Креативные методы генерации идей. Методы генерирования новых идей


ВВЕДЕНИЕ

Методы установления факторов, которые определяют развитие ситуации основываются на принципах деловой игры и методах творческого труда. Деловая игра предполагает определение логически обоснованной последовательности действий менеджера при выявлении, анализе и решении управленческих проблем, освоение технологии групповой работы, выделение ситуационного лидера. Она показывает, как хорошая самоорганизация группы повышает эффективность ее деятельности.

Обычно в практике управления разрешение той или иной проблемной ситуации осуществляется традиционным способом: принимается и анализируется первое, нередко интуитивно найденное решение, которое далеко не всегда приводит к желаемому результату. Поэтому в особенно сложных ситуациях руководитель все чаще прибегает к методу построения системы альтернативных вариантов. Анализ и оценка каждого из них способствуют выбору такого решения, которое с наибольшей вероятностью гарантирует в итоге максимальную эффективность. Однако в сфере производства могут возникнуть такие ситуации, когда метод выбора лучшего варианта оказывается ненадежным, потому что в данных обстоятельствах "хороших" вариантов просто нет: альтернатива --"одна хуже другой". В подобных ситуациях на помощь руководителю приходит "метод отрицания", когда "из двух зол выбирается меньшее".

Творческие методы (эвристические) применяются на всех этапах принятия решений и решения многих задач управленческой деятельности, однако наиболее эффективны на начальных стадиях и в проблемных ситуациях.

Часто эвристические методы применяются в различных сочетаниях с приемами. Весьма эффективны приемы преобразования (упрощения) решаемых задач: сведение ("редукция") новой задачи к уже известной и решенной в прошлом. Разукрупнение ("декомпозиция") задачи и решение ее по частям; укрупнение, обобщение задач; использование различных аналогий или антианалогий (рассуждение "от противного"); абстрагирование.

Предметом изучения является структура менеджмента, характерными признаками которого являются ситуационный подход, ситуационные факторы и модели поведения менеджера в условиях изменчивого рыночного окружения.

Объектом исследования является любая фирма, использующая ситуационный подход при принятии важных управленческих решений.

Цель контрольной работы: определить какую роль оказывает творческие методы определения факторов развития ситуации в принятии важных управленческих решений.

Определить какие существуют методы установления факторов развития ситуации.

В чём особенность методов генерации идей.

Как можно ликвидировать тупиковые ситуации.

Какова характеристика экспертных методов.

Методы генерации идей

Метод мозгового штурма (мозговая атака).

Мозговой штурм, или мозговая атака, имеет следующие этапы: подготовительный; генерации идей; анализа и оценки идей.

Считается, что тормозом на пути оригинальных решений, возникающих в мозгу человека, является критичность. Человек, особенно в деловой среде, боится показаться смешным из-за нестандартности своего решения. Что-то вроде синдрома "боязни выглядеть глупым". Наделенный таким синдромом специалист (а их большинство в реальной профессиональной среде) постепенно утрачивает способность думать «не как все», предлагать дерзкие, оригинальные идеи. Поэтому одно из главных условий "мозговой атаки" -- избежание критических замечаний.

Метод "мозговой атаки", "мозгового штурма" -- это системно организованная интеллектуальная деятельность подготовленных специалистов, использующих приемы и способы работы мозга для коллективной генерации идей.

Организация достигается использованием специалистами групповой работы, соответствующими правилами формирования группы и хода обсуждения проблем, определенными процедурными требованиями к поведению участников.

При создании группы учитывается: неоднородность знаний, опыта и социально-функционального состава ее членов. Последнее требование имеет в виду не только разнообразие должностного состава участников, но и характер их зависимости от организации, которым придется реализовать принятые решения. Большинство членов группы должно быть не зависимо друг от друга, не связано с будущими исполнителями личными интересами.

При создании коллектива используется принцип состязательности; в группу вводят представителей различных научных школ или организуется параллельная группа. Состав группы периодически обновляют, вводят в нее новых членов, что оживляет функционирование коллектива, повышает инициативу, творческий настрой остальных членов группы.

Организуя ход обсуждения проблемы, членов группы информируют о теме работы, а не о самой проблеме. Этим добиваются спонтанного подхода к ее решению. При выступлении члена коллектива подается одна идея, критика любых идей запрещается, споры не проводятся, сравнительные оценки не делаются. Разрешается использовать чужие идеи, самые утопические.

На этапе оценки критика и оценка производятся по специальным критериям: удовлетворение конкретным требованиям, возможность и время реализации идей в других областях деятельности.

Штурм начинается с назначения ведущего. Он отвечает за организацию и процедурную часть работы. Его функции:

* формулировка и переформулировка задачи;

* подбор участников для последующих этапов работы;

*решение организационных вопросов (помещение и организация пространственной среды, магнитофон или видеокамера, распределение ролей среди участников и пр.).

Участники мозгового штурма делятся на две группы:

* "генераторов" -- людей с позитивной установкой на творчество, обладающих яркой фантазией, способных быстро подхватывать чужие идеи и развивать их;

* "аналитиков" -- специалистов, обладающих большим количеством знаний по исследуемому вопросу, способных критически оценить выдвинутые идеи.

Условия проведения мозгового штурма:

* предпочтение отдается количеству высказанных идей, а не их качеству;

* идеи высказываются короткими предложениями;

* во время выдвижения идей, как уже было отмечено, запрещена их критика, неодобрительные замечания, иронические или саркастические реплики;

* одобряются внешне и принимаются все высказанные идеи, причем предпочтение оказывается не систематическому логическому мышлению, а озарениям, необузданной и безграничной фантазии в самых разных направлениях;

* создается и поддерживается такая обстановка, в которой допустимы шутка, каламбур и смех;

* высказанные ранее идеи любой участник мозгового штурма может развивать, комбинировать, получать от них новые ассоциативные комбинации;

* между участниками мозгового штурма поддерживаются демократические и дружественные отношения;

* идеи могут выдвигаться без обоснования;

* допускается выдвижение заведомо нереальных, фантастических, шутливых идей.

