Известные клоуны кинематографа. Советские клоуны: список, биография, творческий путь, фото


За время его существования, в России возникла целая плеяда знаменитых клоунов, покоривших зрителей не только в нашей стране, но и во всем мире. Почему бы не вспомнить людей, посвятивших жизнь цирковому искусству, тех кого любили взрослые и дети. Итак наш список самых известных, знаменитых и любимых клоунов СССР и России:

1. Михаил Румянцев — Карандаш
Фото: www.livemaster.ru

Михаил Румянцев (сценический псевдоним — Карандаш, 1901 – 1983) – выдающийся советский клоун, один из родоначальников жанра клоунады в России. Народный артист СССР (1969).

Михаил Николаевич Румянцев родился 10 декабря 1901 года в Петербурге. Приобщение Михаила к искусству началось в художественное школе, однако обучение интереса не вызвало. Трудовая карьера будущего артиста началась с рисования афиш для театра, когда в возрасте 20 лет начал работать в тверском цирке оформителем плакатов.

В 1925 году Румянцев переехал в Москву, где стал рисовать плакаты для кино. Судьбоносным для молодого художника стал 1926 год, когда он рядом с собой увидел Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса. Подобно им Румянцев решил стать актером. После курсов сценического движения в 1926 году онпоступил в школу циркового искусства в класс акробатов-эксцентриков. В 1930 году с успехом окончил цирковую школу и начал работать в качестве циркового артиста.

Изначально (с 1928 по 1932 год) Румянцев появляется на публике в образе Чарли Чаплина, но вскоре решил отказаться от этого образа.

В 1935 году он пришел работать в ленинградский цирк, откуда его перевели в московский цирк. Именно в это время Михаил Николаевич придумал себе псевдоним Карандаш (Каран д’Аш) и начал работу над своим образом. Обыкновенный черный костюм, – но мешковатый; обычные ботинки, – но на несколько размеров больше; почти обычная шляпа, – но с остроконечной тульей. Никакого накладного носа или алого рта до ушей. От Чаплина остались только небольшие усики, подчеркивающие мимические возможности лица. Карандаш – обычный человек, добродушный, остроумный, жизнерадостный, находчивый, полный детской непосредственности, обаяния и энергии. Его нарочитые неуклюжесть и неловкость порождали забавные ситуации.

Фото: www.livemaster.ru

Карандаш работал как клоун во многих цирковых жанрах: акробатика и гимнастика, дрессировка и т.д. Постоянным спутником и «опознавательным знаком» Карандаша стал шотландский терьер Клякса.

Одной из основных красок творческой палитры Карандаша стала сатира. Начало сатирическому направлению работы было положено во время Великой Отечественной войны, когда Карандаш создал ряд номеров, обличающих руководителей фашистской Германии. После окончания войны в его репертуаре также оставались злободневные сатирические репризы. Приезжая на гастроли в новый город, артист старался вставить в свою речь название какого-то местного популярного места.

В 40-50-х годах Карандаш начинает привлекать в свои выступления помощников, в числе которых выделялся Юрий Никулин, а так же Михаил Шуйдин, которые в последствии составили великолепный у
клоунский дуэт.

Клоун был настолько популярным, что только его выступления гарантировали цирку финансовый успех. Веселый клоун добросовестно отдавался своей работе, но и за пределами арены требовал полной самоотдачи от своих помощников.

Карандаш стал первым советским клоуном, популярность которого шагнула далеко за пределы страны. Его знали и любили в Финляндии, Франции, ГДР, Италии, Англии, Бразилии, Уругвае и других странах.

Михаил Николаевич Румянцев проработал в цирке 55 лет. В последний раз он появился на арене всего за 2 недели до смерти.

2. Юрий Никулин

Юрий Никулин (1921 – 1997) – советский цирковой артист, киноактер. Народный артист СССР (1973), Лауреат Государственной премии РСФСР (1970).

Юрий Владимирович Никулин родился 18 декабря 1921 года в городе Демидове Смоленской области. Отец и мать будущего клоуна являлись актерами, что и предопределило, должно быть, судьбу Никулина.

В 1925 году переехал с родителями в Москву. После окончания 10-го класса школы в 1939 году Юрия Никулина призвали в армию. В звании рядового он участвовал в двух войнах: Финской (1939 – 1940) и Великой Отечественной (1941 – 1945), получив боевые награды. В 1946 году Никулин демобилизовался.

После безуспешных попыток поступить во ВГИК (Всесоюзный Государственный институт кинематографии) и ГИТИС (Государственный институт театрального искусства) Никулин поступил в студию разговорных жанров при Московском цирке, которую окончил в 1949 году.

В конце 1940-х начал выступать в группе клоунов под руководством Карандаша в Московском Государственном Цирке. Затем образовал творческий дуэт с другим помощником клоуна Карандаша — Михаилом Шуйдиным.


Агентство «Фото ИТАР-ТАСС». Михаил Шуйдин и Юрий Никулин

Дуэт Никулин-Шуйдин просуществовал довольно длительное время и пользовался большим зрительским успехом. Пара много ездила на гастроли и быстро набралась опыта. Их совместная работа продолжалась до 1981 года. Если у Шуйдина был образ рубахи-парня, который все знает, то Никулин изображал ленивого и меланхоличного человека. В жизни же партнеры на арене отношений практически не поддерживали.

Главное в творческой индивидуальности Никулина – это сокрушительное чувство юмора при полном сохранении внешней невозмутимости. Костюм был построен на забавном контрасте коротких полосатых брюк и огромных ботинок с псевдоэлегантным верхом – черный пиджак, белая рубашка, галстук и шляпа-канотье.


фото: kommersant.ru

Виртуозно разработанная маска (за внешней грубостью и даже некоторой глуповатостью проступали мудрость и нежная, ранимая душа) позволяла Юрию Никулину работать в самом трудном жанре клоунады – лирико-романтических репризах. На манеже он всегда был органичен, наивен и трогателен, при этом умел смешить зрителей как никто. В клоунском образе Никулина удивительным образом сохранялась дистанция между маской и артистом, и это придавало персонажу большую глубину и многогранность.

За свою долгую жизнь на арене Юрий Никулин создал множество неповторимых реприз, скетчей и пантомим, из которых самыми памятными и дорогими для артиста стали «Маленький Пьер», Пипо и миллионер в цирковых представлениях «Карнавал на Кубе» и «Трубка мира», Бармалей в новогоднем детском представлении и др. Одна из самых знаменитых жанровых сценок – легендарное «бревно».


1981 М. Шуйдин, Ю. Никулин и Д. Альперов, сцена «Бревно

Многогранность таланта позволила Юрию Никулину реализоваться и в других жанрах. Он снялся более чем в сорока фильмах, играя как ярко комедийные, так и драматические, и поистине трагические роли.

