Как собрать кубик рубик 3х3 самый легкий способ схема для детей. Простые правила сборки кубика рубика


Как собрать Кубик Рубика

В двух словах: если запомнить 7 простых формул длиной не более 8 вращений каждая, то можно спокойно научиться собирать обычный кубик 3х3х3 за пару минут. Быстрее, чем за минуту-полторы, этим алгоритмом собрать кубик не получится, но две-три минуты – легко!

Введение

Как и у любого куба, у головоломки 8 углов, 12 рёбер и 6 граней: верхняя, нижняя, правая, левая, передняя и задняя. Обычно каждый из девяти квадратов на каждой грани Кубика окрашен в один из шести цветов, как правило, расположенных парами друг напротив друга: белый-жёлтый, синий-зелёный, красный-оранжевый, образуя 54 цветных квадрата. Иногда вместо сплошных цветов на грани Кубика наносят , тогда его становится ещё сложнее собрать.

В собранном («исходном») состоянии каждая грань состоит из квадратов одного цвета, либо все картинки на гранях правильно сложены. После нескольких поворотов Кубик «размешивается».

Собрать Кубик - это вернуть его из размешанного в исходное состояние. В этом, собственно, и заключается основной смысл головоломки. Многие энтузиасты находят удовольствие в сборке "пасьянсов" - узоров .

Азбука Кубика

Классический Кубик состоит из 27-ти частей (3х3х3=27):

    6 одноцветных центральных элементов (6 «центров»)

    12 двухцветных бортовых или рёберных элементов (12 «рёбер»)

    8 трёхцветных угловых элементов (8 «углов»)

    1 внутренний элемент - крестовина

Крестовина (или шар, в зависимости от конструкции) находится в центре Кубика. К ней крепятся центры и тем самым скрепляют остальные 20 элементов, не давая головоломке развалиться.

Вращаться элементы могут «слоями» - группами по 9 штук. Поворот внешнего слоя по часовой стрелке на 90° (если смотреть на этот слой) считаем «прямым» и будем обозначать большой буквой, а поворот против часовой стрелки - «обратным» прямому - и будем обозначать большой буквой с апострофом «"».

6 внешних слоёв: Верх, Низ, Право, Лево, Фронт (передний слой), Тыл (задний слой). Есть ещё три внутренних слоя. В этом алгоритме сборки мы их отдельно вращать не будем, будем использовать только вращения внешних слоёв. В мире спидкуберов принято делать обозначения латинскими буквами от слов Up, Down, Right, Left, Front, Back.

Обозначения поворотов:

    по часовой стрелке (↷ )- В Н П Л Ф Т U D R L F B

    против часовой стрелки (↶ ) - В" Н" П" Л" Ф" Т" U" D" R" L" F" B"

При сборке Кубика мы будем последовательно совершать повороты слоёв. Последовательность поворотов записывается слева направо друг за другом. Если какой-то поворот слоя нужно повторить два раза, то после него ставится значок степени « 2 ». Например, Ф 2 означает, что надо два раза повернуть фронт, т.е. Ф 2 = ФФ или Ф"Ф" (как удобнее). При латинской нотации вместо Ф 2 пишется F2. Формулы я буду писать в двух нотациях - кирилической и латинской , разделяя их вот таким знаком ⇔.

Для удобства чтения длинных последовательностей их разбивают на группы, которые отделяются от соседних групп точками. Если требуется какую-то последовательность поворотов повторить, то её заключают в круглые скобки и справа вверху закрывающей скобки пишут количество повторов. В латинской нотации вместо показателя степени используют коэффициент-множитель. В квадратных скобках я буду указывать номер такой последовательности или, как их обычно называют, «формулы».

Теперь, зная условный язык обозначений вращений слоёв Кубика, можно приступать непосредственно к процессу сборки.

Сборка

Существует много способов сборки Кубика. Есть такие, которые позволяют парой-тройкой формул собрать кубик, но за несколько часов. Другие - наоборот, при помощи запоминания пары сотен формул позволяют собрать кубик за десяток секунд.

Ниже я опишу наиболее простой (с моей точки зрения) способ, который нагляден, прост в понимании, требует запоминания всего семи простых «формул» и при этом позволяет собрать Кубик за пару минут. Когда мне было 7 лет, я освоил такой алгоритм за неделю и собирал кубик в среднем за 1,5-2 минуты, чем поражал своих друзей и одноклассников. Поэтому я и называю такой способ сборки «простейшим». Постараюсь объяснить всё «на пальцах», почти без картинок.

Собирать Кубик будем горизонтальными слоями, сначала первый слой, потом второй, затем третий. Процесс сборки разобьём на несколько этапов. Всего их будет пять и один дополнительный.

    6/26 В самом начале кубик разобран (но центры всегда на местах).

Этапы сборки:

    10/26 - крест первого слоя («верхний крест»)

    14/26 - углы первого слоя

    16/26 - второй слой

    22/26 - крест третьего слоя («нижний крест»)

    26/26 - углы третьего слоя

    26/26 - (дополнительный этап) вращение центров

Для сборки классического Кубика понадобятся следующие «формулы» :

    ФВ"ПВ FU"RU - поворот ребра верхнего креста

    (П"Н" · ПН) 1-5 (R"D · RD)1-5 - «Z-коммутатор»

    ВП · В"П" · В"Ф" · ВФ UR · U"R" · U"F" · UF - ребро 2 слоя вниз и вправо

    В"Л" · ВЛ · ВФ · В"Ф" U"L" · UL · UF · U"F" - ребро 2 слоя вниз и влево

    ФПВ · П"В"Ф" FRU · R"U"F" - поворот рёбер нижнего креста

    ПВ · П"В · ПВ" 2 · П"В RU · R"U · RU"2 · R"U - перестановка рёбер нижнего креста («рыбка»)

    В"П" · ВЛ · В"П · ВЛ" U"R" · UL · U"R · UL" - перестановка углов 3 слоя

Первые два этапа можно было бы и не описывать, т.к. собрать первый слой довольно легко «интуитивно». Но, тем не менее, постараюсь описать всё досконально и на пальцах.

1 этап - крест первого слоя («верхний крест»)

Цель данного этапа: правильное расположение 4-х верхних рёбер, составляющих вместе с верхним центром «крест».

Итак, Кубик полностью разобран. На самом деле не полностью. Отличительной особенностью классического Кубика является его конструкция. Внутри расположена крестовина (или шар), которая жёстко соединяет центры. Центр определяет цвет всей грани Кубика. Поэтому 6 центров всегда уже стоят на своих местах! Для начала выбираем верх. Обычно сборку начинают с белого верха и зелёного фронта. При нестандартной окраске выбирайте как удобнее. Держим Кубик так, чтобы верхний центр («верх») был белого цвета, а передний центр («фронт») - зелёного. Главное при сборке - это помнить, какого цвета у нас верх, а какого фронт, и при вращении слоёв случайно не повернуть весь Кубик и не сбиться.

Наша цель - найти ребро с цветами верха и фронта и установить его между ними. В самом начале ищем бело-зелёное ребро и ставим его между белым верхом и зелёным фронтом. Назовём искомый элемент «рабочим кубиком» или РК.

Итак, приступаем к сборке. Верх белый, фронт зелёный. Оглядываем Кубик со всех сторон, не отпуская его, не перебирая в руках и не вращая слоёв. Ищем РК. Он может располагаться в любом месте. Нашли. После этого, собственно, и начинается сам процесс сборки.

Если РК в первом (верхнем) слое, то двойным поворотом внешнего вертикального слоя, на котором он находится, «выгоняем» его вниз на третий слой. Аналогично поступаем, если РК находится во втором слое, только в этом случае выгоняем его вниз не двойным, а одинарным вращением.

Выгонять желательно так, чтобы РК оказался цветом верха вниз, тогда его будет проще установить на место. Выгоняя РК вниз, нужно помнить об уже стоящих на месте рёбрах, и если какое-то ребро было затронуто, то надо не забыть вернуть его потом на место обратным вращением.

После того, как РК оказался на третьем слое, вращаем низ и «подгоняем» РК под центр фронта. Если РК уже на третьем слое, то просто ставим его перед собой снизу, вращая нижний слой. После этого поворотом Ф 2 F2 ставим РК на место.

После того как РК оказался на месте, может быть два варианта: либо он правильно повёрнут, либо нет. Если он повёрнут правильно, то всё ОК. Если повёрнут неправильно, то переворачиваем его формулой ФВ"ПВ FU"RU . Если РК «выгонять» правильно, т.е. цветом верха вниз, то эту формулу применять практически не придётся.

Переходим к установке следующего ребра. Не меняя верха, меняем фронт, т.е. поворачиваем Кубик к себе новой стороной. И вновь повторяем наш алгоритм до тех пор, пока все оставшиеся рёбра первого слоя не окажутся на месте, образуя на верхней грани белый крест.

В процессе сборки может оказаться так, что РК уже стоит на месте или его можно поставить на место (не разрушая уже собранного) не выгоняя сначала вниз, а «сразу». Ну и хорошо! Крест в таком случае соберётся быстрее!

Итак, уже 10 элементов из 26 стоят на месте: 6 центров на месте всегда и 4 ребра мы только что поставили.

2 этап - углы первого слоя

Цель второго этапа - собрать весь верхний слой, установив дополнительно к уже собранному кресту четыре угла. В случае креста мы искали нужное ребро и ставили его спереди вверху. Теперь же наш РК - это не ребро, а угол, и ставить мы его будем спереди вверху справа. Для этого будем поступать так же, как на первом этапе: сначала найдём его, затем «выгоним» его на нижний слой, затем поставим спереди внизу справа, т.е. под нужным нам местом, а после этого загоним наверх.

Есть одна прекрасная и простая формула. (П"Н" · ПН) (R"D" · RD) . У неё даже есть «умное» название - . Её надо запомнить.

