Каждый кто воевал. Правила вступительного испытания по русскому языку


«Даже если огромные просторы Европы, многие древние и прославленные государства пали или могут попасть в тиски гестапо и других гнусных машин нацистского управления, мы не сдадимся и не проиграем. Мы пойдем до конца, мы будем биться во Франции, мы будем бороться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем защищать наш остров, какова бы ни была цена, мы будем драться на пляжах, мы будем драться на побережьях, мы будем драться в полях и на улицах, мы будем биться на холмах; мы никогда не сдадимся, и даже если так случится, во что я ни на мгновение не верю, что этот остров или большая его часть будет порабощена и будет умирать с голода, тогда наша Империя за морем, вооруженная и под охраной британского флота, будет продолжать сражение до тех пор, пока, в благословенное Богом время, Новый Мир со всей его силой и мощью не отправится на спасение и освобождение Старого».

Эти слова премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль произнес в Палате общин 4 июня 1940 года. Франция была разгромлена, Бельгия оккупирована, Голландия капитулировала, Австрия вошла в состав Рейха, Чехословакия аннексирована, Норвегия управлялась германским рейхскомиссариатом, Польшу Гитлер и Сталин разделили между собой. Зло царствовало повсюду. Европа Гитлера, Муссолини и Франко была фашистской, Молотов жал руку Риббентропу, цистерны с советским бензином шли в Германию, и Сталин довольно улыбался в усы над секретными протоколами к советско-германскому договору. Британия была одна в море ужаса, безнадежности и кошмара — ​одна против Гитлера, одна против фашизма. И не собиралась сдаваться.


Американский морпех. Битва на острове Сайпан, 27 июня 1944 года. Фото: W. Eugene Smith / Magnum Photos / East News

Мы много раз рассказывали о том, что свершила Красная армия в борьбе против фашизма, рассказывали о ее пехотинцах и летчиках, о ее знаменитых и безымянных героях. Но теперь пришло время рассказать о союзниках, которые воевали с фашизмом на суше, в воздухе и на море. Пришло время рассказать об английских летчиках, бомбивших Германию, о вступлении Америки в войну и американских поставках по ленд-лизу, о высадке в Нормандии, о войне в Азии. Все это есть в номере, который вы держите в руках.

читайте спецвыпуски «новой газеты» о великой отечественной войне

  • 2016.
  • 2015.
  • 2014.

Пришло время рассказать о Британии, целый год в одиночку стоявшей против фашизма, и об Америке, вложившей всю свою индустриальную силу и жизни техасских и вермонтских парней в борьбу против зла, — ​пришло время, потому что антизападная пропагандистская истерия в нашей стране дошла до высшего градуса и захватила многие мозги и души. Пропагандисты на содержании обвиняют Запад за то, что он плохо помогал СССР, не так действовал, не то делал. Они пытаются умалить наших союзников, утверждая, что техника, которую они поставляли Красной армии, была дрянь, а ленд-лиз ничему не помог. Они пренебрежительно говорят о войне англичан и американцев в Европе, Азии и Африке: «Мы бы и без них победили!»

Это — ​ложь. Стоя над плечом голодного, промокшего насквозь красноармейца, они плюют в его банку с американской тушенкой, которую он ест в окопе: «Подумаешь, тушенка!» Никогда ни один из тех, кто воевал, не сказал плохо ни о тушенке, ни об американских «Студебеккерах», ни о «Додже три четверти», безотказно таскавшем 76-мм пушки, ни об истребителях «Аэрокобра», на которых летали асы Красной армии Покрышкин и Речкалов.

Бездумие и безумие захлестывают мозги. Обвязавшись черно-желтыми ленточками, считают себя наследниками Победы, но не понимают, что у каждого поколения своя собственная и особенная битва со злом. Те, кем мы гордимся, свою битву выиграли. Наше зло — ​с нами рядом. Оно сегодня. Оно другое.

«Можем повторить!» — ​машины с такими наклейками несутся по нашим улицам, а за рулем у них те, кто не ведает, что говорит. Повторить что? Голод в Ленинграде? Непохороненных солдат в тверских болотах? Четыре наступления на Ржев, в ручьях вокруг которого вода была красной от пропитавшей землю крови? Повторить сожженные деревни, от которых оставались остовы печей, детей с прозрачными от голода лицами, беженцев, в летних туфлях уходивших из Минска и шедших так до Уфы? Во всем этом барабанном бое, ликовании флагов, надувании щек, возвеличивании самих себя исчезает ужас войны.

Хвастаются жертвами, хвастают пролитой кровью, упрекают других, что они пролили меньше, бахвалятся подвигами, которых не совершали, обряжают детей в военную форму и строят потешный рейхстаг, чтобы поиграть в то, во что играть нельзя. Это не память, это пошлость.

Если женщина в кителе прокурора с иконой Николая Второго становится во главе колонны Бессмертного полка, то это означает разрыв причинно-следственных связей и глубокое, тяжелое, клиническое невежество. И не у нее одной нарушены логические связи и отсутствует элементарное знание о том, что было.

Война шла по всему миру, поэтому и называется мировой. Война шла на огромных пространствах земного шара, в полях под Москвой и в джунглях Бирмы, в небе над Ла-Маншем и на просторах Атлантики, в песках Ливии и в снегах Норвегии. Каждый, кто хоть раз выстрелил в этой войне в фашистов, каждый, кто хоть один день просидел в окопе (а на второй был убит) или хоть раз поднялся в кабину бомбардировщика, летящего бомбить врага, — ​внес свой уникальный, неоценимый, человеческий вклад в победу. Все его внесли, русские, белорусы, украинцы и еще сто народов СССР, которых я тут не могу перечислить, англичане, американцы, повстанцы Варшавского гетто, поляки из Армии Крайовой и армии Андерса, чешские диверсанты Габчик и Кубиш, взорвавшие Гейдриха, французский историк Марк Блок, участвовавший в Сопротивлении и расстрелянный гестапо, — ​немыслимый список из миллионов имен и фамилий, многие из которых остались на могильных плитах, а многие не сохранились, исчезли во тьме времени.

Оттуда, с той стороны, наблюдая немыми глазами нашу жизнь, они ждут не свары с союзниками, не плевка в банку американской тушенки, не циничной пропаганды, когда жертвы и муки войны становятся подставкой для власти, а понимания, знания, незабывания, уважения.

Мы должны знать, что были не только оборона Москвы, но и оборона Лондона, не только подвиг советских подростков, вставших к станкам, но и подвиг американских женщин, стоявших у конвейеров, не только Сталинград, но и Эль-Аламейн, не только Курская дуга, но и Монтекассино, где сражались американцы, англичане, поляки, новозеланды, индийцы.