Процесс генерирования новых идей, поощряемый ведущим, проходит, как правило, в течение 15--25 минут. Численный состав группы 6--10 человек. Все идеи записываются на магнитофон или стенографируются. Группа за сеанс может выдать более 100 идей.

Обязанности ведущего:

Во время генерирования идей обеспечить психологическую поддержку участников и управлять творческим процессом для расширения или сужения поля поисков;

На протяжении всего штурма вводить "генераторов" в состояние максимальной творческой раскованности, душевного подъема, концентрации мысли на рассматриваемом объекте.

Задача "аналитиков"; развивать выдвинутые на этапе генерации идеи для их конкретизации, обобщать идеи, осуществлять их экспертизу.

Полная продолжительность мозгового штурма составляет полтора-два часа со следующим регламентом:

* представление участников и ознакомление их с правилами, распределение на группы "генераторов" и "аналитиков" -- 5-10 мин.;

* постановка задачи ведущим и инструктаж с ответами на вопросы--10-15 мин.;

* генерация идей -- 10-15 мин.;

* перерыв-- 10 мин.;

* анализ идей--10-15 мин,;

* составление отредактированного списка идей -- 10--15 мин. Весьма повышают продуктивность мышления различные мероприятия по психологической настройке и психоэвристическому стимулированию: чай, кофе и другие налитки, негромкая фоновая музыка, натуральный образец, макет или эскиз объекта, которые требуется улучшить, и т. д.

С помощью мозгового штурма целесообразно развивать лиц, занятых сбытом, научными исследованиями, финансовыми и инженерными обязанностями, маркетологов и специалистов по рекламе, коммерческих директоров и релайтеров.

Метод синектики

Синектика -- наиболее сильная из созданных за рубежом методик психологической активизации творчества -- является дальнейшим развитием мозгового штурма.

Слово "синектика" в переводе с греческого означает "совмещение разнородных элементов". Цель синектики -- направить спонтанную деятельность головного мозга и нервной системы на исследование и преобразование проектной проблемы. Организация проведения сессии синектиков (синектического заседания) заимствована из мозгового штурма, однако отличается от него использованием некоторых приемов психологической настройки, в том числе очень активным применением аналогий.

Группа синектики -- 2-3 специалиста со стороны, представляющие разные профессии, несколько работников основной организации, обладающих гибким мышлением, имеющих широкий диапазон знаний и большой практический опыт. Желательны контрастные психологические типы участников.

Группа синектики использует аналогии в качестве средства для ориентирования своего спонтанного мышления на поставленную проблему. При этом используются аналогии следующих четырех типов:

* прямые аналогии. Их часто находят в биологических системах, решающих сходные проблемы ("А как решаются задачи, похожие на данную?");

* субъективные (личные) аналогии. Например, конструктор старается представить себе, как можно было бы использовать собственное тело для достижения искомого результата;

* символические аналогии -- это поэтические метафоры и сравнения, в которых характеристики одного предмета отождествляются с характеристиками другого, В частности ставится задача; "Сформулируем образное определение сути проблемы в двух словах, в одной фразе", например "дерево целей";

* фантастические аналогии. Используя их, необходимо представить себе вещи такими, какими они не являются, но какими мы хотели бы их видеть. Например, "хочется, чтобы дорога существовала лишь там, где ее касаются колеса машины". Процедура проведения синектики

Синектика начинается с формулировки проблемы. После определения основной формулировки проблемы начинается дискуссия, цель которой -- очищение от очевидных решений. Члены группы выясняют свои взгляды на очевидные решения, которые едва ли дадут нечто большее, чем простое сочетание существующих решений.

Следующий шаг -- превращение необычного в привычное. Поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы.

Затем идет шаг -- разбор проблемы. Обсуждается ее понимание (кто как понял), при этом определяются главные трудности и противоречия, препятствующие решению проблемы.

Очередной шаг-- наводящие вопросы. Синектор (ведущий) предлагает пользоваться одним из типов аналогий для принятия нового решения.

Когда появляется перспективная идея, ее развивают словесно до того момента, когда члены группы смогут изготовить и опробовать грубые прототипы устройства или модели. Аналогии можно рассматривать как средства для смещения процесса исследования структуры проблемы с уровня осознанного мышления на уровень спонтанной активности головного мозга. Метод синектики полезен для обучения бизнесменов и релайтеров, предпринимателей и менеджеров, финансистов и маркетологов, специалистов по рекламе и пр.

Метод ассоциаций

Ассоциативный метод активизации творческого мышления основывается на применении в творческом процессе семантических аналогий и вторичных смысловых оттенков. Основными источниками для генерирования идей служат ассоциации, метафоры и случайно выбранные понятия.

Между двумя совершенно различными, не связанными понятиями можно осуществить логическую связь, то есть установить ассоциативный переход в четыре-пять этапов. Например, два различных понятия -- "древесина" и "мяч". При осуществлении ассоциативного перехода получается цепочка: "древесина" -- "лес", "лес" -- "поле", "поле" - "футбольное", "футбольный" -- "мяч".

Для возникновения ассоциаций и генерирования идей можно использовать различные метафоры. Удобнее применять простые виды: бинарные метафоры-аналоги ("колокольчик заливается", "дуги бровей"); метафоры-катахрезы, содержащие противоречия ("сухопутный моряк", "круглый квадрат"); метафоры-загадки ("туман над лесом" -- косынка).

Преимуществом метафорического мышления является его высокий уровень оригинальности. Генерирование метафор развивает творческое мышление обучаемых.