Дебют на большом экране состоялся в 1958 году. Всенародную любовь Никулину-актера принесли комедии Гайдая («Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»). Однако за его плечами и немало серьезных картин — «Андрей Рублев», «Они сражались за Родину», «Чучело».


С Людмилой Гурченко в фильме «20 дней без войны»

Талантливый клоун проявил себя серьезным и глубоким драматическим актером. Юрий Никулин получил звание Народного артиста СССР и Героя социалистического труда. Возле цирка на Цветном бульваре установлен памятник знаменитому клоуну и его партнеру.

После смерти Шуйдина Юрий Владимирович в 1982 году возглавил цирк на Цветном бульваре (ныне носящем имя Никулина), в котором проработал в общей сложности больше 50 лет.

«Каждый раз перед выходом на манеж я смотрю через щелочку занавеса в зрительный зал. Разглядываю публику, настраиваюсь на встречу с ней. Как нас сегодня примут? Смотрю, нет ли среди зрителей моих знакомых. Я люблю, когда на представления приходят друзья, родные, знакомые артисты. Тогда во время работы я стараюсь лишний раз остановиться около них, поздороваться, подмигнуть, а иногда что-нибудь крикнуть им. Мне это доставляет удовольствие».

3. Солнечный клоун — Олег Попов

Олег Попов – советский клоун и актер. Народный артист СССР (1969).

Олег Константинович Попов родился 31 июля 1930 года в деревне Вырубово Московской области. В 1944 году, занимаясь акробатикой, юноша познакомился со студентами циркового училища. Олега настолько увлек цирк, что он тут же поступил в училище, получив в 1950 году специальность «эксцентрик на проволоке». Но уже в 1951 году Попов дебютирует в качестве коверного клоуна.


фото: 360tv.ru

Известен широкой публике по образу «Солнечного клоуна». Этот неунывающий человек с копной русых волос носил чрезмерно широкие штаны и клетчатую кепку. В выступлениях клоун использует самые различные приемы — акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады.

Среди самых известных реприз Попова можно вспомнить «Свисток», «Луч и «Повар». В своем самом известном номере клоун пытается поймать солнечный лучик в сумку.

Творчество артиста не ограничивалось одним лишь театром, он много снимался на телевидении, участвовал в детской телепередаче «Будильник». Попов снимался даже в кино (более 10 лент) и режиссировал цирковые спектакли. Знаменитый клоун принимал участие в первых гастролях советского цирка по Западной Европе. Выступления там принесли Попову поистине мировую славу.


фото: ruscircus.ru

Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, – клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.

В 1991 году Попов уехал из России, по личным причинам, а также не в силах принять развал великой Родины. Жил и работал в Германии, выступая под псевдонимом Счастливый Ганс.


© Руслан Шамуков/ТАСС

Олег Константинович Попов является Кавалером ордена Трудового Красного Знамени, лауреатом Международного фестиваля цирков в Варшаве, обладателем приза «Золотой клоун» Международного фестиваля в Монте-Карло. Многие репризы Попова вошли в классику мирового цирка.

Внезапно скончался 2 ноября 2016 г. во время гастролей в Ростове-на-Дону в возрасте 86 лет. В Ростов-на-Дону Олег Попов приехал с гастролями. По словам директора цирка, у артиста остановилось сердце. Тело обнаружила в гостиничном номере супруга Попова.

4. Константин Берман

фото: imgsrc.ru

Константин Берман (1914-2000). Этот советский ковровый клоун появился в семье дирижера циркового оркестра. Неудивительно, что мальчика постоянно манила арена. С детства он участвовал в пантомимах, осваивая и другие жанры циркового искусства.

Профессиональная карьера клоуна началась с 14 лет, со своим братом Николаем он поставил номер «Акробаты-вольтижеры». До 1936 года пара выступала вместе, используя образы популярных комедийных киноактеров Г.Ллойда и Чарли Чаплина.

Во время войны Берман выступал в составе фронтовых бригад на Брянско — Орловском направлении фронта.. Известность ему принесла простенькая реприза «Собака-Гитлер». В ней рассказывалась, как лающего на всех пса клоун стеснялся назвать Гитлером, ведь та может обидеться. Эта простенькая реприза на фронте неизменно встречалась дружным солдатским хохотом.

фото: imgsrc.ru

В 1956 году Берман стал заслуженным артистом РСФСР.

Константин Берман создал оригинальную маску важничающего франта, носил до нелепости щегольской костюм. Сначала выступал как ковёрный-мим, затем перешёл на разговорные репризы и в дальнейшем исполнял сатирич. сценки и клоунады на бытовые темы и темы междунар. политики.

Разносторонний цирковой артист, он включался в ход представления, становясь участником номеров. Как акробат исполнял сальто через машину, как вольтижёр-комик был участником воздушных полётов. Эффектным было его первое появление перед зрителями - он оказывался в оркестре, дирижировал им, затем просто «шагал» в манеж с высоты оркестрового балкона под испуганный вздох зрительного зала.

Едва отзвенели шутки Кости Бермана в Москве, как его уже встречали аплодисментами в Тегеране. После поездки по Ирану - опять родные советские города. Тбилиси - Баку - Ростов-на-Дону - Рига - Ленинград - Таллин -Баку -Казань - Иваново, и снова Москва.

Миниатюры Бермана были в духе времени. Они высмеивали разгильдяев, зазнаек, спесивых начальников.


фото: imgsrc.ru

Знаменитый клоун снялся в двух лентах, в «Девочке на шаре» (1966г.) он сыграл по сути самого себя, а 1967 году он принял участие в картине «Воздушный полет».

5. Леонид Енгибаров
фото: sadalskij.livejournal.com

Леонид Енгибаров (1935 – 1972) – цирковой актер, клоун-мим. Обладая неповторимой индивидуальностью, Леонид Енгибаров создал уникальный образ грустного шута-философа и поэта. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли его думать, размышлять.

Леонид Георгиевич Енгибаров родился 15 марта 1935 года в Москве. Он с детства полюбил сказки и кукольный театр. В школе он стал заниматься боксом и даже поступил в институт физкультуры, однако быстро понял, что это не его призвание.

В 1959 году окончил Государственное училище циркового искусства, отделение клоунады. Еще будучи студентом, Леонид стал выступать на эстраде в качестве мима. А полноценный дебют состоялся в 1959 году в Новосибирске.

Уже в училище четко определилась его творческая индивидуальность как коверного мастера пантомимы. В отличие от большинства тогдашних клоунов, которые развлекали зрителей с помощью стандартного набора трюков и хохм, Енгибаров пошел совершенно иным путем и впервые стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду.

С первых выступлений Енгибаров стал вызывать у публики и коллег по профессии противоречивые отзывы. Публика, которая привыкла в цирке развлекаться, а не размышлять, была разочарована таким клоуном. И многие его коллеги вскоре стали советовать ему сменить амплуа «думающего клоуна».

