Капитанская дочка швабрин предал гринева. Cочинение на тему «Гринев и Швабрин в повести Капитанская дочка


Судьба укажет на врага. Война приносит боль и потери. В страшных жизненных обстоятельствах становится ясно, кем на самом деле являются знакомые и близкие люди.

Образ и характеристика Швабрина в повести «Капитанская дочка» раскроют читателю жестокую правду о том, с какой легкостью человек предает окружающих, собственную родину. Жизнь наказывает изменников, так случится и с героем Александра Сергеевича Пушкина.



Внешность Алексея Ивановича Швабрина

Он был уже немолодой. По его фигуре и невысокому росту нельзя было сказать, что он обладает военной выправкой. Смуглое лицо вовсе не привлекало, а скорее отталкивало. Когда он уже стоял среди мятежников, то Петр заметил его изменения. «Обстрижен в кружок, в казацком кафтане» .

На службе у Пугачева он превратился в худого и бледного старца, волосы его поседели. Лишь горе и переживания могли так быстро изменить внешний вид человека. Но возврата назад уже нет.

Первое мнение оказывается обманчиво

Офицер Швабрин попал в Белогорскую крепость потому, что заколол шпагою знакомого поручика. Проживает здесь уже пятый год. Находясь с людьми рядом столько времени, он сможет легко их предать, оговорить, оскорбить. Лживость его проявляется во многом. Едва познакомившись с Гриневым, он сразу же начнет говорить ему неприятные вещи о дочери Ивана Кузьмича. «Описал Машу, совершенною дурочкою». До этого, новый знакомый произвел на Петра хорошее впечатление. «Швабрин был очень не глуп. Разговор его был занимателен» .

Он сватался к Маше, и получил отказ. Барышня интеллигентно описала причину, почему не может стать его супругой. Она попросту не представляла жизни с тем, к кому не испытываешь чувств.

Задета честь возлюбленной. Дуэль

Когда Петр прочел Швабрину стихи, посвященные дочери коменданта Миронова, офицер посоветовал делать ей дорогие подарки, чтобы она приходила к нему по ночам. Это было жестокое, беспочвенное оскорбление, и влюбленный юноша вызвал обидчика на дуэль.

В поединке офицер проявил себя низко. Гринев вспоминает, что противник настиг его в момент, когда он отвлекся.

«Я оглянулся, и увидел Савельича, сбегающего по тропке. В это время меня сильно кольнуло в грудь, я упал и лишился чувств».

Это было нечестно, не по-мужски.

Лживость и двуличие

Швабрин не может смириться с тем, что Маша выбрала его соперника. Он понимает, что влюбленные планируют пожениться. Тогда лжец решает им помешать в очередной раз. Он докладывает родителям Петра обо всем, что произошло в крепости: дуэль, ранение Гринева, его предстоящая свадьба с дочерью обедневшего коменданта. Перед совершением этого поступка, прикидывался честным, искренним другом, сожалевшем о содеянном.

«Изъявил глубокое сожаление о том, что случилось, признался, что был виноват, и просил забыть о прошедшем»

.

Враг для собственного государства

Для Швабрина не существует понятия чести и долга перед родиной. Когда Пугачев захватил крепость, он перешел на сторону мятежников. Изменник без капли сожаления смотрит на все бесчинства, совершаемые пугачевской бандой.

Швабрин занимает место, которое принадлежало отцу Марии Мироновой. Машу он держит под замком на хлебе и воде, угрожает ей расправой. Когда предводитель крестьянской войны потребует отпустить девушку, то Швабрин расскажет чья она дочь, подвергнув огромному риску ту, кому недавно объяснялся в любви. Это доказывает, что ему чужды искренние чувства.

