Маслов илья александрович - правописание приставок. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит от лексического значения


I.

Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые . То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.

Например:
о- : обежать, остановка, одуматься
у- : увести, убежал, успокоиться
до- : дожить, дойти, доставка
по- : побежать, подворье, посмотреть
про- : прокатить, пробел, просмотр
пра- : употребляется в значении «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык
на- : нападки, накрыть, надавить
за- : закрыть, заключенный, запутать
над- (надо-): надкусить, надпись, надорваться
под- (подо-): подплыть, подсказать, подождать
от- (ото-): отдать, отодвинуть, открыть
об-(обо-): облететь, обтереть, обойти
в- (во-): вдоволь, вверх, вовлечь
вы- : вылавливать, выход, выстоять
пред- (предо-): предпочтение, предрешать, предостеречь
пере-: перерыв, перелить, перекос
с- (со-): сдвинуть, сойти, сгибать (будьте внимательны, есть только приставка с-, нет приставки з-)

! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:

Дез- : дезинформировать
контр- : контраргумент
транс- : трансатлантический
пост- : постмодернизм
суб- : субкультура
супер- : супергерой
пан- : панъевропейский

II.

В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.

1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующего согласного.

Что это значит?

Если после приставки из этой группы мы видим звонкий согласный, то на конце приставки пишем -з, а если глухой, то, соответственно -с.

Сюда относятся так называемые приставки на -з, - с, их ровно шесть:

Без-/бес- безработный, бессмертный
раз-/рас- разрозненный, распустить
воз-/вос- (вз-/вс-) возврат, вздохнуть, вскарабкаться
из-/ис- избежать, испуг
низ-/нис- низвергать, нисходить
через-/черес- (чрез-/чрес-) чрезмерный, чересчур

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

Это приставки пре-/при- .

Для того, чтобы сделать правильный выбор приставки, необходимо понять, какое значение она привносит в слово.

Итак, какие значения характерны для каждой приставки:

а) Значения приставки пре:

1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень .

Например: прекрасный, преувеличивать, превосходить, преспокойный.

2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)

Например: прервать, преступник, преподаватель, преобразовать, преграда.

б) Значения приставки при:

1) «приближение»

Например: приходить, приезжать

2) «присоединение»

Например: пришить, приклеить

3) «недодействие», то есть неполнота действия, близко к значению «слегка»

Например: прикрыть, присесть,

4) «завершенное действие», то есть доведенное до конца

Например: придумать, приготовить

5) «близость к чему-либо», то есть "около"

Например: прибрежный, придорожный

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.

В эту группу входят приставки:
рас-/рос (раз-/роз-)
Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания -з/-с .

Без ударения в них пишется буква А, а под ударением... - под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква О.

Например: роспись, расписание, разговор, розыск.

III.

Чтобы правильно выполнить задания на правописание приставок, надо знать еще два правила:

1. О выборе Ы-И после приставок в словах с корнями с первой буквой И.

После приставки, оканчивающейся на согласный, в корне пишется Ы, если эта приставка русского происхождения.

Например: безЫдейный, подЫскать, разЫграть, обЫндеветь (от слова иней)

Исключения : русские приставки МЕЖ- (межинститутский, после Ж невозможна Ы!) и СВЕРХ- (сверхинтеллект)и целое слово ВЗИМАТЬ.


После приставки нерусского происхождения, то есть заимствованной (чаще всего из латыни), в корне сохраняется буква И.

Формулировка задания:

Из предложений 4-5 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется ее значением "пространственная близость":
(4)На пришкольном участке работы шли полным ходом. (5) Ребята, припевая, копали грядки.

Правильный ответ: пришкольном (приставка ПРИ- имеет значение ОКОЛО - около школы)

Другие возможные формулировки:
Из предложений... выпишите слово(а), в котором...
варианты продолжения:

  • правописание приставки зависит/не зависит от глухости-звонкости последующего согласного;
  • правописание согласной в приставке зависит от глухости последующего согласного;
  • правописание приставки зависит от звонкости последующего согласного;
  • правописание приставки определяется ее значением (может указываться конкретное значение приставки);
  • правописание приставки зависит от ударения.