Юрий Никулин вспоминал: «Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. Я не понимал, почему вокруг имени Енгибарова такой бум. А спустя три года, вновь увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен. Он потрясающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть грустного человека, и каждая его реприза не просто веселила, забавляла зрителя, нет, она еще несла и философский смысл. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно».

К 1961 году Енгибаров объездил множество советских городов и везде имел оглушительных успех. Тогда же состоялся и выезд за границу, в Польшу, где клоуну также рукоплескали благодарные зрители.

В 1964 году к артисту пришла и широкая международная известность. На Международном конкурсе клоунов в Праге Енгибаров получил первую премию – кубок имени Э. Басса. Это был ошеломительный успех для 29-летнего артиста. После этой победы стали публиковаться его новеллы. О талантливом артисте снимают документальные фильмы, сам он привлекается в кино, сотрудничая с Параджановым, Шукшиным.

Конец 1960-х годов считается самым удачным периодом в творческой карьере Енгибарова. Он с успехом гастролировал как по стране, так и за ее пределами (в Румынии, Польше, Чехословакии). Помимо цирка, выступал с «Вечерами пантомимы» на эстраде, снимался в кино.

Знаменитый клоун на пике славы уходит из цирка и создает свой собственный театр. Енгибаров вместе со своим неизменным режиссером Юрием Беловым ставят спектакль «Причуды клоуна». За 240 дней гастролей по стране в 1971-1972 годах это представление было показано 210 раз.

В начале 1972 года с ним произошел случай, как нельзя лучше характеризующий отношение к нему простой публики. Леонид приехал в Ереван и пошел в родной для него цирк. В тот момент там уже шло представление, и, чтобы не мешать, Енгибаров тихонечко прошел в директорскую ложу и сел в углу. Однако кто-то из актеров узнал о его присутствии, и вскоре уже весь коллектив был оповещен об этом. Поэтому каждый из выходящих на арену артистов считал своим долгом сделать приветствующий жест в сторону директорской ложи. Это не укрылось и от зрителей, они стали шептаться между собой и все чаще оглядываться в сторону ложи. В конце концов инспектору манежа не оставалось ничего иного, как прервать представление и объявить на весь манеж: «Дорогие друзья! Сегодня на нашем представлении присутствует клоун Леонид Енгибаров!» Не успело стихнуть эхо этих слов под сводами цирка, как весь зал в едином порыве поднялся со своих мест и разразился оглушительными аплодисментами.

Артист был крайне смущен таким вниманием к своей персоне, но ничего поделать с этим уже не мог. Пришлось ему встать и выйти из темного угла на свет. Зрители продолжали горячо аплодировать, он пытался движением рук их унять, но у него, естественно, ничего не получилось. И тогда он, в благодарность за такую любовь, на ходу придумал пантомиму: раскрыв двумя руками свою грудную клетку, достал оттуда сердце, разрезал его на тысячи маленьких кусочков и бросил зрителям. Это было великолепное зрелище, достойное таланта прекрасного артиста.

В июле того же года Енгибаров приехал в Москву. Тот месяц был отмечен небывалой жарой и засухой. В Подмосковье горели торфяные болота, и в отдельные дни воздух был таким, что в нескольких метрах от себя невозможно было увидеть человека. И в один из таких дней — 25 июля — Енгибарову стало плохо, и он попросил свою маму — Антонину Андреевну — вызвать врача. Вскоре тот приехал, диагностировал отравление, выписал какое-то лекарство и покинул дом. Вскоре после его ухода артисту стало еще хуже. Матери вновь пришлось вызывать «Скорую». Пока врачи ехали, Леонид мучился от боли и во время одного из приступов внезапно попросил у матери: «Дай холодного шампанского, мне станет легче!» Видимо, он не знал, что шампанское сужает сосуды. Не знала об этом и его мама. Леонид выпил полбокала и вскоре умер от разрыва сердца. Ему было всего 37 лет.

Умер великий клоун 25 июля 1972 года в жаркое лето от разрыва сердца. Когда Л. Енгибарова хоронили, в Москве начался проливной дождь. Казалось, само небо оплакивает потерю этого прекрасного артиста. По словам Ю. Никулина, все входили в зал Центрального дома работников искусств, где проходила гражданская панихида, с мокрыми лицами. А пришли тысячи…

Енгибаров вошел в историю цирка, как представитель философской клоунской пантомимы.

Несмотря на короткую жизнь, этот человек успел оставить яркий след в искусстве. Мим сумел создать новое амплуа — грустный клоун, к тому же Енгибаров являлся еще и талантливым писателем.

В Париже, узнав о смерти Леонида Енгибарова, не мог унять слез Владимир Высоцкий, все повторяя:

«Этого не может быть… Это неправда…» Сам Владимир Высоцкий (25 января 1938 — 25 июля 1980) пережил Леонида Енгибарова на восемь лет, причем ушел в тот же самый день: 25 Июля. Высоцкий посвящает великому клоуну следующие строки:

«…Ну а он, как будто в воду канув,
Вдруг при свете, нагло, в две руки
Крал тоску из внутренних карманов
Наших душ, одетых в пиджаки.
Мы потом смеялись обалдело,
Хлопали, ладони раздробя.
Он смешного ничего не делал -
Горе наше брал он на себя»

6. Юрий Куклачев

Юрий Куклачев – руководитель и основатель Театра кошек, Народный артист РСФСР.

Юрий Дмитриевич Куклачев родился 12 апреля 1949 года в Москве. С детства мечтал стать клоуном. Семь лет подряд пытался поступить в цирковое училище, но ему настойчиво говорили, что таланта у него нет.

В 1963 году он поступил в профессионально-техническое училище № 3, а по вечерам начал заниматься в народном цирке при Доме культуры «Красный Октябрь».

Первое выступление Юрия Куклачева состоялось в 1967 году в рамках Всесоюзного смотра художественной самодеятельности, где он был удостоен звания лауреата. На заключительном концерте, который проходил в Цирке на Цветном бульваре, на юношу обратили внимание специалисты, пригласили учиться в Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства.

В 1971 году Юрий Куклачев окончил Московское государственное училище циркового и эстрадного искусства. Позднее – Государственный институт театрального искусства по специальности «театральный критик».

С 1971 по 1990 год Куклачев был артистом «Союзгосцирка». В феврале 1976 года он впервые появился на арене цирка с номером, в котором выступала домашняя кошка. Слух об этом событии мгновенно распространился по Москве, ведь кошка считалась животным, не поддающимся дрессировке, и ее появление на арене цирка было сенсацией.

Созданные артистом программы «Кошки и клоуны» и «Город и мир» покорили зрителей и в России и за рубежом. Куклачев побывал с гастролями во многих странах мира.

В 1990 году Куклачев открыл первый в мире частный Театр кошек («Кэт Хауз»). В 1991 – 1993 годы при театре на общественных началах существовала школа клоунов.

