Горький и герои его произведений. Максим Горький


Великий русский писатель Максим Горький (Пешков Алексей Максимович) родился 16 марта 1868 года в Нижнем Новгороде - скончался 18 июня 1936 года в Горках. В раннем возрасте "пошел в люди", по его собственному выражению. Жил трудно, ночевал в трущобах среди всякого сброда, странствовал, перебивался случайным куском хлеба. Прошел огромные территории, побывал на Дону, в Украине, в Поволжье, в Южной Бессарабии, на Кавказе и в Крыму.

Начало

Активно занимался общественно-политической деятельностью, за что не раз подвергался аресту. В 1906-м уехал за границу, где стал успешно писать свои произведения. К 1910 году Горький приобрел известность, его творчество вызывало огромный интерес. Ранее, в 1904 году стали выходить критические статьи, а затем и книги "О Горьком". Произведения Горького заинтересовали политиков и общественных деятелей. Некоторые из них считали, что писатель слишком вольно трактует события, происходящие в стране. Все то, что писал Максим Горький, произведения для театра или публицистические очерки, короткие рассказы или многостраничные повести, вызывало резонанс и нередко сопровождалось антиправительственными выступлениями. В годы 1-й мировой войны писатель занял откровенно антимилитаристскую позицию. года встретил восторженно, а свою квартиру в Петрограде превратил в явку для политических деятелей. Нередко Максим Горький, произведения которого становились все более злободневными, выступал с рецензиями на собственное творчество, дабы избежать неправильного толкования.

Заграница

В 1921 году писатель отправляется за границу для прохождения курса лечения. В течение трех лет Максим Горький жил в Хельсинки, Праге и Берлине, затем переехал в Италию и поселился в городе Сорренто. Там он занялся публикациями своих воспоминаний о Ленине. В 1925-м написал роман "Дело Артамоновых". Все произведения Горького того времени были политизированы.

Возвращение в Россию

Год 1928 стал для Горького переломным. По приглашению Сталина он возвращается в Россию и на протяжении месяца переезжает из города в город, встречается с людьми, знакомится с достижениями в промышленности, наблюдает, как развивается социалистическое строительство. Затем Максим Горький уезжает в Италию. Однако в следующем (1929) году писатель вновь приезжает в Россию и на этот раз посещает Соловецкие лагеря особого назначения. Отзывы при этом оставляет самые положительные. Об этой поездке Горького упомянул Александр Солженицын в своем романе

Окончательное возвращение писателя в Советский Союз произошло в октябре 1932 года. С этого времени Горький проживает в бывшем на Спиридоновке, на даче в Горках, а на отдых ездит в Крым.

Первый съезд писателей

Спустя некоторое время литератор получает политический заказ от Сталина, который поручает ему подготовку 1-го съезда советских писателей. В свете этого поручения Максим Горький создает несколько новых газет и журналов, выпускает книжные серии на тему истории советских заводов и фабрик, гражданской войны и некоторых других событий советского времени. Тогда же им были написаны пьесы: "Егор Булычев и другие", "Достигаев и другие". Некоторые произведения Горького, написанные ранее, также использовались им при подготовке первого съезда писателей, который состоялся в августе 1934 года. На съезде в основном решались организационные вопросы, выбиралось руководство будущего Союза писателей СССР, создавались писательские разделы по жанрам. Произведения Горького также обошли вниманием на 1-м съезде писателей, однако он был избран председателем правления. В целом мероприятие было признано удачным, и Сталин лично поблагодарил Максима Горького за его плодотворный труд.

Популярность

М. Горький, произведения которого на протяжении многих лет вызывали ожесточенные споры в среде интеллигенции, старался принимать участие в обсуждении своих книг и особенно театральных пьес. Время от времени писатель посещал театры, где мог воочию убедиться в том, что люди неравнодушны к его творчеству. И действительно для многих писатель М. Горький, произведения которого были понятны простому человеку, стал проводником новой жизни. Театральные зрители ходили на спектакль по нескольку раз, читали и перечитывали книги.

Ранние романтические произведения Горького

Творчество писателя можно условно разделить на несколько категорий. Ранние произведения Горького романтичны и даже сентиментальны. В них еще не чувствуется жесткости политических настроений, которой пропитаны более поздние рассказы и повести писателя.

Первый рассказ писателя "Макар Чудра" - о цыганской мимолетной любви. Не потому мимолетной, что "пришла любовь и ушла", а потому что продолжалась всего одну ночь, без единого прикосновения. Жила любовь в душе, не касаясь тела. А потом смерть девушки от руки любимого, ушла из жизни гордая цыганка Рада, а за ней и сам Лойко Зобар - поплыли вместе по небу, рука об руку.

Потрясающий сюжет, невероятной силы повествование. Рассказ "Макар Чудра" стал на долгие годы визитной карточкой Максима Горького, прочно заняв первое место в списке "ранние произведения Горького".

Писатель много и плодотворно работал в молодости. Ранние романтические произведения Горького - это цикл рассказов, героями которых стали Данко, Сокол, Челкаш и другие.

Короткая повесть о духовном превосходстве заставляет задуматься. "Челкаш" - рассказ о простом человеке, несущем в себе высокие эстетические чувства. Бегство из родного дома, бродяжничество, Встреча двоих - один занимается привычным делом, другого приводит случай. Зависть, недоверие, готовность к покорной услужливости, страх и подобострастие Гаврилы противопоставляются смелости, уверенности в себе, свободолюбию Челкаша. Однако Челкаш обществу не нужен, в отличие от Гаврилы. Романтический пафос переплетается с трагическим. Описание природы в рассказе также окутано флером романтики.

В рассказах "Макар Чудра", "Старуха Изергиль" и, наконец, в "Песне о Соколе" прослеживается мотивация "безумства храбрых". Писатель помещает героев в непростые условия и затем, вне всякой логики, ведет их к финалу. Тем и интересно творчество великого писателя, что повествование непредсказуемо.

