Как описывает природу и реку екатерина белокур. Потрясающие факты об украине


Цветочное царство Екатерины Билокур: 10 фактов о художнице. Часть 1.

Екатерина Васильевна Билокур (укр. Катерина Василівна Білокур; 25 ноября (7 декабря) 1900 - 10 июня 1961) - мастер украинской народной декоративной живописи.

Цветы в тумане, 1940. Холст, масло



Цветы и калина, 1940. Холст, масло


Сложно найти случай в истории искусства, когда желание стать художником встречает столько трудностей, сколько пришлось преодолеть Екатерине Билокур. Мечта девушки из простой крестьянской семьи осуществилась не благодаря, а вопреки судьбе. Почти всю жизнь ей пришлось бороться за право рисовать, и, несмотря на это, ее картины излучают поклонение и восторг перед дарами природы. Полевые и садовые цветы, обожаемые художницей, как зеркало чистой, пламенной и нежной души, отражают взгляд на мир очарованной маленькой девочки.

1. «Хочу быть художником»
Екатерина Билокур родилась в 1900 году, в селе Богдановка под Киевом в семье крестьян и ничего не предвещало ей стать художницей. В начале ХХ века в селе девушкам уготована была совсем иная участь - ранний брак, заботы о муже и детях, хлопоты по домашнему хозяйству, работа в поле.


Портрет Екатерины Белокур кисти ее единственной ученицы и односельчанки Анны Самарской


Совсем другими были мечты маленькой Катри - с раннего детства девочка хотела рисовать. И несмотря на то, что в селе нельзя было достать ни красок, ни бумаги, она делала самодельные кисти из прутиков и клочков шерсти, а рисовала на кусочках полотна, которое брала у мамы, или на дощечках, которые находила у отца. К младшему же братику, которого отдали учиться в школу, испытывала особую зависть - ведь у него были тетрадки!



Однажды Катерина взяла одну из них и разрисовала чудесными рисунками. Надеясь порадовать родителей, она развесила в комнате свои сказочные картинки. Отец, заметив такое творчество, сжег их в печке. С тех пор родители не только запрещали ей рисовать, а наказывали розгами, желая отучить от бесполезного занятия.



«Судьба испытывает тех, кто отважился идти к великой цели, но сильных духом не поймает никто, они со стиснутыми руками упрямо и смело идут к намеченной цели. И тогда судьба вознаграждает их сторицей и открывает перед ними все тайны действительно прекрасного и несравненного искусства».
Екатерина Билокур


Букет цветов 1954. Холст, масло


2. Гениальная самоучка
Екатерина не провела в школе ни одного дня. Читать она научилась сама практически за неделю по букварику, который дал ей отец. А потом читать любимые книги девушке приходилось тайком от матери, которая находила все новую работу дочке, чтобы отвлечь от книг.


Букет цветов, 1960. Холст, масло


Отсутствие начального образования помешало Катерине учиться в художественной школе. В 1920-е она отправилась в Миргород поступать в художественное училище, взяв с собой лучшие рисунки, но без аттестата документы не приняли.


Георгины, 1957. Холст, масло


3. Право рисовать
Девушка продолжала рисовать, а сопротивление родителей продолжалось. В 1934 году, доведенная до отчаяния преследованием матери, она пыталась утопиться в реке на ее глазах. Только после попытки самоубийства мама позволила рисовать и не принуждала к замужеству, а Катерина, простудившая ноги в холодной воде, на всю жизнь осталась инвалидом.


Декоративные цветы, 1945. Холст, масло


4. Цветочная симфония художницы
Известность Екатерине Билокур принесли ее цветочные композиции. Художница выписывала каждый цветочек и все ее работы отличаются тщательной детализацией. Над одной картиной мастерица могла работать год. Зимой она писала цветы по памяти, зато весной и летом она работала и в поле, и в саду и даже могла ходить за 30 км., в соседний Пырятинский лес, чтобы нарисовать ландыши.


