Королевские дворцы Копенгагена — Розенборг, Амалиенборг, Кристиансборг. Замок Розенборг



Начало

,

Для того, чтобы продолжить прогулку по Копенгагену, нам необходимо попасть к Ботаническому саду города. Это станция Norreport Station (метро и пригородный поезд S). Как вариант, могу предложить эту прогулку после осмотра какого-нибудь из пригородов Копенгагена – мы вышли на этой станции, когда ехали из Эльсинора (Хельсингора). Вечерами эта часть Копенгагена особенно романтична – если длина светового дня такая же, как в апреле-мае, конечно.

Рядом с указанной станцией расположен, собственно, сам Ботанический сад http://www.botanic-garden.ku.dk/dk/index.htm и несколько приятных музеев – Ботанический и Геологический в самом саду и Художественный (Statens Museum forkunst) на углу улиц Solvgade и Oster Voldgade. Мы все это великолепие игнорировали и направились прямо к парк и королевскому дворцу Розенборг.

Розенборг (Rosenborg)

На мой взгляд, Розенборг – прекраснейший из королевских резиденций в Копенгагене – изящный, нежный, воздушный, похожий на сказочный дворец, настоящий «замок роз». Своему появлению Розенборг обязан великому преобразователю Копенгагена – Кристиану IV. Король приобрел в 1606 г. около полусотни участков земли за крепостными валами города, дабы разбить здесь прекрасный сад, в котором можно было бы отдыхать от забот о судьбах родины. В саду была построена двухэтажная кирпичная беседка с башенкой, шпилем и эркером (1607). Сады из соображений безопасности были окружены рвом, через который перекинули разводной мост, а в 1610 г. построили близ беседки барбакан (специальный бастион, вынесенный вперед основных укреплений, дабы можно было атаковать осаждающего врага и с тыла).

К преобразованиям беседки и садов больше не озабоченный Кальмарской войной король вернулся в 1613-15 гг. Беседку расширили и соорудили там Зимнюю комнату, в которой повесили 75 голландских картин, привезенных из Антверпена. Эта комната по сей день выглядит так, как при короле Кристиане IV. На этом преобразования уж не беседки, но почти дворца не закончились – строительство велось и в 1616-24 гг., был добавлен дополнительный ярус, пара башен, на верхнем этаже обустроили Длинный зал, украшенный 24 картинами, каждая из которых напоминала заботливому отцу и его детях. В итоге получился замечательный дворец в стиле голландский ренессанс. Розенборг был любимым местом жительства Кристиана IV, там король и умер в 1648 г.

В дальнейшем каждый король – от Кристиана V, внука Кристиана IV, до Фредерика VII (1863) - привносил во дворец что-то свое. Упомянутый внук заменил в 1698 г. 24 нравоучительыне картины Длинного зала на 12 гобеленов, изображающих войну 1675-79. Фредерик III хранил во дворце художественную коллекцию королевской семьи. В 1707 г. Фредерик IV украсил Длинный зал росписью потолка в барочном стиле, что превратило зал в один из самых красивых барочных интерьеров в Европе.

Эра Розенборга как места жительства королевской семьи закончилась в 1710 г., когда был построен загородный дворец Фредериксберг (Frederiksberg), однако о нем снова вспомнили, когда в 1730 г. был разрушен Кристиансборг – двор снова переехал жить в Розенборг, и находился здесь до 1745 г. В 1833 г. Фредерик VI превратить дворец в музей, что и было сделано в 1838 г. Уникальностью собрания и интерьеров был тот факт, что все комнаты и покои были выстроены хронологически – от первого хозяина дворца с последнему, и, прогуливаясь по помещениям, вы наблюдали, как менялись стили и мода на интерьеры в течение более чем 200 лет. После отмены абсолютизма в Дании в 1854 г. дворец стал государственной собственностью, а коллекции – частной собственностью короля. В 1917 г. гобелены Длинного зала были сняты и увезены, дабы украшать взоры в Кристиансборге, в 1999 г. они были возвращены обратно в Розенборг.

Внутри дворец не изменился с 1838 г. – вы точно так же можете совершить прогулку по стилям, начиная от ренессанса времен Кристиана IV и заканчивая неоклассицизмом Фредерика VII. Очень хорош Рыцарский зал с троном из мрамора и зуба нарвала (им пользовались при коронации в 1871-1940 гг.), большие серебряные львы, охраняющие покой трона. В сокровищнице в подвале дворца представлены четыре комплекта корон и королевские регалии, которые при необходимости королева Магрете использует и поныне. Обратите внимание на корону короля Кристиана IV, которая считается самой красивой ренессансной короной. Остальное собрание сокровищницы – золотая посуда, многочисленные ювелирные украшения, часы, оклады для редких книг, рыцарские ордена Дании и европейских стран, шпаги и трости для прогулок, богато инкрустированные седла, а также фигурки-предметы из полудрагоценных камней…

Сады, разбитые вокруг королевской беседки в 1606 г., предназначались для увеселения короля и частично – для выращивания фруктов и овощей для королевского стола. Старейшая часть сада в стиле голландского ренессанса специально сохранена, более того – гуляя по саду, как и по дворцу, можно проследить, как менялась мода на облик садок, их планировку и садовые украшения. Каждый архитектор дворца привносил в сады что-то свое, и в итоге получилось внушительное пространство, занимающее сейчас 12 гектаров.

