Как выбрать церковное имя ребенку при крещении. Как правильно выбрать имя для крещения


Обряд крещения.

Крещение – это первое и важнейшее христианское таинство. С точки зрения Церкви, при крещении человек умирает для греховной жизни и возрождается к жизни духовной. Самой важной частью этого церковного ритуала является наречение имени. Считается, что человек входит в воду без имени. В это время священник отгоняет молитвой темные силы, призывает силы Света взять под свою опеку нового христианина и нарекает имя, по которому его будут узнавать на Небесах. Церковь считает, что выбор имени при крещении – это выбор небесного заступника, который будет возносить молитвы Богу за своего подопечного.

Канонический выбор имени при крещении.

До революции 1917 года ребенок традиционно получал имя при крещении, которое совершалось на восьмой день после рождения. Ему давали имя святого, день празднования памяти святого этого дня, которого указывал . С мальчиками все было ясно – ведь Православная Церковь каждый день вспоминает какого-либо святого. Женских имен в святцах гораздо меньше. Поэтому девочку крестили либо именем-аналогом мужского (Александра, Иоанна), либо выбирали имя святой, день памяти которой был ближайшим после дня рождения. Некоторым женским «гражданским» именам соответствуют церковные, сходные по значению. Например, Светлана – Фотиния, Виктория – Ника.

Крещение в наши дни.

Со временем правила церковного имянаречения стали менее строгими. Сейчас церковь уже не требует неукоснительного соблюдения традиций. Родителям позволительно новорожденному не сверяясь при этом с . А какие имена дают при крещении? Если имя в свидетельстве о рождении не соответствует церковнославянской форме, то при крещении дается созвучное ему имя: Денис – Дионисий, Марта – Марфа, Сергей – Сергий, Иван – Иоанн. В случае, если такого соответствия в святцах нет (Эдуард, Эльвира, Карл), выбирается имя святого, упомянутого в церковном календаре непосредственно после дня рождения человека. Таким образом, ребенок или взрослый получает второе имя при крещении. Иногда бывает, что человек хочет принять имя святого, которого считает близким по духу. И тогда происходит крещение другим именем.

Веками считалось, что у человека должно быть два имени. Крестильное имя зачастую знали только священник и крестные родители. Делалось это, чтобы темные силы не могли причинить вред через освященное «настоящее» имя. В наши дни второе, данное при крещении имя, используется при исполнении церковных обрядов. Знать имя святого необходимо для того, чтобы чтить своего небесного заступника и иметь представление, в какой день отмечаются именины.

СВЯТОЕ КРЕЩЕНИЕ

РОДИТЕЛЬСКИЕ СУББОТЫ

КАК ЗАКАЗАТЬ

Статистика

Имя при Крещении


При крещении младенцу присваивается имя. Как правило, это имя одного из святых, чье имя упоминается в Святцах (перечне имен святых). Раньше ребенка крестили именем святого, память которого приходится на день таинства. Теперь же чаще всего тем же именем, кот орое указано в свидетельстве о рождении.

За каждым именем стоит жизнь, подвиги и молитвы святого. Теперь, после крещения, Дима уже Димитрий, Антон - Антоний, Вова - Владимир,

Ваня - Иоанн...


Как выбрать?

Большой вопрос. Часто мама знает (иногда даже чувствует) каким именем наречь свое чадо. Однако есть некоторые правила выбора.


1. По дню рождения. Но бывает, что в этот день мена только мужские, а надо для девочки. Тогда смотрим ближайшее подходящее имя до или после этого дня.

2. В день Крещения . Здесь можно выбрать день крещения, когда празднуется святой или святая. Например, крестить мальчика можно 19 декабря в день памяти святителя Николая. Или же девочку назвать Ниной и крестить 27 января.

3. Выбрать то имя, которое нравится родителям (они особо почитают того или иного святого). В этом случае, день тезоименитства (иногда его называют “День Ангела”) не будет совпадать с днем рождения.


Что делать, если имени нет в святцах?

