Когнитивные познавательные качества включают. Когнитивные процессы при чтении


Начинается с самого рождения и является составной частью его сознания. В ней участвуют разнообразные системы, которые перерабатывают информацию и различаются по каналу ее получения. Это - когнитивные процессы. Рассмотрим более подробно их содержание и типы.

Представляют собой которые необходимы для рационального изучения и осознания окружающего мира. К ним можно отнести восприятие, ощущение, воображение, мышление и память. Каждый из них является самостоятельным, но, работая совместно, они обеспечивают человека.

Ощущения связаны с тем, что имеются различные воздействия на специализированный рецепторный аппарат. Благодаря этому организм воспринимает сигналы раздражителей из среды (внешней и внутренней). Поэтому выделяются кожные, обонятельные, вкусовые, слуховые, зрительные, мышечные и ощущение равновесия.

Когнитивные процессы включают в себя восприятие. Оно является целостным отражением ситуаций, предметов и событий, которые возникают при их непосредственном влиянии на рецепторную поверхность. Благодаря восприятию обеспечивается непосредственно-чувственная ориентировка в окружающем мире. С ним, в меньшей или большей степени, связаны такие когнитивные процессы, как память и мышление. Рассмотрим их более подробно.

Мышление является опосредствованным и обобщенным отражением действительности. У человека оно имеет несколько типов, которые "перетекают" в различные когнитивные стили.

Наглядно-действенное мышление способно функционировать, обрабатывая информацию, которую субъект получает, совершая те или иные действия. Наибольшее распространение оно получает у ребенка до трех лет.

Нацелено на воссоздание "слепка" действительности. Оно развивается у ребенка в возрасте от трех до десяти лет в игре.

Способно устанавливать логические связи между явлениями действительности.

Память включает в себя процесс формирования и сохранения опыта из прошлого, которые делают возможным повторное его применение в деятельности. Такие когнитивные процессы связывают для субъекта прошлое с будущим и настоящим. Поэтому именно память - важнейшая познавательная функция, которая лежит в основе обучения и развития.

Воображение является психическим процессом, который выражается в:

  • построении образа и результата деятельности человека;
  • формировании программы общения и поведения в той ситуации, когда проблема является неопределенной;
  • создании образа, которые не программирует, а заменяет деятельность;
  • построении объекта, который соответствует описанию.

Важнейшей функция воображения является то, что оно позволит представить итоговый результат своей деятельности до ее начала. Благодаря этому происходит ориентация человека в процессе ее осуществления.

Поэтому когнитивные процессы, работая в комплексе, являются необходимым компонентом познавательной деятельности.

Обучение представляет собой педагогическое взаимодействие ученика и учителя, за время которого развиваются личностные качества обучаемого. В процессе образования ученик приобретает знания об объектах и предметах окружающего мира, создает субъективно новый или объективно новый продукт. Его деятельность осуществляется на репродуктивном и продуктивном уровнях. При осуществлении студентами этих видов образовательной деятельности проявляются соответствующие качества личности. Выделяют когнитивные (познавательные), креативные (творческие) и оргдеятельностные качества обучаемого. Раскроем эти качества.

Когнитивные качества включают в себя:

І) физиологические: умение видеть, слышать, осязать, обонять, ощущать вкус; развитая работоспособность;

ІІ) интеллектуальные:

1) эрудированность, логичность, проницательность, умение видеть и разрешать противоречия, анализировать и синтезировать материал, устанавливать отношения между элементами и частями целого;

2) способность выработать ценностное суждение об идеях, решениях, методах, умение самоопределиться в ситуации выбора, оперативно принять решение;

3) применение принципов, методов, процессов, ранее усвоенных, к решению новой ситуации, воплощение знаний в духовные и материальные формы.

Креативные качества обеспечивают создание субъективно или объективно нового образовательного продукта. Креативные качества – это:

1) эмоционально-образные качества: вдохновение, воображение, фантазия, ассоциативность, мечтательность;

2) инициативность, неординарность, нестандартность, способность к генерации идей;

3) применение к решению проблемы различных средств, методов, поиск их наилучшей комбинации и прогноз изменений объекта, его динамики развития;

4) формулирование гипотез, конструирование закономерностей, формул, теорий.

Оргдеятельностные качества проявляются при организации познания и творчества, включают в себя:

1) умение ставить и достигать цель, планировать деятельность, корректировать этапы деятельности, проводить самоанализ и самооценку;

2) способность взаимодействовать с другими субъектами образования и окружающим миром, умение вести спор;

3) способность организовывать творчество других, совместное познание и генерация идей.

В образовательном процессе следует выявлять и развивать все группы качеств, как креативные, так и когнитивные.

Личностные качества выступают ориентиром при формулировании образовательных целей как в глобальном масштабе, так и в частном, применительно к изучаемым дисциплинам, спецкурсам, отдельным разделам, темам.

При обучении методике преподавания экономических дисциплин развиваются когнитивные, креативные и оргдеятельностные качества, что способствует дальнейшему интеллектуальному развитию, индивидуальному восприятию учебного процесса и творческому использованию студентами современных способов ведения учебных занятий.


Вопросы для самопроверки

1. Что означают следующие понятия: «обучение», «преподавание», «учение», и «образование»?

3. Каковы субстанциональные основы парадигмы преподавания и парадигмы учения?

4. По каким критериям сравниваются две названные парадигмы?

5. Назовите и охарактеризуйте уровни усвоения учебного материала.

Практикум

1. Сформулируйте задание по экономике и продумайте, какие качества личности обучаемого развиваются при его выполнении.

2. Проведите сопоставительный анализ парадигм образования по критериям, отраженным в таблице. Результаты сопоставления внесите в таблицу.

3. Рассмотрите особенности развивающего обучения в различных концепциях его основателей: дидактические принципы концепции Л. В. Занкова и дидактические принципы концепции В. В. Давыдова – Д. В. Эльконина.

4. Какие качества личности развиваются у студентов при осуществлении образовательной деятельности?

1. Познавательные психические процессы;

2. Когнитивные процессы личности.

Познавательные психические процессы (их виды основные свойства)

Успешное осуществление процесса управления возможно лишь в том случае, когда субъект управления (руководитель) имеет представление об объекте управления (подчиненном), что объясняет необходимость изучения понятия личности, ее структуры, особенностей поведения в организациях и группах. Знание этих вопросов необходимо каждому руководителю.

В чем же сущность психологического понятия «личность»?

Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индиви­дуальность». Индивид – это человек как представитель вида, т.е. в этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития (в онтогенезе) он становится личностью. На процесс развития личности влияют в единстве такие факторы, как природные задатки, влияние социальной сферы и воспитание.