Метод записной книжки

В записную книжку заносится формулировка проблемы, которую нужно решать, и в се известные факты, имеющие прямое или косвенное отношение к ее решению.

Затем начинается основательное размышление по поводу всевозможных путей решения проблемы, всякий раз при этом делаются записи в записной книжке по поводу новых мыслей или идей. Ежедневно этому посвящается определенное время. День ото дня растет количество записанных вариантов. В конце месяца анализируются все записи и составляется список самых лучших идей и предложений.

Этот метод можно использовать и для коллективной работы по генерированию идей, но тогда записная книжка должна быть у каждого участника творческого процесса. Главный координатор в конце месяца собирает все записи и сводит все лучшие идеи в общий список, избегая одинаковых предложений, а затем проводит коллективное обсуждение и экспертизу предлагаемых идей.

Выбираются лучшие. Для того чтобы привнести в работу объективность, целесообразно предварительно определить критерии отбора идей, например по степени новизны и конструктивности, по степени обоснованности или ресурсного обеспечения реализации, по появлению потенциальных проблем после внедрения. Использование метода позволяет:

* выявлять и определять значимость проблемы, влияющих факторов и концепций ее решения;

* преодолевать недостатки традиционных способов решения проблемных ситуаций (например, совещаний);

* в ограниченное время найти подход к решению внезапно возникшей задачи.

Метод дискуссии

Это метод подготовки решений с участием широкого круга участников, ознакомления их со взглядами друг друга, выявления различных точек зрения, интересов, их согласования и интеграции. Это совместный поиск оптимальных путей решения проблем, опирающийся на результаты практики и на ее научное осмысление.

Дискуссия предполагает свободное изложение участниками своих позиций, сопоставление различных подходов, публичное обсуждение преимуществ и недостатков спорной проблемы. Достигается это соответствующей организацией совместной работы участников, применением необходимых методических приемов и способов.

Использование метода позволяет:

* решить важные научные, государственные и хозяйственные проблемы;

* выявить и согласовать интересы многообразных социальных групп, довести до каждого члена организации и общества в целом необходимость определенного порядка действий;

* формировать необходимую организационную культуру фирмы.

Самый простой и самый популярный метод поиска и генерации идей - метод мозгового штурма (Brainstorm). Для того, чтобы организовать мозговой штурм, необходимо выбрать команду участников, состоящую из различных по своей образовательной и профессиональной подготовке людей, и назначить модератора - человека, который будет вести мозговой штурм.

Базовые принципы брейншторма:

  • Наличие четкой проблемы.
  • Разбиение сложных проблем на более мелкие.
  • Наличие модератора.
  • Неформальная обстановка.
  • Четкое фиксирование всех идей, которые высказывают участники.

Главное правило мозгового штурма - не критиковать идеи, которые выдвигаются участниками штурма. Процесс брейншторма можно разбить на пять этапов:

  1. Разогрев - неформальное общение между участниками (шутки, истории и т.д.).
  2. Генерация идей - все начинают предлагать свои идеи. На этом этапе идеи не критикуются. Споры и обсуждения запрещены. Все идеи записываются.
  3. Оценка - идеи оцениваются на предмет релевантности и реалистичности.
  4. Анализ - проработка процесса реализации идеи.
  5. Синтез - формирование результата мозгового штурма.

Главная роль принадлежит модератору. Он должен строго следить за временем и за правилами ведения мозгового штурма. Формирование результата происходит по-разному, самое простое – это череда голосований и обсуждений, с вычеркиванием одних идей и конкретизацией других. Это очень увлекательное занятие, которое дает результат не только на этапе генерации идей, но и на последующих фазах развития стартапа. Мозговой штурм можно использовать, когда есть команда, с которой можно что-то придумать, а в команде есть люди, способные сообща, вместе, придумывать решения любой проблемы.

Метод аналогий

Рассмотрим ещё один метод генерации идей - метод аналогий. Метод аналогий предназначен для генерации идей путем поиска аналогий поставленной задаче. Этот метод является методом ассоциативного мышления. В противоположность мозговому штурму целью здесь является не количество идей или альтернатив для них, а генерация небольшого числа альтернатив (возможно даже единственной альтернативы), разрешающих данную проблему.

Суть метода состоит в следующем:

Формируется группа из 5-7 человек, обладающих следующими качествами:

  • гибкость мышления (другими словами, выбирайте тех, кто быстро соображает и умеет перестраиваться от одной темы к другой);
  • практический опыт и знания в данной предметной области (не стоит спрашивать гуманитария про технические проблемы в веб-разработке, и наоборот);
  • коммуникабельность (выбирайте тех, кто не будет молча сидеть в углу и не отрывать глаз от своего гаджета, кто сможет увлеченно вместе со всеми искать решение).

Далее группа, выработав определенные навыки совместной работы (достичь этого можно решением простых задач или применив игровые форматы, как в методе мозгового штурма), проводит обсуждение как любых аналогий, спонтанно возникающих в ходе беседы, так и проблемы, подлежащей решению. Перебираются в первую очередь четыре известных вида аналогий: прямая, личная, символическая и фантастическая.

Прямая аналогия определяет такую ситуацию сравнения, когда аналогия (модель) и оригинал (то, с чем проводится аналогия) максимально подобны (похожи или приближены) друг другу. Например, застёжка-липучка и репейник, т.е. происходит прямое сравнение свойств объекта.

Личная аналогия освобождает учеников от механистического, внешнего анализа проблемы. К примеру, представить себя на месте вращающегося электрона. Или человека, который попал в трудную ситуацию, выходом из которой может быть …

Косвенная аналогия между оригиналом и моделью устанавливается в виде косвенного (не прямого) совпадения или достаточной (не полной) близости относительно друг друга.

