Какая вера у цыган? Мир цыган — параллельный мир Из истории театра «Ромэн».


Любой этнос по отношению к общности есть параллельный мир

Джанджугазова Е.А., Пятнов П.В.

…Согласно легенде, Бог подарил цыганам всю Землю. У этого народа нет географической родины, зато есть общий для всех закон. Только тот, кто его соблюдает, может назвать себя цыганом.

Сегодня цыгане — это множество этносов, которых объединяют общее индийское происхождение и кочевой образ жизни, с которым почти все они расстались в прошлом веке. Численность цыган составляет около 10 млн. человек. Этот народ подобен пестрому лоскутному одеялу, где каждый лоскут представляет собой отдельную этническую группу . Так венгерских цыган называют Ромунграми, итальянских зовут Синти, цыгане из Восточной Европы – Кэлдэрари, из Финляндии – Кале, испанские и португальские цыгане – Кале, английские – Романичалы, французские – Мануш и т.д. Большинство цыган говорят на языке Романес, который относится к новоиндоарийской группе индо-европейских языков, сами же цыгане называют себя «Рома», что в переводе означает «человек».

Путь цыган в Европу из Индии, которую они покинули в Х веке лежал через Персию и Армению, где они прославились как акробаты, музыканты и дрессировщики лошадей. В XIV веке цыгане появляются в Византии и оттуда расходятся по всей Европе. Судьба цыганского народа не простая. За долгие столетия на их долю выпали тяжелые испытания: они голодали, изгонялись из городов и деревень, ими пренебрегали, их уничтожали в фашистских гетто. Целых пять веков этот народ находился на правах крепостных в Румынии и Молдове. Получив свободу в 1864 году, большинство молдавских цыган мигрировало в Россию и Украину, часть из них перебралась через океан в Северную и Южную Америку.

Цыгане, живущие в разных странах, живут по-разному и по-разному зарабатывают на жизнь. Очень часто они хранят традиции тех стран, где они поселились. Так финские цыганки «кале» – единственные кто носит тяжелые бархатные платья, когда-то столь популярные в исконных финских селах. Это один из многих парадоксов цыганского народа, отличающегося такой путаной самоидентификаци ей, легко меняющего свой облик от деревни к деревне и в то же время обладающего стойким цыганским духом – свободолюбивым и мобильным. В России живут около двадцати цыганских народностей. Все цыгане, независимо от своей этнической принадлежности и страны проживания, соблюдают ряд общих правил, которые называются «Цыганским Законом». Носителем этого закона считается сам цыганский народ. Иногда под этим Законом понимают некий свод правил и обычаев, но это определение не только не точное, но и ошибочное.

Цыганский Закон (Романо Законно) – это правила, общие для всех цыган, обычаи у каждой народности свои, но все они опираются на Цыганский Закон. Сам Закон является основной частью «Романипэ», того, что делает цыгана цыганом. Объяснить что такое Романипэ так же трудно, как объяснить, что такое «загадочная русская душа». Это понятие сложное и неоднозначное, включающее в себя помимо Закона (как общего свода правил) еще и особый образ жизни, мировоззрение, набор личных качеств, необходимых для того, чтобы называться цыганом, а главное – желание быть таковым!

Вообще о «Цыганском Законе ходит много легенд. В частности многие думают, что он предписывает цыганам обманывать нецыган. На самом деле это не так. В первую очередь Закон регулирует отношения цыгана к другим цыганам. Например, отношение между детьми и родителями, старшими и младшими поколениями, мужчиной и женщиной. Практически все эти негласные предписания касаются обустройства цыганского быта. Тема взаимоотношений с «гадже» (нецыганами) или чужаками в нем почти не затрагивается, хотя и даются некоторые предписания, но в целом самым главным считается правило, что при отношениях с нецыганами цыган должен придерживаться правил, законов и ограничений нецыганского общества, то есть уважать чужие законы!

В «Романо Законо», табу на убийства, грабежи, насилие распространяется на всех людей, невзирая на национальности, также как и правила гостеприимства. Хотя в цыганском сознании существует четкое разделение на два мира – «Рома» (свои) и «Гадже» (чужие), в общечеловеческом смысле, Все Мы – люди, веками живущие рядом! Конечно, мир цыган и мир нецыган никогда не пересекается – это параллельные миры! У каждого мира свои законы и правила, но кто мешает им вести живой и полезный диалог, чтобы избавиться от навязчивых фобий и вредных мифов.

Наши представления о цыганах очень поверхностны, а суждения порой крайне полярны и колеблются от излишней романтической мифологизации до полного неприятия, сопровождающегос я рассуждениями о «жалкой участи» этого «народа — отщепенца» не влившегося в русло цивилизации. Кочевая жизнь цыган со стороны всегда казалась романтичной, этому способствовали яркие цыганские кибитки (вардо), пестрая одежда и чуть диковатый, но притягательный колорит цыганской жизни. Вместе с тем цыганам – этим «вечным бродягам» доставляло удовольствие вызывать у окружающих народов благоговейное изумление, оно подчеркивало их некую избранность и даже отсутствие собственной территории указывало на особенные качества цыганского народа.

