Какие нравы отличают столичное дворянство. Сочинение: Столичное и поместное дворянство в романе А


Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» создавался на протяжении семи лет. Поэт усердно работал над ним так, как ни над одним другим произведением. Иногда он называл свои разрозненные черновики романа в стихах «тетрадями», подчёркивая натуралистичность, реалистичность набросков, которые служили Пушкину своего рода записной книжкой, где он помечал особенности жизни того общества, в котором вращался.

В.Г. Белинскому, несмотря на бедность его критической статьи о «Евгении Онегине», принадлежит знаменитое выражение. Он называет роман «энциклопедией русской жизни». И пусть дальнейшие размышления критика не характеризуются логикой и глубокомыслием, вышеупомянутое высказывание как нельзя точно обозначает обширность и, без сомнения, эпохальность произведения.

Роман «Евгений Онегин» литературоведы называют первым реалистическим романом в истории русской литературы. Пушкину же принадлежит создание нового типа персонажа - так называемого «героя времени». Позднее он проявит себя и в произведении М.Ю. Лермонтова, и в заметках И.С. Тургенева, и даже у Ф.М. Достоевского. Поэт ставил перед собой задачу описать человека таким, каков он есть, со всеми пороками и добродетелями. Основной же идеей романа становится необходимость показать противостояние западной, европейской, цивилизации и исконно русской, высокодуховной. Это противостояние отразилось в образах разных типов дворянства - столичного, представителем которого как раз и является Евгений Онегин , и провинциального, коему принадлежит «милый идеал» Татьяна Ларина .

Итак, европейское дворянство, столичное, не вызывает особой симпатии у автора произведения. Он весьма иронично описывает порядки и нравы великосветского общества, подчёркивая его пустоту, прикрытую показной пышностью. Так, дворяне столицы живут, проводя время на балах, званых обедах, за прогулками. Однако эти увеселения проходят по одному и тому же сценарию день за днём, поэтому даже Евгений зачастую томится обществом.

Основной ценностью являются европейские традиции, мода, этикет, умение вести себя в обществе. Самые талантливые и образованные люди на деле оказываются пустыми, «поверхностными». Тот же Онегин учился у француженки, а после его отдали на воспитание «французу убогому», который юного Евгения «всему учил шутя». Это привело к тому, что герой знал понемножку отовсюду, но ни в одной науке не был мастером, профессионалом. Про Ленского , ещё одного представителя столичного дворянства, Пушкин пишет скромно, давая понять, что в Европе тот получил столь же поверхностное образование, а с собой из Германии привёз лишь «вольнолюбивые мечты» и «кудри чёрные до плеч».

Как и Онегин, Владимир Ленский, юный идеалист, тяготился светским обществом, но в то же время оба героя не сумели разорвать связей с ним. Так, например, оба они, остыв, мечтают забыть о дуэли, но при этом ни один из них не находит в себе сил отменить поединок, поскольку это противоречит светским понятиям о чести и достоинстве. Ценой этого эгоистичного желания не ударить в грязь лицом становится смерть Ленского.

Провинциальное дворянство изображено Пушкиным в куда более выгодном свете. Деревенские помещики живут совершенно иной жизнью: в них ещё остаётся связь с русским народом, русской традицией, культурой, духовностью. Именно поэтому Татьяне так нравится слушать рассказы своей нянюшки; Лариной нравятся фольклорные предания, она религиозна и набожна.

В деревне царит иная жизнь, более спокойная и простая, не испорченная помпезностью света. Но несмотря на это, провинциальные дворяне изо всех сил стараются соответствовать столице: они закатывают пиры настолько богатые, насколько это только возможно. Гости на вечере забавляются игрой в вист и бостон, как и жители столицы, поскольку не имеют стоящего занятия. «Барышни» Ольга и Татьяна говорят по-французски, как это принято в высшем обществе. Эта особенность трогательно отмечена Пушкиным в сцене, когда Ларина пишет любовное письмо Онегину: «Итак, - говорит автор. - Писала по-французски». «Милый идеал» с упоеньем читает французские любовные романы, которые заменяют ей всё, а Ольга обожает свой альбом, в который просит Ленского записать для неё стихи. Такое желание походить на столичных дворян не вызывает положительного отклика у поэта.

Но приверженность традициям, высокая духовность провинциальных дворян так привлекают А.С. Пушкина. Это искренние, добрые и честные люди, неспособные на обман и предательство, которое царит в мире высшего света. Поэт, как истинный христианин, хочет видеть русских людей именно русскими, православными, благочестивыми, отказавшимися от навязанных европейских ценностей. Эту же идею сохранения «русскости» продолжат другие титаны русской литературы «золотого века», например, Л.Н. Толстой или Ф.М. Достоевский.

