Мое отношение к субкультурам. Сочинение на тему: «Субкультуры и современная молодежь Программа социологического исследования на тему: «отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным»


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ работа

по дисциплине: социология

на тему: «Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным»

Выполнил:

Проверил:

РЕФЕРАТ

Отчет состоит из 30 страниц, 2-х частей, 23 таблиц, 3 рисунков, 4 литературных источников, 2-х приложений.

Основные понятия, использованные в исследовании:

    Субкультура,

    Молодежная субкультура,

    Молодёжь,

    Контркультура,

    Неформал.

Проблема исследования: существует потребность информации о том, как молодежь и студенты города Бердска относятся к молодежным субкультурам, в том числе неформальным.

Объект исследования: молодежные субкультуры.

Эмпирический объект исследования: молодёжь и студенты города Бердска.

Предмет исследования: отношение молодежи и студентов города Бердска к молодежным субкультурам, в том числе неформальным.

Цель работы – оценить отношение молодежи и студентов города Бердска к молодежным субкультурам, в том числе неформальным.

В процессе работы проводился анкетный опрос молодёжи и студентов города Бердска, посредством специально разработанной анкеты.

Введение 4

1. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ: «Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным». 5

1.1. Методологический раздел программы. 5

1.1.1 Описание проблемной ситуации, формулировка проблемы, 5

объекта, предмета и цели исследования. 5

1.1.2 Степень изученности проблемы «Молодёжь и досуг». 5

1.1.3. Исходная теоретическая схема изучаемого объекта. 9

1.1.5. Определение частных задач. 10

1.1.6Формулировка гипотез. 11

1.2. Процедурный раздел программы. 12

1.2.1. Характеристика эмпирического объекта исследования и обоснование типа и метода построения выборки. 12

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ. 12

2.1. Описание и интерпретация первичных данных. 12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

ПРИЛОЖЕНИЕ А. 20

Введение

Актуальность данной темы «Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным» обусловлена, прежде всего, большим количеством различных направлений молодежных субкультур и течений, как в России, так и за рубежом.

Тема широко изучена такими социологами, как М. Брейк, В. Д. Ермаков, Ю.Н. Давыдов, И.Б. Роднянская, И.П. Башкатов и др. Изучаемой теме посвящены статьи авторов М. И. Рожкова, М. А. Ковальчука, А. М. Ходырева и многих других.

Материалом для социологического исследования выступают результаты анкетного опроса студентов и молодежи города Бердска. Анкета по теме «Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным» представлена в приложении.

1. ПРОГРАММА СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ НА ТЕМУ: «Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным».

1.1. Методологический раздел программы.

1.1.1 Описание проблемной ситуации, формулировка проблемы,

объекта, предмета и цели исследования.

Проблема – существует потребность информации о том, как молодежь и студенты города Бердска относятся к молодежным субкультурам, в том числе неформальным.

Объект исследования: молодежные субкультуры.

Предмет исследования: отношение молодежи и студентов города Бердска к молодежным субкультурам, в том числе неформальным.

Цель исследования – оценить отношение молодежи и студентов города Бердска к молодежным субкультурам, в том числе неформальным.

1.1.2 Степень изученности проблемы «Молодёжь и досуг».

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей. В ее основе лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей.

Молодежная субкультура – это особый образ жизни, это ни что иное, как форма самовыражения молодых.

В настоящее время существует множество различных молодежных объединений, их количество постоянно растет, возникают новые направления и течения молодежных субкультур. Однако отношение общества к подобным объединениям не однозначно и во многом формируется на основе направленности интересов и увлечений тех или иных течений.

Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи.

Английский социолог М. Брейк отмечал, что субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте». 1

М. И. Рожков, М. А. Ковальчук, А. М. Ходырев в статье «Особенности субкультуры неформальных молодежных объединений» выделяют три характеристики молодежной субкультуры. Ее главной характерной особенностью является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. Другая характерная особенность – преобладание потребления над творчеством. И третьей характерной особенностью можно назвать авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность. 2

По замечанию В. Д. Ермакова 3 , большинство членов неформальных объединений, в отличие от своих сверстников, не входящих в подобные объединения, характеризуются зрелостью в социальном отношении. Они менее подвержены юношескому инфантилизму, самостоятельно определяют истинность общественных ценностей, более гибкие в своем поведении в конфликтных ситуациях, обладают волевым характером.

Однако другие социологи придерживаются иной точки зрения. Ю.Н. Давыдов и И.Б. Роднянская рассматривают молодёжные субкультуры как проявление инфантилизма и нежелания молодых людей вступать во «взрослую жизнь». 4

Исследователи по-разному классифицируют молодежные объединения и группы. Например, И.П. Башкатов 5 выделяет четыре вида неформальных объединений: социально нейтральные (озорные) группы общения; предкриминальные или асоциальные группы подражания; неустойчивые криминальные или антиобщественные группы; устойчивые криминальные или преступные группы.

По социально-правовому признаку выделяют:

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.