Личность – это «сознательный индивид» (Б.Г. Ананьев), т.е. человек, способный к сознательной организации и саморегуляции деятельности. С позиций современного системного подхода деятельность личности рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система. В ней можно выделить три основные подсистемы:

1) когнитивную, в которой результируются функции познания и которая включает в себя познавательные процессы: восприятие, память, мышление и др.;

2) регулятивную, включающую в себя эмоционально-волевые процессы и обеспечивающую способность к саморегуляции деятельности и управлению деятельностью других людей;

3) коммуникативную, которая реализуется в общении и взаимодействии с другими людьми.

Личность,наряду с общепсихологическими проявлениями, обладает индивидуально-психологическими свойствами: темпераментом, характером, способностями, т.е. свойствами, составляющими ее индивидуальное своеобразие. Человек всегда привносит свои индивидуальные качества в процессы трудовой деятельности и группового взаимодействия. Рассматривая каждого члена производственной или учебной группы с точки зрения его индивидуально-психологических свойств, мы подходим к нему как к индивидуальности, т.е. личности, в чем-то сходной с другими людьми, в то же время своеобразной и неповторимой. Знание и учет индивидуальных качеств людей необходимы руководителю для реализации индивидуаль­ного подхода к ним, более успешному их обучению, адаптации к условиям профессионального труда и группового взаимодействия, для оптимального стимулирования эффективней деятельности членов коллектива.

Психологическая структура личности формируется в онтогенезе, начиная от природных задатков и кончая высшими уровнями социально опосредованных форм поведения. Таким образом, личность – это многоуровневая система, объединяющая в себе психофизиологический, психологический и социально-психологический уровни. Все указанные уровни структуры личности интегрируются в единое целое по следующим признакам (Б.Г. Ананьев):

1) субординационному (иерархическому), когда более сложные и общие социально-психологические свойства подчиняют себе более элементарные и частные психофизиологические свойства;

2) координационному, при котором взаимодействие свойств осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелирующих свойств, т.е. относительную автономию каждого из них.

Когнитивные процессы личности

В условиях управления и общения люди оценивают друг друга, прежде всего по уровню интеллекта, образуемого системой познавательных процессов. В частности, каждый руководитель должен быть требователен к качествам собственного интеллекта, а также к умственным способностям своих подчиненных при оценке их соответствия должности и характера выполняемых ими производственных задач.

Познавательные процессы, или когнитивные (от лат. cognitio – познание) – это система психических функций, обеспечивающих отражение, познание субъектом явлений объективного мира. В эту систему включены следующие процессы:

1) Сенсорные процессы (ощущение и восприятие), которые служат для отражения объективной реальности в форме конкретных чувственных образов. Ощущение обеспечивает отражение отдельных качеств объектов: цвет, яркость, звук, температура, запах, вкус, величина образов, перемещение в пространстве, двигательные и болевые реакции и т.д. Восприятие отражает целостные образы объектов – человека, животных, растений, технических объектов, кодовых знаков, вербальных стимулов, рисунков, схем, музыкальных образов и т.п.

Эти процессы играют важную роль в профессиональном обучении, поэтому необходим профотбор людей для специфических видов деятельности, где нужны способности к безошибочному восприятию различных сигналов. Например, опытный водитель на слух определяет неполадки в двигателе и т.д.

2) Память – это система мнемических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта. Память позволяет человеку в пределах его субъективного пространства соединять прошлый, текущий и предстоящий планы его деятельности и тем самым участвует в процессах прогнозирования. По временному параметру различают мгновенную (сенсорную), кратковременную (оперативную) и долговременную память, образуя единую систему переработки информации субъектом. Учет закономерностей этих видов памяти необходим для эффективной организации учебной и профессиональной деятельности. Например, для кратковременной оперативной памяти важна четкая дозировка материала (от 5 до 7 сигналов на одно предъявление). Для успешной работы долговременной памяти необходимы:

– смысловая переработка запоминаемого материала;

– включение запоминаемого материала в активные формы практической деятельности (решение профессиональных задач);

– адекватная мотивация (наличие интересов, включение эмоциональных переживаний и т.п.);

– систематизация усвоенного материала.

3) Мышление – это система процессов, осуществляющих отражение объектов в их закономерных связях и отношениях, их понимание, прогнозирование, принятие решений. Мышление включает в себя такие операции, как анализ и синтез, сравнение и различение, абстрагирование, обобщение, систематизация, конкретизация. Решение разного рода профессиональных задач требует по преимуществу разных типов мышления – образного, практического или теоретического. Например, если для водителя транспортного средства необходимо образное и практическое мышление, то для руководителей верхних уровней – высокоразвитое теоретическое мышление.

4) Речь – это система процессов, обеспечивающих передачу и усвоение информации, социальное управление людьми, самосознание и саморегуляцию деятельности. Обязательным качеством руководителя должна быть высокая культура речи, владение устной и письменной речью, умение использовать речь как средство общения, убеждения и руководства людьми.

5) Внимание (аттенционные процессы) – это особая форма ориентировочной деятельности, которая позволяет человеку в условиях обучения и профессиональной деятельности выделять и четко воспринимать объекты на фоне окружающей среды. Устойчивость внимания – важнейшее условие продуктивности учебной и практической деятельности, наблюдательности.

6) Воображение (фантазия) – это процесс формирования новых образов на основе переработки образов памяти, т.е. прошлого опыта субъекта. Воображение – основа творчества, изобретательства, предвидения возможных событий. Для активизации воображения как способности к творчеству и предвидению необходимы:

– тренировка сотрудников в воссоздании определенных производственных ситуаций (успешных или аварийных) по их описанию;

– предотвращение вымышленных ситуаций, самоконтроль мышления;

– развитие прогностических способностей в предвидении аварийных или конфликтных ситуаций и их возможных последствий.

Выводы

Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз, как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в казалось бы разных случаях – важнейшее отличительное свойство мышления. Мышление обнаруживает, открывает в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку. Итак, мышление, будучи познавательным процессом, отличается от других тем, что осуществляет обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опирается при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.

Список использованной литературы

1. Гомезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информационно-методическое пособие к курсу «Психология человека». - М.: Педагогическое общество России, 2005.

1. Ощущение как простейший психический процесс.

2. Восприятие. Свойства восприятия.

3. Внимание. Качества внимания.

4. Память. Виды памяти.

5. Мышление. Типы мышления.

6. Воображение.

7. Интеллект.

1. Начальный момент сенсомоторной реакции порождает ощущения. У человека ощущение выделяется в результате анализа наличного восприятия.

Ощущение - непосредственное чувственное отражение отдельных свойств и качеств воспринимаемого. Исключение составляют протопатические (Х. Хэд,) более древние, так сказать, первобытные ощущения, которые характеризуются нелокализованностью и недифференцированностью (передают внутренние состояния в отличие от эпипатических).

Ощущения классифицируют следующим образом:

1) экстероцептивные (внешние)

а) дистантные (зрительные, слуховые)

б) контактные (осязательные, вкусовые, обонятельные)

2) интероцептивные (органические)

3) проприоцептивные (кинестетические) - движение и равновесие.

