Интересные случаи связанные со скрипкой. Что такое скрипка? Строение и функции скрипки


Фёдор Глазницын Скрипка - инструмент, оказавший колоссальное влияние на музыку. Она широко использовалась в классических произведениях, где её струящийся нежный звук пришёлся очень кстати. Народное творчество также заприметило этот красивый инструмент, хоть появился он не так уж и давно, но успел занять своё место в этнической музыке. Скрипку сравнивают с человеческим голосом, так как её звук текуч и разнообразен. Её форма напоминает женский силуэт, что делает этот инструмент живым и одушевлённым. Сегодня не все хорошо представляют, что такое скрипка. Давайте исправим эту досадную ситуацию. История появления скрипки Своим появлением скрипка обязана многим этническим инструментам, каждый из которых оказал на неё своё влияние. Среди них можно выделить британскую кротту, армянский бамбир и арабский ребаб. Конструкция скрипки отнюдь не нова, многие восточные народы веками используют подобные инструменты, исполняя на них народную музыку и по сей день. Свою нынешнюю форму виола приобрела в XVI в., когда ее производство было поставлено на поток, начали появляться великие мастера, создающие уникальные инструменты. Особенно много таких умельцев было в Италии, где традиции создания скрипок живы до сих пор. С XVII века игра на скрипке начала приобретать современную форму. Именно тогда появились композиции, которые принято считать первыми произведениями, написанными специально для этого нежного инструмента. Это Romanesca per violino solo е basso, созданная Бьяджо Марини и Capriccio stravagante, которую написал Карло Фарина. В последующие годы мастера игры на скрипке стали появляться как грибы после дождя. Особенно в этом плане отличилась Италия, которая породила наибольшее количество великих скрипачей. Как устроена скрипка Своё мягкое и глубокое звучание скрипка получила благодаря уникальной конструкции. В ней можно выделить 3 основные части - это головка, шейка и корпус. Совокупность этих деталей позволяет инструменту издавать те завораживающие звуки, что принесли ему всемирную славу. Самая большая часть скрипки - корпус, на который крепятся все остальные детали. Он состоит из двух дек, соединённых обечайками. Изготавливают деки из разных пород дерева, чтобы добиться максимально чистого и красивого звука. Верхняя часть чаще всего делается из ели, а для нижней используют клён, явору или тополь.
Во время игры на скрипке верхняя дека резонирует с остальными частями инструмента, создавая звук. Для того чтобы она была живой и звонкой, её делают как можно тоньше. На дорогих мастеровых скрипках толщина верхней деки может составлять всего пару миллиметров. Нижняя дека обычно толще и прочнее верхней, а дерево, из которого её изготавливают, подбирают так, чтобы оно подходило к обечайкам, соединяющим обе деки вместе. Обечайки и душка Обечайки - это бока скрипки, находящиеся между верхней и нижней деками. Их изготавливают из того же материала, что и нижнюю деку. Более того, зачастую для этих частей используется древесина с одного и того же дерева, старательно подобранная по фактуре и узору. Держится эта конструкция не только на клею, но и на маленьких колодках, увеличивающих её прочность. Они называются клотцами и находятся внутри корпуса. Также внутри расположена басовая балка, которая передаёт вибрации корпусу и придаёт дополнительную жёсткость верхней деке. На корпусе скрипки присутствуют два выреза в виде латинской буквы f, которые называются эфами. Неподалёку от правого выреза располагается одна из важнейших частей инструмента - душка. Это небольшая деревянная балка, служащая распоркой между верхней и нижней деками и передающая вибрацию. Своё название душка получила от слова "душа", что намекает на важность этой маленькой детали. Мастера заметили, что положение, размер и материал душки серьёзно влияют на звучание инструмента. Поэтому только опытный изготовитель скрипок может правильно расположить эту маленькую, но важную часть корпуса. Струнодержатель
Рассказ про скрипку и её конструкцию будет неполным, если не упомянуть такой важный элемент, как струнодержатель, или подгрифок. Раньше его вырезали из дерева, но сегодня для этих целей всё чаще используется пластик. Именно струнодержатель закрепляет струны на нужной высоте. Также на нём иногда располагаются машинки, делающие настройку инструмента гораздо легче. До их появления скрипка настраивалась исключительно колками, при помощи которых очень трудно произвести точную настройку. Держится подгрифок на пуговке, вставленной в отверстие на корпусе со стороны, противоположной грифу. Эта конструкция постоянно испытывает серьёзную нагрузку, так что отверстие должно идеально подходить к пуговке. В противном случае обечайка может треснуть, превратив скрипку в бесполезный кусок дерева. Гриф На передней части корпуса приклеена шейка скрипки, под которой находится рука музыканта во время игры. На шейку крепится гриф - округлая поверхность из твёрдого дерева или пластика, к которой прижимаются струны. Его форма продумана так, чтобы струны не мешали друг другу при игре. В этом деле ему помогает подставка, приподнимающая струны над грифом. На подставке делаются прорези для струн, которые можно сделать самостоятельно, на свой вкус, так как новые подставки продаются без прорезей.