С начала XVIII века сады были открыты для публики, и когда мы пришли туда прогуляться, в садах было очень людно – народ сидел бувально везде, греясь на солнышке. В парке имеется пара павильонов в неоклассическом стиле, и ряд примечательных, а порой и непонятных статуй. К примеру, скульптура «Лев и лошадь», где хищник пожирает свою жертву, была сделана еще при короле Кристиане IV в 1671 г., но установили ее в садах только в 1663 г., при Фредерике III. В 1880 г. в садах установили статую Андерсена.

Нюбодер (Nyboder)

Этот квартал, название которого переводится как «новые дома», расположен к северо-востоку от Розенборга. Датчане (хорошие пиарщики) самонадеянно заявляют, что это первый в истории пример типового жилищного строительства – по приказу короля Кристиана IV для его моряков и служащих порта в 1641 г. было построено 24 одинаковых желтых дома с 556 квартирами. Не первый – вспомним городок Остия Антика близ Рима, где еще в начале нашей эры строились многоэтажные дома-инсулы. В этих же домиках до сей день проживают люди, так или иначе имеющие отношение к флоту и морскому делу. В центре квартала стоит лютеранская неоготическая церковь Святого Павла.

Цитадель Кастеллет (Kastellet). Парк Черчилля

За Нюбодером разбит еще один парк – имени Черчилля, окружающий цитадель Кастеллет. На берегу рва, окружающего крепость, стоит неоготическая англиканская церковь Святого Албана, построенная в честь бракосочетания дочери короля Кристиана IX и принца Уэльского, будущего короля Англии Эдуарда VII.

В цитадель можно войти по мостику, перед которым слева – памятник датчанам, погибшим во мировых войнах.

Возвел крепость голландский архитектор Хенрик Рюсе (Henrik Rüse) в 1660 г., чтобы прикрыть город с севера. Сейчас здесь расположены казармы – ряды одинаковых домиков, которые были бы скучными, если бы не были ярко-красными.

На валы можно подняться и обойти крепость по периметру, любуясь видами и красивой голландской мельницей (1847), которая до сих пор в рабочем состоянии, снабжая цитадель мукой. Ежегодно, 28 октября, мельницу запускают и можно наблюдать, как она машет лопастями.

Покинув крепость, мы несколько минут идем по набережной. Наша цель – символ Копенгагена -

Русалочка (Denlille Havfrue)

«Что явно и несомненно в сказках и историях Андерсена - крайняя жестокость по отношению к женщине. И шире - к молодой цветущей красоте. «Палач отрубил ей ноги с красными башмаками - пляшущие ножки понеслись по полю и скрылись в чаще леса» («Красные башмаки»). В этой зловещей мультипликации звучит мотив прославленной «Русалочки» - надругательство над женским телом. Бронзовый памятник страху телесной любви стал символом Копенгагена. К этой статуе идет поток туристов - от Новой Королевской площади мимо монументальной Мраморной церкви, мимо уютного православного храма, мимо элегантного дворца Амалиенборг с одной из самых изящных в Европе площадей: мимо всей этой рукотворной красоты - к рукотворному воплощению ужаса перед красотой. Русалочка сидит у берега на камне, поджав хвост, склонив голову, которую дважды ночами отпиливали такие же неутоленные мастурбаторы, как Русалочкин создатель. Голову приделывали новую, не хуже прежней - не в голове ведь дело.
Петр Вайль «Гений места»

Перед поездкой Копенгаген я себе не представляла – никак. Если, скажем, Париж, Лондон или Рим с Севильей настолько описаны в мировой литературе, что перед первой поездкой кажется, что ты сможешь водить там экскурсии за гидов (в принципе, так и оказывается на самом деле), то Копенгаген был для меня терра инкогнита. Единственное, что представлялось мне хоть как-то – это Русалочка, растиражированная на множестве фотографий, плакатов, сюжетов по ТВ. Мне казалось, что это трогательная статуя на берегу моря, от которой немедленно защемит сердце. Действительность оказалась намного более прозаичной – русалочка – вовсе не хрупкое возвышенное создание, а довольно сутулая и несуразная тетка, с непропорционально большой головой, вокруг которой неизменно прыгает толпа народу, позирующая «на фоне». Фон у Русалки тоже так себе – порт со всеми его механизмами.