Известны т.н. синестезии – например, цветной слух, цвето-тепловые синестезии.

Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней среды и переработки их в ощущения называют анализатором. Каждый анализатор состоит из 3-х частей: рецептор (преобразует энергию внешнего воздействия в нервные сигналы), проводящие нервные пути, мозговой центр в коре головного мозга. Все анализаторы обладают специфической возбудимостью.

Характеристики анализаторов:

1.Нижний и верхний порог различения (диапазон чувствительности).

2.Дифференциальный порог (наименьшая величина различий между раздражителями, когда они воспринимаются как отдельные).

3.Оперативный порог различения (максимальная точность и скорость различения)

4.Временной порог.

5.Латентный период реакции (от воздействия раздражителя до возникновения ощущения)

6.Интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя.

2. Восприятие является чувственным отображением реальности и основывается на воздействии среды на органы чувств. Восприятие человека создает чувственный образ предмета, дает осознание чувственно-данного предмета, как источника и объекта взаимодействия. Восприятие обеспечивает целостность отражения предметов и ситуаций.



Свойства восприятия:

1.Целостность.

2.Константность.

3.Структурность.

4.Осмысленность

5.Избирательность

Виды восприятия: восприятие предметов, времени, отношений, движения, пространства, человека.

Высшие формы восприятия человека связаны со всем историческим развитием культуры (например, восприятие произведений искусства), соотнесены с высшими психическими функциями человека, в том числе с мышлением.

Структура приема информации в процессе восприятия: Раздражитель - Органы чувств - Нервные импульсы - Головной мозг - Отдельные ощущения - Целостное восприятие - Эталоны памяти - Опознание предмета - Мыслительная деятельность - Осмысление предмета - внимание

3. Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

Выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Качества внимания: концентрация, переключение, распределение, устойчивость.

Устойчивость внимания проявляется в способности сохранять внимание на предмете деятельности. Это временная характеристика внимания, длительность его привлечения кодному и тому же объекту. Экспериментальные исследования, проводившиеся Н. Ланге, установили, что внимание подвержено периодическим колебаниям с периодами от 2 - 3 секунд до 12 секунд. Так, если человек попытается сосредоточиться на тиканье часов, он будет то слышать его, то не слышать. Другой пример: если в течение определенного времени наблюдать за изображением усеченной пирамиды, она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой. В одних случаях внимание характеризуется частыми периодическими колебаниями, в других - большей устойчивостью. К числу факторов, влияющих на устойчивость внимания, относятся физиологические особенности человека (свойства его нервной системы, состояние организма в данный момент), наличие или отсутствие интереса кпредмету деятельности, наличие или отсутствие отвлекающих моментов. Однако наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность раскрытия новых аспектов в предмете сосредоточения, иными словами, предмет внимания должен развиваться, выявляя свое новое содержание.

Сосредоточенность внимания, в отличие от рассеянности, выражает степень концентрированности внимания на одних объектах и отвлечения его от других. Увлекательное занятие способно поглотить все внимание, которое полностью сосредоточивается на выполняемой деятельности. А. Ухтомский полагал, что сосредоточенность внимания является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон головного мозга.

Переключаемость внимания выражается в скорости его перевода с одного вида деятельности на другой. Произвольный перевод внимания может быть вызван волевым сосредоточением на другом объекте, непроизвольное переключение внимания может быть вызвано случайным интересом. или потребностью организма в отдыхе. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от отношения человека к предшествующей и последующей деятельности: чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. Переключаемость внимания можно развивать в процессе тренировки.

Распределение внимания выражается в способности выполнять параллельно несколько различных действий. По преданию, феноменальные способности Юлия Цезаря позволяли ему одновременно выполнять несколько дел. Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям до семи ответственных дипломатических документов. Как правило, совмещение двух видов деятельности возможно, если один из видов доведен до автоматизма и не требует внимания. При утомлении в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих большой концентрации внимания, область его распределения сужается.

Объем внимания нередко отождествляется с объемом кратковременной памяти и определяется количеством информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания. Обычно он составляет 5-7 единиц информации.

Функции внимания. В жизни и деятельности человека внимание выполняет много полезных функций. Оно активизирует актуальные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному отбору информации, поступающей в организм, обеспечивает избирательность психической активности. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Внимание определяет точность восприятия, прочность запоминания, продуктивность мыслительной деятельности, т. е. результативность всей познавательной деятельности. В процессе общения внимание способствует лучшему взаимопониманию и, своевременному предупреждению межличностных конфликтов. Внимательный человек всегда воспринимается как приятный собеседник, он лучше обучается и достигает больших результатов в профессиональной сфере, чем человек невнимательный.

Виды внимания. Среди основных видов внимания выделяют: природное и социально обусловленное, непосредственное и опосредованное, произвольное и непроизвольное, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание присуще человеку от рождения, оно выражается в способности избирательно реагировать на внешние и внутренние стимулы, содержащие элементы информационной новизны. Его физиологическую основу составляет ориентировочный рефлекс, связанный с деятельностью ретикулярной формации и нейронами - детекторами новизны.

Социально обусловленное внимание формируется в процессе воспитания и обучения, оно связано с волевой регуляцией поведения.

Непосредственное внимание вызвано и управляется актуальными интересами и потребностями человека. Опосредованное внимание требует привлечения специальных средств: слов, жестов и т. п.

По участию воли различают: непроизвольное внимание, не связанное с волевой регуляцией, и произвольное внимание, включающее борьбу мотивов, сознательную постановку цели, подавление усилием воли одного из противоборствующих интересов.

Чувственное внимание связано с избирательной работой органов чувств, интеллектуальное - с сосредоточенностью и направленностью мысли.

Психологические теории внимания. Существующие теории внимания исследуют данный процесс на основе различных подходов. Т. Рибо предложил моторную теорию внимания, в которой выявил физиологическую основу психических процессов, содержащих внимание. Она представлена комплексом сосудистых, двигательных, произвольных и непроизвольных реакций. Интеллектуальное внимание сопровождается усилением кровообращения в отделах мозга, связанных с мышлением. Сосредоточенность внимания связана с двигательными реакциями всего организма: мышц лица, туловища, конечностей, - которые наряду с органическими реакциями служат необходимым условием поддержания внимания на должном уровне. Суть концепции Рибо в следующем: двигательные реакции организма поддерживают и усиливают внимание. Отдельные мысли, восприятия, воспоминания получают особую ясность и интенсивность, если они подкреплены двигательной активностью. В умении управлять движениями, согласно Рибо, состоит секрет произвольного внимания. Теория внимания Д. Н. Узнадзе связана с понятием установки. Установка формируется в процессе опыта и представляет собой реакцию человека на последующие воздействия. К примеру, если человеку дать в руки одинаковые по объему, но разные по весу шары, у него сформируется определенная установка на последующее восприятие веса предметов: он будет по-разному оценивать вес других одинаковых шаров.

Основные положения теории внимания П. Я. Гальперина сводятся к следующему.