Ищем элемент, с которым будем работать (РК). В правый верхний ближний угол должен встать угол, имеющий такие же цвета, как и центры верха, фронта и права. Находим его. Если РК уже на месте и правильно повёрнут, то поворотом всего Кубика меняем фронт, и ищем новый РК.

Если РК находится в третьем слое, то вращаем низ и подгоняем РК под нужное нам место, т.е. спереди внизу справа.

Крутим Z-коммутатор! Если угол не встал на место, либо встал, но неправильно повёрнут, то крутим Z коммутатор ещё раз, и так до тех пор, пока РК не окажется вверху на месте и правильно повёрнутый. Иногда нужно крутить Z-коммутатор до 5-ти раз.

Если же РК находится в верхнем слое и не на месте, то выгоняем его оттуда любым другим при помощи того же Z-коммутатора. ТО есть сначала поворачиваем Кубик так, чтобы верх оставлася белым, а РК, который надо выгнать, находился справа вверху перед нами и крутим Z-коммутатор. После того как РК «выгнан», вновь поворачиваем к себе Кубик нужным фронтом, вращаем низ, ставим уже выгнанный РК под нужным нам местом и Z-коммутатором загоняем его наверх. Крутим Z-коммутатор, пока кубик не ориентируется как надо.

Применяем этот алгоритм для оставшихся углов. В результате получим полностью собранный первый слой Кубика! 14 из 26 кубиков стоят на месте!

Некоторое время полюбуемся на эту красоту и перевернём Кубик так, чтобы собранный слой оказался внизу. Зачем это надо? Нам скоро будет нужно приступать к сборке второго и третьего слоёв, а первый слой уже собран и мешается сверху, закрывая собой все интересующие нас слои. Поэтому и перевернём их вверх, чтобы лучше видеть всё оставшееся и несобранное безобразие. Верх и низ поменялись местами, право и лево тоже, а вот фронт с тылом остались те же. Верх теперь жёлтый. Приступаем к сборке второго слоя.

Хочу предупредить, с каждым шагом Кубик приобретает более собранный вид, но когда крутишь формулы, то уже собранные стороны размешиваются. Главное - не паниковать! По окончании формулы (или последовательности формул) Кубик снова соберётся. Если, конечно, соблюдать главное правило - в процессе вращения нельзя крутить весь Кубик, чтобы случайно не сбиться. Только отдельные слои, как написано в формуле.

3 этап - второй слой

Итак, первый слой собран, и он внизу. Нам нужно поставить 4 ребра 2-го слоя. Они сейчас могут находиться как на втором, так и на третьем (теперь уже верхнем) слое.

Выбираем на верхнем слое любое ребро без цвета верхней грани (без жёлтого). Теперь оно будет нашим РК. Вращая верх, подгоняем РК так, чтобы он совпал по цвету с каким-нибудь боковым центром. Поворачиваем Кубик так, чтобы этот центр стал фронтом.

Теперь есть два варианта: наш рабочий кубик нужно переместить вниз на второй слой либо налево, либо направо.

Для этого есть две формулы:

    вниз и вправо ВП · В"П" · В"Ф" · ВФ UR · U"R" · U"F" · UF

    вниз и влево В"Л" · ВЛ · ВФ · В"Ф" U"L" · UL · UF · U"F"

Если вдруг РК уже оказался во втором слое не на своём месте, либо на своём, но неправильно повёрнутый, то «выгоняем» его любым другим, используя одну из этих формул, а затем снова применяем этот алгоритм.

Будьте внимательны. Формулы длинные, ошибаться нельзя, иначе Кубик «разберётся» и придётся начинать сборку заново. Ничего страшного, даже чемпионы иногда сбиваются при сборке.

Итого в результате после этого этапа имеем два собранных слоя - 19 из 26 кубиков стоят на местах!

(Если хочется немного оптимизировать сборку первых двух слоёв, можно использовать вот .)

4 этап - крест третьего слоя («нижний крест»)

Цель этого этапа - собрать крест последнего несобранного слоя. Хотя несобранный слой сейчас наверху, крест называют «нижним», потому что в исходном состоянии этот слой находился внизу.

Вначале мы будем разворачивать рёбра так, чтобы они все стали обращены вверх цветом, совпадающим с цветом верха. Если они уже все повёрнуты вверх так, что вверху получился одноцветный плоский крест, переходим к перемещению рёбер. Если же кубики повёрнуты неправильно, будем их переворачивать. Может быть несколько случаев ориентации рёбер:

    А) все неправильно повёрнуты

    Б) два соседних неправильно повёрнуты

    В) два противоположных неправильно повёрнуты

(Других вариантов быть не может! т.е. не может быть так, чтобы осталось перевернуть только одно ребро. Если два слоя кубика собраны, а на третьем осталось перевернуть нечётное число рёбер, то можно дальше не париться, а .)

Запоминаем новую формулу: ФПВ · П"В"Ф" FRU · R"U"F"

    В случае А) крутим формулу и получаем случай Б).

    В случае Б) поворачиваем Кубик так, чтобы два правильно повёрнутых ребра были слева и сзади, крутим формулу и получаем случай В).

    В случае В) поворачиваем Кубик так, чтобы правильно повёрнутые ребра стояли справа и слева, и, опять же, крутим формулу .

В результате получаем «плоский» крест из правильно ориентированных, но стоящих не на своих местах рёбер. Теперь нужно из плоского креста сделать правильный объёмный, т.е. переместить рёбра.

Запоминаем новую формулу: ПВ · П"В · ПВ" 2 · П"В RU · R"U · RU"2 · R"U («рыбка»).

Крутим верхний слой так, чтобы хотя бы два ребра встали на свои места (цвета их боковушек совпали с центрами боковых граней). Если все встали на свои места, то крест собран, переходим к следующему этапу. Если не все на месте, то может быть два случая: либо два соседних на месте, либо два противоположных на месте. Если на месте противоположные, то крутим формулу и получаем на месте соседние. Если на месте соседние, то поворачиваем Кубик так, чтобы они были справа и сзади. Крутим формулу . После этого рёбра, которые были не на месте, поменяются местами. Крест собран!

NB: небольшое замечание насчёт «рыбки». В этой формуле используется вращение В" 2 U"2 , то есть верх вращаем против часовой стрелки два раза. В принципе, для Кубика Рубика В" 2 U"2 = В 2 U2 , но лучше запомнить именно В" 2 U"2 , потому что эта формула может пригодиться для сборки, например, мегаминкса. А вот в мегаминксе В" 2 U"2 В 2 U2 , так как один поворот там не на 90°, а на 72°, и В" 2 U"2 = В 3 U3 .

5 этап - углы третьего слоя

Осталось установить на места, а потом правильно повернуть четыре угла.

Запоминаем формулу: В"П" · ВЛ · В"П · ВЛ" U"R" · UL · U"R · UL" .

Смотрим на углы. Если они все на месте и осталось только их правильно повернуть, то смотрим следующий абзац. Если ни один угол не стоит на месте, тогда крутим формулу , при этом один из углов точно встанет на место. Ищем угол, который стоит на месте. Поворачиваем Кубик так, чтобы этот угол стоял сзади справа. Крутим формулу . Если при этом кубики не встали на свои места, то крутим формулу ещё раз. После этого все углы должны стоять на своих местах, осталось их правильно повернуть, и Кубик будет почти собран!

На этом этапе остаётся либо три кубика повернуть по часовой, либо три против часовой, либо один по часовой и один против часовой, либо два по часовой и два против часовой. Других вариантов быть не может! Т.е. не может быть так, чтобы осталось перевернуть только один угловой кубик. Или два, но оба по часовой стрелке. Или два по часовой, а один против. Правильные комбинации: (- - -), (+ + +), (+ -), (+ - + -), (+ + - -) . Если два слоя собраны правильно, на третьем слое собран правильный крест и получилась неправильная комбинация, то опять же можно дальше не париться, а идти за отвёрткой (читайте ). Если же всё верно, читаем дальше.

Вспоминаем наш Z-коммутатор (П"Н" · ПН) R"D" · RD . Поворачиваем Кубик так, чтобы неправильно ориентированный угол был спереди справа. Крутим Z-коммутатор (до 5-ти раз), пока угол не повернётся правильно. Далее, не меняя фронта, вращаем верхний слой так, чтобы спереди справа оказался очередной «неправильный» угол, и вновь вращаем Z-коммутатор. И так поступаем, пока не развернутся все углы. После этого повернём верхний слой так, чтобы цвета его граней совпали с уже собранными первым и вторым слоями. Всё! Если у нас был обычный шестицветный кубик, то он уже собран! Осталось повернуть Кубик исходным верхом (который сейчас снизу) вверх, чтобы получить исходное состояние.

Всё. Кубик собран!

Надеюсь, что это руководство Вам пригодится!

6 этап - Вращение центров

Почему кубик не собирается?!

Многие задают вопрос: «Я делаю всё, как написано в алгоритме, а кубик всё равно не собирается. Почему?» Обычно засада поджидает на последнем слое. Два слоя собираются легко, а вот третий - ну никак. Всё размешивается, начинаешь заново собирать, снова два слоя, и снова при сборке третьего всё размешивается. Почему так может быть?

Есть две причины - очевидная и не очень:

    Очевидная . Вы не точно следуете алгоритмам. Достаточно сделать один поворот не в ту сторону или пропустить какой-то поворот, чтобы размешался весь Кубик. На начальных этапах (при сборке первого и второго слоёв) неправильный поворот не очень фатален, но при сборке третьего слоя малейшая ошибка приводит к полному размешиванию всех собранных слоёв. Но если точно следовать вышеописанному алгоритму сборки, то всё должно собраться. Формулы все проверены временем, ошибок в них нет.