Одна из легенд гласила о том, что Бог цыган особенно полюбил за их веселье и талант и потому не стал привязывать к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. Потому цыгане и кочевали - чтобы сполна воспользоватьсядаром Господа…

Сегодня цыган можно встретить, пожалуй, на всех материках (кроме Антарктиды).

Цивилизованный образ жизни, который ведут почти все современные народы, дал им блага и удобства, но почти полностью лишил интуитивного восприятия метафизической картины мира. Цыгане же такого восприятия мира никогда не теряли, существуя в живой природе не как ее хозяева, а как ее дети, любящие своих родителей безусловной любовью.

Вместе с тем, цыгане весьма постоянны в выборе профессии и следуя традиционной приверженности к кастовому принципу, стараются занять определенные профессиональные ниши.

С точки зрения цыган есть «приличные» и уважаемые цыганские профессии, к ним можно отнести: кустарные ремесла, музыка, танцы, театральное и цирковое искусство, торговлю, дрессировку животных, коневодство, попрошайничество.

К слову сказать, цыгане активно осваивают и современные виды бизнеса, лежащие в рамках «приличных» профессий. Например, шоу-бизнес, инженерное дело, вождение автомобиля и др. Однако у разных этнических групп цыган есть свои профессиональные предпочтения, обычно это целые трудовые династии. Цыганская молодежь охотно продолжает семейное дело. Так что этот уникальный народ «без родины» сам образующий обособленную этническую группу очень неоднороден внутри и разделен на профессиональные сообщества или касты. Каждая этническая группа считает свою профессию главной, и, безусловно, лучшей для цыган и каждая этническая профессиональная группа беззлобно высмеивает другую. Так артисты подсмеиваются над торговцами, которые в свою очередь подшучивают над кузнецами, а те не прочь пошутить над шоферами и так по кругу.

Из всех этнических групп цыган, проживающих в России, две из них словно находятся на разных полюсах. Одни остаются верны цыганскому образу жизни, другие активно включились в современный социум.

К первой группе относятся котляры или кэлдэрары, которые пришли из Румынии, их традиционным ремеслом считается работа с металлом. Они консервативны и ревностно охраняют традиции. Женщин-котлярок легко узнать в толпе, их отличают непременные косы, широкий фартук, цветастый платок и вечно звучащая фраза: «Давай погадаю». У котляров всегда много детей – это показатель высокого статуса семьи. Свадьбы играют рано и денег на них не жалеют, ведь «цыганская свадьба» — это самое большое торжество. Живут котляры, как и их далекие предки просто, поддерживая тесные связи и помогая друг другу.

Вторая группа – русска рома, они составляют основную часть российских цыган. Эта этническая группа обосновалась на территории России, отмежевавшись от польских цыган, которые пришли на нашу территорию около трехсот лет назад. Уже в XIX веке русских цыган можно было встретить практически во всех слоях общества, они очень быстро интегрировались в жизнь русского общества, охотно учились. Уровень образования русска рома был достаточно высоким. Даже кочевые представители русских цыган владели грамотой.

Можно сказать, что русска рома – это особая каста, они не живут табором, хотя любят и почитают свои семьи, успешно работают, хотя большинство по-прежнему привязаны к «приличным» цыганским профессиям. Они не носят традиционных широких цыганских рубах и длинных пышных юбок, но предпочитают одеваться ярко, дорого и празднично.

Русска рома в большинстве своем дружелюбны и гостеприимны их отношения к нецыганам корректны, но вместе с тем они не меньше других этнических групп борются за сохранение родной культуры, традиций и языка. Русские цыгане гордятся своей богатой музыкальной культурой, глубокими театральными традициями и по праву считают себя интеллектуальной и творческой элитой цыганского народа.

Артистический и музыкальный талант цыган навеял интересные образы в литературе, музыке, кинематографе: роковая красавица Кармен у Проспера Мериме, мудрый цыган Мелькиадес в романе Габриэля Гарсия Маркеса «Сто лет одиночества», пламенный юноша Алеко в поэме А.С.Пушкина «Цыганы», обаятельный и сильный Будулай в культовом кинофильме А.Бланка «Цыган». Но, пожалуй, одним из самых интересных воплощений живого и искрометного цыганского таланта является знаменитый театр «Ромэн, созданный в 1931 году и находящийся сегодня в здании, где в прошлом был знаменитый ресторан «Яр» — один из центров цыганской народной музыки и танца.

