К разновидностям конформизма относятся негативизм. Личностные факторы конформности


Стандарты окружают человека с рождения до смерти, затрагивают любовные отношения, дружбу, работу. Следование определенным правилам, как проявление пассивной позиции, упрощает трудный выбор, возникающий перед человеком. Законы, которым следует подчиняться, правила, нарушая которые, люди сталкиваются с осуждением – это, проявление конформизма.

Что такое конформизм?

Конформизм - это исключение индивидуальности, присущей каждому существу на планете. Утверждение группы людей стоит выше, нежели мнение отдельно взятого человека. В конформизме всегда много предостережений, так называемых «грехов», останавливающих человека, предупреждающих об опасности быть собой. Предпочтения, если они присущи группе, носят общий характер – благо, доступное всем.

Конформизм в психологии

Конформизм в психологии - это явление известное как чувство единства индивидуума в социуме. Окружающая среда задает общий настрой и формирует основные клише. Психология, предлагает рассматривать конформизм, как недуг поколений. Традиции, которые поддерживают семейства, учебные учреждения и общество, не что иное, как проявление зависимости от установленных моральных норм.

Конформизм в социологии

Социальный конформизм – вид зависимости от мнения окружающих. Осознанное пренебрежение ценностями, которые человек понимает и знает, в пользу одобрения общественности. Эффект конформизма особенно заметен в религиозных общинах, где рожденные дети принимают веру без осознанного подхода к ее важным постулатам. Социальный конформизм не поддается анализу или доводам рассудка.

Конформизм в философии

В философских учениях суть конформизма описывается как беспринципность. Отсутствие веры в собственные убеждения и игра на публику, когда человек орудует чужим мнением (без должного понимания его значения) является приспособленчеством. Феномен конформизма заключается в том, что навязанные правила не получают должного отклика в сознании человека, то есть личность, вооружившись предрассудками, остается пустой.

Конформизм и нонконформизм

В современном мире, где сохраняющийся хрупкий баланс – единственный возможный механизм управления хаосом, конформизм отображается в абсолютной противоположности стандартам. Нонконформизм – это настоящий феномен в сфере установленных норм, противостоящий моральным устоям и общепринятым правилам. Самодостаточность, в которой нет зависимости от мнений, навязанных с самого рождения. Личность, осознавшая свое «Я» не нуждается в одобрении общества. Нонконформизм поразительное явление, противоположность конформизму и возможности для духовного роста.


Причины конформизма

Индивидуальные потребности человека, подавленные обществом, его навязанными требованиями, пренебрегаются, как что-то излишнее и придуманное. Конформизм и его причины, поддаются тщательному изучению. Освобождение личности от единого целого – пугающее открытие, ведущее к новым свершениям. Чем же вызван социальный конформизм у людей разной национальности, вероисповедания и возраста? Появлению стойких моральных норм и четких правил предшествует:

  • заниженная оценка собственных способностей у отдельно взятого человека;
  • боязнь ответственности;
  • сложная задача, исход которой неизвестен;
  • зависимость членов группы друг от друга;
  • состоятельность группы (минимальное количество человек равно пяти);
  • публичная демонстрация превосходства группы.

Взаимодействие членов группы имеет решающее значение, предпочтения, отрицание, симпатии или возникшее недоверие к кому-то или к чему-то определяет модель поведения и влияет на всех членов замкнутого общества. Обостренный конформизм приводит к пагубной зависимости, человек оказавшись вне группы влияния больше не в силах принимать решение самостоятельно.

Каковы достоинства и недостатки конформизма?

Человек, рожденный в социуме, ощущает связь с ним, некую ответственность за взаимную благосклонность. Плюсы и минусы конформизма, как и само явление, видоизменяются с каждым новым днем. Правила морали, законы подстраиваются под современного человека, под его . Феномен внешнего и внутреннего конформизма не до конца изучен, но его преимущества остаются прежними:

  • сотрудничество в кризисных ситуациях, в которых одинокий человек бессилен;
  • снижение нагрузки, разделенной между членами группы;
  • быстрая адаптационная способность человека в социуме.