Что нужно знать:

В русском языке существует 4 группы приставок в написании которых могут возникнуть трудности:
1) (их нужно запомнить);
2) , написание которых зависит от последующего согласного;
3) , написание которых зависит от ударения;
4) , написание которых определяется их значением.

1. Неизменяемые приставки.

Эти приставки в своем написании неизменны, постоянны. Они пишутся так всегда! Обязательно запомните эти приставки:

В- (ВО-), ДО-, ЗА-, НА-, НАД-, НЕДО, О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ПО-, ПОД- (ПОДО-), С- (СО-), ПЕРЕ-, ПРЕД-, ПРО-.

ПРИМЕР: на писать, недо солить, по скользнуться, по стучаться, с делать, с дать, пред принять.
Приставки З- нет в русском языке! В словах з дание, з доровье, з десь, ни з ги (не видно) буква З входит в состав корня.

2. Приставки на З-, С-.

Их написание очень простое: перед звонкими согласными пишется приставка с буквой З, перед глухими согласными - с буквой С. Обязательно запомните эти приставки:

БЕЗ-/БЕС-, ВЗ-/ВС-, ВОЗ-/ВОС-, ИЗ-/ИС-, НИЗ/НИС-, РАЗ-/РАС-, ЧЕРЕЗ-(ЧРЕЗ-)/ЧЕРЕС-

ПРИМЕР:
РАС с мотреть,
РАЗ г лядеть,
ИЗ в ести,
ИС т опить,
ЧРЕЗ м ерный,
РАС ч ертить,
ВС к арабкаться,
ЧЕРЕС ч ур,
сНИС х одительный

Случай 1. Чтобы выбрать правильную букву -з- или -с- на конце приставок, необходимо отличать звонкие согласные от глухих.
Все глухие согласные звуки позволяет запомнить фраза: Ф ОК А, Х ОЧ ЕШ Ь П ОЕСТ Ь Щ ЕЦ ?
Звонкие согласные звуки позволяет запомнить фраза: ОЙ , М Ы Ж Е Н Е З АБ ЫВ АЛ И О ДР УГ Е!
ПРИМЕР:
в приставках слов РАС ч удесный и РАС ц ветка мы напишем -с -, потому что первые буквы корня - ч - и - ц - обозначают глухие согласные звуки, а в приставках слов ИЗ д ержка и ИЗ м ена мы напишем букву -з -, так как первые буквы корней обозначают звонкие согласные звуки
- д - и - м -

Случай 2. Запомните, что правописание приставки С - в словах не зависит от звонкости или глухости следующего за ней согласного . Приставка С- относится к группе неизменяемых приставок.
ПРИМЕР:
в словах С ДЕЛАТЬ и С ПРЫГНУТЬ пишется одна и та же приставка С-, несмотря на то что в первом слове после приставки стоит звонкий согласный, а во втором - глухой.

Случай 3. Приставку на З- С- можно не заметить, если слово имеет две приставки.
ПРИМЕР:
в слове НЕВОС ТРЕБОВАННЫЙ после приставки НЕ- стоит приставка ВОС-, написание которой зависит от глухости последующего согласного, в то время как правописание приставки НЕ- этим правилом не определяется.

Случай 4. Не путайте слова с приставками на З-С- со словами, у которых корень созвучен с данными приставками.
ПРИМЕР:
1. приставка БЕС- (БЕСпокоить) и корень -БЕС- (БЕСиться)
2. приставка НИЗ- (НИЗвергнуть) и корень -НИЗ- (НИЗкорослый)
3. приставка РАЗ- (РАЗбить) и корень -РАЗ- (РАЗительный), корень -РАЗН- (РАЗНица)
4. приставка РАС- (РАСтереть) и корень -РАСТ- (РАСТение)
5. приставка РОЗ- (РОЗдал) и корень -РОЗ- (РОЗовый)
6. приставка РОС- (РОСчерк) и корень -РОС- (РОСистый), другие корни (РОСКОШный, РОСТочек)
7. приставка ВОЗ- (ВОЗдержаться) и корень -ВОЗ- (ВОЗница)