В 2001 году за создание этого театра его руководителю Юрию Куклачеву присвоен орден «Надежды наций» и звание «Академика естественных наук».

В 2005 году «Театр кошек Куклачева» получил статус Государственного учреждения культуры города Москвы.

Гастроли театра Юрия Куклачева проходят в самых разных уголках мира. Огромным успехом театр пользуется в Японии, США, Канаде, Финляндии и Китае. Театр удостоен множества международных наград, в том числе получил золотой кубок и звание «самого оригинального театра в мире» во время гастролей в Париже.


фото: verstov.info

В 1977 году Юрий Дмитриевич Куклачев был удостоен почетного звания «Заслуженный артист РСФСР», а в 1979 году за постановку спектакля «Цирк в моем багаже» и исполнение в нем главной роли – звания «Народный артист РСФСР».

Куклачев – кавалер Ордена Дружбы (1995), лауреат премии Ленинского комсомола (1976).

Талант Юрия Куклачева отмечен самыми разными зарубежными призами и наградами: «Золотая корона» в Канаде (1976) за выдающиеся достижения в дрессуре, за гуманное отношение к животным и пропаганду этого гуманизма, «Золотой Оскар» в Японии (1981), приз «Серебряный клоун» в Монте-Карло, Кубок журналистов мира (1987), звание почетного члена Ассоциации клоунов Америки.

Юрий Куклачев пользуется необыкновенной популярностью во Франции. Там ему посвящена целая глава в учебнике по родному языку для французских школьников – «Уроки доброты». А почта Сан-Марино в знак признания уникального таланта артиста выпустила почтовую марку, посвященную Куклачеву, который стал вторым клоуном на планете (после Олега Попова), удостоенным такой чести.

7. Евгений Майхровский — Май

фото: kp.ru/daily

Евгений Майхровский (сценический псевдоним клоун Май) – клоун, дрессировщик. Народный артист РСФСР (1987).

Евгений Бернардович Майхровский родился 12 ноября 1938 года. Его родители Бернард Вильгельмович и Антонина Парфентьевна Майхровские – были акробатами.

В 1965 году окончил цирковое училище и начал работать на арене в молодежном коллективе «Беспокойные сердца». В 1971 году начал выступать в программах различных цирков в качестве коверного клоуна, с 1972 года выступает под псевдонимом Май.

На манеж клоун Май выходит со своим фирменным восклицанием «Ой-ой-ой!». Эти возгласы раздаются практически во всех его репризах.

В репертуаре Евгения Майхровского наряду с оригинальными репризами, в том числе с дрессированными животными, есть и сложные цирковые спектакли.

В спектакле «Бумбараш» (Пермский цирк, 1977) герой пел песни из одноименного телефильма, участвовал в погонях на лошадях, улетал под купол цирка от преследователей, дрался как каскадер и акробат-эксцентрик. Кроме главной Евгений Майхровский сыграл в спектакле еще несколько ролей. В 1984 году в Ленинградском цирке в детском музыкальном спектакле «Самый радостный день» по мотивам рассказа Антона Чехова «Каштанка» он также сыграл почти все основные роли, мгновенно трансформируясь из клоуна.

Евгений Майхровский – основатель семейного цирка «Май», в котором сегодня выступает вся его семья – жена Наталья Ивановна (клоунесса по прозвищу Куку), сын Борис – сценический псевдоним Бобо, дочь Елена – Лулу, внучка Наташа – Нюся.

8. Вячеслав Полунин

Вячеслав Полунин родился 12.06.1950. Со школьных уроков его часто выгоняли за то, что был невнимателен и постоянно смешил весь класс своими уморительными ужимками.

Во 2-м или 3-м классе он впервые увидел фильм «Малыш» с Чаплиным. Но мама не дала досмотреть его до конца: фильм шел по телевидению поздно вечером, и она выключила телевизор. Он проплакал до утра. А через несколько месяцев уже ходил в огромных башмаках, с тросточкой, чаплинской походкой по школе. И потом начал сочинять всякие штуки и показывать их. Сначала во дворе друзьям, потом на районных конкурсах. Несмотря на то, что часть уроков он проводил в школьном дворе, школу окончил и отправился в Ленинград с тайной надеждой поступить в театральный институт.

Полунин получил образование в Ленинградском государственном институте культуры, а затем и на эстрадном отделении ГИТИСа.

В 1980-е годы Вячеслав создал знаменитый театр «Лицедеи». Он буквально взорвал публику номерами «Асисяй», «Низзя» и «Голубая канарейка». Театр стал очень популярным. Тогдашние «Лицедеи» во главе с Полуниным успешно трудились на ниве эксцентрической комической пантомимы. Их приглашали на большие сводные концерты и даже на телевидение.

Все свободное время Вячеслав проводил в библиотеках, где серьезнейшим образом занимался самообразованием. Он и сейчас любую свободную минуту проводит с книжкой. Поход в книжный магазин — это целый ритуал. Среди этих книг огромное количество художественных альбомов, потому что живопись, скульптура, архитектура, дизайн, графика, карикатура — важнейшая пища для его фантазии. И эта фантазия рождает свои картинки на сцене, которые не имеют ничего общего с подражанием и повтором.

В 1982 году Полунин организовал Мим-парад, на который со всей страны съехалось более 800 артистов пантомимы.

В 1985 году в рамках Всемирного слета молодежи и студентов состоялся фестиваль, в котором поучаствовали уже и международные клоуны. С тех пор Полунин организовал немало фестивалей, поставил спектаклей, номеров и реприз, примеряя разнообразные маски.

С 1988 году клоун переезжает за границу, где и получает всемирную славу. Его «сНежное шоу» ныне считается театральной классикой. Зрители говорят, что снег Полунина согревает им сердца.

Работы клоуна отмечены премией Лоуренса Оливье в Англии, наградами в Эдинбурге, Ливерпуле, Барселоне. Полунин является почетным жителем Лондона. Западная пресса называет его «лучшим клоуном мира».

Несмотря на «несерьезное» занятие клоун основательно подходит к своей работе. Даже самое сумасшедшее и авантюрное шоу в его исполнении на самом деле тщательно продумано и взвешено. Полунин много работает и совершенно не умеет отдыхать, правда, его жизнь — удовольствие, на сцене и вне ее. А самое главное — этот человек создает праздник.

24 января 2013 года Вячеслав Полунин согласился стать художественным руководителем Большого Санкт-Петербургского государственного цирка на Фонтанке и планирует соединить цирк с оперой, симфоническим искусством, живописью и балетом.

