Любовь в рассказе судьба человека. Тема предательства в судьбе человека


Великая отечественная война оставила неизгладимый след в памяти всех народов СССР, что не могло не отразиться и на литературе. Сегодня существуют тысячи и тысячи литературных памятников разной степени качества, посвящённых этому периоду нашей истории. Не мог остаться в стороне и знаменитейший писатель советской эпохи – Михаил Шолохов. Его рассказ «Судьба человека» считается одним из самых пронзительных литературных шедевров, посвящённых Великой отечественной войне. Многомудрый Литрекон предлагает Вам его разбор.

«Судьба человека» была создана в рамках литературного . Автор стремится к как можно более натуральному изображению действительности. Его персонажи, их слова и действия прописаны максимально реалистично. Читатель может поверить, что описанные в рассказе события могли произойти на самом деле.

Жанр произведения можно определить, как рассказ. Повествование охватывает относительно короткий промежуток времени. Количество действующих лиц ограничено. Созданные писателем образы размыты и неконкретны, что только подчёркивает типичность рассказанной истории.

Смысл названия

Название рассказа «Судьба человека» точно отражает его суть – жизненный путь простого русского человека, которому пришлось преодолеть множество испытаний. Через судьбу обычного солдата автор показывает, через что прошел весь советский народ? Вся жизнь Соколова — отражение того, что пережил каждый боец. Таков смысл заглавия произведения.

Само слово «человек» в названии подчёркивает главную мысль Шолохова – о том, как пройдя через ад, можно и нужно остаться человеком, способным на сострадание. Как, увидев, какие ужасы творит человечество, не отчаяться и продолжать жить, надеясь на лучшее.

Суть: о чём рассказ?

Рассказ «Судьба человека» начинается с того, как автор во время поездки по югу послевоенной России встречается с шофёром Андреем Соколовым и маленьким мальчиком Иваном. Соколов рассказывает историю своей жизни.

Ещё до войны Соколов имел семью, жену, сына и двух дочерей, и жил простой рабочей жизнью.

В сорок первом году Соколов был призван в РККА шофёром и попал в плен, везя снаряды для артиллерийской батареи. Пройдя через концентрационный лагерь, герой бежит из плена, прихватив с собой важного немецкого офицера.

Вернувшись домой, Сколов узнаёт, что его жена и дочери погибли, а сын – Анатолий, ушёл на фронт. Через некоторое время он узнаёт, что его сын командует батарей.

Спустя некоторое время Андрей участвует в захвате Берлина, уже в день победы он узнаёт, что его сын убит немецким снайпером.

Война отняла у Соколова всё, ради чего он жил. Однако, встретив сироту Ивана, чьи родители погибли во время войны, главный герой берёт его под свою опеку и находит в себе силы жить дальше.

Главные герои и их характеристика

Система образов отражена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои рассказа «судьба человека» характеристика
андрей соколов ничем не примечательный гражданин советского союза. шофёр. до войны был порядочным человеком и семьянином: любил жену и детей, работал ради них. обладает сильным чувством долга: повёз снаряды для артиллерии, несмотря на вражеский обстрел, а сразу же после побега из плена попросил зачислить его в стрелковую часть. благодаря огромной силе духа, выдержал все жизненные испытания, не уронив достоинства, но полученные раны едва ли когда-то полностью затянутся. любит родину и готов погибнуть за нее, ведь отказывается от тоста за победу германии, рискуя жизнью. это собирательный образ всего советского народа.
мюллер комендант лагеря, в котором держали соколова. властолюбивый садист, регулярно избивающий пленных. отлично говорит по-русски. презирает советских людей. однако, желая доказать слабость соколова, предложив ему перед расстрелом выпить за победу немецкого оружия, потерпел неудачу и даже проникся уважением к герою, сохранив ему жизнь.
иван обычный мальчик 5-6 лет. во время войны потерял родителей, однако сохранил в себе детскую жизнерадостность.

Темы

Тематика произведения «Судьба человека» отражает все тяготы и лишения войны, но еще больше в ней героизма и силы духа советского народа:

  • Человечность — основная тема рассказа «Судьба человека». Несмотря на трудности и потери, Соколов не ожесточается сердцем. Он жалеет сироту и находит в себе силы вновь начать трудиться в мирной жизни. Герой не хочет мести, ему важна судьба его страны.
  • Любовь – любовь у Шолохова представлена прежде всего, как любовь внутри семьи. Писатель показывает, что только в семье, испытав все трудности быта, люди проявляют истинные чувства, которые не разрушит даже смерть. Соколов никогда не забудет свою семью.
  • Семья – семья в рассказе представлена, как наивысшая человеческая ценность, которая служит человеку важной опорой. Соколов, лишившись семьи, потерял цель существования, но, найдя новую, снова обрёл цель в жизни. Только тот, кто имеет близких людей и несет за них ответственность, может искренне любить родину, ведь она — тоже часть семьи.
  • Взаимовыручка – рассказывая о судьбе советских военнопленных, Шолохов подчёркивает важность взаимовыручки между советскими людьми, попавшими в немецкий плен. Несмотря на то, что некоторые проявляют свою гнилую сущность, большая часть сохраняет в себе человечность.
  • Подвиг – рассказ Шолохова избавлен от пафоса и патетичности, однако в нём есть место настоящему подвигу, который, по мнению Шолохова, заключается в выполнении своего долга перед страной и близкими людьми. Андрей — не сказочный богатырь, но он постарался и принес родине пользу на полях сражений и даже в плену.
  • Жизненные ценности – писатель превозносит такие человеческие ценности, как верность, честность и гордость, умение сохранить их в самой ужасной ситуации. Но главной ценностью его герой читает любовь: к семье, к родине, к товарищам.
  • Преданность – по мнению Шолохова, преданность родине и семье является одним из самых больших достоинств человека. Именно она является гарантом стойкости в испытаниях и лишениях.
  • Доброта – особенно важно, по мнению писателя, с добротой относиться к другим людям. Именно такое отношение может дать достаточную силу, чтобы победить зло.
  • Счастье – автор показывает, что человек обретает счастье только в кругу семьи. Но оно невозможно без своего места — то есть страны, где народ живет свободно испокон веков. Советский народ воевал не за землю, а за свое счастье.

Проблемы

Проблематика рассказа «Судьба человека» служит нам вечным напоминанием о том, что пережили наши предки:

  1. Сила духа – Шолохов всячески подчёркивает силу духа своего героя, который не ломается ни перед чем, даже самой смертью. Такое качество советского народа сделало возможной победу над противником, превосходящим по силе и технической оснащенности.
  2. Война – основная тема рассказа «Судьба человека». Писатель не склонен приукрашивать войну. Грязь, кровь смерть и насилие – вот, что представляет собой Великая отечественная война, лишённая всякой глянцевости. Однако Шолохов подчёркивает важность и необходимость вех этих испытаний перед лицом нацистского вторжения.
  3. Измена родине – Шолохов подчёркивает патриотичность той войны, показывая непоколебимую преданность большей части советских граждан, проходящих через страшные муки, своему отечеству. Автор изобразил предателя, подчеркнув его одиночество в толпе. Люди не поддержали его, так как они сохранили верность стране аде под угрозой смерти.
  4. Смерть – на протяжении всей войны смерть преследует героев, отнимая у них самых близких людей и угрожая им самим. Однако даже она не способна сломить бойцов, которые продолжают жить, несмотря ни на что.
  5. Жестокость – главный герой сталкивается с нечеловеческой жестокостью со стороны немецких оккупантов, для которых человеческая жизнь не значит ничего. Избиения, издевательства и убийства со стороны нацистов становятся в плену обычным делом.

Основная идея

Рассказ «Судьба человека» представляет собой выдающееся произведение о Великой Отечественной войне, которое рассказывает о тех событиях максимально достоверно, без какого-либо приукрашивания. Смысл рассказа «Судьба человека» таков: на примере судьбы Андрея Соколова Шолохов рассказывает о чудовищном испытании, которое выпало на долю всему советскому народу. Он подчёркивает силу простых людей, которые смогли не только победить страшного бесчеловечного противника, но после вернуться к мирной жизни и восстановить свою страну.