Александр Пушкин сам не понаслышке знал многочисленные примеры смелости и трусости, ведь жил в эпоху, когда скрыть проявления характера было практически невозможно. Дуэли, военная служба, охота, карты – все развлечения знати требовали демонстрации отваги и защиты чести. Может, именно поэтому писатель вложил свои силы в создание исторического зеркала ушедшей эпохи, где нравственные достоинства и несовершенства человека были еще более очевидны. На страницах произведения он попытался дать урок своему поколению и тем, кто придет ему на смену, научить людей истинной добродетели души. В частности, в «Капитанской дочке» можно найти убедительные аргументы на тему «Смелость и трусость», которые помогут выпускникам в написании итогового сочинения по данному направлению.

  1. Примером отважного человека является главный герой повести Пушкина «Капитанская дочка». Он проявляет свою смелость в обороне крепости, когда на нее нападают мятежники. Петр рвался в бой и не посрамил честь дворянина. Но гораздо больше потрясает его отказ от присяги Пугачеву, который сулит мученическую смерть. Однако Гринев не из робких, и он не мыслит себя предателем. Эту черту уважает в нем даже враг. Поэтому следующий героический поступок выпадает на его долю после освобождения из крепости. Юноша выручает Машу, и при этом ослушивается командования. В итоге за формальную «измену родине» его хотят осудить. Но и в данной ситуации Гринев не оправдывается и не жалеет о своем поступке, ведь смелость в человеке нередко соседствует с совестливостью, честью и достоинством.
  2. Феноменальную трусость изображает Пушкин в повести «Капитанская дочка». Швабрин становится предателем до мозга костей по вине своего всепоглощающего страха. Алексей готов на все, лишь бы избежать опасности. Например, он роняет свое достоинство, пользуясь нечестным приемом в дуэли с Петром. Чтобы избежать конкуренции с его стороны, он также поступает подло: очерняет Машу в глазах кавалера. Но самым низким его поступком стала присяга бунтовщику Пугачеву, к которой он заранее подготовился, предвидя поражение. Так, трусость стала причиной морального разложения личности.
  3. Смелость демонстрируют не только мужчины. Героиня повести Пушкина «Капитанская дочка» стала отважной благодаря трагическим обстоятельствам: ее семью убили мятежники в ходе захвата крепости. Она осталась одна во вражеском стане, да еще и наедине с подлым предателем, насильно вынуждающим ее выйти за него замуж. В такой ситуации отнюдь не каждая девушка могла совладать с чувствами. Но Марья терпеливо сносила испытания, пока от нее не потребовались решительные действия. Когда Петра арестовали за то, что он пошел к ней на выручку, она поехала к императрице и рискнула просить за «изменника». Юная героиня без связей и помощи при дворе поехала добиваться спасения любимого. Царица была тронута ее историей и помиловала Гринева. Вот так смелость «города берет».
  4. Савельич, второстепенный герой повести «Капитанская дочка», тоже является примером смелости в произведении. Хоть он и холоп, но не боится своего господина, а уважает его. Когда Гринев проигрывается в карты, его слуга по-отечески журит его и сердится. Молодой господин дерзит и отвечает запальчиво, но крестьянин славится своей хваткой: он все же убеждает юношу в своей правоте, не боясь наказания, которое мог применить любой дворянин. Но самый мужественный поступок героя – это спасение Петра от гнева Пугачева. Именно Савельич добивается помилования Гринева, напомнив Пугачеву об услуге, оказанной ему барином. Холоп не боится смерти и выступает против сурового мятежника, заслонив собой хозяина. А ведь он мог бы предать его, переметнувшись к тем, кто как раз таки отстаивал его интересы на политической арене. Так он приобрел бы свободу. Но смелость возвышает человека, делая его еще и честным по отношению к другим.
  5. Трусость в любви демонстрирует Швабрин, пытаясь хитростью и бесчестным поведением заполучить сердце Марьи. Он боится предстать перед ней, как есть, без фальши и бесконечных подлостей. Не способен герой и на откровенное признание. Он лишь всячески задевает девушку, вместо того чтобы проявить внимание и заботу. Его чувства также пропитаны страхом, как он сам, и героиня это ощущает, поэтому отдает предпочтение другому человеку. Неудивительно, ведь людям совершенно справедливо не нравится боязливость и неуверенность человека в поступках, словах и чувствах. Поэтому отсутствие смелости может повредить не только на бранном поле, но и в личной жизни.
  6. Трусость в какой-то мере проявляется в поведении отца Гринева, который отказывает сыну в благословении. Его страх можно понять: сын мог быть обманут из корыстных побуждений. Все-таки состояние Марьи было несравнимо с богатством Петра. Девушка едва ли имела основания претендовать на такой неравный брак. Герой боялся, что она – всего лишь корыстная и лицемерная особа, которая хочет вылезти «из грязи в князи». Но он страшился за судьбу наследника – это чувство можно понять и оправдать, поэтому нельзя сказать, что тот или иной трусливый поступок всегда продиктован низостью человека. Иногда такое поведение вполне простительно, ведь речь идет о самых дорогих сердцу людях.
  7. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