Также бороздки для струн присутствуют на верхнем порожке. Он находится в самом конце грифа и отделяет струны друг от друга перед тем, как они попадают в колковую коробку. В ней находятся колки, служащие основным инструментом настройки скрипки. Они просто вставлены в деревянные отверстия и ничем не закреплены. Благодаря этому музыкант может отрегулировать ход колков под свои нужды. Можно сделать их тугими и неподатливыми, слегка надавив во время настройки. Или наоборот, вынуть колки, чтобы они легче двигались, но хуже держали строй. Струны Что такое скрипка без струн? Красивый, но бесполезный кусок дерева, который годится разве что на то, чтобы забивать им гвозди. Струны - очень важная часть инструмента, так как от них во многом зависит его звучание. Особо важна роль материала, из которого сделана эта маленькая, но значимая часть скрипки. Как и всё в нашем мире, струны развиваются и вбирают в себя лучшие дары техногенной эпохи. Однако их изначальный материал трудно назвать высокотехнологичным.
Как ни странно, но овечьи кишки - то, чему обязана своим нежным звучанием древняя музыкальная скрипка. Их высушивали, обрабатывали и плотно скручивали, чтобы впоследствии получить струну. Мастерам удавалось долгое время держать в тайне материал, используемый в производстве струн. Изделия из овечьих кишок давали очень мягкий звук, но быстро изнашивались и требовали частой настройки. Сегодня также можно найти подобные струны, но куда большей популярностью пользуются современные материалы. Современные струны Сегодня овечьи кишки - в полном распоряжении своих владельцев, так как жильные струны используются достаточно редко. Им на смену пришли высокотехнологичные металлические и синтетические изделия. Синтетические струны по звучанию близки к своим жильным предшественникам. Они также имеют довольно мягкий и тёплый звук, но лишены тех недостатков, которыми обладают их натуральные "коллеги". Ещё один вид струн - стальные, которые выполняются из всевозможных цветных и драгоценных металлов, но чаще всего из их сплавов. Они звучат ярко и звонко, но теряют в мягкости и глубине. Такие струны подходят для многих классических произведений, в которых требуется чистота и яркость звучания. Также они долго держат строй и достаточно долговечны. Скрипка. Долгий путь За долгие годы своего существования скрипка стала популярна на всей планете. Особенно прославила этот чудесный инструмент классическая музыка. Скрипка может скрасить любое произведение, многие композиторы отдавали ей ведущую роль в своих шедеврах. Всем знакомы бессмертные произведения Моцарта или Вивальди, в которых много внимания уделялось этому шикарному инструменту. Но со временем скрипка стала пережитком прошлого, уделом узкого круга ценителей или музыкантов. Электронное звучание вытеснило этот инструмент из популярной музыки. Плавные струящиеся звуки ушли, уступив место бодрому и примитивному биту.
Свежие ноты для скрипки обычно писались лишь для сопровождения фильмов, новые песни для этого инструмента появлялись только у фольклорных исполнителей, но звучание их было довольно однообразно. К счастью, в последние годы появилось много коллективов, исполняющих современную музыку с участием скрипки. Публика устала от однообразных любовных завываний очередной поп-звезды, открыв своё сердце для глубокой инструментальной музыки. Скрипка-лиса Забавная история поместила скрипку в песню известного музыканта - Игоря Саруханова. Однажды он написал композицию, которую планировал назвать «Скрип колеса». Однако произведение оказалось очень образным и туманным. Поэтому автор решил назвать его созвучными словами, что должно было подчеркнуть атмосферу песни. До сих пор в интернете ведутся ожесточённые баталии по поводу названия этой композиции. Но что же на этот счёт говорит автор песни - Игорь Саруханов? Скрипка-лиса - настоящее название песни, как утверждает музыкант. Ирония это или же интересная задумка, построенная на игре слов, знает лишь сам находчивый исполнитель. Стоит ли учиться играть на скрипке? Уверен, многие желают освоить этот замечательный инструмент, но забрасывают эту идею, так и не начав воплощать её в жизнь. Почему-то считается, что обучение игре на скрипке - очень трудный процесс. Ведь на ней нет ладов, да ещё и этот смычок, который должен стать продолжением руки. Безусловно, проще начать обучение музыки с гитары или фортепиано, но освоение искусства игры на скрипке сложнее лишь поначалу. Зато потом, когда базовые навыки будут прочно усвоены, процесс обучения становится примерно таким же, как и на любом другом инструменте. Скрипка хорошо развивает слух, так как на ней нет ладов. Это станет хорошим подспорьем в дальнейших занятиях музыкой.
Если вы уже знаете, что такое скрипка, и твёрдо решили освоить этот инструмент, то важно знать, что они бывают разных размеров. Для детей подбираются небольшие модели - 3/4 или 2/4. Для взрослого человека необходима стандартная скрипка - 4/4. Естественно, начинать занятия нужно под присмотром опытного наставника, так как самостоятельно научиться очень тяжело. Для тех же, кто желает попытать счастья в самостоятельном освоении этого инструмента, создано множество учебников на любой вкус. Уникальный музыкальный инструмент Сегодня вы узнали, что такое скрипка. Оказывается, она не является архаичным пережитком прошлого, на котором можно исполнять лишь классику. Скрипачей становится всё больше, многие группы начали использовать этот инструмент в своём творчестве. Скрипка встречается во многих литературных произведениях, особенно детских. Например, «Фенина скрипка» Кузнецова, любимая многими детьми и даже их родителями. Хороший скрипач может играть в любом музыкальном жанре, от тяжёлого металла до поп-музыки. Можно смело сказать, что скрипка будет существовать до тех пор, пока есть музыка.