Из истории театра «Ромэн»

У истоков театра…

В 1930 году в среде московской интеллигенции возникла идея создания цыганского театра, которую поддержал и А. В. Луначарский. В конце января 1931 года состоялось торжественное открытие театральной студии, которая уже через месяц показала свою первую работу – представление в двух частях. Первая – обозрение «Атася и дадывес» («Вчера и сегодня») Э. Шолоха, вторая – инсценированные песни и пляски под общим названием «Этнографический показ». Режиссером – постановщиком первой работы студии был М. Гольдблат, композитором – С. Бугачевский, который и заложил основу музыкальной культуры будущего театра «Ромэн». Более чем за три десятка лет Богачевский создал основу музыкального репертуара театра. Запоминая и записывая самобытные цыганские напевы он составил сборник «Цыганские народные песни и пляски», наиболее полно отразивший особенности музыкально-поэти ческого творчества различных этнических групп российских цыган. После премьерного показа музыкально-драма тического спектакля по пьесе Александра Германо «Жизнь на колесах», студию переименовали в цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев.

Период становления первого в мире цыганского театра

В 1937 году «Ромэн» возглавил актер МХАТа Михаил Яншин, который существенно пополнил репертуар театра произведениями русской и зарубежной классики, спектакли стали играть на русском языке, что значительно расширило зрительскую аудиторию театра. Большой знаток и ценитель цыганского искусства, таборной песни М. Яншин стремился сделать «Ромэн» театром «серьезного содержания, соединить фольклор с большой драматургией». С этой целью он привел за собой мхатовских режиссеров Б. Вершилова, П. Лесли, В. Сахновского, которые помогали цыганским актерам добиваться необходимого синтеза глубокого содержания, песни и танца. Эти принципы, осуществленные М. Яншиным в его постановках спектаклей «Цыгане» по А. Пушкину, «Макар Чудра» по М. Горькому, «Кровавая свадьба» и «Чудесная башмачница» по пьесам Г. Лорки, на долгие годы становятся основой художественного развития театра. А спектакль «Кровавая свадьба» до сих пор является одной из вершин художественной истории театра «Ромэн».

Театр в трудные годы

Свыше пятнадцати лет отдал «Ромэн» профессор Московской консерватории П.С. Саратовский (1941-1957 гг.) Под его руководством «Ромэн» работал четыре военных года. Во время Великой Отечественной войны артисты жили одной жизнью со всем народом. Они выступали в госпиталях и мобилизованных пунктах, выезжали на передовые позиции Южного фронта, играли прямо в землянках и блиндажах. В 1943 году «Ромэн» побывал на Дальнем Востоке, показывал свои спектакли морякам Тихоокеанского флота, трудящимся Забайкалья. За годы войны было дано 1200 спектаклей, 700 шефских концертов. Символично, что советское небо защищал и тяжелый бомбардировщик «Ромэновец», построенный на средства, собранные театром.

Театр «Ромэн» в настоящее время

Сегодня театр «Ромэн» для цыган всего мира стал подлинным центром цыганской национальной культуры. Но в свои 80 лет, театр по-прежнему молод, он продолжает творить, осваивать новые высоты, каждой новой работой доказывая, что славному и сильному духом коллективу многое по плечу. В репертуаре театра сегодня более 15 спектаклей от классики до современной драматургии. Некоторые спектакли живут не один десяток лет, другие же появились совсем недавно. Ежегодно театр радует зрителей своими премьерами. Современный зритель по-прежнему любит «Ромэн»! Его привлекает яркость, национальный колорит и особая энергетика театра.

Хранитель театральных традиций «Ромэн»

Вот уже более тридцати лет цыганский театр «Ромэн» возглавляет Николай Сличенко — гениальный певец, блистательный актер и талантливый режиссер. Он вышел из среды российских цыган и как настоящий сын своего народа впитал в себя его необыкновенную музыкальность и магическое обаяние. В 1951 году, совсем мальчишкой он уехал из колхоза «Ромэн» в первый и тогда единственный в мире цыганский театр, основателями которого были лучшие представители российской культуры: актеры М.Яншин, В.Качалов, А.Тарасова и др.

В коллективе «Ромэн» Николай Сличенко прошел все стадии гражданского и творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного режиссера, демонстрируя необыкновенную силу и оригинальность своего таланта. Он стал своеобразным «лицом» или как сейчас говорят брендом своего овеянного легендами древнего народа, испытавшего множество бед и страданий. С раннего детства Николай Сличенко познал тяжелую участь цыган, на его глазах фашисты, для которых цыгане были не народом, а «грязным отребьем», застрелили отца и уничтожили почти всех родных. Трагические страницы личной биографии нашли отражение в жизни и творчестве знаменитого артиста, научившегося тонко чувствовать и глубоко сопереживать. Когда поет Николай Сличенко, поют его руки, его тело, душу словно обжигает и завораживает пламя страсти, а воображение порождает целый мир художественных ассоциаций.