3. Приставки РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-), НЕ-, НИ-

Написание гласных букв в данных приставках определяется ударением.
В приставках РОЗ- (РОС-), РАЗ- (РАС-) без ударения пишется буква А , под ударением - О .
ПРИМЕР:
ра списАться - рО спись, ра зыгрАть - рО зыгрыш, ра злИв (реки), рО злив напитков

Приставки НЕ и НИ, встречающиеся в отрицательных и неопределенных местоимениях и наречиях, также зависят от ударения. Под ударением пишем НЕ, без ударения - НИ.
ПРИМЕР:
нЕ когда - ни когдА, нЕ кто - ни ктО, нЕ что - ни чтО

4. Приставки ПРИ-, ПРЕ-

Правило написания этих приставок одно из самых любимых школьниками, и оно также очень простое в запоминании. Написание гласной в них зависит от значения приставок.

Приставка ПРИ- обозначает:
1) приближение, присоединение, прибавление: при ехать, при клеить
2) расположение вблизи чего-либо (близость): при морский, при окский
3) неполноту действия (действие выполнено не до конца): при открыть, при тормозить
Это основные значения приставки при-, но есть еще три более редких значения:
4) законченность действия: при думать
5) действие, выполненное исходя из чьих-либо интересов: при прятать
6) сопутствующее действие: при прыгивать, при говаривать, при танцовывать, при певать

Приставка ПРЕ- обозначает:
1) близкое по значению к слову "очень": пре красный (очень красивый)
2) близкое по значению к приставке пере-: пре ступить (перейти черту), прервать (перервать)

Однако не всегда написание этих приставок определяется перечисленными значениями!

Трудности, которые могут возникнуть:

Случай 1. Различается написание слов, близких по звучанию, но разных по значению:
придать соответствующий вид — предать друга,
притворить дверь — претворить мечту (воплотить),
прибывать вовремя — пребывать в отпуске (находиться),
приступить к работе — преступить закон,
приходящий в гости — преходящий момент (непостоянный),
презреть врага (возненавидеть) — призреть сироту (приютить)
преклоняться перед талантами (восхищаться) — приклоняться к земле (наклоняться)
превратности судьбы — привратник у ворот
предел (граница) терпения — придел (пристройка) дома
претерпеть (пережить) — притерпеться (привыкнуть) к зною

Случай 2. Правописание некоторых слов с приставками ПРИ-, ПРЕ- следует запомнить или определять по орфографическому словарю. Сюда относятся, например, устаревшие слова, употребляющиеся во фразеологических сочетаниях преткнуться (ус-тар.) — «споткнуться», преткновение — «помеха, затруд-нения», камень преткновения; преставиться (устар.) —«умереть», устроить светопреставление.

Случай 3. Правописание заимствованных слов с при-, пре- в корне рекомендуется определять по орфографическому словарю: престиж, президент, прейскурант, префикс, прецедент; приоритет, привилегия, притяз ание, приватный, примитивный и т.п.

1) приусадебный 2) прицепиться 3) приглушенно 4) притаиться

В каком слове правописание приставки определяется её значением - «высшая степень качества»?

1) преобразовать 2) престрашный 3) превращать 4) преемник

4. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного ?

5. В каком слове правописание приставки определяется её близостью к приставке «пере-»? 1)прервать 2) прекрасный 3) преспокойно 4)премудрый

6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «присоединение»? 1) пританцовывал 2) призадумался 3) придорожный 4) приклеил

В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»?

1) сбор 2) здесь 3) разбить 4) несговорчивый

Найдите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «неполнота действия».

Ве­роч­ка по­ни­ма­ет его со­сто­я­ние. И ей не нра­вит­ся, что Гоша раз­го­ва­ри­ва­ет свы­со­ка. Лицо у Ве­роч­ки ста­но­вит­ся за­дум­чи­вое. Она скло­ня­ет го­ло­ву набок, при­щу­ри­ва­ет­ся. Пре­жде, года три назад, с таким вы­ра­же­ни­ем Ве­роч­ка ки­да­лась драть­ся (и дра­лась по­чи­ще маль­чи­шек). Те­перь она не дерётся.

Найдите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости - звонкости последующего согласного.

Мама не­ред­ко втор­га­лась в мои вза­и­мо­от­но­ше­ния с иг­руш­ка­ми.

