Из истории отечественной карикатуры. Карикатуры в ссср: «не станут ли карикатуристы безработными? Виктор Дени: «Красной армии метла нечисть вымела дотла!»


Публикации раздела Лекции

В Советском Союзе карикатура служила оружием в борьбе с врагами государства и пороками общества, а сатирические рисунки публиковались на страницах центральных изданий ежедневно. Их героями становились реальные люди и собирательные образы-типажи, а темами - внешняя политика и проблемы общества. Рассказываем, кого и как обличали карикатуристы.

Враг хвостатый и рогатый

Первые юмористические рисунки появились еще в Древнем Египте. С их помощью художники высмеивали врагов: черты обидчиков в карикатурах грубо искажали, пририсовывали им хвосты, рога и другие неприглядные особенности. В России карикатура ведет свою историю от народных лубочных картинок XVII века с лаконичными и юмористическими образами. Позднее, в XIX веке, комичные рисунки иллюстрировали сатирические статьи на страницах газет и журналов.

В Советском Союзе художники высмеивали капиталистов и империалистов, прогульщиков и бездельников, поднимали тему алкоголизма и пьянства. В политической карикатуре из номера в номер встречались образы империалистов с моноклем и мешком с деньгами, а также военных, полицейских и священников.

Юмористические картинки посвящали политике, проблемам общества и семьи, их рисовали на злобу дня. Как отмечал карикатурист и публицист Борис Ефимов, к началу 1920-х годов сатирические рисунки в советских газетах занимали особое место: на Западе карикатуры, как правило, служили для развлечения и публиковались в юмористических изданиях, в Союзе же они были средством пропаганды.

Дмитрий Моор: «Добьем фашистского зверя!»

Под псевдонимом Дмитрий Моор работал мастер графики Дмитрий Орлов. Он был одним из основоположников советского агитплаката: в 1920 году его работа «Врангель еще жив» вышла самым большим тиражом периода Гражданской войны - больше 65 тысяч экземпляров. Художник участвовал в создании журнала «Крокодил», его карикатуры публиковали в газете «Правда», в атеистическом журнале «Безбожник у станка» и других изданиях.

Злободневные рисунки Моора на политические темы и шаржи на иностранных политиков пользовались популярностью у читателей. Плакаты художника зло высмеивали врага: представителей Белого движения, священнослужителей и капиталистов.

В 1931 году вышел сборник карикатур Дмитрия Моора «Кто они такие», в него вошли 100 портретов зарубежных бизнесменов и политиков: промышленника Генри Форда, магнатов Рокфеллеров, политика Уинстона Черчилля. Моор сохранил портретное сходство: он писал, что «нужно так осмеивать достойное осмеяния, чтобы самое существо его не подверглось деформации» . В карикатурах политики представлены как хозяева мира, помыкающие рабочими и простыми людьми.

Моор также создавал сатирические рисунки на религиозную тему. Особенно популярен был в народе гротескный образ бога Саваофа - старичка с бородой и в круглых черных очках, с нимбом над головой. Плакаты с призывами к конфискации церковного имущества в пользу голодающих, сатирическим изображением священнослужителей и верующих расклеивали в городах и селах недалеко от церквей.

Во время Великой Отечественной войны на агитационных плакатах художник изображал жестокость нацистов, к этому периоду относятся его работы «Зверь ранен. Добьем фашистского зверя!», «Ты чем помог фронту?». Сатирически он показывал руководство нацистской Германии - «Все на Г», «Людоед Гитлер». Рисунки сопровождали короткие авторские подписи, например «Фашизм идет! Долой границы, договоры, соглашения, совесть - все эти дикие демократические предрассудки, весь этот исторический хлам...» . Карикатуры Дмитрия Моора формировали образ противника для населения в тылу и солдат на передовой, они показывали врага жестоким и глупым, и его легко побеждал герой - советский солдат.