Сличенко – прирожденный артист, исключительная вокальная одаренность которого развилась на основе песенных традиций цыганского народа и была подкреплена трепетным отношением певца к песне как святыне духа цыган. Каждая песня, исполненная Николаем Сличенко, превращается в настоящий концерт. Все его сольные выступления так артистичны и заразительны, что слушателям как в Москве, так и далеком Токио просто трудно усидеть на месте и не пуститься в огненную цыганскую пляску. Подлинным чудом можно считать талант артиста одним лишь движением руки или даже взглядом, горящих огнем глаз заставить целый зал почувствовать тонкую лирику цыганского романса или почти с дрожью в теле ощутить нежное звучание гитарных струн. Поэтому, наверное, в одном из лучших и как говорится этапных спектаклей театра «Мы-цыгане», его исполнение роли Поющего цыгана воспринимается как апофеоз истинной цыганской песни. Вместе с тем талант Николая Сличенко универсален и интернационален, поражает его способность оригинально исполнять песни многих народов России и мира.

Но, пожалуй, никто из певцов так проникновенно не исполнял песню «Я люблю тебя, Россия …». На концертах Николая Сличенко зал при ее исполнении взрывается шквалом аплодисментов. Так тонко передать чувство любви к Родине никому из современных певцов не еще не удавалось

Сегодня Николай Алексеевич Сличенко – Народный артист СССР и РСФСР, лауреат Государственных премий и кавалер целого ряда орденов и медалей по-прежнему много сил отдает для развития и пропаганды цыганского музыкального искусства, делая его не только современным, но и высокопрофессион альным. Сегодняшние артисты цыганского театра «Ромэн» — это не просто музыкально одаренные люди, это, прежде всего, профессионалы сохраняющие истоки уникального народного творчества, щедро украшающего нашу жизнь.

Ведь не зря гласит цыганская пословица: «Романы яг сарэнгэ свэтинэла», что означает: «Цыганский костёр всем светит».

Литература

1.​ Анисимов А.В. Театры Москвы. М., Московский рабочий,1984.

2.​ Баранников. А.П. Цыганы СССР (краткий историко-этногра фический очерк). М. 1931.

3.​ Владыкин В.Е. Цыгане. Вопросы истории. №1. М.: 1969.

4.​ Друц Е., Гесслер А. Сказки цыган. М.: «Наука», 1991.

5.​ Николай Сличенко. Родился я в таборе. Москва «Молодая Гвардия». 1987.

6.​ Рэймонд Бакленд. Цыгане. Тайны жизни и традиции. М., 2003.

7.​ Соколов Д.С. Нескучное, бывшая подмосковная графа Орлова-Чесменско го. М., 1923.

8.​ Журнал Geo.Октябрь 2008. №161. Сиа Риене «Цыгане: параллельный мир».

9.​ www. teatr-romen.ru

10.​ www. slichenko.ru

Гимн цыган — это песня «Джелем, джелем барэ дромэнса»(Идем, идем большой дорогой). 8-е апреля — Международный день цыган. Цыганский флаг зелено-синий с красной чакрой посередине, он говорит об индийском происхождении цыган.

Цыгане - загадочный кочевой народ. Их жизнь и история окутаны множеством мифов и предрассудков, а их культура самобытна и уходит корнями в далёкое прошлое. Историков, культурологов, этнологов и простых людей волнует вопрос о том, откуда они взялись, чем живут и какая вера у цыган.

Цыгане - кто они?

Цыгане - один самых крупных по численности этносов на территории Европы. Болгарские этнологи называют его межгрупповым этническим образованием. Суть этого определения заключается в особенностях расселения цыган на разных территориях. С мозаичностью распределения цыган связано огромное разнообразие их разновидностей и отличительных черт. В зависимости от территории проживания, существуют разные этнические самоназвания: синти, мануш - люди, кале - чёрные, рома (романи) - общее политическое обозначение всех цыган, проживающих на территории Европы.

Не имея постоянного места обитания, цыгане проживают во всех уголках планеты, кроме Антарктиды.

Виды цыган

Деление цыган на этнические группы происходит в зависимости от территориального расположения и рода занятий. Этнологи выделяют три западных и три восточных ветви цыган.

К западным относятся:

  • Рома - одна из самых многочисленных групп. В неё входят цыгане, занимающие территорию Европы.
  • Синти - немецкие и французские цыгане.
  • Иберийцы - испанцы и португальцы.

Восточную ветвь образуют:

  • Люли - среднеазиатские цыгане.
  • Боша - цыганские народы, занимающие территории Турции и Кавказа.
  • Дом - арабские народы и проживающие на территории Израиля.

Существуют небольшие цыганские группы, которых сложно отнести к какому-то конкретному ответвлению. На территории Европы проживают этносы, близкие по культуре, однако не относящиеся к цыганам: трэвелерс из Ирландии и ениши из Центральной Европы.

Исследователи цыганской культуры говорят о возможности делить цыган на группы, в соответствии с родом их деятельности.

Какую веру исповедуют цыгане?

