Масляный этюд. Польза пленэра: этюды, выбор сюжета, живописные приемы


Как написать этюд маслом

(на сайте в скором времени планируется бесплатный просмотр видео «Уроки живописи масляными красками»

Хотелось бы описать, как я применяю на практике вышеописанные материалы и методы работы. Для примера выбран пейзаж «Конец лета».

В конце лета - начале осени листья на деревьях желтеют, трава приобретает различные цвета. Тени от деревьев становятся более холодными, с фиолетовым оттенком. Ближе к горизонту,из-за голубого неба, деревья, растительность кажутся более холодными, чем в жаркое летнее время. Осень - это то время, когда нельзя пропускать ни дня без живописи на пленере. Два-три часа работы масляными красками в день для меня лично превращаются в минуты полного душевного равновесия, покоя и гармонии с природой.

Для написания этого этюда мне понадобился обработанный желатином и акриловым грунтом холст, предварительно наклеенный на планшет. Подмалевок решил сделать темперными красками, поэтому запасся необходимыми материалами для масляной и темперной живописи. Из черной бумаги по размерам заготовленного холста сделал видоискатель. Кроме этюдника, для полного комфорта, взял с собой раскладной стул и зонтик.

Выбрав с помощью видоискателя наиболее привлекательный вид пейзажа, оценив композицию и тональные отношения будущего этюда, я приступил к работе.

Чтобы написать портрет маслом по фото () понадобиться предварительный, точный рисунок карандашом. В моем случае построение композиции и предварительного рисунка на холсте можно выполнить тонкой колонковой кистью №2 и прозрачной, охристой темперной краской. При помощи видоискателя определил, что главной в этюде будет растительность. Исходя из этого, линию горизонта расположил выше середины холста. Для того чтобы подчеркнуть перспективу пейзажа, а также для сбалансированности композиции, наметил уходящую вдаль дорогу.

Перед тем, как приступить к подмалевку темперной краской, мысленно провёл подготовительную работу.

1.Внимательно рассмотрел тональные отношения пейзажа.

2. Установил самые светлые и насыщенные по тону места.

3. Определил, какие цвета будут преобладать в этюде на переднем, среднем и дальнем планах.

Во избежание ошибок в дальнейшем тональном построении работы, я начинаю подмалевок с самых насыщенных фрагментов картины в независимости натюрморт ли это, или человеческая фигура. Далее пишу от самого темного к светлому. Часто случается так, что белый грунт холста является наиболее минимальным по насыщенности местом в этюде. В таких случаях грунту придаю теплый или холодный оттенок, в зависимости от обстоятельств и места написания картины (в аудитории или на пленере).

В пейзаже «Конец лета» оптимальным решением стало выполнение подмалевка, начатое с деревьев дальнего плана. Дело в том, что растительность и поверхность земли дальнего плана отчетливо выделялись фиолетово-голубой полосой и имели светлый тон, приближенный к небу. Используемые краски: небесная голубая, кадмий фиолетовый, неаполитанская красно-фиолетовая, белила цинковые и титановые в пропорции 1:1.

Над деревьями у горизонта небо имело охристо-красноватый оттенок и стало самым светлым по тону элементом картины. Используемые краски: охра золотистая московская, кадмий красный светлый, белила. Такой контраст теплых и холодных оттенков на горизонте обозначил границу между деревьями и небом.

Приведу отрывки из заметок Д. Констебля о небе: «Пейзажист, у которого небо не является одной из важнейших частей композиции, пренебрегает лучшим своим помощником… Небо - очень трудная задача, как в смысле композиции, так и в смысле исполнения. При всем его блеске оно не должно выступать вперед, а должно лишь вызывать представление о бесконечной дали. Это не относится, конечно, к редким явлениям природы или случайным эффектам освещения, которые всегда привлекают особое внимание…»

Переходя к среднему плану, я использовал более контрастные и насыщенные тона для деревьев и другой растительности. Учитывая воздушную перспективу, написал тень и свет более теплыми красками. Используемые краски для тени: кадмий фиолетовый, небесная голубая, умбра жженая, кадмий красный светлый . Краски, используемые для света: охра желтая, охра золотистая московская, кадмий красный, кадмий желтый лимонный, белила титановые .

На ближнем к зрителю плане трава и дорога немного светлее и теплее, нежели тон деревьев. Здесь были использованы такие краски, как охра желтая , охра золотистая московская, кадмий красный, кадмий желтый лимонный, кармин, английская красная, белила.

Такой подмалевок уже придавал будущему этюду воздушную перспективу и определял колорит работы.

После того, как темперная краска подсохла, я приступил к живописи маслом.

На этой стадии работы мне предстояло:

1.«Подчеркнуть» объем листвы и стволов близстоящих деревьев.

2.Подготовить первый план как основу для следующего.

3.Детально прописать второй план этюда.

4.Добавить, при помощи лессировок, различные оттенки в нужных местах этюда.

Вслед за подмалевком темперными красками продолжил этюд маслом с деревьев дальнего плана. Тени деревьев придал размытый контур смесью красок. Используемые краски: виноградная черная, белила, небесно-голубая; свет показал с помощью лимонно- желтой, белил и небесно-голубой красок.

Щетинной кистью №16 написал небо, применяя, так называемую, растяжку от теплого (у горизонта) тона к холодному и от светлого к темному, с целью придания ему объема. Используемые краски: небесная голубая, голубая - «ФЦ», кадмий фиолетовый, виноградная черная, белила. Прописывая небо, наносил красочный слой в диагональном направлении.

Как описывалось выше, в картине не должно быть двух одинаковых мазков (см. методы масляной живописи). Поэтому мною использовались кисти различного размера (в соответствии с фрагментами работы).

Свет на первом и втором плане этюда был исполнен пастозными мазками, с использованием мастихина.

Придав объем стволам деревьев и растительности на втором плане, я приступил к деталям.

На заключительной стадии работы мне оставалось лишь прописать более тщательно тонкие ветви деревьев, траву и участки дороги тонкой колонковой кистью (№2).

Успех в творческой деятельности обеспечен, в первую очередь, тому художнику, который в упорном желании создать произведение искусства, преодолевает, несмотря на различные трудности, любые барьеры и препятствия на своем жизненном пути. Вспомните Винсента Ван Гога… Ведь этот художник (и не только он) доказал, что человек своим упорством и желанием достичь поставленной цели способен на очень многое.

Однажды известному скульптору Микеланджело задали вопрос: «Как получаются у вас такие замечательные скульптуры?», на что он ответил: - «Я беру камень и отсекаю всё в нём ненужное». В живописи приблизительно так же. По аналогии, следует всего лишь положить нужный тон краски на соответствующее ему место холста… Так художник сможет передать свои чувства и мысли, открывая зрителю новую реальность. Но для того, чтобы знать как, какой и куда положить тон краски, нужно много работать и развиваться, изучать и любить живопись.

Самый лучший учитель для живописца - это природа, и никто не сможет научить большему, чем она. Учителя, преподаватели только направляют, подсказывают и учат начинающего художника основам живописи, делятся собственными наблюдениями. Где бы вы ни находились, что бы ни чувствовали, и каким бы ни было ваше настроение, всегда старайтесь замечать в окружающей вас действительности то, что, на первый взгляд, кажется неинтересным для обычного человека. Наблюдайте и сравнивайте тональные отношения неба и земли, цвета дальнего плана и переднего. Делайте быстрые наброски с натуры каждый день и ни в коем случае не уничтожайте их впоследствии. Даже, в том случае, если некоторые из них не получились такими, какими Вы их видите в идеале.

Попробуйте представить себя в роли натуралиста, который исследует явления природы, повадки животных; физиономистом, изучающим особенности строения и мимики лица людей в попытки угадать, определить черты их характера.

Художник должен отображать на холсте свое время и при этом уметь самовыражаться, для чего необходима постоянная его открытость окружающему миру.

Больше обращайте свое внимание на людей, которые окружают Вас: пантомимика, мимика, стиль одежды (делайте быстрые наброски).

Для расширения собственного профессионального кругозора старайтесь посещать как можно больше выставок и музеев, изучайте репродукции великих живописцев, читайте различную литературу.

Слово «этюд» представляет собой точную русскую транскрипцию французского термина "étude", который в переводе с этого языка означает «обучение» или «исследование». Это слово в русском языке имеет несколько достаточно сильно отличающихся друг от друга значений, причем они сконцентрированы преимущественно в сфере искусства. Однако отпечаток первоначального значения французского оригинала заметен во всех смыслах этого слова.

Этюд в живописи

Одно из самых распространенных значений, которые имеют в виду, произнося слово «этюд», относится к области живописи. В этом смысле под ним подразумевают произведение, которое обыкновенно выполняется с натуры и может представлять собой пейзаж, натюрморт, портрет или другой жанр изобразительного искусства, основанный на отображении реальной действительности. Зачастую этюдом называют рисунок, степень проработанности которого не слишком высока, поскольку он служит одним из вариантов будущего законченного произведения. Поэтому серьезный художник, как правило, делает несколько этюдов к одному крупному произведению.

В области живописи слово «этюд» имеет также дополнительное значение, в большей степени связанное с первоначальным смыслом французского оригинала. Так, под этюдом иногда подразумевают обучающее занятие, целью которого является создание художественного наброска к будущей картине.

Этюд в музыке и театре

Слово «этюд» применяется также для обозначения музыкальных произведений, которые, в свою очередь, имеют ярко выраженные особенности. Так, это произведение чаще всего имеет небольшую продолжительность и написано для одного музыкального инструмента или голоса. Его основной целью, как правило, является развитие технических навыков исполнителя.

Похожее значение имеет слово «этюд» в театральной среде: оно представляет собой небольшую по объему постановку, в которой предполагается участие ограниченного количества актеров, и применяется для развития техники актерского исполнения. При этом этюд в театральной среде чаще всего включает в себя значительную часть, основанную на импровизации, что позволяет улучшить игру актеров.

Этюд в шахматах

Еще одно распространенное значение этого слова связано с игрой в шахматы. В этой сфере применение этого термина также имеет оттенок, отражающий обучающий характер данного понятия. Так, словом «этюд» среди принято обозначать специально составленную специалистом ситуацию на доске, которую обучающемуся необходимо решить в свою пользу либо добиться ничьей.

Говорилось преимущественно о длительном по времени исполнения этюде, предполагающем углубленную проработку формы предметов цветом, с учетом колористической гаммы натюрморта, условий среды — света, окружающего пространства, их взаимных влияний.

Но на курсах живописи в художественной школе New Art Intention мы учим начинающих художников быстрой записи рисунка, запечатлеть в этюде только главное, наиболее существенное, или только часть целого — фрагмент. Поэтому наряду с работами, длящимися весь урок живописи, существуют и другие формы этюда. Это этюды-наброски, этюды фрагментов, эскизы по памяти.

Все эти формы имеют право на существование. Вопрос заключается лишь в том, чтобы разумно их сочетать. Работая только над длительными по времени исполнения этюдами с углубленной и детальной прорисовкой предметов, мы не приобретем навыков быстрой работы и не сумеем сразу запечатлеть в этюде наиболее главные и существенные черты, не научимся сознательно жертвовать теми или другими деталями в угоду главного.

В таком этюде наряду с определением композиционного строя мы выясняем для себя цветовую гамму, запоминаем смешение красок, с помощью которых достигаем нужных сочетаний. Такой этюд выполняется в течение получаса - часа.

Ниже представлен ряд быстрых этюдов-набросков и этюдов отдельных фрагментарных решений натюрмортов из плодов, ягод и предметов быта. Проделайте ряд упражнений, чтобы приобрести некоторые навыки в рисовании коротких этюдов.

Учимся рисовать этюды.

Весной или летом составьте букет из однородных цветов, включите в него один или два цветка другого вида. Поставьте такой букет сначала на рассеянном свету в большой залитой светом комнате, на веранде или в саду и в течение полутора-двух часов напишите этюд. Этот же или другой букет попробуйте написать в условиях яркого освещения, в солнечный день, поставив цветы на окно или в саду. В каждом из этих заданий вы встретитесь с новыми для вас условиями. Под влиянием сильного прямого света (в данном случае солнечного) цвет предметов меняется по сравнению с комнатными условиями. Благодаря возникающим контрастам, обилию рефлексов, бликов, благодаря сочетанию и взаимодействию всех этих факторов предметы как бы утрачивают свою конкретность. И свет, и тень, и полутень не воспринимаются четко разграниченными между собой, а обогащают друг друга массой новых оттенков, нюансов, переходов. Одним словом, решение светотеневых задач приобретает в данном случае очень большое значение.

Для живописца освещение в такой же мере важно, как сам изображаемый мотив, вернее одно с другим находится в неразрывной связи. Таким образом, при работе над этюдом на воздухе, как говорят в пленере*, возникают особые, представляющие большой интерес задачи. *(От французского plein air— под открытым небом. Термин употребляется в изобразительном искусстве применительно к изображению на открытом воздухе) .

Этюд полевых колокольчиков выполнен на прямом солнечном свету. Легко, прозрачными красками намечена их общая масса. Но, тем не менее, она воспринимается объемной. По внешнему краю букета колокольчики, будто прозрачны и невесомы. Некоторые из них почти растворяются в фоне, иные читаются более четко, но не резко.

Этюд интересен для нас технической стороной исполнения. Чистота красок, общее впечатление свежести и сочности достигаются тем, что работа выполнена по сырой увлажненной бумаге, обильно насыщаемой красочным раствором. На курсах живописи в нашей школе мы более углубленно рассказываем об особенностях такого письма.

В отличие от предыдущего упражнения — букета из однородных цветов, составьте также небольшой букет из цветов, различных по окраске и формам. Поставьте его на рассеянном свету в комнате на фоне светлой без узора стены. Букет будет по отношению к фону составлять определенной силы силуэт.

В рисунке легко наметьте цветы, выступающие из общей массы букета. Они будут разными по своему абрису, форме и размерам. Затем, все время сравнивая силу тона, начинайте по частям покрывать нужным цветом отдельные группы цветов, стараясь передать их характер. Не нужно при этом краску брать в полную силу, с тем, чтобы иметь возможность впоследствии усилить некоторые части. При рисовании цветов избегайте резких очертаний в касаниях одних цветов с другими или с зеленью. Иначе они будут производить впечатление жесткости и покажутся скорее искусственными, а не живыми. Цветы, особенно полевые, всегда нежны, хрупки, трепетны, и в этюде нужно стремиться передать эти качества.

Посмотрите, с каким вниманием и любовью выполнены кисть бузины, желтые цветы льнянки, рядом с ними ромашка и листья папоротника. Следите за тем, чтобы изображение не производило впечатления плоского, как бы вырезанного и наклеенного на бумагу подобно аппликации. Во избежание этого нужно путем сравнения определить особенности касания букета с фоном. В каких-то частях цветы будут по светлоте с ним сливаться или даже окажутся светлее его, в других — образовывать различные по силе контура силуэты. Несмотря на разнообразие оттенков, слагающих букет цветов, он не должен казаться пестрым, а сохранять собранность, цельность единой тональности. При обучении рисованию в художественной школе мы рекомендуем начинающим иногда во время работы прищуривать глаза и смотреть то на букет, то на свой этюд. Это помогает увидеть ошибки, допущенные в тональном решении.

Следующее упражнение этого урока живописи призвано углубить навыки работы над быстрым этюдом. Упражнение ставит задачу, используя полученные ранее навыки в технике а-ля прима, добиться сочности и красочности в живописи. На каждое из таких упражнений полезно отвести один-два часа.

Для начала можно выполнить задание, аналогичное этюду с клубникой. Здесь, как и в предыдущем этюде, автор то использует возможности кисти, предельно насыщенной раствором краски, то кладет легкие, прозрачные мазки чистых красок, допуская минимум их смешения. В результате достигается передача сочности и мягкости крупных ягод, впечатление их пронизанности светом.

Этюд с кружкой также выполнен в форме быстрого наброска. Постановка интересна сочетанием разнообразных предметов. Перед художником возникает новая задача — показать блеск металла рядом с лоснящейся поверхностью кожицы помидора. Краски чисты, легки, прозрачны, общий колорит светлый. Поэтому работа производит впечатление свежести, непосредственности.

Следовательно, в быстрых по исполнению этюдах задача заключается в том, чтобы установить основные цветовые отношения, основные контрасты, передать освещение. В таких этюдах не требуется подробной детализации во всех частях. Например, в букете с колокольчиками, при обобщенном решении всей массы букета, мы видим ромашку и намеченные силуэтом характерные очертания самих колокольчиков.

Такие этюды могут иметь как подчиненное, так и самостоятельное значение. Подчиненное — при выполнении предварительного эскиза перед длительным этюдом; самостоятельное — при решении специальных живописных задач (передача условий света, цветовых сочетаний) и, наконец, когда требуется запечатлеть для себя какой-то мотив, но нет времени выполнить его более обстоятельно.

На курсе живописи New Art Intention мы предостерегаем от чрезмерного увлечения такими быстрыми этюдами. При обобщенности решения этюд не должен утрачивать предметных характеристик. Одним словом, обобщенность не должна стать самоцелью в рисовании для начинающих. Как раз, наоборот, с помощью ее мы стараемся выразить наиболее характерные и типичные для данного предмета или явления свойства.

Этюды акрилом, написанные учениками во время уроков живописи в Artintenstudio.

Я показала свой компактный набор для быстрых зарисовок акварелью (о длительных — на следующей неделе напишу), теперь пришел черёд рассказать про этюды маслом. Тут тоже все зависит от задач: для больших работ я беру треногу Mabefи переноску для холстов, для многочисленных коротких этюдов — я использую маленький подольский этюдник с ножками, немного переделав его под себя, а вот это — прогулочный вариант. Есть немного времени, выскочила в парк и сделала этюд. Или отправилась с друзьями на пикник и пока все плед расстилают, помидорки нарезают — быстро запечатлела момент. Поехала маме Репино показать: она вдоль берега прогуливается, я — живописую. А это рисовала в обеденный перерыв 🙂

Еще такой вариант можно назвать городским. Питер в сезон — это толпы туристов. Согласитесь, мало кому нравится работать, когда несколько человек стоят за спиной и дышат в затылок, спрашивают о чем-то, советуют… Концентрироваться на задаче ну просто невозможно. Я не только про рисование, я про любую работу. В живописи художник тоже решает задачи: как передать свет, где лучше поместить куст, как увести внимание будущего зрителя вглубь работы. Будущего! Но в процессе рисования не все готовы «обнажаться» и показывать «закулисье», ход своих мыслей. И хоть тыщу раз говорят, надо привыкать рисовать в толпе, но не получается! Надо же с чего-то начать. Привыкать) Я начинаю, а в питерский турсезон и продолжаю с ящиком Jullian.

Самое главное преимущество — он не привлекает к себе внимание так, как обычный этюдник с ножками. Встаешь на шумной улице с треногой и всееее, ты герой! С тобой «пилят» селфи, снимают твои эскизные каракули, спрашивают почему тут желтый, рассказывают свои истории…. ох:((((Стараюсь создать себе на пленэре максимально комфортные условия. Про лайфхаки . С ящиком Jullian все проще: нужно всего лишь прихватить стульчик и сесть спиной к дому или, к примеру, в Летнем саду прижаться к кустам. Этюдник на коленях открыла и — вперед! Холст на картоне 25х35 см скрыт от посторонних глаз, встать сзади невозможно, заглянуть очень сложно (нужна шея как у жирафа). А если еще и одежду подобрать серо-бежево-зеленую, то можно легко слиться с окружением 🙂 Минимум зевак и максимум концентрации на процессе.

Большой и жирный плюс подобных этюдников — подготовка к живописи не занимает много времени. Нужно просто открыть крышку и выдавить краски (заранее делать это не люблю, во многих тюбиках присутствует отслоившееся жидкое масло, пока добираешься до места, некоторые краски съезжают). Устала или толпа туристов меня все же достала, закрыла крышку и ушла.

Вес ящика 2,5 кг. Габариты: 42 х 29 х 9 см. Внутри — отделения с металлическим покрытием легко очищаются от масла, которое все вокруг себя пачкает))) Сделан французами идеально. Не стала брать Россию или Китай, т.к. люблю вещи, которые сделаны качественно, с умом. Когда все замочки мягко защелкиваются, а крышка надежно фиксируется в правильном положении (причем сама, без всяких винтиков), сам чемоданчик сделан из бука, ровно(!) покрыт лаком, удобная кожная ручка. Ну в общем, вы меня понимаете 🙂 есть всякие штуки, которыми мы пользуемся часто и если они продуманы до мелочей, то это — отдельный кайф.

Что там внутри?

  • Холст на картоне 25х35 или можно купить большой картон и разрезать на нужные размеры
  • Палитра (при закрытии ящика она плотно фиксируется крышкой)
  • Бумажные платочки (если испачкалась, то они под рукой)
  • Тряпка (вытираю кисти)
  • Мастихины (одним пишу, другим — чищу палитру)
  • Маленькие тюбики с масляной краской в косметичке (не люблю, когда они при ходьбе мотаются по ящику и гремят)
  • Пакеты (для мусора)
  • Масленка
  • Коробочка с канцелярскими кнопками (перед работой я их сразу вставляю в картон, после рисования ставлю картонку лицом к крышке, т.о.кнопки защищают крышку от краски на этюде. Не кладу этюд лицом к палитре, т.к. не счищенные краски могут съехать на написанный этюд). Как выглядят сами кнопки — см.на фото в начале заметки. Также переношу несколько этюдов: в каждый нужно воткнуть кнопки по углам, сложить этюды друг на друга и уложить в ящик.
  • В пластиковой бутылочке (это от геля для душа из какого-то отеля) — льняное масло или тройник (на нем обычно и пишу)
  • Кисти

Ах, да! Про минусы забыла сказать! Сидя получается только одна точка зрения: горизонтальной плоскости открывается мало и если меня привлекут ажурные тени от деревьев на уходящей вдаль аллее, то надо или брать треногу или искать другой сюжет.

В остальном сплошные плюсы. И еще! Когда дома пишу картину на большом холсте в несколько сеансов, то храню в ящике палитру с уже выдавленными красками, чтобы не засыхали.

Покупала пару лет назад в Арт-квартале и вынесла мозг бедному консультанту, который мне пару часов показывал разные ящики: мы вставляли внутрь разный картон, высчитывали сколько этюдов войдет, укладывали кучу кистей, взвешивали, открывали и закрывали. Но так и надо. Я перепробовала все, убедилась, что этюдник мне на 100% подходит и ушла довольная. Ни разу не пожалела. Так что, мучайте консультантов)

Вопросы? Про что забыла написать?

UPD. Спасибо большое за вопросы в инстаграме ! Появились дополнения.

Картонка, увы, никак не крепится, но быстрые этюды я пишу жидко, в один тонкий слой. Обычно при пастозном или экспрессивном письме холст ходуном ходит) Поэтому я и разделяю свои комплекты по задачам: основательная живопись — этюдник с ножками или тренога, быстрая живопись — ящик Jullian.

Как у меня не пачкается обратная сторона этюда от красок на палитре? Да, забыла уточнить, что обычно выдавливаю совсем немного масла для этюда, пишу жидко. Кнопки вставляю так, чтоб они вышли с другой стороны и тогда маленькие ножки защищают этюд от масла. Нет, палитра не поцарапалась) Не знаю почему) Хорошее покрытие, наверное. Оно и чистится легко. Если масла много выдавила, то картонку кладу пластиковыми ножками к палитре. Если совсем-совсем много, то беру металлическую коробочку из-под леденцов и перекладываю остатки туда. А когда ездила в Выборг на этюды и писала много (в ящик больше 2х не войдет), то использовала бумажный плотный пакет из какого-нибудь бутика-магазина и туда складывала 4-5 этюдов с этими кнопками. Несла отдельно.

Когда начинается художник? Каждый в свое время. Художник в естественной обстановке формируется под воздействием окружения: родителей, учителей, общества. Окружение - источник творчества, пробуждения таланта.

Творческая индивидуальность у каждого формируется по-разному. Потому невозможно определить порог, отделяющий мастера от ученика. Иногда это лишь одна ступенька, а порой их множество. Овладение мастерством у одного происходит почти мгновенно, у другого совершается долго и незаметно.

История живописи пестрит разнообразием примеров раннего художественного развития и, наоборот, сравнительно позднего. Обычно талант проявляется в атмосфере искусства, но нередко исходит из среды, искусству чуждой. Большинство художников, чьи имена на слуху, получили академическое образование, другие живописцы прилежно учились, но не в академиях. А некоторые освоили живописную грамоту самостоятельно.

Каждому истинному художнику присущ конкретный набор качеств, без которых он не может состояться: любовь к природе, жажда знаний.

К чему такое многословное введение?

Покопавшись в старых папках, обнаружил несколько сохранившихся этюдов с поры ученичества, написанных маслом. Интересно оглянуться на пару десятков лет назад и вспомнить свои ощущения, получаемые от работы.

Каждый этюд - учебный, быстрый (не более 15 минут) набросок в красках того или иного состояния природы. На доле этюдов - пейзаж: вечер, закат, ночь. Писать их, естественно, приходилось без освещения. Например, ярко освещенные окна крыльца написаны в кромешной темноте открытыми красками буквально на ощупь.

Сканер, к сожалению, не смог передать красочность правильного цвета. Все самые темные участки он представил как сплошную черную заливку без цвета.

Художник начинается именно с таких этюдов "на состояние". Мы - студенты живописного отделения - писали их сотнями с единственной целью - "набить" руку и глаз, используя цвет и самую широкую кисть.

Относительно дневных этюдов, если живопись покажется мазней, рекомендую прищурить глаза, и посмотреть, как плоское пространство пейзажа раскладывается на свет и тень. Совершенно неважно, насколько техничен и детализирован учебный этюд. Важно лишь верное отношение света к тени. В этом и состоит суть работы на пленэре, а вовсе не в намерении намалевать огромное количество пейзажей на продажу.

Но, в дополнение и опровержение предыдущего абзаца, скажем, что лучшие и достойные продажи этюды, конечно же, давно проданы. Все представленное здесь суть оставшееся.

Тэг: Станковая живопись