Любовная линия в капитанской дочке.  История любви Маши Мироновой и Петра Гринёва


ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ (ПО ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»)

ОБРАЩЕНИЕ К ШКОЛЬНИКАМ И УЧИТЕЛЯМ

И в детские годы, и будучи учителем русского языка и литературы, всегда восхищалась этой повестью. И сейчас, уже не работая в школе, хочу сказать своё слово о ней.

Слово это будет обыкновенным, не претендующим на изысканность, на логичность рассуждением человека, которому очень хочется, чтобы дети всех дальнейших поколений полюбили это произведение А.С.Пушкина.

Чтобы оно помогало в конкретной личной жизни каждого, и, конечно же, [увы, поневоле становишься прагматичным человеком!] на экзамене всем и всегда.

Данная информация - не готовое сочинение, а просто размышления о моём любимом произведении А.С.Пушкина на заданную тему.

С уважением ко всем поколениям школьников и учителей Помелова Галина Николаевна

О любви к жизни написано много художественных произведений. «Любовь к жизни»… Так и называется рассказ американского писателя Джека Лондона. Андрей Соколов, главный герой рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека», так любил жизнь, что, потеряв семью, решил приютить мальчика-сироту, чтобы научить его этой любви к жизни. Уверена, что всеми читателями любима жизнерадостная, любвеобильная Наташа Ростова - одна из главных героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Зелёный цвет - цвет надежды, цвет жизни. Поэтому А.С.Грин назвал рассказ «Зелёная лампа». О любви к жизни и «Повесть о настоящем человеке» Б.Н.Полевого, написанная в 1946 году, и роман Н.А.Островского «Как закалялась сталь», созданный в 30-е годы ХХ века.

Что же такое любовь к жизни? Это такое состояние человека, когда человеку нравится жить, хочется жить. За что мы любим жизнь? Когда и почему мы ещё больше начинаем любить её?

В разные возрастные периоды любовь к жизни понимается человеком по-разному. И мера любви к жизни у всех разная. Как изменения в личной жизни и в обществе влияют на любовь человека к жизни?

Дворянский юноша Петр Гринёв, живя в одной из симбирских деревень, мечтал о военной службе в Петербурге. Его желания не сбылись, потому что отец послал его служить в оренбургские степи. От этого Петр Гринёв не разлюбил жизнь.

В Белогорской крепости Гринев влюбился в Машу Миронову. Хотел с ней всегда быть вместе. Это и есть любовь к жизни. Ведь любовь способствует поддержанию жизни. Петр Гринев счастлив от того, что Маша ухаживала за ним, когда его ранили на дуэли. Его душевное состояние говорит о том, что не физическое недомогание сейчас на первом месте, а чувство любви к девушке. Разве это не проявление любви к жизни? Он настолько любил жизнь, что его не беспокоило физическое состояние.

Наступили такие дни в жизни юноши, что он боялся «сойти с ума или удариться в распутство». Отец в письме выразил огромное сожаление о том, что Петр не достоин носить шпагу, которая пожалована ему на защиту отечества, а не для дуэлей. Отец не дал благословения. Маша отказалась венчаться без благословения родителей Петра и перестала с ним встречаться. Вот когда жизнь перестала нравиться Петру Гриневу: «сделалась… несносна». Он потерял интерес к чтению и сочинительству. «Дух мой упал». Петр Гринев устал бороться за жизнь, смысл которой видел в любви к Маше.

Жизнь или смерть… Перед таким выбором оказались Петр Гринев и Алексей Швабрин. Оба молодых человека любили жизнь и пытались выжить во время пугачёвского бунта. Но пути выживания выбрали разные. Неужели Петр Гринев меньше любил жизнь, когда отказался присягать самозванцу? А Алексей Швабрин настолько любил себя и свою жизнь, что с легкостью, чтобы сохранить её, забыл о верности присяге?

Любил ли жизнь Савельич? У читателя может сложиться мнение, что он нисколько не думал о ней. Он настолько был предан Петруше, что не один раз рисковал своей жизнью ради него. Он предложил свою жизнь взамен на жизнь юного дворянина, когда Петра готовы уже были повесить. Он не оставляет Петра, когда тот возвращается в Белогорскую крепость, чтобы освободить Машу. Наверное, любовь к жизни у Савельича приравнивается к самопожертвованию. Ведь смысл его жизни заключается в этом дитяти.