История создания памятника довольно интересна – в 1909 г. Карл Якобсен, сын основателя пивной империи, настолько вдохновился балетом «Русалочка», поставленным на сцене Королевского театра оперы и балета, и исполнительницей главной роли Эллен Прайс, что сделал заказ скульптору Эдварду Эриксену на статую Русалочки, которую он намерен был подарить городу, но посвятить балерине. Так как балерина позировать отказалась, скульптор лепил фигуру со своей жены, Элин Эриксен, но придал лица Русалочки черты сходства с балериной. Памятник представили публике 23 августа 1913 году и, как водится, публике памятник, который сейчас, пожалуй, самое посещаемое место в городе, не понравился. Не дает он покоя кое-кому и сейчас – чего только не отпиливали Русалочке – руки, пару раз голову, обливали краской… Поэтому одна из свежих идей мэрии Копенгагена – перенести Русалочку на более глубокое место у берега – туда, где агрессивные туристы не смогут ее достать.

Чуть далее на набережной Лангелинье (Langelinie), у церкви святого Албана, имеется еще один интересный объект – большой фонтан, изображающий богиню Гефиону, погоняющую быков. Создал его в 1908 г. Андерс Бодгорд, использовавший легенду из скандинавской мифологии. Согласно сказанию, шведский король Гюльфе пообещал богине плодородия Гефионе, что он отдаст ей все земли, которые она сможет вспахать за один день. На следующее утро перед королем простиралось бескрайнее вспаханное поле (одна из версий легенды гласит, что богиня превратила в быков своих собственных сыновей), а Гефиона взмахнула кнутом, и упряжка, запряженная быками, оторвала от Швеции огромный кусок земли. Так родилась Дания.

Амалиенборг (Amalienborg)

Дворцовый комплекс Амалиенборг, состоящий из четырех одинаковых дворцов в стиле рококо, выходящих фасадами на восьмиугольную дворцовую площадь, был построен в 1750-е гг. по эскизам тогдашнего придворного архитектора Николая (Нильса) Эйгтведа (Nicolai Eigtved) и по желанию короля Фредерика V, впечатленного Place de la Concorde в Париже. Название комплекс особняков получил по имени хозяйки дворца, который стоял здесь, но полностью сгорел – Софи Амалиенборг (Sophie Amalienborg). Правда, тогда дворцы не были королевскими – четырем знатным придворным были дарованы здесь участки земли с тем, чтобы они выстроили себе здесь здания, отвечающие замыслам короля. Их имена дворцы носят по сей день – управляющего королевским двором Мольтке, членов тайного королевского совета Леветзау и Ловенскольдом, барона Брокдорффа. Королевской резиденцией дворцы стали в 1794 г., когда после пожара Кристиансборг стали отстраивать заново, и по сей день королевская семья проживает именно здесь.

Если рассматривать дворцы по часовой стрелке начиная от входа в Frederiksgade, то исторические названия дворцов – нынешние названия дворцов и их последние обитатели будут следующими:
Дворец Levetzaus – дворец Кристиана VIII – наследный принц Фредерик с семьей;
Дворец Brockdorffs – дворец Фредерика VIII – Фредерик IX, предыдущий монарх;
Дворец Schacks – дворец Кристиана IX - Магрете II, правящая королева с супругом Анри;
Дворец Moltkes - дворец Кристиана VII - Кристиан VII.

В центре площади стоит конная статуя короля Фредерика V работы французского скульптора Жаком-Франсуа-Жосефом Сэли (Jacques-Francois-Joseph Saly), который посвятил памятнику около 15 лет, кропотливо изучая лошадей и создав множество эскизов и моделей. В итоге данный монумент считается одним из лучших в мире конных памятников.

Дворец Мольтке (Moltke) был переименован во дворец Кристана VII вскоре после того, как его приобрела королевская семья (1794), которой нужно где-то было жить. После смерти короля Кристиана VII (1808) здание использовали для проживания придворных, позднее там разместилось Министерство иностранных дел. С 1885 г. дворец использовался исключительно для гостей, в 1930-е здесь жил предыдущий король Фредерик IX с супругой, тогда еще кронпринц, а в 1960-е гг. здесь «ютилась» будущая королева Магрете с мужем и сыновьями, пока реставрировали соседний «корпус». В 1999 г. была закончена полномасштабная рестраврация дворца, за которую мастера получили престижную архитектурную премию «Европа Ностра».

Внутри дворца находятся два уникальных помещения – Большой зал в стиле рококо, спроектированный Эйгтведом, украшенный деревянной резьбой работы ле Клерка (le Clerc) и фресками Фоссати (Fossati); и Банкетный зал архитектора Жардина (N.H. Jardin) в стиле Людовика XVI – оба они считаются архитектурными шедеврами.

Дворец Леветзау строился теми же мастерами и по тому же проекту, что и дворец Мольтке, однако средства будущих хозяев были неравны, а посему и дворец получился несколько более скромным. Тайный советник Леветзау умер в 1756 г., но дворец оставался собственностью семьи до 1794 г., когда дворец приобрел наследник престола Фредерик и перестроил его в стиле французский ампир. В 1839 г. живущий во дворце принц Кристиан Фредерик восходит на престол под именем короля Кристиана VIII и дает дворцу свое имя. Король и королева были меценатами и людьми очень образованными, и особняк стал центром культурной жизни Копенгагена, но увы – ненадолго – до 1848 г, когда король умер. После смерти вдовствующей королевы в 1881 г. здание использовало для своих нужд Министерство иностранных дел, в 1898 г. сюда въехал кронпринц Кристиан (будущий король Кристиан X) с принцессой Александрин, им дворец принадлежал до 1947 г. Сейчас в особняке проживает наследник датского престола Фредерик с семьей.

