на этот вопрос дает сам Чацкий, и его формула подходит для каждого центрального героя. “Ум с сердцем не в ладу”. И если главная проблема комедии - проблема обретения счастья , то становиться понятно, почему ум не помогает героям, почему от ума лишь горе. Потому, что этот ум не в ладу с сердцем. Следовательно, по мнению Грибоедова для достижения счастья ума недостаточно, как и недостаточно сердца, главное - привести в состояние гармонии разум и сердце. Гармония ума и сердца – главное условие для достижения счастья.

Список использованных документов

1. Грибоедов А.С. Горе от ума: Пьесы. - М.: Художественная литература, 1974. – 829 с.- (Библиотека всемирной литературы).

2.Агапова И.А.О комедии Грибоедова и её главном герое.// Агапова И.А. Тематические игры и праздники по литературе. - М.- 2004. - с.6-14.

3.Петриева Л. И., Пранцова Г.В.Грибоедов А.С. Изучение в школе: Учеб.- мет. пос. - М.: Флинта, 2001. - 2146с. : ил.

4.Грибоедов А.С.: Творчество. Биография. Традиции. - Л.: Наука, 1977. –292с.

5.Грибоедов А.С.: Жизнь и творчество. - М.: Русская книга, 1994. - 162 с.: ил.

6.Смольников И.Ф. Комедия “Горе от ума”. - М.: Просвещение,1986 -112с.

7.Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”. Новые подходы к изучению в школе. // Библиотечка “Первого сентября” Литература,2005 № 1- 30с.

8.Скабичевский А. Жизнь Грибоедова. Грибоедов А.С. Горе от ума. // Путеводная звезда -2004,№ 2 - 92с.

9.Зубков Н.Особенности грибоедовской комедии. // Русский язык – 2005,№4 – с. 3-4.

10. А.И.Писарев в полемике о комедии "Горе от ума". // Литература 2005, № 18 – с.37-47.

11. Максимова С. Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". //Литература -2005, №18 – с.48-50.

12.Алпатова Т. "Магия слова" в художественном мире "Горя от ума" А.С. Грибоедова. // Литература в школе – 2004,№8 - с. 2-7.

13.Тодоров Л.В. Драматургический стих Грибоедова. //Литература в школе – 2007, №9 - с.7- 11.

14.Гапоненко П.А. Урок-спор по комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". // Литература в школе - 2007, №9. – с.27-30.

15.Чернышева И. Тренировочные задания к пьесе "Горе от ума". : 9 класс.// Литература - 2007, №22. - с.18-19.

16.Куннарёв А.А. Кого пригрел Фамусов// Литература в школе, 2011, №2 -с.13-15.

17. Халфин Ю. Поэт Александр Грибоедов и его поэтическая пьеса. // Литература, 2008, №5 - с.15-19.

18. Кунарёв А.А. "Не надо называть. Узнаешь по портрету. //Литература в школе, 2011, № 9 с.14 – 18.

19. Пенская Е.Н. Миф Чацкого. // Литература -2013, № 2. – с.15 - 17.

20. Лебедев Ю.В. Самонадеянный ум и самовлюблённое сердце в комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова // Литература в школе – 2013, №9 - с. 2 – 7.

21. Мезенцева Л.Г., Штильман С. Л., Менделеева Д.С. Комедия Грибоедова А.С. Горе от ума. Герой без любви. //Литература,2005, № 1 - с.30.

Ответ от Анатолий розет[гуру]
Литературоведы считают автором этих строк А. И. Полежаева.
Необоснованно Грибоедову приписывался «эпиграф» к «Горю от ума»:
Судьба проказница, шалунья
Определила так сама:
Всем глупым счастье от безумья,
А умным - горе от ума.
(Вариант второго стиха: «Устроила на свете так она») . Этот эпиграф, имеющийся еще в списках 1824 г. , около 20 раз предпосылался комедии в изданиях 1860 - 1912 гг. Однако ни в одном из авторизованных списков этого эпиграфа нет, нет и никаких других указаний на принадлежность его Грибоедову. В некоторых списках автором его назван А. И. Полежаев.
В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ АВТОР ЭТИХ СТРОК НЕ ГРИБОЕДОВ!
(для Натали: и НЕ ВЯЗЕМСКИЙ!)
Источник:

Ответ от CJ Stratos [эксперт]
можeт быть грибоeдов...