Следуя правилам, индивидуум закаляет характер и приобретает полезные навыки. Отрицать преимущества конформизма неразумно, если учитываться спонтанность внешней среды. Сложные ситуации, которые возникают без ведома человека, далеко не всегда поддаются его силе, единоличным способностям. Поддержка, оказываемая группой – бесценна, необходима в решении конкретной проблемы.

К минусам конформизма можно отнести:

  1. Потеря собственного «Я» . Когда человеку заранее сообщается об условиях его существования в будущем, индивидуум теряет связь с собственными ориентирами и личными предпочтениями. Группа с установленными правилами и нормами жизни попросту не дает права выбора, он сделан задолго до прихода человека в социум.
  2. Принижение человеческого достоинства . Права меньшинств, особенно в последнее десятилетие, волнуют не только «белых ворон» общества, но и тех, кто относит себя к большинству. Предрассудки, которые были созданы сотни лет назад, укоренились в современной жизни настолько, что их объяснением никто не занимается.
  3. Замедление прогресса . Стабильность для пытливого ума – зло. Человек, наделенный прогрессивным мышлением, никогда не находит отголосков в обществе.

Групповое решение порождается конформизмом, а впоследствии подпитывает его, тем самым укрепляя в каждом отдельном представителе общества стремление, жить по строго установленным правилам. Так давление общественности рождает феномен, который впоследствии развивается и получает название «серой человеческой массы». Обществом, в котором больше представителей страдающих конформизмом гораздо легче управлять, навязывая единое восприятие мира и ситуации.


Виды конформизма

Классификация конформизма разнообразна. Рассмотреть явление стандартизации индивидуумов общества можно сразу с нескольких противоположных сторон. К разновидностям конформизма относятся:

  • внутреннее и внешнее подчинение обществу;
  • жизнь по строго установленным стандартам;
  • восприятие мнения большинства единственно правильной точкой зрения.

С иной стороны, подобное распространенное явление бывает либо активным (человек осознает зависимость от группы), либо пассивным (бездумное следование общепринятым правилам). Внешний и внутренний конформизм опасен в любых своих проявлениях. Активный конформизм выражается в сознательном подавлении своего «Я», и как следствие способствует развитию комплекса «раба». Пассивная форма выражена в беспрекословном подчинении и полной потерей личностной индивидуальности.

Последствия конформизма

Конформизм оказывает губительное воздействие на полноценное . Главной опасностью конформизма (внешний и внутренний конформизм) для человека является:

  • принятие ложных убеждений;
  • неосознанный страх перед возможным осуждением большинства;
  • необъективный взгляд на мир создает лжеценности.

Не зря жажда авантюризма и проявление максимализма свойственно только молодому поколению, не имеющему стойкого влияния общества. Явление конформизма влечет за собой постоянное давление на человека, усомнившегося в целесообразности некоторых правил, установленных определенной ячейкой общества.


(от позднелат. conformis - подобный, сходный, сообразный; англ. conformism; нем. Konformizm)
Конформность; Конформное поведение; Феномен группового давления

1. Морально-политическое и морально-психологическое понятие, обозначающее приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также готовность соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, общими настроениями, распространенными в обществе.

2. Некритическое (принятие и) следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам и т.д.

3. Некритическое принятие общественного мнения и следование ему, подчинение стереотипам массового сознания, указаниям авторитетов и вождей.

4. Отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т.п.).

5. Пассивное принятие существующего порядка, господствующего мнения и т.п.

6. Пассивное согласие с общепринятыми нормами.

7. Поведение, контролируемое посредством группового давления.

8. Поведение конформиста.

9. Податливость личности реальному или воображаемому давлению группы.

10. Принятие индивидом определенного мнения «под нажимом», под давлением общества или группы.

11. Принятие существующего порядка вещей, общепринятых норм или требований власти вопреки их недолжному характеру.