Главная мысль в рассказе «Судьба человека» — это необходимость сохранять свою человечность, что бы ни случилось. Даже посреди войны и разрухи люди должны оставаться людьми: любить и быть любимыми.

Чему учит?

Рассказ «Судьба человека» в очередной раз подчёркивает значимость, патриотический характер той войны. Автор демонстрирует волю народов СССР и клеймит нацизм, который стремился уничтожить целые страны и народы. Вывод из книги можно сделать такой: война за жизнь и свободу является нравственным долгом тех, кто дорожит своей страной.

Соколов демонстрирует нам колоссальную силу духа, с помощью которой можно преодолеть даже ужасы концлагеря, не говоря уже о бытовых проблемах. Автор подчёркивает важность семьи, доброты и любви, осуждает подлость и приспособленчество. Мораль Шолохова вечна, ведь он автор ставит семью, любовь и доброту выше пустых амбиций, а это вечная истина.

Критика

При жизни Шолохов имел сомнительную репутацию. Многие обвиняли его в плагиате и присвоении чужих заслуг. «Судьба человека» также оказалась под подозрением. Обвиняли её и в просоветской позиции, замалчивании, якобы, ужасной судьбы вернувшихся из немецкого плена. Например, известный диссидент А. И. Солженицын описал в произведении «Архипелаг Гулаг», как на самом деле встретили бы Соколова:

«Побег на родину — через лагерное оцепление, через пол-Германии, потом через Польшу или Балканы, приводил в СМЕРШ и на скамью подсудимых: как это ты бежал, когда другие бежать не могут? Здесь дело нечисто! Говори, гадина, с каким заданием тебя прислали (Михаил Бурнацев, Павел Бондаренко и многие, многие.) В нашей критике установлено писать, что Шолохов в своем бессмертном рассказе «Судьба человека» высказал «горькую правду» об «этой стороне нашей жизни, «открыл» проблему. Мы вынуждены отозваться, что в этом вообще очень слабом рассказе, где бледны и неубедительны военные страницы (автор видимо не знает последней войны) , где стандартно-лубочно до анекдота описание немцев (и только жена героя удалась, но она — чистая христианка из Достоевского) , — в этом рассказе о судьбе военнопленного ИСТИННАЯ ПРОБЛЕМА ПЛЕНА СКРЫТА ИЛИ ИСКАЖЕНА»

На сегодняшний день репутация Шолохова практически очищена, а «Судьба человека» считается одним из величайших рассказов в русской литературе.

Говоря о шолоховском стремлении к правде, нельзя не вспомнить и рассказ «Судьба человека», также ставший очередным прорывом в деле показа правды о войне. Некоторые критики упрекали Шолохова за то, что это еще не вся правда, в том смысле, что Андрея Соколова мог бы ждать еще и советский концлагерь. Но Шолохов всегда рассчитывал на взаимопонимание с читателем. Так, он говорил о «Поднятой целине»: «Хочется мне и во второй книге не все разжевывать, оставить читателю место для размышления». И хотя шолоховский рассказ – произведение на все времена, но он вписывается и в литературные споры 50-х -60-х годов ХХ столетия (дискуссии о положительном и идеальном герое и о «простом человеке»). Художественным открытием Шолохова стал образ человека, которого, по его социальному статусу, вроде бы следовало назвать маленьким, но который проявляет беспримерное величие души, отдав все на алтарь отечества и оставшись несломленным в борьбе с историческими обстоятельствами. Своим мужеством и стоицизмом Андрей Соколов напоминает героев античных трагедий, но в то же время это характер истинно русский во всех своих проявлениях, не осознающий собственного величия, а просто живущий согласно тому канону поведения, который складывался во времена Дмитрия Донского и Козьмы Минина и который, возможно, к нашим дням уже утратился, так что «микроэпопея» Шолохова является, говоря словами Г.Д. Гачева, «гигантским надгробным словом» русскому характеру. (Осипов В.О. Шолохов)

Современные литературоведы высоко ставят творчество Шолохова, видя в нем намеки на то, что судьба человека в послевоенном СССР была далека от идеала:

М.Шолохов первым поставил перед собой великую цель: нравственно реабилитировать тех, кто пережил все ужасы фашистского плена, доказать, что человек может сохранить себя в бесчеловечных обстоятельствах. Да, он ничего не ска-зал о фильтрационных лагерях, об унизительных проверках и обвинениях бывших пленных в шпионаже. Но, во-первых, как справедливо отмечал В.Осипов, нельзя «су-дить рассказ за то, чего в нем нет» . А во-вторых, у противников Андрея Соколова весьма оригинальное представление о послевоенной жизни героя как о счастливой и безоблачной. Прожженный ватник, неумело залатанные штаны, глаза, наполненные «неизбывной смертной тоской», больное сердце и произвол маленьких хозяев жизни — вот что заслужил защитник отечества, вынужденный скитаться по матушке России. Трудно представить, что такой большой писатель, каким, безусловно, является А.И.Солженицын, не смог увидеть то, что заставляет сжиматься сердца не одного поколения читателей. И наконец, не слишком ли мы расточительны в своем стремлении отринуть все то, что было создано до нас? (Осипова Т.О.)

Верность. Что это такое? Это нравственная основа, на которой держится мир человека. Это преданность своим принципам, долгу, Родине, своей земле, родителям, друзьям и любимым. Противоположным понятием является измена. Изменяет человек в первую очередь самому себе, не выдерживая проверки на нравственную прочность. На верность и измену люди проверяются прежде всего по отношению к своему долгу, к Отечеству. Особенно ярко это проявляется в годы тяжёлых испытаний, в годы войны.

Обратимся к примерам из художественной литературы.

В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» идёт речь о народном восстании под предводительством Пугачёва. С этим связаны почти все сюжетные линии повести. Главный герой – Пётр Гринёв, молодой офицер, который несёт службу в Белогорской крепости. Когда крепость захватили пугачёвцы, перед ним встал выбор: умереть, но сохранить верность присяге, Отечеству или остаться в живых, но изменить своему долгу, предать те нравственные принципы, которые заложены в нём с детства. «Береги честь смолоду», — наставлял сына отец, провожая на службу. И Гринёв сберёг свою честь, остался верным присяге и готов умереть, но не перейти на сторону самозванца. И об измене говорит Пушкин в своём произведении. Швабрин, тоже молодой офицер, присягает Пугачёву, чтобы не быть повешенным. Он изменяет своему воинскому долгу, клятве верно служить царю и Отечеству. Конечно, кому хочется умирать молодым. Но измена – это позор, презрение людей, и она ещё никогда не делала человека счастливее.

В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» говорится о верности человеческому и воинскому долгу. Главный герой, Андрей Соколов, перенёс много испытаний: воевал, был в плену, потерял семью, но даже в самые тяжёлые минуты своей жизни сумел остаться человеком и верным защитником своей родной земли. Верность живёт не в каждом сердце. Вспомним эпизод, в котором рассказывается о том, как пленных держали в сарае, в нечеловеческих условиях. И один из них готов предать других, указать фашистам коммунистов и комсомольцев, чтобы выжить, выслужиться перед врагами, спасти свою жизнь. Он не выдерживает испытаний, изменяет своему долгу, стал бы предателем, если бы не Андрей Соколов, который убивает изменника. Автор хочет сказать, что только такие качества, как верность и мужество помогают людям сохранить в себе человека.

В повести В. Быкова «Сотников» тоже говорится о верности и измене своему человеческому и воинскому долгу. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. Два главных героя, Сотников и Рыбак, оказываются перед лицом смерти: попадают в лапы врагов. Мужественно держится Сотников. Избитый, истерзанный, он не соглашается перейти на службу к фашистам, сохраняет верность своим боевым товарищам, воинской присяге, Родине. Мужество, смелость, верность родной земле помогают ему до конца оставаться человеком. А что же второй – Рыбак? Он струсил уже тогда, когда бросил на дороге товарища, который один вёл перестрелку с полицаями. И только страх перед партизанами заставил Рыбака вернуться. Он стал изменником перед лицом смерти: согласился пойти в полицаи, чтобы спасти свою жизнь, и даже стал палачом: выбил табуретку под виселицей, на которой стоял Сотников. Верность и измена ярче всего проявляют себя на войне.