Цыганская культура тесно связана с цыган формирует их традиции, обычаи и морально-этические нормы и зависит, как правило, от территории проживания. Основными конфессиями, к которым принадлежат цыгане являются христианство и ислам. Но и по сей день в официальных верованиях сохранились черты индуизма, шиваизма, анимизма, зороастризма и магические элементы.

Исследователи утверждают, что принятие той или иной религии являлось способом самозащиты. Поселяясь в том или ином регионе, цыгане старались хотя бы внешне соответствовать последователями местной религии, чтобы не вступать в конфликт с коренным населением.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане той или иной группы, их менталитет и убеждения, сложившиеся за длительное время их существования, накладывают отпечаток на следование тем или иным нормам морали.

Внешнее принятие официальной религии даёт цыганам возможность отдавать дань своим языческим и анимистическим идолам. Так, например, среднеазиатские цыгане имели богов, обозначающих Солнце. Вера цыган на западе основана на боготворении Луны. Полнолуние считалось праздником, в который проводились магические ритуалы и колдовские обряды. Вера цыган в Индии основана на боготворении фаллоса, здесь так же распространён культ Шивы и богини Кали.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане, они уделяют большое внимание защите от злых духов. Серьёзной задачей является защита новорождённого от мощных демонических сил. После рождения его окропляют солёной водой и дают ему имя, которое будет произноситься только в определённые периоды его жизни. Всё остальное время употребляется мирское имя.

Почитание святых

Вера цыган основана на почитании женских религиозных образов. Несмотря на главенствующую роль мужчин в обществе, главная святая у них - женщина. Какой бы веры исповедания цыгане не были, все чтят мифологический образ святой Сары. Существует несколько связанных с ней легенд. Согласно первой, она была спасительницей родственниц Марии Магдалины, во время страшного шторма она спасла их, по звёздам найдя путь к берегу. Вторая легенда гласит, что она первая получила святое Откровение от святых, проплывавших мимо её табора.

Цыгане, которые верят в загробную жизнь, стараются оградить себя от встречи с покойным. Чтобы ничего не держало души умерших в этом мире, они сжигают все вещи покойных и их дома. Есть те, кто в жизнь после смерти не верит. Также, по мнению некоторых этносов, душа трижды, один раз в 500 лет может вернуться на землю. Сербские цыгане утверждают, что после смерти человек живёт той же жизнью, но уже бесконечно.

Духи и вампиры обозначаются словом «мулло». Если цыган умирает от рук человека, мулло найдёт и выследит виновного. Славянские цыгане верят в оборотней. Ими становятся те, кто вёл распутный образ жизни или стал жертвой вампира.

Обычаи цыган

Вера цыган определяет их обычаи. Русские православные цыгане набожны и обязательным для них является обряд крещения. В цыганских домах присутствует «красный угол», с иконами. В России цыгане отмечают Рождество и Пасху, венчаются в церкви для заключения брака. Важным этапом цыганской свадьбы является признание союза общиной. Это начальный и самый важный этап бракосочетания. На Радоницу цыгане посещают кладбища, где просят подаяния. Эта традиция считается благой, так как подающие в этот момент совершают доброе дело, исполняя христианский долг.

Святой Георгий - один из наиболее почитаемых цыганских святых. Праздники в честь него устраивают в Турции и на Балканах. Мусульмане тоже уделяют большое внимание обычаям. Однако женщины игнорируют необходимость закрывать лицо, а мужчины не делают обрезание.

Мифы и легенды цыган

К какой вере исповедания цыгане бы ни относились, существуют общие поверья, определяющие всё их мировоззрение. Существует о том, что цыган украл гвоздь, который римские легионеры должны были вбить в голову распятому Христу. За это Бог благословил весь народ и позволил им воровать. В реальности, склонность к воровству - это лишь последствие исторически сложившегося мировоззрения цыган.

Они убеждены, что всё, созданное Богом, принадлежит людям и существует ради общего блага. Так, плоды, животные и птицы - это божий дар, предоставленный людям в безвозмездное пользование. Сегодня воровство является для цыган основным способом заработка.

Реймонд Бакленд в своей книге «Цыгане. Тайны жизни и традиции» рассказывает о реальном случае, когда цыганские дети восемь раз крестили одного и того же младенца, взятого взаймы, в разных церквях, потому что при крещении священник давал ребёнку монетку. Отсутствие привязки к определённой территории тоже воспринимается как божий дар, цыгане считают, что Всевышний отдал в их распоряжение весь мир.

Русские цыгане. Обычаи и вера цыган в России

По официальным данным, сегодня в России проживает 200 тысяч цыган. Реальное их количество превышает эти цифры минимум в пять раз. Это связано с тем, что во время многие указывали другие национальности.

«Русска рома» имеют свой диалект - смесь русского, польского и немецкого языка. Традиционные занятия русских цыган - коневодство, музицирование, танцы, гадания и цирк. Именно в России родился жанр цыганского романса.

Большинство русских цыган - христиане. Но то, какая вера у цыган в России, не важно, главный для них общий цыганский закон. Самое меньшее количество правил регулирует отношения с нецыганами: здесь необходимо придерживаться норм поведения, которые установлены в обществе. Важнее - законы общения и с цыганами, и с нецыганами: запрет убийств, изнасилований, нанесения физических увечий.

Обязательным является уважение к гостю. Самое большое количество правил гласит о поведении внутри цыганской общины. Главное - никто не вправе возвышать себя над другим. Однако в каждом сообществе есть негласный лидер и посредник, отвечающий за связь с внешним миром. Чаще всего таким человеком является

Цыганские законы строго регламентируют общение друг с другом, со старшими, детьми и женщинами, порядок проведения праздников, регламентируются правила выбора одежды и список «пристойных» видов деятельности. Достойными профессиями считаются те, что связаны с творчеством, рукоделием, гончарным делом и плотничеством.

Значительная часть русских цыган сегодня связана с криминалом. Среди них, как и среди других этнических групп, имеет место воровство, попрошайничество и наркоторговля. В то же время, существует и другая сторона цыганского общества, в состав которого входят талантливые певцы, музыканты и актёры. Например, в России действует популярный во всём мире

Влияние на культуру

Неповторимый колорит цыганского искусства оказал колоссальное влияние на мировую культуру: музыку, поэзию и кинематограф. Всем известны герои: цыганка Эсмеральда из «Собора Парижской Богоматери» Гюго, роковая Кармен Жоржа Бизе, Пушкинские Земфира и Алеко, современный стиль бохо, трогательные романсы и музыка Горана Бреговича - всем этим наследием человечество обязано цыганам.

В заключение

Цыгане являются сложным и загадочным народом. Нельзя в полной мере прочувствовать их культуру, не окунувшись в неё лично. Главное, не формировать свои представления, лишь основываясь на образе грязных попрошаек на улицах. На самом деле цыгане - самобытный и неординарный этнос со своими законами, обычаями, богатой культурой и ценным наследием.

По итогам переписи населения в России живут 204 958 цыган. Этот древний народ принадлежит к восточной ветви цыганского народа, и в то время, когда ее западная ветвь утрачивает языки и обычаи, восточные цыгане стараются их сохранить.
Исход цыган из Индии произошел около тысячи лет назад, когда несколько этнических арийских групп ушли на север.

Специалисты насчитывают три волны цыганских переселений - сначала из Индии в Азию, затем в XIV веке - в Европу, а в конце XIX века - в Америку. Язык всех цыган происходит от санскрита, но каждый этнос имеет свое наречие. Этнографы делят цыган на три большие группы – это домари (цыгане, живущие на Ближнем Востоке), ломари, проживающие в Европе, и романи, населяющие Восточную Европу и Россию.
Цыгановед Николай Бессонов в статье «Цыганские энтогруппы на постсоветском пространстве» (журнал National Geographic) считает, что цыганские этносы в России самобытны, но отличаются языком, обычаями, верой и занятиями.

Русские цыгане

Самый обширный цыганский этнос - это русска рома. Предки этносы вышли из Польши в XVIII веке; рома занимались торговлей лошадьми, музыкой и гаданиями. В XIX веке они были артистами, музыкантами, купцами, а некоторые крестьянствовали; основной верой было православие, а языком стал русско-цыганский диалект.
Правительство России относилось к цыганам благосклонно, им было дано право приписываться к сословиям, а русские аристократы женились на цыганских певицах. После революции исчезли конные рынки, цыганское купечество было уничтожено, но еще больший удар по цыганам нанесла гитлеровская оккупация - фашисты расстреливали цыган целыми таборами.
В современной России 100% русских цыган ведут оседлый образ жизни, у них хорошие дома, часто прекрасное образование, многие занимаются торговлей, сельским хозяйством, становятся музыкантами, артистами.

Украинские цыгане

Сэрвы пришли из Румынии, основное вероисповедание - православие. В России они живут в Ростове, в Самаре и Воронеже. До революции среди сэровов было хороших кузнецов. После революции сэрвы осели в городах и селах, дети пошли учиться; в годы войны их мужчины становились офицерами Красной армии, сражались с фашистами. Сейчас этот народ имеет прекрасное образование; среди них много ученых, бизнесменов и музыкантов. Лингвисты отмечают, что сэрвы утрачивают язык и ассимилируются.
Среди украинских цыган есть народность влахи - выходцы из Валахии. Это православные христиане, тоже славившиеся кузнечным делом, которым они занимаются до сих пор. В России влахи проживают на юге, большинство занято мелкой торговлей и подработками, зато влахи сохранили культуру и быт.
Цыганская народность крымы произошла от молдавских цыган, которые пришли в Крым и под влиянием крымских татар стали мусульманами. В Россию крымы пришли 1930-х годах. Сейчас народ занимается бизнесом, многие живут в Москве, но по-прежнему остаются мусульманами - платят за жену калым и ходят в мечеть. Это очень музыкальный народ, среди низ много хороших атнцоров.