2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.

3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

По направленности интересов социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

Увлечение современной молодежной музыкой;

Устремление к правопорядковой деятельности;

Активно занимающиеся определенными видами спорта;

Околоспортивные - различные фанаты;

Философско-мистические;

Защитники окружающей среды.

Профессор С. А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

Романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры).

Гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),

Криминальные («гопники», «люберы»)

Анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

Профессор З. В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

1) со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

2) с социальной позицией - экокультурные;

3) с образом жизни – «системники» и их многочисленные ответвления;

4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие. 6

До начала 80-х гг. молодежная культура находилась в «подполье» и потому не могла стать предметом исследования со стороны официальной науки. Только с появлением серии публицистических выступлений, взбудораживших общественное мнение криминальным характером молодежных группировок (например, рокеров), исследование этой проблематики стало возможным и даже вызвало настоящий бум, который закончился так же неожиданно и быстро, как и начался.

Просматриваются три направления таких изысканий. Одно из них - изучение отношения молодежи к неформальным объединениям и явлениям субкультуры. В рамках этого направления были осуществлены проекты под руководством В. Ливанова, В. Левичевой и Ф. Шереги.

Другое направление основывалось на включенном наблюдении и развивалось в рамках «перестроечной публицистики». Вместе с тем появились и первые профессиональные исследования с использованием интервью. Автор одного из них - ленинградец Н. В. Кофырин (Ленинградский университет). Осенью 1989 г. он изучал неформальные молодежные группировки города непосредственно в местах их «тусовок».

Третье направление составляли исследования собственно преступных молодежных группировок, и они проводились не социологами, но специалистами в области права. Наибольшее признание в социологических кругах получили работы И. Сундиева (Академия МВД), Г. Забрянского (Правовая Академия министерства юстиции) и публициста В.Еремина.

На общем всплеске интереса к молодежным группировкам в те годы наиболее серьезной работой выглядит теоретическое исследование белорусских социологов И. Андреевой и Л.Новиковой, которые предприняли попытку применить культурологические теории для эмпирического изучения молодежных субкультур в условиях крупного города. 7

Орёл Виталий. Школа №1, Акбулак, Оренбургская область, Россия
Сочинение на английском языке с переводом (топик по английскому языку)

My relation to subcultures

My relation to subculture is different. Subculture is a good thing on the one hand, because the young people can go to some groups and they can communicate with the friends. These young people are similar in interests and hobbies. All of them have common topics for dialogues. As a rule, they are the musical fans. It shows their unity to think in the same way.

Unfortunely, subculture influences on the man not from the best part, because majority of the members have some negative features. Usage of drugs, usage of alcohol, their behavior, which is out of the law in most cases, are some of them. They are Hippies, Punks, Goths, Bikers. Mods and Emoes are other, the better ones.

It seems to me, subculture was formed for the purpose the man would express his individuality, but it is not the only way to make it. Sport, for example, is extensible consept. I want to advise all people not to enter into such groups. They should say "No!"

I want to say: "Subculture is style of life for some people, but it`s bad style, because many young people kill themselves in most cases. So my relation to subculture is negative".

Моё отношение к субкультурам неординарно. С одной стороны, субкультура - хорошее занятие: молодые люди могут собираться в группы и общаться с друзьями. У этих молодых людей схожие интересы и увлечения. Все они имеют общие темы для разговора. Как правило, они музыкальные фанаты. Это объединяет их мышдение в одном направлении.

К несчастью, субкультура влияет на человека не с лучшей стороны, потому что большинство членов субкультуры имеют некоторые негативные черты. Употребление наркотиков, употребление алкоголя, их поведение, которые в большинстве случаев выходят за рамки закона, некоторые из них. Это Хиппи, Панки, Готы, Байкеры. Моды и Эмо другие, лучше.

Мне кажется, субкультура была сформирована с целью выражения человеком своей индивидуальности, но эо не единственный способ самовыражения. К примеру спорт - обширное понятие. Я хочу посоветовать всем людям не вступать в такие группы. Они должны сказать: "Нет!" Я хочу сказать: "Субкультура - стиль жизни для некоторых людей, но это очень плохой стиль, потому что многие молодые люди кончают жизнь самоубийством в большинстве случаев. Моё отношение к субкультуре негативное в большей части."

содержимое:

Демократизация нашего общества раскрыла множество возможностей в выражении своих взглядов и устремлений. Поэтому сегодня буквально на каждом шагу мы можем встретить представителей различных субкультур, причем люди неформального внешнего вида сегодня встречаются не только на улицах мегаполисов, но и в небольших городках и даже селах. Что касается меня, то я не являюсь ярой поклонницей какого-либо молодежного движения и считаю, что для выражения собственного мировоззрения достаточно лишь желания и вовсе не обязательно кардинально менять свой внешний вид. С другой стороны, я считаю, что любая молодежная субкультура имеет право на существование, и каждый из нас может стать полноправным представителем любого молодежного движения.