Символическая аналогия. Это обобщенная, абстрактная аналогия. Требуется в парадоксальной форме сформулировать (буквально в двух словах) фразу, отражающую суть явления или придумать некий символ. Например, мороженое - сладкий лед.

Фантастическая аналогия предлагает ввести в изобретательскую задачу или бизнес - проблему фантастические средства или персонажи, выполняющие то, что требуется по условию задачи. Смысл этого приема заключается в том, что мысленное использование фантастических средств часто помогает обнаружить ложные или избыточные ограничения, которые мешают нахождению решения проблемы, выходу на новую бизнес идею. То есть если Вы мысленно проследите, как решится проблема с помощью фантастического персонажа или фантастического устройства, Вы сможете увидеть и реальные способы решения.

Какие идеи можно преобразовать в работающий бизнес?

Чтобы реализовать идею, нужно:

  1. Быть уверенным, что в Вашей идее заключена польза для потребителя.
  2. Вы должны будете придумать, протестировать и реализовать рабочую бизнес – модель для превращения этой идеи в бизнес.
  3. Вы должны быть уверены, что за продукт или услугу, которую Вы собираетесь вывести на рынок, кто-то согласится заплатить, причем именно ту цену, которая обеспечит прибыль Вашему бизнесу (а не только окупит затраты).
  4. Вы сможете собрать команду и руководить ею до стадии создания действующего прототипа (или кто-то из Ваших друзей соберет команду и пригласит Вас в нее).
  5. Вы привлечете первых клиентов и тем самым докажете инвестору, что в Вас можно и нужно вложить деньги.

Так какие же идеи можно превратить в хороший бизнес - проект?

Хорошие идеи для проекта имеют три общих черты:

  • в идее есть то, что нужно вам самим;
  • вы можете сами её реализовать или можете собрать команду, которая сможет её реализовать;
  • как ни странно, оочень немногим кажется, что эта идея достойна реализации.

Отдельно мы отметим ещё один очень важный для идеи фактор – возможность масштабирования. Хороший потенциал масштабирования – это значит, что бизнес, основанный на этой идее, можно увеличить, например, в 10 раз, потратив на это всего в 2 раза больше ресурсов. Как правило, это свойственно именно идеям технологического бизнеса, где возможности интернета помогают быстро продвинуть продукт на различные рынки.

Этого мало. Главный критерий отбора любой бизнес-идеи - это готовность потребителей платить. Есть такое выражение : "проголосовать рублем". Для бизнес-идеи оно наиболее актуально. В первую очередь нужно понять, готов ли кто-то заплатить за ваш потенциальный продукт? Сколько таких людей существует (десять человек или миллионы)? Покрывает ли количество этих людей затраты на маркетинг, производство и операционную деятельность ? Если ответы на эти вопросы положительные, то такую идею стоит реализовывать.

Для создания удачного стартапа главное - убедиться, что проблема действительно существует. Проверить это можно следующим образом:

  1. Коротко и внятно опишите предполагаемый продукт с точки зрения того, какую проблему потребителя он решает.
  2. Определите, кому он может быть интересен (определите целевую аудиторию, или несколько групп целевой аудитории).
  3. Попробуйте протестировать Вашу идею – узнайте, что про нее думают потребители. Протестировать можно по-разному, например, когда Вы составите короткое устное описание, сделаете презентацию PowerPoint или любым другим способом, Вы можете:
    • провести опрос в социальной сети;
    • попробовать найти экспертов в этой области и узнать их мнение;
    • сделать одностраничный сайт в сети Интернет (landing page), и посмотреть, как Ваши потенциальные потребители реагируют на то, что Вы предлагаете (иногда стоит сделать несколько разных landing page, чтобы определить предпочтения своей аудитории более точно);
    • используйте любой другой вариант, который позволит собрать качественную обратную связь.

Если людям нравится потенциальный продукт (Вы его еще не создали, но уже грамотно описали и поэтому знаете реакцию на него потенциальных покупателей), то смело беритесь за разработку.

Если вам предлагают что-то изменить в вашей идее – прислушайтесь. Возможно, именно эти советы помогут вам лучше понять проблему потребителя, а значит – сделать продукт более полезным.

Если все вокруг говорят, что идея того не стоит (даже ваши друзья и родственники), то вам стоит её кардинально преобразовать или найти другую идею. Очень часто отверженные идеи становятся таковыми из-за того, что и потребители, и рынки к ним просто не готовы и через пару лет ваша идея станет реальностью. Либо Вы просто плохо объяснили, как именно сможете заработать на этой идее. Пробуйте еще – находите другие варианты, вносите изменения в описание и в выбор целевой аудитории – и только когда все случаи испробованы – сохраните все ваши наработки в отдельной папке. Забудьте об этом на время, займитесь чем-то другим, а к старой идее вернитесь еще несколько раз – возможно, Вы посмотрите на нее другими глазами.

День добрый, читатели моего блога. Сегодня анализировал статистику запросов от пользователей, искал интересные темы для своих статей и понял, что многие ищут в сети новые бизнес идеи. Уверен, что все хотят найти готовую бизнес идею, которая уже завтра, а то даже и сегодня, начнет приносить прибыль. Скажу сразу, что в сети вы сможете найти бизнес идеи, но не факт, что они будут актуальные. В большинстве случаев в открытый доступ попадают старые бизнес планы, которые уже себя изжили, или такие, что не являются рентабельными. К чему я веду? К тому, что бизнес идею можно разработать самостоятельно, она будет уникальная, она будет авторская, вы продумаете все плюсы и минусы, сможете рассчитать все риски и плюсы данного дела.
Но тут возникает вопрос, а как это сделать? Если честно, то я тоже с самого начала задался таким вопросом. Очень легко сказать – придумать новую бизнес идею, но нужно ж иметь четкое понимание того, как и что делать. Не все от природы могут за секунды выдавать креативный решения, способные давать отличный результат.