Произведение Горького "Старуха Изергиль" состоит из нескольких частей. Персонаж ее первого рассказа - сын орла и женщины, остроглазый Ларра, представлен эгоистом, неспособным на высокие чувства. Когда он услышал сентенцию о том, что неизбежно приходится платить за то, что взял, то выразил недоверие, заявив о том, что "хотелось бы остаться невредимым". Люди его отвергли, осудив на одиночество. Гордыня Ларры оказалась губительной для него самого.

Данко не менее горд, но он относится к людям с любовью. Поэтому добывает свободу, необходимую для поверивших ему соплеменников. Несмотря на угрозы сомневающихся в том, что он способен вывести племя из молодой вожак продолжает путь, увлекая людей за собой. А когда силы у всех были на исходе, а лес все не кончался, Данко разорвал себе грудь, вынул горящее сердце и его пламенем осветил путь, который вывел их на поляну. Неблагодарные соплеменники, вырвавшись на свободу, даже не взглянули в сторону Данко, когда он упал и умер. Люди побежали прочь, на бегу растоптали пылающее сердце и оно рассыпалось голубыми искрами.

Романтические произведения Горького оставляют в душе неизгладимый след. Читатели сопереживают героям, непредсказуемость сюжета держит в напряжении, а финал зачастую бывает неожиданным. Кроме того романтические произведения Горького отличаются глубокой моралью, которая ненавязчива, но заставляет задуматься.

Тема свободы личности доминирует в раннем творчестве писателя. Герои произведений Горького свободолюбивы и готовы даже жизнь отдать за право выбора своей собственной судьбы.

Поэма "Девушка и смерть" - яркий пример самопожертвования во имя любви. Молодая, полная жизни девушка идет на сделку со смертью, ради одной ночи любви. Она готова утром умереть без сожаления, лишь бы еще раз встретиться с любимым.

Царь, который считает себя всесильным, обрекает девушку на гибель только потому, что, возвращаясь с войны, пребывал в плохом расположении духа и ему не понравился ее счастливый смех. Смерть пощадила Любовь, девушка осталась жива и "костлявая с косой" уже была над ней не властна.

Романтичность присутствует и в "Песне о буревестнике". Гордая птица вольна, она черной молнии подобна, мечется между седой равниной моря и тучами, нависшими над волнами. Пусть буря сильнее грянет, смелая птица готова сразиться. А пингвину важно спрятать тело жирное в утесах, у него другое отношение к буре - как бы ни замочить перья.

Человек в произведениях Горького

Особый, утонченный психологизм Максима Горького присутствует во всех его рассказах, при этом личности всегда отведена главная роль. Даже бездомные бродяги, персонажи ночлежки, и те преподносятся писателем как уважаемые граждане, несмотря на их бедственное положение. Человек в произведениях Горького ставится во главу угла, все остальное вторично - описываемые события, политическая обстановка, даже действия государственных органов находятся на втором плане.

Повесть Горького "Детство"

Писатель рассказывает историю жизни мальчишки Алеши Пешкова, словно бы от своего имени. История невеселая, начинается со смерти отца и кончается смертью матери. Оставшись сиротой, мальчик услышал от деда, на следующий день после похорон матери: "Ты не медаль, на шее моей висеть тебе не пристало… Иди-ка ты в люди…". И выгнал.

Так оканчивается произведение Горького "Детство". А в середине было несколько лет жизни в доме деда, поджарого маленького старичка, который имел обыкновение по субботам пороть розгами всех, кто был слабее его. А уступали деду в силе только его внуки, живущие в доме, их он и бил наотмашь, положив на скамью.

Алексей рос, поддерживаемый матерью, а в доме висел густой туман вражды всех со всеми. Дядья дрались между собой, грозили деду, что и его прибьют, двоюродные братья пьянствовали, а жены их не успевали рожать. Алеша пытался сдружиться с соседскими мальчишками, однако их родители и прочие родственники находились в таких запутанных отношениях с его дедом, бабушкой и матерью, что общаться дети могли только через дыру в заборе.

"На дне"

В 1902 году Горький обратился к философской теме. Им была создана пьеса о людях, волею судьбы опустившихся на самое дно российского общества. Нескольких персонажей, обитателей ночлежки, писатель обрисовал с пугающей достоверностью. В центре повествования бездомные люди, находящиеся на грани отчаяния. Кто-то подумывает о самоубийстве, кто-то еще надеется на лучшее. Произведение М. Горького "На дне" - это яркая картина социальной-бытовой неустроенности в обществе, зачастую оборачивающаяся трагедией.

Хозяин ночлежного дома Михаил Иванович Костылев живет и не знает, что жизнь его постоянно находится под угрозой. Жена его Василиса подговаривает одного из постояльцев - Ваську Пепела - убить мужа. Этим и кончается: вор Васька убивает Костылева и садится в тюрьму. Остальные обитатели ночлежки продолжают жить в атмосфере пьяного разгула и кровавых драк.

Через какое-то время появляется некто Лука, прожектер и пустомеля. Он "заливает", почем зря, ведет пространные разговоры, обещает всем без разбора счастливое будущее и полное благоденствие. Затем Лука исчезает, а несчастные люди, которых он обнадежил, пребывают в растерянности. Наступило жестокое разочарование. Сорокалетний бездомный, по прозвищу Актер кончает жизнь самоубийством. Остальные тоже недалеки от этого.

Ночлежка, как символ тупика российского общества конца XIX века, неприкрытая язва социального устройства.