Интересные факты о скрипке
(Анна Благая)

Бог или дьявол?

Легенды о скрипачах, якобы продавших душу дьяволу, известны всем: вспомним хотя бы Никколо Паганини.

Во многих странах на хороших скрипачей ополчалось духовенство - даже в тихой Норвегии их считали пособниками темных сил, а норвежские народные скрипки жгли, как ведьм.
Но не все знают, что были и прямо противоположные сюжеты!

Если мы заглянем в более древний «слой» времени, мы обнаружим, что со смычковыми инструментами, родственными скрипке, вообще-то изначально изображались на фресках храмов и в рукописных Библиях ангелы , а в одной старинной рукописи Христос был назван не кем-нибудь, а «возлюбленным скрипачом».

Подобные вещи позже замалчивались, а фрески уничтожались, но на фреске Софийского собора в Киеве и сейчас можно увидеть музыканта, играющего на смычковом инструменте.

Почему улыбалась Мона Лиза

Леонардо распорядился, чтобы все время, пока в его студии позирует Джоконда, там звучала музыка в исполнении струнных. Улыбка модели была отражением звучавшей музыки; видимо, поэтому ее считают не то улыбкой ангела, не то улыбкой дьявола. (См. выше: Бог или дьявол?)
Вообще художник, видимо, не случайно провел этот эксперимент с музыкой. Ведь он хотел добиться в своей картине синтеза, единства противоположностей (см. об этом
у Чичерина в книжке о Моцарте). А скрипка обладает именно таким свойством. Ауэр цитировал слова Берлиоза о том, что «Скрипка способна ко множеству явно противоположных оттенков экспрессии. Она обладает силой, легкостью и грацией, передает мрачное и радостное настроение, мысль и страсть. Надо только уметь заставить ее говорить».