Кукрыниксы

Творческий коллектив Кукрыниксов возник в начале 1920-х годов. Такое название образовалось из первых букв фамилий трех художников - Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Мастера работали в гротескной манере, выступали на злобу дня. Популярность им принесли шаржи, карикатуры и книжные иллюстрации в сатирическом стиле.

«Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырех художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой … То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности».

Кукрыниксы

Первые рисунки художников были опубликованы в конце 1920-х, злободневная сатира и необычная подпись привлекли внимание читателей. Кукрыниксы сотрудничали с газетой «Правда», журналом «Крокодил» и многими советскими изданиями. Они создали серию ироничных рисунков «Старая Москва», на которых изобразили типичных москвичей, их привычки и образ жизни: коммунальные квартиры молодого города, бюрократию, неустроенный быт. Среди творческой интеллигенции были популярны шаржи Кукрыниксов на известных поэтов, писателей и литературных героев.

Художники участвовали и в создании сатирического образа фашистов. Военный агитационный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на московских улицах спустя несколько дней после начала Великой Отечественной войны. На плакате они изобразили коварное наступление Гитлера на СССР и разорванный Германией договор о ненападении. Вражескую атаку на плакате мужественно отражает советский солдат.

Рисунки художников публиковали в газете «Правда» на протяжении всей войны. Помимо плакатов, Кукрыниксы создавали листовки для солдат вермахта с призывом сдаваться в плен. Агитки массово забрасывали в тыл врага.

Виктор Дени: «Красной армии метла нечисть вымела дотла!»

Творческий путь художник-график Виктор Дени (Денисов) начал с юмористических бытовых зарисовок и шаржей на писателей и поэтов: Ивана Бунина , Леонида Андреева , Игоря Северянина . Художник мастерски передавал характерные черты героев, со временем дружеские шаржи все больше становились похожими на карикатуры.

В период Гражданской войны он создал плакаты «Капитал», «Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала», «Антанта под маской мира». Зрители ценили остроумные карикатуры Дени, в них легко узнавались обобщенные образы представителей «старого мира» - кулака, попа, капиталиста. Художник изображал персонажей, подмечая их характерные черты: капиталист - толстый человек в черном костюме с золотой цепью, священнослужитель - не менее тучный, с большим золотым крестом. Эти образы соединились на рисунке художника «Деникинская банда».

В годы Великой Отечественной войны Виктор Дени создавал карикатуры для журналов и газет, небольшие рисунки на темы политики вошли в серию «Игрушки Дени» и «Елочные украшения Дени». Графические шутки публиковались с небольшими подписями автора, например «А вот, а вот! разоружение господ! И день и ночь разоружаются, а пушки прибавляются!» .

Михаил Черемных: «Бросьте, братцы, богов бояться»

Советский карикатурист и мастер плаката Михаил Черемных был одним из основателей знаменитых «Окон сатиры РОСТА». В 1919 году художник предложил создать журнал-плакат с сатирическими рисунками на злободневные политические темы и развешивать листы в витринах пустых магазинов. Он был автором первого рисунка, появившегося в центре Москвы , в окне пустующей кондитерской. До наших дней эта работа не сохранилась, но известно, что ее посвятили наступлению Антона Деникина на Москву и поражению коммунистов в Венгрии. Вскоре в «Окна РОСТА» пришел поэт Владимир Маяковский , который не только писал тексты к плакатам, но и нарисовал некоторые из «Окон».

Первые плакаты выпускали в одном экземпляре раз в неделю и рисовали вручную, они были похожи на увеличенную страницу журнала. Затем их стали размножать при помощи трафаретов, количество доходило до 300 экземпляров.

Плакаты рассылали в 47 городов Советского Союза, их вывешивали в магазинах, на вокзалах, заборах и домах. Большие и яркие, с сатирическими карикатурами и остроумными стихами, «Окна» были такими же оперативными, как газеты, и доходчивыми, как плакаты. Черемных нарисовал несколько сотен «Окон РОСТА».

