Как избавиться от неуверенности в себе. Помощь психолога


Сочинения по темам ОГЭ по русскому 2018

Сочинение-рассуждение на тему неуверенность в себе

Одной из главных причин несостоявшегося человека является именно неуверенность в своих силах. Подробнее об этом недостатке — в наших вариантах сочинений! 🙂

Первый вариант сочинения (по тексту В.И. Одноралова «Он растяпа, этот Вовка. Олег же его предупреждал!»)

Определение понятия

Неуверенность в себе часто мешает жить, достигать того, на что способен, чего достоин. Это преграда на пути к реализации поставленных целей и заветных мечтаний. Если кому-то удастся победить это чувство, то дальнейшее преодоление жизненных преград станет в разы проще.

В тексте В.И. Одноралова представлена история мальчика Вовки, который неожиданно для самого себя потерял авторитет в глазах одноклассников, случайно упав в лужу. Вскоре ему представилась возможность реабилитироваться в глазах мальчишек. Если бы Вовка струсил и подумал, что не сможет с этим справиться, ему, скорее всего, пришлось бы сменить школу. Но он поверил в себя, а главное – в него поверил его лучший друг Олег. Вовка сжал руки в кулаки и вошел в темный заброшенный дом, где, по преданиям, таился черт. Его умение преодолевать собственную неуверенность помогло ему завоевать авторитет среди друзей.

Аргумент из личного опыта

Как часто из-за неуверенности в себе мы утрачиваем возможности. Порой мы не решаемся сдать физкультурные нормативы только потому, что не уверены в своих физических способностях. Или из двух заданий выбираем то, которое легче, потому что сомневаемся в собственных знаниях.

Заключение

Думаю, следует стараться преодолевать собственные слабости: страхи, желание сдаться в сложной борьбе, неуверенность в себе. Все это способно сильно осложнить существование. Ведь жизнь – это борьба или преодоление.

Второй вариант сочинения (по тексту Н.И. Дубова «Как только у нас с Пашкой появлялся какой-нибудь замысел…»)

Определение понятия

Неуверенность в себе – чувство, которое необходимо всячески искоренять. Оно способно уничтожить человеческие мечты, растоптать желания, искоренить стремления к научным открытиям. Очень часто именно неуверенность заставляет людей отказаться от проведения экспериментов или исследований. Ведь из-за нее кажется, что все открытия уже свершены.

Аргумент из прочитанного текста

С такой проблемой столкнулся и Пашка – герой рассказа Н.И. Дубова, который всю жизнь мечтал открыть что-то новое, изобрести доселе неведомое. Плюсом мальчика было то, что он не просто фантазировал и мечтал об этом, он еще и изобретал. И пусть его опыты были не совсем удачны, ему открывались возможности добиться чего-то стоящего в дальнейшей жизни. Он не поддавался неуверенности, отбрасывал ее в сторону и гнул свою линию. Многим из нас стоит у него поучиться.

Аргумент из личного опыта

Обычно люди, встречаясь с первыми трудностями в достижении поставленных целей, тут же сдаются. Они боятся неудач, осуждения, насмешек, напрасно потраченного времени. Все это идет от неуверенности в себе, собственных силах и возможностях.

Заключение

Наверное, если бы избавляться от слабости и страхов было очень легко, то все мы были бы великими. Но это дано не каждому, только избранным, тем, кто способен прорваться сквозь стену неуверенности в себе и излишних сомнений.

Третий вариант сочинения (на примере текста С.А. Любенец «Венька пришел домой из школы, немного посидел на кухне, выпил стакан сваренного бабушкой клюквенного морса…»)

Определение понятия

Неуверенность в себе – неприятное чувство, которое доставляет человеку значительный дискомфорт. Он начинает думать, что на него как-то не так смотрят, что он не такой, как все. В юности очень важно ощущать себя частичкой одного общественного организма. В школе – частью класса.

Аргумент из прочитанного текста

Так и в тексте С.А. Любенец главный герой Венька очень стесняется того, что мама заставляет его ходить в школу в пиджаке. При том, что пиджак он выбрал на свой вкус, и никто никогда не сказал ему ни одного обидного слова по поводу одежды. Но его уверенность в себе сильно покачнулась от того, что он выглядит не так, как одноклассники. Они-то ходят в джинсовках и толстовках. Венька даже начал фантазировать, как, будучи взрослым, будет гораздо тщательнее его матери выбирать своему ребенку одежду.