Скрипки и венецианские гондолы

В фильме «Страдивари» (с Энтони Куином) есть красивый эпизод: скользившая в лучах закатного солнца гондола, на корме которой играл скрипач, настолько поразила воображение юного Антонио Страдивари, что он бросился в воду, увязался за скрипачом и в конечном счете стал скрипичным мастером.

У скрипки и гондолы и в самом деле есть нечто общее. Причем эта связь - не только эстетическая, она проявляется и на самом что ни на есть «органическом» уровне.

В скрипках легендарной кремонской школы используется тот же явор (волнистый клен) из Далмации и Боснии, который шел для весел венецианских гондол.

Машина времени

У хороших скрипачей, помимо слуха и ловкости, есть некоторые таланты, пока не объясненные наукой. В том числе - способность управлять временем. (Это умеют не только скрипачи, но все концертирующие музыканты-исполнители). В.Григорьев пишет о любопытном механизме, позволяющем «путешествовать во времени» (назовем это так), когда вся пьеса в сознании музыканта сворачивается в некую формулу, код, и разворачивается уже при игре на сцене. Были и случаи, когда «машина» давала сбой. (Что, разумеется, только доказывает ее существование) Есть ряд интересных свидетельств о том, как тот или иной виртуоз останавливался, сыграв всего одну ноту, потому что время для него прошло с иной скоростью, чем для слушателей, и все произведение успело уже полностью отзвучать в его сознании.

Еще интересный момент: музыканты часто выглядят моложе своих лет. Видимо, и тут дело в том, что на сцене время течет по-другому. Но есть и еще кое-что. Оперный бас Маторин любит повторять слова Образцовой о том, что «мы, артисты, до старости - Машка, Петька, Катька, потому что б о льшую часть времени проводим не в этом мире». (То есть в мире творческом - это другое измерение, где время замедляется). Науке только предстоит эти вещи объяснить.

Виртуозы - это ученые

Когда-то слово virtuoso применялось к ученым. Многие скрипачи были не только артистами, художниками, поэтами скрипки, но и учеными и изобретателями. (Одно скрипичное произведение, написанное в те времена, так и называлось: «соната для изобретательной скрипки»).

Слово «виртуоз» теперь употребляется (если мы говорим о музыке) лишь в одном значении - «техническом». Между тем положение дел не изменилось: чтобы хорошо играть на скрипке, в том числе виртуозную музыку, по-прежнему нужно иметь не развитую мускулатуру, а гибкий ум и сильную интуицию.

Интересно, что верно и обратное: скрипка стимулирует работу мозга (чему есть и научное объяснение ). Не зря многие выдающиеся умы любили поиграть на досуге на этом волшебном инструменте, чтобы подготовить ум к рождению новых идей. (См. - скрипка Шерлока Холмса и Эйнштейна ).



Ни один другой музыкальный инструмент не овеян таким ореолом таинственности и загадок, как скрипка. Вот несколько интересных историй и неожиданных фактов о великих скрипачах.

Николо Паганини

Самым выдающимся скрипачом в истории считается итальянец Николо Паганини. Паганини был настоящим гением скрипки, никто из современников не мог даже близко повторить его манеру игры, ту легкость, с которой он исполнял сложнейшие пассажи с непогрешимой точностью. Игра Паганини оказывала на публику почти гипнотическое воздействие. Некоторые считали, что Паганини заключил сделку с дьяволом, из-за чего церковь даже пыталась запрещать его концерты.

На одном из концертов, Паганини исполнил композицию всего лишь на двух струнах. Одна его поклонница восторженно сказала маэстро: "Вы совершенно несносный человек, кто теперь сможет вас превзойти? Только тот, кто сыграет на одной струне, но это совершенно невозможно!" Паганини понравилась идея, и через две недели он исполнил сонату всего на одной струне.

Паганини выступал с концертами не только перед широкой публикой. Все европейские монархи приглашали его для личного выступления, а однажды Паганини даже исполнил масонский гимн, в великой ложе Италии. За эти выступления он получал огромные гонорары, но из-за любви к азартным играм часто попадал в ситуации, что ему не хватало денег даже на еду. Однако к старости он все же сумел скопить небольшое состояние.

Эйнштейн

Мало кто знает, что создатель теории относительности и дедушка атомной бомбы - физик Альберт Эйнштейн, виртуозно играл на скрипке. Эйнштейн занимался игрой на скрипке с шести лет, и в 1934 году устроил благотворительный концерт, где исполнял произведения Моцарта. В Немецкой прессе об Эйнштейне писали не как об ученом, а как о «великом музыканте, несравненном виртуозе-скрипаче».

