Как сдать егэ по литературе. Как сдать егэ по литературе, если ничего не читала


Учеников для сдачи экзаменов по окончании школы. Сейчас ее сдают лишь около 5% выпускников. Это происходит потому, что литература нужна для поступления на не самые популярные специальности : филолог, лингвист и преподаватель русского и литературы.

До введения ЕГЭ литература обязательно сдавалась при окончании школы в виде сочинения и оценка выставлялась сразу по двум предметам: литературе – за качество текста и раскрытие основной идеи, свое мнение и знание мнений критиков и по русскому языку – за отсутствие ошибок.

Ознакомьтесь с общей информацией об экзамене и приступайте к подготовке. По сравнению с прошлым годом вариант КИМ ЕГЭ 2019 изменился. Теперь в задании 17 вам предстоит выбрать одну тему сочинения из четырех (было – из трех). Максимальный первичный балл за весь тест сильно подняли – с 42 до 57. Остальные изменения не очень серьезные, можете с ними ознакомиться .

Оценивание ЕГЭ

В прошлом году чтобы сдать ЕГЭ по литературе хотя бы на тройку, достаточно было набрать 32 первичных балла. Их давали, например, за правильно выполненные задания № 1-7, 10 и 11.

Как будет в 2019 году пока точно неизвестно: нужно дождаться официального распоряжения от Рособрнадзора о соответствии первичных и тестовых баллов. Скорее всего оно появится в декабре. Учитывая, что максимальный первичный балл сильно увеличился, очень вероятно, что может поменяться и минимальный балл. Ориентируемся пока на эти таблицы:

Структура теста ЕГЭ

В 2019 году тест ЕГЭ по литературе состоит из двух частей, включающих в себя 17 заданий.

  • Часть 1: Состоит из двух комплексов заданий. Первый относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: включает семь заданий (1–7) с кратким ответом и два задания (8, 9) с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений. Второй относится к анализу лирического произведения: включает пять заданий (10–14) с кратким ответом и два задания (15, 16) с развернутым ответом в объеме 5–10 предложений.
  • Часть 2: 4 темы сочинения (17.1–17.4), из которых нужно выбрать ОДНУ и написать текст объемом 200 слов или более.

Подготовка к ЕГЭ

  • Пройдите тесты ЕГЭ онлайн бесплатно без регистрации и СМС. Представленные тесты по своей сложности и структуре идентичны реальным экзаменам, проводившимся в соответствующие годы.
  • Скачайте демонстрационные варианты ЕГЭ по литературе, которые позволят лучше подготовиться к экзамену и легче его сдать. Все предложенные тесты разработаны и одобрены для подготовки к ЕГЭ Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ). В этом же ФИПИ разрабатываются все официальные варианты ЕГЭ.
    Задания, которые вы увидите, скорее всего, не встретятся на экзамене, но будут задания, аналогичные демонстрационным, по той же тематике или просто с другими цифрами.

Общие цифры ЕГЭ

Год Миним. балл ЕГЭ Средний балл Кол-во сдававших Не сдали, % Кол-во
100-балльников
Длитель-
ность экзамена, мин.
2009 30
2010 29 57,59 54 313 5 422 240
2011 32 57,15 39 317 5 355 240
2012 32 56,3 46 030 4,8 324 240
2013 32 58,4 44 420 5,6 457 240
2014 32 53,6 235
2015 40 56,9 235
2016 32 235
2017 32 235
2018

На официальном сайте ФИПИ в разделе "Аналитические и методические материалы" опубликованы "Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года", именно здесь можно найти информацию о том, какой средний балл ЕГЭ по литературе был в 2017 году .

Скачать документ.

Таблица 1

Средний балл ЕГЭ 2017 по литературе

Общее число участников ЕГЭ 2017 г. по литературе составило 41 267 человек, что чуть ниже числа экзаменовавшихся в 2016 г. (43 585 человек), но выше, чем в 2015 г. (37 512 человек). Указанные данные свидетельствуют об определенной стабильности в выборе ЕГЭ по литературе выпускниками, поступающими в вузы соответствующего профиля.

Наибольшее число участников отмечается в следующих субъектах РФ: г. Москва (5392 человека), г. Санкт-Петербург (2556 человек), Московская область (2679 человек), Краснодарский край (1368 человек), Ростовская область (1090 человек), Свердловская область (1035 человек), Нижегородская область (931 человек).

Средний тестовый балл в 2017 г. составил 59,68, что чуть выше показателей 2016 г. (57,91) и 2015 г. (57,12).

Наиболее многочисленными являются группы экзаменуемых, получивших 41–60 и 61–80 т.б. (41% и 40% участников соответственно). Группа высокобалльников составляет более 8,6% от общего числа участников. В сравнении с 2016 г. в 2017 г. уменьшилась доля экзаменуемых с результатами в диапазоне низких баллов (0–40 т.б.). Наметилась тенденция к увеличению доли хорошо подготовленных участников с результатами 61–80 т.б. (увеличение на 2%), что объясняется, в частности, тенденцией к повышению качества преподавания предмета «Литература» в связи с введением итогового сочинения.

Минимальный балл ЕГЭ 2017 г. составил 8 п.б. (32 т.б.), как и в 2016 г. Доля выпускников, не набравших в 2017 г. минимального количества баллов, равна 2,9%, что на 1,4% меньше, чем в 2016 г. (4,3%) и на 2,4% меньше, чем в 2015 г. (5,3%). Данный результат также свидетельствует об улучшении качества подготовки выпускников к экзамену по литературе.

100 баллов за ЕГЭ по литературе в 2017 г. получили 343 человека. (0,83%), что в абсолютном исчислении больше, чем в 2016 г. (256 человек). Динамика количества 100-балльников связана с повышением качества подготовки выпускников, мотивированных на успешную сдачу экзамена по литературе.

Анализ результатов ЕГЭ 2017 г. подтверждает сохранение измерительных свойств экзаменационной модели и позволяет констатировать, что степень сложности заданий КИМ в целом адекватна познавательным возможностям экзаменуемых и дает возможность дифференцировать их для поступления в вузы с различными требованиями к уровню подготовки по литературе.

7 июня состоится Единый государственный экзамен по литературе. 17 заданий, из них одно сочинение, почти четыре часа на выполнение – от таких подробностей можно впасть в обморок, особенно если Пушкин с Булгаковым не читаны, а Тютчев с Маяковским не заучены. Но хорошо тем, кто знает географию: оказывается, на Сахалине-то ЕГЭ начнется аж на восемь часов раньше, чем в Москве. «Отчего же не воспользоваться этим преимуществом?» – думают особенно отчаявшиеся.

Ответы ЕГЭ 2017 по литературе в интернете

Набрав в поисковике «Ответы КИМ ЕГЭ 2017 7 июня » или что-то в этом роде, полюбуйтесь группами, аккаунтами в социальных сетях, форумами на сайтах, где предлагают получить ответы на ЕГЭ за несколько часов до экзамена. Заметьте, что кое-где обещают выслать ответы даже за 12 часов до! То есть экзамен еще нигде не прошел, а ответы уже предлагают. Как это возможно?

Такое, конечно же, невозможно. Никто не знает содержание КИМов до момента их вскрытия в месте проведения экзамена. Не знают даже наблюдатели и преподаватели. Значит, делаем вывод: мошенники просто пользуются уязвимым положением выпускников и в решающий час просто присылают им компиляцию заданий из открытого банка. Горе-экзаменуемый целый день рвет и мечет, ни с чем идет на экзамен, и хорошо, если каким-то чудом получает минимальный балл. Приходя домой, он обнаруживает, что злополучной странички на сайте «ВКонтакте» или «Одноклассники» больше нет или там попросту никто не отвечает на сообщения.

Итак, теперь мы знаем, что не стоит верить тем, кто обещает вам выслать ответы на ЕГЭ 2017 по литературе сию минуту, в течение дня или в любое время до старта экзамена в самом восточном городе нашей страны. Но, увы, у нас неприятная новость и для тех, кто рассчитывает на ответы за восемь часов и менее: КИМы ЕГЭ в разных регионах эквивалентны друг другу по сложности и структуре, но различны по содержанию. Польза от КИМа, допустим с Камчатки, такой же, как от демонстрационной версии КИМа на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

Скачайте ключ к решению всех тестов прямо сейчас!

Ввиду вышесказанного советуем вам не связываться с готовыми ответами. Проявите свои бойцовские качества и докажите себе, что как бы худо ни было ваше познание отечественной литературы, вы всегда способны мобилизоваться и одержать победу честным путем. Разумеется, ни о каком высоком балле уже речи не идет, вам просто нужно постараться выдать все, на что способны в сложившейся ситуации.