Насколько мне известно, субкультурой называется какое-либо течение, чьи характерные признаки отличаются от традиционных представлений в общепринятой культуре. Чаще всего представителей субкультуры немного по отношению к представителям традиционных направлений в искусстве, литературе и других видах культурной деятельности современного человека. В настоящее время существуют субкультуры, которые формируются на демографическом, национальном, географическом, профессиональном и других, наиболее распространенных в нашем обществе интересах.

В настоящее время особую нишу занимают различные субкультуры современной молодежи. Сегодня существует множество причин, способствующих появлению молодежи, выделяющейся из общей массы по своему внешнему виду, а иногда и по поведению. Принято считать, что основная причина — это желание человека выделиться и показать свою индивидуальность. Я думаю, что это не совсем так. Если и существует небольшая группа людей, которые просто хотят отличаться от серой толпы, то все их последователи всего лишь копируют их. А то, что тони примыкают к какому-либо движению или представителям субкультуры — это всего лишь боязнь быть непризнанными среди своих сверстников. Лично я считаю, что к такому подражанию склонны люди, не отличающие смелостью и не способные выделиться индивидуально.

Еще одна причина возникновения молодежных субкультур — это, конечно же, уход от скучной повседневной реальности в более интересную... и насыщенную событиями жизнь. Однако и здесь я не могу понять тех, кто становится участниками неформальных движений. Я считаю, что украсить свою жизнь и насытить ее интересными событиями каждый из нас может тысячами других способов, и для этого не обязательно одеваться в вызывающую одежду, делать шокирующие прически и вести себя иначе, чем все остальные.

Некоторые современные исследователи социальных явлений считают, что в нашей стране во все времена существовало некое ядро, из которого и возникала то одна, то другая субкультура. Другие считают, что появление неформальных молодежных движений вызвано экономической и социальной неустойчивостью нашего общества на протяжении последнего десятилетия. Кроме того, довольно часто среди причин распространения субкультур называют потерю моральных и культурных ценностей, которые необходимы для нормального существования современного общества и нормальных взаимоотношений между его представителями.

Я считаю, что все эти причины верны только наполовину. А главным толчком к появлению огромного количества молодежных неформальных движений стало безвластие начала 90-х годов и свободный доступ на Запад, который был закрыт для наших соотечественников более полувека. К счастью, множество субкультур так же быстро исчезли, как и появились. А те, что выжили — металлисты, готы, эмо, рейверы, футбольные фанаты, байкеры и некоторые другие, доказали свое право на существование. Я уверена, что все они утратили прозападные признаки и сегодня являются доказательством демократизации нашего общества и его лояльности к неформальным движениям.

Имидж представителя любой субкультуры — это не только его одежда, но и демонстрация своим внешним видом ценностей и убеждений, которые пропагандирует движение. И сегодня каждая из ныне существующих молодежных субкультур имеет все шансы на то, чтобы со временем перерасти в полноценную культуру. Примером тому могут служить некоторые передовые идеи, нашедшие понимание и поддержку в нашем обществе, а также большой интерес к акциям и другим мероприятиям, которые регулярно проводят представители различных молодежных субкультур.

Демократизация нашего общества раскрыла множество возможностей в выражении своих взглядов и устремлений. Поэтому сегодня буквально на каждом шагу мы можем встретить представителей различных субкультур, причем люди неформального внешнего вида сегодня встречаются не только на улицах мегаполисов, но и в небольших городках и даже селах. Что касается меня, то я не являюсь ярой поклонницей какого-либо молодежного движения и считаю, что для выражения собственного мировоззрения достаточно лишь желания и вовсе не обязательно кардинально менять

Свой внешний вид. С другой стороны, я считаю, что любая молодежная субкультура имеет право на существование, и каждый из нас может стать полноправным представителем любого молодежного движения.

Насколько мне известно, субкультурой называется какое-либо течение, чьи характерные признаки отличаются от традиционных представлений в общепринятой культуре. Чаще всего представителей субкультуры немного по отношению к представителям традиционных направлений в искусстве, литературе и других видах культурной деятельности современного человека. В настоящее время существуют субкультуры, которые формируются на демографическом,

Национальном, географическом, профессиональном и других, наиболее распространенных в нашем обществе интересах.

В настоящее время особую нишу занимают различные субкультуры современной молодежи. Сегодня существует множество причин, способствующих появлению молодежи, выделяющейся из общей массы по своему внешнему виду, а иногда и по поведению. Принято считать, что основная причина – это желание человека выделиться и показать свою индивидуальность. Я думаю, что это не совсем так. Если и существует небольшая группа людей, которые просто хотят отличаться от серой толпы, то все их последователи всего лишь копируют их. А то, что тони примыкают к какому-либо движению или представителям субкультуры – это всего лишь боязнь быть непризнанными среди своих сверстников. Лично я считаю, что к такому подражанию склонны люди, не отличающие смелостью и не способные выделиться индивидуально.