Аргумент из личного опыта

Действительно, внешний вид очень важен для школьника, особенно в подростковом возрасте. Выглядеть как все – залог уверенности, спокойствия от того, что тебя воспринимают частью целого коллектива, а не белой вороной. Лишь немногим уверенности в себе добавляет образ, кардинально отличающийся от окружающих.

Заключение

Неуверенность в себе – чувство, которое может возникнуть от чего угодно, даже не комфортной одежды. К этому очень важно внимательно относиться именно в детстве, потому что от закладывающегося в этот период характера и мировоззрения будет зависеть вся дальнейшая жизнь ребенка. Пусть подросток сам выбирает, в чем ему ходить. Для кого-то важно быть как все, а для кого-то сильно отличаться от окружающих.

Какие чувства сопутствуют неуверенности? Испуг, паника, уныние, стыд, ступор. Мы падаем духом. Проявляем агрессию или замираем. Заискиваем, скрываем страх за глупым смехом или просто убегаем без оглядки. Откуда же берется неуверенность? Неужели на свете есть люди, которые никогда не сомневаются в себе? Успокойтесь, пожалуйста. Таких людей нет. Есть те немногие, которые тщательнее других скрывают свои чувства. Но растерянность и колебание нормальные человеческие реакции.

Все мы родом из детства.

У каждого, с момента прихода в этот мир, есть множество вариаций развития жизненного пути. Среда плюс генетика, которая тоже играет немалую роль, плюс наши индивидуальные качества - то новое, что мы привносим в этот мир. С генетикой спорить очень сложно, наши индивидуальные качества ярко проявляются, как правило, в более осознанном возрасте. А вот окружающая среда, прежде всего социальная, существенно повлияет на то, как мы будем строить свою судьбу. Наши родители, это тот источник информации, который пользуется безграничным доверием. И если мама говорит: ты никуда не годишься, ничего хорошего из тебя не выйдет - мы тоже начинаем так думать. А когда папа говорит: «Без меня ты ничего не сможешь в этой жизни», мы киваем - ну конечно! Учитель в школе шипит как гусь - Бездарь! Неряха! Бестолковщина! Постепенно упрёки и насмешки становятся привычными. День за днём наша уверенность в себе тает. И к моменту перехода во взрослую жизнь перед нами оказывается беспомощный, стеснительный и робкий человек. В редких случаях, когда индивидуальная составляющая в человеке сильна, он пытается скомпенсировать сомнения в себе излишней самоуверенностью. И тогда перед нами предстаёт персона, говорящая: Я! Я лучше всех! Я самый-самый! За этим кроется страх того, что никакой я не лучший, и ужас, что эта тайна может быть раскрыта.

Что же делать, чтобы справиться с неуверенностью? Есть ли простые и действенные способы? Есть! Прежде всего, примите тот факт, что, сомневаясь, мы ориентируемся на мнения других людей. Причём далеко не всегда они близки нам по духу и крови. Наоборот, часто это те, кого мы терпеть не можем и не считаем достойными внимания.
Но серая масса нашего бессознательного так просто не сдаётся. Решить - не значит реализовать. Липкое болото нерешительности не любит отпускать свои жертвы.

И тут нам на помощь могут прийти единомышленники . Ищите поддержки у тех, кто любит вас, кто относится к вам хорошо и к кому вы испытываете симпатию.

А ещё - делайте то, что у вас хорошо получается. Вы получите отличные результаты. Даже если их никто не оценит, внутренний голос скажет: а ты - молодец! Этот отчёт (связанный шарфик, вишнёвый пирог, составленный букет и прочее-прочее) просто блестящий!

Замечайте свои успехи. Ещё вчера вы понятия не имели, как делать презентацию, а уже сегодня коллега просит совета и пытается копировать вашу идею. Вдох-выдох. Стоп. Заметьте это, улыбнитесь себе. Дерзай дальше, детка! Поверьте, даже маленькая победа содержит в себе такой заряд энергии, которого хватит на то, чтобы преодолеть брюзжание всех, вместе взятых, недоброжелателей.