Великий русский критик В. Г. Белинский не случайно назвал роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». Связано это конечно же с тем, что ни одно произведение русской литературы не может сравниться с бессмертным романом по широте охвата современной писателю действительности. Пушкин описывает свое время, отмечая все, что было существенно для жизни того поколения: быт и нравы людей, состояние их душ, популярные философские, политические и экономические течения, литературные пристрастия, моду и т. д. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества, в том числе высший свет Петербурга, дворянская Москва и поместное дворянство.

Петербург того времени был настоящим центром культурной политической жизни, местом, где жили лучшие люди России. Там «блистал Фонвизин, друг свободы», покоряли публику Княжнин и Истомина. Автор хорошо знал и любил Петербург, а потому он точен в описаниях, не забывая ни «о соли светской злости», ни о «необходимых глупцах», «накрахмаленных нахалах» и т. д. Петербург явно ориентирован на западный образ жизни, и это проявляется в моде, в репертуаре театров, в обилии «иноплеменных слов». Жизнь дворянина в Петербурге с утра до ночи наполнена развлечениями, но при этом «однообразна и пестра». При всей своей любви к Северной столице Пушкин не может не отметить, что именно влияние высшего петербургского света, принятые в нем система воспитания и образования и образ жизни накладывают неизгладимый отпечаток на сознание человека, делая его либо пустым и никчемным, либо преждевременно разочарованным в жизни. Главный герой романа – Евгений Онегин – конечно же столичный житель, даже несмотря на то что он на ступеньку выше светского общества.

Глазами жителя Петербурга показана в романе Москва – «ярмарка невест». Москва провинциальна, в чем‑то патриархальна. Ее образ складывается из существительных, что подчеркивает неподвижность этого города. И действительно, с того момента, как мать Татьяны покинула Москву, в ней по сути ничего не изменилось:

Но в них не видно перемены;

В них все на старый образец…

Описывая московское дворянство, Пушкин зачастую саркастичен: в гостиных он подмечает «бессвязный пошлый вздор» и с грустью отмечает, что в разговорах людей, которых встречает в гостиных Татьяна, «не вспыхнет мысли в целы сутки».

Современная поэту Россия – Россия деревенская, и Пушкин подчеркивает это игрой слов в эпиграфе ко второй главе. Вероятно, поэтому в романе наиболее ярко показаны представители именно помесного дворянства. Поместные дворяне живут по раз и навсегда заведенному жизненному порядку. В покоях своего дяди Онегин находит «календарь осьмого года», ибо «старик, имея много дел, в иные книги не глядел». Жизнь поместного дворянства однообразна, один день похож на другой, да и сами помещики «похожи» один на другого.

Отличается от других поместных помещиков лишь Владимир Ленский, «с душою прямо геттингенской», да и то потому, что образование он получил в Германии. Впрочем, Пушкин замечает, что, не погибни Владимир на дуэли, он стал таким, как все поместные дворяне, через двадцать лет повторил жизнь старого Ларина или дяди Онегина:

Узнал бы жизнь на самом деле,

Подагру в сорок лет имел,

Пил, ел, скучал, толстел, хирел

И наконец в своей постели

Скончался б посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей.

С иронией описывает Пушкин и светское деревенское общество. Неслучайно некоторые гости имеют фамилии персонажей пьес Фонвизина. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их интересов. Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот. Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина – Татьяна, в воспитании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры. По мысли Пушкина, именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения России, возвращения ко всему русскому, к нашим корням.