Внимание представляет собой одну из сторон ориентировочно- исследовательской деятельности.

Функция внимания состоит в контроле осуществления сознательных действий. Каждое действие включает в себя ориентировочную, исполнительную и контрольную составляющие. Последняя и является вниманием как таковым.

В отличие от других психических процессов, производящих результат, внимание не имеет определенного продукта.

Произвольное внимание осуществляется по заранее составленному плану.

Все акты произвольного и непроизвольного внимания являются результатом формирования новых умственных действий.

3. Восприятия, в которых человеку дается окружающая действительность, обычно не исчезают бесследно. Они закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в дальнейшем в форме узнавания виденных предметов, воспоминания о пережитом, припоминания былого, т.е. посредством памяти.

Память - ряд сложных психических процессов, осуществляющих приобретение, отбор, сохранение и воспроизведение информации.

По материалу, который запоминается, выделяют образную, словесно-логическую и эмоциональную память. По способу накопления материала - эпизодическую и семантическую (Э.Тульвинг).

По времени сохранения информации выделяют непосредственную, или сенсорную память, кратковременную и долговременную.

Сенсорная память - процесс, осуществляемый на уровне рецепторов. Следы в ней сохраняются порядка 1/4 секунды. За это время т.н. ретикулярная формация (низшие отделы мозга) отбирает те сигналы, к которым будет привлечено внимание высших отделов. Через 1 секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами. Кратковременная память - это процессы первичной обработки и интерпретации информации, длящиеся около 20 секунд. Удержание материала в кратковременной памяти существует благодаря циркуляции электрических потенциалов возбужденных нейронов коры головного мозга. Существенная характеристика кратковременной памяти - ее маленькая и строго ограниченная в структурном отношении емкость (7 элементов).

Если информация не прокручивается, т.е. не вводится еще и еще раз, не повторяется - она забывается не долее чем через минуту. В это время происходит дальнейший отбор информации отбор в долговременную память.

Долговременная (вторичная) память хранит информацию в течение практически неограниченного срока. Физиологической основой этого вида памяти является формирование энграмм - структурно-функциональных комплексов запечатлений информации. Механизм образования энграмм недостаточно изучен. В их формировании важная роль принадлежит нуклеиновым кислотам РНК и ДНК, осуществляющим химическое кодирование генетической и приобретаемой в процессе жизнедеятельности информации. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой сохранение материала в долговременной памяти представляет собой свойство всей ассоциативной коры мозга. Потенциальный объем долговременной памяти практически неограничен.

Во вторичной памяти выделяют оперативную память, которую можно рассматривать как пролонгированную кратковременную намять. Оперативная память хранит информацию от нескольких секунд до нескольких дней, что определяется мотивацией для ее сохранения, после чего информация может исчезать из оперативной памяти. Выполняя какое-либо сложное действие, например решая арифметическую задачу, человек осуществляет его по частям, удерживая "в уме" промежуточные результаты. По достижении результата отработанный материал может забываться. Объем оперативных блоков памяти сказывается на успешности выполнения деятельности.

Американские ученые Р. Аткинсон и Р. Шифрин представили концепцию, описывающую взаимосвязанную деятельность кратковременной и долговременной памяти. Процесс перевода информации из кратковременной памяти в долговременную в чем-то аналогичен процессу ввода информации в электронно-вычислительную машину. ЭВМ хранит информацию в двоичных кодах, вводимые в нее сведения нужно представить в таком виде. Перевод информации из кратковременной в долговременную память осуществляется на основе акустического кодирования. В долговременной памяти информация хранится в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Процесс извлечения информации из долговременной памяти осуществляется на основе перевода мысли в слово. Процессы запоминания и воспроизведения информации не могут происходить параллельно, их механизмы противоположно направлены.

Долговременная память связана с изменением структур РНК клеток головного мозга. Емкость и длительность долговременной памяти в принципе безграничны. В каждом конкретном случае долговременность зависит от важности для субъекта информации, способа систематизации, кодирования и воспроизведения. Облегчает запоминание привычность материала, контекст, специфичность кодирования (ассоциация, или эмоциональная окраска), мотивация, углубление в изучаемый предмет (организация информации).

Извлечение информации : информация всегда воспроизводится на основе той системы кодирования, которая использовалась в процессе запоминания, а также в блоке с сопутствующими элементами информации, системно связанными с требуемым. Поэтому узнать всегда легче, чем просто вспомнить.

То, что принято называть забыванием является по сути дела неспособностью воспроизвести информацию, хранящуюся в долговременной памяти. Забывание усугубляет неиспользование информации, интерференция (наслоение) информации, особенно ретроактивная интерференция - переход после получения информации к новому виду деятельности, требующему активности и восприятия новой информации, подавление - активное забывание неприятного.

Некоторое время ученые пытались найти в головном мозге центр памяти, аналогично зрительному, слуховому и т.д. (К.С. Лэшли, Д.О. Хебб предполагали, что эту функцию выполняет гиппокамп). Такому подходу противоречит голографическая гипотеза К.Г. Прибрама. По мнению Прибрама как в голографии каждая часть пластины содержит информацию об изображении в целом, так и в памяти новая информация взаимодействует со всем прошлым опытом субъекта, производит перестройку всей памяти через соответствующие биохимические изменения, причем одновременно во всех отделах мозга (разумеется, одних участков больше, других - незначительно).

Непроизвольная и произвольная память - две ступени в развитии памяти. На основе непроизвольной памяти, в которой отсутствует установка на запоминание, формируется большая часть жизненного опыта человека. Произвольная память, содержащая установку на запоминание с целью по- следующего воспроизведения материала, необходима в обучении и профессиональной деятельности человека. Б. В. Зейгарник в трудах по гештальтпсихологии приводит пример избирательного воздействия мотивации на непроизвольную память. Когда официанта в кафе спросили о блюдах, заказанных клиентами, оказалось, что он лучше запомнил заказ клиентов, которых ему предстояло обслужить, и струдом вспоминал блюда из выполненного заказа, за который с ним уже расплатились. Результатом исследования был вывод о том, что незавершенные действия запоминаются в два раза лучше, чем завершенные. Человек непроизвольно хранит в памяти и непроизвольно воспроизводит то, что отвечает его актуальным, но не вполне еще удовлетворенным потребностям.

Характеристика процессов памяти: Запоминание представляет собой запечатление того, что воздействовало на человека, сохранение в коре мозга некоторых следов от возбуждения, степень прочности которых бывает различной. Лучшему запоминанию способствуют следующие факторы: во-первых, неоднократное повторение воспринимаемой информации; во-вторых, установление логической связи с уже имеющейся информацией в долговременной памяти; в-третьих, установка на запоминание к определен- ному сроку; в-четвертых, интерес кзапоминаемому материалу. Продуктивность повторений зависит от интеллектуального насыщения процесса запоминания; включения новых способов структурирования и логической обработки материала с каждым заучиванием; распределения повторений в течение определенного периода временя. Напротив, многократное повторение текста без каких-либо изменений ведет кего ускользанию из сознания.