Но что, если вы никак не можете получить вожделенное подтверждение ни из внешнего, ни из внутреннего мира? Задумайтесь. А ваш ли это путь? Действительно ли вы занимаетесь тем делом, которым хотите заниматься? Старый добрый лист бумаги или диктофон помогут отразить ваш внутренний вопрос. Расскажите, что, в идеале, вы бы хотели делать? Придумайте от пяти до десяти вариантов. Обозначьте самые, на ваш взгляд, фантастические. И самые реальные, те, которые можно реализовать уже сегодня. Не бойтесь пробовать! Начните с одного крошечного шага. Ведь занимаясь своим делом вы просто забудете про боязливость. На неё не хватит энергии! Все ваши ресурсы поглотит вдохновение и энтузиазм. Они станут тем пакетиком кенийского чая, который превратит пресную воду вашей жизни в ароматный и бодрящий напиток.

У каждого человека есть свой большой шанс в жизни. Момент, когда он способен не только изменить себя, но и изменить мир вокруг. Будьте чуткими к себе. Заметьте этот благоприятный этап, воспользуйтесь им. И помните, лучше ошибиться десять раз, чем так ни разу и не попробовать.

Ибо тем, кто смог победить себя, судьба обязательно подарит надежду и счастливый случай!

В ситуации реальной угрозы страх имеет очень важную функцию, и здоровая реакция напуганного организма — бежать. Это подходит в том случае, если объект опасности выглядит как неустранимый, непобедимый, непреодолимый. Если же объект опасности преодолим, то реакция страха трансформируется в реакцию гнева, ярости, злости. Эти чувства направлены на преодоление объекта опасности, на победу. Если же организм не успел сориентироваться, или не обладает достаточной информацией, чтобы решить, преодолим ли объект, то наступает третья реакция — оцепенение, шок. В природе у животных это выглядит как «притвориться мертвым». Это помогает стать неинтересным для объекта опасности.

Однако страх, возникающий в ситуации публичного выступления, самопредъявления, хоть и выглядит так же и имеет ту же физиологическую основу, является неадекватной реакцией на ситуацию, если в контексте этой ситуации отсутствует реальная опасность жизни и здоровью. Такой неадекватный страх имеет другие корни и может представлять реальную проблему для людей, занимающихся публичной деятельностью. Но и для обычного человека в обыденных ситуациях (общение с друзьями, на работе, с близкими, в магазине, в любом другом месте) неадекватный страх — причина многих проблем с общением, отстаиванием своих границ, ценностей, позиций, своей личной психологической или физической территории. В данном контексте, слово «неадекватный» — не синоним слову «ненормальный». Неадекватный — значит не соответствующий, не отвечающий реальной существующей ситуации.

Причиной неадекватного страха является наличие в истории жизни человека ситуаций, когда его отвергали, унижали, или уничтожали его ценности, или подвергали осуждению, или запрещали важные для него действия иногда пугающим способом. Такой опыт приобретается в очень раннем возрасте. Мне известны случаи, когда такой страх был сформирован до 1 месяца с рождения, чаще — до 3 лет. Естественно, такую реакцию у ребенка формируют родители или другие взрослые, воспитывающие его в семье. Детский сад и школа не являются главными источниками такого поведения. У психологически адекватного ребенка, поддерживаемого семьей, сад и школа оттачивают те навыки, которые он получает дома.

Наиважнейшим фактором формирования у ребенка адекватного восприятия — является безусловная безоценочная поддерживающая любовь родителей. И именно ее в большинстве семей нет. Оглянитесь: везде и всюду ребенку внушается, что так или иначе поступать плохо, стыдно, грязно, недостойно. Дело в том, что нелюбимый ребенок обречен (биологически) на смерть. Ребенок не может выжить без родителей, и нелюбовь родителей является угрозой его жизни. Ребенок реагирует на это не сознанием, а организмом. Даже если родители кормят и поят самым лучшим, одевают в самое лучшее и потакают капризам, это не является показателем любви, а значит — гарантией выживания.

Признаки нелюбви: отвержение за неправильные действия «не буду любить тебя, если ты такой», «хорошие дети так не делают», «Петя лучше тебя делает то-то», «если бы не ты, я бы сделала карьеру, я бы училась, я бы не переехала сюда, я бы не жила с твоим отцом», «ты должен быть лучшим», «у тебя это не получится, давай я сделаю» и так далее.

Это вполне распространенные фразы, часто даже употребляемые сознательно — чтобы воспитать. В результате у ребенка формируется представление о себе как о недостаточно хорошем = достойном любви.

Например, сегодня у меня на приеме была клиентка, жалующаяся на непомерно агрессивного мужа — он сломал 6-летнему сыну ключицу в порыве гнева (сын не понял, как играть в «морской бой»). Я спросила у нее: «А вы сами детей бьете?» — «Нет, я на них кричу», — «А за что?» — спрашиваю я. «Ну, когда ребенок за собой не убирает... так-то он у меня хороший мальчик, стирает за младшей одежду...». Здесь я ужаснулась: к ребенку относятся как ко взрослому человеку и предъявляют взрослые требования, а если он их не выполняет — его бьют и ругают. Я спросила: «А отчего вы предъявляете к ребенку такие требования?», на что получила ответ: «Если я его сейчас упущу, то что будет дальше?»... Чрезвычайно печальная картина и, к сожалению, очень распространенная. Детей наказывают за то, что они не работают, как взрослые, не думают, как взрослые, не решают задачи в школе, как взрослые... естественно, что такая модель передается из поколения в поколение.

Отсюда вытекает бессознательный страх перед испытаниями, будь то соревнование, экзамен: «если другому я не понравлюсь, если я окажусь плохим, то он меня отвергнет, осудит, осмеет, унизит, ударит». А для ребенка это равносильно смерти. В такой связке ситуации и чувства остаются на бессознательном уровне до тех пор, пока человек не пройдет курса психотерапии, где реальность будет развязана с детскими травмами, а травмы будут в сознании интегрированы — прожиты и завершены.

Человека, подвергавшегося такому обращению в детстве легко узнать: он употребляет ироничные, а иногда и сильно критичные и унижающие замечания в адрес окружающих, не задумываясь о том, как на них может среагировать другой, и часто не считая их унижающими, поскольку привык к такому обращению в своей семье. Он так же критично обычно относится к себе и часто употребляет в речи самоироничные и самокритичные высказывания. Все эти навыки скопированы у родителей, более того, ведь родители, когда унижают ребенка, на самом деле делают это от чистого сердца, желая ребенку только добра! Ни один родитель, пока не узнает (как правило, от психотерапевта) о разрушительности своего воспитания, не представляет, какую судьбу он реально формирует своему ребенку.

Гиперопекающее воспитание тоже является унижающим и душащим: пушистыми рукавицами родители внушают ребенку, что без них он ничего не может, что он несамостоятелен, недостаточно умен и сообразителен. Родители ограничивают свободу в развитии ребенка, в его вкусах и ценностях, определяя по своему мнению, в чем он нуждается, а чего ему не положено или вредно. Причиной такого удушения обычно являются трудности самих родителей:

— это страх увидеть, что ребенок взрослый и сам справляется (а для чего тогда ему я?);

— это страх быть плохими родителями и не уберечь;

— это желание всегда оставаться молодым родителем (за счет инфантилизации детей), и многие другие.

Эти родители не принимают ребенка таким, как есть, переделывая его под образцы того, каким они его хотят видеть. Тогда ребенок и сам не принимает себя таким, какой он есть, глушит свои потребности, отказывается от себя в пользу идеала и, как результат, ужасно страдает, понимая, что он — не идеал. С годами, этот ребенок перенесет во взрослую жизнь натренированную неудовлетворенность собой и страх оценки.

Многие люди, читая эти строки, вскликнут: «Родители же хотели для нас самого лучшего! Нельзя осуждать родителей!» Соглашусь с первой фразой, но не полностью соглашусь со второй. Осуждать — ни к чему, это правда, но чувство протеста испытывать полезно. Родители ответственны за то, какими они нас воспитали. Но только мы сами ответственны за то, что мы с этим делаем дальше. Поэтому оправдывать свои неудачи дурным воспитанием попросту неэффективно: свалив вину на родителей, вы продолжаете быть жертвой своей жизни, а не автором.