–Лю­бишь на­ка­зы­вать? - впо­лу­шут­ку спро­си­ла как-то она. И впо­лу­серьёз до­ба­ви­ла: - С бес­сло­вес­ны­ми так по­сту­пать нель­зя. Они же не могут от­ве­тить ни на добро, ни на зло.

Найдите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «приближение».

В ко­ман­ди­ров­ки мама и отец ез­ди­ли очень часто: они вме­сте про­ек­ти­ро­ва­ли за­во­ды, ко­то­рые стро­и­лись где-то очень да­ле­ко от на­ше­го го­ро­да. Я оста­вал­ся с ба­буш­кой - ма­ми­ной мамой.

В не­бла­го­по­луч­ных се­мьях ро­ди­те­ли, уехав из дому, во­об­ще не при­сы­ла­ют писем, в бла­го­по­луч­ных пишут при­мер­но раз или два в не­де­лю - мы с ба­буш­кой по­лу­ча­ли пись­ма каж­дый день.

Найдите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «В приставках, оканчивающихся на -З и -С, перед гласными и звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными - С».

Такой в огне не сго­рит и в воде не уто­нет! Вот до чего до­во­дит лю­бовь!



А мне вовсе не нра­вит­ся, что дома меня все вос­хва­ля­ют. Труд­но разве от­ве­тить на трой­ку?

Найдите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «присоединение»

Я по­сти­рал, набил его новой ватой, ак­ку­рат­но зашил и даже слег­ка прошёлся утю­гом, на место по­те­рян­но­го глаза я при­де­лал чёрную по­вяз­ку, как у пи­ра­та. А позже с по­мо­щью зна­ко­мой из ате­лье мед­ведь одел­ся в ко­жа­ную ко­су­ху с ма­лень­ки­ми заклёпками.

От­ны­не мед­ведь сидит у меня в га­ра­же на самом вид­ном месте, а ино­гда я уста­нав­ли­ваю его на вилку мо­то­цик­ла, и мы ка­та­ем­ся по го­ро­ду или в мо­то­ко­лон­нах. Со­рат­ни­ки из клуба сна­ча­ла сме­я­лись, а потом при­вык­ли, и иг­руш­ка даже в не­ко­то­ром роде стала нашим та­лис­ма­ном.

Найдите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного.

Какое ему дело до Елены Фран­цев­ны, он и ду­мать о ней забыл. Его пре­дал друг. Спо­кой­но, обы­ден­но и пуб­лич­но, средь бела дня, ради гро­шо­вой вы­го­ды пре­дал че­ло­век, за ко­то­ро­го он, не раз­ду­мы­вая, пошёл бы в огонь и в воду.

Найдите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - «расположение вблизи чего-либо».

Я услы­шал голос Наили и пред­ста­вил себе её: во­ло­сы долж­ны быть тёмными, глаза - с уголь­ка­ми в се­ре­ди­не, губы - чуть при­пух­шие, с едва за­мет­ны­ми тре­щин­ка­ми от воды и ветра. Вме­сте с её го­ло­сом до меня до­ле­та­ло её ды­ха­ние, по­хо­жее на ше­лест лист­вы, когда пахнёт ветер. Когда голос её умол­кал, я бо­ял­ся, что он не за­зву­чит снова - вос­па­рит и умчит­ся, как птица. Мне хо­те­лось, чтоб он зву­чал вечно и никто, кроме меня, его не слы­шал бы.

Она си­де­ла на при­бреж­ном песке, под­жав ноги и упер­шись под­бо­род­ком в ко­ле­ни.



Найдите слово, в котором написание приставки определяется ее значением, близким к значению приставки пере-

Слушай, - прервала его Лина, наклоняясь над шляпой. – Ещё бы день, и он был бы готов.

Да, - сказал он. – Но у каждого есть какой-то естественный предел.

Задание 5.

« Одна и две Н в суффиксах прилагательных, причастий и наречий»

Теория

Прилагательные.

ННпишется в прилагательных, образованных:

От существительных с основой на н : сон – сонн ый , осень – осенн ий , длина – длинн ый , окно – оконн ый ;

С помощью суффиксов -онн- и -енн- : лекционн ый , станционн ый , утренн ий , временн ый , письменн ый .

С одной н пишутся прилагательные, образованные от существительны с помощью суффиксов -ан- (-ян- ) и -ин- : кожан ый , песчан ый , коноплян ый , глинян ый , серебрян ый , гусин ый , лебедин ый .

Исключения : -юный , свиной , румяный , зелёный , синий (образованы без помощи суффикса ); -ветрен ый (однокоренные слова с приставками пишутся с двумя н : без ветренн ый , под ветренн ый ); -оловянн ый , деревянн ый , стеклянн ый .

Сергей Федорович долго подкрадывался коленям, а они не чуяли и не слышали его приближения. Подкрался он к ним из-под горы совсем близко, и, наблюдая в бинокль одну оленуху, заметил, что она отбилась от стада и скрылась в кустах, где бежит горный ручей. (Пришвин М.)

Задание: выполните тестовую работу.

1. Выпишите из предложений слова с неизменяемыми приставками:

Черёмуха отцвела и завязала узелки для ягод. На дальних речонках кувшинки уже распластали на водной глади, словно на столе, широкие листья – зелёные блюдца. (Е.Коковин)

2. Выпишите из текста слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»:

Кипрей всегда разрастается на лесных пожарищах и порубках. Недавно еще кипрей считали сорной травой. Он только и годился, что на дешёвый чай. Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. Делали это они потому, что считали, будто кипрей заглушает побеги сосен, отнимает у них свет и влагу. (К.Паустовский)

3. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква З, обозначающая звонкий согласный звук, если после приставки следует звонкий согласный»:

Длинноносый кулик-бекас взлетел над болотистой низиной, а оттуда – стрелою вниз. Несётся к земле, сам хвост веером растопырил. Перья в хвосте у него жёсткие, колеблет их ветер, будто на струнах играет. (Г.Скребицкий)

4. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «На конце приставки пишется буква С, обозначающая глухой согласный звук, если после приставки следует глухой согласный»:

Казалось, что косматая зима устроила себе жилье на кораблях. Комья снега слетали со снастей и с шорохом разбивались о палубы. Сосульки искрились и звенели. Колкие ледяные розы расцветали на иллюминаторах. Слоистый дым из камбузов стоял в снастях весь день до заката, когда он делался багровым, как дым ночного сражения, и постепенно превращался в чёрную мглу. (К.Паустовский)

5. Из предложений выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит уподобление конечного парного по глухости/ звонкости согласного последующему звуку (озвончение):

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос... (К.Паустовский)

6. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит от её лексического значения:

Василий уходил, а Катерина Петровна сидела, растерянная, с деньгами в руках. Потом она надевала очки и перечитывала несколько слов на почтовом переводе. Слова были все одни и те же: столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо. (К.Паустовский)

7. Выпишите из предложения слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой:

Мы возвращались из штаба пехотной дивизии, расположенного внутри бетонной трубы под железнодорожной насыпью; там протекала когда-то небольшая речушка, ее закрыли дощатым настилом, поставили сверху штабные столы с картами, схемами, телефонами и управляли из этой трубы долгим и трудным боем за южную окраину Сталинграда.(Е.Кригер)

8. Выпишите из предложения слова с неизменяемыми приставками:

Птичьим пересвистом и пощёлкиванием встречается утро в лесу и в прибрежных кустарниках.(Е.Коковин)

9. Выпишите из предложения слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой:

В один из таких знойных июньских дней, вернувшись с речки и без всякого аппетита пообедав, ребята по привычке забрались на чердак. Здесь тоже было жарко - за день железная крыша раскаляется так, что босой ногой на нее не ступишь - но зато никто не мешал. На чердаке разрабатывались планы налётов на чужие сады, поверялись друг другу мальчишечьи тайны. (В.Ф.Козлов)

10. Выпишите из текста слова, в которых правописание приставки зависит от её лексического значения:

Поезд за ночь вышел из прифронтовой зоны и теперь, мерно постукивая, уходил все дальше на северо-восток. Сам еще не понимая, что его разбудило, полковник приподнялся, опираясь на локоть, и тревожно прислушался. Рассвет чуть брезжил за стеклом вагонного окна, обрызганного каплями дождя. (Ф.Кнорре)

Правописание приставок

Теория

Правописание приставок

I. Необходимо запомнить, что большинство приставок в русском языке неизменяемые . То есть пишутся всегда одинаково. В любых словах.