Творчество Максима Горького

  • "Макар Чудра" - 1892 год. Рассказ о любви и трагедии.
  • "Дед Архип и Ленька" - 1893 год. Нищий больной старик и при нем внук Ленька, подросток. Сначала дед не выдерживает невзгод и умирает, затем погибает внук. Добрые люди похоронили несчастных у дороги.
  • "Старуха Изергиль" - 1895 год. Несколько рассказов старой женщины об эгоизме и самоотверженности.
  • "Челкаш" - 1895 год. Рассказ о "заядлом пьянице и ловком, смелом воре".
  • "Супруги Орловы" - 1897 год. Рассказ о бездетной супружеской паре, решившей помочь больным людям.
  • "Коновалов" - 1898 год. Повествование о том, как в тюремной камере повесился Александр Иванович Коновалов, арестованный за бродяжничество.
  • "Фома Гордеев" - 1899 год. Повесть о событиях конца XIX века, происходивших в приволжском городе. О мальчике по имени Фома, который считал своего отца сказочным разбойником.
  • "Мещане" - 1901 год. Повесть о мещанских корнях и новом веянии времени.
  • "На дне" - 1902 год. Острая злободневная пьеса о бездомных людях, утративших всякую надежду.
  • "Мать" - 1906 год. Роман на тему революционных настроений в обществе, о событиях, происходящих в пределах мануфактурной фабрики, с участием членов одной семьи.
  • "Васса Железнова" - 1910 год. Пьеса о моложавой 42-летней женщине, владелице пароходной компании, сильной и властной.
  • "Детство" - 1913 год. Повесть о простом мальчишке и его далеко не простой жизни.
  • "Сказки об Италии" - 1913 год. Цикл коротких рассказов на тему жизни в итальянских городах.
  • "Страсти-мордасти" - 1913 год. Короткий рассказ о глубоко несчастной семье.
  • "В людях" - 1914 год. Рассказ о мальчике на побегушках в модном обувном магазине.
  • "Мои университеты" - 1923 год. Повесть о Казанском университете и студенчестве.
  • "Голубая жизнь" - 1924 год. Рассказ о мечтах и фантазиях.
  • "Дело Артамоновых" - 1925 год. Повесть о событиях, происходящих на фабрике тканного полотна.
  • "Жизнь Клима Самгина" - 1936 год. События начала XX века - Петербург, Москва, баррикады.

Каждый прочитанный рассказ, повесть или роман, оставляет впечатление высокого литературного мастерства. Персонажи несут в себе целый ряд уникальных признаков и особенностей. Анализ произведений Горькогопредполагает всесторонние характеристики героев с последующим резюме. Глубина повествования органично сочетается с непростыми, но понятными литературными приемами. Все произведения великого русского писателя Максима Горького вошли в Золотой фонд российской культуры.

1. Максим Горький вступил в литературу в период духовного кризиса, который поразил российское общество на рубеже веков. Мечты о гармонии между человеком и обществом, которые вдохновляли писателей XIX века, остались нереализованными; до предела обостряются социальные и межгосударственные противоречия, грозящие разрешиться мировой войной и революционным взрывом. Безверие, уныние, апатия для одних стали нормой, для других - толчком к поиску выхода. Горький отмечал, что писать он начал «по силе давления... томительно бедной жизни», которой он стремился противопоставить свое представление о человеке, свой идеал.

Раннее творчество М. Горького (90-е годы ХIХ века - первая половина 1900-х годов) идет под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди... убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и - это так понятно! - снова от них возвращаюсь к Человеку», - писал в это время Горький. Рассказы Горького 90-х годов можно разделить на две группы. Одни из них основаны на вымысле: автор использует легенды или сам сочиняет их. Другие - рисуют характеры и сцены из реальной жизни босяков («Челкаш», «Емельян Пиляй», «Однажды осенью», «Двадцать шесть и одна» и др.). Героям всех этих рассказов присуще романтическое мироощущение.

  • 2. Герой уже первого горьковского рассказа «Макар Чудра» упрекает людей за их рабскую психологию. Людям-рабам противопоставлены в этом романтическом повествовании вольнолюбивые натуры Лойко Зобара и красавицы Рады. Жажда личной свободы для них так сильна, что даже на любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Лойко и Рада своей духовной красотой и силой страсти превосходят всех окружающих, что и приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся гибелью героев. В рассказе «Макар Чудра» утверждается идеал личной свободы.
  • 3. Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенное понятие человеческого в личности. а) В рассказе противопоставлены два легендарных сюжета и герои с диаметрально противоположными жизненными позициями. Герой первой легенды - Ларра, сын женщины и орла. Он лишь внешне похож на человека, являясь при этом сеятелем смерти и противопоставляя себя жизни. Бездумное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, - все это обесценивает и гордость, и красоту, изначально было присущие Ларре. Ларра - воплощенная бездуховность: только себя он мнит совершенным и губит неугодных ему: «Я убил ее потому, мне кажется, - что она меня оттолкнула... А мне было нужно ее <...>
  • в) В обеих легендах люди племени воплощают ту самую «томительно бедную жизнь, лишенную благородных порывов, духовных взлетов». Им противопоставлены герои сильные и свободные, но эти герои противопоставлены и друг другу. Ларра использует свою силу во зло людям, и потому, даже обретая бессмертие, он страдает. Данко отдает свою жизнь во имя людей и, умирая, испытывает истинную радость. «Голубые искры в степи» и «бесплотное облачко» - эти явления наблюдают автор и старуха, и они явились поводом к рассказу двух легенд о славе Данко и бесславии Ларры.
  • г) Между двумя легендами в рассказе показана история жизни Изергили. Она тоже романтическая героиня, идеал ее - свобода. Она гордый человек, живет так, как ей хочется. Ради любимого человека она способна на подвиги самопожертвование. В этом она близка Данко. Вся жизнь ее - поиск любви, а по сути попытка найти в жизни личность яркую, способную на смелый поступок. Но реальный мир небогат такими людьми, и поиск оказался бесплодным. Слабость, бесцветность окружающих людей иссушили эту некогда красивую женщину, но не убили ее мечту о гордом человеке.
  • 4. «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам», - делится Изергиль с рассказчиком своей сокровенной мыслью. Да и сам автор верит в это, изображая великолепные картины природы, окружающей героев, и гордые, красивые фигуры молдаван: «Они шли, пели и смеялись; мужчины - бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч... женщины и девушки - веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые».