И мы должны знать, что наши деды воевали не одни. Вместе с белорусскими партизанами, пусть и отделенные от них сотнями километров, воевали легендарные непальские гурки, известные своим бесстрашием и тем, что никогда не отступают. А вместе с Покрышкиным и Кожедубом, летавшими в небе Курска и Кубани, воевал аргентинский летчик-доброволец Кеннет Чарни, летавший над Мальтой во время огромного, занявшего два года сражения за остров.

Об этом сражении у нас почти никто не знает. Мы знаем о северных конвоях, но не знаем о мальтийских, в одном из которых шел американский танкер «Огайо» с бензином. Его подожгли с воздуха, прямо на его палубе взорвался подбитый бомбардировщик Ю‑87. Но команда не покинула горящее судно, и эсминцы сопровождения не оставили его. Они довели танкер до Мальты.

Кеннет Чарни сбил 17 немецких самолетов. В СССР за это ему присвоили бы звание героя.

В данной статье сначала представлен текст Овчинниковой к ЕГЭ о солдате ВОВ, а затем приведено сочинение выпускника к ЕГЭ с аргументами – по этому тексту.

Часть первая. Текст Л. Овчинниковой ЕГЭ

1)Почти каждый, кто воевал, был ранен хотя бы однажды. (2)Кто-то помог ему на поле боя. (3)И сам ᴏʜ спасал других. (4)Помощь товарищу, подчас связанная со смертельным риском, стала обыкновенным делом каждого дня войны. (5)Шёл 1942 год. (б)Однажды, вернувшись в лагерь, партизаны одного из отрядов Белорусϲᴎи приʜᴇсли раненого Степана Несынова. (7)Осколок задел бедро, прошил тело. (В)Фельдшер отряда Александр Вергун, осмотрев раненого, сказал: нужна операция. (9)Сделать её в лесу невозможно. (Ю)Все поняли, что Степан обречён. (11)Ему было двадцать лет. (12)Перед опасностью ᴃϲᴇ равны на войне. (13)Глядя на раненого товарища, беспомощно распластанного на плащ-палатке, партизаны думали о том, что такое могло случиться с любым из них. (14)И боль товарища переживали, как свою собственную. (15)Никто ещё не знал в лагере, что командир М.К. Бажанов и комиссар А.И. Авдеев, склонившись над картой, стали прочерчивать маршрут из партизанскᴏᴦᴏ отряда к линии фронта. (16)Чтобы из-под Орши добраться до передовой, нужно было пройти по районам Витебской и Смоленской областей.

(17)Из всех добровольцев отобрали шестерых отважных ребят: Павла Маркина, Виктора Правдина, Сергея Щербакова, Алексея Андреева, Ивана Головенкова. (18)Старшим группы шёл Борис Галушкин. (19)В партизанском отряде спешно собирались в дорогу. (20)Готовили ноϲᴎлки: к двум жердям прикрепили палатку. (21)Укладывали в вещмешки патроны и сухари. (22)Стоит сказать, что раненый Степан попроϲᴎл положить рядом с ним гранату, привязал к кольцу шпагат. (23)Если будут окружать враги, ᴏʜ сам дёрнет за кольцо... (24)Отправляясь в путь, никто не знал, какие придётся преодолеть трудности и испытания. (25)Партизаны всегда находились в окружении, продуктов часто не хватало так же, как и патронов. (26)По϶ᴛᴏму, когда взяли на плечи раненого, почувствовали, как ослабли. (27)Часто сменяли друг друга. (28)Нв случае если ноϲᴎлки, буквально шатаясь от усталости, местами, подняв их над собой, пробирались по пояс в болоте. (29)Шли только по ночам. (ЗО)Выбирали самые глухие места в лесу.

(31)«Тяжелее всех, конечно, приходилось раненому, - рассказывает Виктор Александрович Правдин. - Мы же трясли его, спотыкаясь в лесной чащобе. (32)К тому же многие из нас из-за плохого питания заболели куриной слепотой. (ЗЗ)Все предметы и расстояния в сумерках представлялись нам искажёнными. (34)Мы часто падали. (35)Даже роняли ноϲᴎлки. (Зб)Степан пеᴩᴇʜоϲᴎл всё мужественно». (37)В пути рану обрабатывали с помощью спирта и марганцовки, бинты кипятили над костром, некрайне не часто набрав в котелок болотной воды. (ЗВ)Потом на бинты пошли нательные рубашки. (39)Маленький подвижный гарнизон в любой момент был готов принять бой... (40)Чуть не попали в окружение к немцам, остановившись на ночь в одной из деревень...(41) С боем пересекли железную дорогу и спаслись, отчаянно отстреливаясь, только в болотах, скрывшись в темноте. (42)Партизаны вышли к своим в одном из районов Калининской области на девятнадцатый день пути.

(43)На войне не раз происходили случаи, которые выходили за рамки обычных представлений о возможностях человеческой воли и его телесных ϲᴎл. (44)Хирурги военного госпиталя установили, что в свою очередь состояние ран у Степана Несынова за время трудной дороги не ухудшилось, а улучшилось. (45)Не случилось заражения крови и загноения. (46)И ϶ᴛᴏ ʜᴇсмотря на болотную грязь, холод, тряску. (47)В подвиге товарищества сказался характер будущих победителей. (48)Они готовы были превозмочь и казавшуюся непоϲᴎльной работу, и опасности, которые окружали их со всех сторон. (49)Воля к жизни соединилась с волей к Победе. (50)Спустя годы В.А. Правдии скажет: «Степан Несынов выжил потому, что верил в нас, а мы верили друг другу».

Для раскрытия в своем сочинении я выбрал такую тему данного текста: проблема пробуждения в человеке в критических ϲᴎтуациях особых, несвойственных ему ϲᴎл.

Часть вторая. Мое сочинение ЕГЭ

Вступление. Война – ужасное время в истории жизни любого человека. Почти каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы война на протяжении все жизни миновала его стороной. Но, увы, не всегда так получается.

И вот как раз в ужасное, трудное, невыносимое военное время человек находит в себе больше сил к выживанию. Он становится более стойким, более цельным как личность, чтобы справиться с трудностями, выпавшими ему на долю. Уж такова наша суть – в самых опасных обстоятельствах мы собираем волю в кулак и сражаемся за жизнь.

(1)Почти каждый, кто воевал, был ранен хотя бы однажды. (2)Кто-то помог ему на поле боя. (3)И сам он спасал других. (4)Помощь товарищу, подчас связанная со смертельным риском, стала обыкновенным делом каждого дня войны. (5)Шёл 1942 год. (6)Однажды, вернувшись в лагерь, партизаны одного из отрядов Белоруссии принесли раненого Степана Несынова. (7)Осколок задел бедро, прошил тело. (8)Фельдшер отряда Александр Вергун, осмотрев раненого, сказал: нужна операция. (9)Сделать её в лесу невозможно. (10)Все поняли, что Степан обречён. (11)Ему было двадцать лет. (12)Перед опасностью все равны на войне. (13)Глядя на раненого товарища, беспомощно распластанного на плащ-палатке, партизаны думали о том, что такое могло случиться с любым из них. (14)И боль товарища переживали, как свою собственную. (15)Никто ещё не знал в лагере, что командир М.К. Бажанов и комиссар А.И. Авдеев, склонившись над картой, стали прочерчивать маршрут из партизанского отряда к линии фронта. (16)Чтобы из-под Орши добраться до передовой, нужно было пройти по районам Витебской и Смоленской областей. (17)Из всех добровольцев отобрали шестерых отважных ребят: Павла Маркина, Виктора Правдина, Сергея Щербакова, Алексея Андреева, Ивана Головенкова. (18)Старшим группы шёл Борис Галушкин. (19)В партизанском отряде спешно собирались в дорогу. (20)Готовили носилки: к двум жердям прикрепили палатку. (21)Укладывали в вещмешки патроны и сухари. (22)Раненый Степан попросил положить рядом с ним гранату, привязал к кольцу шпагат. (23)Если будут окружать враги, он сам дёрнет за кольцо... (24)Отправляясь в путь, никто не знал, какие придётся преодолеть трудности и испытания. (25)Партизаны всегда находились в окружении, продуктов часто не хватало так же, как и патронов. (26)Поэтому, когда взяли на плечи раненого, почувствовали, как ослабли. (27)Часто сменяли друг друга. (28)Несли носилки, буквально шатаясь от усталости, местами, подняв их над собой, пробирались по пояс в болоте. (29)Шли только по ночам. (30)Выбирали самые глухие места в лесу. (31)«Тяжелее всех, конечно, приходилось раненому, - рассказывает Виктор Александрович Правдин. - Мы же трясли его, спотыкаясь в лесной чащобе. (32)К тому же многие из нас из-за плохого питания заболели куриной слепотой. (ЗЗ)Все предметы и расстояния в сумерках представлялись нам искажёнными. (34)Мы часто падали. (35)Даже роняли носилки. (36)Степан переносил всё мужественно». (37)В пути рану обрабатывали с помощью спирта и марганцовки, бинты кипятили над костром, нередко набрав в котелок болотной воды. (38)Потом на бинты пошли нательные рубашки. (39)Маленький подвижный гарнизон в любой момент был готов принять бой... (40)Чуть не попали в окружение к немцам, остановившись на ночь в одной из деревень...(41) С боем пересекли железную дорогу и спаслись, отчаянно отстреливаясь, только в болотах, скрывшись в темноте. (42)Партизаны вышли к своим в одном из районов Калининской области на девятнадцатый день пути. (43)На войне не раз происходили случаи, которые выходили за рамки обычных представлений о возможностях человеческой воли и его телесных сил. (44)Хирурги военного госпиталя установили, что состояние ран у Степана Несынова за время трудной дороги не ухудшилось, а улучшилось. (45)Не случилось заражения крови и загноения. (46)И это несмотря на болотную грязь, холод, тряску. (47)В подвиге товарищества сказался характер будущих победителей. (48)Они готовы были превозмочь и казавшуюся непосильной работу, и опасности, которые окружали их со всех сторон. (49)Воля к жизни соединилась с волей к Победе. (50)Спустя годы В.А. Правдин скажет: «Степан Несынов выжил потому, что верил в нас, а мы верили друг другу».
(По Л.П. Овчинниковой)

Показать текст целиком

Во время боевых действий человек часто оказывается в ситуации, которую не преодолеть без помощи товарищей, готовых жертвовать собой ради друг друга. Именно проблему взаимовыручки и самопожертвования на войне ставит автор текста.

Многие бойцы выжили во время Великой Отечественной войны только благодаря своим сослуживцам, вовремя пришедшим на помощь. Одна из подобных историй спасения представлена в тексте, данном для анализа. Рассказчик повествует о партизанах одного из отрядов Белоруссии, которые, узнав, что их товарищу нельзя провести операцию в полевых условиях, решили рискнуть своими жизнями, чтобы помочь ему. Они отправились в поход, в котором столкнулись с множеством опасностей: болезнями, встречей с противником, голодом. При этом партизаны не опустили руки, потому что знали, что если они сдадутся, то их товарища уже не спасти. Сам раненый боец Степан - тоже был готов пожертвовать собой ради сослуживцев. Он попросил "положить рядом с ним гранату", чтобы в случае засады взорвать её, задержав противника.

Перед ЕГЭ по русскому языку в сети появляется множество фрагментов текстов. Все тексты, которые распространяются в интернете как "реальные", будем публиковать в этом посте.

Обновление 6 июня → утечки по русскому языку не было. Ни один текст не совпал (в интернете гуляло около 30 штук).

Текст 1

(1)Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.

(2) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.

(3) Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но не весёлой улыбкой, позвала меня – и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошёл к ней.

(4) – Вадичка, мальчик, - старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, - ты забыл деньги, мальчик, а я думаю – испугается, так вот – принесла.

(5) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

(6) Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, - я же, сбежав по уже о пустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8) Заметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.

(9) На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.

(10) Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, - я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.

(11) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

(По М.Агееву)

Текст 2

(1)Почти каждый, кто воевал, был ранен хотя бы однажды. (2)Кто-то помог ему на поле боя. (3)И сам он спасал других. (4)Помощь товарищу, подчас связанная со смертельным риском, стала обыкновенным делом каждого дня войны.

(5)Шёл 1942 год. (6)Однажды, вернувшись в лагерь, партизаны одного из отрядов Белоруссии принесли раненого Степана Несынова. (7)Осколок задел бедро, прошил тело. (8)Фельдшер отряда Александр Вергун, осмотрев раненого, сказал: нужна операция. (9)Сделать её в лесу невозможно. (10)Все поняли, что Степан обречён. (11)Ему было двадцать лет.

(12)Перед опасностью все равны на войне. (13)Глядя на раненого товарища, беспомощно распластанного на плащ-палатке, партизаны думали о том, что такое могло случиться с любым из них. (14)И боль товарища переживали, как свою собственную.

(15)Никто ещё не знал в лагере, что командир М.К. Бажанов и комиссар А.И. Авдеев, склонившись над картой, стали прочерчивать маршрут из партизанского отряда к линии фронта. (16)Чтобы из-под Орши добраться до передовой, нужно было пройти по районам Витебской и Смоленской областей.

(17)Из всех добровольцев отобрали шестерых отважных ребят: Павла Маркина, Виктора Правдина, Сергея Щербакова, Алексея Андреева, Ивана Головенкова. (18)Старшим группы шёл Борис Галушкин.

(19)В партизанском отряде спешно собирались в дорогу. (20)Готовили носилки: к двум жердям прикрепили палатку.

(21)Укладывали в вещмешки патроны и сухари. (22)Раненый Степан попросил положить рядом с ним гранату, привязал к кольцу шпагат. (23)Если будут окружать враги, он сам дёрнет за кольцо... (24)Отправляясь в путь, никто не знал, какие придётся преодолеть трудности и испытания.

(25)Партизаны всегда находились в окружении, продуктов часто не хватало так же, как и патронов. (26)Поэтому, когда взяли на плечи раненого, почувствовали, как ослабли. (27)Часто сменяли друг друга. (28)Несли носилки, буквально шатаясь от усталости, местами, подняв их над собой, пробирались по пояс в болоте. (29)Шли только по ночам. (30)Выбирали самые глухие места в лесу.

(31)«Тяжелее всех, конечно, приходилось раненому, - рассказывает Виктор Александрович Правдин. - Мы же трясли его, спотыкаясь в лесной чащобе. (32)К тому же многие из нас из-за плохого питания заболели куриной слепотой. (ЗЗ)Все предметы и расстояния в сумерках представлялись нам искажёнными. (34)Мы часто падали. (35)Даже роняли носилки. (36)Степан переносил всё мужественно». (37)В пути рану обрабатывали с помощью спирта и марганцовки, бинты кипятили над костром, нередко набрав в котелок болотной воды. (38)Потом на бинты пошли нательные рубашки.

(39)Маленький подвижный гарнизон в любой момент был готов принять бой... (40)Чуть не попали в окружение к немцам, остановившись на ночь в одной из деревень...(41) С боем пересекли железную дорогу и спаслись, отчаянно отстреливаясь, только в болотах, скрывшись в темноте. (42)Партизаны вышли к своим в одном из районов Калининской области на девятнадцатый день пути.

(43)На войне не раз происходили случаи, которые выходили за рамки обычных представлений о возможностях человеческой воли и его телесных сил. (44)Хирурги военного госпиталя установили, что состояние ран у Степана Несынова за время трудной дороги не ухудшилось, а улучшилось. (45)Не случилось заражения крови и загноения. (46)И это несмотря на болотную грязь, холод, тряску.

(47)В подвиге товарищества сказался характер будущих победителей. (48)Они готовы были превозмочь и казавшуюся непосильной работу, и опасности, которые окружали их со всех сторон. (49)Воля к жизни соединилась с волей к Победе.

(50)Спустя годы В.А. Правдин скажет: «Степан Несынов выжил потому, что верил в нас, а мы верили друг другу».

(По Л.П. Овчинниковой)

Текст 3

По международной конвенции о Красном Кресте военные врачи и служащие санитарных частей не имеют права вооруженно участвовать в боевых действиях воюющих. Но однажды доктору против воли пришлось нарушить это правило. Завязавшаяся стычка застала его на поле и заставила разделить судьбу сражающихся и отстреливаться.

Партизанская цепь, в которой застигнутый огнем доктор залег рядом с телеграфистом отряда, занимала лесную опушку. За спиною партизан была тайга, впереди – открытая поляна, оголенное незащищенное пространство, по которому шли белые, наступая.

Они приближались и были уже близко. Доктор хорошо их видел, каждого в лицо. Это были мальчики и юноши из невоенных слоев столичного общества и люди более пожилые, мобилизованные из запаса. Но тон задавали первые, молодежь, студенты-первокурсники и гимназисты-восьмиклассники, недавно записавшиеся в добровольцы. Доктор не знал никого из них, но лица половины казались ему привычными, виденными, знакомыми. Одни напоминали ему былых школьных товарищей. Может статься, это были их младшие братья? Других он словно встречал в театральной или уличной толпе в былые годы. Их выразительные, привлекательные физиономии казались близкими, своими.

Служение долгу, как они его понимали, одушевляло их восторженным молодечеством, ненужным, вызывающим. Они шли рассыпным редким строем, выпрямившись во весь рост, превосходя выправкой кадровых гвардейцев и, бравируя опасностью, не прибегали к перебежке и залеганию на поле, хотя на поляне были неровности, бугорки и кочки, за которыми можно было укрыться. Пули партизан почти поголовно выкашивали их.

Посреди широкого голого поля, по которому двигались вперед белые, стояло мертвое обгорелое дерево. Оно было обуглено молнией или пламенем костра или расщеплено и опалено предшествующими сражениями. Каждый наступавший добровольческий стрелок бросал на него взгляды, борясь с искушением зайти за его ствол для более безопасного и выверенного прицела, но пренебрегал соблазном и шел дальше.

У партизан было ограниченное число патронов. Их следовало беречь. Имелся приказ, поддержанный круговым уговором, стрелять с коротких дистанций, из винтовок, равных числу видимых мишеней.

Доктор лежал без оружия в траве и наблюдал за ходом боя. Все его сочувствие было на стороне героически гибнувших детей. Он от души желал им удачи. Это были отпрыски семейств, вероятно, близких ему по духу, его воспитания, его нравственного склада, его понятий.

Шевельнулась у него мысль выбежать к ним на поляну и сдаться и таким образом обрести избавление. Но шаг был рискованный, сопряженный с опасностью.

Пока он добежал бы до середины поляны, подняв вверх руки, его могли бы уложить с обеих сторон, поражением в грудь и спину, свои – в наказание за совершенную измену, чужие – не разобрав его намерений. Он ведь не раз бывал в подобных положениях, продумал все возможности и давно признал эти планы спасения непригодными. И мирясь с двойственностью чувств, доктор продолжал лежать на животе, лицом к поляне и без оружия следил из травы за ходом боя.

Однако созерцать и пребывать в бездействии среди кипевшей кругом борьбы не на живот, а на смерть было немыслимо и выше человеческих сил. И дело было не в верности стану, к которому приковала его неволя, не в его собственной самозащите, а в следовании порядку совершавшегося, в подчинении законам того, что разыгрывалось перед ним и вокруг него. Было против правил оставаться к этому в безучастии. Надо было делать то же, что делали другие. Шел бой. В него и товарищей стреляли. Надо было отстреливаться.

И когда телефонист рядом с ним в цепи забился в судорогах и потом замер и вытянулся, застыв в неподвижности, Юрий Андреевич ползком подтянулся к нему, снял с него сумку, взял его винтовку и, вернувшись на прежнее место, стал разряжать ее выстрел за выстрелом.

Но жалость не позволяла ему целиться в молодых людей, которыми он любовался и которым сочувствовал. А стрелять сдуру в воздух было слишком глупым и праздным занятием, противоречившим его намерениям. И выбирая минуты, когда между ним и его мишенью не становился никто из нападающих, он стал стрелять в цель по обгорелому дереву. У него были тут свои приемы.

Целясь и по мере все уточняющейся наводки незаметно и не до конца усиливая нажим собачки, как бы без расчета когда-нибудь выстрелить, пока спуск курка и выстрел не следовали сами собой как бы сверх ожидания, доктор стал с привычной меткостью разбрасывать вокруг помертвелого дерева сбитые с него нижние отсохшие сучья.

Но о ужас! Как ни остерегался доктор, как бы не попасть в кого-нибудь, то один, то другой наступающий вдвигались в решающий миг между ним и деревом и пересекали прицельную линию в момент ружейного разряда. Двух он задел и ранил, а третьему несчастливцу, свалившемуся недалеко от дерева, это стоило жизни.

Наконец белое командование, убедившись в бесполезности попытки, отдало приказ отступить.

Партизан было мало. Их главные силы частью находились на марше, частью отошли в сторону, завязав дело с более крупными силами противника. Отряд не преследовал отступавших, чтобы не выдать своей малочисленности.

Фельдшер Ангеляр привел на опушку двух санитаров с носилками. Доктор велел им заняться ранеными, а сам подошел к лежавшему без движения телефонисту. Он смутно надеялся, что тот, может быть, еще дышит и его можно будет вернуть к жизни. Но телефонист был мертв. Чтобы в этом удостовериться окончательно,

Юрий Андреевич расстегнул на груди у него рубашку и стал слушать его сердце. Оно не работало.

На шее у убитого висела ладанка на снурке. Юрий Андреевич снял ее. В ней оказалась зашитая в тряпицу, истлевшая и стершаяся по краям сгибов бумажка. Доктор развернул ее наполовину распавшиеся и рассыпающиеся доли.

В псалме говорится: «Живый в помощи Вышнего». В грамотке это стало заглавием заговора: «Живые помощи». Стих псалма: «Не убоишися... от стрелы летящия во дни (днем)» – превратился в слова ободрения: «Не бойся стрелы летящей войны». «Яко позна имя мое», – говорит псалом. А грамотка: «Поздно имя мое». «С ним семь в скорби, изму его...» стало в грамотке «Скоро в зиму его».

Текст псалма считался чудодейственным, оберегающим от пуль. Его в виде талисмана надевали на себя воины еще в прошлую империалистическую войну. Прошли десятилетия, и гораздо позднее его стали зашивать в платье арестованные и твердили про себя заключенные, когда их вызывали к следователям на ночные допросы.

От телефониста Юрий Андреевич перешел на поляну к телу убитого им молодого белогвардейца. На красивом лице юноши были написаны черты невинности и все простившего страдания. «Зачем я убил его?» – подумал доктор.

Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул ее полы. На подкладке по каллиграфической прописи, старательно и любящею рукою, наверное, материнскою, было вышито: «Сережа Ранцевич» – имя и фамилия убитого.

Сквозь пройму Сережиной рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и еще какой-то плоский золотой футлярчик или тавлинка с поврежденной, как бы гвоздем вдавленной крышкой. Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул ее и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности.

В это время Сережа застонал и потянулся. Он был жив. Как потом обнаружилось, он был оглушен легкой внутренней контузией. Пуля на излете ударилась в стенку материнского амулета, и это спасло его. Но что было делать с лежавшим без памяти?

Озверение воюющих к этому времени достигло предела. Пленных не доводили живыми до места назначения, неприятельских раненых прикалывали на поле.

При текучем составе лесного ополчения, в которое то вступали новые охотники, то уходили и перебегали к неприятелю старые участники, Ранцевича, при строгом сохранении тайны, можно было выдать за нового, недавно примкнувшего союзника.

Юрий Андреевич снял с убитого телефониста верхнюю одежду и с помощью Ангеляра, которого доктор посвятил в свои замыслы, переодел не приходившего в сознание юношу.

Он и фельдшер выходили мальчика. Когда Ранцевич вполне оправился, они отпустили его, хотя он не таил от своих избавителей, что вернется в ряды колчаковских войск и будет продолжать борьбу с красными.

Природа

1. Постижения красоты природы (С.Т. Аксаков; В. Солоухин)
(1)Чувство природы врождённо нам всем…
(1)С удивлением смотрю я на толпы…
2. Понимания красоты окружающего мира (Ю. Олеша)
(1)Нет ничего прекрасней кустов шиповника!..
3. Любования природой (В. Солоухин)
(1)Анекдот про японцев (действительный случай, звучащий анекдотически)…
4. Неразгаданных тайн природы (Г. Рогов)
(1)Чего же ты, Боже, мне…
5. Взаимоотношений человека и природы (М. Пришвин; С. Львов; С. Залыгин)
(1)Чтобы понимать природу, надо быть…
(1)Однажды летом наша семья отдыхала…
(1)Литературе, как известно, всегда…
6. Нравственного отношения человека к живой и «мёртвой» природе (Д.С. Лихачёв)
(1)Нравственность особенно нужна в современном мире...
7. Жестокого отношения к природе (В. Конецкий)
(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую…
8. Единства всего сущего на Земле (Д. Гранин)
(1)Когда-то один древний китайский философ…
9. Последствий изоляции от окружающего мира (В. Солоухин)
(1)Посадить в землю зёрнышко и…
10. Философского осмысления осени (К. Паустовский)
(1)Чем ближе к старости, тем…
11. Осознания человеком ценности природы (В. Солоухин)
(1)Существует точное человеческое наблюдение…
12. Ответственности человека перед природой (К. Паустовский)
(1)...Этой осенью я ночевал у деда Лариона…
13. Варварского отношения человека к природе (В. Астафьев)
(1)Смеётся, заливается, хохочет мальчик...
14. Экологической катастрофы (Г. Рогов)
(1)Прошлое, соответственно, и будущее Земли…

Культура

15. Экологии культуры (Д.С. Лихачёв)
(1)Экология представляет собой взгляд на…
16. Исторической памяти (М. Беляш)
(1)Помню те апрельские дни 1961 года…
17. Отношения к историческому прошлому (И. Руденко)
(1)На Ленинградском шоссе, невдалеке от…
18. Значения памяти о прошлом (В. Астафьев)
(1)Вот уже одиннадцать лет, как я…
19. Сохранения памятников прошлого (К. Паустовский)
(1)Об Освенциме много писали…
20. Уважения к прошлому (Б. Васильев)
(1)В те времена домик - старенький, чёрный…
21. Признания ценностей культурного наследия человечества (Д.С. Лихачёв)
(1)Когда-то, примерно десятка два лет назад…
22. Отношения к святым местам (В.М. Песков)
(1)Из чего же вырастает огромная человеческая любовь…
23. Влияния массовой культуры на человека (П. Измайлов)
(1)«Отправь голову в отпуск!» – такой призыв...
24. Истинной и ложной интеллигентности (Д.С. Лихачёв; Д.С. Лихачёв)
(1)Когда-то, очень давно мне прислали…
(1)Многие думают: интеллигентный человек - это…

Искусство

25. Таланта (М.М. Пришвин)
(1)Однажды утром, гуляя по лесу…
26. Одарённости (Я. Голованов)
(1)Существует много мифов, окружающих имя…
27. Воспитания истинных мастеров искусства (Л.П. Мозговой)
(1)Недавно прочитал в интервью городского чиновника…
28. Роли музыки в жизни человека (В. Астафьев)

29. Назначения искусства (А.И. Солженицын)
(1)Археологи не обнаруживают таких ранних…
30. Значимости искусства (Д. Гранин)
(1)Через несколько лет после войны я…
31. Воздействия искусства на человека (В. Астафьев)
(1)На задворках нашего села стояло…
32. Оценки прекрасного и отношения к искусству (К.И. Кривошеина)
(1)Вслед за Фёдором Михайловичем мы…
33. Миропонимания в искусстве (Ф. Искандер)
(1)Давно замечено, что полная неграмотность…
34. Роли деятелей искусства в жизни людей (И. Гонцов)
(1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды»…

Образование

35. Роли науки в жизни людей (В. Харченко)
(1)Наукой заниматься трудно...
36. Служения науке (Я. Голованов)
(1)Архимед жил так невообразимо давно…
37. Роли образования (А.Ф. Лосев)
(1)Оставляя пока в стороне все…
38. Понимания сущности образования (С. Кокорина)
(1)Образование... (2)Это слово имеет великое…
39. Учения (А.Ф. Лосев)
(1)То, что всем надо учиться…
40. Различий понятий «ум» и «образованность» (П.И. Мариковский)
(1)Мудрый никогда не хвастается своей мудростью…
41. Оккультных наук (А. Сухотин)

42. Чтения (Г. Бакланов)
(1)В конце жизни Гёте сказал…
43. Роли книги в жизни человека (Ю. Олеша)
(1)Тысячи лет живёт секвойя…
44. Значимости книг в жизни человека (П. Вайль и А. Генис)
(1)Для России классическая литература – это…
45. Выбора книги (В. Иванов)
(1)Любите ли вы литературу так…
46. Чтения книг «для души» (В. Солоухин)
(1)Известно, что молодёжь овладевает…
47. Вытеснения обычных книг электронными (К. Журенков)
(1)Компьютеры и Интернет вытесняют книги…
48. Влияния писателя на формирование личности (В. Быков; В. Распутин)
(1)Лев Николаевич Толстой впервые вошёл…
(1)...Всё меньше мест, где можно…
49. Роли дневниковых записей (С.Г. Каспаринская)
(1)- Ведите дневник, - говорил дочерям отец…
50. Вытеснения литературы виртуальными развлечениями (М. Гелприн)
(1)Звонок раздался, когда Андрей Петрович…
51. Назначения поэзии (Ю. Лотман)
(1)Понятие «плохой» и «хорошей» поэзии…
52. Глубинного содержания пьес А.П. Чехова (К.С. Станиславский)
(1)Пьесы Чехова не обнаруживают сразу…
53. Творческих прозрений Ф.М. Достоевского (Ю. Карякин)
(1)Чуть не век Достоевского корили…

Язык

54. Сохранения правильной русской речи, чуткости к слову (И. Руденко)
(1)Вот это да! (2)Оказывается, звуки…
55. Иностранных слов в русском языке (В.В. Колесов)
(1)В 17-томном академическом словаре…
56. Сохранения правильной литературной речи, чуткости к слову, борьбы со сквернословием, нетерпимости к мату (С. Виноградов)
(1)Одной из примет постигшей нас…
57. Связи языка и общества (В. Костомаров)
(1)Все знают, что часовая стрелка
58. Экологии русского языка (Т. Жарова)
(1)Какое же зеркало жизни наш язык!..
59. Бережного отношения к русскому языку (С. Казначеев)
(1)Идёшь по улице, и вдруг…
60. Языковой толерантности (А. Битов)
(1)Впервые в жизни я поймал…
61. Значения родного языка (И.Л. Ильин)
(1)И ещё один дар дала…
62. Оценки хорошей речи (О.Б. Сиротинина)
(1)Меткость разговорного слова не может…
63. Особенностей русского языка (происхождения имён, отчеств, фамилий) (В.В. Колесов)
(1)Имя собственное «принадлежит себе»…

Самореализация

64. Наследственности и самоформирования (Л. Серова)
(1)Представления о том, что всё в нашей жизни…
65. Реализации природного потенциала человека (Н. Михайлов)
(1)Кто из родителей не мечтает о том…
66. Жизненного выбора (Т.М. Джафарли)
(1)На уроке военного дела учитель…
67. Судьбы, выбора жизненного пути (Л. Жуховицкий)
(1)Ненавижу диктаторов - ничего хорошего человечеству…

Труд

68. Воспитания правильного отношения к труду (А. Бердникова)
(1)У великого словесника Владимира Даля…
69. Выбора профессии (Е. Гришковец)
(1)Мне хотелось быть студентом...
70. Преданности своему делу (С. Сивоконь)

Война

71. Возникновения войн и их причины (Д. Миронов)
(1)Стоит пропеть гимн войне…
72. Ужасов войны (Е. Кригер)
(1)Районная электростанция на окраине…
73. Единения всего общества в борьбе против фашистских захватчиков (Д.Н. Медведев)
(1)Когда каратели устроили засаду…
74. Восприятия войны (Л. Андреев)
(1)Я сидел в ванне с горячей водой…
75. Нравственного выбора человека на войне (В. Быков)
(1)Комбат Колесник выходил уже из…
76. Ответственности человека за свои действия на войне (Г. Бакланов)
(1)Был месяц май, уже шестой день…
77. Мироощущения человека, прошедшего войну (Ю. Бондарев)
(1)Нам было тогда по двадцать лет…
78. Войны и военного детства (Т. Перцева)
(1)Вот и снова Девятое мая...
79. Женщины и войны (С. Алексиевич)
(1)На самой страшной войне…
80. Товарищества во время войны (Л.П. Овчинникова)
(1)Почти каждый, кто воевал…
81. Сохранения человечности в самых страшных условиях жизни (В. Тендряков)
(1)То была первая тихая ночь в разбитом Сталинграде...
82. Сохранения человеческого достоинства, великодушия на войне (В. Астафьев)
(1)Шёл май сорок третьего года...

Мужество

83. Развития силы воли (С. Соловейчик)
(1)Есть десятки книг и брошюр…
84. Преодоления страха, мужества (Б. Житков)
(1)Я о ней много думал...
85. Сущности героизма (А.Н. Кузнецов)
(1)Есть животные, которые не могут слышать…
86. Мужества и героизма (К.Г. Паустовский)
(1)Экспедиция капитана Скотта…
87. Смысла понятия «честь» (Д. Гранин)
(1)Многие считают понятие чести устарелым…
88. Сохранения чести и достоинства (Д. Шеваров)
(1)В письме к жене 18 мая 1836 года…
89. Сохранения человеческого достоинства (Н.С. Гумилёв)
(1)Весь конец этого лета…
90. Защиты чести (В.П. Аксёнов)

История

91. Почему биографии замечательных людей не кончаются их смертью? (В. Красногоров)
(1)Немного можно назвать людей…
92. Детства в тоталитарном государстве (В. Шаламов)
(1)Это была обыкновенная школьная тетрадка…
93. Недовольства своим временем (В. Дегоев)
(1)У каждого поколения есть причины…

Научно-технический прогресс

94. Влияния научно-технического прогресса на людей (В. Солоухин)
(1)Техника сделала могущественными…
95. Влияния телевидения на познавательную и творческую активность человека (В. Солоухин)
(1)В редакции мне сказали…

Родина

96. Ностальгии по Родине (С. Довлатов)
(1)Это письмо дошло чудом...
97. Любви к Родине (Е. Воробьёв)
(1)Рядовой Федосеев, телефонист, появился…
98. Патриотизма и национализма (З.А. Соколова)
(1)« Люблю отчизну я, но странною любовью…»…
99. Национальной идеи, духовности (Г. Рогов)
(1)В последнее время часто слышны…
100. Осознания гражданского и воинского долга (В. Быков)
(1)В подвале было темно и тихо…
101. Любви к родине (Ю.В. Панченко)
(1)Мой Казахстан всегда был моим…
102. Тоски по родине (В. Астафьев)
(1)На задворках нашего села…
103. Ощущения родины (В. Конецкий)
(1)Однажды ко мне на вахту…

Россия

104. Русского национального характера (И.Л. Ильин)
(1)Россия одарила нас огромными…
105. Загадки русской души (на примере странников) (Ф.И. Шаляпину)
(1)В былые годы, когда я…

Красота

106. Роли красоты в возрождении человеческой души (Э. Шим)
(1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна...
107. Природной душевной красоты и чуткости, потребности в прекрасном (Е. Носов)
(1)В первую очередь Пелагея сходила…
108. Предвзятого отношения к личности (С. Сивоконь)
(1)С выходом в серии «Жизнь замечательных людей»…

Дружба

109. Истинной Любви и истинной Дружбы (Е. Сикирич)
(1)Истинная Любовь и истинная Дружба…
110. Истинной и ложной дружбы (И.А. Крылов)
(1)Во всех временах дружество почитали…
111. Достижения путей взаимопонимания между представителями разных народов (В. Овчинников)
(1)Чтобы понять незнакомую страну…
112. Сосуществования людей в современном мире (И.К. Барабаш)
(1)Мир, в котором мы живём…
113. Толерантности (В. Новик; А.А. Сорин)
(1)Общепризнанно, что человечеству не хватает…
(1)Есть слово, сегодня довольно модное…

Семья

114. Семейного воспитания (Ю.Л. Азаров; М.В. Кравцова)
(1)Игры в «Дочки-матери», «Наш дом»…
(1)Беззаветная любовь к России…
115. Воспитания (М.П. Алпатов; М.Е. Салтыков-Щедрин; Л.А. Жуховицкий)
(1)Результат воспитания кажется подчас…
(1)Пропала совесть. (2)И никто не догадывался…
(1)Когда-то существовало государство…
116. Отношений детей и родителей (лжи родителей о пути к счастью) (Ю. Мороз)
(1)Молодёжь, как и прежде, как и всегда…
117. Влияние взрослых на формирование личности подростка (А. Попов)
(1)Закружился в диком танце осени…
118. Непонимания родительской любви (Н. Аксёнова)
(1)В детстве я ненавидела утренники…
119. Отцов и детей (конфликта поколений) (М. Агеева)
(1)Тогда, когда началась большая перемена…
120. Взаимоотношения поколений (Ф. Искандер)
(1)Шестидесятипятилетнего Георгия Андреевича…
121. Связи между поколениями (В. Астафьев)
(1)Со стыдом вспоминаю, сколько…
122. Отцов и детей (А. Иванова)
(1)В последние несколько лет…
123. Перемены поколений (Е. Кореневская)
(1)В редакцию журнала пришло…
124. Взаимопонимания между разными поколениями (В. Тендряков)
(1)Щемит сердце, хоть кричи...
125. Родительской любви (И.С. Тургенев)
(1)Я возвращался с охоты и шёл…
126. Отношений в семье между мужчиной и женщиной (Ю.П. Азаров)
(1)Игры в «Дочки-матери»…