Не один раз могла лишиться жизни Маша Миронова. Её прятали у попадьи, когда она находилась в горячке. В полубессознательном состоянии она была и тогда, когда Швабрин держал её взаперти. Но девушка продолжала любить Гринева настолько, что противилась Швабрину изо всех сил. Она тайно послала Гриневу письмо. Маша настолько любила жизнь, что не мыслила её без Петра, и поэтому решилась искать правду в Петербурге.

Любили жизнь и хотели жить и родители Маши Мироновой. Смысл их жизни заключался в своей дочке и в крепких семейных узах, которые были нарушены историческими обстоятельствами. Если бы они остались живы, они бы по-прежнему поддерживали друг друга и вновь созданную семью молодых.

Юный читатель может задаться вопросом: а любил ли жизнь Пугачев? Пугачев любил жизнь свободную и хотел такой же жизни и для простого народа. Предводитель восстания понимал, что жизнь его полна опасностей и может оборваться в любую минуту, но он, по калмыцкой сказке, которую он рассказал Гриневу, не променял бы жизнь орла на жизнь ворона.

Итак, герои «Капитанской дочки» любили жизнь. Любить жизнь - это не только просто желать жить, но быть честным, добрым, человечным, смелым, сильным духом, человеком, который стремится защитить другого. К такому заключению нас подводит А.С.Пушкин.


Настроение сейчас - среднее

Я тут наваляла сочинение по Капитанской дочке:) берите кому надо!))

Во имя любви.

Роман "Капитанская дочка" повествует о драматических событиях 70-х годов 18 века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению,но цензура навряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией становится любовь молодого дворянина Петра Гринева к дочери капитана Белогорской крепости Маше Мироновой.

В "Капитанской дочке" одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них-история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее "совершенною дурочкою". Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она "благородна и чувствительна". Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.

Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши "вы один у меня покровитель,заступитесь за меня,бедную!", Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью,он не считает возможным назвать имя Маши,боясь,что она будет подвергнута унизительному допросу-"мне пришло в голову,что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку...".

Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия,думая,что в противном случае у Петра "не будет счастия".Из робкой "трусихи" она,по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню,сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева,в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-"Марья Ивановна от меня не отходила". Таким образом Маша спасет Гринева от позора,гибели и ссылки так же,как он спас ее от позора и гибели.

Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы,идеалы,любовь. Беспринципного и бесчестного человека,которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками,низостью,подлостью,без друзей,любимых и просто близких людей.

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывает множество тем. Одной из важнейших считается тема любви. В центре повествования взаимные чувства молодого дворянина Петра Гринева и капитанской дочки Маши Мироновой.

Первая встреча Петра и Маши

Маша Миронова представляет собой идеал А.С. Пушкина, выражающий силу духа, честь и достоинство, умение отстоять свою любовь, пожертвовать ради чувств многим. Именно благодаря ей Петр обретает истинное мужество, закаляется его характер, воспитываются качества настоящего мужчины.

При первой встрече в Белогорской крепости девушка не произвела на Гринева большого впечатления, она показалась молодому человеку простушкой, тем более что его приятель Швабрин отзывался о ней весьма нелестно.

Внутренний мир капитанской дочки

Но очень скоро Петр понимает, что Маша девушка глубокая, начитанная, чувствительная. Между молодыми людьми рождается чувство, которое незаметно перерастает в настоящую, всепобеждающую любовь, способную преодолеть все трудности, встречающиеся на ее пути.

Испытания на пути героев


Впервые стойкость и рассудительность характера Маша выказывает, когда не соглашается венчаться с Петей без благословения родителей возлюбленного, ведь без этого простое человеческое счастье будет невозможным. Ради счастья Гринева она готова даже на отказ от свадьбы.

Второе тяжелое испытание выпадает на долю девушки во время захвата крепости мятежниками Пугачева. Она лишается обоих родителей, остается в окружении врагов одна. В одиночестве она выдерживает шантаж и давление Швабрина, предпочитая хранить верность своему возлюбленному. Ничто – ни голод, ни угрозы, ни тяжелая болезнь – не могут заставить ее выйти замуж за другого, презренного ею человека.

Счастливый финал

Петр Гринев находит возможность спасти девушку. Становится очевидным, что они будут вместе навсегда, что они предназначены друг другу судьбой. Тогда родители юноши принимают ее как родную, распознав глубины ее души, внутреннее достоинство. Ведь именно она спасает его от клеветы и расправы перед судом.

Так они спасают друг друга. На мой взгляд, они выполняют роль ангела-хранителя один для другого. Думаю, для Пушкина отношения Маши и Гринева – идеал взаимоотношений между мужчиной и женщиной, во главе которых стоят любовь, взаимоуважение и абсолютная преданность.