Детальней изучая данную тему я понял, что в науке очень много людей тоже задавалось себе таким вопросом, и некоторые из них разработали даже специальный системы позволяющие стимулировать мозг, заставляющие его работать сверх своих возможностей и выдавать новые идеи. Итак, сегодня мы с Вами поговорим о 10 основных методах генерирования новых бизнес идей.

Мозговой штурм – отличный способ получения новых идей

Мозговой штурм – это то, что практикуется во многих компания, больших и малых. Не важно каким видом бизнеса вы занимаетесь или планируете заняться, мозговой штурм всегда способен выдать новые идеи, интересные концепции и решения поставленных задач.
Данный метод был разработан Алексом Осборном. Основная идея состоит в том, что участники мозгового штурма обсуждаю поставленный вопрос. Сначала задается вопрос, потом каждый предлагает свое решение, высказывая несколько фраз. Идеи должны быть разные, желательно высказывать все, что приходит в голову, не бояться. Даже если решение кажется фантастическим, то говорите. Таким образом идет коллективное мышление, происходит стимулирование творческого процесса. У меня в команде бывало так, что с начала все идет тяжело, но потом кто-то сказал одну идею, его подхватил другой, третий и пошло. Идея за идеей, решение за решением, из сотни высказанных предложений мы обязательно находим парочку толковых. Далее следует их записать и уже более детально обговорить.
Мозговой штурм имеет три этапа:
Постановка проблемы. Определитесь с тем, что будете обговаривать, четко сформулируйте задачу.
Генерация идеи. Самая важная и креативная часть мозгового штурма. Тут нужно соблюдать определенные правила: не ограничивать идеи, говорить все подряд; ни в коем случае не критиковать идею другого участника штурма; самые необычные идеи приветствуются; по возможности объединять и компонировать сказанное.
Группировка и выделение самых интересных идей. Часто этот этап забывается, но именно он позволяет из сотен сказанных идей выделить самые лучшие и достойные.
Думаю, что вы разобрались с тем, что такое мозговой штурм. Уверен, что первые несколько раз будет тяжело, но со временем вы приловчитесь и сможете генерировать очень интересные и полезные идеи.

Новые бизнес идеи: метод «шесть шляп»

Данный метод генерации новых бизнес идей, да и всех идей в целом, принадлежит Эдварду де Боно. В ходе творческого процесса человек должен надеть шесть разных шляп. У каждой свой определенный цвет, который отвечает за ту или иную функцию. Так, надев белую шляпу вы должны беспристрастно проверить все цифры и факты, примеряв черную, нужно искать все негативные черты и риски данного бизнеса, в желтой – проанализировать все плюсы данного дела, в зеленой сгенерировать еще новых идей развития проекта, а в красной можете себе позволить эмоционально высказываться по поводу представленной идеи. И последняя, синяя шляпа – в ней вы должны подвести итоги всей проделанной работы.
Очень интересный метод, который превращается в игру, но тем самым способен невероятным образом стимулировать процесс мышления и увеличивать возможность генерировать новые бизнес идеи.

Метод «ментальные карты»

Данный метод генерации новых бизнес идей получил название «ментальные карты». Его создателем является Тони Бьюзен. Основная идея заключается в том, что весь процесс мышления и креатива тесно связан с памятью человека. Именно ее нужно развивать, стимулировать, стараться как-то взбудоражить. Тони Бьюзен предлагает взять большой ватман бумаги, в центре написать идею, ключевое понятие от которого нужно отталкиваться, а далее создавать ветви на которых писать все возникающие ассоциации. Таким образом у Вас образуется определенная карта, состоящая из множества ассоциаций. Все они будут связаны между собой ключевым понятием. Это позволит включить креативный процесс мышления, создать целую сетку ассоциативных понятий из которых можно вывести интересные и новые идеи.

Новые бизнес идеи: метод синектики

Вот это уже действительно реальный метод, который я использовал в своей практике несколько раз. Не скажу, что он простой, но довольно таки действенный. Понял алгоритм работы, вы сможете с легкостью генерировать новые бизнес идеи, или решать поставленные задачи.
Итак, синектика – главным источником новых идей тут является поиск аналогий. Автором данного метода является Уильям Гордон. Что нужно делать? Вначале выбираем объект, и рисуем таблицу для его аналогий. В первом столбце указываем прямые аналогии, во втором – косвенные, а потом нужно сопоставить цель, прямую и косвенную аналогию.
Тяжеловато понять с первого раза? Я тоже был запутался, по этому приведу простой пример.
Объект – карандаш
Задача – расширение ассортимента и увеличение продаж
Прямая аналогия – большой и объемный карандаш
Косвенная аналогия (отрицание прямой) – плоский карандаш
Сопоставляем цель, прямую и косвенную аналогию и понимаем, что можно сделать плоский карандаш-закладку для книг.
Более детально про метод синектики я написал в статье «Синектика: метод генерации новых идей»

Новые бизнес идеи: метод фокальных обьектов


Метод фокальных объектов – довольно интересный способ генерации новых бизнес идей. Его автором является Чарльз Вайтинг, который отмечает, что данный способ призван объединить признаки разных объектов в одном целом, и за счет этого вывести новый объект, более интересный для людей.
Например: за основу берем праздник Новый Год. Ассоциаций много, но у меня сразу в голову приходят апельсины, подарки, бенгальские огни и свечи которые родители ставили на стол. Идея такова, что можно в воск свечи добавить перетертые бенгальские огни, и мы получил интересную свечу, которая будет искриться. Пример простой, но думаю, что он позволил Вам понять как это работает. Метод фокальных объектов используется везде – в технике, в машиностроении, в промышленности. Даже взять технику от Apple – все новые гаджеты (iPhone, iPad) –это генерация различных устройств, свойства которых объединили в одно и доработали.