Качественному запоминанию информации способствуют такие мнемотехники, как размещение объектов запоминания в пространстве, создание образов при запоминании слов. Суть последней состоит в представлении воображаемой ситуации, включающей слова для запоминания в виде динамически изменяющихся неожиданных образов.

Сохранение информации в памяти может быть динамическим (в оперативной памяти) или статическим (в долговременной). При динамическом сохранении материал почти не подвержен изменению, при статическом он реконструируется.

Воспроизведение информации. Узнавание бывает разным по степени точности и полноты: наименьшая степень полноты выражена в "чувстве знакомости", при полном узнавании человек безошибочно относит объект к определенному классу объектов. На извлечение информации из памяти влияет ряд факторов. Гораздо лучше воспроизводится то, что кажется осмысленным. Неожиданная информация воспроизводится легче. Именно поэтому техника запоминания слов сопровождается придумыванием невероятных, нетипичных сочетаний предметов. Близость информации по смыслу или форме также способствует качественному воспроизведению. На качество воспроизведения информации влияет время, прошедшее от предъявления информации до ее извлечения из памяти. Хорошо воспроизводятся собственные идеи и действия, не требующие специальных усилий для запоминания, они сохраняются в памяти непроизвольно. Данный прием, получивший название "эффекта генерации", широко используется в педагогической практике. Применение игровых методов обучения направлено на поиск учениками самостоятельных решений, которые запоминаются без усилий и на всю жизнь. Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном воспроизведении. Физиологической основой забывания является угасательное торможение в коре, которое развивается в отсутствие подкрепления. В результате актуализация временных нервных связей не восстанавливается. Забывание протекает неравномерно во времени. Без повторения в первый день в памяти сохраняется до 70% информации, через месяц - 60%, через полгода - до 40%. Скорость забывания находится в прямой зависимости от объема материала, степени трудности его усвоения, отсутствия интереса. С расстройством личности связаны временные расстройства памяти (различные виды амнезии), исследованием которых занимался 3. Фрейд. Индивидуальные особенности памяти у людей проявляются в скорости, прочности, длительности и точности запоминания, составляющих количественные характеристики памяти. Качественные различия проявляются в доминировании словесно-логической, эмоциональной, образной, двигательной и других видов памяти и их функционирования. Наибольшего развития достигают виды памяти, которые чаще используются человеком. Сравнительно редко можно встретить людей с феноменальной памятью, обладающих способностью к воспроизведению огромного объема информации. Как ни парадоксально, феноменальная память чаще встречается у умственно отсталых людей, а также у отдельных известных в истории и культуре личностей, в числе которых Юлий Цезарь, Наполеон, Моцарт, Гаусс, известный музыковед К. И. Соллертинский, шотландский математик А. Эткин и другие. Механизм феноменальной памяти мало изучен. Высказывается точка зрения о том, что люди с феноменальной памятью, подобно детям, способны не подвергать сознательному контролю процесс запоминания и извлечения информации из памяти.

4. На базе памяти человек получает возможность представлять, воображать и комбинировать образы, относящиеся к событиям, предметам и людям, которых физически в данный момент перед ним нет. Все эти способности стимулируют переход к высшей форме активного отражения - мышлению.

Мышление - опосредованное, обобщенное и целенаправленное познание субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, прогнозирование событий и действий (предвидение). Основа мышления - понятие. Мышление предполагает развитие способности оперировать отвлеченными понятиями. Необходимой и неотъемлемой частью процесса становления и развития мышления является развитие речи.

Выделяют такие операциональные компоненты мышления : анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.

В зависимости от содержания мыслительной задачи принято выделять три вида мышления: 1) практически-действенное, 2) наглядно-образное и 3) словесно-логическое. В процессе исторического развития эти виды мышления развивались последовательно.

Практически-действенное мышление - наиболее ранний и филогенетически и онтогенетически этап развития мышления, на котором умственная деятельность еще не выделилась из предметно-практической, решение мыслительной задачи осуществляется лишь как неотделимая часть практической задачи посредством практических действий.

Наглядно-образное мышление - это мыслительная деятельность, в процессе которой содержание мыслительной задачи представлено некоторой совокупностью образов (обобщенных, но в то же время наглядных, конкретных представлений о реальности).

Словесно-логическое мышление - это мыслительная деятельность, в процессе которой интерпретация содержания и решение проблемы осуществляется посредством оперирования отвлеченными понятиями.

Д.С. Брунер назвал перечисленные ступени мышления соответственно - сенсомоторным отображением, иконическим отображением и символическим представлением.

Ж. Пиаже предложил выделять такие стадии развития индивидуальных мыслительных способностей:

сенсомоторная 1-2 года

стадия конкретных операций 3-12 лет (символическая)

стадия формальных операций 4-15лет (гипотетико-дедуктивная).

5. Воображение представляет собой психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и программу действий для его достижения. Воображение является одним из самых загадочных явлений психики: психологам почти ничего не известно об его анатомо-физиологической основе. Традиционно воображение связывают с деятельностью правого полушария мозга, хотя правильней было бы учитывать взаимосвязанную работу правого и левого полушарий. Специфика правого полушария состоит в представлении некой целостной картины действительности, без детализации. Функцией левого полушария является упорядочение этой информации, выражение ее содержания в речи. Взаимосвязь образа и мысли в творческих процессах позволили некоторым исследователям определять воображение как "визуальное мышление", мышление образами.

Воображение занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Связь воображения с мышлением проявляется в аналитико-синтетическом характере его приемов. Новые образы возникают на основе представлений, уже содержащихся в сознании человека, благодаря операциям анализа и синтеза. Процесс воображения состоит в мысленном расчленении исходного представления на составные части (анализ) с последующим их соединением в новых сочетаниях (синтез). Яркими примерами аналитико-синтетического характера воображения являются сказочные и мифологические образы. При их создании используется прием агглютинации (от лат, Aglutinare - приклеивать) - слияние частей нескольких объектов в один образ (например, образ русалки как соединение элементов женской фигуры, рыбьего хвоста и водорослей). Подобным образом мифологическое сознание породило кентавра и сфинкса, устное народное творчество - избушку на курьих ножках и т.п. Аналогичный прием используется в художественном творчестве, когда литературный персонаж является собирательным образом нескольких людей. В техническом творчестве использование приема агглютинации способствовало появлению аккордеона, троллейбуса, гидросамолета, видеомагнитофона, компьютера. Как справедливо заметил А. Эйнштейн, изобретатель находит новую комбинацию уже известных средств.

Как и мышление, воображение "включается" в проблемной ситуации, способно программировать будущие действия, предвидеть наступление возможных событий в будущем. Основное отличие воображения от мышления состоит в том, что мышление оперирует понятиями, представляя знание о мире в обобщенной и опосредованной форме; воображение проявляется в конкретной образной форме, в виде ярких представлений.

Отличие воображения от восприятия состоит в том, что его образы не всегда соответствуют реальности, они могут содержать элементы вымысла. Воображение, образы которого не соответствуют действительности, носит название фантазии.

Основное отличие образов воображения от образов памяти связано с различным отношением к действительности. Образы памяти хранят и воспроизводят результаты прошлого опыта в относительно неизменной форме. Функция воображения состоит в изменении образов, относящихся к настоящему, прошлому и будущему, как непременном условии любого творческого процесса. Воображение, устремленное в будущее, называют мечтой.

Образы воображения различают по модальности, они могут быть зрительными, слуховыми, вкусовыми, обонятельными, осязательными, кинестетическими. Наибольшую значимость для человека представляют зрительные и слуховые виды воображения.

Психологи выделяют такие виды воображения как активное и пассивное, а также продуктивное и репродуктивное.

Активное воображение связано со способностью человека произвольно вызывать у себя соответствующие образы. Вхождение в образ при высокой волевой концентрации способно привести человека к полному отождествлению себя с воображаемым персонажем, к утрате связи со своим временем и собственным "Я". Исследования по психологии творчества содержат немало подобных примеров.

Пассивное воображение характеризуется спонтанным появлением образов без участия воли и желания человека (в сновидениях, при ослаблении деятельности сознания). При пассивном воображении образы не воплощаются в жизнь и чаще всего являются продуктом работы подсознания (в сновидении как частичное удовлетворение важной потребности, которая не может быть реализована в жизни) либо становятся заменой деятельности пустой мечтательностью (образ Манилова в "Мертвых душах" Н. В. Гоголя). Разновидностью пассивного воображения являются грезы, в которых проявляется связь воображения с потребностями личности. Как правило, грезы связаны с желанием, идеализируемым будущим. Одной из форм пассивного воображения является галлюцинация - фантастическое видение, лишенное какой-либо связи с окружающей действительностью. Галлюцинации возникают в результате психических расстройств или органических нарушений.

Продуктивное воображение связано с сознательным конструированием действительности человеком. Оно лежит в основе художественного и научно-технического творчества. Ярким примером использования творческого воображения в литературе являются произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Булгакова, Ж. Верна, Г. Уэллса, О. Хаксли, Дж. Оруэлла и др.

Репродуктивное воображение воспроизводит реальность с незначительными изменениями, допуская некоторые элементы фантазии. В живописи примерами репродуктивного воображения являются картины Шишкина, передвижников.

Индивидуальное своеобразие воображения у различных людей проявляется в яркости образов, их силе, новизне, оригинальности, точности, реалистичности. Продуктивность воображения зависит от глубины знаний, широты кругозора, богатства впечатлений и жизненного опыта, творческого потенциала личности.

Функции воображения . В жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд функций: 1) планирование и программирование деятельности (визуализация программ, оценка их правильности); 2) произвольная регуляция познавательных процессов (управление посредством образов процессами восприятия, внимания, памяти, мышления); 3) регуляция эмоциональных состояний, позволяющая хотя бы частично удовлетворить насущные потребности, снимая порождаемую ими напряженность; 4) управление психофизическими состояниями организма (изменение ритмики дыхания, температуры тела, частоты пульса, кровяного давления), широко используемое в аутотренинге в целях саморегуляции.

6. Американский психолог Дж. Гилфорд представляет интеллект как многомерное явление, которое можно оценить по характеру, продукту и содержанию. Модель интеллекта, по Гилфорду, включает 120 интеллектуальных процессов, рассматриваемых как отдельные способности, которые сводятся к 15 факторам, 5 операциям, 4 видам содержания и 6 типам продуктов мыслительной деятельности. Указанные 120 частных интеллектуальных способностей образуются как возможные сочетания операций, содержаний и продуктов мыслительной деятельности. Среди умственных операций, включенных в интеллектуальное действие, исследователь выделяет: оценивание, синтез, запоминание, анализ, познание. По продукту интеллектуальная операция может быть представлена единицей, классом, отношением, системой, трансформацией или рассуждением. В содержательном отношении она может представлять действие с объектами, символами, преобразование смыслов, поведение.

Отечественный психолог Б. Г. Ананьев рассматривает интеллект как интегральное образование познавательных процессов и функций с учетом личностных свойств, сопровождаемое нейродинамическими, вегетативными и метаболическими характеристиками. Последние определяют меру интеллектуальной напряженности и степень ее полезности или вреда для здоровья человека.

Структура интеллекта включает вербальный и невербальный интеллект. Первый отражает специфику словесно-логической формы интеллекта и зависит от уровня образования, опыта, культуры, социального окружения человека. Он оценивается по способности человека к логическим обобщениям, самостоятельности и социальной зрелости мышления. Показатель невербального интеллекта зависит от психофизиологических особенностей индивида, отражающихся в сенсомоторных показателях. Его оценка учитывает уровень развития внимания, восприятия, памяти, скорости формирования навыков. В целом, интеллектрассматривается как структура когнитивных способностей, в которой мыслительные способности играют определяющую роль.

Многими исследователями и практическими деятелями науки и образования уровень интеллектуального развития соотносится с коэффициентом интеллектуальности и определяется в результате теста IQ. В некоторых западных странах коэффициент интеллектуальности является значимым фактором при получении престижной работы, продвижении по службе и т. п. Средний уровень значения IQ - 100 баллов, максимальный - 200 баллов. Лица со средним интеллектом набирают в среднем от 84 до 116 баллов; те, чей коэффициент интеллектуальности находится в пределах от 116 до 180, считаются людьми с повышенным уровнем интеллекта; люди, у которых IQ находится между 10 и 84 баллами, считаются умственно отсталыми.

В психологии мышления большое внимание уделяется вопросам творчества. Представители американского необихевиоризма Г. Линдсей, К. Халл, Р. Томпсон отмечают различие между критическим и творческим способами мышления. Критическое мышление направлено на оценку мыслей других людей, выявление недостатков в суждениях. Творческое мышление характеризуется открытием принципиально нового знания, генерацией собственных оригинальных идей. На формирование творческого мышления оказывают влияние не только развитие способностей, глубина знаний, но и характерологические свойства и мотивация личности.

Влиятельный представитель гештальтпсихологии М. Вертгеймер в работе "Продуктивное мышление" среди основных признаков творческого мышления выделял: структурное видение проблемной ситуации, предполагающее изменение функционального значения элементов; поиск более глубокого понимания исследуемой задачи. Продуктивное мышление он рассматривает как "визуальное мышление", выделяя его основные стадии: 1) возникновение темы и мобилизация творческих сил для ее решения; 2) создание целостного образа ситуации (ее образно-концептуальной модели); 3) работа над решением проблемы (тренировка в визуализации проблемной ситуации); 4) возникновение идеи решения (инсайт); 5) стадия выполнения. Из исследования продуктивного мышления Вертгеймером следует, что важное значение имеют не операционально-технические процедуры мышления, направленные на решение уже сформулированной задачи, а сама постановка проблемы, ее формулировка.