    Не очень очевидная . И скорее всего дело именно в этом. Китайские производители делают Кубики разного качества - от профессиональных чемпионских кубиков для скоростной сборки до разваливающихся в руках при первых же вращениях. Что обычно делают люди, если Кубик развалился? Да вставляют обратно вывалившиеся кубики, и не парятся о том, как они были ориентированы и на каком месте стояли. А так делать нельзя! Вернее, можно, но вот вероятность после этого собрать Кубик Рубика будет крайне мала.

Если Кубик развалился (или как говорят спидкуберы, «помпанул»), и его неправильно собрали, то при сборке третьего слоя скорее всего возникнут проблемы . Как решить эту проблему? Снова его развалить и собрать правильно!

На кубике с собранными двумя слоями нужно аккуратно плоской отвёрткой или ножом поддеть крышечку центрального кубика третьего слоя, снять её, маленькой крестовой отверткой открутить шуруп, не потерять при этом пружинку, надетую на шурупе. Аккуратно вытащить угловые и бортовые кубики третьего слоя и вставить их правильно цвет к цвету. В конце вставить и прикрутить открученный ранее центральный кубик (сильно не затягивайте). Покрутите третий слой. Если он крутится туго, ослабьте шуруп, если слишком легко - подтяните. Нужно, чтобы все грани крутились с одинаковым усилием. После этого закройте крышечкой центральный кубик. Всё.

Можно не откручивая, повернуть любую грань на 45°, поддеть пальцем, ножом или плоской отвёрткой один из бортовых кубиков и вытащить его. Только делать это надо аккуратно, потому что можно сломать крестовину. Затем по-очереди вытащить нужные кубики и вставить их обратно на свои места уже правильно ориентированными. После того, как всё будет собрано цвет к цвету, надо будет так же вставить (защёлкнуть) бортовой кубик, который в начале и вытаскивали (или какой-нибудь другой, но бортовой, т.к. угловой вставить точно не получится).

После этого Кубик можно перемешивать и спокойно собирать вышеприведённым алгоритмом. И вот теперь уж он точно соберётся! Без таких «варварских» процедур с ножом и отвёрткой, к сожалению, не обойтись, так как если после разваливания Кубик неправильно сложили, собрать его вращениями никак не получится.

PS: если не получается собрать даже два слоя, то вначале нужно убедиться, что хотя бы центры стоят на правильных местах. Возможно, кто-то крышечки центров переставил. В стандартной раскраске должно быть 6 цветов, белый напротив жёлтого, синий напротив зелёного, красный напротив оранжевого. Обычно верх белый, низ жёлтый, фронт оранжевый, тыл красный, справа зелёный, слева синий. Но абсолютно точно взаимное расположение цветов определяют по угловым кубикам. Например, можно найти угловой бело-сине-красный и увидеть, что цвета в нём расположены по часовой стрелке. Значит, если сверху белый, то справа должен быть синий, а спереди красный.

PPS: если же кто-то пошутил, и не просто переставил элементы кубика, а переклеил наклейки, то собрать Кубик вообще нереально, сколько его не разваливай. Никакая отвёртка тут уже не поможет. Надо вычислять, какие наклейки были переклеены, а затем переклеивать их на свои места.

А можно ещё проще?

Ну куда уж проще-то? Это один из самых простых алгоритмов. Главное - его понять. Если вы хотите взять первый раз в руки Кубик Рубика и сразу за пару минут научиться его собирать, то лучше отложите его в сторону и займитесь каким-нибудь менее интеллектуальным делом. Любое обучение, в том числе и простейшему алгоритму, требует времени и практики, а также мозгов и усидчивости. Как я говорил выше, этот алгоритм я освоил сам за неделю, когда мне было 7 лет, и я сидел на больничном с больным горлом.

Кому-то этот алгоритм может показаться сложным, потому что в нём много формул. Можете попробовать воспользоваться каким-нибудь другим алгоритмом. Например, можно собрать Кубик, реально используя одну единственную формулу, например тот же Z-коммутатор. Только собирать этим способом придётся долго-долго. Можно взять другую формулу, например, Ф·ПВ"П"В"·ПВП"Ф"· ПВП"В"·П"ФПФ", которая меняет местами попарно 2 бортовых и 2 угловых кубика. И используя простые подготовительные вращения, постепенно собирать кубик, установив на места сначала все бортовые кубики, а затем угловые.

Алгоритмов - огромная куча, но к каждому из них нужно подходить с должным вниманием, и каждый требует достаточно времени на освоение.

Чем развлечь себя, когда есть свободная минутка, но заняться нечем? Решение разного рода головоломок отличный вариант!

Самой популярной головоломкой за всю историю человечества по праву считается знаменитый кубик Рубика, изобретенный в далеком 1975 году, и названный в честь своего изобретателя. После появления на свет, он молниеносно «захватил весь мир». Как минимум попробовать собрать кубик Рубика пытался каждый, но не каждому удавалось это сделать.

Как собрать кубик Рубика? Без посторонней помощь, абсолютно самостоятельно это сделать довольно сложно, это далеко не детская задача. Нужно знать алгоритм сборки кубика Рубика.

Кстати, доказано, что для любой начальной ситуации, полностью собрать куб размера 3х3х3 можно собрать не более чем за 20 ходов (поворотов). Число 20, поэтому еще называют числом Бога, а алгоритм, который собирает куб за минимальное число ходов - алгоритмом Бога.

Если вы давно хотели узнать, как собирать кубик Рубика, то этот пост именно для вас. Давайте раз и навсегда покончим с этой задачей и устроим себе небольшой праздник. Сделав это, вы смело сможете ставить плюсик в списке своих достижений и потом козырять перед знакомыми, которые этого делать не умеют. Итак, представляем вашему вниманию алгоритм сборки кубика Рубика.

На картинках приведены схемы действий, следуя которым мы, в конце концов, сможем упорядочить цвета на сторонах куба.

Вначале давайте разберемся с обозначениями, которые используются на схемах, и которыми мы будем оперировать в процессе изучения алгоритма сборки кубика Рубика классического размера 3х3х3.

Обозначения сторон :

  • Ф - фронтальная (передняя)
  • З - задняя
  • Л - левая
  • П - правая
  • В - верхняя
  • Н - нижняя

Теперь разберемся с названиями поворотов , которые будем применять к вышеописанным сторонам.

Буква безо всяких приставок обозначает поворот указанной стороны на четверть полного оборота (90 градусов) по часовой стрелке (например, «Ф » означает, что мы поворачиваем переднюю сторону на четверть оборота по часовой стрелке , т.е. на один сдвиг).

Буква с «» означает поворот указанной стороны на четверть полного оборота (90 градусов) против часовой стрелки . Таким образом, надпись «Ф’ » значит, что переднюю сторону мы должны повернуть на четверть полного оборота против часовой стрелки .

Буква с «» значит, что указанную сторону поворачиваем в любую сторону на пол поворота (180 градусов)

Закрепим: надпись ЛПФ’ означает, что сначала мы поворачиваем левую грань на пол оборота, затем делаем четверть оборота правой грани почасовой стрелке и завершаем комбинацию четвертью оборота фронтальной грани против часовой стрелке.

Расположение цветов.

Выберите нижний цвет, он будет оставаться снизу на протяжении всего процесса сборки куба. Вместо серого цвета, который приведен на схемах алгоритма сборки кубика Рубика, может быть любой цвет, это не важно. Место, куда мы переместили необходимую нам часть, будет изображено черным. Смотрим первый рисунок.

Переходим непосредственно к сборке и ответу на вопрос «Как собрать кубик Рубика?»

Шаг №1.

Вам нужно собрать на нижней стороне куба крестик, так чтобы все средние боковые квадратики соответствовали серединам боковых граней (смотрим на схему). Тут готового алгоритма, к сожалению, нет. Придется немного повозиться и пошевелить мозгами.

Шаг №2.

Вторым шагом будет досборка нижнего слоя. Нам нужно поставить нижние угловые кубики на свои места. Тут все гораздо проще чем в 1 шаге – тут есть готовые шаблоны поворотов.

Если угол находится в нижнем слое, но неверно ориентирован, то его сначала надо поднять вверх, повернуть так, как нам нужно и поставить на свое законное место. Смотрим на рисунок и применяем приведенные там приемы. Каждому повороту соответствует формула, с которыми мы разобрались немного выше.

Шаг №3.

Нижний слой собран. Переходим ко второму, среднему слою. Размещаем по своим законным местам 4 боковых кубика второго слоя. Если боковой кубик стоит на своем месте, но не правильно повернут, то перевернуть его можно выполняя следующие действия - смотрим схему.

Два слоя собраны. Остался финальный рывок, но не стоит расслабляться раньше времени.

Шаг №4.

Задача перевернуть средние кубики верхнего слоя нужным нам цветом вверх. При этом неважно на своем месте они стоят или нет, на данном шаге это не столь важно. Применяя одну из предложенных схем действий, переворачиваем боковушки верхней стороны нужным цветом вверх.

Шаг №5.

На верхней грани получился крестик нужного цвета, однако как вы могли понять из предыдущего пункта, боковые кубики верхней грани могут стоять не на своих местах. Задача 5-го шага - поставить их на свои места.

Возможны 4 варианта, для каждого из которых есть свой эффективный алгоритм действий. Применяем их и устанавливаем боковушки на место. Крест верхней грани можно считать собранным полностью.

Шаг №6.

Продолжаем выяснять, как собрать кубик Рубика? И мы почти вышли на финишную прямую.

Устанавливаем уголки верхней грани на свои места, но при этом они могут быть перевернуты.

В данном случае «на своем месте » значит, что уголок содержит цвета всех центральных квадратиков тех граней, на стыке которых он находится.

Вот три формулы поворотов, которые соответствуют трем вариантам перемещения угловых кубиков. Напоминаем, что уголки могут быть неправильно ориентированы, но они должны стать «на свое место».

Шаг №7.

Друзья, мы добрались до финиша! Остался последний шаг в сборке кубика Рубика.