О, этот Швабрин превеликий Schelm.

А. Пушкин. Капитанская дочка

В своей исторической повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин создает целую галерею образов, отличаю-щихся честностью, благородством, верностью гражданско-му и общественному долгу. Совсем другими качествами запомнился нам Алексей Швабрин — главный отрица-тельный герой повести, подлый и бесчестный человек, спо-собный на измену и предательство.

Впервые мы знакомимся со Швабриным в Белогорской крепости, куда он был переведен на службу за «смерто-убийство». Перед нами «молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». Швабрин «очень не глуп», и его разговор всегда «остер и занимателен». Однако шутки и замечания его циничны, язвительны и часто беспочвенны, как замечает вскоре Петр Гринев — главный герой повести.

Когда-то Швабрин был влюблен в Машу Миронову — дочь коменданта крепости, но на свое предложение полу-чил отказ. Благосклонность, с которой Марья Ивановна встречает теперь первые несмелые знаки внимания со сто-роны Гринева, вызывает в Швабрине злобу и бешенство. Он всячески пытается очернить имя девушки и ее семьи, в результате чего молодой Гринев вызывает Швабрина на дуэль. И здесь Швабрин ведет себя недостойно офицера: бесчестным ударом он коварно ранит отвлекшегося на зов слуги противника.

Рана Гринева не принесла Швабрину облегчения, ведь во время ухаживания за больным крепнут и чувства к нему Маши.

Однако тихая и размеренная жизнь обитателей крепос-ти разрушена приходом отрядов мятежников под предво-дительством Пугачева. Больше всего на свете Швабрин боится за собственную жизнь, поэтому он без колебаний признает «самозванца» царем, переодевается в казацкую одежду, остригается. Ему неведомы чувство долга и соб-ственного достоинства, ради личной выгоды он готов на все, поэтому-то и унижается перед Пугачевым, стараясь уго-дить ему. «Проворен, нечего сказать!» — говорит о нем попадья. Пугачев, не успев узнать этого человека, уезжает из крепости, оставив его за старшего. Гринев тоже вынуж-ден уехать, и Швабрин провожает его «с выражением ис-кренней злобы и притворной насмешливости», ведь после своего предательства ему очень хотелось, чтобы Гринев был наказан Пугачевым за верность императрице и долгу дво-рянина.

Однако, оставшись в крепости, Швабрин не прекращает своих гнусных злодеяний. Маша Миронова, беззащитная девушка, осталась в его власти, и он посадил ее под замок на хлеб и воду, пытаясь принудить к замужеству. Грубые домогательства Швабрина отнюдь не говорят о его любви к дочери убитого коменданта. Напротив, своими действия-ми он таким образом старается досадить и отомстить сво-ему врагу — Петру Гриневу, который в это время изыски-вал способы освободить любимую девушку из жестокого плена. Когда Гринев под защитой Пугачева приехал в кре-пость, Швабрин от непереносимого страха за свою жизнь падает перед «царем» на колени, позабыв о гордости и чув-стве собственного достоинства. Омерзение вызывает у Гри-нева вид «дворянина, валяющегося в ногах беглого каза-ка». Когда Петр уезжал, увозя Марью Ивановну из крепо-сти, лицо Швабрина «изображало мрачную злобу». Даже сейчас, уничтоженный собственной подлостью и бессовест-ными поступками, Швабрин не теряет надежды отомстить Гриневу. Материал с сайта