Ответ от Наталия Аскерова [гуру]
"Судьба проказница-шалунья, распределила все сама: Всем глупым - счастье от безумья, всем умным - горе от ума" - Вот таким эпиграфом "наградил" Вяземский бессмертную комедию Грибоедова.


Ответ от Олег Козлов [новичек]
С последним тезисом согласен:
Счастливых умных не видал.
А вот на счёт безумцев счастья
Я б ещё надвое сказал.


Ответ от Александр Куликов [новичек]
Эти строки принадлежат Николаю Доризо


Ответ от Анатолий Рыбаков [новичек]
очень похоже на Александра Сергеевича Пушкина.


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Кто автор: Судьба проказница-шалунья, распределила все сама: Всем глупым - счастье от безумья, всем умным - горе от ума?


родился 15 января 1795 года в Москве.
Он получил разностороннее домашнее образование, играл на музыкальных инструментах (фортепьяно, флейта), с детства знал иностранные языки: немецкий, английский, французский, итальянский. В 1806 году, в возрасте 11 лет, он становится студентом Московского университета, учится на философском факультете, затем на юридическом.
В 1810 году получает диплом кандидата прав. Начавшаяся Отечественная война 1812 года помешала продолжить образование, и он идет добровольцем в армию.
После войны он уходит в отставку, публикует переводы, критические статьи. В 1817 году Грибоедов едет в Петербург на службу в Коллегию иностранных дел. Здесь уже служат А.С. Пушкин и многие будущие декабристы.

Грибоедов знакомится и сближается с ними. Вскоре Грибоедов выступил секундантом на дуэли, завершившейся гибелью одного из участников, и ему приходится оставить Петербург.
В 1818–1820 годах Грибоедов - в Персии, а с 1821 года он служит на Кавказе, в Тифлисе (Тбилиси), дипломатическим секретарем. Снова в окружении Грибоедова много будущих декабристов.
В Тифлисе он начинает работать над комедией «Горе от ума», затем для завершения работы берет отпуск и едет в Россию. К 1824 году комедия завершена. Светские салоны восприняли «Горе от ума» восторженно, критика же, наоборот, в штыки.

Полный текст был издан за границей лишь в 1858 году А.И. Герценом. В России же полное издание появилось только после реформ, в 1862 году. Но «Горе от ума» – не единственное произведение Грибоедова. Он писал стихи, статьи, пьесы и был автором всего около 30 литературных и публицистических произведений.

В феврале 1826 года он арестован по делу декабристов, но из-за отсутствия улик был признан невиновным. (30 января) 11 февраля 1829 года, в результате провокации персидских властей, на посольство России нападает толпа религиозных фанатиков. Все, находившиеся в посольстве, были зверски убиты, в том числе и Александр Сергеевич Грибоедов. Тело поэта было перевезено в Тифлис и погребено на горе святого Давида.Нина Чавчавадзе-Грибоедова

На могиле мужа оставила надпись: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».
Вечно скорбящая Нина

По количеству афоризмов и поговорок, “вышедших” из литературного произведения, “Горе от ума” является абсолютным чемпионом не только русской, но и мировой литературы
ВСЕМ ЗНАКОМЫЕ ФРАЗЫ.

«1. А судьи кто?

2. Ах! Злые языки страшнее пистолета.

3. Блажён, кто верует, тепло ему на свете!

4. Послушай, ври, да знай же меру.

5. Ну, как не порадеть родному человечку!

6. Свежо предание, а верится с трудом.

7. Служить бы рад, прислуживаться - тошно.

8. Кричали женщины: «ура!»

И в воздух чепчики бросали.

9. И дым отечества нам сладок и приятен!

10.Счастливые часов не наблюдают.»
***
Судьба- проказница шалунья,

Определила так сама:

Всем глупым счастье от безумья,

Всем умным горе от ума.