Морфологический анализ

Данный метод был предложен Фрицем Цвике. Если честно, то я не до конца его понял, несколько раз старался сгенерировать новые идеи таким образом, но не получалось. Возможно я тяготею к другим способам, но в своей статье не мог обойти этот стороной.
Итак, метод морфологического анализа заключается в том, что исследуемый объект нужно разложить на компоненты, среди которых нужно выбрать самые важные и существенные. Далее их нужно изменить всевозможными методами и попытаться собрать, в результате получив другой, качественно новый объект.

Метод непрямых стратегий

Данный метод генерации новых идей довольно забавный. Лично я несколько раз его использовал, сказать, что идея пришла гениальная – будет не правдой. Возможно из-за того, что я воспринимал все как игру, больше хотел протестировать метод непрямых стратегий на действенность, нежели получить какой-то конечный результат.
Непрямые стратегии были разработаны Брайаном Ино и Питером Шмидтом. Суть состоит в том, что вы даете определенные инструкции самому себе, но предварительно не знаете, что должны будете выполнить и куда приведет результат выполнение того или иного указания. Раньше для этого использовались специальные карты, на которых писали команды типа «Спроси свое тело», «отбрось обычные инструменты», «сделай это наоборот». Были также и немного непонятные команды – «Послушай тихий голос», «Прокрути хребет» или «Проделай умывание». Именно такие указания использовал сам Брайан Ино.
В наше время, когда интернет доступен практически каждому, вам не нужно писать карточки, или искать специальные карты непрямых стратегий. Достаточно зайти на сайт futura.ru/Oblique.htm и вы получите найдете генератор случайных указаний.

Метод «автобус, кровать, ванна»

Данный метод основывается на том, что идеи приходят к нам всегда и в различных местах. Не думайте, что только сидя в офисе, или дома в удобном кресле, вы сможете выдумать что-то новое. Как правило, самые интересные идеи застанут Вас врасплох, в 3 часа дня, в какой-то обычный рабочий день. Помните, что озарение приходит спонтанно, но вы должны быть к этому готовы. Носите с собой ручку и блокнот, записывайте все, что кажется интересным.

Новые бизнес идеи: метод расшифровки

Тут в дело идет фантазия. Берете какое-то высказывание на иностранном языке, такое, что Вам не понятно, и стараетесь расшифровать его, использую аналогии, ассоциации, перебирая десятки возможных вариантов. В таком творческом процессе может зародиться интересная идея. Если вы хотите получить новую бизнес идею, то лучше выбирайте какие-то бизнес цитаты на иностранном языке.

Ловушка для идей

Данный метод чем-то схож с предыдущим – автобус, кровать, ванная. Тут вы тоже должны фиксировать все-все-все, что приходит в голову. Записывайте в блокнот, на диктофон, в телефон или планшет. Но не нужно сразу анализировать записанное. Как правило, вернитесь к идеи через несколько дней, обдумайте ее еще раз, сделайте анализ и определенные выводы.
Новые бизнес идеи генерировать не так уж и сложно. Поверьте, если вы освоите один из 10 методов, что я описал, то новые идеи станут обычным делом в вашей жизни. Другой вопрос в том, что любая идея должна быть подобающим образом реализована, чтоб превратиться из концепции в стоящее дело.


Разработка новых идей при решении любого рода задач на протяжении многих веков жизнедеятельности человечества являлась самой сложной задачей человека.

Самым первым методом являлся метод проб и ошибок. Его принцип понятен из названия и заключался в последовательным продвижением идеи, которая отсекалась на определённом этапе или в конечном счете принималась и являлась единственно верной. Но у самого древнейшего метода есть один из очень существенных минусов - это низкая эффективность. В последствии с развитием науки и техники к данному вопросу появляются методы, на которые опираются новаторы для решения поставленной задачи то есть генерации идеи.

Первый мeтод генерирования идeи назвал Алекс Осборн - методом Мозгового штурма. Основной принцип метода заключается в том, что собирается группа людей и предлагает разные идеи, которые участники группы в последствии пытаются развить. При этом они на «месте» проводят анализ их достоинства и недостатков.

Второй метод разработал Эдвард де Боно . Он назвал его методом «Шести шляп». Его суть основана на том, что исследователь по очередности надевает на голову шесть шляп различных цветов. В шляпе белого цвета он четко проверяет все числовые и фактические данные, в черной он пытается найти все минусы стороны, в желтой он анализирует положительныe стороны, в зеленоватой он создает новые идеи, в красной же он позволяет дать волю эмоциям. В итоге в синей шляпе он подводит итоги проделанных работ.

Третий мeтод Чарльза Вайтинга . Он назвал его методом фокальных объектов. В нем признаки различных объектов, которые можно расписать по отдельности находятся в нашем объекте исследования. Например, понятие «шпионажа в письме» Письмо пишется обычной ручкой, но с невидимыми чернилами, которые отображаются только под ультрафиолетом. Ручка заполняется такими чернилами и в нее устанавливается маленькая ультрафиолетовая лампочка, которая может использоваться как фонарик.

Следующий метод основал Тони Бьюзен. И назвал его мeтодом мeнтальных карт. Он выдвинул теорию, основная идея в которой - творческий процесс очень сильно взаимодействует с памятью, и потому нуждается в развитии именно своей памяти. Основная идея его метода заключалась в том, что он написал в центре листа одно ключевое понятие, а все связанные понятия с этим словом на ветви которые отходят от главной идеи. Идею можно не только записывать, но и иллюстрировать такие рисунки очень помогают придумывать что-то новое с идеей, которая лучше запомнится.

