Характеристика системы образования японии. Система образования в Японии


Пришло время поговорить о японской школе и ее особенностях. Мы уже давно привыкли, что Япония — это несколько другая планета со своими особенными традициями и правилами. Но что можно сказать о японской школе? Именно большинство аниме и дорам посвящены японской школе, а девичья школьная форма стала образцом японской моды. Чем японская школа отличается от русской? Сегодня мы немного поговорим на эту тему.

Факт №1. Ступени японской школы

Японская школа состоит из трех ступеней:

  • младшая школа (小学校 сё:гакко:) , в которой дети учатся 6 лет (с 6 до 12 лет);
  • средняя школа (中学校 тю:гакко:) , в которой учатся 3 года (с 12 до 15 лет);
  • старшая школа (高等学校 ко:то:гакко:) , которая так же длится 3 года (с 15 до 18 лет)

Младшая, средняя и старшая школы – это отдельные заведения и отдельные здания со своими собственными уставами и порядками. Младшая и средняя школы являются обязательными ступенями образования и чаще всего они бесплатны. Старшие школы, как правило, платны. Заканчивать старшую школу необязательно, если человек не собирается поступать в ВУЗ. Однако, по статистике, старшую школу заканчивают 94% всех японских школьников.

Факт №2. Учебный год в японской школе

Учебный год в японских школах начинается не в сентябре, а в апреле. Школьники учатся по триместрам: первый – с апреля по конец июля, второй – с начала сентября по середину декабря и третий – с января по середину марта. Так называемые летние каникулы в Японии длятся всего месяц – полтора (зависит от школы) и приходятся на самый жаркий месяц – август.

Факт №3. Распределение по классам в японской школе

Мы привыкли учиться с одними и теми же людьми на протяжении всей нашей школьной жизни. Но в Японии всё совсем по-другому. Мы уже говорили о том, что младшая, средняя и старшая школы – это отдельные заведения, но это еще не всё. Каждый год классы формируются по-новому. Все учащиеся одной параллели распределяются по классам случайным образом. Т.е. каждый год ученик попадает в новый коллектив, который наполовину состоит из новых людей. К слову сказать, японские школьники перед распределением могут написать свои пожелания на специальных листках: своё имя и двух человек, с кем бы они хотели оказаться в одном классе. Возможно, к этим пожеланиям прислушается руководство.

Зачем это нужно? Такая странная «перетасовка» нужна для развития чувства коллективизма. Ученик не должен зацикливаться на одних и тех же людях, а должен уметь находить язык с разными сверстниками.

Факт №4. Клубы и кружки

После завершения занятий в школе ученики обычно не идут домой, а сразу идут в клубы, в которые они записаны. Клубы – это что-то вроде российских кружков. И, как правило, каждый ученик состоит хотя бы в одном клубе (к слову сказать, участие в них необязательно). Разнообразие и большой выбор секций – признак престижа и богатства школы. Клубы бывают всевозможной направленности: спортивные, художественные, научные, языковые – на любой вкус и цвет.

Факт №5. Японская форма и сменная обувь

Практически во всех средних и старших школах Японии есть форма. Причем у каждой школы она своя. Каждому учащемуся шьют школьную форму индивидуально, и в комплект школьной формы обязательно входит зимний (теплый) вариант формы и летний вариант. Более того, в каждом уставе школы прописаны нормы, касающиеся ношения гольф, школьных сумок (часто сумки выдают вместе с формой), спортивной формы и даже причесок.

В Японии у всех школьников одинаковая сменная обувь. Обычно ее роль исполняют либо тапочки, либо увабаки – школьные туфли, напоминающие по виду спортивные тапочки или балетки с перемычкой. К сменной обуви в Японии очень строгие требования, особенно что касается цвета подошвы: подошва не должна оставлять черных следов на полу. Вот почему чаще всего увабаки белого цвета (с вкраплением других цветов). Цвет тапочек или увабаки зависит от класса, в котором вы учитесь. У каждого класса свой цвет.

К слову сказать, в начальной школе обычно нет формы. Разве что панамки определенного цвета и наклейки на портфели – чтобы ученика начальной школы на улице было видно издалека.