Польские цыгане

Польска рома живут в Смоленской области, по языку и традициям близки русским цыганам. Они не переставали кочевать даже зимой, меняя кибитки на сани и просились переночевать в русские дома по селам. Если им отказывали, то они становились табором в ближайшем лесу, разжигая огромный костер. Очевидцы вспоминали, что женщины этой народности оставались босыми в самый большой мороз. Вплоть до середины XX века этнос занимался лошадьми и гаданьем. сейчас они живут в домах и имеют престижные профессии.

Румынские цыгане

Их называют кэлдэрары или котляры. Православные христиане, они имеют свою «изюминку»: их наряды стали примером для цыганской моды. До революции мужчины делали и паяли котлы, а жёны гадали, сейчас котляры живут перепродажами или сдачей металла. Именно котлярки и влашки гадают на улицах российских городов. Народ живет общинами и блюдет обычаи: хранит язык и фольклор, который мало неизвестен этнографам. По старым обычаям у котляров за девушку дают выкуп.

Венгерские цыгане

Ловари – родственники котляров, в прошлом занимались лошадьми, часто жили за счет женщин-гадалок, при СССР становились артистами эстрады, сейчас освоили бизнес. Среди цыган считаются богатыми, но заносчивых людей. Блюдут традиции, но одеваются в современную одежду.
Мадьяры – эти цыгане всегда занимались музыкой, плели корзины, делали кирпичи из самана. Женщины-мадьярки никогда не гадали. При СССР мадьяры трудились на селе и на предприятиях, но после развала страны многие предпочли уехать. Русские цыгане считают мадьяров не цыганами, что хи весьма обижает.

Карпатские цыгане

Это небольшая народность называется плащуны. До революции жены плащунов были воровками, и сейчаср среди них мало грамотных людей. Несмотря на бедность, плащуны придерживаются традиций и не спешат ассимилироваться.
Кроме этих этносов в России живут отдельные семьи молдавских цыган: кишеневцев, урсаров, чокэнари, лингураров; есть в стране и лотвы - латвийские цыгане.

Цыгане Средней Азии

Этих цыган называют мугат, они мусульмане и переняли от народов Средней Азии одежду и традиции. Если вы видите на улице Москвы женщину с ребенком, просящую подаяние - скорее всего, она мугат, ведь попрошайничество - это традиция, которой мугат добывали себе пропитание веками, кроме этого, мугат занимались предсказаниями и знахарством. В СССР работали в сельском хозяйстве, а после остались без работы; русские цыгане не считают мугат цыганами.

Цыгане - народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования это опровергают. В России цыгане породили настоящий культ своей музыки.

Почему цыгане - «цыгане»?

Цыгане не называют себя так. Их самое распространенное самоназвание цыган - «рома». Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая получила это название только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространенное «Ромале» - звательный падеж от этнонима «рома».

Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians - «египтяне»), в Испании - gitanos, во Франции - bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого - τσιγγάνοι, «цинга́ни»), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.

Слово «цыгане», привычное для русского уха, условно восходит к греческому слову «атцингани» (αθίγγανος, ατσίγγανος), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. «Условно», потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени. Значит, нельзя с уверенностью утверждать, что в книге речь идёт именно о цыганах.

Откуда пришли цыгане

В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.




ТКарты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

Безусловно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Однако современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане – хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований - одна из особенностей нынешней индийской культуры.

Первые цыгане в России

Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:

«Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны».

Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами» (то есть жили они здесь уже не первое поколение).

Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии - молдавские цыгане, после присоединения Крыма - крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

На равных правах

В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.

Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане».

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.

В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства - браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.





Метки:

  Цыгане — народ без государства. Долгое время их считали выходцами из Египта и называли «фараоновым племенем», но последние исследования это опровергают. В России цыгане породили настоящий культ своей музыки.

  ПОЧЕМУ ЦЫГАНЕ — «ЦЫГАНЕ»? Цыгане не называют себя так. Их самое распространённое самоназвание — «рома». Вероятнее всего, это влияние жизни цыган в Византии, которая получила это название только после своего падения. До этого она мыслилась частью римской цивилизации. Распространённое «ромале» — звательный падеж от этнонима «рома».

Также цыгане называют себя синти, кале, мануш («люди»).

Другие народы называют цыган очень по-разному. В Англии их зовут gypsies (от Egyptians - «египтяне»), в Испании - gitanos, во Франции - bohemiens («богемцы», «чехи» или tsiganes (от греческого - τσιγγάνοι, «цинга́ни»), евреи называют цыган צוענים (цо’ани́м), от названия библейской провинции Цоан в Древнем Египте.