Размышляя о верности и измене, перечитывая произведения русских писателей, я пришёл к выводу, что верность, преданность стране, любовь к Отечеству – залог мужества, чести, сохранения человеческого достоинства, а измена – это позор, трусость, путь к предательству.

Пример итогового сочинения по направлению "Верность и измена"

Тема: Что значит быть верным?

Верность - очень красивое слово. Обычно это понятие ассоциируется у людей с отношениями между мужчиной и женщиной, но значение этого концепта шире, чем может показаться на первый взгляд.

Так что же тогда значит «быть верным»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, откроем словарь Ожегова. "Верность - это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга". Как мы видим из определения, верность – это положительное свойство личности, характеристика, которая коррелирует с другими нравственными качествами: с совестью, честностью, благородством, со смелостью. Таким образом, можно сделать вывод о том, что верность затрагивает практически все сферы жизни человека. Преданным можно быть любимым, друзьям, Отечеству, слову или моральным принципам. А о верности животных своим хозяевам слагают легенды и поют песни.

Тема верности является ключевой в творчестве многих писателей и поэтов. Так, персонаж повести М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов является ярким примером гражданина, который верой и правдой служит своей Родине. Когда в его счастливую и спокойную жизнь врывается война, Соколов, не раздумывая, идет защищать свое Отечество и семью. На войне его дважды ранят, он проявляет себя как герой, спасая своего товарища. Позже Соколов попадает в плен, но даже там проявляет истинный патриотизм. Смертельная опасность не может заставить его отказаться от своей страны. Он сохраняет «русское достоинство и гордость», чем вызывает уважение у противников. Рассказчик описывает Андрея Соколова как «человека несгибаемой воли», который сможет преодолеть любые препятствия и воспитать приемного сына по своему подобию. Такие люди, по мнению рассказчика, способны на подвиги, если к этому «позовёт… Родина».

Поскольку проявление верности многогранно, обратимся к другому произведению художественной литературы, а именно к рассказу А.П. Платонова «Песчаная учительница». Мария Никифировна Нарышкина выбрала нелегкую профессию учителя. Она была обладательницей сильного характера и отнюдь не хрупкого телосложения. Когда по распределению ее направили в деревню Хошутово, где «царствовали» пески и не было никакой растительности, она не стала отказываться. В этом маленьком поселении люди умирали от голода, повсюду была нищета и разруха, но Мария не сдалась, а решила использовать свой преподавательский дар во благо: учить жителей бороться с песками. Благодаря ее трудам в деревне появилась растительность, и на уроки стало приходить больше крестьян. После проделанной работы ее направили помогать кочевому народу. Она могла отказаться, но, вспомнив о безысходной судьбе этого народа, решила поставить общественные интересы выше собственных. Своими поступками и силой духа она доказала, что верность своей профессии не ограничивается стенами кабинета. Мария Никифоровна стала прекрасным примером бескорыстного профессионализма, доброты и отзывчивости и показала, как сложен и важен путь педагога. Такие верные своему долгу люди являются фундаментом, на котором держится мир.

Проанализировав вышеуказанные произведения, я пришла к выводу: верность – одно из самых значимых свойств личности, которое часто остается незамеченным. Быть верным - значит любить людей и мир, в котором ты живешь, даже больше, чем самого себя.

"Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души", - утверждает Н.Г. Чернышевский. Действительно, измена - это один из самых низких поступков, который только может совершить человек. Предавая любимого человека или близкого друга, мы духовно деградируем, причиняя боль не только другому, но и самим себе. Изменяя Родине, мы также нравственно опускаемся и демонстрируем душевную низость.

Вспомним произведение В. Быкова "Сотников". Мы видим двух солдат - Рыбака и Сотникова - которые попадают в плен к немцам.

Под страхом смерти Рыбак становится предателем. Он сразу же соглашается перейти на сторону врага, а вскоре и помогает им казнить своего друга Сотникова Такой поступок характеризует Рыбака как человека, слабого духом и низким душой.В отличие от Рыбака, Сотников сохраняет верность Родине. Скромный, вроде бы неприметный боец, он совершает настоящий подвиг. Он достойно принимает смерть, не став предателем.

В произведении М. Шолохова "Судьба человека" герой по фамилии Крыжнев ради спасения собственной жизни также соглашается на измену Родине. Он хочет сдать взводного немцам, поскольку волнуется только о своем будущем. Как и Рыбак, он совершает низкий, подлый поступок. Он показывает себя трусом, готовым предать не только товарища, но и Родину.А вот Андрей Соколов, напротив, демонстрирует силу духа и готовность до конца защищать свою Родину.Он отказывается пить за вражескую Германию, доказывая, что лучше умереть, чем предать Родину. Такой патриотизм вызывает уважение даже у немецкого коменданта, и он остается жить.

Таким образом, любая измена, в том числе, и измена Родине, обнажает истинную человеческую сущность, показывая низость души. Верность же раскрывает главные добродетели человека, его сильный дух, нравственную стойкость и непоколебимость нравственных принципов.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-10-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Верность и измена - аргументы

* Верность другу:

** Фёдор Достоевский «Преступление и наказание» (Дмитрий Разумихин поддерживает своего друга, Родиона Раскольникова, несмотря ни на что)

** Владимир Короленко «В дурном обществе» (Дети из подземелья: Валек и Маруся подружились с мальчиком из «высшего» сословия Васей. Ребята настолько верны друг другу, что готовы не предавать под пытками. Вася даже совершил неблаговидный поступок: украл из собственного дома для больной Маруси куклу, чтобы скрасить последние дни ее жизни)

* Измена другу:

** Александр Пушкин «Капитанская дочка» (Петр Гринев и Швабрин. Некогда дружившие герои оказываются врагами из-за разных взглядов на такие понятия, как честь, верность, благородство. Швабрин в итоге предает Гринева, а из-за любви к одной и той же девушке-Маше Мироновой делает все возможное, чтобы уничтожить Гринева, с которым некогда дружил)

** Михаил Лермонтов «Герой нашего времени» (Грушницкий из-за зависти и ревности идёт на предательство Печорина, так как тот оказался счастливее его в любви. В Печорина влюбляется княжна Мери Лиговская, которая прежде симпатизировала Грушницкому, имевшему на девушку свои планы. Лишённый великодушия, Грушницкий не может простить Печорину своего поражения и решается на подлый шаг - бесчестную дуэль. Он клевещет на Печорина, обвиняя того в близких отношениях с княжной Мери, а во время поединка предлагает бывшему приятелю пистолет, заряженный холостыми патронами.)

** Харуки Мураками «Бесцветный Цкуру Тадзаки и годы его странствий» («Мы больше не хотим тебя видеть» - и никакого объяснения. Четыре его лучших друга в одночасье отрезали его от себя - и от его прежней жизни. Через 16 лет уже повзрослевшему Цукуру придется вновь встретиться со своими друзьями, чтобы выяснить, что же на самом деле произошло. Оказалось, Белая обвинила его в изнасиловании и друзья поверили этому)

* Верность профессии/своему делу:

** Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке» (о событиях, который произошли в жизни советского лётчика Алексея Мересьева в годы Великой Отечественной войны. Во время боя самолёт подбили немцы. Он спасся, но у него были раздроблены пальцы ног. Восемнадцать суток Мересьев пробирался по лесу. В госпитале ему сделали ампутацию. В результате настойчивых тренировок и огромной силы воли Алексей добился возможности летать, как раньше. В невероятно трудных условиях жизни он остался предан выбранной профессии, выбранному делу.)