Следующий метод, автором которого является Уильям Горднон - Синектика. Горднон полагал, что первоисточник генерирования новых идей заключается в поиске аналогий, где первоначально нужно выбрать предмет исследования и создать таблицу для его аналогий. Начальный столбец заполняют данные для чего вообще предмет создан и используется, во второй записывают непрямые, например отрицательные черты признаков из первого столбца. После этого нужно сопоставить цeль, объект и косвенные аналогии. К примеру, объект- картонная коробка из-под шоколада, задача - запись заметок. Прямая аналогия - коробка глянцевая с принятом, ее отрицание - обычная белая бумага. Результатом будет - коробка на которой можно писать заметки.

Фриц Цвикки предложил метод морфологического анализа. Суть этого анализа базируется на том, чтобы разложить на составляющие один исследуемый предмет и выбрать из данных составляющих несколько его главных характеристик, попробовать поменять их и попытаться соединить снова. И в конечном счете получить нечто новое.

Авторы следующего метода-это два ученых Брайан Эно и Питер Шмидт. В своем методе они используют колоду карт, где записывается набор команд, например «прочти новую книгу» и прочее. В процесcе генерирования новой идеи необходимо вытащить карту и попытаться следовать точным ее указаниям.

Метод расшифровки заключается в том, что берется не очень понятное выражение или устойчивое выражение на не родном языке. И когда человек ее просматривает у него в голове будут создаваться разные ассоциации с данным выражением. К примеру, человек занимался выжиганием по дереву, у него возникла ассоциация с гравировкой по металлу.

Заключительный метод ловушки для идей. В нем необходимо фиксировать абсолютно все идеи, их можно записывать на диктофон или в тетрадь и потом при удобном случае всегда возвращаться к ним.

Выше были описаны инновационные методы генерирования идеи , которые выдвигали ученые разных стран в свое время, но ими пользуются в наши дни и возможно и в будущем, в виду их универсальности, открытости и иногда простоты. Они помогают создавать инновации какими мы их видим и ощущаем.

Можно сделать вывод, что с развитием науки и научного подхода для решения данного вопроса креативность при разработке инноваций возрастает. Огромное количество открываемых каждый день и патентуемых технологий позволяет человеку совершенствоваться и пользоваться вышеперечисленными методами как для получения выгоды так и просто для облегчения собственной жизни. Конечно во всевозможных НИИ могут пользоваться методами генерации идеи о которых простые обыватели даже и возомнить не могли, но все равно инновации должны проверяться данными классическими методами. Можно сказать, что одни методы подходят для чисто технических усовершенствований, когда как другие берут на себя большой риск за нестандартность. И конечно отличные результаты показывает комбинирование различных методов.

Методы генерирования идей

Одним из важнейших моментов, когда происходит соединение всех необходимых условий развития, является поиск идей, основного направления будущей деятельности, которая потом будет разворачиваться, аргументироваться и иллюстрироваться. Существуют приемы по поиску и структурированию идей. Это «идейные сетки» или mind maps, мозговой штурм (brainstorming) и синектика (Synectics).

Метод mind map (карта памяти), разработанный Т. Бузан, является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро ассоциативно, в виде «хаоса» на бумаге. Сущность, структуру и традиционное оформление mind map можно представить следующим образом (рис.1).

Достоинствами использования методов визуализации мыслей являются следующие:

Чётко обозначена главная идея:

Легко распознаются и становятся очевидными взаимосвязи многих понятий, элементов:

Развивается ассоциативное мышление, повторение происходит быстрее и эффективнее:

Карта может быть дополнена, отредактирована позднее:

Карты легко восстанавливаются при воспоминании.

Мind-Мар является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Если ученики научатся представлять тему с помощью Мind Мар, они и в дальнейшем будут охотно использовать этот метод. Mind - Мар выражает их индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления их креативных способностей. Составление Mind - Мар предусматривает следующую поэтапность:

1. В центре листа, доски пишется тема.

2. Учащиеся могут говорить всё, что им придёт в голову относительно данной темы. Учитель записывает эти понятия, ассоциации на одной стороне доски. Самостоятельность учащихся здесь очевидна, нет никакой цензуры, оценки, чья идея лучше или хуже.

3. После того как все высказались по теме, можно сообща определить ключевые слова.

4. От центральной темы отходят основные ветви, на которые записываются другие ключевые слова.

5. На ответвлениях от этих ключевых слов упорядочиваются все остальные вышеназванные идеи. Возможно, что при этом у учащихся возникнут еще новые идеи, которые также записываются. Если ряд идей не подходят под обозначенные ключевые слова, необходимо определить для них отдельные ключевые слова.

6. Основные и побочные ветви могут быть пронумерованы, выделены цветом, некоторые слова по, договорённости, могут быть заменены символами, картинками и т. д.

Возможности использования Mind -Мар:

В зарубежной методической литературе достаточно много примеров вариативной работы с Mind -Мар, возможности использования данного метода многогранны, например:

При работе с текстом

На дополнительных занятиях по английскому языку возможна следующая методика работы с Mind –Мар:

1. Учащиеся просматривают текст;

2. Текст читается второй раз по абзацам. Учащиеся подчёркивают наиболее важные высказывания или ключевые слова.

3. С помощью выделенных понятий со­ставляется первая Mind - Мар. Тема - в центре, подчёркнутые слова сгруппированы вокруг.

4. Текст читается последний раз, и Mind - Мар дополняется уточнениями в виде ответвлений от ключевых слов. Эта методика применялась нами на этапе знакомства с поэтическими произведениями.

При сборе необходимого языкового материала для

обсуждения темы, дискуссии, интервью, написания небольших текстов различных жанров и т. д.