12. Приспособленчество, бездумное следование общим мнениям, модным тенденциям.

13. Приспособленчество, некритическое принятие существующего порядка вещей, норм, ценностей, привычек, мнений и т.д., отсутствие собственной позиции.

14. Приспособленчество, пассивное восприятие существующего порядка вещей, господствующих мнений, граничащее с угодничеством.

15. Приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

16. Приспособленчество, пассивное принятие существующего социального порядка, господствующих мнений и т.п.

17. Соглашательство.

18. Социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений (или полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительского принятия готового порядка вещей.

19. Тенденция личности изменять свои убеждения, ценностные установки и поступки под влиянием группы, в которую человек включён.

20. Уступка в ответ на непрямое, т.е. не выраженное в форме требования, но, вместе с тем, ощущаемое индивидом, давление группы, стереотипизирующее его поведение, а также убеждения и образ мыслей.

21. Философское учение о сглаживании конфликтов вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

Пояснения:
Конформизм означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств (мнения большинства, авторитета, традиций и т.п.). Конформизм равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т.п.), следовательно, отказу от себя как от личности.

Как Конформизм расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ от личной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от государства, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией).

Конформизм проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с ранее не разделяемой позицией большинства. Одновременно он обнаруживает себя тем, что пытается приписать своему авторитету абсолютную непогрешимость.

Конформизм следует отличать от других проявлений единообразия во взглядах, мнениях, суждениях, поведении человека (в т.ч. тех, которые формируются в процессе социализации), например, единообразия взглядов основанного на единой системе знаний об окружавщем мире, следования моде, определенным обычаям и т.д., а также сознательного изменения взглядов под влиянием убедительной аргументации и в результате переосмысления позиции.

Целесообразно различать Конформизм как социальное явление и конформное поведение как психологическая особенность человека.

Конформистскими являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства.

Группа с помощью вводимых ею норм поведения заставляет индивида следовать им для поддержания интеграции членов группы.
Обычно примерно треть людей в группе проявляет такое поведение, т.е. склонна подчиниться мнению группы. Влияние группы на индивида зависит от её размера (максимальное влияние - в группе, состоящей из трех человек, дальнейшее увеличение размера группы не ведет к усилению эффекта), групповой согласованности (наличие в группе хотя бы одного «партнёра», который высказывает то же мнение, существенно снижает эффект давления группы), состава группы (от авторитета членов группы, их эрудиции, профессиональной принадлежности и пр.). Склонность к Конформизму зависит также от возраста (с возрастом существенно снижается), от пола (женщины в среднем несколько более конформны, чем мужчины). Высококонформные женщины склонны к принятию традиционной женской роли, и наоборот, многие женщины, противостоящие групповому давлению, в жизни были склонны к конфликтам, отвергали зависимые отношения с родителями и другими людьми, отрицательно относились к распределению ролей в семье. Независимые женщины имели гораздо меньший индекс "социализации", чем подчиняющиеся.

Конформизм во многих случаях отвечает объективной заинтересованности государства в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому Конформизм в обществе по отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания и идеологического воздействия (службами пропаганды, средствами массовой информации и религией). Конформизм является типичной чертой государств с тоталитарными режимами и бюрократических организаций. Высокая степень Конформизма на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект.

В «свободном мире» с присущим ему культом индивидуализма единообразие суждений, стереотипность восприятия и мышления также являются нормой. Несмотря на внешний плюрализм, общество навязывает своему члену «правила игры», стандарты потребления, стиль жизни. Более того, в условиях глобализации, распространения единых интернациональных форм культуры практически на всей территории земного шара Конформизм выступает уже как стереотип сознания, воплощенный в формуле «так живет весь мир».

Тенденции нивелирования личности и приспособленчества присущи современному обществу. Конформизм объясняется неизбежным результатом развития общества - цена социального принятия есть Конформизм и потеря независимости. Распространение Конформизма в обществе - результат воздействия определенных социальных факторов, а отнюдь не следствие его неустойчивости, «мягкости».