Факт №6. Индивидуальные номера в японских школах

Каждому ученику в японской школе присваивается индивидуальный номер, который состоит из 4 цифр. Первые две цифры – это номер класса, а последние – это твой персональный номер, который присваивается тебе в твоем классе. Эти номера используются на карточках в библиотеке, на наклейках на велосипедах. Этими номерами ученики подписывают все свои контрольные (номер ученика, потом имя ученика).

Факт №7. Расписание уроков

Каждую неделю расписание уроков у японских школьников меняется. Обычно о новом расписании ученики узнают только в пятницу. Поэтому бывает заранее трудно предугадать, например, какой урок будет первым в понедельник через две недели. В российских школах, согласитесь, все достаточно предсказуемо в этом плане.

Факт №8. Японские школы и уборка

В японских школах нет уборщиц: уборку каждый день проводят сами учащиеся в послеобеденное время. Школьники подметают и моют полы, моют окна, выбрасывают мусор и делают многое другое. Причем не только в своем классе, но и в туалетах и в актовом зале, например.

Факт №9. Парты в японских школах

У каждого ученика в японской школе своя парта. Иными словами, за одним столом сидит один человек. Не два (как, например, в большинстве российских школ).

Факт №10. Оценки в японских школах

В японских школах учителя не ставят оценки за наличие или отсутствие домашнего задания и степень готовности к уроку. Если ты что-то сделал, учитель обводит задание красным кружком, а если нет – тебе оставляют твой долг на будущее.

Тем не менее, полностью оценок нельзя избежать даже в японской школе. Периодически проводятся тесты по всем предметам (особенно ближе к концу триместра), и эти тесты оцениваются по стобалльной шкале. Не стоит забывать и об экзаменах, которыми мучают учащихся средней и старшей школы.

Факт №11. Ручки или карандаши?

Японские школьники практически не пишут ручками, а используют для этих целей карандаши. Ручки в основном нужны для заполнения дневника. Всё остальное – работу на уроке (или лекции), домашнее задание, тесты нужно записывать карандашами.

Факт №12. Немного об использовании сотовых телефонов на уроке

В японской школе нельзя при учителях доставать сотовые телефоны. Если учитель увидит ваш гаджет на уроке или услышит сигнал оповещения, то ваш смартфон, скорее всего, заберут, и вернуть обратно вы его сможете только с родителями.

На самом деле, все перечисленные факты — далеко не исчерпывающая информация, которую можно поведать об особенностях японской школы. Мы будем рады, если вы приведете свои примеры в комментариях к этому посту.

А чтобы уже через год уметь общаться с японцами на бытовые темы, записывайтесь на наш прямо сейчас!

2012 Экономика №2(18)

И.А. Петиненко, А.А. Ткач

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ЯПОНИИ: ЧТО ВЕДЕТ ЭТУ СТРАНУ

К УСПЕХУ?

Исследуются все ступени образовательной системы Японии, начиная с дошкольного и заканчивая последипломным образованием. Выявляются особенности воспитания детей в учебных заведениях, показываются этапы формирования характерных японских черт - трудолюбия, усердия, умения работать в команде, понимания своего места, стремления работать на фирму, а не на себя, приверженности к строгой иерархии и т. д.

Ключевые слова: образование, система образования, Япония, образование в Японии.

Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности является синтезирование накопленного мирового опыта. В условиях реформы системы образования в нашей стране все большую важность приобретают изучение и анализ развития образования за рубежом.

Исходя из этого целью данной научной работы являлось изучение особенностей современной системы образования Японии.

Структура образования в Японии включает в себя (рис. 1): необязательную ступень - детский сад; школьное образование, которое делится на младшую, среднюю и старшую школы - особенностью является то, что после средней школы можно уйти в различные спецшколы и технологические колледжи; и высшее образование, подразделяющееся на университеты и неуниверситетский сектор .

Рассмотрим подробнее каждую из ступеней образования.

Дошкольное образование. В Японии детский сад не является обязательной образовательной ступенью. Дети поступают сюда по желанию родителей - обычно с четырехлетнего возраста.