Еще одна причина возникновения молодежных субкультур – это, конечно же, уход от скучной повседневной реальности в более интересную и насыщенную событиями жизнь. Однако и здесь я не могу понять тех, кто становится участниками неформальных движений. Я считаю, что украсить свою жизнь и насытить ее интересными событиями каждый из нас может тысячами других способов, и для этого не обязательно одеваться в вызывающую одежду, делать шокирующие прически и вести себя иначе, чем все остальные.

Некоторые современные исследователи социальных явлений считают, что в нашей стране во все времена существовало некое ядро, из которого и возникала то одна, то другая субкультура. Другие считают, что появление неформальных молодежных движений вызвано экономической и социальной неустойчивостью нашего общества на протяжении последнего десятилетия. Кроме того, довольно часто среди причин распространения субкультур называют потерю моральных и культурных ценностей, которые необходимы для нормального существования современного общества и нормальных взаимоотношений между его представителями.

Я считаю, что все эти причины верны только наполовину. А главным толчком к появлению огромного количества молодежных неформальных движений стало безвластие начала 90-х годов и свободный доступ на Запад, который был закрыт для наших соотечественников более полувека. К счастью, множество субкультур так же быстро исчезли, как и появились. А те, что выжили – металлисты, готы, эмо, рейверы, футбольные фанаты, байкеры и некоторые другие, доказали свое право на существование. Я уверена, что все они утратили прозападные признаки и сегодня являются доказательством демократизации нашего общества и его лояльности к неформальным движениям.

Имидж представителя любой субкультуры – это не только его одежда, но и демонстрация своим внешним видом ценностей и убеждений, которые пропагандирует движение. И сегодня каждая из ныне существующих молодежных субкультур имеет все шансы на то, чтобы со временем перерасти в полноценную культуру. Примером тому могут служить некоторые передовые идеи, нашедшие понимание и поддержку в нашем обществе, а также большой интерес к акциям и другим мероприятиям, которые регулярно проводят представители различных молодежных субкультур.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Война. Каждый современный юноша или девушка могут о ней рассказать, основываясь лишь на исторических фактах. Но достаточно ли одной истории,...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ работа

по дисциплине: социология

на тему: «Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным»

Выполнил:

Проверил:


РЕФЕРАТ

Отчет состоит из 30 страниц, 2-х частей, 23 таблиц, 3 рисунков, 4 литературных источников, 2-х приложений.

Основные понятия, использованные в исследовании:

o Субкультура,

o Молодежная субкультура,

o Молодёжь,

o Контркультура,

o Неформал.

Проблема исследования: существует потребность информации о том, как молодежь и студенты города Бердска относятся к молодежным субкультурам, в том числе неформальным.

Эмпирический объект исследования: молодёжь и студенты города Бердска.

Цель работы – оценить отношение молодежи и студентов города Бердска к молодежным субкультурам, в том числе неформальным.

В процессе работы проводился анкетный опрос молодёжи и студентов города Бердска, посредством специально разработанной анкеты.



Введение

Актуальность данной темы «Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным» обусловлена, прежде всего, большим количеством различных направлений молодежных субкультур и течений, как в России, так и за рубежом.

Тема широко изучена такими социологами, как М. Брейк, В. Д. Ермаков, Ю.Н. Давыдов, И.Б. Роднянская, И.П. Башкатов и др. Изучаемой теме посвящены статьи авторов М. И. Рожкова, М. А. Ковальчука, А. М. Ходырева и многих других.

Материалом для социологического исследования выступают результаты анкетного опроса студентов и молодежи города Бердска. Анкета по теме «Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным» представлена в приложении.

Проблема – существует потребность информации о том, как молодежь и студенты города Бердска относятся к молодежным субкультурам, в том числе неформальным.

Объект исследования: молодежные субкультуры.

Предмет исследования: отношение молодежи и студентов города Бердска к молодежным субкультурам, в том числе неформальным.

Цель исследования – оценить отношение молодежи и студентов города Бердска к молодежным субкультурам, в том числе неформальным.

Молодежная субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей. В ее основе лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей.

Молодежная субкультура – это особый образ жизни, это ни что иное, как форма самовыражения молодых.

В настоящее время существует множество различных молодежных объединений, их количество постоянно растет, возникают новые направления и течения молодежных субкультур. Однако отношение общества к подобным объединениям не однозначно и во многом формируется на основе направленности интересов и увлечений тех или иных течений.

Изучение молодежных субкультур издавна составляет важное направление социологии молодежи.

Английский социолог М. Брейк отмечал, что субкультуры как «системы значений, способов выражения или жизненных стилей» развивались социальными группами, находившимися в подчиненном положении, «в ответ на доминирующие системы значений: субкультуры отражают попытки таких групп решить структурные противоречия, возникшие в более широком социальном контексте».