Слово «цыгане», привычное для русского уха, условно восходит к греческому слову «атцингани» (αθίγγανος, ατσίγγανος), что означает «неприкасаемый». Этот термин впервые встречается в «Житие Георгия Афонского», написанном в XI веке. «Условно», потому что в этой книге «неприкасаемыми» называется одна из еретических сект того времени. Значит, нельзя с уверенностью утверждать, что в книге речь идёт именно о цыганах.

  ОТКУДА ПРИШЛИ ЦЫГАНЕ. В Средние века цыган в Европе считали египтянами. Само слово Gitanes – производное от египтянина. Египтов в Средние века было два: верхний и нижний. Цыган так прозвали, очевидно, по названию верхнего, который находился в области Пелопоннеса, откуда шла их миграция. Принадлежность к культам нижнего Египта видна в быте даже современных цыган.

Карты Таро, которые считаются последним сохранившимся осколком культа египетского бога Тота, были привнесены в Европу именно цыганами. Кроме того, цыгане принесли из Египта искусство бальзамирования покойников.

Безусловно, цыгане были в Египте. Путь из верхнего Египта, вероятно, был главным путем их миграции. Однако современные генетические исследования доказали, что цыгане родом не из Египта, а из Индии.

Индийская традиция сохранилась в цыганской культуре в форме практик по работе с сознанием. Механизмы медитации и цыганского гипноза во многом схожи, цыгане – хорошие дрессировщики животных, как и индусы. Кроме того, цыганам свойственен синкретизм духовных верований — одна из особенностей нынешней индийской культуры.

  ПЕРВЫЕ ЦЫГАНЕ В РОССИИ. Первые цыгане (группы сэрвы) в Российской империи появились в XVII веке на территории Украины.

Первое упоминание о цыганах в русской истории встречается в 1733 году, в документе Анны Иоанновны о новых налогах в армии:

  «Вдобавок на содержание полков сих определить сборы с цыган, как в Малой России с них собирают, так и в Слободских полках и в Великороссийских городах и уездах, приписанных к Слободским полкам, и для этого сбора определить особого человека, так как цыганы в перепись не написаны ».

Следующее упоминание цыган в русских исторических документах встречается в том же году. Цыганам Ингерманландии по этому документу разрешалось торговать лошадьми, так как они «показали себя здешними уроженцами » (то есть жили они здесь уже не первое поколение).

Дальнейшее увеличение цыганского контингента в России шло с расширением её территорий. При присоединении к Российской империи части Польши в России появились «польска рома», при присоединении Бессарабии — молдавские цыгане, после присоединения Крыма — крымские цыгане. Нужно понимать, что цыгане не являются мононациональной общностью, поэтому миграция разных этнических групп рома происходила различными путями.

  НА РАВНЫХ ПРАВАХ. В Российской империи к цыганам отнеслись достаточно дружелюбно. 21 декабря 1783 года вышел Указ Екатерины II, причисливший цыган к крестьянскому сословию. С них стали взимать налоги. При этом никаких особых мер по принудительному закрепощению цыган не проводилось. Более, того, им разрешалось приписываться к любому сословию, кроме дворян.

Уже в сенатском указе 1800 года говорится, что в некоторых губерниях «цыгане вышли в купцы и мещане ».

Со временем в России стали появляться и оседлые цыгане, некоторым из них удавалось обзавестись немалым богатством. Так, в Уфе проживал цыган-купец Санко Арбузов, который успешно торговал лошадьми и имел добротный просторный дом. Его дочь Маша ходила в гимназию и обучалась французскому языку. И Санко Арбузов был не одинок.

В России по достоинству оценили музыкальную и исполнительскую культуру цыган. Уже в 1774 году граф Орлов-Чесменкий вызвал в Москву первую цыганскую капеллу, которая впоследствии выросла в хор и положила начало профессиональному цыганскому исполнительству в Российской империи.

В начале XIX века крепостные цыганские хоры были освобождены и продолжили уже самостоятельную деятельность в Москве и Санкт-Петербурге. Цыганская музыка была необыкновенно модным жанром, а сами цыгане часто и ассимилировались в среде русского дворянства — браки на цыганских девушках заключали достаточно известные люди. Достаточно вспомнить дядю Льва Толстого Федора Ивановича Толстого-Американца.

Помогали цыгане русским и во время войн. В войне 1812 года цыганские общины жертвовали крупные суммы денег на содержание армии, поставляли лучших коней для кавалерии, а цыганская молодежь шла служить в уланские полки.

К концу XIX века в Российской империи жили не только украинские, молдавские, польские, русские и крымские цыгане, но и люли, карачи и боша (со времени присоединения Кавказа и Средней Азии), а в начале XX века из Австро-Венгрии и Румынии перекочевали ловари и колдэрары.

В настоящее время численность европейских цыган по разным оценкам определяется от 8 млн и до 10-12 млн человек. В СССР официально насчитывалось 175,3 тысячи человек (перепись 1970). В России, по переписи 2010 года, проживает около 220 тысяч цыган.