«Я всегда радовался, когда вызывал смех у людей. Кто смеётся добрым смехом, заражает добротой и других. После такого смеха иной становится атмосфера: мы забываем многие жизненные неприятности, неудобства.» Юрий Никулин

Клоуны присутствуют в нашей культуре довольно давно. Можно вспомнить хотя бы родственных им шутов, которые состояли при дворе и развлекали знать. Само слово «клоун» появилось в начале XVI века. Первоначально так называли комический персонаж из английского средневекового театра. Этот герой много импровизировал, а его шутки были простыми и даже грубоватыми.

Сегодня клоун является цирковым или эстрадным артистом, использующий буффонаду и гротеск. Эта профессия не так проста, как кажется. К тому же клоуны работают в различных жанрах, без таких людей не обходится ни один уважающий себя цирк. Кто еще рассмешит публику в перерывах между номерами?

Жан-Батист Ориоль

В начале XIX века как такового образа клоуна еще не было. На арене шутили комические конные акробаты, был наездник-мим и паяц. Такое положение дел изменилось, когда во французском цирке появилась фигура Жана-Батиста Ориоля. Ребенком он был отдан на обучение в семью канатных плясунов. Вскоре Жан-Батист стал самостоятельным артистом заштатного бродячего цирка. Карьера артиста быстро пошла в гору, наездник-акробат с комическими талантами был замечен. В начале 1830-х его пригласили в труппу Луассе. С ней Ориоль начал путешествовать по Европе. Следующей ступенью стал Парижский Олимпийский театр-цирк. Дебют состоялся 1 июля 1834 года. Жан-Батист показал себя разносторонним мастеров - он и канатоходец, и жонглер и силач. К тому же это был еще и гротескный актер. Сильное и мощное тело было увенчано веселым личиком, гримасы которого смешили зал. Клоун носил особый костюм, который представлял собой модернизированный наряд средневекового шута. А вот грима у Ориоля не было, он пользовался только общим грунтом. По существу работа этого клоуна может считаться коверной. Он заполнял паузы между выступлениями, пародировал основной репертуар. Именно Ориоль сформировал образ клоуна, придал ему легкий французский юмор и привнес в цирк романтизм.

Грок

Настоящее имя этого швейцарца - Шарль Адриен Веттах. Талант Шарля заметил клоун Альфреде, который и пригласил молодого парня в труппу бродячего цирка. Получив в нем опыт, Шарль оставил своих партнеров и уехал во Францию. К тому времени клоун научился владеть несколькими музыкальными инструментами, умел жонглировать, был акробатом и канатоходцем. Шарль смог подружиться с музыкальным эксцентриком Бриком, заменив со временем его партнера Брока. Новый клоун выбрал себе псевдоним Грок. Дебют артиста в Национальном швейцарском цирке состоялся 1 октября 1903 года. Труппа много гастролировала. С ней Грок побывал в Испании, Бельгии и даже в Южной Америке.

Грока стали называть королем клоунов. Гастроли по России также обернулись триумфом. После окончания войны Грок снова возобновило выступления, побывав с гастролями даже в Америке. Именем Грока названа маска, которую вручают в качестве приза на Европейском международном цирковом фестивале клоунов.

Чарли Чаплин

Всего за один этот год Чарли Чаплин снялся более чем в 34 фильмах и стал широко известен как один из талантливейших комиков американского кино, что позволило ему вскоре завоевать творческую независимость.

Михаил Румянцев

Карандаш был настолько популярным, что только его выступления гарантировали цирку финансовый успех. Веселый клоун добросовестно отдавался своей работе, но и за пределами арены требовал полной самоотдачи от своих помощников. Карьера Карандаша в цирке насчитывает 55 лет. В последний раз он появился на арене всего за 2 недели до смерти.

Нук

Под таким псевдонимом всему миру стал известен немец Георг Шпиллнер. Уже в 1937 году Немецкий театр в Мюнхене объявлял его, как самого известного клоуна Европы. «Фишкой» артиста стало его большой чемодан и огромное пальто, в которых скрывались разнообразные музыкальные инструменты. Нук выступал на самых известных концертных площадках Европы, но несмотря на свою славу оставался довольно скромным человеком. Клоун был очень музыкальным, играя на саксофоне, мандолине, флейте, кларнете, скрипке, губной гармошке. В 60-х о нем писали, как о самом нежном клоуне всех времен. Нука часто сравнивали с другой легендой, Гроком, но у немца был свой неповторимый образ.

Константин Бергман

Профессиональная карьера клоуна началась с 14 лет, со своим братом Николаем он поставил номер «Акробаты-вольтижеры». До 1936 года пара выступала вместе, используя образы популярных комедийных киноактеров Г.Ллойда и Чарли Чаплина. Во время войны Бергман выступал в составе фронтовых бригад. Известность ему принесла простенькая реприза «Собака-Гитлер». В ней рассказывалась, как лающего на всех пса клоун стеснялся назвать Гитлером, ведь та может обидеться. В 1956 году Бергман стал заслуженным артистом РСФСР. Клоун смог создать маску важного франта, надевая до нелепого щегольской костюм. Цирковой артист перешел на разговорные репризы, рассуждая не только на бытовые темы, но даже и о политике. Бергман был довольно разносторонним клоуном, включаясь и в другие номера. Он прыгал через машину, как акробат, участвовал в воздушных полетах. Бергман много гастролировал по стране, рукоплескал ему Иран. Знаменитый клоун снялся в двух лентах, в «Девочке на шаре» он сыграл по сути самого себя.

Леонид Енгибаров

Несмотря на короткую жизнь, этот человек успел оставить яркий след в искусстве. Мим сумел создать новое амплуа - грустный клоун, к тому же Енгибаров являлся еще и талантливым писателем. Уже к 1961 году Енгибаров объездил множество советских городов и везде имел оглушительных успех. Тогда же состоялся и выезд за границу, в Польшу, где клоуну также рукоплескали благодарные зрители. В 1964 году на Международном фестивале в Праге Енгибаров был признан лучшим клоуном мира, стали публиковаться его новеллы.

Юрий Никулин

Большинство людей знает Никулина, как блестящего киноактера. А ведь его призванием был цирк. После окончания боевых действий Никулин попытался поступить во ВГИК и другие театральные институты. Но нигде его не принимали, так как актерских талантов приемные комиссии разглядеть в молодом человеке не могли. В итоге Никулин поступил в студию клоунады при Цирке на Цветном бульваре. Молодой актер стал вместе с Михаилом Шуйдиным ассистировать Карандашу. Пара много ездила на гастроли и быстро набралась опыта. С 1950 года Никулин и Шуйдин стали работать самостоятельно. Их совместная работа продолжалась до 1981 года. Если у Шуйдина был образ рубахи-парня, который все знает, то Никулин изображал ленивого и меланхоличного человека.