Угловые кубики расставлены по своим местам, но некоторые могут быть ориентированы неправильно. Их нужно перевернуть. Для этого следует попарно выполнять операции, прописанные на схеме шага №7 (смотрим на рисунок выше).

Получилось? Ну конечно получилось! Всего за каких-то 7 шагов мы с вами справились с головоломкой, которая не давала и не дает спать миллионам людей.

Естественно, что за один раз вы не запомнили все шаги и формулы поворотов и перемещение. Тут уж надо просто потренироваться и набить руку.

Главное, что вы теперь точно знаете ответ на вопрос «Как собрать кубик Рубика »?


Интеллект человека нуждается в постоянных тренировках ничуть не меньше, чем тело в физических нагрузках. Лучший способ развивать, расширять способности этого качества психики - разгадывать кроссворды и решать головоломки, самой известной из которых, конечно, является кубик Рубика. Однако далеко не всем удаётся его собрать. Справиться с этой задачей поможет знание схем и формул решения сборки этой замысловатой игрушки.

Что представляет собой игрушка-головоломка

Механический куб из пластмассы, внешние грани которого состоят из малых кубиков. Размер игрушки определяется количеством малых элементов:

  • 2 х 2;
  • 3 х 3 (первоначальная версия кубика Рубика была именно 3 х 3);
  • 4 х 4;
  • 5 х 5;
  • 6 х 6;
  • 7 х 7;
  • 8 х 8;
  • 9 х 9;
  • 10 х 10;
  • 11 х 11;
  • 13 х 13;
  • 17 х 17.

Любой из малых кубов может вращаться в три стороны по осям, представленным в виде выступов фрагмента одного из трёх цилиндров большого куба. Так конструкция имеет возможность свободно вращаться, но при этом малые детали не выпадают, а держатся друг за друга.

Каждая грань игрушки включает 9 элементов, окрашенных в один из шести цветов, находящиеся друг напротив друга попарно. Классической комбинацией оттенков является:

  • красный напротив оранжевого;
  • белый напротив жёлтого;
  • синий напротив зелёного.

Однако современные версии могут быть окрашены в другие сочетания.

Сегодня можно встретить кубики Рубика разного цвета и форм

Это интересно. Кубик Рубика существует даже в версии для слепых. Там вместо цветовых квадратов есть рельефная поверхность.

Цель сборки головоломки состоит в упорядочивании малых квадратов так, чтобы они образовали грань большого куба одного цвета.

История появления

Идея создания принадлежит венгерскому архитектору Эрне Рубику, который, на самом деле, создавал не игрушку, а наглядное пособие для своих студентов. Таким интересным способом находчивый преподаватель планировал объяснить теорию математических групп (алгебраических структур). Случилось это в 1974 году, а уже через год изобретение было запатентовано как игрушка-головоломка - настолько прикипели душой будущие архитекторы (и не только они) к замысловатому и яркому пособию.

Выпуск первой серии головоломки был приурочен к новому 1978 году, но в мир игрушка вышла благодаря предпринимателям Тибору Лакзи и Тому Кремеру.

Это интересно. С момента появления кубика Рубика («магического куба», «волшебного куба») было продано около 350 миллионов экземпляров по всему миру, что ставит головоломку на первое место по популярности среди игрушек. Не говоря уже о десятках компьютерных игр, основанных на таком принципе сборки.

Кубик Рубика - это знаковая игрушка для многих поколений

В 80-е годы с кубиком Рубика познакомились жители СССР, а в 1982 в Венгрии был организован первый чемпионат мира по сборке головоломки на скорость - спидкубинг. Тогда лучший результат составил 22,95 секунды (для сравнения: в 2017 году установлен новый мировой рекорд: 4,69 секунды).

Это интересно. Любители собирать разноцветную головоломку настолько привязаны к игрушке, что одних соревнований по сборке на скорость им оказывается мало. Поэтому в последние годы появились чемпионаты по решению головоломки с закрытыми глазами, одной рукой, ногами.

Что такое формулы для кубика Рубика

Собрать волшебный куб - это значит составить все маленькие детали так, чтобы получилась целая грань одного цвета, нужно воспользоваться алгоритмом Бога. Этот термин обозначает набор из минимума действий, которые позволят разрешить головоломку, имеющую конечное число ходов и комбинаций.

Это интересно. Кроме кубика Рубика, алгоритм Бога применяется к таким головоломкам, как пирамидка Мефферта, Такен, Ханойская башня и др.

Поскольку магический куб Рубика был создан как математическое пособие, то его сборка раскладывается по формулам.

Сборка кубика Рубика основывается на использовании специальных формул

Важные определения

Для того чтобы научиться понимать схемы решения головоломки, необходимо познакомиться с названиями её частей.

  1. Углом называется сочетание трёх цветов. В кубике 3 х 3 их будет 3, в версии 4 х 4 – 4 и т.д. В игрушке 12 углов.
  2. Ребром обозначают два цвета. Их в кубике 8 штук.
  3. Центр содержит один цвет. Всего их 6.
  4. Грани, как уже было сказано, это одновременно вращающиеся элементы головоломки. Ещё они называются «слоями» или «ломтиками».

Значения в формулах

Следует отметить, что формулы по сборке составлены на латинице - именно такие схемы широко представлены в различных руководствах по работе с головоломкой. Но есть и русифицированные версии. В перечне ниже даны оба варианта.

  1. Фронтальная грань (фронт или фасад) – это передняя грань, которая находится цветом к нам [Ф] (или F - front).
  2. Задняя грань - это грань, которая находится центром от нас [З] (или B - back).
  3. Правая Грань - грань, что находится справа [П] (или R - right).
  4. Левая Грань - грань, которая находится слева [Л] (или L - left).
  5. Нижняя Грань - грань, которая находится внизу [Н] (или D - down).
  6. Верхняя Грань - грань, которая находится вверху [В] (или U - up).

Фотогалерея: части кубика Рубика и их определения

Для разъяснения обозначений в формулах используем русскую версию - так будет понятнее новичкам, но для тех, кто захочет перейти на профессиональный уровень спидкубинга без международной системы обозначений на английском языке не обойтись.

Это интересно. Международная система обозначения принята Всемирной ассоциацией кубика (World Cube Association, WCA).

  1. Центральные кубики обозначены в формулах одной строчной буквой - ф, т, п, л, в, н.
  2. Угловые - тремя буквами по наименованию граней, например, фпв, флни т. д.
  3. Прописными буквами Ф, Т, П, Л, В, Н обозначаются элементарные операции поворота соответствующей грани (слоя, ломтика) куба на 90° по часовой стрелке.
  4. Обозначения Ф", Т", П", Л", В", Н" соответствуют повороту граней на 90° против часовой стрелки.
  5. Обозначения Ф 2 , П 2 и т. д. говорят о двойном повороте соответствующей грани (Ф 2 = ФФ).
  6. Буквой С обозначают поворот среднего слоя. Подстрочный индекс показывает, со стороны какой грани следует смотреть, чтобы проделать этот поворот. Например, С П - со стороны правой грани, С Н - со стороны нижней, С" Л - со стороны левой, против часовой стрелки и т. д. Понятно, что С Н =С" В, С П =С" Л и т. п.
  7. Буква О - поворот (оборот) всего куба вокруг своей оси. О Ф - со стороны фасадной грани по часовой стрелке и т. д.

Запись процесса (Ф" П") Н 2 (ПФ) означает: повернуть фасадную грань против часовой стрелки на 90°, то же - правую грань, повернуть нижнюю грань дважды (то есть на 180°), повернуть правую грань на 90° по часовой стрелке, повернуть фасадную грань на 90° по часовой стрелке.

Неизвестен

http://dedfoma.ru/kubikrubika/kak-sobrat-kubik-rubika-3x3x3.htm

Новичкам важно научиться понимать формулы

Как правило, в инструкциях по сборке головоломки в классических цветах рекомендуется держать головоломку жёлтым центром вверх. Это совет особенно важен для новичков.

Это интересно. Есть сайты, визуализирующие формулы. Причём скорость процесса сборки можно устанавливать самостоятельно. Например, alg.cubing.net

Как решить головоломку Рубика

Существует два типа схем:

  • для новичков;
  • для профессионалов.

Их отличие в сложности формул, а также скорости сборки. Для новичков, конечно, будут более полезны соответствующие их уровню владения головоломкой инструкции. Но и они, потренировавшись, через время смогут складывать игрушку за 2–3 минуты.

Как собрать стандартный куб 3 х 3

Начнём со сборки классического 3 х 3 кубика Рубика с помощью схемы из 7 шагов.

Классической версией головоломки является кубик Рубика 3 х 3

Это интересно. Обратный процесс, применяемый для решения тех или иных неправильно расположенных кубиков, представляет собой обратную последовательность действия, описанного формулой. То есть формулу необходимо прочитать справа налево, а вращать слои против часовой стрелки, если было указано прямое перемещение, и наоборот: прямое, если описано противоположное.

Пошаговая инструкция сборки

  1. Начинаем со сборки креста верхней грани. Нужный кубик опускаем вниз, повернув соответствующую боковую грань (П, Т, Л)и выводим на фасадную грань операцией Н, Н" или Н 2 . Заканчиваем этап выведения зеркальным поворотом (обратным) той же боковой грани, восстанавливающим первоначальное положение затронутого рёберного кубика верхнего слоя. После этого проводим операцию а) или б) первого этапа. В случае а) кубик вышел на фасадную грань так, что цвет его передней грани совпадает с цветом фасада. В случае б) кубик надо не только переместить наверх, но и развернуть его, чтобы он был правильно сориентирован, став на своё место.