Все детские сады в Японии частные. Среди них особое место занимают так называемые элитные сады, находящиеся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, его будущее можно считать обеспеченным: по достижении соответствующего возраста он переходит в университетскую школу, а оттуда без экзаменов поступает в университет. В Японии существует достаточно острая конкуренция в сфере образования: университетский диплом является гарантией получения престижной, хорошо оплачиваемой работы - в министерстве или в какой-нибудь известной фирме. А это, в свою очередь, залог карьерного роста и материального благополучия. Поэтому попасть в садик при престижном университете очень сложно. Родители платят за поступление ребенка огромные деньги, а сам малыш, чтобы быть принятым, должен пройти достаточно сложное тестирование.

Рис. 1. Система образования в Японии

Японские воспитатели, обучая детей взаимодействию, объединяют их в маленькие группы (хан), что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания. Эти группы формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной. Каждый год группы создаются заново. Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей .

Воспитание маленьких детей в Японии сразу окунает их в острую конкурентную борьбу за лучшее будущее, оно не всегда благоприятствует развитию творческих способностей человека, но умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим.

Школьное образование. Школа в Японии делится на три ступени:

1. Начальная школа (1-6-е классы) - сёгакко.

2. Средняя школа (7-9-е классы) - тюгакко.

3. Старшая школа (10-12-е классы) - котогакко.

Начальная и средняя школы в Японии обязательны для всех и бесплатны. Старшая школа не обязательна, но около 95% процентов продолжают учебу по окончании средней школы. 48% закончивших учебу в старшей школе поступают в колледж (обучение в течение 2 лет) или в университет (обучение в течение 4 лет) .

Обучение в старшей школе и в университете платно всегда, но в государственных учреждениях оно дешевле. Существуют также платные частные начальные и средние школы. Во всех платных учреждениях можно учиться бесплатно или получить большую скидку, если выиграть конкурс стипендий.

В начальной школе дети изучают японский язык, математику, естествознание (физику, химию, биологию), обществоведение (этику, историю, этикет), музыку, изобразительное искусство, физкультуру и домашнее хозяйство.

В средней школе к перечню предметов добавляются английский язык и несколько специальных предметов по выбору. Состав этих предметов зависит от школы.

Программа старших школ немногим более разнообразна, чем программа средних и начальных школ, но ученикам предоставляется больше возможностей для специализации в той или иной области познаний.

Помимо собственно школы, большинство учеников посещают платные подготовительные курсы дзюку, в которых им помогают лучше подготовиться к сдаче школьных экзаменов. Занятия в дзюку обычно проходят вечером, два-три раза в неделю. «Дзюку» в переводе - «школа мастерства», но правильнее было бы сказать - «репетиторская школа». Там специально нанятые учителя еще раз объясняют детям то, что уже было сказано в школе днем, добавляя к этим знаниям новые, которыми можно блеснуть на экзамене. И если раньше учеба в дзюку требовалась для поступления лишь в самые лучшие университеты и школы, то теперь необходима и для зачисления в рядовые.

Дзюку посещает одна шестая часть младших школьников, половина средних и почти все старшие. Годовой доход всех дзюку составляет немыслимую сумму в триллион иен, сопоставимую с расходами страны на военные нужды. Подобной системы в мире нет .

Главная проблема японских школ - это выматывающие экзамены, каждый из которых занимает несколько часов упорного труда и гораздо больше времени в процессе подготовки к нему. Время от времени они становятся причиной самоубийств школьников .

Учащиеся средней и старшей школ сдают экзамены в конце каждого триместра и в середине первого и второго триместров. Обычно экзамены проходят в форме письменных тестов. Оценки за экзамены ставят по процентной системе. Высшая оценка - 100 баллов.

Переход из средней школы в старшую осуществляется по результатам экзаменов. Сначала на основании его школьной успеваемости учащийся получает список старших школ, в которые у него есть шансы поступить. Затем он сдает переходной экзамен, и на основании его результатов и предыдущей успеваемости решается вопрос о том, в какую старшую школу поступит ученик.

Хорошие ученики попадают в престижные старшие школы, плохие - в захудалые школы для тех, кто не намерен получить высшее образование. Такие школы делают уклон в домоводство, сельское хозяйство и т.д. Карьерных

перспектив их выпускники не имеют. Те, кто не захотел поступить в старшую школу, могут поступить в пятилетние «технологические колледжи» - проф-технические училища. Однако поступление в них не так уж и просто - в лучших из них большой конкурс, так как квалифицированные рабочие в Японии высоко ценятся. Некоторые технические колледжи принадлежат крупным фирмам, и их выпускники сразу же устраиваются на работу.

Высшее образование. Система высшего образования включает в себя следующие основные четыре вида образовательных учреждений:

1) университеты полного цикла (4 года) и ускоренного цикла (2 года);

2) профессиональные колледжи;

3) школы специальной подготовки (технологические институты);

4) школы последипломного обучения (магистратуры).

Пожалуй, главное отличительное свойство системы высшего образования Японии - его иерархичность. Жесткие иерархии (часто «непересекающиеся», т. е. существующие автономно и независимо друг от друга) пронизывают и университетский, и неуниверситетский ее секторы.

Неуниверситетский сектор - это, по сути, «вузы второго сорта», выполняющие скорее социальные, чем образовательные функции. Юридически младшие колледжи с двух- или трехлетним курсом обучения считаются полноправными вузами, но фактическая подготовка и престиж их дипломов не соответствуют уровню высшей школы .

Технологические колледжи ведут подготовку среднетехнических кадров на базе обязательной девятилетней школы и по многим параметрам соответствуют нашим техникумам.

В сущности, единственными полноценными вузами, чьи выпускники не испытывают дискриминации и котируются на рынке труда, являются университеты полного цикла. Иерархия этих вузов включает в себя следующие ступени:

1. Несколько самых престижных частных университетов, таких как Нихон, Васэда, Кейо или Университет Токай. Их выпускники составляют высший класс японского менеджмента и политики. Попасть в подобный университет без соответствующей подготовки и рекомендаций практически невозможно, но их диплом дает стопроцентную гарантию успешного трудоустройства вне зависимости от оценок, а зачастую и специальности.

2. Государственные университеты, занимающие первые места в рейтингах (Токийский технологический институт или Государственный университет Иокогамы). Плата за обучение здесь значительно ниже, но конкурс исключительно высок.

3. Прочие государственные университеты, чаще всего учрежденные префектурами и органами местного самоуправления. Низкая плата за обучение и умеренный конкурс.

4. Небольшие частные университеты. При высокой плате за обучение -невысокий конкурс, непрестижный диплом и негарантированное трудоустройство.

Магистратуры и аспирантуры в Японии объединены в школы последипломного обучения, находящиеся при университетах и обладающие относительной автономией. Любопытно, что основные научные ресурсы в Японии

были задействованы именно для преподавания в государственных магистратурах, тогда как уровень преподавания в бакалавриате оставался сравнительно низким.

Японский бакалавриат ориентирован в основном на «поточный» выпуск квалифицированных специалистов, необходимых для поддержания системы, магистратура же - на выпуск инициативных аналитиков, способных к проектированию ее развития. Технологический скачок в Японии стал возможен во многом за счет такого разделения задач и успешного развития школ последипломного образования.

Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на то, что система образования Японии относительно молода, она является одной из лучших не только в Тихоокеанском регионе, но и во всем мире. Японцы, синтезировав все последние достижения педагогической науки с особенностями построения японского социума, смогли обеспечить своей стране не только впечатляющие темпы роста экономики, но и достаточно высокий уровень жизни. Они раньше других осознали, что эффективная система образования в стране с высоким уровнем автоматизации является не то что обязательной, она жизненно необходима. Поэтому можно с уверенностью заявить, что львиная доля экономического и социального развития этой страны - это следствие грамотно построенной системы образования.

Литература

1. Муханов В. Образование в Японии [Электронный ресурс] // Образование: все для поступающих. 2008. URL: http://www.edunews.ru/ (дата обращения: 20.03.2011).

2. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. Гл. IV: Образование в мире: история и современность [Электронный ресурс] // Электронная библиотека Гумер. 2008. URL: http://www. gu-mer.info/ (дата обращения: 17.02.2011).

3. Салимова К.И. Общеобразовательная школа Японии в XXI в. // Педагогика. 2006. № 8. С. 88-96.