Марсель Марсо

Во времена Второй мировой войны начинающий клоун бежал из страны. Он поучаствовал в Сопротивлении, а большинство его родных, в том числе и родители, погибли в Освенциме. В 1947 году Марсо создал свой самый известный образ. Клоун Бип с белым лицом, в полосатом свитере и с потрепанной шляпой, стал известен всему миру. Тогда же была создана клоунская труппа «Содружество мимов», просуществовавшая 13 лет. Постановки этого необычного театра с моноспектаклями видели лучшие площадки страны. За свой вклад в искусство актер получил высшую награду Франции - орден Почетного легиона.

Олег Попов

Артист смог создать артистический образ «Солнечного клоуна». Этот неунывающий человек с копной русых волос носил чрезмерно широкие штаны и клетчатую кепку. В выступлениях клоун использует самые различные приемы - акробатику, жонглирование, пародию, эквилибристику. Особое внимание уделяется антре, которые реализуются с помощью эксцентрики и буффонады. Среди самых известных реприз Попова можно вспомнить «Свисток», «Луч и «Повар». В своем самом известном номере клоун пытается поймать солнечный лучик в сумку. Творчество артиста не ограничивалось одним лишь театром, он много снимался на телевидении, участвовал в детской телепередаче «Будильник». Попов снимался даже в кино (более 10 лент) и режиссировал цирковые спектакли. Знаменитый клоун принимал участие в первых гастролях советского цирка по Западной Европе. Выступления там принесли Попову поистине мировую славу. Клоун стал лауреатом Международного циркового фестиваля в Варшаве, получил премию Оскара в Брюсселе, получил приз «Золотой Клоун» на фестивале в Монте-Карло.

Слава Полунин

В 1980-е годы Вячеслав создал знаменитый театр «Лицедеи». Он буквально взорвал публику номерами «Асисяй», «Низзя» и «Голубая канарейка». Театр стал очень популярным. В 1982 году Полунин организовал Мим-парад, на который со всей страны съехалось более 800 артистов пантомимы. В 1985 году в рамках Всемирного слета молодежи и студентов состоялся фестиваль, в котором поучаствовали уже и международные клоуны. С тех пор Полунин организовал немало фестивалей, поставил спектаклей, номеров и реприз, примеряя разнообразные маски. С 1988 году клоун переезжает за границу, где и получает всемирную славу. Его «сНежное шоу» ныне считается театральной классикой. Зрители говорят, что снег Полунина согревает им сердца. Работы клоуна отмечены премией Лоуренса Оливье в Англии, наградами в Эдинбурге, Ливерпуле, Барселоне. Полунин является почетным жителем Лондона.


Парижанам нравилась эта особая, нездешняя повадка смешить. Исследователи циркового комизма называют эту манеру английской. И это не лишено смысла. Ведь клоунские маски пришли на арены всего мира из Англии. К слову вымолвить, и ныне в больших и маленьких европейских цирках клоуны по большей части англичане.

26 августа 2009 года исполняется 90 лет со дня подписания указа о создании государственных цирков в РСФСР - «дня рождения» советского, а ныне российского цирка. За время его существования в России возникла целая плеяда знаменитых клоунов.

Его выступлениям было свойственно смешение жанров: эквилибристика, клоунада, акробатика, жонглирование, буффонада - все это включалось в номера Олега Константиновича.

Попов внес огромный вклад в мировое становление новых принципов клоунады, разрабатываемых раньше Карандашом, - клоунады, идущей от жизни, от быта, ищущей забавное и трогательное в окружающей действительности.

В конце 1980‑х Олег Попов уехал из России. Живет в Германии под Нюрнбергом.

Олег Константинович Попов является Кавалером ордена Трудового Красного Знамени, лауреатом Международного фестиваля цирков в Варшаве, обладателем приза "Золотой клоун" Международного фестиваля в Монте-Карло. Многие репризы Попова вошли в классику мирового цирка ("Сон на проволоке", "Луч" и др.).

Куклачев - кавалер Ордена Дружбы (1995), лауреат премии Ленинского комсомола (1976).

Талант Юрия Куклачева отмечен самыми разными зарубежными призами и наградами: "Золотая корона" в Канаде (1976) за выдающиеся достижения в дрессуре, за гуманное отношение к животным и пропаганду этого гуманизма, "Золотой Оскар" в Японии (1981), приз "Серебряный клоун" в Монте-Карло, Кубок журналистов мира (1987), звание почетного члена Ассоциации клоунов Америки.

Юрий Куклачев пользуется необыкновенной популярностью во Франции. Там ему посвящена целая глава в учебнике по родному языку для французских школьников - "Уроки доброты". А почта Сан-Марино в знак признания уникального таланта артиста выпустила почтовую марку, посвященную Куклачеву, который стал вторым клоуном на планете (после Олега Попова), удостоенным такой чести.

Евгений Майхровский (сценический псевдоним клоун Май) - клоун, дрессировщик . Народный артист РСФСР (1987).

Евгений Бернардович Майхровский родился 12 ноября 1938 года. Его родители Бернард Вильгельмович и Антонина Парфентьевна Майхровские - были акробатами. В 1965 году окончил цирковое училище и начал работать на арене в молодежном коллективе "Беспокойные сердца". В 1971 году начал выступать в программах различных цирков в качестве коверного клоуна, с 1972 года выступает под псевдонимом Май.

На манеж клоун Май выходит со своим фирменным восклицанием "Ой-ой-ой!". Эти возгласы раздаются практически во всех его репризах.

В репертуаре Евгения Майхровского наряду с оригинальными репризами, в том числе с дрессированными животными, есть и сложные цирковые спектакли.

В спектакле "Бумбараш" (Пермский цирк, 1977) герой пел песни из одноименного телефильма, участвовал в погонях на лошадях, улетал под купол цирка от преследователей, дрался как каскадер и акробат-эксцентрик. Кроме главной Евгений Майхровский сыграл в спектакле еще несколько ролей. В 1984 году в Ленинградском цирке в детском музыкальном спектакле "Самый радостный день" по мотивам рассказа Антона Чехова "Каштанка" он также сыграл почти все основные роли, мгновенно трансформируясь из клоуна.

Евгений Майхровский - основатель семейного цирка "Май", в котором сегодня выступает вся его семья - жена Наталья Ивановна (клоунесса по прозвищу Куку), сын Борис - сценический псевдоним Бобо, дочь Елена - Лулу, внучка Наташа - Нюся.

Во всех программах цирка "Май" всегда присутствуют две составляющие: клоунада и дрессура.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Для начала ликбез:

Клоун (англ. clown, от лат. colonus - мужик, грубиян), в современном значении термина - цирковой, эстрадный или театральный артист, использующий приемы гротеска и буффонады. Родственные определения: шут, гаер, паяц, дурак и т. д.