** Андрей Платонов «Песчаная учительница» (Мария Никифировна Нарышкина выбрала нелегкую профессию учителя. Когда по распределению ее направили в деревню Хошутово, где «царствовали» пески и не было никакой растительности, она не стала отказываться. В этом маленьком поселении люди умирали от голода, повсюду была нищета и разруха, но Мария не сдалась, а решила использовать свой преподавательский дар во благо: учить жителей бороться с песками. Благодаря ее трудам в деревне появилась растительность, и на

уроки стало приходить больше крестьян. После проделанной работы ее направили помогать кочевому народу. Она могла отказаться, но, вспомнив о безысходной судьбе этого народа, решила поставить общественные интересы выше собственных. Своими поступками и силой духа она доказала, что верность своей профессии не ограничивается стенами кабинета. Мария Никифоровна стала прекрасным примером бескорыстного профессионализма, доброты и отзывчивости и показала, как сложен и важен путь педагога.)

* Верность любимому

** Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта» (дети воинствующих кланов против указов родителей встречаются друг с другом. Джульетта решает притвориться мёртвой и избежать свадьбы с другим. Не зная, что его любимая спит, Ромео принимает яд. Проснувшись, Джульетта видит мёртвого Ромео и убивает себя кинжалом)

** Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита любила своего избранника так сильно, что продала душу дьяволу. Она была готова искать его по всему миру и за его пределами. Она осталась верной ему, даже когда не было надежды найти Мастера.)

** Александр Куприн «Гранатовый браслет» (Верность любви толкает человека на подвиг, она же может быть губительной. В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» безответная любовь становится смыслом жизни мелкого чиновника Желткова, остающегося верным своему высокому чувству к замужней женщине, которая никогда не сможет ответить ему взаимностью. Он не оскверняет возлюбленную требованиями ответных чувств. Мучаясь и страдая, он благословляет Веру на счастливое будущее, не позволяет пошлости и обыденности проникнуть в хрупкий мир любви. В его верности - трагическая обреченность на гибель.)

* Неверность (измена) любимому

** Александр Островский «Гроза» (главная героиня Катерина влюбилась в Бориса, изменив своему мужу (Кабанов Тихон), и затем совершает самоубийство)

** Николай Карамзин «Бедная Лиза» (богатый дворянин Эраст соблазняет Лизу, а затем, получив желаемое, бросает её, уезжая «в армию», но затем они встречаются через 2 месяца и он объявляет ей, что помолвлен (ему пришлось жениться на богатой вдове, т.к. он проиграл в карты своё состояние). В финале героиня совершает самоубийство)

** Лев Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова духовно изменила Андрею Болконскому с Анатолем Курагиным) /примеч.: + причины предательства + когда измена оправдана - Ростова, в силу своего возраста и неопытности, не смогла подумать о последствиях своего выбора)

* Верность своему слову

** Леонид Пантелеев «Честное слово» (говорится о мальчике лет семи-восьми, которому во время игры старшие мальчишки доверили охранять воображаемый пороховой склад и взяли с него честное слово, что он не оставит поста. Заигравшись и забыв о часовом, мальчишки давно разбежались по домам, но наш герой остался. В парке уже темнело, когда рассказчик увидел маленького часового, который ни за что не хотел оставлять вверенный ему пост, так как боялся нарушить обещание. И только разрешение майора, которого рассказчик случайно находит на трамвайной остановке, освобождает мальчика от его слова и позволяет идти домой. Рассказчик говорит, что не знает ни имени, ни фамилии, ни родителей этого мальчика,

но одно он знает точно: из него вырастет настоящий человек с сильной волей и сознанием верности слову.)

** Александр Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна Ларина была воплощением нравственной силы и искренности. Поэтому она отвергла любовь Онегина и осталась верной супружеской клятве, несмотря на то, что любила его.)

* Верность самому себе

** Иван Бунин «Тёмные аллеи» (героиня сумела сохранить в душе верность своей первой и единственной в жизни любви - к Николаю. Проходят годы, Надежда становится самостоятельной, крепко стоящей на ногах женщиной, но она осталась одинока. Верность любимому согревает сердце героини, хотя при встрече она и обвиняет его, не прощая за предательство.) /примеч.: верность своим принципам + верность любви + прощение предательства/

** Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита» (Мастер настолько верил в то, что он делает, что не смог предать дело всей своей жизни. Он не смог оставить его на растерзание завистливым критикам. Чтобы спасти свое произведение от неправильного толкования и осуждения, он даже уничтожил его.)

* Верность/измена Родине

** Александр Пушкин «Капитанская дочка» (Пётр Гринёв верен долгу и своему государству, несмотря на смертельную опасность, когда Швабрин предаёт Родину, честь офицера, друзей, спасая свою жизнь) /примеч.: + причины предательства/

** Николай Гоголь «Тарас Бульба» (младший сын Тараса - Андрий - влюбился в панночку и предал Родину) /примеч.: + непрощение предательства со стороны Тараса)

** Михаил Шолохов «Судьба человека» (Главный герой Андрей Соколов проявил патриотизм, самоотверженность и мужество не только во время военной службы, но и в плену. Герой, будучи очень голодным и усталым, отказывается пить и есть в честь победы немцев. Ведь Андрей до конца верен своему вонскому долгу, он не боится расстрела за свой отказ фашисту. Андрей Соколов - человек с большой буквы. Именно такие люди, преданные Родине, и спасли страну, защитили её.)

Иногда так случается, что молодой человек вступает во взрослую жизнь полный честолюбивых планов, желанием изменить все к лучшему и попадает в рутину, против которой все его потуги бессильны. Примеров таких множество и в литературе и в жизни.

Что делает такой человек? Сохраняет свои идеалы, но прекращает бороться с обществом, отходит в сторону, потому что считает, что его время еще не пришло? Так поступил Чацкий в комедии Грибоедова «Горе от ума». Нет, он не изменил своим идеалам, он был и остался уверен в своей правоте, но понял, что борьба с обществом бессмысленна, его не просто не воспринимали как реформатора, его просто посчитали сумасшедшим, что вдвойне обидно.

Или врач Ионыч из одноименного рассказа Чехова, который также хотел изменить жизнь к лучшему, который влюбился в молодую и красивую девушку и был полон честолюбивых планов. Но разочарование в любви повлекло за собой разочарование в жизни. Страцев разительно изменился всего за четыре года, утратил всякий интерес к жизни и просто влачит жалкое существование, пребывая при этом уважаемым врачом.

ЕГЭ 2018 Тема сочинение по литературе «Верность и измена» по отношению к самому себе, своим моральным принципам, своему призванию, целям, слову, религиозным убеждениям

Считаю что ярким героем на тему Верность и Измена по отношению к самому себе будет Иуда из Библии. Он продал свои убеждения за 30 сребреников и на этом показал пример предательства. Сначал предал свои убеждения, а потом Исуса Христа.

Его моральные ценности были очень слабы, поэтому так легко пошатнулись от возможности быстро разбогатеть.

Верность и Измена Родине, государственному долгу? Примеры произведений

Для сочинения этого направления может подойти практически любой роман, любая повесть про войну, потому что война такая страшная вещь, что там всегда находится место и примерам беззаветной верности Родине и примеры грязного предательства, во имя спасения собственной жизни.

Например рассказ Шолохова «Судьба человека».

Главный герой, Андрей Соколов попадает в плен к фашистам. Он не хотел такого и пытался умереть с поднятой головой, но фашисты все-таки решили взять его в плен. Соколов не собирается сдаваться и мечтает организовать побег, он не мыслит себе предательства Родины, когда фашисты предлагают выдать командиров и коммунистов.

Однако среди пленных находится низкая душонка, некто Крыднев, который поддавшись на посулы врага собирался выдать своего раненного взодного. Соколов лично удушил предателя, потому что таких людей нельзя оставлять в живых. Предатель, чтобы спасти себя не задумываясь погубит десятки невинных людей.

Соколову удается бежать, но его быстро ловят и отправляют на работу в германию. Однако несмотря на все тяготы лагерной жизни Соколов остался настоящим человеком, сохранил верность долгу и родине и вернувшись после войны в родное село взял на воспитание мальчика-сироту. го сердце не очерствело в чехарде предательств и жесткости, среди смертей и ужасов войны, он остался человеком верным своим моральным принципам.

ЕГЭ 2018 Тема сочинение по литературе «Верность и измена» Родине, государственному долгу Аргументы и примеры из произведений. Конфликт текста

На тему «Верность и измена Родине, долгу» можно использовать множество произведений, например «Капитанскую дочку» Пушкина.