    • "Евгений Онегин" - реалистический роман в стихах, так как. в нем предстали перед читателем подлинно живые образы русских людей начала XIX века. В романе дано широкое художественное обобщение основных тенденций русского общественного развития. Можно сказать о романе словами самого поэта - это произведение, в котором "отразился век и современный человек". "Энциклопедией русской жизни" назвал В. Г. Белинский роман Пушкина. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать все об эпохе: о культуре того времени, о […]
    • Над романом «Евгений Онегин» Пушкин работал свыше восьми лет – с весны 1823 до осени 1831 г. Первое упоминание о романе мы находим в письме Пушкина к Вяземскому из Одессы от 4 ноября 1823 г.: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница». Главным персонажем романа является Евгений Онегин – молодой петербургский повеса. С самого начала романа становится понятно, что Онегин очень странный и, безусловно, особенный человек. Он конечно же в чем‑то походил на людей, […]
    • Первоначальным намерением Пушкина в отношении романа «Евгений Онегин» было создание комедии, похожей на «Горе от ума» Грибоедова. В письмах поэта можно найти наброски к комедии, в которой главный герой изображался как сатирический персонаж. В ходе работы над романом, которая продолжалась более семи лет, замыслы автора существенно изменились, как изменилось и его мировоззрение в целом. По жанровой природе роман очень сложен и оригинален. Это «роман в стихах». Произведения такого жанра встречаются и у других […]
    • Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – произведение необычное. В нем мало событий, много отступлений от сюжетной линии, повествование как будто оборвано на половине. Вызвано это скорее всего тем, что Пушкин в своем романе ставит принципиально новые для русской литературы задачи – показать век и людей, которых можно назвать героями своего времени. Пушкин – реалист, а потому его герои не просто люди своего времени, но и, если так можно выразиться, люди того общества, которое их породило, т. е. это люди и своего […]
    • Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
    • «Евгений Онегин» - широкоизвестное произведение А.С.Пушкина. Тут писатель реализовал основной замысел и стремление - дать образ героя времени, портрет своего современника - человека XIX столетия. Портрет Онегина - это неоднозначное и сложное сочетание многих положительных качеств и больших недостатков. Образ Татьяны самый значительный и важный женский образ в романе. Основную романтическую сюжетную линию пушкинского романа в стихах составляют взаимоотношения Онегина и Татьяны. Татьяна влюбилась в евгения […]
    • Татьяна Ларина Ольга Ларина Характер Для Татьяны свойственны такие черты характера: скромность, задумчивость, трепетность, ранимость, молчаливость, меланхоличность. Ольга Ларина отличается весёлым и бойким характером. Она активная, любознательная, добродушная. Образ жизни Татьяна ведёт затворнический образ жизни. Лучшее времяпрепровождение для неё – наедине с собой. Она любит наблюдать красивые рассветы, читать французские романы, размышлять. Она замкнута, живёт в собственном внутреннем […]
    • Хочется снова и снова возвращаться к пушкинскому слову и его замечательному роману в стихах "Евгений Онегин", где представлена молодежь 20-х годов XIX века. Существует очень красивая легенда. Один скульптор изваял из камня прекрасную девушку. Она выглядела настолько живой, что, казалось, сейчас заговорит. Но скульптура молчала, а творец ее заболел от любви к своему чудесному созданию. Ведь в ней он выразил свое сокровенное представление о женской красоте, вложил свою душу и терзался, что никогда не станет эта […]
    • Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
    • Знаменитый пушкинский роман в стихах не только очаровывал любителей российской словесности высоким поэтическим мастерством, но и вызывал споры по поводу тех идей, которые хотел выразить здесь автор. Не обошли эти споры и главного героя - Евгения Онегина. К нему давно уже прикрепилось определение «лишний человек». Однако и сегодня толкуют его по-разному. И этот образ столь многогранен, что дает материал для самых различных прочтений. Попытаемся же ответить на вопрос: в каком смысле Онегина можно считать «лишним […]
    • Создавая образ своего времени и человека эпохи, Пушкин в романе "Евгений Онегин" донёс и личное представление об идеале русской женщины. Идеал поэта - Татьяна. Пушкин так и говорит о ней: "Милый идеал". Конечно, Татьяна Ларина - это мечта, представление поэта о том, какой должна быть женщина, чтобы ею восхищались и любили. При первом знакомстве с героиней мы видим, что поэт выделяет её среди других представительниц дворянства. Пушкин подчёркивает, что Татьяна любит природу, зиму, катание на санках. Именно […]
    • Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
    • Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе "Гроза" эта дама - главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика - это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • Евгений Онегин – главный герой одноимённого романа в стихах А. С. Пушкина. Он и его лучший друг Владимир Ленский предстают как типичные представители дворянской молодёжи, бросившие вызов окружающей их действительности и подружившиеся, словно объединившись в борьбе против неё. Постепенно непринятие традиционных закостенелых дворянских устоев вылилось в нигилизм, который ярче всего прослеживается в характере другого литературного героя – Евгения Базарова. Когда начинаешь читать роман «Евгений Онегин», то […]
    • Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). "Маленькие трагедии" - цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери", "Каменный гость", "Пир во время чумы". Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования - 2005 год). "Маленькие трагедии" - не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание "маленькие трагедии" употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия […]
    • Маша Миронова - дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, "круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами". По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: "Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? - частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
    • А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • А. С. Пушкин - великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность». В первый период своего творчества - период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]
  • В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в нем «поэтически воспроизведена картина русской жизни», Пушкин изобразил дворянское общество 20-х годов XIX ве­ка, причем детально показал как жизнь провинциального дворянства, так и столичного общества.