Скрики Гваринери

Самым дорогим в мире музыкальным инструментом считается скрипка, сделанная итальянским мастером Джузеппе Гваринери. В 2010 году она была продана на аукционе в Чикаго за $18 млн. Этим же мастером была сделана и любимая скрипка Паганини, которую перед смертью виртуоз завещал родной Генуе.

Джузеппе Тартини

Другой велики скрипач, Джузеппе Тартини, написал самое сложное из когда-либо созданных произведений для скрипки. Правильно исполнить его, даже сегодня, могут лишь немногие. Sonate du diable - Соната Дьявола или Дьявольская трель.

Вот что Тартини рассказывал про историю сочинения этого произведения:

«Однажды, в 1713 году, мне приснилось, что я продал душу дьяволу. Все было так, как я желал — мой новый слуга был готов исполнить любое моё желание. Я дал ему свою скрипку, чтобы понять, может ли он играть. Как же я был ошеломлён, услышав такую замечательную и прекрасную сонату, исполненную с таким мастерством и искусством, которую я даже не мог представить. Я чувствовал себя заколдованным, не мог дышать, и тут я проснулся. Сразу же я схватил скрипку, чтобы хотя бы частично запечатлеть мой сон. Увы, отличие между тем, что я услышал, и записал, огромно. Тем не менее, я всё равно назвал это сочинение „Дьявольской трелью“».

Скрипка - музыкальный инструмент, пользующийся особой любовью за изысканный внешний вид и неповторимый тембр, близкий по звучанию к голосу человека, но более многогранный и яркий. Скрипка заслужено носит имя «королева оркестра». Представляем интересные факты о скрипке.

История

Инструмент похожий на современную скрипку появился в XIV веке и считался народным. Признание у дворян скрипка получила в 1560 году, когда мастер Амати получил заказ на 24 скрипки для придворных музыкантов императора Карла IX.

Соперником Амати был другой мастер скрипичных дел – Гаспаро де Соло. Историки спорят о том, кто же из них автор образа современной скрипки. Некоторые же считают, что первым в этом был учитель Амати Гаспаро Бертолотти. Из мастерских Гварнери и Страдивари вышли не менее прекрасные экземпляры скрипок.

В руках музыкантов-виртуозов скрипка обрела небывалую славу – Паганини, Тартини, Лолли. Особое место этот инструмент занял в творчестве композитора Вивальди. Его сочинения для скрипки входят в мировую коллекцию классической музыки.

Звук

Если композитор хочет донести до зрителей чувства главных героев оперы или балета, передать их характеры он пишет основную партию именно для скрипки. Ее звук может быть одновременно мягким и сильным, бодрящим и успокаивающим.

Применение и репертуар

В составе симфонического оркестра почти треть занимают скрипки. Скрипка прекрасна в сольных партиях. Ее главное достоинство – широкое разнообразие звуков и не менее богатая палитра их оттенков.

Самый распространенный ансамбль с участием скрипки – струнный квартет в составе двух скрипок и альта. Множество произведений в разных стилях написано для этого квартета. А концерты для скрипки с оркестром стали мировой классикой.

В начале XX века скрипач Джо Венути впервые исполнил на скрипке джазовые композиции.

Конструкция

Для создания скрипки требуется собрать воедино более 70 деталей из разных пород дерева.

Традиционные породы деревьев для скрипки:

  • Ель резонансная для верхней деки
  • Клён для завитка, нижней деки и шейки
  • Красное дерево, ольха, липа, хвойные для обручиков
  • Чёрное дерево для грифа
  • Хвойные для клоцев
  • Самшит, чёрное или розовое деревья для подбородника, пуговицы, колок.

На классической скрипке крепятся четыре струны. Иногда ставится пятая альтовая струна. Для струн используют жилы, шёлк или металл.

Кто из мастеров изготовил скрипку, можно определить по отдельным деталям. Неповторимой же деталью – «росписью мастера», считается завиток.