После подавления восстания Швабрин попадает в руки императорского суда. Произошедшие за это время собы-тия очень изменили его внешность: «Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена». Его вид вызывает неприязнь, однако сил Швабрина хватает на со-вершение последней, самой неожиданной подлости. Он дает лживые показания, обвиняя Гринева в измене и шпионаже. Швабрину уже нечего терять, ведь он давно утратил остатки совести и человеческого достоинства.

Страшно встретиться в жизни с человеком, подобным Швабрину, — коварным, жестоким, беспринципным. Однако победа Гринева обернулась поражением Швабрина, который так боялся потерять свою бесценную жизнь, что не сумел понять, что на самом деле он изначально — мерт-вый человек.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • подлость и коварство натуры швабрина
  • эпиграф про низость
  • а. с. пушкин сочинение на тему капитанская дочка поединок со швабриным
  • швабрин недостойный
  • характеристика швабрина цитатами

С понятием трусости у меня идет прямая ассоциация с такими чертами характера, как бесчестие, бессовестность, низость и неуверенность. Трусливый человек равносилен личности, которая потеряла уважение к себе, она действует исходя лишь из первоначальных инстинктов, совершенно не заглядывая в будущее, поступая так, как хочется именно ему, и не думая о последствиях. Подобные поступки называются трусливыми, и они, в свою очередь, так же, как и любые другие, тоже имеют свою степень.

Можно оставить в живых паука, разделяя с ним кров и находясь в постоянном страхе, а можно убить невинного человека, переживая за собственную репутацию в обществе. Степень трусости, по моему мнению, определяется степенью урона, нанесенного другим людям и социуму в целом. Если один поступок труса подверг сомнению лишь его отношение к самому себе – в будущем, возможно, он обернется только ценным опытом. Однако если жертвой поступка становится человеческая жизнь, другими словами, если ради собственной выгоды, ради своей жизни человек подвергает опасности жизнь одной, а того и сразу нескольких личностей, если при этом в ход вступают ложь и лицемерие, такой поступок я считаю истинно трусливым и недостойным.

Например, в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» автор знакомит нас с истинным трусом, с Алексеем Ивановичем Швабриным. В самом начале произведения этот герой проявляет свойства своего характера в таких мелочах, как, например, сцена с дуэлью. Непосредственно во время боя, испугавшись за состояние своего здоровья, Швабрин, ослабев и увидев, что Петр отвлекся на Савельича, именно в этот момент намеренно наносит ему ранение. Можно ли это считать трусливым поступком? Конечно, ведь дуэль - сражение честное, оно проводится по правилам, и человек, идущий на такой шаг, должен быть готов к собственной смерти. Тем более, что сам Швабрин был инициатором. Однако он же испугался за свою жизнь и нанес бесчестный и подлый удар. Самым трусливым, как мне кажется, является поступок Швабрина в тот момент, когда на крепость напали бунтовщики во главе с Пугачевым. Гринев был готов пожертвовать своей жизнью ради защиты своей чести и чести своего отечества, а Швабрин сразу же встал на сторону врага и нарушил не только присягу дворян, но и все законы человечности и уважения к себе. Плюс ко всему, признать свою вину и трусость он не смог даже спустя время, в суде. Швабрин, как истинный трус, пытался очернить образ Гринева и выставить честным себя.