М. И. Рожков, М. А. Ковальчук, А. М. Ходырев в статье «Особенности субкультуры неформальных молодежных объединений» выделяют три характеристики молодежной субкультуры. Ее главной характерной особенностью является ее обособленность, отстраненность, часто демонстративная, эпатажная, от культурных ценностей старших поколений, национальных традиций. Другая характерная особенность – преобладание потребления над творчеством. И третьей характерной особенностью можно назвать авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность.

Исследователи по-разному классифицируют молодежные объединения и группы. Например, И.П. Башкатов выделяет четыре вида неформальных объединений:социально нейтральные (озорные) группы общения; предкриминальные или асоциальные группы подражания; неустойчивые криминальные или антиобщественные группы; устойчивые криминальные или преступные группы.

По социально-правовому признаку выделяют:

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.

2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам. Например: музыкальные и спортивные фанаты.

3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

По направленности интересов социолог М. Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:

Увлечение современной молодежной музыкой;

Устремление к правопорядковой деятельности;

Активно занимающиеся определенными видами спорта;

Околоспортивные - различные фанаты;

Философско-мистические;

Защитники окружающей среды.

Профессор С. А. Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:

Романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индианисты, толкинисты, с известными оговорками - байкеры).

Гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, рэпперы и т.п.),

Криминальные («гопники», «люберы»)

Анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.

Профессор З. В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:

1) со способом времяпрепровождения - музыкальные и спортивные фанаты, металлисты, люберы и даже нацисты;

2) с социальной позицией - экокультурные;

3) с образом жизни – «системники» и их многочисленные ответвления;

4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.

До начала 80-х гг. молодежная культура находилась в «подполье» и потому не могла стать предметом исследования со стороны официальной науки. Только с появлением серии публицистических выступлений, взбудораживших общественное мнение криминальным характером молодежных группировок (например, рокеров), исследование этой проблематики стало возможным и даже вызвало настоящий бум, который закончился так же неожиданно и быстро, как и начался.

Просматриваются три направления таких изысканий. Одно из них - изучение отношения молодежи к неформальным объединениям и явлениям субкультуры. В рамках этого направления были осуществлены проекты под руководством В. Ливанова, В. Левичевой и Ф. Шереги.

Другое направление основывалось на включенном наблюдении и развивалось в рамках «перестроечной публицистики». Вместе с тем появились и первые профессиональные исследования с использованием интервью. Автор одного из них - ленинградец Н. В. Кофырин (Ленинградский университет). Осенью 1989 г. он изучал неформальные молодежные группировки города непосредственно в местах их «тусовок».

Третье направление составляли исследования собственно преступных молодежных группировок, и они проводились не социологами, но специалистами в области права. Наибольшее признание в социологических кругах получили работы И. Сундиева (Академия МВД), Г. Забрянского (Правовая Академия министерства юстиции) и публициста В.Еремина.

На общем всплеске интереса к молодежным группировкам в те годы наиболее серьезной работой выглядит теоретическое исследование белорусских социологов И. Андреевой и Л.Новиковой, которые предприняли попытку применить культурологические теории для эмпирического изучения молодежных субкультур в условиях крупного города.

Субкультура - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.

2. Молодежная субкультура - совокупность ценностей, традиций, обычаев, присущих молодежи, у которой досуг и отдых как ведущие, формы жизнедеятельности вытеснили труд в качестве важнейшей потребности. Для молодежной субкультуры характерны попытки сформировать:

· собственное мировоззрение;

· своеобразные манеры поведения, стили одежды и прически, формы проведения досуга и т.д.

3. Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной и психо-физиологической зрелости, адаптации к исполнению социальных ролей взрослых. Обычно к молодежи причисляют людей в возрасте 14-30 лет.

4. Контркультура - в широком смысле - тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру.

5. Неформал - член неформальной, официально не утверждённой организации, группы.

1. выявить уровень информированности молодежи и студентов о различных субкультурах, в том числе неформальных.

2. установить, как респонденты характеризуют молодежные субкультуры, в том числе и неформальные, и как относятся к ним.

3. выявить, имели ли респонденты опыт общения с представителями неформальных субкультур и субкультур молодежи в целом.

4. выявить, как молодежь и студенты определяют причины, которые побуждают молодых людей придерживаться какой-либо субкультуры.

5. выявить уровень информированности респондентов о возможных рисках при вступлении в ту или иную молодежную группировку.

Гипотеза-основание: Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе и неформальным, не однозначно.

Гипотезы-следствия:

1. 20 % респондентов имели опыт общения с представителями неформальных субкультур.

2. 60 % респондентов равнодушно относятся к различным молодежным субкультурам, не видят в их существовании никакой угрозы для общественности.

3. 30 % респондентов положительно относятся к субкультурам.

4. 10 % респондентов негативно относятся к различным субкультурам.

5. 60 % опрошенных считают, что молодых людей побуждает вступать в различные молодежные организации желание выделиться из общей массы общества и выразить свой протест против сложившихся устоев и порядков.

6. 40 % респондентов уверены, что молодые люди придерживаются определенных молодежных субкультур в целях удовлетворить потребность в общении по интересам и взглядам.