Большое значение мастера придавали лаку для покрытия инструмента. От его качества зависит долголетие скрипки и сохранность её голоса. Состав лака хранился мастером в строжайшем секрете. Иногда ученики так и не узнавали точного состава лака.

Полноразмерная скрипка имеет общую длину 60 см, длина корпуса – 35 см, вес от 300 до 400 гр. Для детей выпускают инструменты от 32 до 43 см.

Для игры на скрипке используют смычок – деревянную трость с натянутым вдоль конским волосом, натертого канифолью для лучшего звука. Длина смычка 75 см, вес – 60 грамм.

Сегодня музыканты используют как классические инструменты так и электроскрипки. Но как бы скрипка не выглядела, ее звук продолжает поражать слушателей красотой и силой.

Игра на инструменте

Для извлечения звука струны прижимаются к грифу пальцами левой руки. В правой держат смычек и водят им по струнам. От силы прижатия струн и способа ведения смычка зависит высота, характер и тембр звука.

Диапазон скрипки - от соль малой октавы до четвёртой октавы.

Флажолеты – при не сильном нажатии на струны создаются звуки похожие на звучание флейты.

Тремоло – быстрая смена двух звуков или повторение одного и того же звука, вызывающая эффект дрожания.

Коль леньо – постукивание древком смычка по струне создает сухой звук.

Рикошет – бросок смычка на струну с отскоком.

Пиццикато (подсекать) – игра без смычка – щипком струн пальцами.

Для исполнения лирических произведений скрипачи пользуются сурдиной – гребешком из дерева или металла для смягчения звучания.

Одновременно на скрипке можно брать две ноты на соседних струнах, при большем давлении смычка – три ноты. Поочередно, но с большой скоростью можно взять три, а то и четыре ноты.

Для освоения инструмента требуется много времени и старания. Скрипач должен обладать высокой чувствительностью пальцев и богатой мышечной памятью. С возрастом шансы стать виртуозом уменьшаются. Чувствительность пальцев зрелого человека меньше, чем у молодого, а тренировка мышечной памяти потребует большего времени. Поэтому лучше обучение начинать в возрасте от пяти лет или раньше.

Занимательная информация

  1. Около 170 калорий в час расходуется во время игра на скрипке.
  2. На скрипичный смычок натянуто до 200 волосков.
  3. Полностью воспроизвести звучание скрипки с помощью аппаратуры невозможно.
  4. До 1750 года в Италии для скрипичных струн использовали овечьи кишки.
  5. Первое произведение для скрипки в 1620 году было написано композитором Марини.
  6. Эйнштейн умел играть на скрипке.
  7. Наиболее ценными признаны инструменты Гварнери и Страдивари. За скрипку Гварнери в 2010 году заплатили 18 миллионов долларов. А каждая из сохранившихся скрипок Страдивари уникальны по своему строению и звучанию. Средняя цена на скрипки Страдивари около 4 миллионов долларов.
  8. Вершиной техники игры считается «Полёт шмеля» – из оперы «Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова. Скрипачи всего мира соревнуются на скорость его исполнения. Д.Гарретт установил рекорд, исполнив фрагмент за минуту и 6,56 секунды.
  9. Хороші сучасні скрипки мають краще звучання, ніж інструменти, виготовлені Страдіварі.

Слайд 2

Скрипка

  • Слайд 3

    Откуда появилась скрипка

    Невозможно точно установить, кто изобрёл скрипку, но доподлинно известно, что самые лучшие экземпляры этого удивительного по красоте звучания инструмента были изготовлены в XVII и XVIII веках. В Италии существовали целые знаменитые семьи создателей скрипок. Секреты изготовления скрипок тщательно оберегались и передавались по наследству.

    Слайд 4

    Мастера-создатели скрипки

    Самой известной семьёй мастеров – создателей скрипки была семья Амати из итальянского города Кремона. Долгое время считалось, что скрипки с такой удивительной и редкой мелодичностью и нежностью не способен создать больше никто.

    Слайд 5

    Антонио Страдивари

    Но у Николо Амати был талантливый ученик Антонио Страдивари его без преувеличения называли мастером мастеров. Он создал скрипку несколько большую по размеру и более плоскую, чем те, что существовали до него. Но самое главное, что ему удалось приблизить звук инструмента к тембру человеческого голоса.