Самым трусливым я считаю так же поступок Евгения Онегина, героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Все произведение автор описывал нам этого героя как личность неоднозначную – Евгений, вроде бы, не уважал светское общество, но являлся его частью. Та же ситуация происходила и в деревне. Онегин зависел от мнения тех, кого презирал. Когда Владимир Ленский, приревновав свою возлюбленную, вызвал Евгения на дуэль, тот вполне спокойно, исходя из здравого смысла, мог отказаться, при этом сохранив жизнь хорошего, светлого и перспективного молодого человека. Но, что парадоксально, трусость Евгения показал не его отказ от дуэли. Герой проявил её, согласившись на сражение, потому как истинная трусость воплотилась в желании Евгения сохранить свой образ в глазах жителей деревни, несмотря на то, что этих самых жителей он презирал. Таким образом, самым трусливым поступком я считаю соглашение Онегина на дуэль и убийство им же Ленского. Мою мысль так же подтверждает тот факт, что сам Евгений сразу после совершенного им преступления скрылся надолго и в неизвестном направлении. Так мог поступить лишь настоящий трус, скрывающийся от правды и народного презрения.

Как мне кажется, нет ничего трусливее тех поступков, которые убивают в нас самих человека. Трусость – это антитеза к чести и достоинству, прямое противопоставление к слову «уважение». Трус никогда не признает свою вину и до последнего будет уверять себя и окружающих в том, что правда на его стороне. Потому что он потому так и называется, что самым главным страхом в своей жизни считает признание своей трусости, а с признания, как известно, и начинается раскаяние и исправление.

Меню статьи:

Без образа Швабрина роман Пушкина «Капитанская дочка» был бы лишен уверенности в торжестве справедливости. Именно благодаря этому герою мы можем вполне оценить благородство Гринева и истинность любви Маши.

Происхождение и род занятий Швабрина

Алексей Иванович Швабрин – человек аристократического происхождения. Его семья была богата и влиятельна в аристократических кругах.

Алексей Иванович подобно всем дворянам получил хорошее образование, он знал несколько иностранных языков и отличался незаурядным умом.

Предлагаем ознакомиться с в поэме А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

Как и большинство молодых людей, Швабрин выбрал карьеру военного. Свою военную стезю Алексей Иванович начал в элитных войсках – в гвардии. Вначале его служба не была затруднительна, но безрассудство Алексея Ивановича все погубило.

Несмотря на запрет дуэлей, Швабрин все же пренебрегает официальным запретом. Дуэль для него закончилась вполне успешно, чего не скажешь про его оппонента-поручика. Полученная рана привела его к гибели. О факте дуэли стало известно и Швабрина, в качестве наказания, отправили в Белогородскую крепость, где он прослужил уже около пяти лет: «Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях».

Внешность Швабрина

Алексей Иванович не отличался приятной внешностью – он был невысокого роста, лицо его было абсолютно некрасивым, трудно было выделить хоть какие-либо приятные черты лица, лицо его отличалось мимической живостью, что еще больше отталкивало. Кожа его имела темный цвет, под стать волосам. Волосы – это, пожалуй, одна из немногих вещей, которые были привлекательны в Швабрине – они были насыщенно черного цвета и красиво обрамляли его лицо.

После захвата Пугачевым крепости внешность Швабрина существенно поменялась – он сменил привычный костюм на казацкую одежду, отпустил бороду.

Арест официальными властями также отразился на его облике – некогда красивые волосы стали седыми, а борода его сбилась и утратила свою привлекательность. « Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена».

В целом же его внешность соответствовала человеку ожидающему приговора – он был подавлен и обескуражен.

Характеристика личностных качеств

Алексей Иванович обладал крайне вспыльчивым характером, что неоднократно становилась причиной его несчастий. Несдержанность по отношению к поручику лишила его возможности беззаботно служить в элитных войсках. Вспыльчивость по отношению к Гриневу стала причиной перехода на сторона повстанцев и, как следствии, каторги.

В целом же Швабрин – неглупый человек, он наделен сообразительностью и смекалкой, но в моменты эмоциональной нестабильности его умственные способности отходят на задний план – эмоции решают все. «Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен».

Алексей Иванович – нечестный человек. В его привычки входит обман людей и клевета. Порой он это делает из-за скуки, порой, чтобы получить какую-либо личную выгоду.