Такая ситуация бывает тогда, когда мирское имя, записанное в свидетельстве о рождении, не имеет святого. Например, Диана или Станислав. Таких святых в Православии нет.
Выход из этого простой. Надо крестить человека с другим именем. Диану – как Дарью (хотя можно и как Нину или Ольгу, например), а Станислава – как Стахий (один из апостолов). В этом случае у человека появляется церковное имя, отличное по звучанию/написанию от мирского. В принципе, можно крестить с любым именем, но в таком случае не будет святого покровителя у человека. Моего дядю звали Рэм – сочетание первых букв от слов: революция, электрификация, механизация. Крещен он был с именем Роман.

Как быть, если человек не знает, с каким он был крещен именем?

Обычно это бывает со взрослыми людьми, которые приходят к Богу осознанно, прожив немало лет. Их крестили в раннем детстве и не сохранилось данных об этом. Имя такого человека (как на примере выше) не находится в святцах. Но он уже крещен и повторно крестить нет необходимости (строго запрещается церковными правилами крестить второй раз). Тогда выбирается подходящее имя, и человек, подготовившись к Причастию, причащается с этим новым именем. Оно становится его вторым (церковным ) именем, – с ним он впоследствии исповедуется, причащается, венчается, поминается в записках о здравии (кстати, в этих записках не пишите оба имени через тире, – священник не может знать, какое из них надо поминать)…

Нужно ли специально выбирать себе второе (церковное) имя, что бы не сглазили?

Это одно из распространенных суеверий. Делать этого не нужно! Если Вы верите в Бога, читаете молитвы, бываете на богослужениях, то Господь вас хранит от всяких опасностей. Одно Крестное знамение сохраняет человека от колдовства. Этому – пример святых Киприана и Иустины. В истории их жизни описано, как чародейство разрушалось крестным знАмением Иустины. Второе имя не надо себе придумывать специально, – оно появляется в ситуациях, описанных мною выше. Однако, некоторые мирские имена имеют сходное по звучанию церковное. Это такие варианты, как Татьяна и Татиана, Алексей и Алексий, Иван и Иоанн, Захар и Захария, Антон и Антоний, Яков и Иаков, Игнат и Игнатий и др.

Итак, будьте всегда с Богом , молитесь своему Ангелу-хранителю, которого человек получает от Бога в таинстве Крещения, и не забывайте про своего небесного покровителя – того святого или святую, чьё имя вы носите!

ПОИСК ПО САЙТУ


ВЕЛИКИЙ ПОСТ

СТРОГИЙ ПОСТ от

исключены все продукты животного происхождения,

В т.ч. рыба

_________________



В первые четыре дня Великого поста утренние (кроме понедельника) в храмах совершаются особые великопостные утренние богослужения, читаются часы. Вечером - совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского. Собранные воедино события ветхозаветной и новозаветной истории излагаются с глубоким сердечным сокрушением, предлагая Христианам спасительные уроки покаяния и деятельного обращения к Богу...

_____________________


ЧИН ОСВЯЩЕНИЯ КОЛИВА

В первую пятницу Великого Поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо - смесь вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздаётся верующим.

Молебен пред чудотворной иконой Божией Матери "Семипалатинско-Абалацкая" в этот день не служится

______


ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ - по окончании вечернего великопостного богослужения

_________

В ЭТОТ ДЕНЬ МНОГИЕ, КТО ИСПОВЕДОВАЛСЯ ВЧЕРА СТАРАЮТСЯ ПРИЧАСТИТЬСЯ

Суббота первая Великого Поста. Память Феодора Тирона

и совершенного им чуда: язычники специально осквернили пищу на рынках Константинополя, но благодаря предупреждению великомученика верующие смогли сделать запасы и не покупать оскверненную еду. Именно поэтому, накануне, в пятницу вечером, освящалось коливо в память о чуде.

__________

Первое воскресение Великого Поста


Имя первого Воскресенья Великого поста так красиво звучит, что и не сведущий в истории праздника человек ощущает прикосновение к великому смыслу - Торжества Православия.