В газетах и журналах публиковали его карикатуры на международные темы. В них художник изображал собирательные образы военных, денежных магнатов и угодливых дипломатов. На листах Черемных капиталист показан в образе беспощадного хищника: толстый человек с хищным лицом, с острыми ногтями, напоминающими когти зверей. В карикатурах на темы производства и повседневной жизни художник обличал беспечность, зазнайство и равнодушие, его персонажи-«мишени» выходили смешными, но не уродливыми, мастер не прибегал к чрезмерному преувеличению.

Михаил Черемных считался признанным мастером религиозной сатиры. На атеистическом плакате «Сектант - кулацкий петрушка» в руках пастора-кулака изображена кукла в виде проповедника.

Художник был автором «Антирелигиозной азбуки» - издания, в котором сатирические рисунки с колкими двустишиями были расположены по алфавиту. Например, буква «Б» сопровождалась подписью «Бросьте, братцы, богов бояться» , следующая страница гласила - «Вера вредна, вредней вина» .

«Живые мишени» Бориса Ефимова

Карикатуры советского и российского художника Бориса Ефимова публиковали крупнейшие советские газеты, журналы «Крокодил» и «Чудак». Персонажами карикатур - «живыми мишенями» Ефимова были политики Уинстон Черчилль, Невилл Чемберлен, лидеры фашистов Адольф Гитлер, Бенито Муссолини, сподвижник Гитлера - пропагандист Йозеф Геббельс.

Художник умело передавал портретное сходство, при этом точными штрихами давал психологическую характеристику своим персонажам. Некоторые рисунки становились причинами дипломатических протестов. Однажды на карикатуру Ефимова обиделся министр финансов Великобритании Остин Чемберлен. Дело дошло до разрыва отношений между странами, в дипломатической ноте говорилось: «грубо-оскорбительная и лживая карикатура, изображающая английского министра иностранных дел, аплодирующего казни литовских коммунистов» .

В годы Великой Отечественной войны Ефимов выезжал в действующую армию, он был в курсе событий на передовой и находил там сюжеты для карикатур и плакатов. Вместе с художниками Дмитрием Моором, Виктором Дени и Кукрыниксами он делал рисунки для «Окон ТАСС», наследников «Окон РОСТА».

В послевоенное время меткие и лаконичные карикатуры Ефимова служили для читателей источником образов западных политиков. «Мишенями» для карикатуриста были преимущественно США как главный оплот мирового империализма и абстрактный капиталистический мир на Западе. В рисунках было много деталей и текста: название, подпись под изображением, поясняющие надписи. Эпиграф определял повод, по которому нарисована карикатура, им могла быть цитата из произведения или высказывание известного человека, как, например, на карикатуре «Их обуздают».

За годы работы Ефимов нарисовал десятки тысяч карикатур, плакатов, иллюстраций и шаржей. Он писал в воспоминаниях, что форма карикатуры понятнее и нагляднее литературной формы, потому что рисунок «переводит факты с языка логических понятий на язык зрительных образов ».

Карикатура знакома нам с детства. Мы встречаемся с ней повсеместно: на страницах развлекательных газет и журналов, в серьёзных научных изданиях и даже в школьных учебниках. Что же такое карикатура? Это сатирическое или юмористическое изображение, дающее критическую оценку каким-либо определённым общественно-политическим и бытовым явлениям или конкретным лицам и событиям. Для достижения комического эффекта художник использует преувеличение и заострение характерных черт изображаемого типажа или явления, неожиданные сопоставлениям и уподобления.

В связи со своей социальной направленностью карикатура во все времена неразрывно была связана с ежедневной жизнью общества. Поэтому расцвет карикатуры связан обычно с периодами крупных общественных конфликтов, военных и революционных событий, когда она оказывается сильным и действенным средством борьбы и пропаганды.

Истоки карикатуры восходят к античной художественной культуре, позднее её можно видеть в средневековом искусстве, народном творчестве, и особенно в лубке. Сегодня карикатура используется в различных видах и жанрах искусства, например, в плакате, газетной и журнальной графике.