7. 60 % респондентов считают, что молодежные субкультуры в целом безвредны и вступление в них не несет за собой никаких рисков.

8. 40 % респондентов уверены, что вступление в ряды приверженцев какой-либо молодежной субкультуры, может в дальнейшем принести вред как в физическом, так и в психологическом плане.

Эмпирическим объектом данного исследования выступает молодежь и студенты г. Бердска. В Бердске проживают около 90 тыс. жителей. Исходя из того, что молодежь составляет примерено 35 % от общего числа жителей г. Бердска, объем генеральной совокупности в этом случае равен 31,5 тыс. чел. При таком объеме генеральной совокупности рекомендуемый объем выборочной совокупности составляет 10 тыс. чел.

Однако в силу невозможности опроса такого количества человек, всего было опрошено 30 молодых людей. Данные исследования не распространяются на всю генеральную совокупность, так как выборочная совокупность не репре­зентативна.

Для проведения исследования был использован целенаправленный метод отбора единиц наблюдения в выборочную совокупность. В качестве способа отбора единиц наблюдения был использован стихийный отбор, а именно от­бор «себе подобных».

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Было проведено социологическое исследование, целью которого являлось оценить отношение молодежи и студентов города Бердска к молодежным субкультурам, в том числе неформальным. Опрос проводился методом анкетирования. Всего было опрошено 30 респондентов.

В качестве респондентов в исследовании привлекались молодые люди от 14 до 30 лет. Из них: 50% составили юноши и 50% - девушки.

Таблицы первичной обработки данных по результатам опроса представ­лены в Приложении Б.

Результаты анкетного опроса позволили выявить то, как молодежь и студенты толкуют понятие молодежная субкультура: 13,3 % респондентов определяют молодежную субкультуру как форму досуга, 36,7 % - как временное увлечение, а оставшиеся 50 % опрошенных считают, что молодежная субкультура – это стиль жизни современной молодежи (ПРИЛОЖЕНИЕ Б табл. 2).

10% респондентов определяют неформальное молодежное объединение как группу людей, нарушающих общественный порядок, живущих в разрез с принятыми в обществе правилами поведения и морали; 36,7 % респондентов считают, что это группа молодых людей, объединенных общими нестандартными интересами и увлечениями; и более половины всех опрошенных (53,3%), определяют неформальное молодежное объединение как молодых группу людей, выражающих протест обществу своим необычным поведением, внешним видом и специфическими взглядами на жизнь (ПРИЛОЖЕНИЕ Б табл. 3).

По результатам опроса более половины респондентов (53,3%) имели опыт общения с представителями неформальных субкультур (ПРИЛОЖЕНИЕ Б табл. 4), причем это опровергает одну из выдвинутых гипотез, в которой говориться лишь о 20 % опрошенных.

Рис. 1. Распределение вариантов ответов не вопрос: «Имели ли вы опыт общения с представителями неформальных субкультур?»

6,7 % всех опрошенных в целом негативно относятся к различным субкультурам, что подтверждает выдвинутую гипотезу; 70 % респондентов выразили свое безразличие по данному вопросу, а 23,3 % положительно относятся к молодежным субкультурам, что также подтверждает гипотезы (ПРИЛОЖЕНИЕ Б табл. 5). В целом данные опроса отражают правдивость гипотезы-основания о том, что отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным, неоднозначно. Однако, как показали результаты опроса, девушки более негативно относятся к молодежным субкультурам чем юноши: 24 % всех опрошенных девушек и 13 % юношей выразили свое отрицательное отношение по данному вопросу (ПРИЛОЖЕНИЕ Б табл. 16).

Рис. 2.

Все опрошенные в той или иной степени признают угрозу общественности в существовании молодежных субкультур, но подавляющее большинство (83,3%), считают, что не все молодежные течения настолько опасны (ПРИЛОЖЕНИЕ Б табл. 6). Мнения по данному вопросу среди девушек и юношей разделились, поскольку по данным опроса 20 % девушек и 13% юношей уверены, что молодежные объединения опасны для общества (ПРИЛОЖЕНИЕ Б табл. 17).

20 % респондентов интересуются определенными направлениями молодежных субкультур, 33,3 % выразили свое безразличие, 6,7 % ответили, что им об этом ничего не известно, а оставшиеся 40 % не заинтересованы никакими молодежными течениями (ПРИЛОЖЕНИЕ Б табл. 7). Причем, лишь 23,3 % всех опрошенных ответили, что существуют молодежные течения, чьи взгляды, идеи и увлечения им симпатичны (ПРИЛОЖЕНИЕ Б табл. 8). Результаты опроса показали, что юноши больше интересуются молодежными субкультурами: 26 % всех опрошенных юношей и 13 % всех опрошенных девушек выразили свою заинтересованность направлениями молодежных течений (ПРИЛОЖЕНИЕ Б табл. 18). 34 % всех опрошенных юношей и 13 % всех опрошенных девушек выразили свою симпатию идеям и взглядам тех или иных молодежных субкультур (ПРИЛОЖЕНИЕ Б табл. 19).

Половина всех опрошенных считают, что молодых людей побуждает вступать в различные молодежные объединения желание выделиться из общей массы и выразить свой протест против сложившихся устоев и порядков, что в целом подтверждает выдвинутую гипотезу. 10 % респондентов считают, что стимулом является желание самореализоваться, 40% уверены, что молодых людей привлекают общие нестандартные интересы и взгляды (ПРИЛОЖЕНИЕ Б табл. 9).

Результаты опроса показали, что все респонденты в большей или меньшей степени осознают риски, связанные со вступлением в молодежные организации, однако более половины опрошенных (80%) предполагают, что не все молодежные объединения настолько опасны. Лишь 20 % респондентов уверены, что вступление в ряды приверженцев какой-либо молодежной субкультуры чревато негативными последствиями (ПРИЛОЖЕНИЕ Б табл. 10). Полученные результаты опровергают гипотезу, в которой говориться о 40 % респондентов, считающих, что вступление в молодежные течения в дальнейшем приносит вред как моральный, так и физический. Все опрошенные юноши считают, что не все молодежные объединения настолько опасны. Девушки в данном вопросе более радикально настроены: 40 % всех опрошенных девушек уверены, что вступление в молодежные организации влечет за собой негативные последствия (ПРИЛОЖЕНИЕ Б табл. 21).

23,3 % респондентом резко негативно отнеслись бы к тому, что кто-нибудь из их близких присоединился к представителям молодежной субкультуры. 36,7 % выразили более лояльное отношение по данному вопросу. Такой же процент респондентов ответили, что все будет зависеть от того, к какому молодежному течению они решат примкнуть, и 3,3 % выразили полное безразличие (ПРИЛОЖЕНИЕ Б табл. 11).

Более половины всех опрошенных (76,7%) уверены, что государство должно тем или иным способом осуществлять контроль над молодежными организациями и движениями (ПРИЛОЖЕНИЕ Б табл. 12). В данном вопросе девушки более радикальны, чем юноши: 87 % всех опрошенных девушек и 66 % всех опрошенных юношей высказались за государственный контроль (ПРИЛОЖЕНИЕ Б табл. 23).

Рис. 3.

По результатам социологического исследования можно сделать обобщенные выводы.

Молодежь и студенты города Бердска в большинстве своем считают, что молодежная субкультура – это стиль жизни современной молодежи. Большая часть опрошенных имела какой-либо опыт общения с представителями неформальных субкультур. И юноши и девушки выразили свое безразличие по отношению к молодежным субкультурам в целом, однако юноши больше интересуются различными направлениями молодежных течений. Девушки же в вопросах негативного влияния, угрозе общественности и государственного контроля над молодежными организациями и движениями оказались более радикально настроены, чем юноши.

В ходе исследования подтвердилась гипотеза-основание «Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе и неформальным, не однозначно». Не подтвердилась гипотеза «20 % респондентов имели опыт общения с представителями неформальных субкультур», поскольку результаты исследования показали, что более 50% всех опрошенных имели данный опыт общения. Также не подтвердилась гипотеза «40 % респондентов уверены, что вступление в ряды приверженцев какой-либо молодежной субкультуры, может в дальнейшем принести вред как в физическом, так и в психологическом плане», так как на практике данной точки зрения придерживается лишь 20 % респондентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате выполненной исследовательской работы были достигнуты поставленные задачи.

Был выявлен уровень информированности молодежи и студентов о различных субкультурах, в том числе неформальных.

Было установлено, как респонденты относятся к молодежным объединениям как таковым: в целом подавляющее большинство опрошенных и юношей и девушек выразили свое безразличие по данному вопросу.

Было выявлено, что больше половины опрошенных молодых людей имели опыт общения с представителями неформальных субкультур.

Молодежь и студенты города Бердска в большинстве своем считают, что причиной, побуждающей молодых людей придерживаться той или иной субкультуры, является желание выделиться из общей массы и выразить свой протест против сложившихся устоев и порядков.

Было установлено, что все опрошенные в той или иной степени осознают риски, связанные со вступлением в молодежные организации.

1. Раковская О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы / М.: «Наука». – 1993.

2. Электронный учебник по социологии (Кайгородова Л.А.): www.zakroma.narod.ru

3. Никольский Д. Социология молодежи (Молодежный экстремизм и молодежная субкультура)/http://www.romic.ru/referats/0703.htm

4. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // Общественные науки и современность. – 1996. - №3.

ПРИЛОЖЕНИЕ А.

Анкета для опроса молодежи и студентов.

Тема: «Отношение молодежи и студентов к молодежным субкультурам, в том числе неформальным»

Дорогие друзья!

Эта социологическая анкета посвящена изучению отношения и информированности молодежи о различных молодежных субкультурах. Ваши ответы помогут выявить возможные риска при вступлении в различные молодежные организации, определить причины, побуждающие молодых людей вступать в ряды приверженцев неформальных движений.

