Какие реальные события легли в основу фильма «Пираты ХХ века. «Какие исторические события легли в основу песни о Роланде Какие события легли в основу поэмы илиада


С каждым днем интерес к масштабному проекту возрастает. Миллионы зрителей накануне следили за развитием сюжета. Впереди — новые серии. Москве угрожает Золотая Орда в сговоре с польско-литовским войском. Братья предают Великого князя Московского. Верной Иоанну III остается только она — София. Смотрите сразу после "Вестей".

Летом 1479 года в Москве был торжественно освящен новый Успенский собор. Он был построен итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти, которого пригласил Великий Московский князь Иван III. Гул колоколов и сияющие купола возвестили России о начале новой эпохи в жизни нашего государства. С этого момента Москва окончательно утвердила за собой статус духовного и политического центра русских земель. На фундаменте, заложенном Иваном III, вырастет могучее независимое государство, простирающееся на 1/6 часть земной поверхности.

Один из ведущих историков нашей страны, автор книги об Иване III, Николай Борисов считает, что личность первого государя всея Руси до сих пор недооценена потомками. "Карамзин говорил: "Россия нынешняя образована Иоанном". И Вы знаете, даже Карл Маркс восхищался заслугами Ивана III, — отмечает историк. — Знаменитая цитата из Маркса о том, что в конце правления Ивана III изумленная Европа увидела на своих восточных рубежах огромное государство, о существовании которого раньше даже не подозревала".

Удивление Маркса и остальных европейцев понять можно. Иван III совершил то, что большинству людей в то время казалось невозможным: он объединил русские земли, освободил их от ордынского ига, дал народу закон и порядок в условиях постоянной внешней угрозы, внутренних интриг и чрезвычайно скудных ресурсов.

"Иван III был крайне бережлив в расходовании государственных ресурсов, — продолжает Николай Борисов. — Это доходило порой до скупости, но скупость не личная, а скупость на нужды государства. Ну, например, известен такой случай. Современники рассказывают, что когда он посылал на пропитание иностранным послам несколько баранов, то потом он требовал, чтобы шкурки обязательно вернули, потому что они могут еще пригодиться для какого-то другого дела".

Николай Борисов называет Ивана III нашим средневековым Петром I. Чтобы ликвидировать отставание страны от Западной Европы после более чем двухвекового ордынского ига, он первым из русских правителей стал активно приглашать в страну иностранных специалистов. "Нужно было срочно догонять, догонять Запад для того, чтобы стать полноценной европейской державой, — поясняет историк. — И вот Иван провел эту модернизацию очень решительно и очень эффективно. Он приглашал иностранцев, платил им большие деньги, но он приглашал лучших мастеров, которые подняли уровень и русской армии, и вообще технологии строительства, например, тех же крепостей".

С 8 лет он уже помогал в государственных делах своему слепому отцу Василию Темному, а в 12 лет принял участие в первом военном походе. Поэтому опыта и личной храбрости ему было не занимать. "Москва часто горела, — напоминает Николай Борисов. — И вот с Кремлевского холма, конечно, прекрасно видно было, где начинается пожар, где тревога. И вот источники рассказывают, что Иван III всегда мчался тушить пожары сам. Он руководил этой командой. Но мало того, что он руководил, он сам хватал багор и начинал растаскивать горящие здания, рискуя при этом жизнью. И телохранители буквально за руки оттаскивали его от этой опасности, потому что это был яростный темперамент".

К началу XVI века в результате победоносных войн с великим княжеством Литовским Иван III освободил из-под власти иноземцев десятки русских городов и волостей, захваченных соседями после падения Киевской Руси. По словам Николая Борисова, удивительно, что в самой Москве так и не было поставлено ни одного памятника этому выдающемуся правителю. "Я убежден, что он заслуживает памятника, он заслуживает памятника в центре того государства, которое он создавал и в котором мы живем", — говорит историк.