    Собираем крест верхней линии

  2. Отыскивается нужный угловой кубик (имеющий цвета граней Ф, В, Л) и тем же приёмом, который описан для первого этапа, выводится в левый угол избранной фасадной грани (или жёлтой). Здесь могут быть три случая ориентации этого кубика. Сравниваем свой случай с рисунком и применяем одну из операций второго этапа а, били в. Точками на схеме отмечено место, на которое должен стать нужный кубик. Отыскиваем на кубе остальные три угловых кубика и повторяем описанный приём для перемещения их на свои места верхней грани. Результат: верхний слой подобран. Первые два этапа почти ни у кого не вызывают затруднений: довольно легко можно следить за своими действиями, так как все внимание обращено на один слой, а что делается в двух оставшихся - совсем неважно.

    Подбираем верхний слой

  3. Наша цель: отыскать нужный кубик и сначала вывести вниз на фасадную грань. Если он внизу - простым поворотом нижней грани до совпадения с цветом фасада, а если он в среднем слое, то его нужно сначала опустить вниз любой из операций а)или б), а потом совместить по цвету с цветом фасадной грани и проделать операцию третьего этапа а) или б). Результат: собрано два слоя. Приведённые здесь формулы являются зеркальными в полном смысле этого слова. Наглядно увидеть это можно, если поставить справа или слева от кубика зеркало (ребром к себе) и проделать любую из формул, в зеркале: увидим вторую формулу. То есть операции с фасадной, нижней, верхней (здесь не участвует), и тыльной (тоже не участвует) гранями меняют знак на противоположный: было по часовой стрелке, стало против часовой, и наоборот. А левая грань меняется с правой, и, соответственно, меняет направление поворота на противоположное.

    Отыскиваем нужный кубик и выводим его вниз на фасадную грань

  4. К цели приводят операции, перемещающие бортовые кубики одной грани, не нарушающие в конечном счёте порядка в собранных слоях. Один из процессов, позволяющий подобрать все бортовые грани, дан на рисунке. Там же показано и что происходит при этом с другими кубиками грани. Повторяя процесс, выбрав другую фасадную грань, можно поставить на место все четыре кубика. Результат: рёберные детали стоят на своих местах, но два из них, или даже все четыре, могут быть неверно ориентированы. Важно: прежде чем приступить к выполнению этой формулы, смотрим, какие кубики уже стоят на своих местах - они могут быть неправильно ориентированы. Если ни одного или один, то пробуем повернуть верхнюю грань так, чтобы два, находящиеся на двух соседних боковых гранях (фв+пв, пв+тв, тв+лв, лв+фв), встали на свои места, после этого ориентируем куб так, как показано на рисунке, и выполняем приведённую на этом этапе формулу. Если не получается поворотом верхней грани совместить детали, принадлежащие соседним граням, то выполняем формулу при любом положении кубиков верхней грани один раз и пробуем ещё раз поворотом верхней грани поставить на свои места 2 детали, находящиеся на двух соседних боковых гранях.

    Важно проверить ориентацию кубиков на этом этапе

  5. Учитываем, что разворачиваемый кубик должен быть на правой грани, на рисунке он помечен стрелками (кубик пв). На рисунках а, б,и в представлены возможные случаи расположения неверно ориентированных кубиков (помечены точками). Используя формулу в случае а), выполняем промежуточный поворот В", чтобы вывести второй кубик на правую грань, и завершающий поворот В, который вернёт верхнюю грань в исходное положение, в случае б) промежуточный поворот В 2 и завершающий тоже В 2 , а в случае в) промежуточный поворот В нужно выполнять три раза, после переворота каждого кубика и завершить также поворотом В. Многих смущает то, что после первой части процесса (ПС Н) 4 нужный кубик разворачивается как надо, но порядок в собранных слоях нарушается. Это сбивает с толку и некоторых заставляет бросить на полпути почти собранный куб. Выполнив промежуточный поворот, не обращая внимания на «поломку» нижних слоёв, выполняем операции (ПС Н) 4 со вторым кубиком (вторая часть процесса), и всё становится на свои места. Результат: собран крест.

    Результатом этого этапа будет собранный крест

  6. Углы последней грани ставим на свои места, используя 8-ходовый процесс, удобный для запоминания,- прямой, переставляющий три угловых детали в направлении по часовой стрелке, и обратный, переставляющий три кубика в направлении против часовой стрелки. После пятого этапа, как правило, хотя бы один кубик да сядет на своё место, пусть и неправильно ориентированно. (Если после пятого этапа ни один из угловых кубиков не сел на своё место, то применяем любой из двух процессов для любых трёх кубиков, после этого точно один кубик будет на своём месте.). Результат: все угловые кубики заняли свои места, но два из них (а может, и четыре) могут быть ориентированы неправильно.

    Угловые кубики сидят на своих местах

  7. Многократно повторяем последовательность поворотов ПФ"П"Ф. Поворачиваем куб так, чтобы кубик, который хотим развернуть, был в правом верхнем углу фасада. 8-ходовый процесс (2 х 4 хода) повернёт его на 1 / 3 оборота по часовой стрелке. Если при этом кубик ещё не сориентировался, повторяем 8-ходовку ещё раз (в формуле это отражено индексом «N»). Не обращаем внимания на то, что нижние слои при этом придут в беспорядок. На рисунке показаны четыре случая расположения неправильно ориентированных кубиков (они помечены точками). В случае а) требуется промежуточный поворот В и завершающий В", в случае б) - промежуточный и завершающий поворот В 2 , в случае в)- поворот В выполняется после разворота каждого кубика до правильной ориентации, а завершающий В 2 , в случае г) - промежуточный поворот В также выполняется после разворота каждого кубика до правильной ориентации, и завершающим в этом случае тоже будет поворот В. Результат: последняя грань собрана.

    Возможные ошибки показаны точками

Формулы для исправления располжения кубиков могут быть показаны так.

Формулы для исправления неправильно ориентированных кубиков на последнем этапе

Суть метода Джессики Фридрих

Способов сборки головоломки существует несколько, но одним из самых запоминающихся является вариант, разработанный Джессикой Фридрих - профессором университета в Бингемтоне (штат Нью-Йорк), занимающейся разработки методик скрытия данных в цифровых изображениях. Ещё будучи подростком, Джессика настолько увлеклась кубиком, что 1982 году стала чемпионкой мира по спидкубингу и впоследствии не оставила своего хобби, разработав формулы для быстрой сборки «магического куба». Один из самых популярных вариантов складывания куба называется CFOP - по первым буквам четырёх шагов сборки.

Инструкция:

  1. Собираем крест на верхней грани, который составлен из кубиков на рёбрах нижней грани. Этот этап называется Cross - крест.
  2. Собираем нижний и средний слои, то есть грань, на которой расположен крест, и промежуточный слой, состоящий из четырёх боковых деталей. Название этого шага F2L (First two layers) – первые два слоя.
  3. Собираем оставшуюся грань, не обращая внимания на то, что не все детали на своих местах. Этап носит название OLL (Orient the last layer), что переводится как «ориентация последнего слоя».
  4. Последний уровень - PLL (Permute the last layer) - заключается в правильной расстановке кубиков верхнего слоя.

Видеоинструкции по методу Фридрих

Способ, который был предложен Джессикой Фридрих, настолько понравился спидкуберам, что наиболее продвинутые любители разрабатывают собственные методики по ускорению сборки каждого из этапов, предложенных автором.

Видео: ускорение сборки креста

Видео: собираем первые два слоя

Видео: работаем с последним слоем

Видео: последний уровень сборки по Фридрих

2 х 2

Кубик Рубика 2 х 2 или мини-кубик Рубика также складывается послойно, начиная с нижнего уровня.

Мини-кубик - это облегчённая версия классической головоломки

Инструкция для начинающих по лёгкой сборке

  1. Собираем нижний слой так, чтобы цвета четырёх последних кубиков совпали, а оставшиеся два цвета были такими же, как и цвета соседних деталей.
  2. Приступаем к упорядочиванию верхнего слоя. Обращаем внимание, что на данном этапе цель не совместить цвета, а поставить кубики по местам. Начинаем с определения цвета верха. Здесь всё просто: это будет тот цвет, который не появился в нижнем слое. Вращаем любой из верхних кубиков так, чтобы он попал в положение, когда пересекаются три цвета элемента. Зафиксировав угол, располагаем элементы оставшихся. Используем для этого две формулы: одна для изменения диагональных кубиков, другая - для соседних.
  3. Завершаем верхний слой. Все операции проводим попарно: вращаем один угол, а затем другой, но в противоположном направлении (например, первый по часовой стрелке, второй - против). Можно работать сразу с тремя углами, но в этом случае комбинация будет только одна: либо по часовой, либо против часовой стрелки. Между вращениями углов, поворачиваем верхнюю грань, чтобы отрабатываемый угол оказался в правом верхнем углу. Если работаем с тремя углами, то правильно ориентированный из них ставим сзади слева.

Формулы для вращения углов:

  • (ВФПВ · П"В"Ф")² (5);
  • В²Ф·В²Ф"·В"Ф·В"Ф"(6);
  • ФВФ² · ЛФЛ² · ВЛВ² (7).

Для поворота сразу трёх углов:

  • (ФВПВ"П"Ф"В")² (8);
  • ФВ·Ф"В·ФВ²·Ф"В² (9);
  • В²Л"В"Л²Ф"Л"Ф²В"Ф" (10).

Фотогалерея: сборка кубика 2 х 2

Видео: метод Фридрих для кубика 2 х 2

Собираем самые сложные версии кубика

К таким относятся игрушки с количеством деталей от 4 х 4 и вплоть до 17 х 17.

Модели кубика на много элементов обычно имеют скруглённые углы для удобства манипуляций с игрушкой

Это интересно. В настоящий момент идёт разработка версии 19 х 19.

При этом следует помнить: что созданы они были на основе кубика 3 х 3, поэтому и сборка выстраивается по двум направлениям.

  1. Собираем центр, так чтобы остались элементы кубика 3 х 3.
  2. Работаем по схемам для сборки первоначального варианта игрушки (чаще всего куберы пользуются способом Джессики Фридрих).

