Характеристика персонажей сказка о мертвой царевне. Тема: А.С



Разработка урока
учителя русского языка и литературы МБУ СОШ № 56 г.о.Тольятти
Мальковской Наталии Николаевны
Предмет: литература
Класс: 5 «Б»
Тема урока: А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне». Добро и зло в сказке.
Дата проведения: 03.03.2014г.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: 1. создание условий для усвоения темы; 2.создание ситуаций успеха; 3. развитие готовности мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности; 4.развитие навыков самоконтроля;
Образовательная цель: 1. организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки; 2. учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;3. показать, какие нравственные проблемы подняты в сказке.
Формирование УУД:
Личностные действия: интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Регулятивные действия: уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.
Познавательные действия: извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.
Коммуникативные действия: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.
Этап урока Действия учителя Деятельность обучающихсяУУД
Организационный момент Здравствуйте, ребята! Вы узнали песенку, которая играла перед уроком? Сегодняшний урок мы снова посвятим «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина. Но наш урок будет непростой. Нам предстоит отправиться с Вами в увлекательное путешествие, путешествие в мир сказки. Называют песню.
Включение в учебный процесс
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;регулятивные: саморегуляцияАктуализация знаний и постановка учебных целей. Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова грузинского поэта Шота Руставели.
- Напомните мне, что такое сказка?
- Какими качествами обладают сказочные герои?
- Давайте сформулируем тему нашего урока.
Отвечают на вопросы.
Построение развернутого ответа на поставленный вопрос.
Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебных целей на этот урок
Ругулятивные: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. Делать выводы, обобщения.
познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
«Открытие нового знания».
Работа с текстом. - Что же такое добро и зло? Как вы понимаете эти слова? Чем они являются с точки зрения русского языка? Можем ли мы сказать, что добро и зло – это противоположные понятия?
- Назовите добрых и злых героев сказки?
- Какой вывод можно сделать?
- Составьте сравнительную характеристику Царевны и Царицы? Представьте ее в виде таблицы.
- Почему Мачеха решила погубить падчерицу?
- какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?
- обладает ли добрый человек такими качествами?
- А как относится царевна к царице?
- Зачитайте и проанализируйте поведение царевны в доме богатырей.
- Как царица пытается второй погубить царевну? Отвечают на вопросы учителя.
Дают развёрнутые ответы.



Личностные результаты:
1. развитие любви и интереса к языку, его богатству и выразительным возможностям;
Познавательные УУД:


3. преобразовывать и сохранять информацию.Коммуникативные УУД:
1.Формирование навыков речевой деятельности
2. Освоение способов совместной деятельности
Первичное закрепление - Что же получается, что Зло все-таки победило?
- В сказках у Добра всегда много помощников, а зло одиноко.
- Что же происходит со злой царицей-мачехой?
- Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни. Отвечают на вопросы учителя.
Дают развёрнутые ответы.
Выразительно читают нужные отрывки текста.
Анализируют отдельные эпизоды сказки.
Обобщают, подводят итог, высказывают свою точку зрения.
Познавательные УУД:
1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;
2. разграничивать основную и дополнительную информацию;
3. преобразовывать и сохранять информацию.Коммуникативные:1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Выступать перед аудиторией.
Самостоятельная работа Викторина по иллюстрациям сказки на знание текста Ребята в группах работают по тексту
Познавательные:
1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать нужную информацию.
Коммуникативные:1.Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Рефлексия деятельности - Ребята, скажите, какой вопрос на уроке был главным?
- К какому выводу мы пришли?
- Оформите свое впечатление от урока в виде синквейна. Самостоятельное написание сиквейна на сказку.
Афиширование результатов.
Личностные: соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Регулятивные: умение рационально организовывать самостоятельную деятельность.
Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи.
Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Итог урока - В произведениях литературы отражается жизнь. Но в жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы любим, желаем добра, здоровья. Но тут же и завидуем, обижаемся, бывает, ненавидим. Домашнее задание Ответьте письменно на вопрос: «Считаете ли вы себя добрым?» Записывают
задания в дневники.








Пример: Царевна и королевич Елисей ХарактеристикаЦаревнаКоролевич Елисей Внешность: Молодость «Царевна молодая…», «За красавицей душой, за невестой молодой…» «Невеста молодая…» «И жених сыскался ей…» (описания почти нет) Черты характера: Любовь друг к дружке Верность Робость, застенчивость: «…До смерти испугалась и взмолилась…» «Мне всех милей королевич Елисей…», «И зарыдали оба…» «Но другому я навечно отдана…» Смелость, настойчивость: «Помолясь усердно Богу отправляется в дорогу…», «За ним с мольбой погнался…», «Не унывая к ветру кинулся, взывая…» «Он горько плачет…», «Королевич зарыдал…», «На прекрасную невесту посмотреть ещё хоть раз», «В руки он её берёт и на свет из тьмы несет…» «И о гроб невесты милой он ударился всей силой…» Речь (красивая, выразительная) «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…», «Что, Соколко, что с тобою?...» «Свет, мой солнышко!», «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!» «Аль откажешь мне в ответе?..», «Беседуя приятно, в путь пускаются обратно…»

Пушкин А.С. "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"

Главные герои "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"и их характеристика

  1. Царевна, дочь царя, очень красивая и добрая, любила королевича Елисея, была честной и трудолюбивой.
  2. Царь, после смерти старой царицы женился на молодой красавице
  3. Царица, очень красивая, но злая, завистливая, гордая, своенравная.
  4. Семь богатырей, витязи в полном расцвете сил, все влюбились в царевну, но вели себя с ней как братья
  5. Королевич Елисей, жених царевны, искал ее по всему свету, спрашивал дорогу у солнца, месяца и ветра.
  6. Чернавка, прислуга царицы, пожалела царевну.
План пересказа "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"
  1. Рождение царевны и смерть матери
  2. Новая супруга царя
  3. Чудо-зеркальце
  4. Зависть царицы
  5. Чернавка в лесу
  6. Царевна у семи богатырей
  7. Царица дарит яблоко
  8. Хрустальный гроб
  9. Солнце, месяц и ветер
  10. Елисей находит гроб
  11. Смерть царицы
  12. Свадьба
Кратчайшее содержание для читательского дневника "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" в 6 предложений.
  1. Царь женится на царице и та считает себя самой красивой на свете, а потому мечтает извести царевну.
  2. Она отправляет царевну в лес, но Чернавка не убивает царевну, и та находит приют у семи богатырей.
  3. Царица узнает о том, что царевна жива и дарит ей яблочко, откусив от которого царевна умирает
  4. Елисей по всему свету ищет царевну и ветер подсказывает ему, как ее найти
  5. Елисей разбивает гроб и царевна оживает
  6. Мачеха-царица с тоски умирает, а молодые играют свадьбу.
Главная мысль "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"
Зависть и гордыня являются очень страшными человеческими пороками.

Чему учит "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Эта сказка учит нас добру, тому, что добро все равно окажется сильнее зла. Она учит нас настойчивости и верности. Она учит нас, что главное в человеке - его душа, и если душа уродливая, то никакая внешняя красота не сделает человека красивым.

Признаки волшебной сказки в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"

  1. Волшебный помощник - зеркальце
  2. Волшебные существа - солнце, месяц, ветер
  3. Победа добра над злом.
Отзыв на "Сказку о мертвой царевне и семи богатырях"
Сказка "О мертвой царевне" Пушкина мне очень понравилась. В ней главная героиня, царевна, такая красивая и добрая, что все вокруг ее любят и жалеют. А ее мачеха-царица такая злая и завистливая, что умирает с тоски от того, что кто-то оказывается красивей ее. Это очень красивая история, со множеством приключений и счастливым концом. Очень красиво в ней представлены образы богатырей, которые занимались защитой Родины от врагов.

Пословицы к "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"
Добрая слава злому ненавистна.
Доброе дело и в воде не тонет и в огне не горит.
Хорошо то, что хорошо кончается.

Краткое содержание, краткий пересказ "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях"
Старая царица ждала возвращение царя девять месяцев и когда тот вернулся, родила дочь и умерла.
Через год царь женится на другой. Новая царица оказывается очень красивой, но при этом очень злой. Она постоянно спрашивает у зеркальца, кто красивей всех.
Молодая царевна подросла, у нее появился жених с хорошим приданным, и зеркальце сказало царице, что теперь царевна всех красивей.
В ярости царица велит Чернавке увести царевну в лес и погубить там. Чернавка уступает просьбам царевны и отпускает ее.
Царевна не пропадает в лесу, а находит красивый терем. Она прибирается в нем и топит печку.
Возвращаются семь богатырей и видят наведенный порядок. Они приглашают незнакомца жить с ними. Выходит царевна, богатыри ее узнают и оказывают разные почести.
Царевна живет у богатырей и те влюбляются в нее. Они спрашивают, не выберет ли царевна одного из них, но царевна признается, что у нее есть жених.
Между тем, царица узнает, что царевна жива, и горит желанием извести ее. Она переодевается в старушку и идет к терему. Собака лает на нее, но царевна бросает старушке хлеба. В ответ царица бросает яблоко. Царевна кусает яблоко и умирает.
Так ее находят богатыри и кладут в хрустальный гроб.
Между тем, королевич Елисей ищет свою любимую. Он спрашивает о ее судьбе у солнца и месяца, но те не могут ему помочь. Тогда Елисей обращается к ветру и ветер рассказывает ему про хрустальный гроб.
Елисей находит гроб и в горе ударяется о него лбом. Гроб разбивается и царевна оживает.
В это время царица, как обычно беседует с зеркальцем, и зеркальце говорит о молодой царевне. Царицу берет тоска и она умирает.
Елисей женится на царевне.