Изучите подробно кодификатор из пакета документов демонстрационных КИМов на сайте ФИПИ – там вы найдете все темы, которые изучали в школе и которые только и могут войти в ЕГЭ. Даже изучая лишь кодификатор, вы уже многое поймете, вспомните. О том, как можно подготовиться к ЕГЭ по литературе в короткий срок, читайте подробнее здесь.

Структура и содержание ЕГЭ 2017 по литературе

Как уже было сказано, вам предстоит справиться с 17 заданиями. Сочинение – последнее из них. В среднем у вас должно уйти на его написание около двух часов. Тему сочинения вы выбираете из трех вариантов.

Остальные 16 заданий поделены на две части: 1) анализ эпического, лироэпического или драматического произведения; 2) анализ лирического произведения. Большая их часть – это закрытые вопросы с кратким ответом и проставлением в бланке числа, соответствующего правильному ответу. Но по два задания в каждой из частей потребуют от вас развернутого ответа на 5–10 предложений.

Будьте бдительны перед соблазнами получить готовые ответы, оригинальные КИМы или шпаргалки. Верьте в свои силы, и удачи вам на экзамене!

Что нужно знать, чтобы получить максимальный балл?

Текст: Наталья Лебедева/РГ
Фото: кадр из ролика

ЕГЭ по литературе - экзамен по выбору. Но для будущих филологов, журналистов, искусствоведов, режиссеров, актеров, художников и даже артистов цирка баллы, набранные на экзамене по литературе, станут решающими при поступлении в выбранный вуз.

Сразу хотим успокоить выпускников, 2017 года будет мало чем отличаться от экзамена, который сдавали одиннадцатиклассники в прошлом году. Те же 17 заданий, последнее из которых - полноценное развернутое сочинение. О том, как будет проходить экзамен, рассказал один из разработчиков, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «ФИПИ», руководитель Федеральной комиссии по разработке контрольных измерительных материалов Сергей Зинин.

Краткий справочник абитуриента

1. ЕГЭ по литературе состоит из двух частей. В первой части будет необходимо продемонстрировать свои знания литературных произведений и провести их анализ. Во второй - написать полноформатное развернутое сочинение на литературную тему.

2. В первой части 16 заданий. Первый комплекс заданий относится к анализу фрагмента эпического, лирического или драматического произведения. Второй комплекс заданий - это анализ лирического произведения. Задания 1–7 и 10–14 предполагают краткий ответ в один-два слова или последовательность цифр и относятся к базовому уровню сложности. Задания 8–9 и 15–16 - повышенной сложности, чтобы их выполнить потребуется написать связный и развернутый ответ из 5–10 предложений.

3. Чтобы получить максимальный бал за первую часть, необходимо не только хорошо знать конкретные произведения, но и уметь их анализировать. Верно определять жанровые и языковые особенности произведения и выделять различные средства обозначения авторской позиции. Пригодятся знания и по теории литературы: что такое сатира и сарказм, ирония и инверсия, гипербола и сравнение или чем ямб отличается от хорея… И конечно же нужно быть всегда готовыми назвать имена героев и названия глав, вспомнить, где разворачивались основные события и что происходило с героями.

4. Вторая часть потребует написания полноформатного развернутого сочинения на литературную тему. Выпускнику предстоит выбрать одну из трех предложенных тем, охватывающих важнейшие этапы отечественного историко-литературного процесса:

  • древнерусская литература/литература XVIII века/литература первой половины ХIХ века;
  • литература второй половины ХIХ века;
  • литература конца ХIХ–ХХ века.

Проверяющие будут оценивать, насколько хорошо ученик понимает художественное своеобразие произведения и как выражает свое отношение к проблемам, поднимаемым писателем.

5. ЕГЭ по литературе длится 3 часа 55 минут. Обычно выпускникам советуют первые 2 часа отвести выполнению заданий из первой части, а оставшееся время посвятить исключительно написанию сочинению из второй части.

6. За каждый верный ответ при выполнении заданий с кратким ответом в первой части экзамена можно получить максимум 1 балл.

Задания 8 и 15, требующие развернутого ответа, будут оцениваться по двум критериям: «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов» и «Следование нормам речи». Если по первому критерию экзаменатор ставит 0 и 1 балл, то по второму критерию задание не оценивается. Таким образом, за успешное выполнение можно получить максимум 4 балла за каждое задание.

Задания 9 и 16 оцениваются лишь по одному критерию: «Включение произведения в литературный контекст и убедительность аргументов». За каждое успешно выполненное задание можно получить максимум 4 балла.

Задание 17 из второй части — сочинение оценивается по 5 критериям: «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений», «Уровень владения теоретико-литературными понятиями», «Обоснованность привлечения текста произведения», «Композиционная цельность и логичность изложения», «Следование нормам речи». Максимально возможный балл за успешное выполненное задание - 14 баллов.

Таким образом, максимальный первичный балл за ЕГЭ по литературе - 42 балла.

7. Все задания ЕГЭ по литературе основаны на школьной программе по литературе. Поэтому для подготовки можно пользоваться любыми учебниками, энциклопедиями и справочными материалами.

Текст: Александр Смолин
Фото: newtonew

Я сдавал в 2014 году. С тех пор пытались несколько раз изменить, но сами задания по сути изменились не сильно. Поэтому, надеюсь, мои советы помогут выпускникам подготовиться к экзамену и сдать его на максимальный балл. Сам я получил 91 балл - самый высокий у нас в Ставропольском крае.

Готовиться советую начинать заранее, с сентября. Признаюсь сразу, занимался я с репетитором. Мне с ним, вернее с ней, очень повезло. Изначально я думал, что заниматься с другими школьниками вредно для успеваемости, но быстро понял, как я ошибался. Мы готовились группой из трех человек - я и две девочки из моей школы.

Первым делом нам рассказали про кодификатор - перечень всего того, что может попасться на экзамене. Это произведения русской литературы, начиная от «Слова о полку Игореве» и заканчивая «Одним днем Ивана Денисовича» Но главная проблема в том, что там есть тексты, которые в школе не проходят.

Нас строго предупредили, что в письменных ответах 9 и 16 (раньше С2 и С4 ), где требуется сравнить прозаическое и стихотворное произведения с другими из литературного контекста, можно использовать примеры только из русской литературы. А любое обращение к зарубежной классике вынудит экзаменаторов ставить нули.

Список обязательной литературы оказался довольно внушительным. Но там не оказалось, например, или «Очарованного странника» , тургеневской «Аси », которые в нашей школе мы изучали на уроках литературы. А вот сатирические сказки туда вошли. Кроме того, некоторые произведения, например «История одного города» того же Михаила Евграфовича, были «для обзорного изучения», и репетитор сказала, что они почти наверняка не попадутся на экзамене (или могут попасться скорее всего там, где у нас есть право выбора, то есть как тема для большого сочинения).

Стихотворения представляли не меньшую сложность, чем эпические и драматические произведения. Во-первых, их было много. Во-вторых, их нужно было учить наизусть, поскольку цитаты в задании 16 (раньше С4 ) - вещь очень полезная. В-третьих, их нужно понимать и уметь анализировать.

Но я ничуть не жалею, что выучил их. Это получилось как-то само собой во время тренировочных заданий. У любого получилось бы. От некоторых стихотворений мурашки бежали по коже от восхищения. На школьных уроках литературы такого не было.

Русской поэзии и все, что после нее, в ЕГЭ не вошло. Не было ни , ни , ни , ни , ни - хотя опыт последних двух лет показывает обратное: стихотворения этих поэтов стали активно включать в экзаменационные задания.

Один из главных мифов о ЕГЭ звучит примерно так: если что-то не прочитать, будет плохо. Проверено на собственном опыте - это не так. Лично я не смог осилить и «Обломова». Зато перечитал другие произведения: , и далее по списку. Как вы поняли, ни шолоховское, ни гончаровское творения мне не попались. И еще один важный момент: знание содержания произведения и умение его понимать и анализировать - это совершенно разные вещи.

Теперь о самих экзаменационных заданиях. B-часть - очень легкая, нужно всего лишь знать термины. Например, определение эпоса и драмы, рассказа и романа, антитезы и оксюморона, романтизма и сентиментализма, фабулы и пафоса. В общем, вы поняли, о чем я. Объяснять, что это такое, не нужно. Тебе дают определение, а ты просто пишешь слово в бланке ответов. Я не помню, сколько баллов давали за эту часть, но знаю, что очень мало.