Текст: Алексей Денисов

Помогите пожалуйста! А. Ахматова "Реквием" Какова Биографическая основа поэмы? и получил лучший ответ

Ответ от Arnika[гуру]
Поэтесса смогла в нем талантливо, ярко отразить трагедию личности, семьи, народа. Сама она прошла через ужасы сталинских репрессий: был арестован и семнадцать месяцев провел в сталинских застенках сын Лев, г-~д арестом находился и муж Н. Пунин; погибли близкие и дорогие ей О. Мандельштам, Б. Пильняк; с 1925 г. ни единой ахматов-ской строчки не было опубликовано, поэта словно вычеркнули из жизни. Эти события и легли в основу поэмы "Реквием". Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл - Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был... Семнадцать месяцев кричу, Зову тебя домой... Ты сын и ужас мой. Узнала я, как опадают лица, Как из-под век выглядывает страх, Как клинописи жесткие страницы Страдание выводит на щеках... Меня поражает глубина и яркость переживаний автора. Я забываю о том, что передо мной художественное произведение. Я вижу надломленную горем женщину, мать, жену, которая сама не верит в возможность пережить такое: Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла... А ведь когда-то была "насмешницей и любимицей всех друзей, царскосельской веселой грешницей... " Был любимый муж, сын, радость творчества. Была обычная человеческая жизнь с минутами счастья и огорчений. А теперь? Разве те огорчения могут сравниться с происходящим сейчас? ! Картины, одна страшнее другой, возникают при чтении поэмы. Вот "уводили тебя на рассвете, за тобой, как на выносе, шла... " А вот "трехсотая, с передачею, под Крестами" стояла, прожигая новогодний лед горячею слезою. Вот "кидалась в ноги палачу" и ждала казни. А когда "упало каменное слово", училась убивать в себе память, душу, училась жить снова. Мотив смерти, окаменелого страдания звучит в стихах поэтессы. Но, несмотря на личное горе, лирическая героиня сумела подняться над личным и вобрать в себя горе других матерей, жен, трагедию целого поколения, перед которой "гнутся горы". И снова страшные картины. Ленинград, болтающийся "ненужным привеском", "осужденных полки", "песня разлуки". А "высокие звезды с душами милых" стали теперь звездами смерти, смотрят "ястребиным жарким оком". Поэтесса размышляет о любимой родине, о России, которая безвинно корчилась в страданиях, о своих подругах по несчастью, которые седели и старились в бесконечных очередях. Ей бы хотелось всех вспомнить, назвать поименно. Даже в новом горе и накануне смерти не забудет она о них. И памятник себе она хотела бы иметь не у моря, где родилась, не в царскосельском саду, где подружилась с музой, а у той страшной стены, где стояла триста часов. Устами лирической героини поэтесса взывает к нашей памяти, памяти своих современников и будущих поколений. Поэма Анны Ахматовой "Реквием" - это осуждение насилия над личностью, приговор любому тоталитарному режиму, который базируется на крови, страданиях, унижениях как отдельной личности, так и целого народа. Став жертвой такого режима, поэтесса взяла на себя право и обязанность говорить от имени пострадавшего многомиллионного народа. Передать свою боль, выстраданные в несчастье мысли помогли Ахматовой ее многогранный талант художника слова, ее умение вести диалог с читателем, доносить до него самое сокровенное. Поэтому поэма "Реквием" волнует читателей, заставляет их задуматься о происходящем вокруг. Это не только надгробный плач, но и суровое предостережение человечеству.

Когда речь идёт о пиратах, возникают ассоциации с морскими разбойниками эпохи освоения Америки: корсарами, флибустьерами, приватирами, которые под всеми парусами нападали на галеоны, везущие из ограбленных колоний золото и пряности. Пираты крупного масштаба редко были независимыми от инструкций: чаще всего они действовали под неофициальным прикрытием своего государства, которое таким образом старалось ущемить конкурентов по торговле или колонизации. В ответ на претензии потерпевших представители государств разводили руками: «Это не мы! Это бандиты без роду-племени!» А тем временем наиболее успешных пиратов награждали титулами и должностями. Примерами служат такие знаменитости, как сэр Фрэнсис Дрейк и Оливье Левассёр, губернатор острова Тортуга.