Например:

О- : обежать, остановка, одуматься

у- : увести, убежал, успокоиться

до- : дожить, дойти, доставка

по- : побежать, подворье, посмотреть

про- : прокатить, пробел, просмотр

пра- : употребляется в значении «отдаленная степень родства»: прабабушка, праязык

на- : нападки, накрыть, надавить

за- : закрыть, заключенный, запутать

над- (надо-): надкусить, надпись, надорваться

под- (подо-): подплыть, подсказать, подождать

от- (ото-): отдать, отодвинуть, открыть

об-(обо-): облететь, обтереть, обойти

в- (во-): вдоволь, вверх, вовлечь

вы- : вылавливать, выход, выстоять

пред- (предо-): предпочтение, предрешать, предостеречь

пере-: перерыв, перелить, перекос

с- (со-): сдвинуть, сойти, сгибать (будьте внимательны, есть только приставка с-, нет приставки з-)

! Заимствованные иноязычные приставки также неизменяемые:

дез- : дезинформировать

контр- : контраргумент

транс- : трансатлантический

пост- : постмодернизм

суб- : субкультура

супер- : супергерой

пан- : паневропейский

II. В русском языке есть несколько небольших групп приставок, которые все-таки изменяются при определенных условиях. Иначе говоря, их правописание зависит от чего-то. Рассмотрим эти группы приставок.

1. Приставки, правописание которых зависит от глухости/звонкости последующей согласной. Что это значит?

Если после приставки из этой группы мы видим звонкий согласный, то на конце приставки пишем -з, а если глухой, то, соответственно -с.

Сюда относятся так называемые приставки на -з, - с, их ровно шесть:

без-/бес- безработный, бессмертный

раз-/рас- разрозненный, распуститить

воз-/вос- (вз-/вс-) возврат, восход

из-/ис- избежать, испуг

низ-/нис- низвергать, нисходить

через-/черес- (чрез-/чрес-) чрезмерный, чересчур

2. Приставки, правописание которых зависит от лексического значения.

Это приставки пре-/при- .

Для того, чтобы сделать правильный выбор приставки, необходимо понять, какое значение она привносит в слово.

Итак, какие значения характерны для каждой приставки:

Значения приставки пре:

1) Значение высшей степени качества. Проще говоря, это значение равно значению слова очень.

Например: прекрасный, преувеличивать, превосходить, преспокойный.

2) Значение, близкое значению приставки пере- (следует понимать, что не всегда в таких случаях приставку пре- можно заменить приставкой пере- , здесь важно сходство их значений)

Например : прервать, преступник, преподаватель, преобразовать, преграда. Значения приставки при:

1) «приближение»

Например: приходить, приезжать

2) «присоединение»

Например: пришить, приклеить,

3) «недодействие»

Например: прикрыть, присесть,

4) «завершенное действие»

Например: придумать, приготовить

5) «близость к чему-либо»

Например: прибрежный, придорожный

3. Приставки, правописание которых зависит от ударения.

В эту группу входят приставки:

рас-/рос (раз-/роз-)

Если вы не забыли, то эти приставки относятся и к первой группе, поэтому имеют вариант написания -з/-с .

Без ударения в них пишется буква А, а под ударением... - под ударением проблемы нет, что слышим, то и пишем, как правило, это буква о.

Например: роспись, расписание, разговор, розыск.

Задачи с решениями

Задача 1

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

без…языкий, с…ёмка, без…облачный

бе…дорожье, в…бираться, ра…думывать

роз…ск, за…грывать, с…митировать

пр...открыть, пр…образование, пр…восходство

Решение

Согласно орфографическому словарю предложенные слова пишутся следующим образом:

безЪязыкий, сЪёмка, безОблачный

беЗдорожье, вЗбираться, раЗдумывать

розЫск, заИгрывать, сЫмитировать

прИоткрыть, прЕобразование, прЕвосходство

Как видим, одна и та же буква пропущена в ряду слов 2. Выбираем вариант 2.