Г. С. Альтшуллер разработал теорию творческих задач, выделив пять уровней творчества. Задачи первого уровня решаются с применением общепринятых, очевидных вариантов решения. Используемые для их решения средства ограничены узкой областью. Решение задач второго уровня требует некоторого видоизменения объекта, пересмотра десятка вариантов решения, использования средств, относящихся к одной отрасли знания. Приемы решения задач третьего и четвертого уровней связаны с привлечением знаний из смежных областей с существенным изменением объекта. Решение задач пятого уровня предполагает изменение всей системы, в которую включен искомый объект. Число рассматриваемых вариантов возрастает до сотен тысяч, средства решения могут оказаться за пределами объяснительных процедур современной науки. В связи с этим первоначально делается открытие, а затем с опорой на новые научные данные решается творческая задача. Согласно Альтшуллеру, сложная задача должна быть трансформирована в пр

3.1 Общая модель восприятия

Библиография

1. Вступление. Когнитивная психология. Краткая история

В последние годы неуклонно растет интерес к изучению познавательных процессов. До начала 50-х годов вопросы, относящиеся к теории познания, рассматривались в трудах по философии и логике. В начале 50-х исследованием механизмов познания стали интенсивно заниматься специалисты в области психологии. Первые исследования были посвящены изучению механизмов восприятия.

В настоящее время изучаются более сложные когнитивные механизмы, такие как: механизм принятия решений, обучения, память и т.д.

Термин "познание" стал употребляться не только для обозначения процесса формирования научного знания, но и для обозначения психологического процесса формирования житейских представлений.

Естественный подход к исследованию феномена познания, базирующийся на данных психологических и нейрофизиологических исследований механизмов познания, получил название когнитология.

В настоящее время когнитология становится важным объектом исследования, необходимым для решения одной из стратегических задач цивилизации, целью которой является разработка методов сознательного управления личностью и создания роботов гуманоидов.

2. Моделирование когнитивных процессов в психологии

Современные исследования познавательных функций доказывают, что познание может быть познано, т.е. объект исследования может быть изучен средствами этого же объекта. Инструментом исследования могут выступать:

способность к чувственному восприятию,

интроспекция психической и интеллектуальной жизни субъекта.

Выделяется 2 методологических подхода к изучению когнитивных процессов: феноменологический и нейрофизиологический.

Феноменологический подход описывает наблюдаемые проявления процесса познания (область когнитивной психологии).

Нейрофизиологический подход объясняет процесс познания исходя из действия физиологических механизмов.

2.1 Типы познавательных процессов

Базовой основой когнитивных исследований является то, что перед индивидуумом есть две реальности: ментальная и "настоящая" (объективная)." Настоящая" реальность дана человеку через органы чувств. Она не меняется в результате познавательного процесса.

Ментальная модель конструируется индивидуумом в процессе познания и дана ему от рождения как продукт эволюционного развития. Ментальная модель позволяет индивидууму ориентироваться в "настоящей" реальности и обеспечивает ему выживание. Это является одной из целей когнитивного процесса.

Традиционно в психологии признается два типа когнитивных процессов: явный и автоматический (скрытый, подсознательный). Они взаимообусловлены.

Явные механизмы познания доступны для наблюдения с помощью интроспекции, т.е. осознаются индивидуумом. Важной особенностью явного механизма является целенаправленный характер его деятельности, регулируемый волевым усилием. При помощи явных механизмов решается осознаваемая задача.

Скрытые процессы изучаются с помощью психологических экспериментов. В результате экспериментов показано, что скрытые познавательные способности являются приобретенными, а часть их - врожденными. Современная господствующая точка зрения - бессознательная категоризация происходит на уровне скрытых механизмов познания, которые поддаются тренировке.

2.2 Цель когнитивного моделирования

Цель когнитивного моделирования - построить модель интеллектуального поведения человека, где сознание представляется в виде информационной машины.

2.3 Функциональная схема познавательного процесса

Для спецификации познавательного процесса как информационного процесса используются функциональные схемы. Блоки - схемы строятся из функциональных блоков, связанных между собой информационными потоками. Грубая функциональная схема познавательного процесса описывает познавательную деятельность как процесс взаимодействия функциональных блоков. В схему включены как автоматические действующие когнитивные функции, так и интеллектуальные функции.

Схема состоит из функциональных блоков:

область рецепторов - первичный анализ информации

системы восприятия: зрительная, слуховая, кожно-кинестетическая, вкусовая, обонятельная. Они обеспечивают многоуровневую работу информации и сложные рефлекторные процессы.

память рассматривается как сложно устроенное хранилище знаний и сенсорной информации. Важнейший вопрос, который пытаются решить исследователи памяти - это исследование механизма представления знаний в памяти и функций, выполняемых памятью в различных когнитивных процессах.

репрезентации, где осуществляется синтез восприятия, концептуального знания и образного кода. Репрезентация строится в процессе формирования поведения "здесь" и "сейчас". Они строятся автоматически, бессознательно. В процессе построения используются фреймы содержащихся в памяти или систем знаний. Конструирование репрезентации, основанной на фрейме, состоит из поиска подходящей репрезентации и модернизации ее согласно воспринятой информации. Способность генерировать репрезентации является врожденной и может усовершенствоваться в процессе жизни.

Когнитивные исследования изучают реальные психические механизмы рассуждений. В когнитивных исследованиях различают два типа выводов: нормативный и эвристический.

Под нормативным выводом понимают вывод, при котором испытуемый может обосновать выбор модели релевантной исходной информации и обосновать каждый шаг рассуждения.

Эвристический вывод - это рассуждения, которые могут не иметь строгого обоснования, но следуя им индивидуум часто добивается успеха в своей деятельности.

3. Проблема восприятия в когнитологии

Исследования по когнитологии изучают процессы восприятия. Восприятие исследуется инструментальными методами, как природный феномен, а интроспекции отводится роль эвристического приема.

В последнее время важным приемом когнитивного исследования становится компьютерное моделирование. Например, Голдстоун рассматривал возможность моделирования нейронными сетями способности человека к классификации. Был сделан вывод о том, что нейронные сети не в полной мере моделируют процессы классификации человека.

Общей тенденции современных исследований соответствует инженерный подход, цель которого увязать ряд известных моделей отдельных аспектов восприятия в единую систему:

формирование кода (образа) воспринимаемого объекта

сопоставление информации, полученной от органов чувств, с кодами

формирование репрезентации, в которой представлены как знания концептуального характера, так и информация воспринятая "здесь" и "сейчас".

Все эти функции обладают высокой степенью автоматичности, не зависят от волевого посыла и не поддаются интроспективным наблюдениям.