Иллюстрации и рисунки к "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях"

Цели: познакомить со сказкой А.С. Пушкина; учить анализи­ровать поступки героев; обучать грамотному, выразительному чте­нию; учить сравнивать сказки народные и литературные, делить текст на части; формировать умения анализировать литературное

произведение, аргументировать свой ответ, учить видеть скрытый смысл, заключенный в сказках; воспитывать культуру речи, куль­туру слушания, культуру высказывания, культуру эмоций; учить различать положительных и отрицательных героев, давать крат­кую характеристику главных героев, оценку их поступкам; обучать работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст, развивать память, логическое мышление, речь.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: Р - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, пони­мание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изуче­нию темы урока, оценивание своей работы на уроке, П - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, по­иск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целена­правленный выбор книги, К - ответы на вопросы на основе ху­дожественного текста учебника, осмысление правил взаимодей­ствия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность челове­ческой жизни), проявление интереса к чтению и изучению твор­чества А. С. Пушкина.

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, выставка книг писателя, карточки, аудиоприложение к учебнику, видеозапись мультипли­кационного фильма по сказке А. С. Пушкина.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока

Ребята, прочитайте название сказки, с которой мы позна­комились на прошлом уроке. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

- Скажите, что мы можем узнать из названия. (Мы можем узнать, что это сказка; герои в ней: царевна и семь богатырей.)



- Кто такой богатырь? Найдите значение этого слова в сло­варях. (Словарь СИ. Ожегова: богатырь - человек очень большой силы, стойкости и отваги. Герой русских былин, со­вершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь - человек рослый, дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин.)

- Докажите, что это сказка. Вспомните все признаки сказки. (1. Зачин. 2. Волшебные предметы. 3. Сказочные слова и выра­жения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба добра и зла. 6. Добро побеждает зло. 7. Концовка.)

- Прочитайте тему урока, выберите те пункты, над которыми нам нужно поработать сегодня. (Борьба добра и зла, добро побеждает зло.)

Давайте вспомним значение слов «добро» и «зло».

(Учащиеся объясняют своими словами, как они понима­ем значение этих слов, затем находят их значение в словаре СИ. Ожегова.)

Добро - 1) все положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.).

Зло - 1) нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

Определите задачи урока. На какие вопросы мы должны сегодня ответить?

III. Работа по теме урока

Итак, вспомним, какие герои в сказке главные, без которых не было бы всех описанных событий. (Главные герои - ца­рица и царевна.)

Разберемся, кто же у нас в сказке злой, а кто добрый.

(Чтение и анализ сказки до слов «Но невеста молода?...» на с. 73.)

Что вы узнали из начала сказки?

Отчего умерла царица?

Найдите описание новой царицы.

Как вы понимаете выражение «и умом и всем взяла»? Объясните значение слов «ломлива» и «своенравна». (Лом­лива - упрямо не соглашается на что-либо. Своенравна - уп­ряма, капризна, поступающая так, как вздумается.)

Что значит быть кроткого нрава? (Нрав - характер, душев­ные качества. Кроткий - незлобливый, покорный, смирный.) Какое приданое приготовлено царевне?



Кто из вас знает, что такое девичник? (В народном свадеб­ном обряде: вечеринка с подругами в доме невесты накануне венчания, а также вообще вечеринка, на которую собираются девушки, женщины.) Что узнала царица от зеркальца?

зеркальце сказало правду, а нужно ли было ее говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

Ребята, а вы любите правду? Нужна ли она вообще в жизни? Как вы понимаете значение выражения «черная и белая зависть»? Чем они отличаются?

Испытывали ли вы когда-нибудь такие чувства? К чему они приводят? К чему привела черная зависть в сказке?

Что же вы можете сказать о царевне? (Царевна молода, очень красива, скромна, добра, застенчива; она верна данному слову.)

- Какой была царица? (Царица-мачеха красивая, умная, ревни­вая, упрямая, капризная; она поступает так, как хочется ей, и совсем не думает о других; еще она хочет всегда оставаться самой красивой - от этого полностью зависят ее настроение и вся ее жизнь.)

- Подумайте: кто из наших героев положительный, а кто от­рицательный? (Царица - отрицательная героиня, а царев­на - положительная.)

- Что такое положительные и отрицательные черты харак­тера? (Положительные (хорошие) черты характера, прису­щие положительному герою: доброта, любовь, верность, кро­тость, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера, присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм, предательство.)

Ребята, а как можно определить, злой человек или добрый? Ведь каждый человек считает себя хорошим. (По его поступ­кам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если по­ступки человека причиняют другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

IV. Физкультминутка