    Основной мотив, сопутствующий описанию петербургского обще­ства - суета («везде немудрено поспеть»), мишурность. На примере распорядка дня Онегина, читатель может судить о времяпрепровожде­нии светского человека. Для светского льва день начинался после по­лудня («бывало, он еще в постеле: / К нему записочки несут») - это черта аристократизма. Типичное место прогулок дворянства Невский проспект, Английская набережная, Адмиралтейский бульвар. Как толь­ко «недремлющий брегет» отобьет обед, денди мчится в самый модный ресторан, к Talon. Послеобеденное время - театр, и кульминация дня - бал. Считалось хорошим тоном приезжать заполночь, а утром, когда просыпался рабочий Петербург, ехать домой спать.

    При описании светского общества присутствует мотив маскарадности: основная черта петербургской жизни - скука (в театре Онегин зевает («Все видел: лицами, убором / Ужасно недоволен он»). Автор, описывая нравы общества, использует иронию, иногда сатиру:

    Тут был, однако, цвет столицы,

    И знать, и моды образцы,

    Везде встречаемые лица,

    Необходимые глупцы.

    Огромное значение в Петербурге имеет мода: «Онегин по последней моде, / Как денди лондонский одет»; модны дендизм как образ жизни и, конечно, хандра как байроническая маска светского челове­ка и, как следствие, особенный тип поведения («Но дико светская вражда / Боится ложного стыда»).

    Жизнь в Москве медленна, статична, неизменна. В романе много реминисценций «Горе от ума». Здесь царит дух семейственности - это основной мотив в изображении московского общества - патри­архальность, все называют друг друга по имени отчеству: Пелагея Николаевна, Лукерья Львовна, Любовь Петровна; гостеприимство:

    Родне, прибывшей издалеча,

    Повсюду ласковая встреча,

    И восклицанья, и хлеб-соль.

    Московские сплетни, в отличие от петербургских, выглядят по-домашнему, как разговоры друг о друге в большой семье, где извест­им все тайны:

    Все в них так бледно, равнодушно;

    Они клевещут даже скучно.

    В изображении жизни провинциального дворянства Пушкин сле­дует за Фонвизиным: дает представление о персонажах с помощью фамилий фонвизинских героев. Здесь царствует «век минувший» и минувшая литературная традиция с ее «говорящими» фамилиями:

    ...толстый Пустяков.

    Гвоздин, хозяин превосходный,

    Владелец нищих мужиков;

    Скотинины, чета седая,

    С детьми всех возрастов.

    От тридцати до двух годов.

    Основная черта провинциального дворянства - патриархальность, верность старине («Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины»), во взаимоотношениях за столом сохранились черты екате­рининской эпохи («И за столом у них гостям / Носили блюда по чи­нам»). Деревенские развлечения - охота, гости и особое место занима­ет бал, где господствуют еще старинные веяния («еще мазурка сохранила / Первоначальные красы»). Сельские жители - одна боль­шая семья, они любят посудачить друг о друге, посплетничать:

    Все стали толковать украдкой,

    Шутить, судить не без греха,

    Татьяне прочить жениха...

    Традиционна судьба провинциальных дворян (судьба матери Татьяны, предполагаемая судьба Ленского). Провинциальное дворян­ство предстает в романе карикатурой на высший свет, но в то же вре­мя именно в провинции возможно появление Татьяны.

    В романе «Евгений Онегин» Пушкин легкими штрихами обрисовал дворянство – людей, в обществе которых вращался Евгений Онегин, и с кем, помимо главных героев, ему приходилось поддерживать отношения, общаться. Столичное дворянство разительно отличалось от губернских помещиков, живших в глубинке. Этот разрыв был тем более заметным, чем реже помещики выезжали в столицу. Интересы, уровень культуры, образованность тех и других зачастую оказывались на разных ступенях.

    Образы помещиков и великосветского дворянства только отчасти были вымышленными. Сам Пушкин вращался в их среде, и большинство картин, изображенных в произведении, были подсмотрены на светских раутах, балах, обедах. С провинциальным обществом поэт общался во время вынужденной ссылки в Михайловском и в период пребывания в Болдино. Поэтому жизнь дворянства, что в деревне, что в Москве и Петербурге изображена поэтам со знанием дела.

    Провинциальное поместное дворянство

    Наряду с , семейством Лариных в губернии жили и другие помещики. С большинством из них читатель знакомится на именинах у . Но некоторые штрихи-наброски к портретам соседей-помещиков можно увидеть во второй главе, когда Онегин поселился в деревне. Простые по своему душевному складу, даже несколько примитивные люди пытались подружиться с новым соседом, но как только он видел приближавшиеся дрожки, он садился на коня и уезжал с заднего крыльца, чтобы не быть замеченным. Маневр новоявленного помещика был замечен, и оскорбленные в своих лучших побуждениях соседи прекратили свои попытки свести с Онегиным дружбу. Интересно описывает Пушкин реакцию на замену барщины оброком:

    Зато в углу своем надулся,
    Увидя в этом страшный вред,
    Его расчетливый сосед;
    Другой лукаво улыбнулся,
    И в голос все решили так,
    Что он опаснейший чудак.

    Отношение дворян к Онегину стало неприязненным. Острые на язык сплетники стали говорить о нем:

    «Сосед наш неуч; сумасбродит;
    Он фармазон; он пьет одно
    Стаканом красное вино;
    Он дамам к ручке не подходит;
    Все да да нет; не скажет да-с
    Иль нет-с ». Таков был общий глас.

    Придуманные россказни способны показать уровень интеллекта и образованности людей. И поскольку он оставлял желать лучшего, Ленский тоже был не в восторге от своих соседей, хотя из вежливости наносил им визиты. Хотя

    Господ соседственных селений
    Ему не нравились пиры;

    Некоторые помещики, у которых подрастали дочери, мечтали заполучить «богатого соседа» к себе в зятья. И поскольку Ленский не стремился попасть в чьи-нибудь умело расставленные сети, он тоже все реже стал навещать своих соседей:

    Бежал он их беседы шумной.
    Их разговор благоразумный
    О сенокосе, о вине,
    О псарне, о своей родне.

    К тому же Ленский был влюблен в Ольгу Ларину и почти все свои вечера проводил в их семействе.

    На именины к Татьяне съехались почти все соседи:

    С своей супругою дородной
    Приехал толстый Пустяков;
    Гвоздин, хозяин превосходный,
    Владелец нищих мужиков;

    Тут Пушкина явно иронизирует. Но, сожалению, подобных Гвоздиных, обдиравших как липку, своих мужиков, среди помещиков было немало.

    Скотинины, чета седая,
    С детьми всех возрастов, считая
    От тридцати до двух годов;
    Уездный франтик Петушков,
    Мой брат двоюродный, Буянов,
    В пуху, в картузе с козырьком
    (Как вам, конечно, он знаком),
    И отставной советник Флянов,
    Тяжелый сплетник, старый плут,
    Обжора, взяточник и шут.

    XXVII

    С семьей Панфила Харликова
    Приехал и мосье Трике,
    Остряк, недавно из Тамбова,
    В очках и в рыжем парике.

    Пушкину не нужно тратить длинные строфы на характеристику гостей-помещиков. Фамилии говорили сами за себя.

    На празднике присутствовали не только помещики, представлявшие несколько поколений. Старшее поколение представляли Скотинины, чета седая, им явно было за 50, отставной советник Флянов, ему тоже было далеко за 40. В каждом семействе были дети, составившие молодое поколение, которые были рады полковому оркестру и танцам.

    Провинциальное дворянство пытается подражать столице, устраивая балы и праздники, но здесь все намного скромнее. Если в Петербурге предлагаются блюда, приготовленные французскими поварами из заморских продуктов, то в провинции на стол выставляются собственные запасы. Пересоленный жирный пирог готовился дворовыми поварами, настойки и наливки делались из ягод и фруктов, собранных в собственном саду.

    В следующей главе, где описывается подготовка к дуэли, читатель познакомится с еще одним помещиком

    Зарецкий, некогда буян,
    Картежной шайки атаман,
    Глава повес, трибун трактирный,
    Теперь же добрый и простой
    Отец семейства холостой,
    Надежный друг, помещик мирный
    И даже честный человек.

    Это его, побаивается Онегин, так и не решившись предложить Ленскому примирение. Он знал, что Зарецкий мог

    Друзей поссорить молодых
    И на барьер поставить их,
    Иль помириться их заставить,
    Дабы позавтракать втроем,
    И после тайно обесславить
    Веселой шуткою, враньем.

    Московское дворянское общество

    Татьяна попала в Москву не случайно. Она приехала вместе с матерью на ярмарку невест. В Москве жила близкая родня Лариных, и Татьяна с матерью остановилась у них. В Москве Татьяна близко столкнулась с дворянским обществом, которое было более архаичным и застывшим, чем в Петербурге или провинции.