В этой повести все просто. Молодой офицер Петр Гринев оказывается верным и своей любви и самое главное своему воинскому долгу, своей присяге. Волей судьбы ему довелось встретиться с самим Емельяном Пугачевым, когда тот еще не был атаманом восставших казаков и после этого случая Пугачев испытывает к Гриневу симпатию. Поэтому когда судьба вновь сталкивает этих людей уже в горниле сражения Пугачев предлагает Гриневу защиту и покровительство, если тот перейдет на его сторону. Конечно же Гринев, для которого долг краше смерти отказывается и это его подвиг как человека.

А вот блестящий офицер, которым первоначально восхищался Гринев Швабрин в минуту опасности перестает быть человеком, он перебегает на сторону мятежников и использует их для того, чтобы достичь собственных планов, связанных с капитанской дочкой Марией Мироновой. Но изменников не любят даже те к кому они переметнулись, только грязные подонки могут идти рядом с такими людьми, поэтому Пугачев поддерживает формально своего врага Гринева, против формально своего друга Швабрина.

Пугачев понимает что такое долг чести и уважает людей, которые способны его сохранить несмотря ни на что.

Пожалуй. вполне хватит двух произведений. В принципе, они довольно объёмные и дают много почвы для размышления на тему верности Родине и измены Родине.

Естественно, что это «Тарас Бульба» Гоголя, где можно рассмотреть предательство Андрея. В чём суть предательства, почему Андрей пошёл на это? Что важнее, любовь к женщине или верность Родине? Эти вопросы можно разобрать.

Есть ещё произведение Василя Быкова «Сотников». Здесь можно рассмотреть причины, толкнувшие партизана Рыбака на предательство, рассмотреть к чему в конечном итоге привело это предательство самого Рыбака.

Провести мысль о том, что предательство во имя спасения жизни обернулось тем, что сама эта жизнь стала невыносима предателю.


Пример итогового сочинения по направлению "Верность и измена"

Тема: Что значит быть верным?

Верность - очень красивое слово. Обычно это понятие ассоциируется у людей с отношениями между мужчиной и женщиной, но значение этого концепта шире, чем может показаться на первый взгляд.

Так что же тогда значит «быть верным»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, откроем словарь Ожегова. "Верность - это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга". Как мы видим из определения, верность – это положительное свойство личности, характеристика, которая коррелирует с другими нравственными качествами: с совестью, честностью, благородством, со смелостью. Таким образом, можно сделать вывод о том, что верность затрагивает практически все сферы жизни человека. Преданным можно быть любимым, друзьям, Отечеству, слову или моральным принципам. А о верности животных своим хозяевам слагают легенды и поют песни.

Тема верности является ключевой в творчестве многих писателей и поэтов. Так, персонаж повести М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов является ярким примером гражданина, который верой и правдой служит своей Родине. Когда в его счастливую и спокойную жизнь врывается война, Соколов, не раздумывая, идет защищать свое Отечество и семью. На войне его дважды ранят, он проявляет себя как герой, спасая своего товарища. Позже Соколов попадает в плен, но даже там проявляет истинный патриотизм. Смертельная опасность не может заставить его отказаться от своей страны. Он сохраняет «русское достоинство и гордость», чем вызывает уважение у противников. Рассказчик описывает Андрея Соколова как «человека несгибаемой воли», который сможет преодолеть любые препятствия и воспитать приемного сына по своему подобию. Такие люди, по мнению рассказчика, способны на подвиги, если к этому «позовёт… Родина».

Поскольку проявление верности многогранно, обратимся к другому произведению художественной литературы, а именно к рассказу А.П. Платонова «Песчаная учительница». Мария Никифировна Нарышкина выбрала нелегкую профессию учителя. Она была обладательницей сильного характера и отнюдь не хрупкого телосложения. Когда по распределению ее направили в деревню Хошутово, где «царствовали» пески и не было никакой растительности, она не стала отказываться. В этом маленьком поселении люди умирали от голода, повсюду была нищета и разруха, но Мария не сдалась, а решила использовать свой преподавательский дар во благо: учить жителей бороться с песками. Благодаря ее трудам в деревне появилась растительность, и на уроки стало приходить больше крестьян. После проделанной работы ее направили помогать кочевому народу. Она могла отказаться, но, вспомнив о безысходной судьбе этого народа, решила поставить общественные интересы выше собственных. Своими поступками и силой духа она доказала, что верность своей профессии не ограничивается стенами кабинета. Мария Никифоровна стала прекрасным примером бескорыстного профессионализма, доброты и отзывчивости и показала, как сложен и важен путь педагога. Такие верные своему долгу люди являются фундаментом, на котором держится мир.

Проанализировав вышеуказанные произведения, я пришла к выводу: верность – одно из самых значимых свойств личности, которое часто остается незамеченным. Быть верным - значит любить людей и мир, в котором ты живешь, даже больше, чем самого себя.

Верность. Что это такое? Это нравственная основа, на которой держится мир человека. Это преданность своим принципам, долгу, Родине, своей земле, родителям, друзьям и любимым. Противоположным понятием является измена. Изменяет человек в первую очередь самому себе, не выдерживая проверки на нравственную прочность. На верность и измену люди проверяются прежде всего по отношению к своему долгу, к Отечеству. Особенно ярко это проявляется в годы тяжёлых испытаний, в годы войны.

Обратимся к примерам из художественной литературы.

В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» идёт речь о народном восстании под предводительством Пугачёва. С этим связаны почти все сюжетные линии повести. Главный герой – Пётр Гринёв, молодой офицер, который несёт службу в Белогорской крепости. Когда крепость захватили пугачёвцы, перед ним встал выбор: умереть, но сохранить верность присяге, Отечеству или остаться в живых, но изменить своему долгу, предать те нравственные принципы, которые заложены в нём с детства. «Береги честь смолоду», - наставлял сына отец, провожая на службу. И Гринёв сберёг свою честь, остался верным присяге и готов умереть, но не перейти на сторону самозванца. И об измене говорит Пушкин в своём произведении. Швабрин, тоже молодой офицер, присягает Пугачёву, чтобы не быть повешенным. Он изменяет своему воинскому долгу, клятве верно служить царю и Отечеству. Конечно, кому хочется умирать молодым. Но измена – это позор, презрение людей, и она ещё никогда не делала человека счастливее.

В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» говорится о верности человеческому и воинскому долгу. Главный герой, Андрей Соколов, перенёс много испытаний: воевал, был в плену, потерял семью, но даже в самые тяжёлые минуты своей жизни сумел остаться человеком и верным защитником своей родной земли. Верность живёт не в каждом сердце. Вспомним эпизод, в котором рассказывается о том, как пленных держали в сарае, в нечеловеческих условиях. И один из них готов предать других, указать фашистам коммунистов и комсомольцев, чтобы выжить, выслужиться перед врагами, спасти свою жизнь. Он не выдерживает испытаний, изменяет своему долгу, стал бы предателем, если бы не Андрей Соколов, который убивает изменника. Автор хочет сказать, что только такие качества, как верность и мужество помогают людям сохранить в себе человека.

В повести В. Быкова «Сотников» тоже говорится о верности и измене своему человеческому и воинскому долгу. Действие происходит в годы Великой Отечественной войны. Два главных героя, Сотников и Рыбак, оказываются перед лицом смерти: попадают в лапы врагов. Мужественно держится Сотников. Избитый, истерзанный, он не соглашается перейти на службу к фашистам, сохраняет верность своим боевым товарищам, воинской присяге, Родине. Мужество, смелость, верность родной земле помогают ему до конца оставаться человеком. А что же второй – Рыбак? Он струсил уже тогда, когда бросил на дороге товарища, который один вёл перестрелку с полицаями. И только страх перед партизанами заставил Рыбака вернуться. Он стал изменником перед лицом смерти: согласился пойти в полицаи, чтобы спасти свою жизнь, и даже стал палачом: выбил табуретку под виселицей, на которой стоял Сотников. Верность и измена ярче всего проявляют себя на войне.

Размышляя о верности и измене, перечитывая произведения русских писателей, я пришёл к выводу, что верность, преданность стране, любовь к Отечеству – залог мужества, чести, сохранения человеческого достоинства, а измена – это позор, трусость, путь к предательству.

«Судьба человека» (1956) - это печальная история о жизни Андрея Соколова. На долю этого простого мужчины выпало столько разных испытаний, что сам герой порой спрашивает себя: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» - но не может никак найти ответа на свой непростой вопрос.

Несмотря на все то, через что пришлось пройти Андрею Соколову, он сумел сохранить свое человеческое лицо, а на войне не только проявил отвагу и мужество, но и продемонстрировал огромную любовь и преданность своей Родине.

Узнав о том, что начались боевые действия, Андрей Соколов почти сразу же отправляется на фронт. Герою тяжело расставаться со своей любимой женой и детьми, но он едет сражаться за свою страну, а также и за свою семью, и еще за множество других подобных семей, чтобы подарить этим людям надежду на лучшую и счастливую жизнь в будущем. Поэтому для Андрея это уже становится делом чести.

Попав на фронт, солдат Соколов служит в должности шофера, но в скором времени его берут в плен немцы. Рассказывая об этом эпизоде своей жизни, герой объясняет, как нелегко ему было осознать, что он не по своей воле находится в плену. По словам мужчины, тому, «кто этого на своей шкуре не испытал», сложно сразу «въехать в душу» так, чтобы до него все это «по-человечески дошло».

Действительно, сложно словами передать весь ужас немецкого плена и описать те жестокие истязания, которым подвергали русских солдат немцы. Но Андрей Соколов смог достойно пройти через эти испытания, и, по его собственным словам, «не превратиться в скотину». А главное, его любовь к Родине не только не угасла за все это время, но и стала только сильнее.

Достаточно вспомнить, как храбро этот мужчина отказывается пить «за победу немецкого оружия» и с гордостью отвергает вражескую закуску, несмотря на то, что он еле стоит на ногах. Желание вернуться «к своим, на родину» настолько сильно в герое, что он два раза предпринимает попытки к бегству.

Первая из них оказывается неудачной, и Андрея Соколова немцы жестоко наказывают, натравив на него свору собак. Несмотря на это, герой все равно предпринимает вторую отчаянную попытку вырваться из рук врага, и на этот раз у него все получается.

Сбегая о немцев, солдат Соколов думает не только о себе, но и о том, какую пользу он может принести своей стране. Именно поэтому он прихватывает с собой немецкого майора, водителем которого он был в плену. Этот поступок также много говорит о том, насколько предан Андрей Соколов своей Родине.

За то, что герой привез в свою часть немца, который «стоит дороже двадцати "языков"», русский полковник хочет ходатайствовать о представлении Андрея к награде. Эти слова заставляют мужчину испытать радостное волнение, но эмоции настолько сильны в нем вовсе не оттого, что он хочет получить медаль за свои заслуги перед Отечеством. Просто за время, проведенное в немецком плену, Андрей Соколов «отвык от человеческого обращения».

Единственным желанием полуживого солдата, едва выбравшегося из логова врага и ступившего на русскую землю, является то, чтобы его зачислили в стрелковую часть. Андрей Соколов стремится сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, и в этом проявляется истинный патриотизм этого человека и вся сила его любви к Родине.

  • Предательство Родины позорно и не знает прощения
  • Предатель – трусливый человек, подстраивающийся под сложившуюся ситуацию путем уступок
  • Человека, бросившего невинную девушку, любящую его до безумия, можно назвать предателем
  • Можно предать не человека, а собственные убеждения и моральные принципы
  • Предательство своей страны – тяжкое преступление
  • Человек, предавший самого себя, не может быть счастлив

Аргументы

А.С. Пушкин “Капитанская дочка”. Алексей Швабрин, один из защитников Белогорской крепости, оказывается трусом и предателем. При первой же возможности он переходит на сторону самозванца Пугачева, чтобы сохранить себе жизнь. Швабрин готов убивать тех, кого еще совсем недавно мог считать друзьями и союзниками. Полностью противоположен ему Петр Гринев, человек чести с незыблемыми моральными принципами. Даже под угрозой смерти он не соглашается признать в Пугачеве государя, потому что верен Родине и воинскому долгу. Сложные жизненные обстоятельства позволяют увидеть главные черты характера героев: Швабрин оказывается предателем, а Петр Гринев сохраняет верность своей стране.

Н.В. Гоголь “Тарас Бульба”. Любовь Тараса Бульбы и других казаков к родной земле заслуживает уважения. Воины готовы отдать жизни, защищая Родину. Предательство в рядах казаков недопустимо. Андрий, младший сын Тараса Бульбы, оказывается предателем: он переходит на сторону врага, потому что любовь к полячке для него выше любви к отцу и родной стране. Тарас Бульба убивает Андрия, несмотря на то, что это все-таки его сын. Для Тараса верность Родине гораздо важнее любви к сыну, он не может пережить и простить предательства.

Н.М. Карамзин “Бедная Лиза”. Любовь к Эрасту становится для Лизы трагичной. Сначала юноша видит в Лизе свое будущее, но после того, как девушка отдается ему, чувства начинают остывать. Эраст проигрывает деньги в карты. Ему не остается ничего, кроме женитьбы на богатой вдове. Эраст предает Лизу: он говорит ей, что уходит на войну. И когда обман раскрывается, он пытается откупиться деньгами от несчастной девушки. Лиза не выдерживает предательства Эраста. Она думает, что ей лучше умереть, и бросается в пруд. Предателя ждет наказание: вечно он будет себя корить за смерть Лизы.

М. Шолохов “Судьба человека”. Предатель Крыжнев ради спасения собственной жизни готов выдать немцам своих сослуживцев. Он говорит, что ему “своя рубашка к телу ближе”, а значит, можно пожертвовать жизнью остальных ради своего благополучия. Андрей Соколов решается задушить предателя и тем самым спасти несколько жизней. Герой исполняет свой воинский долг, не испытывая стыда и жалости, потому что предатель Крыжнев заслуживает такой позорной смерти. Предательство всегда недопустимо, но во время войны оно является ужасным преступлением.

Джордж Оруэлл “Скотный двор”. Конь Боец трудился на благо Скотного двора изо всех сил, с каждой неудачей обещая “работать еще упорнее”. Его вклад в жизнь фермы трудно переоценить. Однако когда произошло несчастье, Наполеон, глава Скотного двора, просто решил пустить его на мясо, сказав всем животным, что отправляет Бойца на лечение. Это настоящее предательство: Наполеон отвернулся от того, кто был так предан ему, кто сделал все для Скотного двора.

Джордж Оруэлл “1984”. Джулия и Уинстон понимают, что являются мыслепреступниками, а значит, в любой момент могут быть пойманы. Уинстон говорит, что если их раскроют, предательством будет потеря чувств, а не признание в содеянном. В итоге их ловят, но не убивают и не судят, а заставляют научиться мыслить по-другому. Уинстон предает Джулию: когда к нему подносят клетку с крысами, куда хотят поместить его лицо, герой просит отдать крысам Джулию. Это и есть настоящее предательство, ведь если человек говорит что-то, он этого хочет. Уинстон и правда хотел, чтобы на его месте оказалась Джулия. Позже она признается, что тоже предала Уинстона. Героев сложно судить, ведь невозможно представить, что пришлось им вынести, прежде чем они пошли на предательство.

Учитель литературы по пунктам разбирает одно из направлений итогового сочинения

Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Фото: Культура.РФ

Уже 6 декабря одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение, являющееся условием допуска к сдаче ЕГЭ. За 3 часа 55 минут им придется написать сочинение-рассуждение по одной из пяти тем, соответствующих тематическим направлениям, объявленным в сентябре 2017-го. Сегодня мы подробно разберем, как подготовиться к возможной теме по первому направлению - «Верность и измена».

Комментарий ФИПИ

В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте .

Словарная работа

«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой:

ВЕРНОСТЬ - стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Верность основана на любви, честности, стойкости, жертвенности, преданности.

ИЗМЕНА - нарушение верности кому-нибудь или чему-нибудь (предательство интересов Родины, переход на сторону врага.