Дворец Брокдорфф был возведен в 1750-60е гг. также по проекту Эйгтведа, после смерти барона в 1763 г. он перешел управляющему двором Мольтке, который два года спустя продал его королю Фредерику V. С 1767 г. дворец служил как помещение для Кадетской Академии, с 1788 г. – для военно-морской Академии. После свадьбы принцессы Вильгельмины и принца Фредерика (будущего короля Фредерика VII) отреставрированный в стиле ампир дворец передали молодоженам (1828). После расторжения этого брака в 1837 г. и до 1869 г., когда здесь поселился принц Фредерик (будущий король Фредерик VIII), давший имя дворцу, здесь проживали различные члены королевской семьи. В 1936 г. дворец отреставрировали и здесь поселились принц Фредерик (будущий король Фредерик IX, отец нынешней королевы) с принцессой Ингрид, которая жила здесь до своей кончины в 2000 г.

Заказчиком дворца Шака был изначально член тайного королевского совета Северин Ловенскольд, однако к 1754 г. деньги на строительство у вельможи закончились, и возведение дворца продолжили графиня Софи Шак и ее приемный внук Ханс Шак. Последний стал зятем управляющего королевским двором Мольтке через три года, и тот выделил необходимые средства для окончания строительства. Из-за постоянных задержек с финансированием интерьеры этого дворца были закончены позже остальных и поэтому они подверглись гораздо большему влиянию стиля а-ля Людовик XVI, чем остальные дворцы. В 1794 г. дворец Шака был приобретен королем Кристианом VII для кронпринца Фредерика (будущего короля Фредерика VI). После его смерти и кончины его вдовы в 1852 г. дворец использовался МИДом и Верховным судом. В 1863 г. сюда переехал король Кристиан IX, давший дворцу свое имя. «Тесть и свекор всей Европы» (о чем несколько позже) жил там до своей смерти в 1906 г., после чего дворец оставался заброшенным до 1948 г. В 1967 г. дворец был отреставрирован и передан принцессе Магрете (нынешней королеве) и ее мужу, принцу Анри, где они живут по сей день.

Между дворцами Шака и Мольтке имеется т.н. колоннада Харсдорффа, соединяющая оба корпуса, где в 1794 г. поселилась королевская семья. Ионические колонны и пилястры построены не из камня, а из искусно покрашенной древесины – средств, видать, было в обрез. По замыслу автора, архитектора Харсдорффа, проход между дворцами был одноэтажным, но когда места перестало хватать, колоннаду нарастили еще на один этаж.

Мы пришли сюда вечером, когда на площади кроме нас и одинокого гвардейца в высокой меховой шапке никого не было (кстати, самые первые такие шапки были подарены королю Кристиану IX его зятем, русским императором Александром III), а вообще каждый день к полудню на площади собирается целая толпа туристов, чтобы лицезреть торжественную смену караула, который в 11.30 выходит из Розенборга и движется по улицам города к Амалиенборгу.

За дворцом в сторону набережной разбит парк Амалиенхавен (Amaliehaven), проект которого был разработан бельгийским архитектором Жаном Делоне (Jean Delogne). Парк открылся для публики в 1983 г. и получил свое название в честь близстоящего дворцового комплекса и гавани. Отсюда хорошо видно и площадь перед дворцами, и Мраморную церковь, к которой мы и направляемся.

Церковь Фредерика, или Мраморная церковь (Frederiks Kirke, Marmorkirken)

Ее огромный купол диаметром 30 метров виден и из садов Розенборга, и с площади Амалиенборга, и из парка Амалиенхавен. Говорят, что это крупнейший собор Скандинавии, придется поверить на слово, но на полу собора Святого Петра в Риме я ее не припомню, придется посмотреть в следующий раз при посещении Рима прицельно.

Основал храм король Фредерик V в 1749 г., желавший во что бы то ни стало создать единый архитектурный ансамбль четырех дворцов и собора. Строительные работы, начавшиеся под руководством Эйгтведа, застопорились почти на 100 лет из-за банальной нехватки денег, и все это время церковь выглядела как обычный недострой. После смерти архитектора его дело продолжили Жардин (N.H. Jardin) и Фердинанд Мелдахл (Ferdinand Meldahl), проект несколько раз пересматривали, но купол остался неизменным. Стены церкви построены из норвежского мрамора, верхние уровни – их кирпича и известняка (злые языки утверждают, что из-за нехватки денег во время строительства «мрамор» в соборе сделан из раскрашенного дерева). Купол украшен фресками с изображением апостолов работы Chresten Overgaard. Окружают собор бронзовые статуи выдающихся деятелей датской церкви, начиная с крещения Дании, а также святых и прочих известных религиозных деятелей – от Моисея до Мартина Лютера.