4 х 4

Эта версия называется «Месть Рубика».

Инструкция:

Сборка моделей 5 х 5, 6 х 6 и 7 х 7 аналогична предыдущей, только за основу центра берём большее количество кубиков.

Видео: сборка кубика Рубика 5 х 5

Работаем над решением головоломки 6 х 6

Этот кубик довольно неудобен в работе: большое количество маленьких деталей требует особого внимания. Поэтому видеоинструкции разделим на четыре части: для каждого этапа сборки.

Видео: как собрать центр в кубике 6 х 6, часть 1

Видео: спаривание рёберных элементов в кубике 6 х 6, часть 2

Видео: спаривание четырёх элементов головоломке 6 х 6, часть 3

Видео: окончательная сборка кубика Рубика 6 х 6, часть 4

Видео: собираем головоломку 7 х 7

Как решить головоломку-пирамиду

Эта головоломка ошибочно считается разновидностью кубика Рубика. Но на самом деле игрушка Мефферта, которая ещё называется «Японский тетраэдр» или «Молдавская пирамидка», появилась на несколько лет раньше наглядного пособия преподавателя-архитектора.

Пирамидка Мефферта ошибочно называется головоломкой Рубика

Для работы с этой головоломкой важно знать её устройство, ведь механизм работы играет ключевую роль для сборки. Японский тетраэдр состоит из:

  • четырёх элементов оси;
  • шести рёберных;
  • четырёх угловых.

Каждая деталь оси имеет обращённые на три соседствующие грани маленькие треугольники. То есть каждый элемент можно вращать без угрозы его выпадения из конструкции.

Это интересно. Существует 75 582 720 вариантов расположения элементов пирамидки. В отличие от кубика Рубика, это не так уж и много. Классический вариант головоломки насчитывает 43 252 003 489 856 000 возможных вариантов конфигураций.

Инструкция и схема

Видео: простая методика сборки пирамидки полностью

Метод для детей

Использование формул и применение способов ускорения сборки для детей, только начинающих знакомство с головоломкой, будет слишком сложным заданием. Поэтому задача взрослых состоит в том, чтобы максимально упростить объяснение.

Кубик Рубика это не только возможность занять ребёнка полезным и интересным занятием, но и способ развития терпения, усидчивости

Это интересно. Обучение детей лучше начинать с модели 3 х 3.

Инструкция (куб 3 х 3):

  1. Определяемся с цветом верхней грани и берём игрушку так, чтобы центральный кубик нужного цвета был вверху.
  2. Собираем верхний крест, но при этом второй цвет среднего слоя был таким же, как и цвет боковых граней.
  3. Выставляем углы верхней грани. Приступаем ко второму слою.
  4. Собираем последний слой, но начинаем с восстановления последовательности первых. Затем углы ставим так, чтобы они совпадали с центральными деталями граней.
  5. Проверяем расположение средних деталей последней грани, меняя при необходимости их расположение.

Сборка кубика Рубика в любой его вариации - отличная тренировка для ума, способ снять стресс и отвлечься. Решать головоломку способен научиться даже ребёнок, используя доступное возрасту объяснение. Постепенно можно осваивать более замысловатые способы сборки, улучшать собственные показатели времени, а там и до соревнований по спидкубингу недалеко. Главное, упорство и терпение.

Поделитесь с друзьями!

В данной статье представлена пошаговая инструкция для начинающих, с помощью которой вы сможете собрать кубик Рубика послойным методом. По сравнению с остальными методами данный способ достаточно прост, ведь вам не нужно будет запоминать множество последовательных действий. Освоение послойного метода поможет вам впоследствии плавно перейти к методу быстрой сборки Джессики Фридрих, благодаря которому на соревнованиях кубик собирают меньше чем за 20 секунд. Для того чтобы покорить эту коварную головоломку Эрно Рубика, вам понадобятся терпение и усердие. Удачи!

Шаги

Часть 1

Терминология

Ознакомьтесь с тремя типами элементов. В кубике Рубика есть три основных типа элементов, определение которых зависит от их расположения в кубике.

  • Центральные элементы расположены по центру кубика на каждой из его сторон в окружении других восьми элементов. Каждый такой элемент невозможно переместить, и он имеет лишь один цвет.
  • Угловые элементы расположены на углах кубика. Каждый элемент имеет три разных цвета.
  • Боковые элементы расположены между угловыми элементами. Каждый такой элемент имеет два разных цвета.
  • Примечание. Элементы одного типа не могут стать элементами другого. Угловой элемент всегда будет находиться в углу кубика.

Научитесь различать шесть сторон кубика. Каждая сторона кубика Рубика имеет свой цвет, который определяется ее центральным элементом. Так, например, сторона, в центре которой расположен красный элемент, будет «красной стороной», даже если рядом не будет других красных элементов. Тем не менее порой стороны лучше называть в зависимости от их положения относительно стороны, на которую вы смотрите в данный момент. Вот несколько терминов, которые будут использованы в этом руководстве:

  • Ф (Фронтальная) - поднимите кубик на уровень глаз. Прямо перед вами и будет находиться фронтальная сторона.
  • З (Задняя) - это противоположная сторона, которую не видно, когда вы держите кубик в руках.
  • В (Верхняя) - сторона, обращенная вверх.
  • Н (Нижняя) - сторона, обращенная вниз.
  • П (Правая) - сторона, расположенная справа от вас.
  • Л (Левая) - сторона, расположенная слева от вас.
  • Освойте вращение кубика по часовой стрелке и против нее. При определении стороны вращения грани предполагается, что рабочая грань в данный момент находится перед вами. Таким образом, однобуквенная инструкция (например, Л ) означает, что вам необходимо повернуть сторону на 90 градусов по часовой стрелке (четверть оборота). Если возле буквы стоит апостроф (например, Л" ), то сторону необходимо повернуть на 90 градусов против часовой стрелки. Вот вам несколько примеров:

    • Ф" говорит о том, что фронтальную сторону нужно повернуть против часовой стрелки.
    • П говорит о том, что правую сторону нужно повернуть по часовой стрелке. То есть правую сторону нужно вращать от себя. Чтобы понять причину, поверните фронтальную сторону по часовой стрелке, а затем переверните кубик таким образом, чтобы эта сторона стала правой.
    • Л говорит о том, что левую сторону нужно повернуть по часовой стрелке. То есть левую сторону нужно вращать на себя.
    • В" говорит о том, что верхнюю сторону нужно повернуть против часовой стрелки, если смотреть сверху-вниз. То есть, вращать на себя.
    • З говорит о том, что заднюю сторону нужно повернуть по часовой стрелке, если смотреть на кубик с обратной стороны. Смотрите, ничего не перепутайте, так как данное вращение похоже на поворот фронтальной стороны против часовой стрелки.
  • Добавьте двойку для повторения команды. Цифра «2», стоящая после обозначения стороны, означает, что вам необходимо повернуть сторону не на 90 градусов, а на 180. Например, Н2 означает, что нижнюю сторону нужно повернуть на 180 градусов (пол оборота).

    • В этом случае можно не указывать, в какую сторону совершать поворот. Результат будет один и тот же.
  • Научитесь определять конкретный элемент в кубике. Иногда в инструкции будет говориться о каком-то конкретном элементе в кубике. Для этого будут указаны все стороны, частью которых является элемент. Вот некоторые примеры расположения элементов:

    • НЗ = боковой элемент, являющийся частью Задней и Нижней сторон.
    • ВФП = угловой элемент, расположенный между Верхней, Фронтальной и Правой сторонами.
    • Примечание . Если в инструкции говорится о квадрате (одноцветная наклейка), то первая буква будет указывать на то, на какой стороне находится квадрат. Например:
      • ЛФН квадрат → найдите угловой элемент, который является частью Левой, Фронтальной и Нижней сторон. Квадрат искомого элемента находится на Левой стороне (согласно первой букве).

    Часть 2

    Сборка Верхней стороны
    1. Поверните кубик так, чтобы белый центр располагался на стороне В, и пусть он пока находится в этом положении. Задача этапа - расположить боковые белые элементы вокруг центра так, чтобы они сформировали крест на белой стороне.

      • Предполагается, что у вас в руках находится стандартный кубик Рубика, в котором белая сторона расположена напротив желтой. Если у вас более старая версия кубика, дальнейшие инструкции вам вряд ли помогут.
      • Не убирайте белый центр с Верхней стороны. Не совершайте тем самым самую распространенную ошибку в этом шаге.
    2. Переместите белые боковые элементы наверх, чтобы они образовали крест. Кубик Рубика имеет множество начальных конфигураций, и описать пошаговую инструкцию для каждой из них попросту невозможно, но мы дадим вам несколько советов:

      • Если белый боковой квадрат расположен в нижнем слое сторон П или Л, поверните эту сторону один раз, чтобы белый квадрат оказался в среднем слое. Перейдите к следующему шагу.
      • Если белый боковой квадрат расположен в среднем слое сторон П или Л, поверните сторону, которая находится рядом с этим белым квадратом (Ф или З). Продолжайте поворачивать сторону, пока белый квадрат не окажется на Нижней стороне. Перейдите к следующему шагу.
      • Если белый боковой квадрат расположен на Нижней стороне, начните поворачивать эту сторону, пока белый квадрат не окажется прямо напротив пустого (не белого) бокового элемента Верхней стороны. Поверните кубик таким образом, чтобы этот пустой элемент оказался на ВФ (Верхняя сторона рядом с Фронтальной). Выполните вращение Ф2 (пол оборота по часовой стрелке), чтобы белый квадрат оказался на месте ВФ.
      • Повторите аналогичные действия для каждого белого бокового квадрата, пока они все не окажутся на Верхней стороне.
    3. Продлите крест вниз к угловым элементам. Взгляните на верхние боковые элементы сторон Ф, П, З и Л. Нужно сделать так, чтобы рядом с каждым таким элементом находился центральный элемент того же цвета. Вот, к примеру, если боковой квадрат ФВ (Фронтальная сторона рядом с Верхней) имеет оранжевый цвет, то центральный квадрат Ф тоже должен быть оранжевым. Вот, как этого добиться для всех четырех сторон:

      • Вращайте В до тех пор, пока хотя бы два центральных элемента верхнего слоя не совпадут по цвету с центральными элементами среднего слоя. В случае совпадения всех четырех элементов можете пропустить остаток шага.
      • Поверните кубик так, чтобы один из неправильных боковых элементов оказался на стороне Ф (а белый крест по-прежнему оставался на стороне В).
      • Сделайте Ф2 и убедитесь, что один из белых боковых элементов теперь находится на стороне Н. Запомните цвет другого квадрата этого белого ребра (элемента на ФН). Предположим, что квадрат имеет красный цвет.
      • Вращайте сторону Н до тех пор, пока красный квадрат не окажется под красным центром.
      • Поверните красную сторону на 180 градусов. Боковой белый элемент должен вернуться на сторону В.
      • Осмотрите сторону Н на предмет появления нового белого бокового квадрата. Снова взгляните на цвет другого квадрата этого же элемента. Предположим, что он зеленый.
      • Вращайте сторону Н до тех пор, пока зеленый квадрат не окажется прямо под зеленым центром.
      • Поверните зеленую сторону на 180 градусов. После всех манипуляций белый крест должен был вернуться на сторону В, а боковые элементы на сторонах Ф, П, З и Л - располагаться точно над центром соответствующего им цвета.
    4. Переместите белый угловой элемент на белую сторону. При выполнении этого шага можно легко запутаться, так что читайте эти инструкций внимательно. Результатом следующих действий станет появление белого углового элемента на белой стороне рядом с белым центром и ребрами.

      • Найдите белый угловой элемент на стороне Н. Угловой элемент будет иметь три разных цвета: белый, Х и Y (к этому моменту белая сторона может уже не находиться на стороне Н).
      • Вращайте сторону Н до тех пор, пока угловой элемент белый/Х/Y не окажется между сторонами X и Y (не забывайте, что стороной X является сторона с элементом Х в центре).
      • Поверните кубик так, чтобы угловой элемент белый/Х/Y оказался в позиции НФП. Не обращайте внимания на то, в какой позиции окажутся различные цвета этого элемента. Центральные квадраты Ф и П должны совпадать с цветами X и Y. Кстати, Верхняя сторона по-прежнему остается белой.
      • С этого момента существует три варианта действий:
        • Если белый квадрат находится на стороне Ф (в позиции ФПН), примените Ф Н Ф".
        • Если белый квадрат находится на стороне П (в позиции ПФН), примените П" Н" П.
        • Если белый квадрат находится на стороне Н (в позиции НФП), примените Ф Н2 Ф" Н" Ф Н Ф".
    5. Повторите процесс с остальными углами. Выполните аналогичные действия, чтобы переместить три других белых угла на белую сторону. В результате данного шага вы должны получить совершенно белую Верхнюю сторону. Верхний слой, состоящий из трех квадратов, должен совпадать с цветом центрального элемента на сторонах Ф, П, З и Л.

      • Иногда белый угловой элемент случайно попадает на сторону В (белую), но оказывается в неправильной позиции, из-за чего цвет двух других квадратов не совпадает с центром этой стороны. В этом случае поверните кубик так, чтобы этот элемент оказался в положении ВФП, а затем примените Ф Н Ф". Теперь белый квадрат окажется на стороне Н, а вы можете передвинуть его на нужную позицию по описанным выше комбинациям.
    6. Часть 3

      Сборка среднего слоя
      1. Найдите боковой элемент на стороне Н, на котором нет желтого цвета. Белая сторона все так же находится в Верхней позиции, а неполная желтая сторона - в Нижней. Посмотрите на сторону Н и найдите на ней боковой элемент, на котором нет желтого цвета. Отметьте два квадрата этого элемента следующим образом:

        • Пусть квадрат на стороне Н будет цвета X.
        • А другой квадрат - цвета Y.
        • Это должен быть боковой элемент. Не вздумайте перемещать угловой.
      2. Поверните весь кубик так, чтобы центр цвета Х оказался на Фронтальной стороне. Поверните кубик по его вертикальной оси (как при повороте глобуса). Остановитесь, когда сторона с центром цвета Х окажется на Фронтальной стороне.

        • При этом стороны В и Н должны оставаться неизменными.
      3. Поверните сторону Н. Вращайте сторону Н в любую сторону до тех пор, пока боковой элемент X/Y не окажется в положении НЗ. Квадрат X должен попасть на сторону Н, а квадрат Y - на сторону З.

        Перекрутите кубик, полагаясь на позицию цвета Y. Необходимые перемещения будут зависеть от того, где расположен центр с цветом Y:

        • Если цвет Y совпадает по цвету с центром стороны П, примените Ф Н Ф" Н" П" Н" П.
        • Если цвет Y совпадает по цвету с центром стороны Л, примените Ф" Н" Ф Н Л Н Л".
      4. Повторяйте эти действия до тех пор, пока полностью не соберете два верхних слоя. Найдите другой боковой элемент на стороне Н, на котором нет желтого квадрата (если таких больше нет, перейдите к следующему шагу). Выполните аналогичные предыдущим действия, чтобы переместить элемент в правильную позицию. В итоге на сторонах Ф, П, З и Л верхние и средние слои будут совпадать по цвету.

      5. Внесите поправки, если все боковые элементы стороны Н имеют желтый квадрат. Обязательно проверьте все четыре боковых элемента на стороне Н. Каждый из них имеет два цветных квадрата, ни один из которых не должен быть желтого цвета, иначе все ваши действия в данном разделе пойдут насмарку. Если ни один из боковых элементов не подпадает под это описание (а два верхних слоя еще не окончены), внесите следующие изменения:

        • Отыщите боковой элемент, содержащий желтый квадрат.
        • Поверните кубик так, чтобы этот элемент оказался в позиции ФП. Белая сторона должна оставаться на стороне В (перемещайте не стороны, а весь кубик).
        • Примените Ф Н Ф" Н" П" Н" П.
        • Теперь на стороне Н не должно находиться боковых элементов с желтым квадратом. Вернитесь к началу раздела и повторите все описанные действия для данного бокового элемента.
      6. Часть 4

        Сборка желтой стороны

        Поверните кубик так, чтобы желтая сторона оказалась вверху. Кубик будет находиться в таком положении до тех пор, пока не будет собран.

      7. Соберите крест на желтой стороне. Обратите внимание на количество желтых боковых элементов на стороне В (не путайте угловые элементы с боковыми). У вас есть четыре варианта действий:

        • Если на стороне В имеется два противоположных желтых боковых элемента, вращайте сторону В до тех пор, пока оба элемента не окажутся в позициях ВЛ и ВП. Примените З Л В Л" В" З".
        • Если на стороне В имеется два соседних желтых элемента, переместите их на позиции ВФ и ВП (образуя стрелку, когда один смотрит назад, а другой - налево). Примените З В Л В" Л" З".
        • Если на стороне В нет ни одного желтого элемента, примените один из описанных выше алгоритмов, чтобы переместить два желтых боковых элемента наверх. Затем снова используйте алгоритм, который соответствует их расположению.
        • Если на стороне находится четыре элемента, вы успешно собрали желтый крест. Перейдите к следующему шагу.
  • Как собрать кубик-рубик?

    Не спешите ставить головоломку на дальнюю полку. Прочитав статью, вы сможете понять, как самостоятельно пройти все этапы «кубической» сборки.

    Пошаговая схема и методика сборки кубика рубика 3х3 для начинающих и детей

    Если вы решили раскрыть секрет сборки популярной игрушки-головоломки, то начать следует с изучения ее внутреннего устройства и с того, как головоломка функционирует. Кубик продается в магазинах канцтоваров, в супермаркетах и торговых центрах, на полках в отделе игрушек.

    • Но из миллиардов комбинаций найти единственное решение для этой 3D головоломки вряд ли сумеет взрослый, не посвятив изучению и сборке много времени, что уж говорить о детях.
    • Насмотревшись видео-роликов о скоростной сборке кубика-рубика, вы можете подумать, что это легко. Но все не так просто. Итак, первый и важный шаг перед началом решения головоломки — разбор его на отдельные элементы.
    • Кубик-рубик 3х3 выполнен в виде механического куба со сторонами строго определенного цвета.

    Каждая грань устроена одинаково и состоит из:

    • центральных сегментов (одна сторона включает один такой сегмент), способных вращаться вокруг оси, оставаясь в «своей» ячейке (на нашем примере это коричневые центральные квадраты на каждой стороне)
    • 8 угловых сегментов , квадратные части которых окрашены тремя разными цветами (на примере такие сегменты фиолетовые)
    • 12-ти ребер , расположенных между угловыми сегментами и имеющих два разных цвета (на примере это бледно-голубые квадраты)
    • Кубик-рубик составляют 20 подвижных частей — это ребра и углы. Зная, как 12 ребер и 8 угловых сегментов способны перемещаться, вы поймете, в чем состоит принцип сборки головоломки.

    Что будет, если повернуть одну грань? Центры статичны (не сдвигаются), ребра меняют позиции, занимая места других ребер, а углы перемещаются в угол.

    С каждым смещением и вращением сторон кубика край остается краем, а сегмент, расположенный по центру — центром.

    Как легко, быстро и правильно собирать кубик рубик: формула, порядок сборки, комбинации

    Собранный кубик-рубик означает, что все элементы расположены на «своих» местах. Ориентирами верного расположение квадратиков служат центры, зафиксированные в одном месте.