    Слайд 6

    Известно, что Страдивари создал более 1000 инструментов. Многие из них назывались по имени музыкантов, которые играли на них. До наших времён сохранилось всего лишь 540 скрипок Страдивари, каждая из которых очень высоко ценится и считается выдающимся произведением искусства.

    Слайд 7

    Скрипка Антонио Страдивари

  • Слайд 8

    Николо Паганини

    История музыки знает много прославленных скрипачей. Непревзойдённым скрипачом всех времён был Николо Паганини, который жил в первой половине XIX века.

    Слайд 9

    Скрипка в симфоническом оркестре

    В симфоническом оркестре более трети музыкантов – скрипачи. Это объясняется тем, что скрипка занимает ведущее место в оркестре благодаря красоте и выразительности звучания.

    Слайд 10

  • Слайд 11

    Существует легенда, что Леонардо да Винчи распорядился, чтобы всё время, пока в его студии позирует Джоконда, там звучала музыка в исполнении струнных. Её улыбка была отражением звучавшей музыки.

    Слайд 12

    Норвежская скрипка хардингфеле

    Во многих странах на хороших скрипачей ополчалось духовенство – даже в тихой Норвегии их считали пособниками тёмных сил, норвежские народные скрипки жгли, как ведьм.

    Слайд 13

    Самая дорогая скрипка

    Скрипка, сделанная известным итальянским мастером Джузеппе Гварнери, была продана в июле 2010 на аукционе в Чикаго за $18 миллионов и является самым дорогим музыкальным инструментом в мире. Скрипка была сделана в 1741 году в XIX веке и принадлежала знаменитому скрипачу Анри Вьетану.

    Слайд 14

    Самые маленькие скрипки

    В 1973 году Эрик Майсснер изготовил скрипку высотой всего 4,1см. Несмотря на маленький размер, скрипка издаёт приятные звуки.

    Слайд 15

    Скрипка высотой 1,5 см

    Дэвид Эдвардс, который когда-то играл на скрипке в шотландском национальном оркестре, сделал скрипку высотой 1,5 сантиметра, наименьшую в мире.

    Слайд 16

    Скрипка-холст

    Скрипки иногда служат художникам в качестве своеобразного холста. Джулия Борден уже несколько лет занимается росписью скрипок и виолончелей.

    Слайд 17

    Перед тем, как расписать скрипку, художнице нужно снять струны и подготовить поверхность к нанесению рисунка. Удивительные, причудливые, яркие творения Джулии Борден неповторимы и притягивают взгляды зрителей.

    Слайд 18

    Скрипка как скульптура

    Шведский скульптор Ларс Виденфалк сконструировал скрипку «Чёрный дрозд» из камня. Она сделана по рисункам Страдивари, а материалом послужил чёрный диабаз. Скрипка звучит не хуже многих деревянных и весит всего 2 кг, так как толщина каменных стенок резонаторного ящика не более 2,5 мм. Стоит заметить, что «Чёрный дрозд» не единственный подобный инструмент в мире - скрипки из мрамора делает чех Ян Рериха.

    Слайд 19

    Среди произведений Моцарта есть необычный дуэт для двух скрипок. Музыканты должны встать друг к другу лицом и положить страницу с нотами между собой. Каждая скрипка играет свою партию, но обе партии записаны на одной и той же странице. Скрипачи начинают читать ноты с разных концов листа, затем встречаются в середине и снова удаляются друг от друга, а в целом получается красивая мелодия.

    Слайд 20

    Эйнштейн любил играть на скрипке и однажды принял участие в благотворительном концерте в Германии. Восхищённый его игрой местный журналист узнал имя «артиста» и на следующий день опубликовал в газете заметку о выступлении великого музыканта, несравненного виртуоза-скрипача, Альберта Эйнштейна. Тот сохранил эту заметку себе и с гордостью показывал её знакомым, говоря, что он на самом деле знаменитый скрипач, а не учёный.

    Слайд 21

    Один из лучших скрипачей американец Джошуа Белл 12 января 2007 года согласился принять участие в эксперименте - утром на протяжении 45 минут он играл в вестибюле станции метро под видом обычного уличного музыканта. Из тысячи прошедших мимо людей только семеро заинтересовались музыкой.

    Слайд 22

    Посмотреть все слайды