Колхозное поле, 1948-1949. Холст, масло


Известно, что художница никогда не срывала цветы. Она говорила: «Сорванный цветок, как утраченная судьба». Может быть, поэтому ее живые букеты с пионами, ромашками, розами, мальвами, лилиями обладают особой магией, завораживая зрителей!

5. Долгожданное признание
Екатерина Билокур стала известной художницей в 40 лет, а помог случай. Как-то она услышала по радио песню «Чи я в лузі не калина була» в исполнении Оксаны Петрусенко.

Чи я в лузі не калина була,
Чи я в лузі не червона була?
Взяли ж мене поламали
І в пучечки пов’язали.
Така доля моя!
Гірка доля моя!

Слова песни так тронули художницу, что она написала письмо известной киевской певице. Рассказав о своей личной драме и мечте, она вложила рисунок с изображением калины. Петрусенко заинтересовалась судьбой талантливой девушки и показала его своим знакомым киевским художникам. Очень скоро к Екатерине в Богдановку приехали представители Полтавского дома творчества. И свершилось чудо: удивительные работы никому неизвестной, но одаренной художницы отобрали для персональной выставки. Первую выставку ее картин провели в Полтаве, а вскоре и в Киеве.


Мальвы и розы, 1954-1958. Холст, масло



Натюрморт с колосьями и кувшином 1958-59. Холст, масло


6. Божий дар
Многие натюрморты Билокур сегодня сравнивают с французским натюрмортом, а темный фон ассоциируют с голландской живописью старых мастеров. Между тем, Катерина Билокур никогда не училась рисовать профессионально, а своим учителем называла природу. Впервые художница побывала в музеях Киева и Москвы после своих персональных выставок. Искусствоведы называют художницу самородком, талантом от Бога.


Огородные цветы, 1952-1953Холст, масло


После войны картины Билокур регулярно приобретал Киевский музей народного декоративного искусства. Сегодня большинство работ народной художницы хранятся в этом музее и в Яготинской картинной галерее, в частных собраниях картин почти нет. Всего за свою жизнь Екатерина создала около ста работ.


Памятник Екатерине Билокур в Яготине



Юбилейная ваза к 90-летию Екатерини Васильевны Билокур. Скульптор - Укадер Ю. А. Яготинская картинная галерея


7. Поклонник Пикассо
После войны к Екатерине пришло всемирное признание. Три картины Билокур: «Царь-колос», «Березка» и «Колхозное поле» участвовали в международной выставке в Париже в 1954 году.


Царь Колос (вариант), 1950-е. Холст, масло


Увидев их, Пикассо поинтересовался их автором, и когда ему ответили, что это работы простой крестьянской женщины, он сказал: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили говорить о ней весь мир».

Видимо, не только Пикассо покорили картины Билокур, после выставки во время транспортировки в СССР картины были похищены. И они до сих пор не найдены.


Цветы на желтом фоне, 1950-е. Холст, масло



Пионы, 1946. Холст, масло


8. Одиночество
Личная жизнь у Екатерины не сложилась. Она была привлекательной девушкой и поклонников в родном селе хватало, но никто из них не понимал ее увлечения живописью. Женихи удивлялись и требовали оставить творческие грезы, говоря «Как? Моя жена будет мазилкой!?». И Катерина не спешила замуж. Уже в зрелом возрасте она почувствовала одиночество, ей очень хотелось разделить свои радости и горести с близким человеком, а в селе ее не понимали. Свои мысли и переживания она оставила в письмах к киевским искусствоведам, с которыми переписывалась, и в своей автобиографии. Все ее строки проникнуты лиризмом и искренней доверчивостью.


Полевые цветы, 1941. Холст, масло



Пшеница, цветы, виноград, 1950-1952. Холст, масло



Горобчики (Ворбьишки), 1940г. Холст, масло


9. Народная художница
Несмотря на то, что картины Билокур покупали музеи, постоянно проходили ее выставки, Екатерине было присвоено звание народной художницы и назначена большая пенсия, в лучах славы она не купалась. Художница по-прежнему жила в старом родительском доме, к тому же ухаживала за больной матерью, а сама она уже была больна раком. До последнего дня рисовала самодельными красками и кистями свои любимые цветы, ведь в душе художницы по-прежнему была весна.