Взросление

127. Роли детства в жизни человека (Ф. Искандер)
(1)Сейчас, где бы я ни жил..
128. Роли юности в жизни человека (Н.В. Суворова)
(1)Великий немецкий философ Иммануил Кант…
129. Роли молодости в жизни человека (Д.С. Лихачёв)
(1)Когда я учился в школе…
130. Формирования личности (В. Амлинский)
(1)Возвращаясь к своему детству…
131. Взросления (В.П. Аксёнов)
(1)Мы учились с Ним в одном классе…
132. Определения жизненных приоритетов нынешнего юного поколения (И. Маслов)
(1)Нынешние подростки, рождённые…
133. Личности учителя (В. Песков)
(1)Учитель хотел, чтоб мы любили деревню...
134. Роли учителя в жизни учеников (Ф.А. Абрамов; Д. Шеваров)
(1)Одна из газет обратилась ко мне…
(1)Сейчас нам объясняют, что так…
135. Воспитания личности в процессе учёбы (И. Ботов)
(1)Образованные нам не нужны...
136. Выбора современными детьми положительного героя-персонажа (В. Куделина)
(1)На эти размышления меня натолкнул…

Счастье

137. Счастья (А. Алексин)
(1)Писатель живёт ради них…
138. Смысла жизни, предназначение человека (Н. Михайлов)
(1)Чем дольше живу, тем больше…
139. Философского единства счастья и несчастья (А.С. Макаренко)
(1)Счастье и несчастье всегда идут рядом…
140. Смысла жизни (Рубен Гальего)
(1)Я - герой. (2)Быть героем легко...
141. Осуществления мечты (А. Яблоков)
(1)Люди старшего поколения любят…
142. Понимания счастья (А.П. Чехов)
(1)У широкой степной дороги…
143. Неумения радоваться жизни (В. Никляев)
(1)...На вечерних улицах светятся огни…

Истина

144. Постижения тайны жизни человека (В. Астафьев)
(1)Я шёл лесом. (2)Каким-то во мне…
145. Философии жизни (Д.А. Гусев)
(1)Гаутама был молод, здоров и богат…
146. Осознания и выражения истины (Л.Н. Толстой)
(1)Для того чтобы совершились…
147. Истинных и ложных ценностей (И.И. Михайлова; А.И. Куприн)
(1)«Быть знаменитым некрасиво…
(1)– До моего сведения дошло…
148. Отношения человека к себе и своей жизни (И.И. Иванова)
(1)Маша спрыгнула с дивана...
149. Неоднозначности человеческой души, духовного совершенствования (М. Пришвин)
(1)Всю жизнь слышал слово «душа»…
150. Человеческих отношений (В. Солоухин)
(1)Шла война, на которую мы…
151. Моральных ценностей (М.С. Крюков)
(1)«Я лучше, я умнее всех»...
152. Понятия духовности (С. Соловейчик)
(1)Даже самые развитые люди…
153. Совести (С.С. Качалков)
(1)Сергей Николаевич Плетёнкин вернулся домой…
154. Происхождения и воспитания совести (Ф. Искандер)
(1)Откуда взялась человеческая совесть?..
155. Предназначения человека (Н.В. Гоголь)
(1)… Силы мои слабеют ежеминутно, но не дух...
156. Жертвы ради своего мнения (Д. Гранин)
(1)Два крайних, противостоящих типа учёных…
157. Выбора (А. Владимиров)
(1)Вечером молодой пастух Гришка Ефимов…
158. Важности выбора (В. Конецкий)
(1)Шаталов растопил печку, сам уселся…
159. Как выражаются высокие человеческие чувства? (Ю. Нагибин)
(1)Уходил Оська на войну…
160. Человеческой памяти (Р.С. Савинов)
(1)Летом, когда я окончил девятый класс…
161. Отношения людей к снам (Г. Рогов)
(1)«Сон мне снится, вот те на!..»…
162. Суеверия (Н. Михайлов)
(1)Выхожу из дома на работу и...
163. Достижения цели (на примере соотношения лженауки и истинной науки) (А. Сухотин)
(1)Лженаука тесно связана с так называемой…

Несовершенство общества

164. Социального неравенства и безнравственности (А.П. Чехов)
(1)На сытой, лоснящейся физиономии…
165. Социального неравенства (Э. Рязанов)
(1)Для того чтобы работать поплотней…
166. Свободы слова, отношения к официальной точке зрения (Г. Смирнов)
(1)Недавно в статье видного лингвиста Н. Вашкевича…
167. Цензуры (А. Ворошилов)
(1)Цензура родилась вместе с первой книгой...
168. Массового террора и политической нестабильности (И.М. Ефимов)
(1)Двадцатый век был ознаменован…
169. Преобладания материального над нравственным (Н.В. Гоголь)
(1)Вошедши в зал, Чичиков…

Одиночество

170. Одиночества (И. Новиков)
(1)Это был один из тех осенних дней…
171. Одиночества в старости (А.А. Алексин)
(1)Дома, в котором жила бабушка…
172. Ограниченности человека (В.А. Солоухин)
(1)Мы говорим иногда о других людях…

Добро

173. Понимания истинного милосердия (Ф. Искандер)
(1)Прохожу по подземному переходу…
174. Сострадания (С. Львов)
(1)Сострадание – активный помощник...
175. Милосердия (А. Грин; Ю. Трифонов)
(1)В казарму привезли раненого...
(1)Володя поражал меня часто...
176. Сохранения человечности в тяжёлые времена (К. Воробьёв)
(1)Всяк по-своему возвращался с войны…
177. Великодушия, доброты, уважения к людям (В. Дроганов)
(1)Я даже не помню, как называлась…
178. Благородства (Ю. Цетлин)
(1)Доказывать, что благородство человека…
179. Оптимизма (М. Беляш)
(1)Отбряцал доспехами День защитника Отечества…
180. Благодарности (З.И. Трипольская)
(1)Я сижу в гостиной у моей заокеанской подруги...
181. Отношения к бескорыстию (В. Астафьев)
(1)На далёком-далёком берегу озера Хантайки…
182. Этики в споре (Л. Павлова)
(1)3наете ли вы, что существует множество…

183. Почему зло находит своё проявление даже в нашу мирную и цивилизованную эпоху? (Л. Матрос)
(1)Прошло 60 лет после окончания…
184. Равнодушия людей друг к другу (К.Г. Паустовский)
(1)Катерина Ивановна никогда ни на что…
185. Хамства (С. Довлатов)
(1)Рассказывают, что писатель Владимир Набоков…
186. Жадности (Н. Варенцов)
(1)Василий Федотов представлял собой…
187. Эгоизма, отсутствия сострадания (Б. Васильев)
(1)Бабуля, это к тебе, – сказала Танечка…
188. Невежества, завышенной самооценки (в Интернете) (А.А. Зализняк)
(1)Свобода печати и появление Интернета…