4. Бондаренко А. Японская школа глазами русского // Начальная школа. 2005. № 5. С. 120126.

5. Плаксий С.И. Качественные параметры высшего образования [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. Информационный гуманитарный портал. 2004. URL: http:// www. zpu-journal.ru/ (дата обращения: 21.02.2011).

6. Анализ системы оценки высшего образования в мире [Электронный ресурс] // Информационно-справочный портал поддержки систем управления качеством. 2006. URL: http:// www. quality.edu.ru/ (дата обращения: 10.02.2011).

7. АлферовЮ.С. Мониторинг развития образования в мире // Педагогика. 2008. № 7. С. 73-84.

8. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 176 с.

Образование в Японии специфическое и работает по принципу «качественная учеба - залог и гарантия успешной службы», ведь японец обычно удостаивается только одной попытки занять в обществе достойное место, которое ему дает труд. Система образования в Японии занимается непрерывным «производством» молодых людей, хорошо разбирающихся в технике и математике. Примерно 98 % жителей Страны восходящего солнца учатся или окончили колледжи, около 40 % юношей и 20 % девушек поступают в университеты.

Основная цель японской педагогики - воспитание человека, способного слаженно трудиться в коллективе. Для страны и общества это крайне необходимо. Но в последние годы преподаватели отмечают назревшую потребность в творческих личностях, поэтому японская система образования стала тщательнее присматриваться к маленьким детям, чтобы как можно раньше выявлять среди них учеников, одаренных нестандартными способностями.

Дошкольное

Детский сад в Японии совсем необязательная ступень образовательной системы, потому большинство подготовительных заведений частные. Принимают в них детей с четырех лет, в редких случаях с трех. Есть и ясли для совсем маленьких, но сдать в них ребенка можно лишь при наличии веских причин, да и то не факт, что комиссия, рассмотрев заявление, даст разрешение, потому что пребывание в яслях противоречит устоявшимся в стране принципам домашнего воспитания.

В Японии 22 925 яслей, из них 11 007 - публичные, 11 918 - частные. За двумя миллионами 40 тысячами воспитанников в яслях присматривают 2 миллиона 132 тысячи педагогов. Детских садов в общей сложности 13 950, только 49 из них - государственные, остальные – частные и префектурные.

Система дошкольного образования в Японии направлена на социализацию ребенка. Малыши учатся общаться со сверстниками, адаптируются в коллективе, что помогает быстро привыкнуть к школе. Японские детские садики большое внимание уделяют формированию навыков самостоятельной работы, ребятишек приучают ценить здоровье и крайне бережно относиться к окружающей среде.

Школьное

Система школьного образования в Японии организована государством. 95 % школ муниципальные и финансируются бюджетом, остальные средние учебные заведения частные, а потому платные, обучение в них очень дорогое. Полный курс среднего образования составляет 12 лет, обязательны только начальная и средняя школа. Учебный год длится 11 месяцев - с апреля по март.

В начальную школу принимают детей в 6 лет и выпускают в 12. На этом этапе ученики изучают азы классического набора предметов и первые 1 850 иероглифов - для того чтобы бегло читать, необходимо знать 3 000 знаков японской письменности.

В неполной средней школе дети находятся три года, более глубоко осваивая предметы. Тщательно изучается иностранный язык, а после уроков учащиеся посещают разнообразные творческие кружки, где заняты до вечера.

Для получения полного среднего образования нужно пройти еще и трехлетнюю старшую школу, в которой параллельно изучению предметов молодые люди осваивают профессии и специальности в зависимости от профиля школы:

  • академического;
  • естественно-научного;
  • технического;
  • общего;
  • художественного.

Хотя старшая школа не обязательна, ее оканчивают не менее 94 % учащихся. В процессе учебы старшеклассники занимаются в вечерних репетиторских школах, которые предлагают дополнительное обучение всем желающим без ограничения возраста. В японской системе образования эти структуры служат подспорьем в усвоении школьной программы и подготовке к экзаменам и помогают устранить пробелы в знаниях, накопленные из-за болезни или по другим причинам.

На отечественные средние специальные учебные заведения похожи колледжи Японии, которые бывают:

  • младшими;
  • технологическими;
  • специальной направленности.