Само слово «клоун» возникло в начале XVI века; первоначально так назывался комический персонаж английского средневекового театра, родственный Арлекину, Полишинелю, Гансвурсту и т. п. Это был грубоватый и неловкий деревенский парень, служивший объектом насмешек городских жителей. Роль Клоуна была насыщена грубоватыми шутками; в её исполнении традиционно был силен момент импровизации. Очень скоро Клоун проник за границы комедии - например, Уильям Шекспир часто вводит этот персонаж в свои трагедии (в русских переводах - Шут; один из самых известных шекспировских героев - Шут в Короле Лире). К XVII веку Клоун практически исчез из драматургии, сохраняясь преимущественно в эпилогах. Его имя стало нарицательным, и закрепилось за исполнителями буффонных ролей в пантомимах и балаганах.

В современном цирковом и эстрадном искусстве клоуны работают, как правило, парами или группой (устойчивая традиционная клоунская пара - «рыжий» и «белый» клоуны). При сольном выступлении партнером «рыжего» клоуна может выступать шпрехшталмейстер или униформист; в эстрадном представлении - публика в зале или отдельный зритель.

Цирковые клоуны имеют множество специализаций (музыкальные эксцентрики, ковёрные, акробаты, дрессировщики, пантомимисты и т. д.), однако чёткого подразделения не существует: большинство цирковых клоунов, как правило, работают в самых разных жанрах.
Клоун - одна из самых демократических и в то же время самых сложных и универсальных специализаций актера. История не знает примеров освоения жанра клоунады трагическими артистами; однако обратные примеры - не столь уж редки. Многие выдающиеся клоуны (в том числе - цирковые) добивались значительных успехов в кинематографических и театральных ролях трагического репертуара (Ю.Никулин, Л.Енгибаров, В.Полунин).
*http://ru.wikipedia.org/wiki/Клоун
___________________________________

Старался избегать просто комиков и эстрадных исполнителей, как бы близко к клоунаде они ни стояли (Чарли Чаплин, Мистер Бин или Бастер Китон).
Возможны огрехи и ошибки, - все поправимо.


Слава Полунин (12 июня 1950) Тигр-Близнецы / Король
Его называют «лучшим клоуном мира». Его «сНЕЖНОЕ шоу» признано «театральной классикой ХХ века». Ничего не делает абы как: все, что происходит в его жизни, очень основательно, очень продумано, очень взвешено – даже самое сумасшедшее, самое невероятное, самое авантюрное. И в достижении цели он конкретен, собран и непоколебим.
Популярность «Лицедеев» была оглушительной, всенародная любовь приняла угрожающий размах и формы.
1982 год - «Мим-парад», на который съехалось более 800 артистов пантомимы со всех концов тогда еще очень обширной родины.
1985 год - он привез иностранных мимов и клоунов на фестиваль в рамках Всемирного слета молодежи и студентов.
В 1987 году первый фестиваль уличных театров «Лицедей-лицей». Всесоюзный «Конгресс дураков», - торжественные похороны театра «Лицедеи», ибо, как утверждал Станиславский, театр через 20 лет своего существования умирает.
1989 год - апофеозом в деле осуществления неосуществимого и реализации нереализуемого стал, за три месяца до падения Берлинской стены, "Караван мира": странствующий театральный фестиваль, созданный силами театров из России, Франции, Италии, Испании, Чехии, Польши, и колесивший полгода на машинах по Европе от Москвы до Парижа. Артисты жили в домиках на колесах, играли на улице и в шапито..
1993 год - «Академия дураков», которая всего за пару лет своего существования сумела обратиться к проблеме возрождения идеи карнавала нового, современного, а не музейного. «Академией дураков» впервые был проведен фестиваль с типично русским названием «Бабы-дуры», посвященный редчайшему в природе явлению женской клоунады. Гильдия старых дураков под предводительством Ролана Быкова по-своему бесчинствовала в Москве, раздавая титулы «полных дураков» и «полудурков» лучшим из лучших, и с удовольствием принимая в свои ряды великих дураков зарубежья.
Их-то и собрал Полунин много лет спустя на Театральную Олимпиаду в Москву в рамках еще одной программы, названной «Лучшие клоуны конца ХХ века». В столицу и вправду приехали лучшие – безумнейшие и мудрейшие: Болеслав Поливка, Жером Дешамп, Франц Йозеф Богнер, Джанго Эдвардс и Лео Басси.


Олег Попов (31 июля 1930) Лошадь-Лев / Рыцарь
Отец-основатель советской клоунады. Создал артистический образ «Солнечного клоуна» - неунывающего паренька с копной русых волос в нарочито широких полосатых штанах и клетчатой кепке. В своих выступления использует такие приемы как эквилибристика, акробатика, жонглирование, пародирование цирковых номеров, но главное место в его выступлениях занимают антре, решённые средствами буффонады и эксцентрики. Среди лучших реприз Олега Попова - «Повар», «Свисток», «Луч». Участник многих телевизионных передач, часто снимался в кино. Выступал в качестве режиссёра цирковых спектаклей. Ппринимал участие в первых гастролях советского цирка в странах Западной Европы. Эти поездки принесли ему мировую славу. Лауреат Международного фестиваля цирков в Варшаве, премии Оскара (Брюссель, 1958), в 1981 г. завоевал Почетный приз «Золотой клоун» Международного фестиваля в Монте-Карло и многих других.


Юрий Куклачев (12 апреля 1949) Бык-Овен / Шут с
Cоветский, российский клоун, народный артист России. Приобрел славу, первым в СССР занявшись цирковой работой с кошками. Создатель и руководитель Театра кошек.


Юрий Гальцев (12 апреля 1961) Бык-Овен / Шут
Затесался в наш список исключительно по клоунскому титулованию. Первый претендент на выбывание из подборки.


Юрий Никулин (18 декабря 1921) Петух-Стрелец / Шут


Михаил Николаевич Шуйдин (27 сентября 1922) Собака-Весы / Профессор
Выдающийся советский клоун, акробат-эксцентрик, заслуженный артист РСФСР (1969 - Петух). Начал вместе с Ю. Никулиным работать учеником-помощником у клоуна Карандаша. Уйдя от Карандаша, Никулин и Шуйдин создали клоунский дуэт Никулин и Шуйдин (с 1950 - Тигр) и практически до конца жизни Михаила Шуйдина в 1983 году работали вместе. В обычной жизни, однако, по признанию самого Юрия Никулина, Михаил Шуйдин и Юрий Никулин особых отношений не поддерживали - сказывалась большая разница в характерах и образе жизни.


Михаил Румянцев (Карандаш ) (10 декабря 1901) Бык-Стрелец / Вождь


Леонид Енгибаров (15 марта 1935) Кабан-Рыбы / Король


Клоунский дуэт Валерий Серебряков (9 июня 1939) Кот-Близнецы / Шут
Станислав Щукин (14 июня 1939) Кот-Близнецы / Шут
Дуэт не сколько великий, сколько памятный благодаря нашей истории.