Отсутствие плюрализма мнений создает условия для конформного усвоения идеологических стереотипов, "однонаправленных" убеждений и установок, что отрицательно сказывается на характере развития личности и общества.
Преобразование общества невозможно без преодоления Конформизма.
Нам нужны такие люди, за которых можно ручаться, что они ни слова не возьмут на веру, ни слова не скажут против совести, не испугаются никакой борьбы для достижения серьезно поставленной себе цели.

Конформизм – социально-психологическое явление изменения поведения или убеждения под влиянием давления группы.

Конформизм является одним из феноменов групповой динамики.

Виды конформизма:

1) уступчивость или внешний публичный конформизм – подчинение мнению группы при сохранении несогласия с ее позицией;

2) одобрение или внутренний личный конформизм – изменение поведения и убеждений под воздействием группы в результате внутреннего принятия ее позиции;

3) нонкомформизм или негативный конформизм – реактивное сопротивление групповому давлению. Проявляется в упрямой, неконструктивной позиции человека, даже по общепринятым вопросам.

Изучением конформизма занимались М. Шериф и С. Аш, которые в ряде экспериментов установили, что существуют различные уровни конформизма.

Уровни конформного поведения:

1) подчинение на уровне восприятия – изменение восприятия испытуемого под воздействием подставной группы;

2) подчинение на уровне оценки – признание испытуемым своей оценки ошибочной и присоединение к мнению группы, которое считается правильным;

3) подчинение на уровне действия – осознание испытуемым неправоты группы, но согласие с ней из-за не желания вступать с ней в конфликт.

Конформизм в определенной степени присущ каждому человеку, однако степень его проявления зависит от ситуативных и личностных факторов.

Ситуативные факторы конформности:

1) сложное задание или некомпетентность – чем меньше индивид уверен в своих силах, тем конформней его поведение;

2) количественный состав группы – конформизм выше при количестве членов группы от трех до семи. Увеличение численности группы более семи человек не ведет к увеличению степени конформизма;

3) качественный состав группы (их эрудиция и профессиональная принадлежность и пр.);

4) авторитетность человека, высказывающего противоположное мнение. При этом подчинение авторитету тем сильнее, чем ближе и легитимнее авторитет. Особенно высокую конформность вызывает институциализированный авторитет – авторитет формального статуса руководителя в данной организации;

5) сплоченность и единодушие группы. При этом, если в группе имеются люди поддерживающие испытуемого, то эффект давления группы снижается;

6) публичность ответов также увеличивает уровень конформизма;

7) работа на совместное вознаграждение повышает конформизм;

8) значимость принадлежности к группе увеличивает степень конформности.

Личностные факторы конформности:

1) возраст: наиболее подвержены конформизму люди в возрасте до 25 лет;

2) пол: у женщин конформизм несколько выше, чем у мужчин, что связано, как с выполняемыми ими социальными ролями в обществе и семье, так и со статусными различиями, стремлениями и потребностями;

3) культура: степень конформности населения в странах европейской и североамериканской культуры ниже, чем в странах азиатской культуры, утверждающей ценности коллективизма;

4) профессия: конформность зависит от необходимости в рамках профессиональной деятельности подчиняться начальству. Так высокий уровень конформности наблюдается у военных, участников оркестра и т. д.;

5) статус индивида: люди с высоким статусом обладают меньшей конформностью, чем люди с низким и средним статусом. Наиболее подвержены групповому влиянию индивиды со средним статусом.

Теории конформизма:

1) информационная теория Леона Фестингера строиться на том, что не возможно проверить всю поступающую информацию, поэтому приходится полагаться на мнение других людей, когда оно разделяется многими;

2) теория нормативного влияния основывается на том, что конформизм связан с желанием индивида обладать некоторыми преимуществами, даваемыми членством в группе.

83. Исследования конформизма в зарубежной и отечественной социальной психологии

Вопрос 84 … лидерство

Понятие «лидер» и «лидерство»

Лидерство – доминирование одних членов группы над другими.