В младшие поступают преимущественно девушки, которых в течение двух лет обучают гуманитарным и естественным наукам, медицине, техническому творчеству. В технологических колледжах по пятилетним программам готовят электронщиков, машиностроителей, строителей. В узкоспециализированных заведениях премудрости профессий осваивают будущие дизайнеры, автомеханики, портные, повара.

Высшее

Заключительный этап системы образования в Японии - высшее образование. Особенность Страны восходящего солнца – университеты полного и ускоренного цикла со сроками обучения в четыре и два года. В технических институтах студенты проводят пять лет.

Всего в Японии 726 вузов, 507 из них - университеты: 96 - национальные, 39 - государственные, 372 - частные.

Чтобы начать учебу в государственном университете, абитуриенту надо сдать два экзамена:

  • первый - тестирование Национального центра по приему в университеты;
  • второй - вступительное испытание непосредственно в вузе, к которому претенденты допускаются, если показывают удовлетворительные результаты на первой ступени.

Для зачисления в частный университет достаточно одного вступительного экзамена. Некоторые негосударственные высшие учебные заведения включают начальную и среднюю школу в свою структуру. В таком случае ученик, успешно оканчивающий каждый класс, может поступить в вуз без предварительных экзаменов.

Университеты Токио, Осаки, Киото, Тохоку, Нагои, Хоккайдо, Кюсю и Токийский технологический институт входят в тридцатку лучших вузов Азии.

Система высшего образования в Японии предполагает три типа дипломов:

  • бакалавра - 4 года;
  • магистра - еще 2 года;
  • доктора - три.

Такой подход распространяется как на государственные, так и на частные образовательные учреждения.

Японская система образования начинается с детских садов 幼稚園 (ё:чиэн) и 保育園 (хоикуэн) для детей дошкольного возраста, затем следует обязательное 9-летнее образование 義務教育 (гимукёику), которое состоит из начальной 6-летней школы 小学校 (сё:гакко) и средней 3-летней школы 中学校 (тю:гакко). Поступление в начальную школу проводится с 6 лет, что является обязательным для всех детей, достигших такого возраста.

После средней школы школьник может продолжить обучение в школе старшей ступени 高等学校 (ко:тогакко), сокращенно 高校 (ко:ко:), сдав вступительные экзамены. Обучение в старшей школе продолжается 3 года. После окончания школы высшей ступени можно поступить в японские ВУЗы, к которым относятся университеты 大学 (дайгаку) и профессиональные колледжи 専門学校 (сенмон гакко). Каждое из этих образовательных учреждений различается по срокам обучения и содержанию образовательных курсов.

Иностранные студенты могут быть признаны лицами, окончившими общеобразовательную школу высшей ступени, если они обладают знаниями эквивалентными знаниям японских выпускников 高等学校 (ко:то гакко). Последняя ступень не является обязательной, но необходима для поступления в ВУЗы, тогда как для поступления в колледжи достаточно среднего образования.

Учебный год в Японии, за некоторым исключением, начинается в апреле и заканчивается в марте следующего года. Иностранным студентам рекомендуется учитывать данное расписание при планировании поступления в японский ВУЗ, особенно для сдачи вступительных экзаменов.

Подробно и системе оразования в Японии и возможностях для обучения иностранных студентов в лекции "Образование в Японии: перспективы и возможности"

Университеты полного и ускоренного циклов, аспирантуры

В Японии существуют университеты полного цикла 大学 (дайгаку), срок обучения в которых 4 года, и университеты ускоренного цикла 短期大学 (танки дайгаку) со сроком обучения 2 года. Для обоих типов стандартный срок обучения в аспирантуре 大学大学院 (дайгаку дайгакуин) составляет: в магистратуре 2 года, в докторантуре - 5 лет и 2 года для получения ученой степени по специальности. Существуют государственные, общественные (префектуральные, муниципальные и т.п.) университеты, и частные. Большую часть университетов Японии составляют частные образовательные заведения. В настоящее время в Японии в университеты обоих циклов поступают около половины выпускников школ старшей ступени.