На выставке в Российской национальной библиотеке вы познакомитесь с историей развития жанра карикатуры в нашей стране. В России карикатура развивалась под влиянием двух традиций: с одной стороны – исконно русского народного лубка («потешных картинок»), с другой – в согласии с европейской традицией непосредственно карикатуры (в привычном для нас понимании). Г.Ю. Стернин в своей книге «Очерки русской сатирической графики» (1963) указывает на тесные взаимоотношения карикатуры и лубка в XVIII столетии, которые в это время развивались в схожем ключе.

Выставка открывается разделом «Зарождение русской карикатуры». Здесь представлен ярчайший образец «лубочной карикатуры» - картина «Мыши кота погребают». Считается, что сюжет этот соотносится с 1725 годом - похоронами Петра Первого. Возможно, это карикатура раскольников на Петра Первого, «обвинительным актом его деяний государственных и исторических».




Расцвет русской карикатуры пришёлся на начало XIX века, связанный в значительной мере с карикатурной кампанией против Наполеона и его войск во время Отечественной войны 1812 года. К столетию этой военной победы был издан сборник русской карикатуры того времени «1812 год в карикатуре» (1912), в котором значительное место заняли работы художников А.Г. Венецианова и И.И. Теребенева.



В дальнейшем карикатура XIX столетия двигалась в основном в социальном и политическом направлениях. В частности, высоко ценились современниками карикатуры социал-демократических журналов «Искра» и «Гудок», особым успехом у читающей публики пользовались работы Н.В. Иевлева и Н.А Степанова. Большая ниша в сатирической печати того времени была отведена бытовой сфере, её освещали журналы «Будильник», «Стрекоза», «Развлечение» и др.




Важными вехами в развитии отечественной карикатуры стали события начала XX века. Карикатура живо отреагировала на революции 1905 и 1917 годов, Первую мировую и Гражданскую войны. События 1905 г. породили целую волну новых сатирических журналов («Пулемёт», «Жупел», «Сигнал» и др.), оставивших яркий след в истории русской сатирической графики. Особенно ценили современники бичующий юмор журналистов «Сатирикона» и «Нового Сатирикона», которые успешно сочетали политическую сатиру с безобидной юмористикой. С журналом сотрудничали многие известные художники: И.Я Билибин, В.В. Лебедев, Ре-Ми (Н.В. Ремизов) и др.


Становление советской карикатуры связано с именами В.В. Маяковского, М.М. Черемных, В.Н. Дени, активно сотрудничавшими в «Окнах сатиры РОСТа и Главполитпросвета». В 1920 – 1930-е гг. в СССР выпускалось много сатирических журналов: «Крокодил», «Смехач», «Прожектор», «Бегемот» и ряд других. В журналах печатались работы известных художников - К.П. Ротова, Б.Е. Ефимова, И.А. Малютина и др.



Великая Отечественная война объединила страну в борьбе с фашизмом. Не осталась в стороне и карикатура. В своей книге «Основы понимания карикатуры» (1961) прославленный художник Б.Е. Ефимов сравнивает ударную мощь карикатуры с настоящим военным оружием. Рисунки Б.Е. Ефимова, В.А. Гальбы, Кукрыниксов, Б.М. Лео и многих других авторов, публиковавшиеся в «Окнах ТАСС», «Боевой карандаше» и на листовках били по врагу не хуже пулемётов. Карикатурные альбомы издавались даже в военных типографиях советской армии: («Балтийская полундра» (1941), «Гады морские, болотные и подколодные» (1941)).




Темы послевоенной карикатуры стали более мирными, в основном касаясь бытовой проблематики. Также была популярна карикатура на представителей капиталистического общества. Лидирующую позицию в сатирической печати заняли журнал «Крокодил» и рубрика «Клуб 12 стульев» «Литературной газеты», объединившая писателей сатириков и карикатуристов во главе с В.В. Песковым.