Под понятием лидер подразумевается человек, играющий доминирующую роль в структуре межличностных отношений. В отличие от лидера руководитель – это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Эти понятия различаются по охвату проблем и процедуре выдвижения (лидер выдвигается спонтанно, руководителя назначают официально).

Признаки лидеров:

1) высоко активен и инициативен при решении группой основных задач;

2) способен оказывать влияние на других членов группы;

3) хорошо информирован о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;

4) поведение соответствует социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;

5) обладает личными качествами, являющимися эталонными для данной группы;

6) способен выходить за рамки признанных норм и эталонных ценностных ориентаций.

Функции лидера:

1) организация совместной жизнедеятельности группы в различных сферах;

2) выработка и поддержание групповых норм;

3) представительство группы во взаимоотношениях с другими группами;

4) принятие ответственности за результаты групповой деятельности;

5) установление и поддержание микроклимата группы.

Виды лидерства по М. Веберу :

1) традиционное лидерство – основано на традициях, обычаях, вере, характерно для традиционных обществ (восточной деспотии, монархии). Лидером становится тот, кто принадлежит к элите, узкой группе людей;

2) легально-рациональный (бюрократический) – основан на разумности существующих порядков в обществе. Лидером становится тот, кто обладает определенным уровнем знаний, компетентности, подготовленности, характерен для индустриальных стран;

3) харизматическое лидерство – основан на божественности, сверхъестественности, необычности, появляются на переломных этапах истории.

Типы лидерства по реальной управленческой практике:

1) лидер – организатор – воспринимает нужды коллектива как свои собственные и активно действует. Он оптимистичен и уверен в том, что большинство проблем вполне разрешимо, не станет предлагать пустое дело, умеет убеждать, склонен поощрять, а если, и приходится выразить свое неодобрение, то делает это не задевая чужого достоинства, и в результате люди стараются работать лучше;

2) лидер – творец – обладает способностью видеть новое, чем и привлекает людей. Берется за решение проблем, которые могут показаться неразрешимыми и даже опасными. Действует не командными методами, а приглашает к обсуждению. Ставит задачу так, что она заинтересовывает и привлекает людей;

3) лидер – борец – обладает сильной волей, уверен в своих силах, первым идет навстречу опасности или неизвестности, без колебаний вступает в борьбу. Склонен отстаивать то, во что верит и бороться до конца. Часто действует на свой страх и риск, т. к. ему не хватает времени, чтобы обдумать все свои действия и все предусмотреть;

4) лидер – дипломат – опирается на превосходное знание ситуации и ее скрытых деталей. Хорошо информирован обо всех сплетнях и пересудах, поэтому хорошо знает, на кого и как можно повлиять. Предпочитает доверительные встречи в кругу единомышленников. Позволяет открыто говорить то, что всем известно, чтобы отвлечь внимание от своих не афишируемых планов;

5) лидер – утешитель – всегда готов поддержать в трудную минуту, уважает людей, относится к ним доброжелательно, вежлив, предупредителен, способен к сопереживанию.

Выделяют также лидерство в деловой сфере («инструментальное лидерство») и в эмоциональной сфере («экспрессивное лидерство»).

По стабильности выделяют ситуационного и постоянного лидера.

Теории лидерства

Теория черт основывается на идее Ф. Гальтона о наследственной природе лидерства. Лидером согласно этой теории не становятся, а рождаются. Для того, чтобы стать лидером необходимо обладать определенным набором личностных качеств или совокупностью психологических черт, таких как ум, энергия, воля, храбрость, инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, уверенность в себе, общительность и т. д. Однако, эта теория не получила распространения, так как не было ни одной черты лидера, с которой согласились бы все исследователи.

Ситуационные теории лидерства рассматривают лидера как результат встречи субъекта, места, времени и обстоятельств. Чтобы стать политическим лидером, согласно данным теориям необходимы определенные психологические и профессиональные качества, которые актуализируются ситуацией. Подчеркивается относительность черт, присущих лидеру в зависимости от ситуации, которой отдается главенствующая роль.