«Автопортрет», 1950 Бумага, карандаш



«Автопортрет», 1955 Бумага, карандаш



«Автопортрет», 1957 Бумага, карандаш


10. Музей-усадьба Е.Билокур
В Богдановке, где родилась и провела всю жизнь художница, открыт мемориальный музей. Возле дома - памятник Е. Билокур работы ее племянника - Ивана Билокур.



В доме хранятся личные вещи, документы художницы, некоторые картины, а последняя работа, которую Екатерина не успела закончить, стоит на мольберте - георгины на голубом фоне.


Георгины на голубом фоне




Вокруг дома Билокур, как и при ее жизни, растут цветы. О них так восторженно, и так душевно писала Екатерина в одном из своих писем: «Так как же их не рисовать, когда они такие красивые? Ой Боже ж мой, как глянешь кругом, то та красивая, а та еще лучше, а та еще чудеснее! И как бы склоняются ко мне и говорят: "Кто ж нас тогда будет рисовать, как ты нас покинешь?" То я все на свете забуду - и снова рисую цветы».



СССР Жанр:

Наивное искусство

Стиль:

Пейзаж, натюрморт, портрет

Памятник Екатерине Белокур в Яготине

Екатерина Васильевна Белокур (укр. Катерина Василівна Білокур ; 25 ноября (7 декабря) - 10 июня ) - мастер украинской народной декоративной живописи .

Детство

Екатерина Белокур родилась в селе Богдановка Пирятинского уезда Полтавской губернии (ныне это Яготинский район Киевской области). Когда именно - до конца не выяснено. Сама художница называла и 23 ноября , и 24 ноября , и , и 1901 года . Официальной датой её рождения было в конце концов признано 25 ноября (7 декабря) 1900 года . Это было наиболее логичным, ведь 25 ноября - день Святой великомученицы Екатерины.

Стремление к рисованию

Когда именно будущая художница начала рисовать - сказать трудно, но, очевидно, это произошло не в детстве, а в отрочестве. Рисовала углём на кусочках полотна. В 14 лет Екатерину застали за этим бессмысленным, как все считали, занятием. Прибегли к неотложным мерам - розги и строжайший запрет рисовать. Отныне девочке приходилось творить втайне.

Сохранилась, однако, легенда, свидетельствующая о немалой популярности творческих попыток 15−17-летней Кати и даже об их признании. Сосед и родственник Белокуров Никита Тонконог, владевший водяной мельницей , был страстным театралом. Вместе со своими единомышленниками он организовал некое подобие театральной студии. Поставленные Тонконогом пьесы имели значительный успех. Зная, что Екатерина Белокур «умеет рисовать», творческий мельник попросил её помочь с декорациями. Девочка с удовольствием рисовала, смотрела спектакль на воде, а позже, кстати, и играла на сцене этого уникального театра.

В отношении односельчан к увлечению Екатерины Белокур преобладала точка зрения её матери, Акулины Павловны: «Вот уж наказал нас Бог такой дочкой! У всех людей дочери в таком возрасте уже замужем, у их родителей есть зятья, а наша чертей малюет!»

В техникуме

В драмкружке собралась талантливая, а главное - любознательная молодёжь. Ставили «Наталку Полтавку» Котляревского , «Сватанье на Гончаровке» Квитки-Основьяненко , «Служанку» и «Бесталанную» Карпенко-Карого , «Мать-батрачку» Тогобочного - инсценировку «Батрачки» Шевченко и много других спектаклей. Екатерина играла самоотверженно. Правда, свой возраст (24-26 лет) она считала неподходящим для ролей девиц и играла преимущественно замужних женщин.

Среди юношей и девушек, собиравшихся в богдановском драмкружке, был и Александр Кравченко. Его несколько загадочно называют «жених, которым пренебрегла Екатерина Белокур». Вероятно, эта история связана именно с его именем: будущая создатель «Колхозного поля» и «Пионов» отбросила подаренный ей букет со словами: «Если ты так жесток с цветами, то какой ласки от тебя ждать мне?». Ведь цветы - живые. Все свои картины она будет создавать только с натуры.

Радостные времена

Художница гостила у двоюродной сестры, Любови Тонконог, жившей на другом берегу реки, и услышала по радио песню в исполнении прославленной Оксаны Петрусенко. Или песня, или голос, а может быть, и то и другое, настолько поразили Екатерину, что она всю ночь просидела над письмом - и утром отправила его по довольно необычному адресу: «Киев, Академический театр, Оксане Петрусенко».

Однако слава певицы была настолько широкой, что письмо не потерялось и дошло до адресата . Вложенный в конверт вместе с письмом рисунок на кусочке холста - калина - изумил Оксану Петрусенко. Она посоветовалась с друзьями - Касияном, Тычиной , поехала в Центр народного творчества, изложила суть дела. В Полтаву поступило распоряжение - съездить в Богдановку, найти Белокур, поинтересоваться её работами.

И вот - в Богдановку приезжает Владимир Хитько, возглавлявший тогда художественно-методический совет областного Дома народного творчества. Потрясённый, несколько картин забирает с собой в Полтаву, показывает коллеге и другу, художнику Матвею Донцову. Принято однозначное решение - немедленно организовать выставку. И в 1940 году в Полтавском доме народного творчества открывается личная выставка художницы-самоучки из Богдановки Екатерины Белокур. Выставка состояла лишь из 11 картин.

Успех был огромным. Екатерину премировали поездкой в Москву . Её сопровождал В. Хитько. Художница посетила Третьяковскую галерею , Пушкинский музей , музей Ленина . Наибольшее впечатление произвели «малые голландцы», художники-передвижники и французские импрессионисты . Но известные картины одновременно и восхитили, и удручили Екатерину. Некоторое время после этого она даже не могла работать: «Ну куда мне быть художницей? Я - ничто! Моя мазня никуда не годится! Я такое увидела! Всё такое чудесное, но недостижимое для меня. Куда мне, глупой сельской девке, думать об искусстве? Да и могу ли я что-нибудь стоящее создать?». Но успокоившись, она снова и снова пишет цветы, которые не может не рисовать, ведь лучше них нет ничего на свете. В 1941 году Белокур создаёт «Полевые цветы».

«Вы меня спрашиваете, где можно достать такую литературу, такие книги, которые сказали бы что-нибудь о живописи, и как ею овладеть? Сыночек дорогой, поверьте моей совести, поверьте мне, старой женщине, честное слово, у меня нет таких книг и никогда не было, и я не знаю, где они есть. Когда я начинала учится этому великому делу, я никогда не пользовалась ни книжными советами, ни устными. Я ни у кого не спрашивала советов, да и спросить-то не было у кого, потому что ни в нашем селе, ни близь него ни больших, ни малых художников не было. Я до всего доходила своим умом» (из письма Катерины Билокур).

Этот фрагмент становится поводом для размышлений. Во-первых, он затрагивает вопрос фигуры художника и на примере Билокур доказывает, что художник – это не всегда и не обязательно человек с академической школой живописи за плечами. То есть этот факт отсылает к широко обсуждаемым темам определения «художник» и касается тех качеств, при наличии которых, человек из просто «владеющего навыками рисования или ремеслом» становится художником. Во-вторых, нельзя обойти фразу «я до всего доходила своим умом», которая является подтверждением пути эксперимента и изобретательства художницы. Это интересно еще с той точки зрения, что если бы обстоятельства в жизни Билокур складывались иначе, она бы вполне могла получить художественное образование. И если так, было бы любопытно сравнить, имела бы история искусства настолько самобытное художественное явление, как творчество Катерины Билокур. Но однажды судьба все расставила по местам, и мировая культура теперь имеет яркую представительницу «наивного» искусства, о которой Пабло Пикассо говорил не иначе, как: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!».

Катерина Билокур. Буйная. 1944-1947 гг.

Однако в реальной жизни в первой половине XX века Катерине Билокур приходилось брать несколько перьев, вишневую веточку и самостоятельно смешивать природные цветные пигменты. Юная Катя самоотверженно училась делать все сама, включая кисти и краску. Еще с детства она увлеклась творчеством, поэтому такие события в ее родном селе Богдановка, как создание народного театра, не могли обойти её стороной: Билокур играла роли и готовила декорации. Именно тогда местный художник-любитель Иван Калита стал первым, кто рассказал ей о технических особенностях живописи.

Источником ее вдохновения был фольклор. Взяв на вооружение тексты песен, сказок и легенд, Билокур работала с народным творчеством, которое было частью её мировоззрения. Поэтому, когда она рисовала с натуры на открытом воздухе (пленэре), это не мешало ей фантазировать. Билокур удавалось «собирать» увиденные цветы на полотне в буйные флористические композиции, в которой один цветок мог быть весенним, а другой – осенним. Именно в таких работах она проявила свой талант в полной мере. И сама, кстати, отдавала себе в этом отчет: «Цветы у меня получаются хорошо, портреты – так себе, а вот с пейзажами у меня-то плохо».

Катерина Билокур. Цветы на синем фоне.

Катерина Билокур. Арбуз, морковь, цветы. 1951

Жизнь художницы была сложной. Но несмотря на неудачи и разочарования: насмешки односельчан, непринятие в художественные заведения в связи с недостатком образования, Билокур все-таки добивается своего. В 1940 году в Полтавском доме народного творчества состоялась первая персональная выставка художницы из 11 картин, которая вызвала у публики настоящий восторг. И все это случилось по велению судьбы — когда Билокур отправила письмо со своим рисунком певице Оксане Петрусенко, который покорил взгляд женщины и заставил отправиться на поиски самобытной художницы. С тех пор ее имя становится известным, хотя Катерина и остается в Богдановке. Там у нее появились свои ученики, туда к ней однажды пришел тогдашний директор Музея украинского народного декоративного искусства Василий Нагай, закупив её работы. Поэтому сегодня именно эта институция имеет лучшую коллекцию работ «наивного» искусства украинской художницы, а прошлогодняя ретроспективная выставка в Мыстецком Арсенале под названием «Катерина Билокур. Хочу быть художником!» в основном была выстроена из экспонатов этого музея.

И под конец я вновь возвращаюсь к письму Катерины, но только беру другой отрывок: «А вот как потеплеет, сойдут снега с земли и будут теплые дни – я буду опять выходить учится рисовать пейзажи». Вот это «опять выходить учиться» – как раз тот принцип, который прошел сквозь творческий путь Билокур, путь непрекращающегося поиска и открытий.

Катерина Билокур. Цветы над оградой. 1935

Катерина Билокур. В окрестностях. 1940-е гг.

«Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!».
Пабло Пикассо

В окрестностях. 1940-е гг.

«Щастя», 1950

«Сон», 1940

«У Шрамківському районі на черкаській землі», 1955-56


«Хата в Богданівці», 1955

Буйная. 1944-1947 гг.

Цветы на синем фоне.

Арбуз, морковь, цветы. 1951

Цветы над оградой. 1935

Жизнь художницы была сложной. Но несмотря на неудачи и разочарования: насмешки односельчан, непринятие в художественные заведения в связи с недостатком образования, Билокур все-таки добивается своего. В 1940 году в Полтавском доме народного творчества состоялась первая персональная выставка художницы из 11 картин, которая вызвала у публики настоящий восторг. И все это случилось по велению судьбы — когда Билокур отправила письмо со своим рисунком певице Оксане Петрусенко, который покорил взгляд женщины и заставил отправиться на поиски самобытной художницы. С тех пор ее имя становится известным, хотя Катерина и остается в Богдановке. Там у нее появились свои ученики, туда к ней однажды пришел тогдашний директор Музея украинского народного декоративного искусства Василий Нагай, закупив её работы. Поэтому сегодня именно эта институция имеет лучшую коллекцию работ «наивного» искусства украинской художницы, а прошлогодняя ретроспективная выставка в Мыстецком Арсенале под названием «Катерина Билокур. Хочу быть художником!» в основном была выстроена из экспонатов этого музея.

Источником ее вдохновения был фольклор. Взяв на вооружение тексты песен, сказок и легенд, Билокур работала с народным творчеством, которое было частью её мировоззрения. Поэтому, когда она рисовала с натуры на открытом воздухе (пленэре), это не мешало ей фантазировать. Билокур удавалось «собирать» увиденные цветы на полотне в буйные флористические композиции, в которой один цветок мог быть весенним, а другой - осенним. Именно в таких работах она проявила свой талант в полной мере. И сама, кстати, отдавала себе в этом отчет: «Цветы у меня получаются хорошо, портреты - так себе, а вот с пейзажами у меня-то плохо».
«А вот как потеплеет, сойдут снега с земли и будут теплые дни - я буду опять выходить учится рисовать пейзажи». Вот это «опять выходить учиться» - как раз тот принцип, который прошел сквозь творческий путь Билокур, путь непрекращающегося поиска и открытий.

Дата рождения 24 ноября (7 декабря) Место рождения
  • Богдановка , Черняховская волость [d] , Пирятинский уезд , Полтавская губерния , Российская империя
Дата смерти 10 июня (1961-06-10 ) (60 лет) Место смерти
  • Яготин , Киевская область , Украинская ССР , СССР
Страна Жанр наивное искусство Стиль

пейзаж, натюрморт, портрет

Награды Звания
Народный художник УССР Медиафайлы на Викискладе

Екатерина Васильевна Белокур (укр. Катерина Василівна Білокур ; 24 ноября (7 декабря) - 10 июня ) - украинская советская художница, мастер народной декоративной живописи, представительница «наивного искусства ».

Биография

Юность

В 1944 году Богдановку посетил директор Государственного музея украинского народного декоративного искусства Василий Нагай, который приобрел у Белокур ряд картин. Именно благодаря ему Музей украинского народного декоративного искусства имеет лучшую коллекцию работ Белокур.Киеве , Москве и других городах. Три картины Билокур - «Царь-Колос», «Берёзка» и «Колхозное поле» были включены в экспозицию советского искусства на Международной выставке в Париже (1954). Здесь их увидел Пабло Пикассо , отозвавшийся о Белокур так: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!» .

Вскоре у художницы появились многочисленные друзья, художники и искусствоведы, у которых она нашла понимание и уважение. Кроме встреч она вела с ними длительную переписку из Богдановки. Среди её адресатов - поэт Павел Тычина и его жена Лидия Петровна, искусствовед Стефан Таранушенко , директор Музея украинского народного декоративного искусства Василий Нагай, художники Елена Кульчицкая , Матвей Донцов, Эмма Гурович и другие. В Богдановке у художницы появились ученицы Ольга Бинчук, Тамара Ганжа и Анна Самарская .

Последние годы

В 1948 году умер отец художницы Василий Белокур. Екатерина некоторое время жила с больной матерью, а впоследствии к ним переехал брат Григорий с женой и 5 детьми. Весной 1961 года к болям в ногах Белокур добавилась сильная боль в желудке. Домашние лечебные средства не помогали, а в богдановской аптеке не было необходимых лекарств. В начале июня 1961 года умерла 94-летняя мать художницы. В том же году Екатерину отвезли в Яготинскую районную больницу. 10 июня ей сделали операцию, не принёсшую результата, и в тот же день Екатерина Белокур умерла. Художница была похоронена в родном селе Богдановка. Автор надгробного памятника - скульптор Иван Гончар .

Творчество и художественные приёмы

В основном Екатерина Белокур рисовала цветы. Нередко в одной картине сочетала весенние и осенние - такая картина рисовалась с весны до осени. 6 георгин на картине «Колхозное поле» рисовала три недели. Кроме цветов Екатерина Белокур рисовала пейзажи и портреты. Несколько раз обращалась к сюжету аиста, который приносит ребёнка, но отказалась от этой идеи из удивления и непонимания окружающих.

Акварелью и карандашом работала мало, художницу больше привлекали масляные краски. Сама делала кисти - выбирала из кошачьего хвоста волоски одинаковой длины. Для каждой краски - своя кисточка. Самостоятельно овладела техникой грунтовки холста.