С началом перестройки понятие карикатуры расширилось, цензура ослабла, и вскоре у карикатуристов уже не осталось неохваченных тем. Сегодня карикатуре отводится важное место на страницах популярных газет и еженедельников, издаются и специальные сатирические журналы.
Материалы для выставки предоставлены Русским и Иностранным книжными фондами, Русским и Иностранным журнальными фондами, Отделом эстампов и Центральной справочной библиотекой.

Кожин Н.А., Абрамов И.С.
Народный лубок второй половины XIX века и современный / Ленингр. обл. бюро краеведения.
Л.: Музей О-ва поощрения художеств, 1929.
Шифр: 106/172

Голышев И.А.
Лубочная старинная картинка: "Мыши кота погребают" и некоторые прежние народные гравюры.
Владимир: И.А. Голышов, 1878.
Шифр: 18.130.7.66

Русский лубок / авт. текста Н. Кузьмин. Вып. 1.
М.: Правда, 1970. (История русской карикатуры; Альбом "Крокодила")
Шифр: Э АлИс568-63/2-6

Балдина О.Д.
Русские народные картинки.
М.: Мол. гвардия, 1972.
Шифр: 72-5/5298

Стернин Г.Ю.
Очерки русской сатирической графики.
М.: Искусство, 1964.
Шифр: 64-2/3338

1812 год в карикатуре: [сборник] / сост. Ф.Г. Мускатблит.
М.: Будильник, 1912.
Шифр: 37.34.2.48

Успенский В.М., Россомахин А.А., Хрусталев Д.Г.
Медведи, казаки и русский мороз: Россия в английской карикатуре до и после 1812 года. СПб.: Арка, 2014. (Россия глазами Запада)
Шифр: 2014-5/3362

Klindenger F.D.

London, 1942.
Шифр: Ис31 Г-7/2

Klindenger F.D.
Russia – Britain’s ally: 1812-1942.
London, 1942.
Шифр: Ис31 Г-7/2
Россия – союзник Британии: 1812-1942

Верещагин В.А.
Русская карикатура. Т.2.: Отечественная война.
СПб.: тип. Сириус, 1911-1913.
Шифр: 37.22.2.3-2; 340/32-2

Русская карикатура эпохи Отечественной войны 1812 года: [альбом] / Гос. ист. музей; авт.-сост.: Е.М. Букреева.
М.: Исторический музей, 2012.
Шифр: Э АлИр336к/2-3

Гудок: сатирический листок с карикатурами.
Санкт-Петербург, 1862-1863
Шифр: 2/284низ

Варшавский Л.Р.
Русская карикатура 40-50-х гг. XIX в.
М.; Л.: Изогиз, 1937.
Шифр: 37-5/430

Варшавский Л.Р.
Николай Александрович Степанов (1807-1877).
М.: Искусство, 1952. (Массовая библиотека)
Шифр: Ис30 Г-2/512

Биневич Е.М.
Карикатуристы идут в театр.
СПб.: Петрополис, 2011.
Шифр: 2013-7/4805

Иллюстрированный занимательный спутник: собр. анекдотов и разных ст. о замечат. событиях, новых изобрет. необыкнов. подвигах бескорыстия, добродетели и т. п. / рис. Лебедев и Иевлев.
СПб.: тип. И.И. Глазунова, 1864.
Шифр: 18.257.2.32

Развлечения: карикатурный альбом. Вып. 1.
М.: тип. журн. «Развлечение», 1861.
Шифр: 18.112.2.210

На даче: дачная и усадебная жизнь в фотографиях и карикатурах конца XIX – нач. XX вв. [альбом] / сост. Е.В. Лаврентьева.
М.: Этерна, 2012.
Шифр: Э АлИр486/2-18

Шут: худож. журнал с карикатурами.
СПб.: А.А. Григорьев, 1899. № 35-37
Шифр хранения: 1/503 низ

Будильник: сатирический журн. с карикатурами.
СПб.: Н.А. Степанов, 1891. № 26.
Шифр хранения: 2/73 низ