Литературная деятельность Максима Горького продолжалась более сорока лет - от романтической «Старухи Изергиль» до эпической «Жизни Клима Самгина»

Текст: Арсений Замостьянов, заместитель главного редактора журнала «Историк»
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

В ХХ веке он был и властителем дум, и живым символом литературы, и одним из основоположников не только новой словесности, но и государства. Не сосчитать диссертаций и монографий, посвященных «жизни и творчеству» «классика пролетарской литературы». Увы, его посмертную судьбу слишком крепко связали с судьбой политической системы, которую Горький после многолетних колебаний все-таки благословил. После распада СССР о Горьком стали старательно забывать. Хотя лучшего летописца «эпохи первоначального капитала» у нас не было и не будет. Горький оказался «в искусственном положении вне игры». Но, кажется, он из него вышел, а когда-нибудь выйдет по-настоящему.

Из огромного и многожанрового наследия выбрать «десятку» непросто и потому пользительно. Но речь пойдет почти сплошь о произведениях хрестоматийных. По крайней мере, в недавнем прошлом их прилежно штудировали в школе. Думаю, не забудут и в будущем. Второго Горького у нас нет…

1. СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ

Это классика «раннего Горького», итог его первых литературных исканий. Суровая притча 1891 года, страшная сказка, излюбленный (в системе Горького) конфликт Прометея как с Зевсом, так и с хищными птицами. Это новая литература для того времени. Не толстовский, не чеховский, не лесковский рассказ. Расклад получается несколько вычурный: Ларра - сын орла, Данко высоко поднимает над головой собственное сердце… Сама рассказчица-старуха, по контрасту, земная и суровая. В этом рассказе Горький исследует не только суть героики, но и природу эгоизма. Многих гипнотизировала и мелодия прозы.

Вообще-то это готовая рок-опера. И метафоры соответствующие.

2. СУПРУГИ ОРЛОВЫ

Столь жестокого натурализма - да еще и со знанием среды - русская литература не знала. Тут уж поневоле поверишь, что автор босиком исходил всю Россию. Горький в подробностях рассказал о жизни, которую хотелось бы изменить. Обыденные драки, кабак, подвальные страсти, болезни. Светочь в этой жизни - студент-санитар. Этому миру хочется бросить: «Ах вы, гады! Зачем живёте? Как живёте? Жулье вы лицемерное и больше ничего!». У супругов есть воля, чтобы изменить ситуацию. Они работают в холерном бараке, работают неистово.

Впрочем, «хеппи-эндов» Горький не любит. Но вера в человека проступает и в грязи.

Если вдуматься, это вовсе не банальность. Такова пешковская хватка. Таковы горьковские босяки. В стиле этих картин в 1980-е работали творцы перестроечной «чернухи».

3. ПЕСНЯ О СОКОЛЕ, ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ

Всю жизнь Алексей Максимович писал стихи, хотя не считал себя поэтом. Известны полушутливые слова Сталина: «Эта штука посильнее, чем «Фауст» Гёте. Любовь побеждает смерть». Вождь говорил о стихотворной сказке Горького «Девушка и смерть», в наше время забытой. Горький слагал стихи в несколько старомодном духе. Он не вникал в искания тогдашних стихотворцев, но читал многих. Но две его «песни», написанные белым стихом, из русской литературы не вычеркнуть. Хотя… Стихи, опубликованные, как проза, в 1895 году воспринимались как нечто диковинное:

«Безумству храбрых поем мы славу!

Безумство храбрых — вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью… Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!

Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Безумству храбрых поем мы песню!..»

Это о Соколе. А Буревестник (1901 год) стал настоящим гимном русской революции. В особенности - революции 1905 года. Революционную песню нелегально переиздавали многотысячными тиражами. Можно не принимать бурную горьковскую патетику, но стереть из памяти эту мелодию невозможно: «Между тучами и морем гордо реет буревестник».

Горького и самого считали буревестником.

Буревестником революции, которая действительно свершилась, хотя поначалу и не порадовала Алексея Максимовича.

4. МАТЬ

Этот роман, написанный под впечатлениями от событий 1905 года, считался фундаментом социалистического реализма. В школе его штудировали с особым напряжением. Переиздавали бесчисленно, несколько раз экранизировали и, между нами говоря, навязывали. Это вызывало не только почтение, но и отторжение.

На баррикадной волне 1905 года Горький вступил в партию большевиков. Еще более убежденной большевичкой была его спутница - актриса Мария Андреева, самая очаровательная революционерка ХХ века.

Роман тенденциозен. Но как же он убедителен эмоционально

В том числе и в своей надежде на пролетариат. Но главное, что этот роман - не только исторический документ. Сила проповедника и сила писателя перемножились, и книга получилась мощная.

5. ДЕТСТВО, В ЛЮДЯХ, МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ

Корней Чуковский сказал, прочитав эту книгу: «На старости лет Горького потянуло к краскам». Между революцией 1905 года и войной главный писатель показал, как в ребенке зарождается и мужает бунтарь, Прометей. За это время ушел Толстой, и Горький стал «главным» русским писателем - по влиянию на читательские умы, по репутации среди коллег - даже таких придирчивых, как Бунин. И повесть с нижегородскими мотивами воспринимали как программу властителя дум. От сравнений с «Детством» отмахнуться невозможно: две повести разделяет полвека, но главное, что авторы из разных созвездий. Горький почитал Толстого, но перечеркивал толстовство. Воссоздавать в прозе реальные миры он не умел, Горький слагал песню, былину, балладу о молодых годах героя, о его путях-дороженьках.

Горький любуется людьми суровыми, храбрыми, толстокожими, его восхищают сила, борьба.

Показывает он их укрупненно, пренебрегая полутонами, но от поспешных приговоров воздерживается. Он презирает безволие и смирение, зато любуется даже жестокостью мира. Лучше Горького и не скажешь: «Началась и потекла со страшной быстротой густая, пестрая, невыразимо странная жизнь. Она вспоминается мне, как суровая сказка, хорошо рассказанная добрым, но мучительно правдивым гением». Один из самых ярких эпизодов в повести «Детство» — о том, как Алёша учился грамоте: «Буки-люди-аз-ла-бла». Это и стало главным в его жизни.