Мусля (Алексей Сергеев) (16 февраля 1915) Кот-Водолей / Вождь
Клоун Мусля в цирковой среде считался самым талантливым, даже гениальным клоуном. Он обладал даром пантомимы, практически не говоря на арене ни слова. В его работе присутствовала импровизация. Публику изумляла и веселила сама по себе естественность и органичность его действий. К сожалению, Алексей Сергеев оказался слабохарактерным, что не позволило ему стать известным. Многие цирковые деятели отмечали, что если бы не эта слабохарактерность и пристрастие клоуна Мусли к алкоголю, то он, гениальный «клоун от бога», вероятно, стал бы одним из самых известных и лучших клоунов мира.


Марсель Марсо (22 марта 1923) Кабан-Овен/Рыбы / Шут/Король
Самый великий мим в мире. Создатель Школы пантомимы.
Из-за пограничной даты в статистике кроме года остальные данные в статистику не занесены.


Джанго Эдвардс (April 15, 1950) Тигр-Овен / Рыцарь
Джанго Эдвардса называют амстердамским Королем дураков. "Классика" в его понимании - это стриптиз, богохульство и швыряние в зрителей яйцами. Один из немногих людей, которого считает своим учителем Слава Полунин. Его он затащил в СССР в 1986 году (Тигр), обежав все горкомы, райкомы и комсомольские организации. За кулисами Джанго спросил Славу:
- Слава, у вас тоталитарная страна. Чего мне нельзя делать на сцене?
- Делай что хочешь – только голым на сцену не выходи…
Эффект «не бросай меня в терновый куст» сработал и Джанго Эдвардс больше никогда не появлялся в Советском Союзе вплоть до его распада. В 70-е годы он является основателем фестиваля Дураков в Амстердаме. “International Festival of Fools”. А в 80-е он основывает маленький театрик в парижском районе Pigalle.


Болек Поливка (31 июля 1949) Бык-Лев / Аристократ


Жером Дешамп (October 5, 1947) Кабан-Весы / Вектор


Лео Басси (1952) Дракон


Клоун Нук (14 июля 1908) Обезьяна-Рак / Вождь
«Фирменным знаком» Нука были огромный чемодан и большое клетчатое пальто, в котором скрывались различные музыкальные инструменты. Нук был одним из немногих выдающихся клоунов своего времени, по праву считаясь самым известным музыкальным клоуном XX века. «Самый нежный клоун всех времен» – так газеты титуловали его уже в 1962 г.


Грок (Чарлс Адриен Веттах), (10 января 1880) Дракон-Козерог / Вождь
Швейцарский клоун.


Carl Borromäus Godlewski (20. November 1862) Собака-Скорпион / Аристократ
Клоун цирка, акробат, балетмейстер, учитель танцев и хореограф.


Louis Auriol (11. August 1806) Тигр-Лев / Рыцарь
Французский клоун. Сын одноименного балетмейстера, обучался у бывшего канатоходца Пьера Фориозо, начинал у Direction Ducrow со знаменитым танцем бутылок. Обьехал со знаменитыми номрами всю Европу. Дебютировал в Париже, где он впечатлил публику номером со скачками.

Olli Hauenstein (1953) Змея
Швейцарский клоун.


Bernhard Paul (20. Mai 1947) Кабан-Телец / Рыцарь
Австрийский директор цирка, режиссер, клоун и соучредитель Circus Roncalli.

Pic , eigentlich Richard Hirzel, (* 1949) Бык
Швейцарский клоун, существенно способствовал первым успехам Circus Roncalli.


Habakuk / Arminio Rothstein (25. Juli 1927), Кот-Лев / Вектор
Австрийский академический художник, изготовитель кукол и актер кукольного театра, автор сценария и писатель, музыкант..


Gardi Hutter , Altstätten (Saint-Gall), (5 mars 1953) Змея-Рыбы / Аристократ
Женщина-клоун.


David Larible (23. Juni 1957) Петух-Рак / Вектор
Итальянский клоун.


Колюш (28 октября 1944) Обезьяна-Скорпион / Шут
Французский комик, актёр и сценарист.
__________________________________

СТАТИСТИКА

Шут – 6
Вождь – 4
Рыцарь – 4
Аристократ – 3
Вектор – 3
Король – 2
Профессор – 1
________________
Бык – 5
Кабан - 4
Кот – 4
Тигр – 3
Дракон – 2
Петух – 2
Обезьяна – 2
Собака – 2
Змея – 2
Лошадь – 1
Коза – 0
Крыса – 0
_________________
Лев – 4
Близнецы – 3
Овен – 3
Весы – 2
Стрелец – 2
Рыба – 2
Козерог - 1
Рак – 2
Водолей – 1
Скорпион – 2
Телец – 1
Дева – 0
_____________
Природные оптимисты / сангвиники – 10
Меланхолики / скептики – 8
Флегматики / космические оптимисты – 7
Холерики / драматизаторы – 2
_______________
Закрытые - 11
Ортодоксы - 9
Открытые - 7
___________________
садисты - 7
повара - 8
гурманы - 5
мазохисты - 5
_________________
взлетный - 9
безжалостный – 9
приземленный - 5
жалостливый - 3
_________________
везунчики - 11
фаталисты - 5
пионеры - 6
самодельщики - 5
-

Как видим, лавры первенства держит конечно же Шут. Также близок энергичный Вождь с чудаком-Рыцарем. Клоун - это прежде всего имидж, засим правильно поставленная роль виртуального имиджа крайне значима в его работе.

Оптимисты всех мастей, от космических до природных держат первые места на вершине, подпустив к себе всего-лишь одного скептика-Кота. Очень странно повела себя Лошадь. Видимо это бартер с Котом сыграл свое дело: одного пессимиста наверх в обмен на одного безудержного природного оптимиста - вниз. Так что все как надо, структурно и по понятиям, чисто конкретно.

Говорун-Профессор в настолько молчаливой профессии оказался настолько лишним, что вытеснил аж самого Короля.

Страннообьяснимо падение открытых знаков при полном лидерстве закрытых, - клоунада вроде не удел закрытых эстетов и является самым образцом открытости, простонародности и умения находить контакт с совершенно любым зрителем. Хотя надо заметить, что клоун всегда одиночка, это театр одного актера. И как раз эта черта - удел закрытости.

Титул самого нежного клоуна у гурмана: Рак (Нук).

Два мазохиста - акробаты, балетмейстеры, танцы... то есть в той сфере клоунады, где профессия приближается к спорту по физическим нагрузкам. Егинбаров (Рыбы) мутит номера с тарелками..

Садисты: Куклачев. Дрессура, кошек помучить, иди туда, брысь сюда, - они только и рады. Полунин (Близнецы) - организатор шоу и культмассовых мероприятий. То по полям всех погнал, то за трамваем гоняться заставил, то в палатках Европы жить всех набалаганил.. Именно садисты хорошие начальники, ибо им больше нравится "вить веревки" из людей, чем поварам, например.