Почтовые карточки: типы студентов / худ. Наядин (В.Кадулин). 1911.
Шифр: Э ОИр486к/7-106, 105, 115, 117, 119

Сборник карикатур Великой русской революции.
Берлин, б.г.
Шифр: Вп 7823а

Голиков А.Г., Рыбаченок И.С.
Смех – дело серьёзное. Россия и мир на рубеже XIX-XX вв. в политической карикатуре.
М., 2010.
Шифр: 2010-2/2500

Сатирикон: еженед. лит.-худож. журнал сатиры и юмора.
СПб.: М.Г. Корнфельд, 1910. № 14-26.
Шифр: 1/415 Низ

1905 год в карикатуре: альбом «Крокодила».
М.: Изд-во "Рабочей газ.", .
Шифр: 123/30

Альбом революционной сатиры 1905-1906 гг. / ред. С.И.Мицкевича; предисл. Б. Закс; Музей революции Союза ССР.
М.: Гос. изд., 1926.
Шифр: 33/36

Осколки: еженед. художественно-юмористич. журнал с карикатурами.
СПб.: К.Михайлов, 1906. № 1.
Шифр: 1/314 низ

Открытое письмо: [карикатура на депутата Гос. думы В.М. Пуришкевича]
Шифр: Э ОИр580р/1-197

Почтовые карточки
Шифр: Э ОИр655к/16,14,15,1-11,1-9.

Открытые письма.
Шифр: Э ОИр580р/1-197,18-5,18-3,18-2,18-9

Филиппова Т.А.
Аспиды и готтентоты: немцы в русской сатирической журналистике // Родина. 2002. №10. С. 31–37.
Шифр: П32/3295

Карикатуры войны, 1914. Вып. 1.
Шифр: Сб.25.

Почтовые карточки.
Шифр: Э ОИр638р/1-472,1-590,1-143
(цветные)

Яичница всмятку, или Несерьезно о серьезном: над кем и над чем смеялись в России в 1917 году / сост. А.П. Ненароков [и др.]; предисл. В.В. Журавлева; худ. Л. Незлобина, П. Сорокин.
М.: Британ; Бизнес-Клуб Рос. независимый ин-т социал. и нац. пробл., 1992.
Шифр: 92-7/1196

Чуковский К.И., Дрейден С.
Русская революция в сатире и юморе.
М.: Изд-во «Изв. ЦИК СССР и ВЦИК», 1925.
Шифр: 15/171

История СССР, как в капле воды, отразилась и в истории советской карикатуры. По мере того, как всё дальше в глубь времён уходила революция 1917 года, всё меньше раздолья становилось сатирической карикатуре.

Может показаться, что после революции карикатура весело высмеивала только разных «буржуев», но никак не затрагивала собственных вождей. Однако это не так.
Советская печать начала 20-х годов пестрит карикатурами на вождей революции. Особенно часто вождей рисовали в виде святых, богов и православных священников. Видимо, само уподобление главных безбожников планеты святым в те годы бесконечно веселило, как вершина абсурда. Например, одна из карикатур изображала Владимира Ильича в образе супруга Девы Марии - праведного Иосифа, с нимбом вокруг головы (а роль Богородицы играл Лев Троцкий)… А вот известный рисунок - Троцкий в образе Георгия-Победоносца:



Пролистаем подшивки журнала «Красный перец» за 1923–1924 годы. Журнал помещает на рисунке набор париков, бород и усов. Прилепляя их по-разному к лысой, безбородой и безусой болванке, можно получить портреты вождей - Маркса, Ленина, Троцкого… (В набор входят даже ленинские морщинки у глаз). Ленина при жизни рисовали на шаржах в виде Ильи Муромца, смотрителя маяка коммунизма, футболиста, шахматиста… На одной из карикатур Ленин древком флага протыкал пузатого буржуя. Самый известный советский шарж на Ленина - рисунок Дени (печатался и в форме плаката) - председатель Совнаркома в качестве дворника с метлой, чистит земной шар от всякой нечисти - царей-королей в горностаевых мантиях, миллионеров с тугими мешками золота…