Православная церковь Александра Невского. Принцесса Дагмар (императрица Мария Федоровна)

От собора отходит улица Bredgade, по которой мы доходим до изящного православного храма, так необычно смотрящегося на улицах Копенгагена. Ее возвели на средства императора Александра III, женившегося на датской принцессе Дагмар, ставшей впоследствии императрицей Марией Федоровной, чтобы, находясь в Дании, он и императрица могли посещать православный храм. Вдовствующая императрица часто бывала в этой церкви, пока жила в Дании, и сейчас небольшой бюст принцессы украшает внутренний дворик церкви, справа от входа.

Принцесса родилась 26.11.1847 г. в Копенгагене в семье будущего короля Кристиана IX, который привел на трон дом Глюксборгов. Короля по праву называли «тестем всей Европы», поскольку он, благодаря бракам своих детей, смог породниться со многими королевскими домами Европы. Его дочь Александра вышла замуж за будущего короля Англии Эдуарда VII. Дагмар стала женой будущего российского императора Александра III. Младшая дочь Тира сочеталась браком с герцогом Эрнстом Августом Кемберлендским. В 1863 году его сын Вильгельм стал королем Греции под именем Георга I, а внук Карл в 1905 году вступил на норвежский престол под именем Хокона VII.

Дагмар была помолвлена с наследником русского престола, великим князем Николаем Александровичем (1864 г.), но вскоре потеряла своего жениха, скончавшегося от туберкулеза, и в 1866 г. обручилась с новым наследником - великим князем Александром Александровичем. 1 сентября 1866 года принцесса Дагмар на датском судне «Шлезвиг» покинула Данию. Огромное количество людей провожало ее в копенгагенском порту, и среди них был Ханс Кристиан Андерсен, который написал о ней следующие строки: «… Вчера на пристани, проходя мимо меня, она остановилась и протянула мне руку. У меня навернулись слезы. Бедное дитя! Всевышний, будь милостив и милосерден к ней! Говорят в Петербурге блестящий двор и прекрасная царская семья, но ведь она едет в чужую страну, где другой народ и религия и с ней не будет никого, кто окружал ее раньше…»

Датчанку приняли в России торжественно: в Кронштадте ее встречали император Александр II, царица Мария Александровна и все царские дети, а на рейде выстроилась военная эскадра из 20 судов. Через 2 месяца состоялось венчание Александра и Дагмары. Молодая великая княгиня, а затем и императрица активно занималась благотворительностью и образовательной деятельностью, принимала участие в дипломатических делах и была очень уважаема всей русской знатью.

После отречения ее сына, Николая II, от престола, Мария Федоровна уехала в Крым, откуда была вывезена 11 апреля 1919 года в возрасте 72 лет с дочерьми Ксенией и Ольгой британским крейсером "Мальборо", специально присланного ее сестрой, английской королевой Александрой. Из Лондона Мария Федоровна с Ольгой отправилась в Копенгаген, где поселилась у племянника - короля Христиана Х, в Амалиенборге. Скончалась она в 1928 году на вилле Видёре под Клампенборгом, где жила последние годы. Отпевали ее в церкви Св. Александра Невского 19 октября 1928 года, погребли в Роскилле в знаменитом соборе-усыпальнице датских королей.

29 сентября 2006 прах императрицы был перезахоронен в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга.

Неподалеку с церковью Александра Невского расположен главный католический собор Святого Ансгара.

Для следующей прогулки нам опять нужно переместиться в другой конец Копенгагена – на запад, где расположились зоологический сад, а также дворцовый комплекс

Фредериксберг (Frederiksberg)

Мы дошли сюда пешком – прогулялись как-то вечером, благо что от нашего отеля туда ведет прямая (хотя и протяженная) улица. Если вы не любитель продолжительных пеших прогулок – лучше возьмите напрокат велосипед или доедьте сюда на метро. Можно совместить прогулку по дворцовому парку с посещением расположенного рядом зоологического сада.

Еще одним дворцом в Копенгагене мы обязаны королю Фредерику IV – впечатленный итальянскими виллами, король желал дворец в барочном стиле, поэтому на месте маленькой королевской фермы (1663) на вершине холма в 1703 г. Эрнст Бранденбург построил первое крыло будущего дворца. В 1709 г. дворцу пристроили этаж и часовню, в 1730-е гг. дворец перестроили по приказу Кристиана VI, здесь летом бывала королевская семья (напомню, что как раз строился дворец Кристиансборг). Современный облик дворец приобрел в 1829 г. во времена Фредерика VI, король любил здесь бывать, и его память почтили установкой в дворцовом парке памятника работы Германа Вильгельма Биссена (Herman Wilhelm Bissen). На основании памятника – надпись «Здесь он чувствовал себя счастливым посреди верных людей».

Сразу скажу, что сейчас здание принадлежит Минобороны Дании и используется как корпус Королевского военного училища. Поэтому праздношатающиеся туристы (и мы в том числе) ограничиваются прогулкой вокруг дворца и по парку. Парк, нужно отметить, примечательный – с китайским павильоном, гротами, хижинами, системой озер и каналов, богатой флорой и фауной (нам попались только цапли, но дело было вечером – может, остальные спали?) и детскими площадками.

