Какие чувства молодого царя сумел выразить актер. «Мое отношение к поступку купца Калашникова


(20 )

«Сказка О мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку» и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным, ровным сиянием, исходящим от автора, — не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца.

Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка …

После чтения сказки «О мертвой царевне и семи богатырях» попробуем проанализировать её, ответив на ряд вопросов.

Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось?
Почему?
Сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.

От беседы о первых впечатлениях перейдём к попытке композиционного анализа сказки:

Кто в сказке в центре внимания автора? Почему?
В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло.
Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?
Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.
А кто воплощаёт силы зла?
Откровенно злой персонаж в сказке один — мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха.
Кто же помогал ей творить зло? Чернавка.
Чернавка сама по себе злая или нет? Тогда почему она становится исполнительницей
злой воли?
Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: «Та, вдуше её любя … » Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но …
Чёрт ли сладит С бабой гневной?
Спорить нечего …
Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса … А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.
Откуда же в царице ненависть к царевне?
Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению — ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей … Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно.
Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?
Через год после смерти родной матери:
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?
Нам ничего неизвестно об этом. Но мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. царевна росла «тихомолком» — значит, без внимания, сама по себе.
Когда же мачеха вспомнила о падчерице?
Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, «на девичник собираясь», задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно «годом» (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 — 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой. Однако несмотря на всё это, царевна «поднялась и расцвела».

Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова.
Пятиклассники называют слова: нраву кроткого такого. Объясните: что значит «нрава кроткого»? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая.). Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла «тихомолком». Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к «нищей чернице»), любящей, верной своему жениху.

Откуда же эти замечательные качества у царевны?
От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Всё время разлуки она провела у окна, ожидая «милого друга». Любовь и верность- главные качества её характера.
Отчего умерла царица?
От счастья, что наконец видит мужа:

На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Так велика была её любовь …Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери. Обратим внимание детей на то, когда родилась девочка:
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Можете ли вы назвать дату рождения царевны?
Да — 6 января, накануне Рождества.
С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им.
Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности.
Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она
… взмолилась: «Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я,
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя».
и Чернавка пожалела бедную девушку:
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
«Не кручинься, Бог с тобой».
Богатыри, пленившись её скромностью и
красотой, приютили в своём доме:
и царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.

С радостью принял царевну даже пёс:
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь …
А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить. Богатыри не решились похоронить царевну и это помогло Елисею вернуть её к жизни. Ради неё он был готов на всё и без
устали искал свою невесту — значит, заслужила она такую самоотверженную любовь своим
кротким нравом …

Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только «зеркальце одно» (тогда как за царевной давали «семь торговых городов /да сто сорок теремов»)?
Царица считала, что главное в ней — красота, она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверно, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя …
Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорить нём?
Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота — единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней — красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем.
Чем стало для неё это зеркальце? Почему?
Оно стало, по сути, её единственным собеседником, «С ним одним она была; Добродушна, весела, ; С ним приветливо шутила … ». Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова …
Почему только с зеркальцем царица была «добродушна, весела»?
Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало.
Может ли предмет(даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер,
заменить живых людей?
Разумеется, нет: ведь это всего лишь предмет, без души и сердца …

Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице?
Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость. Интересно, что, говоря о царице, дети вспомнили о Нарциссе: ведь и он гляделся в воду, как в зеркало, и любовался собой.
Рассмотрим и сравним иллюстрации к этому эпизоду разных художников.

На первой иллюстрации Зворыкина царица кажется неприступной в своей горделивости, она будто памятник себялюбию и гордыне. На второй подчёркнуты её ломливость и своенравие.
Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему?
Гордыня порождает высокомерие, ревность, зависть, эгоизм, злобу, гнев, себялюбие.
Всё это становится естественным её проявлением, потому что человек, одержимый гордыней, ощущает себя центром Вселенной … Вот почему сообщение зеркальца о том, что «царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее … » вызвало такую бурю гнева у мачехи.

3.4 / 5. 20

Аннотация.

В данном материале предлагается путь анализа вступления к поэме Пушкина «Медный всадник», рассчитанный на учащихся 7 класса. К анализу привлекаются исторические факты, черновики поэта, репродукции картин русских художников. Анализ имеет целью развитие навыков вдумчивого чтения, воспитание патриотических чувств учащихся.

Ключевые слова: поэма, Россия, Петербург, Пётр Первый, любовь к Петербургу, столица, пейзаж, планы Петра, контекстные синонимы.

Поэма «Медный всадник» написана в 1833 году в селе Болдине Нижегородской губернии в знаменитую Болдинскую осень. Именно в эту вдохновенную осень Пушкин создал многие свои шедевры, в числе которых и эта поэма.

В ней тоже главный герой — царь Пётр Первый, но здесь он уже предстаёт перед нами не полководцем, главнокомандующим, как в поэме «Полтава», а прежде всего царём, государственником, великим реформатором, строящим могучее государство и основывающим новую столицу — Петербург, с одной стороны, а с другой — безжалостным императором, который ради государственных замыслов может пожертвовать жизнями простых людей, если они мешают их осуществлению.

В конце поэмы он является читателям уже не живым, мыслящим, мечтающим, а конной статуей, преследующей того, кто пытался ему возразить, при грозить, выразить своё мнение — Медным всадником.

Кстати, такое название памятник Петру получил благодаря поэме Пушкина. На самом деле памятник отлит из бронзы, возведён он в Петербурге в 1782 году по инициативе императрицы Екатерины Второй. (Демонстрируются фотографии памятника.) Надпись на
памятнике гласит: «Петру Первому Екатерина Вторая». Она сделана на русском и латинском языках. Латынь символизировала прорыв России в европейское пространство.

Мы познакомимся пока только со вступлением к поэме, которое обращено к Петербургу и его основателю Петру Первому.

Города, как и люди, имеют свои даты рождения. Только след одних теряется в глубине веков, а другие известны точно. Известен и день рождения Петербурга: это 16 мая 1703 года, когда в день Святой Троицы в устье реки Невы на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость, которая и положила начало будущему городу. А 23 июня того же года началась закладка первого храма Петербурга в честь святых апостолов Петра и Павла.

Закладка храма происходила при пушечном салюте с кораблей Балтийского флота. По преданию, Пётр сам определил место будущего храма, положил в центре крепости куски сложенного дёрна и сказал: «Здесь быть городу». В основание города был положен ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного …

Чем же было продиктовано решение Петpa об основании Петербурга?
В ходе Северной войны со шведами русская армия отвоевала в битве шведскую крепость Ниеншанц. Для того чтобы закрепить свои позиции на этой территории, Пётр отдал приказ основать неподалёку от крепости город.

Он самостоятельно принялся обследовать ближайшие территории, чтобы найти более подходящее место — оно должно было находиться рядом с морем и быть при годным для жизни. Поиски привели его на Заячий остров. Вскоре здесь и выросли первые укрепления. Санкт-Петербург задумывался как портовый город, что также повлияло на выбор места его расположения.

На какие части можно разделить это вступление к поэме? О чём рассказывается в каждой из них?

Вступление отчётливо делится на три части. В первой рассказывается о планах и мечтах Петра, во второй — о рождении Петербурга, в третьей поэт объясняется в любви городу.

Озаглавим каждую часть цитатой из поэмы. Так у нас получится цитатный план.
Вот он:
1. «Здесь будет город заложён … »
2. «Юный град … вознёсся пышно, горделиво … »
3. «Люблю тебя, Петра творенье! .. »

Какая из этих частей отражает взгляд Петра на Петербург, а какая — взгляд Пушкина? Обоснуйте своё мнение.

Первая и вторая части вступления отражают взгляд Петра: в первой мы видим ещё только замысел государя и цели, которые он ставит («Здесь будет город заложён», «Отсель грозить мы будем шведу», «Все флаги в гости будут к нам …»): во второй эти планы становятся реальностью (город появился, «корабли / Толпой со всех концов земли / К богатым пристаням стремятся … ») — это именно то, о чём мечтал русский царь. В третьей части звучит личное отношение поэта к городу, который он описывает; он говорит о том, что любит и ценит в нём: его «строгий стройный вид», задумчивые ночи, морозные зимы, «девичьи лица ярче роз, / И блеск, и шум, и говор балов», «воинственную живость / Потешных Марсовых полей» и т. д.

Каким предстаёт Петербург в этом вступлении? Какое чувство вызывает у читателя?
Найдите все контекстные синонимы, которыми Пушкин называет Петербург. Петербург предстаёт перед нами величественным, прекрасным городом и вызывает у читателя чувство восхищения: оно передаётся нам от автора. Во вступлении много контекстных синонимов, связанных с Петербургом: сначала это «приют убогого чухонца», затем «юный град», «полнощных стран краса и диво», «младшая столица», «новая царица», «Петра творенье», «град Петров».

Как по этим синонимам можно определить исторический путь Петербурга? Что было сначала на его месте? Какое впечатление производит невский пейзаж, глядя на который Пётр строит свои планы? Какие части речи преобладают в его описании?
Контекстные синонимы воссоздают перед нами исторический путь города, сначала скрытого во «тьме лесов и топи блат» и затем стремительно вознёсшегося «пышно, горделиво» на свет, превратившегося в новую столицу России.

Первоначальный пейзаж, вглядываясь в который государь обдумывает рождение нового города, кажется унылым и даже угрюмым:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася; бедный чёлн
По ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел.
В пейзаже почти нет красок, потому что нет солнца (оно спрятано в тумане). Всё убого и безрадостно: быстрая река, «бедный чёлн», который «одиноко» борется с течением, чёрные избы — «приют убогого чухонца».

В описании преобладают прилагательные и причастия: волны пустынные, берега мшистые, топкие, чёлн бедный, чухонец убогий, солнце спрятанное, лес, неведомый лучам … Всё будто дремлющее, не знающее ещё своей силы …

Обратим внимание на то, что в первых строках Пётр даже не назван по имени — только он курсивом. Почему?

Всем понятно, кто он, и в то же время это придаёт образу Петра особое величие, будто наделяет его какими-то особыми полномочиями и возможностями. Пушкин очень долго и кропотливо работал над началом поэмы. Посмотрите, сколько вариантов он сочинил и сколько отбросил.

На берегах варяжских волн
Стоял глубокой думы полн
Великий Пётр. Пред ним катилась
Уединённая (река?)

Однажды близ пустынных волн
Стоял, задумавшись глубоко,
Великий муж. Пред ним широко
Текла пустынная Нева.

Однажды близ балтийских волн
Стоял, задумавшись глубоко,
Великий царь. Пред ним широко
Текла пустынная Нева.

А что вышло в итоге? Сравните с окончательным вариантом. Что убрал, изменил Пушкин? Почему? Какое звучание это придало стиху?
Пушкин убрал все собственные имена (имя царя и географические названия). Отбросил эпитет великий по отношению к Петру, великими названы его думы. Заменил словосочетанием дум великих полн деепричастный оборот задумавшись глубоко, что сделало возвышенным рассказ о Петре-преобразователе и усилило масштаб планов Петра (думы свидетельствуют о более долгом процессе вынашивания желанного замысла, нежели деепричастный оборот задумавшись глубоко).

Пейзаж стал более конкретным, зримым. Река не просто катится в своих берегах, а несётся, «бедный чёлн» стремится по её волнам. Вспоминается выражение «река жизни», где утлый челнок с плывущим на нём человеком становится символом его беззащитности перед судьбой и её непредсказуемостью. Именно на эту реку и чёлн устремлён взгляд царя, пытающегося пронзить время и увидеть будущее. Перечитаем ещё раз стихи о его планах и вдумаемся в них:

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.

Пушкин назвал эти планы великими. Почему? Объясните, что значит «в Европу прорубить окно, / Ногою твёрдой стать при море». Пётр мечтает о выходе в море, о собственном флоте, о торговых и политических связях с Европой. Именно поэтому Пушкин называет его планы великими.

Какая часть речи, на ваш взгляд, является главной в описании этих планов? (Глагол главенствует в этом отрывке: грозить, прорубить, стать, запируем. Причём все глаголы использованы в будущем времени.)

Вчитайтесь внимательно в глаголы. Каким образом можно получить выход в море?
-Прорубить окно» — значит освоить природу, вырубить леса, осушить болота, получить цивилизованный выход к морю, в Европу, основав портовый город.

Зачем нужно это сделать?
Чтобы выставить заслон западным захватчикам и предупредить их, что дорога врагу закрыта: «Отсель грозить мы будем шведу … ». Город будет заложён «назло надменному соседу». И в то же время «все флаги в гости будут к нам, и запируем на просторе». Как это понять? Сочетается ли это — грозное предупреждение и приглашение в гости? Да, такова матушка Россия: неприступная для врагов и хлебосольная для добрых соседей, званых гостей …

Сопоставим планы Петра с тем пейзажем, на фоне которого они рождаются. Пейзаж убогий, дикий, а планы грандиозные: природе и стихиям противопоставляется будущая цивилизация. Пётр ощущает себя творцом, который может облагородить землю, и Пушкин восхищается его волей и умением реализовывать масштабные замыслы. И это восхищение чувствуется в выделенном поэтом местоимении он, которое вместило в себя и его имя, и титул, и талант политика. Однако воплощение в жизнь великих замыслов государя было бы невозможно без Божьей помощи и без великого народа, жертвенного и терпеливого, способного на неустанный труд.

В первой части вступления к поэме пейзажам и планам Петра отводится равное место — по 11 строк, то есть они пока находятся в равновесии.

Вторая часть тоже состоит из 22 строк, и в ней тоже есть описание прежнего пейзажа. Найдите его.

Где прежде финский рыболов,
Печальный пасынок природы,
Один у низких берегов

Бросал в неведомые воды
Свой ветхий невод …

Этот пейзаж занимает всего 5 строк. О чём это говорит? Что произошло? Что изменилось?
Прежний дикий, угрюмый пейзаж заменил пейзаж городской. Родился Петербург … Мечта Петра воплотилась в жизнь.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознёсся пышно, горделиво …

На что похоже рождение этого города? Почему в поэме ничего не говорится о его строительстве? Какой мотив это вносит в поэму?
Рождение Петербурга похоже на чудо, потому что нет ни слова о том, как он строился. Дети сравнивают его появление с проросшим зерном, которое никто не видел, пока оно таилось в земле. И вдруг проросло сначала смелым стебельком, а потом превратилось в могучее дерево. Отсутствие рассказа о строительстве города и привносит в поэму мотив чуда. Город будто родился из небытия и удивил всех. Тот, кто бросил это зерно в землю, отодвигается на второй план, ибо город оказывается даже великолепнее замысла. Он — «полнощных стран краса и диво».

Прекрасный город стал замечательным памятником его основателю.

Кого нет в описании этого города?
Человека! Его не видно за этими дворцами и башнями, мостами и садами. Конечно, он есть, и в каждом архитектурном памятнике Петербурга, в его величественных зданиях, набережных и мостах, садах и парках — след человека-труженика.

Убогий чухонец в роли «пасынка природы» (то есть нелюбимого дитяти) жил на берегах «пустынных волн», забрасывая в воды «свой ветхий невод». Во второй части он уже стал только воспоминанием: не видно ни его, ни жителей Петербурга … Есть только «громады … дворцов и башен», «богатые пристани», «тёмно-зелёные сады», гранитные берега, мосты «над водами».

А где впервые чувствуется появление человека?
Человек появляется в третьей части вступления, и этим человеком является Александр
Сергеевич Пушкин. Перечитаем эту часть. Литературоведы называют её гимном Петербургу. Попробуем доказать, что это справедливо. Найдите строки, где звучит открытое любование городом, восхищение его красотой. Прочтите их так, чтобы мы услышали это восхищение.

Какое слово постоянно повторяется в этом гимне?
Люблю: «Люблю тебя, Петра творенье, /Люблю твой строгий, стройный вид … », «Люблю зимы твоей жестокой / Недвижный воздух и мороз … », «Люблю воинственную живость / Потешных Марсовых полей … », «Люблю, военная столица, / Твоей твердыни дым и гром … ».

Что же любит поэт в Петербурге? Докажите, что город в его восприятии живой, одухотворённый.
Пушкин любит петербургский пейзаж, в котором всё живёт и дышит. Ему нравятся «Невы державное теченье» (даже течение реки, закованной в гранитные берега, исполнено государственной воли!), задумчивые ночи, спящие громады домов, зори, торопящиеся «сменить» одна другую.

Воинское Марсово поле (место, где проходили военные парады) в поэме словно живое. Нева «ликует», «взломав свой синий лёд». И везде чувствуется присутствие человека — автора, который читает «без лампады» и вглядывается в блеск Адмиралтейской иглы, любит морозную зиму, «бег санок вдоль Невы широкой, / Девичьи лица ярче роз», «шипенье пенистых бокалов» на дружеской пирушке, военные парады на Марсовом поле, гром пушек, «когда полнощная царица / Дарует сына в царский дом» …

Созданный державной волей Петра по образцу европейских столиц, Петербург стал прекраснейшим городом земли, символом государственной мощи России, но поднят он «из тьмы лесов, из топи блат» человеком и облагорожен его трудом и душой. Поэтому читатель, заворожённый пушкинским стихом, восхищённо восклицает вместе с поэтом: «Люблю тебя, Петра творенье» и
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия,
Да умирится же с тобой

5 / 5. 1

Разделы: Литература

Концепция произведения. Постановка диагностических целей, распределение материала по урокам.

Возраст учеников, рекомендация программы, литературоведческий анализ позволяют создать общую методическую концепцию: читая и анализируя произведение М.Ю. Лермонтова, мы можем раскрыть связи художественной литературы с историческим прошлым Руси и фольклором, показав значение картин быта XVI века и отражение фольклорных традиций в авторских представлениях героев и форме произведения.

В центре внимания будет проблема долга, чести и человеческого достоинства. Эту проблему мы будем рассматривать как традиционное для русской художественной литературы испытание человека. Раскроем позицию автора, восхищавшегося простым человеком из народа, перед подвигом которого бессильны и время, и власть.

Опираясь на концепцию поэмы и особенности ее художественной формы, учитывая особенности учеников, формируем диагностические цели, отвечая на вопросы:

  1. Что могут узнать ученики из наших уроков?
    Узнают о том, что судьба М.Ю. Лермонтова схожа с судьбой А.С. Пушкина не только в плане непримиримости с самодержавием и произволом властей, но и в плане отношения к ним властей. Узнают о том, что М.Ю. Лермонтов – единственный в литературе XIX века – воссоздал образ Ивана Грозного и его эпоху по народным песням; о роли устного народного творчества в создании характеров и формы произведения. Узнают о жизни, быте, нравах Руси XVI века; о том, что поэт, недовольный современной действительностью (XIX век), переносит нас в далекое прошлое, чтобы « там искать жизни, которой он не видит в настоящем».
  2. Какие понятия ученики освоят на уроках или будут продолжать осваивать?
    Будут продолжать совершенствовать литературоведческие понятия: тема, идея, композиция художественного произведения, особенности поэмы. Освоят понятия: лиро-эпический жанр; авторское отношение и способы его выражение в поэме; продолжает осваивать художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения, повторы), былинный стих.
  3. Чему научатся? Какие умения будут осваивать?
    Работая с текстом поэмы, будут учиться:
  • сопоставлять героев не только друг с другом, но и с работами художников, и на этом основании проникать в глубины характеров персонажей, учитывая авторский взгляд;
  • определять характер героев по их поступкам, отношению к другим персонажам;
  • определять авторское отношение к героям.

Будут совершенствовать:

  • умение зрительно конкретизировать образы персонажей, место действие;
  • умение определять тему, проблематику, идею произведения; соотносить название произведения с его идеей;
  • умение выразительно читать и в чтении интонационно передавать чувства героев и их отношение друг к другу.
  1. Какой самостоятельной деятельности учеников проявятся их знания, понимание и умения? Что они смогут сделать во время уроков и после него дома?
    В результате ученики сумеют:
  • ответить на вопросы: «Почему М.Ю. Лермонтов назвал свое произведение «Песней…»? «Почему в таком порядке расположены имена в названии?», «Почему конфликт Калашникова и Кирибеевича не мог разрешиться мирно?», «Справедлив ли суд царя?»;
  • создать словесные портреты героев;
  • передать в словесной форме идею произведения и объяснить, какие элементы сюжета помогают Лермонтову ее выразить;
  • выделить элементы композиции поэмы, ее особенности и объяснить их роль;
  • объяснить, почему в поэме так много старинных слов, постоянных эпитетов, сравнений, повторов;
  • выразительно прочитать диалоги героев;
  • точно охарактеризовать каждого персонажа, раскрыть их отношения друг к другу.

Система уроков по теме:

  1. Тайны Древней Руси.
  2. «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя…»
  3. Фольклорные традиции в «Песне…»

Первый урок в системе играет роль создания установки на чтение. Поскольку М.Ю. Лермонтов – постоянный автор в школьных учебниках, ученикам известны многие факты его биографии. К 7 классу уже знакомы с такими произведениями, как «Бородино», «Три пальмы», «Утес», «Листок», в которых представлены основные мотивы его творчества: чувство одиночества и тоски, жажда борьбы и свободы, любовь поэта – изгнанника к оставляемой родине, восхищение подвигом русского воина. Теперь ученикам предстоит познакомиться с исторической песней, вскрывающей конфликт власти и простого человека, обреченного на гибель.

К первому уроку ученикам было предложено на основании мемуарных материалов и воспоминаний современников рассказ о жизни М.Ю. Лермонтова и ответить на вопросы: «В чем сходство судьбы Лермонтова с судьбой Пушкина? Чем это сходство объяснить?» (факты деспотизма и самодержавного произвола, вызывавшие гневный протест поэтов).

Для того, чтобы создать определенный эмоциональный настрой перед изучением темы и ориентировать детей на восприятие поэмы, познакомим их с историческим материалом: «Историей государства Российского» Н.М. Карамзина, «Курсом лекций по русской истории» В.О. Ключевского, отрывками из «Домостроя» и произведениями «смежных» искусств: картинами И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына», В. Васнецова «Иван Грозный», иллюстрациями с изображением старой Москвы И. Билибина, Б. Кустодиева, П.Коровина, запечатлевшими сурового правителя Руси и его незабываемое время, важными для понимания идейного содержания и образов «Песни…».

Прежде, чем приступить к чтению поэмы, выясним значение и роль старинных слов и выражений. Далее нам нужно определить учебную задачу, которая будет нам диктовать приемы работы с текстом и виды деятельности учеников. В качестве проблемного вопроса выберем следующий: «Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путем?» Размышления детей над этим вопросом поведут учеников к идее произведения.

Какие эпизоды и художественные элементы произведения помогут нам прийти к его идее? Прежде всего мы должны выявить конфликт и особенности его художественного воплощения. Для этого выделим элементы композиции: экспозицию, завязку действия, эпизоды развития действия, кульминацию и развязку. В центре внимания автора сначала оказывается Иван Грозный, потом верный его опричник Кирибеевич, за ними – Алена Дмитриевна, купец Калашников, а потом вновь царь, Кирибеевич, Калашников. В кульминации погибает Кирибеевич, в развязке – Калашников. Но в поэме есть еще действующие лица – гусляры, упоминанием которых начинается и заканчивается каждая глава. Хотя они и условные повествователи, но именно их чувства и отношения и помогают определить авторскую позицию по отношению к героям и жанр произведения.

В поэме кроме конфликтов «Кирибеевич – семья Калашниковых» и «Калашников – царь», есть еще один – конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму исторической социальной психологии. То, что глава обесчещенной семьи убил «обидчика вольной волею», должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора.

Наша задача – осознать, какие качества ценит в людях автор, что объединяет семью Калашниковых и что отличает их от мира людей, наделенных властью. Таким образом, в центре второго урока – анализ образов «Песни…»

2-й урок. Проект урока «Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя…»

Создан на основе программы по литературе для 7-го класса под ред. В. Я. Коровиной, учебника-хрестоматии и методических рекомендаций. На 1-м уроке ученики знакомились с историческими материалами, живописью, рисующими жизнь старой Москвы, а также с фактами биографии М.Ю. Лермонтова, во многом объясняющими, почему он обратился к далекому прошлому. Познакомились с текстом «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Цели урока:

  • на уроке ученики продолжат формировать и совершенствовать умения сопоставлять героев, определять характеры персонажей по их речи и поступкам;
  • поймут, какую роль играет композиция в воплощении авторской позиции и какие средства помогают автору в создании героев;
  • интонационно передавать чувства героев и их отношения друг к другу; сопоставлять литературные образы с образами художников.

Ход урока

1. Этап выявления восприятия (беседа).

Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы?

Какие картины старой Москвы и ее быта рисует поэт? Помогают ли они объяснить поведение героев?

Кто в «Песне…» является настоящим героем и почему?

Почему герои «Песни…» расположены в заглавии в таком порядке: «про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»?

В чем вы видите главную проблему поэмы?

Проверка домашнего задания . (К уроку дети должны были еще раз перечитать поэму, выделив в ней элементы композиции и создать слайд-шоу по произведению, используя иллюстративный материал и интернет – ресурсы).

Воспроизвести содержание поэмы с демонстрацией слайдов в строгом соответствии с развитием действия (рисунки 1-9), выделить элементы композиции(приложение 1), выявить конфликты.

Почему конфликт Калашникова с Кирибеевичем не мог разрешиться мирно? (это и будет учебная задача).

2. Этап анализа произведения, или работы с текстом. (Анализ образов).

В экспозиции «Пир в царских палатах» центральное место отведено царю. Каким его показывает М.Ю. Лермонтов и как его видят художники?

а) Сравнение описания царя Лермонтова и В. Васнецова, И. Репина. (Словесное рисование).

Какие сравнения и эпитеты употребляет гусляры для характеристики царя?

Какие художественные детали, по-вашему, особенно выразительны? Можно ли назвать Ивана Грозного мудрым и справедливым?

У Лермонтова царь улыбается, он как будто весел…, но присмотримся повнимательнее: не слишком ли часто «тучки синие» набегают на «солнце красное»?

Что заставляет хмуриться Ивана Васильевича?

Кому на пиру царь уделяет больше внимания? Почему?

Что вы знаете об опричниках? Как относится к ним царь? Как это проявляется в поэме?

б) Устный рассказ о Кирибеевиче.

О чем грустит опричник?

Почему он рассказывает царю об Алене Дмитриевне, но не говорит, что она замужняя женщина?

Помог бы ему царь, если бы знал это?

в) Характеристика Алена Дмитриевны с привлечением иллюстрации П. Коровина.

Любит ли мужа Алена Дмитриевна?

Почему удивился Калашников, не застав жены дома? Как объяснить слова, которыми встречает муж жену? Что вы помните о Домострое?

Как в характере Алены Дмитриевны отражаются народные представления об идеальной женщине – жене?

Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алене Дмитриевне?

г) Сопоставительный анализ. Кирибеевич – Калашников (демонстрация слайдов: «Купец Калашников в лавке», «Кулачный бой» (худ. И. Билибин, Б. Кустодиев), «Смерть опричника», «Калашников держит ответ перед царем», «Прощание купца с братьями»).

Зачем каждый из них вышел на поединок? Кому кланяются герои перед боем? Почему?

д) Выразительное чтение по ролям диалога Кирибеевича и Калашникова перед боем.

Имеют ли значение картины сурового быта XVI века для раскрытия характеров героев? Какими качествами, по-вашему, должен был обладать человек, чтобы в этих условиях отважиться на защиту своей чести перед всем народом? Применимы ли к героям «Песни…» заключительные строки «Бородино», вынесенные в название темы нашего урока?

Выразительное чтение строк о смерти Кирибеевича и Калашникова.

Каким чувством они проникнуты? Чем вы объясните это чувство?

Как гибнут Кирибеевич и Калашников? Какую память о себе оставляет каждый?

е) Сопоставление отрывка из поэмы Лермонтова с отрывком из народной песни о Степане Разине «Схороните мне братцы…», «Схоронили его за Москвой-рекой…»

В чем сходство? В каком отрывке больше поэтичности? В чем убеждают?

3. Заключительный этап.

В третьей главе мы вновь встречаемся с царем.

Какова его роль в поэме? Ведь главное столкновение происходит между Калашниковым и Кирибеевичем.

Почему царь приказал казнить победителя кулачного боя? Справедливо ли он поступил?

Каков жанр этого произведения? Почему М.Ю. Лермонтов называет его «Песней…»? Проясняет ли это авторскую позицию?

Темой и сюжетом «Песня…» связана с XVI веком.

Почему поэт обратился к далекому прошлому?

Удалось ли ему передать колорит той эпохи? В чём?

Какие фольклорные традиции продолжает поэт в своем произведении?

4. Домашнее задание:

  • выучить наизусть отрывок из поэмы «Восход Зари…»;
  • подобрать музыкальные темы к образам «Песни…»;
  • выписать на карточки примеры изобразительных средств, старинных слов, выражений. (для игры).

На заключительном уроке , посвященном фольклорным традициям в «Песне…», важно выяснить, что М.Ю. Лермонтов не подражал устной народной поэзии, он проникся ее духом и, опираясь на ее особенности, создал своеобразное, оригинальное произведение, где каждый образ, каждая сцена поэмы отмечены могучим лермонтовским талантом. В этом нам помогут сопоставления «Песни…» с былинами (о Ставре Годиновиче), народными песнями. Литературная игра, с помощью которой покажем особенности использования тропов в поэме, ее связь с фольклором, обсудим проблему долга и чести, будет заключительным аккордом, в системе уроков, после чего дети напишут сочинения по поэме.

Какие чувства молодого царя сумел выразить актёр В словах Петра обращаюсь к политику

Ответы:

Какой рассказ? ничего не поняла

Похожие вопросы

  • Ben comes from a small place in England. Now he is in London. What does he think of the English capital? Example: London is (big) than his place. London is bigger than his place. The houses in London are (high) than in his place. The streets are (long) than in his place. The squares are (big). The hotels are (cosy) than in his place. The cars are (good) than in his small town. The shop windows in London are (beautiful) than in his place. The parks in London are (interesting) than in his small town. The weather in London was (sunny) than in his place. In the cafs he could eat (good) food than in his place. But soon he saw that the people in his town are (pleasant). When Ben was home from the capital, he was (happy) than in London. переведите плиз умоляю

Повесть «Суламифь» состоит из 12 частей. Её главными героями стали царь Соломон, его жена Астис и Суламифь – простолюдинка, в которую влюбился царь.

Сначала автор рассказывает о правлении великого царя, его мудрости и богатствах, которыми он славился далеко за пределами своей страны. Затем говорится о том, каких женщин предпочитал Соломон. У него было огромное количество жён и наложниц, а также множество танцовщиц и рабынь. Кроме этого, Соломон вступал в близкие отношения с царицей Балкис, которая считалась прекраснейшей женщиной в мире. Бог подарил великому царю не только мудрость, славу и богатства, но и красивое тело и некоторые экстраординарные способности. Ни одна женщина не могла устоять перед Соломоном.

Однажды царь влюбился в простую, но очень красивую девушку, по имени Суламифь. Девушка работала на одном из царских виноградников, помогая своим братьям. Именно там Суламифь и Соломон познакомились и сразу же полюбили друг друга. Соломон представился новой знакомой царским поваром, а затем назначил ей свидание ночью. Когда, наконец, их встреча состоялась, Соломон признался любимой, кто он на самом деле. Суламифь переезжает во дворец.

Пока царь наслаждается любовью с новой наложницей, одна из его жён – Астис – присутствует при жертвоприношении в храме Изиды. Законная супруга взбешена тем, что царь предпочёл ей простолюдинку. Астис хочет убить девушку. Для этих целей она выбрала начальника царской стражи по имени Элиав. Расчётливая царица знает, что Элиав давно в неё влюблён, а значит, исполнит то, что она от него потребует. Астис обещает начальнику стражи сделать его царём над собой. Элиава не приходится долго уговаривать. Наёмный убийца отправляется в царские покои.

В свою последнюю ночь Суламифь печальна и не отвечает на ласки царя. Когда Соломон пытается узнать, что с ней происходит, девушка признаётся, что чувствует приближающуюся смерть. Суламифь пытается встать с ложа, но в этот момент её пронзает меч Элиава. Убийцу удалось найти и казнить. Царь узнал, кто стал заказчиком преступления, и изгнал Астис из своей страны. Наказав заговорщиков, Соломон так и не смог утешиться. Он всё время находился рядом с телом возлюбленной и ни с кем не разговаривал.

Характеристика персонажей

Царь Соломон

Великий царь – лицо, безусловно, историческое. Как на самом деле выглядел этот человек, и каким был его характер, современные историки могут только догадываться. Соломона традиционно описывают, используя превосходные степени: самый красивый, самый могущественный, самый богатый. Не отошёл от этой традиции и Куприн.

Образ Соломона идеален. Царь был справедливым правителем и судьёй, совершал добрые дела, понимал языки животных и птиц, обладал даром исцеления. Помимо этого, он умел обольщать женщин и быть искусным любовником. Автор симпатизирует своему персонажу, рассказывая о нём с удовольствием, рассматривая его с разных сторон, как драгоценный камень. Соломон сумел угодить и Богу, и людям.

Юной возлюбленной царя всего 13 лет. Характер девушки меняется в ходе развития сюжета. Когда Соломон впервые видит Суламифь, перед ним предстаёт наивная, немного испуганная девочка.

Но любовь меняет главную героиню. Первым её «взрослым» поступком становится продажа серебряных серёжек, которые были единственным богатством девушки. На вырученные деньги она купила мирру, ароматическую смолу, чтобы умастить ей своё тело для первого свидания с любимым. Эта маленькая жертва свидетельствует об огромной силе нового для Суламифь чувства, которому она отдалась без остатка, не думая о последствиях. Девушка была вознаграждена за свою жертву неделей любви в объятьях царя.

Проведя с мудрым Соломоном совсем немного времени, Суламифь изменилась. Она приобрела мудрость, свойственную её возлюбленному и мистический дар прорицания. Всего за неделю из наивной девочки главная героиня превратилась в опытную чувственную женщину, став для царя ещё более желанной.

Царица Астис

Астис – обладательница неестественной красоты, которая быстро наскучила Соломону. Автор описывает её следующим образом: набелённая, нарумяненная, синие волосы, глаза, «как у зверя». Только глаза, которые невозможно скрыть под краской, раскрывают сущность царицы. Жадная, жестокая и развратная Астис не терпит соперниц.

Красота и возраст

Новая возлюбленная супруга намного моложе царицы. Астис может обойти Суламифь происхождением и воспитанием, но не возрастом. Ни за какие драгоценности она не сможет вернуть молодость.

У Соломона было много наложниц и жён. Но Астис ревновала именно к Суламифь. Простолюдинке досталась редкая красота и столько внимания величайшего из царей. Ради того, чтобы избавиться от соперницы, царица готова стать любовницей начальника царской охраны. Цель для Астис всегда оправдывает средства.

Любовь – сокровище нашей жизни. Эту идею автор развивает в течение всего повествования. Соломону достались все богатства этого мира. У царя было столько золота, что он отдавал его на изготовление щитов для стражников. Серебро же в его правление стоило не более обыкновенного булыжника. Царь мог позволить себе любую прихоть.

Однако главным богатством Соломона была возможность любить и быть любимым. Многие великие цари, получив власть и богатство, переставали ценить простые человеческие радости. Грозные правители черствели душой. Женщины становились для них обыкновенным объектом плотских утех. Соломон же способен уважать каждую женщину, вне зависимости от её происхождения. Это и привлекало в царе представительниц прекрасного пола. Каждая возлюбленная Соломона чувствовала себя в его объятьях уникальной и единственной.

Анализ произведения

Библейскими стихами и легендами была навеяна «Суламифь» Куприна. Краткое содержание этого произведения можно пересказать всего в нескольких словах. Однако смысл, заложенный в «Суламифь» автором можно понять только после полного прочтения.

Развитие сюжета начинается не в самом начале повествования. Завязка драмы происходит только в четвёртой главе. До этого автор описывает жизнь и деяния царя Соломона, рассказывая о его вкусах и пристрастиях. Цель первых трёх глав состоит в том, чтобы познакомить читателя с личностью величайшего из царей как можно лучше.

В повести очень реалистично изображены армейские будни, несправедливость в отношении к младшим чинам и общая бесчеловечность и жестокость в армии.

Следующая наша статья посвящена повести , основной темой которой является вечная, чистая и бескорыстная любовь.

Куприн не стремится к исторической достоверности. Если имена Суламифь (Суламита) и Соломон можно встретить в Библии, имя Астис не встречается в источниках. Автор хотел создать произведение о любви и ревности. Главным героем он выбрал легендарного царя. Библейское сказание вдохновило Куприна на создание продолжения истории. Он перемещает Суламифь во дворец, одевает её в шелка и золото и наделяет пророческим даром, благодаря которому девушка предчувствует свою смерть. Астис была отправлена в храм Изиды, где во время жертвоприношения жрецов задумала убийство соперницы.

Фальсификация фактов, которую позволил себе автор, не только не искажает смысл истории, но и наоборот, делает её ещё более увлекательной. Возможно, никакой Астис не существовало. Однако роль этого персонажа состоит в том, чтобы создать трагедию, которая могла бы затронуть душу читателя.