Измена сопряжена с предательством, обманом, подлостью, вероломством.

Синонимы:

Верность: преданность, постоянство, надежность, неизменность, непоколебимость, стойкость, твердость.

Измена: предательство, неверность, непостоянство, обман, адюльтер.

Кому или чему можно остаться верным или изменить?

  • Родине:

Родине, малой родине, родной земле;

воинскому долгу, присяге

  • Любви:

любимому человеку; супругу/-ге

  • Дружбе:

другу, товарищам, близким

  • Убеждениям:

самому себе,

убеждениям, принципам,

своему слову

  • Вере:

христианским заповедям

Верность и измена - противоположные проявления личности человека. Каждый в течение жизни оказывается перед нравственным выбором: сохранить верность чему-либо или изменить.

С понятием верность и измена тесно связаны честь и бесчестие.

Изменяя принципам, данным обещаниям, предавая кого-то, человек не только утрачивает уважение окружающих, но и теряет честь, навлекая на себя позор. Хранить верность своим идеалам, родине, любимому человеку надо вне зависимости от обстоятельств. Верность слову, честь, ответственность - качества, без которых человека нельзя назвать порядочным. Верность христианским заповедям становится важной категорией нравственной оценки человека. Предательство веры и нарушение Божьих заповедей - путь к гибели как нравственной, так и физической.

Измена - одно из самых низких, подлых и постыдных проявлений человеческой натуры. Это тяжелое и разрушительное чувство меняет человека, расчеловечивает. Пример этому можно найти в повести В. Распутина «Живи и помни».

Описанные в произведении события разворачиваются в глухой сибирской деревне зимой на 1945 год. Андрей Гуськов, прошедший всю войну, не прятавшийся за спины товарищей, а сражавшийся, «как все, - не лучше, не хуже», после ранения оказывается в госпитале. Чем ближе конец войны, тем сильнее он боится погибнуть, и отчаяннее тянет его в родную деревню: «Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни были обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну, не дав побывать дома». Ведомый страхом, обидой и злостью, Гуськов, выйдя из госпиталя, вместо того чтобы ехать на фронт, дезертирует.

Изменив родине, Гуськов понимает, что «судьба его свернула в тупик» и после этого жизнь его уже никогда не будет прежней, теперь он предатель, изменник родины. Потеряв почву под ногами, Гуськов, сам не зная зачем, совершает еще одно предательство - изменяет жене Настене со случайной знакомой. Распутин изображает крайнюю потерянность героя, опустошенного и утратившего уважение к себе: «Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя», что-то «скребло, надрывая душу», «это отношение к себе обложило его надолго».

Тайком Андрей Гуськов возвращается в родную деревню. Он боится показаться на глаза родителям и открывает свою страшную тайну только жене Настене, которая принимает его и, становясь соучастницей его лжи, помогает дезертиру и предателю. Совестливая Настена мучается виной мужа, корит себя за то, что обманывает свекра и свекровь, ворует из дома еду и припасы для мужа, тайком бегает к нему в лес. Она не имеет права предать Андрея, отказаться от него и готова разделить судьбу мужа: «Она любила его, жалея и жалела любя - эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. И ничего с собой Настена поделать не могла. Она осуждала Андрея, особенно сейчас, когда кончилась война и когда казалось, что и он бы остался жив-невредим, как все те, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступала: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказываться от него… или идти вместе с ним до конца хоть на плаху».

Распутин показывает, как измена и предательство меняют человека, на примере Гуськова. За время житья в лесном зимовье он не только внешне изменился до неузнаваемости: зарос густой бородой, осунулся, но и внутренне потерял человеческий облик. Андрей научился выть по-волчьи, да так, что сам хозяин тайги отступал: «Когда становилось совсем тошно, он открывал дверь и, словно бы дурачась, забавляясь, пускал над тайгой жалобный и требовательный звериный вой. И прислушивался, как все замирает и стынет от него далеко вокруг». Герой издалека совсем по-звериному следит за коровой с теленком и потом крайне жестоко его убивает. Порой Гуськова обуревает «безудержное, лютое желание поджечь мельницу» или еще как-то навредить людям. Из всех чувств у него остался только страх за собственную жизнь, животный инстинкт самосохранения.

По мнению Распутина, измена и предательство губительны для человека.

Гуськов, дезертировавший, предавший родину и свой народ, превращается в зверя, полностью утрачивая человеческий облик. Однако из-за его предательства гибнет не только он сам, но и Настена: «Все чаще Настене представлялось, что ее с силой затягивает в какую-то узкую горловину и будет затягивать до тех пор, пока можно дышать, а затем, придавленную, задыхающуюся, полуживую, в последний момент куда-то вынесет. Вот заглянуть в эту новую жизнь ей не удавалось, для нее она была так же темна, так же сокрыта, как замогильный покой». У изменника нет будущего, утверждает автор, трусость и предательство не забываются и прощаются, с ними невозможно жить. Именно поэтому в финале повести гибнет Настена, становясь вечным укором своему мужу: живи и помни.



Афоризмы и высказывания известных людей:

  • Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. (Д. Аддисон)
  • В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (В. Высоцкий)
  • Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)
  • Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. (Публий Корнелий Тацит)
  • Долг каждого - любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)
  • Основа любви, первейшее её условие - вера, безусловная верность и преданность. Истинная любовь не слепа, напротив, она, быть может, впервые раскрывает человеку глаза. Малейшая измена любимого человека, случись она рано или поздно, есть полная измена всему, с самого начала, она разрушает не только будущее, но и прошлое, ведь это значит, что каждый день жизни, полной доверия, был ложью и сердце было обмануто. Кто оказался неверен хоть однажды, тот никогда и не был верен. (Дэвид Скотт)
  • Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)
  • Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце. (К. Досси)
  • Верность - заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Э. Тельма)
  • Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (У. Шекспир)

Над какими вопросами стоит задуматься?

  • Можно ли научиться верности или это врожденное качество?
  • Может ли верность являться критерием любви?
  • Можно ли назвать измену предательством по отношению к самому себе?
  • Что может толкнуть человека на измену?
  • Как измена может повлиять на отношения людей?
  • Допустимо ли сражаться на стороне своих врагов?
  • Можно ли простить предательство?
  • Насколько важна верность своему слову?

Что такое измена родине? Это предательство интересов своей страны во имя личных эгоистических целей. Как правило, это явление приобретает особенное значение во время войны, когда дезертирство подтачивает основы, на которых зиждется государство. Большинство людей, конечно, рискуют жизнью, если родина находится в опасности. Такими примерами богата наша история и гордится наша литература. Однако всегда есть те немногие члены общества, которые поддаются страху и служат лишь себе, игнорируя беды отечества. Сегодня эта проблема, как и прежде, злободневна, ведь проявляет себя не только в военное время. Поэтому аргументы на тему «Измена родине» столь разнообразны и охватывают не только периоды вооруженных столкновений.