  • Адрес: Øster Voldgade 4A, 1350 København, Дания
  • Телефон: +45 33 12 21 86
  • Официальный сайт: www.kongernessamling.dk
  • Открытие: 1624 г.
  • Архитектор: Ганс ван Стенвинкель Младший
  • Время работы: 10.00/11.00 - 14.00/17.00 (сезонно)
  • Стоимость посещения: взрослые - 80 DKK, студенты - 50 DKK, пенсионеры - 55 DKK, дети - бесплатно

Размещен замок на окраине столицы, на территории Королевского сада. Зеленые насаждения были высажены незадолго до строительства замка, а сам парк несет в себе некоторые элементы в стиле Ренессанса. Это делает окрестности дворца поистине сказочными и словно переносит в другую эпоху.

История замка Розенборг в Дании

Розенборг построен по задумке короля Дании Кристиана IV, и датируется его постройка 1606–1634 гг. Архитектором стал Ганс Стенвинкель Младший, но стиль был во многом определен чертежами самого короля. Задумывался замок как летняя резиденция и служил таковой вплоть до того момента, когда Фредерик IV построил в 1710 г. С тех пор дворец посещался монархами лишь несколько раз с целью проведения официальных приемов. И только дважды он становился официальной резиденцией Королей - в 1794 г., после пожара во дворце , и в 1801 г., во время массивного обстрела британским флотом.

Розенборг как хранилище королевского наследия

В качестве музея замок начал свое существование уже в 1838 г. С целью ознакомить датчан с национальной историей и королевской династией были открыты кладовые дворца. На широкую публику также были представлены и восстановленные в первоначальном виде залы, убранство замка и наследные фамильные ценности. Замок Розенборг хранит в себе настоящие сокровища нации - как духовные, так и материальные. Здесь представлены королевские регалии, а ключевым объектом Длинной залы дворца является пара королевских тронов. К слову, их охраняют три геральдических льва. Материалом для трона короля послужил зуб нарвала, а трон королевы сделан из серебра.

Интерьеры замка поражают своим убранством. На потолке тронного зала выложен герб Дании, а стены украшают 12 гобеленов, которые изображают сцены войны со Швецией, в которой Дания одержала победу. Еще одно впечатляющее место в Розенборге - это непосредственно хранилище королевских ценностей. Представлены здесь не только символы власти, но и собранные монархами драгоценности, памятники истории и культуры.

Как посетить?

Вход во дворец платный. Цена варьируется от 80 до 50 крон, детям вход бесплатный. Стоит обратить внимание на тот факт, что в замок нельзя входить с рюкзаками и сумками, их придется оставить в камере хранения, которая расположена рядом с билетной кассой. При входе можно найти бесплатные брошюры с описанием музея на русском языке. Есть возможность воспользоваться онлайн гидом, но только на английском языке.

Если в планы входит посещение не только замка Розенборг, то стоит учесть, что тут же входной билет можно купить и в расположенный неподалеку дворец . Комбинированный билет предоставляет скидку. Добраться посредством общественного транспорта можно на автобусе. Маршруты 6A, 42, 43, 94N, 184, 185, остановка Statens Museum for Kunst‎.

Замок Кристиансборг -это резиденция королевской семьи Дании. Расположен он на Королевском острове Слотсхольмен, отделенном от остального города чередой каналов.

Кристиансборг имеет более чем 800-летнюю историю. За эти годы он четыре раза сгорал дотла, но каждый раз его отстраивали. Последний пожар случился в 1884 году, и уже после него было выстроено то здание, которое мы видим сегодня. Первый камень в его фундамент был заложен в 1907 году, а официальной датой окончания строительства считают 12 января 1928 года.

Большинство дворцовых помещений в настоящее время занимает датский парламент, премьер-министр Дании и Верховный суд, другая часть принадлежит королевской семье. Здание дворца было построено по проекту архитектора Торвальда Йоргенсена в стиле нео-барокко. Основной материал стен - железобетон фасад отделан гранитом. Интересно, что гранитные камни собирали со всей территории страны, их везли даже из Гренландии. Самым впечатляющим элементом архитектуры дворца стала его башня высотой 106 метров- до сих пор в Копенгагене нет построек выше. Королевские покои размещены на первом и втором этажах замка в северной его части.

Королевские парадный и тронный залы открыты для посещения, когда не используются королевой для официальных мероприятий.

Замок Розенборг и его сокровищница

На окраине Копенгагена расположился замок под названием Розенборг. Свою историю замок начинает в 1606 году - тогда была основана парковая зона, на территории которой позже появился небольшой двухэтажный особняк. За последующие двадцать лет особнячок разросся до невероятных размеров, и из небольшой "дачи" превратился в настоящий шикарный замок.