Так или иначе, это отталкивает окружающих от Швабрина – никому неохота общаться с дерзким и коварным человеком.

Швабрин и Гринев

Появление Гринева в крепости привнесло некоторое оживление в ее сонную и скучную жизнь. Служащих здесь было не так уж и много, поэтому проблем с выбором компании для времяпровождения не возникало. Гринев говорит о Швабрине: «Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Благородный и добрый Гринев сумел расположить к себе всех в крепости, в частности дочку коменданта – Машу. Съедаемый ревностью, Швабрин ту же вызывает молодого противника на дуэль. Швабрин практически был убежден в своей победе – он считал, что человек такого возраста как Гринев не может обладать исключительными способностями к фехтованию, но оказалось все наоборот – случайность решила ход поединка –

Не избавившись от противника на дуэли, Швабрин прибегает к коварству. Он пишет анонимное письмо отцу Гринева о произошедших событиях. Алексей Иванович рассчитывает на то, что разгневанный отец заберет сына из крепости и путь к возлюбленной Маше опять будет свободен, но этого не случается. Швабрину пришлось затаиться и ждать более подходящего случая.

Спустя некоторое время такая возможность возникла – после арестов участников восстания, к которым принадлежал Алексей Иванович, начались судебные разбирательства. Как раз здесь Швабрин и вспоминает о своей давней обиде на Гринева и приписывает ему игру на два фронта. Однако и на сей раз надежды Швабрина не осуществились: благодаря Маше Гринев был помилован императрицей.

Швабрин и Марья Ивановна Миронова

Алексей Иванович Швабрин по своей натуре был человеком влюбчивым. Оказавшись в крепости, он тут же заприметил симпатичную девушку – дочку коменданта крепости. Марья Ивановна не отличалась исключительной красотой, вряд ли она смогла бы конкурировать с первыми красавицами, но все же обладала приятными чертами лица. Со временем Алексей Иванович начинает проявлять к девушке интерес. Ему кажется, что если он и не вызовет симпатию у Марьи, то ее родители убедят девушку ответить взаимностью – семья Швабрина обеспечена, а Мироновых – влачит жалкое существование на грани нищеты.


Скорее всего Швабрин не испытывает истиной любви к девушке – для него это игра, развлечение. Марья осознает это и поэтому сторонится бесчестного и малопривлекательного человека, чем вызывает негодование и раздражение у Швабрина. Появление в крепости Гринева еще больше накалило отношения между Алексеем Ивановичем и Марией Ивановной. Миронова влюбляется в милого и доброго юношу, а Швабрин не в силах порадоваться их взаимному чувству, а все время старается найти способ отстоять свое призрачное право на любовь девушки. Попытки Швабрина ни к чему хорошему не приводят: Маша только сильнее убеждается в его бесчестности и лицемерии.

После захвата крепости повстанцами Швабрин запирает девушку и морит ее голодом – он надеется, что таким способом сможет сломить ее и получить желаемое, но Марье помогают спастись, а Алексей Иванович остается ни с чем.

Швабрин и Пугачев

Переход Швабрина на сторону повстанцев кажется нелогичным и абсурдным. Ему как представителю аристократии, богатому и состоятельному человеку поддержка мятежа – абсолютно ненужное и неоправданно рискованное дело.


Первая объективная мысль, которая объясняет такой поступок – это страх за свою жизнь. Пугачев и повстанцы очень категоричны с людьми, не желающими им служить, но, как показывает дальнейшее развитие событий, Швабриным не только руководствовало желание остаться в живых. Швабрин пренебрежительно относился к чужим жизням, но расставаться со своей не спешил. Увидев, как решительно повстанцы расправляются с непокорными, Швабрин дает присягу верно служить Пугачеву.

Он преданно служит ему и его делу – подстригается на манер казаков и облачается в казацкую одежду. Швабрин ведет в компании с повстанцами себя свободно и не скованно, он настолько вжился в роль, что сложно узнать в нем аристократа.