Это первая торжественная служба Великого Поста, когда слышишь, как на колокольне трезвонят “во вся тяжкая” колокола… и становится так радостно, что наше православие такое могучее и просторное. И ты целиком ощущаешь, что такое “Торжеством Православия”...

_________



По будням Литургия не совершается , причащаются только в среду и пятницу ранее освященными Дарами.

Имя Руслан, популярное на территории России, имеет тюркское происхождение и обозначает слово «лев». В тюркском варианте оно звучит как Аслан или Арслан. Большое распространение этого имени в России пошло после поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Ведь имя Руслан очень созвучно с «Россией». В народном эпосе есть даже сказание о богатыре Еруслане Лазаревиче. Но, несмотря на это, под этим именем нет. И крестить ребенка под именем Руслан нельзя.


Родители могут выбрать для ребенка любое другое имя, которое будет дано ему при крещении. Как лучше это сделать. Можно выбрать ребенку имя по святцам на день рождения и следующий день. Например, малыш родился 3 сентября. Можно посмотреть в православном календаре, каких святых почитают 3 и 4 сентября. И выбрав понравившееся имя, дать его ребенку при крещении.


Можно найти имя непосредственно на день крещения. Допустим, крещение запланировано на 19 октября. В это день почитают святого праведного Иоанна Кронштадтского. Можно наречь мальчика Иоанном, в просторечье – Иваном.


Среди святых с близким к Руслану именем есть великомученик Рустик ( на последнем слоге). Он почитаем Русской православной церковью, в Свято-Даниловом монастыре есть икона св. мученика Рустика Парижского. Чаще всего именно этим именем предлагают наречь ребенка священники, если к ним обращаются родители.


Важно помнить, что молиться за Руслана можно только по имени, под которым его крестили. Наши предки считали, что чем больше у ребенка имен, тем больше шансов ввести в заблуждение темные силы. В католицизме, к примеру, детям дают сразу несколько имен.

Таинство крещения – обряд, при котором человек словно рождается заново в новую духовную жизнь и с новым православным именем. Имя это дается ему во славу одного из святых, оно содержится в Святцах и «писано на небесах». Святой, чьим именем нарекут человека, будет оберегать его, являясь для него небесным покровителем. Несведущие в полной мере в религиозных вопросах люди могут задаваться вопросом о том, какое имя выбрать при крещении своему чаду и себе.

Вам понадобится

  • Святцы.

Инструкция

Более того, раньше было принято при рождении нарекать ребенка именем того святого, на день памяти которого пришлось его появление на свет. Для небольшой «сдвиг» при выборе имени допускался. Это делалось потому, что дни памяти святых жен несколько реже, чем святых мужей. Но при крещении человек получал другое имя.

Некоторых имен, например, грузинских или сербских святых, нет в наших Святцах. Несмотря на это, их имена можно давать при крещении, потому что они являются адаптированными под другой язык вариантами имеющихся в Святцах имен. Если ваше имя или имя вашего ребенка является таковым, возьмите его при крещении.

Помимо присутствия имени в Святцах, день памяти носившего его святого должен отмечаться в промежутке со дня рождения ребенка по восьмой день его жизни. Сегодня «правило семи дней» уже не является обязательным при выборе православного имени, поэтому соблюдайте его лишь при желании.

Человек получает новое имя, пройдя через обряд крещения, во время которого священник трижды читает молитву, трижды призывает Святой дух, освящает воду и окунает туда младенца. Взрослых просто обрызгивают освященной водой. На лоб принимающего человека священник наносит капельку миррового масла. Именно при погружении в воду человек как бы , а затем рождается к новой духовной жизни, получая при этом и новое православное имя. Помазание же благословение Господа.

Если человек забыл то имя, которым был наречен при крещении, ему нельзя креститься повторно, но нужно покаяться, причаститься и попросить взять себе другое православное имя. Его можно выбирать из имен, присутствующих в Святцах, так, чтобы оно было созвучно паспортному варианту. Можно также попросить благословения, чтобы взять себе имя того святого, деяния и житие которого оставили след в вашей душе.