Главный вход в замок был достроен только к 1634 году - его открытие приурочили ко дню свадьбы принца Фредерика III с принцессой Магдаленой Сибиллой. С 1838 года и по сей день в Розенборге работает королевский музей, уникальные экспонаты которого рассказывают о 300-летней истории Ольденбургской королевской династии.

Розенборг окружает великолепный Сад королей. В замке также есть королевская сокровищница, в которой хранятся самые драгоценные реликвии Розенборга.

Дания славится своими замками, один из них - замок Розенборг расположен в самом центре Копенгагена , что очень удобно для туристов, решивших посетить его. Даже, если у Вас не так много времени, Вы можете осмотреть дворец снаружи, к тому же он расположен в великолепном парке - Королевском саду, где можно отдохнуть в тени деревьев или посидеть на траве.

Атмосфера здесь сказочная, это, действительно, Королевский сад - в нем множество цветов и кустарников, скульптура, ухоженные газоны и фонтаны. Не зря в Королевском саду любил гулять Ханс Христиан Андерсен, написавший немало удивительных детских сказок. На одной из аллей парка установлен памятник великому датскому писателю.

Вход в парк свободный.

В замке Розенборг открыт музей, в котором Вы познакомитесь с историей Дании и королевской династии. Причем, музейные экспозиции размещены в хронологическом порядке так, что можно проследить за изменением интерьеров, стиля и моды. Представлены коллекции мебели и фарфора, произведения живописи и другие культурные ценности.

Но самая интересная выставка расположена в Королевской сокровищнице, находящейся в подвале замка Розенборг. Здесь представлены королевские драгоценности, короны и регалии, а также Коронационный Ковер. Женщин, наверняка, заинтересуют изумительной красоты украшения, а мужчин - коллекция оружия.

Коронационный Ковер - это персидский ковер, сделанный в городе Исфахане из шелковой груды и золотых и серебряных нитей. Размер ковра составляет 12,2 фута на 17,1 фута (один датский фут равен 31,385 см).

Как добраться до замка Розенборг в Копенгагене

  • На метро или электричке - станция Nørreport
  • На автобусе № 14 и 42, 43 и 184, 185 и 5А, 6А и 173E, 150С и 350S
  • Если Вы остановились в центре города, лучше всего пройти пешком - по пути Вы полюбуетесь прекрасной архитектурой и многими достопримечательностями Копенгагена .

Режим работы замка Розенборг в Копенгагене в 2019 г.

Стоимость билетов в замок Розенборг в Копенгагене в 2019 г.

  • Для взрослых посетителей - 115 крон
  • Для студентов - 75 крон
  • Для детей до 18 лет - бесплатно
  • Рюкзаки и большие сумки можно оставить в автоматической камере хранения за 20 крон (деньги возвращаются после экскурсии)
  • Для посещения двух королевских дворцов - Розенборг и Амалиенборг стоимость комбинированного билета (действует 36 часов) - 160 крон.

Из истории

Замок Розенборг возводился с 1606 по 1624 год по приказу короля Христиана IV и все основные идеи, а также план строительства были предложены самим королем.

Кстати, король Дании Христиан IV - один из самых замечательных датских королей, он правил 59 лет и при нем Дания добилась вершины своего могущества.

В 1624 году дворец был перестроен в стиле голландского ренессанса под руководством архитектора Ганса Стенвинкеля Младшего. Замок Розенборг использовался королем как летняя резиденция для отдыха и поэтому большое внимание было уделено застройке прилегающей территории. Здесь разбит великолепный парк, полюбоваться которым мы можем и в наше время.

В 1710 году король Дании Фредерик IV покинул замок Розенберг. Им было возведено несколько дворцов в более воздушном стиле барокко и замок Розенберг его не устраивал своим оформлением.

С тех пор для проживания дворец не использовался. Правда, монархи возвратились сюда в 1794 году, когда сгорел дворец Кристиансборг и в 1801 году во время Копенгагенского сражения, когда датские корабли и береговая артиллерия были атакованы британским флотом.

С 1838 года замок Розенборг стал открытым для публики и с тех пор каждый желающий может познакомиться с художественными и историческими ценностями королевских семей Дании.