Вполне вероятно, что такое поведение Швабрина было всего лишь игрой на публику – вряд ли такой человек, как Алексей Иванович, истинно разделял взгляды и желания Пугачева.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в поэме “Евгений Онегин” А. С. Пушкина.

Особого доверия образ Швабрина не вызывал у Пугачева – Алексей Иванович был предателем, перешедшим на его сторону. Факт предательства должен был насторожить Пугачева и поддать сомнению искренность его намерений, но, несмотря ни на что, Пугачев делает Швабрина новым начальником крепости, вполне вероятно, что на этот выбор повлияло военное прошлое Швабрина.

Таким образом, негативный образ Швабрина становится фоном для отображения поступков и характеристик других персонажей. А.С. Пушкин с помощью противопоставления добивается яркого изображения важности моральности и добропорядочности. Алексей Иванович Швабрин все время был бесчестным, алчным человеком и в результате пострадал за свою вспыльчивость, злобу и корысть – за причастность к деятельности мятежников его отправляют на каторгу.

Литературно-критические замечания о «Капитанской дочке»

Читая «Капитанскую дочку», осуждая поведение Швабрина, читатель – наверняка – не задумывается о том, что это произведение по-своему уникально в русской литературе. Проблема художественного психологизма – одна из самых сложных и наименее исследованных. Возникла эта проблема, собственно, вместе с литературой и, следовательно, прошла в своем развитии ряд этапов. В 20–30 годы XIX века русская литература уже приобрела настоящую зрелость. Прежде всего – в творчестве Пушкина, который, таким образом, стал учредителем русской литературы. Художественность нашла наиболее полное выражение в создании характеров – как наиболее устойчивых, многогранных и динамических психологических структур, воплощая неповторимость индивидуальности. Именно на этой почве завершилось оформление психологизма как одного из ведущих принципов отражения. Это произошло в тесном взаимодействии с романтизмом и критическим реализмом. Ведь их пафос заключался прежде всего в отображении человеческой индивидуальности, в утверждении ее самостоятельности, в показе ее расцвета и вместе с тем увечий, причиненных социально-историческими условиями жизни.

Итак, надо полагать, что в российской литературе первой половины XIX века существовали по меньшей мере три формы психологизма. Прежде всего это тот психологизм, который возник, когда предметом литературы считался человек вообще, и над писателями еще тяготели в той или иной степени догмы нормативной поэтики. Однако здесь противопоставлялись уже не «высокое» и «низкое», а «чувствительность» и «холодность»…

Пушкинские слова в контексте психологизма

Основной же была и форма психологизма, которая возникла с признанием ценности человеческой индивидуальности. Это способствовало тому, что психологизм окончательно превратился в один из ведущих принципов литературы (да и культуры, пожалуй), наряду с гуманизмом. Тогда в общественной психологии как раз происходили коренные изменения в связи с пробуждением в обществе самосознания, с появлением аналитического подхода к существующему образу жизни. К этой форме психологизма все больше приходили писатели 20-х и особенно 30-х годов.

«Капитанская дочка» – последнее слово автора. Начал же наш писатель свой творческий путь, когда в литературе непосредственно воспроизводился процесс пробуждения общественного самосознания, а с этим – и признание ценности индивидуальной неповторимости. Так, нашло отражение «бытовое свободомыслие», по словам Юрия Лотмана, которое ярко проявилось в «буйстве», а также «гусарство», «эпикуреизм», романтическое мироощущение и т. д. Все это – разные проявления самоутверждения личности. И именно с этой точки зрения трактует герой пушкинского произведения такие формы психики как «характер» и «страсть».

Таким образом, психологизм окончательно оформился как принцип отражения в связи с воспроизведением особого состояния общественной психологии: пробуждение самосознания личности и признание ценности индивидуальной неповторимости. Так возникла и та форма, которая достигла наивысшего развития в произведениях Пушкина и Гоголя. Конечно, реализовалась эта форма у этих авторов по-разному, ведь Пушкин и Гоголь придерживались далеко не одинаковых концепций гуманизма и к тому же имели дело с разным жизненным материалом. С распространением рефлексии, в частности скептицизма, начался переход к новой форме психологизма, которую открыл уже Лермонтов. Следующий шаг – это психологизм Достоевского и Толстого… А, как видим, начинается все во многом именно с Пушкина.