Модифицированная ситуационная теория лидерства Э.Хартли строится на ряде предположений:

1) если человек стал лидером в одной ситуации, то, возможно, он может им стать и в другой;

2) лидеры в одной ситуации часто рассматриваются группой как лидеры и в других ситуациях;

3) приобретенный лидером в одной ситуации авторитет способствует избранию его лидером и в другой ситуации;

4) лидером чаще становится человека, мотивированный к этому.

Ситуативно-личностная теория Г. Герта и С. Милза , выделивших пять факторов, которые необходимых учитывать при рассмотрении феномена лидерства:

1) черты лидера как человека;

2) мотивы лидера;

3) образы лидера и мотивы, существующие в сознании его последователей и побуждающие их следовать за ним;

4) личностные характеристики лидера как социальной роли;

5) официальные и легитимные параметры, в рамках которых действует лидер и его последователи.

Теория последователей рассматривает лидеров как выразителей настроений, интересов, потребностей тех или иных социальных групп. Лидеру отводится пассивная роль, он представляет собой лишь инструмент социальной группы, которая выбирает себе того лидера, который ее удовлетворит. То, кто будет лидером, зависит не от конкретного индивида и его свойств, а от качества его ведомых последователей.

Модель эффективности лидерства Ф. Фидлера основана на интеграции влияния лидера, его личностных свойств и ситуативных переменных, в частности, отношений между лидером и последователями. В рамках этой теории выделяются два стиля лидерства:

1) инструментальное лидерство, ориентированное на задачу. Лидер более эффективен, когда ситуация либо очень благоприятна, либо очень неблагоприятна для него;

2) эмоциональное лидерство, ориентированное на межличностные отношения. Лидер более эффективен в ситуациях либо умеренно благоприятных, либо умеренно неблагоприятных.

Теория гуманистического направления основывается на том, что лидер должен так преобразовать организацию, чтобы индивиду была обеспечена свобода для осуществления собственных целей и потребностей, и вместе с тем так, чтобы внести вклад в осуществление целей и потребностей организации.

Мотивационная теория утверждает, что эффективность лидера зависит от его умения воздействовать на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы.

Психоаналитические теории лидерства решающее значение в поведении личности отдают подсознательным процессам, прежде всего, инстинктивным стремлениям, которые связываются с подавленными сексуальными влечениями, перерождающимися на основе механизмов сублимации и компенсации в мотив власти.

Традиционным вопросом лидерства и руководства является вопрос о стилях лидерства (руководства). К. Левин в 1930-е гг. ХХ в. выделил три стиля лидерства: авторитарный (директивный), демократический (коллегиальный) и попустительский (анархический).

По мнению Е. В. Андриенко, стиль лидерства – это типичная для лидера система приемов воздействия на членов группы (подчиненных или ведомых).

Авторитарный стиль предполагает жесткие способы управления, пресечение инициативы членов группы, отсутствие группового обсуждения принимаемых решений, руководитель сам принимает решения, контролирует и координирует работу членов группы. Качество решений зависит от информации, которой обладает руководитель, от способности правильно ее интерпретировать. Этот стиль способствует росту иерархических ступеней, формализации отношений; предполагает четкое планирование работы, оперативное принятие решений в экстремальных ситуациях, выполнению работы в отведенные сроки.

Демократический стиль – коллегиальное обсуждение проблем, поощрение руководителем инициативы подчиненных, активный обмен информацией между руководством и подчиненными. Руководитель имеет больше информации о групповых процессах, что делает ситуации более адекватными, при этом процесс принятия решения может затягиваться. Стиль способствует благоприятному психологическому климату в группе, среди членов группы наблюдается более высокая степень удовлетворенности своим трудом.

Попустительский стиль проявляется в добровольном отказе руководителя от управленческих функций, передача функций управления членам группы. Группа существует самостоятельно, социальная дистанция между членами группы сокращается, увеличивается фамильярность. При этом может снизиться интерес к делу и привести к недостижению цели. Тем не менее стиль может способствовать росту ответственности и самостоятельности рядовых членов группы.