    В Москве Таня была встречена родней тепло и душевно. Старушки рассыпались в воспоминаниях, «младые грации Москвы», присмотревшись к новой родственнице и подруге, находили с ней общий язык, делились секретами красоты и моды, рассказывали о своих сердечных победах и пытались выпытать у Татьяны ее секреты. Но

    тайну сердца своего,
    Заветный клад и слез и счастья,
    Хранит безмолвно между тем
    И им не делится ни с кем.

    В особняк тетушки Алины приезжали гости. Чтобы не выглядеть излишне рассеянной или высокомерной,

    Татьяна вслушаться желает
    В беседы, в общий разговор;
    Но всех в гостиной занимает
    Такой бессвязный, пошлый вздор;
    Все в них так бледно, равнодушно;
    Они клевещут даже скучно.

    Все это было не интересно романтически настроенной девушке, которая в глубине души, возможно, ждала какого-то чуда. Она нередко стояла где-нибудь в сторонке, и только

    Архивны юноши толпою
    На Таню чопорно глядят
    И про нее между собою
    Неблагосклонно говорят.

    Конечно, подобные «архивны юноши» не могли заинтересовать юную барышню. Здесь Пушкин применил старославянскую форму прилагательного, чтобы подчеркнуть принадлежность «юношей» к «прошлому веку». В конце XVIII- первой половине XIXвека поздние браки были не редкость. Мужчины были вынуждены служить, чтобы сделать определенное состояние, и только потом женились. Но в невесты они выбирали юных девушек. Так что неравные в возрастном отношении браки были в то время – не редкость. Они смотрели свысока на провинциальную барышню.

    Вместе с матушкой или кузинами Татьяна посещала театры, ее вывозили на московские балы.

    Там теснота, волненье, жар,
    Музыки грохот, свеч блистанье,
    Мельканье, вихорь быстрых пар,
    Красавиц легкие уборы,
    Людьми пестреющие хоры,
    Невест обширный полукруг,
    Всё чувства поражает вдруг.
    Здесь кажут франты записные
    Свое нахальство, свой жилет
    И невнимательный лорнет.
    Сюда гусары отпускные
    Спешат явиться, прогреметь,
    Блеснуть, пленить и улететь.

    На одном из балов на Татьяну обратил внимание ее будущий муж.

    Дворяне Петербурга

    В первой части поэтического романа светское общество Петербурга было описано легкими набросками, взглядом со стороны. Об отце Онегина Пушкин пишет, что

    Служив отлично благородно,
    Долгами жил его отец,
    Давал три бала ежегодно,
    И промотался наконец.

    Не один Онегин-старший жил подобным образом. Для многих дворян это было нормой. Еще один штрих светского общества Петербурга:

    Вот мой Онегин на свободе;
    Острижен по последней моде,
    Как dandy лондонский одет -
    И наконец увидел свет.
    Он по-французски совершенно
    Мог изъясняться и писал;
    Легко мазурку танцевал
    И кланялся непринужденно;
    Чего ж вам больше? Свет решил,
    Что он умен и очень мил.

    Описанием , Пушкин показывает, какие интересы и мировоззрения у аристократической молодежи.

    Никого не смущает, что молодой человек нигде не служит. Если у дворянской фамилии имеются поместья и крепостные, то зачем служить? В глазах некоторых мамаш, возможно, Онегин был неплохой партией для замужества их дочерей. Это одна из причин, почему в свете принимают и приглашают молодых людей на балы и обеды.

    Бывало, он еще в постеле:
    К нему записочки несут.
    Что? Приглашенья? В самом деле,
    Три дома на вечер зовут:
    Там будет бал, там детский праздник.

    Но Онегин, как известно, не стремился связать себя узами брака. Хотя был знатоком «науки страсти нежной».

    Пушкин описывает бал, на который прибыл Онегин. Это описание также служит наброском к характеристике петербуржских нравов. На таких балах молодые люди знакомились, влюблялись

    Я был от балов без ума:
    Верней нет места для признаний
    И для вручения письма.
    О вы, почтенные супруги!
    Вам предложу свои услуги;
    Прошу мою заметить речь:
    Я вас хочу предостеречь.
    Вы также, маменьки, построже
    За дочерьми смотрите вслед:
    Держите прямо свой лорнет!

    В конце романа петербуржское светское общество уже не столь безлико, как в начале.

    Сквозь тесный ряд аристократов,
    Военных франтов, дипломатов
    И гордых дам она скользит;
    Вот села тихо и глядит,
    Любуясь шумной теснотою,
    Мельканьем платьев и речей,
    Явленьем медленным гостей
    Перед хозяйкой молодою…

    Автор знакомит читателя с Ниной Воронской, ослепительной красавицей. Подробный портрет светского общества столицы Пушкин дает в описании обеда в доме Татьяны. Здесь собрались, как тогда говорили, все сливки общества. Описывая людей, присутствующих на обеде, Пушкин показывает, как высоко поднялась Татьяна по иерархической лестнице, выйдя замуж за князя, военного офицера и ветерана Отечественной войны 1812 года.

    цвет столицы,
    И знать, и моды образцы,
    Везде встречаемые лицы,
    Необходимые глупцы;
    Тут были дамы пожилые
    В чепцах и в розах, с виду злые;
    Тут было несколько девиц,
    Не улыбающихся лиц;
    Тут был посланник, говоривший
    О государственных делах;
    Тут был в душистых сединах
    Старик, по-старому шутивший:
    Отменно тонко и умно,
    Что нынче несколько смешно.

    Тут был на эпиграммы падкий,
    На всё сердитый господин:

    Но, наряду с представителями высшего света, на обеде присутствовали несколько случайных лиц, попавших сюда по различным обстоятельствам

    Тут был Проласов, заслуживший
    Известность низостью души,
    Во всех альбомах притупивший,
    St.-Priest, твои карандаши;
    В дверях другой диктатор бальный
    Стоял картинкою журнальной,
    Румян, как вербный херувим,
    Затянут, нем и недвижим,
    И путешественник залётный,
    Перекрахмаленный нахал.

    Дворянский статус предъявлял очень высокие требования к своим представителям. И в России было немало по-настоящему достойных дворян. Но в романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает наряду с блеском и роскошью, пороки, пустоту и пошлость. Склонность к затратам, жизнь не по средствам, и стремление к подражательству, нежелание служить и приносить пользу обществу, непрактичность и беспечность светского общества показаны в романе в полной мере. Эти строки были призваны заставить задуматься читателей, большинство из которых представляли это самое дворянство, пересмотреть свой образ жизни. Не удивительно, что «Евгений Онегин» был принят читающей публикой неоднозначно, и не всегда благосклонно.

    Онегин и столичное дворянское общество. Один день из жизни Онегина.

    Цели урока:

    1. углубить представление учащихся о романе, об эпохе, изображенной в нём;

    2. определить, как Пушкин относится к дворянству;

    3. совершенствовать навыки анализа художественного текста;

    4. развивать устную речь, умение выделять главное, сравнивать;

    Межпредметные связи: история, искусство.

    Ход урока

      Оргмомент

    2.Повторение ранее изученного материала.

    Прежде, чем мы начнем работать по теме урока, давайте разделимся на 2 группы. Пропускным билетом для учащихся на урок является правильный ответ на блиц-опрос.

    Узнайте, кому из героев принадлежат слова автора: Онегину или Ленскому?

    «Дожив без цели, без трудов до 26 годов…»

    «Он сердцем милый был невежда…»

    «Глупо мне мешать его минутному блаженству…»

    «Он из Германии туманной привез учености плоды…»

    «В любви считаясь инвалидом…»

    «Поклонник Канта и поэт…

    «Короче, русская хандра им овладела понемногу…»

    «И кудри черные до плеч…»

    «Но труд упорный ему был тошен…»

    «Он разделял ее забавы…»

    3. Подготовка к восприятию темы урока

    Слово учителя:

    Да, великий русский критик В.Г. Белинский не случайно назвал роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни». По роману можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20-х годах 19 века.Итак, тема нашего урока: «Дворянство в романе А. Пушкина «Евгений Онегин».

    Сообщение учащегося «История дворянского класса»

    Образы дворян занимают центральное место в романе «Евгений Онегин». Наши главные герои – представители дворянства. Пушкин правдиво изображает ту среду, в которой живут герои.

    3. Работа по теме урока (анализ романа)

    Слово учителя:

    Пушкин описал один день Онегина, но в нём смог обобщить всю жизнь петербургского дворянства. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе, в жизни.

    Итак, петербургская жизнь тороплива, ярка и пестра, насыщена событиями.

    На балах разыгрывались драмы страстей, интриги, совершались сделки, устраивались карьеры.

    Задание классу.

    1. Какими представлены дядя Онегина и отец Татьяны? Какие черты их характера выделяет Пушкин?