Между прочим, в 1917 году тот же Дени был противником большевиков и рисовал на Ленина куда более злые карикатуры, вот, например, как эта в журнале «Бич», изображавшая Владимира Ильича в образе Иуды Искариота, в древнеиудейской одежде, с веревочной петлей на шее. Ленин принимает от некоего «неизвестного лица» в маске и с усиками а-ля кайзер Вильгельм мешок с серебрениками: «Благоволите получить и расписаться, херр Ленин… Тридцать сполна!» «Верная служба - честный счёт», - иронизировал художник…

Были и другие похожие карикатуры Дени. В начале 1923 года советский журнал «Красный перец» решил припомнить Дени этот его давний грех. Журнал перепечатал в виде загадки старый рисунок Дени - уродливый человек, похожий на трактирного забулдыгу, с нацепленной на голову царской короной. Рисунок первоначально появился в журнале «Бич» в конце 1917 года с подписью «Владыка дней наших. Его Величество Хам I». Картинку сопровождала многозначительная подпись: «Печатая этот рисунок, „Красный Перец“ предлагает всем читателям поломать голову над следующими тремя вопросами:
1. Кто нарисовал?
2. Когда нарисовал?
3. Кого нарисовал???».

Один из мэтров советской карикатуры Борис Ефимов рассказывал об этом случае: «Перепуганный Дени всполошился и прибежал искать защиты у Марии Ильиничны, сестры Ленина. Как она потом рассказывала в редакции, когда она показала номер «Красного перца» Владимиру Ильичу и начала говорить о том, как хорошо работает Дени в «Правде», Ленин только махнул рукой и сказал:
- Боже, какими пустяками занимаются люди! Передай, пожалуйста, от моего имени в «Красный перец», чтобы оставили этого Дени в покое.»
Известны также шаржи другого мастера советской карикатуры - Дмитрия Моора - на Ленина.

Владимир Ильич в качестве факелоносца, разжигателя «пожара мировой революции»:


Воображаемое появление Ленина на Генуэзской конференции в 1922 году:

Ничуть не меньше, а пожалуй, и побольше Ленина доставалось другому вождю Октября - Троцкому.
Лев Давидович в образе дьявола («Троцкий в представлении благочестивой Антанты»), рисунок Дени:

Троцкий «по Брэму» (популярная тема карикатур того времени - изображать вождей в образе животных), автор - тоже Дени:

Другая карикатура «зоологического направления» - Дзержинский в образе щуки («На то и щука в море, чтобы карась не плодился»), рисунок Мина:

А здесь Троцкий шутливо сравнивается с Рокфеллером - не в пользу последнего:

Излюбленной мишенью карикатуристов в 20-е годы был нарком просвещения Анатолий Луначарский.

Безо всякого пиетета в начале 20-х годов карикатуристы обходились с образом Сталина. На одной из известных карикатур тех лет большевики, как репинские запорожцы, пишут письмо «аглицкому керзону». Генсек партии Сталин запечатлён здесь в виде хохочущего запорожского казака. А на другой карикатуре в «Красном перце» бойкое перо художника превратило генсека в знак зодиака - Козерога, с натуральными копытами и рогами…
Шаржи на Сталина - Дмитрия Моора (слева) и Бориса Ефимова:

Позднее шаржи и весёлые рисунки со Сталиным стали мягче (вот как этот рисунок Дени «Трубка Сталина»), но не исчезли совсем:

При Хрущёве шаржи на него порой появлялись, но это были уже редкие исключения. Один из них, Бориса Ефимова в «Правде», например, изображал Никиту Сергеевича в виде шахтёра, дробящего отбойным молотком ледяную, с носом-сосулькой, «холодную войну»:

Другой запечатлел его в форме статуи «Перекуём мечи на орала». Перепечатывали иностранные карикатуры на Хрущёва: вот он высоко поднимает бокалы вместе с президентом США, а вот - зарывает «топор войны»… В 1960 году дружеский шарж на Хрущёва появился в «Известиях», когда он провёл огромное - на треть - сокращение армии. На рисунке премьер добродушно командует войску: «Каждый третий, выходи!». Из строя выходят военные с чемоданами, остаются - с автоматами… Несколько чаще самого премьера на весёлые рисунки попадали его автомобили или морские корабли, которыми он путешествовал. Довольно часто карикатуры иллюстрировали цитаты из речей - в 20-е годы Троцкого и Зиновьева, потом Бухарина, Сталина, наконец, Хрущёва.

Леонид Ильич Брежнев был первым руководителем СССР, при котором никаких шаржей, даже самых мягких, на первое лицо государства, и весёлых рисунков (даже в виде шутливых иллюстраций к речам) в открытой печати уже не было. Серьёзные живописные картины с изображением генсека, впрочем, допускались - но никак не легкомысленные газетные рисунки. Более того. В это трудно поверить, но и персональные карикатуры на западных деятелей появлялись в печати всё реже и реже. «Из уважения к президенту (США) мы его не нарисовали», - говорилось в подписи к одному рисунку в «Крокодиле». Высмеивались абстрактные герои, вроде американского дядюшки Сэма, британского льва или галльского петуха (потом к ним добавилась пекинская утка). В момент наибольшего обострения отношений с Китаем либеральной «Литературной газете» разрешили опубликовать пару карикатур на Мао - но это был исключительный случай.

А обычно разрешалось высмеивать только «маргинальных», фашистских и полуфашистских мировых деятелей вроде чилийского правителя генерала Пиночета или президента расистской ЮАР Питера Боты. Среди рисунков Бориса Ефимова в 80-е годы можно найти отдельные карикатуры на Рональда Рейгана, но даже и тут в подписи фамилия и должность президента США целомудренно не указывались.

Опять-таки, надо заметить, что всё тут решали вовсе не личные свойства Леонида Ильича (генсек не только любил сатирические рисунки, но и сам их в молодости рисовал, признался как-то художникам-сатирикам: «Как вы этих империалистов по кумполу бьёте, по кумполу. А между прочим, я в юности такими рисуночками баловался. Вам бы показать - такой бы тут хохот стоял!»). Всё решала «атмосфера эпохи», с которой карикатуры на первых лиц государства - и даже на глав не слишком враждебных западных государств - уже решительно не сочетались. Борис Ефимов, по его воспоминаниям, публично спросил у Брежнева в 1977 году:
- Не станем ли мы скоро безработными?
«Он несколько секунд смотрел на меня с удивлением, как бы не понимая вопроса, потом спохватился:
- Карикатуристы - безработными? Э, нет! До этого ещё ой как далеко, продолжайте работать!».


Л. И. Брежнев и Б. Е. Ефимов на выставке художников-сатириков, 1977 год

Подводя итоги, можно сказать: конечно, карикатура и вообще сатира - это кривое зеркало реального мира, но именно его «кривизна» отчасти позволяет этому миру сохранять устойчивость и равновесие. Смех, несомненно, - разрушительная стихия, но прочно бывает лишь то, что опирается в том числе и на смех. Один из нынешних идейных «гуру», называющий себя даже «красным», всерьёз доказывал как-то, что роковую роль в разрушении СССР сыграла книга Михаила Бахтина о «смеховой культуре» (вышедшая, между прочим, именно на заре брежневской эпохи, в 1965 году). Это было бы смешно, когда бы не было так грустно… На самом деле существенную (хотя и не основную, конечно) роль в разрушении СССР сыграло именно сужение легального поля для политического смеха, сатиры и карикатуры. Ведь смех, как вода - «всегда дырочку найдёт», но только если эта дырочка не предусмотрена конструкцией корабля, она легко может оказаться для него фатальной…