Каждый стиль имеет свои достоинства и недостатки; один может быть уместен в одних обстоятельствах, другой – в других. Вероятно, что наиболее успешные лидеры и руководители ориентируются на все три стиля.

Представленная схема не охватывает всех сторон проявления стиля лидерства. В экспериментальных исследованиях выделят такие типы: лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-генератор эмоционального настроя, лидер-умелец, лидер эмоционального притяжения.

Часто в экспериментальных исследованиях стиль лидера смешивается со стилем руководства. Это не всегда может быть оправдано, так как функции лидера и руководителя, характер их деятельности не однозначны.

85. Лидерство и его разновидности

Лидерство - это способность формировать коллектив и вести его к намеченным целям на основе личного авторитета. Люди, обладающие такой способностью, злоупотребляют ею во имя личных интересов .

Самое короткое определение лидерства принадлежит Т.Гэмбл и М.Гэмбл: «Лидерство – это способность влиять на других».

Общее лидерство в группе складывается из следующих компонентов: эмоционального, делового и информационного. По содержанию лидерской деятельности в социальных группах обычно выделяют тип типа лидеров (иногда их называют ролями лидера):

1. Деловое лидерство характерно для формальных групп, решающих производственные задачи. В его основе такие качества как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, наибольший опыт в данной области деятельности. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на руководство. С «деловым» лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела.

2. Эмоциональное лидерство возникает в неформальных социальных группах на основе человеческих симпатий, притягательности лидера как участника межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает доброту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта. Эмоциональный лидер (сердце группы) - это человек, к которому каждый человек в группе может обратиться за сочувствием, «поплакаться в жилетку».

3. К «информационному» лидеру («мозг группы») все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Наилучшим будет лидер, сочетающий все три компонента, но такой универсальный лидер встречается редко. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонентов: эмоционального и делового, информационного и делового.

Ситуативное лидерство по природе может быть деловым и эмоциональным. Его отличительная черта - неустойчивость, временная ограниченность, связь с определенной ситуацией. Ситуативный лидер может быть лидером в одних ситуациях и не может быть им в других. Л.И. Уманс-кий выделяет 6 типов лидеров по исполняемым ролям: 1) организатор (функция групповой интеграции); 2) инициатор (выдвижение идей и решение новых проблем); 3) генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы); 4) эталон (образец, идеал, «звезда»); 5) мастер (специалист в каком-то виде деятельности); 6) эрудит (отличается обширными знаниями).

Лидерство различают по силе влияния на членов группы: «беспрекословный лидер» - указания исполняются даже тогда, когда расходятся с интересами членов группы; «небеспрекословный» - подчинение возможно до тех пор, пока не возникает противоречие между собственными интересами и потребностями членов группы.

В зависимости от направленности влияния (скорее - по результату лидерства для организации) лидерство можно рассматривать как конструктивное-деструктивное и нейтральное. Первое (функциональное) способствует осуществлению целей организации. Второе (дисфункциональное) формируется на базе стремлений, наносящих ущерб организации (лидерство в сформировавшейся на производстве группе воров или взяточников). Третье не влияет непосредственно на эффективность производственной деятельности (лидерство среди работающих в одной организации садоводов-любителей). В реальной жизни границы между этими типами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

88. Предмет и структура прикладной социальной психологии

89. Специфика прикладного социально-психологического исследования

90.Основные сферы деятельности практического социального психолога.

Гибкость поведения — параметр психологического благополучия, характерный для аутентичной личности. Гибкость часто путают с конформизмом (приспособленчеством) невротической личности. Как отличить здоровую гибкость поведения от нездорового приспособленчества — конформизма?