6. НА ДНЕ

Тут аттестации излишни, это просто горьковская Библия, апофеоз русских отверженных. Горький вывел на сцену обитателей ночлежки, бродяг, воров. Оказывается, в их мире происходят высокие трагедии и борения, не менее весомые, чем у шекспировских королей… «Человек - это звучит гордо!» — провозглашает Сатин, любимый герой Горького, сильная личность, которую не сломили ни тюрьма, ни пьянство. У него есть сильный соперник - бродячий проповедник всепрощенчества. Горький ненавидел этот сладкий гипноз, но воздержался от однозначного разоблачения Луки. У Луки своя правда.

Героям горьковской ночлежки рукоплескали не только Москва и Петербург, но и Берлин, Париж, Токио…

И ставить «На дне» будут всегда. И в бурчании Сатина - искателя и разбойника - будут находить новые подтексты: «Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно!»

7. ВАРВАРЫ

В амплуа драматурга Горький наиболее интересен. И «Варвары» в нашем списке представительствуют сразу за несколько горьковских пьес о людях начала ХХ века. «Сцены в уездном городе» печальны: герои оказываются фальшивыми, провинциальная реальность пошла и пасмурна. Но в тоске по герою есть предчувствие чего-то великого.

Нагнетая печали, Горький не впадает в прямолинейный пессимизм.

Неудивительно, что у пьесы сложилась счастливая театральная судьба: как минимум, две роли - Черкун и Монахова - прописаны с блеском. Там есть что искать интерпретаторам.


8. ВАССА ЖЕЛЕЗНОВА

А вот эту трагедию в наше время просто необходимо перечитывать и пересматривать. Думаю, более прозорливой книги (не говоря о пьесах) о русском капитализме не существует. Беспощадная пьеса. Ее даже в наше время побаиваются ханжи. Легче всего повторять расхожую истину, что за каждым крупным состоянием стоит преступление.

А Горькому удалось показать психологию этой преступности богатых кварталов.

Живописать пороки он умел как никто. Да, он разоблачает Вассу. И все-таки она получилась живой. Актрисам играть ее неимоверно интересно. Некоторые даже ухитряются оправдывать эту убийцу. Вера Пашенная, Фаина Раневская, Нина Сазонова, Инна Чурикова, Татьяна Доронина - Вассу играли актрисы, которым поклонялся театральный мир. А публика наблюдала за тем, как бесится с жиру, чудит и погибает русский капитализм.

9. ГОРОДОК ОКУРОВ

Эту повесть Горький написал в 1909-м. Серый уездный городок, вечное сиротство суетливых, несчастливых людей. Хроника получилась полнокровная. Горький наблюдателен и ироничен: «Главная улица - Поречная, или Бережок, - вымощена крупным булыжником; весною, когда между камней пробьется молодая трава, градской голова Сухобаев зовет арестантов, и они, большие и серые, тяжелые, - молча ползают по улице, вырывая траву с корнем. На Поречной стройно вытянулись лучшие дома, — голубые, красные, зеленые, почти все с палисадниками, — белый дом председателя земской управы Фогеля, с башенкой на крыше; краснокирпичный с желтыми ставнями — головы; розоватый — отца протоиерея Исаии Кудрявского и еще длинный ряд хвастливых уютных домиков — в них квартировали власти: войсковой начальник Покивайко, страстный любитель пения, — прозван Мазепой за большие усы и толщину; податной инспектор Жуков, хмурый человек, страдавший запоем; земский начальник Штрехель, театрал и драматург; исправник Карл Игнатьевич Вормс и развеселый доктор Ряхин, лучший артист местного кружка любителей комедии и драмы».

Важная для Горького тема — вечный спор о мещанстве. Или — «мешанстве»?

Ведь в русском человеке многое перемешано, и, возможно, именно в этом его загадка.

10. ЖИЗНЬ КЛИМА САМГИНА

Роман — самый крупный в горьковском наследии, «на восемьсот персон», как язвили пародисты — так и остался неоконченным. Но то, что осталось, по отточенности превосходит всё, написанное Горьким. Оказывается, он умел писать сдержанно, почти академично, но в то же время по-горьковски.

По горьковскому определению, это книга про «интеллигента средней стоимости, который проходит сквозь целый ряд настроений, ища для себя наиболее независимого места в жизни, где бы ему было удобно и материально и внутренне».

И всё это — на фоне переломных революционных лет, вплоть до 1918-го. Горький впервые показал себя реалистом, объективным аналитиком, нашел для своей последней книги гармоничный повествовательный тон. Он писал «Самгина» десятилетиями. При этом заглавного героя автор не любит. Самгин — самый настоящий уж, напоминающий к тому же щедринского Иудушку Головлева. Но ползает он «по всей Руси великой» — и нам открывается пространство истории. Кажется, Горькому, жившему в вечной спешке, не хотелось расставаться с этой книгой. Получилась энциклопедия, и вовсе не идеалистическая. Горький без ханжества пишет о любви и флирте, о политике и религии, о национализме и финансовых аферах… Это и хроника, и исповедь. Подобно Сервантесу, он даже упоминает в романе себя: герои обсуждают писателя Горького. Как и мы сто лет спустя.

Просмотры: 0

Диапазон горьковских типажей широк — от бродяг до ученых, от воришек до богачей, от провокаторов и сыщиков до вождей революции. Кардинальным вопросом при изучении творчества Горького является вопрос о характерах его персонажей. Начиная с первых произведений, с романтической либо реалистической основой, литературные типы в разных по стилистике рассказах одинаковы. Горького привлекали люди, стремящиеся к свободе, воле, не терпящие никакого насилия. Лойко Зобар из цыганской легенды не так уж далек от Челкаша. Каждый из них отвергает любую связанность — женщиной, бытом, хозяйством, чем угодно.

В работах о М. Горьком, уже в первых критических откликах, отмечалось увлечение писателя идеями Ницше. Не выясняя глубины этого увлечения (характерного для многих русских писателей рубежа XX века), заметим, сколь необычны были для литературы персонажи, на которых М. Горький попытался проверить идею сильной личности, возможности человеческой воли и разума. Правда, достаточно быстро писатель понял, что эти люди, привлекательные душевным размахом, независимостью, гордостью, в реальной жизни — как общей, так и своей собственной — ничего не изменят.

М. Горький пристально вглядывался в различные формы противостояния, бунта. К концу века его поиски привели к первому крупному произведению, где в качестве центрального героя оказывался не цыган, не босяк, а сын богатого купца Фома Гордеев (1899). Купеческое сословие было хорошо знакомо писателю, но он выступал не бытописателем и не исследователем нравов, и среди купцов М. Горький увидел людей ярких, «выламывающихся» из жизни, в которой богатство, достигаемое и трудом, и обманом, определяет общественное положение и, в конечном счете, степень свободы человека. От ранних произведений еще сохранилась романтическая готовность героя противостоять миру, устоям, решимость на бунт. Бунт в данном случае чисто психологический, на моральной, а не социальной основе, хотя именно ее будут выискивать советские литературоведы.

Пожалуй, самая большая группа горьковских героев — это персонажи, близкие писателю по жизненной позиции. Прежде всего в эту группу попадают автобиографические персонажи. В различных циклах рассказов это тип «проходящего», человека, наблюдающего жизнь. Разговоры у костра после совместной работы, случайные встречи и случайные спутники — «проходящий» выступает в роли свидетеля и задает вопросы, порой и сам пытается на них отвечать, но чаще предпочитает слушать своих собеседников. К этой группе героев относится и Алексей Пешков из повестей «Детство», «В людях» (1913-1915).

Поиски идеи, ответа на вопрос — как жить? — привели М. Горького к созданию повести «Мать» (1906). Открытая интеллигентами социалистическая идея сначала совершает переворот в жизни молодых героев, а затем и матери. Истовое служение идее сродни религии, отсюда же и определенная доля фанатизма в готовности всем пожертвовать, но нести людям «слово правды». В этом плане «Мать» перекликается с «Исповедью» (1908). Герой «Исповеди» Матвей тоже ищет идею, которая помогла бы обрести Бога в душе. М. Горький попытался революционные идеи соединить с богостроительством, религию с марксизмом. Нельзя не согласиться с английским исследователем И. Уайлом, который при сопоставлении этих произведений подчеркивает, что в «Матери» лозунговость, риторичность губит художественную ткань. Тогда как «Исповедь» более убедительна именно художественным качеством текста.

Среди ищущих истину героев Горького не только те, кто нашел идею. Матвей Кожемякин, а ему тоже дано писателем право повествования от первого лица, многое понимает, видит, но не способен противостоять обстоятельствам. М. Горький сосредоточивает внимание не столько на результате, сколько на процессе поисков, показе «изнутри» российской провинции с ее бунтарями, философами. Неудачник Матвей способен к самоанализу и чуток по отношению к другим людям.

Финалы многих горьковских произведений «открыты», ответов на мировоззренческие вопросы не найдено, хотя связь с людьми помогает героям преодолеть растерянность, опомниться даже после попыток самоубийств.

Особенность автобиографических произведений М. Горького в кажущемся смещении центра внимания с главного героя на тех, с кем он общается, с кем сводит его судьба, кто становится его учителями жизни. Мир его души, обогащаясь впечатлениями и встречами, ничего не теряет, а читателю открывается процесс формирования личности, узнавания жизни в великом разнообразии людских судеб. Перед читателем проходят люди «зимние» и люди «пестрые», скучные и общительные, задумчивые и буйные, ясные с первого взгляда и так и не разгаданные.

Следующая группа литературных характеров — это герои произведений Горького, которые оказались несостоятельными, ненужными обществу, автора они заинтересовали попытками понять, почему их жизнь не удалась. Среди таких персонажей, примирившихся с действительностью, и герой «Жизни ненужного человека», нашедший свое место на службе в охранке, и Клим Самгин, прошедший по жизни соглядатаем, так и не создавший ни дома, ни семьи, человек «полумыслей», «получувств», завидующий всем, кто оригинален, самостоятелен в своих суждениях и поступках.

Однако эти герои интересуют Горького отнюдь не с целью их развенчания и демонстрации несоответствия идеалам. Всю творческую жизнь полемизируя с Достоевским, он именно у Достоевского воспринял тягу к душевному подполью, к выявлению раздвоенности души, несовпадению того, каким человек хочет выглядеть и что он из себя представляет.

Пройдя сложный жизненный путь, воспитав себя интеллигентом, М. Горький неоднозначно относился к интеллигенции. Ценя настоящих ученых, художников, он именно в среде интеллигенции наблюдал людей опустившихся и никчемных, лишенных творческого начала. Талант и способность к творчеству — эти качества он ставил во главу угла, и в размышлениях о русском народе определяющим было представление о его «фантастической талантливости». Однако культ «народушки» не был долговечным. И не только потому, что Ленин после «Исповеди» объяснил М. Горькому несостоятельность «богостроительства».

К героям-интеллигентам произведений Горького принадлежат и общественные деятели, и писатели, которых он изобразил в литературных портретах. Среди них те, кого он знал близко (Л. Андреев) и с кем общался от случая к случаю (Н. Гарин-Михайловский), кого считал своим учителем (В. Короленко) и кому поклонялся (Л. Толстой). Несомненная удача М. Горького в этом жанре — очерк о Л. Толстом.

В литературоведческих исследованиях портреты общественных деятелей (Камо, Красина, Морозова и др.), как правило, завершаются рассмотрением очерка о Ленине, об идеальной дружбе писателя с вождем. Сегодня эта легенда развеивается, мы имеем возможность познакомиться с первым вариантом очерка и узнать о резко негативных суждениях М. Горького о Ленине. В литературном портрете Ленина действительно отражен идеал активной, деятельной личности, способной не просто сопротивляться обстоятельствам, но влиять на них, подчинять себе массы людей, вести за собой. Другое дело, какую оценку М. Горький дает этим действиям. О Ленине как о политике он высказывал по тому времени крамольные мысли, в частности о несовместимости политики и морали. Но в редакции очерка 1930 года, который читали школьники, студенты и все, кого интересовало мнение М. Горького о Ленине, даже намека на это нет.