Другое дело - C-часть . Где нужно было написать 5 мини-сочинений. Тогда они назывались С1-С4 (сейчас задания 8 , 9 и 15,16 ) и одно большое - С-5 (задание 17.1-17.3 ). Для меня самым сложным на ЕГЭ по литературе оказались нехватка времени и боль в пальцах руки от интенсивного письма. И, конечно, постоянная концентрация и аналитическое мышление. А еще я очень боялся, что мой почерк не разберет ни один эксперт. Запоминание цитат по сравнению с этим - цветочки. Тем более что можно было в 8 и 15 заданиях (тогда С1 и С3 ) «закавычить» то, что цитатой, возможно, не является.

С1 и С3 (сейчас - 8 и 15 ) были схожи тем, что в них по прозаическому и по стихотворному произведениям соответственно были заданы вопросы, на которые надо было развернуто ответить. В этих заданиях снижали балл за пересказ текста вместо анализа (а если плохо понимаешь, о чем речь, избежать пересказа практически невозможно), за попытку рассуждений, не относящихся к теме, и, что самое страшное, за фактические ошибки.

Например, назвал ты драму Островского «Гроза» трагедией - снимают балл. Зато с использованием цитат проблем не было - тексты, необходимые для анализа, были напечатаны перед вопросами.

В С2 и С4 (сейчас - 9 и 16 ) задается вопрос: «Где еще в русской литературе встречается проблема (или мотив, или художественный прием), указанная в данном прозаическом отрывке или стихотворном произведении?» На мой взгляд, эти задания даже сложнее, чем С5.

Представьте, чтобы не потерять баллы, вам нужно вспомнить кучу произведений, выбрать из них как минимум два, которые можно хоть в чем-то уподобить, найти позиции для сравнения, сравнить, причем желательно привести цитаты для подтверждения своих мыслей. А в С4 цитаты - нередко довольно большие части стихотворения или даже несколько стихов. Для этого и нужно их учить.

Позиции для сравнения и аргументы должны быть сильными. Проблема в том, что объективно оценить это задание невозможно: одному проверяющему аргументы покажутся убедительными, а другому - нет.

Метод работы с заданиями раздела С2 следующий - во вступлении перечисляешь все произведения, которые хочешь сравнить. В первом абзаце основной части находишь сходства и различия между произведением из задания и первым названным тобой, во втором абзаце проделываешь то же самое, но со вторым предложенным произведением. Наконец, в выводе еще раз все сравниваешь, причем важно не повторяться. Поначалу думал, что это почти невозможно, но к экзамену все становится возможным.

Наконец, С5 (сегодня — задание 17.1-17.3 ) - самое ценное. За него, если мне не изменяет память, давали около половины баллов. Да, да, вы правильно прочитали. А писать его в условиях нехватки времени более чем «нервотрепно».

С5 - большое сочинение на выбор. Выбираешь одну из трех тем и раскрываешь ее. Причем раскрываешь максимально полно. Тут оценивается многое, но главное - содержательный аспект. Если проблема не раскрыта, ни на что остальное эксперт не посмотрит. И за ЕГЭ вы получите максимум 50 баллов , при условии, что все остальное выполнено идеально. Второй критерий - термины, те самые, которые были в B-части. В 2014 году их нужно было употребить не менее 10 (цифра, конечно, условная, но зато она вписывается в формулировку критерия «высокий уровень владения терминологией»). Сегодня, кстати, критерий изменили и прописали, что хотя бы в одном месте термин должен использоваться для анализа. Третье - цитирование, краткий пересказ эпизода, описание - словом, все, что докажет знание текста. В этом случае краткий пересказ не возбранялся. Четвертое - логика и связность текста, тут все понятно.

Наконец - то, на что обращают внимание всегда, но снижают только в С5, - речевые ошибки (сегодня уже речь оценивают в 8 из 15 заданий). Кстати, прелесть экзамена по литературе в том и состоит, что на грамматику не обращают внимания. Это - очень-очень хорошо. Потому что в спешке иногда невесть что напишешь. Мне в школе по литературе из-за жесткого оценивания грамматических ошибок иногда даже «2» ставили.

Удачи всем, кто будет сдавать ЕГЭ по литературе в этом учебном году!