    (добродушные лентяи, сельские прожигатели жизни;

    характерно убожество духовных интересов; Ларин был

    « добрый малый» , он не читал книг, хозяйство доверил жене. Дядя Онегина « с ключницей бранился, мух давил »)

      Расскажите историю жизни Прасковьи Лариной.

      Чем отличаются герои от Онегина?

    4.Слово учителя.

    Подтемой нашего урока является « Один день из жизни Онегина».

    Давайте поставим перед нами такие цели:

    Мы должны выразительно прочитать I главу и прокомментировать ее;

    Определить место главы в композиции романа;

    Будем работать над образом Евгения Онегина, понаблюдаем над жизнью дворянской интеллигенции;

    Будем работать вдумчиво, собрано; чтобы уметь к концу урока составить план в тетради и ответить на проблемный вопрос:

    « Но был ли счастлив мой Евгений?»

    (Эпизод из жизни героя: Онегин едет в деревню к умирающему дяде)

    Что бросается в глаза в характере языка в первых строках романа?

    (необычная простота повествования, « разговорный тон», легкость повествования, чувствуется добрая шутка, ирония).

    4.- По мере работы с текстом составим ментальную карту :

    День Онегина

    Прогулки по бульварам (недремлющий брегет)

    Бал (шум,гам)

    Обед в ресторане (блюда заграничной кухни)

    Посещение театра Возвращение (двойной лорнет)

    5.Работа по группам (Класс делится на 3 группы,каждый получает задание для поиска информации в тексте)

    Бесцельные прогулки по бульварам .
    Бульвар в 19 веке находился на Невском проспекте. До

    14.00 –это было место для утренней прогулки людей

    ветского общества.

    Обед в ресторане.
    Описание обеда подчеркивает перечень блюд сплошь

    нерусской кухни. Пушкин высмеивает французские

    названия-пристрастия ко всему заграничному

    Вывод: В данных строфах отражаются типичные стороны жизни

    петербургской светской молодежи.

    3.Посещение театра.

    Кто помнит, чему отдавал предпочтение Пушкин в

    период петербургской жизни? (завсегдатай театра, знаток

    и ценитель игры актеров).

    Что говорит поэт о театре и актерах? (дает

    характеристику театральному репертуару)

    Как воспевает Пушкин балет? (в воображении читателей возникают живые картины. Театр находился на Театральной площади, на месте нынешней Консерватории. Спектакль - в 17.00).

    Как ведет себя Онегин в театре? (небрежно озирается, раскланивается с мужчинами, двойной лорнет наводит на незнакомых дам).

    Вывод: Впервые в строках об Онегине упоминается его усталость от жизни, его неудовлетворенность ею).
    VII. Комментированное чтение дальше I главы.

    1. Возвращение домой.
    - Прочитаем описание кабинета Онегина?

    Какие вещи здесь попадаются? (янтарь, бронза, фарфор, духи в граненом хрустале, гребни, пилочки и т.д.)

    Подобно перечислению блюд в ресторане Пушкин воссоздает обстановку жизни молодого человека петербургского света.
    2. Онегин едет на бал.

    Когда Онегин возвращается домой? («Уж...барабаном пробужден», - это сигналы в 6.00 утренней побудки солдат в казармах)
    - Начинается трудовой день большого города. А день Евгения Онегина только подошел к концу.

    - « И завтра снова, как вчера»... Эта строфа обобщает ряд прошедших картин, указывая, что прошедший день был обычным днем Онегина.
    - Автор задает вопрос: «Но был ли счастлив мой Евгений?»

    А что происходит с Онегиным? (хандра, неудовлетворенность жизнью,

    скука, однообразие разочаровывает).

    Чем же пытался занять себя герой? (стал читать, пытался взяться за перо,

    но это усилило разочарование, вызвало скептическое отношение ко всему)

    Кто же виноват, что Онегин стал таким, ничего не умеет, ничем не занят?

    VIII. Итоги урока .
    - Что мы узнали о герое из I главы? (Узнали о происхождении, воспитании, образовании и образе жизни героя).
    - Выяснили, какая среда его окружает и формирует его взгляды и вкусы. Изображен не только отдельный герой, а типичный характер эпохи, в этом реализм романа.
    - Характер I главы позволяет сказать, что перед нами экспозиция (вступление) романа. Впереди, очевидно, будут события, жизненные столкновения, и в них личность героя раскроется полнее, масштабнее.

    IХ. Домашнее задание.

    1. Выразительное чтение II главы.

    2. Сделать закладки в тексте: быт Лариных, портрет Ольги, образ Ленского.