В разные периоды творчества Горький обращался к повествованию, построенному по биографическому принципу, который давал возможность показать процесс формирования личности («Фома Гордеев», «Трое», «Дело Артамоновых»). Это могла быть биография людей одного поколения, но разных по характерам, или история нескольких поколений. Сохраняя угол зрения героев, во многом не совпадающий с авторским («Жизнь Клима Самгина»), писатель использовал различные способы дополнения и корректировки такого восприятия. Следуя за тем, что привлекает внимание Самгина, что вызывает его отталкивание, какую позицию избирает он для наблюдения («сбоку», «со стороны»), мы можем выявить авторское отношение к герою и характер авторского комментария в произведении.

Излюбленным жанром Горького можно считать повесть, хотя он пробовал себя и в жанре романа, рассказа, очерка, воспоминаний. В разные годы обращался он к драматургии. Его привлекали напряженность конфликтов, соотнесение житейских ситуаций и философских идей, прямые столкновения героев без видимого вмешательства автора. Острый социальный конфликт является пружиной действия в первых пьесах, созданных на рубеже XX века: «Мещане» (1901), «На дне» (1902), «Дачники» (1904), «Дети солнца» (1905), «Варвары» (1905), «Враги» (1906). Из них самая значительная — «На дне». Непривычен был сам ее материал — обстановка ночлежки, люди, выброшенные из своей среды, не имеющие будущего, предстали перед зрителем в роли философов, решающих вечные проблемы смысла жизни. При видимом столкновении Луки и Сатина в их позиции не было принципиального расхождения. Сатин отдавал должное Луке, его знанию людей («старик знал правду»). Сам же призывал уважать человека, не унижать его жалостью,— но высокие слова не подкреплялись у него должным поведением. Принято было считать, что М. Горький, поначалу сам увлеченный правдоискательством Луки, развенчивал его, показывал его духовную несостоятельность. Вместе с тем пьеса интересна не разоблачением «утешительной лжи», а действительной верой в человека.

В пьесах М. Горького проигрывались те мировоззренческие конфликты, которые решались и в прозе. Идея Матери — источника жизни, начала начал — в пьесах «Васса Железнова», «Старик», «Последние». Не могли и не хотели понять друг друга мать полицейского и мать революционера, бабушка и мать — у каждой была своя правда, своя любовь, своя вера. В 30-е годы Горький пишет вторую редакцию «Вассы», в сюжете которой усилена роль Рашели. Васса умирает, казалось бы, в расцвете сил, но в отчаянии от бесцельно прожитой жизни, если не будет наследника, если отберут внука.

Идея зря прожитой жизни звучала и в «Егоре Булычеве». Герой вдруг осознавал, что жил «не на той улице». На этот раз ставилась под сомнение сила Отца. И у отца (отца ли семьи, духовного ли отца) ее нет, нет опоры, нет надежды на будущее, а болезнь — смертельна. Нет больше у Егора Бога, потерял веру он и в себя, и в высшие силы. Трагичность мировосприятия характерна для героев поздних произведений Горького. Очевидно, парадность и внешнее благополучие существования писателя не соответствовали тому, что было в душе. Художественным отражением душевных тупиков и стали книги, созданные в последние годы жизни.

Говоря о месте М. Горького в отечественной литературе, в первую очередь подчеркнем высокий художественный уровень его произведений. Он определялся талантом, знанием людей, чуткостью к слову, умением слышать другого человека, понимать другой тип сознания. Галерея литературных героев произведений Горького расширяет наше представление об особенностях русского национального характера.

О творчестве Максима Горького много и часто писали критики и литературоведы. Уже в 1898 году критик Николай Константинович Михайловский написал статью “О М. Горьком и его героях”, в которой анализировал ранние рассказы Горького, написанные им в 1892-1898 годах. Он пишет о том, что писатель раскрывает в своем творчестве мир босяков и показывает два устоя босяцкой жизни: свободолюбие и порочность. По мнению исследователя, герои Горького слишком много философствуют. Я считаю, что с этим утверждением трудно согласиться. Ранняя проза Максима Горького