3.1 Общая модель восприятия

Сейчас доказано, что восприятие человека обладает творческой силой, действия которой подчиняются определенным объективным законам.

Система восприятия делится на подсистемы: зрительную, обонятельную, слуховую, кожно-кинестетическую и вкусовую. Они представляют собой адаптивные системы, способные к обучению и предвосхищению ситуаций. Цель этих систем - обеспечить высокую точность и скорость восприятия.

Общая модель восприятия такова:

рецепторы осуществляют первичное кодирование внешней информации и анализ ее по физическим качествам (интенсивность, длительность).

далее, информация по нервным волокнам поступает в отделы мозга, расположенные в задней части большого полушария. Эти отделы ответственны за глубокую многоступенчатую переработку информации. Там же формируется план перцептивных действий и формируются образы.

Процесс управляется врожденными и приобретенными навыками, а так же при помощи внимания, которое в свою очередь зависит от решаемых индивидуумом задач и его волевых усилий. Изучая врожденные и приобретенные навыки, можно реконструировать алгоритм их работы.

3.2 Структура модели восприятия

Перцептивный опыт субъекта формируется в процессе перцептивной деятельности. Зинченко выделил следующие типы перцептивных действий:

обнаружение адекватных задач информационных признаков

обследование выделенных признаков

В результате перцептивного действия формируются различные когнитивные структуры.

3.3 Проблемы визуального кода в работах психологов

В когнитивной психологии сформулировано большое количество гипотез относительно автоматически сформированных в процессе восприятия когнитивных структур.

Внимательного рассмотрения требует гипотеза о том, что образные схемы связаны с визуальными кодами. В кодах информация представлена в сжатом и обобщенном виде. Механизмы формирования кода выработаны в процессе эволюции и зависят от биологического вида воспринимающего и его генетически обусловленных способностей.

Для понимания визуального кода психологи различают код части объекта и общий код объекта.

Код части объекта возникает, если это часть стимула:

важна для решения задачи

обладает некоторой независимостью от других частей стимула

встречается достаточно часто при тренинге на подобных стимулах. Код части не может существовать изолированно, не будучи частью чего - либо.

Общий код объекта - это композиция двух частей. Общие коды представляют собой систему кодов. Они имеют структуру и могут включать в себя новые коды.

Предполагается, что в памяти сохраняются визуальные коды (образы)"реальных" объектов и коды (когнитивные карты) сложно устроенных сцен физического мира.

Визуальный код объекта содержит информацию о его геометрических характеристиках, его качестве, детализированную информацию возможных действий над ним.

Предложено две модели возникновения кодов: это модель экземпляров и модель реализаций. В модели реализаций каждая экспозиция стимула вызывает соответствующую внутреннюю трассировку. Адекватность модели реализации подтверждается экспериментальными результатами.

Статистически достоверной является следующая закономерность: чем больше было предложено тренировочных стимулов, тем точнее и быстрее будет опознание, т.е. тем качественней будет построенный код.

3.4 Механизм и закономерности процесса восприятия

Существуют принципы функционирования восприятия при решении следующих задач:

выделение объекта из фона

формирование кода объекта

установление тождества и различий объектов

формирование когнитивной схемы для пространственных сцен

формирование репрезентации

Восприятие можно представить как процесс, который работает по двум противоположным стратегиям: декомпозиции и интеграции. Обе стратегии используются в процессе визуального кода объектов или сцен (системы объектов, расположенных в пространстве). Выбор стратегии определяется как волевым посылом индивидуума, так и природой стимульного материала. Знания - как вербального характера, так и моторные навыки - влияют на процесс восприятия.

Точность и быстрота восприятия всех типов стимулов совершенствуется в результате тренировок. Это объясняется тем, что при многократном повторении стимула формируется и запоминается его обобщенный код, что делает процесс распознавания более эффективным.

В процессе восприятия часто используется операция установления подобия. Объекты сравниваются путем сравнения частей объектов. Этот метод называется структурным сравниванием.

В проблеме фона и объекта, деление на значимое и незначимое объект представляется как сосредоточение внимания "здесь" и "сейчас", а фон - это контекст ситуации. Деление на фон и объект относительно и динамично, т.е. фон "здесь" и "сейчас" может стать объектом где-нибудь и когда-нибудь.

Исследования психологов доказывают существование врожденных принципов разложения чувственного восприятия на объекты, приобретаемых в течение жизни критериев а так же присутствие элементов обучения.

Важный момент, на который указывает современная психология - это тесная связь восприятия с навыками субъекта (представить целое, как совокупность частей).

Тип восприятия, направленный на разложение стимула на систему подстимулов, обладающих определенной самостоятельностью, называется декомпозиция. Декомпозиция происходит автоматически, независимо от нашего сознания. Способности к дифференциации повышаются с возрастом т.е. с накоплением опыта.

Интеграция объединяет части в целое. При помощи интеграции достигается единство многообразия.

Основные закономерности процесса интеграции:

способность к объединению вырабатывается с опытом

части объединяются в целое, если они часто появляются вместе. Возникает обобщенный код.

стимулы, представляющие собой расположенные в пространстве предметы, могут восприниматься как единый образ, т.е. как сцена. Код такой сцены называется топологическим.

Для точного распознания объекта необходимо перцептивные действия. Была разработана модель перцептивного цикла. Алгоритм его работы заключается в следующем:

инициализируется определенное множество предвосхищений (гипотез) относительно воспринимаемого объекта.

эти предвосхищения определяют план дальнейшего обследования

в результате обследования происходит уточнение: часть гипотез отбрасывается, другая - уточняется.

Репрезентация - это когнитивная структура, обеспечивающая решение задач в состоянии "брошенности", когда индивидууму необходимо действовать, а интеллектуальные механизмы (логический анализ) слишком медленные и не отвечают временным ограничениям, которые накладывает ситуация.

Репрезентация физиологически обусловлена, в процессе ее формирования преобладают такие автоматические механизмы, как сравнение, автоматическая концептуализация, формирование топологического и метрического кода физического пространства. Репрезентация зависит от воспринятой информации, формируется "здесь" и "сейчас" для решения задач, стоящих перед индивидуумом в данный момент. В репрезентации происходит синтез знания и сенсорной информации.

Заключение. Значение исследований когнитивной психологии

Идеи когнитивной психологии дают новый взгляд на вещи, который находит свое практическое воплощение в рамках искусственного интеллекта и разработки программного обеспечения. Например, в проекте по созданию автономной интеллектуальной платформы указывается исключительная важность идей когнитологии. НАТО проводит множество конференций, посвященных различным проблемам когнитологии. Работы в области когнитологии активно взаимодействуют с исследованиями познавательных процессов, проводимых в смежных областях. Так, когнитивные исследования функций понятия в познавательной деятельности человека позволили по - новому взглянуть на учения классической семантики и формальной логики как модели мыслительных процессов человека.

Библиография

1. Магазов С.С. "Когнитивные процессы и модели" - М.: Издательство ЛКИ, 2007