С тех времён прошли века, но пираты активно действуют до сих пор, причём они ещё более чем раньше зависимы от официальных властей: ведь неосвоенных земель для их баз уже не осталось. Тема пиратства новой эпохи и послужила основой для сценария фильма «Пираты ХХ века».

В конце 1970-х годов режиссёр Станислав Говорухин задумал снять приключенческий фильм на тему современного пиратства. Требовался достаточно правдоподобный и интересный сюжет, обязательно с благополучным финалом. Поскольку Говорухин был занят на других съёмках, для «Пиратов» он пригласил своего друга, режиссёра Бориса Дурова, а сам написал для фильма сценарий, опираясь на реальные события 1950-1970-х годов.

В фильме была использована такая эффектная новинка, как каратэ – прежде это был запретный в стране вид боевых искусств. Фильм получился необычный для советской кинематографии и пользовался огромным успехом.

По сюжету советский грузовой теплоход «Нежин» швартуется на Филиппинах, где получает большой груз опия для фармацевтической промышленности СССР. В океане судно подвергается коварному нападению корсаров. Груз захвачен, команда заперта в трюме, а корабль заминирован с целью уничтожить все следы преступления. Но мужественные советские моряки сумели освободиться и спастись на шлюпке под прикрытием горящего корабля. Затем события развиваются на острове, который оказался пиратской базой. Члены экипажа «Нежина», действуя вместе и поодиночке, добиваются крушения пиратского корабля, а сами уходят в море на вельботе.

Откуда возник сюжет фильма

После Второй мировой войны пиратство стало настоящим бичом мирного мореплавания.

Правительство Тайваня, пользуясь покровительством США, только за пять лет ограбило 43 британских, 14 панамских, 2 польских и 2 греческих судна – всего порядка 110 торговых и грузовых судов.

Один из самых известных случаев произошёл в 1970-х годах, когда флибустьеры напали на итальянское судно, шедшее с грузом урановой руды. 200 тонн груза было перегружено на корабль атакующих, а все члены экипажа убиты.

В официальной прессе СССР не публиковалась информация о том, что и советские корабли подвергались атакам - совершались нападения на танкеры и торговые суда. Дипломаты месяцами пытались вызволить моряков из такого «неофициального» плена. В 1954 году произошёл захват танкера «Туапсе», который шёл в Китай с грузом реактивного топлива. Советские моряки подверглись пыткам: их морили голодом, избивали, не давали спать: от них добивались согласия работать на американскую антисоветскую пропаганду. У СССР не было с Тайванем дипломатических отношений, переговоры велись через Францию. Подавались ноты американскому правительству, ибо всем было понятно, кто являлся заказчиком захвата советского судна. Из 49 моряков только 29 выдержали все мучения и вернулись домой как герои – спустя 13 месяцев. Из числа остальных один покончил с собой, двое умерли на Тайване, один сошёл с ума, находясь в США.

Как наказали пиратов

Требовалось прекратить эти нападения на суда советского флота. После тщательной подготовки была проведена блестящая спецоперация.

Большой десантный корабль замаскировали под торговый теплоход: нарастили фальшборт, изменили форму надстроек, перекрасили. Сделали информационный вброс, запустив по дипломатическим каналам и торговым представительствам сообщение, что данный теплоход идёт с грузом золотых слитков и пятью тоннами индийского опия-сырца для советской фармацевтической промышленности (перекликается с сюжетом фильма). На самом деле на борту находилась прекрасно вооружённая и обученная рота морских пехотинцев.

В районе Малаккского пролива, когда теплоход шёл между многочисленными островами, на него вдруг со всех сторон ринулись десятки катеров с вооружёнными людьми. Но едва они приступили к абордажу «торговца», декоративные борта упали и пиратов встретили 300 морпехов с автоматами, гранатомётами и крупнокалиберными пулемётами. Сотни нападающих вместе с катерами были отправлены на дно. Среди наших потерь не было.

Из дипломатических соображений эта история не получила огласки, но нашла отражение в самом кассовом советском фильме. А грабежи советских судов прекратились.