Обратите внимание

В течение года дни памяти многих святых повторяются. Именинами ребенка будет считаться ближайший день памяти святого после дня рождения.

Полезный совет

Сейчас у взрослых людей, принимающих крещение, существует возможность взять имя святого, которого он считает себя близким по духу.

Источники:

  • Имя при крещении в 2019
  • как давали имена в 2019

Совет 3: Какое имя дать ребенку, если он родился в сентябре

Когда УЗИ уже показало пол ребенка, для будущих мам и пап встает один из самых важных вопросов: будущему ребенку. Ведь от него в какой-то степени зависит и будущее любимого чада. Многие выбирают имя в заисимости от месяца предполагаемого рождения малыша.

Вам понадобится

  • Святца, гороскоп, семейное древо

Инструкция

Безусловно, рождение ребенка - это божий дар. Однако для того, чтобы в полной мере представить младенца перед Господом и позволить ребенку переродиться не в земном, а в духовном мире, нужно его окрестить и наречь именем, под которым и будет он Богу известен.

Что такое крещение

Крещение ребенка есть таинство, его первое знакомство с Богом и духовное рождение. Это не просто обряд или красивая традиция, как его часто воспринимают в современном обществе, это нечто большее и глубокое. При крещении ребенка очищают от первородного греха, представляют его Богу, нарекают покровителя, который будет сопутствовать ему и оберегать всю земную жизнь. Человеку при крещении даруется Божье благо, которое он обязуется не только сохранять и оберегать, но и приумножать его и делиться с другими.

Современные тенденции таковы, что многие не в полной мере верующие родители крестят детей только для того чтобы отдать дань традициям или чтобы ребенка «не сглазили». Хотя их мотивы не совсем правильны, но сам факт того, что детей все-таки предают обряду крещения, уже положителен.

Когда крестить ребенка

Когда крестить ребенка, в младенчестве или сознательном возрасте, дело выбора его родителей. Однако церковь рекомендует не затягивать с этим и окрестить ребенка по прошествии 40 дней со дня его рождения, ведь именно через 40 дней с матери ребенка снимается первородных грех и ей разрешено заходить в церковь.

До достижения ребенком 7 лет обряд крещения проходит только при помощи крестных родителей, которые принимают благословение Божье и отрекаются от Сатаны за младенца и обязуются быть проводниками его в мир Бога и церкви.

Каким именем крестить ребенка

Какое имя выбрать для зависит от того, и по какому принципу ребенка назвали при рождении. Если имя ребенку при рождении дали в честь какого-либо конкретного святого, то и для крещения имя выбирать не нужно, его собственное имя и будет идеальным.

Как правило, имя для обряда выбирают по святцам, по , чаще всего аналогичное или близкое по звучанию его имени в документах. Но это не совсем правильно. Если родители выбирали для ребенка имя, отталкиваясь просто от красоты звучания или в честь родственников, то для крещения его нужно выбирать, основываясь на том святом, житие которого близко родителям и чем-либо восхитило их. Благозвучие и сходность имени святого с нарекаемым, конечно, тоже важны. Зачастую бывает, что святых с одинаковыми именами бывает несколько и у родителей есть возможность выбора того, кого бы они хотели бы видеть в качестве покровителя своего чада.

Также можно воспользоваться практикой и традициями предков, используя имя того святого, святцы которого проходят в день таинства крещения. Совсем не обязательно, чтобы оно повторяло собственное имя или было близко ему, главное, чтобы этот святой был близок человеку.

.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См.

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом . У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный . Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. ).
Человек, носящий имя исповедника или мученика , вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей , могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, и Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для , красивые свечи для молитвы, книги, аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать и своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые .

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имяхороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве ( в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мари́я, в то время, как другие святые жены имели имя Ма́рия (Ма́рья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

После рождения ребенка в его жизни предстоит важное событие - наречение ему имени. Это первое, что нужно для крещения ребенка. О том, какое имя будет носить малыш, родителям стоит подумать заранее. Тем не менее, нередко бывает, что, взглянув на младенца, мама понимает, что выбранное имя не подходит малышу, и ему дают другое имя. Бывает, что наречение имени даже входит в обязанности крестной матери, если родители долго не могут определиться.

Это не случайно, ведь имя несет в себе особую благодать, смысл и содержание. Называя ребенка, еще наши предки отражали в имени свойства характера или обстоятельства рождения малыша (например, Богдан - Богом данный, Людмила - людям милая). После крещения Руси у нас стали очень распространенными имена еврейского, латинского и греческого происхождения, так как детей стремились назвать в честь великих христианских святых. Каждое такое имя освящено памятью носившего его святого. И сейчас, выбирая имя для младенца, нужно помнить, что мы называем его не для красоты или моды, а для того, чтобы малыш уподобился в жизни святому, носившему это имя и ставшему после Крещения его святым покровителем.


Каким именем крестить ребенка?

Для того, чтобы выбрать, какими именами можно крестить девочек и мальчиков, достаточно заглянуть в Месяцеслов. Его печатают в каждом православном календаре, в нем перечислены мужские и женские имена по святцам. Как правило, имя для младенца выбирают так:

1. Смотрят, память каких святых выпадает на день рождения ребенка или дни рядом с этим.

2. Смотрят, память каких святых выпадает на день крещения младенца или рядом с ним.

3. Выбирают имя младенцу в честь почитаемого в семье святого.

4. Нарекают ребенку имя «по обету». Например, мама долго молилась святителю Николаю, чтобы Господь даровал ей ребенка, и обещала назвать его Николаем.

Имя в крещении - другое имя?

Существует поверье, что у ребенка должно быть два имени: одно - для людей, второе в крещении - тайное имя. Считается, что так у ребенка будет защита от недобрых людей. С точки зрения Церкви, это неразумно: в молитвах мы называем имена родственников и знакомых, а в случае, если бы все имели тайные имена, не обошлось бы без путаницы. Имя, которое носит христианин, уже освящено и поэтому оно является защитой от нечистой силы для человека.

И все же, можно ли крестить ребенка под другим именем? Это возможно, в первую очередь, тогда, когда малыша уже назвали, но его имени нет в святцах.


Каким именем крестить ребенка, если имени нет в святцах?

Не всегда, если мы не нашли имени ребенка в святцах, это значит, что его там нет, просто там может содержаться архаичная форма имени, немного непривычная нам. Например, такое обычное для нас имя Иван в святцах записано как Иоанн, Денис - Дионисий, Егор - Григорий, Ульяна - Иулиания, Яна, Жанна - Иоанна, Полина - Апполинария, Юрий - Георгий, Вероника - Виринея, Анжела - Ангелина, Оксана, Аксинья - Ксения, Марта - Марфа, Томас - Фома, Лилия - Лия, Илона - Елена, Светлана - Фотина, Злата - Хриса. Об этом можно посоветоваться со священником.


Под какими именами крестить детей, которых уже назвали неправославными именами?

Под каким именем крестить ребенка, если все же его имя действительно неправославное? Можно выбрать в святцах похожее на него православное имя. Например, Диану можно назвать Дигной или Анной, Алису или Олесю - Василисой или Александрой, Алину - Александрой или Инной, Карину - Клеопатрой или Кирой, Станислава - Святославом, Артура - Артемием, Викторию - Викториной, Арину - Екатериной, Мариной, Тимура - Тимофеем, Эдуарда - Георгием (есть и древний святой Эдуард, хотя его имя в святцах не встречается), Милану - Анной, Ратмира - Романом. А Инну можно крестить под именем Инна, только носил это имя святой, позже таким именем стали называть девочек.

Если же вам не удалось найти в святцах имя, похожее на то, что вы дали малышу, можно просто выбрать имя святого, память которого выпадает на день крещения малыша или любое имя по святцам, которое вам по душе.