Цель: Дать понятие о любви в высоком смысле этого слова, любовь как жертва.

Задачи:

  • Проанализировать отношения Петра Гринева и Маши Мироновой.
  • Показать пути раскрытия прекрасных сторон души героев.
  • Раскрыть смысл страданий во имя любви.
  • Объяснить нравственные понятия: любовь, долг, честь, целомудрие,
  • благородство, порядочность, жертвенность.
  • Развивать навыки анализа текста, выразительного чтения.
  • Учить делать самостоятельные выводы

Оборудование:

  • портреты А.С. Пушкина,
  • текст повести “Капитанская дочка”,
  • иллюстрации к повести,
  • видеофильм “Капитанская дочка”,
  • видеофильм “Русский бунт”,
  • мультфильм “Капитанская дочка”,
  • компьютер, телевизор, проектор, видеомагнитофон, таблицы.

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя (компьютер).
  3. Беседа с учащимися (таблица, компьютер, иллюстрации).
  4. Работа с текстом (тексты, проектор, иллюстрации).
  5. Работа по теме урока (видеофильмы, мультфильм, слайды). Испытание героев (работа бригадами)
  6. Составление кратких тезисов (проектор, таблица, книги)
  7. [эпизод – душевные качества (черты характера)].
  8. Запись вывода (слайд).
  9. Итог урока.
  10. Слово учителя.




все покрывает, всему верит,

(1 Кор. 13, 1-8).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Сегодня мы поговорим о любви. Что такое любовь? Как она возникает? Какой бывает любовь? Сначала внимательно прочитаем эпиграф:

Любовь долготерпит, милосердствует,
любовь не завидует, любовь не превозносится,
не гордится, не бесчинствует, не ищет своего,
не раздражается, не мыслит зла,
не радуется неправде, а сорадуется истине;
все покрывает, всему верит,
всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестаёт…
(1 Кор. 13, 1-8).

Ничего радостнее, ничего прекраснее, ничего мудрее о любви не сказано ни поэтами, ни философами. “Любовь не ищет своего..”. Если ты любишь, забудь о себе. Без любви ты ничто.

Но чтобы так любить, нужно научиться “не искать своего” - отказаться от эгоизма, от самости. Стать свободным, чистым, любящим.

Человек проходит свой путь от ребенка до старца затем, чтобы научиться понимать и любить людей, чтобы осознать: самое дорогое в мире – это любовь. Только любовь наделяет человека способностью видеть глубину человеческой личности, только влюблённые видят дивную красоту человеческой души.

Любовь дает возможность человеку пройти все испытания, чтобы помочь любимому.

“Любовь не совершенна, если она не страдала”. (Иоанн Крестьянкин)

Чтобы лучше понять сказанное, мы обратимся к повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”. За основу возьмем отношения Петра Гринева и Маши Мироновой.

3. Беседа с учащимися.

Как вы думаете, от чего зависит воспитание человека? (От родителей, от общества, от друзей, от учителей).

Поэтому сначала мы поговорим о родителях наших героев. Обратимся к таблице на доске:

1. Родители Петра и Маши.

2. Отношение родителей к любви героев.

Родители Петра Гринева Родители Маши Мироновой
Отец Андрей Петрович Гринев, старый гвардейский офицер в отставке.

Мать Авдотья Васильевна, дворянка, родила 9 детей, все умерли, кроме Петра.

Отец послал Петра “понюхать пороху”, послужить в армии и дал наставление: “Береги честь смолоду”.

Отец Иван Кузьмич, из крестьян, сам добился офицерского чина. “Человек необразованный и простой, но самый честный и добрый”.

Жена Василиса Егоровна, простая добрая женщина управляла мужем и крепостью. “Люди самые почтенные”. Жили в любви и

согласии.

Мать была бы согласна, отец не дал своего благословения, узнав о дуэли.

Родители приняли Машу как родную.

Родители были согласны на брак.

Родители погибли. Жили вместе и погибли вместе.

Вывод: Родители Петра и Маши были людьми честными, порядочными, достойными, они своим примером воспитали хороших детей.

4. Работа с текстом.

Петр Гринев влюбился в Машу Миронову потому, что она была красавицей.

Верно или нет данное утверждение? Докажите, используя текст.

(Ученик зачитывает портрет Маши по книге.)

Маша не красавица. Она скромная, застенчивая, робкая, трусиха, бесприданница. Гринев полюбил Машу не из-за красоты. Внешность – не главное в любви.

5. Работа по теме урока. Работа бригадами.

(Как и в чем проявляется любовь героев?)

I бригада
Петр
II бригада
Маша
а) Первое испытание Петра – буран.