В 1953 году американский психолог А. Осборн предпринял попытку усовершенствовать метод "проб и ошибок". Пытаясь решить задачу этим методом, изобретатель выдвигает какую-то идею ("А если сделать так?"), а затем проверяет, годится она или нет. Есть люди, которые по складу ума хорошо "генерируют" идеи, но плохо справляются с их анализом. И наоборот: некоторые люди больше склонны к критическому анализу идей, чем к их "генерации". Осборн решил разделить эти процессы. Пусть одна группа, получив задачу, только выдвигает идеи, хотя бы и самые фантастические. Другая группа пусть только анализирует выдвинутые идеи.

Мозговой штурм (Brainstorming ) - так назвал Осборн свой метод - не устраняет беспорядочных поисков. В сущности, он делает их даже более беспорядочными. "Пробы" долгое время идут в направлении "вектора инерции": они не просто беспорядочны, они преимущественно направлены не в ту сторону. Поэтому переход к "простой беспорядочности" - уже какой-то прогресс.

Основные правила мозгового штурма несложны:

1. В группу "генераторов" идей должны входить люди различных специальностей.

2. "Генерирование" идей ведут, свободно высказывая любые идеи, в том числе явно ошибочные, шутливые, фантастические. Регламент - минута. Идеи высказываются без доказательств. Все идеи записываются в протокол или фиксируются магнитофоном.

3. При "генерировании" идей запрещена всякая критика (не только словесная, но и молчаливая - в виде скептических улыбок и т. п.). В ходе штурма между его участниками должны быть установлены свободные и доброжелательные отношения. Желательно, чтобы идея, выдвинутая одним участником штурма, подхватывалась и развивалась другими.

4. При экспертизе следует внимательно продумывать все идеи, даже те, которые кажутся явно ошибочными или несерьезными.

Обычно группа "генерации" идей состоит из шести - десяти человек. Продолжительность штурма невелика:минут.

При проведении мозговых штурмов с запретом скрытой критики (не разрешается обрывать развивающиеся цепи идей, требуется доводить каждую идею до логического завершения) эффективность штурма повышается, но резко возрастают и затраты времени.

При мозговом штурме можно в какой-то степени управлять мышлением, но суть дела от этого не меняется: поиск по-прежнему ведется простым перебором вариантов.

Пытаясь усовершенствовать мозговой штурм, нетрудно обнаружить, что целесообразно было бы использовать две возможности:

1. Создать не один метод, а комплекс разных методов

2. Организовать дело так, чтобы этот комплекс применяли группы людей, специально обученных и постепенно накапливающих опыт методического решения задач.

Из этих положений исходил американский исследователь У. Гордон, предложивший так называемую синектику и основавший в 1960 году изобретательскую фирму "Синектикс".

Слово "синектика" означает "совмещение разнородных элементов". По определению автора, синектические группы - группы людей различных специальностей, которые встречаются с целью попытки творческих решений проблем путем неограниченной тренировки воображения и объединения несовместимых элементов.

В основу синектики положен мозговой штурм, проводимый постоянными группами. Решение задачи начинается с ознакомления с "проблемой, как она дана" и превращения ее в "проблему, как она понимается". В синектике используются четыре вида аналогий:

Прямая аналогия - рассматриваемый объект сравнивается с более или менее аналогичным объектом из другой отрасли техники или с объектом из живой природы. Например, если мы хотим усовершенствовать процесс окраски мебели, то рассмотреть, как окрашиваются минералы, цветы, птицы и т. д. Или - как окрашивают бумагу, как "окрашивают" телеизображение.

Личная аналогия - ее называют также эмпатией: решающий задачу человек вживается в образ совершенствуемого объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства, ощущения. Например, в предыдущем случае можно представить себя белой вороной, которая хочет как-то окраситься.

Символическая аналогия - обобщенная, абстрактная аналогия. Например, для шлифовального круга - "точная шероховатость".

Фантастическая аналогия - в задачу вводятся какие-нибудь фантастические существа, выполняющие то, что требуется по условиям задачи. Или какие-нибудь фантастические средства, (шапка-невидимка, сапоги-скороходы и т. п.).

Синектика - наиболее сильное из того, что есть в зарубежных странах в области методики изобретательства. Но синектика осталась механическим набором приемов, оторванных от изучения объективных закономерностей развития техники. Задачи второго уровня и нижних подуровней третьего уровня - таков потолок синектики.

Все вышеописанные методы учат реагировать спонтанно, проявлять находчивость, воображение. Использование данных методов на уроках английского языка имеет неоспоримую практическую ценность, как при организации реального общения, так и при развитии творческих, мыслительных способностей. Поскольку сколько-нибудь достоверных диагностических тестов для определения творческих способностей не существует, мы полагаем, что умение учеников составлять идейные карты, а также активная генерация идей с помощью мозгового штурма и синектики могут являться показателями развития творческих способностей.

Применение технологии визуализации мыслей и информации (методика Мозговой штурм (brainstorming) и идейных сеток (Mind map)) на этапе генерирования идей является весьма удачной: учащиеся быстро ориентируются в теме, сами генерируют идеи, которые развиваются и практически воплощаются уже на данном занятии при выполнении аналитических упражнений. Составленные «идейные сетки» на протяжении всего процесса обучения работают в качестве опор для генерирования новых идей, ассоциаций, упорядочивания мыслей вследствие получения новой информации, а также являются лучшим способом для воспроизводства уже полученной смысловой информации. Примеры идейных сеток даны в приложении. Обучение оказалось оптимальным в таких ситуациях, когда ученики предлагали идею, а учитель только помогал правильно сформулировать её. Необходимо отметить, что поскольку трудно отделить мнение или идею учителя от идеи ученика, необходимо ограничить роль учителя в процессе создания работ детей. Роль педагога – вывести ученика на активизацию собственного опыта. Поэтому после того, как текст будет прочитан, очень важно дать время на индивидуальный отклик как результат взаимодействия только автора и читателя без вмешательства учителя.