Современные рецепции «Капитанской дочки» и образа Швабрина

Выше мы проанализировали образ Швабрина изолированно. Однако нельзя не признать факта, что литература – это череда рецепций и перевоплощений. Так, мы предлагаем оригинальный взгляд на то, как образ Швабрина перекочевал в современную литературу. В частности, речь идет о творчестве Виктора Пелевина. В своем романе Пелевин использует сюжетный ход пушкинской «Капитанской дочки», а именно – дуэль Гринева со Швабриным. Дуэль эта происходит через сердечный стих к Маше, написанный влюбленным Гриневым и высмеянным Швабриным. В пелевинском «Ампире В» дуэль самом деле проходит в стихах, разных по жанру. Митра пишет подхалимский мадригал, Рома-Рама – инвективу социально-политического звучания.

У Пушкина и Пелевина тщательно описываются правила дуэли как рыцарского кодекса чести («Капитанская дочка») и как его вербальной имитации («Ампир В»). Дуэль (борьба между героями за сердце Маши в «Капитанской дочке») и спор за приверженность Геры (в «Ампире В») становится поводом для дальнейших самохарактеристик героев. Швабрин, как и Митра, обнаруживает низость и подхалимство. Гринев, как и Рома-Рама, обнаруживает, в свою очередь, историческую проницательность, мудрость, честность, патриотизм. Историческая проницательность героем Пелевина продолжает пушкинские размышления о причинах русской национально-исторической «неидентичности», несоответствия самим себе на различных этапах социального развития. Мысли о трагических последствиях российского исторического хаоса, в основе которого лежат «насильственные потрясения», продолжает почти два века герой постмодернистской эпохи Рома-Рама. Итак, «вечная молодость России» обеспечивается разорванной до основания предыдущей историей.

Пушкинский интертекст в романе Пелевина выступает, таким образом, консолидирующим культурным фактором, который продолжает самобытную русскую литературную традицию, создает диалог современности с золотым временем русской литературы, тем самым воплощая спасительную преемственность эпох.

Еще один акцент: Швабрин как двоедушный человек

Пушкинская система – это классическая система антитезисов, когда положительным персонажам соответствуют герои отрицательные. Швабрин, как мы видели из нашего анализа, воплощает те характеристики, которые ассоциируются с отрицательными фигурами. Подлость, бесчестность, склонность к изменам и предательствам, коварность, жестокость, беспринципность – все это о Швабрине.

Когда читатель впервые знакомиться с этим героем, то застает того в крепости. Швабрин отбывает наказание «за смертоубийство». Конечно, негативные герои обычно наделены мощным умом, остроумием, привлекательной внешностью, живостью характера, занимательностью речи. Пушкин собирает в образе Швабрина все те черты, которые присущи типичным злодеям. Читатель становится свидетелем развернувшейся драмы – не ревности, но торжества чувства собственности. Швабрин противопоставляется Гриневу – положительному персонажу. Гринев получает то, чего Швабрин получить не смог. То есть любовь девушки. Неудовлетворенность – почти во фрейдовском смысле – толкает Швабрина на гнусные поступки: очернение имени Маши (той самой девушки, как мы помним), ранение Гринева на дуэли, наконец, признание самозванца-Пугачева государем, переодевание, предательство… Швабрин пленяет Машу, пытаясь заставить выйти за него замуж. Конечно, история завершилась благополучно, и Машу освободили из крепости. Однако пушкинская логика разворачивается в ключе «проступок – наказание», в литературном произведении справедливость восторжествовала, однако в жизни случилось бы, вероятно, по-другому. Швабрин же после череды проигрышей, все равно пытается утешиться местью. Однако получает лишь опустошение и окончательную утрату достоинства – как человека.