Петр попадает в буран по своей вине, он не слушает ямщика и Савельича, автор же не забывает упомянуть, что Петр решился предать себя воле Божьей. И далее мы все более убеждаемся, что он не беспокоился за судьбу свою, вверяя её Всевышнему.

б) В эпизоде, где Петр дарит свой тулуп бродяге, раскрываются такие черты его характера, как доброта и человечность.

В) Во время дуэли со Швабриным он ведет себя как честный, порядочный мужественный человек, защищающий честь своей любимой.

г) зарождается любовь юных, чистых людей. Петр слышит “ангельский голос” любимой девушки. Открываются внутренние глаза человека, он видит душу любимого, образ Божий. Петр делает предложение Маше.

д) Петр прощает Швабрина, что говорит о его благородстве и незлопамятности.

е) Петр и Маша ждут письмо – благословение от родителей на брак. Они послушные дети, почитающие своих родителей и Бога.

ж) Во время пугачевского бунта Гринёв не признал Пугачева, не изменил присяге, данной императрице, не предал своей чести. Пугачев оценил эти качества Гринёва: искренность, честность, благородство, порядочность. Петр испытывает страх за любимую, он готов ее спасти даже ценой своей жизни.

з) Когда Петра обвиняют в причастности к бунтовщикам, он не думает о себе, не оправдывается, чтобы доброе имя Маши не было запятнано. И вновь Петр обращается к Богу в молитве, он возлагает надежду на Бога:

Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет.

а) Маша в начале повести робкая и застенчивая девушка, трусиха. Она не идет против совести, отказывается выйти замуж за Швабрина – богатого и умного жениха. Она бескорыстна. В семье она послушна, скромна, спокойна. Гринев нашел в ней “благоразумную и чувствительную девушку”.

б) Маша полюбила Петра сильно и глубоко, она ухаживает за ним, когда он ранен. Но узнав о несогласии отца Петра на их брак, Маша отказывается выйти за Петра замуж без родительского благословения. Потому что это грех, это против Бога, счастья без благословения нет. Маша не хотела, чтобы ее любимый страдал. Она жертвует своей любовью. Маша поступает благоразумно.

в) Говорит Маша просто, не ломается, не жеманится, а больше молчит. Она целомудренна.

г) Маша переносит смерть родителей, домогательства Швабрина. Она тверда в своих убеждениях, она не идет против совести, верна своему слову и решительна. Она готова умереть, но не изменить любви. Верность, душевное благородство видим мы в этой девушке.

д) После этих испытаний Маша живет у родителей Петра:

Вскоре они к ней искренне привязались, потому что “нельзя было ее узнать и не полюбить”. Родители увидели, что Маша разумна, добра, спокойна, а главное – искренне любит их сына.

е) Эта любовь помогла Маше выдержать последнее испытание, когда Гринева передали в суд и обвинили напрасно. Маша решилась на смелый поступок: поехала в Петербург, к царице просить за Гринева. Маша боролась за спасение чести и доброго имени своего жениха. Гринёв был оправдан.

ж) Сила любви огромна. Из робкой, бессловесной “трусихи” Маша стала смелой и решительной женщиной. Любовь дает Маше, простой капитанской дочке, пройти все испытания и добиться счастья.

6. Краткие тезисы .

Петр

Итог: счастливая семейная жизнь.

Маша

Итог: счастливая семейная жизнь.

7. Вывод: Испытания делают героев более сильными, укрепляют их любовь, раскрывают прекрасные стороны души.

8. Итог.

В награду за испытания герои получают счастье жить в любви, иметь детей, внуков, счастливую семейную жизнь.

На примере Петра и Маши автор показал, какую силу имеет настоящая любовь. Любовь помогает сохранить честь, достоинство и чистоту в самых сложных ситуациях. Любовь героев укрепилась и выросла в страданиях. Петр и Маша “не искали своего”, они жертвовали собой друг для друга.

9. Слово учителя.

Почему так интересно было читать повесть, ведь все события произошли очень давно? (Тема любви – вечная тема, всегда интересная. Мы получаем уроки нравственности, учимся жить и поступать в жизни так, чтобы сохранить человеческое достоинство. Учимся любить.

Последним крупным произведением А.С. Пушкина стал его небольшой по объёму, но невероятно глубокий по смыслу роман «Капитанская дочка». Сам классик, посвятивший его написанию не один год, в дневниках признавался, что произведение стало его философским и творческим завещанием, в котором он сумел отразить все мысли, которые его волновали.