В ВУЗах Японии, независимо от факультета и отделения, наряду с изучением специальных дисциплин, большое внимание уделяется и обязательным предметам, таким как иностранные языки, физкультура, информатика и т.п.

Зачисление иностранных студентов в японские университеты во многих случаях осуществляется на тех же основаниях, что и зачисление японских студентов.

По окончании базового курса обучения в университете полного цикла присваивается степень бакалавра 学士 (гакуси), в университете ускоренного цикла 短期学士 (танки дайгакуси). По окончание университета ускоренного цикла выпускник может поступить в университет полного цикла.

В аспирантуре, в зависимости от системы и факультета, выпускникам присваивается степень "магистр наук" 修士 (сю:си), "доктор наук" 博士 (хакуси) и "ученая степень по специальности" 専門職学位 (сэнмонсёку гакуи).

Профессиональные колледжи 専門学校 (сенмонгакко)

Профессиональные колледжи - это среднетехнические учебные заведения, где студенты приобретают узкопрофильные знания и навыки, необходимые для выбранной профессии. В Японии колледжи относятся к высшим образовательным заведениям. Целью таких заведений является развитие профессиональных навыков, востребованных в современном обществе. В основе образовательного процесса лежат практические занятия.

Стандартный период обучения в колледжах составляет 2 года, иногда 3 года. По окончании обучения присваивается квалификация "Специалист" 専門士 (сэнмонси). После 2х лет обучения в колледже выпускник получает возможность поступить в университет полного цикла на 3й курс, иногда на 2й курс. После окончания такого курса присваивается квалификация "Специалист высшей категории" 高度専門士 (ко:до сэнмонси) и выпускник имеет право продолжить обучение в аспирантуре.

В Японии учебный год начинается 1 апреля и состоит из трех триместров, разделенных каникулами – короткими весной и зимой и более продолжительными летними. График каникул одинаков для школ, детских садов и вузов. Школьники в Японии посещают занятия с понедельника по пятницу или субботу, в зависимости от школы. Отличительная особенность образовательной системы Японии в том, что на протяжении обучения в детском саду и школе постоянно меняется состав групп и классов. Это дает возможность ученикам, у которых по какой-либо причине не сложились отношения в коллективе, подружиться с другими учениками в следующем году. Также считается, что это развивает коммуникабельность. Учителя в детском саду и школе тоже меняются каждый год, это снижает отрицательный эффект в случае, если преподаватель невзлюбит ребенка.

Система дошкольного образования в Японии

Детские сады в Японии не являются обязательной ступенью в системе образования, поэтому все они частные. Принимают в них с 4 лет (при особой занятости родителей с трех). Также существуют и ясли с 1 года, но в них можно отдать ребенка только при наличии очень веской причины, по обязательному заявлению и предоставлению документов комиссии, которая может и отказать. Все дело в том, что это противоречит принципу домашнего воспитания.

Система школьного образования в Японии

Большинство школ в системе образования Японии - муниципальные и финансируются из бюджета, но примерно 5% – это частные школы, обучение в которых платное. Ученики в японских школах учатся 12 лет, что несколько больше в сравнении с другими странами. Классы в школах как правило большие, около 40 человек. У каждого класса есть свое помещение, и учителя приходят туда для проведения урока, продолжительность которого составляет 45 или 50 минут. Обучение в 10–12-х классах не является обязательным, но 94% учеников учатся 12 лет.

Начальная школа – с 6 до 12 лет (1–6-й классы);

Средняя школа – с 13 до 15 лет (7–9-й классы);

Старшая школа – с 16 до 18 лет (10–12-й классы).

По окончании школы 75,9% выпускников продолжают учиться в вузах, училищах, колледжах и т.д.

Система высшего образования в Японии

С высшим образованием в Японии ситуация практически противоположная – 80% университетов негосударственные. В Японии 726 университетов, в которых учится 2,8 млн студентов (для сравнения – в России 7,5 млн студентов). Обучение в университетах проводится по двухуровневой схеме: бакалавриат (4 года) и магистратура (еще 2 года). Лучшими в Японии считаются два вуза: Университет Киото и Токийский университет, также высокие позиции в мировых рейтингах занимают университеты Кэйо и Васэда.