Дождь и унылая погода не позволила понять всех прелестей этого парка. Зеленая трава и дождь, лившийся с неба, не позволял вспоминать, что на дворе февраль месяц. Зайдя в парк, сразу привлекает внимание большое количество скульптур. И первая же скульптура, как оказалось впоследствии при изучении истории парка, оказалась самой старой в этом парке. Эта скульптура Лошадь и Лев (1625 г.), которую Кристиан IV заказал у Питера Хусума (Peter Husum) в 1617 году.
Подобная копия античной мраморной скульптуры установлена на Капитолийском Холме в Риме и изображает льва с человеческим лицом, плачущего над тушей лошади, которую он сам же и сразил. Просматривается схожесть с персидской легендой о борьбе света и тьмы. В 1643 году статую временно перевезли в немецкий город Глюкштадт (Glückstadt), в связи с женитьбой Принца Фредерика III. Возможно, это был намек на обострение отношений между королем и его кузеном – Джорджем (Герцогом Брунсвик-Люнебургским). Король не мог простить Герцогу провал операцию в Битве при Луттере в августе 1626 года, что нанесло Дании невосполнимый ущерб.
Обратно в сад статуя вернулась спустя несколько лет, когда на трон взошел Фредерик III, и сейчас находится в южной секции парка.
Сам парк был создан в 1606 году, когда датский король Кристиан IV (Christian IV) приобрел землю за пределами восточного крепостного вала Копенгагена и заложил здесь сад в стиле Ренессанс, который служил не только усладой для королевских глаз, но и позволял выращивать фрукты, овощи и цветы для нужд замка Розенборг. В 1710 году, после переезда королевской семьи в дворец Фредериксберг (Frederiksberg Palace) сады были открыты для свободного посещения.
Немного отвлекусь от описания парка и расскажу о своих способах осмотра города. Обычно, я стараюсь заранее узнать все о том месте куда направляюсь, но бывает, что по ходу своих маршрутов попадаешь туда куда не планировал. Королевский парк и стал именно таким местом. Поэтому сделав несколько фотографий интересных мест парка, уже дома начинаешь искать, что это такое было и узнавать историю этих мест.
Так вот как выяснилось впоследствии мы зашли в парк по Дамской тропинке. В конце тропинки находится памятник Г.Х. Андерсену., более старый и известный жителю Копенгагена. Установлен он в 1880 году - пять лет спустя смерти писателя.


Дамская тропинка пересекается в центре парка с аллеей путь рыцаря. Именно здесь открывается потрясающий вид на сам дворец Розенборг, в который мы за неимением времени попасть не смогли.
Для тех у кого это время будет дам справку, из найденных мной источников.
Дворец Розенборг - единственный дворец эпохи короля Христиана IV (1577-1648гг.), сохранившийся без изменений с момента завершения строительства в 1633 году. Король сам проектировал дворец как летнюю королевскую резиденцию в стиле голландского ренессанса. В течении строительства стиль несколько раз изменялся и к 1624 году приобрел свой сегодняшний облик.
Архитекторами дворца были Бертель Ланж и Ганс ван Стинвинкель. Дворец служил королевской резиденцией вплоть до 1710 года. После правления Фредерика IV, Розенборг использовался лишь дважды как королевская резиденция в экстренных случаях. Первый раз когда был сожжен Дворец Кристианборг в 1794 году, и второй во время Британской атаки на Копенгаген в 1801 году. В 1838 дворец стал музеем. Здесь выставлена богатейшая коллекция оружия, мебели, драгоценностей и украшений датской королевской семьи начиная с конца 16-го века вплоть до 19-го столетия, собрание королевского фарфора и серебра. Дворец является популярной достопримечательностью города, ежегодно его посещают около 200.000 посетителей.
Особый интерес туристов вызывает выставка Королевских Драгоценностей и Датских Королевских Регалий, а также Коронационный Ковер.
На пересечении аллей нас заинтересовали круглые шары. Эти 17 мраморных шаров, окружающих центральную лужайку, перебрались сюда из Ротонды Святой Анны – церкви, которая строилась неподалеку с 1783 года, но так и не была закончена. Мы использовали шары по своему назначению.
Проведя фотосессию на шарах, мы направились к выходу из парка. По дороге наше внимание привлекла скульптура Эхо.
Скульптура Эхо сделана из бронзы, составляет 155 см в высоту и стоит на гранитном основании. Скульптура была создана скульптором Аксель Хансен в 1888 году и изображает обнаженную женщину, которая бежит вперед с распущенными волосами и кричит, прикрывая рот правой рукой и как будто ждет ответа. Мы попытались покричать ей в ответ, вдруг она нас услышит. Тогда мог бы состояться разговор с Эхом.
Вот так мы и погуляли по парку. Жалко, что нашему вниманию не предстала композиция фонтана "Мальчик с лебедем".
Эта скульптура была отлита Эрнстом Фройнд и заменила аналогичную скульптуру из песчаника, созданную французским скульптором ле Клерк и установленную в Королевском саду в 1738 году. Прототипом композиции послужила римская копия "Мальчик с гусем" (ок. 250 г. до н. э.) с греческого оригинала. Аналогичную скульптуру «Мальчик с лебедем» в качестве фонтана создал сегодня малоизвестный берлинский скульптор Теодор Калиде. «Мальчик с лебедем» был первой самостоятельной работой скульптора и сразу же принёс ему успех. Уже гипсовая модель скульптуры, выставленная на выставке членов Берлинской художественной академии в 1834 году, привлекла к себе внимание Рауха. Модель Калиде была принята к исполнению в бронзе и уже через год скульптура произвела фурор на следующей академической выставке. Творение начинающего скульптора было куплено самим прусским королём Фридрихом Вильгельмом III для загородного дворца в Сансусси близ Потсдама. Но на этом триумф скульптуры не закончился. Стали появляться всё новые и новые копии скульптуры, из цинка, бронзы, железа – многие немецкие города и аристократы спешили украсить свои парки модным фонтаном. До сих пор во всём мире существует более 200 таких мальчиков.