Пронизана духом романтизма, вся соткана из глубочайших эмоциональных переживаний, высоких человеческих устремлений. В своем рассказе “Макар Чудра” Горький пересказал легенду, услышанную во время путешествий по средней и южной России. Эта легенда соотнесена с размышлениями Макара о жизни человека. Главным в жизни для старого цыгана является свобода. В подтверждение этого, Макар рассказывает легенду о гордой красавице Радде и прекрасном юноше Лойко Зобаре. Красота Радды не поддается описанию простыми словами. “Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу знает?” У Лойко Зобара “очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!” Герои горячо любили друг друга, но важнее этой любви для обоих была собственная свобода. “Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, кем бы она стала?” – говорит Радда. Когда Радда требует от Лойко поклониться ей в ноги, тот отказывается и убивает ее, а она, умирая, благодарит за то, что он не подчинился ей и остался достойным ее любви. Автор высказывает мысль о том, что свобода и счастье несовместимы, если один человек должен покориться другому. Герои не показаны как борцы за свободу других людей. В основе рассказа лежит иная идея: прежде, чем бороться за других, человек должен обрести внутреннюю свободу. При этом у Лойко Зобара были задатки народного-героя, готового к самопожертвованию во имя другого человека: “Нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было”. Горький сталкивает две стихии – любовь и свободу. Любовь – союз равных, сущность любви – свобода. Но жизнь зачастую доказывает обратное – в любви один человек подчиняется другому. Поцеловав руку Радды, Лойко убивает ее. И автор, понимая, что у Зобара просто не было иного выхода, в то же время не оправдывает это убийство, карая Лойко рукой отца Радды. Радда же не зря умирает со словами: “Я знала, что ты так сделаешь!” Она тоже не смогла бы жить с Зобаром, унизившимся перед ней, потерявшим себя. Радда умирает счастливой – ее возлюбленный не разочаровал ее. Для романтических рассказов Горького характерны люди, обладающие сильными характерами. | Писатель различил силу, действующую во имя добра, и силу, приносящую зло. В 1894 году он написал свой знаменитый рассказ “Старуха Изергиль”, в который вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко. Легенды в повести противостоят друг другу. Они освещают два различных представления о жизни. Легенда о Ларре – первая из рассказанных старухой Изергиль. Ларра – сын орла и земной женщины – считает себя выше окружающих. Он горд и высокомерен. Ларра убивает девушку – дочь старейшины, которая его отвергла. На вопрос, почему он это сделал, юноша отвечает: “Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки, ноги, а владеет он животными, женщинами, землей и многим еще”. За совершенное им преступление племя осудило Ларру на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в молодом человеке чувство невыразимой тоски. “В его глазах, – говорит Изергиль, – было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”. Ларра был обречен на одиночество, а счастьем считал для себя лишь смерть. Но человеческая – сущность не позволила ему жить в одиночестве, свободно, как орел. “Отец его – не был человеком: а этот – был человек”. И не зря еще “долго он, одинокий, так вился около людей”. Именно поэтому разобщенность с людьми сгубила его. Ларра не хотел становиться человеком, но он и не смог стать вольной птицей, орлом. Оттого и “остался он один, свободный, ожидая смерти”. Невозможность умереть и стала для Ларры самой страшной карой. “Он стал уже как тень и таким будет вечно”. “Вот так был поражен человек за гордость!” В произведении образ Ларры и легенда о нем, как уже было сказано, противопоставляются образу Данко. Главные душевные качества – человеколюбие, доброта, готовность пожертвовать собой ради счастья своего народа. Начало легенды очень похоже на сказку: “Жили в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь”. Горький создает образ дремучего леса, полного опасностей: “.каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям.” Тем более желанным на этом фоне кажется появление Данко, охваченного идеей вывести людей из болот и мертвого леса. Но неблагодарные люди набрасываются на Данко с упреками и угрозами, назвав его “ничтожным и вредным человеком”, с желанием убить его. Однако Данко прощает их. Он вырывает из груди сердце, горящее ярким огнем любви к этим же людям, и освещает им путь. Поступок Данко в понимании Горького – подвиг, высшая степень свободы от любви к себе. Герой гибнет, но искры его великодушного сердца и сегодня освещают путь к правде и добру. Горький заявлял о необходимости поисков новых путей в литературе: “Задача литературы – запечатлевать в фасках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни- самое лучшее, самое святое.”. По моему мнению, Алексей Максимович Горький в своих ранних произведениях эту задачу выполнил.

  1. Вопрос гуманизма – вопрос вечный, и многие писатели пытались решить его в соответствии со своими жизненными убеждениями. Часто под словом “гуманизм” понимают просто хорошее отношение к человеку. Но раз гуманные...
  2. Горький начал писать свои произведения в то время, когда человек, в сущности, обесценился. Он становился рабом вещей, падала ценность личности. В пьесе “На дне” Горький показывает совершенно особый тип людей...
  3. Только красавицы могут хорошо петь, – красавицы, которые любят жить. М. Горький М. Горький вошел в русскую литературу стремительно и ярко. Его ранние рассказы “Макар Чудра” и “Старуха Изергиль” являются...
  4. По-своему сложный путь прошел Михаил Рыбин. Чедовек “с тяжелым убеждением крестьянина”, он инстинктивно тянется к Павлу и его товарищам, но крестьянская ограниченность, суеверия, вера в бога заставляют его еще держаться...
  5. Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя,...
  6. Рубеж XIXXX вв. это время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбах отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей...
  7. Алексей Максимович Горький в романе “Фома Гордеев” рисует широкую картину жизни “хозяев” этого мира. Перед читателями проходит галерея портретов купцов-капиталистов: Игната Гордеева, Анания Щурова, Маякина. Правдиво и талантливо Горький показал...
  8. Начало нового этапа в творчестве Горького связано с его романом. “Фома Гордеев” (1899), посвященным изображению “хозяев жизни”, представителей русской буржуазии – купечества, с которыми мы уже встречались в некоторых рассказах...
  9. Рассказ “Челкаш” написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала “Русское богатство” за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в...
  10. Величие и мировое значение творчества Горького заключается в том, что, выступив в эпоху начинающегося крушения капитализма, художник выразил в своем искусстве идеи, чувства и стремление русского пролетариата, отразил его общественную...
  11. (По роману М. Горького “Мать”) Тема Матери проходит красной нитью через многие произведения А. М. Горького. Так, в рассказе “Рождение человека” прославлена могучая правда о крестьянке-матери, прославлено великое чувство материнства....
  12. Челкаш. Нищий. Он ходил босым, в старых, вытертых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе, с разорванным воротом. Он был человеком никому не нужным, у него не было друзей, грубо...
  13. Бог послал своего Сына не для того, Чтобы судить мир, он послал его Спасти мир, привести его к свету. Но люди не любят света, ибо свет Являет их порочность; люди...
  14. Рассказ “Старуха Изергиль” (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится...
  15. Роман Горького называется “Мать”, и уже это говорит о том, что Ниловна является, наряду с Павлом, его центральным персонажем. Если “Мать” – это во многом произведение о мучительном процессе изживания...Что есть истина? Истина (в моем понимании) – это абсолютная правда, то есть такая правда, которая для всех случаев и для всех людей одинакова. Думаю, что такой правды быть не...
  16. Необычна жизненная и творческая судьба Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова). Родился он 16(28) марта 1868 года в Нижнем Новгороде в семье столяра-краснодеревщика. Рано лишившись родителей, Максим Горький провел детство в...
  17. Герои этого романа – представители новой исторической силы – рабочего класса, вступившего в решающую фазу борьбы со старым миром во имя создания социалистического общества. “Мать” – роман о воскрешении человеческой...