  1. С изменой родине сталкивается Андрей Соколов, герой произведения Шолохова «Судьба человека». Солдат попадает в плен и становится свидетелем того, как немцы пытаются выяснить, кто из задержанных является красным комиссаром. Членов большевистской партии сразу расстреливали, в плен не брали. Их обезображенные тела служили доказательством того, что немецкая власть установит свои порядки и доберется до каждого коммуниста. В рядах пленников появляется предатель, который предлагает другим сдать командира в обмен на безопасность. Тогда Андрей убивает его, чтобы не сеял смуту в рядах солдат. Он понимал, что любая уступка врагу – измена, которая не только карается расстрелом, но и не находит даже малейшего нравственного оправдания. Из-за дезертиров и власовцев страна теряет шансы на победу.
  2. Готовность к предательству демонстрирует высший свет в романе Толстого «Война и мир». Знать не рискует жизнями на боле боя, сидит в салонах и рассуждает о том, что с приходом Наполеона ничего не изменится. Французский язык они знают лучше родного, манеры и ужимки везде одинаковы. Им все равно, кто у власти, что будет со страной, чем закончится сражение, где каждый день гибнут их соотечественники. Они с радостью примут любой исход, ведь истинного патриотизма в них нет. Они чужие в России, им чужды ее страдания. Широко известен пример князя Ростопчина, генерала-губернатора Москвы, который был способен только на патетические патриотические речи, но реально народу ничем не помог. Также глупо и фальшиво выглядит наряд великосветских дам, которые обрядились в сарафаны и кокошники вместо иностранных платьев, якобы поддерживая народный дух. Пока простые люди проливали кровь, богачи играли в переодевание.
  3. В повести Распутина «Живи и помни» Андрей Гуськов становится предателем, дезертируя из армии. Фронтовая жизнь ему не по зубам: недостаток пищи и боеприпасов, постоянный риск, жесткое руководство сломили его волю. Он подался в родную деревню, зная, что навлекает на жену смертельную угрозу. Как видно, измена родине опасна тем, что человек полностью теряет нравственный стержень и предает всех дорогих ему людей. Он подставляет преданную Настену, которая помогает ему, рискуя репутацией и свободой. Женщине не удается скрыть эту помощь, и односельчане преследуют ее, чтобы найти дезертира. Тогда героиня утопилась, а ее эгоистичный муж так и сидел в укромном месте, жалея только себя.
  4. В повести Василя Быкова «Сотников» красавец и силач Рыбак теряет все свое достоинство, встретив реальную угрозу. Они с товарищем отправляются в разведку, но из-за болезни Сотникова они вынуждены укрыться в деревне. В итоге, они оказались в плену у немцев. В отличие от больного партизана, здоровый Рыбак трусит и соглашается сотрудничать с оккупантами. Сотников же не пытается оправдаться или отомстить. Все его усилия направлены на то, чтобы помочь тем людям, которые их укрыли, обезопасить их своим молчанием. Тем временем предатель хочет, во что бы то ни стало, спасти именно свою жизнь. Хотя он до последнего верит, что сможет обмануть врага и убежать, примкнув к его рядам на время, Стрельников пророчески замечает, что товарища уже ничего не спасет от нравственного разложения. В финале Рыбак выбивает опору из под ног у бывшего сослуживца. Так он ступил на путь предательства и перечеркнул все то, что связывает его с родиной.
  5. В комедии Грибоедова «Горе от ума» герои не воюют, однако все равно умудряются навредить своей стране. Фамусовское общество живет консервативными и лицемерными устоями, игнорируя прогресс и весь остальной мир за пределами их башни из слоновой кости. Эти люди узурпируют народ, ввергают его в невежество и пьянство своими сумасбродными и жестокими выходками. Дворяне, опора самодержавной власти, и сами погрязли в лицемерии и карьеризме, пока их прихоти обеспечивает крестьянство. Мы видим, например, глупого и бездарного военного Скалозуба, который только блистает погонами на балах. Ему и дочь нельзя доверить, не то, что полк или роту. Он ограниченный и жалкий человек, который привык только получать от родины, но не платить ей доблестной и честной службой. Это ли не измена отечеству?
  6. Верность и измена на войне всегда очевидны. Например, в повести Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин спокойно служит и получает чины, не будучи храбрецом. Когда же разразился бой, он показал свое истинное лицо. Предатель сразу же переметнулся на сторону врага и присягнул Пугачеву, спасая свою жизнь, в то время как его приятель Петр рисковал собой, лишь бы честно выполнить свой долг. Присяга бунтовщику – не единственная измена Алексея. Во время дуэли он воспользовался нечестным приемом, тем самым изменив своей чести. Так же он бесчестно обманывает Гринева и поносит имя Маши без всяких оснований. Потом он окончательно срывается в бездну нравственного падения и силой вынуждает Марию выйти за него замуж. То есть, изменой родине низость человека не ограничивается, и нельзя прощать такого рода предательство хотя бы на том основании, что оно явно не последнее. Если он смог предать родную страну, то от него уже нечего ждать и в отношении к людям.
  7. В повести Гоголя «Тарас Бульба» Андрий предает свою страну из-за страстной любви к полячке. Однако это не совсем так: он изначально был чужим по отношению к традициям и менталитету казаков. Этот контраст личности и среды виден, когда герой возвращается домой из бурсы: пока Остап радостно дерется с отцом, младший сын ласкает мать и мирно держится в стороне. Он не трус и не слабак, просто по натуре другой человек, в нем нет этого воинствующего духа запорожской сечи. Андрий рожден для семьи и мирного созидания, а Тарас и все его друзья, напротив, видят смысл жизни мужчины в вечном бою. Поэтому решение младшего Бульбы выглядит естественно: не найдя понимания в родном краю, он ищет его в лице польской девушки и ее окружения. Наверное, именно в данном примере измену можно оправдать тем, что человек не мог поступить по-другому, то есть изменить себе. Он, по крайней мере, не стал хитрить и обманывать товарищей бою, действуя исподтишка. Его честная позиция хотя бы была всем известна и эмоционально мотивированна, ведь если ты не чувствуешь искреннего желания помочь родине, рано или поздно твоя ложь выйдет наружу и навредит еще больше.
  8. В пьесе Гоголя «Ревизор» нет войны, зато есть незаметная и более подлая измена родине, чем дезертирство на поле брани. Чиновники города «N» разворовывают казну и угнетают родной народ. Из-за них уезд бедствует, а его население забито постоянными поборами и откровенным грабежом. Положение простых людей в мирное время ничуть не лучше, чем в военную смуту. Против них неустанно идет глупая и порочная власть, от которой даже вилами не защититься. Знать совершенно безнаказанно разоряет родной край, как монголо-татарское полчище, и никто не в силах этому помешать, кроме, разве что, ревизора. Автор в финале все же делает намек на то, что настоящий проверяющий приехал, и теперь ворам не скрыться от закона. Но сколько таких уездов годами оказывается в невидимом осадном положении из-за распущенности правящей элиты? На этот вопрос также отвечает писатель, делая свой город с универсальным названием, дабы подчеркнуть, что таково положение во всей России. Это ли не предательство интересов отечества? Да, казнокрадство из тактичности так не называют, но по сути это и есть настоящая измена родине.
  9. В романе Шолохова «Тихий Дон» герой несколько раз меняет стороны баррикад в поисках своей правды и истинной справедливости. Однако ни на той, ни на другой стороне Григорий ничего подобного не находит. Казалось бы, человек имеет право выбирать и ошибаться, особенно в такой неоднозначной ситуации, но некоторые его односельчане воспринимают эти метания, как предательство родины, хотя на самом деле Мелехов всегда идет за правдой и верен интересам народа. Он не виноват, что эти интересы так часто меняются и исчезают под тем или иным стягом. Оказалось, что все партии лишь манипулировали патриотизмом казаков, но никто не собирался поступать нравственно и справедливо по отношению к ним. Их лишь использовали в дележе России, говоря о родине и ее защите. В этом и разочаровался Григорий, а люди уже спешат наклеить на него предательский ярлык. Таким образом, не надо спешить винить человека в измене, может, он и не виноват вовсе, а люди свыше используют народный гнев против него, как оружие.
  10. В рассказе Шаламова «Последний бой майора Пугачева» герой честно и самоотверженно прошел войну. Он защищал страну ценой жизни и никогда не отступал. Однако его, как и многих товарищей с фронта, посадили в трудовой лагерь за выдуманную измену родине. Всех, кто побывал в плену или осаде, приговаривали к 25 годам лишения свободы. В условиях каторжного труда это – гарантированная смерть. Тогда Пугачев и еще несколько солдат решаются на побег, ведь терять им уже нечего. С точки зрения советского руководства, это измена. Но с точки зрения нормальной человеческой логики, это подвиг, ведь безвинные люди, да еще и герои войны, не должны сравниваться с уголовниками. Им хватило сил отстоять свое право на свободу, не стать рабами системы, бессильными и жалкими. Тогда, в 1944 году в немецком лагере провокаторы говорили герою, что его на родине все равно посадят. Он не поверил и не стал служить врагу. Не сломался. Так чего же терять ему теперь, когда самые мрачные прогнозы оправдались? Хоть он и идет против государства, я не считаю его изменником. Предатели – это та власть, что идет против своего народа.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!