    • Стороны ребра между красным и зеленым центрами, окрашены в красно-зеленый цвет. Значит, у собранного кубика-рубика рядом с зеленым центральным сегментом будет стоять зеленый край, а рядом с красным центральным сегментом — красный.
    • Правильное расположение трехцветного угла — между центрами, окрашенными соответствующими цветами.

    Этап 1: сборка края

    • Начнем сборку Кубика с одного цвета. У нас на схеме это будет желтый. Если вы предпочитаете начать с другого цвета, то просто повторяйте все действия с элементами, окрашенными в этот цвет.
    • Располагаем кубик желтым центральным сегментом кверху. Тогда с противоположной нижней стороны разместиться белый центр (стандартные кубики-рубики имеют одинаковое расположение цветных сегментов, потому желтый центр всегда находится над белым).
    • Выставляем все края нужного нам цвета вокруг центрального квадрата. На верхней стороне кубика должен образоваться крест желтого цвета.
    • Но делается это следующим образом:
      ребро, как мы уже говорили, окрашено в три разных цвета, потому второй его цвет должен соответствовать тому центру, который находится ближе.

    Не имея представления об устройстве кубика этот этап сложно будет понять. Но если не пожалеть времени на тренировку (без подсказок тех, кто освоил скоростную сборку), то все получится.

    Тот, кто впервые принялся за решение хитрой головоломки, обычно бросает свою затею после сложенного креста и одной из сторон. Продвигаться дальше у них не хватает терпения. Но мы продолжим, ведь головоломка еще не решена!

    • Итак, для нас сейчас главное — не сдаваться и пробовать сложить крест самостоятельно. Лучше на это время закрыть статью, но если решение к вам не приходит, то посмотрите приведенные ниже примеры.
    • Представленная ниже схема поможет вам понять, как расположить квадраты одного цвета крестом. Повторяйте этот этап 4 раза, ведь на каждый цвет необходимо выложить крестообразно.

    Начало сборки креста

    Как выложить крест:

    • Переворачиваем головоломку желтым центром вверх (если вы выбрали другой цвет, то расположите сторону с центральным сегментом выбранного вами цвета вверху). Белый центр будет снизу.
    • Ищем на нижней стороне грани, окрашенные в желтый цвет. Не забываем о том, что для нас имеют значение сейчас два цвета каждого ребра.
    • Находим снизу край, окрашенный желтым цветом, и прокручиваем его, чтобы желтый квадрат ребра занял «свое место» на верхней грани.

    Сделаем следующее:

    • Желтый центр направлен вниз.

    Желтый «смотрит» вниз

    • Желтый центр направлен вперед.

    Желтый «смотрит» вперед

    • Располагаем ребро между двух промежуточных слоев.

    ВАЖНО: желтый сегмент верхней грани может быть ориентирован неправильно относительно остальных сегментов, или занять неправильную позицию относительно ближайшего центрального сегмента.

    • Чтобы вернуть такой элемент в нужное место следует переместить на его позицию другой элемент.
    • Тогда край окажется в одной из трех позиций, описанных выше. Устанавливаем его в «правильное» место.
    • Каждый желтый край собираем аналогично приведенной выше схеме, пока не получиться крест на верхней стороне кубика.

    Этап 2: продолжение сборки верхней грани:

    • После сборки креста продолжаем собирать верхнюю сторону: перемещаем углы на их места друг за другом.
    • Но и здесь следует собирать, придерживаясь определенных правил, а не как душе угодно. Цвет каждого угла зависит от того, какое место ему отведено.

    Чтобы пройти этот этап, существует несколько способов. Сборка каждого угла осуществляется в 4 действия:

    • Переворачиваем кубик желтой стороной вверх. Белая сторона у нас должна быть снизу. Ищем на белой стороне угол, один квадрат которого желтый.

    Желтый «смотрит» влево

    • Прокручиваем этот «белый» слой, чтобы желтый угол занял «свое» место.

    Желтый «смотрит» вправо

    • устанавливаем кубик угловым элементом, окрашенным желтым цветом, влево
    • переворачиваем, направив желтый элемент вправо
    • снова поворачиваем, направив желтый на нижнюю сторону

    ВАЖНО: если желтого угла внизу нет, то он переместился на верхнюю сторону, а значит, занял «чужую» позицию. Чтобы вернуть желтый угол на место, проверните любой угол нижней стороны вверх. После этого желтый угол окажется внизу. Проворачивайте до полной сборки верхнего слоя.

    Этап 3: сборка второго слоя

    Собираем края второго слоя. Мы помним, что у кубика центры не перемещаются и их не нужно сдвигать, находить им правильное место. Повторяем действия по 4 раза. Ведь у нас 4 края:

    • Ставим кубик белым слоем вверх. Желтый, который находится внизу, у нас уже собран.
    • Находим на верхней грани край, обе стороны которого не белые.
    • Проворачиваем верх так, чтобы цвет найденного в предыдущем шаге края был того же цвета, что и центр. У нас должна получиться перевернутая Т.
    • Чтобы это сделать, повторите одно из описанных ниже действий. Вам нужно найти решение, в котором край занял позицию слева или справа: следуйте тому примеру, который вам подходит.

    Вот способы сборки этой части кубика-Рубика:

    • Сдвигаем край с позиции, на которой он остановился, в правую сторону.

    • Сдвигаем край в левую сторону.

    ВАЖНО: отсутствие края, любая сторона которого не белого цвета, означает, что он занял не «свою» позицию в среднем слое.

    • Перемещаем другим краем так, чтобы он занял в верхнем слое позицию того крайнего элемента, который занял «чужую» позицию.
    • Теперь на верхней грани нет белого квадрата, который можно будет прокрутить по описанной выше схеме.
    • Снова повторяем все действия 4 раза, собирая таким образом 4 края.

    Этап 4: сборка второго креста

    • У нас собраны 2 грани. Далее необходимо провести такие манипуляции, после которых 4 белых края верхней грани образуют крест. Сфокусируемся исключительно на крайних элементах. Углы нас сейчас не должны интересовать.
    • На верхнем слое могут скопиться четыре белых края, два или вообще не быть белых крайних элементов. Может быть и такая позиция: на верхней грани — все 4 белые ребра. В таком случае можно сразу переходить к следующему этапу.
    • Вариант с двумя белыми ребрами собирается по приведенной ниже схеме. Обращаем внимание на то, как расположены эти ребра — рядом или напротив друг друга.

    Если белые края — смежные:

    Если белые края — противоположные:

    Отсутствуют белые квадраты на своих местах:

    • Необходимо проделать вышеописанные манипуляции для получения 2 квадратов на верхней грани.
    • Далее складываем крест в зависимости от того, как расположились белые квадраты.

    Этап 5: расположение второго креста

    • Когда второй крест сложен, нам нужно разместить боковины креста таким образом, чтобы они стали продолжением центральных элементов граней, соответствующих по цвету.
    • Снова фокусируемся исключительно на белых краях, не принимая во внимание цвет угловых элементов.
    • Нам нужно провернуть верхнюю грань так, чтобы цвет двух ребер совпал с цветом центральных квадратов соответствующих граней.
    • При совпадении лишь одного края, необходимо продолжать вращение.
    • Действуйте по вышеописанным примерам. Здесь все зависит от боковых крайних элементов: расположены они последовательно или находятся на противоположных сторонах.

    Если на смежных краях:

    Если на противоположных краях:

    У нас должен получиться правильно расположенный второй крест.

    Этап 6: углы

    • Теперь приступаем к расстановке угловых элементов последнего слоя. Ориентация угловых частей сейчас не важна. Главное, определить, правильную ли позицию занял угловой элемент.
    • Определить это не сложно: при правильно расположенном угловом элементе цвета близлежащих центров совпадают с цветом 3 квадратов угла.

    Понять, когда угловой элемент расположен правильно, помогут следующие примеры:

    • Если 4 угла заняли правильную позицию, то можно перейти к этапу 7.
    • Если же только одна угловая часть размещена правильно, или вообще нет правильно размещенного угла, то выбирайте один из соответствующих примеров для размещения всех угловых частей на «своих» местах.

    Если все три угловых части не на «своих» местах — варианты решения:

    Три угла на своих местах (вариант а)

    Если нет правильно расположенных угловых элементов:

    • В последнем случае необходимо последовать одному из вышеописанных примеров, чтобы хоть один угловой элемент занял нужную позицию.
    • После этого продолжайте в зависимости от того, как расположились элементы.

    Этап 7: сборка

    • Углы заняли свои позиции, и нам осталось выполнить последние действия: решить головоломку, поворачивая угловые элементы последнего слоя.
    • Сейчас на кубике Рубике может быть 2, 3 или 4 угловых элемента последнего слоя, которые ориентированы неправильно.

    В ситуации, когда 2 угловых элемента ориентированны неправильно, выполните следующее:

    Перед вращением граней кубика, обратите внимание на несколько важных моментов:

    • Первый вариант решения головоломки может иметь подварианты. Все зависит от того, какой из них вам подходит. Необходимо проделать первую последовательность действий, а дальше действовать в соответствии с полученным результатом.

    Вариант 1:

    • при двух неправильно ориентированных элементах: необходимо повернуть «соседний» угол по часовой стрелке.

    Вариант 2-3:

    • при трех неправильно ориентированных угловых элементах кубик Рубик собирается по первому примеру, чтобы выйти на 2 неправильно ориентированных угловых элемента. Далее проводятся манипуляции исходя из полученного результата.

    Вариант 4:

    • при отсутствии правильно ориентированных угловых элементов необходимо действовать по первому вышеописанному примеру, после чего подбирать то решение, которое соответствует полученному результату.

    Вариант сборки при всех неправильно ориентированных углах

    Вы еще следуете нашей инструкции и все сделано правильно? Наши поздравления! Ваш кубик Рубик собран! И вы сами решили эту головоломку!

    Видео: Как собрать кубик Рубика 3х3 | НОВАЯ СХЕМА 2017