1. Пол:  М

2. По-вашему, молодежная субкультура – это (1 вариант ответа ):

 форма досуга;

 временное увлечение;

 стиль жизни современной молодежи.

3. Что такое, по-вашему, неформальное молодежное объединение? (1 вариант ответа )

 группа людей, нарушающих общественный порядок, живущих в разрез с принятыми в обществе правилами поведения и морали;

 группа молодых людей, объединенных общими нестандартными увлечениями и интересами;

 группа молодых людей, выражающих протест обществу своим необычным поведением, внешним видом и специфическими взглядами на жизнь;

4. Имели ли вы опыт общения с представителями неформальных субкультур?

5. Как вы относитесь к различным молодежным субкультурам?

 негативно;

 мне все равно, никогда над этим не задумывался(лась);

 положительно.

6. Согласны ли вы с тем, что существование молодежных субкультур представляет собой угрозу общественности?

 я считаю, что НЕ все молодежные субкультуры представляют опасность для общества;

7. Интересны ли для вас какие-либо направления молодежных субкультур?

 Мне безразлично;

 Мне ничего о них не известно.

8. Есть ли какие-либо молодежные течения, чьи взгляды, идеи и увлечения вам симпатичны?

9. Что, по-вашему, побуждает молодых людей вступать в различные молодежные объединения? (1 вариант ответа )

 желание выделиться из общей массы и выразить свой протест против сложившихся устоев и порядков;

 общие нестандартные интересы и взгляды;

 желание самореализоваться.

10. Считаете ли вы, что вступление в молодежные организации чревато негативными последствиями?

 конечно (наркотики, физические травмы, психологические проблемы);

 не думаю, что все молодежные объединения настолько опасны;

 нет, я уверен(а), что это совершенно безвредно.

11. Как бы вы отнеслись к тому, что кто-нибудь из ваших близких (родственники, друзья) присоединится к представителям молодежной субкультуры?

 резко негативно;

 я ничего не имею против молодежных объединений, но мне не хотелось бы, чтоб мои близкие присоединялись к ним;

 думаю, все зависит от того, к какому молодежному движению они решат примкнуть;

 мне все равно, это их дело;

 положительно.

12. Должно ли государство каким-либо образом осуществлять контроль над молодежными организациями и движениями?

Таблицы первичной обработки данных по результатам опроса

Распределение респондентов по полу:

Таблица 1.

I. Распределение вариантов ответа молодёжи и студентов:

Таблица 2.

Таблица 3.

Таблица 4.

Распределение вариантов ответов молодежи и студентов на вопрос: « Как вы относитесь к различным субкультурам?»

Таблица 5.

Таблица 6.

Таблица 7.

Таблица 8.

Таблица 9.

Таблица 10.

Таблица 11.

Распределение вариантов ответов молодежи и студентов на вопрос: «Должно ли государство каким-либо образом осуществлять контроль над молодежными организациями и движениями?»

Таблица 12.

II . Распределение вариантов ответа молодёжи и студентов по полу:

Распределение вариантов ответов молодежи и студентов на вопрос: «По-вашему, молодежная субкультура – это…»

Таблица 13.

Распределение вариантов ответов молодежи и студентов на вопрос: «Что такое, по-вашему, неформальное молодежное объединение?»

Таблица 14.

Распределение вариантов ответов молодежи и студентов на вопрос: «Имели ли вы опыт общения с представителями неформальных субкультур?»

Таблица 15.

Распределение вариантов ответов молодежи и студентов на вопрос: « Как вы относитесь к различным субкультурам?»

Таблица 16.

Распределение вариантов ответов молодежи и студентов на вопрос: «Согласны ли вы с тем, что существование молодежных субкультур представляет собой угрозу общественности?»

Таблица 17.

Распределение вариантов ответов молодежи и студентов на вопрос: «Интересны ли для вас какие-либо направления молодежных субкультур?»

Таблица 18.

Распределение вариантов ответов молодежи и студентов на вопрос: «Есть ли какие-либо молодежные течения, чьи взгляды, идеи и увлечения вам симпатичны?»

Таблица 19.

Распределение вариантов ответов молодежи и студентов на вопрос: «Что, по-вашему, побуждает молодых людей вступать в различные молодежные объединения?»

Таблица 20.

Распределение вариантов ответов молодежи и студентов на вопрос: «Считаете ли вы, что вступление в молодежные организации чревато негативными последствиями?»

Таблица 21.

Распределение вариантов ответов молодежи и студентов на вопрос: «Как бы вы отнеслись к тому, что кто-нибудь из ваших близких (родственники, друзья) присоединится к представителям молодежной субкультуры?»

Таблица 22.

Распределение вариантов ответов молодежи и студентов на вопрос: «Должно ли государство каким-либо образом осуществлять контроль над молодежными организациями и движениями?»

Таблица 23.

Варианты ответа Юноши