Сам роман в первую очередь содержит в себе христианский дидактизм. Он отсылает читателя к Евангелию от Матфея, к Нагорной проповеди Иисуса Христа и к его завету быть истинным праведником, ничего не делать напоказ и нести в своём сердце любовь к ближнему своему, даже с врагом оставаться милосердным, беречь честь и достоинство. Это многократно отмечалось и исследователями-литературоведами.

Историк Г. Федотов, например, называл «Капитанскую дочку» самым христианским произведением за всю историю русской литературы. Он подмечал, что это повесть о «тихой праведности». Не вызывает сомнения и то, что носителем этой праведности становится героиня романа Маша Миронова.

Несмотря на то, что основная смысловая нагрузка приходится на идею христианской любви, не упускает Пушкин из виду и любовь романтическую. Это, пожалуй, наиболее яркая и интересная сюжетная линия в произведении, которая делает «Капитанскую дочку» столь привлекательной даже для современного читателя.

Главный герой повествования Петруша Гринёв рос недорослем: он гонял голубей, слушал рассказы птичницы и грубо ругал своего дядьку Савельича. Утомлённый разгильдяйством сына, Гринёв-старший отправляет того «послужить, пороху понюхать» в провинциальную Белогорскую крепость. Удивительно, но именно там развернутся колоссальные исторические события, которым суждено будет сыграть важную роль в жизни Петруши и других героев. И именно здесь, в Белогорской крепости, избалованному, но честному, благородному юноше посчастливится встретить свою истинную любовь.

Поначалу Марья Ивановна, дочка капитана Миронова, девушка, которая сумеет завоевать сердце Гринёва, не привлечёт его внимания. Она не была хороша собой, отличалась слабым здоровьем и чувствительным сердцем. Мать, Василиса Егоровна, в глаза называла дочь трусихой и предупреждала, что та боится ружейного выстрела.

Интересно, что герои, предстающие изначально не в самом выгодном свете, в конечном итоге объединяются и меняют друг друга в лучшую сторону. Их души отчаянно крепнут, а любовь, зародившаяся между ними, приводит их к истинному счастью и спасению.

Любовная линия в романе «Капитанская дочка» осложнена драматическими перипетиями. Так, впервые Маша проявляет свой характер, оказываясь выйти замуж за возлюбленного без благословения его родителей. Она заявляет Гринёву, что без их одобрения ему, Петруше, не будет счастья. В этом проявляется удивительное благородство героини, готовой пожертвовать собственным счастьем ради счастья любимого человека.

Позже испытания станут гораздо страшнее: родители Маши Мироновой погибают от рук подлых бунтовщиков, а сама девушка чудом спасается у попадьи - в этом эпизоде также проявляются христоцентристские мотивы пушкинских произведений. Гринёв оказывается разлучён с возлюбленной. Вскоре та попадает в плен и оказывается в лапах предателя Швабрина. Тот требует от девушки согласия выйти за него замуж, однако Маша, соблюдая заповедь Христа из Нагорной проповеди «не прелюбодействуй в сердце своём» остаётся верна другому. Благородство её души является в эпизоде, где она в исступлении признаётся, что готова погибнуть, чем продать себя ради спасения тела.

Капитанской дочке приходится искать защиты у самого бунтовщика Пугачёва, несмотря на её прежнюю «трусость». Любовь к Гринёву колоссальным образом изменила характер Маши Мироновой. Против воли ей пришлось стать мужественной, сильной и отважной, преданной своему возлюбленному. Когда ему потребуется помощь, именно она, слабая женщина, отправляется в столицу, чтобы сделать всё от неё зависящее, чтобы спасти Петра Андреича.

Интересно, что любовь в «Капитанской дочке» приобретает оттенок… воинственности! Александр Сергеич проводит своих героев через множество сложнейших испытаний, подвергает их необходимости совершить трудный нравственный выбор. И в условиях исторической драмы, бессмысленного и беспощадного русского бунта Маша и Пётр будто заслуживают духовное очищение. Автор словно устраивает для них круги Ада и Чистилище, чтобы в конечном счёте привести героев через боль и страдания к райской жизни на земле.

Кажется, что в этом романе А.С. Пушкин создаёт несколько гипертрофированный образ идеальных отношений между мужчиной и женщиной - отношений, где царят гармония, взаимоуважение и беззаветная преданность друг другу, готовность пожертвовать всем ради любимого человека. Исторический фон, на котором разворачивается эта любовная история, нужен лишь для того, чтобы разительнее показать контраст между низменными чувствами - жаждой власти, жестокостью и т.д. - и истинной любовью, к которой должен стремиться каждый человек на земле.