Отметим опасную тенденцию к отождествлению психического здоровья и способности приспосабливаться – к реальности, к обществу, к другим людям. То есть подлинным или здоровым человеком считается не автономный, живущий по своим интрапсихическим, не зависящим от окружения законам индивид, а человек, способный, например, влиться в свое окружение, способный справляться с навязанными извне задачами, способный хорошо воспринимая окружение, быть с ним в хороших отношениях и добиваться успеха, каким его понимает окружение. Мы не должны попасть в эту ловушку и определять здоровье организма по степени его «полезности», словно он является всего лишь инструментом, а не самостоятельным существом, лишь средством достижения какой-то внешней цели. Конформизм является признаком психопатологии, типичной для неврозов и имеет природу условного рефлекса.

Конформизм — что это такое? 10 признаков конформизма невротической личности:

  1. Привычка отказываться от своего мнения и идти на поводу мнения, которое разделяет большинство, чтобы не быть отвергнутым. Боязнь критики, осуждения и неприятия;
  2. Привычка принимать все идеи, новости на веру – без их критического осмысления. Конформиста легко обмануть, так как он не привык анализировать систему сбора доказательств;
  3. Внушаемость – конформист посчитает ложную информацию истинной только на основании того, что много раз видел и слышал обратное;
  4. Податливость, уступчивость, соглашательство;
  5. Приспособленчество, выраженное в пассивном принятии существующего социального порядка, политического режима и т.д., а также в готовности соглашаться с господствующими мнениями и взглядами, распространенными в обществе настроениями;
  6. Некритическое (принятие и) следование господствующим мнениям и стандартам, стереотипам массового сознания, традициям, авторитетам, принципам и т.д.;
  7. Отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и т.п.);
  8. Тенденция личности изменять свои убеждения, и поступки под влиянием группы, в которую человек включен (подверженность манипуляциям);
  9. Уступка в ответ на непрямое, т.е. не выраженное в форме требования, но, вместе с тем, ощущаемое индивидом, давление группы. Податливость, стремление копировать убеждения и образ мыслей значимых, авторитетных лиц;
  10. Стремление сглаживать конфликты вплоть до утраты собственных принципиальных позиций противостоящих, конфликтующих сторон.

Невротические личности отказываются от своего мнения из страха быть отверженными

Оплатить курс у опытного психолога

32 000 руб. (3 200 руб. за одно занятие)

Оплата занятий проводится напрямую с вашего лицевого счета в банке на расчетный счет ООО «Юнипрофконсалтинг» согласно Счета и Квитанции-договора, выставленных вам на ваш e-mail. Напишите Администратору [email protected]сайт письмо, в котором укажите фамилию, имя, свой контактный номер телефона и e-mail. В заявке укажите, на какое количество консультаций вам выставить Счет на оплату и выписать Квитанцию-договор на бланке строгой отчетности. Получив скан-копию Счета на оплату и Квитанцию-договор с реквизитами нашего банковского расчетного счета на свой e-mail, оплатите консультацию психолога в своем онлайн-банке согласно выставленного вам Счета на оплату

Записаться на платную скайп-консультацию к Наталье Михайловне Рассказовой, автору статьи, можно не только у Администратора [email protected]сайт, но и на , внизу, в разделе «расписание».

Свободное для бронирования время подсвечено зеленым цветом.

Оплачивать занятия с психологом на странице оплаты после выставления Счета и Квитанции-договора на ваш e-mail. Если вы не получаете в течение часа-двух писем от нас, проверьте папку Спам и папку Possible Spam и добавьте наши e-mail в Справочник ваших доверенных Корреспондентов.

Запросить контакты специалиста и организационную помощь можно у theSolution, написав письмо [email protected]сайт или отправив заявку через любую заявочную форму на сайте.

Присылайте копию квитанции об оплате или скриншот страницы вашего онлайн-банка Администратору по адресу [email protected]сайт и получите обратным письмом подтверждение об успешной оплате занятий с психологом минимум за час до скайп-консультации.

Находитесь в сложной жизненной ситуации? Получите бесплатную и анонимную консультацию психолога у нас на сайте или задайте свой вопрос в комментариях.

С этой статьей обычно читают: